Роль мениппейного начала в творчестве В.П. Аксенова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Шиновников, Иван Павлович
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 192
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Шиновников, Иван Павлович
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ЖАНРОВАЯ ТРАДИЦИЯ МЕНИППЕИ В ОСВЕЩЕНИИ М.М. БАХТИНА: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.
1.1.Становление жанра мениппеи в античной литературе.
1.2. Традиция мениппеи в литературе Нового времени и XX века.
1.3. Проблема теоретического осмысления мениппеи.
Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ МЕНИППЕЙНОГО НАЧАЛА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В.П. АКСЕНОВА 1960-1970-Х ГОДОВ.
2.1. Элементы диалогизма и карнавализации как предпосылки формирования мениппейного начала в произведениях В.П. Аксенова начала 1960-х годов.
2.2. Становление мениппейного начала в произведениях В.П. Аксенова второй половины 1960-1970-х годов.
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ МЕНИППЕЙНОГО НАЧАЛА В
ОТДЕЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В.П. АКСЕНОВА.
3.1 .Взаимодействие мениппейного начала с поэтикой модернизма и постмодернизма в романе «Ожог».
3.2.Взаимодействие мениппейного начала с традицией романа-эпопеи в трилогии «Московская сага».
3.3.Поэтика постреализма как принципиально новая форма выражения мениппейного начала в романах «Новый сладостный стиль», «Кесарево свечение»,
Вольтерьянцы и вольтерьянки».
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Поэтика комического в прозе В. Аксенова2010 год, кандидат филологических наук Дадаян, Эрик Георгиевич
Концепция романа в историко-литературных трудах М.М. Бахтина2004 год, доктор филологических наук Конкина, Лариса Семеновна
Мифопоэзис художественного дискурса Ф. Дюрренматта2007 год, кандидат филологических наук Пожидаева, Валентина Георгиевна
Фольклорные мотивы с семантикой смерти/возрождения в произведении Вен. Ерофеева "Москва - Петушки"2004 год, кандидат филологических наук Конрад, Инна Сергеевна
Художественный мир произведений Василия Аксенова2006 год, кандидат филологических наук Попов, Илья Владимирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль мениппейного начала в творчестве В.П. Аксенова»
Творчество В.П. Аксенова, охватывая значительный промежуток времени, представляет яркий пример взаимодействия целого ряда актуальных для русской литературы XX века направлений (соцреализма — в его «оттепельной» форме, модернизма, постмодернизма, постреализма) в рамках художественного целого, пребывающего в развитии. При этом степень изученности произведений писателя к настоящему времени остается слабой, в исследованиях, принадлежащих Н. Ефимовой, Ю. Медведеву, Е. Пономареву и др., затрагиваются лишь отдельные стороны художественного своеобразия произведений В.П. Аксенова. Нам представляется необходимым осуществить применение такого подхода к поэтике произведений Аксенова, которой позволил бы рассмотреть ее формирование в едином структурном ключе и осмыслить ее характерные черты в широком культурном диапазоне. Здесь стоит сказать, что в последнее время актуальной для литературоведения становится тема диалога культур, предпринимаются попытки изучения литературных произведений в широком культурно-историческом контексте, выходящем за рамки отдельной национальной традиции, и в этом плане перспективным становится исследование устойчивых жанровых традиций, включающих в свою орбиту различные по объему, времени создания, принадлежности к той или иной национальной литературе тексты.
В качестве одной из таких ведущих жанровых традиций, в рамках которой мы предполагаем рассмотреть особенности становления поэтики произведений В.П. Аксенова, можно выделить мениппею. Своими корнями мениппея восходит к менипповой сатире, одному из так называемых «серьезно-смеховых» жанров античной литературы (наряду с сократическим диалогом, диатрибой и др.). В менипповой сатире был осуществлен уникальный для своей эпохи художественный сплав философского диалогизма, идейной, нравственной проблематики с гротескно-смеховой образностью. По замечанию В.Л. Махлина,
Слово "мениппея', образованное в духе русского языка по контрастной аналогии с "эпопеей", указывает на особую, "становящуюся' историчность термина 'мениппея", отличающую его от традиционных историко-литературных и литературно-теоретических определений. Становящаяся историчность менип-пеи., опирающейся не на предание, а на непосредственный 'фамильярный' опыт, который, в свою очередь, имеет своим источником фольклор, делает этот жанр. по-особому трудным для традиционного историко-литературного определения»1. В отечественном литературоведении понятие «мениппея» стало широко использоваться после выхода в свет труда М.М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского» (1963 г.), в котором были рассмотрены истоки менип-пеи, прослежено ее внедрение в творчество писателей Нового времени, прежде всего Ф.М. Достоевского. Наблюдения М.М. Бахтина стали основой для последующего рассмотрения особенностей проявления мениппеи в современной литературе в работах Ю. Кристевой, Ю. Кёрка, М.Н. Липовецкого, А.Н. Баркова и др.
Как показывают наши наблюдения, художественное единство произведений В.П. Аксенова, созданных в разные годы, держится на их принадлежности к выделенной Бахтиным карнавальной линии романа, имеющей своим основным источником мениппею. Элементы мениппеи вместе с элементами родственных ей диалогических карнавализованных жанров выступают базисом, на котором строится художественное своеобразие творчества как В.П.Аксенова, так и некоторых других видных писателей современности, но это вовсе не означает прямого влияния, неслучайно Бахтин, говоря о произведениях Достоевского, подчеркивал, что возникновение в них элементов мениппеи является следствием не субъективной памяти писателя, но «объективной памяти жан-ра»~. При этом в качестве базового понятия в исследовании используется термин «мениппейное начало», под которым понимается набор важнейших жанро
1 Махлин В.Л. Мениппея // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Пиколюкина.М., 2003. С.525.
2 Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963. С.162. образующих признаков мениппеи, играющих существенную роль, как на уровне формы, так и на уровне содержания художественного текста.
В качестве объекта нашего исследования мы определяем поэтику В.П. Аксенова в ее поступательном изменении от одного этапа творчества писателя к другому. Предметом исследования выступают характерные признаки мениппеи (мениппейного начала), проявляющие себя в рамках поэтики В.П. Аксенова на разных уровнях художественной структуры произведений писателя.
Материалом исследования выступают прозаические произведения Аксенова, опубликованные в период с 1960г. по 2004г. включительно. Это повести — «Коллеги»(1960), «Звездный билет» (1961), «Апельсины из Марокко» (1962), «Стальная птица» (1965), «Затоваренная бочкотара» (1968), « Поиски жанра» (1978), романы - « Пора, мой друг, пора» (1963), «Ожог» (1980), «Новый сладостный стиль» (1997), «Кесарево свечение» (2001), «Вольтерьянцы и вольтерьянки» (2004). Также рассматривается романная трилогия «Московская сага» (1993-1994). Исследование, таким образом, охватывает широкий временной диапазон, включающий все этапы творчества писателя, и опирается по преимуществу на крупные произведения как особо значимые в плане проявления мениппейного начала.
Актуальность нашего исследования обусловлена, во-первых, отмеченной выше потребностью в разноплановом изучеиии литературных произведений, раскрытии межкультурных связей, основанных на развитии тех или иных традиций художественного мировосприятия, во-вторых, недостаточной изученностью произведений Аксенова, необходимостью постижения его обширного творчества в едином жанровом ключе.
Цель нашего исследования — рассмотреть проявление элементов мениппеи и родственных ей диалогических карнавализованных жанров в художественной структуре произведений В.П.Аксенова, раскрыть их значение для формирования художественного целого произведений писателя.
Для раскрытия этой цели нами ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть истоки мениппеи, проследить историю ее развития, влияние меииппеи на современные литературные направления, охарактеризовать статус понятия «мениппея» в рамках современного литературоведения
2. Раскрыть значение элементов диалогизма и карнавализации как предпосылок становления мениппейного начала в ранних произведениях Аксенова.
3. Проследить процесс становления мениппейного начала в творчестве писателя.
4. Рассмотреть особенности проявления мениппейного начала в отдельных произведениях Аксенова, обращая внимание по преимуществу на взаимодействие мениппейной поэтики с поэтикой таких ведущих для литературы XX века художественных систем, как реализм, модернизм, постмодернизм и постреализм.
Поставленные задачи определяют структуру работы. Она состоит из трех глав. Первая глава дает теоретический обзор развития мениппейной традиции от античной эпохи до современности, здесь же приводятся представления о ме-ниппее в работах современных исследователей. Во второй главе дается характеристика эпохи, в которой происходило формирование творчества Аксенова, а также рассматривается становление основных элементов мениппейного начала в произведениях писателя, относящихся к доэмигрантскому периоду (19601970-е гг.). В третьей главе элементы мениппейного начала рассматриваются в аспекте их связи с поэтикой различных художественных систем, актуальных для русской литературы XX в. - реализма (выступающего в форме романа-эпопеи), модернизма, постмодернизма и постреализма, а также дается характеристика завершающей стадии формирования мениппейного начала в произведениях, созданных в 1990-2000-х гг.
Новизна исследования заключается в том, что здесь впервые предпринята попытка рассмотреть творчество Аксенова в русле единой жанровой традиции и тем самым ввести его в глобальный культурно-исторический контекст.
Методологическую основу исследования составляют структурный метод, а также культурно-исторический и сравнительно-исторический методы. При этом в рамках применения структурного метода важную роль играет использование типологического подхода в рассмотрении далеких друг от друга литературных явлений. Здесь мы руководствуемся мыслью Ю.М. Лотмана, подчеркивавшего необходимость исследования отдаленных во времени и пространстве культурных языков с целью постижения общих для всей человеческой культуры свойств: «Чем более далекие варианты одних и тех же структурных функций мы будем рассматривать, тем легче определятся инвариантные — типологические - закономерности. Следовательно, при сопоставлении далеких (хронологически и этнически) литературных явлений типологические черты будут более обнажены, чем при сопоставлении близких» .
Теоретическую основу исследования составляют: 1) труды по исторической поэтике жанра мениппеи и романного жанра М.М. Бахтина, Ю. Кристе-вой, Н. Фрая, О.М. Фрейденберг, Е.М. Мелетинского, В.В. Кожинова, Э. Ауэр-баха и др., 2) работы по истории античной культуры А.Ф. Лосева, С.С. Аверин-цева, И.М. Нахова и др., 3) работы Б.М. Эйхенбаума, Ю.В. Манна, Д.П. Николаева и др., посвященные проблемам изучения гротеска и форм сатирической условности, 4) наблюдения относительно природы комического и иронического, высказанные в трудах Аристотеля, Г. Гегеля, Д.С. Лихачева, И.П. Смирнова, 5) в плане выявления корней мениппейного начала представляют ценность исследования мифологического дискурса в работах В.Н. Топорова, В.Я. Проппа, A.M. Пятигорского, М. Бланшо, М. Элиаде и др., 6) посвященные структурному рассмотрению текста работы В.И. Тюпы, Р. Барта, У. Эко, 7) работы по творчеству В.П. Аксенова, принадлежащие А.Н. Макарову, Н. А. Ефимовой, Ю. Медведеву, Е. Пономареву, С. Кузнецову и др.,8) разнообразные исследования, рассматривающие особенности современных процессов в русской литературе, в частности, развитие постмодернизма и постреализма (Н.Л. Лейдер
3 Лотман Ю.М. О типологическом изучении литературы //Лотман Ю.М. О русской литературе. СПб., 2005. С. 769. ман, М.Н. Липовецкий, И.С. Скоропанова, М.Н. Эпштейн, С.И. Чупринин и ДР-)
Теоретическая значимость исследования. Положения, сформулированные в диссертации, способствуют более глубокому раскрытию проблем «жанровой памяти», взаимосвязи и взаимовлияния устойчивых жанровых традиций в рамках современного литературного контекста. Результаты диссертации также расширяют теоретические представления о творчестве В.П. Аксенова, которое рассматривается как в аспекте современного литературного процесса, так и в плане межвременного и межкультурного взаимодействия разных литературных явлений.
Практическая ценность исследования. Результаты диссертации могут быть использованы трудах, рассматривающих проблемы типологических связей современной русской литературы с межнациональными культурными традициями и разнообразных жанровых комбинаций, возникающих в современном литературном процессе. Результаты диссертации могут также послужить основой для разработки спецкурсов и семинаров по творчеству В.П. Аксенова.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были озвучены в докладах прочитанных на региональной научно-практической конференции «Наука и образование: проблемы и перспективы» (г. Бийск, 28-29 апреля 2006 г.), на трех всероссийских научно-практических конференциях «Художественный текст: варианты интерпретации» (г. Бийск, XI - 12-13 мая 2006 г.; XII - 18-19 мая 2007 г.; XIII - 16-17 мая 2008 г.), и международной научной конференции « XIX Пуришевские чтения: Переходные периоды в мировой литературе и культуре» (Москва, 2-5 апреля 2007 г.). По теме диссертации опубликовано семь работ (две — в рекомендованном ВАК издании).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Мениппейное начало играет структурообразующую и смыслообразую-щую роль в произведениях современной литературы.
2. В творчестве В.П. Аксенова элементы мениппеи и генетически связанные с ними категории карнавальной поэтики последовательно формируются, начиная с первых крупных произведений, приобретая все более значимую структурообразующую и смыслообразующую роль.
3. Формирование мениппейного начала в творчестве В.П. Аксенова соотносится с эволюцией поэтики писателя.
4. Наибольшей полноты художественного выражения мениппейное начало достигает в произведениях писателя, созданных на рубеже 1990-2000-х гг., в процессе формирования в творчестве В.П. Аксенова поэтики постреализма.
5. Основная роль мениппейного начала в творчестве В.П. Аксенова заключается в обеспечении преемственности единого способа художественного отражения действительности (этот способ можно условно определить как «серь-езно-смеховой»).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 187 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Диалог и сатира: На материале русской и австрийской сатиры первой половины XX века2004 год, доктор филологических наук Федяева, Татьяна Анатольевна
Карнавализация как жанрообразующий принцип в пьесах М. А. Булгакова "Адам и Ева", "Блаженство", "Иван Васильевич"2002 год, кандидат филологических наук Хохлова, Анастасия Викторовна
Поэтика С.Д. Довлатова в контексте традиций русской литературы XIX–XX веков2012 год, доктор филологических наук Доброзракова, Галина Александровна
Жанровая природа романа Константина Вагинова "Козлиная песнь"2009 год, кандидат филологических наук Орлова, Мария Александровна
Художественные особенности серьезно-смеховой фантастики: На материале научно-фантастического романа Великобритании2003 год, кандидат филологических наук Балашова, Татьяна Александровна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Шиновников, Иван Павлович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основной целью нашего исследования было осмысление той роли, которую традиция мениппеи сыграла в становлении художественного своеобразия поэтики произведений В.П. Аксенова на протяжении нескольких десятилетий его творческой деятельности. Сложности в достижении поставленной цели были связаны как с неоднозначностью развития творчества Аксенова, осваивавшего в разные периоды элементы тех или иных литературных направлений, гак и с достаточно широкой сферой распространения влияния мениппейной традиции, ее многовековой историей.
Жанр мениппеи, как отмечалось в первой главе нашего исследования, обозначил собой существенный сдвиг в художественном сознании эпохи, но, по аналогии со схожими культурными явлениями, теоретическое и практическое осмысление этого сдвига не уместилось в рамки определенного исторического контекста. Иначе говоря, мениппея, будучи с одной стороны одним из жанров античной литературы, обладает вместе с тем (в силу осуществленного ею переворота в художественном мировоззрении эпохи) столь огромным смысловым потенциалом, что он лишь в небольшой степени был реализован в древней менипповой сатире. Полноценная реализация этого потенциала осуществляется в «большом» времени, включающем и нашу эпоху. По замечанию М.М. Бахтина, «мы боимся отойти во времени далеко от изучаемого явления. Между тем произведение уходит корнями в далекое прошлое <.> В жанрах. на протяжении веков их жизни накопляются формы видения и осмысления определенных сторон мира<.>Один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом: между ними начинается как бы диалог, который преодолевает замкнутость и односторонность этих смыслов, этих культур»1. Развитие мениппейной традиции в лите Бахтин М.М. Ответ на вопрос редакции «Нового мира» //Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1979. С.ЗЗ 1-334. ратуре последующих веков связано, таким образом, в первую очередь не с сохранением конкретных жанровых форм, но с преемственностью способа художественного отношения к миру, раскрывающегося всякий раз в соответствии с особенностями той или иной эпохи.
Как показывает наше исследование, в творчестве В.П. Аксенова наблюдается поэтапное формирование мениппейного начала, начиная с произведений, относящихся к раннему периоду, в которых дают о себе знать элементы исторически предшествовавших мениппее диалогических, карнавализованпых жанров «серьезно-смехового» - сократического диалога и диатрибы. Диалогическое карнавализованное начало, как нами отмечалось, выступало в раннем творчестве Аксенова в качестве противовеса официозной стилистике произведений соцреализма, что, с точки зрения исторической памяти жанра, являлось продолжением традиции противостояния диалогического и монологического способов утверждения той или иной идеи. Нами наблюдалось также, что в рамках указанного периода формы выражения диалогического карнава-лизованного начала претерпевали изменения. В повести «Коллеги» оно проявлялось по преимуществу в форме прямых диалогических столкновений и монологических высказываний (в том числе, авторских), в повестях «Звездный билет» и «Апельсины из Марокко» - через игровой характер изображаемых событий и введение карнавального многоголосия, а в романе «Пора, мой друг, пора» через соединение трагикомического элемента и карнавального многоголосия с остротой внутреннего диалога.
В последующих произведениях писателя, создаваемых в период с середины 1960-х гг. до эмиграции в 1980 г., непосредственное формирование мениппейного начала связано с обращением к гротескной, фантасмагоричной образности, пародированию сложившихся в рамках соцреализма литературных дискурсов, совмещению примет разнообразных жанров и стилей, введению карнавальных мотивов, связанных с комическими переворачиваниями и оксю-морными сочетаниям, а также мотивов безумия, сновидения, перемещения в ирреальные сферы пространства, и, наконец, утопического мотива. В повестях «Стальная птица», «Затоваренная бочкотара», «Поиски жанра» мы отмечаем связь гротескной образности с мениппейным «философским универсализмом», ее тяготение (хотя и выраженное еще не в полной мере) к характерной для мениппеи проблеме «последних вопросов» (особенно в «Затоваренной бочкотаре»). Приметы мениппейной поэтики начинают здесь задавать и особенности художественной структуры произведения и специфику его смыслового наполнения. И, конечно, с формированием мениппейного начала связано доминирование в отмеченных произведениях Аксенова иронической интонации.
Особенности проявления мениппейного начала в произведениях, относящихся как к данному, так и к последующему периодам творчества писателя, в первую очередь связаны с контрастным пересечением традиционной (реалистической) и нереалистической художественных систем. В этом плане особый интерес для нашего исследования представляли роман «Ожог» и трилогия «Московская сага», имеющие точки соприкосновения в тематике и проблематике (в частности, изображение конфликта личности и власти в условиях тоталитарного общества), но сильно разнящиеся по форме. Если «Ожог» представляет собой пример проявления мениппейного начала в произведении с сильно выраженной модернистской и, вместе с тем, постмодернистской направленностью, то в «Московской саге» элементы мениппейной поэтики вступают в соприкосновение с реалистической (эпопейной) традицией. Данное обстоятельство обуславливает различия в формах выражения элементов мениппеи - в «Ожоге» это, главным образом, многочисленные фрагменты, отличающиеся стилистическим и жанровым смешением, и направленные на создание ситуаций абсурда, ненормального поведения и измененного состояния сознания, в «Московской саге» - эпизоды, изображающие ситуацию идейного испытания, нравственного выбора, а также (во вставных эпизодах) фантастического превращения, отражающего традицию сатирического гротеска. В то же время в обоих произведениях наблюдается общая тенденция к введению окрашенных в трагикомические тона карнавальных мотивов взлета и падения, оксюморных сочетаний, а также мотивов нравственного поиска, сложного идейного переосмысления, и, конечно, элемента резкой политической сатиры, что побуждает рассматривать эти произведения в связи друг с другом.
Завершающую стадию формирования мениппейного начала в творчестве Аксенова мы наблюдаем в романах, созданных во второй половине 1990-х -начале 2000-х гг. Элементы мениппеи здесь в значительной степени освобождаются от влияния политической сатиры (сохраняя при этом связь со злободневной тематикой) и приобретают ярко выраженную мировоззренческую направленность. Художественная специфика романов «Новый сладостный стиль», «Кесарево свечение», «Вольтерьянцы и вольтерьянки» определяется особо тесной взаимосвязью гротескно-смеховой и идейной сторон, с наибольшей степенью выразительности, по сравнению с прежними произведениями писателя, представлены здесь мениппейные «философский универсализм» и «предельная миросозерцательность». Нами была отмечена тесная связь мениппейного начала в поздних романах Аксенова с поэтикой постреализма, синтезирующей художественные приемы реализма и постмодернизма, способствуя тем самым более гармоничному и упорядоченному проявлению элементов мениппейной поэтики. Следует также отметить, что с наибольшей степенью выраженности мениппейного начала возрастает и техническая изощренность данных произведений, в них (прежде всего, в «Кесаревом свечении») наблюдается тенденция (берущая начало еще в «Поисках жанра») к созданию металитературы, когда, по словам У. Гассома, «сама креативность сознания, художественное творчество становятся предметом.самопознания и рефлексии»". В них также наблюдается близость к той особой, свободной ху
2 Цит. по: Чупринин С.И. Русская литература сегодня: Жизнь по понятиям. М.,2007. С.ЗОб. дожественной форме, свойственной современному искусству, которую У.Эко 3 определил как «открытое произведение» .
В качестве заключающих выводов можно сформулировать следующие положения:
1 .Элементы мениппейного начала в той или иной форме проявляют себя на протяжении всего творчества В.П. Аксенова.
2.Их структурообразующая и смыслообразующая роль все более возрастает при смене одного этапа творчества писателя другим.
3. Мениппейное начало и выступающая его источником карнавальная традиция обеспечивают в творчестве Аксенова преемственность общего принципа изображения действительности (который можно условно определить как «серьезно-смеховой») при переходе от одного литературного направления к другому.
4.С формированием мениппейного начала связана эволюция художественного метода писателя, направленная на достижение компромисса между традиционным, реалистическим и нереалистическим (модернистским и постмодернистским) способами создания произведения, что находит свое итоговое воплощение в поэтике постреализма.
5.Процесс развития мениппейного начала в творчестве Аксенова показателен как яркий пример взаимодействия присущих современной литературе методов и стилей с устоявшимися в литературной и культурной традиции формами художественного мировосприятия.
Результаты нашего исследования могут стать основой для рассмотрения аналогичных процессов в творчестве других значимых представителей современной литературы, а также для обнаружения связей отмеченной нами художественной традиции с другими актуальными в современной литературной и
3 Под «открытым произведением» понимается такое, в котором повышается значение «исполнителя» (читателя, зрителя и др.), обладающего правом выбора той или иной трактовки текста и приобретающего тем самым функцию «соавтора». См.: Эко У. Открытое произведение: Форма и неопределенность в современной поэтике. СПб.,2004. культурной ситуации явлениями. Они могут представлять ценность и в контексте проблемы «диалога культур», обнаружения и рассмотрения сходных явлений в литературах разных стран и эпох. Плодотворным может быть и более пристальное рассмотрение пересечения отмеченной М.М. Бахтиным карнавальной линии романа, базирующейся на традиции мениппеи, с эпической и риторической линиями. В этих направлениях нам видятся пути дальнейшего раскрытия затронутой в нашем исследовании проблемы.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Шиновников, Иван Павлович, 2009 год
1. Аверинцев, С.С. Бахтин и русское отношение к смеху / С.С. Аве-ринцев // От мифа к литературе: Сборник в честь 75-летия Е.М. Мелетин-ского. М.: РГГУ, 1993. - С. 341-345.
2. Аверинцев, С.С. Древнегреческая поэтика и мировая литература / С.С. Аверинцев // Поэтика древнегреческой литературы : сб. науч. тр. / под ред. С.С. Аверинцева. М. : Наука, 1981. - С. 3-14.
3. Аверинцев, С.С. Плутарх и античная биография / С.С. Аверинцев. — М. : Наука, 1973. -279 с.
4. Аверинцев, С.С. Риторика как подход к обобщению действительности / С.С. Аверинцев // Поэтика древнегреческой литературы : сб. науч. тр. / под ред. С.С. Аверинцева. М. : Наука, 1981. - С. 15-46.
5. Агеносов, В.В. Литература русского зарубежья (1918-1996) / В.В. Агеносов. М. : Терра Спорт, 1998.- 543 с.
6. Аксенов, В.П. Апельсины из Марокко : сб. произвед. / В.П. Аксенов. М.: Изографус, Эксмо, 2005. - 480 с.
7. Аксенов, В.П. Вольтерьянцы и вольтерьянки : старинный роман / В.П. Аксенов. М. : Изографус, Эксмо, 2005. - 560 с.
8. Аксенов, В.П. Гибель Помпеи : повести и рассказы / В.П. Аксенов. М. : Изографус, Эксмо, 2003. - 624 с.
9. Аксенов, В.П. Десятилетие клеветы (радиодневник писателя) / В.П. Аксенов. М. : Изографус, Эксмо, 2004. - 416 с.
10. Аксенов, В.П. Затоваренная бочкотара : сб. произвед./ В.П. Аксенов. М.: Изографус, Эксмо, 2005. - 448 с.1.. Аксенов, В.П. Кесарево свечение : роман / В.П. Аксенов. М. : Изографус, Эксмо, 2003. - 640 с.
11. Аксенов, В.П. Московская сага. Кн. 1-3 / В.П. Аксенов.- М. : Изографус, Эксмо, 2004.
12. Аксенов, В.П. Новый сладостный стиль : роман/ В.П. Аксенов. — М. : Изографус, Эксмо, 2005. 624 с.
13. Аксенов, В.П. Ожог : роман /В.П. Аксенов.- М. : Изографус, Эксмо, 2005.-528 с.
14. Аксенов, В.П. Рандеву : Повести и рассказы / В.П. Аксенов. — М. : Текст, 1991.- 351 с.
15. Андреев, Л.Г. Сюрреализм / Л.Г. Андреев. — М. : Гелиос, 2004. -352 с.
16. Антология кинизма / сост., ред. И.М. Нахов. — М. : Наука, 1984. -398 с.
17. Апулей. Метаморфозы / Апулей ; пер. с лат. М.Кузьмина // Петро-ний Арбитр. Сатирикон / Апулей. Метаморфозы. М. : Правда, 1991. - С. 153-347.
18. Апухтина, В.А. Молодой герой в советской прозе / В.А. Апухтина. -М. : Знание, 1971. -48 с.
19. Аристотель. Поэтика / Аристотель ; пер. с древнегреч. Н.И. Нова-садского. Л. : Academia, 1927. - 120 с.
20. Ауэрбах, Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе/ Э.Ауэрбах ; пер. с нем. A.B. Михайлова.- М. : Прогресс, 1976. 556 с.
21. Бак, Д.П. С умным человеком и поговорить любопытно / Д.П. Бак // Октябрь.- 2004.- №12.- С. 181-184.
22. Бак, Д.П. Эстетика Бахтина в контексте генезиса идеи исторической поэтики / Д.П. Бак // Бахтинология: Исследования, переводы, публикации / сост., ред. К.Г. Исупов. СПб. : Алетейя, 1995. - С.179-188.
23. Барков, А.Н. Мениппея: особый род литературы Электронный ресурс. / А.Н. Барков. Электрон, дан. - Режим доступа: http:// menippea. narod.ru/ nO 1. htm
24. Барков, А.Н. О романе Владимира Хлумова «Листья московской осени» Электронный ресурс. / А.Н. Барков. — Электрон, дан. Режим доступа: http: // www.fantlab.ru/ article 419
25. Барков, А.Н. Семиотика и нарратология: структура текста менип-пеи Электронный ресурс. / А.Н. Барков. Электрон, дан. - Режим доступа: http: //literary-theory, narod. ru.
26. Барметова, И. Облискурация Аксенова / И.Барметова // Октябрь.-2004.-№2.-С. 124-127.
27. Барметова, И. Тезей и другие / И.Барметова // 0ктябрь.-2006.- №2.- С.100-108.
28. Барт, Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов / Р. Барт ; пер. с фр. Г.К. Косикова // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX XX вв./ сост., ред. Г.К. Косиков. - М. : МГУ, 1987. - С. 382-429.
29. Барт, Р. Миф сегодня / Р. Барт // Избранные работы: Семиотика. Поэтика ; пер. с фр., сост. Г.К. Косикова —М. : Прогресс, 1989.- С.72-131.
30. Барт, Р. Эффект реальности / Р. Барт // Избранные работы: Семиотика. Поэтика ; пер. с фр., сост. Г.К. Косикова М. : Прогресс, 1989,- С. 392-400.
31. Бахтин, М.М. К переработке книги о Достоевском / М.М.Бахтин //Эстетика словесного творчества. — М. : Искусство, 1979. С. 308 - 327.
32. Бахтин, М.М. Ответ на вопрос редакции «Нового мира» / М.М.Бахтин // Эстетика словесного творчества. — М. : Искусство, 1979. С. 328335.
33. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. -М. : Советский писатель, 1963. 364 с.
34. Бахтин, М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма / М.М.Бахтин //Эстетика словесного творчества. М. : Искусство, 1979.- С. 188-236.
35. Бахтин, М.М. Слово в романе / М.М. Бахтин //Вопросы литературы и эстетики. — М. : Художественная литература, 1975.- С. 72-233.
36. Бахтин, М.М. Творчество Ф. Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. — М. : Художественная литература, 1965.- 528 с.
37. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе / М.М.Бахтин // Вопросы литературы и эстетики.- М. : Художественная литература, 1975. С. 234- 407.
38. Бахтин, М.М. Эпос и роман / М.М. Бахтин // Эпос и роман.- СПб. : Азбука, 2000. С. 194-233.
39. Берхин, И. Прогулки с Котовским или из мениппеи снов не выкинешь Электронный ресурс. /И.Берхин. Электрон, дан. - Режим доступа: http://www.pelevin.nov/ru/stati/o-cotovsky/!. html
40. Бланшо, М. Пространство литературы / М. Бланшо ; пер. с фр. Б.Дубина, С.Зенкина и др. М. : Логос, 2002. - 288с.
41. Боборыкин, В.Г. Михаил Булгаков / В.Г. Боборыкин. М. : Просвещение, 1991.-208 с.
42. Бокшицкий, А.Л. Анакриза в тексте Бахтина / А.Л. Бокшицкий // Бахтинология: Исследования, переводы, публикации / сост., ред. К.Г. Ису-пов.- СПб.: Алетейя, 1995. С. 232-237.
43. Бочаров, А.Б. М.М. Бахтин: от филологии к философии, от мета-лингвистики (метариторики) к философии языка Электронный ресурс. / А.Б. Бочаров. Электрон, дан. — Режим доступа: http://antropol-ogy.ru/ru/texts 1 /bocharov/ruseur07.html
44. Бройтман, С.Н. Историческая поэтика / С.Н. Бройтман // Тамар-ченко, Н.Д., Бройтман, С.Н., Тюпа, В.И. Теория литературы. В 2-х т. /под ред. Н.Д. Тамарченко-М. : Академия, 2004. Т. 1. - 368 с.
45. Бузгалин, A.B. Следующие сто лет Бахтина: диалектика диалога versus метафизики постмодернизма / A.B. Бузгалин, J1.A. Булавка // Вопросы философии. 2000. - №6. - С. 119-132.
46. Бушев, А. Русский язык и современный социум (языковая динамика и социодинамика) / А.Бушев // Октябрь.- 2007.-№11.- С. 172-176.
47. Василевский, А. Аксенов есть Аксенов / А.Василевский// Новый мир.-1998.-№1.-С. 24-27.
48. Василий Аксенов: литературная судьба : ст., библиограф, указ. /ред., сост. В.П. Скобелев, J1. А. Финк.- Самара : Изд-во Самарского университета, 1994. 204 с.
49. Ватченко, С.А. О статусе термина «мениппея» в современной науке Электронный ресурс. / С.А. Ватченко. — Электрон, дан.- Режим доступа: www.russnauka.com/SND/philologia2vatchenko.doc.htm
50. Вахрушев, C.B. Трагикомическая игра вокруг «карнавала» М.М. Бахтина / C.B. Вахрушев //Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1996.- №4.- С. 46-56.
51. Веселовский, А.Н. Эпос /А.Н. Веселовский // Избранные труды и письма. СПб. : Наука, 1999.- С .99-109.
52. Гаврилюк, A.M. Стиль форсайтовского цикла Джона Голсуорси (к борьбе за реализм в английской литературе XX в.) / A.M. Гаврилюк. -Львов : Вища школа, 1977. 167 с.
53. Гадамер, Г.-Г. Диалектическая этика Платона (феноменологическая интерпретация «Филеба») / Г.-Г. Гадамер ; пер. с нем. O.A. Коваль. -СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2000. 256 с.
54. Гаспаров, М.Л. История литературы как творчество и исследование: случай Бахтина Электронный ресурс. / М.Л. Гаспаров. — Вестник гуманитарной науки. 2004. -№6. — Режим доступа: http:// vestnik.rsuh.ru/78/st 78.htm — Электрон, версия печатной публикации.
55. Гаспаров, M.JI. М.М. Бахтин в русской культуре XX века / M.JI. Гаспаров // Избранные труды. В 3-х т. М. : Языки русской культуры, 1997. Т.2.- С. 494-496.
56. Гегель, Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х т. Т.1 / Г.В.Ф. Гегель ; пер. с нем. М. Лифшица. М. : Искусство, 1968. - 312 с.
57. Генис, А. А. Треугольник (Авангард, соцреализм, постмодернизм) /A.A. Генис // Иван Петрович умер. М. : НЛО, 1999. - С. 112-123.
58. Гете, И.В. Фауст : трагедия / И.В. Гете ; пер. с нем. Б.Л. Пастернака.- М. : Эксмо. 2005. 640с.
59. Гладилин, А. Аксеновская сага / А. Гладилин // Московские новости.- 2002.-№31. С. 15.
60. Глушенина, Н.И. Поэтика жанра утопии в контексте путевой литературы Петровской эпохи / Н.И.Глушенина // Поэтика жанра : сб. науч. ст. / под ред. О.Г. Левашовой. — Барнаул : АГУ, 1995. С. 3-23.
61. Громов, П.П. О стиле Льва Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире» / П.П. Громов.- М . : Художественная литература, 1977. 488 с.
62. Гуревич, А .Я. «Эдда» и сага / А.Я. Гуревич.- М. : Наука, 1979. -192с.
63. Давыдов, О. Круглые сутки ожог (О романах Василия Аксенова) / О. Давыдов // Независимая газета.- 1992.- 7 февраля. С.7.
64. Дарк, О. Миф о прозе / О.Дарк // Дружба народов.- 1992.- №5. С. 219-234.
65. Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы : роман / Ф.М. Достоевский. -М. : Эксмо, 2006. 1008 с.
66. Дунаевская, О. «Большой роман» Василия Аксенова /О. Дунаевская // Московские новости. 2001.-№26.-С. 31.
67. Епифанова, С. «Война и мир» как мениппея Электронный ресурс. / С.Епифанова. — Электрон, дан. Режим доступа: http: //www. lebed. com./ 2005/art 343 13.htm.
68. Ерофеев, Венедикт В. Москва — Петушки : поэма / Венедикт В. Ерофеев.-М. : Интербук, 1990.- 128 с.
69. Ерофеев, Виктор В. Борис Виан и «мерцающая эстетика» / Виктор В. Ерофеев // Лабиринт Один: Ворованный воздух.- М. : Эксмо-Пресс, Зебра Е, 2002.-С. 236-253.
70. Ерофеев, Виктор В. «Новый роман» и физиология писательства / Виктор В. Ерофеев // Лабиринт Один: Ворованный воздух.- М. : Эксмо-Пресс, Зебра Е, 2002.- С. 264-298.
71. Ефимова, H.A. Василий Аксенов в американской литературной критике / H.A. Ефимова // Вопросы литературы.- 1995.- №4. С. 336-348.
72. Ефимова, H.A. Интертекст в религиозных и демонических мотивах В.П. Аксенова / H.A. Ефимова. М. : МГУ, 1993.- 136с.
73. Залесова, О.В. Языковая игра в творчестве В.П. Аксенова : авто-реф. дисс. канд. филол. наук: 10.02.01 / О.В. Залесова ; Ростовский гос. ун-т. Ростов-на-Дону, 2002.-19 с.
74. Замостик, Ч.А. М.М. Бахтин и проблемы современного гуманитарного знания / Ч.А.Замостик // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1996. - №1. - С. 150-156.
75. Замятин, Е.И. О синтетизме / Е.И. Замятин // Избранные произведения. М. : Советская Россия, 1990. С.410-418.,77.3атонский, Д.В. Франц Кафка и проблемы модернизма / Д.В. За-тонский. М. : Высшая школа, 1972. -136 с.
76. Затонский, Д.В. Что такое модернизм? / Д.В. Затонский // В наше время. — М. : Советский писатель, 1979. С. 31-61.
77. Зверев, А. Блюзы четвертого поколения / А. Зверев // Литературное обозрение.- 1992.- №11. С. 9-17.
78. Зиновьев, A.A. Зияющие высоты. Кн. 1-2. / A.A. Зиновьев. М. : ПИК, 1990.
79. Кожевникова, Н.А. Типы повествования в русской литературе Х1Х-ХХ вв. / Н.А. Кожевникова.- М. : Институт русского языка РАН, 1994.- 336 с.
80. Кожинов, В.В. Происхождение романа / В.В. Кожинов. — М. : Советский писатель, 1963. 439 с.
81. Колесова, Н.В. Заимствования в идиостиле В.П. Аксенова : авто-реф. дисс. канд. филол. наук: 10.02.01 / Н.В. Колесова ; Алтайский гос. ун-т. Барнаул, 2005. - 19 с.
82. Кристева, Ю. Разрушение поэтики / Ю. Кристева // Избранные труды: Разрушение поэтики ; пер. с фр. Г.К. Косикова, Б.П. Наумова.-М. : РОССПЭН, 2004. -С. 7-30.
83. Кристева, Ю. Слово, диалог и роман / Ю. Кристева // Избранные труды: Разрушение поэтики ; пер. с фр. Г.К. Косикова, Б.П. Наумова. -М. : РОССПЭН, 2004. С. 165-193.
84. Кристева, Ю. Текст романа / Ю. Кристева // Избранные труды: Разрушение поэтики ; пер. с фр. Г.К. Косикова, Б.П. Наумова. — М. : РОССПЭН, 2004. -С. 397-582.
85. Кузнецов, С. Обретение стиля: доэмигрантская проза Василия Аксенова / С.Кузнецов // Знамя.- 1995.- №8.- С. 206-212.
86. Кучерская, М. Отвези меня, возница, на Луару поскорей / М. Кучерская // Российская газета.- 2004.- 4 декабря.- С. 3.
87. Ланге, В. «Элементарные частицы» Уэльбека и мениппова сатира: О литературе и цинизме / В. Ланге ; пер. с нем. Е.Драйтова// Иностранная литература. 2005.- №2. - С. 237-255.
88. Латынина, А. «Этот жанр все-таки хорош своим несовершенством» / А. Латынина // Литературная газета.- 2001.- №31.- С. 7.
89. Лейдерман, Н.Л. Современная русская литература. В 3-х т. / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий.- М. : УРСС, 2001.
90. Липецкий, В. В. Аксенов в новом свете: феномен двойничества как фактор литературного процесса / В.Липецкий // Нева.-1992,- №3.- С. 246 255.
91. Липовецкий, М.Н. Русский постмодернизм (очерки исторической поэтики) / М.Н. Липовецкий.- Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 1997.- 317с.
92. Лихачев, Д. С. Смех в Древней Руси / Д.С. Лихачев // Избранные работы. В 3-х т. Л . : Художественная литература, 1987.-Т. 2. - С. 340-485
93. Лосев, А.Ф. Двенадцать тезисов об античной культуре /А.Ф. Лосев // Дерзание духа. М . : Политиздат, 1988.- С. 153-168.
94. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек- текст- семи-осфера история / Ю.М. Лотман.- М. : Языки русской культуры, 1999. -464 с.
95. Лотман, Ю.М. О типологическом изучении литературы / Ю.М. Лотман // О русской литературе. СПб. : Искусство-СПб., 2005.- С. 765 -771.
96. Лукиан. Избранное / Лукиан ; пер. с древнегреч. / сост., предисл. И.М. Нахова. -М. : ТЕРРА, 1996. 536 с.
97. Лушникова, Г.И. Интертекстуальность художественного произведения / Г.И. Лушникова. — Кемерово : КемГУ, 1995. 82с.
98. Макаров, А.Н. Василий Аксенов и его герои / А.Н. Макаров // Поколения и судьбы. — М. : Советский писатель, 1967. С. 366-370.
99. Макаров, А.Н. Идеи и образы Василия Аксенова / А.Н. Макаров // Идущим вослед. -М. : Советский писатель, 1969. С. 647-704.
100. Манн, Ю.В. О гротеске в литературе / Ю.В. Манн. М. : Советский писатель, 1966. - 184 с.
101. Манн, Ю.В. Поэтика Гоголя / Ю.В. Манн.- М. : Художественная литература, 1978. 398 с.
102. Мансков, С.А. Введение в филологическую науку : учеб. пособие / С.А. Мансков.- Барнаул : БГПУ, 2004. 131 с.
103. Махлин, B.JI. Мениппея / B.J1. Махлин // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред.А.Н. Николюкина. М. : ИНИОН РАН, Интелвак, 2003. - Стб. 525-529.
104. Медведев, Ю. Амбивалентный смех Василия Аксенова / Ю. Медведев // Аврора,- 1995.-№3.-С. 86-96.
105. Мелетинский, Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа / Е.М. Мелетинский.- М. : Наука, 1986. 316 с.
106. Мелетинский, Е.М. Начало психологического романа / Е.М. Мелетинский. М. : РГГУ, 2002.- 36с.
107. Мелетинский, Е.М. О происхождении литературно-мифологических сюжетных архетипов / Е.М. Мелетинский // Литературные архетипы и универсалии : сб. науч. тр./ под ред. Е.М. Мелетинского.- М. : РГГУ, 2001.-С .73-149.
108. Мильчин, К. Философы и хулиганы / К. Мильчин // Книжное обозрение.- 2004. 30 августа.- С. 9.
109. Науменко, H.B. М.А. Булгаков и М.М. Бахтин: момент соприкосновения / Н.В. Науменко // Философия XX века: школы и концепции. -СПб. : Санкт-петербургское философское общество, 2001. С. 166-168.
110. Нахов, И.М. Вольтер классической древности / И.М. Нахов // Лукиан. Избранное. М. : ТЕРРА, 1996. С. 5-24.
111. Нахов, И.М. Киническая литература / И.М. Нахов.- М. : Наука, 1981.-303 с.
112. Немзер, A.C. Нам не понять — мы не любили (трилогия В.П. Аксенова «Московская сага») /A.C. Немзер // Литературное сегодня: О русской прозе 90-х. -М. : НЛО, 1998. С. 18-20.
113. Немцев, В. Н. Рим у Михаила Булгакова Электронный ресурс. /
114. B.Н. Немцев. Электрон, дан. - Режим доступа: http: // www. utoronto.ca/ tsq/21/ nemtsev21. shtml.1167 Николаев, Д.П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск / Д.П. Николаев.- М. : Художественная литература, 1977.-489 с.
115. Новиков, В. Виртуальная мистерия Электронный ресурс. / В. Новиков, Л. Тираспольский. — Электрон, дан. Режим доступа: http:// www.netslova.ru/ tiraspolsky/virtconf. html
116. Овчаренко, А.И. Эпоха, человек, искусство / А.И. Овчаренко. М. : Советская Россия, 1967. - 372 с.
117. Пастернак, Б.Л. Замечания к переводам из Шекспира / Б.Л. Пастернак// Шекспир У. Гамлет. Отелло. Король Лир.- М. : Искусство, 1992.1. C. 5-14.
118. Перлина, Н. Хронотопы бахтинского хронотопа / Н. Перлина // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1996.- №3.- С .77-96.
119. Петров, С.М. Реализм / С.М. Петров. М. : Просвещение, 1964. -490 с.
120. Петроний Арбитр. Сатирикон / Петроний Арбитр ; пер. с лат. Б.Ярхо // Петроний Арбитр. Сатирикон /Апулей. Метаморфозы . М. : Правда, 1991. С. 23-152.
121. Пискунова С.И. «Критикон» Бальтасара Грасиана: на стыке эпоса и мениппеи / С.И. Пискунова// Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1996.- №4. -С.157-185
122. Платон. Диалоги / Платон ; пер. с древнегреч. А.Ф. Лосева. М. : Мысль, 1986. - 607 с.
123. Полонская, К.П. Античная комедия / К.П. Полонская. М. : МГУ, 1961.-68 с.
124. Помяловский, И.В. Марк Теренций Варрон и Мениппова сатура / И.В. Помяловский. СПб. : Печатня В.Головина, 1869. - 304 с.
125. Пономарев, Е. Соцреализм карнавальный: Василий Аксенов как зеркало советской идеологии / Е. Пономарев //Звезда.- 2001.- №4.- С. 213219.
126. Пропп, В .Я. Морфология волшебной сказки / В.Я. Пропп. — М. : Лабиринт, 2001.- 192 с.
127. Пятигорский, A.M. Мифологические размышления: Лекции по феноменологии мифа / A.M. Пятигорский. — М. : Языки русской культуры, 1996.-280 с.
128. Рабле, Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль / Ф.Рабле ; пер. с фр. Н.М. Любимова. — М. : Художественная литература, 1973. 828 с.
129. Радаева, Э.А. Традиции гротеска в романе Э.Канетти «Ослепление» /Э.А. Радаева // Культура и текст: миф и мифопоэтика : сб. науч. тр.под ред. Г.П. Козубовской.- СПб. Самара - Барнаул : БГПУ, 2004. - С. 113-123.
130. Рапопорт, А. Сны и видения в «петербургских текстах» 19201930-х гг. (Константин Вагинов, Вениамин Каверин) Электронный ресурс. / А. Рапопорт. Электрон, дан. — Режим доступа: http: // www. phisic. ut. ее/ ~ilon/ Rapoport W. htm
131. Рикер, П. Время и рассказ. Т. 1. Интрига и исторический рассказ / П. Рикер ; пер. с фр. Т.В. Славко, под ред. И.И. Блауберг. - М., СПб. : Университетская книга, 1998. - 313 с.
132. Савушкина, H.H. Роман Владимира Максимова «Прощание из ниоткуда». Типология жанра : автореф. дисс. . канд. филол. наук: 10.01.01 / H.H. Савушкина ; Тамбовский гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2002. - 18 с.
133. Семенова, С.Г. Мытарство идеала / С.Г. Семенова // Новый мир.-1988.-№5.- С. 218-231.
134. Семыкина, Р. С.-И. Исповедальный дискурс в «Записках из Подполья» Ф.М. Достоевского и «Москве Петушках» Вен. Ерофеева / Р. С.-И. Семыкина, Э.П. Хомич // Текст: проблемы и методы исследования : сб. науч. ст. — Барнаул : БГПУ, 2003. - С. 3-18.
135. Сервантес, М. де. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский. Кн. 1-2 / М.де Сервантес ; пер. с исп. под ред. Б.Кржевского, А. Смирнова. М. : Вече, 2000.
136. Сид, И. Сладостный новый Аксенов / И. Сид // Независимая га-. зета.- 1999.-14 января. С. 10.
137. Синявский, А.Д. Что такое социалистический реализм? / А.Д. Синявский // Избавление от миражей. Соцреализм сегодня : сб. ст. / сост. Е.А. Добренко. -М. : Советский писатель, 1990. С. 51-63.
138. Скоропанова, И.С. Русская постмодернистская литература : учеб. пособие для студ. вузов / И. С. Скоропанова. М. : Флинта : Наука, 2000. -808 с.
139. Смирнов, И.П. Смысл как таковой / И.П. Смирнов. СПб. : Академический проект, 2001. - 352 с.
140. Страхов, H.H. «Война и мир» / H.H. Страхов // Война из-за «Войны и мира»: роман Л.Н. Толстого в русской критике и литературоведении / сост. И.Н. Сухих. — СПб. : Азбука классика, 2002. - С. 189-197.
141. Стрельникова, И.П. Диатриба и сатира / И.П. Стрельникова // Взаимовлияние и взаимосвязь жанров в развитии античной литературы : сб. науч. тр. / под ред. С.С. Аверинцева. М. : Наука, 1989. -С. 186-200.
142. Струкова, Т.Г. Роман и мир: диалогические отношения / Т.Г. Струкова // XIX Пуришевские чтения: Переходные периоды в мировой литературе и культуре : сб. ст. и матер. / отв. ред. М.И. Никола. М. : МПГУ, 2007. - С. 224-225.
143. Сучков, Б.Л. Социалистический реализм сегодня / Б.Л. Сучков // Контекст 74 : литературно-критические исследования / отв. ред. П.В. Па-лиевский. М. : Наука, 1975. -С. 46-65.
144. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика : учеб. пособие / Б.В. Томашевский. М. : Аспект Пресс, 1999. - 334 с.
145. Топоров, В.Н. К архетипическому у Тургенева: сны, видения, мечтания / В.Н. Топоров // Литературные архетипы и универсалии : сб. науч. тр. / под ред. Е.М. Мелетинского. М. : РГГУ, 2001. - С. 369-432.
146. Тюпа, В.И. Альтернативный реализм / В.И. Тюпа // Избавление от миражей. Соцреализм сегодня : сб. ст. / сост. Е.А. Добренко. — М. : Советский писатель, 1990. С. 341-375.
147. Тюпа, В.И. Анализ художественного текста / В.И. Тюпа. — М. : Академия, 2006.- 336 с.
148. Умбрашко, Д. Б. Роман В.Сорокина «Голубое сало» как гипертекст : автореф. дисс. . канд. филол. наук: 10.01.01 / Д.Б. Умбрашко; Алтайский гос. ун-т. Барнаул, 2004. -21 с.
149. Успенский, Б.А. Поэтика композиции / Б.А.Успенский // Семиотика искусства.- М. : Языки русской культуры, 1995. С. 9-212.
150. Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра / О.М. Фрейденберг.- М. : Лабиринт, 1997. 448 с.
151. Хализев, В.Е. Теория литературы : учеб. пособие для студ. вузов /В.Е. Хализев. -М. : Высшая школа, 1999.- 400с.
152. Хватов, А.И. Художественный мир Шолохова / А.И. Хватов. -М. : Советская Россия, 1970. 464 с.
153. Чупринин, С.И. Русская литература сегодня: Жизнь по понятиям / С.И. Чупринин. -М. : Время, 2007. 768 с.
154. Шахина, Т. Поиски жанра / Т. Шахина // Крестьянка.- 2004.- №3. -С. 8-11.
155. Шевелев, И. Нормальная жизнь, деленная на два / И. Шевелев // Новое время.- 2001.- №32. С. 42-45.
156. Шкловский, В.Б. О мениппеях / В.Б. Шкловский // Тетива. О несходстве сходного. -М. : Советский писатель, 1970. С. 291-296.
157. Штейн, А.Л. На вершинах мировой литературы / А.Л. Штейн. — М. : Художественная литература, 1988. 319 с.
158. Эйхенбаум, Б.М. Как сделана «Шинель» Гоголя / Б.М. Эйхенбаум // О прозе. Л. : Художественная литература, 1969. - С. 306-326.
159. Эко, У. Имя розы : роман / У.Эко ; пер. с итал. Е.А Костюкович.- СПб. : Симпозиум, 2004,- 640 с.
160. Эко, У. Открытое произведение: Форма и неопределенность в современной поэтике / У.Эко ; пер. с итал. А. Шурбелева. — СПб . : Академический проект, 2004. 384 с.
161. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко ; пер. с итал. В.Г.Резник, А. Г.Погоняйло. СПб. : Симпозиум, 2006. -544 с.
162. Элиаде, М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость / М. Элиаде ; пер. с фр. Е.Морозовой, Е.Мурашкинцевой. СПб. : Алетейя, 1998. - 249 с.
163. Эмерсон, К. Двадцать пять лет спустя: Гаспаров о Бахтине Электронный ресурс. / К. Эмерсон. «Вопросы литературы».- 2006.- №2. -Режим доступа: http: // magazines.russ.ru /voplit/2006/2/em2.html — Электрон, версия печатной публикации.
164. Эпштейн, М.Н. Постмодерн в русской литературе / М.Н. Эп-штейн. М. : Высшая школа, 2005. - 495 с.
165. Яблоков, Е.А. Безвыходное небо / Е.А. Яблоков // Платонов, А.П. Чевенгур : роман. М. : Высшая школа, 1991. - С. 5-22.
166. Clark, К. The Soviet Novel: History as Ritual / K. Clark. -Chicago and London : The U. of Chicago, 1981. 211 p.
167. Dukas, V. Vasiliy Aksenov. "Ozog "/ V.Dukas// World literary Today, 1981, vol. 55, N3.-P. 334-345.
168. Favell, Andrew M. ' D. C. Chr.' rs Questionnaire /А. M. Favell // Диалог. Карнавал. Хронотоп., 1997, №2. -С. 8-11.
169. Frye, N. Anatomy of criticism. Four Essays / N. Frye. Princeton, 1957.-393 p.
170. Hosking, G. The Ascent out of Inhumanity / G. Hosking // Times literary Supplement, 1981, September 25, P. 1084-1097.
171. Kharpertian, Theodore D. A Hand to Turn the Time\ The Menippean Satire of Thomas Pynchon / T. Kharpertian. — Rutherford : Farleigh Dickinson U.P., 1990.- 135 p.
172. Kirk, Eugene P. Menippean satire: An annotated catalogue of texts and criticism / E.P. Kirk. New York : Garland, 1980. - 344 p.
173. Kustanovich, K. The Artist and the Tyrant: Vasiliy Aksenov's Works in the Brezhnev Era/ K. Kustanovich.- Columbus, Ohio : Slavica Publishers, 1992. -219 p.
174. Lacapra, D. Rethinking intellectual histoy and reading texts / D. La-capra // History and Theory, Vol.19, No.3 ( Oct., 1980).- P. 245-276
175. Payne, F. Anne. Chaucer and the Menippean Satire / F.A. Payne. -Madison : U. of Wisconsin P., 1981. 123p.
176. Relihan, Joel C. Ancient Menippean Satire / J.C. Relihan.- Baltimore and London : the J. Hopkins U.P., 1993. 52 p.
177. Vasiliy Aksenov: A Writer in Quest of Himself / ed. by Edward Mozejko. Columbus, Ohio : Slavica Publishers, 1986.- 272 p.
178. Weinbrot, Howard D. Menippean Satire Reconsidered / D.H. Weinbrot. -Baltimore : John Hopkins UP, 2005. 234p.
179. Wellek, R. Bakhtin's View of Dostoevsky: 'Polyphony" and "Carni-valesque' /R. Wellek// Dostoevsky Studies : U. of Toronto. Volume 1, 1980. -P. 31-41.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.