Роль визуальной антропологии в социальном конструировании ценностей тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Ильбейкина, Мария Игоревна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 182
Оглавление диссертации кандидат наук Ильбейкина, Мария Игоревна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Методологические возможности визуальной антропологии
для отражения социальной реальности
1.1 Визуальная антропология как актуальная область социально-философских и социально-антропологических исследований
1.2 Ценности в системе социально-философского знания 53 Глава 2. Социальное конструирование ценностей в актуальных культурных практиках
2.1 Социальное конструирование ценностей в контексте
современной визуальной антропологии
2.2 Современный музей как пространство социального конструирования антропологических ценностей 113 Заключение 125 Список использованных источников 137 Приложения
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Визуальная антропология: границы и перспективы2013 год, кандидат наук Трушкина, Екатерина Юрьевна
Репрезентация гендерной идентичности в визуальной культуре2006 год, кандидат философских наук Певченко, Галина Николаевна
Визуальность как феномен и ее влияние на социальное познание и социальные практики2011 год, кандидат философских наук Колодий, Вячеслав Владимирович
Теории и практики советского этнографического кино 1920–1930-х гг.2021 год, доктор наук Головнев Иван Андреевич
Философско-антропологические аспекты образа женщины в гендерных исследованиях2004 год, кандидат философских наук Григорьева, Дарья Константиновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль визуальной антропологии в социальном конструировании ценностей»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Одним из ключевых вопросов социальной реальности является проблема самоидентификации субъектов этой реальности - от индивида до государства. Уподобление себя конкретному образу требует определения собственных границ, что возможно лишь в ситуации отношения с каким-либо иным объектом реальности; эта категория в социальной философии обозначается понятием «Другого». Образ субъекта может быть соотнесен с образом некоего Другого на основе наличия либо отсутствия общих ценностей. На сегодняшний день наиболее действенной социальной технологией трансляции, реконструкции и нового конструирования ценностей является так называемая «мягкая сила» культуры и искусства. Важнейшие характеристики культуры - идеационность и социальность, -позволяют ей быть универсальным инструментом проектирования и внедрения эталонных норм коллективного поведения, идеологического самосоотнесения человека с этносом, культурной, религиозной, территориальной группой и т. д.
Социальное конструирование идентичностей разных уровней (от индивидуальной до национальной) в существующих практиках все чаще осуществляется именно средствами социально-культурного проектирования: концептуальные методологические основания реализуются с середины XX в. философами, социальными и культурными антропологами, психологами, этнологами и многими другими исследователями. Эта тенденция актуализируется и в отечественной социальной философии. Интерес к исследованию социально-культурных характеристик разных типов сообществ поддерживается и государством, и научной общественностью: создаются исследовательские институты, проводятся конференции, экспертные и научит,те семинары, публикуются оезультаты исследований.
Все большее развитие получают синтетические методы подачи и восприятия информации, с которыми работает визуальная антропология - современная междисциплинарная область знания, возникшая на фундаменте социально-философских и культурно-антропологических исследований и синтезирующая визуальное искусство, социальное познание и информационные технологии. Появившаяся изначально в рамках этнографии и ориентированная на вспомогательное информирование о неизвестных сторонах социального бытия представителей традиционных культур, в настоящее время визуальная антропология работает с визуальным материалом как адекватным источником знания о разных формах социально-культурной реальности. С ее помощью осуществляется выход на уровень реконструирования и конструирования особого рода текстов о повседневности и характере отношений человека с человеком, социумом и миром, что позволяет визуальной антропологии стать одним из наиболее актуальных на сегодняшний день способов фиксации социальных ценностей.
Актуальность социально-философского исследования возможностей визуальной антропологии для современных процессов социально-культурного проектирования подтверждается многочисленными исследованиями, авторы которых в последние несколько лет начали все пристальнее обращать внимание на визуальные аспекты антропологических процессов. В данной диссертационной работе изучены следующие стратегически важные для формирования общероссийской идентичности аспекты: во-первых, визуальные свидетельства, оперирующие наглядными социальными символами и знаками, документы и объекты позволяют исследователям гуманитарных наук открывать новые пути к пониманию прошлого и настоящего, выходя и на уровень прогнозирования будущего -межсоциальных, межнациональных и межкультурных отношений. Во-вторых, исследование на основе анализа реальных социокультурных проектов позволяет научно определить эмпирически проверенные методологические основы визуальной антропологии, а в дальнейшем и
применять полученное знание в различных социальных и гуманитарных практиках - в частности, в современной музейной практике концептуального проектирования, работающего в направлении формирования личной, региональной и культурной идентичностей. И, в-третьих, современные музеи, все больше ориентируясь в своей деятельности на потребности посетителя, дают своеобразный ответ на запрос государства, способствуя организации региональных центров современной культуры. С позиции проектирования и внедрения определенных социально значимых образов и установок музейные практики ранее изучены не были; поэтому особую важность приобретает использование философско-социологической и социально-антропологической базы для данного вида деятельности.
Степень изученности темы диссертационной работы
Для настоящего исследования особую важность представляло выявление специфики визуально-антропологических приемов, в связи с чем были рассмотрены как коллективные труды, так и отдельные монографии российских и зарубежных авторов, относящиеся к областям социальной философии, социологии, социальной психологии, искусствоведения, философии культуры, социальной и культурной антропологии и т. д. Кроме того, специфика предмета изучения вызвала необходимость обращения к таким источникам информации, как фото- и видеоматериалы, кинофильмы, интернет-сайты, выставки, и т.д.
Изучение такой особой области междисцпиплинарных исследований, как визуальная антропология, потребовало обращения к феномену визуальности: изучение понятий «образ», «визуальный образ» стало одним из ключевых вопросов диссертационной работы. Из значимых исследований о природе и функционировании визуального образа стоит отметить работы Р. Арнхейма, С.М. Даниэля, А.Р. Лурии, Дж. Гибсона, В.М. Гордона, В.П. Зинченко, Д.В. Пивоварова, В.И. Жуковского, И.С. Якиманской, Б. Маллона,
Б.И. Беспалова, М. Коула и С. Скибнера, Э. де Боно, Д. Роэма, Н.Г. Молодцовой, В.В. Ванслова, С.Х. Раппопорта, Л.Ю. Лиманской, Р. Керни1.
Сама визуальная антропология - явление для отечественной науки
достаточно новое. О судьбе антропологии и ее роли для социальной
* ^
философии XX в. подробно пишет С.А. Смирнов , видя в современной антропологии одновременно мощную философскую базу и конкретное применение гуманитарных практик, призванных создавать и реализовывать «проекты человека». Другие исследователи определяют антропологию как инструмент передачи культуры от поколения к поколению, как коммуникативную сеть внутри определенного сообщества (Л.С. Клейн), как средство приведения к общему знаменателю динамического и адаптационного подходов (С. Лурье), а также как рефлексию через познание других культур (Высшая антропологическая школа, Кишинев).
Визуальная антропология, генетически связанная с социальной антропологией, становится средством погружения внутрь исследуемой культуры и инструментом исследования ее репрезентации: уже в первой половине XX в. тенденция к диалоговости визуально-антропологической коммуникации была поддержана М. Мид и Г. Бейтсоном3 Р. Бердвистелом4, К. Левином, Э. Холлом.
1 Арнхейм Р. Визуальное мышление: хрестоматия по общей психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1981; Ванслов В.В. Что такое искусство. - М.: Изобразительное искусство, 1988; Даниэль С.М. Искусство видеть. — JT.: Искусство, 1990.; Ванслов В.В. Что такое искусство. - М.: Изобразительное искусство, 1988; Жуковский В.И., Копцева Н.П., Пивоваров Д.В. Визуальная сущность религии. - Красноярск, 2006; Запесоцкий А.С. Трансформации культуры: производство смыслов и управление информационными потоками // Вопросы философии. - 2011. - № 5; Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М.: Изд-во МГУ, 1968; Маллон Б. Творческая визуализация и цвет. - М.: Галактион, 2001; Керни Р. Кризис постмодернистского образа // Аполлинарий. - 1996. - № 4; Раппопорт С.Х., Степанов М.С. Художественная жизнь: пути обновления: сб. науч. тр. -М.: Знание, 1989.
2 Смирнов С.А. О судьбе антропологии в философии XX века. - Электронный альманах о человеке «Antropolog.ru». - Режим доступа: http://www.antropolog.ru/doc/persons/smirnov/persons_3
3 Mead М. Visual Anthropology in a Discipline of Words // Principles of Visual Anthropology / ed. by P. Hockings. - The Hague, Paris: Mouton, 1975.
4 Birdwhistell R.L. Introduction to kinesics. An annotation system for the analysis of body, motion and gesture. - Louisville, Kentucky: University of Louisville, 1952.
Среди сегодняшних западных и отечественных тенденций можно отметить следующие. Рассматривают визуальную антропологию не как средство создания визуального продукта, но как средство анализа интересующего социального явления, концентрируясь на социальных контекстах создания и использования изображений, такие исследователи, как А.Хэддон, Б. Спенсер, Р. Флаэрти, М. Мид, Ж. Бодрийяр5, представители
6 7
Гранада-центра в Манчестере , американский антрополог Джей Руби , представители современной российской антропологии Е.Р. Ярская-Смирнова и П.В. Романов, Я. Панакова, К.А. Тарасов8, исследователи Российского Центра политики и тендерных исследований9. Дж. Руби придерживается мысли о том, что визуальная антропология исследует обе стороны - и исследователя, и исследуемого. Диалоговость сторон подчеркивается Е.В. Александровым, Л.С. Филимоновым10, О.И. Генисаретским, Н.В. Литвиной, A.B. Головневым. Мультикультурный характер реализуемого визуальной антропологией знания отмечают А. Баликси, Д. Шварц, Е.В. Александров. Особого рода прикладной характер визуальной антропологии подчеркивают и используют в своих разработках Ф. Гинзбург11 (вводя понятие
1 *У
«пороговости»), С. Пинк (подчеркивая синкретичный медийный характер
5 Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / пер. Е. А. Самарской. — М.: Республика «Культурная революция», 2006.
6 Grimshaw A. Teaching visual anthropology. Notes from the Field // ETHOS. - 2001. — vol.66:2.
7 Ruby J. Is an Ethnographic Film a Filmic Ethnography? // Studies in the Anthropology of Visual Communication. - 1975. - Vol. 2. - № 2.
о
Тарасов K.A. Насилие в зеркале аудиовизуальной культуры. - НИИ киноискусства и Агентства по культуре и кинематографии. -М.: Белый берег, 2005.
9 Визуальная антропология; режимы видимости при социализме / под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова (Библиотека Журнала исследований социальной политики). -М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009.
10 Александров Е.В., Филимонов Л.С. Красная книга исчезающих культур // Аудиовизуальная антропология. Истории с продолжением. - М.: Институт Наследия, 2008.
11 Ginsburg F. Television and the Mediation of Culture // Visual Anthropology Review. - 1992.
- № 8. J "J •
Pink S. Doing visual ethnography: Images, media and representation in research. - London: Sage Publications, 2006.
визуальных образов и технологий), Н. Бессоновь (работа с проявлением и снятием социального стереотипа). Принципиально иной характер визуального образа в отношении письменного постулируется в работах Д. Мак-Дугалла14, Ж. Руша, И.В. Кондакова15, Я. Панаковой, О.И. Генисаретского16, И.В. Утехина. Прикладные проблемы визуально-антропологического исследования поднимают А. Гримшоу, О.Б.
1 п
Христофорова, A.B. Прохоров, Ф.А. Гнедович , исследователи Центра
визуальной антропологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Концептуальное осмысление природы ценности и ее реализации в
различных формах социальных коммуникаций можно разделить на
несколько подходов. Один из них - идеалистический, развиваемый с эпохи
Античности, поддерживаемый в эпоху Средневековья и вновь
18
актуализированный немецким философом Г. Лотце в 1860-е гг. . Объективистски-идеалистической позиции Лотце близки идеологи Баденской школы неокантианства - В. Виндельбанд, Г. Риккерт и их последователи Э. Трельч, А.Л. Кребер, Н. Гартман. Соотношение ценностей традицйонных и постмодерновых рассматривается Р.Инглхартом и К. Вельцелем. «Ценность» как объективное понятие трактуется рядом русских философов, такими, как B.C. Соловьев, П.А. Флоренский, И.А.Ильин, Е. Н.Трубецкой, С.Л. Франк, H.A. Бердяев: русская философия видит в «ценностях» самореализацию Абсолютного духа.
13 Бессонов Н. Российские цыгане перед камерой оператора // Аудиовизуальная антропология. Истории с продолжением. -М.: Институт Наследия, 2008.
14 MacDougall D. Transcultural Cinema // Ed. and with an introd. by L. Taylor. Princeton: Princeton University Press, 1998.
15 Кондаков И.В. Покушение на литературу (О борьбе литературной критики с литературой в русской культуре) // Вопросы литературы. 1992. Вып.И.
16 Генисаретский О.И. Визуальные психопрактики культуры // Аудиовизуальная антропология. Истории с продолжением. -М.: Институт наследия, 2008.
17 Гедрович Ф.А. Обеспечение сохранности этнографических кинофильмов 1930-х годов. -
Аудиовизуальная антропология. 200^
18
РайнсвТ. И. Гносеология Лотце// Новые идеи в философии. - 1913.-№ 7.
Ценности как продукт человеческих потребностей рассматриваются А. фон Мейнонгом, Р.Б. Перри, Дж. Дьюи19, К.И. Лыоисом, Дж. Сантаяной и др. К подобной методологически-мировоззренческой позиции может быть
причислена и популярная теория ценностей А. Маслоу. Подобной точки
20
зрения придерживается также A.B. Луначарский .
9 t
В. Дильтей и школа культурно-исторического релятивизма рассматривают культуру как воплощенный в произведениях искусства мир ценностей, находящихся в определенной системе. Возможность понимания культурных ценностей разных типов культур поддерживают и А. Тойнби, О. Шпенглер, Н.Я. Данилевский. Социальная составляющая «ценности», имеющая внеиндивидуальный смысл и выступающая регулятором общества, рассмотрена М. Вебером22 и П.А. Сорокиным2". Оппозицию этому мнению представляет концепция М. Хайдеггера24, где на первый план выходит избранная субъектом точка зрения.
Современная социальная философия позволяет исследователям выбирать какую-либо точку зрения и, опираясь на нее, разрабатывать собственные концепции. Ценности могут иметь объективную образовательную составляющую (O.A. Радугина)25, системно реализовываться в социальной и исторической сферах реальности (Н. Чавчадзе, Г. Францев, А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов и др.). Новую роль ценностей в современных социальных процессах подчеркивают С.Г. Кадочникова, О.Л. Палеева; более того, именно переживание, вчувствование
19 Дьюи Дж. Реконструкция в философии. Проблемы человека. -М.: Республика, 2003.
20
Луначарский A.B. Основы позитивной эстетики. - M.: URSS, 2011.
21
Дильтей В. Собрание сочинений: в 6 т. - Т. 1 : Введение в науки о духе / Пер. с нем. под ред. B.C. Малахова. -М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. 2 Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990.
23 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. -М.: Директ-Медиа, 2007.
24 Хайдеггер М. Европейский нигилизм. - Режим доступа: http://wvvvv.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Heidegg/EvrNig_index.php
23 Радугина O.A. Образовательная культура как целостный социальный феномен // Философия и общество. - 2011. - № 1
есть наиболее адекватная форма осознания ценностей окружающего мира26. Культурные ценности сегодня - инструмент многочисленных гуманитарных практик, преимущественно прикладных и работающих с социальной и личной идентичностью человека (как в положительном, так и в
'Л
отрицательном значении): об этом пишут Н.М. Генова , М.В. Салтыкова,
A.Ю. Головин28, Е.С. Любарский, A.C. Запесоцкий и т.д. Особую роль визуального проявления социальных ценностей подчеркивает Е.Р. Ярская-Смирнова29.
«Мягкую силу» культуры и искусства ее прикладные возможности для трансляции социальных ценностей исследуют Дж. Hafij0, В.Я. Ваплер, Н.Э. Тройская, A.C. Гусев, Д.С. Коршунов, A.C. Макарычев, A.B. Солнцев. Идея социального конструирования целостно разрабатывается в исследовании П. Бергера и Т. Лукмана, основанном на изысканиях Э. Гуссерля, А. Шюца, Д.Г. Мида, М. Вебера, Э. Дюркгейма. Средства социального конструирования, его возможные последствия, а также области применения рассматриваются Т. Куном, Т. Лакером, Э. Пикерингом, Ч. Миллсом, Е.А. Сироткиной, В.И. Ильиным, И.Г. Дроновой и т. д. Технология социального конструирования и
31
его формула приводится в труде Ю.Г. Марченко .
Разные уровни идентичности (личный и социальный) и процессы социальных идентификаций исследованы С.С. Чистяковой, Т.Г. Стефаненко,
B.C. Малаховым. Механизмы конструирования идентичности в философском ключе рассматривают мыслители XX века (Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Ж.-П.
26 Матвеев П.Е. Моральные ценности: монография. - Владимиров.гос.ун-т. - Владимир, 2004.
27
Генова Н.М. Концепция мобильного моделирования инфраструктуры культуры в региональной культурной политике // Вестник Моск. гос.ун-та культуры и искусств. -
2010.-№4.
28
Головин А.Ю. Виртуальные СМИ и новые культурные ориентации Интернет-пользователей // Вестник Моск. гос.ун-та культуры и искусств. - 2010. - №5.
29
Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Социальная антропология: учеб. Пособие. - М.: УМО вузов России по социальной работе, 2004.
30 Най Дж. Мягкая сила и американо-европейские отношения // Свободная мысль-XXI. -2004.-№10.
31 Марченко Ю.Г. Социокультурное конструирование «нового человека» в 1920-е годы и его современный вариант // Bet i ник Томского гос. ун-та. - 2008. - № 317.
Сартр, X. Ортега-и-Гассет, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж.Делез, Р.Барт); из новейших авторов можно выделить позицию Д. Келлнера: в инструментарий конструирования идентичности входят формируемые визуальной культурой образы"32.
Среди исследований в области визуально-антропологических практик можно отметить исследовательские работы о кинематографе и фотографии A.B. Головнева, Н.Ю. Захаровой, Люка де Хеуша, Джуди Вейзер, Джо Спенс, Рози Мартин и т.д. Отдельного внимания заслуживают исследовательские практики Центра документальной фотографии «FOTODOC» при Музее и общественном центре им. А.Д. Сахарова. Работа с новыми категориями социального пространства - виртуальной сферой, ментальными картами и др. осуществляется в исследованиях И.В. Утехина и Российского Центра политики и тендерных исследований. Музейная составляющая визуально-антропологической практик практически не представлена в современных социально-философских исследованиях (можно отметить исследование музея как социального института, транслирующего культурные ценности через музейную коллекцию, сделанное М.А. Лаптевой33).
Краткий обзор существующих научных источников позволяет выйти на проблемный уровень диссертационного исследования. В настоящий момент визуальная антропология понимается преимущественно как область, ориентированная на создание видеопродуктов и фильмов (художественных, документальных и др.) в русле этнологии. Ее возможности как инструмента целенаправленного социального конструирования ценностей, а не только как специфической области антропологического знания, не изучены в должной степени. В данном диссертационном исследовании зафиксирована определенная оторванность методов и подходов визуальной антропологии и
32
Воропай Т. Идентичность в социальной антропологии Дугласа Келлнера // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2000. -№2.
j3 Лаптева М.А. Музей как социальный институт (социально-философский анализ): дис. .. канд.филос.наук: 09.00.11 / М.А. Лаптева. - Красноярск, 2006. - 149 с.
практической деятельности в современной культурной институции. Существующие немногочисленные примеры работы с визуальной антропологией как источником знания о процессах социальной идентификации через коммуникацию «Другого» и «Я» преимущественно фиксируют взаимодействие с визуальным источником постфактум. Научная проблема диссертации связана с необходимостью целенаправленного социального конструирования ценностей в современных российских культурных практиках.
Объект исследования: визуальная антропология как метод социального конструирования.
Предмет исследования: возможности конструирования социокультурной идентичности в актуальных культурных практиках с помощью визуальных ресурсов.
Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы определить роль визуальной антропологии как метода, позволяющего работать с конструированием социокультурной идентичности в актуальных культурных практиках провести, с помощью социально-философского исследования.
Гипотезой исследования является предположение о том, что визуальная антропология в ее современных формах выступает в качестве одного из инструментов реализации «мягкой силы» культуры и искусства в процессе социального конструирования идентичностей через процесс трансляции и усвоения социальных ценностей. Сегодня визуальная антропология выступает метатекстом, новой перспективной областью социального познания, объединяющей в себе текстовые составляющие всех областей антропологического плана (визуальные, аудиальные, вербальные и т.д.). Метатекстовая природа визуальной антропологии объясняется тем, что актуальный информационный поток, определяющий специфику современных социальных коммуникаций, имеет преимущественно визуальный характер. В данном случае под текстом понимается не только
вербально связная последовательность символов, а доступное пониманию информационное поле, наполненное визуальными культурными кодами и смыслами.
Конкретизируя гипотезу, можно отметить, что актуальные культурные практики интенсивнее проявляют себя в музейной деятельности, которая становится активным пространством социальных коммуникаций. Музей, работая с ментально-историческими аспектами социального бытия, так или иначе обозначет границы коммуникации «Я» - «Другой». Помимо фиксации особенностей мировосприятия социального субъекта «Другого», визуальная антропология фиксирует особенности «Я»-мировосприятия и позволяет проявить различные социальные стереотипы, зафиксировать их и преодолеть, что изменяет устойчивые социальные коммуникации, где могло произойти нивелирование социальных ценностей и создать условия для обновленного и обостренного восприятия ценностного содержания в новой форме. Знание особенностей визуальных технологий конструирования образов и стоящих за ними базовых идей, идеалов, ценностей возможно применять в конкретных культурных практиках, в том числе в музейных - в частности, в концептуальном проектировании экспозиций, способных целенаправленно конструировать социокультурную идентичность реципиента, взаимодействующего с определенными визуальными культурными объектами.
Цель и гипотеза диссертационной работы требуют решения ряда исследовательских задач:
1. Провести анализ и систематизацию существующих в зарубежной и отечественной социально-философской и социально-антропологической литературе видений концептуальной сущности цели, предмета и объекта визуальной антропологии.
2. Проанализировать существующие в зарубежной и отечественной социально-философской практике теории социальных ценностей, определить концептуальное содержание термина «ценность», а также формы реализации
«ценности» в действительности, выявить особенности наиболее воспринимаемой в настоящее время формы реализации социально-культурных ценностей.
3. Определить специфику и методику процессов социокультурного конструирования ценностей и современные возможности применения принципов визуальной антропологии в актуальных культурных практиках.
4. Исследовать с помощью аналитико-описательного метода экспозиционные практики и концепции региональных музеев на примере Красноярского края, чтобы выявить специфическое использование методов визуально-антропологического проектирования, обосновать эффективность применения визуально-антропологического инстурментария для социального конструирования российской (в том числе региональной) идентичности с помощью трансляции и производства ценностей в актуальных культурных практиках.
Теоретико-методологическим основанием выступают социально-философские концепции «мягкой силы» культуры и искусства Дж. Ная, теория социального конструирования П. Бергера и Т. Лукмана, синтетическая концепция идеального Д.В. Пивоварова. Далее основополагающее значение для данного исследования имеет аксиологическая концепция представителя школы культурно-исторического релятивизма В. Дильтея, а также оригинальный подход отечественного исследователя В.И. Плотникова, обозначившего в качестве ведущего качества ценности т. н. «проектное», позволяющее конструировать поведение и отношение к миру как индивида, так и социума. Кроме того, существенную роль в достижении цели диссертационного исследования сыграли идеи В. Виндельбанда, М. Вебера, М. Шелера, теория ценностных отношений М.С. Кагана.
Разработка содержательной части и характеристик понятия «идентичность», механизмов и инструментария ее построения имеет в
основании диссертационное исследование К.В. Резниковой и философское осмысление категорий «Я» и «Другой» Ж. Лакана, М. Фуко, Д. Келлнера.
Анализ сущностных характеристик визуальных форм культуры осуществлялся на основе позиций современной теории изобразительного искусства, «художественного образа» и «визуального мышления», разработанной Д.В. Пивоваровым, В.И. Жуковским и Н.П. Копцевой.
Изучение теоретических материалов, посвященных проблеме методологических возможностей визуальной антропологии, сделало необходимым применение аналитико-описательного метода, включающего как анализ отдельных элементов, работающих с принципами конструирования индивидуальной и региональной идентичности, так и обобщение полученных данных. Социально-философское исследование стратегий конструирования индивидуальной и социальной идентичностей в смысловом пространстве визуальных знаков обусловило применение содержательного анализа современных музейных практик на материале анализа постоянных и временных экспозиций музеев Красноярского края. Имея в своем прикладном аспекте конкретный объект изучения, культура использует эмпирическое знание, которое с помощью общенаучного метода индукции обобщается и становится частью общей теории культуры. В этом плане технические средства, изначально предложенные визуальной антропологией, помогают, во-первых, более объемно и тщательно зафиксировать полученные эмпирические сведения. Во-вторых, позволяют своеобразно их обработать и сформулировать новые гипотетические предположения об объекте изучения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Эстетические аспекты конструирования визуального образа в рекламной фотографии2010 год, кандидат философских наук Мухин, Алексей Николаевич
Музейная антропология в современном музейном менеджменте: задачи и инструментарий2022 год, доктор наук Гринько Иван Александрович
Визуализация повседневности в современной медиакультуре2017 год, кандидат наук Дроздова, Алла Владимировна
Эволюция социального статуса кино2017 год, кандидат наук Ажимова, Лариса Владимировна
Фотография как объект социологического познания2014 год, кандидат наук Богданова, Наталия Михайловна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ильбейкина, Мария Игоревна, 2013 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аверин Б. В. Под взглядом теории [Электронный ресурс] / Б.В. Аверин. - Режим доступа: http://theoryandpractice.ru/posts/7371-chem-bolee-ya-subektiven-tem-bolshe-ya-cheфayu-iz-kolodtsa-zhizni-boris-averin-o-fenomene-aktualizirovannoy-pamyati
2. Александер Дж. Сильная программа в культурсоциологии / Дж. Александер, Ф. Смит // Социологическое обозрение. - 2010. - Т. 9. - № 2. -С. 11-30.
3. Александров Е.В. Визуальная антропология — путешествие на «машине времени» по чужим мирам / Е.В. Александров. - Российский комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.ifapcom.ru/files/Monitoring/aleksandrov_visual_antr opology.pdf
4. Александров Е.В., Филимонов Л.С. Красная книга исчезающих культур / Е.В. Александров, Л.С. Филимонов // Аудиовизуальная антропология. Истории с продолжением. - М.: Институт наследия, 2008. - С. 35-43.
5. Альманах ЧЕЛОВЕК.1Ш [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://synergia-isa.ru/?page_id=8456
6. Анализ и интерпретация произведения искусства: учеб. пособие / H.A. Яковлева, Е.Б. Мозговая, Т.П. Чаговец и др.; под ред. H.A. Яковлевой. -М.: Высшая школа, 2005. - 552 с.
7. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Б. Андерсон; пер. с англ. В. Николаева. -М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2001. - 288 с.
8. Антропологическое измерение российского государства / отв. ред. В.Н. Шевченко.-М.: ИФРАН, 2009.-214 с.
9. Анучин Д.Н. На рубеже полутора- и полу столетия / Д.Н. Анучин // Русский антропологический журнал. - 1916. -№ 1-2. - С. 4-14.
10. Аполлон: Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: терминологический словарь. - М.: Эллис Лак, 1997. - 735 с.
11. Арнхейм Р. Визуальное мышление / Р. Арнхейм //Хрестоматия по общей психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - 458 с.
12. Аудиовизуальная антропология. Истории с продолжением. - М.: Институт Наследия, 2008. - 320 с.
13. Баева Л.В. Ценности изменяющегося мира: Экзистенциальная аксиология истории: монография / Л.В. Баева. - Астрахань, 2004. - 275 с.
14. Бакштейн И.М. Куратор и пресса. // Современное искусство и средства массовой информации: материалы семинара / И.М. Бакштейн // СПб.: Центр Совр. Искусства Дж. Сороса, 1998. - С. 9-12.
15. Батаева Е. В. «Фотоснимки» мысли Бодрийяра / Е.В. Батаева // Социология: теория, методы, маркетинг. -2011.-№3.-С. 58-73.
16. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.
17. Бессонов Н. Российские цыгане перед камерой оператора / Н. Бессонов // Аудиовизуальная антропология. Истории с продолжением. - М.: Институт Наследия, 2008. - С. 190-211.
18. Богучанский краеведческий музей им. Д.М. Андона [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ukbog.ucoz.ru/index/0-6
19. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр; пер. Е. А. Самарской. - М.: Республика: Культурная революция, 2006.-269 с.
20. Большаков В.П. Ценности культуры и время (Некоторые проблемы современной теории культуры) / В.П. Большаков. - В. Новгород: гос.ун-т им. Ярослава Мудрого, 2002. - 112 с.
21. Большая советская энциклопедия, определение «Художественный образ» [Электронный ресурс] / «Художественный образ» - Режим доступа http://slovari.yandex.ru
22. Вагнер А. Религиозная идентичность в условиях межкультурной коммуникации и глобализации / А. Вагнер. - LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011.-92 с.
23. Ванслов В.В. Что такое искусство: науч. изд. / В.В. Ванслов. - М.: Изобразительное искусство, 1988. - 327 с.
24. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.
25. Вейзер Дж. Техники фототерапии: использование интеракций с фотографиями для улучшения жизни людей / Дж. Вейзер. — Визуальная антропология: настройка оптики / под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова. - С.64-109.
26. Вертов Д. О фильме «Киноглаз» /Д. Вертов — Портал Российского документального кино [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vertov.ru/Dziga_Vertov
27. Вешнинский Ю.Г. Имиджелогия российского культурного пространства как опыт визуальной антропологии/ Ю.Г. Вешнинский // Аудиовизуальная антропология. Истории с продолжением. - М.: Институт Наследия, 2008. - С. 272-284.
28. Визуальная антропология: городские карты памяти / под ред. П.В. Романова, Е.Р. Ярской-Смирновой (Библиотека Журнала исследований социальной политики). -М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009. - 312 с.
29. Визуальная антропология: режимы видимости при социализме / Под ред.Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова (Библиотека Журнала исследований социальной политики). - М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009. -448 с.
30. Во глубине. Девятая Красноярская музейная биеннале. Каталог выставки / In Dept. The Ninth Krasnoyarsk Museum Biennale. - Красноярск, 2012.-216 с.
31. Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры: науч. изд. / Е.В. Волкова. - М.: Изобразительное искусство, 1988. -240 с.
32. Воробьева К.Н. Развитие антропологического подхода в педагогике семейного воспитания во второй половине XIX — начале XX в.: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / К.Н. Воробьева - Калуга, 2007. - 34 с.
33. Воропай Т. Идентичность в социальной антропологии Дугласа Келлнера / Т. Воропай // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2000. - № 2.-С. 43-50.
34. Выставка «Коммуналка» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vk.com/club25653728
35. Выставка «Непротивление» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://miral .ru/event/l 65
36. Выставка «Николаевка: пленники слободы» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://miral.ru/event/69
37. Выставка «Память тела. Нижнее белье советской эпохи» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://leggies.narod.ru/telo
38. Выставка «Послебеды» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://miral.ru/event/77
39. Гедрович Ф.А. Обеспечение сохранности этнографических кинофильмов 1930-х годов / Ф.А. Гедрович // Аудиовизуальная антропология, 2008. - С. 105-109.
40. Генисаретский О.И. Визуальные психопрактики культуры / О.В. Генисаретский // Аудиовизуальная антропология. Истории с продолжением. - М.: Институт наследия, 2008. - С. 49-59.
41. Генова Н.М. Концепция мобильного моделирования инфраструктуры культуры в региональной культурной политике / Н.М.
Генова // Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2010. - № 4. - С. 118-124.
42. Головин А.Ю. Виртуальные СМИ и новые культурные ориентации Интернет-пользователей / А.Ю. Головин // Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2010. -№ 5. - С. 95-100.
43. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Определение понятия «образ» [Электронный ресурс] / С.Ю. Головин. - Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/25/vvord/obraz
44. Головнев A.B. Антропология плюс кино [Электронный ресурс] / A.B. Головнев // Культура и искусство. — 2011. - № 1. — Режим доступа: http://vvvvw.nbpublish.com/vievv_post_16.html
45. Головнев A.B. Антропологическое кино и фестивальное движение [Электронный ресурс] / A.B. Головнев. - Режим доступа: http://rfaf.ru/rus/raff7315
46. Головнев A.B. Киноантропология. Текст доклада на международной конференции «Искусство и наука в современном мире». 11 ноября 2009 г. [Электронный ресурс] / A.B. Головнев. - Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-39895.html
47. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. Адаптация и издание (С) Изд. «Цитадель», г. Москва, 1998 г. -Сканирование (С) OCR Палек, 1998 г. - html-файл в 10 архивах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gramotey.com/?open_file=321133716672
48. Даниэль С.М. Искусство видеть / С.М. Даниэль. - Л.: Искусство, 1990.-223 с.
49. Два Бородина [буклет] / МБУК Музей истории города Бородино, Красноярский край. - Красноярск, 2012.
50. Дильтей В. Собрание сочинений: в 6 т. / В. Дильтей; под ред. A.B. Михайлова и И.С. Плотникова. - Т. 1: Введение в науки о духе / пер. с нем.
под ред. В.С. Малахова. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. - С. 270730.
51. Дмитриева НЛО. Художественный образ в диалектике сущности и
явления: автореферат дис.....канд. филос. наук: 17.00.09 / Н.Ю. Дмитриева. -
Красноярск, 2004. - 21 с.
52. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: в 15 т. Т. 1. Теория и методология / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2003.-908 с.
53. Дробышева Е.Э. Субъектно-объектные отношения в контексте ценностного восприятия мира / Е.Э. Дробышева // Вопросы культурологии. -2010.-№9.-С. 14-18.
54. Дронова И.Г. Философско-культурологическая интерпретация этнической идентичности: автореферат дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01 / Дронова И. Г.; Белгор. гос. ун-т. - Белгород: 2010. - 22 с.
55. Дугин А.Г. Геополитика постмодерна. Раздел I. Глава 3. Эволюция социально-политических идентичностей в парадигмальной системе координат [Электронный ресурс] / А.Г. Дугин - Режим доступа: 1Шр.7Лу\т:velib.com/read_book/dugin_aleksandr/geopolitika_postmoderna/razdel _iglava_3_ehvoljucijasocialno_politicheskikh_identichnostejj_v_paradigmalnojj
8181ете_коо^та1/
56. Дыои Дж. Реконструкция в философии. Проблемы человека / Дж. Дьюи. - М.: Республика, 2003. - 494 с.
57. Еврейский музей и центр толерантности [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.jewish-museum.ru/
58. Енисейский краеведческий музей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eniseysk.com/city/socs/crops/museum/
59. Ефимов В.И., Таланов В.М. Общечеловеческие ценности: монография / В.И. Ефимов, В.М. Таланов. - М.: Росс. акад. естествознания, 2010.-410 с.
60. Жданова Н.И. Развитие темы «Политические репрессии» в Красноярском культурно-историческом музейном комплексе (конец 1980-х-2000-е гг.) / II.И. Жданова, И.С. Лысенко, В.Г. Сиротинин // Моменты истории. Сборник материалов по теме «Политические репрессии в СССР». -С. 161-179.
61. Жидков B.C., Соколов К.Б. Искусство и картина мира / B.C. Жидков, К.Б. Соколов. - СПб.: Алетейя, 2003. - 245 с.
62. Жуковский В.И. Визуальная сущность религии: монография / В.И. Жуковский, Н.П. Копцева, Д.В. Пивоваров; Краснояр. гос. ун-т. -Красноярск, 2006. - 460 с.
63. Запесоцкий A.C. Трансформации культуры: производство смыслов и управление информационными потоками / A.C. Запесоцкий // Вопросы философии. - 2011. - № 5. - С. 166-172.
64. Захарова Н.Ю. Фотография как объект социологического анализа / Н.Ю. Захарова // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2008. -Т. XI. -№ 1.-С. 147-161.
65. Идея империи и «мягкая сила»: мировой опыт и российские перспективы [Электронный ресурс] / Ваплер В.Я., Тройская Н.Э., Гусев и др. // Вопросы управления. - 2010. - №1 (10). - Режим доступа: http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2010/01 /02/
66. Ильбейкина М.И. Визуально-антропологическая специфика современных культурных практик // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3. - [Электронный ресурс]. - http://www.science-education.ru/109-9535
67. Ильбейкина М.И. Возможности применения метода фокус-групп в исследовании межкультурного взаимодействия русских и коренных малочисленных народов Севера / М.И. Ильбейкина // Третий Российский культурологический конгресс с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации»: Тезисы докладов и сообщений. -Санкт-Петербург: ЭЙ ДОС. 2010. - С. 94.
68. Ильбейкина М.И. Современные музейные практики: 2000-2012 гг. / М.И. Ильбейкина // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 1. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.science-education.ru/107-8403
69. Ильин В.В. Аксиология / В.В. Ильин. - М.: Изд-во МГУ, 2005. -
213 с.
70. Ильин В.И. Потребление в социальном поле / В. Ильин // Социология потребления. -2001. -№ 16. - С. 25-39.
.71. Инглхарт Р. Постмодерн меняющиеся ценности и изменяющиеся общества / Р. Инглхарт // Полис, 1997. - № 4. - С. 6-23.
72. Иглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. - М.: Новое издательство, 2011. - 464 с.
73. Интервью с профессором Эдуардом Саркисовичем Маркаряном // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2010. - № 2 (51). - С. 5-20.
74. Кабаков И.Е. О Тотальной инсталляции / И.Е. Кабаков. -М.: Изд-во «Kreber», 2008. - 288 с.
75. Кабыща A.B., Тульчинский М.Р. Тенденции изменения социологической парадигмы после 1995 года (наукометрический анализ) / А.В, Кабыша, М.Р. Тульчинский // Социология в России. - М., 1996. - С. 585-626.
76. Каган М.С. Философская теория ценностей / М.С. Каган. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 205 с.
77. Кадочникова С. Г. Актуальные аспекты взаимодействия философии и литературы в ситуации смены культурных парадигм / С.Г. Кадочникова // Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2010. - № 4 (36). - С. 44-48.
78. Карнаухова Л.Л. Традиционное и инновационное в развитии музейного дела в крае: сборник материалов конференции по итогам работы муниципальных органов управления и государственных учреждений
культуры и образования Красноярского края за 2009 год / [сост.: В. С. Лузан, Л. Р. Строй ; под общ. ред. Г. Л. Рукши]. - Красноярск, 2010. - С. 45-49.
79. Кемеровский областной музей изобразительных искусств [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kuzbassizo.rn/
80. Керни Р. Кризис постмодернистского образа / Р. Керни; пер. Ж. Баймухаметова // Аполлинарий. - 1996. - № 4. - С. 83-93.
81. Ким Ф.С. Адам Мюллер: Консерватизм и «01оЬи1а1огт» / Ф.С. Ким // Гуманитарные и социальные науки. - 2011. - № 6. - С.45-57.
82. Клейн Л.С. Другая любовь: природа человека и гомосексуальность / Л.С. Клейн. - СПб.: Фолио-Пресс, 2000. - 864 с.
83. Клейн Л. С. Спор о варягах. История противостояния и аргументы сторон / Л.С. Клейн. - СПб.: Евразия, 2009. - 400 с.
84. Клюхина А.И. Культура и образование в эпоху глобализации / А.И. Клюхина // Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2010. - № 4. - С. 40-44.
85. КолпаковаМ.Ю. Аксиологические основания психологической практики / М.Ю. Колпакова // Вопросы психологии. - 2007. - № 5. - С. 100110.
86. Коммунальная квартира. Виртуальный музей советского быта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kommunalka.colgate.edu/
87. Кондаков И.В. Покушение на литературу (О борьбе литературной критики с литературой в русской культуре) / И.В. Кондаков // Вопросы литературы. - 1992. - Вып. II. - С. 75-127.
88. Кондаков И.В. Современная антропология культуры: от вербальных в визуальным практикам / И.В. Кондаков // Аудиовизуальная антропология. Истории с продолжением. - М.: Институт наследия, 2008. - С. 11-35.
89. КонсультантПлюс. Основы законодательства Российской Федерации о культуре [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base:=LAW;n= 100272
90. Концепция развития Красноярского культурно-исторического центра / М.Б. Гнедовский, В.Ю. Дукельский, H.A. Никишин и др.; отв. ред. М.Б. Гнедовский и H.A. Никишин. - Красноярск, 1993. - 116 с.
91. Копцева Н.П. Музыкальное искусство в системе ценностей культуры: монография / Н.П. Копцева, В.П. Лозинская. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2009. - 115 с.
92. Корогодин В.И. Рабочая книга по социальному конструированию (Междисциплинарный проект) / В.И. Корогодин, Э. А. Соснин, Б.Н. Пойзнер. Ч. 1. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. - 152 с.
93. Корпоративный музей НК «Роснефть» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.museum.ru/W1413
94. Кравченко А.И. Культурология: словарь. — М.: Академический проект, 2000. - С. 596-599.
95. Красноярская музейная биеннале 1995, 1997, 1999: каталог / отв. за вып. С.Л. Ковалевский. - Железногорск: ООО «Прикладные технологии», 2001.-75 с.
96. Красноярский краевой краеведческий музей [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.kkkm.ru/
97. Красноярский музейный центр [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://miral .ru/about/history/
98. Круткин В.Л. Визуальная антропология и социальная эстетика в фильме Дэвида Макдугалла «Возраст разума» / В.Л. Круткин, И.С. Комов // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2007. - Т. X. № 4. - С. 178-185.
99. Культура коренных и малочисленных народов Севера в условиях глобальных трансформаций: монография / Н.П. Копцева, Е.А. Сертакова, М.И. Ильбейкина, Ю.С. Замараева, Н.М. Либакова, H.A. Бахова, B.C. Лузан и др. // под общ. ред. Н.П. Копцевой. - Культура коренных и малочисленных народов Севера в условиях глобальных трансформаций: коллективная монография. / Отв. редактор Н.П. Копцева. - СПб: Эйдос, 2011. - 174 с.
100. Лаптева M.А. Музей как социальный институт (социально-философский анализ): дис. ... канд.филос.наук: 09.00.11 / М.А. Лаптева. -Красноярск, 2006. - 149 с.
101. Лиманская, Л.Ю. Теория искусства в аспекте культурно-исторического опыта: исследования по теории и методологии искусствознания: науч. изд. / Л.Ю. Лиманская; Рос. гос. гум. ун-т. - М.: РГГУ, 2004.-С. 161-173.
102. Линевская Д.О. Н. Бердяев, Н. Лосский и С. Франк о природе ценности / Д.О. Линевская // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. — 2008.-№70.-С. 218-222.
103. Литературно-энциклопедический словарь: справ, изд. — М., 1987. — 602 с.
104. Лосский И.О. Ценность и бытие: Бог как царство Божие и бытие как основа ценностей / И.О. Лосский. - Париж: YMCA PRESS, 1931. - 125 с.
105. Луков В.А. Социальное проектирование: учеб. Пособие / В.А. Луков.
- 7-е изд. - М.: Изд-во Моск. гуманитарного ун-та: Флинта, 2007. - 240 с.
106. Луначарский A.B. Основы позитивной эстетики / A.B. Луначарский.
- M.: URSS, 2011.- 192 с.
107. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти / А.Р. Лурия. - М.: Изд-во МГУ, 1968.- 88 с.
108. Лурье С. Культурная антропология в России и на Западе: концептуальные различия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://svlourie.narod.ru/articles/anthropology.htm
109. Любарский Е.С. Ценностные ориентации идеологии терроризма // Право и политика. -2011. -№ 3. - С.434-441.
110. Мазин В.А. Введение в Лакана / В.А. Мазин. - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2004. - 318 с.
111. Маллон Б. Творческая визуализация и цвет. - М.: Галактион, 2001. -192 с.
112. Маргинальность в современной России: коллектив, монография. -М.: Моск. обществ, науч. фонд, 2000. - 208 с.
113. Маркарян Э.С. Культура как способ социальной организации: общ. постановка проблемы и ее анализ применительно к НТР. Препринт / Э.С. Маркарян. - Пущино: НЦБИ АН СССР, 1982. - 19с.
114. Марченко Ю.Г. Социокультурное конструирование «нового человека» в 1920-е годы и его современный вариант / Ю.Г. Марченко // Вестник Томского гос. ун-та. -2008. -№ 317. - С. 182-188.
115. Марченко Ю.Г. Социокультурное конструирование «нового человека» в 1920-е годы и его современный вариант / Ю.Г. Марченко // Вестник Томского гос. ун-та. - 2008. - № 317. - С. 77-82.
116. Маслоу А. Психология бытия / А. Маслоу. - М.: Рефл-бук, 1997. -304 с.
117. Матвеев П.Е. Моральные ценности: монография / П.Е. Матвеев. — Владим. гос. ун-т. - Владимир, 2004. - 190 с.
118. МБУК Музей истории города Бородино [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.sibborodino.ru/
119. Меняющийся музей в меняющемся мире: конкурс Благотворительного фонда В. Потанина [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://museum.fondpotanin.ru/
120. Мид М. Культура и мир детства [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://lib.dunidubna.ru/search/files/ps_mid_kult/~ps_mid_kult.ht m
121. Миронов A.B. Понятие ценности, виды и иерархия ценностей // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - №1. - С.92-106.
122. Моменты истории. Сборник материалов по теме «Политические репрессии в СССР» (1989-2009) / под ред. E.JI. Зберовской. - Красноярск, 2009.-222 с.
123. Музеи России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.museum.ru/PROF/mat/law/%C7%E0%EA%EE%ED%20%EE%20%E C%F3 %E7%E5%FF%F5 .htm
124. Музейно-выставочный центр Казачинского района [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.facebook.com/profile.php7icM 00004608816209&fref=ts
125. Най Дж. «Мягкая» сила и американо-европейские отношения [Электронный ресурс] / Дж. Най // Свободная мысль-ХХ1. 2004. - № 10. -Режим доступа: http://www.situation.ru/app/j_art_1165.htm
126. Нестик Т.А. Отношение к времени в малых группах и организациях / Т.А. Нестик. - М.: Институт психологии РАН, 2011. - 296 с.
127. Нестик Т.А. Социальное конструирование времени: теоретический анализ / Т.А. Нестик // Социологические исследования. - 2003. - № 8. - С. 12-21.
128. Новейший философский словарь [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://enc-dic.com/new_philosophy/Vindelband-242.html
129. Новое будущее Сибири: ожидания, вызовы, решения: монография / H.A. Бахова, A.B. Бухаров, Е.А. Викторук, М.И. Ильбейкина и др. // под общ. ред. O.A. Карловой, Н.П. Копцевой. - Электр, доп. -Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013.
130. Об основах концепции музейного дела в Красноярском крае [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://krasnoyarsk.news-city .info/docs/sistemae/dok_peqyni.htm
131. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию / Э.А. Орлова. - М.: Изд-во МГИК, 1994. - 214 с.
132. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры / X. Ортега-и-Гассет. - М.: Искусство, 1991. - 588 с.
133. Палеева О Л. Культурные ценности в аксиосфере культуры // Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2010. - № 5. - С.77-80.
134. Панакова Я. Визуальные методы: на пути к достижению миграционного опыта / Я. Панакова // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2007. - Т. № 4. - С.161-177.
135. Панфилов А.Н. Культурные ценности и объекты культурного наследия: проблема унификации понятий (часть II, окончание) / А.Н. Панфилов // Право и политика. - 2011. - № 3. - С. 441^148.
136. Пауэлс JI. Репрезентируя движущуюся культуру: проблемы и возможности антропологической и социологической киносъемки / Л. Пауэлс // Визуальная антропология: настройка оптики / под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова (Библиотека Журнала исследований социальной политики). - М.: ООО «Вариант», ЦСГ1ГИ, 2009. - С. 126-149.
137. Перемещение ценностей: ценность перемещения: каталог Шестой Красноярской музейной биеннале / отв. за вып. C.JI. Ковалевский. — Красноярск: ООО «Поликор», 2007. - 76 с.
138. Петербургский благотворительный Фонд культуры и искусства «Про Арте» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vvww.proarte.ru/
139. Петровская Е.В. Теория образа / Е.В. Петровская. — М.: Издательский центр Рос. гос. гуманитарного ун-та, 2010.-281 с.
140. Пивоваров Д.В. Культура как идеалообразование / Д.В. Пивоваров // Культура и художественная культура: сб. статей. - Красноярск, 2000. - 235 с.
141. Пивоваров Д.В. Философия религии / Д.В. Пивоваров. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. - 638 с.
142. Портал «Структура антропологического знания» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://anthropology.rchgi.spb.ru/
143. Послебеды: альбом-каталог выставки современного искусства / ред-сост. C.J1. Ковалевский. - Красноярск: Красноярский музейный центр, 2012. -192 с.
144. Прохоров A.B. Визуальная антропология: древние корни и новые облики / A.B. Прохоров // Аудиовизуальная антропология. - М.: Институт Наследия, 2008. - С. 43-49.
145. Пуликова И. Корпоративные музеи в России сегодня. Краткая справка [Электронный ресурс] / И. Пуликова // ИКОМ России. - Режим доступа: http://www.icom.org.ra/get.asp?id=A77
146. Радугина O.A. Образовательная культура как целостный социальный феномен / O.A. Радугина // Философия и общество. - 2011. - № 1. - С. 127— 134.
147. Райнов Т. И. Гносеология Лотце / Т.П. Райнов // Новые идеи в философии. - 1913. - № 7. - С. 80-114.
148. Раппопорт С.Х. Художественная жизнь: пути обновления: сб. науч. тр. / С.Х. Раппопорт, М.С. Степанов. - М.: Знание, 1989. - 63 с.
149. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней [Электронный ресурс] / Реале Дж., Антисери Д. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov Buks/Philos/Reale ZapFil/Modern/ 12.php
150. Резникова K.B. Социальное конструирование общенациональной идентичности в Российской Федерации: автореферат дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 /К.В. Резникова. - Красноярск, 2012. -20 с.
151. Рогинский Я.Я. Антропология: учеб. пособие / Я.Я. Рогинский, М.Г. Левин. -М.: Высшая школа, 1978. - 528 с.
152. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Социальное конструирование инвалидности // Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. - С.33-55.
153. Российский фестиваль антропологических фильмов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rfaf.ru/rus/library/25_bl 192_view_pl
154. Персональный веб-сайт Джея Руби [Электронный ресурс]. - Режим до ступа: http : // astro .temp le. edu/-ruby/ ruby/
155. Руби Дж. Визуальная антропология. Подготовлено В.Л.Круткиным [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rfaf.ru/rus/library/25_bl 192 view р!
156. Рукша Г.Л. Основные направления стратегии культурной политики Красноярского края на 2009-2020 гг. / Г.Л. Рукша // Материалы Сибирского Музейного Форума. - Красноярск, 2009. - С 26-29.
157. Руткевич Е.Д. Культурология: энциклопедия в 2 т. [Электронный ресурс] / Центр гуманитарных научно-информационных исследований Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук - Режим доступа:
http://www.isras.ru/files/File/Publication/Bella_Berger_...St_Rutkevich.pdf
158. Руткевич Е.Д. Питер Бергер - полвека творческого пути // СОЦИС (Социологические исследования). - 2011. -№ 1. - С.114-123.
159. Салтыкова М.В. Воспитание ценностного отношения учащихся к родному языку: социально-культурный аспект / М.В. Салтыкова // Вестник Моск. гос.ун-та культуры и искусств. - 2010. -№ 4. - С. 148-150.
160. Самарская Е. А. Жан Бодрийяр и его вселенная знаков / Е.А. Самарская // Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / пер. Е. А. Самарской. М.: Республика «Культурная революция», 2006. - С. 251-264.
161. Сартр Ж. П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. - С.319-344.
162. Сертакова Е.А. Возможности НЯАР (Йельский университет) для кросс-культурного исследования коренных народов Севера Красноярского края // Культура коренных и малочисленных народов Севера в условиях глобальных трансформаций: коллектив, монография / отв. ред. Н.П. Копцева. - СПб.: Эйдос, 2011. - С. 22-32.
163. Сироткина Е.А. Социальное конструирование тендера [Электронный ресурс] / Е.А. Сироткина. - Режим доступа:ЬЦр:/АЗоЛе1есНтса.ги/201081/
164. Словарь русского языка в четырех томах: справ, изд. / изд. третье, стереотип. - М.: Русский язык, 1987. - Т. III. - 560 с.
165. Смирнов С.А. О судьбе антропологии в философии XX века. -Электронный альманах о человеке «Antropolog.ru». - Режим доступа: http://www.antropolog.ru/doc/persons/smirnov/persons_3
166. Современный философский словарь / под ред. В.Е. Кемерова - М.: Панпринт, 1998. - 1060 с.
167. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. -М.: Директ-Медиа, 2007. - 1463 с.
168. Социокультурный анализ и развитие территории России: проблемы и решения: монография / под общ. ред. О.Г. Севан. - М.: ФОРУМ, 2012. - 464 с.
169. Степин B.C. Философия и поиск новых ценностей цивилизации // Вестник Российского философского общества. - 2005. - № 4 (36). - С. 10-24.
170. Столович J1.PI. И. Кант и проблема ценности / Л.Н. Столович // Кантовский сборник, 2009. - Вып. №2 (30). - С. 20-30.
171. Студия «Гонзо-дизайн» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gonzo-design.ru/education/,gonzotrip/phototrip/
172. Тамарченко, Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения [Электронный ресурс] / Н.Д. Тамарченко. - Библиотека Гумер. Литературоведение. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Tamar/03.php
173. Тарасов К.А. Насилие в зеркале аудиовизуальной культуры / К.А. Тарасов. - НИИ киноискусства и Агентства по культуре и кинематографии. -М.: Белый берег, 2005. - 384 с.
174. Тарасова М.В. Коммуникация зрителя и произведения изобразительного искусства к художественной культуре: автореферат дис.... канд. филос. наук: 09.00.13 / М.В. Тарасова. - Красноярск, 2004. - 24 с.
175. Теория культуры / под ред. С.Н. Иконниковой и В.П. Большакова. -СПб.: Изд-во «Питер», 2008. - 592 с.
176. Тузикова Л.Д. Стратегии познавательной деятельности при изучении визуальных образов прошлого / Л.Д. Тузикова // Философия образования. — 2011.-№5.-С. 145-151.
177. Утехин И.В. Что такое визуальная антропология? [Электронный ресурс] / Открытая библиотека видеолекция, Европейский университет в Санкт-Петербурге. — Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=sts 1 iEKNFnl
178. Федотова H.H. Мультикультурализм и политика развития / H.H. Федотова // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2006. - Т. 9,. № 3. - С.75-109.
179. Философия культуры. Становление и развитие / под ред. М.С. Кагана, Ю.В. Перова, В.В. Прозерского, Э.П. Юровской. - СПб.: Лань, 1998. -448 с.
180. Философская энциклопедия / под ред. М.А. Киссель. Теория ценностей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3664/
181. Флаэрти Р. Нанук с Севера [Электронный ресурс] / Р. Флаэрти. -США-Франция, 1922. - Продолжительность 79 мин. - Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=iyrLwNd9Rm4
182. Хайдеггер М. Европейский нигилизм [Электронный ресурс] / М. Хайдеггер. - Режим доступа:
http://www.gumer.info/bogos lo v Buks/Philos/Heidegg/EvrNig index.php
183. ХлытинаО.М. Произведения искусства как визуальные исторические источники и историографические тексты на уроках истории / О.М. Хлытина // Преподавание истории в школе. - 2011. - № 4. - С. 37^44.
184. Христофорова О.Б. Полевые методы в визуальной антропологии / О. Б. Христофорова // Аудиовизуальная антропология. Истории с продолжением. - М.: Институт Наследия, 2008. - С. 56-72.
185. Христофорова О.Б. Поиск общего языка (идеологический подтекст визуальной антропологии в современной России) [Электронный ресурс |. —
Портал «Антропология и смежные науки». - Режим доступа: http://www.etnograf.ru/node/123
186. Чистякова, С.С. Глобализация культуры: генезис, типология, современные смыслы: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13 / С. С. Чистякова. -Белгород, 2007. - 168 с.
187. Что такое антропология? // Высшая антропологическая школа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ant.md/future/what.htm
188. Шпенглер О. Закат Европы / О. Шпенглер. - М.: Феникс, 1998. - 640
с.
189. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная антропология: учеб. пособие / Е.Р. Ярская-Смирнова, П.В. Романов. - М.: УМО вузов России по социальной работе, 2004. - 387 с.
190. Asch Т. The Ах fight [videorecording] / Т. Asch, N. A. Chagnon // а Documentary Educational Resources production, 1975. - Published Watertown, MA. - 2004, Descript'n 1 videodisc (30 min.) : sd., col. ; 4 3/4 in two-dimensional moving image.
191. Barrett Stanley R. The Rebirth of Anthropological Theory. Toronto, Buffalo / Stanley R. Barrett. - L.: Univ. of Toronto Pr., 1984. - 266 p.
192. Berry J.W. Cross Cultural Psychology: Research and Applications / J.W. Berry, Y.H. Poortinga, M. H. Segall, P.R. Dasen. - Cambridge Univ. Pr., 2002. -611 p.
193. Birdwhistell R.L. Introduction to kinesics. An annotation system for the analysis of body, motion and gesture / R.L. Birdwhistell. - Louisville, Kentucky: University of Louisville, 1952. - 75 p.
194. Boghossian P.A. What is social construction [Электронный ресурс] / P.A. Boghossian. - Режим доступа: http://as.nyu.edu/docs/IO/! 153/socialconstruction.pdf
195. Dina Fedorova Photography & anthropology [Электронный ресурс] / D. Fedorova. - Режим доступа: http://dinafedorova.wordpress.com/
196. Grimshaw A. Teaching visual anthropology. Notes from the Field / A. Grimshaw // ETHOS. - 2001. - vol.66:2. - P. 237-258.
197. Ginsburg F. Television and the Mediation of Culture / F. Ginsburg // Visual Anthropology Review. - 1992. - № 8. - P. 97-125.
198. Hall S. The Work of Representation / S. Hall // Representation: Cultural Representations and signifying practices. - London: Sage, 1997. - P. 15-74.
199. Heusch Luc de. Jaen Rouch and the Birth of Visual Anthropology: A Brief History of the Comite international du film ethnographique / Luc de Heusch // Visual Antropology. - 2007. -.№ 20. - P.365-386.
200. Richard Kearney. The Crisis of the Post-modern Image // Contemporary French Philosophy. (Cambridge University Press, 1987), p. 113-122.
201. Kuhn T.S. The Structure of Scientific Revolutions / T.S. Kuhn. -Chicago: University of Chicago Press, 1970. - 289 p.
202. Laqueur T. W. Making sex: body and gender from the Greeks to Freud / T. W.Laqueur. - Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1992. - 336 p.
203. MacDougall D. Transcultural Cinema / D. MacDougall // ed. and with an introd. by L. Taylor. - Princeton: Princeton University Press, 1998. - 528 p.
204. Mallon R. Naturalistic approaches to social construction. - Stanford Encyclopedia of Philosophy (2009) [Электронный ресурс] / R. Mallon. - Режим доступа: http://plato.stanford.edu/entries/social-construction-naturalistic/
205. Mead M. Visual Anthropology in a Discipline of Words / M. Mead // Principles of Visual Anthropology / ed. by P. Hockings. The Hague. - Paris: Mouton, 1975.-P. 3-10.
206. Mills C. Blackness Visible: Essays on Philosophy and Race / C. Mills. -Ithaca: Cornell University Press, 1998. - 244 p.
207. Nagel J. Constructing a shared public identity in ethno nationally divided societies: comparing consociational and transformationist perspectives / J. Nagel, M. C. Clancy // Nations and Nationalism. - 2012. - № 18 (1). - P. 78.
208. Nye J. Soft Power: The Means to Success in World Politics / J. Nye. -USA: Public Affairs, 2004. - 193 p.
209. Pickering A. Constructing quarks: a sociological history of particle physics / A. Pickering. - The University of Chicago Press, 1984. - 468 p.
210. Pink S. Doing visual ethnography: Images, media and representation in research / S. Pink. - London: Sage Publications, 2006. - 234 p.
211. Pink S. Interdisciplinary agendas in visual research: Re-situating visual anthropology / S. Pink // Visual Studies. - 2003. -Vol. 18. - №. 2. - P. 179-192.
212. Ritzer G. Paradigm Analysis in Sociology: Clarifyind the Issues / G. Ritzer // American Sociological Rexiew. - 1981. - Vol. 46. - № 2. - P. 245-248.
213. Ruby J. Is an Ethnographic Film a Filmic Ethnography? / J. Ruby // Studies in the Anthropology of Visual Communication. - 1975. - Vol. 2. - № 2 -P.104-111.
214. Winthrop R.H. Dictionary of Concepts in Cultural Anthropology / R.H. Winthrop. - N.Y: Greenwood Press, 1991. - 372 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.