Рецепция августинианской сотериологии в теологии раннего протестантизма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Антонян Артур Романович

  • Антонян Артур Романович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 187
Антонян Артур Романович. Рецепция августинианской сотериологии в теологии раннего протестантизма: дис. кандидат наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет». 2019. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Антонян Артур Романович

Введение

Глава 1. Антропология и сотериология Аврелия Августина.

1.1. Антропологическая доктрина Аврелия Августина в контексте раннехристианских богословских споров

1.2. Сотериологическое значение концепции Августина о божественном предопределении

1.3. Апелляции к богословию Августина в средневековой полемике о свободе воли и божественном предопределении

Глава 2. Трансформации августинианской сотериологии в теологии раннего протестантизма.

2.1. Формирование антропологии и сотериологии Мартина Лютера в полемике с Эразмом Роттердамским

2.2. Радикализация августинианского предестинационизма в доктрине «двойного предопределения» Жана Кальвина

2.3. Отражение августинианской сотериологии в сочинениях Ф.Меланхтона, У.Цвингли, В.Бракела

Заключение

Библиографический список

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Рецепция августинианской сотериологии в теологии раннего протестантизма»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Многие вопросы, которые на протяжении столетий возникали в религиозном сознании, до сих пор остаются актуальными и неразрешенными. Одним из них является вопрос о свободе человеческой воли и божественном предопределении. Среди множества богословов и философов, уделявших ему пристальное внимание, особое место принадлежит Аврелию Августину. В истории христианской мысли именно Августин впервые ставит вопрос о свободе воли и предопределении, тем самым закладывая основу для дальнейшего развития западно-христианского вероучения в этом направлении. В последующие столетия многие доктрины Августина в той или иной интерпретации будут воплощаться в теологических концепциях самых разных авторов западной Церкви.

Дискуссионные вопросы, которые были подняты в начале пятого столетия в ходе полемики между Аврелием Августином и монахом Пелагием, по сей день остаются горячо обсуждаемыми во многих христианских конфессиях. Корпус антипелагианских трактатов Августина является итогом его антропологии и сотериологии. В данных текстах окончательную форму приобретают доктрина о первородном грехе и учение о предопределении. Подвергая радикальному пересмотру свои прежние убеждения, Августин приходит к выводу, что воля человека после грехопадения полностью потеряла всякую способность стремления к вещам божественным.

В христианской антропологии понятие «воля» имеет фундаментальное значение. В зависимости от того, какую роль это понятие играет в антропологической системе того или иного мыслителя, - выстраивается определенная мировоззренческая структура и оформляются ценностные установки. Религиозная жизнь находится в непосредственной зависимости от того, признают ли верующие за собой способность свободного решения в деле веры или же отрицают его. Более того, в христианстве концепция о

3

свободе воли и божественной благодати является частью более общей доктрины - учения о спасении (сотериологии). Поэтому вопрос о свободе воли и предопределении не является лишь сухой доктринальной проблемой. Он напрямую затрагивает самые глубинные основы религии.

Непосредственную актуальность здесь имеет вопрос о совмещении таких божественных атрибутов, как всемогущество и всеведение, с возможностью автономного человеческого выбора. С одной стороны доктрина о вечности и неизменности божественного избрания исключает возможность свободной человеческой деятельности в деле спасения. С другой же стороны, любое наказание, также как и поощрение, приобретает моральную обоснованность только в том случае, если признается хотя бы относительная свобода действующего субъекта. И если возможность свободного решения по каким-либо причинам отрицается, то любая морально-нравственная установка, требующая устремления к добродетельной жизни, становится просто неоправданной.

Эта религиозно-философская дилемма, которая подвергалась самому тщательному рассмотрению многими христианскими мыслителями в течение столетий, до сих пор не потеряла своей актуальности и значения, как в области теологии, так и в сфере научно-философского познания.

Вопрос о соотнесении свободной человеческой воли и божественной благодати, впервые возникший в истории христианской мысли в споре между Августином и Пелагием, имел продолжение в богословском творчестве лидеров реформационного движения XVI столетия, противостоявших Католической церкви.

Вне всякого сомнения, реформационное движение XVI века можно без преувеличения причислить к величайшим событиям всемирной истории. Доктринальные позиции многих реформаторов оказали мощнейшее влияние на формирование духовных, интеллектуальных и социально-политических основ европейского общества Нового Времени. Германо-романская цивилизация в XVI в. получила принципиально новый вектор не только

4

религиозного, но и экономического развития. Борьба, которая развернулась фактически сразу после того, как были опубликованы девяноста пять тезисов Мартина Лютера, стала началом нового витка религиозности на европейском континенте.

Сегодня, спустя столетия, можно отметить, что богословские и социальные программы многих реформаторов не были спонтанными. Они имели в своей основе ряд последовательно сформулированных концепций, которые легли в запланированную программу реформ. Эти идеи базировались не только на Священном Писании (Библии), но и на трудах христианских авторов древности, из которых особо можно выделить Аврелия Августина. В данном исследовании автор показывает, что августинианские идеи, воспринятые лидерами реформационного движения XVI столетия, Мартином Лютером, Жаном Кальвином и многими другими, имели доминирующее значение при формировании ими антропологических и сотериологических концепций.

Актуальность данного диссертационного исследования обуславливается еще и тем, что тема преемственности сотериологических и антропологических доктрин Августина к лидерам реформационного движения XVI века, не была предметом специального монографического исследования в отечественной историко-философской литературе. Отечественные исследования, в которых бы анализировалось влияние теологических идей Августина на религиозных авторов позднего Средневековья и Нового Времени, к сожалению, фактически отсутствуют.

Объектом исследования являются антропологические и сотериологические доктрины лидеров реформационного движения XVI века, а также авторов ранней христианской церкви, в особенности Аврелия Августина.

Предметом исследования является доктрина о предопределении и свободе воли Августина, претерпевшая трансформации в учениях лидеров реформационного движения XVI века.

Целью исследования является нахождение в богословии деятелей Реформации XVI века августинианской сотериологии с последующей оценкой степени ее влияния на это богословие. Заданная цель достигается путем анализа сочинений Аврелия Августина, Пелагия, западно-христианских авторов эпохи зрелого и позднего Средневековья, полемических трактатов Мартина Лютера, Эразма Роттердамского, а также трудов Филиппа Меланхтона, Ульриха Цвингли, Жана Кальвина и Вильгельмуса Бракела.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть формирование доктрины о предопределении и свободе воли в контексте богословского спора между Аврелием Августином и Пелагием.

2. Проанализировать представления Августина о природе человека в контексте его учения о первородном грехе.

3. Показать развитие учения о предопределении в средневековой схоластике.

4. Выявить и оценить причины и обстоятельства усвоения представителями раннего протестантизма доктрины о предопределении.

5. Оценить степень влияния антропологии Аврелия Августина на учение о рабстве воли у Мартина Лютера и Жана Кальвина.

6. Показать отличие сотериологических концепций лидеров реформационного движения XVI века от августиновой доктрины о предопределении.

7. Рассмотреть особенности рецепции антипелагианской позиции Августина в богословских построениях деятелей Реформации XVI века.

8. Определить степень зависимости ранней протестантской теологии от антипелагианских сочинений Августина.

Теоретическая и методологическая основа для исследования

Поставленные задачи обусловили избрание сравнительного метода в

качестве основного метода диссертационного исследования. При сравнении

6

антропологических и сотериологических концепций Аврелия Августина с доктринами реформаторов XVI в. выявлена степень влияния августинианских доктрин на формирование богословия раннего протестантизма. В исследовании были также использованы методы конкретно-исторического анализа (рассмотрение того или иного учения в идейном и социально-историческом контексте эпохи) и текстологического анализа (с обращением к первоисточникам на языке оригинала для уяснения ключевых смыслов).

Апробация и внедрение результатов исследования

Основные положения и выводы диссертационного исследования были обсуждены на кафедре философии религии и религиоведения Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета, а также на научных конференциях:

- Международная научная конференция «Богослужебные практики и культовые искусства в полиэтническом регионе». Майкоп, 19-22 сентября 2016 года.

- Международная научно-практическая конференция «Историко-культурные и философские аспекты Реформации». Ростов-на-Дону, 17-18 ноября 2016 года.

- Международная научная конференция «Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире». Майкоп, 26-30 сентября 2017 года.

- Международная научная конференция «Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире». Майкоп, 17-21 сентября 2018 года.

Основные результаты диссертационного исследования отражены в научных журналах из перечня ВАК:

- Антонян А.Р. Антипелагианская позиция Аврелия Августина и ее рецепция в лютеранском богословии XVI века // Исторические, философские,

политические и юридические науки, культурология и искусствоведение.

Вопросы теории и практики. - Псков.: Издательство «Грамота», 2017. №12 (86): в 4-х ч. Ч.3. - С.18-22.

- Антонян А.Р. Отличительные характеристики сотериологической концепции Жана Кальвина в сравнении с августинианской // Гуманитарные и социально-экономические науки. - Ростов-на-Дону.: Изд-во «Южный федеральный университет», 2018. №2. - С.15-19.

- Антонян А.Р. Сотериологическая концепция в антипелагианской позиции Аврелия Августина // Вестник Вятского государственного университета. - Киров.: Вятгу, 2018. №2. - С. 13-16.

В научных журналах из перечня РИНЦ:

- Антонян А.Р. Этапы формирования антропологии Августина Блаженного // Богослужебные практики и культовые искусства в полиэтническом регионе / ред.-сост. С.И. Хватова. - Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.»., 2016. - С.854-873.

- Антонян А.Р. Идеологические причины возникновения лютеранской Реформации в Германии // Историко-культурные и философские аспекты Реформации: сборник материалов международной научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет, 17-18 ноября 2016 г.) / Южный федеральный университет; под общ. ред. С.Н. Астапова. - Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016. - С.4-9.

- Антонян А.Р. Формирование доктрины о предопределении в христианском богословии: от Августина до Лютера // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире / ред.-сост. С.И. Хватова. - Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.»., 2017. - С.878-893.

- Антонян А.Р. Формирование антипелагианской позиции Аврелия Августина // Научные труды Донской духовной семинарии с участием кафедры «Православная культура и теология» Донского государственного технического университета: сборник / Донской гос. техн. ун-т. - Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2018. - С.80-89.

- Антонян А.Р. Десакрализация средневековой католической традиции в теологических концепциях Мартина Лютера // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире. Выпуск 3. В 2-х т., Том 2. / ред.-сост. С.И. Хватова. - Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.»., 2018. - С.297-307.

Степень разработанности темы

Религиозно-философское наследие Августина долгий период времени тщательно исследовалось в Западной Европе и Америке. Существует достаточно много литературы, изучающей все многообразие творчества епископа Гиппона. Среди всех этих трудов изучение позиции по вопросу о предопределении и свободе воли является самым популярным.

Если же говорить о России, то интерес к наследию Августина всегда был сравнительно невелик, особенно если речь идет о влиянии его антропологии на богословские концепции христианских мыслителей последующих эпох. Аврелий Августин многим нашим соотечественникам был знаком по тем немногочисленным переводам, которые были сделаны во второй половине XIX - начале XX столетия. Даже фундаментальные труды латинского автора были переведены и стали доступны русскоязычным читателям совсем недавно. Трактат «О Троице», например, полностью был переведен и впервые издан лишь в 2004 году. Качественные переводы антипелагианских сочинений, в которых ярко раскрывается антропология позднего периода творчества Августина, а также его учение о предопределении, были осуществлены в 2008 году.

Все это позволяет утверждать, что блаженный Августин во всей

полноте своего учения до недавнего времени не был знаком широкой

аудитории в нашей стране. Изучение оригинальных латинских текстов было

делом узкого круга специалистов, да и то, преимущественно в

дореволюционный период. В российской науке значительный интерес к

религиозно-философскому наследию Августина возник на рубеже XIX-XX

веков. Исследованием его творчества занимались преимущественно

преподаватели духовных семинарий и академий. Рамки научно-

9

исследовательской деятельности, как правило, ограничивались (обуславливались) запросами православной церковно-исторической школы. Чаще всего это были труды, в которых проводился анализ сугубо богословских концепций Августина. При этом оценка его религиозно-философского творчества нередко осуществлялась через призму православно-христианской догматики. Такой односторонний подход нельзя считать вполне удовлетворительным и отвечающим требованиям современного научного исследования.

Научные труды, посвященные сопоставлению концепций Августина с богословскими построениями мыслителей последующих эпох, в большом обилии наличествуют в зарубежной литературе. Но основная масса этих монографий посвящена сравнению теорий Августина с учением религиозных авторов зрелого и позднего Средневековья. Если же говорить о степени влияния антропологической доктрины и концепции о предопределении Августина на богословие реформаторов XVI в., то работ, посвященных исключительно данной проблематике, не обнаруживается.

Значительный интерес к богословскому наследию Августина можно отметить у таких зарубежных исследователей, как А. Гарнак, М. Эриксон, И. Бер и др. К фундаментальным исследованиям творчества Августина следует отнести работы П. Курселя, Э. Жильсона, Д. Калахена, Х. Уивер, В. Брук.

Одним из основных трудов, посвященных философии Августина является монография Этьена Жильсона "Introduction à l'étude de Saint Augustin" (1929). На основе текстов Августина Жильсон проводит систематический анализ его философских и антропологических воззрений. На сегодняшний день это одна из лучших работ, посвященных творческому наследию Гиппонского епископа, но она до сих пор не переведена на русский язык.

Из фундаментальных трудов, переведенных на русский язык, посвященных вопросу о предопределении и свободе воли, является

монография Р.Х. Уивер «Божественная благодать и человеческое действие: исследование полупелагианских споров» (2006).

Из дореволюционных отечественных авторов, вплотную занимавшихся исследованием антропологических и сотериологических доктрин Августина, следует выделить В.В. Акимова, Л.И. Писарева, П. Лебедева, Е.Н. Трубецкого, А. Бриллиантова, А. М. Кремлевского, П.И. Верещатского.

В дореволюционной отечественной литературе фундаментальной монографией, посвященной жизни и философскому наследию Аврелия Августина, является докторская диссертация И.В. Попова «Личность и учение Блаженного Августина», которую он защитил в 1917 году. В ней автор рассматривает те исторические, а также психологические факторы, которые повлияли на формирование религиозно-философских концепций Августина. В своем исследовательском поиске Попов вполне самостоятелен, что и придает работе оригинальность. Данный труд вплотную исследует онтологию и гносеологию Гиппонского епископа. Вопросы же о предопределении и свободе воли в монографии Попова, к сожалению, не рассматриваются.

Достаточно глубоким исследованием учения Августина о свободной воле и предопределении можно назвать работу Л.И. Писарева «Учение блаженного Августина о человеке в его отношении к Богу» (1894). В своей работе Писарев пытается реабилитировать доктрину Августина о предопределении, утверждая, что исследователи его творчества данную концепцию зачастую трактуют неверно. Однако попытка Писарева преподнести предестинационистские построения Августина, как вполне ортодоксальные, не выдерживает никакой критики. Что действительно удалось показать Писареву, так это то, что понимание Августином свободной человеческой воли не противоречит его же учению о предопределении. Также автор в данной работе показывает, что Августин, говоря о первородном грехе, гораздо больше внимания акцентировал на виновности

всех людей в этом грехе, нежели на испорченности их первозданной природы.

Следует также обратить внимание на те работы, которые посвящены основному оппоненту Аврелия Августина - британскому монаху Пелагию. К сожалению, мировоззренческие установки Пелагия чаще всего оценивались в контексте его споров с Августином, где британский монах заведомо представал как «несомненный еретик». Те немногие отечественные работы, которые посвящены богословскому творчеству Пелагия, написаны по преимуществу церковными авторами в дореволюционный период.

Одной из самых удачных монографий по праву может считаться диссертация преподавателя Владимирской духовной семинарии Александра Магистриановича Кремлевского «История пелагианства и пелагианская доктрина», написанная в 1898 году. Данная работа представляет собой обширный экскурс в историю споров между епископом Гиппона и британским монахом. Достаточно подробно в работе изложены те социальные предпосылки, которые послужили катализатором для формирования у Пелагия определенной доктринальной позиции. Но, несмотря на то, что автор, исследуя доктрину Пелагия, пытается сохранять объективность, ему все же не удается выйти за определенные мировоззренческие рамки, обусловленные православно-христианской традицией.

В отечественной литературе на ее современном этапе, работы, посвященные творчеству Гиппонского епископа имеются у А.А. Столярова, Г.Г. Майорова, С.С. Неретиной, В.Л. Селиверстова, В.В. Соколова, М.А. Гарнцева, А.А. Тащиана, В.В. Бычкова, А.Р. Фокина, А. Соколовски, О.В. Горловой и других.

В советский период наиболее значимым было исследование

Г.Г.Майорова «Формирование средневековой философии: Латинская

патристика» (1979). Автор большую часть своей книги отводит анализу

философских и богословских построений Августина. Достоинством данного

12

исследования, несомненно, является систематический анализ августиновых концепций. Майоров сумел показать глубокую зависимость философских построений Августина от идей неоплатонизма. К сожалению, при всей добротности и систематичности исследования, учению о человеческой свободе и божественном предопределении посвящено всего несколько страниц.

Монография А.А. Столярова «Свобода воли как проблема европейского морального сознания» (1999) в большей части посвящена исследованию учения о свободе воли у Августина. Столяров показал, что учение Августина о свободе воли неоднократно менялось, что часто зависело от содержания той полемики, в которой участвовал Гиппонский епископ.

Систематический обзор августинианских концепций о свободе и предопределении в эпоху позднего Средневековья представлен в монографии К.В. Карпова «Учение Григория из Римини о предопределении и свободе воли» (2012). Это одна из немногих отечественных работ, где отражено влияние августинианской сотериологии на позднесредневековых авторов в лице Григория Риминийского. Карпов дает возможность читателю погрузиться в исторический контекст споров о предопределении XIV века. Несмотря на то, что Григорий Риминийский представлен в монографии в целом как наследник августинианской традиции, Карпов сумел убедительно показать оригинальные стороны его учения.

Также исследованию сотериологических вопросов в средневековом западном христианстве посвящена диссертация К.В. Карпова «Проблема предопределения и свободы воли в культуре позднего средневековья». Целью своего исследования автор ставит анализ проблемы соотношения предопределения и свободы воли на материале учения Григория Риминийского. В работе проводится сопоставление доктрин Григория из Римини с учениями Фомы Аквинского, а также Аврелия Августина. Несомненной ценностью данной диссертации является то, что автор

достаточно подробно и глубоко раскрывает суть споров о предопределении в XIV столетии.

Среди известных нам диссертационных исследований по данной проблематике особо хотелось бы отметить работу З.В. Комлевой «Свобода воли и предопределение у Аврелия Августина в его полемике с пелагианцами» (2000). Автор данного исследования стремится реконструировать пелагианское учение, проанализировав те источники, которые оказали непосредственное влияние на его формирование. Также здесь раскрыты основные антропологические позиции Августина позднего периода его богословского творчества.

Докторская диссертация Ю.А. Чуковенкова «Генезис христианской православной антропологии» (2004), посвящена исследованию преимущественно православно-христианской антропологии. Тем не менее, автор большое внимание уделяет блаженному Августину, которого причисляет к основоположникам православного учения о человеке.

Реконструкция религиозно-философских взглядов Гиппонского епископа предпринята в диссертационном исследовании Н.О. Макарова «Философия религии Аврелия Августина» (2007). Автор исследования рассматривает учение Августина о религии через призму его теологических доктрин. Также в работе показана та новизна, которую Августин внес в толкование самого термина «religio».

Интересной представляется диссертация М.Ю. Байдаковой «Проблема воли в философии и христианской антропологии» (2008). В работе анализируется понятие «воля», рассматривается историческая трансформация данного понятия. Основной задачей диссертации является сравнительный анализ источников по вопросам свободы воли в философских текстах и христианском наследии.

Вопрос о свободе воли исследуется также в диссертации В.И. Овдиенко «Проблема свободы воли в античной философии» (2006). Данная работа

целиком и полностью посвящена анализу развития представлений о свободе и фатуме в античной философии.

В дореволюционный период исследованием протестантского наследия занимались такие отечественные авторы, как Н. Терентьев, Н. Беляев, Е. Новиков. Из исследователей советского периода можно выделить С.Д. Сказкина, М.М. Смирина, Н.В. Ревуненкову.

В монографии Н.В. Ревуненковой «Ренессансное свободомыслие и идеология реформации» (1988) само появление Реформации представлено как плод гуманистического свободомыслия эпохи Возрождения. Ревуненкова уделяет особое внимание противостоянию, которое возникло между гуманистами и деятелями реформационного движения. Антропологические и сотериологические концепции реформаторов рассматриваются в общих чертах, в контексте социальных преобразований.

Глубокий анализ теологического наследия Жана Кальвина дается в монографии Н.В. Ревуненковой «Жан Кальвин: Теология и религиозно-общественная мысль XVI века», вышедшей в 2012 году. В данной работе автор, опираясь на объемный исторический материал, исследует те полемические постулаты, которые женевский реформатор выдвинул против Католической церкви.

В 2009 году издательством Сретенского монастыря была выпущена работа священника Максима Козлова «Западное христианство: взгляд с Востока». В данной книге автором рассматривается история возникновения реформационного движения и его основные доктринальные положения, которые оцениваются через призму православно-христианской догматики. Несмотря на внушительный объем, данный труд носит преимущественно компилятивный характер и поэтому не может считаться самостоятельным научным исследованием.

Среди современных отечественных исследований проблемы свободы и предопределения следует отметить статьи К.В. Бандуровского: «Место Лютера в дискуссии о свободе/рабстве воли», «Свобода воли: взгляд из

15

Средневековья», «Воля и разум в этических теориях Средневековья». Отечественных диссертационных исследований, специально посвященных анализу антропологических и сотериологических доктрин деятелей европейской Реформации XVI века, к сожалению, фактически нет.

Работы, посвященные протестантизму, имеющие историко-богословский и историко-социологический подход, имеются у таких зарубежных авторов, как А. Гарнак, Л. Беркхоф, Б. Хегглунд, А. Макграт, Р. Колб, Г. Шварц, Й. Лортц, Г. Брендлер и др.

Большая часть книг британского теолога Алистера Макграта посвящена богословским концепциям лидеров реформационного движения XVI столетия. В 1994 году Одесской Библейской Школой была издана его книга «Богословская мысль Реформации». В данном труде достаточно глубоко раскрыты основные теологические идеи реформатов XVI века. Внимание автора в основном сосредоточено на т.н. «Магистерской Реформации», т.е. на лютеранстве и кальвинизме. Отношению реформаторов к доктрине предопределения посвящена небольшая глава всего лишь в десяток страниц.

Из непереведенных трудов Макграта особо хотелось бы отметить книгу "The Intellectual Origins of the European Reformation" (Интеллектуальные истоки европейской Реформации), первое издание которой вышло в 1987 году. В этой, сравнительно небольшой монографии, Макграт пытается показать, что рассмотрение реформационного движения XVI века без учета его религиозной специфики, является неправомерным. Автор также убедительно доказывает, что два основных направления Реформации -лютеранское и реформатское (кальвинистское) - имеют совершенно разные и независимые интеллектуальные корни1. В данном труде тоже имеются разделы, посвященные влиянию идей Августина на лидеров реформационного движения XVI века. Доктрине же предопределения Макграт уделяет совсем мало внимания и только в общих чертах.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Антонян Артур Романович, 2019 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абеляр П. Теологические трактаты / составление, пер. с лат., ввод. ст., коммент., указат. С.С. Неретиной. - М.: Канон, РООИ «Реабилитация», 2010. - 640 с.

2. Августин. Антипелагианские сочинения позднего периода / пер. с лат., примеч.: Д. В. Смирнов. - М.: АС - ТРАСТ, 2008. - 478 с.

3. Августин Блаженный. Исповедь / пер. с лат. М.Е. Сергеенко. Общая редакция и статья А.А. Столярова. - М.: Канон, 1997. - 464 с.

4. Августин Блаженный. О Граде Божием. В 4-х т. - М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994.

5. Августин Блаженный. О христианской борьбе / пер. с лат. диакон Августин Соколовски; ред. А.Р.Фокин. - М.: Центр библейско-патрологических исследований, 2010. - 133 с.

6. Августин Блаженный. Об истинной религии. - Минск: Харвест, 2011. - 1249 с.

7. Августин Блаженный. О Троице / пер. с лат. А.А. Тащиана. - М.: РИПОЛ классик, 2017. - 486 с.

8. Августин Блаженный. Энхиридион к Лаврентию. - М.: Сибирская Благозвонница, 2011. - 191 с.

9. Августин. Письмо 246-е. К Лампадию / пер. с лат. и примеч. С.А. Степанцова // Альфа и Омега. - 2003. - №4. - С. 59-61.

10. Акимов В.В. Первородный грех в представлении блаженного Августина // Ученые записки. Выпуск 1. Сборник научных статей факультета теологии / Под ред. Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси (Вахромеева К.В.) - Минск: Издательство Европейского гуманитарного университета, 2002. - С.36-52.

11. Ансельм Кентерберийский. Сочинения / пер., послесл. и комм. И.В. Купреевой. - М.: Канон, 1995. - 400 с.

12. Ансельм Кентерберийский. Почему Бог стал человеком? Интернет ресурс. URL: http://www.reformed.org.ua/2/55/3/Anselm (Дата обращения: 11.03.2018).

13. Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского средневековья): В 2 т. Т.1. / под ред. С.С. Неретиной; сост. С.С. Неретина, Л.В. Бурлака. - СПб.: РХГИ, 2001. - 539 с.

14. Апполонов А.В. Латинский аверроизм XIII века. - М.: Изд-во РАН, 2004. - 215 с.

15. Апполонов А.В. Григорий Риминийский // Православная энциклопедия. Т. 13. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. - С.47-49.

16. Армстронг А.Х. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию / пер. с англ. В.А. Самойлова. - 2-е изд., исправ. и доп. - СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2006. - 256 с.

17. Астапов С.Н. Предопределение и провидение: философская экспликация богословских позиций // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. -2014. - №1. - С.104-110.

18. Астапов С.Н. Историческое развитие учения о предопределении в богословии раннего протестантизма // Историко-культурные и философские аспекты Реформации: сборник материалов международной научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет, 17-18 ноября 2016 г.) / под общ. ред. С.Н. Астапова. - Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016. - С.26-35.

19. Бальтазар Х.У. Целое во фрагменте: Некоторые аспекты теологии истории / Пер. с нем. А. Ярина. - М.: Истина и Жизнь, 2001. - 368 с.

20. Бандуровский К.В. Место Лютера в дискуссии о свободе/рабстве воли // Verbum вып.15. Реформация Мартина Лютера в горизонте европейской философии и культуры: Альманах / под ред. О.Э. Душина. -СПб.: Издательство СПбГУ, 2013. - С. 89-117.

21. Барт К. Послание к Римлянам / Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея,

2005. - 580 с.

22. Бархатова О.Н. Западноевропейская Реформация и протестантизм XVI века: учебное пособие в 2-х ч. - Благовещенск: Издательство БГПУ,

2006. - Ч. I. - 166 с.

23. Белейканич И. Католический катехизис с точки зрения православного богословия. - Киев.: «Пролог», 2001. - 117 с.

24. Беркхоф Л. Христианская доктрина / пер. с англ. Э.И. Волмянского, О.А. Волмянской. - Минск.: «Вышэйшая школа», 1995. - 295 с.

25. Бернард Клервоский. О любви к Богу. О Благодати и свободном выборе / под ред. Ю.А. Ромашева. - СПб.: Изд-во РХГА, СПбГУ, Академия исследования культуры, 2009. - 280 с.

26. Блаженный Августин и августинизм в западной и восточной традициях. Сборник научных статей / отв. ред. прот. Павел Ходзинский, Н.Ю.Сухова. - М.: Издательство ПСТГУ, 2016. - 248 с.

27. Бонавентура. Путь души к Богу / пер. с лат., вступ. ст. и коммент. В.Л. Задворного. - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1993. - 188 с.

28. Боэций С. «Утешение философией» и другие трактаты / пер. с лат. В.И. Уколовой, М.Н. Лейтцина; отв. ред., сост. и автор статьи Г.Г. Майоров. - М.: Наука, 1990. - 413 с.

29. Боэций Дакийский. Сочинения / сост., пер. с лат., ввод. ст. и коммент. А.В. Апполонова. Изд. 2-е. — М.: Едиториал УРСС, 2010. — 312 с.

30. Браг Р. Европа, римский путь. / пер. с франц. А.М. Руткевича. -Долгопрудный.: Аллегро-пресс, 1995. - 172 с.

31. Бракел В. Разумное служение христиан / пер. с голланд. -Нидерланды: DRTS, 2008. - 793 с.

32. Брендлер Г. Мартин Лютер: Теология и революция / пер. с нем. М.И. Левина. - СПб.: Университетская книга, 2000. - 368 с.

33. Бриллиантов. А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. - М.: Мартис, 1998. - 446 с.

34. Бультман Р. Избранное: Вера и понимание. T.I-II / пер. с нем. -М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. - 752 с.

35. Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли / пер. с лат. В.А. Андрушко, Н.В. Ревякиной, И.Х. Черняка; отв. ред. А.Х. Горфункель. - М.: Наука, 1989. - 463 с.

36. Васечко В.Н. Сравнительное богословие. Курс лекций. - М.: Издательство ПСТБИ, 2000. - 126 с.

37. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения / пер. с нем., сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

38. Верховский С.С. Бог и человек. - М.: Издательство ПСТГУ, 2004. - 460 с.

39. Верещацкий П.И. Плотин и блаженный Августин в их отношении к тринитарной проблеме // Августин: pro et contra / сост., примеч. Р.В. Светлова; сост., вступ. ст., примеч. В.Л. Селиверстова. - СПб.: Издательство РХГИ, 2002. - С.193-231.

40. Вульф М. Средневековая философия и цивилизация / Пер. с англ. О.Д. Сидоровой. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2014. - 253 с.

41. Герье В. Блаженный Августин. - М.: Печатная С.П. Яковлева. -1910. - 682 с.

42. Гренц С. Олсон Р. Богословие и богословы XX века. - Черкассы: «Коллоквиум», 2011. - 508 с.

43. Гнедич П. Догмат искупления в русской богословской науке. -М.: Издательство Сретенского монастыря, 2007. - 493 с.

44. Гобри И. Лютер / предисл. А.П. Левандовского, пер. с фр. Е.В.Головиной. - М.: Молодая гвардия, 2000. - 513 с.

45. Готшальк. Короткая исповедь / пер. с лат. К.В. Карпова.

Некоторые сочинения участников полемики о предопределении IX в. //

175

Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2014. - №1 (32). -С.251-266.

46. Гусев Д. Антропологические воззрения блаженного Августина в связи с учением пелагианства // Святоотеческая христология и антропология. Сборник статей / под ред. М. Медведева. - Пермь.: Издательство «Панагия», 2002. - С.11-77.

47. Де Либера А. Средневековое мышление / пер. с франц. О.В. Головой, А.М. Руткевича. — М.: Праксис, 2004. - 368 с.

48. Дик. Дж. К. Радикальная Реформация: история возникновения и развития анабаптизма. - М.: ИЦ Гарант, 1995. - 112 с.

49. Ермишин О.Т. Философия религии. - М.: Издательство ПСТГУ, 2009. - 232 с.

50. Ермишина К.Б. Религиозная антропология. - М.: Издательство ПСТГУ. 2013. - 367 с.

51. Жильсон Э. Дух средневековой философии. / пер. с французского Г.В. Вдовиной - М.: Институт философии и теологии св. Фомы, 2011. - 560 с.

52. Жильсон Э. Данте и философия. / пер. с французского Г.В. Вдовиной - М.: Институт философии и теологии св.Фомы, 2010. - 384 с.

53. Жильсон Э. Избранное. Том I. Томизм. Введение в философию св.Фомы Аквинского / пер. Г.В. Вдовина. - М.: Университетская книга, 1999. - 496 с.

54. Жильсон Э. Избранное: Христианская философия / пер. с франц. Ж.В. Антонов, Г.В. Вдовина. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОСПЭН), 2004. - 704 с.

55. Жильсон Э. Философия в средние века: от истоков патристики до конца XIV века: пер с фр. / общ. ред., послесл. и примеч. С.С. Неретиной. - 2-е изд. - М.: Культурная революция, Республика, 2010. - 678 с.

56. Жильсон Э. Философ и теология / пер. с франц. К. Демидова. -М.: Гнозис, 1995. - 192 с.

57. Зноско-Боровский М. прот. Сравнительное богословие. - М.: Артос-Медиа, 2003. - 252 с.

58. Иоанн Дунс Скот. Избранное / сост. и общ. ред. Г.Г. Майорова. -М.: Издательство Францисканцев, 2001. - 583 с.

59. Иоанн Кассиан. Писания. - М.: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1993. - 652 с.

60. История субъективности: Средневековая Европа / сост. Ю.П. Зарецкий. (Приложение к журналу «Средние века».) М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2009. - 565 с.

61. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. В 3-х т. / пер. с франц. А.Д. Бакулова, науч. ред. Ю.А. Кимелева. - М.: Издательство РГГУ, 1997 - 1998.

62. Кальвин Ж. Толкование на Послания апостола Павла к Римлянам и Галатам / пер. с лат. И.В. Мамсурова. - Минск.: МФЦП, 2007. - 560 с.

63. Кальвин Ж. Толкование на Первое послание к Коринфянам / пер. с англ. Е.С. Терехина. - Минск.: Позитив-центр, 2012. - 432 с.

64. Кальвин Ж. Толкование на Второе послание к Коринфянам / пер. с лат. И.В. Мамсурова. - Минск.: МФЦП, 2008. - 224 с.

65. Кальвин Ж. Толкование на Послания апостола Павла к Эфесянам и Филиппийцам / пер. с лат. И.В. Мамсурова. - Минск.: МФЦП, 2008. - 228 с.

66. Карпов К.В. Доктрины предопределения в средневековой философской теологии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2014. - №1 (32). - С. 228-250.

67. Карпов К.В. Некоторые сочинения участников полемики о предопределении IX в. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2014. - №1 (32). - С.251-266.

68. Карпов К.В. Учение Григория из Римини о предопределении и свободе воли. - М.: ИФРАН, 2012. - 127 с.

69. Карсавин Л.П. Философия истории. - Минск: Харвест, 2011. -

720 с.

70. Кашменский С. Христология и антропология. - Пермь.: «Панагия», 2002. - 261 с.

71. Кёнигсбергер Г.Г. Средневековая Европа, 400-1500 году / пер. с англ; предисл. Д.Э. Харитоновича. - М.: Весь мир, 2001. - 384 с.

72. Киприан (Керн), Архимандрит. Антропология Св. Григория Паламы. - М.: Паломник, 1996. - 451 с.

73. Кирьянов Д.В. Томистская философия XX века. - СПб.: Алетейя, 2009. - 168 с.

74. Козлов Максим, священник, Огицкий Д.П. Западное христианство: взгляд с Востока. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. - 608 с.

75. Коплстон Ф. История философии. Средние века / пер. с англ. Ю.А. Алакина. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. - 494 с.

76. Кремона К. Августин из Гиппона / пер. с итал. Л.Харитонова. -М.: Паолине, 1995. - 302 с.

77. Кремлевский А.М. История пелагианства и пелагианская доктрина. - СПб.: Издательство «Аксион эстин», 2009. - 250 с.

78. Кремлевский А.М. Первородный грех по учению блаженного Августина Гиппонского. - СПб.: Типография А.П. Лопухина, 1902. -128 с.

79. Лебедев П. Пелагианство. // Православное обозрение. - М.: Университетская типография (Катков и К), 1866. - Т.19. С. 382-423, Т. 20. С.129-247.

80. Левицкий С.А. Трагедия свободы. - Минск. Харвест, 2011. - 479

с.

81. Лега В.П. История западной философии. Часть первая. Античность. Средневековье. Возрождение: учеб. пособие; 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. - 452 с.

82. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века / пер. с франц. А.М. Руткевича. 2-е изд. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2003. -160 с.

83. Ле Гофф Ж. Рождение чистилища / пер с франц. В. Бабинцева, Т. Краевой. - Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ МОСКВА, 2009. - 544 с.

84. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / пер. с франц. под общ. ред. В.А. Бабинцева; послесл. А.Я. Гуревича. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005. - 560 с.

85. Либера А. Средневековое мышление / Пер. с франц. О.В. Головой, А.М. Руткевича. — М.: Праксис, 2004. — 368 с. — (Серия «Historia rerum»).

86. Лихачева Е. Европейские реформаторы: Гус, Лютер, Цвингли, Кальвин. - СПб.: Типография В. Демакова, 1872. - 242 с.

87. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви. М.: Красный пролетарий, 1991. - 288 с.

88. Лосский В.Н. Боговидение. - Минск: Харвест, 2007. - 480 с.

89. Лютер М. Избранные произведения / пер. с лат. К. Комарова. 2 изд. — СПб.: «Андреев и согласие», 1994.— 427 с.

90. Лютер М. 95 тезисов / сост., вступ. ст., примеч. и коммент. И.Фокина. - СПб.: Роза мира, 2002. - 720 с.

91. Лютер М. О свободе христианина / Составление, вступ. статья, пер. с нем., коммент., примеч. Ивана Фокина. — Уфа.: Издательство «ARC», 2013. — 728 с.

92. Лютер М. Лекции по «Посланию к Римлянам». Часть 1. / пер. К.Комарова. - Минск: ПИКОРП, 1996. - 581 с.

93. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. - М.: Мысль, 1979. - 430 с.

94. Макграт А. Богословская мысль Реформации / пер. с англ. В.В. Петлюченко. - Одесса: Богомыслие, 1994. - 316 с.

95. Макграт А. Введение в христианское богословие / пер. с англ. Н.Ф. Полторацкая, В.Я. Дыханов. - Одесса: Богомыслие, 1998. - 493 с.

96. Макграт А. Жизнь Жана Кальвина / пер. с англ. В.Г. Савенкова. -Минск: Полиграфкомбинат им. Я. Коласа, 2016. - 416 с.

97. Марру А.-И. Святой Августин и августинианство / пер. с фр. О.В. Головой. - М.: Вестком, 1999. - 206 с.

98. Матаков К.А. Православие и кальвинизм. - Брянск: Ладомир, 2013. - 418 с.

99. Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. - Клин.: Фонд «Христианская жизнь», 2001. - 445 с.

100. Митрофанов А.Ю. История Церковных Соборов в Италии ( ^^ вв.). - М.: Издательство ПСТГУ, 2006. - 623 с.

101. Морескини К. История патристической философии. - М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2011. - 863 с.

102. Мудъюгин М. Православное учение о личном спасении. Спасение как цель и как состояние. - СПб.: Сатисъ, 2010. - 226 с.

103. Мудъюгин М. Православное учение о личном спасении. Спасение как процесс. - СПб.: Сатисъ, 2012. - 224 с.

104. Наследие Святых отцов в XX веке. Сборник Исследований. - М.: Издательство ПСТГУ, 2012. - 224 с.

105. Неретина С.С. Огурцов А.М. Пути к универсалиям. - СПб.: РХГА, 2006. - 1000 с.

106. Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре. История: миф, время, загадка. - М.: Гнозис, 1994. - 208 с.

107. Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра. - М.: Гнозис; 1994. - 216 с.

108. О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. - М.: Наука, 1995. - 463 с.

109. Оккам У. Избранное / пер. с лат. А.В. Апполонова и М.А. Гарнцева под общ. ред А.В. Апполонова. - М.: Едиториал УРСС, 2002. - 272 с.

110. Оксфордское руководство по философской теологии / сост. Т.П. Флинт и М.К. Рей; ред. М.О. Кедрова. - М.: Языки славянской культуры, 2013. - 872 с.

111. Ольшки Л. История научной литературы на новых языках. В 2-х т. Т.1. / пер. с нем. Ф.А. Коган. - М.: Государственное технико-теоретическое издательство, 1933. - 303 с.

112. Памятники средневековой латинской литературы УШ-1Х века / отв. ред. М.Л. Гаспаров. - М.: Наука, 2006. - 480 с.

113. Памятники средневековой латинской литературы 1У-У11 веков / ответ. ред. С.С. Аверинцев, М.Л. Гаспаров. - М.: Наследие, 1998. - 468 с.

114. Памятники средневековой латинской литературы 1У-1Х веков / отв. ред. М.Е. Грабарь-Пассек, М.Л. Гаспаров. - М.: Наука, 1970. - 443 с.

115. Пелагий. Послание к Деметриаде / Эразм Роттердамский. Философские произведения / пер. и коммент. Ю. М. Кагана, отв. ред. В.В. Соколов. - М.: Наука, 1986. - 702 с.

116. Пеликан Я. Возникновение кафолической традиции / пер. с англ. А. Кырлежева. Т.1. - М.: Духовная библиотека, 2007. - 373 с.

117. Павловский Я. О Католической Церкви и других вероисповеданиях. - Гродно.: Издательство Гродненской Католической епархии, 2002. - 92 с.

118. Пикирилли Р.Е. Кальвинизм, Арминианство и богословие спасения. - СПб.: Издательство «Библия для всех», 2002. - 285 с.

119. Писарев Л. Учение блаженного Августина, епископа Иппонийского, о человеке в его отношении к Богу. - СПб.: Издательство «Аксион эстин», 2009. - 358 с.

120. Попов И.В. Труды по патрологии. Т.2. Личность и учение блаженного Августина. - М.: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. - 769 с.

121. Порозовская Б. Мартин Лютер, его жизнь и реформаторская деятельность. - СПб.: Фонд «Лютеранское наследие», 2000. - 176 с.

122. Ранер К. Введение в христианское богословие. - М.: Издательство ББИ, 2006. - 632 с.

123. Ратцингер Й. (Бенедикт XVI). Сущность и задачи богословия. Попытки определения в диспуте современности / Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. - 144 с.

124. Ратцингер Й. (Бенедикт XVI). Введение в христианство / Пер. с нем. М. Силиной. - М.: Издательство ББИ, 2006. - 301 с.

125. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. / пер. с итал. С. Мальцевой. Т. 2. Средневековье. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 368 с.

126. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта. / пер. с итал. С.Мальцевой. Т. 3. - СПб.: Пневма, 2002. - 880 с.

127. Ревуненкова Н.В. Жан Кальвин: теология и религиозно-общественная мысль XVI века. - СПб.: ИПЦ СПбГУ ДТ, 2012. - 264 с.

128. Рожков В. Очерки по истории Римско-Католической Церкви. -М.: Духовная библиотека, 1998. - 320 с.

129. Сергий (Старогородский), Архиепископ. Православное учение о спасении. - М.: Издательский отел Московского Патриархата. Иосифо-Волоцкий монастырь: Просветитель, 1991. - 264 с.

130. Скворцев К. Философия Отцов и учителей Церкви. - Киев.: Издательство им. Святого Льва папы Римского, 2007. - 472 с.

131. Словарь средневековой культуры / Под ред. А.Я.Гуревича. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. - 632 с.

132. Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. - М.: Наука, 1978. - 236 с.

133. Спасский А.А. Лекции по истории западноевропейского Средневековья - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2009. - 288 с.

134. Средневековая Европа: Восток и Запад / отв. ред М.А. Бойцов. -М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. - 415 с.

135. Стамп Э. Аквинат / пер. с англ. Г.В. Вдовиной; науч. ред. К.В. Карпов / Ин-т философии РАН. - М.: Языки славянской культуры, 2013. -352 с.

136. Столяров А.А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания. - М.: Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1999. - 208 с.

137. Суворов Н.С. Средневековые университеты. Изд. - 2-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 256 с.

138. Суинберн Р. Существование Бога / Пер. с англ. М.О. Кедровой; науч. ред. Р. Суинберн / Ин-т философии РАН. - М.: Языки славянской культуры, 2014. - 464 с.

139. Суини М. Лекции по средневековой философии. Вып.! Средневековая христианская философия Запада / пер. с англ. А.К. Лявданского. - М.: Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 2001. - 304 с.

140. Суини М. Лекции по средневековой философии. Выпуск 2. Средневековая политическая философия Запада. - М.: Институт философии, теологии и истории Святого Фомы, 2006. - 320 с.

141. Торранс Т. Пространство, время и воплощение. - М.: Издательство ББИ, 2010. - 178 с.

142. Трубецкой Е. Н. Миросозерцание Блаженного Августина. - М.: 1911. - 184 с.

143. Уивер Р. Х. Божественная благодать и человеческое действие: исследование полупелагианских споров / пер. А.В. Кырлежев, ред. А.Р.

Фокин]. — М.: Центр библейск.- патрол. исслед.: Издательство «Империум Пресс», 2006. - 336 с.

144. Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья (конец V - начало VII века). - М.: Наука, 1989. - 320 с.

145. Усков. Н.Ф. Христианство и монашество в Западной Европе раннего Средневековья. Германские земли П/Ш - середины XI в.: - СПб.: Алетейя, 2001. - 506 с.

146. Учение о спасении в разных христианских конфессиях / сост. А. Бодров. - 2-е изд. - М.: Библейко богословский институт св. апостола Андрея, 2007. - 162 с.

147. Федотов Г.П. Абеляр. - Петербуг.: Издательство Брокгауз-Ефрон, 1924. - 156 с.

148. Ферберн Д. Учение о Христе и благодати в ранней Церкви / (Серия «Богословские исследования»). - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2008. - 323 с.

149. Фокин А.Р. Ансельм Кентерберийский // Православная энциклопедия. Т.2. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. - С.480-486.

150. Фокин А.Р. Бернард Клервоский // Православная энциклопедия. Т.4. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. -С.670-678.

151. Фокин А.Р. Блаженный Иероним Стридонский / А.Р. Фокин; Ин-т философии Рос. Акад. Наук. - М.: Империум пресс: Центр библейско-патрологических исследований, 2010. - 223 с.

152. Фокин А.Р. Христианский платонизм Мария Викторина / А.Р. Фокин; Ин-т философии Рос. Акад. Наук. - М.: Империум пресс: Центр библейско-патрологических исследований, 2007. - 256 с.

153. Фокин И.Л. Мартин Лютер и немецкая Реформация. - СПб.: Издательский дом «М1ръ», 2007. - 176 с.

154. Фома Аквинский. Сумма теологии. Т.1. Ч.1. Вопросы 1-64. Пер. с лат. / под ред. Н.Лобковица, А.В. Апполонова. - М.: Издатель Савин С.А., 2006. - 816 с.

155. Фома Аквинский. Сумма теологии. Т.^: Первая часть Второй части. Вопросы 68-114. Пер. с лат. / Под ред. Н. Лобковица, А.В. Апполонова. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 688 с.

156. Фома Аквинский. Сумма против язычников. В 2-х т. Т.1. / пер. с лат. Т.Ю. Бородай. - Долгопрудный.: Вестком, 2000. - 463 с.

157. Хегглунд Б. История теологии / пер. с швед. В.Ю. Володина. -СПб.: Светоч, 2001. - 364 с.

158. Хёйзинга Й. Осень Средневековья / сост., предисл. и пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова; коммент., указатели Д. Э. Харитоновича. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. — 768 с., ил.

159. Холдейн Дж.А. Ограниченное искупление / пер. с англ. - Одесса: Христианское просвещение, 2008. - 272 с.

160. Холл С.Д. Учение и жизнь ранней Церкви. - Новосибирск: Посох, 2000. - 315 с.

161. Цвингли У. Богословские труды / пер. с нем. Б.А. Шарвадзе. - М.: ИКАР, 2005. - 556 с.

162. Чалоян В.К. Восток - Запад: Преемственность в философии античного и средневекового общества. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Наука, 1979. - 216 с.

163. Шабанова Ю.А. Трансперсональная метафизика Майстера Экхарта. В контексте развития европейской философии. - Днепропетровск: Национальный университет им. Олеся Гончара, 2005. - 238 с.

164. Шафф Ф. История Христианской Церкви. В 8 т. - СПб.: Издательство «Библия для всех», 2007-2012.

165. Шварц Г. Мартин Лютер. Введение в жизнь и труды / пер.с нем. (Серия «Современное богословие») -М.: Издательство ББИ, 2014. - 244 с.

166. Шварц Г. Христианская вера и традиция Лютера / пер. с нем. (Серия «Современное богословие») - М.: Издательство ББИ, 2017. - 290 с.

167. Шеррард Ф. Греческий Восток и Латинский Запад: Исследование христианской традиции / пер. с англ. Ю. Канского. - М.: Фонд «Храм», 2006.

- 302 с.

168. Шенборн К. Бог послал Сына Своего / пер. с нем. Е. Верещагина.

- М.: Христианская Россия, 2003. - 414 с.

169. Шиманский Г.И. Нравственное богословие. - Киев: Издательство им. Святого Льва папы Римского, 2007. - 664 с.

170. Шишков А.М. Средневековая интеллектуальная культура. М.: Издатель Савин С.А., 2003. - 592 с.

171. Шишков А.М. Готшальк // Православная Энциклопедия. Т.12. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. - С.221-222.

172. Шмонин Д.В. Введение в средневековую философию. Патристика. Учебное пособие. 3-е издание. - СПб.: Издательство РХГА, 2013. - 152 с.

173. Штекль А. История средневековой философии / пер. с нем. Н.Стрелкова, ред. и предисл. И.В. Попова. - М.: Издание В.М. Саблина, 1912.

- 307 с.

174. Щеглов А.Д. Реформация в Швеции: события, деятели, документы. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. - 384 с.

175. Экхарт М. Трактаты. Проповеди / Пер. с нем. М.Ю. Реутина. -М.: Наука, 2010. - 438 с..

176. Эразм Роттердамский. Философские произведения / Пер. с лат. и коммент. Ю.М. Каган, отв. ред. В.В.Соколов. - М.: Наука, 1986. - 704 с.

177. Эразм Роттердамский. Похвала глупости / Пер. с лат. П.К. Губера. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. - 166 с.

178. Эриксен. Т.Б. Августин. Беспокойное сердце / пер. с норвеж. Л.Горлиной. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 384 с.

179. Эриксон М. Христианское богословие. - СПб.: Издательство «Библия для всех», 1999. - 1088 с.

180. Эриугена И.С. Гомилия на Пролог Евангелия от Иоанна. / на лат. и рус. языках. Вступ. ст., пер. с лат., примеч. В.В. Петрова. - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1995. - 352 с.

181. Gilson E. Christian Philosophy. Translated by Armand Maurer / Translation of: Introduction a la philosophic chretienne, (Pontifical Institute of Mediaeval Studies. Toronto, 1993). 139 p.

182. Gilson E. The Christian philosophy of Saint Augustine, (Random House. New York, 1960). 420 p.

183. Kolb R. Martin Luther - Confessor of the Faith, (Cambridge University Press, N.Y. 2009), New York. 215 p.

184. Mathewes C.T. Evil and the Augustinian Tradition, (Cambridge University Press, 2004). 271 p.

185. McGrath А. The Intellectual Origins of the European Reformation, Second edition. (Blackwell Publishing Ltd, 2004). 289 p.

186. McGrath А. Iustitia Dei. A History of the Christian Doctrine of Justification, (Oxford: Blackwell, 2005), 448 p.

187. McGrath A., Marks D. Protestantism. (Blackwell Publishing Ltd, 2004). 512 p.

188. Potter G.R. Zwingli. (Cambridge University Press, 1976), London.

432 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.