Роль женщины в развитии грузинской народной поэзии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат филологических наук Гоголаури, Тамила Ираклиевна

  • Гоголаури, Тамила Ираклиевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1983, Тбилиси
  • Специальность ВАК РФ10.01.09
  • Количество страниц 180
Гоголаури, Тамила Ираклиевна. Роль женщины в развитии грузинской народной поэзии: дис. кандидат филологических наук: 10.01.09 - Фольклористика. Тбилиси. 1983. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Гоголаури, Тамила Ираклиевна

Введение

Глава I. Краткая история исследования вопроса

Глава П. Сказительницы и их репертуар

Глава Ш. К вопросу установления репертуара женщин

Глава 1У. Сочинительство и сочинители-женщины

1. Хваршлзе Саглукашвили.

2. Калике л а Горзамаули.

3. Пелагея Зурабашвадш.

4. Мариам Мчедаури.: 9.

5. Иатела Звиадаури.

Глава У. Импровизация в творчестве женщин.

Глава У1. Идейно-тематическая сторона поэзии женщин

1. Отображение взаимоотношений девушки и юноши в народной поэзии женщин

2. Идеал "каи-кма" /"доброго глолодца"/ в поэзии женщин.

3. Недовольство кизныо в поэзии женщин

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль женщины в развитии грузинской народной поэзии»

Значительный вклад в грузинское устное народное творчество внесли женщины. Поэтому выделение и самостоятельное изучение устного творчества женщин - своевременное и весьма нужное дело: широкие читательские массы должны иметь возможность составить себе представление о духовном мире, о поэтическом таланте женщины-труженицы.

В прошлом грузинская женщина, несмотря на ограниченность своих общественных прав, играла большую роль в жизни народа, - и не только как мать и надежная опора семьи, чьи хрупкие плечи несли на себе всю тяжесть заботы о прочности и благополучии семейного очага. Наряду с этим женщина, когда требовалось, была и мужественным воином, и пахарем; она вдохновляла мужчин на героические подвиги во имя свободы родины, была первой в радости и в беде. Непревзойденная хозяйка, она не имела себе равных в гостеприимстве .

Сердце женщины, полное материнской доброты, одновременно вмещало в себе любовь к детям, верность мужу и семье, заботу о стране,тепло и любовь к людям. В радости и в горе,в непрерывных заботах женщина находила время и для поэзии /хотя в этом отношении традиция не очень-то баловала ее/ - иначе и невозможно было бы представить себе в древней Грузии роль "пииты горя": ведь в ритуале оплакивания умерших, прощания с ними женщины играли главную рОЛЬг.

В Грузии, оказывается, существовала даже профессия певицы, что, естественно, было бы немыслимо без поэтического слова,и, видимо, предполагало также и собственное творчество женщин.

Удивительный поэтический дар грузинских женщин отчетливо проявляется в народной поэзии. В Грузии собирание образцов народной мудрости приняло организованный характер в прошлом веке, но поэтический репертуар женщин особо не выделялся.

Б настоящем исследовании мы ставим целью четко определить творческий вклад женщин в развитие грузинского фольклора, роль простой труженицы в создании, развитии и распространении нацио -нальной народной словесности.

Указанная проблема монографически никем не изучена, хотя существуют отдельные соображения исследователей и богатый фиксированный материал, имеющий свою историю. Эти данные будут рассмотрены в специальной главе диссертации.

При разработке исследуемой темы мы опирались на труды клас -сиков марксизма-ленинизма, на соображения ученых, фиксированные тексты, использовали собственный материал, добытый в результате полевой исследовательской работы.

Почти во всех уголках Грузии есть свои сказительницы, но мы различаем сказительниц - носителей традиционного устного народного творчества и авторов-сказительниц /"молексе"/, имеющих собственное поэтическое творчество. Последних удалось выявить главным образом в Восточной Грузии, причем исследования подтвердили, что горные районы Грузии по традиции стихосложения резко отличны от низменных. Если в низменных районах женщины-"молексе" встречаются редко, то в Пшави, Хевсурети, Тушети, Мтиулети их довольно много. Более отчетливо проявляется роль женщин в народной поэзии в Восточной Грузии. Это подтверждают материалы, зафиксированные нами в течение 12 лет полевых исследований в различных уголках республики. Поэтому при исследовании и рассмотрении тех или иных вопросов мы опираемся в основном на народную поэзию горных районов Восточной Грузии.

Имена многих сочинительниц стихов растаяли в тумане времени, но в их устных творениях все же сохранились следы, указывающие на личность авторов, а в некоторых случаях интересные сведения о них сохранил сам народ.

Мало дошло до наших дней древних образцов устного творчества женщин. Данное обстоятельство следует объяснять отнюдь не тем,что в далеком прошлом сочинительниц было меньше. Тут надо учитывать еще одну специфическую сторону сохранения и распространения на -родных стихотворений без фиксирования, определяемую различной ролью поколений в сохранении и распространении образцов устного народного творчества: стихотворение, понятное и любимое для одного поколения, другому могло не показаться таким, и оно предавалось забвению; возможно, жизнь выдвинула перед данным поколением иные по сравнению с предыдущим требования, новые идеалы, которым под -ходило иное, соответствовавшее им словесное оформление, и поэтому место стихотворений, близких и понятных предыдущему поколению, в дальнейшем занимали новые образцы, больше соответствовавшие духу нового времени. К тому же репертуар ушедших из жизни оставался незафиксированным, что также способствовало его забвению.

Б наше время устный поэтический репертуар женщин вызывает большой интерес у исследователей. Серьезная работа в этой области проделана учеными А.Шанидзе, В.Котетишвили, М.Чиковани, К.Сихарулидзе, Е.Вирсаладзе и другими.

К сожалению, народная память донесла до нас весьма скупые сведения о женщинах - мастерах поэтического слова, ввиду чего установление женского репертуара - дело нелегкое, хотя во многих стихотворениях зачастую обнаруживаются такие детали, которые убеждают, что их первоначальным автором должна была быть женщина.

Мы условно разделили устное творчество женщин на две части: на тексты неизвестных авторов и тексты, авторство которых уста -новлено. В работе даны поэтические портреты нескольких женщин -мастеров народной словесности. В ходе полевых работ мы выявили около сорока женщин-"молексе" и изучили их творчество, однако ограниченность объема диссертационной работы не позволила нам полностью представить в ней весь этот богатый материал.

Установление авторства народных произведений представляло определенную трудность. В этом деле мы опирались как на сведения, полученные от сказителей, так и на содержание и лексический анализ текстов. Наши суждения по вопросу установления авторства народных стихотворений представлены в третьей главе диссертации.

Интересной частью народного творчества женщин являются импровизированные тексты. Сочинение стихотворения посредством импровизации и его исполнение еще ярче подтверждают способности женщин в области стихосложения. Поэтому мы сочли нужным специально рассмотреть этот вопрос.

В диссертации по возможности подробно дан тематический анализ поэзии женщин; заострено внимание на тематическом сходстве и различиях между древней и новой поэзией. Правда,женская народная поэзия весьма разнообразна по жанрам и тематике, но мы решили остановиться только на основных темах, поскольку в одной работе невозможно осуществить подробный анализ материала по всем вопросам.

В результате проведенных исследований отчетливо выявилась значительная роль женщины в грузинской народной поэзии, и это, по нашему мнению, заслуживает внимания.

Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Фольклористика», Гоголаури, Тамила Ираклиевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внимательные наблюдения над образцами грузинской народной поэзии, исследования и поиски в этом направлении позволяют заключить, что женщинам принадлежит немалая заслуга в создании и развитии народной поэзии.

Женщины играли большую роль не только в сохранении и распро -странении устного творчества,- наряду с этим они обогащали сокровищницу народной поэзии и собственными поэтическими творениями.

В Грузии существуют сказительницы и авторы-сказительницы /сочинительницы/. Или же женщина может быть одновременно и сказительницей и автором-сказительницей; в этом случае ее репертуар содержит в себе как традиционные тексты, так и образцы собственного творчества.

В результате полевой работы установлено,что в современных условиях от женщин-сказительниц можно зафиксировать гораздо больше фольклорного материала по сравнению с мужчинами, чем в прошлом, что объясняется различным положением женщины в прошлом и теперь.

Подробное изучение и анализ творчества сказительниц убеждает в его разнообразии и специфике. Имеет место и разница в численности сказительниц по районам Грузии, что обусловлено различным правовым положением женщины в тех или иных районах в разное время.

Репертуар сказительниц различается в зависимости от возраста и профессионализма носительниц устного народного творчества.

В работе представлены наши материалы по установлению репертуара женщин, творчество женщин разделено на две части: на тексты с выявленным автором и на тексты неизвестных авторов. Проблемный вопрос установления пола авторов последних также частично разрешен, поскольку полный анализ текста /фразеология,содержание,специфика, и др./ позволяет выделить в богатой народной поэзии довольно большую часть образцов устного поэтического творчества женщин.

Б работе из-за ограниченности ее объема дан творческий портрет лишь нескольких ведающихся авторов-сказительниц. Но и на их примере можно составить ясное представление о поэтических возможностях простой труженицы и о традиции сочинительства женщин, о их роли в развитии народной поэзии.

На основе анализа вопроса импровизации в поэтическом творчестве женщин в работе указано, что путем импровизации женщинами созданы высокохудожественные поэтические тексты - в виде плачей в голос, црорицаний и "капиа" /путем импровизации создана, очевидно, и часть трудовых и колыбельных песен/. Особого внимания заслуживают "плачи в голос", традиция сочинения которых жива и поныне в горных районах Восточной Грузии, в основном в Пшави и Хевсурети.

Мы сознательно уклонились от традиционного пути жанрового исследования творчества женщин; зато в работе выдвинута на передний план идейно-тематическая сторона народного творчества женщин, где особо заостряется внимание на отображении взаимоотношений юноши и девушки, мужества и нравственных идеалов, а также на показе быто -вых отношений и отношения женщины к бытию, к бренному миру. На основе анализа соответствующих образцов в работе показано, что по своей художественной силе и тематическому разнообразию устное поэтическое творчество женщин ни в чем не уступает поэтическому творчеству мужчин.

В работе из-за ограниченности объема не удалось дать подробный тематический анализ поэзии женщин; мы заострили внимание лишь на тех основных вопросах, которые отражены в их творчестве наиболее ярко и полно.

Довольно основательно в работе изучены поэтические творческие возможности женщин и их роль в распространении и развитии грузинского устного народного творчества. Установлено, что особенно богатые традиции стихосложения у женщин имеют место в горной части Восточной Грузии /Пшави, Хевсурети, Тушети/; большинство авторов-сказительниц также приходится на эти районы.

Таким образом, проведенные исследования позволяют заключить, что поэтическая фантазия женщины безгранична. Женщина глубоко вникает в смысл жизни, в ее радости и печали; она способна поэтическим словом выразить свой духовный настрой, отношение к различным событиям и явлениям; способна заставить глубже вникнуть в детали человеческих взаимоотношений, подметить много такого, чего нельзя увидеть при поверхностном, беглом взгляде.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Гоголаури, Тамила Ираклиевна, 1983 год

1. АЗАДОВСКИй М.К. Маркс и Энгельс о фольклоре. Начало формирования русской марксистской фольклористики.- В кн.: История русской фольклористики. М., Госучпедгиз Министерства просвещения РСФСР, т.II, 1963, с.324-347.

2. АНДРЕЕВ II.11. Русский фольклор. Хрестоматия для высших педагогических учебных заведений. М.-Л., Учпедгиз, 1936, 496 с.

3. МШШШПВШШ Г. Из жизни ншавов.- Газ. "Иверия", 1886, & 37.

4. АРАБУЛИ Г. Традиция любовной поэзии в Пшави и Хевсурети.- Вкн.: Вопросы грузинской литературы. Тбилиси, Мецни-ереба, т.II, 1971, с.114-163.

5. АРЖЕВА1ЩЗЕ Е. Вопросы изучения грузинской народной словесности в русской периодике дореволюционной Грузии. Тбилиси, Мецниереба, 1978, 342 с.

6. АСАТРШШ Л. Поэтессы древней Грузии. Тбилиси, изд-во Грузинского филиала АН СССР, 1936, 233 с.

7. АСЛАНШ1ВИЛИ Ш. Очерки о грузинских народных песнях. Тбилиси,

8. Хеловнеба, 1954, т.1, 322 е.; т.П, 1956, 326 с.

9. АСТАХОВА A.M. Импровизация в русском фольклоре /ее формы играницы в разных жанрах/.- В кн.: Специфика фольклорных жанров. Русский фольклор. Наука, т.Х, 1966, с.63-79.

10. БАЗАНОВ В.Г. Причитания русского севера в записях 1942-1945ггг

11. В кн.: Русская народно-бытовая лирика. М.-Л., изд-во АН СССР, 1962, с.3-45.

12. БАЗАНОВ В.Г. Поэзия крестьянских праздников /сборник песен/.

13. Л., Советский писатель, 1970, с.636.

14. БАЛИАУРИ Н. "Сцорпроба" в Хевсурети.- Этнографический архив

15. Института истории Грузинской ССР, Mjj, 1938.

16. БАЛИАУРИ Н. "Сцорпроба" в "Залкмреулоба" в Хевсурети.- Этнографический архив Института истории ; Грузинской ССР, ¿р 1938.

17. БАРДАВЕЛИДЗЕ В. Культ покойника в Хевсурети.- в Кн.: Материалыпо этнографии Грузии, Тбилиси, изд-во Грузинского филиала АН СССР, 1940, т.Ш, с.1-159.

18. БЛРДАВЕВДЗЕ Б. Иорские пшавы.- Вестник Института языка, истории и материальной культуры им.акад.Н.Марра, Тбилиси, изд-во АН Грузинской ССР, т.XI, 1941, с.67-182.

19. БАРДАВЕЛИДЗЕ В. Древо жизни и изобилия в верованиях грузи.- Вкн.: Вопросы этнографии Грузии. Тбилиси, Мецниереба, 1968, с.44-65.

20. БАРДАВШ1ДЗЕ Д. Роль исполнения в формировании грузинскогостиха.- В кн.: Грузинский фольклор, Тбилиси, Мецниереба, t.I-П, 1964, с.ПЗ-129.

21. БАТОШШВШШ И. Калмасоба./Под ред.К.Кекелидзе и А.Барамидзе.

22. Тбилиси, Сахелгами, т.1, 1936, 307 с.

23. БАРСОВ Е.В. Причитания северного края /Плачи похоронные, надгробные и надмогильные/. М., чЛ, 1872 , 327 с.1.¿. БОНЧ-БРУЕВИЧ В.Д. В.И.Ленин об устном народном творчестве. -Советская: этнография., 1954, № 4, с Л17-132.

24. БЮХЕР К. Работа и ритм. М., Новая Москва, 1923, 326 с.

25. ВАЖА ГШ1АВЕЛА. Соч. в 5 томах. Публицистические и этнографические статьи. Тбилиси, Сабчота Сакартвело, т.У, 1961, 505 с.

26. Ваш Пшавела. Дшав и его жизнь. Соч.в 10 томах. Тбилиси, Сабчота Сакартвело, т.УП, 1964, с.120-184.

27. ВЕСЕЛОВСКИЙ А.Н. Историческая поэтика. Л., Гослитиздат, 1940,648 с.

28. ВЙРСА1АДЗЕ Е. Основные виды грузинской народной любовной лирики.- В кн.: Литературные изыскания., Тбилиси, изд-во АН Грузинской ССР, т.УШ, 1953, с.275-299.

29. ВЙРСАЛАДЗЕ Е. Устное творчество горцев Грузии /Мтиудети-Гудамакари/, Тбилиси, изд-во AJI Грузинской ССР, 1958, 585 с.

30. ВЙРСАЛАДЗЕ Е. О коллективности как основном признаке народного творчества.- В кн.: Грузинский фольклор, t.I-П, 1964, с.7-31.

31. ВИРСАЛАДЗЕ Е. Лирика.- В кн.: Грузинское народное поэтическоетворчество. Тбилиси, Мецниереба, т.П, 1968, с.245-332.

32. ШНШАШВШШ А. Очерки из истории грузинской детской литературы. Тбилиси, Цодна, 1962, 258 с.

33. ГОГЕБАШВШИ Я. Избранные сочинения. Тбилиси, Сахелгами, т.П,1940, 554 с.

34. ГОГОЛАУРМ И. Традиция покосных песен и плачей в голос в грузинской народной поэзии. Дис.кавд.филолог.наук.- Тбилиси, 1975, 187 с.

35. ГОГОЛАУРИ И. Хварамзе. Стать бы мне кубком серебряным. Тбилиси, Сабчота Сакартвело, 1976, 33 с.

36. ГОГОЛАУРИ И. Плачи в голос. Тбилиси, Сабчота Сакартвело, 1981,71 с.

37. ГОГОЧУРИ Д. Вопросы традиций сочинения и распространения стихов /по хевсурским материалам/.- В кн.: Грузинский фольклор, 1969, т.Ш, с.218-234.

38. ГОГОЧУРИ Д. Стихосложение в Хевсурети. Тбилиси, Сабчота Сакартвело, 1974, 264 с.

39. ГОГОЧУРИ Д. Хевсурская героическая поэзия и герой. Тбилиси,1. Ганатлеба, 1977, 184 с.

40. ГРУЗИНСКИЙ фольклор. Материалы и исследования. Тбилиси, Мецниереба, Т.1-П, 1964, 386 с.

41. ГРУЗИНСКИЙ фольклор. Материалы и исследования, т.Ш, 1969, 382 с.

42. ГРУЗИНСКОЕ народное поэтическое творчество. Тбилиси, Мецниереба, т.П, 1968, 374 е., т.Ш, 1973, 299 с.

43. ГРУЗИНСКАЯ народная поэзия,. Тбилиси, Мецниереба, т.1, 1972,418 с.

44. ГРУЗИНСКАЯ народная поэзия, т.П, 1973, 441 с.

45. ГРУЗИНСКАЯ народная поэзия, т.Ш, 1974, 558 с.

46. ГРУЗИНСКАЯ народная поэзия, т.1У, 1975, 608 с.

47. ГРУЗИНСКАЯ народная, поэзия, т.У, 1976, 591 с. ,44. ГРУЗИНСКАЯ народная поэзия, т.У1, 1978, 429 с.

48. ГРУЗИНСКАЯ народная поэзия, т.УН, 1979, 535 с.

49. ГРУЗИНСКАЯ народная поэзия, т.УШ, 1979, 516 с.

50. ГРУЗИНСКАЯ народная поэзия, т.XII, 1980, 379 с.

51. ГРУЗИНСКАЯ народная поэзия, т.IX, 1981, 585 с.

52. ДАВИТАДЗЕ Э. Аджарский фольклор. Тбилиси, Сабчота Сакартвело,1978, 181 с.

53. ДОБРОЛЮБОВ Н.А. Черты для характеристики русского простонародья.- Полн.собр.соч. в 6-ти томах, ГИХЛ, т.П, 1935.

54. ДРЕВНЯЯ Грузия. Тушинские стихи, записанные И.Букураули, т.П,1913, 690 с.

55. ЗАНДУКЕЛИ П. Фольклорная деятельность А.Капанадзе.- В кн.:

56. Грузинский фольклор, т.1-Й, с.357-373.

57. ЗАНДУКЕЛИ П. Детский фольклор.- В кн.: Грузинское народное поэтическое творчество, т.Ш, с.248-269.

58. ЗАНДУКЕЛИ П. Колыбельные стихи и песни.- в Кн.: Вопросы детского грузинского фольклора, Тбилиси, Накадули, 1977, с.34-60.

59. КАБАРДИНСКИЙ фольклор. М.-1., 1936, 641 с.

60. КАЗБЕГЙ А. Соч. Тбилиси, Сабчота мцерали, т.1, 1948, 522 с.

61. КАИШАУРИ Л. Мтиульские тексты* Тбилиси, Мецниереба, 1978,277 с.

62. КЩЩШ Н. Грузинское классическое красноречие, Тбилиси, Хеловнеба, т.1, 1961, 328 с.

63. КАПАНАДЗЕ А. Личный архив. Институт рукописей АН ГССР.

64. КОРИДЗЕ Д. Грузинские женщины. Тбилиси, Ганатлеба, 1976, 239 с.

65. КОТЕТШВИЛИ В. Народная, поэзия. Тбилиси, Сабчота мцерали, 1961,472 с.

66. КОТЕТИШВШШ В.' Грузинский поэтический фольклор.- В кн.: Избранные сочинения. Тбилиси, Сабчота Сакартвело, 1967, с.367-439.

67. КРАВЦОВ II.И. Фольклор как искусство слова /сборник статей/.

68. М., изд-во МГУ, 1969, 158 с.

69. КРАВЦОВ Н.И. Вопросы жанров русского Фольклора. М., изд-во МГУ,1972, 131 с.

70. КРАВЦОВ Н.И., ЛАЗУТИН С.Г. Русское устное народное творчество.1. Ы., 1977, 374 с.

71. МАКАЛАТИЯ С. Мтиулети. Тбилиси, Сахелгами, 1930, 192 с.

72. МАКАЛАТИЯ С. Тушети. Тбилиси, 1933, 226 с.

73. МАКАЛАТИЯ С. Пшави. Тбилиси.- Труды Географического общества,1934, 235 с.

74. МАКАЛАТИЯ С. Хеви. Тбилиси, Сахелгами, 1935, 290 с.

75. МАКАЛАТИЯ С. Хевсурети. Тбилиси, 1935, 280 с.

76. МАКАЛАТИЯ С. Тушинские стихи. Тбилиси, Федерация, 1937, 143 с.

77. МАКАЛАТИЯ С. Месхет-Джавахети. Тбилиси, Федерация, 1938, 157с.

78. МАКАЛАТИЯ С., ЕАЛИАУРИ Н. Пережитки культа покойника в Хевсурети. Этнографический архив Института истории Грузинской ССР, 1937.

79. МАМАЛАДЗЕ Т. Трудовые песни в Кахети. Изд-во АН Грузинской ССР,1962, 126 с.

80. МАТЕРИАЛЫ фольклорного архива Института истории грузинской литературы им.Ш.Руставели АН Грузинской ССР.

81. ЫПЕЛИАШВИЛИ Э. Отображение Великой Отечественной войны в грузинской народной поэзии. Тбилиси, Ыецниереба, 1974, 138 с.

82. МОХЕВСКИЕ. атихи, собранные А.Гомиашвили, Тбилиси, Федерация,1939, 144 с.

83. МЛАЛАДЗЕ А. Аджарская семейно-обрядовая поэзия. Батуми, Сабчота Аджара, 1969, 164 с.

84. НАРОДНЫЕ сказители Аджарии. Батутли, 1956, 124 с.

85. НАТРОШВИЛИ Г. Стихи и любовь.- В кн.: Поэт и бренный мир. Тбилиси, Ганатлеба, 1978, с.33-40.

86. НАРОДНАЯ мудрость. Тбилиси, Накадули, т.1У, 1965, 567 с.

87. НАРОДНАЯ словесность. Тбилиси, изд-во АН Грузинской ССР, т.Ш,1953 /Народные стихи записаны Т.Разикашвшш,. редактор и автор предисловия МЛиковани/, 299 с.

88. ОЧИАУРИ Т. Из истории древних верований Грузии. Тбилиси, издво АН Грузинской ССР, 1964, 146 с.

89. ОЧИАУРИ Т. К вопросу взаимосвязи покойных песен и плачей в голос.- Материалы по этнографии Грузии. Тбилиси, АН Грузинской ССР, т.XI, 1960, с.161-187.

90. ОЧИАУРИ А., БАЛИАУРИ И. Пшавское "цацлоба". Этнографическийархив Института истории ГССР, М=-42'

91. ПЛЕХАНОВ Г.В. Письмо без адреса. Избр.философские произведения, М., Гослитиздат, т.У, 1958, с.282-392.

92. РА31ШШВИЛИ В. Мой отец Важа Шавела. Тбилиси, Сабчота мцерали, 1961, 202 с.

93. РАЗИКАИШИЛИ Т. Личный архив. Институт рукописей АН ГССР.

94. РЕХВЙАШВИЛЙ С. Трудовые песни в горной Раче.- Сабчота хеловнеба, 1962, й 4, с.26-29.

95. РУССКОЕ народное поэтическое творчество, М.-Л., изд-во АН1. СССР, т.П, 1956, 512 с.

96. РУССКАЯ народно-бытовая лирика /причитания, севера в записях

97. В.Г.Базанова и А.П.Разумовой/. М.-Л., изд-во АН СССР, 1962, 598 с.

98. РУССКИ!! фольклор. Народная поэзия славян, т.УШ, 1963, 434 с.

99. СИХАРУЛИДЗЕ К. Детский фольклор. Изд-во Тбилисского госуниверситета, 1938, 252 с.

100. СИХАРУЛИДЗЕ К. Грузинские народные герои. Тбилиси, Саблитгами,1952, 128 с.

101. СИХАРУЛИДЗЕ К. Народные сказители. Сборник первый. Тбилиси,изд-во АН ГССР, 1956, 222 с.

102. СИХАРУЛИДЗЕ К. Обрядовая поэзия, траурные стихи.- В кн.: Грузинское поэтическое творчество, т.1, с.278-301.

103. СР1ХАРУВДЗЕ К. Хрестоматия грузинской народной словесности.

104. Тбилиси, Цодна, т.1, 1956, 380 е., т.П, 1961, 288 с.

105. СИХАРУЛИДЗЕ К. Героические стихи.- В кн.: Грузинское народноепоэтическое творчество, т.П, с.82-135.

106. СИХАРУЛИДЗЕ К. Вопросы грузинской народной героической поэзии. Тбилиси, Ганатлеба, 1970, 158с.

107. COBETCKI'tí'í фольклор. Л., Художественная литература, 1939, 312с.

108. СОКОЛОВ Ю.Ы. Русский фольклор, М., Учпедгиз, 1941, 560 с.

109. ТЕВДОРАДЗЕ Г. Пять лет в Пшави и Хевсурети. Тбилиси, 1930,202 с.

110. ТЕВДОРАДЗЕ Г. Пять лет в Пшави и Хевсурети. Тбилиси, Грузмедгиз, книга вторая, 1939, 137 с.

111. ТЕОРИЯ и история фольклора.- Грузинский фольклор, т.УШ, 1979,159 с.

112. ТУРМАНАУЛИ Г. Представленные материалы 223, 1964. Фольклорный архив Института истории грузинской литературы им. Ш.Руставели.

113. ТУРМАНАУЛИ Г. Пшавские плачи в голос. Цискари, 1969, № 7,с.86-89.

114. ХИЗАПАПШИЛИ Д. Пшавские стихи. Изданы редакцией ?|Иверия",1887,262 с.

115. ЖАНАШВИЛИ Н. Этнографические записи. Материалы по этнографии Грузии. Тбилиси, изд-во Грузинского филиала АН СССР, т.П, 1940, с.1-170.

116. ИЗ. ХОРНАУЛИ В. Пшавские "милексеба".- Труды Грузинского краеведческого общества, Тбилиси, 1939, 70 с.

117. ХОРНАУЛИ Г. Пшавское "капиа". Тбилиси, Сабчота мцерали',' 1969,97с.

118. ЦАНАВА А. "Галексеба-гашаиреба" и пшавские "каша". Тбилиси,изд-во АН ГССР, 1969, 93 с.

119. ЦЕРЕТШ А. Собр.соч. в 15-ти томах. Публицистические статьи.

120. Тбилиси,Сабчота Сакартвело, т.ПУ, 1961, с.596-601.

121. Щ1СКАРАШВИЛИ И. Тушинские песни. Газ. Кавказ, 1849, J£ 38.

122. ЧИКОВАНИ М. История грузинской народной словесности. Тбилиси,изд.научно-методического кабинета Министерства просвещения ГССР, 1952, 540 с; изд.Тбилисского госуниверситета, 1975, 552 с.

123. ЧИКОВАНИ М. Идеал героя. В кн.: Грузинский эпос, Тбилиси,изд.АН ГССР, книга первая, 1959, с.21-30.

124. ЧИКОВАНИ М. Кахетинская фольклорная экспедиция 1961г. Грузинский фольклор, Тбилиси, Мецниереба, T.I-П, 1964, с.195-255.

125. ЧИКОВАНИ М. фольклорный синкретизм.- В кн.: История грузинской народной словесности, Тбилиси, изд.Тбилисского госуниверситета, т.1, 1975, с.57-60.

126. ЧИНЧАРАУЖ А. Особенности хевсурского диалекта, Тбилиси, издво АН ГССР, 1940, 486 с.

127. ЧИСТОВ К.В. Народная поэтесса П.А.Федосова. Очерк жизни итворчества. Петрозаводск, Госиздат К.-Ф. АССР, 1955, с.10-17.

128. ЧИСТОВ К.В. Причитания. В кн.: Русское народное поэтическоетворчество, т.П, 1956, с.152-193.

129. ЧРЕШШЛИ К. Тушинская поэзия. Тбилиси, Сабчота Сакартвело,1962, 130 с.

130. ШАМАНАДЗЕ-Н. Одна грузинская народная баллада.- В кн.: Грузинский фольклор, T.I-П, с.169-195.127. 1ШШАНАДЗЕ Н. Вопросы народной драмы. Тбилиси, Хеловнеба,1981,1. ПО с.

131. ШАНИДЗЕ А. Грузинская народная поэзия /хевсурская/. Тбилиси,1. Госиздат, 1931, 706 с.

132. ШЕТЕКАУРИ Г. Финальные формулы народного стихотворения.- В кн.:

133. Теория и история фольклора, Тбилиси, Мецниереба', 1979, с.78-88.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.