Визуальная антропология: границы и перспективы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Трушкина, Екатерина Юрьевна

  • Трушкина, Екатерина Юрьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 159
Трушкина, Екатерина Юрьевна. Визуальная антропология: границы и перспективы: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Москва. 2013. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Трушкина, Екатерина Юрьевна

Оглавление

Введение

Глава 1. Становление визуальной антропологии как научной дисциплины

§1.1. Визуальная антропология как (суб)дисциплина культурной (социальной) антропологии

§1.2. Визуальная антропология в России

Глава 2. Исследовательская модель абсолютной объективности в визуальной антропологии

§2.1. Первые опыты этнографической фото- и киносъемки

§2.2. «Нанук с севера» Р. Флаэрти как первый этнографический фильм

§2.3. Концепция «киноглаза» Д. Вертова в этнографическом кино

§2.4.Философия позитивизма и объективизм как теоретико-методологическое основание визуально-антропологических исследований начала XX века

§2.5. Кинематограф реальности А. Базена и принцип «безобразного» кино

§2.6. Принцип «отстраненного наблюдателя» и техника автохтонных толкований в визуально-антропологическом исследовании (на примере работ М. Мид и Г. Бэйтсона)

§ 2.7. «Отстраненное наблюдение» как методика съемки этнографического кино

Глава 3. Исследовательская модель «множественной объективности» в визуальной антропологии

§3.1. «Гарвардская школа»: Дж. Маршлл, Р. Гарднер, Т. Эш

§3.2. Техника автохтонных толкований ввизуально-антропологическом исследовании

§3.3. Становление метода рефлексивной этнографии: этнографическая рефлективность Post hoc

§3.4. «Прямое кино»: технические инновации и новый реализм в этнографическом кино

§3.5. «Соучастная антропология» Ж. Руша

§3.6. Две стратегии визуально-антропологического исследования: «наблюденческое» и «участное» кино

§3.7. Концепция «участного наблюдения» К. Янга

§ 3.8. Роль антрополога в визуально-антропологическом исследовании (полемика Дж. Руби, П. Кроуфорд, Д. Макдуглл)

Глава 4. Современные исследовательские модели антропологии визуальной коммуникации: модель внутренней объективности и модель внешней субъективности

§4.1. Индигенное и биодокументальное кино (на примере работ С. Уорта и Дж. Адейра)

§4.2. Этнографическая семиотика в визуальных исследованиях

§ 4.3. Перспективы развития визуальной антропологии: влияние философии постмодернизма

Заключение

Библиография , Фильмография

146

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Визуальная антропология: границы и перспективы»

Введение

Актуальность темы исследования

Сегодня мы можем говорить о «визуальном повороте»1, который произошел в сфере науки и культуры в начале прошлого века. Современный мир продолжает стремительно визуализироваться — замечать себя, узнавать и исследовать в визуальных образах, полученных с помощью «объективных» посредников: фото- и видеокамер, представляющих собой все более и более автоматизирующиеся и автономизирующиеся машины. Этот способ визуализации приходит на смену традиционной форме живописного и разнообразного пластического представления, которая неразрывно связана с личным умением художника или скульптора, зависит от культурной сформированное™ (тренированности) их тел. До конца XIX века умение рисовать входило в обязательный инструментарий ученых-натуралистов, к которым относились и первые антропологи (этнографы). Однако, в отличие от «объективных» научных визуализаций, претендующих на представления фактов, традиционные визуализации играли, главным образом, роль «иллюстраций» устных и текстовых научных сообщений. В этом смысле можно говорить о замене традиционных визуальных техник машинными технологиями визуализации.

Широкое распространение аудио- и видеозаписывающих устройств, развитие цифровых (дигитальных) технологий («цифровая революция») привели не только к резкому увеличению объема визуальных репрезентаций, которые производит современный человек, но и к усложнению самой системы визуализации.

В новой визуальной цивилизации окружающий мир насыщен яркими зрительными образами, в которые погружен современный человек. Они обрушиваются со щитов уличной рекламы, проникают в сознание при

'Исследованиями феномена визуальной культуры занимались, в частности, Р. Барт, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лакан, Г. Дебор, Дж. Т. Митчелл, Ж. Бодрийяр, С. Жижек и др.

помощи цифровых технологий (фото и видео), захватывают восприятие человека через медиапространство (телевидение, виртуальное пространство Интернета). Поэтому можно согласиться с мнением П. Штомпки, который пишет, что «в течение последних десятилетий в западной культуре доминируют визуальные средства массовой информации над устными или текстовыми сообщениями... Мы живем в культуре, которая все больше насыщается визуальными образами с разными целями и задуманными эффектами»2.

Визуальные технологии, методы и источники привлекали и продолжают привлекать научные дисциплины, в первую очередь социально-гуманитарного профиля, такие как киноведение, культурология, история, антропология, фольклористика, этнография, этнология, социология, философия и другие. Интерес перечисленных выше наук к области визуального объединяется вокруг популярных сегодня понятий «визуальная антропология» и «аудиовизуальная антропология»3.

Рост внимания к визуальной антропологии характеризуется не только количеством публикуемых статей и монографий, но и размером аудитории, которая собирается на международных конференциях и форумах. Примером могут служить Северный фестиваль антропологических фильмов (Nordic Anthropological Film Festival), Норвегия; Международный фестиваль этнографических фильмов (International Festival of Ethnographic Films), Великобритания; Международный фестиваль имени Жана Pyuia(Festival International Jean Rouch «Bilan du Film Ethnographique»), Франция; Кинофестиваль визуальной антропологии «Аспекты» (Aspekty Film Festival of Visual Anthropology), Польша; Международный кинофестиваль документального и антропологического кино в Пярну (Рати International

"Шгомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования, М.: Логос, 2007. С.5.

Термин «аудиовизуальная антропология» используют для обозначения звуковых фильмов, термин «аудиоантропология» используют для обозначения практики записи фольклора.

Documentary and Anthropological Film Festival), Эстония; Кино- и видеофестиваль имени Маргарет Мид (Margaret Mead Film & Video Festival), США и многие другие.

С начала 1990-х в России также регулярно проводятся специализированные фестивали по визуальной антропологии, в том числе Московский международный фестиваль визуальной антропологии «Камера-посредник», Российский фестиваль антропологических фильмов (Екатеринбург), Московский международный фестиваль аудиовизуальной антропологии «Дни этнографического кино», в ходе работы которых был проведен целый ряд научных мероприятий: конференций и круглых столов, по итогам которых опубликованы сборники научных статей, посвященные актуальным проблемам визуальной антропологии: Сборник статей по визуальной антропологии «Салехард 2000»4, Материалы II Московского международного фестиваля визуальной антропологии (ММФВА) «Традиции и объектив: в поисках цельности»5, Материалы III ММФВА «Камера-посредник»6, Материалы IV ММФВА «Аудиовизуальная антропология:

п

теория и практика» , «Аудиовизуальная антропология. История с

g

продолжением» , «Аудиовизуальная антропология. Культурное наследие как институт памяти»9 и другие.

Разработки в области визуально-антропологической теории и методологии ведутся в научно-исследовательских центрах, в частности в

4Сборник статей по визуальной антропологии «Салехард 2000», посвященный II Российскому фестивалю антропологических фильмов (Салехард, 29 августа — 4сентября 2000 г.). М.:ТЕИС, 2000.

5Материалы Второго московского международного фестиваля визуальной антропологии и конференции «Традиции и объектив: В поисках цельности» (Москва, 24-28 мая 2004 г.). М.: ТЕИС, 2004.

6 Третий московский международный фестиваль и конференция визуальной антропологии «Камера-посредник» (Москва, 8-13 октября 2006 г.). Сб. статей. М.: ТЕИС, 2006.

7Четвертый московский международный фестиваль и конференция визуальной антропологии «Аудиовизуальная антропология: теория и практика» (Москва, 7-8 октября 2008 г.). М.: ТЕИС, 2008.

Аудиовизуальная антропология. История с продолжением. М.: Институт наследия, 2008. Аудиовизуальная антропология. Культурное наследие как институт памяти, М.: Институт

наследия, 2012.

Центре визуальной антропологии (ЦВА) МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва, существует с 1991 г.),. в Этнографическом бюро (Екатеринбург, с 1991 г.), в Учебно-научном центре визуальной антропологии и эгоистоии (ЦАВЭ) РГГУ (Москва, с 2006 г.) и ряде других.

За рубежом прикладными исследованиями в области визуальной антропологии, производством этнографических фотографий и фильмов, а также формированием фото- и киноархивов занимаются крупные научно-исследовательские центры, например Центр изучения кино при Гарвардском университете (The Film Study Center at Harvard University), США; Центр визуальной антропологии при университете Манчестера «Гранада» (Granada Center for Visual Anthropology at University of Manchester), Великобритания; Центр визуальной антропологии при Австралийском национальном университете (Center for Visual Anthropology at Australian National University), Австралия, и многие другие.

Таким образом, визуальная антропология становится в современном мире одним из мощных направлений исследования человеком самого себя. Богатство и сложность этого специфического способа самопознания, наличие многообразия конкурирующих истолкований ее смысла определяет актуальность философско-антропологического осмысления границ и условий возможности опыта визуальной антропологии.

Особый аспект актуальности нашего исследования заключается также в том, что технологизация визуального представления не означает полной замены живого человеческого глаза на машинную копию. Речь скорее должна идти об усложнении визуального представления, взаимосвязанной работе живого человеческого глаза кинооператора или фотографа и фото-или видеокамеры. Но подобного рода удвоение порождает конфликт самоинтерпретаций специалистов в области визуальной антропологии, делающих ставку либо на объективность машинных визуализаций, либо на значимость субъективного (участного) взгляда, погруженного в среду наблюдения. Теоретическая экспликация различных вариантов сложного

взаимодействия акторов визуализации будет представлена в диссертации как отношение различных моделей визуальной антропологии.

При этом философские и философско-антропологические основания визуальной антропологии на настоящий момент не были выявлены, так же как не была до сих пор проведена систематизация методов исследования, применяемых в визуальной антропологии, и не была оценена их адекватность исследуемому предмету с точки зрения современных философско-антропологических представлений (возможностей понимания Другого, способности воображения, природы образа, представлений о человеке как о воображающем существе и пр.). Изучение этих аспектов определяет еще один аспект актуальности нашей диссертационной работы.

Можно также сказать, что на сегодняшний день в области визуальной антропологии наблюдается отсутствие единого представления относительно предмета исследования, что в свою очередь обуславливает теоретическую актуальность темы данного исследования.

Степень научной разработанности темы исследования

В последние годы в мире сформировался значительный интерес как к области исследований визуальной антропологии, так и к самой дисциплине. Актуальным остается вопрос о месте, которое визуальная антропология занимает в ряде других научных дисциплин (в антропологии, культурологии, философии) и в современной экранной культуре.

Возрастает объем научного знания, и с каждым годом увеличивается количество опубликованных научных книг и монографий, в том числе и на русском языке, посвященных визуальной антропологии, которые представляют ценный материал для нашего исследования. С этой точки зрения следует отметить следующие труды: В. М. Магидов «Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания»10, К. Хайдер

хо Магидов В.М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания. М.: РГГУ, 2005.

11 1 ^ «Этнографическое кино» , П. Штомпка «Визуальная социология» целый

ряд научных статей таких исследователей, как О. И. Генисаретский

А. В. Головнев, О. Б. Христофорова и других. Публикуются

специализированные сборники и выпуски журналов: «Визуальная

антропология: новые взгляды на социальную реальность»13, «Визуальная

антропология: настройка оптики»14, специальный выпуск журнала

«Антропологический форум» «Визуальная антропология в XXI веке»15 и

другие.

В зарубежной литературе осмысление теоретических проблем и прикладных аспектов визуальной антропологии началось задолго до формирования интереса к дисциплине в России, еще в середине 60-х годов XX века, когда визуальная антропология окончательно оформилась как самостоятельная (суб)дисциплина в лоне культурной антропологии. В частности, в США разработкой теории визуальной антропологии в разное время занимались такие антропологи, как А. Баликси (A. Balikci), Р. Гарднер (.R. Gardner), Д. Макдуглл (D. MacDougall), М. Мид (М Mead), Дж. Руби (J. Ruby), П. Хенли (P. Henley), Р. Чафлен (.R. Chaflen), К. Янг (С. Young) и другие. В Европе, в частности во Франции и Италии, исследованиям теории и методологии визуально-антропологических исследований, посвящены работы таких исследователей, как Ж. Руш (J. Rouch), Ф. Халлер (F. Haller), А. Грегорини (А. Gregorini), М. Пийо {Marc Н. Piault), П. Къоцци (P. Chiozzi) и других.

В 70-е годы в свет вышла первая редакция фундаментального сборника статей под редакцией Пола Хокингса {Paul Houkings) «Принципы визуальной

иХайдер К. Этнографическое кино. М.: ТЕИС, 2000. р

"Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования. М.: Логос, 2007.

13Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. Сб. науч. ст. / Под

ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В.Романова, В.Л.Круткина. Саратов: Научная книга, 2007. 4Визуальная антропология: настройка оптики / Под ред. Е.Р.Ярской-Смирновой, П.В.Романова. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009.

15Визуальная антропология в XXI веке. Антропологический форум. 2007. №7.

антропологии»16, где освещались основополагающие вопросы теории, методологии и практики визуальной антропологии, а чуть позже была опубликована не менее значимая в теоретическом плане монография Карла Хайдера {Karl Haider) «Этнографическое кино»17. Таким образом, разработка визуально-антропологической теории велась, главным образом, зарубежными исследователями, практикующими фото- и киносъемку в процессе антропологического исследования.

На сегодняшний день теоретические и методологические разработки в области визуальной антропологии активно продолжаются, география стран, включенных в развитие обучения и практики дисциплины, расширяется. В ряде ведущих стран мира в университетах существуют отделения по подготовке специалистов в области визуальной антропологии, в частности в Университете Тромсё (University of Tromso), Норвегия; в Университете Манчестера (The University of Manchester), Великобритания; в Темпльском университете (Temple University), США, и ряде других стран. Преподавание в данных вузах осуществляют известные специалисты в области теоретических и прикладных исследований визуальной антропологии, в том числе Дж. Руби (J. Ruby), П. Кроуфорд (P. Crawford), А. Гримшо (A. Grimshaw), К. Хайдер (К. Haider) и другие.

В России на настоящий момент не существует программы, занимающейся подготовкой специалистов в области визуальной антропологии, однако ведется масштабная работа по обработке и формированию видеофонда этнографических фильмов, в частности в Центре визуальной антропологии МГУ (под руководством заведующего лабораторией Центра новых информационных технологий факультета дополнительного образования МГУ Е. В. Александрова), в Этнографическом бюро (под руководством члена-корреспондента РАН, профессора А. В. Головнёва), в Российском институте культурологии (под

16Principles of Visual Anthropology, Edited by Paul I lockings, 1975.

17B 2000 году монография была переведена на русский язык: Хайдер К. Этнографическое кино. М.: ТЕИС, 2000.

руководством заведующей сектором исследований медиакультуры В. О. Чистяковой), в Институте культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева (под руководством заведующей сектором живой традиционной культуры Е. Д. Андреевой), в Новосибирском государственном университете (под руководством заслуженного работника культуры, кинорежиссера, почетного профессора кафедры ЮНЕСКО НГУ Р. М. Ерназаровой). Прикладные и теоретические исследования в области этнографического кино и визуальной антропологии проводят И. А. Головнёв, Д. Н. Караваева (Фёдорова) В. Л. Круткин, Н. В. Литвина, М. В. Магидов, О. Б. Христофорова, Е. М. Четина, и другие.

Философский анализ культурологических, антропологических и гносеологических оснований визуальной антропологии дан в фундаментальных исследованиях российских философов:

О. И. Генисаретского, Е. В. Петровской, В. А. Подороги, В. Л. Рабиновича, В. М. Розина, и других.

Таким образом, теоретические основания визуальной антропологии, с одной стороны, оказываются теснейшим образом связаны с развитием культурной (социальной) антропологии, кинематографической теории, а с другой стороны, формируются в ходе развития магистральной линии философской антропологии и философии культуры, а также теории познания. Однако как таковые философские и философско-антропологические основания визуальной антропологии на настоящий момент не были выявлены, так же как не была до сих пор проведена систематизация методов исследования, применяемых в визуальной антропологии, и не была оценена их адекватность исследуемому предмету с точки зрения современных философско-антропологических представлений (возможностей понимания Другого, способности воображения, природы образа, представлений о человеке как воображающем существе и пр.).

Стоит отметить, что теоретические исследования по визуальной антропологии на настоящий момент представляются еще мало

разработанными в отечественной литературе, а объем литературы по теме визуальной антропологии, переведенной на русский язык, очень невелик. В частности, за последние годы в различных сборниках был опубликован незначительный ряд статей известных американских и европейских специалистов, а в 2000 году на русский язык была переведена монография К. Хайдера «Этнографическое кино»18. Такое положение дел, безусловно, не позволяет в полной мере оценить весь комплекс вопросов, возникающих вокруг темы визуальной антропологии в мире. Ввиду чего в настоящем исследовании мы, главным образом, опирались на литературу на оригинальных языках (английском и итальянском), что позволит частично восполнить пробел в исследованиях эволюции взглядов и подходов в рамках данной дисциплины. Особое внимание в исследовании мы уделяли работам известных в мировом сообществе визуальных антропологов, их ранним публикациям и последним статьям в специализированной периодике, которые также ранее не переводились на русский язык.

Кроме того, на современном этапе исследований в области визуальной антропологии в массиве литературы, посвященной данной теме, практически отсутствуют исследования, которые бы репрезентировали всю область знаний в целом.

Таким образом, ввиду слабой разработанности проблематики визуальной антропологии в России в рамках данного исследования мы ставим целью восполнить пробелы в осмыслении данной дисциплины и ее теоретических оснований.

Объектом в диссертационном исследовании выступает визуальная антропология как (суб)дисциплина культурной (социальной) антропологии.

Предметом исследования являются философско-антропологические основания становления и развития визуальной антропологии.

Цель исследования состоит в выявлении философско-антропологических оснований визуальной антропологии как теории и метода

пХайдер К. Этнографическое кино. М.: ТЕИС, 2000.

постижения человеком самого себя.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• Дать концептуальное истолкования генезиса визуальной антропологии путем структурализации и систематизации ее эмпирической истории.

• Исследовать концептуальные модели визуальной антропологии в порядке исторического происхождения и значимости в современном антропологическом контексте.

• Предложить теоретическое описание классической (исторически первой) модели «абсолютной объективности» в визуальной антропологии.

• Исследовать модель «множественной объективности» в визуальной антропологии.

• Изучить антропологические модели на основе специфики визуальной коммуникации: модель «внутренней объективности» и модель «внешней субъективности».

• Предложить концептуальный вариант интеграции моделей, определяющей перспективы развития визуальной антропологии.

Теоретические и методологические основания исследования

Помимо работ основоположников и современных теоретиков визуальной антропологии, которые будут составлять канву нашего исследования (П. Кроуфорд, Д. Макдуглл, М. Мид, Дж. Руби, К. Янг и другие), для выявления философских оснований и методологии визуальной антропологии необходимо обратиться к ряду собственно философских исследований. Так, проведенное исследование показало, что философские основания визуальной антропологии на ранних этапах формирования дисциплины, главным образом, были сформулированы на базе философских идей позитивизма (О. Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер) и объективизма. Дальнейшее развитие теории приводит к рассмотрению семиотической концепции в этнографии, которая находит свое отражение в ряде работ,

посвященных визуально-антропологическим исследованиями, и, более того, под ее влиянием формируется новый подход в исследованиях, обозначенный как «антропология визуальной коммуникации» (С. Уорт, Дж. Адейр).

В 60-е годы под влиянием идей постмодернизма (Ж. Деррида, Р. Рорти) в этнографии происходит так называемый «рефлексивный поворот», который нашел свое отражение в теории и практике визуальной антропологии (Ж. Руш, «Гарвардская школа»: Р. Гарднер, Дж. Маршалл, Т. Эш и др.). Концептуальным продолжением поворота стал структурно-семиотический подход в антропологии, ярко охарактеризованный в сборнике под редакцией Дж. Клиффорда (J. Clifford) и Г. Маркуса (G. Marcus) «Описание культуры: поэтика и политика этнографии»19.

Поскольку прикладная часть визуально-антропологических исследований теснейшим образом связана с освоением нового инструмента (фото-, кинокамеры), в данном исследовании мы предполагаем опираться на ряд концепций, разработанных в кинотеории и философии кино, в частности, нас будет интересовать концепция киноправды и понятие киноглаза Д. Вертова, феноменологическая концепция в кино, понятие кинематографа реальности и кинематографа образа французского кинокритика А. Базена, который, в свою очередь, находился под глубоким влиянием философии А. Бергсона.

Также в связи с данным аспектом рассмотренных особенностей визуальной антропологии нас будут интересовать концептуальные разработки в области кинотеории и философии кино, которые на настоящий момент ведутся такими исследователями, как Т. А. Вархотов, Т. В. Левина (Постникова), К. Э. Разлогов, В. О. Чистякова, М. Б. Ямпольский, и другие.

■Значимый концептуальный ресурс диссертационного исследования образуют философско-антропологические идеи современных российских

19Writing Culture: The Poetics and Politics of Ethnography, Clifford J., Marcus G.(eds.) University of California Press, 1986.

философов: О. И. Генисаретского, Е. В. Петровской, В. А. Подороги, В. JI. Рабиновича, В. М. Розина, и других.

Положения, выносимые на защиту

• Визуально-антропологическое исследование может быть реализовано в рамках четырех исследовательских моделей: модель абсолютной объективности (1), модель множественной объективности (2), модель внутренней объективности (3) и модель внешней субъективности (4). Каждая из моделей предполагает собственную трактовку человека, имеет свои теоретико-методологические основания и находит свое отражение в практической апробации в рамках визуально-антропологического исследования.

• Генезис и дальнейшее развитие визуальной антропологии может быть представлено как переход от модели абсолютной объективности к коммуницирующим друг с другом современным моделям множественной объективности, внутренней объективности и внешней субъективности.

• Исследовательская модель абсолютной объективности предполагает следующие теоретико-методологические основания: базируется на философии позитивизма и идее объективизма (1); использует концепцию киноглаза (2); исходит из исследовательской позиции антрополога как отстраненного наблюдателя (detachecl observer) (3). На практике данная исследовательская модель реализуется в наблюденческом кино (observational cinéma).

• Исследовательская модель множественной объективности сменяет модель абсолютной объективности и базируется на следующих теоретико-методологических основаниях: в процессе исследования уделяется внимание автохтонным толкованиям (1)\ антрополог занимает позицию включенного наблюдателя (participant observer) (2), роль участия которого в процессе визуально-антропологического исследования может быть как активной, так и пассивной (3). Степень участия антрополога находит свое

отражение на практике: в первом случае это «участпое» {participation), во втором случае «наблюденческое» (observation) кино.

• Модель множественной объективности в визуальной антропологии возникает одновременно с исследовательской моделью внутренней объективности, которая отталкивается от гипотезы лингвистической относительности Сепира-Уорфа (I); предполагает, что фильмы, снятые носителями иной культуры, являются визуальной репрезентацией их мировоззрения (2). Результаты исследований в рамках данной модели существуют в форме индигенного (indegnious) и биодокументального (bio-documentaryj кино.

• Теоретико-методологическую базу исследовательской модели внешней субъективности составляют: принципы этнографической семиотики и семиотический анализ фильма рассматривающий «фильм как язык» (film as a language) (1)\ представление о том, что этнографический фильм является репрезентацией паттернов как исследуемой культуры, так и культуры исследователя (2). Предметом исследования выступает ситуация коммуникации между представителями различных культур, вступающих в межкультурный диалог.

• Граница предметной области визуально-антропологических исследований постоянно смещается от субъект-объектных отношений к субъект-субъектному диалогу и межкультурной коммуникации.

• Исследовательские модели множественной объективности (2), внутренней объективности (3) и внешней субъективности (4) являются основными моделями, сосуществующими в рамках актуальной теории и практики антропологии визуальной коммуникации (anthropology of visual communication), и задают вектор будущего развития дисциплины.

Научная новизна результатов исследования

На основе подробного анализа современной литературы по теоретическим и философским основаниям визуальной антропологии в диссертации сформулирована оригинальная аналитическая система,

состоящая из четырех концептуальных моделей: модель абсолютной объективности (1), модель мноэ/сественной объективности (2), модель внутренней объективности (3) и модель внешней субъективности (4).

Использование диссертантом оригинального аналитического подхода позволило получить результаты, обладающие существенной новизной. Дано истолкования генезиса визуальной антропологи, в котором системообразующей тенденцией выступило движение от «абсолютной объективности» к «внешней субъективности», что, в свою очередь, позволило аргументировано описать границы и перспективы современной визуальной антропологии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Трушкина, Екатерина Юрьевна, 2013 год

Библиография

1. Александров E.B. Опыт рассмотрения теоретических и методологических проблем визуальной антропологии. М.: Пенаты, 2003.

2. Александров Е., Филимонов Л. Томская школа Мобильной мастерской визуальной антропологии, Материальная база сферы культуры. К 10-летию Цента визуальной антропологии МГУ имени М.В.Ломоносова, Науч.-информ.сб. Вып.4. М., 2001.

3. Аудиовизуальная антропология. История с продолжением. Сб. статей. М.: Институт Наследия, 2008.

4. Аудиовизуальная антропология. Культурное наследие как институт памяти». Сб. статей. М.: Институт Наследия, 2012.

5. Аудиовизуальная антропология: теория и практика. Международная практическая конференция (в рамках 4 Московского международного фестиваля визуальной антропологии «Камера-посредник». Сб. статей. М.: ТЕИС, 2008.

6. Базен А. Что такое кино? Сб. статей. М.: Искусство, 1972.

7. Баликси А. Сравнительный анализ видеосъемок, ведущихся представителями коренных народов в разных странах. Аудиовизуальная антропология. История с продолжением.М.: Институт Наследия, 2008.

8. Баликси А. Фильмы об эскимосах Нетсилик [электронный ресурс] URL.: http://rfaf. ru/rus/1 ibrary/2 5_b342_vie w_ p 1

9. Баликси А. Визуально-антропологический проект в условиях существования многих культур: пример из Болгарии // Информкультура. Материальная база сферы культуры. Научно-информационный сборник. Вып. 2. М., 1998.

10. Барт Р. Camera lucida. М.: Ad Marginem, 1997.

11. Барт Р. Риторика образа // Р. Барт. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.

12. Бахтин ММ Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.

13. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М.: Искусство, 1996.

14. Бейтсон Г. Экология разума. Избранные стати по антропологии, психиатрии и эпистемологии. М.: Смысл, 2000.

15. Бейтсон Г. Разум и природа: Неизбежное единство. М.: УРСС, 2009.

16. Бодрийяр Ж. Злой демон образов // Искусство кино. 1992. №10.

17. Библер B.C. От наукоучения — к логике культуры: Два философских введения в XXI век. М.: Политиздат, 1990.

18. Богораз В.Г. Чукчи. Религия. М.: УРСС, 2011.

19. Бойцоеа О. Структура фотографического сообщения (на примере любительской фотографии) [электронный ресурс] URL: http://kogni.narod.ru/boitsova.htm

20. Вертов Д. Статьи, дневники, замыслы. М.: Искусство, 1966.

21. Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. Саратов: Научная книга, 2007.

22. Вирильо П. Машина зрения. СПб.: Наука, 2004.

23. Визуальная антропология: настройка оптики. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009.

24. Визуальная антропология: городские карты памяти. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009.

25. Вульф К. Антропология. История, культура, философия. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008.

26. Генисаретский О.И. О проживании жизни внутри нас самих, лекция в ММК [электронный ресурс] URL: http://www.mifs.ru/article/index.php?id_article=511

27. Генисаретский О.И. Yamal Stream (заметки к гуманитарному симпозиуму «Открытие и сообщаемость культур») [электронный ресурс] URL: http://www.norfest.ru/?cat=l 03

28. Гиренок Ф.И. Предисловие // Слишком человеческое: диалекты философии. Философско-антропологические исследования. Вып. 1. М.: Современные тетради, 2006.

29. Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе. М.: Академический проект, 2008.

30. Головнёе A.B. Антропологическое кино и фестивальное движение [электронный ресурс] URL: http://rfaf.ru/rus/raff/315

31. Головнёв A.B. Антропология движения. Екатеринбург: УрО РАН, «Волот», 2009.

32. Головнёв A.B. Археология кино. Искусство vs наука. Киноисследование (текст доклада на международной конференции «Искусство и наука в современном мире». Москва, 11 ноября 2009 г.) [электронный ресурс] URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-39895.htm 1

33. Грегори Р.Л. Разумный глаз. Как мы узнаем то, что нам дано в ощущениях. М.: УРСС, 2010.

34. Делёз Ж. Логика смысла. М.: Раритет, 1998.

35. Делёз Ж. Кино1. Образ-движение, Кино2. Образ-время. М.: Ад Маргинем, 2004.

36. Добротворский С. Кино наощупь. 1990-1997. Сстатьи, лекции. СПб.: СЕАНС, 2005.

37. Звук и отзвук. Сб. научных статей. М.: Институт Наследия, 2010.

38. Информационное письмо, Союз композиторов СССР, Комиссия музыки народов СССР, Комиссия по народному музыкальному творчеству СССР, 1977, №6-7.

39. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический проект, 2006.

40. Киттлер Ф. Оптические медиа. Берлинские лекции 1999 г. М.: Логос/Гозис, 2009.

41. Козолупенко Д.П. Мифопоэтическое мировосприятие. М.: Канон+, 2009.

42. Круткин B.JI. Формы репрезентации антропологического знания: Клиффорд Гирц и Дзига Вертов [электронный ресурс] URL: http://rfaf.ru/rus/library/25_bl 195_view_pl

43. Левашов В. Лекции по истории фотографии, Нижегородский филиал ГЦСИ, 2007.

44. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Эксмо-Пресс, 2001.

45. Леви-Стросс К. Печальные тропики. М.: ACT, Астрель, 2010.

46. Левинас Э. Путь к Другому. Сборник статей и переводов, посвященный 100-летию со дня рождения Э.Левинаса. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006.

47. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна «Институт экспериментальной социологии». М.: АЛЕТЕЙЯ, 1998.

48. Литвина Н.В. Визуально-антропологические исследования старообрядчества [электронный ресурс] URL: www.lib.tsu.ru/mminfo/000063105/307/image/307-067-070.pdf

49. Мастерская визуальной антропологии 1993-1994. Документация проекта/проект документации. Архив центра современного искусства. М.: Художественный журнал, 2000.

50. Магидов В.М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания. М.: РГГУ, 2005.

51. Магидов В.М. Киноатлас СССР: История Создания серии фильмов по визуальной антропологии // Аудиовизуальная антропология. История с продолжением. М.:Институт Наслединя, 2008.

52. Магидов В.М. Визуальная антропология как социокультурное явление в ретроспективе и перспективе современного исторического знания» [электронный ресурс] URL: http://mdn2011.web.belti.ru/cntnt/blocksleft/menu left/nacionalny/publikacii 2/stati/v_m_magido.html

53. Мамардашвши M. К. Классический и неклассический идеалы рациональности. СПб.: Азбука, 2010.

54. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. К.: Ника-Центр, 2004.

55. Материалы Второго Московского международного фестиваля визуальной антропологии и конференции «Традиции и объектив: В поисках цельности» (Москва,24-28 мая 2004 г.). М.: ТЕИС, 2004.

56. Материальная база сферы культуры. Науч.-информ. сб. Вып. 4. М.: РГБ, 1999.

57. Материальная база сферы культуры. К 10-летию Центра визуальной антропологии МГУ им. М.В.Ломоносова, Науч.-информ. сб. Вып. 4. М.: РГБ, 2001.

58. Материалы Второго Московского международного фестиваля визуальной антропологии и конференции «Традиции и объектив: В поисках цельности» (Москва,24-28 мая 2004г.). М.: ТЕИС, 2004.

59. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. М.: Ювента, Наука, 1999.

60. Мерло-Понти М. Видимое и невидимое. М.: Логвинов, 2006.

61. Орлова Э. История антропологических учений: Учебник для студентов педагогических вузов. М.: Академический Проект, Альма Матер, 2010.

62. Пинк С. Визуальная антропология в XXI веке // Антропологический форум. 2007. №7

63. Подорога В. А. Визуальная антропология. Введение, Мастерская визуальной антропологии. 1993-1994. Документация проекта. М.: Художественный журнал, 2000.

64. Подорога В.А. Лицо Других. Размышления о кинообразах М.Михальчука «Ad Marginem-93». Сборник статей. М.: Ad Marginem, 1994.

65. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие: Как человек видит и понимает мир. М.: УРСС, 2004.

66. Рокитянский В.Р. Визуальная антропология: частное расследование. М.: МГУ, ТЕИС, 2000.

67. Руби Дж. Визуальная антропология, реферат В.Л.Круткина [электронный ресурс] URL: http://rraf.ru/rus/library/25 bll92_view pl

68. Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология восприятия. СПб.: Наука, 2001.

69. Сборник статей по визуальной антропологии «Салехард 2000», посвященный II Российскому фестивалю антропологических фильмов (29 августа - 4 сентября 2000 г.). М.: ТЕИС, 2000.

70. Сборник статей по визуальной антропологии, Третий Московский международный фестиваль и конференция визуальной антропологии «Камера-посредник» (Москва, 8-13 октября 2006 г.). Сб. статей. М.: ТЕИС, 2006.

71. Сборник статей по визуальной антропологии, Четвертый Московский международный фестиваль и конференция визуальной антропологии «Аудиовизуальная антропология: теория и практика» (Москва, 7-8 октября 2008 г.). М.: ТЕИС, 2008.

72. Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983.

73. Тищенко П.Д. На гранях жизни и смерти: философские исследования оснований биоэтики. СПб.: МИРЪ, 2011.

74. Хайдер К. Этнографическое кино. М.: ТЕИС, 2000.

75. Христофорова О.Б. Риторика антропологического фильма. Информкультура. Материальная база сферы культуры. Научно-информационный сборник. Вып. 4. М., 2000.

76. Христофорова О.Б. Логика толкований. Фольклор и моделирование поведения в архаических культурах. Чтения по истории и теории культуры. Вып.25. М.: РГГУ, 1998.

77. Шандыбин С., Постмодернистская антропология и сфера применимости ее культурной модели // Этнографическое обозрение. 1998. №1 [электронный ресурс] URL:

http://www.cstaip.ru/info/libr/Sh/shand-postmod.htm

78. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования. М.: Логос, 2007.

79. Экранная культура в современном медиапространстве: методология, технологии, практика. Сб. статей. М.-Екатеринбург: ИПП Уральский рабочий, 2006.

80. Экранная культура. Теоретические проблемы. Сб. статей. СПб: Дмитрий Буланин, 2012.

81. Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М.: «София» ИД «Гелиос», 2002.

82. Ялтольский М.Б. Видимый мир. Очерки ранней кинофеноменологии. М.: Киноведческие записки, 1993.

83. Ялтольский М.Б. Наблюдатель: очерки истории видения. М.: M.:Ad Marginem, 2000.

84. Asch T.,Asch P. Film in the Ethnographic Research, Principles of Visual Anthropology, Edited Paul Hockings, Third edition, Mouton de Gruyter, Berlin, New York, 2003.

85. Bringing Anthropology and Film Together? The 7th International Festival of Ethnographic Film, SOAS, 16-18 December, 2000. In Anthropology Today Vol. 17,#2, April 2001.

86. Burawoy M. Public Ethnography as Film. Michael Apted and the Up! Series. Ethnography. Vol. 10(3), 2009.

87. Clifford J., Marcus G., editors, Writing Culture: The Poetics and Politics of Ethnography, Berkeley, Los Angels, 1986.

88. Clifford J. The Predicament of Culture: Twentieth Century Ethnography? Literature and Art. Cambridge, Mass.; L., 1988.

89. Collier J., Collier M. Visuasl Anthropology: Photography as a Research Method, Albuquerque, 1986.

90. Crawford P. E-seminar on Jay Ruby's work paper «Toward an Anthropological Cinema», 2008 [электронный ресурс] URL: http://www.media-anthropology.net/ruby eseminar.pdf

91. De Brigard E. The History of Ethnographic Film, Principles of Visual Anthropology, Edited Paul Hockings, Third edition, Mouton de Gruyter, Berlin, New York, 2003.

92. Didattica della Visualita, a cura di Paolo Chiozzi.,Roma: Bonanno Editore, 2009.

93. Duneier M. Michael Apted's Up! Series. Public sociology of folk psychology through film? Ethnography.Vol. 10 (3), 2009.

94. Duranti A. Husserl, intersubjectivivy and anthropology, Anthropological Theory, Vol. 10(1-2), 2010.

95. Encyclopedia of Cultural Anthropology, David Levinson and Melvin Ember, editors. New York: Henry Holt and Company, 1996.

96. Fischer M., Zeitlyn D. Visual anthropology in the digital mirror: Computerassisted visual anthropology. University of Kent at Canterbury, 2003.

97. Grimshaw A. The Eye in the Door; Anthropology, Film and the Exploration of Interior Space, Rethinking Visual Anthropology, Edited by Marcus Banks and Howard Morphy, London: Yale University Press, New Haven and London, 1999.

98. Gross L., Introduction: Sol Worth and the Study of Visual Communication, Worth S., Studies in Visual Communication, Edited, with an Introduction, by Larry Grossm, 1998.

99. Grimshaw A. From Observational Cinema to Participatory Cinema — And Back Again? David MacDougall And The Doon School Project, Visual Anthropology Review,Vol. 18, Issue 1-2, 2002.

100. Harald E.L.Prins Historical Backgraund Information: AAA Guidelines for the Professional Evalution of Ethnographic Media,Resolution SVA, 2002.

101. Heider K. Films for Anthropological Teaching. Washington:AAA, 1972.

102. Heider K. Ethnographic Film. University of Texas Press. Austin, 1976.

103. Henly P. Signs of Life: Teaching Visual Anthropology in Britain, Teaching Visual Anthropology, Edited by Paolo Chiozzi, II Sedicesimo, Firenze,1989.

104. Henley P. The origins of observational cinema: conversations with Colin Young, In Memories of the Origins of Visual Anthropology, Edited Beate Englebrecht, 139-161,Peter Lang, 2007.

105. Herzfeld M. The Cultural Politics of gesture. Reflections on the embodiment of ethnographic practice. Ethnography, Vol. 10 (2), 2009.

106. Leach J. The Needs of Henley P.,The origins of observational cinema: conversations with Colin Young, In Memories of the Origins of Visual Anthropology, Edition Beate Englebrecht, 2007.

107. Lee R., De Vore I. Man the Hunter, Transaction Publishers, 1969.

108. Loizos P. Innovations in Ethnographic Film. Manchester Univ. Press, 1995.

109. MacDougall D. Film Teaching and State of Documentary,Cilect Review 2(1), 2000.

110. MacDougall D. Principles of Visual Anthropology, Edited Paul Hocking, Third edition, Mouton de Gruyter, Berlin, New York, 2003.

111. MacDougall D. Beyond Observational Cinema, Principles of Visual Anthropology, Edited Paul Hocking, Third edition, Mouton de Gruyter, Berlin, New York, 2003.

112.MacDougall D. Renewing Ethnographic Film. Is digital video changing the genre? Anthropology Today, Vol.l7,# 3, June, 2001.

113. Malinowski B. Argonauts of the Western Pacific. N.Y., 1961.

114. Made to be seen. Perspectives on the history of visual anthropology. Edited by Marcus Banks and Jay Ruby; The University of Chicago Press, 2011.

115.Mead M., Bateson G. Balinese Character: A Photographic Analysis, NY Academy of Sciences, 1942.

116. Mead M. Visual Anthropology in a Discipline of Words. Principles of Visual Anthropology, Edited Paul Hockings, Third edition, Mouton de Gruyter, Berlin, New York, 2003.

117. Monaco P. The Sixties: 1960-1969,University of California Press, 2003.

118. Obiettivo Uomo.L'Antropología fotográfica di Paolo Mantegazza.Museo di Storia Naturale,Sezione di Antropología e Etnologia.Firenze:Masso delle Fate, 2011.

119. Pink S. The Future of Visual Anthropology, Engaging the senses, Taylor and Francis e-Library, 2006.

120. PinkS. Doing Visual Ethnography .London: Sage Publications, 2006.

121. Principles of Visual Anthropology, Edited Paul Hockings, Third edition, Mouton de Gruyter, Berlin, New York, 2003.

122. Rethinking Visual Anthropology, Edited by Marcus Banks and Howard Morphy, London: Yale University Press, New Haven and London, 1999.

123. Ruby J., Chaflen R. Teaching of Visual Anthropology at Tempel, The Society for the Anthropology of Visual Communication Newsletter, 5(3), 1974.

124. Ruby J. Visual Anthropology, Encyclopedia of Cultural Anthropology, David Levinson and Melvin Ember, editors. New York: Henry Holt and Company, vol.4, 1996.

125. Ruby J. Exposing Yourself: Reflexivity, Anthropology and Film, Semiótica 30-1/2, 1980.

126. Ruby J. The Professionalization of Visual Anthropology in the US — The 1960s and 1970s 11 Origins of Visual Anthropology: Rutting the Past Togeter Conference, June 20-25, 2001 in Góttingen, Germany, 2001.

127. Ruby J. The Death of Ethnographic Film [электронный ресурс] URL: http://ru.scribd.com/doc/73720248/Death-of-Ethnographic-Film

128. Teaching Visual Anthropology, Edited by Paolo Chiozzi, II Sedicesimo, Firenze, 1989.

129. Visual Anthropology. The Center of Visual Communication. Vol 2.,NO l.,Pennsylvania(USA), 1989.

130. Wolcott H. Ethnographic Research in Education. The American Educational Research Association, 1997.

131. Worth S. Margaret Mead and the Shift from 'Visual Anthropology1 to the 'Anthropology of Visual Communication, Studies in Visual Communication, Edited, with an Introduction, by Larry Grossm, 1981.

132. Worth S. Toward an ethnographic semiotic, Unfinished paper delivered to introduce conference on «Utilization of Ethnology by Cinema and Utilization of Cinema Ethnology»,Paris,UNESCO,February, 1977.

133. Worth S., Adair J. Though Navaho Eyes, Bloomington: Indiana University Press, 1972.

134. Worth S. Studies in Visual Communication, Edited, with an Introduction, by Larry Gross, 1981.

135. Young C. Visual Anthropology: Some Notes, Teaching Visual Anthropology in Britain, Teaching Visual Anthropology, Edited by Paolo Chiozzi, II Sedicesimo, Firenze, 1989.

136. Young C. Observational Cinema. Principles of Visual Anthropology, Edited Paul Hockings, Third edition, Mouton de Gruyter, Berlin, New York, 2003.

Фильмография

1. Барабаны Зимы (Drums of Winter), 90 мин., 1988. Режиссер — С.Элдер, Л.Камерлинг. Дистрибьютер — DER.

2. Балийская семья (Balinese Family), 20 мин., 1952. Режиссеры — М.Мид., Г.Бейтсон. Дистрибьютер — New York University Film Library.

3. Безумные учителя (Les Maitres Fous), 36 мин., 1955. Режиссер — Ж.Руш. Дистрибьютер — Cont/McGH.

4. Безмолвный Враг: эпопея американского индейца (The Silent Enemy: an Epic of the American Indian), 84 мин., 1930. Режиссер — Х.Р.Карвер. Дистрибьютер — Burden-Chanler Productions.

5. Белые тени южных морей (White Shadows in the South Seas), 90 мин., 1927. Режиссеры — Вуди С. Ван Дайк, Р.Флаэрти.

6. Битва на топорах (The Ах Fight), 30 мин., 1971. Режиссеры — Т.Эш, Н.Шаньон. Дистрибьютер — DER.

7. В стране охотников за головами (In the Land of the Head Hunters), 47 мин., 1914. Режиссер — Э.Куртис. Дистрибьютер — Seattle Film Co.

8. Вода слов (The Water of Words: A Cultural Ecology of an Eastern Indonesian Island), 30 мин., 1983. Режиссеры Дж.Фокс, Т.Эш, Дистрибьютер — DER.

9. Детское соперничество на Бали и Новой Гвинее (Childhood Rivalry in Bali and New Guinea), 17мин., 1954. Режиссеры — М.Мид, Г.Бейтсон. Дистрибьютер — New York University Film Library.

10. Жить с травами (To Live With Herbs), 70 мин., 1968. Режиссер — Д.Макдуглл.

11. За Полярным кругом. СССР, ч/б, 35 мм, 1927. Режиссер — В. Ерофеев

12. Купние детей в трех культурах ( Bathing Babies in Three Cultures), 11 мин., 1954. Режиссеры — М.Мид, Г.Бейтсон.

13. Мало-помалу (Petit a petit), 96 мин., 1971. Режиссер — Ж.Руш. Дистрибьютер — Les Films de la Pléiade.

14. Мадам Вода (Madame L'eau), 89 мин., 1955. Режиссер — Ж.Руш. Дистрибьютер — Les Films de la Pléiade.

15. Мертвые Птицы (The Dead Birds) 83 мин., 1963. Режиссер — Р.Гарднер. Дистрибьютеры — Phoenics, Cont/McGH.

16. Моана: романтика золотого века (Moana: A Romance of the Golden Age), 85 мин., 1926. Режиссер — Р.Флаэрти. Дистрибьютер — МОМА.

17. Навахо снимаю себя (Navaho's Film Themselves Series), 1966. Семь фильмов снятые индейцами Навахо, антропологи С.Уорт, Дж.Адейр. Дистрибьютер — NYU.

18. Н'ам Тчаи: ритуальные танцы бушменов Кунг (N'um Tchai: The Ceremonial Dances of the Kung Bushmen), 25 мин., 1966. Режиссер — Дж.Маршалл. Дистрибьютер — DER.

19. Нанук с севера (Nanook of the North), 55мин., 1922. Режиссер — Р.Флаэрти. Дистрибьютеры — МОМА, Cont/GH.

20. Нуэры (The Nuer), 75 мин., 1970. Режиссеры — Х.Харрис, Дж.Брейденбах. Ассистент — Р.Гарднер. Дистрибьютеры — Phoenix, Cont/GH, UCEMC.

21. Освобожденные Духи (Releasing the Spirits: A Village Cremation in Bali), 43 мин., 1979. Режиссеры — П.Эш, Т.Эш, Jl.Коннер.Дистрибьютер — DER.

22. Охотники (The Hunters), 73 мин., 1956. Режиссер — Дж.Маршалл. Дистрибьютер — Cont/McGY.

23. Охотники на льва (The Lion Hunters), 75 мин., 1970. Режиссер — Ж.Руш, Дистрибьютер — Les Films de la Pléiade.

24. Первые годы Карба (Первые годы жизни ребенка на Новой Гвинее) (Karba's First Years: A Study of Balinese Childhood), 20 мин., 1952. Режиссеры —М.Мид., Г.Бейтсон. Дистрибьютер — New York University Film Library.

25. Первые годы Карба (Karba's First Years), 19 мин., 1952. Режиссеры — Г.Бейтсон, М.Мид. Съемки 1936-1938 гг. Дистрибьютер — NYU. Дистрибьютер — New York University Film Library.

26. Питер и Джейн Флинт (Peter and Jane Flint), 1981. Режиссеры — Г. ди Джоя, Д. Хэнкок.

27. Праздник (The Feast) 29 мин., 1968. Режиссеры — Т.Эш, Н.Шаньон. Дистрибьютер — USNAK.

28. Реки песка (Rivers of Sand), 85 мин., 1974. Режиссер — Р.Гарднер. Дистрибьютер — Phoenix.

29. Сладкий картофель Дани (Dany Sweet Potatoes), 19 мин., 1974. Режиссер — К.Хайдер. Дистрибьютер — UCEMC.

30. Спор о браке (An Argument about a Marrige), 18 мин., 1968. Фильм сделан по материалам снятым в 50-е гг. Режиссер — Дж.Маршалл. Дистрибьютер — DER.

31. Табу (Tabu), 84 мин., 1931. Режиссер Ф.В. Мурнау. Дистрибьютер — Fox Film Corporation.

32. Трава (The Grass), 66 мин., 1925. Режиссеры — и М.Купер, Э.Шоудсак. Дистрибьютеры — UCEMC.

33. Транс и танец на Бали (Trance and Dance in Bali), 20 мин., 1952. Режиссеры Г.Бейтсон, М.Мид. Дистрибьютер — NYU.

34. Хроники одного лета (Chronicle of a Summer), 90 мин., 1961. Режиссеры — Ж.Руш, Э.Морен. Дистрибьютер Cont/McGH.

35. Чанг: повесть о дикой природе (Chang: A Drama of the Wilderness), 64 мин., 1927. Режиссеры — М.Купер и Э.Шоудстак . Дистрибьютер -Paramount Pictures.

36. Человек по прозвищу Пчела: изучая Яномамо (A Man Called Bee: Studying the Yanomamo), 40 мин., 1974. Режиссеры — Т.Эш,Н.Шаньон. Дистрибьютер — DER.

37. Человек из Арана (Man of Aran), 76 мин., 1934. Режиссер — Р.Флаэрти. Дистрибьютер — DER.

38. Шестая часть мира, 74 мин., СССР, 1926. Режиссер — Дз.Вертов

39. Д чернокожий (Moi un noir), 73 мин., 1958. Режиссер — Ж.Руш. Дистрибьютер — Films de la Pléiade.

40. Ягуар (Jaguar), 91 мин., 1955. Режиссер — Ж.Руш. Дистрибьютер — Les Films de la Pléiade.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.