Роль политического общения в процессе трансформации общества: на материалах Республики Таджикистан тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Расулов, Сайфидин Худоиевич

  • Расулов, Сайфидин Худоиевич
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2010, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 155
Расулов, Сайфидин Худоиевич. Роль политического общения в процессе трансформации общества: на материалах Республики Таджикистан: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Душанбе. 2010. 155 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Расулов, Сайфидин Худоиевич

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

1.1. Понятие и сущность политического общения.

1.2. Вопросы лидерства и принципы политического общения в Таджикистане.

1.3. Некоторые особенности умеренного авторитаризма и новые реалии политического общения в Таджикистане.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МНОГОПАРТИЙНОСТИ. 2.1. Специфика политического общения между политическими партиями Таджикистана в условиях трансформации общества.

2.2. Проблемы и перспективы развития светско-исламского диалога в Таджикистане и его особенности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль политического общения в процессе трансформации общества: на материалах Республики Таджикистан»

Актуальность темы исследования определяется тем, что почти все события в человеческом обществе происходят в процессе общения. Общение - это фундаментальное явление человеческого общества, оно способствовало развитию человека как личности. Следовательно, от его характера и содержания зависят многие явления и события, происходящие, в человеческом обществе. Что касается политического общения, то это постоянно приводит к политическим результатам в событиях, процессах, от него зависят мир и согласие между людьми, или же, в противном случае, приводит к негативным процессам и последствиям, катастрофам, войнам. Как известно, политическое общение в эпоху глобализации является основой диалога цивилизаций, установления мира в пространстве конфликтов, предотвращает угрозы сползания человечества в тенденции радикализма. В процессе политического общения происходит взаимодействие партий и политических сил в борьбе за утверждение демократии и демократизации, недопущение столкновения и войны цивилизаций.

В современной науке все более и более на передний план выдвигается понятие общения как многосторонней проблемы, вбирающей в себя различные аспекты человеческой жизни. По существу все происходит в процессе общения, в общении проявляют себя законы общественного развития, при общении решаются кардинальные вопросы развития. Общаются личности, лидеры стран, государства и гражданские общества, нации и страны, субъекты политического действия и население. Сегодня много говорят о диалоге цивилизаций, на деле это и есть общение цивилизаций в аспекте актуализации субъективного взаимодействия. Именно в общении, особенно политическом, решаются глобальные проблемы человечества, судьба современной глобализации или вопросы национальной безопасности Таджикистана.

Таджикистан в настоящее время переживает процесс глубокой трансформации, и изучение его в аспекте проявлений политического общения дополнит реальную картину современного государства и общества, одного из ключевых в Центральной Азии. Изучение форм проявления политического общения, будь это диалог между партиями или светско-исламский диалог, диалог верховной* власти с массами или диалог лидеров различных стран, или другие формы политического общения, выявляет для нас новые аспекты социально-политической, культурной и иной реальности. Возникают новые знания о человеке и обществе, и в частности о Таджикистане и таджикистанцах.

Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что исследование политического общения в значительной степени дополняет наши знания о политических процессах в Таджикистане, а также об установлении мира и стабильности, межтаджикском мирном процессе в аспекте общения политических субъектов нового Таджикистана.

В работе из множества форм и сторон проявления политического общения в процессе трансформации Таджикистана автор рассматривает только узловые проблемы. К ним относятся проблемы понятия и диалектики политического общения, принципы политического общения в аспекте лидерства в стране, влияние ментальности населения на характер политического режима - умеренного авторитаризма, проблему политического общения между различными политическими партиями Таджикистана и другие.

Степень разработанности проблемы. Проблема общения вообще, а политического общения в частности, имеет междисциплинарный характер, т.е. в рамках отдельного взятой науки всесторонне и глубоко исследовать и анализировать данное понятие невозможно. Именно поэтому в данной работе мы обратились к научной литературе по политологии, психологии и философии, но в той степени, в какой это было необходимо для выяснения поставленной задачи исследования, а именно научной картины политического общения в процессе трансформации Таджикистана. Методологической основой исследования рассматриваемой проблемы стали фундаментальные научные работы разных лет, которые, сохранили свое значение и актуальность для современности1.

Специальным предметом социально-философского анализа проблемы л общения стала, начиная с 60-70-х гг. Вместе с тем специфически политологическое понимание этого сложного и полифункционального феномена человеческой культуры еще не сформировано.

К настоящему времени есть не менее 126 одних только дефиниций л общения» . Между тем общение в философии и политологии выступает во всевозможных формах «интерсубъективности», «диалога», «игры» и других понятий.

А.А.Леонтьев в свое работе дает определение общению как одному из видов деятельности4. При этом говорит, что «нам придется сразу ввести ряд категорий, в системе которых общение должно найти надлежащее место. Для И.Канта общение представляло собой прикладную этику. Но он формировал ее как «чистую моральную философию», исходящую «из общей идеи долга и-нравственных законов»5, в основании которых лежит диалектика общительности человеческого рода и необщительность индивида.

В категорию слово «общение» превратилось еще в античности. В греческом языке имеются дюжина слов, означающих «общение», с самыми различными семантическими оттенками6. «Общение» как явление и понятие в советское время было подвергнуто материалистическому пониманию, или

1 К этим авторам относятися И.Кант, К. Марк, в более позднее время - Макс Вебер, А.Н. Леонтьев, Т. Шибутани, Б.Ф. Поршнев, В.Ф. Шелике, Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон, Э.И. Ильенков, Р. Абдулатипов, К.А. Папин, Ю.Д. Пршпок, В.И. Припнснов, М. Отгауен, Френсис Фукаяма, Джоэн Крамер, Диана Олстед, С. Кон, Г. Зокиров, А. Мухабатов, A.A. Ленотьев, А.Н. Махмадов, И.К. Асадуллаев и многие другие.

2 См.: Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. 2- дополненное и исправленное издание. М.: Наука, 1979,-232с.

3 Манданский А.Д. общение: опыт логико-семантического анализа //Человек в пространстве образования. Таганрог, 2003. С. 72-78

4 Ленотьев A.A. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. С. 27. s См.: Кант И. Соч.: в 6 т. М., 1963-1966. T.4, 4.1. С.223.

6 Там же. лучше сказать, выявлению материалистического его содержания в свете учения К. Маркса и Ф. Энгельса в аспекте материальных его корней.

В.Ф.Шелике, анализируя произведения «Немецкая идеология», «Манифест Коммунистической партии», «Капитал», приходит к выводу о необходимости вычленения понятия «общение» в системе материалистического понимания истории, что оно, это понятие, не относится только к раннему периоду творчества Маркса и Энгельса. Оно включено в систему таких понятий, как производственные отношения и, другие: «Производство, средства производства и производственные* отношения. Формы государства и формы сознания в. их отношении к отношениям производства и общения. Правовые отношения, семейные^ отношения»?. Материалистическому пониманию проблемы общения посвящена и г книга Ю.Д.Прилюка «Проблема общения в историческом« материализме». Обращаясь к материалистическому пониманию политического общения как частного проявления понятия «общение» и соглашаясь с ним в* одних аспектах, тем не менее, надо сказать о том, что оно не содержит всей диалектики процесса, всего многообразия-понятия во многих его аспектах. В связи с этим мы обращаемся к последовательной диалектике проявлений феномена общения, в котором первичным фактором проявляют себя? то материальные явления, то воля и сознание в конкретно-исторических своих формах.

В отечественной политической науке обобщенного исследования данной проблемы пока не встречается. Затронуты лишь отдельные социокультурные аспекты проблемы общения в работах А. Турсунова, Ш. Шоисматуллоева, С. Сафарова, С. Шарипова, А. Махмадова, И. Асадуллаева и М.У. Хидировой.8

7Шелике В,Ф. Объем и содержание понятия «общение» (Verkehr) в работе К.Маркса и Ф.Энгельса «Немецкая идеология» //Философско-методологические проблемы теории общения. Сборник научных трудов. ЮГУ, Фрунзе, 1982. С. 19

8 Шоисматуллоев Ш. Таджикистан в зеркале преемственности и смены поколений. Душанбе: Ирфон, 2008; Хидирова М.У. Конфликт и лидерство в современных условиях. Душанбе, 2004; Асадуллаев И., Расулов С. Политическое общение и лидерство (Опыт социально-политического анализа). Душанбе, 2009; Хидирова М. У. Институт лидерства: теоретико-методологические аспекты //Известия Академии наук Республики

Некоторый анализ социальных и социально политических аспектов межнационального общения содержится в диссертации Д.С. Проскурина и Д.Т. Фарадова. Проблемы становления двуязычия и социально-психологические аспекты рассматриваются в трудах А. В. Губагло, Р.И. Хашимова, М.С. Джунусова и Р.Г. Абдулатипова.9 Большой интерес представляет докторская диссертация А.Н. Махмадова «Процесс межнационального общения как социально политический феномен (на материалах Республики Таджикистан)»10. Разработка многих вопросов политического общения остаётся весьма актуальной, и ещё не полностью осмыслены и освещены различные взгляды на политическое общение.

Объектом исследования является процесс развития политического общения и ее роль в таджикском обществе.

Предметом исследования является особенности политического общения в трансформационном обществе Таджикистана.

Цель и задачи исследования. Исходя из актуальности темы и степени ее научной разработанности целью диссертационной работы является раскрытие и обоснование сущности политического общения и его специфика в условиях трансформационного таджикского общества. Исходя из указанной цели, автором диссертации поставлены следующие задачи:

- проанализировать понятие и сущность политического общения в новых условиях;

- определить специфику политического общения в Таджикистане и раскрыть его влияние на эффективное функционирование института лидерства, во внешней и внутренней политике;

Таджикистан. Серия философия и право. 2009, №1; Махмадов С. Диалог как социально-политический феномен. Душанбе, 2010.

9 См. Джунусов М.С. Культура межнационального общения. Белгород, 1982; Губагло A.B. Современные этноязычние процессы в СССР. М.: Наука, 1993; Хашимов Р.И. Таджикско-русское двуязычие. Душанбе: Дониш, 1986, Абдулатипов Р.Г. Время приходить к консенсусу //Конфликты и консенсус 1993, №3.

10 Махмадов А H. Процесс межнационального общения как социально политический феномен (на материалах Республики Таджикистан) //Дне. на соск. уч. степени докт. полит, наук. Куляб, 1994.

- анализировать особенности умеренного авторитаризма и социальной психологии, характера авторитарно-конформистской ментальности в условиях независимости;

- раскрыть и обосновать специфику формирования и характера политического общения между политическими партиями Таджикистана в условиях многопартийности;

- выявить особенности и характер светско-исламского диалога в трансформирующемся Таджикистане.

Научная новизна диссертации заключается в следующем: впервые анализируется проблема политического общения, раскрываются его особенности в условиях трансформационного таджикского общества;

- обосновывается специфика умеренного авторитаризма и социальной психологии, авторитарно-конформистской ментальности в условиях независимости; выявляются особенности политического общения между политическими партиями Таджикистана в новых политических условиях, определяются объективные и субъективные факторы, влияющие на характер политического общения между этими субъектами политики;

- раскрывается роль межтаджикского диалога как разновидности политического общения и способа вытеснения конфликтной психологии общечеловеческой моралью путем вчувствования (эмпатия);

- анализируется светско-исламский диалог как политическое общение, направленное на дальнейшее стабильное и эффективное функционирование политической системы суверенного Таджикистана.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Политическое общение как форма общечеловеческого общения имеет важное значение в определении характера политических отношений и политических процессов. Исходя из этого, общение как способ коммуникации способно влиять на взаимоотношение между различными субъектами политики. Данный феномен особо актуализируется в условиях трансформации общества, где происходит столкновение уже сформировавшихся и новых ценностей.

2. В условиях суверенного Таджикистана с присущими ему особенностями развития ключевым моментом выступает определение субъективного фактора, т.е. выявление специфики лидерства на эффективное функционирование которого имеет огромное влияние тип и характер политического общения. Недавняя историческая реальность доказала, что благодаря именно конструктивному политическому общению политического лидера удалось направить политические процессы на созидательное русло.

3. Демократизация общественно-политической жизни Таджикистана вывела на политическую арену множество политических партий, которые выступают выразителями интересов различных политических групп. В данной ситуации особо важным моментом выступает налаживание цивилизованного типа политического общения, позволяющая им созидательно сотрудничать в пользу прогресса общества. Иначе, как показывает недавняя историческая реальность деструктивное политическое общение может нарушить основу доверия и единства в обществе.

4. Диалог как разновидность политического общения, как форма открытого разговора между противоборствующими сторонами имеет важное значение в разрешении противоречий сближении сторон. В этом смысле межтаджикский диалог в рамках Дартмутской конференции выступает как активный механизм сближения позиций различных сторон, достижение компромисса и консенсуса в межтаджикском конфликте.

5. Подписание Общего соглашения о мире и национальном согласии в Таджикистане выступает ярким примером светско-религиозного диалога или совместимости в рамках одной политической системы двух прямо противоположных идеологии. Однако это явление должно находиться в постоянной динамике, так как совмещение этих двух феноменов требует постоянного совершенствования отношений.

6. В Таджикистане реисламизация как возрастание исламского фактора имеет две тенденции. Одна из тенденций представлена реисламизацией в русле народного ислама, другая — на путях политической исламизации; возрастание роли исламского фактора не означает согласия и выбора пути политического ислама. Это может быть и должна быть дорога возвышения народного ислама, допускающего свободу совести, свободу от жесткой повсеместной религиозной регламентации образа жизни, допускающего национальный или европейский образ жизни в сочетании с исламской моралью, отказ от фанатического требования полной исламизации образа жизни человека и общества.

Методологической и теоретической основой исследования послужили такие принципы как объективность, системность, конкретность, ориентированные на всесторонний анализ политического общения. Наряду с общенаучными методами, использованными в исследовании, особое место занимает структурно-функциональный и сравнительные подходы.

Источниками исследования являются наблюдения над социально-политическими процессами, их анализ на основе изучения фундаментальных произведений по проблеме общения и политического общения.

Практическая ценность работы. Практическая значимость работы заключается, прежде всего, в том, что в ней впервые более глубоко и обстоятельно анализируется политическое общение именно1 как политическое явление. Диссертация может быть использована для дальнейшего изучения и исследования данной проблемы в отечественной политической науке, в процессе преподавания политологии, социологии, психологии и конфликтологии, а также спецкурсов по данной теме. Работа имеет ценность для понимания сущности светского демократического правового государства гражданами Таджикистана.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации изложены в брошюре: «Политическое общение и лидерство», в статьях автора диссертации в различных изданиях, размещены в Интернете. С идеями работы автор выступал на Республиканской научно-практической конференции «Безопасность Таджикистана: национальные проблемы и новые современные угрозы» (Душанбе, 26-27 марта 2009г.) и Международной научно-теоретической конференции «Таджикистан-Китай: культурно-исторические предпосылки и стратегические перспективы» (Душанбе, 21-22 мая 2001г.).

Диссертация была обсуждена на расширенном заседании кафедры политические процессы в Таджикистане философского факультета Таджикского национального университета 15 сентября 2010 года.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Расулов, Сайфидин Худоиевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В итоге исследования следует сказать, что политическое общение это процесс общения — взаимодействие субъектов, - взятый в аспекте политических процессов, власти, политического сознания, идей, лидеров, граждан или больших и малых групп людей, стран и народов, цивилизаций, вступающих или находящихся в политическом взаимодействии друг с другом.

Необходимо отметить, что неотъемлемым компонентом всякого политического процесса выступает политическое общение, выступающее как канал коммуникации для выяснения позиций и отношений. Политическое общение как психологический, социальный и политический фактор способно решительно влиять на ход и характер политических процессов и политических отношений. Главная особенность политического общения заключается в том, что в ней превалирует субъективность. Отсюда и сложности в развитии политического общения.

На основе проведенного исследования можно сказать, что политическому общению присущи особенности двоякого рода. Первые особенности касаются политического общения вообще в отличие от других явлений политической сферы. Особенности второго рода это особенности политического общения в Таджикистане последних двух десятилетий, которые были рассмотрены.

Политическое общение первого рода имеет многие уровни и звенья. Как система у нее есть элементы, одни из которых фундаментальны, другие более подвижные, динамичные. Политическое общение включает в себя коренные интересы взаимодействующих субъектов и это человеческий процесс, который формируется нижним этажом коренных экономических явлений, они материальны. Но есть и сфера субъективированной динамики политического общения - это политически взаимодействующие люди, субъекты, у которых есть свобода выражения коренных пластов политического общения.

В обществе существуют закономерности, они объективны, не зависят от сознания и воли людей, более того, формируют эти сознание и волю. Но есть и такие законы поведения, когда субъект исторического или политического процесса решающим образом влияет на все другие сферы жизни общества, влияя на то, какой закон общества будет осуществляться. Это иерархия законов. Действие одних законов зависит от субъективного фактора, который может быть подверженным самым разным случайностям, но на этой основе вызывать к жизни тот или иной общественный закон -восходящего развития, прозябания или катастрофы. Сознательная и волевая сфера представляет собой субъектированную динамическую часть политического общения. В истории бывало и так, что коренные интересы субъектов не могли быть выражены в силу человеческих недостатков или пороков субъекта, не умеющего выразить фундаментальный уровень системы политического общения.

Политическое общение второго рода касается характерных особенностей политического лидера эпохи независимости и других характерных черт. Остаточный принцип по отношению к Таджикистану, которого придерживаются некоторые центры сил в России, привел к изменению характера политического общения между лидерами двух стран и самих стран. Характерная для советского времени внутренняя дистанция национального лидера к советскому Центру, стала новым набирающим силу фактом внутреннего характера личности новых лидеров Новых Независимых Государств, со временем стала и становится явлением внешнего характера, определяющим новое политическое общение.

Если поставить перед нами вопрос о том, какие принципы определяют содержание политического общения Лидера Таджикистана, то на основе опыта последних лет следует сказать, что это, прежде всего, принцип ненасилия, давший мир стране.

Лидер страны обладает свободой в политическом общении с другими силами и субъектами, но по поводу своих собственных коренных интересов и этих акторов политического действия. Счастлив народ, коренные интересы которого осуществляются актуализированным субъектом, то есть когда с коренными интересами населения совпадают интересы политического лидера.

На основе большой панорамы содержания политического общения в трансформирующемся Таджикистане эпохи независимости мы видим, что ментальность авторитарно-конформистского характера через политическое общение создает почву для продуцирования умеренного авторитаризма. Диалектика взаимодействия различных субъектов политического общения в Таджикистане вновь и вновь показывает первичную временами роль ментальности в современной истории страны.

Надо ясно отдавать себе отчет, что ментальность, возникшая на протяжении тысяч лет, не может благополучно уступить свое место ментальности современного инновационного человека.

Политическое общение в Таджикистане с участием всевозможных субъектов политического действия проходило в чрезвычайно сложной противоречивой, временами — кровавой — обстановке. В этой исторической драме Таджикистан продвинулся на пути к демократии и возрождения государственности, на пути противоречивой, но, все же, модернизации, являясь включенным в мировые процессы трансформации в силовом поле мировой демократии.

Политическое общение - явление системное и структурное, обладая многими элементами и звеньями, располагает их таким образом, чтобы обезопасить страну от одних угроз в одних направлениях, и от других угроз в других направлениях. По существу это задача политического общения на разных уровнях и в разных сферах.

Но чтобы определить средства и интересы достижения желаемого в политическом общении, надо знать исходные позиции нынешних конкретноисторических условий Таджикистана. Для понимания политического общения в его условиях надо знать, что страна представляет собой пограничную зону.

Отсюда можно сформулировать главный, основывающийся на гуманизме, принцип политического общения в жизни "пограничной зоны": сохранение неоднородных ее частей, их баланса во имя мира, стабильности и предотвращения трагедии, и такого развития, которое исключает экстремизм.

Лидер страны относительно свободен в выборе средств и путей достижения коренных интересов, которые не проявляют себя автоматически. То есть фундаментальные явления и интересы, вступающие ' во взаимодействие глубоким и широким фронтом, не осуществляются только посредством свободной воли и сознания субъектов взаимодействия. Эти, по крайней мере, два уровня определяют своеобразие и диалектику политического общения. Есть субъективный фактор, проявляющий через свою деятельность фундаментальные потребности, интересы или уровни общества, которое всегда находится во взаимодействии субъектов. Актуализированная часть политического общения, представленная деятельностью человека, включена в механизм реализации фундаментальных основ человеческого бытия.

Говоря о природе политической партии, необходимо представить для изучения еще один аспект, в котором отражаются- все названные характеристики политической партии. Это аспект меры концентрации социальности и социума в политической партии и политическом общении. Такой аспект еще не рассматривался в политологии.

Проблема концентрации социума или социальности в партии раскрывает природу и сущность политической партии и с этой точки зрения различным образом характеризует политическое общение партии с обществом, другими партиями, различными субъектами политического действия, с которыми она вступает во взаимодействие. (Концентрации всеобщности в локальности и, в свою очередь, локальность представляется всеобщностью). Партии в конкуренции друг с другом стремятся быть средоточием всей общественной воли, пытаясь концентрировать в себе все коренные интересы общества в целом или определенного класса (классов, групп людей). Они в процессе взаимодействия с обществом добиваются того, чтобы общество поверило, что именно данная партия является подлинным выразителем общественных интересов и воли. Они достигают этого, если электорат передает партии право выражения его воли и интересов, голосуя за партию. В этом случае партия сосредотачивает в себе надежды общества, его веру в решение возникших перед ним задач.

Межпартийное взаимодействие представляет собой высокую форму политического общения и концентрации через этот политический процесс. В обществе создаются такие условия, когда интенсивность политического общения возрастает, но возрастает в значительной степени взаимодействие политической партии с обществом в целом - кардинальная форма политического общения политической партии с населением, группами, людей, политическими силами.

Между тем в процессе кардинального политического общения политической партии с народом, массами, ее деятельность осуществляется на основе программы партии, но не совпадающая с программой ментальность проявляет себя по-другому при приходе к власти этой партии. Это основная проблема современных реалий Таджикистана на уровне взаимодействия партий. В тоже время это же является камнем преткновения на пути процесса концентрации национального и общественного потенциала в целях возрождения страны. Противоречивая ментальность партий и населения, об этом мы говорили в предыдущих параграфах, ослабляет концентрацию социального потенциала на задачах развития и возрождения.

Таким образом, политическое общение, также и в своей кардинальной форме работы партии с массами, не связано жестко с программами партий и их ментальностью. Программы партий не всегда отражают ментальность партий, которые проявляют себя в политическом общении — взаимодействии до начала практического воплощения своих идей в одной форме, но по-другому поступают в реальности. То есть политическое общение для политической партии необходимо становится средством достижения власти, а выдвинутая в политическом общении идеология партии может являться, в известной мере, ложной.

Отсюда важным выводом является та мысль, что кардинальное политическое взаимодействие политических партий с массами представляет собой сферу, в которой могут проявлять себя и подлинные интересы населения и ложные в виду того, что программы партий и их ментальность не совпадают.

В результате политического общения в Таджикистане после развала СССР противостоявших друг другу партий и сил произошел сдвиг в системах ценностной ориентации авангарда партий. Изменились первоочередные задачи партий. От немедленного достижения и утверждения конечных целей и задач партии выдвинули на первый план мир и стабильность. НДПТ, Компартия, правительственные силы согласились на легализацию политического ислама в государстве, ПИВТ во имя мира отказалась от военных путей и средств ведения борьбы за утверждение своих конечных целей, Демократическая партия Таджикистана отказалась от немедленного воплощения демократии в развитых формах. То есть конечные цели ряда партий были отодвинуты на второй план, на первое место выступила необходимость установления мира и согласия.

Следует обратить внимание на такую исторически возникшую в Таджикистане форму политического общения как система варлордизма. Необходимо отметить, что формирование варлордизма в Таджикистане было исторически и политически закономерно. Ведь в любом обществе, где конструктивное политическое общение уступает место открытому конфликту формирование «класса боевиков», как проявление варлордизма вполне закономерно.

Реалии политического общения в новом Таджикистане, вовлеченном в конфликт, были развернуты в виде системы диалогов. Наряду с ведущим межтаджикским диалогом, действовали и другие меньшие, так сказать по рангу, но не по значению. Концентрация усилий на достижении согласия в диалоге в значительной степени зависит от управляемого процесса вытеснения конфликтных идей и эмоций общечеловеческой моралью. Общечеловеческая мораль играет огромную роль в снятии напряженности между оппонентами, так как постепенно от встречи к встрече вытесняет сферу конфликта.

Одним из главных результатов данного исследования является попытка обоснования специального изучения категории политического общения, которая играет исключительно важную роль в политическом процессе. Исследование политического общения показывает его незаменимую роль в решении всех основных вопросов развития независимого Таджикистана, внимание к изучению его специфики раскрывает перед нами сложный механизм его участия в политических процессах, выявляет особенности политического общения в наших условиях, как и в условиях любого другого общества.

Важным итогом данного исследования является попытка показать то, что при возрастании роли исламского фактора в Таджикистане и Центральной Азии будущее общества и политического общения принадлежит не политическому исламу, а народному исламу -традиционному исламу, терпимо относящемуся к свободе совести. Только это даст стране мир и согласие, условия для возрождения и развития Таджикистана. И только конструктивное политическое общение между религиозными и светскими началами может играть важную роль в дальнейшем стабильном и эффективном функционировании политической системы в Таджикистане.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Расулов, Сайфидин Худоиевич, 2010 год

1. Абдулатипов Р.Г. Воля к смерти (Философия кризиса глобального человека). -М., 2007. - 192 с.

2. Абдулатипов Р.Г. Время приходить к консенсусу //Конфликты и консенсус. 1993, №3.

3. А. Рахдамо. Х,изби динй ва давлати дунявй -Душанбе, 2008. -226с.

4. Адлер А. Психология власти /Адлер А. Наука жить. М., 1997. -293с.

5. Адорно Т. Исследование авторитарной личности. -М, 2001. -185с.

6. Андреева Г.М. Социальная психология.- Л., 1983. -413с.

7. Андреев В. И. Конфликтология. -М., 2002. -336с.

8. Арон Р. Демократия и тоталитаризм, /пер. с франц. —М., 1993. -254с.

9. Асадуллаев И., Додихудоева Л. Таджикистан и Соединенные Штаты Америки после 11 сентября. По итогам круглого стола. Душанбе, 2003.-11с.

10. Асадуллаев И., Расулов С. Политическое общение и лидерство (Опыт социально-политического анализа). -Душанбе, 2009. -35с.11 .Асадуллаев И.К. Таджикистан: пограничная зона и экспансия подобия. Душанбе, 2000. - 112с.

11. Асадуллаев И.К. Политика, религия, философия.- Душанбе, 2009. 32с.

12. Апель К.-О. Трансформация философии. -М., 2001. -215с.

13. Базарова С. Единая идеология Таджикистана //газета «События», № 28 (157), 16 июля 2009г.

14. Бороздина Г.В. Психология делового общения. -М., 2000. 244с.

15. Баромбеков В.А. Становление и развитие политической культуры в процессе строительство правового и демократического государства в Таджикистане. Автореферат на соискание учений степень кандидата философских наук. -Душанбе, 2007. 24с.

16. Бетти Э. Риэрдон. Толерантность-дорога к миру. -М., 2001. -304с.

17. БитяноваР. М. Социальная психология. -М., 2001. -387с.

18. БлокМарк. Апология истории. -М., 1973. -301с.

19. Бобоев К.Ф. Политические партии Таджикистана на выборах 2005 года. Справочник. -Душанбе, 2006. -138с.

20. Бодалев A.A. Личность и общение. М., 1978. -194с.

21. Бодалев A.A. Психология общения. М., 1996. -256с.

22. Богомолов Н. Н. Доктрина "человеческих отношений". М., 1970. -278с.

23. Болыной Российский энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 1888 с.

24. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. -294с.

25. Булуктаев Ю.О. Развитие научных взглядов на природу политического режима//Личность. Познание. Творчество. -Алматы, 2003. 460 с.

26. Бурханов P.A. Политические учения античности. Учебно-методическое пособие. Нижневартовск, 1995. -302с.

27. Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций. Спб., 2000. -356с.

28. Виноградов И. Искусство. Истина. Реализм. М., 1975. - 176 с.

29. Гайденко П.П. Человек и история в свете "философии коммуникации" К. Ясперса /Человек и его бытие как проблема современной философии. -М., 1978. -С. 124-137.

30. Ганди Мохандас Карамчанд. Моя жизнь. -М., 1969. 143с.

31. Гасанов H.H. О культуре межнационального общения //Социально-политический журнал. 1997. №3. -С. 78-84.

32. Гысымлы Азар. Особенности становления и эволюции переходных политических режимов. Постсоветский транзит //SCHOLA — 2008.

33. Сборник статей философского факультета МГУ: Под ред. Е.Н.Мощелкова. -М., 2008. -413с.

34. Демин М.В. Методологические проблемы анализа человеческого общения. //Вестник МГУ, 1979, № 4. 56-63.

35. Джунусов М.С. Культура межнационального общения. -Белгород, 1982. -217с.

36. Диденко A.A. Политология и философия. Киев, 2003. -406с.

37. Ильенков Э.И. Диалектическая логика. М., 1984. - 320 с.

38. Кабиров М.Т. Политические партии и общественные движения Таджикистана в условиях государственной независимости. — Душанбе, 2002. -20с.

39. Кабиров М., Хидирова М. Политические партии и общественные движения Таджикистана: история и современность. — Душанбе, 2000. -78с.

40. Каган М.С. Мир общения. М., 1988. -298с.

41. Кант И. Соч.: в 6 т. М., 1963-1966. Т. 4, Ч. 1. -223с.

42. Каримов Ш. Роль НПО в формировании гражданского общества в Таджикистане. -Душанбе, 2008. -440с.

43. Кароверс Томас. Демократия: разочарование в партиях //Трудности перехода: демократия в России. Московский центр Карнеги. — М., 1994. -116 с.

44. Карпова Ю.А., Введение в социологию инноватики. СПб., 2004.-256с.

45. К вопросу о структуре социально-психологического общения //Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми. Л., 1970. - С. 112-119.

46. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.

47. Крамер Джоэл, Диана Олстед. Маски авторитарности: Очерки о гуру. /Пер. с англ. М., 2002. -188с.

48. Крижанская Ю. С., Третьяков В.Н. Грамматика общения. Л., 1990. 769с.

49. Лавровский H.A. Политология. Учебное пособие /Под ред. О.В. Полищук: Том. госуд. ун-т систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). Каф. МСК: ТУСУР, 2003. 423с.

50. Леонтьев A.A. Психология общения. Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. Изд.3-е -М., 2005. -368с.

51. ЛисинаМ.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. -259с.

52. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.-С. 173-182

53. Ломтева Т.Н. Базовые концепции межкультурной коммуникации. -Ставрополь, 1999. -98с.

54. Майданский А.Д. Общение: опыт логико-семантического анализа //Человек в пространстве образования. Таганрог, 2003. - С.72-78.

55. Малашенко А. Демократия: посреди ислама //Трудности перехода: демократия в России. — М., 2004. — 116 с.

56. Малашенко А. Мусульмане в начале века: надежды и угрозы. № 7, Московский Центр Карнеги. -М., 2002. С.59-67.

57. Малькова Т.П., Фролова М.А. Введение в социальную философию. -М., 1995. -341с.

58. Махмадов А.Н., Асадуллаев И.К. Национальный интерес Таджикистана. Душанбе, 2009. -92с.

59. Махмадов А.Н. Процесс межнационального общения как социально политический феномен (на материалах Республики Таджикистан). Дис. на соск. уч. степени докт. полит, наук. —Минск, 1994

60. Ма^мадов, А.Н. Точ;икистон дар масири истикдолият. Душанбе, 2000. -125с.

61. Махмадов С. Диалог как социально-политический феномен. -Душанбе, 2010. -53с.

62. Мах,мадов С. Тахдили илмию назаривии музокироти сиёсй хдмчун падидаи ич,тимоию маданй. //Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия философия и право. -Душанбе, 2009, №1

63. Мухаев Р.Т. Политология. Учебник для ВУЗ-ов. Изд. 2-ое. — М., 2005. -436с.

64. Мухаммад Хасан. Источник террора. Идеология ваххабизма-салафизма. М., 2005. — 158 с.

65. Мух,аббатов А. Раванди инкишофи х,избх,ои сиёсй омили му^ими ташаккули ч;омеаи шахрвандй //Социализм: теория и практика. №1-2(31-32). Душанбе, 2007. С. 60-70.

66. Мясищев В.Н. Психология отношений. — М., 1995. -351с.74,Оттауэй Марина. Демократия только наполовину //Трудностиперехода: демократия в России. Московский центр Карнеги. -М.,-116 с.

67. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. -273с.

68. Папин К.А. Культурные измерения интеллигенции как субъекта политических отношений //SCHOLA 2008 Сборник статейфилософского факультета МГУ: Под ред. Е.Н.Мощелкова. -М., 2008. 421с.

69. Политический дискуссионный клуб. — Душанбе, № 3. 2001. — 80 с.

70. Политический дискуссионный клуб. Душанбе, № 2, 2002. — 112 с.

71. Политический дискуссионный клуб. — Душанбе, 2003. 110 с.

72. Политический дискуссионный клуб. — Душанбе, 2004. 96 с.81 .Политические партии Республики Таджикистан /Тоиров А., Бернар Роу, Мухторов М.-Душанбе, 2006. 621с.

73. Политология. Учеб. пособие для вузов /Сост. и отв. редактор A.A. Радугин. М., 2005. - 463с.

74. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии. -М., 1974. 487 с.

75. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. 2-е дополненное и исправленное издание. М., 1979. — 232 с.

76. Почепцов Г.Г. Психологические информационные войны. М., 1999. -296с.

77. Прилюк Ю.Д. Проблема общения в историческом материализме. -Киев, 1985. -168с.

78. Приписнов В.И. Механизм действия социальных законов и субъективный фактор. Душанбе, 1972. -143с.

79. Проблемы формирования национальной идеи в Республике Таджикистан. Материалы научно-практической конференцией 18-19 апреля 2006 года /Под общей редакцией Р. Хайдарова, А. Шамолова -Душанбе, 2007. 260 с.

80. Радионов Б.А. Коммуникация как социальное явление. -Ростов на Дону, 1984. -165с.

81. Расншрение плюрализма в Таджикистане //Политический Дискуссионный Клуб. — Душанбе, 2004. -С. 65-72.

82. Рахманов М. Г. Общественная потребность в формировании современного политического деятеля //Актуальные проблемы социопсихологии управленческой деятельности. М., 1991. -293с.

83. Рахматуллаев Э. Превентивная дипломатия: панацея или мираж. Моск. Гос. Ун-т им. М.В.Ломоносова. Фак. Мировой политики. — М., 2007. — 408 с

84. Рахмонов Э.Ш. Независимость Таджикистана и возрождение нации. В 4-х томах. Душанбе, 2004. -1300с.

85. Резаев A.B. Об общении, его социально-философской рефлексии и возможностях социологии коммуникации. //Homo philosophans. -СПб., 2002. -С. 48-56

86. Резаев A.B. Парадигмы общения. Взгляд с позиций социальной философии. СПб., 1993. - 168с.

87. Сафаров С. Социально-политические особенности национальных и религиозных проектов в Таджикистане //Динамика развития национальных и религиозных проектов в Центральной Азии. Материалы семинара. — Душанбе, 2006. -С. 126-139.

88. Светскость и религия в мусульманских странах: поиск рационального соотношения /Под ред. Мунавварова З.И. и Крум Р. Й. —Ташкент, 2005. -254с.

89. Соломка П.В. Социально-психологический тренинг как средство формирования коммуникативной компетентности политических лидеров //Актуальные проблемы социопсихологии управленческой деятельности. -М. 1991. -С. 98-106

90. Соковнин В.М. О природе человеческого общения (Опыт философского анализа). Фрунзе, 1974. -306с.

91. Скотт, Дж. Г. Конфликты, пути их преодоления. -Киев, 2003. -267с.

92. Столяренко Л.Д. Психология и этика деловых отношений. Изд. 2-е, доп. и перер. Ростов на Дону, 2003. -487с.

93. Сухейл Фарах. Духовная секуляризация и религия: Опыт христианства и ислама. Отв. ред. проф. В.В.Наумкин. — М., 2008. 182 е.,

94. Тянь Юань. Обращение к народу как средство адресации в общественно-политической сфере общения. //Русский язык за рубежом. -М., 2007, № 3. С. 54-59.

95. Унпелев, А. Г. Политология: власть, демократия, личность. Учебное пособие. -М., 2004. -386с.

96. Усмонов И. Применение принципа отделения религии от государства в.условиях таджикского государства //Построение доверия между исламистами и секуляристами — таджикский эксперимент — Душанбе, 2004. -С. 126-138

97. Уткин А.И. Новый мировой порядок. — М., 2006. — 640с.

98. Ушакова Т.Н., Латынов В.В., Павлова A.A., Павлова Н.Д. Ведение политической дискуссии. Психологический анализ конфликтных выступлений. М., 1995. -326с.

99. Философский энциклопедический словар . -М., 1983,- 447с.109'. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура речи. М., 1989. -159с.

100. Фукуяма Френсис. Великий разрыв. Пер. с англ. /Под общ. Ред. А.В.Александровой. М., 2004. - 432с.

101. Фукуяма Френсис. Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической революции.: Пер. с англ. М.Б.Левина. М., 2004. - 349 с.

102. Хидирова М.У. Конфликт и лидерство в современных условиях.-Душанбе, 2004.

103. Хидирова М. У. Институт лидерства: теоретико-методологические аспекты //Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия философия и право. 2009, №1

104. Х,избх,ои сиёсии Ч,умх,урии Точдкистон. Душанбе, 2004. -371с.

105. Хукмишоев З.Д. Роль ислама в политических процессах общество (на материалах Таджикистана). Автореферат на соискание уч. степень канд. полит, наук. — Душанбе, 2007. -18с.

106. Шелике В.Ф. Объем и содержание понятия «общение» (Verkehr) в работе К.Маркса и Ф.Энгельса «Немецкая идеология» //Философско-методологические проблемы теории общения. Сборник научных трудов. КГУ, Фрунзе, 1982. -С. 113-121.

107. Шестопалов Ю.А. Общение: возможность и действительность. — Фрунзе, 1985. 243с.

108. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. -423с.

109. Шлягина Е.И., Карлинская И.М. Толерантность как условие позитивного межэтнического общения //Психология общения: проблемы и перспективы. М., 2000. -451с.

110. Шоисматуллоев Ш. Таджикистан в зеркале преемственности и смены поколений. —Душанбе, 2008. -320с.

111. Чубукова Е.И. Язык и коммуникация: генезис и тенденция исследования проблемы в западной философии. СПб., 2003. -286с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.