Политический диалог в условиях социально-культурных трансформаций Ирана и Республики Таджикистан: специфика и тенденции развития тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Махмуд Шахбанди

  • Махмуд Шахбанди
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2012, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 145
Махмуд Шахбанди. Политический диалог в условиях социально-культурных трансформаций Ирана и Республики Таджикистан: специфика и тенденции развития: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Душанбе. 2012. 145 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Махмуд Шахбанди

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования политического диалога и его особенности

1.1. Политический диалог: теоретические подходы к определению понятия.

1.2.Политический диалог как вид диалога культуры ИРИ и его особенности в системе Шанхайской Организации Сотрудничество.

1.3. Теоретический конструкт исследования политического диалога в современных условиях.

Глава 2. Динамика ирано-таджикского политического диалога в процессе изменяющегося мира

2.1.Процесс становления и развития ирано-таджикского политического диалога и его роль в урегулировании межтаджикского конфликта.

2.3.Ценностные ориентиры политического диалога и тенденции развития Республики Таджикистан за годы независимости.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Политический диалог в условиях социально-культурных трансформаций Ирана и Республики Таджикистан: специфика и тенденции развития»

Актуальность темы диссертационного исследования. В настоящее время на страницах социально-философской и политической литературы большое внимание уделяется проблеме диалога в социально-политической сфере. В этой связи, теоретическое осмысление диалога остается, как никогда, актуальной задачей в социальных и политических науках. Нужна и специальная теория политического диалога, которая могла бы критически проанализировать и синтезировать уже имеющиеся концепции и теории, отражающие результаты взаимодействия в политической жизни современного общества. Однако такой теории, к сожалению, пока что нет. Поэтому особенно актуальной представляется теоретико-методологическая «рекогносцировка» в этой области исследований: осмысление его основ, разработка адекватной методологической модели, уточнение и развитие релевантных концептов.

Динамика иранско-таджикского политического диалога в системе современной геополитики охватывает вопросы сотрудничества во всех сферах: политической, экономической, гуманитарной, международной и т.д. Они связанный как с международными организациями, так и с внешней политикой двух стран. С политологических позиций для исследователей оправданный интерес вызывают вопросы, касающиеся возможности двух стран выработать совместные подходы по всем актуальным вопросам, найти адекватные, новой геополитической ситуации, механизмы решения замороженных и вновь возникших проблем.

Следовательно, исследование политического диалога в условиях социально-культурных трансформаций Ирана и Республики Таджикистан становится ключевой проблемой для осмысления процессов, происходящих в самых разных сферах социальной и политической жизни. Её решение связано не только с тем, какое содержание вкладывается в понятия « общество», «культура», «общение», «диалог », «отношение», но и с пониманием политического диалога как механизма функционирования социально-политических явлений в обществе.

Как известно, политический диалог в самых разных его формах и проявлениях оказывается уже не какой-то эксклюзивной практикой, но «повседневной и всеохватывающей реальностью». Соответственно, овладение искусством диалога перестает быть абстрактным моральным призывом, но становится «производственной необходимостью», прежде всего, в политической сфере.

Политический диалог является социальным явлением или процессом, в котором и через которое проявляются социальные, экономические, психологические, политические и иные закономерности. Чтобы исследовать политический диалог и его особенности в рамках той или иной науки, необходимо применять различные методы политологии, философии, психологии и других наук, интегрируя их настолько, чтобы успешно решать поставленные задачи.

В последние два-три десятилетия в науке наметился своеобразный «диалогический поворот», о котором заговорили не только философы и культурологи, но также социологи и политологи, и даже представители естественных наук. В политологии эти тенденции нашли отражение в различных моделях демократии, акцентирующих на ее коммуникативный характер.

Для Ирана и Таджикистана актуальность исследования связана с их геополитическими положениями. Таджикское государство развивается в политическом пространстве на стыке крупнейших локально-региональных цивилизаций. Поэтому анализ политического диалога в условиях социально-культурных трансформаций Ирана и Республики Таджикистан необходим для долгосрочного регионального и глобального прогнозирования «поведения» данных государств, в том числе и в отношении с Российской Федерацией.

Отсюда и в научно-теоретическом плане актуально, во-первых, объяснение тому фактическому состоянию дел в динамике развития отношений ИРИ и Республики Таджикистан, которые должны будут предполагать их изучение и анализ как многоуровневого и многофакторного политического диалога равных партнеров, имеющих как общие, так и несовпадающие интересы. Во- вторых, среди всех уровней такого диалога особое значение приобретают современные политологические изыскания, новые методы и новый аналитический инструментарий качественных характеристик политического диалога.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется, с одной стороны, важностью изучения основ политического диалога как механизма разрешения социально-политических проблем. С другой стороны, она обусловлена необходимостью всестороннего анализа сложного процесса политического диалога в Иране. Следовательно, комплекс проблем, связанных с изменениями как в самой политической ситуации в Центральноазиатском геостратегическом комплексе, так и в отношениях ИРИ и Республики Таджикистан, предопределяет особую актуальность темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы. Проблемы, связанные с динамикой межгосударственных отношений в любой из форм политического действия, являются объектом пристального внимания исследователей политической науки. Анализ научной литературы по исследуемой теме приводит к выводу, что состояние научной разработанности проблемы политического диалога в иранской политической науке стоит на пороге формирования и требует значительных творческих. Сегодня в иранской политической науки практически отсутствуют работы, посвященные проблеме политического диалога, хотя данная тематика представляется весьма значимой для прогнозирования перспектив новых политических процессов.

Данная тема в современном политическом мышлении в той или иной степени рассмотрена и описана различными авторами как таджикско-иранскими, так и зарубежными. Среди них иранские авторы, как Накиб-заде А. Хакикат С.С. и Сейф-Заде X. Мохаммада Хосейна Раджаби ,Сейеда Садега Хакиката и др., которые рассматривают политический диалог в новой системе политических процессов, указывают на политический диалог как механизм разрешения политических вопросов1. В данных работ анализируются различные подходы, высказываются соображения относительно качества, направленности и конечных целей диалога в зависимости от религиозных верований, этических норм и поставленных задач.

Другая группа авторов такие, как Манучехри А., Пайа А., Хантер Ш., Амири М., Сажин В.И. , Мамедова Н.М., Дружиловский С.Б., Каменева М.С. и Амин-заде М. непосредственно освещают отдельные аспекты теории диалога цивилизаций в целом, анализируются общие и итоговые моменты сотрудничества Ирана с другими странами. К авторам, которые высказывают позитивную точку зрения относительно политического диалога в условиях глобализации, можно отнести П. Бейера, Ч. Дорана, Т. Фридмана3 и их иранских коллег - Л. Мамиз, М.Р. Таджика, М. Хеммати, М. Шируди и др.4 Они рассматривают политический диалог как необратимое явление, которое в результате которого развития науки и технологий превратились бы в саморегулирующийся процесс. Такие исследователи, как Л. Мамиз или М.

1 Мохаммад Хосейн Раджаби. Шиитские улемы и диалог между цивилизациями и религиями// Фирузе// Иран, 3 мая 2002.; Сейеда Садега Хакиката. Политическая мысль в исламе. - Тегеран, 1991.

2 Сажина В.И. Диалог цивилизаций: Россия и Иран //Иран: диалог цивилизаций. М., 2002; Мамедова Н.М. Политико-экономический аспект диалога цивилизаций (того же сборника); Дружиловский С.Б. Мировое сообщество и новая внешнеполитическая концепция Ирана" (названного сборника); Каменова М.С. Ирано-индийский языковой диалог (Там же); Амири М. Теория столкновения цивилизаций: Хантингтон и его критики. Тегеран, 2002.

J Beyer, Peter. Religion and Globalization. / Theory, Culture and Society Series. I Title , Series II. London 2000; Doran, Charles F. Globalization and Statecraft. SAISphere , Winter 2000; Fridman, Thomas L. The Lexus and the Olive Tree: Understanding Globalization. New York, Farrar, Straus and Giroux , 1999.

4 1 ¡^x d^tj " fJc?1 £ ji j'c MJ^c/O" JM ¡jijl'^G jliiii ." U^ liiiSi

URL: http://www.irtt.ir/articles/internationaleconomic/post316.php, ) 9733 (< J^ -1 £ 1 iijL-S(jkl> Lfbijfcllh jl 'C^jj l^'lI 5 'jjl (ji J w 'J ^LfLfO' 9733 ' (>=> 1 1 , (A?-> ^J^lAf )

9737 (' ^ l?1 j ' If <J>j ^J* j ц?' c'clt-1 ц?' J J" J 73 ^ tiilej^^l 9737 ' 977 , I<hJIj <-«»(>»-• ^ f uij - * u3 http://glol 10.blogfa.com/post-734.aspx

Хеммати полагают, что страны третьего мира могут получить значительные выгоды, если адаптировать политический диалог к новым условиям глобального развития.

Интересным исследованием, посвященным вопросам влияния политического диалога на политическую систему современного Ирана является работа Сейида Амир Масуда Шахрамния5. В ней освещены такие проблемы, как понятие и сущность политического диалога, особенности глобализационных процессов, демократия и демократические институты в условиях глобализации, развитие демократических принципов и институтов в Иране.

Но эти авторы ограничивались, в основном, отдельными моментами и теоретическими описаниями необходимости диалога, отдельными аспектами формирования концепции диалога или историко-культурологическими и гуманистическими аспектами этого вопроса.

Высоко оценивая вклад названных философов и ученых в исследование диалога и связанных с ним явлений, необходимо отметить, что политический диалог в представленной работе рассматривается в контексте социально-культурных трансформации ИРИ и Республики Таджикистан. Исходя из этого, особый интерес проявляют работы таких исследователей как Ю.В. Ганковского, В.Ф. Молчановского, Д.С. Проскурина, А. В. Губагло, Р.И. Хашимова, М.С. Джунусова и Р.Г. Абдулатипова.6 Опираясь на уже проделанный анализ «политического диалога» исследователь предпринимает анализ общения, связывая его с понятиями «связь», «отношение» и «взаимодействие». Однако, как нам представляется, и такой подход не является собственно социально-политическим.

Специальным предметом социально-политического анализа общение стало в начиная с 1985- 90-х гг. Между тем диалог в философии и

5 Шахрамния С. Джахони шудан ва демокраси дар Ирон. Техран: «Нигохе муосир», 2007 (1385).

6 См.: Джунусов М.С. Культура межнационального общения. Белгород, 1982; Губагло A.B. Современные этноязычние процессы в СССР; M.: Наука, 1993; Хашимов Р.И. Таджикско-русское двуязычие. Душанбе: Дониш, 1986; Абдулатипов Р.Г. Время приходить к консенсусу//Конфликты и консенсус. 1993, №3. политологии выступает во всевозможных формах «интерсубъективности», «общение» и других понятий.

Первые шаги в изучении политического диалога, его социально-политического анализа в Таджикистане делаются в работах Махмадова А.Н., Расулова С., Махмадова С. и др. Большой интерес представляет докторская диссертация А.Н. Махмадова «Процесс межнационального общения как социально политический феномен (на материалах Республики Таджикистан)»7 Разработка многих вопросов политического диалога остаётся весьма актуальной ещё не полностью осмыслены взгляды на политического диалога. Это говорит о том, что политический диалог в современном мире приобретает ценностное значение. Но лишь в процессе развития общества ценность политического диалога как способа разрешения конфликтов начинает осознаваться людьми как общественная ценность.

Объект исследования - политический диалог в условиях социально-политических трансформаций ИРИ и Республики Таджикистан .

Предмет исследования - политический диалог как форма дискурсивного взаимодействия в политике; специфика и тенденции развития диалога.

Цель исследования - выявление особенности политического диалога в условиях социально-культурных трансформаций ИРИ и Республики Таджикистан. Для достижения поставленной цели требуется решения следующих задач:

- в результате системного анализа выявить теоретико-методологические основаны политического диалога и его особенности;

- проанализировать политический диалог как вид диалога культуры и его особенности в системе Шанхайской Организации Сотрудничества;

Махмадов А.Н. Процесс межнационального общения как социально политический феномен (на материалах Республики Таджикистан). Дис. на соск. уч. степени докт. полит, наук. Куляб, 1994.; Расулов С. Роль политическое общение в условиях трансформации общество (на материалах Таджикистана) Диена соиск.учен ст.кан.полит.наук. Душанбе, 2010; Махмадов С. Диалог как механизм разрешения социально-политического конфликта. Дис.на соиск.учен ст.кан.полит.наук. Душанбе, 2011.

- выявить специфику теоретического конструкта исследования политического диалога в современных условиях;

- определить динамику ирано-таджикского политического диалога в процессе изменяющегося мира;

- в рамках современного политологического контекста рассмотреть процесс становления и развития ирано-таджикского политического диалога и определить его роль в урегулировании межтаджикского конфликта ;

- рассмотреть ориентиры политического диалога в Республике Таджикистан за годы независимости

Методологической и теоретической основой диссертации являются диалектический метод исследования, принцип соотношения логического и исторического, сравнительно-типологический и системный анализ на основе трудов известных иранско-таджикских и зарубежных исследователей.

Источниками исследования являются документальные наблюдения над социально-политическими процессами, их анализ на основе изучения фундаментальных произведений по проблеме политического общения.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- в результате сопоставительного анализа выявлены теоретико-методологические основания исследования политического диалога и его особенности;

- конкретизировано понятие политического диалога на основе обобщения отечественного и зарубежного опыта.

- выявлена специфика теоретического конструкта исследования политического диалога в современных условиях;

- проанализированы политический диалог и его особенности в системе Шанхайской Организации Сотрудничества (на примере ИРИ);

- определена динамика ирано-таджикского политического диалога в изменяющем мире; в рамках современного политологического контекста проанализированы процесс становления и развития ирано-таджикского политического диалога и его роль в урегулировании межтаджикского конфликта;

- определены ориентиры политического диалога в Республике Таджикистан за годы независимости

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1.На основе изучения проблемы диалога можно сделать вывод о том, что политический диалог является необходимым условием механизма разрешения социально-политического конфликта. Разработка проблем политического диалога должна помочь развитию политической культуры в личности политика.

2.Диалог может быть реализован посредством межиндувидуального общения, актуализирующего человеческие отношения и создающего недостающие элементы в системе общественных отношений, превращая последние в ансамбль. Процесс политического диалога исторически определен. Его способы зависят от типа общества, культурно исторического типа общественных и социальных отношений, которые актуализируют все его уровни диалога и все функциональные формы.

3.Если рассмотреть значения слова "диалог" в персидском языке, на разных этапах истории, оно носил разные значения; иногда они воспринимается положительно, иногда отрицательно, так как подвергается воздействию социального, политического и культурного преобразования. В одно время диалог не является обычаем дервише-ства , в другое время считается человеческой и духовной потребностью. В политическом диалоге формируется потребность в контактах с другими людьми, которая развивается от потребности-побуждения к потребности-цели. Первая определяется сложившейся культурой общения в той или иной общности. Вторая возникает в самообщении и приобретает качество всеобщности, связанное с нравственной ценностью одного человека по отношению к другому человеку.

4.Чтобы начать политический диалог необходимо создание атмосферы, в которой конфликтующие стороны ощущают возможность излагать то, что они думают и чувствуют. Это тем более важно, когда стороны начинают вместе думать о том, как изменить отношения между их обществами так, как они начинают понимать свою собственную ответственность за происходящее и находят общую с другой стороной платформу совместных действий, нацеленных на изменение взглядов своих соотечественников.

5.Определенные успехи Ирана в Центральной Азии объясняются тем, что национальным интересам было отдано предпочтение перед идеологическими и революционными целями. Политический диалог Ирана в Центральной Азии, был полностью лишен какой бы то ни было идеологической или эмоциональной подоплеки. Наиболее ярко это ' черта проявилась в отношении к гражданской войне в Таджикистане. Иран поддерживал межтаджикский политический диалог и участвовал в организации переговоров между таджикским правительством и оппозицией.

6.Политические процессы в Центральноазиатском регионе должны быть объектом постоянного мониторинга со стороны политиков, но, прежде всего, экспертов, ученых. Необходимы дополнительные усилия политиков и экспертного сообщества, чтобы найти точки постоянного и продуктивного сотрудничества между субъектами креативного поддержания политического диалога. Только непрерывное изучение политической ситуации в Центральной Азии дает возможность правильно выстроить государственную политику странам этого региона и, конечно же, Иран и Таджикистану.

7.Исламская Республика Иран выступает за развитие сотрудничества как последовательный подход своей внешней политики, и одновременно отвергает политику с позиций силы, являющейся фактором нестабильности в международных отношениях. ИРИ принимал во внимание необратимость происходящих в мире глобализационных процессов, категорически выступает против политики диктата запада, прежде всего США в области политики, экономики, военной жизни, новых технологий, в том числе информационных, а также в культурной сфере.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что в нем теоретически рассматривается диалог как механизм урегулирования социально-политических конфликтов. Эти положения и выводы могут применяться заинтересованными организациями, специалистами и исследователями для дальнейшего изучения политической жизни республики, а также для улучшения формы и их взаимодействия в случае конфликтных ситуаций. Кроме того, основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания курса «Политология», «Конфликтология», «Политическая социология», «Социальная философия», при чтении спецкурсов и спецсеминаров в высших учебных заведениях.

Апробация и реализация результатов исследования. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры политические процессы в Таджикистане, Таджикского национального университета 24.09.2012., протокол №2.

Основное содержание диссертации нашло отражение в трех статьях в ведущих научных журналах (согласно перечню ВАК Минобрнауки РФ), а также в других статьях и тезисах научных докладов.

Структура диссертационного исследования подчинена его целям и задачам. Работа состоит из введения, двух глав разделенных на пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Махмуд Шахбанди

Заключение

Проблема политического диалога сегодня понимается как качественная оценка поведения людей. Но такое понимание охватывает лишь то, что лежит на поверхности. Безусловно, внешние формы поведения имеют значение для выявления уровня культуры общества. В истории развития культуры общества, сама основа совместного бытия людей как некоего социального целого выступает в качестве диалога-общения. Характерно диалогичной была и социально-политическая система античного мира. Отталкиваясь от признания ценности каждой личности, каждого полноправного жителя государства, она отводила большое значение мнению граждан, предписывала приходить к согласию договорным путем, то есть путем диалога. Наиболее известным примером диалога-метода является так называемый «сократический метод», который утверждал в дискуссии, противопоставлении мнений способ постижения истины.

Итак, близость человека к своим жизненным основам, гармоничное ощущение личности как единства индивидуального, социального и общемирового планов бытия создавали предпосылки для развития диалога. Но, как это часто бывает, менее всего мы ценим и замечаем то, что имеем. Взаимодействие и активный общественный диалог в Древней Греции были столь естественны, что даже не рассматривались как объект отдельного анализа. Публичные споры демагогов, открытые полемики философов, регулярные народные собрания и демократичные философы - все это делало диалог чем-то повседневным и рутинным. В этой связи призыв Сократа быть более диалогичными в поиске истины можно рассматривать как первое предупреждение античной цивилизации. В настоящее время все шире начинает применяться новые подходы и новая терминология, связанная с характеристикой организационных способов политического диалога.

В итоге следует сказать, что политический диалог это процесс общения - взаимодействие субъектов, - взятый в аспекте политических процессов, власти, политического сознания, идей, лидеров, граждан или больших и малых групп людей, стран и народов, цивилизаций, вступающих или находящихся в политическом взаимодействии друг с другом. На современном языке этот принцип означает терпимость , толерантность по отношению к мнениям, привычкам, вкусам другого, не только слушать, но и слышать.

Действительно комплекс сложившихся новых проблем способствовал тому, чтобы Иран сыграл свою роль в качестве одного их основных игроков в региональных и международных делах. К тому же следует учитывать и факт отсутствия доступа молодых независимых государств, к теплым морям, что ограничивает их возможности для внешнеэкономического сотрудничества. Для достижения своей цели Иран предпринял следующие приоритетные шаги:

- во-первых, поощрение и расширение регионального многостороннего политического, культурного и экономического сотрудничества;

- во-вторых, расширение сети международной связи с помощью строительства новых железнодорожных дорог, с целью соединения Центральной Азии с Персидским заливом, а также активное участие в мирном решении внутренних этно-территориальных, конфессиональных разногласий и конфликтов, что приветствовалось лидерами многих Центральноазиатских государств.

Совместные усилия Ирана и России для сохранения политической стабильности и обеспечения безопасности в Центральноазиатском регионе и на Кавказе стали поводом расширения взаимного доверия. Россия убеждена, что Иран как ни одна из ведущих держав может быть гарантом стабильности в регионе.

Это подтвердилось, когда Иран в конфликте между Азербайджаном и Арменией выступил как посредник и даже сумел до какой-то степени уменьшить кризисную ситуацию.

Во внутренней гражданской войне в Таджикистане между исламскими и национальными силами Иран предпринял усилия для сближения позиций сторон и принял активное участие в достижении мирного соглашения между объединенной таджикской оппозицией и легитимной властью Таджикистана. Эти старания принесли свои плоды в результате активной деятельности Ирана в сохранении мира и стабильности в регионе.

Несмотря на то, что Иран по территории намного больше и превосходит в военной мощи, другие Центральноазиатские государства он все же обеспокоен отсутствием надежной национальной безопасности в регионе.

Следоввательно, обобщая результаты, полученные в ходе анализа политического диалог в условиях социально-политических трансформации ИРИ и Республики Таджикистан необходимо сделать следующее выводы. В первую очередь, необходимо подчеркнуть, что на всем протяжении постсоветского этапа взаимоотношений Иран и Республики Таджикистан, в двусторонних отношениях не развивались по нарастающей. Вместе с тем, анализируя динамику этих взаимоотношений , можно выделить ряд этапов, каждый из которых обладает спецификой и характерными чертами

Этап I: 1992-1996 - поиск форм и механизмов сотрудничества на двустороннем и многостороннем уровне ключевым элементом, которого стало независимости Республики Таджикистан и подписание различных договорах о дружбе и сотрудничестве между Ираном и Республикой Таджикистан.

86См.; М.Махмуди .Стратегические интересы Ирана и России в Таджикистане.Душанбе .2011.С.7.

Этап II: 1992-2008 гг. - определение основных приоритетов иранско-таджикского взаимодействия, кульминацией которого стало взаимной помощи и строительство больших объектов стратегического значения.

Этап III: 2009 год - по- настоящее время - последовательное расширение и углубление отношений на двустороннем и многостороннем уровнях по всему спектру их составляющих. На современном этапе взаимоотношения ИРИ с Таджикистаном имеют особое значение для безопасности, как для Ирана и Таджикистана, так и для всего региона в целом. Эти отношения продиктованы как многовековой дружбой между двумя народами, так и их закрепленностью многочисленными международными договорами и соглашениями, которые регулируют двусторонние отношения и обеспечивают их стабильное развитие.

Можно утверждать ,что политический диалог, явление не новое. Этот процесс начался с самой ранней стадии формирования очагов культур и цивилизаций по-разному. Различные культуры и цивилизации всегда находились во взаимосвязи и обогащали друг друга путем передачи наилучших своих духовных и материальных ценностей. Особенность теории "политического диалога" заключается в том, что систематическое, научно и практически обоснованное и целенаправленное использование обмена мнениямивцеляхпреодоления-барьеров~отчу-ждения—между—различными игроками мировой политической сцены для предотвращения кризисных ситуаций в мире. Политический диалог - это целесообразные переговоры, которые проводятся для решения теоретических и практических проблема; диалог- шаг на пути понимания других .

Политический диалог -это не противоборство с другими, а понимание и, своего рода дружба. То есть политический диалог- это путь выхода из невежества, поэтому мы можем сказать, что те, кто не отрицают наличия знания у других имеют возможность участвовать в диалоге.

Не менее влиятельным внешним фактором, послужившим очередной предпосылкой политического диалога является бурный процесс глобализации, который оказывает форсированное и непредсказуемые воздействия на различные культуры. Противостояние носителей различных культур этому форсированному воздействию в целях сохранения своей культурной самобытности служит основой для одно из наиболее явных противоречивых реалий сегодняшнего мира. И урегулирование этих противоречий также нуждается в плодотворном и равноправном диалоге между носителями различных культурных ценностей.

Внешнеполитический курс ПРИ в Центральноазиатском регионе формируется исходя из осознания ее национальных интересов и с учетом характера существующих потенциальных угроз безопасности -страны на данном направлении. С учетом этих реалий особое значение в процессе сохранения иранских позиций в регионе приобретает иранско-таджикский политический диалог. При этом очевидно, если государства готовы считаться с интересами друг друга, то они могут рассчитывать на соответствующую поддержку со стороны друг друга.

Вместе с тем экономические отношения не ограничиваются только договоренностями между правительствами и лидерами двух стран. Подписываются соглашения между двумя странами, формируются механизмы достижения поставленных целей, в рамках которого решение проблем переходит из сферы политической в плоскость практической реализации. Деятельность Межправительственной иранско-таджикской комиссии по экономическому сотрудничеству, бесспорно, значима. Но в то же время для прорыва в экономической сфере необходимо формирование единой команды, состоящей из государственных деятелей, бизнесменов, экспертов, представителей СМИ обеих стран, чтобы не только определить сферы взаимодействия, но и проследить прохождение договоренностей через парламенты двух стран, подготовку и проведение правительственных решений, определение порядка финансирования проектов, определение бизнес-структур, способных реализовывать эти проекты.

Анализ имеющихся в научном обороте фактов, событий, материалов по таджикско-иранским отношениям является достаточным основанием, чтобы установить основные линии взаимосвязи международных, региональных и межстрановых политических отношений и определить степень их влияния на динамику развития таджикско-иранского политического диалога. Проведенное исследование убедительно показывает, что не меньшую важность представляют также ответы на вопросы о том, кем, как и под влиянием каких обстоятельств принимались и принимаются ответственные политические решения, в какой степени они являются производными от сложившейся социально-экономической, политической, идеологической обстановки. Полученные в ходе исследования результаты позволяют дать относительно объективную оценку того или иного политического курса, проводимого в ИРИ и Республики Таджикистан тем или иным политическим лидером, политической элитой в разные периоды современной истории двух стран, показать его эффективность или, наоборот, ошибочность, наметить наиболее благоприятные векторы политического воздействия на ситуацию. Это особенно важно в современных условиях, когда порой именно от оперативности и быстроты политического реагирования зависят возможность эффективного проведения выбранного политического курса идостижение наибольших его результатов. Исследование в то же время указывает на очевидную для политической науки, но не столь очевидную для политики и политических практиков вещь - системное поддержание партнерских отношений ИРИ и Республики Таджикистан. Политические процессы в Центральноазиатском регионе должны быть объектом постоянного мониторинга со стороны политиков, но, прежде всего, экспертов, ученых. Необходимы дополнительные усилия политиков и экспертного сообщества, чтобы найти точки постоянного и продуктивного сотрудничества между этими субъектами креативного поддержания политического диалога. Только непрерывное изучение политической ситуации в Центральной Азии дает возможность правильно выстроить государственную политику странам этого региона и, конечно же, Иран и Таджикистану.

Сегодня, важнейшим параметром, который будет определять эффективность формирования общерегиональной системы безопасности и сотрудничества, в которой в должной мере будут учтены стратегические интересы как Ирана, так и Таджикистана, являются урегулирования межтаджикского конфликта. Анализ динамики переговорного процесса ясно продемонстрировал решающий вклад иранского посредничества в деле достижения между конфликтующими сторонами договоренностей о прекращении огня.

В целом иранско-таджикский политический диалог развивается по возрастающей. Дальнейшие перспективы отношений будут во многом зависеть от того, в какой мере политическим элитам двух стран удастся, используя положительный опыт взаимодействия на двустороннем и многостороннем уровнях, сконцентрироваться на решении вопросов текущей повестки, а также выйти на совершенствование основополагающих документов иранско-таджикских стратегических отношений.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Махмуд Шахбанди, 2012 год

1. Абдулатипов, Р.Г. Время приходить к консенсусу //Конфликты и консенсус Текст. / Р. Г.Абдулатипов 1993, №3

2. Абдурахмонова А. Развитие внешней политики РТ со странами СНГ// Автореферат на соискание учёной степени кандидата полит.наук. -Душанбе, 2007.-24с

3. Акмалова М. Становление и развитие политической независимости Республики Таджикистан. Худжанд, 2010. 216с.

4. А., Раднамо. Хдзби динй ва давлати дунявй Матн. /Абдулло^и Рах,намо. -Душанбе: Дониш, 2008.- 226с.

5. Асадуллаев, И. Таджикистан и Соединенные Штаты Америки после 11 сентября. По итогам круглого стола Текст. /И. Асадуллаев, J1. Додихудоева. Душанбе: «Хумо», 2003.

6. Асадуллаев, И. Политическое общение и лидерство (Опыть социально-политического анализа) Текст. /И. Асадуллаев, С.Расулов. -Душанбе, 2009

7. Базарова, С. Единая идеология Таджикистана Текст. /С. Базарова //газета «События», № 28 (157), 16 июля 2009 г.

8. Бороздина, Г.В. Психология делового общения Текст. /Г.В. Бароздина. -М.:ИНФРА-М, 2000, -244с.

9. Ю.Бодалев, A.A. Личность и общение Текст. /A.A. Бодалев. М.: Просвещение, 1978.

10. Бодалев A.A. Психология общения Текст. /A.A. Бодалев. М., 1996.

11. Гасанов H.H. О культуре межнационального общения Текст. /H.H. Гасанов//Социально-политический журнал. 1997. №3.

12. Буева, JI.П. Человек: деятельность и общение Текст. /Л.П. Буева. М., 1978.

13. Булуктаев, Ю.О. Развитие научных взглядов на природу политического режима Текст. /Ю.О. Булуктаев //Личность. Познание. Творчество. /Алматы: Компьютерно-издательский центр Института философии и политологии МОН PK, 460 с.

14. Гасанов, H.H. О культуре межнационального общения Текст. /H.H. Гасанов//Социально-политический журнал. 1997. №3.

15. Грачев, М.Н. К вопросу об определении понятий «политическая коммуникация» и «политическая информация» Текст. /М.Н. Грачев //Вестник российского университета дружба народов. сер. Политологии, 2003. №4. -С.34-42.

16. Губагло, A.B. Современные этноязычние процессы в СССР Текст. /A.B. Губагло. -М.: Наука, 1993.

17. Демин, М.В. Методологические проблемы анализа человеческого общения Текст. /М.В. Демин. //Вестник МГУ, 1979, № 4.

18. Джунусов, М.С. Культура межнационального общения Текст. /М.С. Джунусов. -Белгород, 1982.

19. Диалог в действии: Опыт Таджикистана. Душанбе: Деваштич, 2006. 304 с.

20. Диноршоев М.Д. О некоторых принципах философии национального, мира //Исторический опыт миротворчества в Таджикистане. Душанбе: Матбуот, 2001. С. 135-139.

21. Додхудоев Х.Д. Регионализм как феномен общинного сознания. //Известия АН РТ. Серия: Правоведение. Душанбе: Шарки озод, 2001. №1-4.

22. Документы о мире (Документы межтаджикских переговоров). Душанбе: Шарки озод, 1997. 79 с.

23. Дорога мира (Документы методических переговоров) Душанбе. 1997.

24. Ильин В.В. Политология Текст. /В.В.Ильин. М.: Университет, 2000 544 с.

25. Имомов А. Укрепление политико -правовых независимости Республики Таджикистан. // Центр. Азия и Кавказ. 2001. №3. С. 148153.

26. Имомов А. Провозглашение Республики Таджикистан правовым государством и признание принципа разделения властей. //Таджикистан на пути к правовому государству. Душанбе: Шарки озод, 1996. С. 122-131.

27. Исторический опыт миротворчества в Таджикистане. Душанбе: Матбуот, 2001. 320 с.

28. К вопросу о структуре социально-психологического общения Текст. //Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми. Л., 1970.

29. Каган М.С. Мир общения Текст. /М.С. Каган. М., 1988.

30. Курбыко Т.И. Ральф Дарендорф о классовом конфликте и конфликтной модели общества//Вестник Белгосуниверситета. Минск, №3, 1993. С. 37-40.

31. Леонтьев, A.A. Психология общения Текст. Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений /A.A. Леонтьев. Изд.З-е -М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2005.

32. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения Текст. /М.И. Лисина. -М., 1986.

33. Майданский А.Д. Общение: опыт логико-семантического анализа Текст. //Человек в пространстве образования /А.Д. Майданский. Таганрог, 2003.

34. Махмадов, А.Н. Национальный интерес Таджикистана Текст. /А.Н. Махмадов, И.К. Асадуллаев. Душанбе: ООО «Авесто», 2009. -92с.

35. Махмадов, А.Н. Процесс межнационального общения как социально политический феномен (на материалах Республики Таджикистан) Текст. Дис. на соск. уч. степени докт. полит, наук /Махмадов А. Н . -Минск, 1994

36. Мах,мадов, А.Н. Точикистон дар масири истиклолият. Душанбе:

37. Махмадов, С. Диалог как социально-политический феномен Текст. /С. Махмадов. -Душанбе, 2010.

38. Махмадов, С.А. Тадлили илмию назаривии музокироти сиёсй хдмчун падидаи ич,тимоию маданй Матн. //Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия философия и право /С.А. Мах,мадов. -Душанбе, 2009, №1

39. Таджикистан на 2001-2010 годы.//Постановление Правительства Республики Таджикистан от 8 августа 2001г. № 391. Душанбе.

40. Прилюк Ю.Д. Проблема общения в историческом материализме Текст. /Ю.Д. Прилюк. Киев: Наук, думка, 1985.

41. Рахмон Э. Независимость Таджикистана и возрождение нации.//Том 1. Душанбе: Ирфон, 2006. -477 с.

42. Рахмон Э. Независимость Таджикистана и возрождение нации.//Том 2,3 Душанбе: Ирфон, 2006. -704 с.

43. Рахмон Э. Политика мира и созидания//Выступления, речи. Душанбе, Ирфон, 2001.-216с.

44. Ризоев Б.М., Акмалова М.А. Внешняя политика суверенного Таджикистана.//Учебное пособие. Худжанд, 2008.-224с.

45. Резаев, A.B. Об общении, его социально-философской рефлексии и возможностях социологии коммуникации Текст. /A.B. Резаев //Homo philosophans. -СПб., 2002.

46. Резаев, A.B. Парадигмы общения Текст. Взгляд с позиций социальной философии /A.B. Резаев. СПб., 1993.

47. Саидов 3. Внешняя политика Таджикистана в условиях глобализации. Душанбе: AB ACTO, 2004.-5 le.

48. Саидов 3., Сабуров А. Таджикистан на рубеже тысячелетий: реализация национальных интересов на международной арене.-Душанбе, 2005.-143с.

49. Сафаров, С. Социально-политические особенности национальных и религиозных проектов в Таджикистане Текст. /С. Сафаров //Динамика развития национальных и религиозных проектов в Центральной Азии. Материалы семинара. Душанбе: Ирфон, 2006.

50. Фукуяма Френсис. Великий разрыв Текст. /Ф. Фукаям: пер. с англ. Под общ. Ред. А.В.Александровой. М.: ООО «Издательство ACT» ЗАО НПП «Ермак», 2004.

51. Фукуяма Френсис. Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической революции Текст. /Ф.Фукуяма: Пер. с англ.

52. Хабиб Алхасани Шерози. Мухаммадзие Маджиди. Политика государств Центральной Азии. Тегеран. 1382. (на перс.языке)

53. Хашимов, Р.И. Таджикско-русское двуязычие Текст. /Р.И. Хашимов. -Душанбе: Дониш, 1986

54. Хидирова, М. У. Институт лидерства: теоретико-методологические аспекты Текст. /М.У. Хидирова //Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия философия и право. 2009, №1

55. Шлягина, Е.И. Толерантность как условие позитивного межэтнического общения Текст. /Е.И. Шлягина, И.М. Карлинская //Психология общения: проблемы и перспективы. М., 2000.

56. Шоисматуллоев, Ш. Таджикистан в зеркале преемственности и смены поколений Текст. /Ш. Шоисматуллоев. -Душанбе: Ирфон, 2006

57. Чубукова, Е.И. Язык и коммуникация: генезис и тенденция исследования проблемы в западной философии Текст. /Е.И. Чубукова. -СПб., 2003.

58. Хидирова М.У., Махмадов А.Н. Политические идеологии современного мира. Душанбе: Ирфон, 2006.-93с.

59. Шарипов С.И. Таджикистан: демократизация политических отношений. Душанбе, 2000.-42с.

60. Dahl R. Modern Political analysis. New Jersey, 1990. P.28.

61. Dahrendorf R. Class and class conflict. Stanford University Press, 1959. p. 67-68.

62. Central Asia and the Caucasus Review. № 58. Summer 2007.

63. С51О: (JIL5Ü " TJcfl ¿Я <JgCj^ijuji jiwJ JÜäCijl (jijl'tj^ JIUJI jLla9733 (' «-i^ £ ' <4 u^ jl^u^ J <>1$ ¡jS

64. U-^lo-ci-Ü'—10a 171 (ß íS (3^ 'cSjl £JSA^-01 j! Л ^ -O J

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.