Ритм прозы в описаниях образа русской девушки на материале произведений русских писателей XIX века: Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина и И.С. Тургенева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат наук Головченко, Галина Александровна

  • Головченко, Галина Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 257
Головченко, Галина Александровна. Ритм прозы в описаниях образа русской девушки на материале произведений русских писателей XIX века: Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина и И.С. Тургенева: дис. кандидат наук: 10.02.01 - Русский язык. Москва. 2014. 257 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Головченко, Галина Александровна

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РИТМА ПРОЗЫ НА ПРИМЕРЕ ОПИСАНИЯ СКВОЗНОГО ОБРАЗА РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Ритм художественной прозы: история исследования. Литературоведение и лингвистика

1.2. Количественные параметры ритмического анализа прозы. Методика Г.Н. Ивановой-Лукьяновой

1.3. Образ девушки Лизы как один из сквозных образов в русской классической литературе

Выводы

ГЛАВА 2. РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА В СОЗДАНИИ

ОБРАЗА ГЕРОИНИ В ПОВЕСТИ Н.М. КАРАМЗИНА «БЕДНАЯ ЛИЗА»..51 2.1. Движение ритма в начальной части повести: «Начало влюбленности»

2.2. Движение ритма в центральной части повести: «Радость любви»

2.3. Движение ритма в развязке повести: «Грехопадение»

2.4. Движение ритма в заключительной части повести: «Страдание и гибель»

Выводы

ГЛАВА 3. РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА В СОЗДАНИИ ОБРАЗА ГЕРОИНИ В ПОВЕСТЯХ А.С. ПУШКИНА «БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА» И «ПИКОВАЯ ДАМА»

3.1. Образ Лизаньки/Акулины и двойственность в ритме и интонации повести «Барышня-крестьянка»

3.2. Ритмическое разнообразие прозы и многогранность образа Лизаветы Ивановны в повести «Пиковая дама»

Выводы

ГЛАВА 4. РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗА ГЕРОИНИ В РОМАНЕ И.С. ТУРГЕНЕВА «ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО»

4.1. Ритм и интонация в создании образа Лизы: «От покоя к влюбленности»

4.2. Ритмико-интонационные характеристики кульминационного момента:

«Ночное свидание героев»

4.3. Суперсегментные характеристики образа до развязки романа: «Отказ от любви»

4.4. Ритм прозы в заключительной части романа: «Монахиня»

Выводы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ритм прозы в описаниях образа русской девушки на материале произведений русских писателей XIX века: Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина и И.С. Тургенева»

ВВЕДЕНИЕ

Существенную роль в восприятии художественного текста, в актуализации подтекстового содержания играет ритм - регулярное повторение сходных и соизмеримых языковых единиц, выполняющих структурирующую, текстообразующую и экспрессивно-эмоциональную функции1. Немаловажно значение ритма в создании эстетического объекта произведения: ритм как динамическое начало включен в формирование взаимодействия субъекта, объекта и адресата художественного высказывания, в формирование читательской позиции, в определение стиля как личностного начала, организующего художественное высказывание2.

Ритм художественной прозы - важнейшее свойство ее как явления словесности, однако, сравнительно мало исследованное. Ритм в прозе, не настолько явный, как в стихах, служит тем не менее мощным средством воздействия на читателя и важным способом художественного выражения смыслов и настроений, закладываемых автором в произведение.

Русская проза с самого начала своего существования имеет заметную ритмическую организацию. Тексты древнерусской литературы, условно относимые к прозаическим, - «Моление Даниила Заточника», «Повесть о приходе Батыя на Рязань», «Слово о погибели Русской земли», пять «Слов» Серапиона Владимирского, «Задонщина» и другие - обладают последовательной ритмической упорядоченностью.

Начало собственно прозе, «неукрашенной», лишенной напевного ритма, положил протопоп Аввакум, так объяснявший намеренное упрощение своего слога: «Аще что реченно просто <...> не позазрите просторечию нашему, понеже люблю свой русской природной язык, виршами

о

философскими не обык речи красить...» . Вместе с тем со становлением

1 Лингвистический энциклопед. словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1990. - С. 416.

2 Шалыгина O.B. Проблема композиции поэтической прозы: А.П. Чехов, А. Белый, Б.Л. Пастернак. -Образование-ЗООО, 2008. - С. 52.

3 Цит. по: Кожинов В. Происхождение романа. - М.: Советский писатель, 1963. - С. 348.

собственно прозы в ней эволюционировал ритм, в котором «смысл <...> столь же изменчив и многозначен, как изменчивы и многообразны отрезки, на которые членится свободная прозаическая речь»4.

Исследование ритмической организации прозаического художественного произведения является способом лингвистического восприятия художественного текста и способствует формированию нового подхода к узучению поэтики и стиля писателя, эволюции его творчества.

Проза Н.М. Карамзина, A.C. Пушкина и И.С. Тургенева представляет собой важнейшие вехи на пути развития русского литературного языка, русской прозы. Н.М. Карамзин и A.C. Пушкин были реформаторами русской прозы, в том числе в отношении слога, ритма, интонации; наследие Тургенева представляет собой один из наиболее ярких примеров русской классической прозы XIX века.

В нашей диссертации мы исследуем ритмический рисунок, относящийся к образу Лизы, в четырех произведениях авторов, принадлежащих к разным периодам развития русской классической прозы XIX века. По замечанию Е.С. Сергеевой, «в современном литературоведении только нащупываются связи ритма и литературного процесса»5; шагом в этом направлении является сравнительное исследование текстов выдающихся прозаиков первой половины XIX века.

Актуальность темы диссертации обусловлена как отсутствием последовательных и комплексных исследований суперсегментных свойств в построении каких-либо образов мировой литературы, так и недостаточностью диахронического подхода в изучении ритма русской прозы. Проблема изучения прозаического ритма: его характеристик, методик определения, связи с единицами других уровней - по-прежнему остается малоизученной областью в анализе художественного текста. Актуальность

4 Кожинов В. Происхождение романа. - М.: Советский писатель, 1963. - С. 352.

5 Сергеева Е.С. Ритм прозы Н.В. Гоголя: дисс.... канд. филол. наук. - М., 2007. - С. 20.

данной темы определяется тем, что она восполняет известную недостаточность фонетического аспекта в анализе художественного текста.

Объект исследования - прозаические произведения Н.М. Карамзина, A.C. Пушкина, И.С. Тургенева, главная героиня которых - Лиза. Образ Лизы становится одним из сквозных в русской литературе, являясь и частью образа «тургеневской девушки»; он обнажает межтекстовые связи в истории различных периодов русской литературы, выявляя типологическое родство сюжетов и образных схем.

Предмет исследования - суперсегментные средства русского языка, создающие ритм прозаических текстов, выбранных из произведений Н.М. Карамзина, A.C. Пушкина, И.С. Тургенева.

Материалом диссертационной работы являются фрагменты характеристик и описаний образа Лизы в прозаических текстах «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина, «Барышня-крестьянка» и «Пиковая дама» A.C. Пушкина, «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева. Всего было проанализировано 74 прозаических фрагмента. Отбор был продиктован критериями текста: единством темы, цельнооформленностью, общностью типа текста, в данном случае описания. Весь исследованный материал представлен графически и прилагается к диссертации (см. Приложение, стр. 187-258).

Цель работы заключается в выявлении закономерностей использования в художественном тексте ритмико-интонационных характеристик для отражения психологического состояния героинь, объединенных общностью эмоциональных переживаний, но находящихся в рамках разных исторических периодов.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

- проанализировать существующие исследования в области ритма художественной прозы;

- рассмотреть образ Лизы как один из сквозных образов русской литературы;

- отобрать материал для ритмического анализа;

рассмотреть неизбежно возникающие проблемы изучения суперсегментных средств русского языка: вопросы синтагматического членения и интонационной транскрипции; ударность динамически неустойчивых слов;

- определить ритмические характеристики текстов, описывающих эмоциональное состояние четырех героинь, находящихся в одинаковых жизненных ситуациях;

- проанализировать взаимосвязь единиц разных уровней в исследуемых текстах;

- выявить и обобщить результаты влияния на ритм художественного текста различных эмоциональных состояний героев.

Гипотеза исследования состоит в том, что в текстах Н.М. Карамзина, A.C. Пушкина и И.С. Тургенева при создании образа Лизы, рассматриваемого на одних и тех же стадиях любовных отношений, использованы сопоставимые ритмические характеристики, а временные разграничения этих текстов создают наглядную картину исторических изменений прозаического ритма, что дает возможность рассматривать ритм прозы в синхронии и диахронии.

Методология работы основывается на трудах Г.Н. Ивановой-Лукьяновой, A.A. Арустамовой, М.М. Гиршмана, В.М. Жирмунского, В.И. Забурдяевой, Е.З. Имаевой, Б.С. Мейлаха, В.В. Потапова, Б.В. Томашевского, Н.В. Черемисиной и других исследователей ритма прозы как явления суперсегментно-фонетического.

Методы исследования:

- изучение и описание лингвистической литературы, касающейся вопроса ритма и интонации художественного прозаического текста;

- использование элементов метода сравнительно-сопоставительного и структурно-семантического анализа: обобщение, сравнение, систематизация;

- использование математико-статистического метода в определении ритмических характеристик текста;

Научная новизна настоящей работы определяется изучением ритма художественной прозы в синхронии и диахронии, благодаря применению одного сквозного образа русской литературы, носящего имя Лиза, с точки зрения единства эмоциональных переживаний и временной протяженности. Единство обусловлено исследованием образа Лизы, берущего начало в повести Н.М. Карамзина («Бедная Лиза»), проходящего затем через прозу A.C. Пушкина («Барышня-крестьянка», «Пиковая дама») и обретающего свое завершение, с символическим наименованием «тургеневской девушки», в романе И.С. Тургенева («Дворянское гнездо»). Знаковая сущность этого образа объясняется глубиной его обобщения - анализируются изменения в характере молодой женщины, происходящие под влиянием превратностей первой любви, которая приносит радость, разочарование и гибель. Диахронический подход к теме определяется «вписанностью» рассматриваемого образа в рамки литературного процесса XIX века, а также устремленностью этого образа в современность, так как архетип «тургеневской девушки» стал неотъемлемой приметой не только русской литературы, но и всего русского общества. Кроме того, впервые предпринята попытка теоретического осмысления и практической апробации одной из наиболее практически значимых технологий ритмического анализа на материале образа девушки Лизы в русской литературе XIX века.

Теоретическая значимость диссертации заключается в применении комплексного анализа в изучении ритма прозы по трем характеристикам (слоговой, синтагматической и интонационной) на примере произведений Н.М. Карамзина, A.C. Пушкина и И.С. Тургенева, охватывающих период в 67лет. Результаты исследования вносят вклад в развитие теории ритмики русской прозы.

Практическая ценность работы заключается в том, что она даёт возможность исследователю представить ритм в конкретных цифровых показателях, чтобы увидеть влияние на него различных эмоциональных состояний героев, времени создания произведения, сходных сюжетных и семантических явлений. Представленный в работе материал и полученные выводы могут быть учтены при исследовании творчества писателей и ритма их прозы в школе и вузе, а также в углубленных исследованиях фонетического уровня письменного художественного текста.

Предложенная методика целесообразна в определении и описании ритмических характеристик текста, а также при исследовании эстетического и эмоционального воздействия художественного текста. Она также может быть использована при анализе ритмической составляющей в переводах художественной литературы и открывает широкие возможности для литературоведческой интерпретации полученных объективных результатов.

Достоверность исследования обеспечивается достаточным объемом теоретического и практического материала, проверявшегося в учебных условиях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Ритмико-интонационная организация текста играет немаловажную роль в его восприятии, что далеко не всегда осознается читающими, однако отражается на их настроении, на подсознательном восприятии прозаического текста как имеющего определенную ритмическую организацию, не равную и не близкую ритму стиха, однако упорядоченную по законам прозы.

2. В нашей работе единство литературоведческого объекта (образ Лизы в русской прозе XIX века в произведениях Н.М. Карамзина, A.C. Пушкина, И.С. Тургенева) и лингвистической методики исследования обеспечили необходимую объемность результатов исследования ритма прозы в синхронии и диахронии.

3. Мастерство звукописи исследуемых авторов состояло в использовании компенсаторных функций ритмических характеристик: при

анормальных характеристиках одного уровня другие показывают ритмичность, близкую к идеальной. Таким образом, ритм прозы в русской литературе XIX века нигде не нарушается, а только преобразуется, перетекая с одного ритмообразующего элемента на другой.

4. Весь анализ суперсегментных средств создания женских образов русской прозы ведет к выводу о глубокой взаимосвязи ритмико-интонационных характеристик текста с сюжетными поворотами, психологическим обликом героини, типом конфликта и его разрешения, стилистическими предпочтениями автора.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были представлены в диссертационном исследовании, содержащем 258 страниц, 7 таблиц и 5 графиков, а также нашли свое отражение в 3 публикациях общим объемом 2,15 п.л. в изданиях, рекомендованных из списка ВАК РФ.

Диссертационное исследование прошло апробацию на заседаниях кафедры русского языка и теории словесности ФГБОУ ВПО МГЛУ. Результаты подсчета ритмических характеристик были обсуждены и выверены в ФГБОУ ВПО МГЛУ на переводческом факультете при проведении занятий по русскому языку у студентов первого и второго курсов дневного и вечернего отделений, а также на аспирантских занятиях 20092013 гг., посвященных исследованию звукописи, ритма и интонации письменных художественных текстов. Всего в подсчетах приняли участие около 150 человек.

Основные положения диссертации отражены в 3 публикациях автора общим объемом 2,15 п.л. в журналах, которые включены в перечень ВАК.

Статьи, опубликованные в изданиях, включенных в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук»:

1. Головченко Г.А. Взаимодействие ритма и эмоционально-сюжетного строя текста // Вестник Московского государственного лингвистического университета Выпуск 22(601), Серия Филологические науки. Имплицитные смыслы и методы их описания. Москва: ИПК МГЛУ «Рема», 2010. С. 143151,0,3 п.л.

2. Головченко Г.А. Образ девушки Лизы как один из сквозных образов русской классической литературы // Язык. Словесность. Культура: Научный журнал по филологии, Москва, Издательский дом «АНАЛИТИКА РОДИС», 2013, №6. С. 87-105, 1 п.л.

3. Головченко Г.А. К вопросу о реформе русской прозы и ее ритма в творчестве Н. Карамзина и А. Пушкина // Научный журнал «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки», Серия Филологические науки. - 2014, №3. С. 48-65, 0,85 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, в которых решаются основные исследовательские задачи, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложения объемом в 70 страниц.

В диссертации используются следующие сокращения и графическое обозначение:

С - слоговая характеристика;

И - интонационная характеристика;

К>2 или К - синтагматическая характеристика;

ИВТ или В - интонема восходящего типа;

ИНТ или Н - интонема нисходящего типа;

ИРТ или Р - интонема ровного типа;

/ - граница синтагматического членения.

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РИТМА ПРОЗЫ НА ПРИМЕРЕ ОПИСАНИЯ СКВОЗНОГО ОБРАЗА РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Ритм художественной прозы: история исследования. Литературоведение и лингвистика

Проблема взаимодействия художественного ритма и аритмической работы мозга для приспособления человека к миру была поставлена в 1930-е годы отечественным антропологом Я.Я. Рогинским; он утверждал, что эстетическое восприятие было необходимым условием возникновения предка человека, неоантропа, в задачи которого входило не только выжить, но и вынести собственную мысль: «в «искусстве-ритме» <...> усиливается то, что за границами искусства должно, в конце концов, уйти в автоматизм, исчезнуть из сознания, перестать быть содержанием восприятия, притом не только без всякого ущерба для человека, но, наоборот, к его пользе»6.

Только определений ритма насчитывается более пятидесяти. Ритм, явленный как в жизнедеятельности, так и в произведениях искусства: музыке, стихах, - успокаивает человека. Страх перед сбоями в ритме (в функционировании организма, в природе) связан с тем, что человек ощущает свою жизнь построенной по законам ритма: «О ритме, как и дыхании, мы

п

вспоминаем лишь тогда, когда его нет» . Анализируя предельный смысл воздействия ритма на человека, В.Н. Топоров писал: «Общий знаменатель степи и моря - безбрежность (в экстенсивном плане) и особенно (в интенсивном плане) - колыхательно-колебательные движения, фиксируемые и визуально, и акустически, индуцирующие соответствующий ритм в субъекте восприятия и как бы вызывающие мысли и даже чувство беспредельного, отсылающее к началу, к творению, к переживанию его

6 Рогинский Я.Я. Изучение палеолитического искусства и антропология // Вопросы антропологии. -1965. -Вып. 21.-С. 53.

7 Иванова-Лукьянова Г.Н. Художественный текст как искусство. - М.: ИПКС МГЛУ Рема, 2009. - С. 54.

g

смысла» . Таким образом, ритмическое начало является способом успокоения на подсознательном уровне.

В силу своей универсальности ритм является объектом исследования многих наук. В философии его исследование связывается с категориями времени и движения, в эстетике - с понятиями гармонии, меры, симметрии; в литературоведении - с психологией ритмики художественной речи.

Ритм, существовавший задолго до слова, гораздо больше, чем слово, способен воздействовать на иррациональную сферу человеческого восприятия. С ритмическим началом искусства, в частности, музыки, связано его воздействие на человека - эмоциональное и эстетическое. «Человек в искусстве, в иллюзии стремится ощутить покой бесконечности, жизнь до конфликта жизни-рождения. Необратимость времени линейного становления доставляет человеку самое большое страдание. Именно от этого страдания он бежит к покою ритма, симметрии и гармонии в искусстве»9. Не случайно исходной формой словесности является стихотворная речь: «поэтическое, стихотворное искусство слова формируется еще в устном народном творчестве и безраздельно господствует в литературе античности, средневековья, <...> Возрождения»10; а ритмическая проза изначально -единственный тип художественной речи как таковой.

Говоря о художественном ритме как о явлении в целом, A.C. Яскевич выделил следующие фазы образования художественного ритма, опираясь на высказывания поэтов о творческом процессе:

1) внутренний ритм, связанный с психофизиологическим состоянием художника (ходьбой, дыханием, слухом), движением души; напевание без смысла, появление мысли, которая «колеблется» в такт с ритму;

8 Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. Избранное. - М., 1995.-С. 580.

9 Шалыгина О.В. Проблема композиции поэтической прозы: А.П. Чехов, А. Белый, Б.Л. Пастернак. -Образование-ЗООО, 2008. - С. 54.

10 Кожинов В. Происхождение романа. - М.: Советский писатель, 1963. - С. 343.

2) расподобление ритмического образа в словесную образно-картинную оболочку, словесные элементы, слоги, слова в этот момент определяются их музыкальной привлекательностью;

3) возникновение зрительного образа, когда первоначальное ритмическое настроение сохраняется в виде настроения, ритма, мелодии;

4) бытийность ритма художественного целого, осуществляемая в восприятии как восстановление первоначального ритмоощущения творца11.

Исследования воздействия ритма на читателя (слушателя, зрителя) связаны с исследованиями Л. Выготского о «мысленном интонировании» как форме человеческого мышления. Он определял характер внутренней речи как

интонационно-мелодический и замечал, что «только мелодическая, то есть

12

интонационная, фиксация дает полное совершение мысли» .

Это справедливо и в отношении прозы. Р. Роллан писал: «Я схватываю сначала как бы общее музыкальное впечатление творения, затем его главнейшие мотивы, а особенно ритм, при этом не только ритм отдельных

13

фраз, но и отрывков, томов, произведений» . Подобные признания о значимости музыкальности и ритма в прозе оставляли Г. Флобер, И. Бунин, А. Белый, К. Федин, В. Каверин, Ю. Нагибин и многие другие. В. Подорога следующим образом комментирует воспоминания Н. Гоголя о процессе создания произведения: его восьмикратные переписывания текста - «это поиски нужного ритма, желательно, для каждой вещи и персонажа», «не писать, а именно переписывать, покорно следуя раз открытому ритмическому образцу»14. М. Гиршман напоминает: «Чехов, заканчивая абзац или главу, особенно старательно подбирал последние слова по их звучанию, ища как бы музыкального завершения предложения»15.

11 Яскевич А.С. Ритмическая организация художественного текста. - Минск, 1991. - С. 207.

12 Выготский Л .С. Собрание сочинений в 6 томах. - Т. 2. - М., 1982. - С. 313.

13 Цит. по: Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. - М.: Советский писатель, 1982. - С. 23.

14 Подорога В.А. Мимесис. Материалы по аналитической антропологии литературы. Том 1. Н. Гоголь, Ф. Достоевский. - М.: Культурная революция, Логос, и^оз-аНега, 2006. - С. 73.

15 Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. - М.: Советский писатель, 1982. - С. 10.

И если «создание текста идет от мысли-тона к словам», то «интерпретация текста имеет обратную направленность - она идет от слов к тону с его множественными смыслами и к их разгадыванию»16. В то же время ритм стиха и прозы различен по целям и задачам. Если в стихе ритм - это, так сказать, первичная заданность, то в прозе он подчинен переменам в сюжете, эмоциях: «в прозе перед нами как бы обнаженный ритм взаимосвязанных смысловых единиц»; «ритм прозы гибко меняется в зависимости от темпа и характера изображаемых событий и переживаний»17. М.М. Гиршман отмечает связь ритма прозы с ритмической основой жизнедеятельности природы и человека: «в ней есть специфический, отличный от стихового ритм, запечатляющий глубинные процессы движения жизни - того всеобъемлющего движения, которым наполняется и которое с сосредоточенной чуткостью отражает в себе творческая индивидуальность художника»18.

Ритмическая организация прозы давно привлекла внимание исследователей истории литературы, критиков, писателей. Аристотель писал: «Речь должна обладать ритмом, но не метром, так как в последнем случае получаются стихи»19. В античных риториках тщательно разработанный ритм рассматривается как необходимое свойство художественной прозы. Так, в них предписывалась желаемая длина синтагм {колонов): «Подобно тому как и в поэзии стих разделяется на метрические единицы, например на полустишия, так и прозаическую речь разделяют и расчленяют на так называемые колоны. <...> Не следует делать колоны слишком длинными, так как в таком случае конструкция будет неограниченной...» . Таким образом, изначально художественная проза «предстает как своего рода инобытие поэзии»21.

16 Иванова-Лукьянова Г.Н. Художественный текст как искусство. - М.: ИПКС МГЛУ Рема, 2009. - С. 50.

17 Кожинов В. Происхождение романа. - М.: Советский писатель, 1963. - С. 352.

18 Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. - М.: Советский писатель, 1982. - С. 9.

19 Цит. по: Вначале было слово / сост. К. Душенко. - М.: Эксмо, 2004. - С. 227.

20 Античные теории языка и стиля / Под ред. O.M. Фрейденберг. - М.-Л.: Соцэкгиз, 1936. - С. 239.

21 Кожинов В. Происхождение романа. - М.: Советский писатель, 1963. - С. 345.

A.A. Блок замечал, что ритм есть необходимое свойство словесного творчества: «Только наличностью пути определяется внутренний «такт» писателя, его ритм. Всего опаснее - утрата этого ритма <...> Знание своего ритма - для художника самый надежный щит от всякой хулы и похвалы»22. Как замечал В. Кожинов, если во Франции Г. Флобер стал одним из тех, кто первый создавал прозаический ритм сознательно, то в XX веке проблема

од ___

ритма «находится уже в центре внимания любого крупного прозаика» . Так, например, М. Пришвин признавался, что в уже написанном тексте очень трудно заменить даже имя героя, так как «тогда нужно бывает, чтобы в новом имени было непременно столько же слогов, иначе ритм будет нарушен, фраза перестанет звучать»24.

Важнейшей особенностью прозаического ритма является его художественное значение: «художественная проза имеет свой собственный, творчески созданный ритм, который несет в себе глубокий эстетический смысл и осуществляет изобразительные и выразительные цели» . Ритм прозы, в совокупности с другими языковыми средствами, работает в художественном тексте для создания эмоционального и эстетического воздействия. Е. Имаева в своем диссертационном исследовании о ритмической проявленности неявных смыслов текста утверждает, что ритм прозы - это определенная экзистенциальность переживания, а ритмизация текста - один из важнейших актов пробуждения рефлексии26.

Ритмическое движение является одной из основ жизненных циклов на Земле, упорядочивает ритмы жизнедеятельности человека; таким образом, ритм в художественном произведении является одним из наиболее значимых, но воспринимаемых и действующих зачастую подсознательно способов выражения художественного значения. Экспликация этого воздействия в

22 Блок A.A. Поэзия, драмы, проза. - М.: Олма медиа груп, 2001. - С. 576.

23 Кожинов В. Происхождение романа. - М.: Советский писатель, 1963. - С. 354.

24 Пришвин М.М.. Собрание сочинений. - Т. 4. - М.: Гослитиздат, 1957. - С. 352.

25 Кожинов В. Происхождение романа. - М.: Советский писатель, 1963. - С. 353.

26 Имаева E.3. Ритм прозы как средство улучшения понимания неявно данных смыслов текста (на материале английской, русской и башкирской прозы): автореферат дис.... канд. филол. наук. - М., 1993. - С. 4, 7.

конкретных и объективных показателях - вот важнейшая задача исследований ритма прозы.

Вместе с тем вопрос о методике исследования ритма прозы достаточно сложен. «Вопрос о принципах ритмической организации художественно-

27

прозаического текста остается открытым» . Исследователи дают на него разноречивые ответы, привлекая к ритмическому анализу самые различные уровни произведения, от фонетического до сюжетного, что не может не сказаться на степени точности выводов. Один из ведущих исследователей ритма прозы в отечественной науке, М.М. Гиршман писал в 1973 г.: «Ритм

прозы очень мало изучен, и в настоящее время не существует единой и

28

определенной его трактовки» . Более 10 лет спустя В.И. Забурдяева замечала: «Большинство ученых, работающих в настоящее время над этой проблемой, признает необходимость комплексного исследования ритма художественной прозы, обусловленного сложностью, полифоничностью самого явления речевого ритма»29.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Головченко, Галина Александровна, 2014 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абакумов С.И. Из наблюдений над языком «Повестей Белкина» // Стиль и язык A.C. Пушкина. - М.: Учпедгиз, 1937. - С. 66-89.

2. Абрамовская И.С. Русская идиллия: эволюция жанра в прозе конца XVIII - первой половины XIX века: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Новгород, 2000. - 18 с.

3. Аванесов Р.И. Ударение в современном русской литературном языке. -М., 1958.-56 с.

4. Акутин Ю. Родословная «Барышни-крестьянки» // Наука и жизнь. -1983.-№3.

5. Альтман М.С. «Барышня-крестьянка»: Пушкин и Карамзин // Slavia Rocnic. Sesit. - 1934. - № 4.

6. Античные теории языка и стиля / Под ред. О.М. Фрейденберг. - М.-Л.: Соцэкгиз, 1936. - 25 с.

7. Арнольд И.В. Стилистическая функция текста и ритм // Вопр. теории англ. и рус. языков: сб. ст. - Вологда: Вологод. пед. ин-т, 1973. - С. 511.

8. Арустамова A.A. Ритм прозы И.С. Тургенева: автореферат дис. ... канд. филол. наук. - Екатеринбург, 1998. - 20 с.

9. Архангельская Е.С. Повести Н.М. Карамзина и их ранние английские переводы: Проблемы стиля: автореферат дис. ... канд. филол. наук. -Ульяновск, 2003. - 19 с.

10. Ахметова Г.Д. Ритм в языковом пространстве прозаического текста (на материале повести «Я - чеченец!» Германа Садулаева) // Гуманитарный вектор. - 2009. - № 1. - С. 51 -57.

11. Ахметова Г. Д. Ритм в языковом пространстве современного прозаического текста // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. - 2009. - № 3. - С. 38-45.

12.

13,

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Ахметова Г.Д. Ритм как дыхание живого текста // Духовные начала русского искусства: материалы VI Международной науч. конф. «Духовные начала русского искусства и образования» («Никитские чтения»). Вып. 1/сост. A.B. Моторин, Г.А. Орлова; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2006. С. 196-199.

Бабий С.Н. Реконструкция нормы в употреблении полных форм христианских личных имен в русском литературном языке карамзино-пушкинского периода: автореферат дис. ... канд. филол. наук. - Тверь, 1996.- 16 с.

Балухатый С.Д. Некоторые ритмико-синтаксические категории русской речи // Известия Самарского университета. - 1922. - № 3. - С. 14-26. Балухатый С. Теория литературы. Т. 1. - Л., 1929. - 248 с. Батюто А.И. Тургенев-романист. - Л.: Наука, 1972. - 394 с. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1963. - 363 с. Белый А. Мастерство Гоголя. - Л., 1934. - 353 с.

Белый А. Ритм как диалектика и "Медный всадник". - М.: Федерация, 1929.-279 с.

Беляев О. К Елизе // Новые Ежемесячные Сочинения. - 1786. - Ч. 40. -С. 80.

Берковский Н.Я. О «Пиковой даме». (Заметки из архива) / Публ. М.Н. Виролайнен // Русская литература. - 1987. - №1. - С. 61-69. Бетеа Д., Давыдов С. Угрюмый Купидон: поэтика пародий в «Повестях Белкина» // Современное американское пушкиноведение. - СПб.: Академический проект, 1999. - С. 201-222.

Блок А. Поэзия, драмы, проза. - М.: Олма медиа груп, 2001. - 799 с. Бобров С.П. Синтагмы, словоразделы, литавриды (понятие о ритме содержательно-эффективном и о естественной ритмизации речи) // Русская литература. - 1965. - № 4. - С. 80-101.

25.

26.

27.

28,

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

Боева JI. Сентиментальная повесть Н.М. Карамзина // Проблемы стиля и жанра в русской литературе XIX века. - Екатеринбург, 1994. - С. 310.

Бойчук Е.И. Ритм в литературе и в музыке // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. -2010.-№ 1.-С.31-36.

Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки. - М.: Наука, 1974. - 210 с. Вайль П., Генис А. Наследство "Бедной Лизы". Карамзин // Вайль П., Генис А. Родная речь. - М., 1991. - С. 8-15. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. - М., 1941. - 620 с. Виноградов В.В. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя. - М.: Наука, 1990. - 388 с.

Виноградов В.В. Язык Пушкина. - М.-Л.: Academia, 1935. - 480 с. В начале было слово / сост. К. Душенко. - М.: Эксмо, 2004. - 380 с. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. - Т. 2. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1982. - 504 с. Гаева Л.А. Структурно-ритмическое особенности художественного текста и их воспроизведение в переводе (на материале рассказов Дж. Лондона и их переводов на украинский язык): автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Киев, 1982. - 23 с.

Галанинская C.B. Способы ритмизации цикла И.С. Тургенева "Стихотворения в прозе" и основные тенденции развития жанра в русской литературе конца XIX - начала XX вв.: автореферат дис. ... канд. филол. наук. - Москва, 2004. - 18 с.

Гиппиус В.В. Повести Белкина // Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока / Отв. ред. Г.М. Фридлендер. - М., Л.: Наука, 1966. - С. 7-45. Гиршман М.М. О ритме русской художественной прозы // Slavic Poetics. - Walter de Gruyter, 1973. - С. 161-169.

Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. - М.: Советский писатель, 1982.-272 с.

39. Гиршман М.М. Художественная целостность - стиль - ритм // Литературное произведение: Теория художественной целостности. -М., 2002. - С. 73-444.

40. Голякова Л. А. Ритм художественного произведения: коммуникативно-прагматический аспект // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. - 2011. - № 3. - С. 94-99.

41. Горелик Л.Л. Полемика с Ж.-Ж. Руссо в «Бедной Лизе» Н.М. Карамзина: художественное пространство повести // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. - СПб., 2003. - С. 37-49.

42. Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвный мысли знак (Рассказы о невербальной коммуникации). - М.: Молодая гвардия, 1991. - 240 с.

43. Горелова O.A. Ритмическая организация "Стихотворений в прозе" И.С. Тургенева: лингвостилистический аспект: дисс. ... канд. филол. наук. -Владивосток, 2004. - 197 с.

44. Горнакова Л.Ю. Аллюзивный русский поэтоним Лиза: опыт интертекстуального и лингвокультурологического анализа: дисс. ... канд. филол. наук. - Иваново, 2010. - 229 с.

45. Горнакова Л.Ю. Поэтическое имя: лингвокультурологический аспект (об имени Лиза в художественном тексте) // Личность. Культура. Общество. - 2010. - Т. 12. - № 2. - С. 370-374.

46. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. Сборник задач и упражнений. - М.: Дрофа, 2004. - 368 с.

47. Гукасова А.Г. «Повести Белкина» A.C. Пушкина. - М., 1949. - 130 с.

48. Гумовская Г.Н. Ритм как принцип гармонической организации художественного текста // Мост - Bridge Язык и культура. № 5. -Набережные Челны, 1999. - С. 7-18.

49. Дмитриев И.И. Полное собрание стихотворений. - Л., 1967. - 257 с.

50. Добин Е.С. Туз и дама (А.Пушкин, «Пиковая дама») // Добин Е.С. Сюжет и действительность. - Л., 1976. - С. 355-365.

51. Дрогалина Ж.А., Налимов В.В. Семантика ритма: ритм как непосредственное вхождение в континуальный поток образов // Бессознательное - The unconscious: Природа, функции, методы исследования: сб. ст.: в 4 т. - Тбилиси: Мецниереба, 1978. - Т.З. - С. 293-301.

52. Душина JI.H. Ритм и смысл в литературном произведении. - Саратов, 1998.- 149 с.

53. Жеребкова Е.В. «Бедная Лиза» Карамзина и проблемы наррации в русской прозе последней четверти XVIII века [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://roman.by/r-89376.html

54. Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Сентябрь. - М., 1909. - 624 с.

55. Жирмунский В.М. О ритмической прозе // Русская литература. — 1966. - № 4. - С. 103-114.

56. Забурдяева В.И. Ритм и синтаксис русской художественной прозы конца XIX - первой трети XX века (орнаментальная проза и сказовое повествование): дисс. ... канд. филол. наук. - Ташкент, 1985. - 252 с.

57. Иванова-Лукьянова Г.Н. Об ударности динамически неустойчивых слов // Развитие фонетики современного русского языка - М., 1971. - С. 170-189.

58. Иванова-Лукьянова Т.Н. О ритме прозы // Развитие фонетики современного русского языка. - М.: Наука, 1971. - С. 128-147.

59. Иванова-Лукьянова Г.Н. Пути анализа текста бесконечны и разнообразны // Русский язык. - 2006. - № 4. - С. 40-44.

60. Иванова-Лукьянова Г.Н. Ритм // Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм: Учебное пособие. -М.: Флинта, Наука, 2003. - С. 151-167.

61. Иванова-Лукьянова Г.Н. Ритм прозы Н.М. Карамзина //Язык в движении. - М.: Языки славянской культуры, 2007. - С. 57-69.

62. Иванова-Лукьянова Г.Н. Ритм художественных прозаических текстов как отражение жизненных ритмов человека (из прозы И.С.Тургенева) // Текст и подтекст: поэтика эксплицитного и имплицитного. - М.: Азбуковник, 2011.- С. 102-118.

63. Иванова-Лукьянова Г. Н. Ритмическая организация прозы // Пространственно-временная и ритмическая организация текста. Тр./МГПИИЯ им. М. Тореза; вып. 265. - М., 1986. - С. 92-106.

64. Иванова-Лукьянова Г.Н. Художественный текст как искусство. - М.: ИПКС МГЛУ Рема, 2009. - 144 с.

65. Имаева Е.З. Ритм прозы как средство улучшения понимания неявно данных смыслов текста (на материале английской, русской и башкирской прозы): автореферат дис. ... канд. филол. наук. - М., 1993. -29 с.

66. Каланча Г.М. Отражение ритма прозы в переводах с русского языка на немецкий (на материале рассказов и сказок К.Г. Паустовского): автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Л., 1973. -24 с.

67. Канунова Ф. Из истории русской повести. - Томск, 1967. - 188 с.

68. Карпенко Ю.А. Пушкинский ономастикон. Повести Белкина // Русское языкознание. Вып. 2. - Киев, 1981. - С. 80-87.

69. Кедрова М.М. Пушкин в оценке Тургенева // A.C. Пушкин и русская литература. - Калинин, 1983. - С. 64-79.

70. Кожинов В. Происхождение романа. - М.: Советский писатель, 1963. -440 с.

71. Комарда Т.Г. Карамзин и карамзинизм в литературном сознании современников: дисс. ... канд. филол. наук. - Москва, 2001. - 206 с.

72. Кошелев В.А. Татьяна Ларина и «русская традиция» (К постановке вопроса) // Проблемы современного пушкиноведения. - Псков, 1991. -С. 31-40.

73. Кулыгина А.Г. Поэтика портрета в "Повестях Белкина" A.C. Пушкина: авореферат дисс. ... канд. филол. наук. - Нижний Новгород, 2008. - 21 с.

74. Лебедева Р.Д. Основные типы структуры периода в "Истории государства Российского" Н.М. Карамзина // Очерки по русскому языку. - Киров, 1962.-С. 140-161.

75. Лежнев А.З. Проза Пушкина. - М.: Художественная литература, 1996. -263 с.

76. Леонова H.A. Скрытый симфонизм прозы // Вопросы литературы. -1969. -№3.- С. 168-175.

77. Лернер Н.О. Проза Пушкина. - Петроград: Книга, 1923. - 112 с.

78. Летопись жизни и творчества Александра Пушкина в 4 томах. - Т. 3. 1829-1832. - М.: Слово, 1999. - 624 с.

79. Лингвистический энциклопед. словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1990. - 685 с.

80. Лотман Ю. Сотворение Карамзина. - М.: Книга, 1987. - 336 с.

81. Лотман М.Ю. Путь Пушкина к прозе // Пушкин и русская литература. -Рига, 1986.-С. 34-45.

82. Маевская Т.П. Поэтические ритмы в прозе A.C. Пушкина // Пушкин и мировая культура. Материалы VI Международной конференции. -СПб., Симферополь, 2003. - С. 119-123.

83. Магазаник Э.Б. Ономапоэтика, или «говорящие имена» в литературе. -Ташкент: Фон, 1978. - 146 с.

84. Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века (30-50-е годы). - Л.: ЛГУ, 1982. - 210 с.

85. Мейлах Б.С. Проблемы ритма, пространства и времени в комплексном изучении творчества // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л.: Наука, 1974. - С. 3-10.

86. Мосалева Г.В. Особенности повествования: От Пушкина к Лескову: дисс. ... докт. филол. наук. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1999.-272 с.

87. Николаева Е.Г. Элементы кода повести Пушкина "Пиковая дама" в творчестве Достоевского: дисс. ... канд. филол. наук. - Новосибирск, 2007. - 207 с.

88. Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе: Очерки истории и теории. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991. - 200 с.

89. Отева К.Н. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: смысл и ритм // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.-2011.-№ 130.-С. 140-146.

90. Павлова О. «Бедная Лиза» Карамзина и «Барышня-крестьянка» Пушкина // Литература - приложение к газете «Первое сентября». -2001.-№ 2.-С. 13.

91. Панкранц Г.Я. Об интонации и ее основных компонентах (на материале русского и немецкого языка) // Уч. записки Алма-Атинского пед. института им. Абая. - 1959. - 43 с.

92. Перетягина A.B. Пушкинская традиция в процессе становления и развития жанра тургеневского романа 1850-х - начала 1860-х годов: дисс. ... канд. филол. наук. - Кострома, 2010. - 217 с.

93. Пешковский A.M. Ритмика "Стихотворений в прозе" Тургенева // Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. - М.; Л., 1930.-С. 162-176.

94. Пешковский A.M. Стихи и проза с лингвистической точки зрения: сборник статей. - М., Л., 1925. - 148 с.

95. Пичугина Ю.Г. Концерт и миниатюра: пути взаимодействия инструментальных жанров в эпоху романтизма // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2009. - № 64. - С. 267-271.

96. Подорога В.А. Мимесис. Материалы по аналитической антропологии литературы. Том 1. Н. Гоголь, Ф. Достоевский. - М.: Культурная революция, Логос, Logos-altera, 2006. - 688 с.

97. Позднякова Е.Г. Фольклоризм прозы Н.М. Карамзина: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Челябинск, 2003. - 21 с.

98. Позднякова Е.Г. Фольклоризм прозы Н.М. Карамзина: дисс. ... канд. филол. наук. - М., 2000. - 187 с.

99. Потапов В.В. Речевой ритм в диахронии и синхронии: мон. ... докт. филол. наук. - М., 1996. - 178 с.

100. Пришвин М.М. Собрание сочинений. - Т. 4. - М.: Гослитиздат, 1957. -

101. Рогинский Я.Я. Изучение палеолитического искусства и антропология // Вопросы антропологии. - 1965. - Вып. 21. - С. 151-157.

102. Розова З.Г. «Новая Элоиза» Руссо и «Бедная Лиза» Карамзина // Державин и Карамзин в литературном движении XVIII - начала XIX века. - Л.: Наука, 1969. - С. 259-268.

103. Романовская O.E. Традиции ритмизованной прозы в рассказах Т.Толстой // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. - № 10-2. - С. 253-262.

104. Сапченко Л.А. Творческое наследие Н.М. Карамзина: проблемы преемственности: дисс. ... докт. филол. наук. - Москва, 2003. — 463 с.

105. Сапченко Л.А. Судьба «Бедной Лизы» // Филологические науки. -2002.-№5.-С. 53-63.

106. Саркисян Е.В. Русская литературная песня второй половины XVIII в. в контексте жанров лирической поэзии (идиллия, элегия, романс, ода): автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - 1995. - 18 с.

107. Семьян Т.Ф. Ритм прозы В.Г. Короленко: дисс. ... канд. филол. наук. -Алматы, 1997. - 148 с.

108. Сергеева Е.С. Ритм прозы Н.В. Гоголя: автореферат дисс. ... канд. филол. наук. - М., 2007. - 18 с.

109. Сергеева Е.С. Ритм прозы Н.В. Гоголя: дисс. ... канд. филол. наук. - М., 2007. - 205 с.

110. Сидяков JI.C. Начальный этап формирования пушкинской прозы // Ученые записки Латвийского государственного университета им. П.Стучки. Т. 106. Пушкинский сборник. - Рига, 1968. - С. 5-23.

111. Сидяков Л.С. Стихи и прозы в текстах Пушкина // Ученые записки Латвийского государственного университета им. П.Стучки. Т. 215. Пушкинский сборник. Вып. 2. - Рига, 1974. - С. 4-31.

112. Соловьева Е.В. Номинация лица в прозаических произведениях A.C. Пушкина: дисс. ... канд. филол. наук. - Казань, 2006. - 251 с.

113. Степанов Е.Г. Романы И.С. Тургенева в русской повествовательной литературе 1850-х-начала 1860-х годов: автореферат дис. ... канд. филол. наук. - Москва, 2006. - 24 с.

114. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика. УМК // Новый филологический вестник. - 2010. - Т. 13. - № 2. - С. 85-151.

115. Тао Ли. Принципы художественной характерологии и типология женских образов в романах И.С. Тургенева 1850-х годов: дисс. ... канд. филол. наук. - Волгоград, 2002. - 123 с.

116. Тимофеев Л.Н. Ритм стиха и ритм прозы: о новой теории ритма проф. A.M. Пешковского // На литературном посту. - 1929. - № 19. - С. 2833.

117. Томашевский Б.В. Пятистопный ямб Пушкина // Очерки по поэтике Пушкина. - Берлин: Эпоха, 1923. - С. 7-143.

118. Томашевский Б.В. Ритм прозы // Томашевский Б.В. О стихе: Статьи. -Л., 1929.-С. 254-318.

119. Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения: К двухсотлетию со дня выхода в свет. - М., 1995. - 511 с.

120. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. Избранное. - М., 1995. - 624 с.

121. Топоров В.Н. Странный Тургенев. - М., 1998. - 192 с.

122. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. - М.: Наука, 1981.-Т. 6.-430 с.

123. Тюпа В.И. Двуязычие «Повестей Белкина»: анекдот и притча // Гуманитарные науки в Сибири. - 1999. - № 4. - С. 8-13.

124. Фортунатов Н.М. Музыкальность чеховской прозы // Филол. науки. -1971.-№3.-С. 14-26.

125. Фортунатов Н.М. Ритм художественной прозы // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве: сб. ст. - JL: Наука, 1974. - С. 173-186.

126. Хажиева Г.Ф. Ритм прозы: история и теория вопроса // Вестник Новгородского государственного университета. - 2007. - № 43. - С. 7376.

127. Хажиева Г.Ф. Ритм прозы Ф.М. Достоевского: на примере "фантастического рассказа" "Сон смешного человека": дисс. ... канд. филол. наук. - Бирск, 2009. - 186 с.

128. Харченко В.К. Малоизвестные приемы и методики исследования языкового материала. - М.: Издательство Литературного института им. A.M. Горького, 2008. - 128 с.

129. Худенко Е.А. Ритмологические основания жизнетворческой концепции М.М. Пришвина // Известия Алтайского государственного университета. - 2010. - № 2-2. - С. 127-130.

130. Целовальникова Н.В. Ритм прозы А. Ремизова: дисс. ... канд. филол. наук. - Астрахань, 2005. - 209 с.

131. Черемисина Н.В. Вопросы эстетики русской художественной речи. -Киев: Вища школа, 1981. - 153 с.

132. Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. -М.: Русский язык, 1982. - 200 с.

133. Чернец Л. Введение в литературоведение. - М.: Высшая школа, 2006. -680 с.

134. Чичерин A.B. Ритм образа. - М.: Сов. писатель, 1978. - 276 с.

135.

136.

137.

138.

139

140

141

142

143

144

145

146

147

Шагидевич А.И. Просодия звучащего художественного текста: На примере стихотворений в прозе И.С. Тургенева: автореферат дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 1993. - 16 с.

Шалыгина О.В. Проблема композиции поэтической прозы: А.П. Чехов, А. Белый, Б.Л. Пастернак. - Образование-ЗООО, 2008. - 242 с. Шелюто Г.А. Русское ударение. - Ужгород, 1962. - 272 с. Шенгели Г.А. О ритмике тургеневской прозы // Г.Шенгели. Трактат о русском стихе. - М., 1923. - С. 88-94.

Шервинский C.B. К изучению ритмики Пушкина // Искусство слова. -М.: Наука, 1973.-С. 89-97.

Шешунова C.B. О смысле эпиграфа к «Повестям Белкина» // A.C. Пушкин. Межвузовский тематический сборник научных трудов. -Калинин, 1987.-С. 82-94.

Шишкина Т.Н. К вопросу о ритмическом построении речи. Автореферат дисс... канд. филол. наук. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1974. - 25 с.

Шмид В. Нарратология Пушкина // Пушкинская конференция в Стэнфорде, 1999: Материалы и исследования / Под ред. Дэвида М. Бетеа, А.Л. Осповата, Н.Г. Охотина и др. - М., 2001. - С. 300-317. Шумилин Д.А. «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына как художественное исследование. - М.: Мегатрон, 1999. - 60 с. Щербинина О. Образы и звуки прозы Пушкина. Тройка, семерка, туз // Нева. - 2008. - № 2. - С. 215-222.

Эйхенбаум Б.М. Путь Пушкина к прозе // Эйхенбаум Б.М. О прозе: Сб. ст. / Сост. и подгот. текста И. Ямпольского; Вступ. ст. Г. Бялого. - Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1969. - С. 214-230.

Энгельгардт H.A. Мелодика тургеневской прозы // Творческий путь Тургенева. - Петербург, Сеятель, 1923. - С. 9-63.

Якубович Д. О «Пиковой даме» // Последние годы творчества Пушкина. 1833-1837. Выпуск первый. - Л., 1933. - С. 57-68.

148. Ярхо Б.И. Ритмика т.н. "романа в стихах" // ABS poética. I. Стих и проза.-М., 1927.-С. 9-36.

149. Яскевич A.C. Ритмическая организация художественного текста. -Минск, 1991.-207 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.