Роль фольклора в становлении региональной культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Рассохацкая, Оксана Викторовна

  • Рассохацкая, Оксана Викторовна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2004, Нижневартовск
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 147
Рассохацкая, Оксана Викторовна. Роль фольклора в становлении региональной культуры: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Нижневартовск. 2004. 147 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Рассохацкая, Оксана Викторовна

Введение.

Глава 1. Фольклор как фактор формирования отечественной культуры.

§ 1. Языческо-христианские традиции в формировании русского фольклора.

§ 2. Фольклор в контексте народной культуры.

§ 3. Особенности формирования и основные характеристики культуры русскоязычного населения Сибири.

Глава 2. Своеобразие песенного фольклора в условиях региональной культуры.

§ 1. Песенный фольклор в контексте региональной традиции

Западной Сибири.

§ 2. Истоки формирования песенной традиции Ханты-Мансийского автономного округа.

§ 3. Жанрово-тематическая направленность песенного фольклора Ханты-Мансийского автономного округа.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль фольклора в становлении региональной культуры»

Актуальность исследования. Диссертационная работа посвящена исследованию роли фольклора в становлении региональной культуры Ханты-Мансийского автономного округа, особенностям формирования, современному состоянию и основным тенденциям его развития в условиях становления культуры региона.

Изучение региональных версий русской народно-песенной культуры принадлежит к числу важнейших задач современной фольклористики. Особую остроту названное направление научных исследований приобретает по отношению к фольклорным традициям позднего формирования, сложившихся в результате «вторичной» локализации и взаимной адаптации разнородных элементов, коренных народно-песенных систем европейской России. Одна из таких поздних региональных культур, сформировавшаяся в Ханты-Мансийском автономном округе, рассматривается в настоящей диссертации. Из всего спектра тем, в русле которых может развиваться исследование названной региональной традиции, в работе избрано изучение Западно-Сибирской традиции, характеризующей русскоязычное население в структуре национальной традиции народного музыкального творчества.

Сложный этнический состав населения Западной Сибири определил такую черту культуры региона, как обостренное чувство национального. Переселенцы, осваивавшие новые земли, приносили с собой собственные традиции народной культуры из различных регионов России. Впоследствии они частично, обычно незначительно, изменялись, приспосабливаясь к иным условиям, но в основе своей бережно сохранялись. В ситуации оторванности от привычного уклада жизни песенный фольклор, обычаи, обряды, праздники становились знаком связи с родиной, приобретали особый смысл. Сегодня мы нередко встречаемся с элементами песенного фольклора разных регионов в пределах одного поселения. В этом проявляется охранительная функция культуры, когда явления, даже утратив, свои корни, видоизменяясь, продолжают существовать. Свидетельством важной роли национального своеобразия является так называемый сибирский стиль или, в терминологии 1920-х годов, стиль - «сибиряка». В народном музыкальном творчестве он является музыкально-певческим стилем, характеризующим региональную традицию Сибири, то есть системой тем, жанров и особых средств выразительности. Известный этнограф-структурист К.Леви-Стросс утверждал, что совокупность обычаев одного народа всегда отмечена каким-то стилем. В результате образуются системы, основанные на сочетании различных идей, которые можно воссоздать.1

Выбор темы также обусловлен тем, что освоение Сибири происходило в течение длительного периода. В связи с открытием месторождений нефти и газа во второй половине XX в. наблюдался активный процесс освоения севера Западной Сибири. Наряду со сложившимися культурными центрами -Тюменью, Тобольском, Омском, на карте стали появляться новые города — Нефтеюганск, Мегион, Нижневартовск. Жители городов, вошедших в состав Ханты-Мансийского автономного округа, прибывали из разных регионов России и союзных республик, население становилось многонациональным, при этом традиции прежней родины локализовались. В рамках развития округа происходило взаимопроникновение культур, фольклор постепенно приобрел межнациональный характер. В результате, в контексте общепринятой в фольклористике региональной традиции Сибири, выделилась новая фольклорная традиция, характеризующая ЗападноСибирский регион.

Между тем, последние десятилетия XX века народная художественная

1 Леви-Стросс К. Печальные тропинки / К. Леви-Стросс. - М.: Наука, 1984. - С. 78. культура Западной Сибири стала объектом пристального внимания со стороны ученых, особенно этнографов, культурологов, социологов, фольклористов - Омской, Новосибирской школ. Однако северная часть региона, включающая территорию Ханты-Мансийского автономного округа, остается малоисследованной.

Обращаясь к данной теме, необходимо отметить актуальность возрождения, сохранения и развития народной культуры, ее воздействия на духовный мир человека. Учитывая стоящую в округе проблему национального самоопределения, взаимосвязи морального и этнонационального, отметим, что именно фольклор формирует в людях чувство принадлежности к своему народу, способствует сохранению нравственных норм, выработанных предшествующими поколениями.

Назрела необходимость говорить сегодня о том, что фольклор русскоязычного населения округа представляет самобытную песенную традицию в структуре русского музыкального фольклора. В связи с этим, особое внимание в диссертации уделено детальному анализу истоков возникновения, жанрово-тематической направленности, а также определению роли фольклора в условиях становления региональной культуры.

Цель и задачи исследования. Цель диссертации - исследовать песенный фольклор русскоязычного населения Ханты-Мансийского автономного округа, и его роль в становлении культуры региона.

В соответствии с данной целью были определены следующие задачи:

- сопоставление влияния традиций язычества и христианства на формирование русского фольклора;

- выделение этапов становления фольклора в контексте народной культуры;

- определение характеристик культуры русскоязычного населения Сибири;

- выявление основных признаков функционирования песенного фольклора в контексте Западно-Сибирских региональных традиций культуры повседневности;

- установление истоков формирования и современного состояния песенной традиции Ханты-Мансийского автономного округа;

- структурно-типологическое исследование жанрово-тематической направленности песенного фольклора Ханты-Мансийского автономного округа.

Объектом исследования является региональная культура Ханты-Мансийского автономного округа, включающая в себя различные виды этнонациональных культур, со своими языковыми особенностями, фольклором, традициями повседневной жизни.

В качестве предмета диссертационного исследования рассматривается песенный фольклор русскоязычного населения Ханты-Мансийского автономного округа как важнейший фактор формирования региональной культуры.

Гипотеза исследования. В становлении того или иного культурного типа определяющую роль играет культура повседневности, основные тенденции которой наиболее ярко выражены в фольклоре.

Степень научной разработанности проблемы. Изучение различных пластов фольклора ведется уже не первое столетие. Характерный период начальной стадии исследований различных сфер народной культуры, основной составляющей которой является фольклор, датируется XVIII - первой третью XX вв., в это время основополагающими стали труды М.Д.Чулкова, И.Сахарова, А.Терещенко.

Научный интерес к фольклору, национальным корням, истории народной жизни возник еще в эпоху романтизма. В России активная работа по собиранию, фиксации и изучению памятников народной культуры началась в первой половине XIX в. Оформились различные школы и направления: мифологическая (Ф.И.Буслаев, О.Ф.Миллер, А.Н.Афанасьев), сравнительно-историческая (А.Н.Веселовский), историческая (В.Ф.Миллер, Н.С.Тихонравов, М.Забылин и другие). Одной из причин интереса к фольклору Г.Ф.Фроловский считал пробуждение исторического чувства - одного из самых характерных признаков культуры ХГХ в. 1 Середина XIX в. - период развертывания первых дискуссий славянофилов (К.С. и И.С.Аксаковых, И.В и П.В.Киреевских, А.С.Хомякова) и западников (П.Я.Чаадаева, П.В.Анненкова, И.С.Тургенева, К.Д.Кавелина и другие) о русской идее, русском характере, пути исторического развития России, поиске содержания понятий «народ», «народность», «нация», «национальное своеобразие».

Активизация процессов осмысления народного искусства стимулировала возникновение специальных исследований его истории. Возникает фольклористика, появляются исследования русской мифологии. Разные науки на протяжении XIX в. обращались к изучению народного искусства: история, филология, этнография, искусствоведение (А.Н.Афанасьев, П.А.Бессонов, Ф.И.Буслаев, о. И.Вениаминов, М.Забылин, П.В.Кириевский, А.А.Коринфский, П.ИЛкушин). Первые десятилетия XX в. ознаменовались выходом фундаментальных трудов по

1 Фроловский Г. Пути русского богословия / Г. Фроловский. - М.: Наука, ] 991. - С. 232.

2 Азадовский М.К. История русской фольклористики. В 2-х т. Т. 1 / М.К. Азадовский. - М.: Б.и., 1958; Т. 2.

- М.: Б. и., 1963. изучению традиционной народной культуры, которые внесли ясность в определение этих понятий (например, разработки Д.К.Зеленина). Примечательно, что исследователи не ограничивались освящением проблемы в рамках конкретных научных дисциплин, это вылилось в осознание необходимости рассмотрения народного искусства в широком культурно-историческом контексте.

Сегодня можно утверждать, что потребность в изучении русской народности, характера и особенностей русского народа как нации, пластов народной культуры способствовала развертыванию культурологических исследований, окончательно оформившихся в XX в. — Н.А.Бердяева, Н.Я.Данилевского, С.Д.Домникова, Ф.М.Достоевского, Н.ОЛосского, Б.А.Рыбакова, А.И.Солженицина, П.А.Флоренского, А.С.Хомякова, многих других исследователей и философов.

Изучение фольклора было продолжено в XX в. - М.М.Бахтиным, Е.В.Гиппиус, В.Е.Гусевым, А.С.Каргиным, К.В.Квиткой,

Э.В.Померанцевой, А.Потебней, В.Я.Проппом, Б.Н.Путиловым, К.В.Чистовым. В своих работах авторы рассматривали не только вопросы становления и развития фольклора, но и процессы его социального функционирования.

Комплексному изучению культуры русскоязычного населения Сибири посвящены работы ряда исследователей второй половины 1920вв. - Г.Миллера, И.Фишера, В.К.Андриевича, Г.Н.Потанина, А.П.Щапова, А.Новоселов, Н.М.Ядринцева, Х.МЛопарева, С.Швецова, М.Швецовой, И.Я.Неклепаева, А.А.Макаренко, М.К.Азадовского, Г.С.Виноградова, М.М.Громыко, Н.А.Миненко, Н.А.Томилова. Значительный вклад в исследовании фольклора Сибири был сделан фольклористами и музыковедами - Ф.Ф.Болоневым, Л.Н.Виноградовой,

Л.В. Лазаревым, Н.В.Леоновой, Т.ГЛеоновой, М.Н.Мельниковым, Мехнецовым, Л.В.Новоселовой, Л.Е.Элиасовым, И.З.Ярневским.

Теоретическая база исследования. Основу теоретического исследования составили культурологические, философские работы Н.А.Бердяева, Л.Н.Гумилева, Н.Я.Данилевского, Д.СЛихачева, Х.Ортеги-и-Гассета, О.Шпенглера. Исследование в значительной мере опирается на ряд работ в области фольклористики: этнографии, этнокультуры, этноистории, сибиреведения: зарубежных — К.Ф.Карьялайнена, Г.Ф.Миллера; отечественных - М.К.Азадовского, Ф.Ф.Болонева, В.Е.Гусева, С.Д.Домникова, М.Забылина, А.С.Каргина, К.В.Квитки, А.М.Мехнецова, Ю.Миролюбова, Т.В.Поповой, Г.Н.Потанина,

A.А.Потебни, В.Я.Проппа, Б.Н.Путилова, Б.А.Рыбакова, К.В.Чистова,

B.М.Щурова. Большое методологическое значение в определении отличительных черт сибирского фольклора имеют работы собирателей фольклора - А.В.Андрианова, Н.А.Андриановой, А.Н.Афанасьева, В.Ф.Булгакова, А.В.Жилинской.

Методологические основы исследования. Методология исследования охватывает комплекс подходов, сформировавшихся в культурологии, этнографии, этномузыкознании, этнолингвистике, фольклористике.

Общим методологическим основанием явилась концепция культуры как способа бытия человека в мире, культурологический и исторический подходы к определению музыкального фольклора как важной части общечеловеческой культуры. Аксиологический подход способствует осознанию значимости фольклора для отечественной культуры.

Для решения поставленных задач были использованы методы теоретического анализа: историко-культурологический, интервьюирование, экспедиционный метод исследования в полевых условиях.

В диссертации реализован системный подход к изучению фольклора Ханты-Мансийского автономного округа, ранее применявшийся при исследовании обрядового фольклора. Традиционный фольклор трактуется в работе как целостный текст, объединяющий между собой два компонента - этнографический и музыкальный, каждый из которых определенным образом отражает его содержание. При определении жанрово-тематической направленности песенного фольклора используется сравнительный анализ. Ритмико-мелодические закономерности музыкального фольклора рассмотрены с позиций структурно-функционального метода. Типологические и региональные черты песенного фольклора Ханты-Мансийского автономного округа выявлены посредством сравнительно-исторического метода.

Научная новизна исследования. В диссертации введен в научный обиход обширный круг новых фольклорно-этнографических материалов, значительно расширяющих сложившиеся ранее представления о русском песенном фольклоре Ханты-Мансийского автономного округа.

В диссертации показано, что длительность проживания переселенцев из Самарской, Пензенской, Ульяновской областей на территории Западной Сибири не стала препятствием для сохранения традиций прежней родины, таких как декоративно-прикладное и устное творчество, хореография, комплекс одежды, ведение хозяйства, обряды и обычаи, музыкально-певческий стиль сохранены до настоящего времени.

В настоящей работе впервые предпринято комплексное исследование музыкального фольклора, принадлежащего современному этапу освоения Западной Сибири. Впервые региональная традиция

Западной Сибири рассмотрена в качестве самостоятельного музыкально-певческого стиля.

В диссертации выделена ранее неисследованная песенная традиция Ханты-Мансийского автономного округа, самобытная и зрелая, что свидетельствует о русско-сибирском типе культуры.

Личный вклад автора выражен разработанной в исследовании совокупности положений и выводов о жанровой структуре фольклора в условиях становления региональной культуры Ханты-Мансийского автономного округа. В частности, со второй половины XX века произошла корректировка жанровой структуры отечественного песенного фольклора, широкое распространение получили песни, характеризующие современность. При этом, как показано в диссертации, традиционные пласты фольклора остались неприкосновенными.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в работе новые фольклорно-этнографические источники, а также ее теоретические положения и выводы имеют несомненное значение для дальнейшего исследования феномена русско-сибирской культуры, основу которой составляют фольклорные традиции русскоязычного населения Ханты-Мансийского автономного округа. Материалы диссертации могут найти применение в научно-исследовательской, учебно-педагогической и концертно-исполнительской сферах. Методика собирания музыкального фольклора и научной обработки записи, аналитические методы, использованные при написании работы, расширяют содержание вузовских учебных курсов «Народное музыкальное творчество», «Музыкальный фольклор Сибири», «Народная культура», «Культура народов Сибири», «Фольклорная практика»; «Песенно-инструментальный фольклор обско-угорской традиции», будут способствовать исследованию фольклора студентами. Песенные материалы, рассмотренные в диссертации, могут быть включены в репертуар фольклорных ансамблей.

Апробация результатов исследования. Отдельные положения диссертации обсуждались на методологическом семинаре кафедры теории и истории культуры Нижневартовского государственного педагогического института. С докладами по исследованной теме автор выступал на Международной научной конференции «Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия» (г.Нижневартовск 2003г.), Всероссийских научных конференциях, посвященных проблемам содержания регионального компонента в высшем образовании (г.Нижневартовск 2001-2002гг.), народной культуры (г.Омск 2003г.). На основе материалов диссертации разработаны и внедрены учебные программы по курсам: «Народное музыкальное творчество», «Музыкальный фольклор Сибири», «Фольклорная практика», «Песенно-инструментальный фольклор обско-угорской традиции», опубликованы статьи и тезисы. Сценическая интерпретация фольклора песенной традиции Ханты-Мансийского автономного округа осуществляется фольклорным ансамблем «Додола». Положения, выносимые на защиту.

1. Фольклор имеет конкретно-историческую окраску и конкретно-исторический смысл: сакральный, ритуальный, эстетический, прагматический. Каждый исторический период отмечен возникновением различных фольклорных волн, при этом каждый фольклорный жанр отличают свои закономерности и фазы становления и включения в народную культуру.

2. Процесс формирования фольклора русскоязычного населения Сибири способствует становлению русско-сибирского типа культуры как особенного проявления славянского культурно-исторического типа.

3. В результате заселения Сибири культурные традиции, характерные для различных групп сибирского населения — старожильческого, новопоселенческого и позднепереселенческого — претерпели трансформацию, что привело к взаимопроникновению региональных традиций, а также различных этнических культур. Этот процесс повлек за собой образование особой традиции в русском музыкальном фольклоре, который принято именовать «Сибирская».

4. Современным этапом освоения Сибири можно считать вторую половину XX в., когда происходило культурно-историческое взаимодействие региональных традиций Поволжья и Сибири. Имеющиеся факты свидетельствуют о том, что существуют группы признаков, определяющих своеобразие местных традиций в музыкальном фольклоре, на основе чего можно сделать вывод о выделении особой - Западно-Сибирской - региональной традиции.

5. В условиях становления региональной культуры Ханты-Мансийского автономного округа образована самобытная песенная традиция. Жанрово-тематическая направленность песенного фольклора обусловлена сплавом этнических культур, а также сочетанием элементов традиционного и привнесенного, появившегося в результате интенсивного промышленного освоения данного региона.

6. В региональной культуре Ханты-Мансийского автономного округа практически не учитываются интересы старожильческого населения. Приоритетным направлением является культура аборигенного населения, что ярко выражено в культурной политике округа.

Структура и объем диссертации обусловлены последовательностью разрешения основных задач и целей исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. Общий объем диссертационного исследования составляет 147 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Рассохацкая, Оксана Викторовна

Заключение

В современных условиях развития России, характеризующихся национальными конфликтами и размежеванием по этническому принципу, в период регионализации отечественной культур, актуализируется проблема этнокультурной специфики народов России и формирования толерантного отношения к иноэтническим культурным явлениям. Единство культурного пространства России состоит из большого числа регионов. Процесс регионализации обнажил специфику содержания структурной целостности регионов, поставил основную задачу, связанную с выявлением, сохранением и развитием своеобразия региональных культур.

Ханты-Мансийский автономный округ занимает значительную территорию России, расположенную в Сибири, имеет свои особенности, которые обусловлены его историей, культурой, национально-этническим составом населения, а также отношением к традициям и содержанию духовной жизни. Одной из особенностей условий формирования региональной культуры является сложный этнический состав населения, неустойчивый ввиду миграционных процессов. Значительное влияние на состав культуры оказывают межэтнические культурные связи. Процесс соседства и взаимовлияния различных национальных культур является стимулом для их процветания и развития. Совершенно очевидно, что в настоящее время необходимо проведение в Ханты-Мансийском автономном округе научных исследований направленных на выявление характерных особенностей различных видов этнических культур, фольклора, которые в дальнейшем будут способствовать процессу формирования региональной культуры.

Таким образом, главную цель данного диссертационного исследования - анализ песенного фольклора русскоязычного населения Ханты

Мансийского автономного округа, сформированный в результате взаимопроникновения национальных традиций русскоязычного населения, прибывшего из различных регионов во второй половине XX в., и его роли в становлении культуры региона — можно считать достигнутой. Об этом свидетельствует решение поставленных исследовательских задач.

Во-первых, в диссертации сопоставлено влияние язычества и христианства на формирование русского фольклора. Формирование архаического фольклора своими корнями уходит в древние языческие традиции. Позиция приспособления сложившихся веками народных обычаев и обрядов к христианской идеологии, избранная Церковью, сыграла свою роль: языческие традиции утрачивали первостепенное значение. Смысл обрядов забывался и отмирал, но внешние формы праздничных действий оставались неизменными. Народный сельскохозяйственный календарь со временем обрастал христианскими идеологическими надстройками. Древнейшие пласты музыкального фольклора, приуроченные к земледельческому календарю, получили название календарно-обрядовых и явились важнейшим элементом традиционно-бытовой культуры народа. Семейно-бытовые традиции Древней Руси составили основу семейно-обрядового фольклора, который получил распространение во всех слоях общества, в отличие от календарного фольклора, возникшего в крестьянской среде.

Сплав язычества и христианства существенно повлиял на всю жизнедеятельность русского народа, на его отношение к природе, социальное общение, внутренний мир личности. Мы согласны с утверждением Ю.Миролюбова о том, что: «.религия обнаруживается в фольклоре. Религиозное чувство Русского народа всегда было глубоким, и редки были в народе атеисты. Но что многие наши Православные Обряды имели Языческую форму, в которую влито Христианское содержание, это вне сомнения или споров. Больше того, наука давно уже признала тот факт, и то же самое встречается в обрядах Католической Церкви, а не только Православной».1

Подобные явления были характерны и для западноевропейского средневековья, и для восточных культур. Однако на Руси ни один из взаимоисключающих процессов не реализовался до конца, а в отношениях между ними установился драматический параллелизм - двоеверие. Причем, это не был переходный этап. Полноценные языческие верования и обряды обнаруживались в крестьянской среде и в начале XX в. Двоеверие обусловило различные смысловые пласты культуры, разные поведенческие механизмы, а также синтез в произведениях архаического фольклора, что повлекло за собой процесс развития и образования его различных элементов, которые параллельно существуют и дополняют друг друга до настоящего времени.

Во-вторых, нами были выделены этапы становления фольклора в контексте народной культуры. Воздействие музыкально-поэтического фольклора на народную художественную культуру очевидно. Наиболее ощутимо оно происходит в периоды становления, что и характеризует эпоху XVIII-XX вв. По своей функциональной направленности народная культура на всем протяжении развития - от язычества до современности - выступает как полифункциональное явление. Структура народной художественной культуры представляет собой взаимодействие фольклора, художественной самодеятельности, неофольклора, фольклоризма, декоративно-прикладного и художественно-прикладного искусства. Фольклор - уникальное самобытное явление в народной культуре, благодаря которому осуществляется преемственность поколений, их приобщение к национальным жизненным истокам. Фольклор имеет конкретно -историческую окраску и конкретноисторический смысл: сакральный, ритуальный, эстетический, прагматический.

Подчеркнем, что каждый исторический период отмечен возникновением различных фольклорных волн, при этом каждый фольклорный жанр отличают свои закономерности и фазы становления, расцвета, затухания, включения в народную культуру. В данном случае уместно отметить, что понятие жанр изменяет свое содержание с изменением общественно-исторических условий развития духовной культуры народа. Поэтому фольклор отражает результаты коллективного творчества представителей, разных социальных слоев населения России. Лучшие образцы фольклорных произведений развивают чувственно-эмоциональную сферу, формируют культуру межличностных отношений, оказывают непосредственное влияние на развитие и становления народной культуры.

Фольклор, прошедший тысячелетний путь развития, со второй половины XIX в. приобрел новое значение в отечественной культуре, превратившись из универсального явления в одну из ее художественных парадигм.

В-третьих, в исследовании даны характеристики культуры русскоязычного населения Сибири. Учитывая длительный процесс ее освоения, сложные климатические условия, внутренние миграции населения, взаимодействие с аборигенами, на ее территории сложилось русскоязычное в своей основе население, со свойственной ему этнической культурой, обладающей рядом характерных особенностей, которые в целом выделяют ее из общерусской культуры. Как и Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер видел культуру как совокупность культурно-исторических типов и пришел к выводу о том, что существует русско-сибирский тип культуры. Попытки исследовать различные аспекты данного типа культуры предпринимались, как ранее отмечалось, со второй половины XIX - начала XX вв., полученные результаты в рассматриваемый период до сих пор сохраняют свою актуальность, являясь основой для более обстоятельного и комплексного изучения.

Таким образом, выявленные в диссертации характерные черты культуры русскоязычного населения Сибири, создают предпосылки для исследования русско-сибирского типа культуры, оказывающего непосредственное влияние на развитие как славянского культурно-исторического типа, так и государства в целом.

В-четвертых, в работе выявлены основные признаки функционирования песенного фольклора в контексте Западно-Сибирских региональных традиций культуры повседневности. Фольклор как система, в материальных и духовных выражениях, в реальных «единицах» текстов может существовать только как региональный. Понятие общенародного он приобретает в результате взаимодействия между региональными традициями. Общенародные признаки выделяются из традиций как ряд обобщений, универсалий, интегрирующих качеств. Результаты исследований песенного фольклора дают основания утверждать следующее: рассматриваемый регион представляет собой территориальное образование с самобытной песенной культурой, сформированной в процессе его освоения и сохраняющей традиционный (привнесенный) песенный фольклор до настоящего времени.

В-пятых, установлены истоки формирования и современное состояние песенной традиции Ханты-Мансийского автономного округа. Песенная традиция Ханты-Мансийского автономного округа составляет основу местной традиции в структуре национальной традиции народного музыкального творчества, характеризующей общий фольклорный процесс. В результате интенсивных миграционных процессов в Ханты-Мансийский автономный округ, переселенцами из Самарской области была перенесена средневолжская песенная традиция. Здесь следует иметь в виду, что группы поволжских переселенцев отмечены на всех этапах освоения Сибири. Следовательно, элементы средневолжской песенной традиции присущи как старожилам, так и недавним переселенцам. В результате перемены условий бытования, длительной обособленности в суровых климатических условиях, территориальной отдаленности от Поволжья, взаимодействия с аборигенным населением, изменения хозяйственного и бытового уклада, средневолжская песенная традиция, на территории округа приобрела самобытные черты. Прежде всего изменились характер и форма бытования народных песен, большая часть песен в связи с продолжительной зимой стала исполняться в помещении, что отразилось на обрядах и праздниках, волжская манера пения становится полуприкрытой. Однако существенных изменений не претерпевают жанрово-тематический состав песенного фольклора, ладовая организация песен, диалектные особенности, музыкальная стилистика. Песенная традиция поволжских переселенцев - средневолжская - лежит в основе образования самобытной песенной культуры Ханты-Мансийского автономного округа.

Наконец, в диссертации представлено структурно-типологическое исследование жанрово-тематической направленности песенного фольклора Ханты-Мансийского автономного округа. В целом территория Ханты-Мансийского автономного округа представляет собой самобытную певческую традицию в русском народном музыкальном творчестве, которая отмечена распространением следующих песенных жанров: свадебных, лирических, плясовых, игровых, исторических песен, городских романсов. Характерной особенностью песенного фольклора округа является вариативность, проявляясь, в фольклорных произведениях образует группы.

Исторически обусловленным является факт взаимопроникновения украинских песенных традиций в репертуар русского населения. В результате процесса ассимиляции, песни поволжских мигрантов закрепляются в репертуаре переселенцев из других регионов России. Песенный репертуар русского населения Ханты-Мансийского автономного округа определяется как многослойный и смешанный. Здесь окончательно реализуется цель диссертации, подтверждается гипотеза о том, что при образовании того или иного типа национальной культуры основу ее составляет культура повседневности, важнейшие тенденции которой ярко выражены в фольклоре.

Проблематика, связанная с определением роли фольклора в условиях становления региональной культуры Ханты-Мансийского автономного округа исследована недостаточно. Поэтому в рамках данной диссертации невозможно в полной мере осветить все вопросы, связанные с ней. На территории округа необходимо проведение научных исследований, направленных на выявление характерных особенностей различных видов культур, а также фольклора, которые будут способствовать процессу формирования региональной культуры.

Дальнейшее изучение современного состояния региональных традиций в музыкальном фольклоре позволит решить ряд проблем, связанных с их сохранением и продолжением, развитием и осознанием специфики народного искусства и культуры Сибири. Все это будет способствовать более глубокому пониманию процесса становления русско-сибирского типа культуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Рассохацкая, Оксана Викторовна, 2004 год

1..Авдеева Е. Очерки масленицы в Европейской России и Сибири в городах и деревнях // Е. Авдеева. Отеч. Зап. Т.62. Вып. 2. - 1849. - С. 120-230.

2. Аверинцев С. Византия и Русь / С. Рыбаков // Новый мир. 1988. - № 7. - С. 102-118.

3. Азадовский М. Беседы собирателя: О собирании и записывании памятников устного творчества применительно к Сибири / М. Азадовский. — ВСО РГО, 1924.-86 с.

4. Азадовский М.К. История русской фольклористики В 2-х т. Т. 1 / М.К. Азадовский. —М.: Б.и.; 1958.-С. 24-115;М.: Б.и., 1963.-Т. 2.- С. 1-67.

5. Азадовский М.К. Сибирская живая старина: Вып.VII / М.К. Азадовский, А.А. Макаренко. Иркутск: Б.и., 1928.- С. 82-110.

6. Актуальные проблемы современной фольклористики: Сб. статей и материалов ЛГИТМК / Сост. В.Е. Гусев. Л.: Музгиз, 1980. - 224 с.

7. Алексеев М.П. Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей. T.II / М.П. Алексеев. Иркутск: Б.и., 1936. - С. 120.

8. Алексеев Э.Е. Нотная запись народной музыки: теория и практика / Э.Е. Алексеев. М.: Музыка, 1990. - 168 с.

9. Андреев А.И. Очерки по источниковедению Сибири / А.И. Андреев М.; Л.: Б.и., 1960. - Вып. 1: XVII в. - С. 261; 1965. - Вып. 2. XVIII в. - С. 350.

10. Андриевич В.К. Сибирь в XIX столетии (период 1806 по 1819гг.) / В.К. Андриевич // Андреевич, В.К. История Сибири. Ч. 1-2 / В.К. Андриевич. -СПб.: Б.и., 1889.-С. 118.

11. Аникин В.П. Русский фольклор / В.П. Аникин. М.: Высш. шк., 1987. -286 с.

12. Аристотель. Об искусстве поэзии / Аристотель. М.: Наука, 1975. - С. 345.

13. Асафьев Б.В. О народной музыке / Б.В. Асафьев. Л.: Музыка, 1987. -248 с.

14. Асов А.И. Славянские боги и рождение Руси / А.И. Асов. М.: Вече, 1998. -544 с.

15. Бенедиктов Н.А. Словарь русской истории / Н.А. Бенедиктов, Н.Е. Бенедиктова, Е.Н. Базурина. — Нижний Новгород: Три богатыря, Братья славяне, 1997. 640 с.

16. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды / Н.А. Бердяев // Бердяев Н.А. Избранные труды / Ред. сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. М.: Флинта, 1999. - 311с.

17. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья / Под ред. Л.Н. Шипова. М.: Современник, 1990.-408 с.

18. Бердяев Н.А. Судьба России. Самосознание / Н.А. Бердяев. Ростов-н/Д: Феникс, 1997.-544 с.

19. Бернштам Т.А. Будни и праздники: Поведение взрослых в русской крестьянской среде (XIX начало XX вв.) / Т.А. Бернштам // Этнические стереотипы поведения / Под ред. И.П. Водникова. - Л.: Наука, 1985. - С. 125.

20. Благовещенская О.Б. Анализ русской традиционной песни / О.Б. Благовещенская. Самара: Изд-во СГАКИ, 1999. - 87 с.

21. Болонев Ф.Ф. Народный календарь семейских Забайкалья вторая половина XIX начала XX вв. /Ф.Ф. Болонев. - Новосибирск: Наука, 1978. -157с.

22. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII-XX вв. / Ф.Ф. Болонев. -Новосибирск: Наука, 1994. 145 с.

23. Большакова И.В. Музыкальная культура народов Поволжья конца XIX-начала XX вв. / И.В. Большакова. Самара: Изд-во СГАКИ, 2001. - 87 с.

24. Богданов К. Повседневность и мифология: Исследования по семиотике фольклорной действительности / К. Богданов. СПб.: Искусство-СПБ, 2001. -438 с.

25. Ведерникова Т. Этнография и праздничная культура народов Самарского края / Т.Ведерникова. Самара: Изд-во КГИИК, 1991. - 42 с.

26. Власов В.Г. Стили в искусстве / В.Г. Власов // Словарь художественных стилей. В 2-х т. Т.1 / Сост. В.Г. Власов. СПб.: Просвящение, 1995. - 672 с.

27. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер / Б.П. Вышеславцев // Вопросы философии. 1995. - № 6. - С. 112 - 120.

28. ГАНО, Ф, 101, оп.1, д.9, л.34; д.24, л.45; Попов Т. Слобода Такмыцкая / Т. Попов // Тобольские губ. ведомости. 1866. - № 9. - С. 34-58.

29. Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежды и прочих достопамятностей. 4.IV / И.Г. Георги. СПб.: Б.и., 1799. - С. 20-133.

30. Гиппиус Е.В. Общетеоретический взгляд на проблему каталогизации народных мелодий / Е.В. Гиппиус // Актуальные проблемы современной фольклористики / Сост. Е.В. Гиппиус. JL: Музыка, 1980. - С. 14-28.

31. Гордиенко Н.С. «Крещение Руси»: Факты против легенд // Наука и религия. 1984. - № 1. - С. 18.

32. Гофман А.Б. Традиции /А.Б. Гофман // Культурология XX век: Энциклопедия. В 2-х т. Т. II // Под. ред. И.П. Шипова. СПб.: Наука, 1998. -С. 265.

33. Гошовский B.JI. У истоков народной музыки славян / B.JI. Гошовский. -М.: Музыка, 1971.-С. 14.

34. Громыко М.М. Традиционный нравственный идеал и вера / М.М. Громыко // Русские. М.: Просвящение, 1999. - С. 653-685.

35. Гуманизация культуры и образования в ХМАО на пороге 3 тысячелетия: Материалы окружной науч.-практ. конференции.(Нижневартовск, 19-23 марта 2000). Нижневартовск: Изд-во НГПИ, 2000. - 192 с.

36. Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории / В.Е. Гумилев. М.: Экопрос, 1992. - 336 с.

37. Гусев В.Е. Русский народны театр XVIII начала XX в. / В.Е. Гусев. - Л.: Наука, 1980.-С. 31.

38. Гусев В.Е. Эстетика фольклора / В.Е. Гусев. Л.: Музыка, 1968. - С. 5.

39. Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа / В.И. Даль. СПб.: Литера, 1996. -480 с.

40. Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. М.: Наука, 1995. -С. 3-430.45 .Джарылгасинова Р.Ш. Календарные обычаи и обряды народов Юго-Восточной Азии. Годовой цикл / Р.Ш. Джарылгасинова. М.: Наука, 1993. -С. 3-22.

41. Домников С.Д. Мать-земля и Царь-город: Россия 1 как традиционное общество(Славянские древности) / С.Д. Домников. М.: Алетейа, 2002. -672 с.

42. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым // Полное собрание русских былин. В 3-х т. Т. 1 / Отв. ред. А.А. Горелова.-СПб.: Тропа Троянова, 2000. 432 с.

43. Иванов В.В. Русские народные говоры / В.В. Иванов. М.: Наука, 1956. — 78 с.

44. Ивлева Л.М. Маска в системе ряженья: Игровой и мифологический аспекты (К вопросу о маске в традиционном русском быту) / Л.М. Ивлева // Зрелищно-игровые формы народной культуры / Сост. Л.М. Ивлева. Л.: Б.и., 1990.- С. 37.

45. Кагаров Е.Г. Что такое фольклор / Е.Г. Кагаров // Художественный фольклор. Вып. IV-V. М.: Б.и., 1929. - С. 1-8.

46. Как была крещена Русь / Под ред. В.Н. Иванова. М.: Политиздат, 1989. -320 с.

47. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник / Ф.С. Капица. М.: Флинта, Наука, 2000.- 216 с.

48. Каргин А.С. Народная культура / А.С. Каргин. М.: Наука, 1990. - С. 390.

49. Каргин А.С. Народная художественная культура / А.С. Каргин. М.: Наука, 1997.-С. 23-182.

50. Каргин А.С. О фольклоре и фольклористике / А.С. Каргин // Живая старина. 1997. - № 2. - М., - С. 5-30.

51. Каргин А.С. Фольклор и кризис общества / А.С. Каргин, Н.А. Хренов. -М.: Наука, 1993.-С. 3-17.

52. Квитка К.В. Избранные труды. В 2-х т. Т. 2 / К.В. Квитка. М.: Б.и., 1973. -С. 5-87.

53. Кинель-Черкассы. 1744-1994: Исторические очерки / Под ред. А. Окружнова. Самара: Самарский дом печати, 1995. - 144 с.

54. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси / А.И. Клибанов. -М.: Аспект Пресс, 1996. 368 с.

55. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня / Н.П. Колпакова. М.; Л.: Музыка, 1962. С. 3-30.

56. Коринфский А.А. Народная Русь / А.А. Коринфский. М.: СОЦНТ, 1901. -557 с.

57. Коротин Е.И. Устное поэтическое творчество уральских (яицких) казаков: Антология. В 2-х ч. Часть I. Песенное творчество / Е.И. Коротин, О.Е. Коротин. Самара: Самарский дом печати, 1999. - 464 с.

58. Кошелев Я.Р. Русская фольклористика Сибири XIX начала XX вв. / Я.Р. Кошелев. - Томск: Б.и., 1962. - 347 с.

59. Кулаковский Л.В. Песнь о полку Игореве: Опыт воссоздания модели древнего мелоса / Л.В. Кулаковский. М.: Музыка, 1997. - С. 22.

60. Культура и регион: Региональная программа. Основные направления сохранения историко-культурного наследия и принципы формирования системы культурного обслуживания Обского региона ХМАО. Б.м.: Б.и., 1995.-95 с.

61. Курьер ЮНЕСКО. 1985. № 2. - С. 27.

62. Лапин В. Очерки проблематики локальной традиции /В. Лапин // Русский музыкальный фольклор и история (к феноменалогии локальных традиций): Очерки и этюды / Под ред. В.П. Трофимова. М.: Наука, 1995. - С. 6-180.

63. Лебедева А.А. Формирование русского населения в Притоболье и хозяйственный быт (XVIII начало XX в.) / А.А. Лебедева // Хозяйство и быт западносибирского крестьянства XVII - начала XX в. / Сост. А.А. Лебедева. -М.: Наука, 1979.-С. 15-108.

64. Леви-Стросс К. Печальные тропинки / К. Леви-Стросс. М.: Наука, 1984. -С. 78.

65. Леонтьев К. Избранное / К. Леонтьев. М.: Наука, 1993. - С. 10-80.

66. Липинская В.А. Поселение, жилище и одежда русского населения Алтайского края // Этнография русского населения Сибири и Средней Азии / Сост. В.А. Липинская. М.: Наука, 1969. - С. 59-74.

67. Лисевич В. Фольклор и его изучение / В. Лисевич // Памяти В.Г. Беллинского: Литературный сборник, сост. из трудов русских литераторов. -М.: Наука, 1899. С. 300-346.

68. Лихачев Д.С. Заметки о русском / Д.С. Лихачев. М.: Советская Россия, 1991.-71 с.

69. Лихачев Д.С. Нельзя уйти от самих себя.: Историческое самосознания и культура России / Д.С. Лихачев // Новый мир. 1994. - № 6. - С. 112 - 118.

70. Лихачев Д.С. Прошлое будущему: Статьи, очерки / Д.С. Лихачев. - Л.: Б.и., 1985.-С. 68.

71. Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение / Д.С. Лихачев. М.; Л.: Б.и., 1947. - С. 391-414.

72. Лобковиц Н. Христианская культура / Н. Лобковиц // Вопросы философии. 1993. - № 3. - С. 71-81.

73. Лосский Н.О. История Русской философии / Н.О. Лосский. М.: Наука, 1991.-480 с.

74. Лосский Н.О. Русский национальный характер / Н.О. Лосский. М.: Наука, 1990.-64 с.

75. Лотман Ю.М. Несколько мыслей о типологии культур / Ю.М. Лотман // Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3-х т. Т. 1. Таллин: Б.м.: Б.и., - С. 12107.

76. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси: Книга для чтения / Л.Д. Любимов. М.: Наука, 1981. - С. 85-86.

77. Максимов С. Крылатые слова / С. Максимов. — Нижний Новгород: Русский купец, Братья славяне, 1996. 416 с.

78. Малиновский Б. Научная теория культуры / Б. Малиновский. М.: Б.и., 2000.-163 с.

79. Маслова Г.С. Русский народный костюм Восточной Сибири / Г.С. Маслова // Этнографический сборник Бурятского комплексного НИИ. Вып. 3 / Сост. Г.С. Маслова. Улан-Уде: Б.и., 1962. С. 17-26.

80. Миллер Г.Ф. История Сибири. В 2-х т. / Г.Ф. Миллер. М.; Л.: Б.и., 1937. -Т. 1.-392 е.; Т. 2.-535 с.

81. Миненко Н.А. По старому Московскому тракту / Н.А. Миненко. -Новосибирск: Наука, 1990. С. 3-20.

82. Миролюбов Ю. Русский языческий фольклор: Очерки быта и нравов / Ю. Миролюбов. М.: Беловодье, 1995. - 320 с.

83. Михайлов Л.И. Народное художественное творчество и его место в российской культуре / Л.И. Михайлов // Социс. 1998. - № 4. - С. 3.

84. Михайлов Н.Г. Народная культура / Н.Г. Михайлов // Культурология XX век: Энциклопедия. В 2-х т. Т. 1 / Под ред. И.П. Шипова. СПб.: Просвящение, 1998. - С. 70.

85. Мошков В. Некоторые провинциальные особенности в русском народном пении / В. Мошков // Музыкальная фольклористика. Вып. 1 / Под ред. А.А. Банина. М.: Музыка, 1973. - С. 3-20.

86. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 3. Юность и любовь: Девичество / Сост. JI. Астафьевой, В. Бахтиной. М.: Худож. лит., 1994. - 525 с.

87. Музыкальная фольклористика. Вып. 3 / Ред. сост. А.А. Банин. - М.: Музыка, 1986.-325 с.

88. Народная мудрость и знание о ребенке. Этнография детства: Сб. фольк. и этногр. материалов / Сост. Г.М. Науменко. М.: Центрполиграф, 2001. — 431 с.

89. ЮО.Народное детское поэтическое творчество: Сб. фольк. материалов / Сост. Г.М. Науменко. М.: Центрполиграф, 2001 - 478 с.

90. Народное творчество: Вопросы музыкальной самодеятельности и фольклора: Сб. науч.тр. 20 / Отв.ред. JI.B. Шамина. — М.: Б.м., 1974. 167 с.

91. И2.Панкеев И.А. Обычаи и традиции русского народа / И.А. Панкеев. М.: Бета-сервис, 1998. - 542 с.

92. Перевезенцев С.В. Тайны русской веры: от язычества к империи / С.В. Переверзенцев. М.: Наука, 2001. С. 12-53.

93. Платонов О.А. Особенности славяно-русской цивилизации // Русский Вестник. 1998. № 20. - С. 4.

94. Повесть временных лет // Под ред. В.П. Андриановой-Перетц. М.; Л.: Б.и., 1950.-С. 21.

95. Нб.Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские / Е.А. Покровский. М.: Типографк В.О. Рихтеръ, 1895. - 387 с.

96. Полищук В.И. Образ культуры Ханты-Мансийского автономного округа / В.И. Полищук // Северный регион: Наука, образование, культура. 2000. -№ 1.-С. 127-129.

97. Полная энциклопедия быта русского народа. В 2-х т. / Сост. И. Панкеев.-М.: ОЛМА ПРЕСС, 1998. 68 с.

98. Попова Т.В. Русское народное музыкальное творчество. Вып. 1 / Т.В. Попова. М.: Музгиз, 1955. - 239 с.

99. Попова Т.В. Русское народное музыкальное творчество. Вып. 2 / Т.В. Попова. М.: Музгиз, 1956. - 272 с.

100. Потанин Т.Н. Юго-западная часть Томской губернии в этнографическом отношении / Г.Н. Потанин // Этнографический сборник. СПб.: Б.и., 1864. -С. 2-48.

101. Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре: Собр. тр. / А.А. Потебня; Сост. АЛ. Топоркова. М.: Лабиринт, 2000. - 480 с.

102. Проблемы изучения материальной культуры русского населения Сибири: Сб. науч. тр. / Отв. ред. В.А. Александров. М.: Б.и., 1974 - 295 с.

103. Программа развития культуры г.Нижневартовска / Авт. кол-в под рук. С.В. Гнедовского Препринт. Нижневартовск: Б.и., 1994. - 124 с.

104. Пропп В .Я. Избранные статьи / В .Я. Пропп. М.: Наука, 1976. - С. 18.

105. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Опыт историко-этнографического исслед: Собр. тр. / В.Я. Пропп. М.: Лабиринт, 2000. - 192 с.

106. Пропп В.Я. Сказка. Эпос. Песня: Собр. тр. / В.Я. Пропп; Сост. В.Ф. Шевченко. М.: Лабиринт, 2001. - 386 с.

107. Пропп В.Я. Фольклор и действительность / В.Я. Пропп. М.: Наука, 1976. - С. 30-47.

108. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура / Б.Н. Путилов. СПб.: Наука, 1994. - С. 3-47.

109. Пушкина С.И. Народная песня звучит / С.И. Пушкина, М.Б. Чернышева, Н.В. Калугина. М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1982. - 180 с.

110. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура / Л.А. Рапацкая. — М.: ВЛАДОС, 1998.-608 с.

111. Рассохацкая О.В. Методика собирания фольклора / О.В. Расохацкая. -Нижненвартовск: Изд-во НГПИ, 2002. 37 с.

112. Рахманинов С. Связь музыки с народным творчеством / С. Рахманинов // Советская музыка: Сб. ст.- 4-е изд. М.: Музгиз, 1945. - С. 8-54.

113. Русские свадебные песни Сибири / Сост. Ф.Ф. Болонев. Новосибирск: Наука, 1979.-334 с.

114. Русские сказки и песни в Сибири. (Записки Красноярского подотдела Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического Общества по этнографии 1902 и 1906гг.) / Под ред. Е.Н. Сомойленко. СПб.: Тропа Троянова, 2000. - 606 с.

115. Русские // Народы Европейской части СССР. В 2-х т. / Гл. ред. Е.М. Климов. М.: Найка, 1964. - С. 119-571.

116. Русский традиционный костюм: Ил. Энциклопедия / Под ред. К.Г. Симонова. СПб.: Б.и., 1999. - 399 с.

117. МО.Русский фольклор Сибири: Исследования и материалы / Под ред. Н.М. Мельникова. Новосибирск: Наука, 1981.-318с.

118. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. М.: Наука, 1981.-С. 605-606.

119. Рыбаков Б.П. Макрокосм в микрокосмосе народного искусств / Б.П. Рыбаков // ДИ СССР 1975. -№ 1. - С. 31-33; № 3. - С. 38-44.

120. Савушкина Н.И. Русский народный театр / Н.И. Савушкина. М.: Наука, 1976.-С. 23-57.

121. Самарский краевед: Историко-краеведческий сб. В 2-х ч. Ч. 2 / Сост. А.Н.Завальный. Самара: Кн. изд-во, 1991. - 208 с.

122. Светлов Р.В. Древняя языческая религиозность / Р.В. Светлов. СПб.: Изд-во ВГК, 1993.- 136 с.

123. Серов А.Н. «Русалка» опера Даргомыжского: Избранные ст. / А.Н. Серов. - М.; Л.: Музгиз, 1950. - С. 278.

124. Сигутов П.Т. Состав населения Омской области по районам выхода / П.Т. Сигутов // Природа, население и хозяйство Омской области / Сост. П.Т. Сигутов. Омск: Б.и., 1974. - С. 26-54.

125. Сигутов П.Т. Типы сельского расселения в бассейне р. Тары (Омская область) // Материалы по географии населения. Вып.2 / Сост. П.Т. Сигутов. -JL: Б.и., 1963.-С. 50-83.

126. Скульмовская Л.Г. Культурное пространство Югры: Новые города / Л.Г. Скульмовская. Екатеринбург - Нижневартовск-Екатеринбург: Изд-во УГУ, 2000.-248 с.

127. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. — 4-е издание. М.: Сов. энциклопедия. 1986. - 1600 с.

128. Современный городской фольклор / Отв. ред. С.Ю. Неклюдов. М.: Изд-во РГГУ 2003.-736 с.

129. Соловьев С.М. Истории Сибири. В 6-ти т. Т. 6. Кн. II / С.М. Соловьев. -СПб.: Б.и., 1875.-339 с.

130. Тишков В.А. Русские // Народы России: Энциклопедия / Под ред. С.П. Самойлова. М.: Наука, 1994. - С. 270-280.

131. Традиционное народное музыкальное искусство и современность: (Вопросы типологии): Сб.науч. трудов. Вып.60 / Отв. ред. Б.Н. Путилова. — М.: Музыка, 1982. 160 с.

132. Троицкий Е.С. Русская нация: Социалистическое преобразование и обновление: Социально-философские очерки / Е.С. Троицкий. — М.: Сов. россия, 1989.-272 с.

133. Томилов Н.А. Русские Нижнего Притомья (конец XIX первая четверть XX вв.) / Отв. ред. Ф.Ф. Болонев. - Омск: Изд-во ОГПУ, 2001.-198 с.

134. Томилов Н.А. Народные знания: Программа сбора материалов / Н.А. Томилов, Л.М. Кадырова,.С.Ф. Татуров, С.С. Тихонов. Омск: Б.и., 1997. — 16 с.

135. Философский энциклопедический словарь / Под ред. И.П. Костина. М.: Наука, 1997. - С. 229.

136. Флиер А.Я. Культура // Культурология XX век. Энциклопедия. В 2-х т. Т. 1 / Под ред. И.П. Шипова. СПб.: Просвящение, 1988. - С. 336-338.

137. Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор: Сб. ст. / Отв. ред. Б.Н. Путилов. Л.: Наука, 1974. - 275 с.

138. Фроловский Г. Пути русского богословия / Г. Фроловский М.: Наука, 1991.-С. 232.

139. Фурсова Е.Ф. Традиционная одежда русских крестьян -старожилов Верхнего Приобья (конец XIX начало XX вв.) / Е.Ф. Фурсова. -Новосибирск: Изд-во ИАЭ СО РАН, 1997. - 150 с.

140. Хороводные и игровые песни Сибири / Сост. Ф.Ф. Болонев, М.Н. Мельников. Новосибирск: Наука, 1985.-245 с.

141. Хрестоматия по истории России. В 4-х т. Т. 1. С древнейших времен до XVII века / Сост. И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.В. Уколова. М.: МИРОС -Международные отношения, 1994. - 352 с.

142. Чайковский П.И. Музыкальные фельетоны и заметки / П.И. Чайковский. -М.: Б.и., 1896.-С. 306.

143. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории / К.В. Чистов Л.: Наука, 1986. - 303 с.

144. Чистов К.В. Фольклор / К.В. Чистов // Культурология XX век: Энциклопедия. В 2-х т. Т. 2 / Под ред. И.П. Шипова. СПб.: Просвящение, 1998-С. 303.

145. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. В 2-х т. Т. 1 / О. Шпенглер. М.: Наука, 1993. - 602 с.

146. Щуров В.М. О региональных особенностях в русском народном музыкальном творчестве / В.М. Щуров // Музыкальная фольклористика. Вып. 3 / Под ред. А.А. Банина М.: Музыка, 1986. - С. 12-47.

147. Щуров В.М. Песня, традиция, память / В.М. Щуров. М.: Сов. Россия, 1987.-128 с.

148. Юдин А.В. Русская народная духовная культура / А.В. Юдин. М.: Высш. шк., 1999.-С. 11.

149. Ядринцев Н.М. Поездка по западной Сибири и в Горный Алтайский округ / Н.М. Ядринцев // Записки Западно-Сибирского отдела РГО. В 2-х кн. Кн. 2 / Сост. Н.М. Ядринцев. Омск: Б.и., 1880. - С. 3-69.

150. Ядринцев Н.М. Сибирь как колония / Н.М. Ядринцев. СПб.: Б.и., 1882. -С. 47-132.

151. Яковенко И. Православие и исторические судьбы России / И. Яковенко // Общественные науки и современность. 1994. - № 2. - С. 47-56.

152. Kaijalainen K.F. Di Religien der Jugra -Volker. Helsinki Porvoo. 1921. Bd.I. 204. S.Bd II. 386. S. 1927 Bd III 352. S.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.