Роль этнических стереотипов в поиске русскими новой этнической идентичности в условиях постсоветской трансформации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.01, кандидат социологических наук Денисенко, Маргарита Владимировна

  • Денисенко, Маргарита Владимировна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ22.00.01
  • Количество страниц 274
Денисенко, Маргарита Владимировна. Роль этнических стереотипов в поиске русскими новой этнической идентичности в условиях постсоветской трансформации: дис. кандидат социологических наук: 22.00.01 - Теория, методология и история социологии. Москва. 1999. 274 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Денисенко, Маргарита Владимировна

Содержание

Оглавление

Введение

Глава 1. Этническая идентификация и этническая картина мира индивида. Теоретические подходы.

Параграф 1. Трактовка этнической идентичности в различных концепциях этноса.

1.1.1. Актуальность исследования этнической идентичности на современном этапе

1. 1.2. Категориальный аппарат в исследованиях этнической идентичности. Дискуссии относительно понятий «этнос», «этническая группа», «этническая идентичность», «этничность», «этноцентризм» в отечественной этнологии и зарубежной антропологии

1.1.3. Концепции этнической идентичности (этничности) в этнологии. Примордиализм. Инструментализм. Конструктивизм. Этничность

как субъективная реальность

Параграф 2. Этническая идентичность в структуре личности.

1.2.1. Этничность и идентификация личности. Место индивидуальной этнической идентификации среди социальных идентификаций индивида

1.2.2. «Я-концепция» и ее применение для изучения этнической идентичности

1.2.3. Этнические стереотипы как средство ретрансляции этничности

и «этническая картина мира» индивида

Параграф 3. Эмпирические исследования этноидентичности и этностереотипов у русских

1.3.1. Этнические стереотипы русских

1.3.2. Проблемы изучения этнических стереотипов у русских

Выводы

Гпава 2, Исследование этнической идентичности и этнических стереотипов у русских.

Введение. Описание исследования этноидентичности у русских.

Характер, цели, задачи и гипотезы исследования этнической

идентичности русских

Параграф 1. Основные результаты исследования.

Результаты анкетного опроса

Этноидентификационные портреты респондентов

Респондент 1

Респондент 2

Респондент 3

Респондент 4

Респондент 5

Респондент 6

Респондент 7

Респондент 8

Респондент 9

Респондент 10

Параграф 2. Обсуждение результатов по содержанию и детерминации этнических стереотипов у русских.

2.3.1. Содержание этностереотипов у русских

2.3.2. Детерминанты этнической стереотипизации

2.3.3. Особенности современной этнической солидарности русских

2.3.4. Выводы

Заключение

Библиография

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль этнических стереотипов в поиске русскими новой этнической идентичности в условиях постсоветской трансформации»

Введение.

Актуальность исследования этнической идентичности

Трансформация социальной и политической системы в России после распада СССР с необычайной остротой поставила не только проблему экономического реформирования и формирования новых политических ценностей. Сегодня речь идет о сохранении целостности Российского государства, о его выживании. Одним из важнейших условий этого служит осознание гражданами своей принадлежности стране, границы которой столь резко изменились после 1991 г. В постсовесткий период изменения коснулись, однако, не только границ государства и его политического устройства, но и самых туоиких структур общественного сознания - чувства национальной принадлежности, национальной идентичности.

За эти годы произошли серьезные изменения в том, как жители многонациональной России воспринимают свой собственный и другие народы. Межнациональные конфликты и даже войны на территории России показали всю остроту этой проблемы. Национализм малых народов получил толчок к своему развитию. Налицо и проявления чувства национального превосходства, этноцентризма со стороны представителей титульных этносов.

Между тем, русские, также как большинство народов бывшего СССР, продолжают испытывать кризис этнонациональной идентичности, выражающийся в ощущении потерянности, пессимизма, проявляющийся как на уровне индивидуального сознания, так и в массовых формах. Этот кризис усугубляется еще и тем, что в силу большей численности, высокой миграционной активности, большой доли людей, вступивших в межэтнические браки, экстенсивного характера экономики и этнической культуры механизмы воспроизводства этнических ценностей у русских пострадали в большей степени, чем у других народов. Имеет широкое

хождение стереотип о подавлении русскими других народов. При наличие всех этих тревожных тенденций , однако вряд ли можно всерьез говорить о расцвете русского шовинизма и проявлении имперской психологии за пределами политической элиты. Ни одна националистическая партия или движение не смогла в прошедшие годы заручиться поддержкой избирателей. При ближайшем рассмотрении русский национализм оказывается весьма отличным от национализмов других народов. Современное состояние этнического самосознания русских свидетельствует о том, что стремление к реабилитации и снятию подобных обвинений со своего этноса привело к другой крайности, и некоторые исследователи полагают возможным говорить о денационализации, деэтнизации русских.1 Все это требует серьезного научного осмысления.

В диссертационном исследовании из всего этого круга актуальных проблем выбрана проблема обретения русскими этнической идентичности в условиях изменившегося географического, социального и политического контекста последних лет, Особое место в работе уделяется пониманию процессов, происходящих на уровне отдельной личности. Это позволяет более пристально рассмотреть связь этнической идентификации с конкретным набором факторов. Представляется, что изучение механизмов этнической идентичности на личностном уровне позволяет определить не только базовые идентификационные структуры и содержащиеся в них символы, но и личностный потенциал к этнической солидарности, а также ответить на вопрос о том, находит ли отклик в индивидуальном сознании идея "возрождения нации".

Актуальность изучения этноидентификации состоит также и в том, что оно позволяет составить представления о меняющихся ценностях, стереотипах и символах этнического самосознания, которые являются средствами поддержания этнической идентичности и солидарности.

1 Вдовин А.И. Российская нация: социально-политические проблемы в XX в., М., 1996.

Теоретическая актуальность темы связана с тем, что проблема идентичности стала в последние годы одной из центральных в социологии.2Из различных аспектов этой проблемы нас интересовала проблема этнической идентичности на уровне личности и ее место в структуре Я-концепции. Потребность отождествлять себя с различными социальными группами заложена в самой природе человека. Но в условиях быстрого изменения социальной среды она приобретает особую остроту. Человек утрачивает психологическую и социальную устойчивость среди изменяющихся условий экономики, политики, культуры. Этнические стереотипы остаются нередко одной из немногих опор, позволяющих индивиду сохранить «привязку» к социальной среде.

Этнические стереотипы играют значимую роль в формировании и ретрансляции этнических ценностей. В диссертационном исследовании стереотипы рассматриваются нами ^в контексте «Я-концепции» индивида, что позволяет судить о них, как о проекциях "я-образов" индивида, подстраивающих индивидуальную самооценку под групповые нормы и ценности. Помимо этого система этнических стереотипов индивида является сублимированной формой его этнической картины мира.

В условиях современной тотальной глобализации человек обретает свою этническую идентичность не только в ходе межличностных контактов, через осознание своей принадлежности к этносу, но и через включение в глобальную коммуникационную сеть. Символы этой глобальной культуры имеют транснациональный характер, едины в «общепланетарной ойкумене»3. В ответ на это у индивида срабатывает механизм социально-психологической защиты своей индивидуальности, проявляющийся в нежелании становиися обезличенной массой, находящейся вне этнической реальности. Этническая самобытность и национальная суверенность остаются

2 Баранова Т. С. Теоретические модели социальной идентификации личности.// Социальная идентификация личности. М., 1993., Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997.

3 Foster R. Making National Cultures in Global Ecumene// Annual Review of Antropology, 1991, v.20.

последними возможностями сохранения человеком своей индивидуальности.4 В связи с этим социологическое изучение проблемы этнической идентичности представляется особенно актуальным.

Этническая идентичность индивида тесно связана с его политической социализацией. Освоение индивидом политического пространства происходит с позиций его этнической идентичности. Более того, особенности генезиса его этничности, тип идентичности с точки зрения восприятия этничности, уровень ригидности восприятия формируют политические установки. Чем выше ригидность, тем авторитарнее установки в политической сфере. Изучение этнической идентичности представляется нам особенно актуальным в связи с изменением политического пространства России, ее политической системы, институтов.

Изучение этнической идентичности с помощью этностереотипов ставит задачу расширения трактовки стереотипа, преодолевая точку зрения о нем как о преувеличенном предубеждении, искаженной информации об объекте. Мы считаем, что область применения стереотипа значительно шире просто инструментальной функции в ретрансляции этнических ценностей. Рассмотрение этнических стереотипов в контексте "Я-концепции" акцентирует их когнитивный компонент, позволяет судить о них, как о проекциях "я-образов" индивида, отражающих его самооценку, социальную оценку членами его этнической общности, роль в формировании образа "мы" и разделения в связи с этим общих групповых ценностей. Возвращение к анализу его содержательной стороны продиктовано убеждением в том, что стереотип является сублимированной формой этнической картины мира индивида, т.е. его этнического самосознания.

Предметом диссертационного исследования является этническая идентичность индивида, отражающаяся в этнических ауто и гетеростереотипах. Эта проблема рассматривалась нами на примере

4 Mazlish В., Buultjeiis R. Conceotualizing Global History. Boulder; Westview Press, 1993.,

Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. London: Sage, 1992.

Sassen S.The Global City; New York, London, Tokyo. Princeton: Princeton University Press, 1991

национального самосознания русского человека, очертания его социальной идентичности и представления об окружающем его иноэтничном мире.

Цели исследования является изучение содержания этнических стереотипов как средства выражения этнической идентичности, самовосприятия русских и отношение их к другим национальностям, а также детерминант этнической стереотипизации на уровне личностного анализа..

Задачи исследования. В теоретической части:

1. Проанализировать современные представления об этнической идентичностии, выявить в них место этнических стереотипов.

2. Исследовать природу этнических стереотипов в контексте массового сознания.

3. Выявить механизмы формирования этнических стереотипов в структуре личности.

4. Построить теоретическую модель для эмпирического изучения ауто и гетеросретеотипов у русских.

В эмпирической части исследования

1. Обосновать методологические подходы к проведению качественного исследования методом кейз-стадиз.

2. Построить схему анализа содержания этностереотипов применительно к отдельному индивиду в рамках его Я-концепции.

3. Проанализировать влияние социальных и личностных факторов на этнические стереотипы респондентов.

Методология и методика диссертационного исследования.

Методология диссертационного исследования продиктована его целями. С одной стороны, этническая идентичность рассматривалась нами как переживание индивидом принадлежности к этнической общности, и в связи с этим проанализированы примордиалистские, конструктивистские, инструменталистские, субъективистские концепции этничности. С другой стороны, этноидентичность проявляется в

этнических стереотипах и ценностях, которые являются инструментом ретрансляции этничности и облегчают личности идентификацию с этнической общностью. И наконец, при всей относительности и ситуативности проявления этничности она оказывает влияние на формирование иерархии социальных идентичностей личности, отражающейся в ее "Я-концепции".

Инструментальную базу эмпирического исследования сформировали метод анкетного опроса, фокусированные интервью, часть из которых была проведена с русскими респондентами, направленные не выяснение формирования этнической идентичности личности. Цветоассоциативный тест Люшера позволил составить более адекватное представление о личности респондента.

Основным инструментом исследования стали фокусированные интервью со средней степенью стандартизации, представляющее собой разновидность качественных методов исследования. Качественные исследования, предпринимаемые в форме интервью^ предоставляют исследователю большую мобильность в такой деликатной сфере, какой является изучение национальных чувств, особенно в обществе, где этническая принадлежность фиксировалась государством.

Неструктурированное интервью в отличие от анкетного опроса предоставляет более полную информацию о респонденте хотя бы потому, что в них индивид не является учетной статистической единицей и в ходе него не требуется получить информацию, сопоставимую с другими рассматриваемыми случаями. Глубинное интервью, которое использовалось в качестве основного инструмента исследования, занимает промежуточную позицию между структурированным (формализованным) и неструктурированным интервью, «ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведениия интервьюера и опрашиваемого»5. Это интервью со средней степенью стандартизации. В ходе интервью беседа с респондентом фокусировалась вокруг темы этнической идентичности, которая

5 Как провести социологическое исследование. М. 1990, с. 162 .

оценивалась по этническим стереотипам, высказываемым респондентом в отношении своего и других этносов.

Поскольку цель исследования предусматривала раскрытие социальной и личностной детерминации этничности, в программе интервью вопросы личностной этноидентичности были вписаны в контекст жизненного пути респондента. В эмпирической части диссертационного исследования приведены результаты анализа этнической идентичности личности, полученные в ходе кейз-стадиз. Кейз-стадиз широко практикуются в современной западной социологии, особенно, в области социально-политических исследований личности.6

При выработке исследовательской стратегии учитывалось междисциплинарность проблемы этнической идентичности, с одной стороны, и теоретико-методологический плюрализм в этнологии в этом вопросе. Мы считаем, что содержание процесса идентификации человека с общностью не может быть адекватно оценено без применения глубокого социально-культурного анализа.7

Качественные методы оказываются особенно продуктивными в области, понятийный аппарат который претерпевает трансформации, не до конца определен, многие понятия до сих пор являются предметом широких дискуссий. К тому же незавершенность процесса формирования новой этнической идентичности у русских не позволяет зафиксировать ее на уровне массового сознания. Исходя из этого для изучения этнической идентичности личности нами была избрана именно методология качественного исследования.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА диссертационного исследования

связана

Во-первых, с получением большого объема эмпирического материала, позволяющего ввести в научный оборот новые данные о

6 M.B.Smithy, S.Bruner, R.White Opinions and Personality. N.Y., 1956.,F.I. Greenstein Personality and Politics. Problems of Evidence, Inference, and conceptualisation. Princeto Un.Press. Princeton.

1987., The Ethnic identity of European minorities: Theory and case studies/ Ed by Synak B. Cdansk, 1995.

7 Минюшев Ф.И. Социокультурное исследование: Учеб.пособие МГУ им М.В. Ломоносова, М., 1994, он же: Социальная антропология (Курс лекций). М., 1997.

содержании этнических стереотипов русских в период постсоветских трансформаций российского общества конца 90-х годов.

Во-вторых, в работе сделан акцент на исследовании этнических стереотипов в контексте Я-концепции респондентов. В литературе по-преимуществу рассматривается массовый уровень этих стереотипов. Новизна данной работы состоит в изучении личностных факторов их формирования.

В-третьих, в работе показано то место, которое этнические стереотипы занимают среди иных элементов личности и прослеживается механизм их взаимодействия.

В-четвертых, использование качественных методов исследования позволило проиллюстрировать теоретические обобщения материалом из конкретных биографий наших соотечественников, вписав их в исторический и социальный контекст.

Теоретическая значимость работы состоит в выработке модели объяснения процесса этнической идентификации, которая обобщила достижения этносоциологической и психологической, а также смежных с ними наук и соответствует современному состоянию научного знания в этой области. Теоретическая значимость работы связана с введением в научный оборот нового материала по этнической идентичности личности, представленного в библиографической части и в эмпирическом исследовании.

Практическая значимость. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке спецкурсов и преподавании этносоциологии и этнической психологии.

Апробацию работа прошла на кафедре теории, методологии и истории социологии социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Также был сделан доклад на международной конференции «Agents of Amity and Enmity, Trust and Distrust, Hopes and Fears. International Political Socialization and Education» в Брюсселе в мае 1998 г. по теме "Types of Political Socialization and Ethnic Attitudes of Russians Towards Their Own and Other Countries" (в соавторстве с Шестопал Е.Б., Брицким Г.)

Степень разработанности темы.

Исследование проблем этнической идентичности является объектом особого интереса во всех социальных науках в силу многоплановости этого феномена.

Социологическое изучение идентичности как социального мировоззрения связано с теоретическими работами М.Вебера по истории религии, влиянии ее на развитие капитализма. Фундаментальные представления о зависимости мировоззрения и экономического поведения индивидов были заложены им в ряде работ.8 С его именем связано становление и разработка категориального аппарата понимающей социологии, методология которой заключается в понимании социальных связей индивидов, определяющих их поведение.

Еще до введения термина «идентичность» содержание самого процесса поиска индивидом собственного «я» в обществе разрабатывалось Дж.Мидом и Ч.Кули, которые использовали понятие

Q*

«самость» (self).

Изучение идентичности в теоретической социологии связано, прежде всего, с развитием теорий установки, личности. Понятие установки было введено в социологию У.Томасом и Ф.Знанецким в процессе анализа социальной адаптации9. В изучение установки большой вклад внесли Г.Оллпорт, М.Смит, К.Ховланд и др. Теория установки послужила отправным моментом концепций конструирования социального поведения в отечественной социологии и психологии.10 В свете теории установки этническая идентичность представляется

8 М.Вебер. Протестантская этика и дух капитализма, 1904, О некоторых категориях понимающей социологии, 1913.// М.Вебер. Избранные произведения М.,1990,

8* Ch.Cooley Human Nature and Social Order. 1922., G.H.Mead Mind, Self and Society. 1934.

9 Tomas W., Znaniecki F. The polish peasant in Europe and America. Boston, 1918

10 Д.Н.Узнадзе Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961* В.А.Ядов О диспизиционной регуляции социального поведения личности// Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.

результатом восприятия индивидом целостности социально значимых ценностей этноса и построенные на этом модели поведения.

В подходах к рассмотрению социальной идентичности выделяются: психоаналитический, объясняющий социальное поведение интрапсихическими, бессознательными мотивами (Фрейд 3., Адорно Т., Берковиц Л. и др.), бихевиористский (Шериф М., Кэмпбелл Д. и др.), в рамках которого межгрупповые отношения объясняются конфликтом интересов этих групп, когнитивистский, акцентирующий адаптивную функцию человеческой психики в категоризации индивидом социальной действительности (Таджфел Г. и др.) и деятельностный, трактующий социальную идентичность через статус индивида в системе межгрупповой деятельности (А.Н.Леонтьев. Л.С.Выгодский).

Посредническую роль в восприятии индивидом социальной реальности выполняет стереотип, что включает его в круг понятий, описывающих этническую идентичность. Представления об этническом стереотипе формировались в тесной связи с понятием установки. Фундаментальные идеи относительно содержания, структуры, формировании стереотипа были заложены в классических исследованиях В. Липпмана, А Кардинера, И. Богардуса, Д. Оллпорта, Дейкера Г. и Фрейды Н., Таджфела Г.11 и развиты отечественными исследователями Коном И.С., Шихиревым П.В., Козловым В.И., Шелеповым Г.В., Стефаненко Т.Г.12 и др. Трудно переоценить значение работ Д.Каца и К.В. Брейли, Л.Терстоуна, Ч. Осгуда13 в формировании методики и методологии исследования стереотипов. Отечественные

11 Duijker H.C.J., Frejda N. National character and National Stereotypes. Amsterdam. 1960, Inkels A., Levinson D.J. National character: the study of personality// Handbook of Social Psychology . New York, 1969; Kardiner A. The concept of basic personality structure as an operational tool in the social sciences //The science of man in the world crisis. New York, 1967; Lippman W. Public opinion. New York, 1922; Tajfel H. Social stereotypes and social group// Intergroup behavior . Oxford, 1981; Allport D.W. The Nature of Prejudice. Addison-Wesley, Cambridge, 1954.

12Поршнев Б.Ф. Принципы социально-этнической психологии. М., 1964; Кон И.С. Психология предрассудка// "Новый мир", 1966,.№9; Кон И.С. К проблеме национального характера//История и психология. М., 1971; Козлов В.И., Шелепов Г.В. Национальный характер и проблемы его исследования//"Советская этнография", 1973, N2; Левитов Н.Д. Проблемы характера в современной психологии // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982, Стефаненко Т.Г. и др. Методы этнопсихологического исследования. М., 1993.

13 Katz D„ Braly K.W. Racial stereotypes of 100 college students.// Journal of Abnormal Social Psychology. 1933, v.28., Osgood Ch.E. The measurment of meaning. Urbana, 1967.

исследователи процессов социальной идентичности и стереотипов адаптировали ряд этих методик применительно к современным условиям и выработали собственные.14 Проблема социальной идентичности личности в постперестроечную эпоху представляется особенно актуальной в контексте обретения человеком новой идентичности. Острота этой проблемы, ее социально-политическая значимость отражена в проектах по социальной и этнической идентичности, осуществляемых отечественными социологами и этнологами.15

В этнологии, социальной антропологии, этносоциологии и этнопсихологии этническая идентичность рассматривалась в связи с понятиями «этнос», «этническое происхождение», «национальный характер», «народный дух», «этнические стереотипы».16

14 Например: Кцоева Г. У. Опыт эмпирического исследования этностереотипов. Психологический журнал 1986, т.7, №2; Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993., Петренко В.Ф., Алиева Л.А. Исследования этностереотипов методикой множественной идентификации.// Психологический журнал, 1987, т.8,№6.; Д.Пибоди, Шмелев А.Г., Андреева М.К., Граменицкий А.Е. Психосемантический анализ стереотипов русского характера.//Вопросы психологии, 1993, № 3.

15 Социально-политическая идентификация в условиях перестройки. М., 1991; Социальная идентификация личности: Годичные отчеты за 1993, 1994 г.г. по разделу программы «Человек в кризисном обществе», руководитель проекта д.ф.н., проф. Ядов В. А.; Ценности и сомволы национального самосознания в условиях меняющегося общества. М., 1994, под руководством д.и.н., проф. Дробижевой Л.М.; Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997.; «Этнические и административные границы: факторы стабильности и конфликтности» , 1997, 1998 г.г. и др.

16 Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века.(1946)// О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990; он же: Истоки и смысл русского коммунизма. Овсянико-Куликовский Д.Н. Психология национальности. Пг., 1822.

Сорокин П. Национальность, национальный вопрос и социальное равенство //Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М., 1994; Он же: Основные черты русской нации в двадцатом столетии. Перевод с анг. : Sorokin P. The Essential Characteristics of the Russian Nation in the Twentieth Century // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 1967. Mar. V. 370. P. 99-115.

Федоров Г.П. Национальное и вселенское., Он же: Будет ли существовать Россиия, 1929 Хомяков А. Мнения русских об иностранцах.; Мнения иностранцев о русских / Хомяков А, Поли. Собр. Соч.. т.1, М„ 1911;Чернышевский Н.Г. О некоторых условиях, способствующих умножению народного капитала. Речь И.Бабста. Рассуздение о гражданском и уголовном законоположении И. Бентама; он же: О различиях меищу народами по национальному характеру//Чернышевский Н.Г. Избранные философские соч., т.2,3, М.,1950-1951.

Различные концептуальные решения проблемы рассмотрения и изучения этничности сформировались в западной социальной антропологии, психологии и этнологии. Фундаментальными по вопросам этнической идентичности считаются работы Ф. Барта, Э. Эриксона, П. Ван ден Берга, К. Гирца, Р.Альбы17 и других. Теоретические разработки проблемы этнической идентичности связаны с теориями символической этничности Г.Ганса, С.Стейнберга18, с трактовкой этничности как феномена, связанного с классовым делением общества ( У.Корнблюм, К.Стак, У.Янсей)19, с политизацией этничности (Н.Глейзер, Д.Мойнихен, С.Ользак, Ф.Нильсон )20, с теорией возрождения этничности (М.Хансен)21.

Отечественная этнографическая традиция рассматривала этническую идентичность в связи с коллективным этническим самосознанием. Это точка зрения отражена в теоретических работах Бромлея Ю.В., Козлова В.И., Дробижевой Л.М., Тишкова В.А.22 Этническая идентичность как проявление биосоциальной сущности этноса рассматривали в своих работах Широкогоров С.М.., Гумилев Л.Н.23 Развитие представлений об этносе прослеживается в системно-иформационном подходе, разработанном в концепциях Арутюнова С.А.,

17 Bart F. Ethnic groups and boundaries: the Social organisation of Culture Differences. London, 1969;Richard D. Alba. Ethnic Identity: The Transformation of White America. Yale University Press, New Hawen and London, 1990jBerge P.L. Van Den The ethnic phenomenon. New York, 1981.

Ericson E.H. Identity and the life cycle. New York, (1959) 1980; Geertz C. The interpretation of cultures. New York, Basic Books, 1973;

18 Gans H. The urban villagers: Group and Class in the life ofTtalian-Americans. New York, (1962) 1982; Steinberg S. The ethnic myth: Race, ethnicity, and class in America. Boston, 1981.

19 Stack C. All our kin: Strategies for survival in a black community. New York, 1974/, Kornblum W. Blue collar community. Chicago, 1974.; Yancey W. Oth. Emergent ethnicity: A review and reformulations/American Sociological Review, 1976, v.41.

20 N ПЬ7рг япН Г).P. Mnvnihin OHs Ftbnirlfv Thporv and experience. CarohrW- J-farvnrri University Press, 1975., Olzac S. Contemporary ethnic mobilization.// Annual Review of Sociology, 1983, # 9. Nielsen F. Toward a theory of ethnic solidarity in modern societies. // American Sociological Review, 1985, v.50.

21 Hansen M. The problem of the third generation immigrant. Rock Island, 1938.

22 Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1981; Дробижева J1.M. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика. //"Советская этнография" 1991, №1.; Тишков В.А. О феномене этничности.//"Этнографическое обозрение" 1997. N3..

Широкогоров С.М. Этнос. Шанхай 1923., Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Москва-Минск, 1997.

Чебоксарова H.H., Сусоколова A.A.2) в рамках которого этническая идентичность складывается в результате трансляции этнической культуры на всех структурных уровнях организации этноса. Этническая идентичность в контексте постмодернизма представлена в субъективных концепциях этничности.«В результате концептуальной множественности моделей этноса и этнической идентичности в этнологии на сегодняшний существует неудовлетворенная пока потребность в таком теоретическом подходе, который бы синтезировал достижения теоретико-методологических исследований этноса, снимая при этом противоречивые трактовки.

При неугасаемом интересе к проблеме социальной и, в частности, этнической идентичности со стороны гуманитарных наук все же остаются аспекты недостаточно исследованные. Таким, на наш взгляд, представляется аспект формирования этнической идентичности личности в условиях социально-политических трансформации в конце 90-х г.г. XX века. Практически отсутствуют работы, раскрывающие содержание современных этнических стереотипов русских в силу того, что процесс их формирования еще не завершен, а стереотипы «советского периода» теряют свою социальную значимость и актуальность.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, в котором обосновывается актуальность и методологические подходы к исследованию этнической идентичности у русских, двух глав, заключения, библиографии и приложения. В первой главе проводится теоретико-методологический анализ исследованности данной темы (параграфы 1.1- 1.3). Во второй главе (введение, параграфы 2.1 - 2.2) излагаются основные принципы,

24 Арутюнов С.А., Чебоксаров H.H. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества.// Расы и народы, вып. 2, М., 1972, Арутюнов С.А. Этничность - объективная реальность.// "Этнографическое обозрение" 1995, №5., Сусоколов A.A. Структурные факторы самоорганизации этноса. //Расы и народы вып.20, М., 1990.

результаты эмпирического исследования этностереотипов у русских , их трактовка. Заключение содержит выводы в целом по исследованию. В диссертации приводится библиография по проблемам этнической идентичности и стереотипов. В приложение к диссертации вошли интервью с этническими русскими по вопросам их этноидентичности.

^Соколовский C.B. Этничность как память: парадигмы этнологического знания.// Этнокогнитология: проблемы, подходы, концепции. В. 1. М., 1994.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методология и история социологии», Денисенко, Маргарита Владимировна

Выводы.

Представления современных русских отражают реальную сложность идентификации этнических русских (не говоря о представителях других этнических групп), живущих в России. А в их определениях «своих» и «чужих» смешаны исторические, психологические, чисто политические, экономические и религиозные мотивировки.

Степень выраженности этноцентризма определяется в российском политическом контексте рядом обстоятельств, среди которых следует особо упомянуть глобальные трансформационные процессы в экономической, политической, социальной и культурной сферах, повлекшими за собой кризис этносоциальной, идентичности. Эти процессы определяют российскую специфику проявления этноцентризма.

1. Так, первая особенность - это слабая связь политической ориентации (демократической, коммунистической и нейтральной) с проявлениями этноцентрических стереотипов.

2. Более явная связь прослеживается между уровнем образования и наличием или отсутствием этноцентризма.

3. Этнические стереотипы, как ауто, так и гетеро, - выражены достаточно спокойно, не окрашены яркими эмоциональными реакциями. Этноцентризм не выступает как доминанта размышлений или эмоций личности, не говоря уже о поведенческих реакциях. Даже тема возможного распада России не воспринимается как катастрофа. Реакции опрошенных отличает скорее апатия. Они явно не осознают свою гражданскую роль. Это относится и к политически нейтральным и пассивным, и к более ангажированным гражданам.

4. Есть существенные отличия в зтностереотипах разных поколений опрошенных. Особенно это проявляется в отношении к религиозности, «советскому образу жизни» и т.д.

Допущение взаимоисключающих, на первый взгляд, перспектив развития российской государственности по пути консолидации или дальнейшей дезинтеграции говорит о поверхностной эмоциональной вовлеченности респондентов в проблемы государственного реформирования. В настоящий момент респонденты не видят в России какой бы то ни было объединяющей силы или общенациональной идеи: за редким исключением никто из них не отметил каких-либо политических партий или движений, вызывающих симпатию или доверие, не сформулировал русской или российской национальной идеи, если не считать желание видеть Россию сильной державой, которое свойственно старшей возрастной группе респондентов и связано с ностальгией по СССР. Следует отметить тот факт, что у молодых опрошенных распад СССР не ставил сколько-нибудь заметного следа в сознании.

5. Исследование подтвердило тесную связь этнического самосознания русских с православием. Доказательством этому могут послужить отмеченные в аутостереотипе духовность, религиозность. Однако, связывать это напрямую с возрождением православия в обществе было бы преждевременно, ибо даже те респонденты, которые сами себя характеризовали как истинно верующие, считают себя исключением по из числа их сверстников.

Заключение

В ходе исследования этнической идентификации личности мы выделили несколько уровней, которые позволили рассмотреть ее как с теоретико-методологической, так и с практической стороны. Обобщение теоретических подходов, используемых этнологами, психологами, социологами в отношении к этносу, указывает на многогранность самого процесса этноидентичности и необходимость его полидисциплинарного изучения. В нашем исследовании мы значительное место уделили анализу теоретических схем, которые раскрывают сущность этнического самоопределения.

Примордиалистские, инструменталистские и конструктивистские подходы рассматривают этнос с точки зрения объективно существующих свойств, черт, особенностей этнических культур, а этническая специфичность воспроизводится благодаря существованию этносов-тел. Эти примордиальные черты этнической идентичности укоренились в обыденном сознании и выражаются в убежденности, что этническая принадлежность принимается индивидом от рождения или формируется благодаря преемственности ценностей и культуры. В центре других теорий этничности системой отсчета и одновременно индикатором этноспецифичности является феномен осознания принадлежности к этносу. Это ставит личность в центр исследовательского внимания, акцентирует субъективный компонент в осознании этнической принадлежности.

Нас интересовало каким образом происходит этническое самоопределение на уровне личности и какие идентификационные механизмы при этом задействованы. Единицей измерения этноидентичности нами были выбраны этностереотипы, так как именно они представляются нам категориальным аппаратом ретрансляции внутри и межэтнических ценностей и символов. Именно эти стереотипы восприятия «своего» и «чужих» этносов и стали предметом исследования у выбранных респондентов.

В ходе эмпирического исследования нами были составлены социально-психологического портреты респондентов, объясняющие особенности их этноидентификационного поведения.

По содержанию этностереотипов у респондентов были сделаны следующие выводы:

1. Мы пришли к заключению, что современные этностереотипы русских, независимо от их возраста, сохранили черты преемственности с образом «советского человека».

2. Отличия в этностереотипах у респондентов разных возрастов выразились в более конкретном образе собственного народа у старшего поколения, по сравнению с амбивалентным стереотипом русских у молодых респондентов и их неустойчивой идентичности со своим народом-этносом. Эта «идентификационная ниша» у них занята формирующейся «российской» гражданско-государственной идентичностью. Особенностью этой современной гражданской идентичности является нейтральное или негативное оценивание роли и значимости государства. Такой стереотип восприятия национальной российской государственности носит защитно-компенсаторный характер, продиктован неприятием «коммунистического строя и советского образа жизни».

3. Анализ сочетания ауто и гетеростереотипов позволил нам выделить модели этноидентификационного поведения. Это этноиндифферентность (1), которой свойственно нейтральные в эмоциональном отношении и размытые по содержанию ауто и гетеростереотипы и этноцентричность (2) , характеризующаяся активным эмоциональным компонентом, как положительно так и отрицательно направленными аутостереотипами и преимущественно отрицательными гетеростереотипами. Между этими крайними полюсами находятся модели в той или иной мере этноакцентированные, проявившиеся в преференциях собственному этносу.

4. Изучение этнических стереотипов дает представление об уровне этноцентричности личности. Исследование показало, что современный русский этноцентризм связан с такими традиционными проявлениями ригидности установок, как авторитаризм, ксенофобия, патриотизм, религиозность. В этноцентричных стереотипах русских отсутствует агрессивный компонент. Более сильный отрицательный эмоциональный отклик вызывают социальные, идеологические аспекты существования социально и этнически значимых «других». Этноцентричность личности связана со степенью предубежденности к людям другой национальности, образа жизни и мыслей, мерой нетерпимости к ним, в совокупности с самоощущением солидарности со своим этносом, патриотическими чувствами к нему, ощущением собственной индивидуальности.

Анализ этностереотипов на уровне индивидуального сознания показал их различную укорененность, глубину, длительность существования в этнической картине мира.

Построенные этноидентификационные стратегии отразили поиск индивидом своей этнической идентичности в изменившемся политическом пространстве. Мы наблюдаем, как после разрушения старой идентичности «национальные идеи», предложенные социальной и национальной элитой, пока не нашли отклик в массовом сознании. Таким образом современная этническая солидарность русских, их этническое самосознание вынуждено развиваться в отсутствие позитивной перспективной национальной идеи. Оборонительный или охранительный характер современного русского " этноцентризма отразился в ксенофобных и авторитарных установках представителей старшего поколения, а также религиозности молодежи.

Личностный уровень исследования этнического самосознания выявил такие аспекты формирования этнической идентичности, которые ускользают от исследователей массового сознания. Исследование показало, что русские переживают кризис идентичности, что выражается в ощущении потерянности, аполитичности, отсутствии патриотизма. Партикуляризация массового сознания русских, пришедшая на смену "имперскому" духу, привела к перемене приоритетных ценностей в пользу индивидуальных, прагматических, ценностей семейного благополучия, покоя и порядка, которые вытеснили на периферию сознания ценности общенациональные, гуманистические, связанные как с проблемой выживания собственного народа, так и всего человечества в целом.

Повышенное внимание к своему этническому происхождению создает основания для формирования у индивида этноцентричной позиции. Особенности современного состояния этнической идентичности у русских кристаллизуются в защитный этноцентизм. Он детерминирует восприятие индивидом собственной этничности и отношение к другим народам. Он актуализирует для русских проблему сохранения своего этноса, а на уровне личности свидетельствует о нереализованной потребности в социальной поддержке и этнической солидарности. От того, чем увенчаются поиски индивидом новой этнической идентичности в немалой степени зависит будущее русского этноса.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Денисенко, Маргарита Владимировна, 1999 год

Библиография.

1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие:социально-психологические проблемы. М., 1990.

2. Агеев B.C. Психологические исследования социальных стереотипов.//Вопросы психологии , М., 1986, №6.

3. Актуальные проблемы социопсихологии в управленческой деятельности. М., 1991.

4. Апьмодавр Жан Пьер. Рассказ о жизни и индивидуальная траектория: сопоставление масштабов анализа.// Вопросы социологии М., 1992, №2. Т.1.

5. Апександренков А. Г. "Этническое самосознание" или этническая "идентичность". "Этнографическое обозрение". 1996, № 3.

6. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988.

7. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в зарубежной социальной психологии.( деп, рукопись ИНИОН РАН), М., 1995.

8. Арутюнян Ю.В. Русские: этносоциологические очерки. М., 1992. v

9. Арутюнян Ю.В. Россияне: столичные жители. М., 1994. у

10. Арутюнян Ю.В.,Дробижева Л.М., Сусоколов A.A. Этносоциология: цели, методы, результаты исследования. М., 1984.

11. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989, '</ 233 с.

12.Арутюнов С.А., Чебоксаров H.H. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества./ Расы и народы, вып. 2, М., 1972, с.8-31.

13. Арутюнов С. А. Этничность - объективная реальность./ v' "Этнографическое обозрение" 1995, №5.

14.Асмолов А. Г., Шлягина Е.И. Национальный характер и индивидуальность./ Психологические проблемы индивидуальности. М., в.2, 1984.

15. Базов В.В. Культурные традиции и самоидентификация личности.(автореферат канд. дисс.) М., 1994.

16. Байбурин А.К. (ред) Этнические стереотипы поведения. Л., 1985.

17. Баранова Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности\\ Социальная идентификация личности. М., 1993.

18. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. М., 1993.

19. Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли Х1Х века и начала XX века.// О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.

20. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма.//Н.А. Бердяев. Сочинения. М., 1994.

21. Берне Р. Развитие Я - концепции и воспитание. М., 1986.

22. Бехтерев В.М. Вопросы изучения личности. Пг., 1921.

23.Болотоков В.Х. Нация и ее национально-психологический мир. Нальчик, 1996.

24. Бороноев А.О. Павленко В.Н. Этническая психология. Спб., 1994.

25. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: характер народа и V судьба страны. Л., 1992.

26. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1981.

27. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987.

28. Бургос М. История жизни. Рассказывание и поиск себя./ Вопросы социологии. 1992, т. 1, № 2.

29. Вдовин А.И. Российская нация. Национально-политические проблемы XX века. М., 1995.

30.М.Вебер Избранное. Образ общества. М.,1994.

31.Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности. Психологический журнал т. 17, №5, 1996.

32.Гаеанов И,Б. Национальные стереотипы в межнациональном контексте. \/ М., 1994.

33.Гасанов И.Б. Национальные стереотипы и "образ врага." М., 1994.

34. Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1988, 448 с. v

35. Гнатенко П.И. Национальный характер: миф и реальность. Киев., 1984.

36. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Москва-Минск , 1997.

37. Гудков Л.Д. Этнические фобии в структуре национальной идентификации. //Мониторинг общественного мнения ВЦИОМ №5, 1996.

38. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.,1991.

ЗЭ.Джандильдин Н. Природа национальной психологии. Алма-Ата, 1971 .

40.Донцов А.И. Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентификации.// Вопросы психологии 1997, № 4.

41.Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР. Историко-социологический очерк межнациональных отношений. М., 1981, 264 с.

42.Дробижева Л.М. О тенденциях в этническом самосознании русских на рубеже последнего десятилетия XX века. II Духовная культура и этническое самосознание. М., 1991 в.2.

43.Дробижева Л.М., Алкаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократия и образы национализма в Российской федерации 90-х годов. М., 1996.

44.Дробижева Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика. "Советская этнография" 1991.N1

45. Дубин Б. В. Прошлое в сегодняшних оценках россиян. Мониторинг общественного мнения №5, 1996.

46. Духовная культура и этническое самосознание наций. М. 1991, вып.2.

47. Знаменский А.А. Этнонациионализм: основные концепции современной американской социологии (аналитический обзор)// Социологические исследования , 1992. №2.

48. Иванов В.Н., Котов А.П., Ладоддо И.Р., Назаров М.М. Этнополитическая ситуация в регионах Российской Федерации. «Социологические исследования», №6, 1995.

49. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997.

50. Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного восприятия. Социологические исследования" 1995, N11

51. Илларионова Т.С. Этническая группа: генезис и проблема самоидентификации. М.,1994.

52. Карлов В.В. Введение в этнографию народов СССР (Стадиальные закономерности и локально-исторические особености этнокультурных процессов Х1Х-ХХ веков)Учеб.пособие.ч.1.М,1990.

53. Калинин М. О моральном облике нашего народа. М., 1995.

54. Касьянова К. О русском национальном характере М. 1994.

55. Ковалевский М.М. Этнография и социология. М., 1904.

56. Козлов В.И., Шелепов Г.В. Национальный характер и проблемы его исследования. "Советская этнография" 1973, N2.

57. Коган М.Э. Этнокультурные ориентации инонационального населения большого города (на материалах исследования татар , армян, эстонцев Ленинграда) Л. 1985.

58. Кон И.С. К проблеме национального характера. //История и психология М. 1971.

59. Кон И.С. Психология предрассудка.// Новый мир, 1966, №9.

60. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.

61. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984.

62. Конфликтная этничность и этнические конфликты. М . 1994. ^

63. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М. 1970.

64. Краснов Ю.К. Русские: социальный портрет. Владивосток, 1989.

65. Кукушкина Е.И. Русская социология Х1Х начала XX века. М., 1993.

66. Кун М., Макпартлэнд т. Эмпирическое исследование установок личности на себя.// Современная зарубежная социальная психология. Тексты,М. 1984.

67.Кцоева Г.У. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений. М. 1985.

68.Кцоева Г.У. Опыт эмпирического исследования эностереотипов. Психологический журнал 1986, том 7, №2.

69. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М. 1993.

70. Лебедева Н.М. Русская диаспора: диалог цивилизаций и кризис V социальной идентичности.//Психологический журнал. 1996. Том . №

71. Левитов Н.Д. Проблемы характера в современной психологии. / /Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

72.Левкович В. П., Андрущак И. Б. Этноцентризм как социально-психологический феномен.//Психологический журнал. 1995, №2.

93. Психологические проблемы индивидуальности. В.2., М., 1984.

94. Размышления о России и русских: штрихи к истории русского национального характера (1-ХУ11 вв.) //Ред. Сенокосов Ю.П. Сост. Иванов С.К.

95. Российская ментальность. (Материалы круглого стола).// Вопросы философии 1994, №1.

96. Рощин С.К. Проблема этноцентризма: Теория и политическая действительность ХХв.// Расы и народы N 23, 1993 .

97. Русская идея. Барнаул, 1992.

98. Русские в новом зарубежье. Программа этносоциологического исследования. М., 1994.

99. Русский этнос и русская школа в XX веке. М., 1996.

100. Савва М.В., Чупров В.И. Этнический статус в молодежной среде.// Социологические исследования, 1992, № 7.

101. Семендяева О.Ю. «Эффект стереотипизации». Теоретическое обоснование манипулирования массовым сознанием в социологии США.// Социологические исследования 1985, №1.

102. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. Учеб.пособие. М. 1996.

103. Славяне и их соседи. Этнопсихологические стереотипы в средние века.М.,1990.

104. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. М., 1990, в.2.

105. Соколовский C.B. Этничность как память: парадигмы этнологического знания.// Этнокогнитология.проблесы подходы, концепции, в.1. М.,1994

106. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998

107. Сорокин П. Основные черты русской нации в двадцатом столетии. Перевод с анг. : Sorokin P. The Essential Characteristics of the Russian Nation in the Twentieth Century. // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 1967. Mar. V. 370. P. 99-115., //О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.

73. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959.

74. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

75. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). Пер. с нем., М.,1994.

76. Лурье С.В. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала. СПб., 1994.

77. Мертон Р., Фиске М., Кендал П. Фокусированное интервью. М. 1991.

78. Методы сбора информации в социологических исследованиях./ под ред. Андреенкова В.Г. и Масловой О.М., М., 1990.

79. Минюшев Ф.И. Социокультурное исследование: Учеб. пособие. М., 1994.

80. Минюшев Ф.И. Социальная антропология. (Курс лекций). М., 1997.

81. Митин А.П. Детерминанты поведения этнодисперстных групп, (автор.канд.дисс) М.,1992.

82. Молдобаев К.К. Этносоциальная память в контексте социально-политического развития народов в постсоветсткий период. СПб., 1994.

83. Э. Ноэль-Нойман Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М., 1993.

84. Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 90-х годов и конфликты. М., 1994.

85. Общение и оптимизация совместной деятельности . М., 1987.

86. Овсянико-Куликовский Д.Н. Психология национальности. Пг., 1822.

87. Основы социально-психологической теории. М., 1971.

88. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. Мм 1989.

89. Петренко В.Ф., Алиева Л. А. Исследование этностереотипов методикой множественной идентификации//Психологический журнал, т.8, №6 1987.

90. Д.Пибоди, Шмелев А.Г., Андреева М.К., Граменицкий А.Е. Психосемантический анализ стереотипов русского характера//Вопросы психологии, 1993, № 3.

91. Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. СПб., 1993.

92. Поршнев Б.Ф. Принципы социально-этнической психологии. М., 1964.

Ю8.Сосин В. А. Культура и межгрупповые процессы: этноцентризм, конфликты и тенденции национальной

идентификации.//Психологический журнал. 1997, том 18, №1.

109. Социально-политическая идентификация в условиях перестройки. М., 1991.

110.Социальная идентификация личности. М., 1993.

111. Социальная идентичность и изменение ценностного сознания в v кризисном обществе. М. 1994.

112. Социальная психология личности. М., 1979.

113. Социальная психология и общественная практика . М. 1985.

114. Социальное и национальное: опыт этносоциологического исследования по материалам Татарской АССР. М. 1973.

115.Социология. Учеб.пособие. М. 1990.

116.Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном городе. J1., 1987.

117.Стефаненко Т. Г. и др. Методы этнопсихологического исследования. М. 1993.

118.Сусоколов A.A. Структурные факторы самоорганизации этноса. //Расы и народы . М., 1990, № 20.

119.Томпсон П. История жизни и анализ социальных изменений./ перю с англ. Вопросы социологии. 1993, №1-2.

120.Татунц С.А. Наступит ли «осень национализма»? (К вопросу о национализме и национальной политике). М., 1995.

121.Татунц С.А. Этносоциология как наука, (автореферат докт. Дисс.) М., V

1996.

122.Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985.

123.Тишков В.А. О феномене этничности. "Этнографическое обозрение" v

1997, №3.

124.Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.

125.УзнадзеД.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961.

126.Федоров Г.П. Национальное и вселенское., Он же: Будет ли существовать Россиия, 1929.// О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.

127.Филимонова Л.В. Когнитологическое интервью Методика проведения.//

Этноосознание ( Этнокогнитология) М., 1996, в.2

( I

128.Фомичев П.Н. Социологические теории национализма М., 1991.

129.Хомяков А. Мнения русских об иностранцах.; Мнения иностранцев о русских. /ХомяковА. Полн. Собр. Соч.. т.1, М., 1911.

130.Хохряков Г.Ф. Русские. Кто мы? М.,1993.

131. Чернышевский Н.Г. О некоторых условиях, способствующих умножению народного капитала. Речь И.Бабста. Рассуждение о гражданском и уголовном законоположении И. Бентама. //Чернышевский Н.Г. Избранные философские соч., т.2., М., 1950.

132.Чернышевский Н.Г. О различиях между народами по национальному характеру.// Чернышевский Н.Г. Избранные философские соч., т.З., М., 1951.

133.Чикин Б.Н. Из истории социальной психологии в России Х1Х века. М., 1978.

134.Шейнбаум Л.С. Этнический компонент самосознания российских V подостков.//Этнографическое обозрение. 1996. № 1.

135.Шестопал Е.Б. Личность и политика. М., 1988.

136.Шестопал Е.Б., Гозман Л.Я. Политическая психология. Ростов на Дону, 1996.

137.Шестопал Е.Б., Денисенко М., Брицкий Г. Этнические стереотипы в политической картине мира.// Социологические исследования, в печати.

138.Широкогоров С.М. Этнос. Шанхай. 1923.

139. Шихирев П.Н. Исследование стереотипа в американской социальной психологии. // Вопросы философии. 1971, №5.

140.Ценности массового сознания США и СССР. М., 1989.

141 .Ценности и символы национального самосознания в условиях V меняющегося общества. М.,1994.

142.Э.Эриксон. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

143. Этничность. Национальные движения. Социальная практика. СПб., ^ 1995.

144. Этнокогнитология: проблемы, подходы, концепции, в.1, М., 1994.

145.Этничность и власть в полиэтничных государствах. М., 1993. ^

146.Этносоциологические исследования в России в 1990-х годах Итоги и V перспективы. М., 1996.

147.Юм Д. О национальных характерах./ Юм Д. собр. Соч. в 2 т., т.2, М.1966.

148.Юнг К. Психологические типы. М., 1995.

149.Ядов В.А. Социологическое исследование. Метология, программа, методы. М., 1995.

150.Ядов В. А. Социальные идентификации в условиях кризиса.//Социологический журнал, 1994, №1.

151.Ядов В.А. Символические и примордиальные солидарности (социальные идентификации личности в условиях быстрых социальных перемен)// Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994.

152.Аскегтап N.W. and Jahoda М. Anti-semitism and Emotional Disorder, New York, 1950.

153.Adorno T.W., Trendel-Brunswik F., Levinson D.J., Sanford R.N. The Authoritarian personality. New York, 1959.

154. Richard D. Alba, Ethnic Identity: the transformation of White America. Yale University press. New Haven, 1990.

155.Allport D.W. The Nature of Predjudice. Addison-Wesley, Cambridge, 1954.

156.Bacon M.K., Child and H.Barry. A Cross-cultural Study of Correlates of Crime.//Journal of Abnormal and Social Psychology, #66, 1963.

157. Bart F. Ethnic groups and boundaries: the Social organisation of Culture Differences. London, 1969.

158.Berge P.L. Van Den The ethnic phenomenon. New York, 1981.

159.Bell,W., Freeman W.E. Ethnicity and nation-building. Wiley, 1974.

160.Bernard L.L. The Sociological Study of Conflict.// The Nature of Conflict. Paris, 1967 .

161.Boerner P. Concepts of National Identity. An interdisciplinary Dialoque. Badeb-Baden. 1986.

162.Cooley Ch.H. Human Nature and Social Order (1922), N.Y., 1964.

163. Davie M.R. The Evolution of War: the study of its role in Early Societies. New Haven. 1929.

164.Duijker H.C.J., Frejda N. National character and National Stereotypes. Amsterdam. 1960.

165. Foster R. Making National Cultures in Global Ecumene/// Annual Review of Antropology, 1991, v.20

166.Ericson E.H. Identity and the life cycle. New York, (1959), 1980.

167.Ericson E.H. Identity: Youth and Crisis. New York, 1968.

168.Fishman J. and al. The rise and fall of the ethnic revival. Berlin, 1985.

169.Fromm E. Escape from Freedom, New York. 1941.

170. Hansen M.L. The problem of the third generation immigrant. Rock Island, III., Augustana Historical Society, 1938.

171.Harold R.Isaacs. Basic Group Identity. II N.GIazer and D.P. Moynihan (eds.) Ethnicity: Theory and experience. Cambridge: Harvard University Press, 1975, p. XI.

172.lnkels A., Levinson D.J. National character: the study of personality.// Handbook of Social Psychology . New York, 1969.

173. International Encyclopedia of the Social Siences, MacMillan and Free Press, 1968.

174.Geertz C. The interpretation of cultures. New York, Basic Books, 1973.

175.Giddens A. Modernity and Self Identity. Cambridge, 1991.

176.Gellner E. Nations and nationalism. Oxford. 1987.

177. Glazer N.and Moynihan D.P.(eds.) Ethnicity: Theory and experience. Cambridge: Harvard University Press, 1975.

178. Greenberg S. Race and state in capitalist development: Comparative Perspectives. Hew Haven. 1980.

179.F.I. Greenstein Personality and Politics. Problems of Evidence, Inference, and conceptualisation. Princeto Un.Press. Princeton. 1987.

180. James W. Principles of Psychology, 2 vols. New York, 1890.

181. Kardiner A. The concept of basic personality structure as an operational tool in the social sciences. //The science of man in the world crisis. New York, 1967.

182.Kardiner A. The psychological frontjer of society. N.Y. 1946.

183. Katz D., Braly K.W. Racial stereotypes of 100 college students.// Journal of Abnormal Social Psychology. 1933, v.28.

184. Klinberg O. Tentions Affecting International Understanding: a survey of research.// Social Science Research Council Bulletin #62. New York, 1950.

185. Le Vine R.A., Campbell D.T. Ethnocentrism: theories of conflict, ethnic attitudes, and group behavior. N.Y. , 1972.

186. Lippman W. Public opinion. New York, 1922.

187.Mazlish B., Buultjens R. Conceotualizing Global History. Boulder; Westview Press, 1993.

188. McGuire W.J. and C.V., Pamela Child and Terry Fujioka. Salience of ethnicity in the spontaneous self concept as a function of one's ethnic distintiveness in the social environment.// Journal of Personality and Social Psychology, 1978. #36(may).

189. Mead G.H. Mind, Self and Society. Ed Charles W. Morris. Chicago: University Press, 1934.

190. Mead M. National character. // Antropology today. Eds. Kreber A.L., Chicago. 1953.

191. Mead M. Soviet attitudes toward authority. Westport, 1979.

192. F. Neilsen. Toward a Theory of Ethnic Solidarity in Modern Societies. //American Sociological Review, v.50, N 2.

193.0lzak S. Contemporary ethnic mobilization.// Annual Review of Sociology, 1983, #9.

194. Osgood Ch. E. The measurment of meaning. Urbana, 1967.

195.Peabody D. National Characteristics. Camb.(MA), Camb. University Press, 1985.

196. Political culture and Political change in postcommunist societies. / ed. By V. Goutorov, A.Koryushkin, Gerd Meyer, St. Peterburg University Press, 1997.

197. Portes, A.The Rise of Ethnicity. //American Sociological Review, v.49, N3.

198. Prothro E., Keehn J. Stereotypes and Semantic Space. Journal of social Psychology, 1957, v. 45.

199. Reynolds V., Falger V., and Vine I. , The Sociobiology of ethnocentrism: evolutionary dimensions of xenofobia, discrimination, racism and nationalism. Beckenham, 1987.

Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. London: Sage, 1992.

200.

201.Rogers C.R. Client-centered Therapy. Boston, 1951.

202.RoyceA. Ethnic identity. Stratagies ofdeversity. Bloomington. 1982.

203. Rosenblatt P.C. Origines and Effects of Group Ethnocentrism and Nationalism.// Journal of Conflict Resolution, 1964 #8(2).

204.Sassen S The Global City; New York, London, Tokyo. Prinseton: Prinseton University Press, 1991.

205. Shibutani T. Society and Personality: An Interactionist Approach. Englewood Cliffs. N.Y. 1962.

206. Smith A.D. The Ethnic origins of the nations. Oxford, New York, 1987.

207.Smith H. The Russians. N.Y. 1976.

208.M.B.Smithy, S.Bruner, R.White Opinions and Personality. N.Y., 1956.

209. Stephan W.G., Stephan C.W., Ageev V. And al. Measuring stereotypes: A comparison of methods using russian and american samples.// Social Psychology Quaterly, 1993, v. 56.

210. Stonequist E.V. The marginal man. New York, 1961, v.XXYIII.

211. Stryker Sh. Identity salience and role performance: The relevance of synbolic interaction theory for family research.// Journal of marriage and the Family. 1968, #30.

212. Sumner W.G. Folkways: a Study of the Sociological Importance of Usages, Manners, Customs, Mmores, Morals. Boston, 1906.

213. Sumner W.G. War and other Essays, Yale university Press, New Hawen,1911.

214. Tajfel H. Social stereotypes and social group// Intergroup behavior. Oxford, 1981.

215.Tajfel H. Human groups and social categories. Cambridge University Press. 1981.

216.Tajfel H., Terner J.C. The social identity theory of intergroup behavior.// Psychology of intergroup relations. Chicago, 1986.

217.The Ethnic identity of European minorities: Theory and case studies. Ed by Synak B. Cdansk, 1995.

218. Thinking theoretically about soviet nationalities. History and Comparison in the Study of the USSR. (Motyl A.J. ed.). New York, 1992.

219.Tomas W., Znaniecki F. The polish peasant in Europe and America. Boston, 1918.

220.Handbook of crosscultural psychology / ed by Triandis H. oth. V.2, Boston, 1980.

221. Tylor E.B. Primitive Cuiture, 2 vols, London, 1871.

222. Volkan V.D. The need to have enemies and allies. London, 1988.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.