Особенности традиционной культуры казачества Западной Сибири тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Бородина, Елена Михайловна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 224
Оглавление диссертации кандидат культурологии Бородина, Елена Михайловна
Глава 1. Казачество как культурно-исторический феномен
1.1. Деятельная интерпретация культуры - методологическое средство исследования субкультурных общностей . стр.
1.2. Культура сибирского казачества как субкультура национальной русской культуры . стр.
Примечания . стр.
Глава 2. Специфика материальной культуры казачества Западной Сибири 2.1.Отличительные черты жилых и военных казачьих построек . стр.
2.2. Характерные особенности бытового уклада жизни казаков . стр.
Примечания . стр.
Глава 3. Традиционная духовная культура сибирского казачества
2.1. Календарные праздники и обряды, основанные на верованиях и религиозных представлениях . стр.
2.2. Семейные праздники и обряды как источник познания жизни этноса. стр.
2.3. Жанровое разнообразие песенного фольклора и его специфика. стр.
Примечание. стр.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Устная несказочная проза русских казаков Забайкалья: конец XX - начало XXI веков2007 год, кандидат филологических наук Лабутина, Наталья Вячеславовна
Фольклор донских казаков в контексте культурных традиций в России2011 год, кандидат культурологии Пономарев, Ярослав Алексеевич
Традиционная культура донского казачества: по материалам фольклора2009 год, кандидат исторических наук Бахвалова, Валентина Александровна
Обрядовые традиции русского населения Мариинского уезда Томской губернии конца XIX - XX вв.2004 год, кандидат исторических наук Похабов, Валерий Филиппович
Духовная жизнь славянского населения Кубани конца XVIII-XX вв.: динамика и традиции народной культуры2005 год, доктор исторических наук Чурсина, Валентина Ивановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности традиционной культуры казачества Западной Сибири»
Актуальность темы исследования. С конца 80-х годов XX столетия и по настоящее время в России происходят глубинные политические, социальные и культурные изменения. Динамика этих изменений слабо отрефлексирована не только потому, что мы сами являемся их участниками, а значит, нет исторической дистанции в осмыслении их характера и результатов. Но потому, что нет социальной и гносеологической установки для их анализа, которая разделялась бы большинством российского научного сообщества в культурологической науке. Естественным шагом в этом плане является обращение исследователей к истории российской действительности, в частности к истории русской культуры, чтобы найти некую прочную социокультурную основу для рефлексии над процессами современности.
Данное обращение многоплановое. Не характеризуя его во всей глубине и сложности, отметим, что все большее внимание уделяется проблемам, связанным с изучением и сохранением богатейшего наследия народной культуры, мудрость и духовная красота которой сохранилась в памятниках древнего зодчества, старинных предметах быта, традиционных праздниках и обрядах. В условиях растущего национального самосознания наблюдается, в частности, живой интерес к этнонациональной и региональной культурам составной частью которого является, например конкретная субкультура российской культуры - культура казачества Западной Сибири, имеющей внутренние, родственные черты с общероссийской культурой и в то же время обладающая комплексом специфических культурных особенностей.
В плане современных динамических процессов в России исследование культуры казачества Западной Сибири имеет не только культурологическое, но и политическое, экономическое, социальное значение, т.к. затрагивается целый комплекс проблем: трактовка казачества как особого социального слоя в социально-демографической структуре российского общества, необходимости его возрождения, наличие для этого соответствующих политических, экономических, социокультурных условий и т.п. Культурологическое исследование указанных проблем отражает лишь один аспект данной проблематики, но он является важным для её комплексного исследования.
Казачество Западной Сибири исследовано в конкретно-историческом и демографическом аспектах. Отсутствуют исследования в собственно культурологическом контексте, что не позволяет сформировать целостный социокультурный образ казачества. Культурологическое виденье обозначенной проблематики позволяет следующим образом сформулировать проблему настоящего диссертационного исследования: каков характер взаимосвязи материальных и духовных культурных составляющих, обусловивших возникновение и функционирование традиционной культуры казачества Западной Сибири.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ состояния разработанности проблемы позволяет выделить два взаимосвязанных направления: историко-этнографическое и регионально-культурологическое.
Историко-этнографическое направление позволило проследить путь возникновения казачества на территории России и зарождения его в Сибири. Так, проблема генезиса казачества, рассматриваемая автором диссертации опирается на ряд трудов Е. Савельева, Н. Костомарова, С. Соловьева, С. Платонова, Н. Карамзина, А. Гордеева позволившие: 1) рассмотреть значение этнонима «казак»; 2) проследить происхождение казачества как сословия. Основоположниками исследования Сибири и её населения, были Б. Миллер, И. Фишер, Д. Садовников, М. Геденштром, П. Буцинский, П. Висковатов, Н. Карамзин, В. Мирзоев, С. Соловьев, Б. Бессонова, Е. Савельева, Н. Костомаров, С. Платонов, А. Гордеев. Заслуга этих исследователей заключается в попытке проследить формирование, становление и развитие сибирского казачества как социального слоя на территории Западной Сибири выделив этапы: 1) освоение и завоевание казачеством сибирских земель (1581 - 1618 гг); 2) становление казачьих поселений и их хозяйственное развитие (1618-1861 гг); 3) трансформирование и расширение традиций и обычаев казачества среди коренного населения и переселенцев (1861-1917 гт).
Регионально-культурологическое направление в самой культурологии как научное направление только складывается. Но в своей основе оно опирается, с одной стороны на фундаментальные положения культурологии, а с другой стороны конкретные исследования культур в регионах. В обосновании и развитии избранной тематики настоящего исследования были положены труды отечественных исследователей культуры — В.М. Межуева, В.В. Давыдова, Э.Г. Юдина, Э.С. Маркаряна, а также зарубежных ученых -Г. Гегеля, И. Гердера, Т. Куна и др.
Регионально-культурологическое направление позволило рассмотреть и изучить материальную и духовную культуру Сибирского казачества. Проблема изучения материальной культуры русскоязычного населения, в том числе и казачества Западной Сибири, повлекла за собой появление достаточно большого количества публикаций. Различные аспекты материальной культуры сибирского казачества нашли отражение в публикациях: JI. Скрябиной, Н. Емельянова, Е. Ащепкова, В. Кимеева, О.Шелегиной, В. Александрова, М. Сорокина, Ф. Кузьминой, С. Токарева, 3. Бояршиновой, П. Дочевского, А. Копылова, А. Лебедевой, В. Шункова и др. Следует выделить исследование В Кочедамова, посвященное разработке важнейшего аспекта материальной культуры казаков - жилые и военные постройки.
Таким образом, анализ научных публикаций по изучению данной проблемы свидетельствуют о том, что существующие работы ориентированы на материальную культуру русскоязычного населения в том числе и казачества. Не достаточно освещены такие аспекты материальной культуры сибирских казаков как: ремесло, медицина, промыслы (ботничество, охота, рыболовство и т.д.). Такая постановка вопроса позволяет нам утверждать об отсутствии комплексного рассмотрения и изучения данной проблемы.
Вопрос, касающийся изучения традиционной духовной культуры сибирского казачества, достаточно долгое время не поднимался и не освещался. Лишь в начале 1990-х годов, в связи с самоидентификацией казачества в России и на отдельных её территориях, данная проблема частично стала затрагиваться в ряде научных работ. Так особый интерес для диссертационного исследования представляют работы В. Реммлера, заслугой которого стало изучение календарных и семейных праздников и обрядов, а также традиционного единоборства. Однако, отмечая проработку проблемы, касающейся комплексного изучения духовной культуры, следует отметить, что она рассматривается лишь на уровне научных статей. Так обрядово-праздничная культура частично рассмотрена в работах М. Жигуновой, Т. Золотовой, М. Плахотнюк, что в целом позволяет сказать об отсутствии работ обобщенного характера.
Проблемы песенной культуры сибирских казаков позволяющие проследить степень сохранности жанров «внешнего» быта и «внутреннего» быта рассматриваются в работах В. Логиновского, Э. Элиасова, б. Путилова, В. Сидельникова, М. Багизбаева, В. Щурова, Е. Аркина, Н. Шульпекова. Однако, отсутствие теоретического обоснования позволяющего выделить характерные особенности песенного творчества казаков Западной Сибири (строение хоровой фактуры, тип многоголосия, диалект, характер исполнения) не позволило наиболее полно отразить в диссертационном исследовании. Это привело к проведению анализа экспедиционных материалов и существующих публикаций.
Проблемой настоящего исследования является противоречивый характер адаптации казачества Сибири к современным социально-историческим условиям российской действительности, обусловленный спецификой взаимосвязи материальных и духовных составляющих традиционной субкультуры сибирского казачества, сформировавшихся в процессе его возникновения и бытования в сибирском регионе.
Объектом исследования выступают культурно-исторические процессы в Сибири в период XVII - XX вв.
Предметом исследования особенности традиционной культуры сибирского казачества в период XIX - XX вв.
Цель исследования: анализ условий возникновения и бытования сибирского казачества в его социальных и культурных аспектах.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач исследования:
1. Выявление исторических этапов формирования сибирского казачества их отличительных черт по отношению к формированию российского казачества.
2. Проанализировать особенности сибирского казачества как субкультурного слоя в российской культуре.
3. Рассмотреть традиционно-бытовой уклад казачества Западной Сибири в его отличительных чертах.
4. Реконструировать и выделить специфические особенности календарных и семейно-бытовых праздников и обрядов, бытовавших в XIX - начале XX вв.
5. Классифицировать песенный фольклор сибирских казаков в соответствии с их жизненным назначением.
6. Выявить особенности казачьей музыкальной традиции Кузбасса. Методологическая основа исследования включает в себя использование деятельностного подхода к изучению культурных процессов, разработанного в работах В.М. Межуева, В.В. Давыдова, Э.Г. Юдина, Э.С. Маркаряна, В. Б. Земскова, И. Смирнова и др.
Анализ этнографического и фольклорного материалов в процессе исследования опирался на привлечение элементов системного анализа. Это послужило базой в дальнейшем для применения метода классификации.
Изучение процесса возникновения как российского, так и сибирского казачества в своей основе опиралось на диалектику исторического и логического, что позволило выделить основные этапы возникновения и функционирования сибирского казачества. Применение сравнительно-исторического метода дало возможность эксплицировать специфические черты в истории этого субкультурного слоя. Эмпирической базой исследования послужили результаты применения архивно-документального метода.
Метод включенного наблюдения в полевых исследованиях позволил не только собрать и выявить степень сохранности казачьего фольклора, но прежде всего классифицировать материал песенного фольклора и зафиксировать его особенности в Кузбассе.
Необходимыми научными процедурами в процессе исследования были анализ и синтез, индукция и дедукция.
В качестве нормативной методологической базы использовались научные труды крупных представителей в области культуры, фольклора, этнографии
H. Емельянова, В. Александрова, 3. Бояршиновой, Н. Миненко, О, Шелегиной, В. Шункова, А. Оксеонова, JI, Элиасова, В Реммлера и др.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
I. выявлены и проанализированы основные этапы становления сибирского казачества, зафиксирована его социальная структура. Первый этап -освоение и заселение казачеством сибирских земель, начиная с Ермака (1581) и завершая основанием Кузнецкого острога (1618). Второй этап хозяйственное освоение кузнецкого края казачеством в период 1618 -1861 до отмены крепостного права. Третий этап - внедрение и расширение традиций и обычаев казачества среди коренного населения Кузнецкого края (18611917). Четвертый этап - эволюция казачества и казачьей культуры в Кузбассе с 1917 по настоящее время.
2. С позиций деятельностного подхода выявлено, что в многообразной сфере жизнедеятельности доминирующим видом культурной деятельности у казаков была военная деятельность - защита российских границ и территории Отечества.
3. Доминантный вид деятельности в субкультуре казачества обусловил социальный статус казачества как закрытого социального слоя с характерным для него структурой социального управления - гражданской и военной.
4. Специфическими чертами субкультуры казачества, включавшая в себя в качестве внутренних элементов материальную и духовную составляющие, являлись следующие: постройки, одежду, пищу, календарные и семейные праздники и обряды, песенное творчество.
5. Реконструирована празднично-обрядовая культура казачества подтверждающая общерусское происхождение, но сохраняющая индивидуальность сословия.
6. Классифицирован песенный фольклор казачества в соответствии с их жизненным назначением.
7. Выявлены специфические особенности сольного и хорового исполнительства сибирских казаков жанровое разнообразие, особенности строения хоровой партитуры, тип многоголосия, признаки диалекта, исполнительские особенности).
На защиту выносятся следующие положения
1. Завоевание и освоение российским казачеством Сибири обусловлено а) необходимостью защиты русских границ в XVI -XVII вв.; б) неосвоенностью народонаселением природных ресурсов Сибири привело к формированию особенных черт российского казачества и в итоге специфического сословия в российском обществе - сибирского казачества.
2. Основополагающий вид жизнедеятельности сибирских казаков -военный, обусловил возникновение особенного субкультурного слоя -культуры сибирского казачества в российской национальной культуре.
3. Субкультура сибирского казачества выражалась не только в доминантном виде культурной деятельности, но и в традиционно-бытовом ю укладе. Дореволюционный период отражался в а) специфике архитектуры, б) внутрисемейных и внутриродовых отношениях, которые были строго регламентированы, в) самобытности казачьей одежды - походной, праздничной, повседневной и др.
4. Реконструкция календарных и семейно-бытовых праздников и обрядов выявила следующее: а) черты общерусской обрядово-праздничной культуры, но с сохранением индивидуализирующего фактора, указывающего на социальный статус казаков, несущего в себе следующие функции: коммуникативная, регулятивная, компенсаторская, эмоционально-психологическая, идеологическая, нравственно-воспитательная; б) изменение повседневной культуры, но сохранение специфических элементов, связанных с военизированным бытом сословия - конные парады, скачки, военно-спортивные состязания.
5. Песенный фольклор казачества дифференцирован их жизненному назначению, выделяя две группы: жанры «внешнего» быта - условия исполнения содержания связанные с воинской службой казаков и жанры «внутреннего» быта, отражающие особенности мирной жизни и деятельности казачьей общины.
6. Современное состояние сибирского казачьего песенного фольклора синтезирует в себе социально-культурные черты XIX - нач. XX вв. и элементы современной песенной культуры.
Теоретическая значимость видится в осмыслении и конкретизации научного аппарата культурологии в интерпретации роли и места традиционной культуры казачества Западной Сибири. Это приводит к использованию системы понятий, адекватной функциональному аспекту традиционной культуры. В ней отражаются не только коммуникативная, регулятивная, но и идеологическая функции. Тем самым материалы работы раскрывают социокультурную обусловленность взаимосвязей казачьего и коренного населения в целом и создают основу для дальнейшего развития региональной культурологии.' Проведенное исследование способствует расширению области культурологического знания и проблемного поля истории, этнографии, фольклористики, а также обеспечивает новый теоретический вектор исследований традиционной культуры Сибири.
Практическая значимость исследования.
Положения диссертационного исследования могут быть востребованы при решении задач музыкального воспитания.
Возможно использование результатов диссертационного исследования при подготовке учебных курсов средних, средних специальных и высших учебных заведений культурологических и исторических специальностях гуманитарных вузов (народная художественная культура, традиционная культура, история Сибири) использованы для разработки спецкурса «Певческие стили» с целью усиления вузовского компонента при подготовке специалистов народного хорового пения. Материалы исследования опубликованы в репертуарном сборнике «Казачьи песни Кемеровской области». Анализ песенной традиции Кузбасса послужил основой для формирования репертуара концертных выступлений фольклорных ансамблей.
Апробация работы. Основные положения исследования были представлены и обсуждались на научных, научно-практических конференциях и семинарах: международной научно-практической конференции «Региональные особенности подготовки педагогов народного художественного творчества. Методика. Опыт. Проблемы» (г. Барнаул, 1999г.); IV всероссийской научно-практической конференции «Катанаевские чтения» (Омск, 2000 г.); Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых (Москва 2000 г.); Межрегиональной научно-практической конференции «Традиционная художественная культура в условиях обновления российского общества» (Кемерово, 2001 г.); VIII региональном научно-практическом семинаре «Народная культура Сибири» (Омск, октября 1999 г.); региональной научно-практической конференции «Народное музыкальное творчество в XXI век: традиции, проблемы сохранения, изучения, преемственности» (Кемерово, 2001 г.); второй областной научной конференции «Молодые ученые Кузбассу» (Кемерово, 2003г.); XXVIII научно-методическая конференция преподавателей КемГАКИ (Кемерово, 917 февраля 2000 г.); первой научной конференции аспирантов и соискателей (Кемерово, 2002 г.); второй научно-практической конференции аспирантов и соискателей (Кемерово 2003 г.).
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Коммуникативные функции обряда в культуре2000 год, кандидат культурол. наук Котлярова, Татьяна Анатольевна
Духовная культура Ставрополья XIX-XX вв.: На примере фольклорных традиций2004 год, кандидат исторических наук Мельникова, Инна Ивановна
Современные этнокультурные процессы у русских Среднего Прииртышья2002 год, кандидат исторических наук Жигунова, Марина Александровна
Енисейские вечёрочные песни в контексте региональной традиции2009 год, кандидат искусствоведения Крахалёва, Ольга Владимировна
Народная культура кубанского казачества: культурологический анализ современного состояния2009 год, кандидат культурологии Сабирова, Альмира Муллануровна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Бородина, Елена Михайловна
Вывод
Таким образом, рассмотренная нами традиционная духовная культура казачества, проживающего на территории Западной Сибири (Омской и Кемеровской областей, Алтайского края) имеет следующие специфические черты:
1) календарные и семейно-бытовые праздники и обряды XVIII - нач. XX века отражали быт и занятия этого сословия. Такие занятия, как земледелие, скотоводство (в меньшей степени) сближали казачьи и крестьянские праздники, поскольку праздники и обряды сибирского казачества имели общую восточнославянскую основу;
2) в праздниках сибирских казаков прослеживаются пережитки древнейших культов: культ растительности (верба, венки, березовые веники, травы), несший охранительную функцию; культ животных (овцы, телята, лошадь, домашняя птица) выполнявший так же как и травы, охранительную функцию; аграрный и солярный культ (сожжение соломы, присутствие обрядового хлеба, каши, кутья); культ предков прослеживается в поминальных обрядовых трапезах, ряжении, гаданиях.
3) в казачьих праздниках гораздо меньше сохранилось архаичных обрядов с элементами язычества, так как казачество было более зажиточным, образованным, а потому более тяготело к городской культуре и православной церкви.
4) Военизированный быт казаков способствовал появлению специфических элементов в проведении календарно-обрядовых праздников ( бытование конных парадов, скачек, в которых принимали участие даже женщины-казачки).
5) Во всех календарных и семейно-бытовых праздниках прослеживается социальная организация общества. На первый план выступала коллективность обрядовых действий. Субъектом проведения всех праздников и обрядов являлась община, семья, половозростная групп.
6) Все праздники и обряды имели не только общественную значимость, но и выполняли воспитательные и художественные функции.
7) Во многих обрядах прослеживаются религиозно-магические элементы, которые со временем перешли в разряд демонстративно-символических, развлекательно-игровых и эстетических.
8) В календарной и семейной обрядности наблюдается схожесть фольклорного сопровождения.
9) Песенный фольклор сибирских казаков выступал одним из основных связующих компонентов этноса и был важнейшим средством передачи и сохранения традиционной духовной культуры. Его можно рассматривать как источник, в котором нашли свое отражение, как конкретные исторические факты, так и семейные коллизии. Однако сибирские природные условия, а также повсеместное проживание в окружении коренного населения наложил отпечаток на песенную культуру сибирского казачества.
10) Фольклорные экспедиции Омской и Кемеровской областей позволили нам выявить: степень сохранности ряда жанров бытовавших и бытующих в настоящее время; исчезновение из репертуара таких жанров как: былевой эпос, календарные, обрядовые песни, требующие конкретной приуроченности: трудовые, покосные, жнивные, а также песни весеннего периода: заклички, веснянки.
11. Взаимовлияние различных певческих традиций отразилось на тематике казачьих песен, фактуре хорового изложения, диалекте, характере исполнения.
Суммируя вышеизложенное, можно сделать следующее заключение. К моменту миграции в Сибирь, казачество владело довольно значительным и своеобразным фольклорным богатством, которое можно рассматривать как источник, в котором нашли свое отражение, как конкретные исторические факты, так и семейные коллизии. Однако сибирские природные условия, а также повсеместное проживание в окружении коренного населения наложили отпечаток на празднично-обрядовую и песенную культуру сибирского казачества. Кроме того, казачество контактировало с другими этносами переселенных из различных регионов Европейской части России, это привело к трансформации духовной культуры казаков Западной Сибири.
169
Заключение
В результате культурологического исследования особенностей традиционной культуры казачества Западной Сибири, сделано следующее заключение:
1. С целью эффективности научного исследования феноменов культуры была применена адекватная методология - деятельностная интерпретация культуры. В этом плане формирование и функционирование казачества определялось в системе разнообразных видов деятельности. В нашем случае доминирующей выделяется деятельность по охране и защите рубежей России.
2. Всякая культура квалифицирована как собрание различных субкультур - этнических, профессиональных, территориальных и др., где казачество в этом смысле предстает как вполне определенная субкультура со своими особенными чертами в способах его жизнедеятельности. В этом смысле субкультура сибирского казачества не только доминирует среди субкультур по отношению к русской или культур местного населения Сибири, но и в определенной степени заимствует элементы культур аборигенов Сибири, за счет чего и происходило взаимообогащение русской культуры и культур народов Сибири.
3. Сибирское казачество имело свою не только военную структуру с органами управления, но и гражданскую (социальную) структуру с органами управления, которые обеспечивались в хозяйственном плане - финансы, земли, разнообразные государственные льготы.
4. Основополагающий вид жизнедеятельности сибирских казаков обусловил возникновение особенного субкультурного слоя - культуры сибирского казачества, которая выражалась не только в доминантном виде культурной деятельности, но и в традиционно-бытовом укладе: а) специфике архитектуры; б) строго регламентированных внутрисемейных и внутриродовых отношениях; в) самобытности казачьей одежды - походной, праздничной, повседневной и др. Это наложило свой отпечаток на духовную культуру сибирского казачества.
5. Календарные и семейно-бытовые праздники и обряды конца XVIII -начала XX веков отражали быт и занятия казаков. К таковым относятся: земледелие, скотоводство сближавшие казачьи и крестьянские праздники т.к. они имели общую восточнославянскую основу.
6. В казачьих праздниках гораздо меньше, чем в крестьянских, сохранилось архаичных обрядов с элементами язычества, чем в крестьянских, т.к. в большинстве своем казачество было зажиточным и образованным, что объясняло тяготение к городской культуре. Однако в них прослеживаются пережитки древнейших культов: растительности, животных, аграрных, солярных, предков.
7. Во всех календарных и семейно-бытовых праздниках и обрядах прослеживаются: социальная организация общества, религиозно-магические элементы (со временем перешедшие в разряд демонстративно-символических, развлекательно-игровых и эстетических), схожесть фольклорного сопровождения.
8. Песенный фольклор выступал одним из основных связующих компонентов этноса и являлся важнейшим средством передачи и сохранения традиционной духовной культуры. Однако с течением времени он трансформировался, что отразилось не только на тематике казачьих песен, но и фактуре хорового изложения, диалекте и характере исполнения.
9. Анализ первоисточников фольклорных экспедиций позволил выявить: степень сохранности ряда жанров бытовавших и бытующих в настоящее время, а также выделить жанры, занимающие периферийное место, требующие конкретной приуроченности.
Такая постановка вопроса позволяет сказать, что современное состояние сибирского казачьего песенного фольклора синтезирует в себе социально-культурные черты XIX - нач. XX вв. и элементы современной песенной культуры.
Тема диссертации исследована, однако такой раздел как духовная культура казачества требует дополнительного рассмотрения следующих разделов: анимизм (вера в домового как «хозяина», в ведьм и колдунов, в водяного и русалок, персонифицированный злой дух - черт или неумытый, в Ивана Купалу, бабу Ягу и других персонажей); магия (любовная - наговоры, врачебная, военная); детские игры и забавы; танцевальное народное искусство (выступающее как компонент действия); инструментальное искусство (его разнообразие).
Рассмотрение вышеназванных аспектов этой сложной и многогранной темы позволит составить более полное представление о традиционной культуре сибирского казачества, раскрыть её специфику и самобытность.
Ill
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Бородина, Елена Михайловна, 2004 год
1. Александров В.А. Проблемы сравнительного изучения материальной культуры русского населения Сибири (XVII — нач. XX в.) // Проблемы изучения материальной культуры русского населения Сибири / Под ред. JI.M. Русакова М., 1974. - с. 20-31.
2. Александров В.А. Русское население Сибири XVII нач. XVIII в. (Енис. край). - М., 1964. - 171 с.
3. Александров В.А., Покровский Н.В. Власть и общество Сибири в XVIII в. Новосибирск, 1991. - 2 75 с.
4. Ануфриев А.В. История Сибирского казачества. Иркутск, 1995—23 с.
5. Арефьев B.C. К вопросу о сибирской народной песне. // Русский фольклор Восточной Сибири: Сб.: В 2-х ч. / Под ред. JI.E. Лосева. Улан -Удэ, 1958. -Ч. 1.- с. 70-75.
6. Аркин Е.Я. Запевает казак песнь: Песни казачьих станиц Омской области. Омск: Изд. - «Наследие. Диалог - Сибирь», 1999. - 144 е.: ил., порт.
7. Аркин Е. Я. Ты, березка моя: Народные песни Омской области / Зап. нотирование, сост. вступ. ст. Е.Я. Аркина. Омск. - 1987. - 160 с.
8. Арутюнов С.А., Маркарян Э.С., Мкртумян Ю.И. Проблемы исследования культуры жизнеобеспечения этноса // Сов. этнография. -1983.-№2 с. 18-22.
9. Ащепков Е.А. Русское народное зодчество в Западной Сибири. М.: -Академии архитектуры СССР, 1950. - 138 с.
10. Багизбаев М. Фольклор семиреченских казаков: В 2-х ч. Алма-Ата: «Мектеп», 1979. - Ч.2.- 384 с.
11. Балабанов П.И., Лукина Н.П. Проектирование, наука, культура. Томский научный центр. Томск 1992 - 125 с.
12. Бахтин М. М. К эстетике слова. Контекст. М., 1974. - С. 226.
13. Беликов Д. Н. Первые русские крестьяне-насельники Томского края и разные особенности в условиях их жизни и быта. Томск, 1898. - 138 с.
14. Бережнова M.JI. Православные нормы в погребальном обряде русских среднего Прииртышья: Сб. науч. тр. // Народная культура: Материалы 4-го науч.-практ. Семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору. Омск: ОмГПУ, 1997. - С.38-40.
15. Бессонов Б.В. Казаки и казачьи земли в Азиатской России // Азиатская Россия Т.1. Люди и порядки за Уралом. СПб. 1914 г. С. 345 -372.
16. Богданов Л.П. Военные поселения в России. М. Принт, 1992. — 89 с.
17. Большая советская энциклопедия: В 30 т. / Гл. ред. A.M. Прохоров. -М.: Сов. энцикл., 1970 78. - Т. 23. - с. 338.
18. Большой энцикл. Словарь / Гл. ред. А.П. Горкин. М.: Болып. Рос. Энцикл.; СПб.: Норинт, 1998. - С.477.
19. Бояршинова З.Я. К вопросу о развитии русского земледелия в Томском уезде в XVII в.// Материалы по истории земледелия СССР. М.: Наука, 1952. - С.146-171.
20. Бояршинова З.Я. Население Томского уезда в первой половине XVII века. // Историко-филологические науки Т. 112. ТГУ. Томск, 1950. С. 184186.
21. Брагинская Н.В. Календарь // Мифы народов мира: В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. М., 1980. Т.1. 614 с.
22. Буцинский П.Н. Заселение Сибири и быт её первых насельников. -Харьков, 1889.-345 с.
23. Былины и песни Алтая: Сб. / Составитель Ю.Л. Троицкий. Барнаул, 1988.-362 с.
24. Висковатов П. Как Сибирь стала русской землей. Очерки покорения Сибири с рисунками. М.: Изд. книжного склада М.В. Клюкина, 1914. — 195 с.
25. Временное положение о казачестве на территории Кемеровской области: Проект / Отдел по работе с казачеством Администрации Кемеровской области; А. П. Сидячих, А.Е. Терехин Кемерово, - 1996 г., -35 с.
26. Галушко Ю. Казачьи войска России: Крат, историко-хронол. справ, казачьих войск до 1914 года. М.: Русский мир, 1993.-231 с.
27. ГАОО, Ф.67. Оп.1. Ед. хр. 267. Св.109. С.428.
28. ГАОО. Ф.67. On. 1. Ед. хр. 1107. С. 15.
29. ГАОО. Ф.67. On. 1. Ед. хр. 298. С. 34.
30. Гегель Г. Соч. т. УП-М.-Л., 1934, -222 с.
31. Гердер И.Г. Идеи философии истории человечества М., 1977.- 329 с.
32. Гнеденко A.M. Гнеденко В.М. За други своя, или всё о казачестве. -М: Междунар. фонд славян, письменности и культуры; АРП. Инт. Ко, 1993. -272 с.
33. Гордеев А.А. История казаков: в 2 ч. М.: Строительный бульвар,1991.- Ч.1., 256 с.
34. Гордеев А.А. История казаков: в 2 ч. М. Строительный бульвар,1992.- Ч. 2, 279 с.
35. Грушко Е.А., Медведев Ю.Н. Словарь русских суеверий, заклинаний, примет и поверий. Н. Новгород, 1995. - 560 с.
36. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1989. - 764 1. е.: карт., табл.
37. Гуревич П. Культурология: Учебник.- 3-е изд., перераб. До.-М.: Гардарики, 2001.- 280 с.
38. Давыдов В.В. Проблемы деятельности как способ человеческого бытия и принцип монизма // Деятельность: теории, методология, проблемы. М.; 1980.-С. 239-240.
39. Демографический энцикл. словарь / Глав. ред. Д.И. Валентей. М.: Сов. энцикл., 1985.-c.253.
40. Дочевский П.И. Охота в Томской губернии // Научные очерки Томского края. Томск, 1898. - С.4-23.
41. Емельянов Н.Ф. Город Томск в феодальную эпоху. Томск: ТГУ, 1984.-224 с.
42. Емельянов Н.Ф. Спорные вопросы истории феодальной Сибири.-Курган, 1991.-160 с.
43. Еремина В.Е. Классификация народной лирической песни в советской фольклористике // Проблемы «Свода русского фольклора». Русский фольклор / Под ред. А.Н. Иванова Л., 1977. - Т. XVII. - С. 107-119.
44. Жигунова М.А., Золотова Т.Н. Характерные черты культуры сибирских казаков // Русский вопрос: история и современность: Сб. науч. тр. / Под ред. В.М. Бельдиян Омск: ОмГПУ, 2000. - 285 с.
45. Жили да были: Фольклор и обряды томских сибиряков / Собиратель и автор комментариев П.Е. Бардина. Томск: ТГУ, 1997. - 222 с.
46. Завалишин И. Описание Западной Сибири: В 2 т. М., 1862. - Т. 1.200 с.
47. Застава. Праздник омских казаков // Фольклорно-этнографические праздники народов Западной Сибири / Под ред. Б.А. Шиндина. Омск, 1992. - С.51-75.
48. Захарченко В.Г., Мельников М.Н. Свадьба Обско-Иртышского междуречья: Этнограф, описание свадебных обрядов. Тексты и напевы песен / Под ред.: Е. Гиппиус. М.: Сов. композитор, 1983. — 224 с.
49. Земсков В.Б. Дисбаланс взаимодействия пластов культуры как фактор культурной динамики // Общественные науки и современность / гл. ред. В.В. Согрин, д.и.н. «Наука» Москва. - № 2 -2003. - С. 136
50. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. — М.: Наука, 1991 .-511с.
51. Зинченко В.П. Наука неотъемлемая часть культуры // Вопросы философии - № 1. - 1990 - С. 97
52. Иванова Ф.П. Название одежды и обуви в говорах старожильческих районов Томской области, расположенных по реке Оби и её протокам // Ученые записки ТГУ/ -ТГУ, 1957. № 30. - С. 127-142.
53. Итс Р.Ф. Введение в этнографию.- Л., 1974. 271 с.
54. Из истории земли Томской. 1604-1917: Сб. документов и материалов / Под ред. А.Д. Колесникова. Томск: Зап. - Сиб. кн. изд - во, 1978. Вып. 1. -с.242.
55. Изгоев А.С. Социализм, культура, большевизм // Вехи. Из глубины, -М., 1991.-С. 269-368
56. Иловайский Д. И. История Рязанского княжества. М., 1884. - 203 с.
57. Искусство и фольклор народов Западной Сибири: Сб. ст. / Под ред. Ф.П. Иванова. Томск ТГУ, 1984 г. - с. 124- 128.
58. История Сибири: В 2 т. Т.2 Сибирь в составе феодальной России - Л.: Наука,-1968.-536 с.
59. История сибирского казачьего войска // Сибир. газета. 1992. - № 21. -с.4; 8.
60. Казаки в зеркале сибирской прессы // Сибирская газета. 1992. - № 21. -С.4.
61. Казачьи песни Кемеровской области / Запись, нотирование, составление, вступит, статья и комментарии Е.М. Бородиной.- Кемерово: КемГАКИ, 2002 г. 73 с.
62. Календарные обычаи и обряды народов Юго-Восточной Азии. Годовой цикл / Под ред. В.Н. Маркина М.: Наука, 1993.- 168 с.
63. Карамзин Н. М. История государства Российского В 12 т. т.6 - М.: 1998.-655 с.
64. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справ. 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 216 с.
65. Келе В. Ж. и Ковальзона М.Я. Теория и история. М., 1981, С.62
66. Кимеев В.М. Касьминские чалдоны. Быт и культура русских старожилов Касьминской волости. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997- 250 с.
67. Князева И.Н. Военные походные песни Казахстанского Прииртышья // Народная культура Сибири: Материалы XVIII науч.-практ. семинара Сибир. регион, вузов, центра по фольклору / Отв. ред. Т.Г. Леонова. Омск: ОмГПУ, 1999.- 186-190 с.
68. Князева И.Н. Свадебный обряд в фольклоре казаков Иртышской линии // Народная культура Сибири и Дальнего Востока: Материалы VI научно-практического семинара Сибир. регион, вузов, центра по фольклору. -Новосибирск, 1997. 192-196 с.
69. Козаченко А. И. К истории великорусского свадебного обряда // Сов. этнография.- 1957. №1.с. 67-89.
70. Копылов А.Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII — нач. XIX в. Отв. редактор д-р ист. наук Л.А. Гольденберг. Новосибирск, «Наука», Сиб. отд-ие, 1974. 252 е.; ил.
71. Копылов А.Н. Русские на Енисее в XVII в. Новосибирск. -1965,-203 с.
72. Кравченко А.И. Культурология: Учеб. пособие для вузов. 3-е изд. М.: Академический Проект, 2001.- 496с.
73. Костомаров Н.И. Исторические монографии и исследования. М.: Чарли, 1995. 608 с. - (Сер.«Актуальная история России»).
74. Кочедамов В.И. Первые русские города Сибири. М.: Стройиздат, 1977. -190 с.
75. Кошелев Я.Р. Из истории культуры Сибири. Томск, ТГУ, 1966. — Вып. 1.-115 с.
76. Крадин Н.П. Русское деревянное оборонное зодчество Сибири М., 1982.-С. 174-182;
77. Краткая хроника о казачьих войсках / Под ред. И.Г. Карпенко. М. Дарвил, 1992,-480 с.
78. Кривошапкин М.Ф. Русская свадьба с её обрядами и песнями / Свет.-учеб.- лит. ж-л / Под ред. Д.И. Калиновского. кн. 2. - Петербург. - 1861. -72 с.
79. Кудланов В.В. О становлении государственной и иной службы казачества России // Русский вопрос: история и современность: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.П. Белов. Омск: ОмГПУ, 2000. - С. 122-123.
80. Кузьменко П. Русский православный обряд погребения.- М.: Букмэн, 1996.-84 с.
81. Кузьмина Л.П. Традиция и современность в песенном репертуаре русского населения Восточной Сибири // Традиции и современность в фольклоре / Под ред. А.Н. Зырянова. М. Наука, 1988. - С.53-68.
82. Кузьмина Ф.К. К вопросу о состоянии скотоводства в крестьянских хозяйствах Томкой губернии // Вопр. социально-эконом. положения крестьян Сибири в XIX нач. XX в./ Под ред. В.А. Зверева. - Новосибирск.: Наука, 1974.-С.З-16.
83. Культурная жизнь Сибири XVII XX вв.: Сб. науч. тр./ Бахрушин, чтения 1981 г./ Под ред. А.П. Окладникова и др. - Новосибирск: НГУ, 1981. - 159 с.
84. Лебедева А.А. Мужская одежда русского населения Западной Сибири (XIX- нач.XX в.) // Проблемы изучения материальной культуры русского населения Сибири: Сб. / Под ред. И.В. Матюхина М., 1974. - С. 202-223.
85. Летописи Сибирские с. 47-49.
86. Листова Т.А. Заметки о русской свадьбе // Русские народные традиции и современность. М.: Наука, 1995. С. 114-126.
87. Листова Т.А. Русские обряды, обычаи и поверья, связанные с повивальной бабкой // Русские: семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989. 143 с.
88. Листопадов A.M. Песни донских казаков / Под ред. Г. Сердюченко. -В 4т.-М., 1949.Т.1.Ч. l.c.22.
89. Лопатин Н.М., Прокунин В.П. Русские народные песни. М., 1956.452 с.
90. Лутовинова Е.И. Фольклор Кемеровской области Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.-200 с.
91. Максимов С. Нечистая сила. Неведомая сила. Кемерово: Кемер. кн. изд-во, 1991.-351 с.
92. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: (логико-методол. анализ). М.: Мысль, 1983. - 284 с.
93. Матвеев О. Слово о кубанском казачестве. Краснодар: Сов. Кубань, 1995 г.-338 с.
94. Матвеев О.В. Казачьи станицы Карачаево-Черкесии: К оценке современной этнополитической ситуации // Русский вопрос: история и современность: Сб. науч. тр./ Под ред. В.М. Бельдиян Омск: ОмГПУ, 2000. - С.124-126.
95. Межуев В.М. Культура как проблема философии // Культура, человек и картина мира. М., 1987. - 329 с.
96. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма,- М., 1988. 92 с.
97. Миллер Г.Ф. История Сибири / Под ред. И.Н. Винникова. В 2 ч.- М.; Л.; 1941.- 4.1.-635 с.
98. Миненко Н.А. Северо-западная Сибирь в XVIII первой половине XIX в.: Историко-этногаф. очерк. - Новосибирск, 1975. - С. 105-107.
99. Мытарев А.А. От Абы до Яи. Кемерово, 1970. 167 с.
100. Народная художественная культура: Учеб. / Под ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. М.: МГУКИ, 2000. - 344 с. Народные баллады. М.-Л. 1963.-447 с.
101. Народы России: Энцикл. / Гл. ред. В.А. Тишков.- М.: Больш. Рос. Энцикл., 1994.-479 с.
102. Народные баллады. / Сост. Г. Романов. М.-Л. 1963. - 447 с.
103. Населенные пункты Сибири: Опыт исторического развития (XVII -нач. XX вв.) / Ассоциация сибирских и дальневосточных городов. -Новосибирск: Кооператив «Барс», 1992. 128 с.
104. Недбай Ю.Г. История казачества Западной Сибири 1582 1808 гг. (краткие исторические очерки). В 2-х ч., - Омск, 1996.- 4.1. 118 с.
105. Никитин Н.И. Казачество Сибири // Военно-исторический журнал-1994.-№ 1 С.77-83.
106. Одежда народов Сибири: Сб. ст. / Музей антропологии и этнографии; Отв. ред. С.В. Иванов.- JI. Наука, 1970. -224 е.: ил.
107. Одинцова М.К. Из истории русского деревянного зодчества в Восточной Сибири (XVII век). Иркутск, 1958 с - С. 18-22, 162-168.
108. Ожёгов С.И. Словарь русского языка. М., 1990 - 924 с.
109. Оксеонов А. Ермак Тимофеевич в исторических песнях русского народа// Сибирский сборник. Кн. 1-2. СПб., 1886. - С.18-34.
110. Ополовников А.В., Крадин Н.П. Деревянные крепостные сооружения Якутии //Архитектурное наследство. М., 1982. Вып.30. - С.85-93.
111. Павлевский Т. Народные поверья и заговоры, относящиеся к пчеловодству // Кубанский сборник / Сост. Т. Павлевский Екатеринодар, 1899. -Т.5. - С. 4-7.
112. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно конструкторский источник творчества. М., 1967. - 360 с.
113. Песни сибирских казаков / Сост. А.Н.Куропаткин, В.О. Бедрин, Г.И. Иванов, Я.О. Бурков. В.1. Петроград: Изд. Сибирского казачьего войска. 1916.-86с.
114. Песни уральских казаков / Запись, нотирование, сост. вступ. ст. и коммент. Т. И. Калужниковой. Екатеринбург: Сфера, 1998. - 236 с.
115. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб.: Кристалл, 1997.-838 с.
116. Плахотнюк М.А. Традиционная культура сибирских казаков в начале XX века // Интеллигенция и многоликость культуры российской провинции:
117. Плахотнюк М.А. Фольклорное наследие сибирских казаков: Сб. науч. тр. // Народная культура: Материалы 4-го науч.-практич. семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / Под ред. Н.А. Томилова. Омск: ОмГПУ, 1997.- 91 с.
118. Потявина М.В. О полифункциональности солдатских песен // Полифункциональность фольклора / Сост. М.В. Потявина. Новосибирск, 1983. С.83-92.
119. Преображенский А.А. Урал и Западная Сибирь в конце XVI -начале XVIII в.-М., 1972. С. 28-30.
120. Путилов Б.Н. Песни гребенских казаков / Вступит, ст. Б.Н. Путилова. Грозный: Грозднен. облает, изд-во. 1946.- 313 с.
121. Радищев А.Н. Записки путешествия из Сибири // Радищев А.Н. ПСС. -М.; Д., 1952.-Т.З.- 277 с.
122. Рабинович Е.Г. Земля // Мифы народов мира: В 2 т.: Энцикл. / Гл. ред. С.А. Токарев. М., 1980. - Т. 1. - 467 с.
123. Разлогов К. Э. Глобальная / или массовая? Общественные науки и современность № 2, «Наука» / Глав. Ред. В.В. Согрин, д.и.н.- Москва, 2003. -С. 152.
124. Ракитов А. И. Цивилизация, культура, технология и рынок // Вопросы философии № 5 .- М., 1992. - С. 84.
125. Рачковский П.Ю. Особенности архитектуры Среднего Приобья // Архитектурное наследство. 1990. - № 37. - С.312-319.
126. Религиозные представления и обряды в XIX- нач. XX в.: Сб. ст. Отв. ред. Л.П. Потапов, С.В. Иванов. Л., Наука, 1971. 301 с. ил.
127. Реммлер В.В. Свадебная обрядность сибирских казаков (по материалам Горькой линии) //Антропология и историческая этнография Сибири / Отв. ред. Н.А. Иванченко. Омск; 1990. - С. 28-40.
128. Реммлер В.В. Традиционные единоборства сибирских казаков // Русский вопрос: история и современность: Сб. науч. тр. / Под ред. Т.Г. Леоновой. Омск: ОмГПУ, 2000. - С. 139-142.
129. Реммлер В.В. Структурно-функциональная характеристика свадебной обрядности сибирского казачества // Проблемы антропологии и исторической этнографии Сибири. Омск, 1991, - С. 105-119.
130. Русская народная поэзия. Лирическая поэзия: Сб. / Сост., подгот. текста, предисл. к разделам, коммент. Ал. Горелова. Л.: Худож. лит., 1984.- 584 е.: ил.
131. Русская народная поэзия. Эпическая поэзия: Сб. / Вступ. ст., предисл. к разделам, подготовка текста, коммент. Б. Бутилова. Л.: Худ. лит., 1984. -440 е.: ил.
132. Русская свадьба: В 2 т. / Под ред. А.С. Каргина. М.: Гос. республ. центр рус. фольклора, 2000 - 2001. - Т. 1. - 504 е.; Т.2. - 504 с.
133. Русская свадьба/ сост. Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И.- М.: Гос. республ. центр рус. фольклора. 480 с.
134. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Собр. М. Забылин. Репринт, воспроизведение изд. 1880 г. - М.: Автор, 1992.-607 с.
135. Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока: Песни и заговоры / Составитель Н.И. Болонев, М.Н. Мельников, Н.В. Леонова. Новосибирск: Наука, 1997. 605 с. (Памятники фольклора Сибири и Дальнего Востока, Т. 13).
136. Русский музыкальный фольклор и история (к феноменологии локальных традиций): Очерки и этюды / Сост. В. Лапин. М.: Моск. гос. фолклор. центр «Русская песня»: Рос. ин-т истории и искусств, 1995 -200 с.
137. Розинкин А.В. Кемеровская область с древнейших времен до конца 18 века Кемерово, 1996.- С.23 - 29.
138. Савельев Е.П. Древняя история казачества Историческое исследование: В4ч.- Новочеркасск, 1915. 4.1.-184с.
139. Садовников Д. Наши землепроходцы: Рассказы о заселении Сибири 1581 -1712 гг. М. 1898. - 198 с.
140. Семейная обрядность народов Сибири: Опыт сравнит, изуч. / И.С. Гурвич, К.Д. Басаева, В.П. Дьяконова; Ответ, ред. И.С. Гурвич. М.: Наука, 1980.-240 с.
141. Сергеев О.И. Казачество на русском Дальнем Востоке в 17-19 вв. -М.: Наука, 1983-126 с.
142. Серебренников Н.В. Томский конфликт //Сибир. газета. 1992. №23. -С.4.
143. Сибирская советская энциклопедия. / Отв. ред. С. Потапов. -Новосибирск, 1936. С.174-176.
144. Сибирская народная песня в практике художественной самодеятельности: Методич. указания и рекомендации / Сост. В. Щуров. -Иркутск. 1986.-91 с.
145. Сибирское казачье войско. Алтайский отдел: Сб. истор. документов по жизнеустройству казачьих войск / Ред. и сост. Дорофеев В.А. Барнаул, — 1992.- с.279-290.
146. Сидельников В. Былины Сибири. Томск: ТГУ, 1968. - 420 с.
147. Сидит Дрема: Сб. рус. нар. песен Алтая для детских народных вокальных ансамблей / Сост. В. Щуров. Москва, 1997. - 52с.
148. Скрынников Р.Г. Экспедиция в Сибирь отряда Ермака. JI.: Знание, 1982.-32 с.
149. Скрябина JI. Формирование русского населения в Притомье: Разыскания: Истор.- краевед, альманах. Кемерово, 1993. - Вып. 3.-133 с.
150. Скрябина JI.A. Русские Притомья: истор. этнограф, очерки (17 - нач 20 вв.). - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.- 133 с.
151. Смирнов И. Субкультурная революция // Знамя № 7 / гл. ред. Чупрунин. 2000. - С. 39
152. Снегирёв И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды.: М.: Сов. Россия, 1990. -Ч. 1.-160 с.
153. Соболев В. Завоевание Сибири: Истор. очерк.- М., 1917.- 480 с.
154. Соловьев С.М. История России с древнейших времен // Соловьев С.М. Собр. Соч.: в 12 т. М., -1960. Т.6. Кн. 5. - с.680-714.
155. Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры: Пособ. Для старшеклассников. М., 1994. С.22.
156. Сорокин М. Кузнецкая пашня: Разыскания // Историко-краеведческий альманах / Под ред. Т. Иванченко. Кемерово, 1993. - Вып. 3. - с.18-23.
157. Сорокин М.Е. Сибирский корень: Истор.-этнограф. очерки. -Кемеровоб Кемер. кн. изд-во, 1992. 176 е.: ил.
158. Станюкович Т.В. Внутренняя планировка, отделка и меблировка русского крестьянского жилища // Русские: Историко-этнографический атлас / Под ред. И. Сафонова. М., 1970. - 61 с.
159. Токарев С.А. К методике этнографического изучения материальной культуры // Сов. этнография. 1970. - № 4. - С.8.
160. Толстой Н.И. О природе связей бинарных противоположностей типа правый-левый, мужской-женский // Язык культуры и проблемы переводимости / Под ред. И. Савина. М., 1987.- С. 169-184.
161. Традиции и обычаи русского народа / Сост. Б.А. Бугаев. СПб.: - 1999. - 224 с.
162. Фишер И.Э. Сибирская история. СПб: АН 1774. 182 с.
163. Фольклор казаков Сибири: Сб./ Сост.: JI.E. Элиасов, И.З. Ярневский / Под ред. JI.E. Элиасова. Улан Удэ, 1969. - 364 с.
164. Фролова А.В. История казачества Азиатской России: В 4 т. М., 1989. -Т.1.220 с.
165. Харламов М. Суеверия, поверья, приметы, собранные в г. Ейске: Сб. материалов для описания местностей и племен Кавказа / Под ред Т. Павлевского. Тифлис, 1901. Вып. 29. - С. 8-9.
166. Ходанен JI.A. Миф в творчестве русских романтиков. Изд. Томск, унив-та 2000 г.-318 с.
167. Хозяйственное освоение и заселение районов Сибири (Дореволюционный период): Сб. ст. / Иркут. гос. ун-т; Отв. ред. А.А. Григорьева. Иркутск: Б.и., 1975. - 182 е.: схем.
168. Циркин А.В. Очерки духовной и материальной культуры народов Южной Сибири. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. - 209 е.: ил.
169. ЦХАФАК, Ф. 81 On. 1 Д. 61 Лл. 1-10.
170. Чижикова Л.Н. Архитектурные украшения русского народного жилища // Русские: Истор.-этнограф. Атлас / Под ред. М.И. Семенова. М., 1970.-С. 7-62.
171. Шелегина О.Н. Очерки материальной культуры русских крестьян Западной Сибири (18 первая половина 19 вв.). - Новосибирск: Наука, 1992. -249 с.
172. Шнайдер А.А. Население сибирского края: Русские и туземцы. -Новосибирск, 1928. 110 с.
173. Шунков В. И. Очерки по истории земледелия Сибири (XVII в.).- М. 1956.-148с.
174. Шунков В.И. Очерки по истории колонизации Сибири в XVII нач. XVIII вв. М.; Л.: АН СССР, 1946. - 228 с.
175. Эверстов С.И. Рыболовство в Сибири: Кам. век / Отв. ред. Ю.А. Молчанов; АН СССР, Сиб. отд-ние, Якут, фил., Ин-т яз., лит. и истории. -Новосибирск: Наука, 1988. 140 2. е.: ил.
176. Элерт А.Х. Историко-этнографическое описание Томского уезда Г.Ф. Миллером // Источники по истории Сибири дореволюционного периода / Под ред. Н.В. Иваненко. Новосибирск, 1988. - С. 59-101.
177. Энциклопедия обрядов и обычаев / Сост. Л.И. Брудная, З.М. Гуревич, О.Л. Дмитриева. СПб.: РЕСПЕКС, 1996. 560с.
178. Энциклопедия российских праздников / Под ред. В. Воскобойникова, Н. Голь СПб.: РЕСПЕКС, 1997. - 448с.
179. Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры / Под ред. В. И. Белова. М., 1987. - 238 с.
180. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1975. -С.272-273.
181. Яковенко И. Сподвижен, отчаян и храбр // Родина. 1995. - № 10. С.68.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.