Имплицитная эстетика Аврелия Августина: детализация теоретического содержания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат наук Лапшин, Иван Евгеньевич

  • Лапшин, Иван Евгеньевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.04
  • Количество страниц 161
Лапшин, Иван Евгеньевич. Имплицитная эстетика Аврелия Августина: детализация теоретического содержания: дис. кандидат наук: 09.00.04 - Эстетика. Москва. 2014. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Лапшин, Иван Евгеньевич

Оглавление

Введение

Глава первая. Теоретические и методологические основания исследования учения Аврелия Августина

1.1 .Античные истоки философии и эстетики Аврелия Августина

1.2.Философско-эстетические взгляды Августина в контексте раннего средневековья

1.3.Методологические подходы к исследованию эстетики в учений Августина

Глава вторая. Философско-эстетические принципы учения Аврелия

Августина

2.1. Понятия красоты, добродетели и блага в учении Августина

2.2. Категории «форма», «число», «единство» и «порядок» в эстетике Августина

2.3. Основные принципы теории искусства Аврелия Августина

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Имплицитная эстетика Аврелия Августина: детализация теоретического содержания»

Введение

Глубокие социальные и мировоззренческие изменения, ознаменовавшие собой конец XX - начало XXI веков, затронули все стороны философского сознания мирового общества. При ближайшем рассмотрении истории последних десятилетий с точки зрения философии на передний план выступают этические, гносеологические и социально-философские проблемы, в то время как вопросы эстетики зачастую остаются без достаточного внимания. В этой связи представляется чрезвычайно важным обращение к эстетической мысли конца IV - начала V веков как периода смены эпох, когда античное мировоззрение приходит в упадок и сменяется средневековым. Вместе с тем, начало третьего тысячелетия - это время, когда эстетика являет особую часть философии и культуры, где происходят значительные сдвиги и возможно получение важных результатов для формирования новых методологических оснований научного знания XXI века. Развитие этой области философии сегодня предполагает как во всем мире, так и в России обращение к новым философско-эстетическим подходам и применение их как к новому, так и к изученному философскому наследию, которое ранее не являлось объектом эстетического исследования. Эта общая методологическая тенденция поясняет частные изыскания - особую значимость исследования учения Августина, которое «вплоть до XIII в. служило основанием для всех философских систем»1, через призму философско-эстетического анализа.

Актуальность обращения к философско-эстетическим взглядам Аврелия Августина обусловлена огромным влиянием его учения на европейскую культуру, с которой Россия генетически связана. При этом, несмотря на то, что «никто из отцов Церкви и писателей V в. не известен нам так хорошо, как Августин»2, который как философ и богослов

' Карсавин Л.П. Святой Августин и наша эпоха. - СПб., 2002. - С.395.

2 Там же С.389.

превосходит всех писателей древности по количеству и разнообразию трудов, дошедших до нашего времени, и с годами это количество работ продолжает увеличиваться1, в философско-эстетической традиции русской культуры Августин до сих пор не занял своей ниши. На сегодняшний день на русский язык не переведены многие его работы, которые могут оказаться существенными в комплексе оставленного им эстетического учения.

В наше время интерес к творчеству Августина стремительно возрастает. Его часто цитируют философы и лингвисты, специалисты по эстетике и психологи, поскольку вклад Августина в философские вопросы столь разносторонен, а сама личность столь многогранна и авторитетна, что «Для приверженцев так называемой «философии мысли» Августин стал одним из ее основоположников» . Однако детализированных историко-эстетических исследований теоретической позиции, которую занял Августин в результате принятия им крещения, все еще недостаточно.

Актуальность данной диссертационной работы обусловлена также тем, что «мысль Августина совершенно естественно облекалась в формы именно тех проблем, которые были присущи его эпохе»3. Проблемы эпохи Августина, жившего на стыке двух мировоззренческих систем: античной культуры, утратившей к тому времени многие духовные идеалы, и утверждавшейся культуры христианства с его новыми духовно-нравственными принципами, в определенном смысле аналогичны современным проблемам, поскольку современная эпоха также является переходной. В подобные эпохи традиционные смыслы культуры утрачивают функцию мировоззренческих ориентиров для массового сознания, и общество вступает в полосу интенсивного поиска новых

' В XX в. обнаружилось множество проповедей, писем, неизвестных работ Августина.В 1981 г. было издано 30 новых писем, найденных австрийским ученым Йоханнесом Дивьяковым. См.: Эрмксен Т.Б. Августин. Беспокойное сердце. - М., 2003. - С.8. " Эриксен Т.Б. Августин. Беспокойное сердце. - М., 2003. - С.б. Марру А.-И. Святой Августин и августианство. - Долгопрудный, 1999. - С. 77.

жизненных ценностей, призванных ориентировать человека и восстановить утраченную «связь времен».

Для отечественной философии во все времена доминантой и центральной темой являлась духовно-нравственная проблематика, в которой по различным идеологическим причинам1 не было достойного места учению гиппонского епископа, несмотря на то, что, как писал В.Л. Сильвестров: «Практически нет ни одной философской темы в современной культурной жизни человека, где бы мы не могли сослаться на мнение Августина, высказанное им в схожей ситуации. Причем личность Августина ассоциируется нашим сознанием не просто с верно поставленными вопросами - что называется «по существу», - а именно с

искренним поиском, приводящим к более или менее их успешному

2

разрешению» .

Новая культурная ситуация в нашей стране побуждает к рефлексии и заставляет заново искать ответы на «вечные» вопросы, требуя нового, более глубокого анализа аксиологических вопросов в плане мировоззренческого контекста современного российского общества. Этим, на наш взгляд, также определяется своевременность детального научного исследования эстетики Августина как феномена аеэЛейса ра1хит3 (эстетики Отцов Церкви).

Степень разработанности темы. Специфика предмета и объекта данного научного исследования определяет достаточную сложность ее теоретической проработки, обусловленную сразу рядом причин:

1 В отечественный дореволюционный период Августин был долгие годы под негласным запретом со стороны государственной и церковной цензуры как основатель латинской патристики и авторитетный мыслитель католической Церкви. Немногочисленные попытки что-либо издать из произведений Августина в XVII1—XIX вв. даже в положительном случае не доходили до рядового читателя Только в конце XIX-начале XX века в Киевской духовной академии был впервые издан десятитомник трудов Августина в русском переводе, который составлял менее десятой части общего объема его трудов В советский период издание и исследование произведений Августина, епископа Гиппонского как богослова и христианского писателя государственной цензурой не приветствовались.

2 Селиверстов В.Л. Августин в русской интеллектуальной традиции//Августин.Рго et Contra. - С. 11.

' Aesthetica patrum - термин, введенный В.В. Бычковым, обозначающий имплицитную эстетическую составляющую патриотической литературы

- во-первых, наличием поистине огромной существующей литературы, в основном зарубежных ученых, посвященной изучению творчества Аврелия Августина, но редко акцентирующих внимание на его эстетических воззрениях;

- во-вторых, не менее объемного наследия самого Августина', в котором многочисленные эстетические аспекты буквально растворены в глобальных вопросах его философского учения, что потребовало очень тщательного анализа его произведений;

- в-третьих, тем, что теоретическое освоение и становление эстетики как самостоятельной научной дисциплины началось достаточно поздно - во второй половине XVIII века, т.е. в эпоху Нового времени с ее позитивистскими, рационалистическими и атеистическими тенденциями западноевропейского общества, что в определенной мере уменьшало научный интерес к религиозным сферам культуры, в число которых входит творчество Аврелия Августина;

- в-четвертых, длительным невниманием гуманитарных наук к изучению философии и культуры Средних веков, считавшихся с научной точки зрения временем кризисной неопределенности и малоинтересным периодом.

В отечественных философско-эстетических исследованиях задача целостного изучения эстетики Августина и, тем более, специфических способов понимания затрагиваемых в ней теологических проблем почти никогда не ставилась как самодостаточная цель исследования. Это было обусловлено вполне определенными причинами. Так, в православной России XVIII - XIX вв. имя епископа Августина практически замалчивалось, поскольку его богословское учение стало основой

' ПервыП жизнеописатель и ученик Аврелия Августина Посидоний насчитал 1030 произведений учителя, из которых наиболее известные нам: «О граде Божием», «Исповедь», «Христианская наука». «О диалектике». «Монологи». «О 83 различных вопросах», «О музыке», «Об истинной религии». «Пересмотры»

доктринальных положений римско-католической Церкви1. После революции «эти проблемы стали проистекать сначала от воинствующего атеизма, а затем от некоего симбиоза в государственной идеологии внешнего атеизма с попустительством внешнему, чисто ритуальному, «бытовому» православию, сопряженному с нетерпимостью ко всем другим конфессиям, но в особенности - к католицизму»2.

В результате этого на русском языке и сегодня отсутствуют многие сочинения Аврелия Августина, имеющие несомненную значимость в философско-эстетическом и духовно-нравственном плане. В связи с этим диссертанту пришлось проводить исследование, в основном пользуясь первоисточниками на языке оригинала, что создавало определенную сложность, обусловленную необходимостью перевода текстов, хронологически отдаленных от современного языка.

Приходится констатировать, что первыми серьезное внимание на эстетику Августина обратили зарубежные ученые, труды которых были достаточно тщательно проанализированы диссертантом, что нашло свое непосредственное отражение в третьем параграфе первой главы данного исследования. Своеобразным введением в изучение наследия Августина является добротно написанная работа французского исследователя жизни и творчества Августина А.-И. Марру3.

Также следует упомянуть работы Э. Жильсона4, в которых рассматривается влияние Аврелия Августина на католическую эстетику в целом. Кроме того, Ж. Маритен3 в своих работах исследует некоторые

1 Только в начале XX в. по заказу Киевской духовной академии в России впервые появился десятитомный корпус переводов Аврелия Августина, что составило очень незначительную часть от общего объема его трудов.

Дзикевич С.А. Проблемы художественного творчества в католической эстетике (формирование и сущность концепции искусства в томистской философской традиции): диссертация на соискание степени кандидата философских наук. - М., 1993. - С.7.

' Марру А.-И. Святой Августин и августинианство. - Долгопрудный, 1999. - 207 с.

4 Жильсон Э. Живопись и реальность / Пер. и комм. С.А. Дзикевича // Современная западноевропейская и американская эстетика. М., 2002. С. 158 - 186; Жильсон Э. Дух средневековой философии. - М., 2011. -559 с: Gilson Е. Introduction à l'étude de Saint Augustin, Paris, J. Vrin, 1929. - 370 p.

3 Маритен Ж. Жорж Pyo / Пер. и комм. С.А. Дзикевича // Современная западноевропейская и

американская эстетика. М.. 2002. С. 124 - 138; Маритен Ж. О христианской философии. - М.. 1999. -244с

аспекты влияния Аврелия Августина на всю последующую философию. Отдельное внимание эстетической проблематике Августина уделил в своем исследовании Р. О'Коннелл1.

Хорошим подспорьем данного исследования стала также книга

Т.Б. Эриксена", в которой норвежский ученый высвечивает фигуру Августина с трех сторон: как ритора, философа и священника, создавшего учение, соединившее в себе философию античности и средневековья, идеи неоплатонизма и христианства, а также оказавшего огромное влияние на последующую разработку эстетических идей западного христианства.

Самым значительным исследованием в области эстетических воззрений Августина, безусловно, является работа К. Свободы"5, в которой ученый проводит анализ основных сочинений Августина и определяет 12 категорий его эстетики, а также находит основные точки переходного звена в учении мыслителя от античной эстетики к средневековой.

Не менее основательно исследует учение блаженного Августина С. Лансель4, анализируя философско-эстетические взгляды и этические принципы мыслителя сквозь призму его жизненных перипетий.

Следует отметить также работу Э. Панофски3, который рассматривает эстетику Августина с позиции такого фундаментального понятия философии, как «идея», раскрывая при этом не только эстетические взгляды Августина, но и основу принципа преемственности эстетики Августина с предыдущими мыслителями античности. Из многочисленных зарубежных трудов автор считает необходимым особо выделить труд С. Роуза6, исследовательская работа которого освещает не только эстетические, но и нравственные воззрения блаженного Августина.

1 O'Connell R. Augustine's Early Theory of Man, A. D. 389-391. Cambridge, 1968.-320 p.

2 Эриксен T. Б. Августин. Беспокойное сердце. - М., 2003. - 384 с.

Svoboda К. L'esthétique de Saint Augustin et ses sources. - Brno, 1933. - 207 p. Lancel S. Saint Augustin. - Paris, 1999. - 792 p.

Панофски Э. Idea: К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. - СПб., 1999.

-237 с.

6 Rose S. The Place of Blessed Augustine in the Orthodox Church. - Platina, 2007. - 147 p.

Поскольку зарубежная литература об Августине столь велика и многогранна, то, как уже было сказано выше, автор счел необходимым рассмотреть ее более подробно в последующем, а именно - в третьем параграфе первой главы исследования.

Среди отечественных исследований значительный интерес представляет работа И.В. Попова1, изданная в 1917 году и посвященная не только личности Августина, но и подробному анализу его учения. Кроме того, следует отметить книгу E.H. Трубецкого , в которой проведен анализ западно-христианского общества и сделан общий обзор философско-эстетических умозрений Августина. Большую роль в вопросе исследования переходой антично-средневековой эпохи и становления христианского мировоззрения играют труды С.С. Аверинцева3, А.Ф. Лосева4, Г.Г. Майорова3. Стоит также выделить монографию A.A. Столярова6, часть которой посвящена Аврелию Августину и в которой предпринята реконструкция различных типов европейского морального сознания. С точки зрения эстетического сознания, некоторые сочинения Августина рассмотрены в трудах В.В. Бычкова7, а также в работе Е.Г. Яковлева8. Кроме того, процесс переосмысления Августином своего античного эстетического опыта рассмотрен в работе С.А. Дзикевича9. Также следует упомянуть работу М.К. Муратовой10, одна из глав которой посвящена теории творчества Августина.

1 Попов И В. Труды по патрологии: Личность и учение блаженного Августина. - Сергиев Посад, 2005. -116 с.

Трубецкой E.H. Миросозерцание блаженного Августина // Блаженный Августин. Творения. Теологические трактаты. - СПб., 1998. - С. 681-750.

Аверинцев С.С.Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // Из истории культуры средних веков и Возрождения. - М., 1976. - С. 17-64. 4 Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. В 2 книгах. - М.. 2000. -1520 с.

3 Майоров Г.Г. Аврелий Августин. Формирование средневековой философии (латинская патристика). -

М. 1979. -430 с.

6 Столяров A.A. Аврелий Августин. Жизнь, учение и его судьбы // Аврелий Августин. Исповедь. - М..

2012.-С. 292-338.

' Бычков В.В. Эстетика Отцов Церкви. - М., 1995. - 593 с.

8 Яковлев Е.Г Искусство и мировые религии. - М.. 1977. - 224 с.

9 Дзикевич С.А. Эстетика: Начала классической теории. — М., 2011.— 254 с.

10 Муратова М.К. Мастера французской готики. - М., 1988. -452 с.

Из относительно недавних российских публикаций, посвященных учению и личности Аврелия Августина, неоценимую помощь данному исследованию оказал сборник статей «Августин: Pro et Contra. Антология», в состав которого вошли работы авторитетных исследователей наследия Августина1: В.Л.Селиверстова, К.И. Скворцова, A.M. Иванцова-Платонова, E.H. Трубецкого, А.И. Бриллиантова, П.И. Верещацкого, Е.В. Аничкова, И.В. Попова, С.Н. Булгакова, Л.П. Карсавина, В.Н. Лосского, И. Мейендорфа, С. Роуза, М.П. Баскина, С.С. Аверинцева, Г.Г. Майорова, В.В. Бычкова, O.E. Нестеровой, М.А. Гарнцева, С.С. Неретиной, О.В. Бычкова, А.Ф. Лосева. В целом антология посвящена влиянию учения блаженного Августина на культуру Европы, христианское мировоззрение, русское богословие, освещены отдельные вопросы гносеологии, этики, эстетики, бытия и познания. При этом проблематике философско-эстетических и духовно-нравственных вопросов учения Августина ни одна из перечисленных выше работ, а также работ, рассмотренных автором в параграфе 1.3 данного исследования, специального посвящения не имеет. Между тем как богословские и философские взгляды Августина в принципе достаточно хорошо изучены, его эстетические взгляды, заложившие основы западно-христианской эстетики, исследованы в меньшей степени.

Из защищенных в советский период диссертаций детализированных работ по эстетике Аврелия Августина было мало. Одним из немногих трудов, наиболее близких к данному исследованию, является диссертация

' Селиверстов С.Л. Августин в русской интеллектуальной традиции; Скворцов K.M. Августин Иппонийский как психолог; Иванцов-Платонов A.M. Блаженный Августин о ересях; Трубецкой E.H. Религиозный идеал западного христианства в V веке: Бриллиантов А.И. Блаженный Августин и его значение на Западе: Верещацкий П.И. Плотин и блаженный Августин в их отношении к тринитарной проблеме: Аничков Е.В. Эстетика и христианство; Попов И.В. Личность и учение блаженного Августина; Булгаков С.Н. О влиянии триадологии Августина на русское богословие; Карсавин Л.П. Святой Августин и наша эпоха; Лосский В.Н. Августин учитель; Мейендорф И. Блаженный Августин; Серафим (Роуз), иеромонах. Вкус истинного православия; Баскин М.П. Августин как теоретик-католицизма; Аверинцев С.С. Порядок космоса и порядок истории; Майоров Г.Г. Аврелий Августин; Бычков В.В. Трактат Августина «De música»; Нестерова O.E. Историко-философские предпосылки учения Августина о соотношении времени и вечности; Гарнцев М.А. Августин; Неретина С.С. Аврелий Августин' Исповедь как философствование; Неретина С.С. Время; Бычков О.В. К проблеме «эстетики Августина»: о пределах интерпретации средневековых текстов: Лосев А.Ф. Августин // Августин: Pro et contra. - СПб.. 2002. - 976 с.

Л.А. Даниленко1, написанная в 1982 году. В последние годы защищались кандидатские диссертации, соприкасающиеся с нашей темой2. Настоящая работа продолжает традиции начатых исследований, что закономерно в свете повысившегося интереса к теоретическим истокам христианской эстетики, и, по мысли автора, представляет собой новый шаг в детализации исследований имплицитной эстетики Аврелия Августина.

Цели и задачи исследования. Основной целью настоящего исследования является уточнение аспектов теоретических позиций по эстетической проблематике, имплицитно сформулированных в теологических сочинениях Аврелия Августина. Дополнительной целью диссертации является детализация содержания того теоретического влияния, которое идеи Августина оказали на дальнейшее развитие эстетической мысли.

Данной цели подчинены задачи диссертационного исследования, среди которых особое значение имеют следующие:

исследовать малоизученные источники текстов Аврелия Августина на предмет выявления в них имплицитной эстетической составляющей;

провести анализ методологических подходов к исследованию эстетической составляющей в учении Августина;

1 Даниленко Л.А. Философско-эстетические взгляды Августина: диссертация на соискание степени кандидата философских наук. - М.. 1982. - 187 с.

" Гаджикурбанов Г.А. Антропология Августина и античная философия: диссертация на соискание степени кандидата философских наук. - М.. 1979; Дзикевич С.А. Проблемы художественного творчества в католической эстетике (формирование и сущность концепции искусства в томистской философской традиции): диссертация на соискание степени кандидата философских наук. - М., 1993; Дзикевич Е.А. Философско-эстетические взгляды Фомы Аквинского: диссертация на соискание степени кандидата философских наук. - М.. 1997; Жданова A.H. Св. Амвросий Медиоланский и его гимны: диссертация на соискание степени кандидата философских наук. - Новосибирск. 2000; Хотеева О.В. Гармония как константа культуры: диссертация на соискание степени кандидата философских наук. - Саратов, 2006: Макаров H.A. Философия религии Аврелия Августина: диссертация на соискание степени кандидата философских наук. - М., 2007; Наджафова A.H. Отражение эстетических модусов бытия в философских концепциях разных эпох: диссертация на соискание степени кандидата философских наук. - М., 2009; Лобов Д.В.Социально-философский анализ учения Аврелия Августина о добре и зле: диссертация на соискание степени кандидата философских наук. - М., 2010; Суздальцева C.H. Значение черного цвета в европейской эстетико-хроматической традиции: диссертация на соискание степени кандидата философских наук. - М., 2010.

уточнить теоретические аспекты античной рефлексивной традиции в творчестве Августина в связи с философско-эстетической проблематикой раннего средневековья;

детализировать содержание влияния философско-эстетических взглядов Августина на дальнейшее развитие эстетической мысли.

Объектом исследования являются тексты Аврелия Августина, способные стать основанием реконструкции значений его имплицитной эстетики, являющейся неотчуждаемой частью его теологического дискурса.

Предмет исследования - имплицитные эстетические значения теологических построений Аврелия Августина.

Методологические и теоретические основы исследования. В

работе использован методологический инструментарий, соответствующий целям и задачам исследования: текстологический анализ, сравнительный историко-эстетический анализ, культурно-историческая интерпретация и идентификация.

Научная новизна исследования заключена в следующем:

подробно исследована и проанализирована имплицитная эстетическая составляющая в малоизученных и ранее не переведенных на русский язык сочинениях Августина;

рассмотрены методологические подходы к исследованию эстетики как имплицитной составляющей работ Аврелия Августина;

установлено, что в основу философско-эстетических взглядов Августина, представляющих собой синкретическую систему, вошли элементы многих философских систем поздней античности, а не только неоплатонизм, как предполагается большей частью авторов;

детализированы эстетические аспекты теоретических позиций, имлицитно сформулированных в теологических сочинениях Аврелия Августина.

На защиту автор выносит следующие положения:

1. В основу философско-эстетических взглядов Августина, представляющих собой синкретическую систему, вошли элементы многих философских систем поздней античности, а не только неоплатонизм, как предполагается большей частью авторов.

2. Основополагающую роль в формировании эстетических принципов Августина сыграла разработанная им христианская теология и характерные для нее онтологические и гносеологические установки, неразрывно связанные с нравственной проблематикой.

3. Уточненные аспекты эстетическо-теоретических позиций Августина, являющихся звеньями его теологической конструкции и основанием средневековой культуры, а также всей последующей европейской культуры:

концепция художественного творчества;

концепция времени;

философко-эстетический взгляд на слух и зрение как ключевые формы эстетического восприятия реальности.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Результаты данного исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения эстетического наследия Аврелия Августина и его влияния на средневековую философию. Материалы исследования могут быть также использованы в учебных целях при чтении лекций и проведении семинарских занятий на специальных и общих курсах по философии, эстетике, философии религии, культурологии, искуствоведению и истории мировой культуры. Помимо использования в учебных и научно-исследовательских целях, материалы работы могут сыграть позитивную роль в деле формирования национальной концепции культурно-нравственного развития России.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в 5 публикациях, в т.ч. 3 статьях в ведущих

рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК, и представлены в докладах на международных и межвузовских научно-практических конференциях: XIX Международных образовательных рождественских чтениях (26 января 2011 г.), межвузовская научно-практическая конференция «Молодежь, наука, сервис - XXI век» (23 марта 2012 г.).

Структура работы ориентирована на поставленные цели и задачи диссертационного исследования и состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения и библиографии.

Глава первая

Теоретические и методологические основания исследования учения Аврелия Августина

1.1. Античные истоки философии и эстетики Аврелия

Августина

Многие исследователи эстетики Августина говорят о его учении как о вершине античной философии, системе, вобравшей в себя влияния всех философских течений древнего мира. «Самое значительное явление, -писал А.Ф.Лосев, - без всякого преувеличения можно сказать, явление мирового характера в данную эпоху - это Августин» (354 - 430)'.

Действительно, исторический контекст, в котором жил и писал Августин, а также его собственная заинтересованность философско-эстетическими вопросами определили его роль в становлении средневековой Европы как завершителя всей истории античной эстетической мысли. Важно, - пишет В.Л. Селиверстов, - «научиться видеть в нем того, кто оказался на пике, или исходе, античной философии и открыл новый взгляд на мир, человека и историю... Августин действительно явился последним автором античной эпохи латинского Запада, который оставил после себя огромное, систематически продуманное богословие»". Философские и эстетические взгляды Аврелия Августина во многом наследуют идеям, развитием которых занимались древнегреческие и римские мыслители: стоики, перипатетики, а в первую очередь - неоплатоники. Со времен Аристотеля античная эстетика уделяла особое внимание специальным эстетическим дисциплинам: риторике, музыке, поэтике, филологии как основам хорошего классического образования культуры эллинизма и поздней античности. В целом, «вся античная философия теснейшим образом связана с эстетикой, - утверждал А.Ф. Лосев, - и без последней не может быть понята»"'.

Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лапшин, Иван Евгеньевич, 2014 год

Библиография

Августин Аврелий. Исповедь. - М.: Канон +, 2012. - 464 с. Августин Аврелий. О свободе воли (De libero arbitrio). - М.: Директ-Медиа, 2009,- 100 с.

Августин Аврелий, Блез Паскаль. Лабиринты души. - Реноме, 2006. -413 с.

4. Августин Блаженный. Об обучении оглашаемых. Цит. по: Богословские труды, научно-богословский журнал РПЦ. -Издательство Московской Патриархии, №15, 1976. - 256 с.

5. Августин Блаженный. De Doctrina Christiana. - СПб.: Библиополис, 2007.-512 с.

6. Августин, епископ Гиппонский. О количестве души. URL: http://aleteia.narod.ru/august/quantity_of_soul.htm (дата обращения: 01.09.2013)

7. Аврелий Августин. Письмо к Целестину. - М., 2000. - 15 с.

8. Аверинцев С.С. На исходе Римской империи / История всемирной литературы в 8 томах / АН СССР; Институт мировой литературы им. А. М. Горького. - М.: Наука, 1983-1994.

9. Аверинцев С.С. Порядок космоса и порядок истории // Августин. Pro et Contra. Антология. - М.: РХГИ, 2002. - С. 487-513.

10. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М.: Coda, 1997.-342 с.

11. Адорно В. Теодор. Эстетическая теория / пер. с нем. Дранова А.В. -М.: Республика, 2001. - 527 с.

12. Алексеев А.С. Всемирные хроники. От Платона до святого Августина. - Вузовская книга, 2009. - 568 с.

13. Андреев А.Л. Искусство, культура, сверхкультура: Философия искусства H.A. Бердяева. - М.: Знание, 1991.-63 с.

14. Аничков Е.В. Эстетика и христианство//Августин. Pro et Contra. Антология. -М.: РХГИ, 2002. - С. 232-241.

15. Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья. В двух томах. Том 1. - Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 2001. - 540 с.

16. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 1. Метафизика. - М.: Мысль, 1976.-552 с.

17. Аристотель. Сочинения в 4-х т. Том 2. Органон. - М.: Мысль, 1976. -688 с.

18. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 4. - М.: Мысль, 1983. -832 с.

19. Баскин М.П. Августин как теоретик католицизма // Августин. Pro et Contra. Антология. - М.: РХГИ, 2002. - С. 466-486.

20. Бельтинг X. Образ и культ. История образа до эпохи искусства / пер. с нем. К.А. Пиганович. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 752 с.

21. Бердяев H.A. Опыт парадоксальной этики. - Харьков: Фолио, 2003. -702 с.

22. Библер B.C. Мышление как творчество. - М.: Искусство, 1975. - 399 с.

23. Блаженный Августин. Антипелагианские сочинения позднего периода. - АС-Траст, 2008. - 480 с.

24. Блаженный Августин. Исповедь. - М.: Гендальф, 1992. - 544 с.

25. Блаженный Августин. Начало покаяния. - М.: Издательство Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2013. -64 с.

26. Блаженный Августин. Об истинной религии. Теологический трактат. -Мн.: Харвест, 1999. - 1600 с.

27. Блаженный Августин. О граде Божьем. - Мн.: Харвест, 2000. - 1296 с.

28. Блаженный Августин. О христианской борьбе. - М.: Центр библейско-патрологических исследований при отделе по делам молодежи Русской Православной Церкви, 2010. - 136 с.

29. Блаженный Августин. Творения. Том второй. Теологические трактаты. - СПб.: Алетейя, 2000. - 751 с.

30. Блаженный Августин. Трактаты о различных вопросах. - М., 2005. -352 с.

31. Блаженный Августин. Христианская наука, или Основания Священной Герменевтики и Церковного Красноречия. - М.: Библиополис, 2007. -512с.

32. Блаженный Августин. Энхидрион или о вере, надежде и любви. -Киев: УЦИММ-ПРЕСС, 1996.-413 с.

33. Блаженный Августин, епископ Гиппонский. О природе блага против манихеев. Пер. с лат., вступ. Ст., коммент. Д.В. Лобова // Альфа и Омега. - 2007. - № 3(50). - С. 79-97; 2008. - №1(51). - С. 62-81.

34. Борев Ю.Б. Введение в эстетику. - М.: Советский художник, 1965 -328с.

35. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник. - М.: Высшая школа, 2002. - 511 с.

36. Бриллиантов А.И. Блаженный Августин и его значение на Западе // Августин. Pro et Contra. Антология. - М.: РХГИ, 2002. - С. 152-192.

37. Булгаков С.Н. О влиянии триадологии Августина на русское богословие // Августин. Pro et Contra. Антология. - М.: РХГИ, 2002. -С. 385-388.

38. Бычков В.В. О предмете истории эстетики //' Античная культура и современная наука. - М., 1985. - С. 295-303.

39. Бычков В.В. Проблемы и болевые точки современной эстетики // Эстетика: Вчера, Сегодня, Всегда. - М.: ИФРАН, 2005. - 238 с.

40. Бычков B.B. Трактат Августина «De música» 11 Августин. Pro et Contra. Антология. - M.: РХГИ, 2002. - С. 652-706.

41. Бычков В.В. Эстетика Отцов Церкви. - М.:Ладомир, 1995. - 593 с.

42. Бычков В.В. Эстетика поздней античности. II-III вв. - М.: Наука, 1981. -328 с.

43. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. - М.: Гардарики, 2004. - 556 с.

44. Бычков О.В. К проблеме «эстетики Августина»: о пределах интерпретации средневековых текстов // Августин. Pro et Contra. Антология. - М.: РХГИ, 2002. - С. 807-821.

45. Васильев В.А. Воспитание добродетели (этические учения философов VI-II1 вв. до н. э.) // Социально-гуманитарные знания. - 2001. - №2 - С. 190-204.

46. Васильев В.А., Лобов Д.В. Августин о добре, зле, добродетели // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - №5 - С. 255-266.

47. Верещацкий П.И. Плотин и блаженный Августин в их отношении к тринитарной проблеме // Августин. Pro et Contra. Антология. - М.: РХГИ, 2002.-С. 194-231.

48. Виктор Генке. Древняя Церковь от апостольских времен до Августина. -Руфь, 2006,- 166 с.

49. Время из бдений блаженного Августина//Августин: Pro et Contra. Антология. - М.: РХГИ, 2002. - С. 861-866.

50. Винденгрен Г. Мани и манихейство. - СПб.: Евразия, 2001. - 256 с.

51. Виндельбанд В. История философии. - Киев: Ника-Центр, 1997. -560 с.

52. Гарнцев М.А. Августин // Августин. Pro et Contra. Антология. - М.: РХГИ, 2002.-С. 723-756.

53. Гуревич А .Я. Категории средневековой культуры. - М.: Искусство, 1972.-318 с.

54. Гусейнов А.А. Античная этика//А.А. Гусейнов. - М.: Гардарики, 2003. -270 с.

55. Дзикевич С.А. Эстетика: Начала классической теории. — М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2011. — 254 с.

56. Жильсон Э. Дух средневековой философии. -М., 2011. - 559 с

57. Жильсон Э. Живопись и реальность / Пер. и комм. С.А. Дзикевича // Современная западноевропейская и американская эстетика. М., 2002.

58. Звиревич В.Т. Обожение человека в античности. - Екатеринбург, 2001. - 107 с.

59. Иванцов-Платонов A.M. Блаженный Августин о ересях // Августин. Pro et Contra. Антология. - М.: РХГИ, 2002. - С. 90-95.

60. Ильин И. А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 5/Сост. и коммент. Ю. Т Лисицы. - М.: Русская книга, 1996. - 555 с.

61. Исидор Севильский. Этимологии, или Начала. В 20 книгах. Книги 1-3. Семь свободных искусств. - М.: Евразия, 2006. - 352 с.

62. Карло Кремона. Августин из Гиппона. Разум и вера. - Дочери св. Павла, 1995. - 304 с.

63. Карсавин Л. П. Св. Августин и наша эпоха // Августин. Pro et Contra. Антология. - СПб.: РХГИ, 2002. - С. 389-399.

64. Киприан Карфагенский, священномученик. Таинство единства Церкви: Сборник писем. - М.: Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, 2008. - 368 с.

65. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. - М.: Энигма, 1997.-512 с.

66. Корольков К.Н. Жизнь блаженного Августина, епископа Иппонийского. - Книга по требованию, 2013. - 128 с.

67. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. - М.: Наука, 1993. - 379 с.

68. Критика русского зарубежья. Часть II. - М.: ACT, 2002. - 464 с.

69. Лега В.П. История западной философии. ÜRL: http://www.mpda.ru/data/870/625/1234/CpeflHeBeKOBafl.pdf (дата обращения: 01.09.2013)

70. Литвин Т.В. Время, восприятие, воображение. Феноменологические штудии по проблеме времени у Августина, Канта и Гуссерля. -Гуманитарная Академия, 2013. - 208 с.

71. Лобов Д.В. Социально-философский анализ учения Августина о добре и зле: диссертация на соискание степени кандидата философских наук. -М., 2010.- 122 с.

72. Лопухин А.П. Промысл Божий в истории человечества. Опыт философско-исторического обоснования воззрений Блаженного Августина и Ж. Боссюэ. - Либроком, 2012. - 130 с.

73. Лосев А.Ф. Августин//Августин. Pro et Contra. Антология. - М.: РХГИ, 2002.-С. 822-849.

74. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития. - М., 1992, Кн. 1. - 832 с.

75. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. - М.: ACT, 2000.-816 с.

76. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. II. - М.: Искусство, 1969. -641 с.

77. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М.: Мысль, 1993.-960 с.

78. Лосский В.Н. Августин учитель. Элементы отрицательного богословия в мышлении блаженного Августина//Августин. Pro et Contra. Антология. - М.: РХГИ, 2002. - С. 399-410.

79. Лосский И.О. Мир как осуществление красоты. - М.: Прогресс-Традиция, 1998.-413 с.

80. Избранные речи Марка Туллия Цицерона. - Книгопродавец Салаев, 1876.-520 с.

81. История субъективности. Средневековая Европа. - Гаудеамус, 2009. -576 с.

82. Киприан Карфагенский, священномученик. Таинство единства Церкви: Сборник писем. - М.: Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, 2008. - 368 с.

83. Книга ангелов. Антология христианской ангелологии. - Амфора, 2007. -560 с.

84. Майоров Г.Г. Аврелий Августин // Августин. Pro et Contra. Антология. -М.:РХГИ, 2002.-С. 514-651.

85. Майоров Г.Г. Аврелий Августин. Формирование средневековой философии (латинская патристика). - М., 1979. - 430 с.

86. Майоров Г.Г. Философия как искание Абсолюта. Опыты теоретические и исторические. - М.: УРСС, 2004. - 416 с.

87. Маритен Ж. Жорж Руо / Пер. и комм. С.А. Дзикевича // Современная западноевропейская и американская эстетика. М., 2002

88. Маритен Ж. О христианской философии. - М., 1999. - 244с.

89. Марк Туллий Цицерон. О природе богов. - М.: Азбука-классика, 2002. -288 с.

90. Марру А.-И. Святой Августин и августинианство. - Долгопрудный: Вестком, 1999.- 196 с.

91. Мейендорф И. Блаженный Августин // Августин. Pro et Contra. Антология. - М.: РХГИ, 2002. - С. 411-425.

92. Мережковский Д.С. Павел. Августин. - Книга по требованию, 2013. -128 с.

93. Моммзен Т. История Рима. Т. 2. - М.: Гос. соц.-экономич. изд-во, 1937. -447 с.

94. Муратова М.К. Мастера французской готики. - М.: Искусство, 1988. -452 с.

95. Неретина С.С. Аврелий Августин: Исповедь как философствование // Августин. Pro et Contra. Антология. - М.: РХГИ, 2002. - С. 758-799.

96. Нестерова О.Е. Историко-философские предпосылки учения Августина о соотношении времени и вечности // Августин. Pro et Contra. Антология. - М.: РХГИ, 2002. - С. 708-722.

97. Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: Быт, нравы, идеалы. - Юристъ, 1996. - 576 с.

98. Орлов Е. Демосфен и Цицерон: их жизнь и деятельность: биогр. очерки: с портретами Демосфена и Цицерона, гравированными в Петербурге К. Адтом. - СПб.: Тип. Ю. Н. Эрлих, 1898. - 88 с.

99. От философии жизни к философии культуры. - Алетейя, 2001. - 400 с.

100. Петрарка Ф. Эстетические фрагменты. - М., Искусство, 1982. - 368 с.

101. Писарев Л.И. Учение бл. Августина, епископа Иппонского, о человеке и его отношении к Богу. - Казань, 1894. - 250 с.

102. Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Том 1. - Издательство Олега Абышко, 2006. - 632 с.

103. Платон. Государство // Сочинения в четырех томах. Том 3. - М.: Мысль, 1993.-С. 79-420.

104. Платон. Тимей // Сочинения в четырех томах. Том 3. - М.: Мысль, 1993.-С. 421-500.

105. Плотин. Трактаты I-II. - М.: ГЛК, 2007. - 485 с.

106. Платон. Сочинения в четырех томах. Том 4. -М.: Мысль, 1994. - 830 с.

107. Плотин. Космогония. -М.: Ваклер, 1995. - 304 с.

108. Плотин. Пятая Эннеада. - СПб.: Университетская книга, 2010. - 296 с.

109. Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства. -СПб., 2000.-416 с.

110. Попов И.В. Патрология. Период второй. Литература на Западе. Блаженный Августин. URL: http://www.portal-

slovo.ru/theology/38963.php (дата обращения: 01.09.2013)

Ш.Попов И.В. Труды по патрологии. Том 2. Личность и учение блаженного Августина. - Сергиев Посад, 2005. - 776 с.

112. Проповеди блаженного Августина. - Сергиев Посад: Типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1913. - 14 с.

113. Радугин А.А. Хрестоматия по культурологии. - Центр, 1998. - 592 с.

114. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - СПб., 1994. Том 2. - 354 с.

115. Робертсон Дж. История Христианской Церкви. - СПб., 1890. - 1083 с.

116. Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. Изд.2. - М.: КомКнига, 2010. - 1008 с.

117. Селиверстов В.Л. Августин в русской интеллектуальной традиции // Августин. Pro et Contra. Антология. - М.: РХГИ, 2002. - С. 8-19.

118. Селиверстов В.Л. Онтология зла, падение Денницы и экзегеза в творчестве Аврелия Августина// Вестник гуманитарного факультета СПбГУТ им. проф. М.А.Бонч-Бруевича. №4, 2007. - 217 с.

119. Селиверстов В.Л. Этюды по онтологии Аврелия Августина. - СПб.: СПбГУ, 2008,- 194 с.

120. Серафим (Роуз), иеромонах. Вкус истинного православия. Блаженный Августин, епископ Иппонский // Августин. Pro et Contra. Антология. -М.: РХГИ, 2002. - С. 426-465.

121. Сергий И.И., архим. Учение блаженного Августина о предопределении в связи с обстоятельствами его жизни и деятельности. - Книга по требованию, 2012. - 63 с.

122. Ситников А.В. Философия Плотина и традиция христианской патристики. - СПб.: Алетейя, 2001. -242 с.

123. Сказкин С.Д. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. -М.: Наука, 1981. - 296 с.

124. Скворцов К.И. Августин Иппонийский как психолог // Августин. Pro et Contra. Антология. - М.: РХГИ, 2002. - С. 21-89.

125. Скворцов К.И. Философия отцов и учителей Церкви. Период апологетов. - Киев, 1868. - 365 с.

126. Соловьев. B.C. Оправдание добра: Нравственная философия // Соч.: в 2-х т. - М, 1998.-С. 47-581.

127. Степанцов С.А. Псалом СХХХ в экзегезе Августина. - М.: ГЛК, 2004. - 112 с.

128. Столяров A.A. Аврелий Августин. Жизнь, учение и его судьбы // Аврелий Августин. Исповедь. Пер. М.Е. Сергеенко. - М., 1991. - С. 550.

129. Столяров A.A. Свобода воли как проблема европейского морального сознания. - М.: ГЛК, 1999. - 208 с.

130. Столяров A.A. Проблема воли в ранней средневековой философии (Аврелий Августин): диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. - М., 1983. - 182 с.

131. Таранов П.С. 120 философов. Том 1. - Симферополь: Таврия, 1996. -1248 с.

132. Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. - Пермь: Издательство Пермского Университета, 2000. -482 с.

133. Трофимова Р.П. История русской культурологии. - М.: Академический Проект, 2003.-608 с.

134. Трубецкой. E.H. Миросозерцание Блаженного Августина. URL: http://www.vehi.net/etrubeckoi/avgustinl.html (дата обращения: 01.09.2013)

135. Трубецкой E.H. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке. Миросозерцание Блаженного Августина. - М.: Магистерская диссертация, 1892. - 272 с.

136. Трубецкой E.H. Философия христианской теократии в V веке. Учение Блаженного Августина о граде Божием. - М.: Либроком, 2001. - 152 с.

137. Тяжелов В.Н. Малая история искусств. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе. -М.: Искусство, 1981. - 384 с.

138. Философия и этика: сборник научных трудов. К 70-летию академика A.A. Гусейнова. - М.: Альфа-М, 2009. - 800 с.

139. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2001. - 719 с.

140. Флоренский П.А. Сочинение в 4-х т. - М.: Мысль, 1999.

141. Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть 1. Вопросы 1-4. - Эльга,

2002.-560 с.

142. Хесс Р. 25 ключевых книг по философии: Анализ и комментарии. -Урал ЛТД, 1999.-368 с.

143. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. -М.: Высшая школа, 1991. - 512 с.

144. Чернышевский Н.Г. Избранные эстетические произведения. - М.: Искусство, 1978. - 560 с.

145. Эренгросс Б.А. Мировая художественная культура. - М.: Высшая школа, 2001. - 767 с.

146. Эриксен Т.Б. Августин. Беспокойное сердце. -М.: Прогресс-Традиция,

2003.-373 с.

147. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. - М.: «Высшая школа», 1977.-224 с.

148. Яковлев Е.Г. Эстетика. - М.: Гардарика, 2003. - 464 с.

149. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991. -

527 с.

150. Augustinus. De Trinitate.

URL: http://www.documentacatholicaomnia.eu/02m/03 5 4-

0430,_Augustinus,_De_Trinitate,_MLT.pdf (дата обращения: 01.09.2013).

151. Augustinus. De Vera Religione. URL: http://www.documentacatholicaomnia.eu/02m/0354-

0430,_Augustinus,_De_Vera_Religione_Liber_Unus,_MLT.pdf (дата обращения: 01.09.2013).

152. Augustinus Hipponensis. Contra epistulam manichaei quam uocant fundamenti // Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vol. 25. -Wien: Akademie der Wissenschaften in Wien, 1891. -P. 193-248. CETEDOC Library of Latin Christian texts [Электронный ресурс]. - 1 опт. диск (CD-ROM).

153. Augustinus Hipponensis. Contra Faustum // Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vol. 25. - Wien: Akademie der Wissenschaften in Wien, 1891. - P. 251-797. CETEDOC Library of Latin Christian texts [Электронный ресурс]. - 1 опт. диск (CD-ROM).

154. Augustinus Hipponensis. Contra litteras Petiliani // Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vol. 50. -Wien: Akademie der Wissenschaften in Wien, 1909. - P. 3-227. CETEDOC Library of Latin Christian texts [Электронный ресурс]. - 1 опт. диск (CD-ROM).

155. Augustinus Hipponensis. De ciuitate Dei // Corpus Christianorum, Series Latina. Vol. 47-48. - Turnhout: Brepols, 1955. -P. 3-227. CETEDOC Library of Latin Christian texts [Электронный ресурс]. - 1 опт. диск (CD-ROM).

156. Augustinus Hipponensis. De continentia// Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vol. 41. -Wien: Akademie der

Wissenschaften in Wien, 1900. - P. 141-183. CETEDOC Library of Latin Christian texts [Электронный ресурс]. - 1 опт. диск (CD-ROM).

157. Augustinus Hipponensis. De doctrina christiana // Corpus Christianorum, Series Latina. Vol. 32. - Turnhout: Brepols, 1962. -P. 1-167. CETEDOC Library of Latin Christian texts [Электронный ресурс]. - 1 опт. диск (CD-ROM).

158. Augustinus Hipponensis. De duabus animabus // Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vol. 25. - Wien: Akademie der Wissenschaften in Wien, 1891. -P. 51-80. CETEDOC Library of Latin Christian texts [Электронный ресурс]. - 1 опт. диск (CD-ROM).

159. Augustinus Hipponensis. De libero arbitrio // Corpus Christianorum, Series Latina. Vol. 29. - Turnhout: Brepols, 1970. -P. 211-321. CETEDOC Library of Latin Christian texts [Электронный ресурс]. - 1 опт. диск (CD-ROM).

160. Augustinus Hipponensis. De natura boni // Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vol. 25. - Wien: Akademie der Wissenschaften in Wien, 1891. - P. 855-889. CETEDOC Library of Latin Christian texts [Электронный ресурс]. - 1 опт. диск (CD-ROM).

161. Augustinus Hipponensis. In Iohannis euangelium tractatus // Corpus Christianorum, Series Latina. Vol. 36. - Turnhout: Brepols, 1954. CETEDOC Library of Latin Christian texts [Электронный ресурс]. - 1 опт. диск (CD-ROM).

162. Augustinus Hipponensis. Regula tertia vel Praeceptum. - Paris, 1967. CETEDOC Library of Latin Christian texts [Электронный ресурс]. - 1 опт. диск (CD-ROM).

163. Augustinus Hipponensis. Sermones // Patrologia Latina / Migne Vol. 38-39. - Paris, 1841. CETEDOC Library of Latin Christian texts [Электронный ресурс]. - 1 опт. диск (CD-ROM).

164. Augustinus Hipponensis. Soliloquorum libri duo // Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vol. 89. - Wien: Akademie der Wissenschaften in Wien, 1896. - P. 3-98. CETEDOC Library of Latin Christian texts [Электронный ресурс]. - 1 опт. диск (CD-ROM).

165.Aurelius Augustinus. Contra Academicos Libri Tres. URL:http://www. augustinus.it/latino/contr_acc/index.htm (дата обращения: 01.09.2013).

166. Aurelius Augustinus. De diversis Quaestionibus ad Simplicianum libri duo. URL: http://www.augustinus.it/latino/questioni_simpliciano/index2.htm (дата обращения: 01.09.2013).

167. Aurelius Augustinus. De sermone Domini in monte. URL: http://www.augustinus.it/latino/montagna/index2.htm (дата обращения: 01.09.2013).

168. Aurelius Augustinus. Enarrationes in Psalmos. URL: http://www.augustinus.it/latino/esposizioni_salmi/index2.htm (дата обращения: 01.09.2013)

169. Aurelius Augustinus. Enchiridion de Fide, Spe et Charitate über unus. http://www.augustinus.it/latino/enchiridion/enchiridion.htm (дата обращения: 01.09.2013)

170. Aurelius Augustinus: De musica liber VI: a critical edition with a translation and an introduction by Martin Jacobsson. - Stockholm, 2002. - 143 p.

171. Bruyn T. de. Pelagius's Commentary on St. Paul's Epistle to the Romans. -Oxford: Clarendon Press, 1993. - 236 p.

172. Burt D.X. Friendship and society. An introduction to Augustine's practical philosophy. - Cambridge: Grand Rapids, 1999. - 439 p.

173. Chadwick H. Augustine: A Very Short Introduction. - Oxford University Press, 2001,- 134 p.

174. Chadwick H. Augustine of Hippo: A Life. - Oxford University Press, 2009. - Ill p.

175. Clark M.T. Augustine. - London, 1994. - 346 p.

176. Courcelle P. Recherches sur les «Confessions» de S. Augustin. - Paris, 1950.-300 p.

177. Cullmann O. Christus und die Zeit. - Zurich, 1962. - 224 S.

178. Der Piatonismus im Mittelalter: Festrede gehalten in der öffentlichen Sitzung der K. Akademie der Wissenschaften am 18. März 1916. -München, 1916.- 49 S.

179. Gilson E. History of Christian Philosophy in the Middle Ages. - London, 1972.-829 p.

180. Gilson E. Introduction à l'étude de Saint Augustin, Paris, J. Vrin, 1929. -370 p.

181. Glunz H. H. Die Literarästhetik des europäischen Mittelalters. - Bochum: Langendreer, 1937.-608 S.

182. Harnack A. Lehrbuch der Dogmengeschichte. - Freiburg im Breisgau, 1898.-408 S.

183. Henry, Plotin et l'Occident. - Louvain: Spicilegium Sacrum Lovaniense, 1934.-291 p.

184. Hollingworth M. Saint Augustine of Hippo: An Intellectual Biography. -Oxford Univesity Press, 2013. - 312 p.

185. Honorius Augustodunensis. De gemma animae. URL:http://www.documentacatholicaomnia.eu/02m/1080-

1137,_Honorius_Augustodunensis,_Gemma_Animae,_MLT.pdf (дата обращения: 01.09.2013).

186. Jaspers К. Die großen Philosophen. - München, 1957. - 450 S.

187. Knowles D. Introduction. Augustinus City of God. - L., 1972. 821 p.

188. Kotersky J.W. St. Augustine on the Moral Law // Augustinian studies. Vol. 11.-Villanova university, 1980.-P. 65-79.

189. Lactantius. De Ira Dei. URL: http://www.documentacatholieaomnia.eu/02m/0240-

0320,_Lactantius,_De_Ira_Dei,_MLT.pdf (дата обращения: 01.09.2013).

190. MacCulloch D. Silence: A Christian History. - London: Penguin Books Ltd., 2013.-345 p.

191.Marrou H.I.. Saint Augustin et la fin de la culture antique. - Paris, De Boccard, 1938.-713 p.

192. Meara J. The Young Augustine. - London, 1954. - 348 p.

193. Meer F. Van Den. Augustine the Bishop. - London, 1954. - 348 p.

194. Nygren A. Agape and Eros. - Chicago: University of Chicago Press, 1982. -P. 71.

195. O'Connell R. Augustine's Early Theory of Man, A. D. 389-391. Cambridge, 1968.-320 p.

196. Pope Benedict XVI. The Church Fathers: From Clement of Rome to Augustine. - Vatican city, 2008. - 202 p.

197. Perl C. J. Augustinus und die Musik. - Augustinus Magister. Paris, vol. 3. 1954.-520 S.

198. Perpeet W. Ästhetik im Mittelalter. - Freiburg;München, 1977. - 220 S.

199. S. Aurelius Augustinus. De Catechizandis Rudibus, de fide Rerum Qu non Videntur, de Utilitate Credendi (Latin Edition). - M.: Книга по требованию, 2013. 150 с.

200. Saint Augustine: City of God. - Clays Ltd., 2003. - 1112 p.

201. Saint Augustine. The Confessions. - Oxford World Classics, 1998. - 321 p.

202. Sancti Augustini opera: De genesi contra manichaeos. - Wien: Verlag ger Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1998. - 196 S.

203. Svoboda K. L'esthétique de Saint Augustin et ses sources. - Brno, 1933 205 p.

204. Testard M. Saint Augustin et Cicerón. - Paris, 1958. - 392 p.

205. Tertullianus. De anima // Corpus Christianorum, Series Latina. Vol. 2 Turnhout: Brepols, 1954. - P. 781-869.

206. Quispel G. Gnosis als Weltreligion. - Zurich, 1951.-94 S.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.