Роль ислама в политических процессах общества: на материалах Таджикистана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Хукмишоев, Зафаршо Диловаршоевич
- Специальность ВАК РФ23.00.02
- Количество страниц 168
Оглавление диссертации кандидат политических наук Хукмишоев, Зафаршо Диловаршоевич
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Политический ислам: сущность и особенности развития
1.1. Сущность и особенности развития политического ислама.
1.2. Политические предпосылки возникновения идеи исламского государства.
ГЛАВА 2. Политический ислам в современном мире 2.1. Роль международных религиозных организации в политизации ислама.
2.2. Место религиозных политических партии в исламском движении.
2.3. Роль политического ислама в общественнополитической жизни Таджикистана.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК
Салафитский радикализм и трансформация идейных доктрин в суннитском исламе2003 год, кандидат философских наук Аль Хатиб Ибрагим Ясин
"Ассоциация Братьев-мусульман" и ее влияние на развитие исламского экстремизма (1928 - 1999 гг. ): По арабским источникам2001 год, кандидат исторических наук Мартынкин, Андрей Владимирович
Политический ислам в Центральной Азии: основные факторы и перспективы2005 год, кандидат политических наук Ушаков, Вячеслав Николаевич
Исламский фактор и терроризм в современном мире. Политологический анализ2007 год, кандидат политических наук Бекбосынова, Сандугаш Сансызбаевна
Религиозно-политический аспект безопасности Ближнего и Среднего Востока: саудовско-иранские отношения и перспективы внутриисламского диалога2006 год, кандидат политических наук Салиев, Акылбек Ленбаевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль ислама в политических процессах общества: на материалах Таджикистана»
Актуальность темы исследования. Ислам является второй религий по численности в мире после и христианства. Во многих странах мира функционируют десятки тысяч мечетей, сотни научных и учебных исламских заведений многочисленное количество служителей культа.
Идеология ислама продолжает оказывать свое влияние на умонастроение сотен миллионов жителей стран Азии и Африки. Мусульмане проживают в разных странах, придерживаются различной социально-политической ориентации, принадлежат к различным национальностям, культурам, классам, слоям и группам. Для многих из них ислам является мировосприятием и мировоззрением.
В отличие от христианства, ислам с момента своего возникновения был государственной религией, он обосновывал концепцию власти и намечал контуры идеальной общины, члены которой должны быть одновременно верующими и гражданами».1
Ислам продолжает оказывать влияние на формирование системы социально-политических, экономических и различных форм государственного правления. Советский исследователь религии Д.М. Угринович отмечает три основные направления воздействия религии на политику: «во-первых, влияние самой религии на политическое поведение верующего человека независимо от того, какую политическую позицию занимают служители церкви, затрагивают политические и социальные вопросы в своих проповедях, всякая пропаганда религии в известной мере усиливает политическую активность трудящихся, препятствует их участию в борьбе за общественное переустройство». «Во-вторых, религия воздействует на политику через конкретные социальные учения, проповедующие церковные и религиозные организации. наконец, в третьих, религия
1 США и мусульманский мир.-Душанбе:Ирфон, 1989. -С.25. оказывает воздействие на политику через повседневную политическую деятельность церковных организаций»1.
Ислам и политика, соединяясь друг с другом, функционируют в исламских государствах с целью установления порядка в общественных отношениях. Поэтому ислам за период своего возникновения сыграл огромную роль в процессе социально-политической жизни общества.
Сегодня ислам продолжает играть огромную роль не только как государственная идеология во внутренней политике исламских государств, а также и в мировой политике.
В этой связи исследование исламского фактора в политике и политических процессах остаётся актуальной проблемой политических наук.
Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования обусловлено как потребностью теоретического и практического подхода к исламской религии, так и методологической необходимостью дальнейшей разработки данной проблемы.
Степень разработанности проблемы. Данная проблема в определенной степени изучалась в трудах учёных и исследователей различных стран. Не только образованных теологов, но и многих советских ученых, как на Западе, так и на Востоке.2
1 Угринович Д.М. Философические проблемы критики религии. - М., 1965. -С. 325-326
2 Бартольд В.В. Халиф и султан. соч.Т, 6, -М.,1966; Л.И. Медведка. А.В.Германович. Именем аллаха.Политизация ислама и исламизация политики. - М., 1988; Сагадеев А. Джихад-»Наука религия». -М., 1986; Сагадаева А. Исламский фундаментализм: жизненный факт или пропогандистская функция. //Россия и мусульманский мир, №10-М., 1993; Керимов Г.М. Проблемы войны и мира в исламе. -М., 1983; Хайдаров М.С. Основные направления и школы мусульманского права .-М., 1984; Жданов Н.В. Игнатенко A.A. Ислам на пороге XXI века. -М., 1989; А.Ахмедов. Социальная доктрина Ислама. -М., 1982; А.Васильев. Саудовская Аравия между архаизмом и современностью. //Азия и Африка сегодня. №8, 9. 1980; С.А.Каминский. Институт монархии в странах Арабского Востока. -М., 1981; Э.Н. Ожиганов. Легитимность политических режимов как фактор их внутренний и внешней политики: пример Пакистана: Взаимосвязь и взаимовлияние внутренней и внешней политики. -М., 1982; Пиотровский М.Б. Ислам. Вера и образ жизни. -M., 1983; Р.И.Шерковина. Политические партии и политическая борьба в Пакистане. -М., 1983; Коровников A.B. Исламский экстремизм в арабских странах. -М., 1990; Полонская Л.Р. Ислам в современной политике стран Востока. -М., 1986: Экстремизм Центральной Азии. К.Н. Бурхонов. -Алма-Аты 2000; Ахмедов Алим. Ислам в современно идейно-политической борьбе. -М., 1985; США и мусульманский мир. -Душанбе: Ирфон, 1989; Шарипова P.M. Панисламизм сегодня. Идеология и практика исламского мира. -М., 1986; Ислам в современной политике стран Востока. -М., 1986. Ислам проблемы идеологии права политики и экономики. -М., 1985; Д.Е. Ершеев. Ислам. -M., 1990; С.Вангер. Общественное мнение в Таджикистане 1996г. -Вашингтон, 1997; А.К. Зайферт. А.Крайкемайер. О совместимости политического ислама и безопасности в пространстве ОБСЕ. -Душанбе 2003; Аль- Газали Мухаммад. Аль-ислам-аль-истибдод ас
Различные аспекты проблемы исламского фактора также анализированы в работах ученых Таджикистана.1
Исторический опыт показывает, что интерес к исследованию социально-политической и идеологической роли ислама существовал уже давно, однако, в последние годы, исламский фактор стал выходить на арену международных отношений.
Таким образом, изучение и анализ опубликованных по данной теме работ показывает, что учеными стран Востока и Запада в территориальном плане проделана большая работа в обобщении исторического опыта по вопросам политической роли ислама.
В свою очередь, мы обратили внимание на те вопросы, которые еще недостаточно освещены в вышеуказанных научных исследованиях.
Нерешенность этих и других проблем, требующие теоретического и практического осмысления, обусловили выбор данной темы в качестве диссертационного исследования.
Цель и задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования является определение идеологической основы и политической роли ислама в современных условиях. В соответствии с главной целью, в исследовании решается ряд конкретных взаимосвязанных задач, среди которых можно выделить следующие:
- определение сущность и место ислама в политических процессах; -освещение идея халифата и исламского государства; -характеристика сути и особенностей экстремизма; сийасий. -Каир, 1951; Садек Ибрахим Ургун. Низом аль- ^укм филь-ислам. Каир, 1952; Субх-ас-Салих. Ан-Нузал алб-исламийа нашатуха ва татоваруха.-Бейрут, 1965; Махмуд Файад. Аль-фикр ас-сийаси индаль-мусулмин. -Каир, 1959; Мухаммад Дийа ад-Дин ар- Райис. Ан-назарийат ас-сийасийа аль-исламийа. Ат-Таба ас-салиса. - Каир, 1960; Ибн аль-Хасан Али бини Мухаммад бин Хабиб аль Басри аль Багдад аль-Маварди. Ат - Табасалиса. -Каир, 1973; Еркешева л.Г. Религия и политика в Южной Азии. -Алма-аты, 2005; Мусульманские страны у границ СНГ. -М.: ИВРАН-Крафт, 2001; Мизун Ю.В., Мизун Ю.Г. Ислам и Россия. -М.,2004.
1 Абдуллоев Ш. Революциям илми- техники ва ислом- Душанбе: Ирфон 1984; Абдуллоев Ш. Исломи муосир дар арсаи сиёсат ва идеология,- Душанбе: Ирфон. 1990; Абдуллоев Ш. Асосхои диншиноси-Душанбе. «Дониш», 2001; Назаров X. Омолу афкори Чамолиддин Афгони,- Душанбе: «Дониш», 1981;
Нуриддинов Р.Ш. Форширование левых демократических движений в Афганистане.- Душанбе, 2000;
Нуриддинов Р.Ш. Идейнае борьба лево-демократических и право исламских в Афганистане во втором половине XX веке- Душанбе 2003; Ятимов С.С. Идеологический фактор геополитики ИРИ.- Душанбе, 2002. 5
-выявление роли исламских организаций в международных отношениях; -выяснение роли исламских партий в политической системе общества; - определении роли ислама в независимом Таджикистане. Объект и предмет исследования. Объектом исследования в данной работе является ислам и политика в современном мире.
Предметом исследования выступает политическая роль ислама в современном мире.
Теоретические и методологические основы исследования. Методологической основой работы являются идеологические принципы о взаимосвязи общественно - политических и духовно - идеологических движений и процессов способствующих исследовать и научно проанализировать политическую роль ислама. В основных подходах и выводах, мы опирались на традиции отечественной и Российской школы исследователей политических процессов. Вместе с тем, при реализации цели исследования, определяющим фактором оказалось неразработанность, вернее, недостаточная освещенность данной проблемы в политических исследованиях, которая продиктовала избирательность нашего теоретико-методологического подхода. Очевидно, что роль ислама по разному определяется в различных исследовательских кругах Запада и Востока. В этой связи, наш подход в анализе данной проблемы имеет, конечно, свою специфическую теоретико-методологическую социально-политическую, историко-логическую основу и сравнительного анализа. Но, тем не менее, мы опирались на труды специалистов отечественных и зарубежных исследователей политологов, социологов философов и социально гуманитарных наук. Объективный, историко-логический подход в анализе и интерпретации фактов, составляли основную канву методологического видения проблемы.
Научная новизна диссертации определяется недостаточной разработанностью, анализируемых в ней проблем. Прежде всего, в самом концептуальном подходе к исследованию исламской религии как субъекта политического процесса. Автор анализирует политическую роль ислама в современных условиях, раскрывает специфику воздействия ислама в общественно-политической жизни общества.
На основе всестороннего изучения существующих источников и научной литературы, касающихся данной проблемы автор, впервые обратил внимание на следующие малоразработанные проблемы; а) роль ислама в создании исламских халифатов и исламских государств; б) роль ислама в политических процессах общества; в) место ислама в международных политических организациях и движениях; г) роль и место исламских партий в политических процессах; е) место и роль ислама в общественно-политической жизни Таджикистана.
Практическая ценность. Фактические материалы диссертации могут быть использованы в преподавании курсов политологии, конфликтологии и религиоведения. Выводы и положения диссертации также могут быть использованы в процессе дальнейшего изучения и исследования роли исламского фактора в мире, и определения его роли в социально-политических, экономических и социально-культурных процессах.
Апробация работы. Тема диссертации обсуждена, утверждена и одобрена на заседании кафедры политических процессов Таджикистана, на ученом совете философского факультета Таджикского государственного национального университета. Основные аспекты диссертационной работы докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на научно -теоретических конференциях и практических семинарах. Результаты диссертационного исследования опубликованы автором в статьях, тезисах и докладах. Диссертация в целом была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры политических процессов Таджикистана Таджикского государственного национального университета и кафедры политологии
Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни.
Структура работа. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК
Ислам в контексте общественного сознания таджиков: история и современность2009 год, кандидат философских наук Мирзоев, Гаффор Джабборович
Религиозно-политические организации в Афганистане во второй половине XX - начале XXI вв.2008 год, кандидат исторических наук Лавров, Антон Юрьевич
Ваххабизм в исламе: Истоки и современность2001 год, кандидат философских наук Хайбулаев, Закир Хайбулаевич
Этнорелигиозные и этнокультурные процессы принятия ислама в Центральной Азии: философско-религиоведческий анализ2011 год, кандидат философских наук Гуломов, Тоджиддин Мирзоалиевич
Раннее исламское государство и формирование исламских представлений о власти2010 год, кандидат юридических наук Сафаров, Бахтовар Амиралиевич
Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Хукмишоев, Зафаршо Диловаршоевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Идеологическое учение ислама продолжает оказывать свое воздействие на умонастроения сотен миллионов жителей стран Азии и Африки. Для многих из них ислам является мировоззрением и сознанием, проводя сравнительные исследования трех крупнейших религий мира- буддизма, ислама и христианства выделяют следующие специфические черты ислама:
Во-первых, его историзм, затем его структурное единство и наконец идей равенства зафиксированных в его теологических доктринах. Исламский взгляд на исторический процесс по ряду аспектов, коренным образом отличается друг от друга. Например, шииты согласны с суннитами, что мусульманская история со времен четырех праведных халифов (632-661 гг.) предстает большей частью как «сказ о беде». Однако, если сунниты воспринимают развитие истории с того момента, в основном, как «движение от идеального государства», шииты ж, наоборот, рассматривают это движение как направленное на достижение и установление справедливого правления на земле. Процесс движения в современность, в мусульманском, да и в целом, во всем афро-азиатском мире по ряду параметров существенно отличается от западной модели.
Так, например, между священником и имамом существуют немалые различия. Священник, который служит посредником между человеком и богом. Получает свою власть, как бы выполненья свои священные обязанности, имам же напротив, не играет такой роли, но использует свои знания мусульманского права, чтобы быть примером, учителем, лидером общины.
Священник руководит своей общиной в области веры и вызывает переполох, когда заходит слишком далеко в политике; халиф же является политическим лидером, но встречает сильную оппозицию, если берет на себя смелость делать самостоятельно религиозное толкование или заявление. Органические религиозные системы- ислам и иудаизм- направлены на установление принципа неразрывности между религией и обществом, в то время как в церковных религиозных системах- буддизме и католицизме существенная роль принадлежит организационным и структурным институтам: буддийский орден монахов - сангха и экклексия- ассамблея христиан. Дословный перевод термин сангха и экклексия означает «ассамблея, группа, которая состоит особняком от общества».
Для мусульманина ислам, это прежде всего, регламентация всех сторон и аспектов жизни и смерти верующего. Для него ислам это не абстрактная, а воплощающая в реально существующей повседневной практике идея. Органическая взаимосвязь положения религии и политики характеризует по многим показателям мусульманскую общину исламских государств Азии и Африки. В отличие от христианства ислам это не только личное дело верующего, где доминирующим является сознание индивидуума. Ислам с момента своего возникновения был государственной религией, он обосновывал концепцию власти и намечал контуры идеальной общины, члены которой должны были одновременно верующими и гражданами.
Ислам нельзя понимать в узкорелигиозном смысле, как скажем, христианство и состоящим из религиозных обрядов, верований и этнических правил и не более того. Ислам сильно влиял на формирование системы экономических и различных форм государственного правления. Ислам закрепил сам факт создания централизованного государства, явление политизации ислама появилось практически одновременно с зарождением самой исламской религии.
Пророк Мухаммед был религиозным лидером и государственным деятелем одновременно. Наряду с другими причинами это способствовало формированию ислама как политической религии.
Концепции «уммы» нет такой концепции ни в одной религии, ни в одном философском учении, хотя отдельные ее элементы, безусловно, заимствованы из мировых религий. В понятие «умма» вкладывается единство мировоззрения и действий всех мусульман, основанное на братской любви, терпимости, взаимном уважении и способности понимать других. Исламское братство якобы стирает государственные границы, разницу между черными и белыми, арабами и неарабами богатыми и бедными, азиатами и африканцами. Развитие процессов религиозной интеграции в мусульманском мире препятствует множество факторов, основными из которых являются: противоречия между феодально-монархическими, буржуазно-националистическими и прогрессивными режимами в мусульманском мире, развернувшейся между крупными нефтедобывающими странами, имеющими различные социальные системы (Саудовская Аравия, Пакистан, Иран,Ирак,Египет,Ливия); соперничество за лидерство в мусульманском мире, проявление национальных противоречий в международном плане (палестинская , курдская проблемы, проблема белуджей, проблема пуштунистана): наличие взаимных территориальных притязаний (Саудовская Аравия- Оман, Ирак-Кувейт, Ирак-Иран, Марокко-Алжир, Иран - Авганистан, Саудовская Аравия- ЙАР, Иран-ОАЭ, Иран-Бахрейн,); разногласия и противоречия между основными направлениями ислама.
Концепции «умма»- религиозная общность - мусульманская солидарность- исламский блок- единое исламское государство возникает, как правило, внутри исламского мира на острие противоречия. Поэтому из данной схемы выделяется идея «мусульманской солидарности» как практически наиболее целесообразное в современных условиях формула для взаимоотношений между мусульманскими государствами. Вторая половина 70-х начало 80-х гг. XX века ознаменовались усилением активности ислама на международной арене, развертыванием движения исламской солидарности. Широкое распространение получили в этот период различные социальные концепции ислама в десятках стран земного шара, в том числе и вдали от районов традиционного распространения этой религии, было организовано строительство множества исламских центров и мечетей. Стало обычным явлением проведение всевозможных международных исламских конференций, симпозиумов, семинаров, совещаний. Среди многих факторов, способствовавших такому развитию событий, следует назвать несколько:
Во-первых, разочаровавшись в капиталистическом развитии, пришла в движение масса мусульман, стремящихся к лучшей жизни.
Во-вторых, засилье империализма в районах распространения ислама, неурегулированность ближневосточного конфликта не только усилило это движение, но и дали стимул для использования им исламских лозунгов.
В-третьих, разразившийся в несоциалистическом мире энергетический кризис привел к тому, что нефтедобывающие мусульманские страны, особенно с консервативными режимами, оказались обладателями огромных сумм нефтедолларов, что не только способствовало значительному усилению их влияния в исламском мире, но и было использовано в целях упрочения позиций «религии истины» в различных уголках земного шара и в борьбе против идеологии и практике научного социализма против всех сил , выступающих с позиции социального прогресса.
Основную цель этих движений «исламской солидарности» составляет учение ислама о единстве всех мусульман планеты. Независимо от их национальности. Являются многочисленные мусульманские организации, среди них своим влиянием и активностью выделяются 3 международные исламские организации:
1. Организация исламской конференции.
2. Всемирная исламская лига.
3. Всемирный исламский конгресс.
В период от роспуска халифата до создания Организации исламской конференции (ОИК) в 1969 году носителями идеи панисламизма выступали Всемирный исламский конгресс (ВИК) и Лига исламского мира (ЛИМ). Эти богословские неправительственные организации претендуют на роль хранителей , чистоты ислама. Именно им поручается разработка различных вопросов, связанных с теологическим обоснованием важнейших направлений деятельности мусульманских межправительственных организаций. ВИК и ЛИМ уделяют большое внимание теории международной «мусульманской солидарности», концепции «Исламского государства», разрабатывает проекты консультаций, «Мусульманское видение» мира в целом. Как ВИК , так и ЛИМ имеет консультативный статус при ООН.
Таджикистан как неотъемлемый часть мирового мусульманского сообщество ныне является членом более 20-и международных и региональных организаций. В настоящее время Республика сотрудничает с 5-ю международными исламскими организациями:
1. Организация исламская конференция (ОИК);
2. Исламский Банк развития (ИБР);
3. Исламская организация по вопросам культуры, науки и воспитания (ИЙСЕКО);
4. Имамат Исмаилитов (Организация Ara Хана по развитию) (АКОН);
5. Организация экономического сотрудничества (ЭКО).
Республика Таджикистан в 2003 году отметила 11 годовщину своего членства в ОИК, она стремится к дальнейшему укреплению и расширению сотрудничества с этой организацией.
Республика Таджикистан является членом ИБР с 1996 года. Таджикистану были предоставлены гранты и кредиты со стороны ИБР для таких проектов как «Проект дороги Кульма- Мургаб», «Проект дороги Шохон - Зигар», «Проект реконструкции и достройки школ Республики Таджикистан», «Проект кардиологического центра», «Проект орошения 6 тыс. гектаров земли в Дангаринской долине» и ряд других проектов.
По инициативе Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмон и Президента ИБР Мухаммад Али был организован международный круглый стол, прошедший с 11 по 15 июня 2000 года в Таджикистане.
Организация Ara Хана по развитию сотрудничает с Таджикистаном с 1995 года. Она сыграла огромную роль в восстановлении мира в нашей стране, учитывая авторитет её основателя - Шоха Карима Ага-Хана спецпосланник Организации Объединенных Наций Пирис Больон и спецпредставитель ООН Дитрих Мерем в 1995 году обсуждали с ними вопросы мирного урегулирования гражданской войны в Таджикистане. Рабочие визиты Ara - Хана в Таджикистан, его неофициальная деятельность в качестве посредника сыграли важную роль в установлении мира в республике в настоящее время, AKDN работает во всех регионах Таджикистана.
Наряду с международными исламскими легальными организациями в Таджикистане, также нелегально функционирует дочерняя структура международной нелегальной исламской организации «Хизб-ут -тахрир ал-исломи (ХТИ). Таким образом, цели которые преследует международные исламские организации в Таджикистане различны. Исламские легальные правительственные и неправительственные организации воздействуют на политику. Таджикистана, ставят целью чаще всего не отличающейся от целей неисламских организаций. Что касается нелегальных организаций, то их цель заключаются в реализации исламского проекта через нарушение правопорядка и стабильности выведения определенных территорий из под сложившейся юрисдикции. Создание параллельных органов власти и вооруженый захват власти. Поскольку это не может не нарушать существующий миропорядок и угрожает национальными интересами, неизбежно возникает противодействие со стороны государственных структур.
После развала СССР и обретения суверенитета, Таджикистан как и другие советские республики должен был решить сложную задачу создания аутентичного собственным традициям политической культуре государство. Ключевыми вопросом в этом плане была проблема взаимоотношений ислама с государствами, так как ислам был и остается важнейшим компонентом культурной, цивилизационной, этнической идентичности в Таджикистане.
Вопрос о месте ислама в обществе и государстве стал важнейшим для урегулирования межтаджикского конфликта.
На наш взгляд история исламского движения от перестройки и до наших дней пережило следующие этапы:
Первый этап (1988-1992 гг.). Этот период отличался просветительской направленностью. В это время сформировался основной состав исламского движения в Таджикистане и в него вошли:
1. Официальное духовенство, которое включало членов и местных представителей Духовного управления мусульман Таджикистана или Казиата республики: последний был филиалом образованного в 1948 г. Среднеазиатского духовного управления мусульман (САДУМ). В 1988 году в эпоху перестройки руководителем Казиата Таджикистана был избран молодой Ходжи Акбар Турачон -зода. Он стал самым ярким представителем политического ислама в Таджикистане. В 1990 году, будучи Козикалоном, он был избран депутатом Верховного Совета республики. Вся его дальнейшая деятельность неразрывно связана с политикой.
2. Исламские реформаторы из партии - Исламского возрождения Таджикистана ( ПИВТ). Наиболее известными представителями этого крыла Исламского движения в Таджикистане были Сайд Абдулло Нури, Мухаммад Шариф Химматзода, Давлат Усмон, Эшон Киемуддин. В этот период ПИВТ стремилась легально участвовать в политическом процессе в качестве парламентской партии, осознавая необходимость длительной просветительской работе по возрождению ислама в стране.
3. Суфийские шейхи- эшоны в Таджикистане традиционно широкое распространение имеют суфийские ордена, прежде всего, Накшбандия. Получившее свое звание по наследству, суфийские шейхи-эшоны обладают огромным авторитетом. Вся территория Таджикистана делилась на сферы влияния тех или иных эшонов. В северном Таджикистане, наиболее модернизированном регионе традиционные социальные структуры были размыты влиянием эшонов незначительно, но все же сохраняются до сих пор.
4. Сельское духовенство - многочисленная группа сельских мул , имеющие скромные познания в исламе, но оказывавшая влияние на все стороны жизни традиционного общества в Таджикистане.
Политическая система Таджикской республики отражает действительность и социально-политическое разнообразие общества, возникшее после распада Советского Союза и завоевания независимости страны.
В последние годы Советской власти, годы горбачевской реформы появились политические кружки, подпольные объединения, группы, которые в последствии назывались партиями. По утверждению С.А. Нури, Д. Усманаи других лидеров ПИВ Т. Группы молодежи республики еще в 1986 году объединились в кружки, пропагандирующие традиции ислама и религиозные ценности. Из числа этих людей, в последствии, в 1990 году многие вошли в ряды. Исламского возрождения. В декабре 1991 года была создана Партия исламского возрождения Таджикистана, деятельность которой в 1992 году несколько раз за нарушение законов и будоражаивание общественно-политической жизни общество приостанавливалась или запрещалась, но в мае 1992 года она практически стала реальной партией. В июне 1993 года Верховным судом Таджикистана она была запрещена, 12 августа 1999 года вновь была разрешена её деятельность. Политизации ислама в Таджикистане во многом способствовали митинги в феврале 1990 года, сентябре -октябре 1991 года, марте-мае 1992 года и гражданская война в 1992-1993 годах, вооруженное противостояние 1992-1994 годов. Таким образом, мы считаем, что для разрешения многих конфликтов религиозного характера участвующем в них, политическим, религиозными группам необходимо дать возможность в рамках конституции, соответствующей страны бороться политическими методами за свои интересы. По нашему мнению все партии должны бороться в первую очередь не за власть, а за национальные интересы, которые превыше всего.
Таким образом, религия является, объективным, неотъемлемым элементом развития общества и человека. Можно сказать, что религия внесоциальная и социальная одновременно. Ее внесоциальность объясняется тем, что она на сегодня существует в любом обществе независимо от его общественно-экономического устройства. Социальность её заключается в том, что она - постоянная спутница человека и общества.
Следовательно, причины способствующие «выживанию» ислама, его воспроизводству в новых поколениях носят как социально-экономический современный характер, так и определяются всем ходом развития ислама на протяжении всей его истории. Политизация ислама, как и политизация всех религий в нашем обществе, так же является следствием «политического возрождения» всего нашего общества, а не результатом эволюции самих религий. Хотелось бы отметить тот факт, что пропаганда, направленная на нашу страну из зарубежных западных и восточных государств, как правило, облачается в политические идеи мусульманско-националистические одеяния. Это делает проблему взаимовлияния религиозного и политического фактора актуальной для будущего развития нашего общества. В нынешних условиях, атеистическое воспитание, как и сам атеизм, снятие с повестки дня, более того, все чаще раздаются попытки вернуться к религиозной системе воспитания.
Как мы отметили, религия является объективным элементом развития человечества. Атеизм также является закономерным явлением в человеческой цивилизации. Речь идет о двух мировоззрениях, каждая из которых имеют свои собственные основания, свою собственную систему воздействия. В то же время, следует учитывать тот факт, что религия сегодня активно используется в качестве политического и идеологического фактора.
Сегодня одна из глобальных проблем - это борьба против исламского экстремизма. Мы хорошо знаем, что все религии в целом, а исламская религия в частности призывают людей к благочестивому поведению, доброте, благородству, соблюдение законов, отпору насилия, предотвращению разврата и к другим высшим человеческим качествам. Поэтому несправедливо приписывать этой гуманной религии причастность к радикализму, жестокости и различными проявлениям насилия. Люди (будь то иудеи, мусульмане, христиане или буддисты) могут бить экстремистами, террористами или злодеями иного рода, однако, это ни в коем случае не означает, что ответственность за их деяниями следует приписывать той религии, которую они исповедуют.
Анализируя роль ислама в политических процессах общества диссертант пришел к следующим выводам:
1. Ислам, образуясь на основе объективных факторов, смог объединить людей посредством своего монотеизма. Таким образом, ислам может действовать как объединяющей идеологией и служить оружием против расизма и нацизма.
2. Ислам, по сущности, не осуждает свободу человечества, а наоборот, в рамках нравственности обеспечивает людям свободу. (Коран 2: 256; 18:29)
3. Ислам призывает людей к справедливости и осуждает насилия (Коран. 4; 59). Справедливость - основа устойчивости государства.
4. Ислам воспитывает людей в духе гуманизма и нравственности. По этому нужно использовать ислам для упорядочения общественной нравственности.
5. На почве низкого уровня религиозного познания рождается религиозный фанатизм.
По этому с целью искоренения таких последствий, необходимо повышать религиозное познание общества и использовать ислам, как мирный фактор.
6. Ислам, с момента своего возникновения был политическим и играл важную роль в социально-политической жизни мусульманских стран. По этому отстранять ислам от политических процессов общество невозможно.
7. Ислам является одним из видов мировоззрения. Поэтому в истории человечества различные политические силы, для осуществления своих интересов, использовали исламскую идеологию.
В случае игнорирования ислама в обществе в исламе, рождаются реакционные силы, которые используют идеологию ислама для реализации своих интересов и могут создать политическую нестабильность в государстве.
Исламская идеология в мусульманских странах имеет огромное влияние и авторитет среди населения, поэтому осторожность и бдительность государства, в этом плане, может способствовать спокойству в обществе и государству в целом.
8. Задача государства состоится в том, что постоянно контролировать за ходом деятельности международных исламских организаций, которые действуют под воздействием зарубежных политических сил, потому, что в любой момент эти силы способны подорвать стабильность общества и негативно повлиять на мирную жизнь общества.
9. После распада Советского союза и создания демократического общества в Республике Таджикистан, под влиянием внешних сил, образовались различные политические силы, одном из которых является, «Хизб-ут-тахрир». Цель этой партии заключается в образовании исламского государства и объединении всех исламских государств в рамках исламского халифата и его противопоставление к неисламскому миру, приводят к противостоянию.
Таким образом, между государством и религией существует взаимное влияние. Государство и религия в социально-политической жизни преследует единую цель. Основная цель государства и религии - это заниматься обеспечением мира, безопасности, свободы и единства общества.
Религия и государство не должны стремиться к тому, чтобы подчинять себе друг-друга. Взаимодействие государства и религии может способствовать упорядочению социально-политических отношений и обеспечению безопасности мира в целом.
Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Хукмишоев, Зафаршо Диловаршоевич, 2007 год
1. Ахбори Маклисп Олии ^ум^урии То^икистон-Душанбе, 1998.-№22.-с.112.
2. Ахбори Маклисп Олии ^ущурии То^икистон-Душанбе, 1999. -№6,-с.279
3. Ахбори Маклисп Олии ^ум^урии Точикистон-Душанбе, 1999.-№12.-с.316
4. Ахбори Маклисп Олии ^ум^урии То^икистон-Душанбе, 2002.-№6.-с.205.
5. Ахбори Маклисп Олии ^ум^урии То^икистон-Душанбе, 2002.№11.-с.243.
6. Закон Республики Таджикистан «О борьбе с терроризмом». Ахбори Маклисп Олии ^ум^урии То^икистон-Душанбе, 1999.-№11.-с.24.
7. Конституция Республики Таджикистан.-Душанбе, Ирфон, 1995.-c.29-33.2. Научная литература:
8. Абдуллоев Ш. Маорифпарварй ва озодфикрй. -Душанбе: матбааи АИ ЧТ, 1994.-c.60.
9. Абдуллоев И.К. О корнях терроризма. После 11 Сентября. -Душанбе: Главная редакция ТНЭ, 2002.-е. 18.
10. Ахмедов А. Ислам в современно идейной политической борьбе. -М.: Политиздат, 1985.-е. 12.
11. Айни С. Бухара. (Воспоминания), -М.,-с.90-96.
12. Бушков В.И., Микулский Д.В. Анотомия гражданской войны в Таджикистане. -М., 1996.-c.19 6.
13. Бартольд В.В. Халиф и султан. Соч. Т.6.-М., 1996.-c.29.
14. Василенко И.А. Политическая глобалистика.-М., 2002.С.360.
15. Вачнер С. Общественное мнение в Таджикистане. 1996. Вашингтон, 1997.
16. Вешиков А. Путь к атеизму. -М., 1965.С.59.
17. Голосов Г. Роль идеологии в процессе формирования пост коммунистических систем: Восточная Европа и Россия. Новая перспектива. Вып. 8.ч.1.-с.137-146.
18. Гафорова М.К., Фомина В.А. Общественное сознание. -Душанбе, 2001.-с. 143.
19. Даль Р. О демократии. -М., 2000.-c.280.
20. Демократические процессц в Центральной Азии: Опыт и перспективы. -Бишкек. 1998.-c.344.
21. Декрет Советской власти. Т.1.-М., 1957.-е. 39.
22. Жданов Н.В., Игнатенко A.A. Ислам на пароге XXI веке. -М., 1989.-е. 325
23. Ерасев Б.С. Социально культурные традиции и общественные в развитиях стран Азии и Африки. -М., 1982.-С.5.
24. Залум А. Демократия низоми куфр аст. 1998.-е. 77.
25. Залум А. Низоми ^окимият дар ислом. 1996.-е. 312.
26. Ибн аль Хасан Бини Му^аммад Бин %абиб аль Басир аль Багдади аль-Маварди. Ал^акам ас-султона Валь -вилоят ад-диннийа. Ат-Табас-салиса. Каир. 1973.-С.5.
27. Ислам на территории бывшей Российской империи. 1998. -с. 125.
28. Юпочков В.В. Религия. Государство, Право. -М., 1998.-c.125.
29. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. -М. Политиздат, 1986.-е. 270.
30. Коровников A.B. Исламский экстремизм в арабских странах. -М., Наука. 1990.
31. Каменский С.А. Институт монархии в странах арабского Востока. -М., 1981.-С.100-112.
32. Керимов Г.М. Поблема войны и мира в исламе. -М., 1983.-е. 159.
33. Кабири М. ПИВТ -партнер в процессе демократизации. О совместимости политического ислама и безопасности в пространстве ОБСЕ. -Душанбе: Шарки озод. 2003.-С.259-260.
34. Малашенко A.B. Исламское возрождение в современной России. -М. 1999.-c.127.
35. Мухаммад Дийа ад-Дин ар-Райис. Ан-назарий ат ас-Сийасийа аль-исламийа. Ат-Табас ас-салиса. Каир. 1960. -с. 115.
36. Махмуд Файад. Аль-фикр ас-сийаси индаль-муслимин. Каир. 1952.-е. 93.
37. Мутахари М. Ислам и требование времени. -Тегеран. 1986.
38. Нуриддинов Р.Ш. идейная борьба лево-демократических и право исламских движений в Афганистане во второй половине XX века -Душанбе, 2003.-е. 384.
39. Нуриддинов Р.Ш. Формирование левых демократических движений в Афганистане. -Душанбе, 2000.
40. Одинцов М.И. России строит советское государство. (1995-1997). Государство, религия, церковь в России и зарубежом. -М., 1997.
41. Опыт ненасилия в XX веке. (под. Ред. P.P. Апресяна).-М., 1996.-е. 266.
42. Олимова С. Политический Ислам в обществе и государстве, диалог или конфронтация? И о совместимости политического ислама и безопасности в пространстве ОБСЕ. -Душанбе:, Шарки озод. 2003.-с.29-30.
43. Олимов М., Олимова С. Политический ислам в современном Таджикистане и ислам на пост советском пространстве: взгляд изнутри.-М., 2001.-е. 197.
44. Пономарев В. Ислам в системе государственной политики Узбекистана и Туркменистана: 1990 годы.-М., 1990.
45. Петров В.Е. Сущность, содержание и формы государства. -М., 1991.-с.170
46. Рабов М. Ислам как социальный феномен. Религия и право. 2003. №1
47. Солиев А.Х. Историческое сознание и развитие духовного мира человека. -Душанбе:, Дониш. 1994.-С.62-63.
48. Степанян М.Т. Исламская демократия и мусульманские концепции в философии и политики Х1Х-ХХвв.-М:. Наука. 1982.-е. 168-169.
49. Такиюдцин Н. Низоми Нашрия «^изб-ут-та^рир».-Киев. 1994.-е. 102.
50. Такиюддин Н. Низоми и^тимои дар ислом. Нашрияи «^изб-ут-та^рир». 1999.-c.225.
51. Шерматова С. Исламский фактор в руках политических элит. И ислам на постсоветском постранстве. Взгляд изнутри.-М: Бизнес-Центр.2001.-е. 200.
52. Ятимов С.С. Идеологический фактор геополитики ИРИ. -Душанбе,2002.
53. Ятимов С.С. Иран: Хомейнизм и международная политика. -Душанбе, 2002.
54. Журнальные, газетные статьи
55. Давлятов Н. Компромисс идеологии. -Душанбе, тамаддун, 2003. №7.
56. Ислам и терроризм. Бизнес и политика, 2002. №3 25 января.
57. Ислом ва худшиносии милли. Чашмандоз, 2001. №3.
58. Краснов Б.И. Теория власти и властных отношений. Социально-политический журнал, 1993. №3-6.
59. Кетлин К.К. Пакты и политика: переходных режим в пост советской Центральной Азии. Журнал демократии. 2003. №3.
60. О корнях терроризма. Бизнес и политика., 2003. №8.1 марта.
61. Религиозный плюрализм и свобода религии. Теодор С. Орлин. Бюллетень ОБСЕ/ БДИПЧ, 1997. Том5. №2.
62. Рахмонов Э.Ш. терроризму надежный заслон. Независимая газета. 2002.№1.
63. Рябов М. Ислам как социальный феномен. Религия и право. 2-2.№1.
64. Сагадеев А. Исламский фундаментализм: жизненный факт или пропагандская функция. -М., 1993. Россия и мусульманский мир. №10.
65. Священный страх: Ислам и проблемы терроризма. Чашмандоз. 2001. №2.
66. Султанов Г. Таджикистан в свете современной мусульманской культуры. Параллели. Бизнес и политика. №52.
67. Таърихи дин ва худшиноси. Тамаддун. 2003. №12.
68. Хомидов О. Двойная игра имомов. Вечорный Душанбе. 2000. 20 января.
69. Центральная Азия: Ислам и государство. Доклад МГПК -Азия. №58. Ош // Брюссель. 2003.
70. Э. Рахмонов на 10-м Саммите ОИК в Малайзии. Народная газета. 2003. №83-84. 22 октября4. Рекомендуемая литература:
71. Абдуллоев М.А. актуальные проблемы критики и преодоления ислама М.А. Абдуллоев, М.В. Вогабов-Махачкала. Даг.кн.изд. 1975. 222с.
72. Абдуллоев М.А. некоторые вопросы теологии ислама. -Махачкала. Даг.кн.изд. 1973.-151с.
73. Аликва Б.А. Некоторые вопросы эволюции современного ислама.-М., Знание. РСФСР, 1979. 37с.
74. Алискерев И.Ш. «Исламский фактор» в подрывной стратегии империализма и реакцйи.-М.: о-во «Знание» РСФСР, 1984. 58с.
75. Ахадов А.Ф. Ислам а погоне на векам. -М.: Политиздат. 1988. -79с. .
76. Ахадов А. Обетовании. Миссия и Мехди. -Исламабад. 1992.-32с.
77. Ахадов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе. -М: Политиздат. 1985.-240с.
78. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. -М: Политиздат. 1982. -270с.
79. Амиров Н. Мусульманская проповедь. -М.: Политиздат. 1978. -80с.
80. Амиров Н. Эволюция ислама в СССР. /2-е издание/-М.: Политиздат. 1973.-15с.
81. Ахмедов С. Философия калама в современном исламе. Автореф.-Душанбе, 2005. -5с.
82. Абдуллоев Ш. Революцияи илми-техники ва ислом. -Душанбе,: Ирфон. 1984.-48с.
83. Абдуллоев Ш. Исломи муосир дар арсаи сиёсат ва идеология. -Душанбе: Ирфон. 1990.-152с.
84. Абдуллоев Ш. Асосхои диншиноси. -Душанбе. «Дониш», 2001.-444с.
85. Абазатов М.А. Политики модернизации Ислама. Грозный. 1960.-40с.
86. Абдурахман бин Хаммад ал Умар. Религия истины. Ташкент. 1993.-62с.
87. Агоев С.И. иран между прошлым и будущем. -М.: Политиздат, 1987.-319с.
88. Алиев Б.А. Современный ислам и наука. -М: Знание, 1991.-64с.
89. Бальтанова Г.Р. Ислам в СССР. Анализ зарубежных концепции.-Казань. Изд-во Казань ун-та, 1991.-164с.
90. Баштров Л.А. Ислам и межнациональные отношения. -М.: Знание, РСФСР, 1990.-52с.
91. Байрамсахатов Н., мавлютов Р. Священные писание и действительность. -Ашхабад, Туркменистан, 1978.-165с.
92. Богатиров А.Г. Концепции по борьбе с преступлениям международного характера. -М., 1990.-136с.
93. Большаков О.Г. история халифата в 3-х Т.-М.: Воточная литература. 2000.-979с.
94. Вешков Л.Н. религия в современной идеологической борьбе. -М., 1981.-128с.
95. Гафуров У. Арабское красноречие в ранни века ислама. Гос. Изд-во Р. Джамила, Худжанд: 1995.-130с.
96. Гоибов Г. Чего добивается Хизб-ут-тахрир. -Душанбе, 2004.-75с.
97. Гросс Джо-Анн. Мусульманская Центральная Азия.: религиозность и общество. Избранные статьи. Д.А.Гросс, санг. Ред и предисл. JI. Додихудоевой. -Душанбе, 2004.-175с.
98. Гаджиев С. Пути преодоления идеологии ислама. Махачкала. Даг. Кн.изд., 1963 .-246с.
99. Гафуров Б.Г. Диалог культур и цивилизации. -М.: фундамент пресс. 2000.-256с.
100. Грюнебаум Г.Э. классический ислам: Очерк истории. -М.: Наука, 1988.-215с.
101. Джалолов М.А. В тени ислама. -Ташкент. Еш гвардия, 1987.-102с.
102. Ермиев Д.Е. Ислам образ жизни и стиль мышления. -М.: Политиздат, 1990.-286с.
103. Ерекешева Л.Г. Религия и политика в Южной Азии. Алма-Аты «Дайж-Пресс»,2005.-184с.
104. Жданов Н.В., Игнатенко A.A. Ислам на пороге XXI веке.-М.: Политиздат, 1989.-349с.
105. Жданов Н.В. исламская концепция миропорядка.: международные правовые, экономические и гуманитарные аспекты. -М.: международные отношения. 1991 .-214с.
106. Зайферт А.К., Кракамайер А. О совместимости политическогоислама и безопасности в пространстве ОБСЕ., -Душанбе, шарки озод, 2003.-270с.
107. Ислам: Религия, общество и государсто (сб.ст.) АН СССР. Институт Востоковедения: От. Редактор П.А. Грязневия, С.М. Прозоров. -М.: Наука. 1984.-232с.
108. Игнатенко A.A. халифы без халифа.-М.: Наука. 1988.-205с.
109. Ислам в современной политике стран Востока (конец 70-х начало 80-х годов XX веке). Наука. -М., 179с.
110. Ислам: проблемы идеологии, право политики и экономики. Наука. -М., 1985.-279с.
111. Ислам и проблемы национализма в странах ближнего и Среднего Востока, под. ред. Ганковского Ю.В. Наука, -М., 1986.-234с.
112. Ислам: Энциклопедический словарь. Наука, -М., 1978.-287с.
113. Ислом: Маълумоти мухтасар,-Душанбе: Ирфон, 1990.-144с.
114. Ислам: происхождение, история и современность, (сб.ст./сост. Кериов Г.М.).-М.: Знание, 1984.-63с.
115. Ислам в политической жизни стран современного Ближнего и Среднего Востока, (сб.ст.)./ АН Арм. ССР, ИН-т востоковедения, (отв.ред. Н.О. огонесян). -ереван: Изд-во Ан Арм. ССР, 1986.-229с.
116. Керимов Г.М. учение ислама о государсте и политике. -М.: Знание, 1986.-63с.
117. Контеров И .Я. Клерикализм -идеология духовного насилия. -М., Педагогика, 1986.-192с.
118. Клочков В.В. Религия, государство, право. -М., Мысль, 1978.-287с.
119. Климович Л.И. Куръон, пайдоиш ва асотири он. -Душанбе: Ирфон, 1990.-240с.
120. Керимов Г.М. Ислам и его влияние на общественно-политическую жизнь народов ближнего и среднего Востока. -М: Знание, 1982.-64с.
121. Крутский Г.Б. Государство и религия. Сталино. Обл. кн.изд.,1959.-26с.
122. Куроедов В. религия в советском государстве. -М.: Прогресс, 1984.-361с.
123. Куроедов В Религия и закон. -М.: Знание, 1970.-61с.
124. Куроедов В. Религия и церковь в советском государстве. -М.: Политиздат, 1982.-253с.
125. Ляхов Е.Г. Терроризм и межгосударственные отношения. -М.: международные отношения, 1991.-212с.
126. Ляхов Е.Г. проблемы сотрудничества государств в борьбе с терроризмом. -М., 1979.-173с.
127. Медведко Л.И., Германович A.B., Именем Аллаха, политизация ислама и исламизация политики. -М: Политиздат, 1989.-254с.
128. Мортазо М. Знакомство с исламскими науками. Муртазо Мухтари.-Душанбе: Деваштич, 2004.-220с.
129. Муртазо М. Адли иллохи. Интишороти исломи, Техрон, 1341.-372с.
130. Мусульманские страны, религия и политика. (70-80гг) сб.ст./ АНСССР, Ин-т востоковедения.: Отв.ред. A.B. Малошенко, И. Музикарж. -М.: Наука, 1991.-181с.
131. Муллаев М. Происхождение и реакционная сущность шариата.-Душанбе: Ирфон, 1967.-185с.
132. Массе Анри. Ислам: очерк истории. Перс. Сфр. (предвел. В.В. Наумконо). Знание изд.-М.: наука. 1982.-191с.
133. Мавлютов Р. Ислам. -М.: Политиздат, 1969.-159с.
134. Малышева Д.Б. Религия и общественно-политическое развитие арабских и африканских стран, 70-80 годы. -М.: Наука, 1986.-228с.
135. Моджарян JI.A. Терроризм: правда и вымысел. -М, 1986.-212с.
136. Моджарян JI.A. Терроризм в мире. -М., 1991.-170с.
137. Монеъ бинни Ханнад Аль-Джухани. Шинохти Одиён ва мазохиби муосир. Тарчумаи Н.Т. Атои -Арабистони Сауди: маркази шинохти исломи Бухори, 1422.-662с.
138. Морис Буводжор. Ислом дар чахони имруз. Тарчумаи Д.М.И. -Техрон: Фарханги исломи, 1361.-247с.
139. Мчелдов М.П. Политика и религия. -М.: Советская Россия, 1987.-256с.
140. Мизун Ю.В. Мизун Ю.Г. Ислам и Россия. -Москва.: Вече -2004.-368с.
141. Мусульманские страны у границ СНГ. -Москва.: ИВРАН «Крафт» 20о1.-336с.
142. Назаров X. Омолу афкори Чамолиддин Афгони.-Душанбе,: Дониш, 1981.-106С.
143. От нетерпимости к согласию.-М., 1999.-320с.
144. Одинаев Я.К. Коран. -Душанбе: Маориф, 1991123 8,16с.
145. Петрушевский И.П. Ислам в иране в XII-XVbb. 1996.
146. Пиотровский М.Б. Кораническое сознание. -М.: Наука. 1991.-217с.
147. Саидбаев Т.С. Ислам: история и современность. -М.: Знание, 1985.-65с.
148. Степанов Р.Н. ислам в современном мире. -М.: Ленинград. Орг.о-во Знание, РСФСР, 1985.-17с.
149. Сайид Мучтабо Рукни Мусавии Лори. Ислом ва соиои тамаддуни Гарб. Маркази нашри маориф дар чахон. Техрон, 1379.-413с.
150. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции и политике (Х1Х-ХХвв). -М.: Наука, 1982.-248с.
151. Свинков Б. Воспоминание террориста. -Ереван: Арявик. 1990.-384с.
152. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. -М.: Наука, 1986.-259с.
153. Сулимова Т.С. Ислам и национализма в социально-политических концепциях в арабских странах. -М., 1989.-172с.
154. Шарипова Р.Ш. Концепция национального просвещения в мусульманских странах: соотношение ислама и секуляризации. -М: Наука, 1991.-140с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.