Репрезентация смерти и коды позднесредневековой "макабрической культуры" в социокультурной реальности рубежа XX-XXI веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Минькова, Наталья Валерьевна

  • Минькова, Наталья Валерьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 235
Минькова, Наталья Валерьевна. Репрезентация смерти и коды позднесредневековой "макабрической культуры" в социокультурной реальности рубежа XX-XXI веков: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Москва. 2010. 235 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Минькова, Наталья Валерьевна

Введение.

ГЛАВА 1. Трансформации мировоззренческой парадигмы: заимствования социокультурных доминант.

1.1. Концептуальные подходы к осмыслению духовной ситуации рубежа XX — XXI веков.

1.2. Заимствование социокультурных макабрических кодов современной культурой: условия и предпосылки.

ГЛАВА 2. Смерть как социокультурная проблема.

2.1. Классификация образа смерти в современной культуре.

2.2. «Симулятивная смерть», ее историческая ретроспектива

ГЛАВА 3. Особенности репрезентации смерти в культуре конца

XX — начала XXI века в кодах «макабрической культуры».

3.1. Стратегия «Odium mortis» («ненависти к смерти») и практика ее реализации.

3.2. Стратегия «эксгибирования смерти» в социокультурной практике.

3.3. Социокультурные функции репрезентации смерти и особенности их реализации.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Репрезентация смерти и коды позднесредневековой "макабрической культуры" в социокультурной реальности рубежа XX-XXI веков»

Актуальность исследования определяется спецификой трансформационных процессов в обществе и культуре рубежа XX — XXI вв., сопровождающихся чередой объективно существующих и субъективно воспринимаемых кризисов. Смена мировоззренческих парадигм и отношение к самой постмодернистской парадигме как к погружению в хаос вследствие признания внутри себя равноправного существования различных мировоззренческих подходов, были восприняты как начало разрушения существующего порядка. Поиски нового фундаментального основания культуры и общества обусловливают востребованность исследования пограничных эпох и соответствующих им типов культуры с целью выявления выработанных и апробированных механизмов снятия напряженности, порождаемой пограничным характером эпохи. В связи с этим важной задачей философии культуры является выделение эпохи, находящейся в корреляции с современной эпохой по большему количеству оснований и по общности и глубине прорабатываемых проблем. К наиболее актуальным проблемам современности относится особенность рефлексии над проблемой смерти, охватившей различные уровни-и сферы культуры. Анализ сущности, функциональных ролей репрезентации смерти, определение характера влияния данных образцов рефлексии над смертью на личность и общество, а также выявление тенденций ее трансформаций являются актуальными, поскольку отношение к смерти выступает индикатором преобразований, происходящих в индивидуальном и общественном сознании.

Особую актуальность приобретает исследование данной темы для современной России, находящейся в состоянии мировоззренческой неопределенности и испытывающей как влияние, с одной стороны, собственных традиций в виде возрождения Православия, а с другой — язычества, так и интенсивное внешнее культурное воздействие. Поиск ценностных ориентиров проходит в условиях активного внедрения образцов западной культуры, построенной на фундаменте философии постмодернизма, оказавшей существенное влияние на репрезентацию смерти.

Актуальность анализа репрезентации смерти в философском ключе продиктована также обилием эмпирического материала и сравнительно небольшим числом философских обобщений по теме.

Степень разработанности проблемы. Имеется значительное количество исследований по проблеме осмысления смерти в исторических типах культур ■ и работ, анализирующих данную проблему с философских позиций в контексте культуры постмодерна. Массив литературы по проблеме осмысления смерти можно разделить на исследования, с точки зрения исторического подхода и труды, анализирующие специфику определенных аспектов проблемы. Исследования понятия «смерти» и его социокультурного значения в историческом контексте предпринято в трудах Ф. Арьеса, М. Шенкао, С. Рязанцева, П. Гуревича, Т. Мордовцевой, А. Лаврина, Д. Ньюзнера, Ф. Хуземана, Д ж. Фостера, В: Янклевича, Лессинга1. Отношение к смерти в период XIV — XVI в. и в частности феномен макабра (культурная идея, отражающая позднесредневековое видение смерти), а также предпосылки его формирования и влияния на последующие этапы в развитии европейской культуры рассматривают такие исследователи, как Й. Хейзинга, Ж. Делюмо, Ф. Арьес, М. Вовель, О. Новикова. Й. Хейзинга первым включает феномен смерти в контекст исторического исследования. В рамках средневековой культуры исследования темы смерти часто были связаны с анализом проблем демонологии и колдовства, понимание которых

1 Арьес, Ф. Человек перед лицом смерти. М.,1992.; Мордовцева, Т.В. Идея смерти в культурфилософской ретроспективе. Таганрог, 2001; Рязанцев, С. Танатология (учение о смерти). СПб., 1994; Хуземан, Ф. Об образе и смысле смерти: История, физиология и психология проблемы смерти. М., 1997; Шенкао, М.А. Основы философской танатологии. Черкесск, 2002; Foster, G. В. The function of death in human experience. Chicago, 1915. позволяет выявить особенности и функции репрезентаций смерти, в том числе и в современном обществе. Анализу данных проблем посвящены работы Ж. Бодэна, М. Саммерса, К. Томаса, Дж. Б. Рассела, Л. Торндайка. У. Монтера, А. Макфарлена, Р. Мюшембле, А. Амфитеатрова.

Исследования аспектов проблемы осмысления смерти в современном обществе представлены работами А. Демичева, Г. Ершова, Ж. Бодрийяра, П. Гуревича, М. Уварова, В. Розина, Ж. Делюмо, Л. Харт Ниббриг Кристиаана, в. Оогеу, I. НиЬтап, Л. Балашова, Ж. Батая, С. Грофа, М. Кастельса, В. Сабирова, М. Ямпольского, М. Фуко, М. Мамардашвили. С позиций постмодернистской философии рассматривают отношение к смерти Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, Ф. Гваттари, Р. Барт, У. Эко, М. Фуко.

Важным аспектом темы диссертационного исследования является компаративный анализ культур XIV — XVI и XX — XXI вв., обнаруживающих трансформации мировоззренческих парадигм и как следствие общие аспекты в мировоззрении. Анализ трансформаций современной культуры под влиянием идей постмодернизма в условиях постиндустриального (информационного) общества проводился в работах И. Ильина, В. Кутырева, В. Бычкова, Н. Хренова, Ж. Бодрийяра, М. Дери, Н. Маньковской, Г. Маркузе, В. Поликарпова, Э. Тоффлера, А. Флиера, М. Хевеши, Н. Осиповой, А. Шендрика, Е. Андреевой, А. Воскобойникова, О. Скородумовой. Психологические основы формирования современного социокультурного фона представлены в трудах 3. Фрейда, К. Хорни, С. Жижека, Е. Торчинова, Э. Фромма, Р. Харриса, Э. Шострома, К. Ясперса.

Особенности позднесредневекового мировоззрения, характеризующегося амбивалентным отношением как к жизни, так и к смерти, позволяющим совмещать в пространстве культуры карнавал и макабр, рассматриваются в исследованиях М. Бахтина, А. Гуревича, Р. Мандру, Л. Лядюри, К. Гинзбурга, В. Даркевича, Л. Баткина, П. Бицилли, Я. Буркгарда, Ж. Ле Гоффа. Обращение современной культуры к средневековым и архаическим культурным пластам анализировалось в работах как зарубежных исследователей: Ж.-Ф. Лиотара, М. Маффесоли, М. Маклюэна, Э. Дэвиса, М. Элиаде, Ю. Хабермаса, И. Ратцингера, У. Эко, так и в трудах отечественных авторов: С. Неретиной, Д. Хапаевой, С. Илларионова, А. Чучин-Русова, В. Савчука, А. Гениса, А. Пелипенко, Т. Артемьевой, А. Демичева, М. Уварова, А. Костиной, М. Эпштейна, Ю. Давыдова, группы авторов: С. Белковского, Р. Карева, В. Милитарева,

А. Пензина, М. Ремизова, Ю. Солозобова, Е. Холмогорова".

Говоря о репрезентации смерти, необходимо осветить работы, касающиеся анализа специфики медиакультуры, а также воздействие СМИ на общество и личность. Эту сторону вопроса рассматривают А. Базен, Д. Белл, Р. Харрис, В. Беньямин, А. Кармин, М. Каган, JI. Коган, С. Кара-Мурза, М. Кастельс, А. Кукаркин, М. Маклюэн, А. Моль, Г. Маркузе, Ч. Пирс, Г. Почепцов, Е. Поликарпова, К. Разлогов, В. Савчук, Э. Тоффлер, 3. Бауман.

Несмотря на значительное количество исследований по отдельным аспектам темы, специальных исследований по проблеме репрезентации смерти в современной культуре с позиций декодирования кодов «макабрической культуры» практически не наблюдалось.

Целью исследования' является выявление в современной культуре-рубежа XX —XXI вв. особенностей интерпретации образа смерти, функций и механизмов репрезентации смерти посредством кодов «макабрической культуры».

Из цели исследования вытекают следующие задачи: проанализировать философско-антропологические концепции осмысления современной социокультурной ситуации;

2 Эко, У. Средние века уже начались // Иностранная литература. 1994. №4. С. 258-267; Хапаева, Д. Готическое общество: морфология кошмара. М., 2008; Новейшее Средневековье. Религиозная политика России в контексте глобальной трансформации. Доклад Института национальной стратегии. [Электронный ресурс] URL: http://www.apn.ru/libraiy/article9877.htm (дата обращения: 20.02.2009); Неретина, С.С. Средневековое мышление как стратегема мышления современного // Вопросы философии. №11, 1999. С. 122-150. выявить систему детерминант, определяющих заимствование кодов позднесредневековой культуры на рубеже XX — XXI вв.; проанализировать интерпретации категории «смерти» в социокультурном контексте, дать классификацию подходов; исследовать особенности исторической трансформации репрезентации смерти, выделить формы и динамику ее изменения; осуществить сравнительный анализ основных стратегий отношения к смерти в социокультурной реальности позднего средневековья и культуре рубежа XX — XXI вв.; проанализировать специфику кодов «макабрической культуры», экстраполированных на современную культуру, и выявить особенности их декодирования; исследовать социокультурные функции репрезентации смерти и особенности их реализации; выявить и проанализировать аксиологическую составляющую репрезентации смерти в социокультурной динамике.

Объектом диссертационного исследования выступает европейская культура рубежа XX — XXI вв., рассматриваемая с позиции дискурса смерти.

Предметом исследования является репрезентация смерти в социокультурном пространстве современности (рубежа XX — XXI вв.) на основе кодов позднесредневековой «макабрической культуры».

Гипотеза исследования. В работе выдвигается и обосновывается гипотеза о том, что особенности социокультурной реальности рубежа XX — XXI вв., характеризующегося фундаментальными трансформациями мировоззренческой парадигмы и ощущением «конца истории», могут быть выявлены в результате рефлексии над категорией «смерти», что определяет необходимость обращения к кодам культур переходных периодов, содержащих апробированные компенсаторные механизмы. В этой ситуации востребованными являются коды позднесредневековой «макабрической культуры», которые легли в основу современной репрезентации смерти.

Методологическая и теоретическая основа исследования обусловлена содержанием и целью работы. Основу исследования составляют следующие методологические подходы: компаративный — в сопоставлении социокультурных реалий средневекового и современного общества; диалектический — при выявлении противоречивых черт в мировоззрении рассматриваемых периодов, в амбивалентности отношения к проблеме смерти, в анализе циклического характера динамики культуры, в отрицании предшествующего опыта и обращении- к опыту, полученному в результате синтеза; социокультурный — для анализа социокультурной ситуации современности и выявления функциональной специфики репрезентации смерти в процессах социализации, идентификации личности в условиях кризисного состояния культуры и общества; метод типологизации — в выделении'концептуальных подходов к осознанию современной социокультурной ситуации; психологический подход — в рассмотрении моделей психологических откликов на проблему смерти в соответствий с психологическим типом личности; историко-ретроспективный — в анализе культуры средневековья и рассмотрении отношения к смерти в разные исторические эпохи; системный — в рассмотрении каждой модели репрезентации- в целостной системе, в выявлении зависимости модели от ее места и выполняемой функции в системе, в выделении тенденции ее развития; функциональный — в выявлении и рассмотрении кодов позднесредневековой культуры, и в частности моделей репрезентации смерти, в зависимости от выполняемых ими функций.

В качестве методологических оснований использованы следующие принципы исследования социокультурной ситуации. Анализ концептуальных подходов к определению современной культурно-общественной ситуации проведен с использованием терминологии А. Тойнби, определившего альтернативные варианты эпохи как ответ на ситуацию кризисного периода; обобщение тенденций в развитии культуры современного этапа и эпохи XIV — XVI вв. проводилось в соответствии с принципами культурной динамики, разработанной П. Сорокиным; раскрытие специфики репрезентации смерти в современной культуре проведено через базовые идеи постмодернизма.

В качестве теоретической основы диссертации рассматривается совокупность положений, содержащихся в работах Ж. Бодрийяра, А. Гуревича, Ж. Делеза, Ж. Делюмо, А. Демичева, М. Уварова, 3. Фрейда, Э. Фромма, У. Эко.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Показана возможность и плодотворность использования модели «архаизации» и «преображения» А. Тойнби при анализе философско-антропологических концепций к определению современной социокультурной ситуации.

2. Установлена совокупность социокультурных факторов, приводящих современную культуру к заимствованию мировоззренческих доминант периода XIV — XVI в. вследствие снятия установок эпохи модернизма и выявлены срезы позднесредневекового мировоззрения, задействованные современным общественным и индивидуальным сознанием.

3. Дана классификация подходов к смерти, представленная через отношение к смерти как к реальному событию («онтологическая смерть»), как к метафоре деструкции («смерть метафорическая») и как к симулякру онтологической смерти («симулятивная смерть»), представленному через репрезентацию смерти.

4. Рассмотрены исторические этапы трансформации репрезентации смерти через категорию «отчуждения» и через «смерть Другого», выявлен характер динамики репрезентации смерти и выделены следующие периоды, характеризующиеся сходством «симулятивной смерти»: XIV — XVI в. и рубеж XX — XXI вв.

5. Предложена типология позднесредневековых кодов репрезентации смерти, экстраполированных на современную культуру, и сделан вывод о наличии двух амбивалентных стратегий рефлексии над проблемой смерти в исследуемых культурах: «ненависти к смерти» и «эксгибирования смерти».

6. Проведен анализ выделенных стратегий через декодирование кодов «макабрической культуры» с учетом трансформационных процессов в мировоззрении и через базовые категории постмодернизма.

7. Выделены социокультурные функции репрезентации смерти: коммерческая, компенсаторная, идеологическая, проведен анализ особенностей и приемов их реализации в современной культуре. Предложены отражающие эти аспекты модели отклика на проблему смерти: отрицание, регрессия, замещение, реактивные образования.

8. Выявлены негативные особенности и тенденции репрезентации смерти и предложены способы снижения их деструктивной направленности.

Теоретическая значимость исследования связана с его научной новизной и состоит в проведенном анализе современной социокультурной реальности, вскрывающем срезы позднесредневекового мышления. Выявление сущности и функций современной репрезентации смерти, транслирующей посредством позднесредневековых культурных кодов апробированные механизмы снятия напряженности современной реальности, позволяет рассматривать репрезентацию смерти через призму регулирования социокультурных процессов, отражающих переходность культуры. Результаты исследования имеют важное значение для осмысления особенностей ситуации рубежа XX — XXI вв., новых фундаментальных социокультурных и ценностных основ.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при чтении учебных курсов по таким социально-гуманитарным дисциплинам, как «Философия культуры», «История культуры», «Этика», «Эстетика», «Массовая культура», «Социальная психология», «Семиотика», в публичных лекциях и в работе с молодежью, а также при выработке современной культурной политики.

Положения, выносимые на защиту:

1. Подходы к осмыслению социокультурной ситуации, сложившейся на рубеже XX — XXI вв., определяющие трансформации мировоззренческой парадигмы в современной культуре, фиксируются в понятиях «новой архаики» и «нового средневековья». Конструктивна интерпретация данных подходов через понятия «архаизации» и «преображения», понимаемых как пассивная форма реакции на культурно-общественную ситуацию, предполагающая заимствование культурных кодов предшествующих эпох, и как активная форма поиска новых путей. Наиболее значимыми для анализа современной социокультурной ситуации являются культурные коды периода XIV — XVI в., которые выступают доминантой современного процесса архаизации.

2. На рубеже XX — XXI вв. наблюдается заимствование общественным и индивидуальным сознанием срезов позднесредневекового мировоззрения, детерминирующих репрезентацию смерти. Факторами актуализации данного процесса являются трансформации социокультурной ситуации вследствие снятия установок эпохи модернизма и установления базовых принципов постмодернизма в качестве социокультурных доминант, а также факторы, выступающие катализатором дискурса смерти: угроза экологического кризиса, глобализация, интенсификации и массовизации репрезентации смерти средствами СМИ.

3. Рефлексия над проблемой смерти обусловливает разработку различных подходов к типологизации отношений к смерти. Представляется возможным выделение в современной культуре следующих концептов отношения к проблеме смерти, характеризующееся переходом от абстрактного к конкретному: 1) смерть как онтологическое событие, осмысливаемое в философских подходах и концепциях через поиск его экзистенционального значения; 2) смерть как метафора, представление о которой основано на ее главной характеристике — конечности, обозначающей прекращение жизнеспособности какого-либо понятия, разрушение целостности; 3) смерть как симулякр, представленная в образах смерти и ставшая предметом символических интерпретаций.

4. Репрезентируемая смерть является отчужденной от человеческого бытия и выступает в качестве самостоятельного субъекта, выраженного в персонификации образа смерти или в качестве нарратива о смерти. Категория «смерти», как не имеющая реальной объективации, является полем для языковых игр и симулякром смерти. «Симулятивная смерть» всегда представлена через «смерть Другого» и раскрывается в образах потустороннего мира, олицетворенной смерти и способах изживания страха смерти. Исторический анализ интерпретации «симулятивной смерти» показывает неравномерность и волнообразность ее динамики. Общие характерные черты репрезентации смерти, такие как приобретение характера дискурса, интенсивность, массовость, наблюдаются в период XIV — XVI в. и в современной культуре.

5. Компаративистский анализ культур XIV — XVI и рубежа XX — XXI вв. позволил выявить существование в одном культурном пространстве двух оппозиционных пластов: полной жизни, выраженной в карнавале, и смерти, воплощенной в феномене «макабра». В обе эпохи существование одного пласта не вытесняет существование другого, так как они обладают схожим свойством — двумирностью. Характерным является амбивалентное отношение к смерти, проявляемое в одновременности отрицания собственной смерти и потребности наблюдения за изображением «смерти Другого». Выработанные в период XIV — XVI в. формы репрезентации смерти были экстраполированы на современную культуру в кодах «макабрической культуры». Формы отрицания собственной смерти выражены через стратегию «ненависти к смерти», представленную двумя основными направлениями. Это эстетически осмысливаемая защита от смерти и практическая деятельность борения со смертью. Концепт «эксгибирования смерти» представлен в кодах «Пляска смерти», «Триумф смерти», «Театр тела», «Персонификация смерти».

6. Декодирование кодов «макабрической культуры» происходит с учетом временного разрыва между культурами, наслоения новых смыслов, расширения возможностей интерпретаций, в условиях доминирования идей постмодернизма и разворачивания кодов в постиндустриальном и информационном обществе. Важными особенностями современной репрезентации смерти являются наличие дополнительных коннотаций, обращение к виртуальной реальности, осмысление глобальных проблем и результатов современных научных достижений, а также усиливающаяся коммерциализация.

7. Современная репрезентация смерти выполняет следующие, необходимые для стабильности функционирования социума и социализации личности функции: коммерческую, компенсаторную и идеологическую. Способы и характер реализации данных функций определяются спецификой социума и особенностями формирования личности. Их реализация предусматривает применение специфических приемов и предложение разнообразных моделей отклика на проблему смерти, соответствующих определенному типу личности потребителя.

8. Репрезентацию смерти в современной культуре отличают примитивность, деструктивность, тенденция к приумножению макабрической тематики и отсутствие нравственной рефлексии, несмотря на то что такие коды репрезентации, как «Пляска смерти» и «Триумф смерти» обращены к осознанию ценностной составляющей жизни. Снижение деструктивного влияния данной репрезентации смерти может быть осуществлено путем перевода репрезентации смерти на уровень философско-религиозного, экзистенциального осмысления.

Апробация работы. Основные научные положения диссертации были изложены автором на научных конференциях: XIII научной конференции аспирантов и докторантов Московского гуманитарного университета (Москва, 15 ноября 2008 г.), тема доклада: «Особенности формирования личности в системе образования ХХГ века: массовая культура и инициация зрелости»; XIV научной конференции аспирантов и докторантов Московского гуманитарного университета (Москва, 25 апреля 2009 г.), тема доклада: «Триумф Смерти» как сюжет экранной культуры»; XV научной конференции аспирантов и докторантов Московского гуманитарного университета (Москва, 21 ноября 2009 г.), тема доклада: «Экранная культура против «Основ православной культуры»: преподавание основ религиозной культуры в условиях доминирования магического мировоззрения»; VI Международной конференции «Высшее образование для XXI века» на секции «Высшее культурологическое образование» (Москва, 24 ноября 2009 г.); XVI научной конференции аспирантов и докторантов Московского гуманитарного университета (Москва, 26 апреля 2010 г.), тема доклада: «Особенности реализации социокультурных функций репрезентации смерти».

Материалы исследования были внедрены в учебный процесс кафедры общеэкономических и естественнонаучных дисциплин при чтении базового курса «Философия» и кафедры рекламы при чтении дисциплины специализации «Семиотика и семантика» в НОУ ВПО «Московский институт рекламы, туризма, шоу-бизнеса». Результаты исследования использовались также в учебном курсе «История мировой культуры», подготовленном на кафедре философии, культурологии и политологии ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет».

Основные положения и выводы диссертационного исследования опубликованы в 15 печатных работах, в том числе две — в научных журналах, рекомендованных ВАК.

Структура и объем работы. Структура и объем диссертации соответствуют целям и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы из 268 наименований. Объем — 235 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Минькова, Наталья Валерьевна

Заключение

В результате проведенного исследования проявлений в современной культуре образа, функций и механизма репрезентации средневекового подхода к смерти были выявлены следующие положения:

При рассмотрении концептуальных подходов к определению социокультурной ситуации конца XX — начала XXI в. было выявлено два основных направления в развитии современной культуры: 1. Модель «преображения», выраженная в активном поиске новых социокультурных путей развития: 2. Модель «архаизации», предполагающая возврат как к архаичным культурным кодам («новая архаика»), так и к кодам средневековой культуры («новое средневековье»). Если «преображение» остается моделью, направленной на будущее, то модель «архаизации» оказалась востребованной в современной социокультурной ситуации. Доминантой современного социокультурного процесса архаизации выступают культурные коды XIV — XVI в.

Экстраполяция культурных кодов XIV — XVI в. была обусловлена рядом социокультурных факторов, сопровождающих трансформации мировоззрения в современную эпоху, таких как несостоятельность модели просвещения, кризисы рациональности, науки, как следствие их ограничения полноты восприятия мира при присущей человеку тяги к трансцендентному. Внедрение в культуру базовых установок философии постмодернизма и кризис идентичности, возникший из-за отказа от предшествующей культурной модели и провозглашения плюрализма как базовой категории, привели к равнозначности предлагаемых для идентификации моделей. Факторами, обусловившими репрезентацию смерти в кодах «макабрической культуры» являются катализаторы дискурса смерти: нарратив угрозы смерти личности, обществу и человечеству в целом, а также наличие аудиовизуальных средств интенсификации и массовизации репрезентации смерти.

В соответствии с задачами исследования были проанализированы интерпретации категории «смерти» в социокультурном контексте и было выделено отношение к смерти как к онтологическому событию, как к метафоре деструкции какого-либо понятия и как репрезентации смерти в виде ее симулякра.

Непознаваемая природа смерти определяет коллективные и индивидуальные фантазии, представляющие интерпретацию образа смерти, коллективных способов символического или симулятивного переживания смерти, разработку топографии загробного мира. Репрезентация смерти, представленная через смерть, Другого, является темой культуры на протяжении всей истории человека, однако при историческом анализе изображения смерти была выявлена неравномерность ее динамики. Интенсивность и массовость обращения к теме смерти наблюдается в культуре второго средневековья и в современной культуре.

Сходство социокультурной ситуации обуславливает экстраполяцию выработанных и апробированных средневековьем форм репрезентации смерти на современную культуру. Амбивалентность отношения к смерти проявляется в сосуществовании двух стратегий: «ненависти к смерти» и «эксгибирования смерти». Отрицание собственной конечности представлено как эстетически осмысливаемая защита от смерти, выраженная в желании прекрасной жизни и в отвращении старости, а так же, как практическая деятельность борьбы со смертью, представленная в виде ведовства (иррациональный путь) и научного подхода к продлению жизни (рациональный путь). Сценарий «эксгибирования смерти», представленный в средневековых формах «Dance macabre», «Триумфа смерти», «театра тела» и персонификации смерти, выражает потребность в наблюдении за смертью другого. Эти формы репрезентации смерти отражают идеи возможности посмертного существования и обратимости смерти, идеи коллективной смерти, ее всемогущество и абсурдность, идею Апокалипсиса, Страшного суда и жертвоприношения, натурализации и эротизации смерти, материализации смерти с целью ее уничтожения и др.

Выявлены особенности современной репрезентации смерти, претерпевающей трансформации при декодировании: осмысление глобальных проблем современности, обращение к виртуальной реальности, коммерциализация, наличие дополнительных коннотаций, обусловленных временным разрывом между культурами и особенностями функционирования постиндустриального и информационного общества.

Амбивалентность отношения к смерти требует решения двуединой задачи: перенаправлять деструктивные агрессивные и некрофильские импульсы человека в мир символического и способствовать снижению страха смерти. Репрезентация смерти в современном обществе, обусловленная спецификой функционирования общества и социализации личности, выполняет коммерческую, компенсаторную и идеологическую функции. Для охвата максимальной аудитории используются специфические приемы реализации вышеназванных функций и представлены разнообразные модели отклика на проблему смерти с учетом различия психологических типов личности потребителей.

Существование репрезентации смерти оправдывается выполняемыми им функциями. Это становится причиной прогнозируемого поддержания эксплуатации тематики смерти. Выявленные и исследованные следующие особенности репрезентации смерти: деструктивность, акцентирование на жестокости и натурализации, интеграции в ситуацию игры, тенденция к дальнейшему разворачиванию и приумножению, повышающим порог реагирования на смерть другого человека и ведущим к переоценке ценностей, поднимают вопрос о путях снижения данных тенденций. Встает необходимость перевода репрезентации смерти с количественного на качественный уровень — на уровень нравственной рефлексии и осмысления в экзистенциональной и философско-религиозной плоскостях.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Минькова, Наталья Валерьевна, 2010 год

1. Автономова, Н. Деррида и грамматология, предисловие / Деррида Ж. О грамматологии. М. : Ад Маргинем, 2000. 512 с.

2. Адорно, Т. Эстетическая теория / Пер. с нем. А. В. Дранова. М. : Республика, 2001. 528 с.

3. Алексеев, А. Представления о рае в период Средневековья // Образ рая: от мифа к утопии. Серия "Symposium", выпуск 31. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 195—198.

4. Амфитеатров, A.B. Дьявол; Орлов, М.А. История сношений человека с дьяволом. М. : ИЦ МП «ВНК», 1992. 840 с.

5. Андерхилл, Э. Мистицизм: опыт исследования природы и законов развития духовного сознания человека. Киев: "София", 2000 . 496 с.

6. Андреева, Е.Ю. Постмодернизм: искусство второй половины XX — начала XXI века. СПб. : Азбука-классика, 2007. 488 с.

7. Аристотель. Об искусстве поэзии. М. : Художественная литература, 1957. 184 с.

8. Арьес, Ф. Человек перед лицом смерти : пер. с фр. / Общ. ред. Оболенской C.B.; предисл. Гуревича А.Я. М. : Прогресс-Академия, 1992.528 с.

9. Балашов, JI. Е. Жизнь, смерть, бессмертие. М. : МЗ Пресс, 2001. 96 с.

10. Балашов, JI.E. Негатив жизни: антикультура и антифилософия. М. : ACADEMIA, 2002. 61 с.

11. Барг, М. Эпохи и идеи. Становление историзма. М. : Мысль, 1987. 350 с.

12. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М. : Прогресс, 1994. 616 с.

13. Батай, Ж. Из "Слез Эроса" // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб. : Мифрил, 1994. С. 271-308.

14. Баткин, JI.M. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности. М.1. Наука, 1989. 272 с.

15. Бауман, 3. Идивидуализированное общество / Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М. : Логос, 2002. 319 с.

16. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. 2 изд. М. : Художественная литература, 1990. 453 с.

17. Бердяев, Н. Новое средневековье. Ростов-на-Дону : Феникс, 1990. 84 с.

18. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб.; Москва : Университетская книга, 1998. 397 с.

19. Бессмертный, Ю.Л. Жизнь и смерть в Средние века: очерки демографической истории Франции. М. : Наука, 1991. 240 с.

20. Бибихин, В .В. Язык философии. СПб. : Наука, 2007. 392 с.

21. Библер, В.С. Образ Простеца и идея личности в культуре средних веков // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М. : Наука, 1990. 240 с.

22. Библия. М. : Российское библейское общество, 2008. 1377 с.

23. Бицилли, П.М. Место ренессанса в истории культуры. СПб. : Мифрил, 1996. 276 с.

24. Бланшо, М. От Кафки к Кафке. М.: Логос, 1998. 240 с.

25. Бланшо, М. Смерть как возможность // Вопросы литературы. 1994. №3. С. 191-213.

26. Блок, М. Феодальное общество. М. : Изд-во им. Сабашниковых, 2003. 504 с.

27. Бодрийяр, Ж. Прозрачность зла. М. : Добросвет, 2000. 258 с.

28. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть. 2-е изд. М. : Добросвет, КДУ, 2006.389 с.

29. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Пер. с фран. С.Н. Зенкина. М. : Рудомано, 2001. 224 с.

30. Бозинг, В. Иероним Босх. Кельн : Tashen / Арт-Родник, 2001. 96 с.

31. Буркгардт, Я. Культура Италии в эпоху Возрождения, Смоленск : «Русич», 2002. 448 с.

32. Бычков, В.В. Эстетика. М. : Гардарики, 2004. 556 с.

33. Васюков, H.H. Некоторые особенности онтогенеза человека // Философия и медицина. Л. : ЛГУ, 1986. С. 142-153.

34. Вергилий. Энеида // Античная литература. Рим: Антология / Сост. H.A. Федоров, В.И. Мирошенкова; Рец. Ю.В. Шанин. М. : Высшая школа, 1988. 720с.

35. Винничук, Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В.К. Ронина. М. : Высшая школа, 1988. 496 с.

36. Вишев, И.В. На пути к практическому бессмертию. М : МЗ Пресс, 2002. 324 с.

37. Вовель, М. Ментальность // 50/50. Опыт словаря нового мышления. М. : Прогресс-Пайо, 1989. С. 454-463.

38. Воскобойников, А.Э. Человеческая агрессивность: ее природа и пути преодоления // Социальная работа по профилактике и преодолению насилия, агрессии в молодежной среде: Сб. статей / М. : Социум, 1996. С. 47-61.

39. Вышеславцев, Б.П. Этика преображенного эроса / Сост. и коммент. В.В. Сапова. М. : Республика, 1994. 368 с.

40. Гвардини, Р. Конец Нового времени // Феномен человека: Антология. М. : Высшая школа, 1993. С. 240-296. ^

41. Генис, А. Вавилонская башня: искусство настоящего времени / Эссе. М. : Независимая газета, 1997. 254 с.

42. Генон, Р. Кризис современного мира / Пер. с фран. Н. Мелентьевой, Фадеевой Т., Любимовой Т. и др. М. : Эксмо, 2008. 783 с.

43. Герменевтика и деконструкция: Сб. статей / Под ред. В. Штегмайера, X. Франка, Б. В. Маркова . СПб. : Из-во СПбГУ, 1999. 487 с.

44. Гинзбург, К. Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в

45. XIV в. / Пер. с итал. M.JI. Андреева, М.Н. Архангельская. М. : РОССПЭН, 2000. 272 с.

46. Гомер. Илиада. Одиссея. М. : Просвещение, 1987. 400 с.

47. Горфункель, А.Х. «Молот ведьм» — средневековье или Возрождение? // Культура Возрождения и общество. М. : Наука, 1986. 232 с. С. 162-171.

48. Григоренко, А.Ю. Сон разума рождает чудовищ: Критические очерки о мистике и рационализме. JI. : Лениздат, 1986. 176 с.

49. Громыко, Н.В. Интернет и постмодернизм — их значение для современного образования // Вопросы философии. 2002. №2. С. 175-180.

50. Гроф, С., Хэлифакс, Дж. Человек перед лицом смерти / Пер. с англ. А. И. Неклесса. М. : Изд-во Трансперсонального Института, 1996. 246 с.

51. Губин, В.Д. Философия: актуальные проблемы. М. : ОМЕГА-Л, 2006. 376 с.

52. Гуревич, А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников // Избранные труды. Культура средневековой Европы. СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2006. С. 287—526.

53. Гуревич, А.Я. Проблемы средневековой народной культуры И Избранные труды. Культура средневековой Европы. СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2006. С. 15—286.

54. Гуревич, А.Я. Средневековый^ мир: культура безмолвствующего большинства. М., Искусство, 1990. 396 с.

55. Гуревич, А.Я. Избранные труды. Культура средневековой Европы. СПб. : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006. 544 с.

56. Гуревич, А.Я., Харитонович Д.Э. История средних веков. М. : Интерпракс, 1995. 336 с.

57. Гуревич, П.С. Современный мистицизм: истоки и современность. М. : Прогресс, 1988. 552 с.

58. Гуревич, П.С. Спасет ли мессия: «Христомания» в западном мире. Философско-публицистический очерк. М. : Политиздат, 1981. 272 с.

59. Гуревич, П.С. Философия культуры. М. : Аспект-Пресс, 1994. 288 с.

60. Гурко, Е. Тексты деконструкции / Деррида Ж. Differance. Томск : Водолей, 1999. 160 с.

61. Данилов, В. Размышления о миссионерской работе 2004. Электронный ресурс. URL: http://veritas.katolik.ru/books/razmyshl-missio.htm (дата обращения: 06.11. 2009).

62. Даркевич, В.П. Народная культура Средневековья: пародия в литературе и искусстве IX —XVI вв. М. : ИТИ Технологии, 2004. 328 с.

63. Даркевич, В.П. Народная культура средневековья: светская праздничная жизнь в искусстве IX — XVI вв. М. : Наука, 1988. 344 с.

64. Делез, Ж. Фуко / Пер. с фр. Семиной под ред. И. П. Ильина. М. : Изд-во гуманит. лит-ры, 1998. 172 с.

65. Делез, Ж., Гватарри, Ф. Анти-Эдип: капитализм и шизофрения. Екатеринбург : У-Фактория, 2007. 672 с.

66. Делюмо, Ж. Ужасы на Западе: Исслед. процесса возникновения страха в странах Зап. Европы, XIV — XVII вв. / Пер. с фр. Н. Епифанцевой. М. : Голос, 1994. 416 с.

67. Делюмо, Ж. Цивилизация Возрождения / Пер. с фр. И. Эльфонд. М. : У-Фактория, ACT, 2006. 720 с.

68. Делюмо, Ж. Грех и страх: Формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII — XVIII вв.) / Пер. с фр. И.Б. Иткина, Е.Э. Ляминой, Е.И. Лебедевой и др. Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2003. 752 с.

69. Демичев, A.B. Гармония жизни и смерти. Электронный ресурс. URL: http://anthropology.ni/ru/texts/gathered/index.html (дата обращения: 14.08.2009).

70. Демичев, A.B. Death on the run, или игра со смертью // Фигуры танатоса: Символы смерти в культуре. СПб. : Изд-во СПбГУ,' 1991.

71. Демичев, A.B. Дискурсы смерти. Введение в философскую танатологию. СПб. : ИНАПРЕСС, 1997. 144 с.

72. Демичев, A.B. «Новая архаика» и современная питерская танатология.1. Электронный ресурс. URL:htpp://anthropology.ru/m/texts/demich/modernth.html (дата обращения: 24.07.2008).

73. Демичев, A.B. Ориентация к-смерти БеаЛнейленд // Стратегии ориентации в постсовременности. СПб. : Борей Принт, 1996. С. 157-167.

74. Демичев, A.B. Оеайшейленд // Фигуры Танатоса: Искусство умирания. Сб. статей / Под ред. A.B. Демичева, М.С. Уварова. СПб. : Изд-во СПбГУ, 1998. С. 51-57.

75. Демидов, А.Б. Феномены человеческого бытия: Учеб. пособие. Минск: ЗАО Издательский центр "Экономпресс", 1999. 180 с.

76. Дери, М. Скорость убегания: Киберкультура на рубеже веков / Пер. с англ. Т.Парфеновой. Екатеринбург : Ультра. Культура; М. : ACT МОСКВА, 2008. 480 с.

77. Деррида, Ж. О грамматологии. М. : Ад Маргинем, 2000. 512 с.

78. Деррида, Ж. Письмо и различие / Пер. с фр. Д.Ю. Кралечкина. М. : Академический проект, 2000. 496 с.

79. Динцельбахер, П. Видения // Словарь средневековой культуры / Под ред. А.Я.Гуревича. М. : Росспэн, 2007. С. 66-73.

80. Догматическое богословие. М. : Свято-троицкая Сергиева лавра, 1994. 288 с.

81. Доусон, К. Г. Религия и культура / Пер. с англ., вступ. ст., ком-мент.: Кожурин К. Я. СПб.: Алетейя, 2000. 288 с.

82. Дубровский, Д.И. Постмодернистская мода // Вопросы философии. 2001. № 8. С. 42-55.

83. Дугин, А.Г. Конспирология. СПб. : Евразия, 2005. 624 с.

84. Дэвис, Э. Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху / Пер. с англ. С. Кормильцева, Е. Бачининой, В. Харитонова. Екатеринбург : Ультра. Культура, 2008. 480 с.

85. Дюби, Ж. Средние века (987-1460). От Гуго Капета до Жанны дАрк /

86. Пер. с фр. Г.А. Абрамова, В.А. Павлова. М. : Международные отношения, 2000. 414 с.

87. Дюби, Ж. Европа в Средние века. Смоленск.: Полиграмма, 1994. 320 с.

88. Дюпрель, К. Философия мистики или двойственность человеческого существа / Пер. М.С.Аксенова. СПб. : Изд. А.Н.Аксакова, 1895. Электронный ресурс. URL: http://psylib.org.ua/books/dupre01/index.htm (дата обращения: 22.12.2009).

89. Ерасов, Б. С. Социальная культурология. М. : Аспект Пресс, 2000. 591 с.

90. Жижек, С. Когда простота означает странность, а психоз становится нормой. Электронный ресурс. URL: http://anthropology.ru/ru/texts/zizek/ripley.html (дата обращения: 13.02.2009).

91. Жизнь чудовищ в Средние века / Пер. с лат., статьи Н. Горелова. Спб. : Азбука-классика, 2004. 224 с.

92. Жуков, Ю. Общество без будущего. Заметки публициста. М. : Политиздат, 1978. 319 с.

93. Зелинский, Ф.Ф. Древнегреческая религия. Киев : СИНТО, 1993. 128 с.

94. Идентификация ужаса / Ж. Делюмо, Дж. Фрезер. М. : Алгоритм, 2009. 240 с.

95. Ильин, И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М. : Интрада. 1998. 255 с.

96. История средневековой философии. Хрестоматия : в 2 ч. Ч. 1 : Патристика / Сост. Г .Я. Миненков. Минск : ЕГУ, 2002. 504 с.

97. История средних веков: в 2 т. Т.2 / Под ред. С.П. Карпова. М. : Высшая школа, 2003. 432 с.

98. История философии. Энциклопедия / Сост. A.A. Грицанов. Минск : Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. 1376 с.

99. Исупов, К.Г. Русская философская танатология // Вопросы философии. 1994. №3. С. 106-114.

100. Кара-Мурза, A.A. "Новое варварство" как проблема российской цивилизации. М. : 1995. 211 с.

101. Карсавин, Л.П. Основы средневековой религиозности в XII-XIII веках. СПб. : Алетейя, 1997. 432 с.

102. Кастельс, М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура / Пер. с англ. под научн. ред. О. И. Шкаратана. М. : ГУ-ВШЭ, 2000. 608 с.

103. Клюев, А. Сознательная эволюция человека. Азбука бессмертия. М. : Пилигрим-Пресс, 2004. 846 с.

104. Кириллова, Н.Б. Медиакультура: от модерна к посмодерну. М. : Академический проект. 2006. 448 с.

105. Книга загробных видений: антология. / Сост., предисл. П.Берснева, А. Галата; коммент. Р. Светлова, А. Галата, П. Берснева. Спб. : Амфора. ТИД Амфора, 2006. 334 с.

106. Козьякова, М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от античности до 20 века. М.: Весь мир. 2002. 360 с.

107. Колдовство в Средние века / Пер. с англ. Н. Масловой; предисл. и послесл. Н. Горелова. СПб. : Азбука-классика, 2005. 432 с.

108. Колесников, A.C. Проблема субъективности в постструктурализме / Формы субъективности в философской культуре XX века. СПб.: Санкт

109. Петербургское философское общество, 2000. С.79-106.

110. Костина, A.B. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. 2 изд. М.: УРСС, 2004. 352 с.

111. Криворученко, В.К. Патриарх: с думой о молодежи. Электронный ресурс. URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2009/professor.ru/ (дата обращения: 10.02.2010).

112. Кузнецова, В.В. "Vado morí"— иду к своей смерти // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.21—24.

113. Культурология XX век. Словарь. СПб. : Университетская книга, 1997. 630 с.

114. Куртц, П. Искушение потусторонним // Пер. с англ. В.А. Кувакин. М. : Академический Проект, 1999. 608 с.

115. Кутырев, В.А. Философия постмодернизма. Нижний Новгород : ВВАГС, 2006. 84 с.

116. Кьеркегор, С. Болезнь к смерти // Этическая мысль. М. : Политиздат, 1990. С. 361-470.

117. Кэмпбелл, Д. Мифы, в которых нам жить. Киев : София, 1997. 336 с.

118. Лаврин, А.П. Хроники Харона: энциклопедия смерти. М. : Моск. рабочий, 1993. 512 с.

119. Ле Гофф, Ж. Средневековый мир воображаемого : пер. с фр. / Общ. ред. С.К. Цатуровой. М. : «Прогресс», 2001. 440 с.

120. Ле Гофф, Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада / Пер. с фр. С. Чистяковой и Н. Шевченко. Екатеринбург : Изд-во Уральского Университета, 2000. 328 с.

121. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада: пер. с фр. / Общ. ред. Ю.Л. Бессмертного. Послесл. А.Я. Гуревича. М. : Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. 376 с.

122. Лебон, Г. Психология народов и масс. М. : Терра, 2008. 272 с.

123. Левикова, С.И. О готах, готике и больном российском обществе // Общественные науки и современность. 2006. №4. С. 155-165.

124. Левит, И.В. «Рай печали»: об эволюции представлений о загробном мире // Образ рая: от мифа к утопии. Серия "Symposium". Вып.31. СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.219-221.

125. Лекторский, В. Христианские ценности. Либерализм, тоталитаризм, постмодернизм // Вопросы философии, 2001. № 4. С. 3-9.

126. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр. М. : Институт экспериментальной социологии.; СПб. : Алетейя, 1998. 160 с.

127. Луков, В. А. Формирование масс: социологический анализ проблемы // Социологические исследования. 2002. № 7. С. 146—149.

128. Максимов, Ю. Восприятие религии в современном массовом кинематографе. Электронный ресурс. URL: http:// ww\v.pravoslavie.ru/jurnal/arts/kino.htm. (дата обращения: 25.05.2010).

129. Мальцева, С., Реале, Д., Антисери, Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье: в 4 т. Т. 1-2. СПб. : «Пневма», 2006. 704 с.

130. Мамардашвили, М. К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. М. : Политиздат, 1991. 352 с. С. 17—29.

131. Мандру, Р. Франция раннего Нового времени. 1500 — 1640: эссе по исторической психологии. М. : ИД "Территория будущего", 2010. 328 с.

132. Манхейм, К. Избранное. Социология культуры. М.; СПб. : Университетская книга, 2000. 501 с.

133. Маньковская, Н. Эстетика постмодернизма. СПб. : АЛЕТЕЙЯ, 2000. 347 с.

134. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.22. Изд. 2-ое. М. : Государственное издательство политической литературы. 1962. 352 с.

135. Маркузе, Г. Одномерный человек / Пер. с англ. A.A. Юдина. М. : ACT: ЗАО НПП «Ермак», 2003. 336 с.

136. Маркузе, Г. Эрос и цивилизация / Пер. с англ. A.A. Юдина. М. : ACT: ЗАО НПП «Ермак», 2003. 320 с.

137. Мафессоли, М. Околдованность мира, или Божественное социальное // Социо-Логос. М. : Прогресс, 1991. С. 133-137.

138. Memento vivere, или помни о смерти: Сб.статей / под общей ред. В.Л. Рабиновича и М.С. Уварова / РАН. Ин-т философии; Мин-во культуры и массовых коммуникаций. Рос. ин-т культурологии. М. : Academia, 2006. 400с.

139. Мень, А. В. История религии: в поисках Пути, Истины и Жизни: в 7 т. Т. 4. : Дионис, Логос, Судьба: Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра. М. : СП «Слово», 1992. 272 с.

140. Минькова, Н.В. Особенности формирования личности в системе образования XXI века: массовая культура и инициация зрелости // Научные труды Московского гуманитарного университета. М. : Социум, 2008. Вып. 98. С. 145-149.

141. Минькова, Н.В. Преподавание основ религиозной культуры в условиях доминирования магического мировоззрения // Научные труды Московского гуманитарного университета. М. : Социум, 2010. Вып. 116. С. 138-143.

142. Мириманов, В. Смерть торжествующая: образ смерти в искусстве Средневековья //Искусство: прил. к газете "Первое сентября". 2000. С. 5-7.

143. Монтень. О том, что философствовать — это значит учиться умирать // Монтень. Опыты. Избранные произведения: в 3 т. Т.1. М. : Голос, 1992. 384 с.

144. Монтер, У. Ритуал, миф и магия в Европе ранено Нового времени / Пер. с англ. А.Ю.Серегиной. М. : Изд. Дом «Искусство», 2003. 288 с.

145. Мордовцева, Т.В. Идея смерти в культурфилософской ретроспективе. Таганрог : Изд-во ТИУиЭ, 2001. 120 с.

146. Мордовцева, Т.В. Лики Танатоса в русском художественном слове // Парадигма. СПб. : 2005. Вып. 2. С. 143-150.

147. Мотрошилова, Н. «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» // Новая философская энциклопедия. М. : Мысль, 2001.

148. Моуди, Р. Жизнь земная и последующая. М., 1991. 413 с.

149. Мчедлов, М.П. Религиоведческие очерки. Религия в духовном и общественно-политической жизни современной России. М. : Научная книга, 2005. 447 с.

150. Мюшембле, Р. Очерки по истории дьявола: XII — XX вв. М. : Новое литературное обозрение, 2005. 584 с.

151. Назаретян, А.П. Архетип вставшего покойника как фактор социальной регуляции» // Вопросы философии. 2002. №11. С.73—84.

152. Неоязычество на просторах Евразии / под ред. В. А. Шнирельмана. М. : ББИ, 2001. 177 с.

153. Неретина, С.С. Слово и текст в средневековой культуре. Истории, мифы, загадки. М. Гнозис, 1994. 208 с.

154. Неретина, С.С. Средневековое мышление как стратегема мышления современного // Вопросы философии. №11, 1999. С. 122-150.

155. Несселынтраус, Ц. Г. "Пляски смерти" в Западноевропейском искусстве XV в. как тема рубежа Средневековья и Возрождения // Культура Возрождения и средние века. М. : Наука, 1993. 2224 с. С. 141-148.

156. Никитаев, В.В. Пространство и время WWW // Влияние Интернета на сознание и структуру знания / Отв. Ред. В.М. Розин. М. : ИФ РАН, 2004. 240 с. С. 73-94.

157. Новейшее Средневековье. Религиозная политика России в контексте глобальной трансформации. Доклад Института национальной стратегии. Электронный ресурс. URL: http://www.apn.ru/library/article9877.htm (дата обращения: 20.02.2009).

158. Стратегии ориентации в постсовременности: Сб. статей. СПб. : Борей Принт, 1996. 176 с.

159. Орлова, Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека // Морфология культуры: Структура и динамика. М. : Наука, 1994. С. С. 281-304.

160. Ортега-и-Гасет, X. Восстание масс. М. : ACT; Ермак, 2003. 272 с.

161. Осипова Н.О. Мусор как метафора современной культуры: от Авгиевых конюшен — к медиальному спаму // Культура глобального информационного общества: противоречия развития. М.: Из-во МосГУ, 2010. С. 395-402.

162. Отчуждение человека в перспективе глобализации мира: Сб. философских статей. Вып. I / Под ред. Маркова Б.В., Солонина Ю.Н., Парцвания В.В. СПб.: Петрополис, 2001. 378 с.

163. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека. М. : Наука, 1987. 240 с.

164. Панарин, A.C. Искушение глобализмом. М. : Эксмо-Пресс, 2002. 416 с.

165. Панарин, A.C. Православная цивилизация в глобальном мире. М. : Алгоритм, 2002. 496 с.

166. Панофский, Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. СПб. : Азбука-классика, 2006. 640 с.

167. Пелипенко, A.A. Постмодернизм в контексте переходных-процессов // Искусство в ситуации смены циклов. М. : Наука, 2002. С. 385-389.

168. Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков / Под ред. Тульчинского Г.Л. , Уварова М.С. СПб. : Алетея, 2000.416 с.

169. Поликарпов, B.C. Современные проблемы науки. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ; Таганрог : Изд-во ТРТУ, 2000. 196 с.

170. Поликарпов, B.C. Наука и мистицизм в XX веке, М. : Мысль, 1990. 221 с.

171. Разлогов, К. Экран как мясорубка культурного дискурса // Вопросы философии. 2002. № 8. С. 24-41.

172. Рассел, Дж. Б. Люцифер. Дьявол в Средние века / Пер. с англ. C.B. Иванова, А.И. Иваненко. М. : Евразия, 2001. 448 с.

173. Рашидов, С. Ф. Смысл жизни и страх смерти как обнаружение феномена самосознания // Фигуры Танатоса. Символы смерти в культуре / Отв. ред. А. Демичев. СПб. : Из-во СПбГУ, 1991. С. 39-46.

174. Рашкофф, Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. Екатеринбург : Ультра. Культура, 2003. 368 с.

175. Реутин, М. Пляска смерти // Словарь средневековой культуры / Под ред. А .Я. Гуревича. М. : Росспэн, 2007. 654 с. С. 360-364.

176. Розанов, В. Несовместимые контрасты бытия: Литературно-эстетические работы разных лет. М. : Искусство, 1990. 237 с.

177. Розин, В. М. Размышления о смерти и бессмертии на рубеже Ш-его тысячелетия // Философские науки. 2004. №7-8. С. 117-137.

178. Розин, В. М. Смерть как феномен философского осмысления (культурно-антропологический эзотерический аспекты) // Общественные науки и современность. 1997. № 2. С. 170-180.

179. Розин, В.М. Мистические и эзотерические учения и практики в средствах массовой информации // Общественные науки и современность. 1997, №3. С.46-47.

180. Рыжов, Ю.В. Ignoto Deo: Новая религиозность в культуре и искусстве. М. : Смысл, 2006. 328 с. '

181. Рязанцев, С. Танатология (учение о смерти). СПб. : ВосточноЕвропейский институт психоанализа, 1994. 384 с.

182. Сабиров, В. Ш. Этический анализ жизни и смерти. М. : Знание, 1987. 68 с.

183. Савчук, В. Кровь и культура. СПб. : Издательство СПбУ, 1995. 180 с.

184. Саммерс, М. История колдовства / Пер. с английского A.M. Лотменцева. М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 416 с.

185. Скородумова, О.Б. Культура информационного общества. М. : МГИРЭА, 2004. 164 с.

186. Словарь средневековой культуры / Под ред. А.Я. Гуревича. М. : Росспэн, 2007. 654 с.

187. Словарь философских терминов. М. : Инфра-М, 2007. 731 с.

188. Смерть и жизнь после смерти в мировых религиях : пер. с англ. / Сост. Дж. Ньюзнер / Серия «Диалог». М. : ББИ, 2007. 114 с.

189. Спасибенко, С.Г. Духовно-творческое начало бессмертия человека // Социально-гуманитарное знание. 2005. №4. С. 97-118.

190. Терин, В. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. М. : Изд-во Института социологии РАН, 1999. 170 с.

191. Торчинов, Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональное состояние. СПб. : Центр "Петербургское Востоковедение", 1998. 384 с.

192. Тойнби, А. Постижение истории / Пер. с англ. Е.Д. Жаркова. М. : Айрис-Пресс, 2004. 640 с.

193. Тоффлер Э. Метаморфозы власти / Пер. с англ. Е.Рудневой, Л. Бурмистровой и др. М. : ACT, 2003. 672 с.

194. Тоффлер, Э. Шок будущего / Пер. с англ. Е. Рудневой, Л. Бурмистровой и др. М. : ACT, 2002. 560 с.

195. Уваров, М.С. "Смерть смерти": постмодернистический проект //

196. Уваров, М.С. «Новая архаика» в пути// Пространственность развития. Саратов, 2001. С. 21-27.

197. Усманова, А. Р. Умберто Эко: парадоксы интерпретации. Минск : "Пропилеи", 2000. 200 с.

198. Фейерабенд, П. Против метода. М. : ACT: ACT Москва, 2007. 416 с. '202. Фигуры Танатоса: Искусство умирания: Сб. статей/ Под ред.

199. A.B. Демичева, М.С. Уварова. СПб. : Из-во СПбГУ, 1998. 200 с.

200. Филиппов, Б., Ястребицкая, А. Европейский мир X — XV вв. М. : Интерпракс, 1995. 384 с.

201. Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. М.С. Кагана, Ю.В. Перова, В.В. Прозерского, Э.П. Юровской. СПб. : Лань, 1998. 448 с.

202. Философы двадцатого века: Кн. 1. / Под ред: A.M. Руткевич, И.С. Вдовина М. : Из-во «Искусство XXI век», 2004. 367 с.

203. Флиер, А.Я. Некультурные функции культуры: Очерки. М. : МГУКИ, 2008. 272 с.

204. Франкл, В. Человек в поисках смысла. М. : Прогресс, 1990. 368 с.

205. Фрейд, 3. Мы и смерть / Рязанцев С. Танатология (учение о смерти). СПб. : Восточно-Европейский институт психоанализа, 1994. 384 с. С. 13-26.

206. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Пер. с нем. Э. Телятниковой. М. : ACT: ACT Москва, 2006. 430 с.

207. Фромм, Э. Душа человека. М. : Республика, 1992. 430 с.

208. Фуко, М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. / Пер. с фр.

209. B.П. Визгина, Н.С. Автономовой; Вступ. ст. Н.С. Автономовой. М. : Прогресс, 1977. 488 с.

210. Фуко, М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности.

211. Работы разных лет. / Сост., пер. с фр., коммент. и послесл. С. Табачниковой; общ. ред. А. Пузырея. М. : Касталь, 1996. 448 с.

212. Фукс, Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса / Пер. с нем. М. : Республика, 1993. 448 с.

213. Хабермас, Ю., Ратцингер, Й. Диалектика секуляризации. О разуме и религии / Пер. с нем. В. Витковского. М. : ББИ, 2006. 112 с.

214. Хайдеггер, М. Бытие и время. Хайдеггер Бытие и время / Пер. с нем. В. Бибихина. М. : AdMarginem, 1997. 541с.

215. Хапаева, Д. Готическое общество: морфология кошмара. М. : Новое литературное обозрение, 2008. 152 с.

216. Харрис, Р. Психология массовых коммуникаций / Пер. с англ. М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 448 с.

217. Харт Ниббриг Кристиаан JI. Эстетика смерти / Пер. с нем. А. Белобратова. Спб. : Изд-во Ивана Лимбаха, 2005. 424 с.

218. Хаттон, П. История как искусство памяти / Пер.с англ. СПб. : Владимир Даль, 2003. 224 с.

219. Хевеши, М.А. Толпа, массы, политика: Ист.-филос. очерк. М. : УРСС, 2001.224 с.

220. Хейзинга, И. Осень Средневековья / Пер. с нидерландского Д.В. Сильвесторова. 4-е изд. М. : Айрис-пресс, 2004. 544 с.

221. Хлодовский, Р.И. Ренессансный реализм и фантастика // Литература эпохи возрождения и проблемы всемирной литературы: Сб. статей / Ред. Н.И. Балашов. М.: Наука, 1967. 516 с.

222. Хорни, К. Новые пути в психоанализе / Пер. с англ. А. Боновикова. М. : Академический проект, 2007. 240 с.

223. Хренов, Н. Художественный опыт XX века в контексте смены культурных циклов // Общественные науки и современность. №2., 1999. С. 139-151.

224. Хуземан, Ф. Об образе и смысле смерти: История, физиология ипсихология проблемы смерти / Пер. с нем. Пер. с нем. Р. Златинского. М. : Энигма, 1997. 144 с.

225. Хюбнер, К. Критика научного разума / Пер. с нем. И.Т. Касавин. М. : Ин-т философии РАН, 1994. 326 с.

226. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения / Редкол.: И.Т. Фролов и др.; Сост. П. С. Гуревич. М. : Политиздат, 1991. 464 с.

227. Шенкао, М.А. Основы философской танатологии. Черкесск : КЧТИ, 2002.252 с. •

228. Шестаков,. В .П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры». М. : Искусство, 1988. 224с.

229. Шостром, Э. Человек-манипулятор: внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации / Перевод В. Данченко. Киев : PSYLIB, 2003. 168с. . • - •. ' Л'.'-.'; . ;

230. Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М. : Мысль, 1993.667 с.

231. Шпренгер, Я., Инститорис Г. Молот ведьм. СПб. : Амфора, 2007. 528 с.

232. Эко, У. Искусство и красота в средневековой-эстетике / Пер. с итал. А.П. Шурбелева. СПб. : АЛЕТЕЙЯ, 2003. 256 с.

233. Эко, У. От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст // Новое литературное обозрение. 1998. № 32. С. 5—14.

234. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб. : Петрополис. 1998. 432 с.

235. Эко, У. Полный назад! "Горячие войны" и популизм в СМИ / Пер. ситал. Е. Костюкович. М. : Эксмо. 2007. 592 с.

236. Эко, У. Средние века уже начались // Иностранная литература. 1994. " №4. С. 258-267.

237. Эко, У. Эволюция средневековой эстетики / Пер. с итал. Ю.Ильина, А. Струковой. СПб. : Азбука-классика, 2004. 288 с.

238. Элиаде, М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре / Перевод с английского Е.В. Сорокиной. Киев : София; М. : ИД "Гелиос", 2002. 224 с.

239. Элиаде, М. Аспекты мифа / Пер. с франц. В. Большакова М. : Академический Проект; Парадигма, 2005. 224 с.

240. Элиаде, М. Миф о вечном возвращении / Пер. с фр. Е. Морозовой, Е. Мурашкинцевой. СПб.: Алетейя, 1998. 250 с.

241. Элиаде, М. Мифы, сновидения, мистерии / пер. с англ. М. : REFL-book, 1996. 288 с.

242. Элиаде, М. От каменного века до элевсинских мистерий / Пер. с фр. H.H. Кулаковой, В.Р. Рокитянского, Ю.В. Стефанова. // История веры и религиозных идей: в 3 т. T.l. М. : Критерион, 2002. 464 с.

243. Элиаде, М. Священное и мирское /Пер. с фр., предисл. и коммент. Н.К. Гарбовского. М. : МГУ, 1994. 144 с.

244. Энциклопедия постмодернизма. Электронный ресурс. URL: http://slovari.yandex.ru/dict/postmodernism (дата обращения: 14.06.2007).

245. Эпштейн, М. Новое сектантство. Типы религиозно-философских умонастроений в России (1970-80 годы). 2-ое изд. М. : Лабиринт, 1994. 181 с.

246. Юлен, М. Идея переселения душ в XXI в., или будущее одной иллюзии // Вопросы философии. 2003. №3. С. 49-61.

247. Юнг, К.Г. О жизни после смерти // Тайна смерти. М. : Рипол, 1995. С. 105-138.

248. Ямпольский, М. Демон и Лабиринт. М. : Новое литературное обозрение, 1996. 336 с.

249. Ямпольский, М. Смерть в кино // Искусство кино. 1991. №9. С. 53-63.

250. Янклевич, В. Смерть. М. : Изд-во литературного института им. Горького1. A.M., 1999.448 с.

251. Ярхо, Б.И. Средневековые латинские видения // Восток — Запад:

252. Исследования. Переводы. Публикации: Сб. статей. Вып. 4. / Ред. кол. М.Л.

253. Гаспаров, Е.Н. Мелетинский. М. : Наука. 1989. 302 с. С. 18-55.

254. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / Пер. с нем. М. И. Левиной. М. :1. Политиздат, 1991. 528 с.

255. Ясперс, К., Бодрийяр, Ж. Призрак толпы. М. : Алгоритм, 2008. 272 с.

256. Borg, Marcus. Death as the Teacher of Wisdom. Электронный ресурс.-URL: http://www.religion-online.org/showarticle.asp?title=1001 (дата обращения: 13.07.2008). ;

257. Death and Dying in Film. Электронный; ресурс. URL: http://www.trinity.edu/mkearl/death02/deathflicks/index.htm (дата обращения:-29.11.2008). ; /

258. Death images in mass mediums. Электронный ресурс. URL: http://www.trinity.edU/mkearl/death-4.html#me (датаобращения:: 27.1112008):

259. Gorey, G. Pornography of Death / Grief and mourning in contemporary Britain. London: Gresset Press, 1965. p. 72.

260. Foster, G. B. The function of death in human experience. Chicago ■: The University of Chicago, 1915. 912 p.

261. Hulsman, J. Optional death in the postmodern narrative.1 Электронный ресурс. URL: http://www.postmodernvillage.com/eastwest/issue6/6a-0003.html (дата обращения: 15.06.2008).

262. Lessing. How The; Ancients Represented Death // Laokoon And How The Ancients Represented Death: London G / Bell and sons, LTD. 1914. 230 pi P. 171-226. '

263. Russell, C. Narrative mortality: death, closure and New wave cinemas. University of Minnesota Press, 1994. 280 p. :

264. Thomas K.V. Religion and the Decline of Magic: Studies in Popular Beliefsin Sixteenth and Seventeenth Century England. London, 1971. 736 p.

265. Macfarlane A. Witchcraft in Tudor and Stuart England: A Regional and Comparative Study. New York, 1970. 334 p.

266. Sebold H. Witchcraft. The heritage of a heresy. New York. 1978. Электронный ресурс. URL: http://www.lacan.com/ripley.html (дата обращения: 16.01.2010).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.