Роль московской балетной школы в творческой жизни Большого театра: 1945-1970 тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат искусствоведения Леонова, Марина Константиновна
- Специальность ВАК РФ17.00.01
- Количество страниц 170
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Леонова, Марина Константиновна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ.
ГЛАВА II
ШКОЛА И ТЕАТР.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК
Танец в системе профессионального становления актера драматического театра в России2012 год, кандидат искусствоведения Лещинский, Антон Анатольевич
В.П. Бурмейстер: стиль и метод: Балеты "Эсмеральда", "Лебединое Озеро", "Снегурочка"2006 год, кандидат искусствоведения Ямакава Сихоко
Хореография В.П. Бурмейстера: особенности и метод2009 год, кандидат искусствоведения Преснякова, Елена Олеговна
Бурятский балет: истоки, этапы развития, взаимодействие национальной традиции и классического танца2007 год, кандидат искусствоведения Протасова, Лариса Иннокентьевна
Русская школа классического танца. Период становления: Период становления1992 год, кандидат наук Смирнова, Наталия Романовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль московской балетной школы в творческой жизни Большого театра: 1945-1970»
Роль профессиональной балетной школы в жизни музыкального театра трудно переоценить: из сезона в сезон балетные -труппы пополняются выпускниками хореографических училищ. Школа, таким образом, обеспечивает приток в театры свежих творческих сил.
Однако не менее важен и обратный процесс: театр как творческий организм самым непосредственным образом влияет на жизнь школы, формируя профессиональные критерии, касающиеся будущей сценической деятельности учащихся балетных школ.
Тесные исторические связи школы и театра существовали издавна. Они имеют глубокие исторические корни, которые способствовали сохранению долгих и плодотворных отношений.
В советское время эта традиция получила продолжение: художественные руководители Московского хореографического училища и его педагоги занимали в Большом театре, как и в дореволюционное время, ведущее положение и руководящие должности. Школа не случайно имела в своем титульном названии приписку - «при Большом театре Союза ССР».
Несмотря на юридическую независимость, театр и школа и сегодня продолжают органично сосуществовать. Опорой этому служат устоявшиеся традиции отечественного балетного театра, который, собственно, и дал жизнь русской балетной школе.
Объектом данного диссертационного исследования является исторический период в жизни Московского хореографического училища при Большом театре СССР - с 1945 по 1970 год. Это время представляет особый интерес: в нем отражены усилия творческого коллектива, когда школа, вернувшись из эвакуации, возрождалась к новой жизни. В диссертации воссоздается историческая панорама творческих поисков крупнейших деятелей хореографической педагогики в послевоенный период.
В это время училище возглавлял выдающийся деятель балетного театра Н.И.Тарасов. Вместе с другими педагогами он сумел не только сохранить школу, но и способствовал ее развитию в новых условиях.
В исторической перспективе четверть века (1945-1970) - срок небольшой, но он, словно под увеличительным стеклом, высвечивает главное: как решалась в те годы основная задача школы - воспитание музыкально-пластической выразительности у будущих артистов балета. Об этой стороне учебного процесса постоянно говорил и писал Н.И.Тарасов, автор фундаментального труда «Классический танец. Школа мужского исполнительства». (М., 1971). Его книга, несмотря на авторское ограничение, служит до сих пор методическим пособием и для педагогов, ведущих женские классы.
Н.И.Тарасов глубоко понимал принципы взаимосвязи школы и театра. В разное время эти связи претерпевали изменения. Однако школа всегда откликалась на творческие запросы Большого театра, который задавал определенный- художественный уровень, требования к профессиональному обучению.
Педагогическая методика не могла не учитывать все возраставшие требования театра в связи с развивающейся техникой сценического классического танца. Балетная педагогика была нацелена на подготовку исполнителей высокого класса, которых готовили не только для Большого театра, но и для многих театров страны.
Именно принципы взаимоотношения школы и театра стали предметом исследования данной работы.
Исторический опыт московского хореографического училища пока недостаточно изучен. Опубликованные статьи, очерки, в том числе энциклопедические, в основном отражают те или иные исторические события, но не затрагивают жизненно важные проблемы профессионального воспитания. Разработка данной темы в таком ракурсе осуществляется по существу впервые.
Главная цель диссертации - сделать доступным опыт предшествующих поколений, познакомить с ним профессионалов -практиков и теоретиков, всех, кто заинтересован в дальнейшем развитии хореографического искусства, и, в частности, хореографического образования в нашей стране и за рубежом.
Методологической основой исследования послужили труды известных историков и теоретиков балетного искусства - Ю.А. Бахрушина («История русского балета». М.,1965), М.В. Борисоглебского («Материалы по истории русского балета». Т.1-2, Л., 1938-1939), В.В. Ванслова («Балеты Григоровича и проблемы хореографии». М., 1971; «Статьи о балете». Л., 1980 и др.), Е.Я. Суриц («Хореографическое искусство 20-х годов». М., 1979), а также фундаментальные работы В.М. Красовской по истории русского балетного театра.
В диссертации впервые исследуются материалы, касающиеся ■ истории МГАХ и хранящиеся в архивных фондах РГАЛИ и Московской государственной академии хореографии. Архивные материалы бесценны сами по себе. Они не только передают аромат эпохи, но и подводят современного исследователя к решению насущных педагогических задач с учетом опыта предшественников.
Диссертационная • работа, ее выводы могут служить опорой современным специалистам в области хореографии - как в теории, так и в решении методических проблем. Материалы исследования могут быть использованы также в процессе обучения в качестве пособия в лекционных курсах по истории отечественного хореографического образования и истории музыкального театра.
-6В этом заключается актуальность и практическая значимость исследования.
Апробация работы. Апробация работы. Основные положения диссертации, содержащиеся в ней выводы и материалы, представлены автором в докладах на международных научно-практических конференциях в Академии Русского балета (г. Санкт-Петербург) и Московской государственной академии хореографии (г. Москва).
Диссертация состоит из Введения, 2-х глав и Заключения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК
Национальный балет Бурятии второй половины XX - начала XXI веков2010 год, кандидат искусствоведения Шестидесятая, Анастасия Вильгельмовна
Балеты Андрея Петрова2004 год, кандидат искусствоведения Комарова, Татьяна Валерьевна
Становление и развитие национального балетного театра Карелии (Карельской АССР) в 1950-1970-х гг.2008 год, кандидат искусствоведения Гальцина, Наталья Васильевна
Творчество балетмейстера И.Д. Бельского в контексте развития отечественного балетного театра 1950-60 годов2006 год, кандидат искусствоведения Абызова, Лариса Ивановна
Заключение диссертации по теме «Театральное искусство», Леонова, Марина Константиновна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе исследования творческой жизни Московского хореографического училища при Большом театре Союза ССР (1945-1960 гг.) автором диссертации были рассмотрены основные проблемы, с которыми пришлось столкнуться педагогическому коллективу в послевоенные годы.
Несмотря на трудности, переживаемые страной в годы войны, школа была не только спасена от разрушения, но вскоре обрела новое дыхание. Это, конечно, заслуга всех педагогов во главе с Н.И.Тарасовым. Выпуск, состоявшийся в 1944 году, после возвращения училища в Москву из эвакуации, подтвердил, что школа не погибла. Она сохранила свои традиции. Выпускной концерт, по словам Н.И.Тарасова, продемонстрировал «художественной общественности столицы полноценные новые балетные кадры, воспитанные в тяжелых условиях войны и эвакуации». Среди выпускников этого года были такие в будущем замечательные мастера балета как В.Бовт, Ю.Жданов, А.Лапаури, Р. Стручкова. Все последующие годы московское училище продолжало регулярно пополнять балетную труппу Большого и других известных театров страны талантливыми исполнителями.
Двадцать пять послевоенных лет в жизни московской балетной школы — этап небольшой. Однако по напряженности и насыщенности событий этот период оставил в отечественном хореографическом образовании заметный след.
Балетная школа стала в определенном смысле хранительницей традиций. Ей удалось не только сохранить себя, но и пересмотреть многие позиции в системе школьного образования, где классическому танцу по-прежнему отводилась главенствующая роль. Отзываясь на запросы времени, школа совершенствовала методику преподавания и искала пути для своей реорганизации. Касалось это всех специальных предметов, не исключая и классический танец. В эти годы по существу состоялось формирование таких важных учебных дисциплин, как народно-сценический, дуэтно-классический, историко-бытовой танцы и актерское мастерство. Особая роль в процессе воспитания танцовщика отводилась сценической практике, которая стала играть в системе обучения доминирующую и объединяющую роль.
Большая заслуга в этом ведущих специалистов двух старейших отечественных балетных школ, Московской и Ленинградской, которые обладали глубокими, проверенными временем методиками подготовки актерских кадров.
В те годы активно велась разработка единых учебных программ и методических пособий по всем профилирующим дисциплинам. Для этой работы привлекались лучшие педагогические силы всех школ страны, известные руководители театров и ансамблей народных танцев -А.Я.Ваганова, Е.П.Гердт, Н.И.Тарасов, М.А.Кожухова, A.B. Лопухов, Ф.В.Лопухов, Т.А.Устинова, И.А.Моисеев и другие выдающиеся мастера танцевального искусства.
Продолжая традиции мастеров балетной педагогики прошлого, московская школа со временем заняла лидирующее положение, стала методическим центром подготовки исполнительских и педагогических кадров. Она вбирала в себя все лучшее, накопленное опытом многих поколений деятелей отечественного балетного театра.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Леонова, Марина Константиновна, 2008 год
1. Бахрушин Ю.А. История русского балета. М., 1965.
2. Борисоглебский М.В. Материалы по истории русского балета. Т. 1-2. Л., 1938-1939.
3. Бочарникова Е.В. Московское хореографическое училище, М., 1954.
4. Ваганова А .Я. Основы классического танца. Л.-М., 1934.
5. Ванслов В.В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. М., 1971.
6. Ванслов В.В. Статьи о балете. Л., 1980.7'. Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец. М., 1964.
7. Ивановский Н.П. Бальный танец XV1-X1X в.в. Л.-М., 1948.
8. Красовская В.М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. Л.-М. 1958.
9. Ю.Красовская В.М. Русский балетный театр второй половины XIX века. Л.-М. 1963.11 .Красовская В.М. Русский балетный театр начала XX века. Л., 1971-72, ч. 1 Хореографы, ч. 2 - Танцовщики.
10. Красовская В.М. История русского балета. Л., 1978.
11. Л.М.Лавровский. Документы. Статьи. Воспоминания. М., 1983.
12. Лопухов A.B., Ширяев A.B., Бочаров А.И. Основы характерного танца. М.-Л., 1939.
13. Мессерер A.M. Танец. Мысль. Время. 2 изд. М., 1990.
14. Мориц В.Э., Тарасов Н.И., Чекрыгин А.И. Методика классического тренажа. М.-Л., 1940.
15. Слонимский Ю.И. Путь характерного танца. В книге «Основы характерного танца», с. 3-34.
16. Суриц Е.Я. Хореографическое искусство 20-х годов. М., 1979.
17. Там, где рождается танец, М., 1977.
18. Тарасов Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. 2 изд. М.,1981.
19. Тейдер В.А. Александр Лапаури. М., 1980.
20. Теляковский В.А. Воспоминания. Л.-М., 1965.
21. Яновская В. Ритмика. М., 1979.
22. Архивные документы и материалы:
23. Бюллетень № 1, 1957/58 уч. г., Хореографическое училище ГАБТ СССР, методический кабинет. Архив МГАХ.
24. Бюллетень методического кабинета хореографического училища ГАБТ СССР, № 3. М. 1961 г. Архив МГАХ.
25. Воспоминания Е.Л.Григорьевой. Рукопись. Архив МГАХ.
26. Замечания Ю.Ф.Файера по поводу просмотра концертных номеров. РГАЛИ, оп. № 3, дело № 169.
27. Кондратов Ю.Г. Задача сценической практики учащихся хореографического училища. Бюллетень методического кабинета хореографического училища ГАБТ СССР, № 3. М. 1961 г. Архив МГАХ.
28. Кузнецов A.B. Программа народно-характерного танца для хореографических училищ. РГАЛИ, оп. 3, дело 159.
29. Материалы о проведении Всесоюзного смотра хореографических учебных заведений. РГАЛИ, оп. № 3, дело № 169.
30. Методическая записка по предмету «Подготовка отдельных учебных концертных номеров» для хореографических училищ СССР. РГАЛИ, оп. 3, дело № 222.
31. Показ работы отделения народно-характерного танца. Программа. РГАЛИ, оп. №3, дело № 169.
32. Положение о производственной практике учащихся хореографических училищ СССР. РГАЛИ, оп. 3, д. 57.
33. Положение о производственной практике учащихся хореографических училищ Союза СССР. РГАЛИ, опись № 3, дело № 58.
34. Положение о производственной практике учащихся хореографических училищ Союза ССР. 2 ноября 1959 г. Архив МГАХ.
35. Постановление Совета Министров СССР от 10 марта 1961 года, № 212. Архив МГАХ.
36. Пояснительная записка. Архив МГАХ.
37. Приказ Министра культуры РСФСР от 11 апреля 1961 года, № 256. Архив МГАХ.
38. Приказ Министра культуры СССР № 212 от 27 июня 1964 г. Архив МГАХ.
39. Приказ министра культуры СССР № 294, от 25 апреля 1958 г. «Об итогах Всесоюзного смотра хореографических училищ». РГАЛИ, оп. № 3, дело №352, Л. 3.
40. Программа сценической практики. Архив МГАХ.
41. Программа сценической практики. Проект. Ленинградское хореографическое училище им. А.Я.Вагановой. Архив МГАХ.
42. Программа-пособие по народно-сценическому танцу для хореографических училищ. Составлена А.В.Кузнецовым. М, 1957 г. РГАЛИ, оп. 3, дело № 333.
43. Протокол заседания Дирекции с участием заведующих отделениями классического танца от 28-29 августа 1950 г. РГАЛИ. оп. № 3, дело № 172.
44. Протокол заседания жюри по обсуждению номеров, показанных на Всесоюзном смотре хореографических училищ 21 апреля 1950 года. РГАЛИ, оп. 3, дело № 169.
45. Протокол заседания методического кабинета от 10 февраля 1950 г. РГАЛИ, оп. .№ 3, дело 169.
46. Протокол заседания методического кабинета от 11 февраля 1950 г. РГАЛИ, оп. № 3, дело 169.
47. Протокол заседания секции «Актерское мастерство» от 18-го апреля 1958 г. РГАЛИ, оп 3, дело № 359.
48. Протокол итогового совещания по народно-характерному танцу за 1955/56 уч.г., 23 июня 1956 г. РГАЛИ, оп. № 3. дело № 302.
49. Протокол методического совещания 11 октября 1962 г. Архив МГАХ, инв. № 1006, Л.
50. Протокол методического совещания педагогов классического танца. Сообщение Е.П.Гердт. 19 сентября 1962 г. РГАЛИ, оп. № 3, дело № 483.
51. Протокол методического совещания педагогов народно-характерного танца от 15 января 1958 г. РГАЛИ, оп. 2, ед.хр. 481.
52. Протокол организационного совещания педагогов народно-характерного танца Хореографического училища ГАБТ, 30 октября 1952 года. РГАЛИ, оп. № 3, дело № 216.
53. Протокол совещания педагогов классического танца от 18 июня 1962 г. РГАЛИ, оп. № 3, дело № 483.5 6. Протокол совещания педагогов народно-характерного танца Хореографического училища ГАБТ от 29 мая 1953 года. РГАЛИ, оп. № 3, дело № 246.
54. Протокол совещания по подготовке к Всесоюзной хореографической конференции от 4 января 1958 г. РГАЛИ, оп. 3, дело № 352.
55. Протокол совещания по подготовке хореографической конференции, 28 марта 1950 г. РГАЛИ, оп. 3, дело 169, Л.
56. Протокол совещания экзаменационной комиссии по классическому танцу. 15. 05. 1949 г. РГАЛИ, оп. № 3, дело № 149.
57. Распоряжение № 19 по Хореографическому училищу при ГАБТ СССР от 5 марта 1950 г. РГАЛИ, оп. № 3, дело 169.
58. Резолюция конференции по хореографическому образованию. РГАЛИ, оп. 3, дело № 169.
59. Решение конференции по хореографическому образованию. РГАЛИ, оп. 3, дело № 169.
60. Стенограмма Всесоюзного Совещания по хореографическому образованию. 27 апреля 1950 г. РГАЛИ, оп. № 3, дело № 171.
61. Стенограмма Всесоюзного Совещания по хореографическому образованию. 27 апреля 1950 г. РГАЛИ, оп. № 3, дело № 171.
62. Стенограмма Всесоюзного совещания по хореографическому образованию. РГАЛИ, оп. № 3, дело № 354.
63. Стенограмма Всесоюзного совещания по хореографическому образованию. М., 1966 г. Архив МГАХ.
64. Стенограмма Всесоюзного совещания по хореографическому образованию 21-25 июля 1965 г., Москва, Министерство культуры СССР. Архив МГАХ.
65. Стенограмма выступления И.В.Македонской. Рукопись. РГАЛИ, оп. № 4, дело № 214, связка № 19.
66. Стенограмма выступления Л.М.Лавровского. Рукопись. РГАЛИ, оп. № 4, дело № 214, связка № 19.
67. Стенограмма выступления Т.Г.Григорян. Рукопись. РГАЛИ, оп. № 4, дело № 214, связка № 19.
68. Стенограмма выступления Т.И.Шмыровой. Рукопись. РГАЛИ, оп. № 4, дело № 214, связка № 19.
69. Стенограмма доклада А.В.Кузнецова «Связь народного танца с классическим, их взаимное обогащение и определение пути создания советской национальной классики», 1949 г. РГАЛИ, оп. № 3, дело № 157.
70. Стенограмма заседания Всесоюзной хореографической конференции по обсуждению работы хореографических училищ СССР. РГАЛИ, оп. 3, дело № 171.
71. Стенограмма заседания научно-методического совета Главного управления учебных заведений и кадров. 20 апреля 1961 г. Архив МГАХ.
72. Стенограмма заседания научно-методического совета Главного управления учебных заведений и кадров. Архив МГАХ.1958 года. РГАЛИ, оп. №3, дело № 355.
73. Стенограмма заседания секции классического танца. 19-го апреля 1958 г. РГАЛИ, оп. 3, дело № 356.
74. Стенограмма методического совещания от 20.09.1961 г. Архив МГАХ.
75. Стенограмма семинара по народному танцу, проведенного художественным руководителем Государственного ансамбля народного танца народным артистом РСФСР и Молдавской ССР И.А.Моисеевым 16 января 1953 г. РГАЛИ, оп. № 3, дело № 247.
76. Стенограмма смотра-конференции хореографических училищ Союза ССР. 27 апреля 1950 г. РГАЛИ, оп. № 3, дело № 170.
77. Стенограмма совещания по вопросам балетного искусства. 22 февраля 1960 г. РГАЛИ, ф. 2329, оп.З, ед.хр.854.
78. Стенограмма совещания по Всесоюзному смотру хореографических училищ и по хореографическому образованию. РГАЛИ, оп. 3, дело 353.
79. Стенограмма совместного заседания Коллегии балета Большого театра СССР и педагогов Хореографического училища 25 июня 1962 г. РГАЛИ, опись № 3, дело № 481.
80. Стенограмма урока А.В.Лопухова по методике характерного танца. РГАЛИ, оп. 1 , дело № 75.
81. Стенограммма совещания по хореографическому образованию. 20-го апреля 1958 года. РГАЛИ, оп. 3, дело № 357.
82. Тарасов Н.И. Вопросы хореографического образования. Бюллетень № 1. Хореографическое училище ГАБТ СССР. Методический кабинет. 1957/1958 уч. год. М., Архив МГАХ.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.