Толерантное взаимодействие как фактор устойчивого развития политической культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Нуруллоев, Изатулло Хидоятулоевич

  • Нуруллоев, Изатулло Хидоятулоевич
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2009, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 139
Нуруллоев, Изатулло Хидоятулоевич. Толерантное взаимодействие как фактор устойчивого развития политической культуры: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Душанбе. 2009. 139 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Нуруллоев, Изатулло Хидоятулоевич

Введение. 3

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования проблемы толерантного взаимодействия.

§ 1. Концептуальные направления в исследовании толерантных взаимоотношений и взаимодействий.13

§ 2. Идейные и институциональные основы становления и развития толерантного взаимодействия в современной политической культуре. 36

Глава 2. Толерантное взаимодействие и ее место в обеспечение стабильного развития политической жизни Республики Таджикистан.

§1.Формирование и развитие толерантного взаимодействия в поведении политических субъектов современного таджикского общества.63

§2.Политические основы обеспечения толерантного взаимодействия политических сил в Республики Таджикистан

§3 .Проблемы и перспективы развития толерантного взаимодействия в условиях политической жизни Таджикистана.101

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Толерантное взаимодействие как фактор устойчивого развития политической культуры»

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена тем, что после установления мира и согласия политическая жизнь Таджикистана стала развиваться в сторону расширения поля толерантного взаимодействия между политическими силами, придерживающимися разных идеологий и взглядов на ориентиры развития общества. Это постепенно вносило свои коррективы и в представление членов общества, ранее разочарованных в возможностях установления бесконфликтного взаимодействия политических сил. Это во многом было связано со сложностями первых годов приобретения Таджикистаном независимости, когда различие в политических ориентациях послужило фоном гражданского противостояния. Эти разочарования способствовали распространению представлений о том, что плюрализм в политических J' взглядах неприемлемы для нашей страны в силу особенностей ее цивилизованного развития и недавно пережитых ужасов гражданского противостояния. Такое сомнение о возможностях установления бесконфликтного взаимодействия между политическими силами иногда основывалось на том, что достижение такого взаимодействия политических сил характерно для стран со стабильной и развитой общественной жизнью, а, так как Республика Таджикистан только начинает стремится к этому, то естественно она может повременить с постановкой и стремлением достижения такой цели. Тем самым толерантное взаимодействие рассматривалось не как условие, а как фактор упрочнения стабильности и обеспечения основ развития общественной жизни, а не наоборот, нечто мешающее этому.

Несмотря на столь сложные дилеммы относительно перспективы возможностей установления бесконфликтного взаимодействия политических сил, политическое руководство страны в конце 90-х годов с з подписанием мирного соглашения создало платформу для расширения поля толерантного взаимодействия политических сил разных ориентаций, идеологических приоритетов. Это закладывало основу для сближения интересов разных политических сил общества вокруг общенациональных задач: укрепления ее независимости, обеспечения ее экономического развития, вывода страны из коммуникационной изоляции и т.д. С этой позиции культивирование ценностей политической толерантности стало основой выработки политических решений и выбора политических технологий по обеспечению стабильности общественной жизни. Ибо осуществляемая на такой основе политика предполагает раскрытие многосторонних элементов политического бытия, поиска улучшений жизненных условий граждан страны и сохранение мирного течения общественно-политической жизни. Поэтому ввиду того, что политическая толерантность не автономна от непосредственно жизненной практики членов общества ее изучение всегда носит актуальный характер, особенно для современного таджикского общества, стремящегося к укреплению стабильности и развития. Политическая толерантность как тип политического отношения создает поле для взаимодействия субъектов политического действия независимо от различий во взглядах, мнениях, идеологических предпочтениях граждан, что показывает степень демократичности политической культуры конкретного социума, к которому в последние годы стремится и таджикское общество. Насколько такое стремление будет претворяться в жизнь, настолько оно будет вырабатывать иммунитет для снятия негативных явлений и тенденций в сфере политических отношений и взаимодействий граждан относится к актуальным вопросам политической жизни Республики Таджикистан, что обусловливает актуальность разработки данной темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ существующей литературы показывает, что расширение интереса к изучению проблемы политической толерантности произошло в последние годы. Раньше традиция осмысления проблемы толерантности, а особенно политической толерантности имело место в социально-политических науках в контексте проблем относящихся к темам терпимости, ненасилии, мира, гуманизма и т.д.

В этом ракурсе данная проблема в свое время рассматривалась Аристотелем (золотая средина), Пирроном (воздержанность), Саади (сострадание) и т.д. Проблемы толерантности в общеметодологическом плане в разных формах присутствуют в классических работах Т. Гоббса, Дж. Локка, Вольтера, Ж.Ж. Руссо. Новый этап в подготовке методологических основ концепции толерантности, связанный с четким выделением проблематики гражданского общества связан с работами И. Канта и Г.Ф. Гегеля. В политической философии к осмыслению проблемы толерантности особое внимание обращалось к либеральной традиции. Наиболее отчетливо это проявилось в работах Дж. Локка «Послание о веротерпимости»1, «Опыт о веротерпимости»2 и др., где он, обращаясь к правителю Англии, обосновывает необходимость широкой веротерпимости и праву на свободу совести. Тем самым идея толерантности, заложенная в учении этих мыслителей, в дальнейшем превратилась не только в основополагающий политический принцип регулирования взаимоотношений между политическими институтами, социальными и этническими группами, но и темой социально-политических дискуссий современности. Здесь следует, отметить работы

1 Локк. Дж. Сочинение в трех томах: Т.З- Москва.:Мысль, 1988 (Филос. Наследие. Т. 103).- С.91-134

2 Там же: С.66-90 таких ученых как Мендус С. «Толерантность и границы либерализма»1, Д. 1

Ролза «Теория справедливости»", Бетти Э. Риэрдона «Толерантностьдорога к миру»3 и т.д.

В последние годы данной проблеме посвящены и труды многих российских исследователей, таких как: Дробижевой J1.M, М.П. Мчедлова,

Чичановский А., Мукомель В. И, Ильинской С. Г, Ашин Г.К, Волковой В. гл 4

С, и др.

Положительно оцениваемый вклад ученых в разработку теоретических и прикладных аспектов феномена политической толерантности, необходимо отметить, что особенности проявления данной проблемы в трансформирующихся обществах остаются недостаточно изученными. В нашей отечественной социально-политической литературе осмысление проблемы, касающейся политической толерантности осуществлялось в основном на основе конфликтологии и политической культуры такими учеными как: Зокировым Г.Н., Махмадовым А.Н., Хидировой М., Шариповым С.И., Хакимовым Р., Пар даевым С., Мухаббатовым А., Ашуровым М. К., Сафаровым С.5, а проблема

1 Mendus S. Toleration and the limits ofliberalism.London: Humanities Press International. 1989

2 Роулз Дж.Теория справедливости. Новосибирск. 1995.535стр.

3 Бетти Э. Риэрдон. Толерантность - дорога к миру. М.с: Изд-во "Бонфи", 2001. - 304 с.

4 См: Дробижева Л.М. Толерантность и рость этнического самосознания: пределы совместимости. -М.:1999; Толерантность. Под ред. М.П. Мчедлова. - М.:Республика, 2004; Чичановский А. Средства массовой информации и терпимость: проблемы реализации конструктивного идейно-политического потенциала общества.// Этнополис, 1995,№5. Мукомель В.И. Грани толерантности (мигрантофобии, этнофобии) //СОЦИС, 2005, №2., Ильинская С.Г. Толерантность как принцип политического действия: история, теория, практика. М.:Праксис,2007.-288стр. , Ашин Г.К., Волкова Г.И., Глаголев B.C., и др. Култура толерантности: опыт дипломатии для решения современных управленческих проблем// Под. Ред. Тюлина И.Г. М.:МГИМ0.2004.-304 стр.

5 См.: Рахмонов Э.Ш. Независимость Таджикистана и возрождение нации. В шести томов. Душанбе: «Ирфон», 2006; Его же: Наша цель - национальное единство. - Душанбе, Ирфон, 1997; Зокиров Г. Конфликтология.-Душанбе, 2002 (на тадж.языке); Его же: Идеологияи сиёси. - Душанбе, 2008; Махмадов А. Социология конфликта.-Куляб,1995; Махмадов А., Хидирова М. Межтаджикский конфликт и его особенности.- Куляб: Фарханг, 1997; Махмадов А.Н. Урегулирование нетрадиционного конфликта традиционными методами/Урегулирование конфликта и построение гражданского общества. Вашингтон, Москва, 1997; Шарипов С.И. Таджикистан: демократизация политических отношений. - Душанбе, 2000.; Его же:- Взаимодействие политических партий и власти. //Бюллетень НАПТ, 1998-№6.; Его же. Взаимодействия политических партий и движений с профессиональными союзами. //Бюллетень НАПТ,1999.-№11; Сафаров С. Проблемы и пути повышения эффективности государственного политической толерантности как комплексная научная проблема еще не становилась предметом отдельного политического исследования. Поэтому наше диссертационное исследование, направленное на восполнение пробела, существующего в анализе особенностей состояния политической толерантности в современном таджикском обществе, тенденциям ее развития, что в целом обусловили выбор автором объекта, предмета и цели данного исследования.

Объектом диссертационного исследования является изменеиие природы политических отношений, процессов в современном таджикском обществе.

Предметом диссертационного исследования выступает состояние и место политической толерантности в политической жизни Республики Таджикистан.

Цель и задачи исследования

Цель исследования состоит в анализе и осмыслении особенностей состояния политической толерантности в современном таджикском обществе, тенденции ее развития и ее влияния на процесс укрепления устоев мира и согласия в обществе.

Поставленная цель определяет следующие задачи: • исследовать методологические основы развития принципа толерантности и обосновать ее консолидирующую, миротворческую роль в достижении терпимости и согласия между различными политическими субъектами; управления в Таджикистане/Таджикистан и современный мир.2006, №4(13); Мухаббатов А. Роль политических партий в формировании гражданского общества/Юбщественно-политический и теоретический журнап.№ 1-2.-2007; Хакимов Р. Конфликтогенные факторы межнациональных и внутринациональных отношений в Таджикистане: Автореф. дис. канд. полит, наук.-Душанбе, 1999; Ашуров М.К. Опыт мирного разрешения конфликтов. Душанбе.:Дониш-2006;

• осуществить сравнительный анализ подходов мыслителей разных культур к проблеме роли политической толерантности в развитии общества;

• выявить основные особенности формирования толерантных взаимодействий между различными политическими силами и их влияние на общее состояние политических отношений;

• исследовать факторы, влияющие на формирование политической толерантности в процессе взаимодействия различных политических сил и общностей;

• выявить факторы регулирующие политическую толерантность в обществе и предложить конкретные методы и формы ее повышения среды широких слоев населения.

Рабочая гипотеза исследования.

Дальнейшее развитие демократических политических процессов настоятельно требует наиболее полной реализации в политической жизни принципа толерантности. При этом приоритетным направлением его реализации является развитие всестороннего сотрудничества по вопросам решения задач развития общества, являющихся составной частью политической культуры.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили идеи и выводы известных классических и современных ученых посвященных осмыслению проблемы политической толерантности. В диссертации автором использовались общенаучные и специальные методы сбора, анализа и обобщения эмпирического материала как: системный, исторический, социологический и принципы структурно-функционального анализа.

В диссертации в качестве методологической основы использовано научное наследие классиков политической науки, этнологии, этноконфликтологии, религиоведения, труды ведущих отечественных и зарубежных учёных по проблемам толерантности, ненасилия и согласия в контексте обеспечения мира и безопасности.

При написании диссертации автором широко использовались в качестве информационной базы положения Конституции Республики Таджикистан, официальные документы, результаты социологических исследований проведенных в республике, материалы периодических изданий, источники сети интернет и т.д. В ходе написании диссертации весьма важным был анализ решений и официальных документов ООН и ЮНЕСКО по вопросам развития широкого продуктивного диалога между народами и цивилизациями.

Научная новизна результатов диссертационного исследования заключаются в следующем: ш произведено обобщение концептуальных подходов к осмыслению сущности политической толерантности, которая состоит в бесконфликтном отношении к различным взглядам, мнениям, идеологическим предпочтениям граждан с целью сохранения мира и согласия в обществе; произведен теоретический анализ современных подходов достижения толерантности в политических взаимодействиях граждан; выявлены факторы, влияющие на формирование политической толерантности в полиэтнических обществах; выявлены положительные аспекты традиций, повседневных форм взаимодействий людей в деле формирования у членов общества позитивных чувств, отношение к людям с другими политическими взглядами и ориентациями; выявлены факторы, позитивно влияющие на формирование политической толерантности.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Укоренение толерантности в политическом организме во многом зависит от уровня интеллектуального развития членов того или иного общества. Чем выше этот уровень, тем более открыты члены социума к восприятию мнения других, и тем более они готовы совершенствоваться путем синтеза всего позитивного, воспринятого от других.

2. Толерантность предполагает развитие демократических принципов организации общественно-политической жизни общества и поэтому каждое общество выбравшее себе путь демократии заинтересовано в расширение границы ее культивирования. Это особо проявляется также и в общественно-политической жизни государств постсоветского периода, в том числе и Таджикистана.

3. Наиболее важным приоритетом политических реформ является развитие ценностей позволяющих сохранить и укоренить в обществе мирных, толерантных форм взаимодействия между различными субъектами политики, особенно политическими силами. Приоритет учета толерантности во взаимодействие политических субъектов повышает их способность к поиску диалога и пути конценсусного решения проблем.

4. Несмотря на проявление некоторой пассивности в деятельности политических партий и движений в Республики Таджикистан, в целом они ориентированы на укреплении устоев толерантного взаимодействия, отношения среды различных слоев общества независимо от их политических взглядов и ориентиров.

5. Анализ политико-правовой базы обеспечения основы толерантности в современном таджикском обществе показывает, что на пути к этому сделана огромная работа. Благодаря этим усилиям теперь многие принципы толерантного сознания включены в общественно-политическую жизнь. Многие из этих конституционных норм ныне закреплены в ю конституционных законах, которые направлены на практическую реализацию прав и свобод граждан.

6. Любые качественные изменения в содержании политического взаимодействия людей не могут происходить без активного участия самих людей в общественно- политических процессах. В системе образования заложены большие потенциальные возможности, позволяющие в довольно короткие временные отрезки помочь человеку в приобретении не только необходимых знаний, но и развития умений и навыков ориентироваться в новых условиях, накопить опыт по установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в политических взглядах, мнениях.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретические положения диссертации могут быть использованы в качестве дальнейшего исследования проблем особенностей формирования политической культуры переходных обществ. Представленная работа позволяет по-новому взглянуть на проблемы толерантности в условиях современного мира, ее выводы и обобщения могут быть использованы при управлении политическими процессами в обществе.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были изложены на теоретических семинарах при кафедре философии и политологии Таджикского аграрного университета, в докладах и научных сообщениях автора на научно-практических конференциях и семинарах по теме «Роль философии исследования в гуманитарных и социальных науках» организованной Американским университетом Центральной Азии (Бишкек 2007), «Теория и методология исследования в гуманитарных и социальных науках»-летней школы организованной Центрально-европейским университетом (Будапешт 2007) и ASN 13th Annual Convention Progaramm в li

Колумбийском университете (Нью Йорк 2008г), а также отражены в публикациях в реферируемых ВАК РФ журналах.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры политологии Таджикского национального Университета от 14 октября 2009 г, протокол №3.

Результаты диссертационного исследования отражены в 9 статьях и тезисах автора.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, которые включают пять параграфов, заключения и списка использованных литератур.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Нуруллоев, Изатулло Хидоятулоевич

Заключение

Идея толерантности зародившаяся еще в античности, в результате исторического развития превратилась в основополагающую культурную норму современного человеческого общежития, социально- политический принцип регулирования взаимоотношений между политическими институтами, социальными, этническими, конфессиональными группами, играя важнейшую роль в обществе, как фактор обеспечения мира и безопасности.

Сегодня, когда Таджикистан идет по пути построения демократического общества, наиболее важным приоритетом политических реформ является развитие ценностей позволяющие сохранить и укоренить в обществе мирных, толерантных форм взаимодействия между различными субъектами политики, особенно политическими силами. Как показывает опыт развития многих государств, в частности отдельных постсоветских, в том числе самого Таджикистана, при достижении мирного соглашения, именно поддержка и развитие таких ценностей заложили основы процветания и стабильности этих государств. Следование этим ценностям выступает одной из важных задач государств, выбравших демократический путь развития. Основ такого положения заключается в том, что место занимаемое политическими субъектами, особенно в рассматриваемой в нашем случае партии, в структуре общественных отношений носят неодинаково равное положение. Ибо по завоеванное в ходе выборов положение не всем в одинаковой степени удается распоряжаться властными ресурсами, в результате чего постоянно между ними сохраняется конкурентная борьба. А для того, чтобы такая борьба происходила мирно и конструктивно, государство с многопартийными системами вынуждено взять на вооружение налаживание форм взаимодействия на основании на толерантности и плюралистичносгь. Это в свою очередь задает условие для мирного протекания всего спектра политических отношений, стиль поведения политических субъектов во взаимодействиях друг с другом. Приоритет учета толерантности во взаимодействие политических субъектов повышает их способность к поиску диалога и пути конценсусного решения проблем.

Процесс культивирования ценностей толерантного взаимоотношения в политической сфере жизни общества объективно предполагает вопрос о том, какими стандартами должно руководствоваться государство в своем взаимодействии с обществом и другими политическими сегментами. Оптимальный способ культивирования в ткань политической жизни общества ценностей толерантного взаимоотношения предполагает, что только те государства могут достичь успеха на этом пути, проекты которых ориентированы на следующие приоритеты:

• приоритет закона, основанного на таких фундаментальных правовых ценностях, как право на жизнь, право на частную собственность и на личную свободу;

• ориентация на традиционный капитал при разрешении политических противоречий или каких-либо возникающих в обществе проблем;

•распределение социальных, экологических и идеологических обязательств среди субэтнических групп, вовлеченных в систему политического управления;

• приоритетность интересов национальной идентичности перед индивидуалистическими устремлениями.

В настоящее время материализация принципов толерантного взаимодействия осуществляется в основном двумя способами: во- первых, они провозглашаются в контексте определенных идеологических парадигм; во-вторых, эти принципы фиксируются в политико-правовых документов, которые в последующем служат источником законотворческой деятельности в том или ином обществе. Это позволяет не только изменить мировоззренческие основы членов общества во взаимодействиях между собой, но также и закреплять различные формы толерантного поведения в обществе. При этом подходы должны адекватно отражать саму реальность, ибо знания сегодня не могут носить абстрактный характер, они должны самым тесным образом быть связаны с нашей реальностью. Одним из важных условий исправления сложившиеся ситуации является гуманитаризация содержания учебных курсов и программ общественных и естественных дисциплин поликультурной тематикой. Ввиду обострившихся потребностей несколько опрометчивым, кажется решение Министерство образования Республики Таджикистан о сокращении дисциплин социально- политического характера из учебных программ вузов. О недостатках такого решения, хотя написаны целые научные статьи, однако положение до сих пор не изменяется. В то время как именно на базе социально- политических знаний у человека возникает ориентация на развитии умений и навыков критического мышления, способности самостоятельно думать и принимать решения, способность принять на себя обязательства, способность брать на себя ответственность не только по отношению к близким, но и перед другими. А только в органической связи с этими качествами, у индивида появляется навыки положительного отношения к культурным различиям, эффективно взаимодействовать с представителями различных культур, что в свою очередь, способствуют обеспечению ему установит отношения с другими, представляющими разные этнические группы и стран.

В системе высшего образования, в силу сокращения учебных курсов по социально- политическим дисциплинам из учебных программ, стратегия введения методических разработок по формированию у молодежи политической культуры толерантности остается неважной, но в общеобразовательных школах дело обстоит несколько обнадеживающе. Наши наблюдения свидетельствуют, что здесь предпринимаются попытки введения в учебных программ дополнительные занятия с целью повышения культуры толерантности учащихся, формирования у них качеств взаимного согласия, терпимости и миролюбия.

Толерантность требует определенных условий для своей реализации. Одним из таких условий является участие в отношениях, складывающиеся в рамках гражданского общества. Толерантность следует рассматривать как особую социальную норму гражданского либерального общества, в которое входят следующие компоненты:

• социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов;

• уважение и признание равенства партнеров;

• отказ от доминирования и насилия;

•признание многообразия человеческой культуры;

• отказ от сведения этого многообразия к единообразию;

• готовность принять другого, таким, как он есть;

•готовность взаимодействовать на основе согласия, но без ущемления собственных интересов;

Толерантность в современных обществах составляет важнейшую характеристику сознательно формируемой модели взаимоотношений социальных субъектов отдельных людей, народов, государств, модели построенной на принципах, зафиксированных в выше перечисленных аспектах значения данного понятия.

Сегодня потенциал политического плюрализма в установлении толерантного климата в таджикском обществе, выражается в том, что благодаря ему различные политические сегменты общества, объединяются вокруг общей цели укрепления устоев политического порядка во имя

122 решения стоящих перед государством задач, ради стабильного развития. Следовательно, такая концептуальная модель политического развития для Таджикистана после приобретения им независимости, особенно после достижения мирного соглашения, оказалась наиболее эффективной. Данный принцип расширения границ толерантного взаимоотношения в годы независимости начал принимать более отчетливую форму благодаря тому, что глава государства постоянно подчеркивал и демонстрировал, что государство избегает следования ценностям, жестко связанным с какой-либо идеологией, партийными пристрастиями, и отдает предпочтение идеологически нейтральным ценностям единства и согласия. Это давало возможность государству в ходе определения стратегии развития общества учитывать многообразие политической и социальной реальности, сложившейся в процессе демократизации общественной жизни.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Нуруллоев, Изатулло Хидоятулоевич, 2009 год

1. Абашин С.Н. Население Ферганской долины, (к становлению Этногра-фической номенклатуры в конце X1. начале XX века)//Фераганская долина: этничность, этнические процессы, этнические конфликты. -М.: Наука, 2004

2. Абдулатипов Р.Г. Власть и совесть: политика, люди и народы в лабиринтах смутного времени. — М., 1994. 284с.

3. Абрахам Г. Маслоу. Мотивация и личность. -СПб.: Евразия, 1999.-479с.

4. Абу Хамид Мухаммад Аль-Газзали. Опровержение философов// пер. М.Диноршоева., З.Диноршоева.-Душанбе, 2008.-554с.

5. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. -Ставрополь.: СГПИ, 1983. -222 с.

6. Актуальные проблемы современной зарубежной политической науки.-Вып.4.- М.:ИНИОН, 1991.-127с.

7. Алексеев С.С. Философия права: История и современность. М., 1999

8. Аль-Фараби. Естественно-научные трактаты: пер. с араб.- Алма-Ата: Наука, Каз. ССР, 1987. 495 с.

9. Альтерматт У. Эгнонационализм в Европе / У. Альтерматт; Пер. с нем. С.В. Базарновой. -М.: РГГУ, 2000. -366 с

10. Американская социологическая мысль. Тексты.: Издание Международного университета Бизнеса и Управления, 1956.-560с.

11. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. -М.:«Канон-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001.-288с.

12. Антология мировой политической мысли: В 5-ти т. Т. 1: Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция.- М., 1997. — 831с. .

13. Аристотель. Политика. М.: ООО «Изд-во ACT», 2002. -с.25

14. Аристотель. Этика, М.: Изд-во ACT, 2002.- 492с

15. Аристотель. Политика// Сочинения в четырех томах. Том 4. -М.: Мысль, 1983,-383с.

16. Арне К. Зайферт. Фактор ислама и стратегия стабилизации ОБСЕ в ее Евроазитском регионе.-М.,2002.-50с.

17. Арон Раймон Этапы развития социологической мысли. -М.: Прогресс, 1993.С. 315-402

18. Асальбеков М.У. Ислам: религиозные идеи и современность. Алматы, 2008.- 112с.

19. Асмолов А.Г. Формирование установок толерантного сознания как теоретическая и практическая задача//Мы- сограждане (СМИ и общество)//Под общ.ред. Л.И.Семиной. -М.: Изд-во «Бопфи», 2002.Т.2.

20. Асмолов А.Г. Толерантность как культура XX I века// Толерантность: объединяем усилия: Материалы конференции// сост. и ред. М.Н. Генишева. -М., 2002. С. 84

21. Ашуров Г. Местничество—явление историческое.//Местничество и пути его преодоления(Материалы семинара. Ноябрь 1996г.-май 1997г.).-Душанбе, 1997.- 184с.

22. Ашуров М. Опыт мирного разрешения конфликтов в Таджикистане. Душанбе, «Дониш». 2006

23. Багреева Е.Г. Проблемы этнической толерантности и причины преступности//Известия академии педагогических и социальных наук/Под. Ред. С.К.Бондырева.-М.-Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального института НПО «Модэк»,2003. Вып.7

24. Белл. Социальные рамки информационного общества// Новая технократическая война на Западе.-М., 1986.-е. 123

25. Бенхабиб.С. Притязания культуры: Равенство и разнообразие в глобальную эру / Пер с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. -М.: Логос,2003. -350с.

26. Бетти Э. Риэрдон. Толерантность дорога к миру. М.: Изд-во "Бонфи", 2001.-304с.

27. Бёрк Э. Размышления о революции во Франции.- М.: "Рудомино", 1993. 144с

28. Бжезинский 36. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1999. -256 с.

29. Богоутдинов А. М. Избранные произведения. -Душанбе.: Дониш,1980. -210с.

30. Боден Ж. Шесть книг о государстве//Политология: хрестоматия//сост.

31. М.А. Василик, М.С. Вершинин. М.: Гардарики, 2000

32. Бурдье П. Социлогия политики.-Москва. Socio-logos.1993.- 336с.

33. Бэтти Э.Риэрдон. Толерантность- дорога к миру.-М.: Бонфи, 2001.-304с.

34. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994, -704с.

35. Век толерантности. Научно- публицистический вестник. 2001.№1

36. Введение в конфликтологию/Под ред. А. Сатторзода, А. Рахмонова, Ренда М. Слима, Чон Пол Ледерак. -Душанбе, 2006

37. Вольтер Трактат о веротерпимости // Собр. соч.: В 3-х т. —Т. 2./ пер. с франц. М.: Литература РИК Русанова, «Сигма-Пресс», 1998.

38. Воронков В. Мультикультурализм и реконструкция этнических границ// Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ// под. ред. В.С.Малахова и В.А.Тишкова.- М., 2002.

39. Гафуров Б.Г. Таджики. Кн.1.2.-Душанбе.: «Ирфон», 1989.-384с.

40. Гегель Г.В. Философия права. М., 1990.- 526 с

41. Гиеев К.Х. Национальные интересы. -Душанбе, 1999

42. Гоббс Т. Левиафан. Избр. произв. В 2 т. М., 1964.

43. Головлева Е.Л. Основы межкультруной коммуникации.- Ростов на

44. Дону: Фенникс. 2008.-222с.

45. Гордон У.Олпорт. Природа предубеждения// Век толерантности. Научно- публицистический вестник. 2002. №5

46. Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана.-М.: АН СССР, 1960

47. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1966.

48. Грюнебаум Г.Э., Фон. Классический ислам. Очерк истории (600-1258).-М.:Наука. 1986.- 216 с.

49. Гюлен Ф.Очерки- перспективы-мнения. -М.Новый свет.2006. с.53

50. Даль Р. О демократии. М.: Аспект Пресс, 2000 - 208с.

51. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.//http: //www. dspace .ru/html/1280. index .html.

52. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религий и убеждений. Принята ООН 25 ноября 1981 г;

53. Демократия: конфликтность и толерантность. -Воронеж, 2002

54. Джабборов Ш. Политические взгляды Ахмада Дониша. -Душанбе, 2006.- 196с.

55. Диноршоев М. Историческое значение ХУ1 сессии Верховного Совета

56. Республики Таджикистан(двенадцатого созыва)// Материалы международного симпозиума. Душанбе.: Деваштич, 2002. -313с.

57. Древне-египетская философия Т.1. 1973 176с.

58. Дробижева Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости. М.:1999, -142с.

59. Заруднева Н И. Политико-правовое обеспечение этнической толерантности российских средств массовой информации// автореферат дис. на соискание ученой степени канд. юр. наук. Ростов-на-Дону 2007

60. Зокиров Г.Н. Конфликтология. -Душанбе, 2002 (на тадж. языке);

61. Зокиров Г.Н. Миграционные процессы и национальные отношения: Вопросы взаимодействия и особенности развития// Казанский гос. ун-т. -М.: МГУ, 1998.-42 с

62. Ибн-Сина. Избранные философские произведения.- М.; 1980.

63. Идиев Х.У. Трансформирующееся таджикское общество. Душанбе.: Ирфон, 2004.- 200с.

64. Идиев Х.У. Традиции и новации в контексте изменения общественной жизни современного Таджикистана. -Душанбе.: Ирфон.-2006.-118с.

65. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего востока IX-XIV вв. //Под ред. Григоряна С.Н.-М.:СОЦЭГИЗ, 1961

66. Идентичность и толерантность. (Отв. ред: Н.М.Лебедева). -М., Изд-во ИЭА РАН, 2002,-414 с

67. Идентичность и толерантность : Сб. ст. / под ред. Н. М. Лебедевой.-М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2002. -414с.

68. Ильинская С.Г.Толерантность как принцип политического действия: история, теория, практика. -М.: Праксис, 2007.- 285с.

69. Ипглхарт Р. Культура и демократия. М., 2002. -С. 126.

70. Искандаров А.И. Родники дружбы. Записки посла.- М.: Международные отношения,2000.-296с.

71. Классика геополитики, XX век: Сб./Сост. К. Королев. -М.:000 «Издательство ACT», 2003.-731с.

72. Конституция Республики Таджикистан. Душанбе. 2003. -34с.

73. Коран: Перевод смыслов и комментарии В. Пороховой / Гл. ред. д-р М.

74. С. Аль Рошд. Москва - Дамаск: «Аль Фуркан», 1995

75. Коран. Пер.Кулиева Э.Р. М.: Издательский дом «Умма». 2004

76. Курбони З.Таърихи фарханг ва тамаддуни исломи.- Техрон, 1950

77. Лапицкий П.И. Толерантность против ксенофобий,- М.2005.-С.24

78. Лебедева Н.М. Социально-психологическая аккультурация этнических групп: Автореф.дисс. докт. псих. наук. -М., 1997. -57с.

79. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. -М.: Изд-во ИЭА АН СССР, 1993.-195с.

80. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме// Вопросы философии. 1997. №7

81. Логико-гносеологические идеи мыслителей Средней Азии. Ташкент, 1981.-260с

82. Локк Дж. Избранные произведения :В 2 т. -М.: Мысль, 1964.-Т.2. -748с.

83. Локк Дж. Сочинения : В 3 т. М.: Мысль 1988. - Т. 3. - 668 с

84. Макиавелли Н. Государь // Избр. произведения. М., 1982

85. Махмаджанова М.Т. Философия Джалолиддина Руми. Душанбе.: Дониш. 2007.-300с.

86. Махмадов А.Н, Хидирова М.У. Межтаджикский конфликт и его особенности.- Куляб: Фарханг, 1997;

87. Махмадов А.Н. Урегулирование нетрадиционного конфликта традиционными методами//Урегулирование конфликта и построение гражданского общества,- Вашингтон, Москва, 1997;

88. Махмадов А.Н. Политическое поведение: социальные факторы и формы проявления. -Душанбе. 2000

89. Махмадов А. Социология конфликта. Куляб, 1995;

90. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят ООН 16 декабря 1966 г.

91. Мец А. Мусульманский Ренессанс. Издание второе.- М.: Наука 1973 г.-476 с

92. Мирзоев Г. Таджикистан: от конфликта к миру и стабильности. — Душанбе, 2003;

93. Монтескье ILL О духе законов// Избранные произведения. М. 1955

94. Мухаббатов А. Роль политических партий в формировании гражданского общества.// Общественно- политический и теоретический журнал. -Душанбе.2007, №1-2

95. На пути к толерантному сознанию// Отв. Ред. А. Г. Асмолов.- М.: Смысль, 2000. -255с.

96. Нации и национализм//!).Андерсон, О.Бауэр, М. Хрох идр //Пер. с английского.- М.: Праксис, 2002. -406с.

97. Низомулмулк. Сиёсатнаме (на таджикском языке) -Душанбе.: Адиб. 1989. -с. 13

98. Новая философская энциклопедия. В 4-х томах. -М. 2001

99. Общественное мнение и социальная трансформация общества. -Душанбе: Дониш, 1997.- 210 с.

100. Олимов М. Проблемы методологии анализа и прогноза в изучении межтаджикского конфликта/ЛДентральная Азия.-1997. №5;

101. Осипова О.А. Американская социология о традиции в странах Востока.- М., 1985. -145с.

102. Основа новейшей государственности. М: Радуница, 2002. - 416 с.

103. Основы политологии. — М. 2003. —с. 118

104. Парсонс Т. Социальные институты и структуры. \\В кн. Социология: Хрестоматия. -М.: Гардарики, 2003. -с. 122

105. Персидская классическая поэзия/Соствит. Синельков М. -М.: Эксмо. 2007.-480 с.

106. Политологический словарь. В двух частьях. -М: Луч. 1994,- -222с.

107. Ракитов Н. Философия компютерной революции. -М.: Политиздат, 1991.-286 с.

108. Расулов К. Р., Гулахмедов М. Национальные и политические процессы независимого Таджикистана. -Душанбе, 2001

109. Рахмонов Э.Ш. Независимость Таджикистана и возрождение нации. В шести томов. Том первый Душанбе: «Ирфон», 2006, -480с.

110. Рахмонов Э.Ш. Точикон дар оинаи таърих/ Китоби дуюм аз Ориен то Сомониен. -Душанбе: Ирфон.2002,- 127с.

111. Рахмонов Э. Таджикистан: опыт истории и открытость будущему\\ -Вахдат, №3,2001. с.8-9.

112. Рахмонов Э. Наша цель-национальное единство-Душанбе, Ирфон,1997.-c.40

113. Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток.-М., 1990.

114. Региональная интеграция Центральной Азии: проблемы и перспективы// Материалы международной конференции. -Душанбе. Ирфон. 2006.

115. Религия и гражданское общество: проблема толерантности. //Материалы Круглого стола (16 ноября 2002). -СПб.: Санкт

116. Петербургское философское общество, 2003

117. Роулз Дж. Теория справедливости. -Новосибирск. 1995. -535с.

118. Самиев А.Х. Историческое сознание как самопознание общества (социально философский анализ). Душанбе. РТСУ .2009. - 410с.

119. Сафаров С. Социально-политические особенности национальных и религиозных проектов в Таджикистане//Динамика развития национальных и религиозных проектов в Центральной Азии. -Душанбе, Ирфон, 2006. с. 19-20

120. Сина А. Избранные сочинения. Т.2. Душанбе.: Дониш.200.-е. 743

121. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. -М.: Политиздат. 1992. -543 с.

122. Справочник: правовая основа журналистики. -Душанбе: «Ирфон», 2006, -472с.

123. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Академический проект, 1999. -с.232.

124. Судебная практика по насилию по отношении женщин: реалии и особенности. -Душанбе. 2004

125. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений групп в социальной системе: Автореф. докт. псих, наук, -М., 2002.

126. Теория международных отношений: Хрестоматия/ Сост. науч. ред. и коммент. П.А.Цыганкова. М.:Гардарики,2003. -400с.

127. Тишков В.А. Этнология и политика/ЛТаучная публицистика.- М.:1. Наука,2001,- 240 с.

128. Тишков В.А. О толерантности// Этнополитический журнал. 1995. №5

129. Токвиль А. де. Демократия в Америке. -М., 1992

130. Толерантность против ксенофобий// под ред. В.И. Мукомеля и Э.А.Паипа. М.: Институт социологии РАН, 2005,

131. Толерантность идеология гражданского мира. -М.: Бонфи, 2001. -48 с.

132. Толерантность и насилие// Сб. статьей. -Екатеринбург. 2000.

133. Толерантность и культурные традиции// Сб. статьей. -М.,2002.

134. Толерантность //Общ. ред. М. П. Мчедлова. М.: Республика, 2004. -416с

135. Тюрина Ю.А. Влияние национальной культуры на формирование теории и практики менеджмента// Социология и общество: новые реалии и новые идеи. СПб.,2002.-с.632-638

136. Уолцер М.О. О терпимости. М.2000. -344 с.

137. У сенов Р. Этика ненасилия в нравственных учениях таджикскихмыслителей (X-XII вв).- Худжанд. 2006, 144с.

138. Фаттоев С.С., Расулов К.Р., Гулахмедов М.Г. Конфликтология (на тадж.языке);. Душанбе,2004

139. Философия: основные принципы и идеи,- Москва., 1991

140. Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности: // Отв. ред. Н. А. Купинаи М. Б. Хомяков. М.: ОЛМА.ПРЕСС, 2005. -542 с.

141. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности//Пер. с франц. -М.: Касталь, 1996.-448 с

142. Фуко М. История безумия в классическую эпоху //Пер. И.К. Стаф. -СПб.: Университетская книга, 1997. -575с

143. Фукуяма Ф. Великий разрыв.- М.:000 «Издательство ACT», 2003.474 с.

144. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995. -176с.

145. Хабермас, Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. -СПб.: Наука, 2001

146. Хакимов Р. Конфликтогенные факторы межнациональных и внутринациональных отношений в Таджикистане: Автореф. дис. канд. полит, наук.-Душанбе, 1999;

147. Хантингтон С. Кто мы?: Вызовы американской национальной идентичности.-М.: «Изд-во ACT»: ООО «Транзиткнига»,2004. 535с.

148. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций.- М.:000 «Издательство ACT», 2003.-603с.

149. Хеффе О. Плюрализм и толерантность: к легитимации в современном мире // Философские науки. 1991. № 12. С. 23.

150. Хидирова М.У. Конфликт и лидерство в современных условиях. -Душанбе, 2006

151. Хотами М. Традиция и мысль во власти авторитаризма.-М.: Изд-во МГУ, 2001.--c.116

152. Хотами М. Диалог цивилизаций: путь к взаимопониманию.- Алматы:1. Дайк- Пресс, 2002.-464с.

153. Цицерон. О государстве // Диалоги / Отв. ред. C.JT. Утченко. М.: Науч.- изд. центр «Ладомир», 1994

154. Эллюль.Ж. Другая революция// Новая технократическая волна на Западе. -М. 1986

155. Этническая толерантность в поликультурных регионах России// Отв. ред. Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко. -М.: Изд-во РУДН, 2002. -296с.

156. Этнос и политика: Хрестоматия.//Составит. А.А. Празаускас,-М.:УРАО, 2000.- 400 с.

157. Этнос. Идентичность. Образование//Труды по социологии образования// Под. ред. B.C. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 1998. T.IV. Вып. VI.- 268 с.

158. Чичановский А. Средства массовой информации и терпимость: проблемы реализации конструктивного идейно- политического потенциала общества//Этнополис, 1995,№5.

159. Шарипов А., Сироджов 3. Эмомали Рахмонов: Год арийской цивилизации. (Внутренняя и внешняя политика Президента Таджикистана в 2006 году). Душанбе, "Деваштич", 2006 - 400с

160. Шарипов А., Сироджов З.Эмомали Рахмонов: Год культуры мира. (Внутренняя и внешняя политика Президента Таджикистана в 2005 году). Душанбе, "Деваштич", 2006.- 404с.

161. Шарипов С.И.Таджикистан: демократизация политических отношений. Душанбе, 2000.

162. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования// Описание,объяснение, понимание социальной реальности. Институт134

163. Социологии РАН. М.: Добросовет. 1998.- 595с.

164. Ярская-Смирнова Е.Р, РомановП.В. Социальная антропология//Серия «Высшее образование». -Ростов на Дону:Феникс, 2004. -416с.

165. Шнирельман В.А. У истоков войны и мира //Война и мир в ранней истории человечества, т.1. М.: ИЭА, 1994, -180 с.

166. Шозимов П. Нация со стороны стабилизирующих социокультурных факторов. Душанбе. 2007.

167. Шозимов П. Таджикская идентичность и государственное строительство в Таджикистане. -Душанбе: Ирфон, 2003

168. Abrams D., Hogg М. (Eds.). Social identity theory: Constructive and critical advances. N.Y., 1990,

169. Alexander J.C. Theoretical Logic in Sociology. Vol. 1. Positivism, Presuppositions, and Current Controversies. London and Henley: Routledge & Kegan Paul. 1982. Ch. 1

170. Allworth, Edward. Central Asian Publishing and the Rise of Nationalism. New York. New York Public Library. 1965

171. Allworth, Edward. Muslim Communities Remerge: Historical Identity, Politics and Opposition in the Former Soviet Union and Yugoslavia. Durham and London: Duke University Press 1994

172. Beeman, William O. "The Struggle for Identity in Post-Soviet Tajikistan," Middle East Review of International Affairs, 1999. 3(4) online version.

173. Berger C., Calabrese R., Some explorations in initial interactions and beyond//Human communication research 1975V. 1 .P.99-112.

174. Berry J.W., Kalin R. Multicultural and ethnic attitudes in Canada: An overview of the 1991 national survey // Canadian Journal of Behavioural Science. 1995. V. 27 (3). P. 301-320.

175. Berry J.W., Kalin R. Reciprocity of Inter-Ethnic Attitudes in a Multicultural Society // International Journal of Intercultural Relations.1979. №3. P. 99-112.

176. Berry J.W., Pleasants M. Ethnic tolerance in plural societies//Paper given at the International Conference on Authoritarism and Dogmatism, Potsdam, 1984.

177. Berry J.W., Poortinga Y.H., Segall M.H., Dasen P.R. Cross-cultural psychology: Research and applications. Cambridge, 1992.

178. Bogardus E.S. Stereotypes versus sociotypes // Sociological and Social Research. 1950. № 34. P. 286-291.

179. Brewer M., Campbell D.T. Ethnocentrism and intergroup attitudes: East African evidence. N. Y.: Sage/Halsted, 1976.

180. Centlivres, Pierre and Micheline Centlivres-Demont. "Tajikistan and Afghanistan: The ethnic groups on either side of the border" in Jalili, Mohammad- Reza et al (eds.). Tajikistan: the Trials of Independence. New York. St. Martin's Press

181. Consise Oxford Russian Dictionary. Revised Edition. Oxford University Press 1984, 1998. Издатльство «Весь мир» -Москва 2006. 1008р:

182. Competition Policy and Development in Asia/ed.by Douglas H.Brooks., Simon J. Evenett. ADB.2005.-392 c.

183. Connor W. Ethnonationalism: The Quest for Understanding- Princeton, New-Jersey: Princeton University Press, 1994;

184. Deridder R., Tripathi, R.(Eds.) Norm violation and intergroup relations. Oxford: Clarendon, 1992.

185. Duckitt J. The social psychology of prejudice. Westport, Conn.: Praeger. 1994.

186. Everyday life in Central Asia: past and present// ed. By Jeff Shahadeo and Russel Zanca

187. Fukuyama F. Trust. The Social Vitues and the Creation of Prosperity. N.Y., 1996 //Свободная мысль. 1998. №1. С. 125- 126.

188. Gankovsky, Yuri V. "Ibrahim Beg Lakai: An outstanding leader of basmachi Movement in Central Asia," Journal of South Asian and Middle Eastern Studies. 1992. 16(1): 1-8.

189. Glazer N. We are Multiculturalists.Now.Harvard.1997.cl54

190. Gudykunst W. Anxiety/Uncertainty Management (AUM) theory: Current status // In (Ed.) R.L.Wiseman Intercultural communication theory. Thousand Oaks, CA: Sage, 1995.

191. Gudykunst W. et al. The influence of individualism-collectivism on communication in ingroup and outgroup relationships//Journal of Cross- Cultural Psychology. 1992. № P. 23 196-213.

192. Gudykunst W. et al. Uncertainty reduction in Japanese -North American dyads // Communication Research reports. 1986. № 3 P. 39-46.

193. Gudykunst W., Shapiro R. Communication in everyday interpersonal and intergroup encounters // International Journal of Intercultural Relations. 1996. №20. P. 19-45.

194. Islam Riazul. Central Asia: History Politics and Culture. Institute of Central and West Asian Studies. 1993 (17): 177-195

195. Jamshedov P. Rozi T. English Tajik Dictionary with Tajik terms indexes. Dushanbe. 2005. 1202 p.

196. Johnson, Lena. Tajikistan in the New Central Asia: Geopolitics, Great Power Rivalry and Radical Islam. I.B. TAURIS. London. New York. 2007

197. Katz D., Braly K. Racial stereotypes in one hundred college students.// Journal of Abnormal and Social Psychology. 1933. №28. P. 280-290.

198. Kuhn M., McPartland Т. An empirical investigation of self- attitudes // American Sociological Review. 1954. V. 19 № 1.

199. Le Vine R., Campbell D.T. Ethnocentrism: Theories of conflict, attitudes and group behavior. N. Y.: Wiley, 1972.

200. Litvinsky, B.A., "The Problems of the Ethnic History of Central Asia in the 2nd millennium B.C.," Journal of Central Asia. International Association for the Study of Cultures of Central Asial981 vol. IV (1). P. 131- 141

201. Mahale, K,J. Tolerance in a Golden Path to Peaceful Coexistence. New Delhi. 2002. 190 p

202. Mendus S. Toleration and the limits of liberalism.London: Humanities Press International. 1989

203. Motyl, Alexander. Thinking Theoretically about Soviet Nationalities: History and Comparison in the Study of USSR. New York Columbia University Press 1992.

204. Nationalities of the Soviet East Publications and Writing Systems. Columbia University Press. 1971.-440c.

205. New Webser's Dictionary of English Language. India. Surject1. Publication. 1989.1989 р.

206. Rakowska-Harmstone, Teresa. Russia and Nationalism in Central Asia: the Case of Tajikistan. Published in Cooperation with the Institute for Sino- Soviet studies. The George Washington University. Baltimore: Johns Hopkins Press. 1970

207. Schoeberlein, John. Identity in Central Asia: Construction and Contention in the Conceptions of "Ozbeks", "Tajik", "Muslim", "Samarqandi" and other groups. Ph.D.Thesis Harvard University1994

208. Slezkine, Yuri. "N. Ia. Marr and the National Origin of Soviet Ethnogenetics," Slavic Review, American Quarterly of Russian,

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.