Роль православного духовенства в освоении юга Дальнего Востока России во второй половине XIX - начале XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Смагин, Андрей Николаевич
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 299
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Смагин, Андрей Николаевич
Введение.
Глава I. Разработка и реализация государственной политики по освоению юга Дальнего Востока России и Русская православная церковь
1.1. Политика государства по освоению региона и Русская православная церковь.
1.2. Храмовое и монастырское строительство.
Глава II. Деятельность духовенства, формирование и развитие общины последователей Русской православной церкви
2.1. Состав и деятельность приходского духовенства.
2.2 Православная община: формирование и развитие.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Институализация Русской Православной Церкви на Дальнем Востоке России во второй половине XIX - начале XX вв.: на материалах развития Камчатской и Благовещенской епархии2006 год, кандидат философских наук Ермацанс, Ирина Анатольевна
Становление церковных институтов в Уссурийском крае во второй половине XIX - начале XX вв.2012 год, кандидат исторических наук Ерохин, Виталий Викторович
Развитие церковно-административного устройства и управления Русской Православной церкви на Дальнем Востоке России, 1840 - 1918 гг.2003 год, кандидат исторических наук Капранова, Елена Анатольевна
Культурная среда амурской деревни, 1858 - 1917 гг.2002 год, кандидат исторических наук Кодола, Ирина Владимировна
Организация и деятельность православной церкви на территории Прибайкалья во второй половине XVII-XVIII вв.2004 год, кандидат исторических наук Санников, Александр Павлович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль православного духовенства в освоении юга Дальнего Востока России во второй половине XIX - начале XX вв.»
Актуальность проблемы исследования определяется важнейшей тенденцией развития современного российского общества - демократизацией. Данная тенденция берет начало со второй половины 1980-х годов, когда руководство СССР перешло к политике гласности и нового мышления. Одним из важных результатов реализации данной политики и дальнейшего развития российского общества стало появление в стране значительного числа политических, общественных, религиозных и национальных организаций. Произошло существенное увеличение численности их сторонников и последователей. Расширилась сфера их деятельности и влияния. Таким образом, произошла актуализация роли и значения религиозного фактора в жизни современной России. Государство оказалось перед необходимостью разработки и осуществления конструктивной государственной политики в области религии. В основе ее должны лежать научные исследования (исторические, религиоведческие, социологические и др.). Получение новых знаний, распространение полной и достоверной информации о религии в целом и отдельных конфессиях и организациях должно стать важнейшим средством формирования у граждан России толерантного и уважительного отношения к деятельности религиозных организаций, их членов и сторонников. С их помощью россияне должны преодолеть негативные стереотипы, обогатить свой духовный мир, сформировать в обществе установки на межконфессиональное согласие и сотрудничество.
В современной поликонфессиональной ситуации огромную роль играют в жизни общества традиционные для России вероисповедания и религиозные организации. Поэтому изучение истории крупнейшей из них - Русской православной церкви (РПЦ), являющейся важнейшей составляющей системы управления российским государством в дореволюционный период, становится настоятельной необходимостью. Требует исследования участие православного духовенства не только в важнейших событиях в истории страны, но и в повседневной жизни общества, в том числе и в региональном измерении. Сегодня совершенно очевидно, что без изучения деятельности православного духовенства на юге Дальнего Востока России в дореволюционный период невозможно комплексное исследование проблемы заселения и освоения региона восточными славянами.
Историография. В отечественной историографии темы исследования необходимо выделить три основных периода: дореволюционный, советский и постсоветский. Данные этапы являются традиционными для отечественной историографии. Они выделены на основе общих методологических принципов и подходов, используемых исследователями того или иного периода.
Прежде чем перейти к рассмотрению дальневосточной историографии, необходимо отметить работы п о истории РПЦ общероссийского характера, которые, так или иначе, повлияли на исследования дальневосточников. К ним следует отнести книги И.Преображенского и В. Кильчевского1. На основе репрезентативных статистических данных они провели анализ важнейших аспектов положения и деятельности РПЦ в Российской империи, выявили общие закономерности и региональные особенности. Использование значительного объема статистических данных во многом придало их работам справочный характер, благодаря чему в условиях жесткого контроля цензуры авторам удалось адекватно рассмотреть и убедительно показать современное положение РПЦ.
Зарождение региональной историографической традиции изучения деятельности РПЦ на российском Дальнем Востоке произошло в дореволюционный период. В это время к данной проблеме обратились не профессиональные историки, а местные православные деятели, чиновники и краеведы.
Большая часть работ принадлежит православным священнослужителям, основными задачами которых являлись анализ, обобщение и разработка определенных методов деятельности РПЦ на юге Дальнего Востока России, а также распространение данного опыта. Исторические факты использовались авторами для усиления аргументации в пользу предлагаемых решений. Эти работы носят публицистический характер. Как правило, они публиковались в официальных печатных изданиях дальневосточных епархий: «Камчатские епархиальные ведомости», «Благовещенские епархиальные ведомости» и «Владивостокские епархиальные ведомости». В них отражена деятельность православных монастырей2, вопросы храмового строительства3, функционирование церковных школ4, приходская жизнь5, миссионерское дело6. Среди данных работ следует отметить серию публикаций священника Амурской области В. Венчаева, посвященную этнографическому исследованию прихожан. Автор обратился к проблеме, ранее не затронутой в дальневосточной публицистике. Он описал степень религиозности, народное православие и взаимоотношения групп прихожан, прибывших из различных губерний России.
Отдельно следует выделить работы выпускника Московской духовной п академии, местного общественного деятеля А.В. Кириллова . Уделяя внимание в целом изучению истории и современного положения Приамурья, А.В. Кириллов опубликовал статьи по истории организации системы управления Камчатской епархией. Фактически он является первым исследователем, обратившимся к истории РПЦ в Приамурье.
В начале 1900-х гг. были изданы две книги, ранее опубликованные в виде статей во «Владивостокских епархиальных ведомостях». Первая из них посвящена становлению и развитию Уссурийского Свято-Троицкого о
Николаевского мужского монастыря. Ее написал священник ЮжноУссурийского края Г. Ваулин с целью пропаганды социально-хозяйственной и религиозной деятельности монастыря, православной этики труда. Во второй -проанализирована деятельность Владивостокской епархии за первое пятилетие9. Автор книги - первый редактор «Владивостокских епархиальных ведомостей» А.Г.Разумовский, занимавший с января 1901 г. по март 1904г. должность секретаря Владивостокской духовной консистории. Фактически данный труд является отчетом перед обществом о становлении и развитии Владивостокской епархии. Источниками для автора послужили личные наблюдения, свидетельства современников, делопроизводственные документы органов управления Владивостокской епархией и местная периодическая печать. Данную работу можно считать первым комплексным исследованием по истории РПЦ на Дальнем Востоке России. Большую значимость для современных исследователей имеет собранный автором богатый фактический материал по различным аспектам жизнедеятельности Владивостокской епархии. Автору удалось собрать его во многом благодаря занимаемому служебному положению. Свой труд он адресовал не только современникам, но и будущим историкам10.
В 1910 г. в память об учреждении Камчатского Православного Братства во имя Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса была издана книга иеромонаха Нестора (Анисимова) «Православие в Сибири: исторический очерк»11. В ней представлен общий обзор истории РПЦ в Сибири и на Дальнем Востоке России за трехвековой период. Ее автор впервые рассмотрел деятельность православного духовенства на российском Дальнем Востоке в общем контексте истории РПЦ в Сибири. Естественным и логическим пределом продвижения православного духовенства на восток, по представлению иеромонаха Нестора, являлась Камчатка. Обобщив опыт участия православного духовенства в колонизации Сибири, он определил комплекс мероприятий, необходимых для интеграции Камчатки в общеимперское духовное пространство: строительство православных храмов, открытие приходов РПЦ, активизация православной миссии, учреждение школ-интернатов для детей коренного населения, открытие лечебных заведений и учреждение «мощных организаций для пробуждения дремлющих в инородцах сил и способностей и для воспитания и направления их на святорусское дело края»12.
В 1915 г. вышла в свет книга основателя Уссурийского Свято-Троицкого Николаевского монастыря схи-игумена Алексия (Осколкова) . Она стала реакцией автора на прочитанную в том же году книгу священника Г. Ваулина, в которой не показана должным образом исключительная роль схи-игумена Алексия в основании и строительстве монастыря. Восстанавливая историческую справедливость, автор существенным образом дополнил фактический материал, изложенный в книге «Первая обитель на Дальнем Востоке», показал недоверчивое и даже негативное отношение епархиального начальства к планам строительства обители, раскрыл сложные взаимоотношения между монахами, первыми устроителями монастыря.
Вопросы истории РПЦ на юге российского Дальнего Востока нашли отражение также в работах светских авторов. Они представлены главным образом в трудах местных чиновников и краеведов, посвященных проблеме заселения и освоения Приамурья14. Основное внимание было уделено вопросам удовлетворения культурных потребностей переселенцев и храмового строительства. В отличие от работ религиозных деятелей, данные вопросы получили освещение в общем контексте проблемы колонизации региона. Авторы данных работ, анализируя процесс заселения юга российского Дальнего Востока, обосновали и показали ключевое значение организации культурной жизни крестьян-переселенцев для их адаптации и закрепления на осваиваемой территории. Эти вопросы также нашли отражение и в материалах, опубликованных в центральных изданиях, освещавших процесс колонизации Сибири и Дальнего Востока: «Азиатская Россия»15.
В целом, дореволюционная историография проблемы носит эпизодический характер. В этот период произошло существенное накопление фактического материала, были сформулированы основные вопросы для дальнейшего изучения: храмовое строительство, функционирование православных образовательных учреждений, миссионерская деятельность, становление и развитие административной системы РПЦ в регионе. Практически вне поля внимания авторов остались такие сложные вопросы, как деятельность епархиальных съездов, профессиональный состав духовенства, функционирование официальных печатных органов дальневосточных епархий и др. Для современных исследователей данные работы представляют интерес не столько в качестве историографического, сколько - исторического источника.
В советский период в силу идеологического фактора изучение истории РПЦ являлось неактуальным и бесперспективным. В единичных работах общего характера РПЦ рассматривалась как орудие классовой политики самодержавия. Положение РПЦ на российском Дальнем Востоке практически не получило системного освещения. Была затронута только миссионерская деятельность РПЦ на восточной окраине России и проблема антиклерикального движения дальневосточного крестьянства в годы первой русской революции (1905-1907 гг. )16. Миссия РПЦ среди аборигенного населения в этих работах рассматривалась как средство политики
1Т русификации на окраинах Российской империи . В большей мере данный вопрос был проработан этнографами, поскольку его изучение являлось для них настоятельной необходимостью. Этнографы Ю.А. Сем и Ч.М. Таксами исследовали влияние РПЦ на изменение традиционного уклада жизни и
18 верований коренных народов Дальнего Востока России . Известный археолог А.П. Окладников посвятил две статьи биографии и миссионерской деятельности первого епископа Камчатской епархии Иннокентия (Вениаминова)19. Результатом такого отношения к проблеме стал тот факт, что деятельность РПЦ на российском Дальнем Востоке не нашла отражения в коллективной монографии, подготовленной сотрудниками Института истории,
ЛЛ археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО АН СССР .
На рубеже 1980-1990-х годов в общественной и научной среде резко возрос интерес к истории религии и РПЦ. Данному обстоятельству способствовали политические, социальные и экономические изменения, происходившие в стране, празднование тысячелетия крещения Руси. Доступность архивных фондов и работа архивистов по выявлению соответствующих комплексов документов существенно стимулировали, развитие исследований в данном направлении. К изучению истории РПЦ обратились как светские, так и церковные историки. Истории РПЦ были
91 посвящены отдельные научные сборники . Данная тема стала неотъемлемой составляющей программ многих научных конференций различного уровня. Если в первой половине 1990-х гг. историография РПЦ во многом носила статейный характер22, то во второй половине 1990-х - начале 2000-х появилось значительное количество кандидатских и докторских диссертаций, монографий. В них рассматривается широкий комплекс вопросов: положение Святейшего Синода (далее - Синод) и РПЦ в системе государственного аппарата Российской империи23, проблема реформирования РПЦ24, участие РПЦ в общественной жизни России , состав приходского духовенства, православные монастыри, система духовного и начального образования, миссионерская деятельность, конфессиональная политика российских императоров26, народное православие27. Территориальные рамки данных исследований охватывают преимущественно европейскую часть России. Поэтому в них практически не отражены вопросы взаимоотношений и взаимодействия Синода, духовных консисторий и органов переселенческого управления, не рассмотрены православный клир и община последователей РПЦ в Сибири и на российском Дальнем Востоке. Вместе с тем данные работы дают общее представление о различных сторонах жизнедеятельности РПЦ, определяют методологические основы изучения темы, ставят новые исследовательские задачи, способствуют активизации исследований по
-уо истории РПЦ на региональном уровне , позволяют осуществить сравнительный анализ, выявить общие и специфические черты положения и деятельности РПЦ в различных частях России.
На современном этапе исследования по истории РПЦ на Дальнем Востоке России инициировали краеведы и ученые. В 1990 г. во Владивостоке на волне общественного энтузиазма прошла конференция «Иннокентиевские чтения», посвященная жизнедеятельности Иннокентия Вениаминова и 150-летию Камчатской епархии. Участники конференции учредили «Дальневосточную общественную научно-исследовательскую, культурно-просветительскую организацию имени святителя Иннокентия Вениаминова -Иннокентиевский комитет». Председателем комитета был избран доктор исторических наук, сотрудник ИИАЭ ДВО РАН И.Г. Стрюченко. Целью деятельности данной организации стало исследование истории РПЦ на Дальнем Востоке России и пропаганда полученных знаний. Вторая конференция «Иннокентиевские чтения» состоялась в мае 1997 г., но ее главным организатором выступило уже руководство Владивостокской епархии. Большая часть сообщений на ней была посвящена не только истории РПЦ в регионе, но и современным проблемам, особенно деятельности
ЛЛ зарубежных миссионерских организаций . Однако в конце 1990-х гг. деятельность комитета была свернута. Члены комитета участвовали в подготовке и выпуске учебного пособия «История культуры Дальнего Востока России XVII - XX веков». Один из разделов пособия посвящен рассмотрению роли РПЦ в развитии культуры дальневосточного региона. Автор раздела априори, руководствуясь доктринальными установками РПЦ и задачами, которые ставили перед приходским духовенством государство и общество, выдвинул положение о «Великой роли РПЦ в жизни дальневосточников», существенным образом не аргументируя данный тезис30. Так, практически впервые на современном этапе было сформулировано положение о важной роли РПЦ в освоении российского Дальнего Востока. Актуальность проблемы и недостаточная аргументация автора в определенной мере спровоцировали более углубленные исследования истории РПЦ в регионе.
В исторической науке источниковедческие исследования во многом определяют перспективы изучения любой темы. Большинство источниковедческих работ по рассматриваемой проблеме, появившиеся на современном этапе, представлены исследованиями сотрудников дальневосточных архивов. Основной целью данных публикаций является информирование исследователей об архивных фондах по истории РПЦ в регионе31, выявление информационных возможностей отдельных источников и разработка практических рекомендаций по их использованию в научно-исследовательской работе . На современном этапе в региональной научной и публицистической литературе появилось значительное количество работ, посвященных истории РПЦ на Дальнем Востоке России. Их большая часть носит статейный, и даже тезисный характер. Условно эти исследования по проблематике можно разделить на шесть групп: 1) история православных
33 храмов и монастырей; 2) история православных образовательных учреждений34; 3) миссионерская деятельность; 4) персоналии православных деятелей; 5) источниковедческие и историографические исследования; 6) работы общего характера по различным аспектам истории РПЦ в регионе. Кроме этого, в современной историографии следует выделить три уровня исследований: научно-исторический, научно-популярный и краеведческий.
Научные работы по истории храмового строительства и монастырей носят по большей части фрагментарный характер и относятся к микроистории. г
Отдельно следует выделить публикации С.С. Левошко . В них представлен комплексный анализ архитектуры православных храмов, построенных во второй половине XIX - первой трети XX вв. в городах и железнодорожных поселках на российском Дальнем Востоке и в районе КВЖД. На основе широкой источниковой базы С.С. Левошко определяет ключевое значение православного храма в разработке и реализации градостроительной концепции на российском Дальнем Востоке. Исследование архитектуры православных храмов г. Хабаровска занимает особое место в работах Н.П. Крадина36. Также следует отметить публикации И.А. Ермацанс , в которых предпринята попытка восстановить общую картину церковного строительства в Амурской области. В целом, процесс храмового строительства наиболее основательно проанализирован исследователями на территории Амурской области, в Хабаровске и Владивостоке.
Публикации по истории православных монастырей в регионе также носят преимущественно описательный характер38. Большая часть из них посвящена Приамурскому (Уссурийскому) Свято-Троицкому Николаевскому мужскому монастырю. Общий анализ становления и функционирования православных монастырей в Приамурье представлен только в публикации М.Б. Сердюк39.
Изучением истории православных образовательных учреждений на юге российского Дальнего Востока целенаправленно занимается исследователь из Благовещенска О.П. Федирко. Она реконструировала процесс становления и функционирования православных образовательных учреждений начального и среднего уровня на территории Благовещенской епархии во второй половине XIX - начале XX в. Анализ проведен в тесной взаимосвязи с политикой царского правительства по освоению региона. Исследование О.П. Федирко отражено в кандидатской диссертации и монографии40.
Довольно значительное число публикаций на современном этапе появилось по истории миссионерской деятельности РПЦ в регионе. Главным образом исследователи уделили внимание миссии среди корейских переселенцев41. Данной проблеме посвящено даже специальное историографическое исследование42. Во многих публикаций приводится большое количество фактического материала, однако глубокий анализ изучаемого явления в них отсутствует43. Гораздо меньше работ посвящено истории миссии РПЦ среди аборигенов российского Дальнего Востока, старообрядцев и старорусских сектантов, китайцев44. Общая картина внутренней и внешней миссии РПЦ в регионе представлена в работах А.А. Ипатьевой45. Анализ геополитических аспектов миссионерской деятельности РПЦ в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке России в дореволюционный период, с выделением основных этапов и характерных особенностей, осуществил B.C. Глаголев46. В целом, большинство исследователей оценивают миссионерскую деятельность РПЦ в регионе как мало эффективную, и вместе с тем они отмечают большое значение христианизации аборигенного населения в процессе освоения Дальнего Востока России.
Персонификацию истории РПЦ в регионе следует рассматривать как важный показатель степени изученности темы в целом. В публикациях, посвященных деятелям РПЦ в регионе, значительное внимание уделено главам дальневосточных епархий47. Особенно это касается деятельности первого
48
Камчатского епископа Иннокентия Вениаминова . Жизнь и деятельность других представителей РПЦ, настоятелей и настоятельниц монастырей, миссионеров, благочинных и приходских священнослужителей, практически не исследовалась49. Определенную работу в этом направлении ведет Г.В. Прозорова50, однако в последнее время ее исследования не ориентированы на научно-исследовательское сообщество. Отсутствие ссылок на источники не позволяет верифицировать результаты исследований Г.В. Прозоровой и использовать фактологический материал ее работ.
Значительное количество исследований посвящено различным аспектам деятельности РПЦ на Дальнем Востоке России в дореволюционный период. Эти работы следует разделить на две части: ^непосредственное изучение отдельных вопросов истории РПЦ и 2) рассмотрение деятельности православного духовенства или истории общины последователей РПЦ в рамках какой-либо другой проблемы51. К первым относятся исследования по благотворительной деятельности РПЦ в регионе , материальному обеспечению духовенства53, деятельности православного клира54, финансированию храмового строительства55, организации культурной жизни православных переселенцев56, клерикальной тематике в фольклоре переселенцев57, вопросам церковного хорового пения58 и др.59 Данные работы носят статейный характер. Фрагментарно отдельные вопросы истории РПЦ на территории современного Приморского края получили освещение в популярных работах краеведов A.M. Бачурина60, A.M. Буякова, Н.Г. Мизь61, Г.В. Прозоровой62, А.Н. Суржика63, В.О. Шелудько64 и других65. Как правило, в их публикациях отсутствуют ссылки на используемые источники, что значительно затрудняет использование результатов данных исследований в научных целях.
Исключением среди данных работ является диссертационное исследование Е.А. Капрановой, в котором представлен анализ становления и развития административной системы РПЦ на Дальнем Востоке России в период с 1840-х по 1918 г.66 Автором исследованы административно-территориальные изменения дальневосточных епархий и система управления РПЦ в регионе. Вопросы деятельности съездов духовенства, управления монастырями, благочинными округами, роли епархиальных ведомостей в системе управления дальневосточными епархиями Е.А. Капрановой практически не затронуты.
Отдельные аспекты истории РПЦ в регионе нашли отражение в работах М.Б. Сердюк по формированию поликонфессиональной ситуации в Приамурье и государственной политике в области религии67. Деятельность православного духовенства в переселенческой среде Амурской области, вопросы храмового строительства и религиозности крестьян исследовала И.В. Кодола в рамках изучения проблемы формирования культурной среды амурской деревни во второй половине XIX - начале XX в.68 На основе комплексной источниковой базы автором раскрыта и показана важная роль православного духовенства в процессе формирования переселенческой среды.
Некоторые вопросы становления православных образовательных учреждений на юге российского Дальнего Востока рассмотрены в диссертации О.Б. Лынша69. Краткая история становления Владивостокской епархии РПЦ нашла отражение в диссертации О.А. Курбатова, посвященной изучению деятельности РПЦ на Дальнем Востоке России, в Китае, Корее и Японии
70 накануне и в годы русско-японской войны 1904-1905 гг.
История РПЦ на Сахалине в дореволюционный период представлена в
71 работе историка А.И. Костанова, опубликованной в 1992 г." Стремясь удовлетворить возросшие интересы и потребности общества на рубеже 198090-х гг. в изучении роли РПЦ в истории российского государства и отдельных его регионов, автор выявил и рассмотрел основные вехи истории РПЦ на Сахалине и Курильских островах. Данная тема нашла отражение в диссертации Н.В. Потаповой, посвященной изучению религиозной ситуации
Т) 1Л на Сахалине , и других работах сахалинских исследователей .
Следует отметить, что на современном этапе изучения истории РПЦ в регионе в дореволюционный период имеется целый ряд факторов, сдерживающих активизацию и оптимизацию исследований в данном направлении. Кроме разобщенности научно-исследовательского сообщества, к ним относятся: рассредоточение комплекса источников по истории РПЦ в регионе по различным архивам и библиотекам страны, недоступность для исследователей огромного массива делопроизводственных документов дальневосточных епархий РПЦ, хранящихся в фондах Российского государственного исторического архива Дальнего Востока (РГИА ДВ; более 7 тыс. единиц хранения)74 и в фондах Российского государственного исторического архива (РГИА) в связи с их перемещением.
Неудовлетворенность исследователей и общества состоянием изучения роли РПЦ в истории российского Дальнего Востока привели к необходимости публикации исторических источников по данной проблеме. Опубликованные источники отражают различные вопросы истории РПЦ в регионе: образовательные учреждения75, приходская жизнь76, православное
77 78 духовенство , миссионерская деятельность и другие .
Изучение историографии РПЦ в регионе нашло отражение в работах М.Б. Сердюк, посвященных проблеме изучения истории религии на российском Дальнем Востоке в постсоветский период79. Автором определены основные проблемы, препятствующие эффективному исследованию истории религии в регионе, в том числе и истории РПЦ. К ним относятся разобщенность научно-исследовательского сообщества и отсутствие у части исследователей «определенной культуры научной работы». В большей мере это касается краеведов, не имеющих профессионального исторического
80 образования . Кроме этого, исследователем совместно с Л.В. Одинцовой и Е.А. Бебневой составлен тематический библиографический указателя «Христианство на Дальнем Востоке», в котором отдельный раздел посвящен РПЦ81. Указатель содержит список научных, краеведческих и конфессиональных публикаций за период с 1880-х гг. по 1999 г.
В хронологическом отношении практически все современные исследования затрагивают период второй половины XIX - начала XX вв. Более раннему периоду истории РПЦ в Приамурье посвящены исследования археолога А.Р. Артемьева .
Обобщая историографию проблемы, на сегодняшний день можно выделить три наиболее изученные темы в истории РПЦ на юге Дальнего Востока России во второй половине XIX - начале XX вв.: миссионерская деятельность, история православных образовательных учреждений на территории Благовещенской епархии, деятельность православного духовенства в переселенческой среде Амурской области. История РПЦ в регионе и отдельных епархий еще не написана и является делом будущего. Совокупность имеющихся исследований не создает полной и целостной картины деятельности православного духовенства в процессе освоения восточными славянами юга Дальнего Востока России во второй половине XIX - начале XX вв.
Цель и задачи исследования. Учитывая историографию проблемы, автор ставит цель - проанализировать роль православного духовенства в процессе освоения восточными славянами юга Дальнего Востока России и интеграции региона в общеимперское пространство во второй половине XIX -начале XX века.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть развитие территориально-административного устройства Русской православной церкви на юге Дальнего Востока России во второй половине XIX - начале XX века.
2. Осуществить реконструкцию и проанализировать процесс строительства православных храмов и монастырей в переселенческой среде юга Дальнего Востока России во второй половине XIX - начале XX века.
3. Проанализировать состав православного духовенства в регионе и рассмотреть деятельность приходских священнослужителей в переселенческой среде юга Дальнего Востока России во второй половине XIX - начале XX века.
4. Рассмотреть процесс формирования и развития общины последователей РПЦ в переселенческой среде юга Дальнего Востока России во второй половине XIX - начале XX века.
5. Определить результаты и значение деятельности православного духовенства в процессе освоения и интеграции региона в общеимперское пространство во второй половине XIX - начале XX века.
Объект исследования - РПЦ в процессе освоения юга Дальнего Востока России.
Предмет исследования - деятельность православного духовенства в переселенческой среде юга Дальнего Востока России. Автор не рассматривает деятельность духовенства среди казаков, так как для решения данного вопроса не был выявлен достаточный круг источников и литературы. Также автор практически не рассматривает деятельность священнослужителей в сфере образования, считая данную тему предметом отдельного самостоятельного исследования в рамках изучения истории православных образовательных учреждений на российском Дальнем Востоке.
Территориальные рамки исследования включают юг Дальнего Востока России - основной район расселения крестьян-переселенцев в регионе во второй половине XIX - начале XX века (современная территория Амурской области, Приморского края и юга Хабаровского края). В диссертации, наряду с современными географическими названиями, использована дореволюционная терминология. В частности, термины Приамурский край, Приамурье и юг Дальнего Востока России использованы как равнозначные. Для проведения районирования изучаемого явления задействованы термины: Уссурийский край - территория между р. Уссури и оз. Ханка, с одной стороны, и берегом Татарского пролива и Японского моря - с другой, Южно- и СевероУссурийский края - две части Уссурийского края, граница между которыми проходит по pp. Уссури, Павловка и Аввакумовка83. При проведении районирования территория Южно-Уссурийского края условно была расширена до административных границ Южно-Уссурийской округи за счет включения территорий Иманского и Ольгинского уездов. Основанием для этого послужили более тесные экономические, культурные и административные взаимосвязи проживающих на данной территории крестьян с ЮжноУссурийским краем. Границы Северо-Уссурийского края были сокращены до размеров территории Хабаровской и Удской округ.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1858 г. по 1917г. Они определены началом освоения Приамурья русскими людьми после его присоединения к Российской империи по Айгуньскому договору 1858 г. и революциями 1917 г., ознаменовавшими начало кардинальных изменений в политической, социальной и экономической жизни российского общества.
Теоретико-методологическая основа исследования. Исследование ол базируется на теории Н.Я. Данилевского о культурно-исторических типах . В соответствии с ней, Российская империя являлась самостоятельным культурно-историческим типом, имеющим собственный путь развития, а освоение восточных окраин русскими людьми кардинально отличалось от колониальной экспансии европейских держав и являлось естественным процессом включения данных территорий в состав России, в большей мере
85 носящим мирный характер . Н.Я. Данилевский выделил три этапа развития культурно-исторического типа: 1) этнографический, 2) государственный, 3) цивилизационный, или культурный. По его мнению, Российская империя как самостоятельный культурно-исторический тип в рассматриваемый период находилась на заключительной стадии второго этапа развития -государственного, и стояла перед выбором: либо достигнуть высшего уровня развития культурно-исторического типа, либо стать объектом эксплуатации со or стороны германо-романской (европейской) цивилизации . Основой дальнейшего позитивного развития российского культурно-исторического типа являлись религиозная составляющая и «способность [русских] к государственности». Именно два этих компонента в перспективе должны были обеспечить лидирующее положение России в славяно-православном мире. Таким образом, из теоретических построений Н.Я. Данилевского вырисовывается и особая роль РПЦ в развитии российского культурно-исторического типа. Сам Н.Я. Данилевский этот вопрос практически не ставит и не рассматривает, по всей видимости, оставляя это будущим исследователям, в их числе и историкам, для детальной разработки.
Методологически исследование базируется на комплексе общенаучных и специальных методов, основанных на принципе историзма. Деятельность православного духовенства в переселенческой среде рассматривается как неотъемлемая составляющая процесса освоения юга Дальнего Востока России восточными славянами. Исследуемое явление анализируется в развитии с выделением основных этапов и районов. В ходе исследования автор стремился непредвзято изучить деятельность РПЦ с аполитической и аконфессиональной позиции.
Основными методами исследования стали историко-генетический, сравнительно-исторический и количественный анализ. Историко-генетический метод использован для выявления причинно-следственных связей, последовательного раскрытия свойств и изменений изучаемого явления. Сравнительно-исторический метод дал возможность определить общее и установить различия в развитии исследуемых процессов в выделенных районах юга Дальнего Востока России (Амурская область, СевероУссурийский и Южно-Уссурийский края). Количественный анализ позволил выявить и оформить в виде таблиц и графиков численные и качественные характеристики исследуемых процессов: храмовое строительство, состав духовенства дальневосточных епархий, численность насельников православных монастырей, численность приходов, количество и соотношение материалов по различным аспектам за определенный период, опубликованных в официальных периодических изданиях дальневосточных епархий. При анализе материалов епархиальных ведомостей в качестве основной единицы измерения был выделен документ (в широком смысле) или его часть, опубликованная в одном выпуске журнала.
Термины община последователей РПЦ и православная община в диссертации использованы как равнозначные.
Источниковая база исследования представлена комплексом опубликованных и неопубликованных источников. По видовой принадлежности их следует разделить на пять групп.
Первая группа - законодательные и подзаконные акты, регламентирующие деятельность православного клира в процессе освоения юга Дальнего Востока России, вопросы материального обеспечения приходского духовенства и процесс организации храмового строительства: императорские указы, «Высочайше утвержденные» доклады и журналы, различные правила, положения и инструкции, распоряжения и резолюции представителей светской и духовной власти различного уровня. Используемые в исследовании законодательные и нормативные акты извлекались из опубликованных источников (Свод законов Российской империи, «Камчатские епархиальные ведомости», «Благовещенские епархиальные ведомости», «Владивостокские епархиальные ведомости») и делопроизводственных документов Переселенческого Управления.
Вторая группа - делопроизводственные документы центральных и региональных органов власти, отражающие процесс становления, развития и функционирования в регионе церковных структур, организации культурной жизни последователей РПЦ на заселяемой территории, деятельность православного духовенства в переселенческой среде. К ним относятся документы Переселенческого Управления, Комитета Сибирской железной дороги, Комитета по заселению Дальнего Востока, канцелярий Св. Синода и обер-прокурора Св. Синода, канцелярий Приамурского генерал-губернатора и военных губернаторов Приморской и Амурской областей, ЮжноУссурийского Переселенческого Управления, органов управления дальневосточными епархиями РПЦ, съездов духовенства Владивостокской и Благовещенской епархий, православных монастырей, других организаций. В совокупности эти материалы позволили восстановить и проанализировать процесс принятия и реализации управленческих решений, связанных с переселением крестьян и обустройством их на местах водворения, развитием институтов РПЦ на осваиваемой территории. Делопроизводственные документы представлены ведомственной и межведомственной перепиской, нормативными актами, различными отчетами, докладами, журналами, донесениями, записками, справками, телеграммами, послужными списками и другими документами. Данная группа источников во многом позволила реконструировать и изучить процесс взаимодействия различных ведомств, местной администрации, епархиального начальства и органов центральной власти в ходе колонизации Приамурья и решения вопросов организации культурной жизни переселенцев.
Наиболее насыщенными в информационном отношении среди данной группы источников являются ежегодные «отчеты о состоянии» дальневосточных епархий. В них компактно представлены сведения о различных аспектах функционирования дальневосточных епархий. Устойчивая структура отчетов позволила выявить значительный объем скрытой информации, отражающей развитие институтов РПЦ на Дальнем Востоке России, процесс храмового строительства, уровень подготовки приходских священнослужителей, состав паствы и степень ее религиозности.
Данная группа источников хранится в соответствующих фондах РГИА (Ф. 391, 796, 1265, 1642), РГИА ДВ (Ф. 1, 702, 704, 1277, 1279), государственных архивов Амурской области (ГААО. Ф. 4-И, 15-И), Приморского и Хабаровского краев (ГАПК. Ф. 1 (д); ГАХК. Ф. И-7, И-13).
Третья группа - публицистика. Она представлена трудами общественных87, государственных88 и религиозных деятелей89, посвященными проблеме колонизации Дальнего Востока России. Данные источники позволяют определить, какую роль и значение современники отводили православному духовенству в процессе освоения юга российского Дальнего Востока русскими людьми и как оценивали его деятельность. Отдельно стоит выделить периодическое издание «Сибирские церкви и школы»90. Этот ежегодник является опубликованным отчетом Комитета Сибирской железной дороги об использовании общественных средств (пожертвований) на строительство в Сибири и Приамурье православных храмов и учреждение школ, в том числе и церковных. Данный источник способствовал реконструкции процесса строительства православных храмов в переселенческой среде юга Дальнего Востока России, выявлению объемов и источников его финансирования.
Четвертая группа - периодическая печать. В исследовании использованы главным образом региональные официальные издания РПЦ - «Камчатские епархиальные ведомости», «Благовещенские епархиальные ведомости» и «Владивостокские епархиальные ведомости». Основными функциями данных изданий являлись информационное обеспечение деятельности православного клира, формирование общественного мнения и установление обратной связи. Данные издания содержат значительный объем информации о строительстве и освящении православных храмов, учреждении новых приходов и благочиний, назначении и перемещении клириков и другие сведения о современном положении дальневосточных епархий и деятельности приходского духовенства. Кроме этого, издания содержат журналы епархиальных съездов, в которых отразилось решение актуальных вопросов деятельности православного духовенства в регионе. Эта группа источников существенно способствовала реконструкции процесса институционального развития РПЦ в Приамурье.
Пятая группа - источники личного происхождения. В ходе исследования были использованы мемуары путешественника Г.С. Гантимурова91, опубликовавшего свои труды под псевдонимом Г.Т. Муров, и управляющего делами Комитета министров (и по совместительству - Комитета Сибирской железной дороги) А.Н. Куломзина92. Мемуары Г.С. Гантимурова опубликованы и не имеют определенного адресата. В них представлены заметки современника об общественной и духовной жизни крестьян-переселенцев, в том числе об общине последователей РПЦ и межконфессиональных взаимоотношениях.
Неопубликованные воспоминания А.Н. Куломзина «Пережитое» адресованы собственным потомкам и представляют собой обобщенный жизненный опыт мемуариста. Значительное место в мемуарах отведено государственной деятельности автора. Они служат существенным дополнением к официальным документам, возникшим в процессе деятельности Комитета Сибирской железной дороги93. Данный источник во многом позволяет определить роль Комитета Сибирской железной дороги в строительстве православных храмов на колонизуемой территории, прояснить процесс образования фонда имени Императора Александра III и участие в этом деле А.Н. Куломзина.
В целом, используемые источники позволяют решить поставленные задачи. Часть источников впервые вводится в научный оборот.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в историографии предпринято комплексное исследование роли и значения деятельности православного духовенства в освоении крестьянами-переселенцами юга Дальнего Востока России во второй половине XIX -начале XX века, осуществлена реконструкция процесса становления и развития институтов РПЦ в переселенческой среде, предложена периодизация процесса строительства православных храмов в переселенческой среде, рассмотрены основные этапы развития общины последователей РПЦ в регионе, проанализирована роль епархиальных ведомостей в системе управления дальневосточными епархиями РПЦ.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями и учеными при разработке специальных курсов и создании обобщающих трудов по истории Дальнего Востока России, представителями органов государственной власти, общественных и политических организаций при разработке и реализации политики в области религии. Опыт прошлого может быть использован современными священно- и церковнослужителями в их деятельности. Диссертация представляет интерес для историков, религиоведов, культурологов и антропологов.
Апробация результатов исследования. Важнейшие положения диссертации были представлены в виде сообщений на региональных научных конференциях («Седьмая Дальневосточная конференция молодых историков» 13-16 мая 2002 года, г.Владивосток; «85 лет высшему историческому образованию на Дальнем Востоке России» 4-5 марта 2003 года, г. Владивосток; «Восьмая Дальневосточная конференция молодых историков» 26-29 апреля 2004 года, г. Владивосток; «Девятая Дальневосточная конференция молодых историков» 17-19 мая 2005 года, г.Благовещенск; «Десятая международная конференция молодых историков» 15-18 мая 2006 года, г. Владивосток), опубликованы в сборниках материалов конференций и в региональных периодических научных изданиях, неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры отечественной истории Дальневосточного государственного университета.
Структура работы. В соответствии с поставленными задачами исследования, диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Русская Православная Церковь и ее деятельность в Енисейской губернии: 1861 г. - февраль 1917 г.2012 год, кандидат исторических наук Терскова, Аида Александровна
Иркутская епархия в системе государственно-церковных отношений в 1940-1980-е гг.2010 год, кандидат исторических наук Смолина, Ирина Владимировна
Православные образовательные учреждения Благовещенской епархии, 1862 - 1918 гг.2001 год, кандидат исторических наук Федирко, Оксана Петровна
Православное храмовое зодчество юга Дальнего Востока России: середина XIX - нач. XX вв.2011 год, кандидат архитектуры Охотникова, Юлия Викторовна
Русская православная церковь и крестьянские переселения в Сибирь на рубеже XIX-XX вв.1999 год, кандидат исторических наук Батурина, Тамара Васильевна
Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Смагин, Андрей Николаевич
Заключение
Во второй половине XIX - начале XX вв. в переселенческой среде юга Дальнего Востока России община последователей РПЦ была крупнейшей конфессиональной группой. Государству необходимо было учитывать данный фактор для решения задачи заселения и освоения Приамурья. Уже на первом этапе переселения стало очевидно, что организация религиозной жизни крестьян и создание культурных условий на местах водворения являются важнейшим средством их закрепления и адаптации на колонизируемой территории. По мере активизации переселенческой политики и увеличения численности православной общины государство уделяло больше внимания решению вопросов удовлетворения культурных потребностей переселенцев.
Создание культурных условий для адаптации переселенцев представляло собой целый комплекс мероприятий. Требовалось оказать содействие крестьянам при строительстве храмов, открывать новые приходы и при необходимости учреждать разъездные причты на периферии, требовалось привлечь в Приамурье православных священнослужителей, обеспечить их материальное положение и организовать систему подготовки духовенства непосредственно в регионе, нужно было создать эффективную систему управления деятельностью духовенства в переселенческой среде. Все эти мероприятия следовало обеспечить оптимальной структурой территориально-административного устройства РПЦ в регионе.
Процесс храмового строительства и учреждения новых приходов в переселенческой среде юга Дальнего Востока России во второй половине XIX - начале XX вв. целесообразно разделить на три этапа.
На первом этапе (1858-1885 гг.) государство в лице Синода оказало скромную финансовую поддержку крестьянам при строительстве храмов. Это
было обусловлено слабой организацией переселенческого дела, малой численностью общины последователей РПЦ в Приамурье и ее разобщенностью. Основным районом храмового строительства и открытия новых приходов в регионе стала Амурская область.
На втором этапе (1886-1905 гг.) по причине устремления основного потока переселенцев в Южно-Уссурийский край возникла крайняя необходимость строительства православных храмов и учреждения новых приходов. В этот период значительную помощь переселенцам оказали ЮжноУссурийское Переселенческое Управление и Комитет Сибирской железной дороги. Объем средств, поступивших от Синода на те же нужды, был существенно ниже. Значительное увеличение финансирования процесса храмового строительства в этот период со стороны государства и общественности, накопление переселенцами необходимого материального ресурса и его использование, организаторский талант и деятельность священника М. Кессельмана породили бум строительства церквей в ЮжноУссурийском крае. Объемы храмового строительства в крестьянской среде Приамурья возросли в 1,5 раза, эпицентр строительства и структурного расширения общины последователей РПЦ переместился в Южно-Уссурийский край. Полученные результаты на время снизили актуальность проблемы строительства храмов и учреждения приходов в переселенческой среде юга Дальнего Востока России. Кроме количественного расширения и увеличения численности последователей, в православной общине в этот период появились новые для региона формы организации верующих - братство, монастырь, приходское общество трезвости. Причем, первые монастыри и приходские общества появились в наиболее населенном Южно-Уссурийском крае. Увеличение численности общины последователей РПЦ в Приамурье и значительное расширение ее структуры вызвали необходимость реорганизации
Камчатской епархии и учреждения на ее основе Владивостокской и Благовещенской епархий.
На третьем этапе масштабы храмового строительства и учреждения приходов (1906-1917 гг.), по сравнению со вторым этапом, возросли практически в два раза. Такое развитие ситуации стало результатом активизации переселенческой политики, в реализации которой государство и общественность выделили значительные финансовые средства на строительство храмов, причтовых домов, учреждение новых приходов и разъездных причтов. Рационального использования этих средств удалось достичь за счет организации межведомственного взаимодействия на всей вертикали власти. Основным районом строительства по-прежнему остался Южно-Уссурийский край. Расширилась территория монастырского строительства. Обители появились в Амурской области и Северо-Уссурийском крае. Расширение и усложнение структуры православной общины в ЮжноУссурийском крае и других частях Владивостокской епархии послужили причинами учреждения в ней кафедр викарных епископов для более эффективного управления епархией.
В этническом отношении община последователей РПЦ в переселенческой среде не являлась однородной категорией. Подавляющее большинство в ней составляли русские и украинцы. Процесс формирования и развития общины последователей РПЦ в переселенческой среде юга Дальнего Востока России занял короткий временной период. Этот процесс постепенно ускорялся и на последних двух этапах носил волнообразный характер. Оформление региональной обособленности общины последователей РПЦ стало складываться в начале XX в. вместе с зарождением местных традиций проведения ежегодного крестного хода с Албазинской иконою Божьей матери
в Благовещенской епархии и организацией крестного хода из Владивостока в Уссурийский Св.-Троицкий монастырь во Владивостокской епархии.
Строительство православных храмов, учреждение приходов стало важнейшей потребностью крестьян-переселенцев, одним из ключевых средств обустройства осваиваемой территории и включения ее в культурное пространство Российской империи.
Жизнедеятельность приходской общины во многом определялась личностью и уровнем профессиональной подготовки священнослужителя. На протяжении всего рассматриваемого периода на юге Дальнего Востока России остро стояла проблема недостатка квалифицированных священнослужителей. Быстрое развитие переселенческой среды требовало обеспечения соответствующей численностью приходских священнослужителей. Их состав формировался путем привлечения клириков из других епархий, за счет выпускников и студентов Благовещенской духовной семинарии. В начале XX в. к ним добавились выходцы из переселенческой среды. Неоднородный состав священнослужителей (по происхождению и профессиональной подготовке) и слабая материальная обеспеченность привели к текучке кадров. Наряду с низким уровнем образования большинства священнослужителей эти факторы существенно осложнили организацию корпоративного общения и взаимодействия. Основная масса духовенства в осуществлении своих профессиональных обязанностей ограничилась преимущественно проведением церковных служб и выполнением треб. Кроме того, они выполняли важнейшие государственные функции по регистрации актов гражданского состояния и сбору необходимой статистической информации. Активная и профессиональная часть приходского духовенства была весьма немногочисленна. Ее деятельность представлялась более разнообразной. Она выразилась в организации строительства храмов, сочинении проповедей,
проведении религиозно-нравственных бесед, содействии развитию системы народного образования, организации паломничества прихожан в монастырь, публицистической деятельности, участии в работе епархиальных съездов, учреждении обществ трезвости, открытии библиотек и др. Несмотря на низкий уровень профессиональной подготовки и ограниченные формы деятельности значительной части духовенства, священнослужители стали важными и неотъемлемыми участниками заселения и освоения юга Дальнего Востока России во второй половине XIX - начале XX вв. Они обеспечили закрепление на осваиваемой территории крупнейшей конфессиональной группы переселенцев - общины последователей РПЦ и, таким образом, внесли значительный вклад в освоение региона.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Смагин, Андрей Николаевич, 2006 год
1. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пос. - М., 1998. - С. 460461.20ВЕВ.- 1912.-№2.-С. 52.
2. Епархиальные ведомости // Энциклопедический словарь / Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Т. XI. - СПб., 1894.-С. 662.122 КЕВ. 1894.-№1.-С.2.
3. БЕВ.-1904.-№18-20.-С. 1-3.
4. Христианская периодическая печать на русском языке: 1801-19177 гг.: Библиографический указатель: в 3 т. / Сост. Г. Л. Андреев.-New York, 1998.-Т. 1: А-М.-С. 15.
5. КЕВ.- 1894.-№ 1.-С. 1; 1895.-№ 1.-С. 1.
6. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1507. Л. 20.
7. Разумовский А Указ. соч. С. 16.
8. РГИА ДВ. Ф. 704. Оп. 7. Д. 623. Л. 1.
9. Разумовский А Указ. соч. С. 17-18.13°. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1883. Л. 10; РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 3. Д. 101. Л. 93; Разумовский А. Указ. соч. -С. 20.
10. КЕВ, 1899.-№ 10.-С. 52-53.132 БЕВ.- 1899.-№ 11.-С. 70.
11. Подсчитано по: КЕВ-БЕВ за 1894-1902 гг.
12. Подсчитано по: РГИА ДВ. Ф.1. Оп. 5. Д. 489. Л. 768-768 об.; Разумовский А. Указ. соч. С. 52.
13. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1507. Л. 20.136 ВЕВ.- 1909.-№ 1.-С. 12.137 ВЕВ.- 1903.-№ 1.-С.4.
14. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1940. Л. 11; Д. 2077. Л. 14.
15. ВЕВ. 1903. - № 3. - С. 52; Разумовский А. Указ. соч. - С. 98.142 ВЕВ.- 1903.-№ 12, 15.143 ВЕВ. 1903.-№ 14,23 и др.144 BEB.- 1903.-№2,9,23,24.145 Там же.-С. 65.
16. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1882. Л. 73 об.; Ф. 1279. On. 1. Д. 36. Л. 30а.
17. Разумовский А. Указ. соч. С. 65.148 Там же.-С. 39.
18. Подсчитано по: Журналы I-IX съездов . С. 3-20; BEB. - 1916. -№ 22.-С. 765.
19. БЕВ. 1907. - № 4. - С. 43; 1907. - № 23. - С. 272.
20. KEB. 1898.-№ 1.-С. 1-3; Ермацанс И. Преемники епископа Иннокентия (Вениаминова) //Христианство на Дальнем Востоке. - Ч. I. - Владивосток, 2000. - С. 35-36.153 BEB. 1914.-№ 2.-С. 57.
21. Кончина митрополита Евсевия Крутицкого, наместника Всероссийского патриарха // Вернувшийся домой: Жизнеописание и сборник трудов митрополита Нестора (Анисимова). — Т. 1. — М., 2005. — С. 455.
22. Ремнев А.В. Комитет по заселению Дальнего Востока (1909-1915 гг.) // Страницы российской истории: проблемы, события, люди. СПб., 2003. - С. 140.
23. РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 3. Д. 108. Л. 6 об.; Кодола И.В. Православная церковь и религиозные потребности крестьян-переселенцев Амурской области в начале XX века // Христианство на Дальнем Востоке. 4.1. - Владивосток, 2000. - С.50.
24. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2438. Л. 16-16 об.
25. РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 3. Д. 108. Л. 8; BEB. 1910. -№10. - С. 286; Кодола И.В. Культурная среда . - С. 68.
26. Азиатская Россия.-T. 1.-СП6., 1914.-С. 238-239.
27. РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 3. Д. 108. Л. 8.
28. Подсчитано по: РГИА. Ф. 391. Оп. 4. Д. 1277. Л. 2 об., 10 об.; Д. 1302. Л. 26.; РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 3. Д. 157. Л. 78 об., 86 об., 87, 88; Кодола И.В. Культурная среда. С. 240.
29. Подсчитано по: РГИА. Ф. 391. Оп. 4. Д. 1277. Л. 2 об., 3 об., 10 об.; Д. 1302. Л. 26; Обзор деятельности Переселенческого Управления Амурского района за 1909 г. — Ч. I. — С. 32; Кодола И.В. Культурная среда — С. 240.
30. ГАПК. Ф. 1 (д). On. 1. Д. 34. Л. 35.166 Там же.
31. Азиатская Россия.-Т. l.-СПб., 1914.-С. 234.
32. История Дальнего Востока СССР . С. 228-229.
33. Сердюк М.Б. Православные епархии . С. 365-366.170 ВЕВ.-1916.-№ 13.-С. 447.
34. РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 3. Д. 108. Л. 6 об.
35. ГААО. Ф. 29-И. Оп. 2. Д. 67. Л. 25 об.-26.
36. Капранова Е.А. Развитие церковно-административного . С. 87.
37. СЗРИ. Т. XII. - 4.1. СПб., 1857. - №№ 205-245.175 Там же.-№221.176 Там же.177 Там же.-№238.178 Там же.-№239.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.