Репрезентация рыцарства в текстах французской культуры XI – XIII веков: опыт культурологического анализа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Белоусов Денис Сергеевич
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 285
Оглавление диссертации кандидат наук Белоусов Денис Сергеевич
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Сознание, культура и репрезентация западноевропейского средневекового рыцарства. Исследования и источники
1.1. Культура и сознание рыцарства в исследованиях
1.2. Проблема восприятия и репрезентации
в современной гуманитарной науке
1.3. Песни о деяниях как источник для изучения сознания средневекового рыцарства
2. Репрезентация войны и воина (рыцаря)
в средневековой культуре
2.1. Репрезентация войны в сознании и культуре Средневековья
2.2. Репрезентация рыцаря-воина в средневековой культуре
3. Репрезентация рыцарства в культуре Средневековья
через систему социальных отношений
3.1. Репрезентация рыцарства в сознании и культуре Средневековья через систему вассально-сеньориальных отношений
3.2 Репрезентация рыцарства в сознании и культуре
через систему социально-личностных отношений
3.2.1. Многозначность «друга»
3.2.2. Многозначность «врага» 246 Заключение 265 Список используемой литературы
Введение
В период Средневековья культура западной Европы переживала процесс выработки, становления и укоренения в сознании людей своих основных понятий и традиций, вбирающих в себя два, кажущихся на первый взгляд, абсолютно различных начала. С одной стороны, это наследие античного мира, где были выработаны одни из первых законов человеческой цивилизации и культуры, с другой, наследие варварских племен германцев, кельтов, гуннов и других народностей, где основным мерилом была сила и оружие. Но самое удивительное в том, что основой для их соединения послужила религия, которая постаралась сохранить, то, что было уже сделано, и не было разрушено той самой необузданной силой, которую она смогла направить в мирное русло формировавшейся европейской цивилизации. Триединство, ставшее основополагающим моментом для многих и различных явлений западноевропейского Средневековья.
Одним из таких явлений можно по праву считать западноевропейское средневековое рыцарство. Ровесник Средних веков, оно зародилось, просуществовало, а после, переродившись и обретя новую форму, продолжает свою жизнь уже в Новое время. Его можно по праву считать одной из визитных карточек «темного времени». Значение и влияние рыцарства на всю указанную эпоху прослеживается во многих направлениях. С одной стороны, оно является бесспорной решающей силой на полях сражений. С другой, именно рыцарство очень тесно связано с феодальными отношениями. В третьих, рыцарство принимает активное участие в культурной жизни Западной Европы, так как оно вдохновляет людей творческого ремесла и принимает активное участие в расширении контактов с Востоком. На рыцарство опирается духовенство, которое фактически провозглашает его своим защитником. Но одним из самых значительных деяний рыцарства в указанную эпоху является принятие участия в процессе формирования новой ментальности и культуры европейской цивилизации.
Однако, несмотря на все свои заслуги в прошлом, в настоящий момент само слово «рыцарство» и значение с ним связанное во многих языках и культурах Европы имеет достаточно узкую трактовку. Так, к примеру, в русском языке, как и во многих современных европейских языках слова «рыцарь», «рыцарство» в своем историческом значении подразумевают феодала или общность феодалов периода европейского Средневековья, тяжело вооруженных конных воинов, находящийся в вассальной зависимости от своего сюзерена. Существует и другое, переносное значение. Если кого-то называют «рыцарем», то, в первую очередь, хотят указать на его самоотверженность и благородство1.
В гуманитарных науках, как отечественных, так и зарубежных, слово «рыцарство» и «рыцарь» обладает более широким значением, из-за чего до настоящего времени составляет одну из ключевых проблем изучения данной социальной группы.
Следует также отметить, что в последние десятилетия XX - первые десятилетия XXI веков наблюдается значительный рост исследовательского интереса к проблеме изучения рыцарства. Данный процесс можно считать закономерным, поскольку в означенный период в гуманитарных науках наблюдается новый всплеск научного интереса к средневековому периоду западноевропейской цивилизации. И основной акцент в изучении действительности сместился в сторону рассмотрения вопросов, связанных с повседневностью и культурой, а не с глобальными политическими, экономическими, социальными процессами указанного периода. Особое значение стало предаваться проблемам изучения менталитета и культуры.
Повышенный интерес к менталитету и культуре западноевропейского рыцарства, французского в частности, не случаен, поскольку именно оно, по мнению большинства современных исследователей Средневековья, определяло мировоззрение европейской цивилизации в средневековый и
1 Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 23-е изд., испр. М.: 1990. С
последующие периоды. Изучение сознания и культуры данной социальной группы поможет выявить тенденции дальнейшего развития исследований в культурологи и исторической науки, что откроет новый пласт вопросов, бывший ранее недоступным для изучения.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Основные черты социально-политического самосознания рыцарства XIV века: по сочинениям Ле Беля и Фруассара2008 год, кандидат исторических наук Акимова, Елена Юрьевна
Культура Европейского рыцарства: христианский идеал и реальность2010 год, кандидат культурологии Смирнов, Александр Георгиевич
Ценностная специфика рыцарского идеала и его культурные формы2009 год, кандидат культурологии Орлова, Екатерина Игоревна
Западноевропейское рыцарство XII - XV вв. в евразийском историко-культурном контексте: этика противоборства: Опыт сравнительно-исторического исследования2005 год, кандидат исторических наук Басов, Игорь Иванович
Эпический мир "Песни о Роланде" в контексте средневековой культуры2006 год, кандидат филологических наук Щербаков, Александр Борисович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Репрезентация рыцарства в текстах французской культуры XI – XIII веков: опыт культурологического анализа»
Актуальность исследования
Научная мысль модерного общества освоила значимый для культуры человечества «престиж начала» (М. Элиаде) в практике исследования истоков любого изучаемого явления. Поэтому и глубокое понимание современной западноевропейской культуры невозможно без обращения к сознанию средневекового человека, одним из центральных локусов и ценностных ориентиров которого был образ рыцаря. Рыцарская культура стала той средой, в которой оформился определенный культурный код европейской традиции, основанный на таких ценностях как верность, честь, мужество, благородство, любовь к женщине, дружба и являющийся частью современной культуры. Поскольку ценностная система современной европейской цивилизации выстраивается вокруг идеи нового, традиция начинает утрачивать свою роль в развитии культуры, нарушается необходимый баланс между традицией и обновлением. В этих обстоятельствах возрастает социальная значимость научных исследований, вскрывающих традиционные истоки современной европейской цивилизации.
Чтобы идентифицировать, понять и интерпретировать культурный код, созданный рыцарской культурой в верном ключе сейчас, необходимо изучить его на материале источников, зародившихся и бытовавших в период Средневековья. В основе данного исследования тексты средневековых французских литературных произведений эпического жанра, так называемые песни о деяниях, или жесты (от фр. geste-деяние).
В жестах нашли свое отражение многочисленные идеалы, нормы и
характеристики рыцарства, которые были прописаны его современниками -
авторами произведений. Это позволяет взглянуть на рыцарство не только
изнутри, посредством изучения его культуры, «картины мира», но и со
стороны, то есть поднять вопросы, связанные с восприятием рыцарства людьми, входившими с ним в непосредственный контакт.
Специфика указанных текстов, а также новые подходы к изучению культуры, сознания, репрезентации средневекового общества, рыцарства, как его составляющей, требует переосмысления ранее сделанных выводов, с целью их уточнения и расширения научного понимания системы ценностей, сознания, восприятия средневекового общества и рыцарства, как его части.
Репрезентация как универсальная практика культуры соединяет в себе восприятие явления и представление (оформление, подача) образа, рожденного восприятием2. Взгляд на рыцарскую культуру как на конкретно -историческую форму репрезентации позволяет отказаться от упрощенного ее восприятия, способствует научному восприятию текстов рыцарской культуры как продукта сложных культурных процессов, в ходе которых реальная жизнь средневековой западноевропейской аристократии, проходя через фильтры восприятия в сознании средневековых авторов, оформляется в некие идеальные художественные формы, которые, в свою очередь, становятся ориентирами для реальных рыцарей в их деятельности. О таком возвратном действии литературы на реальную жизнь человека, общества писал Ю.М. Лотман3.
В целом, репрезентации рыцарства посвящено небольшое количество работ. В настоящий момент существует ряд исследований, как рыцарства, так и Средневековья в целом, в которых были начаты разработки истории ментальности, менталитета, репрезентации и культуры указанного периода и социальной группы, но большинство из них носит обобщающий характер, либо внимание исследователей было сконцентрировано на каком-либо одном аспекте изучаемого вопроса. Результаты данной работы позволят уточнить
2 См.: Гинзбург К. Репрезентация: Слово, Идея, Вещь // НЛО. 1998. № 3.
3 См.: Лотман Ю. М. Динамическая модель семиотической системы // Ученые
записки Тартуского государственного университета. Вып. 464 (Труды по знаковым
системам. ^ 10: Семиотика культуры). Тарту: ТГУ, 1978. С. 18-33.
6
понимание менталитета и культуры не только рыцарства, но и средневековой культуры.
Рыцарство в современных условиях - это феномен европейской традиции, артефакт. Его изучение возможно только на основе источников существовавших параллельно с ним во времени и пространстве или внутри него. Грамотный анализ и интерпретация текста источника как исторического среза сознания людей Средневековья позволит раскрыть глубинные структуры, движущие силы, мотивы и устремления, определявшие жизнь благородного воина. Позволит исследователю взглянуть на рыцарство его глазами и глазами людей его окружавших, выявить особенности репрезентации рыцарства.
При изучении и моделировании репрезентации рыцарства на основе литературных текстов Средневековья особое значение имеет концептуальное решение принятия текста как семиотического, несущего в себе знаковую систему культуры указанного периода, так как он в своей художественно-образной форме отражает парадигму мышления определенного слоя общества. Тексты о рыцарстве и про рыцарство, созданные в последующие Средневековью эпохи впишут образ рыцаря и его внешние и внутренние атрибуты в свою систему знаков и культурных норм, что открывает новое поле для исследования4. При этом можно обнаружить универсальный культурный код, заложенный в европейской культуре именно культурой рыцарства. Он не тождественен средневековому восприятию рыцарства, но, безусловно, возникает именно в нем.
Таким образом, актуальность диссертационного исследования также обусловлена необходимостью формирования методологии и инструментария, позволяющих выполнять культурологический анализ текстов исторических источников и синтезировать результаты в единую систему репрезентации рыцарства в средневековом сознании. Такая концепция необходима для аккумуляции культурно-исторического опыта с целью сохранения истоков
4 См.: Кирюхина Е.М. Рецепция Средневековья в культуре и общественной жизни Англии второй половины XIX - XXI веков. Н. Новгород, 2017.
7
культурных традиций в глобальном постоянно изменяющемся пространстве культуры ХХ1-го века.
Степень изученности
Рассмотрение репрезентации рыцарства в эпоху Средневековья как одного из феноменов средневековой культуры требует обращения к комплексу теорий и концепций, относящихся к исследованиям истории рыцарства, культуры рыцарства и Средневековья, социологии и антропологии культуры, философии культуры и пр. В попытке создать единое понимание рыцарства многие исследователи обращаются к изучению истории и культуры Средневековья и рыцарства, их предметно-пространственной среды; концептуализации категорий всего культурного пространства рыцарства и всех его составляющих: социального, жизненного, личностного и пр.
Следует отметить, что изучение рыцарства мировой гуманитарной наукой ведется с XIX века (Ж. Ж. Руа, Э. Э. Виолле-ле-Дюк, П. Лакруа, Л. Готье, А. Люшер,). Значительных результатов в развитии научной мысли добились западноевропейские историки и литературоведы, которые опираясь на средневековые документальные и литературные источники, памятники материальной и художественной культуры, интересовались вопросами истоков рыцарства, его существования в эпоху расцвета Средневековья, участия рыцарства в крестовых походах.
В первой половине XX века, в связи с глобальной трансформацией научной мысли в гуманитарных науках, происходит смещение акцентов в изучении не только указанной эпохи, но и рыцарства, в сторону повседневной истории и культуры, при этом предпочтение отдается многофакторности исследования (Й, Хёйзинга, Л. Февр, М. Блок). Такой подход к изучению истории и культуры Средневековья позволил исследователям больше уделять внимания психологии, сознанию, восприятию людей, изучаемой эпохи, что вскрывало и расширяло понимание движущих сил, происходивших в истории культуры глобальных процессов.
Новое прочтение исторического и культурного процесса можно наблюдать в работах исследователей конца XX начала XXI веков (Ж. Ле Гофф, Ж. Дюби, Ф. Контамин, Ф. Кардини, М. Кин). Все они, как правило, написаны на стыке гуманитарных наук с привлечение обширного методологического инструментария, что позволяет в рамках научного труда создавать объемные полотна по истории и культуре Средневековья, где рыцарству уже отводится одна из главенствующих ролей.
Более подробно о вышесказанном говориться в первой главе данного исследования.
Другой аспект изученности заявляемой проблематики представлен теоретическими исследованиями, затрагивающими различные вопросы теоретического и методологического характера исследования.
Основополагающая роль в данной работе, с точки зрения теоретического и методологического начал, отводится комплексному междисциплинарному подходу (М. Вебер, Ф. Бродель, И. М. Гревс, Н.П. Анциферов, Н.А. Гейнике), появившемуся в конце XIX - начале XX веков, когда в гуманитарных науках проходил процесс выделения некоторых из них из философии, сопровождавшийся синтезом раздробленных знаний, существующих в различных дисциплинарных областях. В трудах авторов изучались проблемы исторического, культурного, экономического, социального характера.
Современная лингвокультурология значительное внимание уделяет феномену «языковой картины мира»: гипотеза языковой относительности Сепира-Уорфа и «языковой онтологизм» немецкого экзитенциализма (М.Хайдеггер) и русского имяславия (А. Ф. Лосев), концепция языка В.В. Бибихина.
В сфере структурного изучения семиотических текстов особое внимание заслуживают труды Ю.М. Лотмана, Л.Ф. Чертова, Ч.С. Пирса, Ч.У. Морриса. Также основоположниками теории семиотики являются Ф. де Соссюр, Р.О. Якобсон, К. Аймермахер, А. Ф. Лосев, Ч. С. Пирс, Л. Ф. Чертов,
Н.П. Анциферов, Р. Барт, Д.Л. Спивак, В.Н. Топоров, актуальность исследований
9
которых лишь возрастает в современном мире, становясь объективной реальностью, как в фундаментальной науке, так и в прикладных аспектах проектно-эстетической проблематики.
Культурологический подход (М. Вебер, И.М. Гревс, Н. П. Анциферов, А. С. Кармин и другие) отличают разнообразие характеристик и разносторонний подход к исследованию культурного пространства, стремление систематизировать феномены культуры.
Исследованиям символов как материального воплощения глубинных, архетипических смыслов посвящены труды Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Э. Кассирера, Ж. Лакана, Ч. С. Пирса, П. Рикера, К. Г. Юнга, У. Эко, А. А. Белого, А. Ф. Лосева, Ю.М.Лотмана, В.В.Федорова, Л.П.Буева, К.Аймермахера, Г.Д. Забродиной и др. Одним из первых исследователей пространственной символики был Г.В.Ф. Гегель, который раскрыл суть закодированных основ бытия.
Базой для исследования фундаментальных характеристик культуры с точки зрения аксиологического подхода послужили труды Р.П. Мильруд, где поликультурное пространство представлено в виде иерархической структуры.
Цель исследования - реконструировать целостную систему репрезентации рыцарства в средневековом сознании на материале текстов рыцарской культуры классического периода (XI - XIII веков).
Задачи исследования:
1. Разработать методику выявления моделей восприятия в культуре на основе анализа литературах текстов.
2. Выявить ключевые понятия, используемые для описания рыцарства в текстах рыцарской культуры, отследить их частотность, место и значение употребления в контекстах жест.
3. Выявить и охарактеризовать основные модели восприятия рыцарства в средневековом сознании в контексте семиотического поля «война».
4. Выявить и охарактеризовать основные модели восприятия рыцарства в средневековом сознании в контексте вассально-сеньориальных отношений.
5. Выявить и охарактеризовать основные модели восприятия рыцарства в средневековом сознании в бинарной системе «друг-враг».
Объектом исследования является репрезентация рыцарства в сознании и культуре эпохи Средневековья в период XI-XIII веков.
Предметом исследования являются модели сознания или модели репрезентации рыцарства, нашедшие свое отражение в средневековых французских литературных источниках.
Как уже говорилось, источниковой базой для настоящего исследования послужили средневековые французские жесты. В качестве основных источников были использованы тексты таких жест как «Песнь о Роланде» и «Аспремонтская песнь», относящихся к циклу «жеста короля Франции». Дополнительным материалом послужили тексты жест «Коронование Людовика», «Песнь о Гильоме» из цикла «жеста Гарена де Монглана», и поэма «Жирар де Руссильон», принадлежащая к третьему циклу, «жеста мятежных баронов» или «жеста Доона де Майанс». Более подробно о жестах, взятых в качестве источниковой базы настоящего исследования, повествуется в отдельном параграфе первой главы исследования.
Основная гипотеза исследования:
Тексты французских средневековых литературных источников, песни о
деяниях или жесты, учитывая литературную и языковую специфику,
культурную особенность, социальную направленность представляют собой
носитель культурного кода, который образует семиотический текст
отражающий восприятие рыцарства средневековым обществом. При
всестороннем культурологическом анализе текста жест исследователь может
установить основные элементы семиосферы, формирующей восприятие
рыцарства, присущие как самому рыцарству, так и относящиеся к общим,
базовым для всего средневекового сознания. Дальнейший анализ
11
выявленных элементов установит пути, варианты и причины их перехода от базовых к рыцарским или наоборот, а также выявит связи между ними, что позволит в итоге сконструировать модели репрезентации рыцарства в средневековом обществе.
Теоретические и методологические основы исследования. Теоретический фундамент исследования составляют:
- теоретические исследования по исторической психологии Л. Леви-Брюля, Л. С. Выготского, В. А. Шкуратова, Е. Ю. Бобровой;
- теоретические исследования восприятия/репрезентации в культуре в работах Р. Эмерсона, Л. Леви-Брюля, А. де Токвиля, М. Пруста, М. Хайдеггера, Л. Февра, М. Блока, Ж. Дюби, Ж. Ле Гофф, А. С. Ахиезера, П. С. Гуревича, К. Поппера, К. Гинзбурга;
- семиотические исследования текстов культуры Ю. М. Лотмана;
- культурологические исследования, связанные с анализом семиотических систем Э. Гуссерля, Ф. де Соссюра, Р. Барта, Ю. М. Лотмана.
Методологическая стратегия исследования основана на междисциплинарном подходе, объединяющем лингвистический, литературоведческий, структурно-семиотический, аксиологический,
культурологический и другие подходы.
Междисциплинарный подход помогает целостно рассмотреть такой сложный, динамичный, удаленный во времени и пространстве объект исследования как репрезентация средневекового рыцарства. Данный подход имеет потенциал для считывания различных данных текстов источников и факторов формирования культуры и восприятия рыцарства, но при этом повышает сложность исследовательского процесса, так как каждая наука имеет свою теоретическую базу, свой контекст. Репрезентация рыцарства рассматривается с точки зрения её организационной и смысловой структуры в период расцвета Средневековья.
Лингвистический подход к изучаемому вопросу позволил рассмотреть
тексты источников и выявить отражающий рыцарство лингвистический
12
материал, проследить частотность его употребления, лингвистическую значимость, семантическую ценность, возможность применения этого подхода в формировании целостного представления о рыцарстве на основе формирования семантического поля, наличие которого доказывает существование в сознании и культуре Средневековья сформировавшейся динамичной модели восприятия рыцарства.
Литературоведческий подход направлен на изучении идейно-тематического содержания текстов источников, рассмотрении жанрового и композиционного своеобразия, трактовке художественного концепта как выражение сознания общества, писавшего о рыцарстве, для рыцарства, соприкасавшегося с ним.
С помощью структурно-семиотического подхода на первом этапе исследования выявлен характер текстов. Философско-культурологический подход позволил осуществить исследование культурной специфики материалов текстов источников с точки зрения основных концептов, характеризующих рыцарство. Применение основных положений культурологии, семиотики, истории, психологии, философии в аспекте системного подхода позволило рассмотреть рыцарство как результат взаимодействия антропологических, исторических, культурных, социальных, военных, политических, религиозных, экономических элементов и конкретизировать элементы сложной динамичной модели репрезентации рыцарства.
Существенное теоретическое значение для исследования имеют идеи Ю.М. Лотмана, его постижение символического характера культурного пространства текста как пространства знаков, образующих тексты культуры и формирующих семиосферу; теоретические концепты М.С. Кагана о факторах, формирующих культурную жизнь общества.
Определенное влияние на исследование оказали идеи и концепты ученых: В.А. Ремизова о поливариативности культурной среды социума; И.В. Малыгиной о культурной идентичности общественного пространства;
И.В. Кондакова о функционализме сред жизненного пространства людей; А.Я. Флиера о культурогенезе культурного пространства.
Методика исследования представляет собой поэтапную систему анализа объекта исследования, изучения и моделирования изучаемого процесса, систематизации и синтеза полученных результатов.
Так, первый этап исследований посвящён поиску в текстах источников, установлению и анализу лингвистических единиц, которые формируют массив значений, отражающих субъектно-объектные отношения, семантику и форму проявленности смысловых конструктов в границах рыцарского сословия.
На втором этапе проводится анализ употребления лингвистических единиц, при котором особое внимание уделяется частотности, месту и значению их употребления в контексте жест.
Далее, на основе полученных выводов из лингвистических единиц моделируется семантическое поле, построение которого ведется по принципу «от общего к частному» в содержании смысловой нагрузки каждой единицы.
Полученная модель семантического поля, на основе семиотических теорий принимается, рассматривается и анализируется исследователем как семиотический текст, где модель сознания, а именно - модель восприятия рыцарства в период Средневековья выражена как конструкт. На этом этапе достаточно четко можно установить принадлежность модели к общему восприятию (социальный конструкт) или рыцарскому (личностный конструкт). По принципу выстраивания семантического поля в процессе анализа выстраиваются и выявленные модели, из которых содержащие наиболее обобщенные представления формируют поле идеальных моделей восприятия рыцарства (социальный конструкт), а наполненные конкретикой и специфическими чертами - поле практических моделей, которые являются видоизменными под действием условий окружающей реальности идеальными или идейными моделями, но уже более присущими самому рыцарству (личностный конструкт).
С помощью всестороннего анализа изучена структура системы восприятия рыцарства; структурно-семиотический метод помог раскрыть культурное пространство рыцарства как знаково-символическую систему, открыл новые возможности в анализе пространства культуры рыцарства, моделировании системы восприятия самого рыцарства, так и его восприятия окружающими; метод анализа типологической квалификации объектов позволил выявить взаимосвязь и взаимозависимость отдельных структурных уровней и единиц восприятия, учесть специфику и основные тенденции.
На завершающем этапе исследования при помощи структурно -информационного метода осуществлена разработка модели репрезентации рыцарства в эпоху Средневековья, намечены пути дальнейшего исследования.
Соответствие паспорту научной специальности. Диссертационное исследование выполнено в рамках специальности 24.00.01 - Теория и история культуры. тема диссертации соответствует п. 1.3. «Исторические аспекты теории культуры, мировоззренческие и ментальные аспекты теории культуры», п. 1.6. «Культура и цивилизация в их историческом развитии», п. 1.12. «Механизмы взаимодействия ценностей и норм в культуре», п. 1.18. «Культура и общество», п.1.24. «Культура и коммуникация», п. 3.11.» Социология литературы», п. 3.34. Механизм постижения ценностей культуры с учетом специфики общечеловеческих, национальных, региональных особенностей жизненной среды», п.3.29. «Проблемы прогнозирования, проектирования и регулирования социокультурных процессов на прикладном уровне» паспорта специальностей научных работников ВАК Министерства образования и науки РФ (культурология).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Междисциплинарный исследовательский инструментарий позволил автору
выработать и апробировать не применяющийся ранее метод выявления
моделей репрезентации, базовых для определенного культурно-исторического
типа, на основе анализа значимых на данной культуры художественных
15
текстов. Предлагаемая авторская практико-ориентированная модель структурно-семиотического анализа целостной системы репрезентации рыцарского сословия представляет собой методологическую систему, отвечающую этим требованиям исследовательской практики и способную выполнять уточняющую функцию при изучении культурного феномена в рамках культурологического исследования.
2. Проведенный культурологический анализ жест позволил автору не только подтвердить сложившееся в исторической науке мнение об определяющей роли военного дела в культуре рыцарства, но и уточнить трактовку войны, специфичную для средневековой рыцарской культуры и западноевропейского средневекового сознания.
3. Культурологический анализ текстов рыцарской культуры позволил автору выявить и охарактеризовать проекции различных моделей восприятия рыцаря в системе координат вассально-сеньориальных отношений Средневековья.
4. На основе изучения текстов жест автор обнаружил и описал характерное для средневекового сознания восприятие рыцаря в системе «друг-враг».
Основные положения, выносимые на защиту.
1. В сознании французского средневекового рыцарства война и воин играют одну из ключевых ролей. Рыцарство воспринимается в средневековом сознании и культуре, в первую очередь, как воинство, сообщество воинов со своим сводом правил и кодексов, своим специфическим восприятием окружающего мира. «Битвы» («сражения»), становятся вехами, условными знаками в сознании средневекового воина, определяющими его реальность и его место в среде и культуре воинов, вокруг «поединков» выстраивается личная легенда рыцаря, тогда как «война», напротив, имеет лишь обобщенное значение в сознании рыцарства. Подвергаясь влиянию внешних факторов, война трансформируется в битву с «неверными», паломничество или битву с предателями.
2. В средневековом сознании и культуре к XII веку заканчивается
процесс трансформации и формирования образа воина-рыцаря (внешний вид,
16
гордость, надменность, доспех, оружие, конь). Это не просто воин, а человек с определенными физическими данными (сила, мощь, стать) и внешним видом (прекрасен лик, особенность лика), психологическими (отвага, бесстрашие) и моральными нормами поведения (защита слабых, защита сюзерена, нетерпимое отношение к предательству). Он вписан в систему феодальных отношений, за пределами которой растворяется в общей массе воинов, однако сохраняет присущие рыцарству черты и установки (внешний вид, отвага, честь, защита слабых, помощь побратиму), что в определенных ситуациях позволяет ему вернуться в систему. В текстах жест образ рыцаря предстает в определенной системе идеальных моделей: оруженосец, воин, рыцарь-старец. Каждая модель определяется в восприятии средневекового человека внешними признаками, атрибутами, социальной функцией. Эти модели соотносятся с вариантами рыцарских типажей, определяемых вассально-сеньориальными отношениями, что задает всей системе репрезентации рыцарства значительный потенциал к разнообразию проекций восприятия.
3. Военное и землевладельческое начало в вариантах модели «рыцарь» тесно связаны друг с другом. Определяющим вектором средневекового сознания представляются вассально-сеньориальные отношения. Они регламентируют поведение рыцарства внутри сообщества в период мира и на этапе начала военных действий (рыцарь-сеньор, рыцарь-вассал, рыцарь-правитель), но отходят на второй план на поле боя, где рыцарь-воин (рыцарь-воин, рыцарь-опытный воин, рыцарь-полководец) играет более значимую роль. Вассально-сеньориальный статус рыцаря четко определяется в текстах рыцарской культуры - образу рыцаря присущ тот или иной набор качеств и установок, который позволяет его достаточно четко идентифицировать и определить круг его функций в мирное и военное время.
4. Особый научный интерес представляет восприятие «друга» и «врага»
в системе рыцарской культуры. И здесь вмешиваются вассально -
сеньориальные отношения, накладывая свой отпечаток на отношения
17
межличностные. Для рыцаря друг - это «равный» (в социальном отношении), «побратим», «соратник по оружию», «союзник». Проекция «враг» обладает свойством персонификации, ей семантически близки проекции «язычник» и «противник» (военный), «захватчик», «предатель». Понятия «друг» и «враг», несмотря на достаточно четкое этимологическое значение слов их отражающих, не всегда в восприятии рыцаря имеют четкие положительные или отрицательные трактовки. Зачастую там, где видится «враг» для сознания обычного человека, к примеру, благородный воин - не христианин, предстает «друг» в системе координат восприятия рыцарства. В первую очередь эта особенность исходит из воинской культуры и подкрепляется системой феодальных отношений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Субкультура рыцарства в контексте политической и правовой культуры Средневековой Европы2003 год, кандидат культурологии Карповский, Андрей Сергеевич
Сюзеренитет-вассалитет в домонгольской Руси2005 год, доктор исторических наук Мининкова, Людмила Владимировна
Лингвоаксиологическая концептуализация средневекового рыцарства (на материале художественного и научно-исторического дискурсов)2020 год, кандидат наук Райскина Валерия Александровна
Рыцарский кодекс поведения: динамика лингвокультурных ценностей: на материале английского языка2015 год, кандидат наук Голодова, Елизавета Юрьевна
Аристократизм как феномен средневекового мышления2012 год, кандидат наук Кухтенкова, Ольга Александровна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Белоусов Денис Сергеевич, 2022 год
Список использованных источников и литературы
I. Источники
1. Gérard de Rossillion, ^anson de geste ancienne. Publiée en provençal et en français d'après les manuscrits de Paris et de Londres par Francisque -Michel (correspondant de l'institut de France). Paris. P. Jannet, Libraire, 1856. - 403 р.
2. Guillaume d'Orange, Chansons de geste des XI et XII siècles / Publiées pour la première fois par W.-J.-A. Jonckbloet. La Haye, 1854. - 336 p.
3. La chanson d'Aspremont / Chanson de geste du XII siècle. Texte du manuscrit de Wollaton Hall édité par Louis Brandin. Deuxième édition revue. T. 1-2. Paris. Librairie ancienne Honoré Champion, éditeur, 1923-1924. - 475 p.
4. La chanson de Guillaume / Publiée par Duncan McMillan. T. 1-2. Paris. Editions A. & J. Picard & C, 1949-1950. - 375 p.
5. La chanson de Roland / Text critique. Traduction et commentaire. Grammaire et glossaires par Léon Gautier (membre de l'institut./ Ouvrage couronné par l'académie française et par l'academie des inscriptions et belle-lettres. Nouvelle édition revue avec soin/ Édition classique à l'usage des élèves de seconde). Tours. Maison Alfred Mame et fils. 1887. - 391 p.
6. Le couronnement de Louis. Chanson de geste du XII siècle. Editée par Ernest Langlois. 2-ème ed. revue. Librairie ancienne Honoré Champion, éditeur, Paris, 1965. - 186 p.
7. Песни о Гильоме Оранжском / Отв. ред. А. Д. Михайлов. М.: Наука, 1985 - 576 с.
8. Песнь о Роланде / Перевод Ф. де ла Барта. Редакция, послесловие, комментарии Д. Михальчи. М.: Гослитиздат, 1958. - 272 с.
9. Песнь о Роланде / По Оксфордскому тексту. Перев. со старофранц., вступ. статья и примеч. Б. И. Ярхо. М. Л. : Academia, 1934. -325 c.
10. Песнь о Роланде / Французский народный героический эпос. Пер.
А. Н. Чудинов. Текст памятника, примеч., объясн. ст. Ф. де ла Барта и Ф. И.
269
Буслаева. Изд. 2-е (Знач. изм. и доп. В. Костылевым). Пг., И. Глазунов. 1917.
- 180 с.
11. Песнь о Роланде. Старофранц. героич. эпос / Пер. со старофранцузского Ю. Б. Корнеева. Изд. подгот. И. Н. Голенищев-Кутузов. Коммент. А. А. Смирнова. М. Л.: Наука, 1964. - 195 с.
12. Эйнхард. Жизнь Карла Великого // Историки эпохи Каролингов. М.: Российская политическая энциклопедия, 2000. - 288 с.
II. Литература: Справочная литература:
13. Atlas historique / Sous la direction de G. Dubi. Paris. Larousse, 1994.
- 358 р.
14. Chevalier, J., Gheerbrant, A. Dictionnaire des symboles.. Paris. Robert Laffont, 1992. - 1060 р.
15. Dictionaire etymologique de la langue française. Paris. Librairie Larousse. 1957. - 876 р.
16. Dictionnaire de la langue française. Imprimé en union européenne. Éditions de la connaissance,1995. - 983 р.
17. Etymological dictionary of the english language. London and Edinburgh. W&R. Chambers, 1896. - 612 р.
18. Hilgemann W., Kinder H. Atlas historique. De l'apparition de l'homme sur la terre à l'ère atomique. Paris. Librairie Académique Perrin, 1987. -630 р.
19. Klug f. Etymologisches worterbuch der Deutschen sprache. Berlin. New York. Walterde Gruyter, 1975. - 905 р.
20. Paul H. Deutsches Worterbuch. Veb. Max Niemeyer Verlag. Halle, 1961. - 870 р.
21. The concise Oxford Dictionary of current english. Oxford. University Press. 1951. - 1584 р.
22. The Oxford Dictionary of english etymology. Oxford. University Press. 1966. - 1042 р.
23. Version éléctronique du Nouveau Petit Robert. Dictionnaire analogique et alphabétique de la langue française. Nouvelle édition du Petit Robert de Paul Robert. Texte remanié et amplifié sous la direction de Josette Rey-Debove et Alain Rey. Paris. 1996.
24. Volkmann J.-Ch. La chronologie de l'histoire de France. Luçon. Gisserot. 1995. - 132 р.
25. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская Энциклопедия, 1966 - 571 с.
26. Бидерман Г. Энциклопедия символов. М.: Республика, 1996. -
335 с.
27. Большая советская энциклопедия. Т. 37. М.: Государственное научное издательство «Б.С.Э.», 1955. - 668 с.
28. Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. М.: Русский язык, 1998. - 1096 с.
29. Керлот Х.Э. Словарь символов. М.: REFL-book, 1994. - 601 с.
30. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987. -752 с.
31. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 23-е изд., испр. М.: Русский язык, 1990. - 2314 с.
32. Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей,1959. -1233 с.
33. Русско-английский словарь. М.: Советская энциклопедия, 1969. -
512 с.
34. Русско-немецкий словарь. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1962. - 566 с.
35. Словарь исторических терминов / Под ред. д.и.н., профессора А.П. Крюковских. СПб.: Лита, 1998. - 463 с.
36. Словарь средневековой культуры / Под ред. А. Я. Гуревича. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. - 632 с.
37. Словарь старофранцузского языка / Сост. М.А. Бородина, М.В. Гордина, В.Ф. Шишмарев. Под ред. В.Ф. Шишмарева. М.- Л.: АН СССР, 1955. - 274 с.
38. Смирнова Е.Д. Средневековый мир в терминах, именах и названиях: словарь-справ. Мн.: Беларусь, 1999. - 383 с.
39. Срезневский И.И. Материалы для словаря древне-русского языка по письменным памятникам. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1958. - 771 с.
40. Щерба Л.В., Матусевич М.И. Русско-французский словарь. М.: Русский язык, 1988. - 840 с.
Специальная литература:
41. Bédier J. Les Légendes épiques: Recherches sur la formation des chansons de geste. T. 1. Le cycle de Guillaume d'Orange. P., 1908. -263 р.
42. Bloch M. Le société feodale. P., Michel, 1968. - 710 р.
43. Bourassin E. La cour de France à l'époque féodale (987 - 1483). Des roi pasteurs aux monarques absolus. Paris, 1975. - 372 р.
44. Capefigue M. Histoire constitutionnelle et administrative de la France depuis la mort de Philippe-Auguste. Paris, Defey et Alex Vezard. 1833. - 422 р.
45. Chéruel P. A. Dictionnaire historique des institutios, moeurs et coutumes de la France. Paris. Vol. 1. 1874. Vol. 2. 1880. - 359 р.
46. Cohen G. Histoire de la chevalerie en France au Moyen age. Paris, Richard-Masse. cop., 1949. - 223 р.
47. Crépin-Leblond T, Rosen J. Images du pouvoir. Pavement de faïence en France du XIII au XVII siècle. Paris-Brou, Réunions des musées nationaux/Musée de Brou, 2000. - 197 p.
48. De Riquer M. Les Chansons de geste françaises. P., 1968. - 320 р.
49. Duby G. Hommes et structures du Moyen Age. Paris et La Haye, Mouton, 1973. - 424 p.
50. Duby G. Le chevalier, la femme et le pretre: Le mariage dans la France féodale. Paris. Hachette, 1981. - 300 p.
51. Duby G. Les origines de la chevalerie // Ordinamenti militari in Occidente nell'alto medioevo. Spoleto, 1968. P.739-761.
52. Duby G. Les trois ordres ou L'imaginaire du féodalisme. Paris. Gallimard, 1978. - 428 p.
53. Duby G.Guerriers et paysans, VIII-XII siècle. Paris, Gallimard, 1973. - 309 p.
54. Flori J. L'essor de la chevalerie. XI-XII e.s. / Préf. de Leopold Genicot. Geneve: Droz, 1986. - 404 p.
55. Flori J. L'idéologie du glaive: Préhistoire de la chevalerie / Préf. de Georges Duby. Geneve: Droz, 1983. - 205 p.
56. Ganshof F-L. Qu'est-ce que la feodalité? 3-e éd., rev. et auqm. Buvxelles, Office de publicite, 1957. - 206 p.
57. Gautier L. La chevalerie. Grenoble, Arthaud, 1960. - 369 p.
58. Gautier L. Les épopée françaises. P., 1878. - 324 p.
59. Guidot B. Recherches sur la chanson de geste au XIII-e siècle: D'aprés certaines œuvres du cycle de Guillaume d'Orange. Aix-en-Provence, 1986. - 1220 p.
60. Guilbert A.M. Histoire des villes de France. Paris, 1844 - 1848. -
825 p.
61. Guinle J.-Ph. Le livre des Rois de France / Éd. Bordas, 1996. - 199 p.
62. Jeanroy A. Etudes sur le cycle de Guillaume au court nez. Les Enfances Guillaume, le Charroi de Nimes, la Prise l'Orange; rapport de ces poèmes entre eux et avec la Vita Willelmi // Romania. - T. XXVI. - 1897.
63. Keen M. Chivalry. New Haven: Yale University Press, 1984. - 303 p.
64. La noblesse au Moyen âge / Ed. PH. Contamine. Paris, Hachette. 1948. -240 p.
65. Lacroix P. La chevalerie et les croisades. Féodalité. - Blason. - Ordres militaires/ D'apres les grands ouvrages de Paul Lacroix sur le Moyen age et la Renaissance., Firmin, Didot, 1890. - 322 p.
66. Lacroix P. Le moyen age et la Renaissance. Histoire et description des mœurs et usages, du comerce et de l'industrie, des siences, des artes, des litteratures et des beaux arts en Europe. P., 1848. T.1-5.
67. Lacroix P. Mœurs, usages et costumes au Moyen Age et a l'époque de la Rennessance. Paris, Librairie de firmin Didot frères et C'e, 1874. - 343 p.
68. Lacroix P. Vie millitaire et religieuse au moyen age et à l'époque de la Renaissance. P., 1873. - 297 p.
69. Le Goff G. Note sur la société tripartite, idéologie monarchique et renouveau économique dans la chrétienté du IX au XII siècle // L'Europe aux IX -XI siècles. Varsovie, 1968. P. 63-71
70. Le Goff J. L'apogée de la chrétienté. Paris. Bordas, 1982. - 356 p.
71. Le Goff J. La naissance du Purgatoire, Paris. Gallimard, 1981. -
509 p.
72. Louis R. L'épopée française est carolingienne // Coloquios de Rocesvalles. Zaragoza. - 1956. - P. 327-460.
73. Mandach, André de. Naissance et développement de la chanson de geste en Europe. T. 1. La geste de Charlemagne et de Roland. Genève, Paris, 1961.- 356 p.
74. Menéndez Pidal R. La Chanson de Roland et la tradition épique des Francs. Paris. Picard, 1960. - 543 p.
75. Michlet J. L'histoire de France au Moyen Âge. Louis XI. Paris, 1938. - 288 p.
76. Miquel P. Les château de l'histoire de France du XI au XVI s. / Ed. du Rocher, 1991. - 210 p.
77. Paris G. La littérature française au Moyen Age. Paris, 1889. - 179 p.
78. Peignot G. La selle chevaliere / Par Gab. Peignot.Paris, Techener; Dijon, Lagier, 1836. - 386 p.
79. Penge J. Le roi très chrétien. Paris. Fayard, 1949. - 448 p.
80. Stevenson M. W. Report on the manuscripts of Lord Middleton preserved at Wollaton Hall, Nottinghamshire / Historical manuscripts Commissoin; London, 1911. - 736 p.
81. Tyssens M. La Geste de Guillaume d'Orange dans les manuscripts cycliques. Paris. Les Belles Lettres., 1967. - 474 p.
82. Варвары: сборник статей по истории древнего мира и средневековой Европы. М.: Метагалактика, 1999. - 304 с.
83. Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. Л.: Лениздат,1990. -
223 с.
84. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры , 1999. - 896 с.
85. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. М.: Философское общество, 1991. Т 3: 471 c
86. Балли Ш. Язык и жизнь. М.: URSS, 2003. - 235 с.
87. Бартелеми Д. Рыцарство: от древней Германии до Франции XII века. СПб.: Евразия. 2012. - 584 с.
88. Басовская Н. Рождение Средневековья // Знание - сила. - 1997. -№5. С.110-124.
89. Белоусов Д.С. Основные проекции модели восприятия войны в сознании средневекового рыцарства // Вестник поволжской академии государственной службы: Науч. журнал - Саратов. - 2011. - Выпуск №4 (29). - С. 207-211.
90. Белоусов Д.С. Честь и предательство в политическом самосознании французского рыцарства // Власть. - 2012. - №2. - С. 124-127.
91. Белоусов Д.С. Восприятие властных отношений в сознании средневекового рыцарства // Власть. - 2014. - №2 - С. 150-153.
92. Белоусов Д.С. Ментальность в гуманитарной науке: сущность, эволюция, функционал // Центр и периферия. - 2019. - № 4. - С. 11-15.
93. Белоусов Д.С. Понятие «друг» и «враг» в средневековом мире (на материале текста «Песнь о Роланде») (тезисы) // Война и мир в Средние века и Раннее Новое время (Западная Европа и Византия): Всеросс. конф. студентов, аспирантов и молодых учёных: 8-9 февр. 2002: Тез. докл. М.: Путь, 2002. С.44-47.
94. Белоусов Д.С. Понятие «враг» в менталитете французского рыцарства Х1-ХШ веков (на материале «Песни о Роланде») // Новый век: история глазами молодых: Сб. науч. тр. аспирантов и студентов истор. фак. СГУ. Выпуск 1. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. С.129-144.
95. Белоусов Д.С. Друг и дружба в системе ценностных понятий французского рыцарства Х1-ХШ веков (по литературным источникам) // Военно-исторические исследования в Поволжье. - Вып. 5.- Саратов. Изд-во Сарат. ун-та. - 2003. С.28-37.
96. Белоусов Д.С. Христианство и война в сознании и культуре средневекового рыцарства XI - XIII вв. (на материале французских песен о деяниях) // Религия. Образование. Наука: модели и направления взаимодействия. Материалы научно-практической конференции с международным участием. Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, ФГАОУ «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»; ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования". 2021. С. 87-92.
97. Бессмертная О. Ю. Русская культура в свете мусульманства: мусульманский журнал на русском языке, 1910-1911 // Одиссей. Человек в истории. 1996. - М. - 1996. - С.268-286.
98. Бессмертный Ю. Л. Вновь о трубадуре Бертране де Борне и его видении простолюдина (к проблеме дешифровки культурных кодов).//Одиссей. Человек в истории. - Представление о власти. -М. - 1995. -С.140-150.
99. Бессмертный Ю. Л. Изучение раннего Средневековья и
современность.//Вопросы истории. - 1967. - №12. - С 83-95.
276
100. Бессмертный Ю. Л. К изучению обыденного сознания западноевропейского Средневековья.//Советская этнография. 1987. №1.
101. Бессмертный Ю. Л. Крестьянин глазами рыцаря (по материалам Франции XI - XIII веков) // Культура и общественная мысль. М.: 1988. С.99-109.
102. Бессмертный Ю. Л. Об изучении массовых социально -культурных представлений каролингского времени // Культура и искусство западноевропейского Средневековья. М. 1981. С.55-77.
103. Бессмертный Ю. Л. Риторика рыцарской скорби по данным англо-французской литературы ХП-ХШ вв.//Человек и его близкие на Западе и Востока Европы (до начала нового времени). М.: ИВИ РАН, 2000. С.64-83.
104. Бессмертный Ю. Л. Рыцарство и знать Х-ХШ вв. в представлениях современников // Идеология феодального общества в Западной Европе: проблемы культуры и социально-культурных представлений средневековья в зарубежной историографии / Сб. ИНИОН АН СССР. М.: 1980. С. 196-221.
105. Бессмертный Ю.Л. Некоторые проблемы социально -политической истории периода Каролингов в современной западноевропейской медевистике // Средние века. - Вып.26. - М.- 1964. -С.104-116.
106. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб.: Мифрил, 1995. - 244 с.
107. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М.: Наука, 1973. - 234 с.
108. Боброва Е. Ю. Основы исторической психологии. СПб.: Издательство СПбУ, 1997. - 236 с.
109. Борисова Е. Г. Значение слова и описание ситуации // Вестник Мос. ун-та. - Сер.9. - Филология. - №6. - 1996. - №3. - С.34-50.
110. Ванштейн О.Л. Западноевропейская средневековая
историография. М.-Л.: Наука, 1964. - 484 с.
277
111. Вартофский Л. М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М.: Прогресс, 1988. - 508 с.
112. Виолле-ле-Дюк Э. Э. Жизнь и развлечения в средние века / Культура средних веков в памятниках исторической мысли Франции/ Пер. с фр. М. Ю. Некрасова; вступ. ст. А. Н. Кирпичникова; науч. ред. Н. И. Мимизенко.; сост. С. Е. Еременко. СПб.: Евразия, 1997. - 231 с.
113. Военная символика / Состав. Соколов В. Н. Минск: Литература, 1997. - 542 с.
114. Волкова З. Н. Истоки французского литературного языка. М.: АН СССР, 1983. - 198 с.
115. Гинзбург К. Репрезентация: Слово, Идея, Вещь//НЛО. 1998. № 3.
116. Гореликов А.А., Лисицина Т.А. Русский путь: опыт этнолингвистической философии. Ч.2. Русский мир в русском слове. Великий Новгород, Издательство НовГУ, 1999. - 142 с.
117. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. // Гуревич А.Я. Избранные произведения. В 4-х т.т. Том 2. Средневековый мир. М. СПб.: ЦГНИИ ИНИОН РАН, 1999.
118. Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Искусство, 1981. - 360 с.
119. Гуревич А. Я. Смерть как проблема исторической антропологии // Одиссей. Человек в истории. 1989. М., 1989. С. 114-135.
120. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.: Искусство. 1989. - 366 с.
121. Гуревич А.Я. Культура средневековья и историк конца ХХ в. // История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций. М.: РГГУ, 1998. С. 258-265.
122. Гуревич А.Я. Начало феодализма в Европе. // Гуревич А. Я. Избранные произ. В 4-хт.т. Том 1. Древнее германцы. Викинги. М., СПб.: ЦГНИИ ИНИОН РАН, 1999. - 267 с.
123. Гуревич А.Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М.: Высшая школа, 1970. - 224 с.
124. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Искусство, 1981. - 360 с.
125. Гуревич П.С. Культурология. М.: Гардарики, 2001. - 280 с.
126. Двор монарха в средневековой Европе. Явление. Модель. Среда. М. - СПб.: Алетейя, 2001. - 352 с.
127. Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. Том третий: Средневековье. СПб.: Наука; Ювента, 1996. - 448 с.
128. Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 года // Одиссей. Человек в истории. - Культурно-антропологическая история сегодня. - 1991. - М. - 1991. - С. 51-67.
129. Европа в Средние века и Новое время: Общество. Власть. Культура: материалы VIII Всероссийской, с международным участием, научной конференции молодых ученых. Ижевск, 24-25 ноября 2020 г. -Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2021. - 330 с.
130. Европейское дворянство XVI - XVII веков: границы сословия. М.: Археологический центр, 1997. - 275 с.
131. Ермаченко И.О. Социально-политическое самосознание германского рыцарства XII - первой половины XIII веков. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук / Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 1998. - 19 с.
132. Жидков В. С., Соколов К. Б. Десять веков российской ментальности: Картина мира и власть. СПб.: Алетейя, 2001. - 633 с.
133. Заборов М. А. История крестовых походов в документах и материалах. М.: Высшая школа. 1977. - 272 с.
134. Заборов М.А. Крестом и мечем. М.: Советская Россия, 1979. -
240 с.
135. Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М.: Наука, 1980. - 320 с.
279
136. Иванов К. А. Средневековый замок и его обитатели в эпоху процветания рыцарства. М.: Ломоносов, 1994. - 214 с.
137. Идеология феодального общества в Западной Европе: проблемы культура и социально-культурных представлений Средневековья в зарубежной историографии. М.: ИНИОН, 1980. - 320 с.
138. История военного искусства / Под общей ред. Строкова. М.: Воениздат, 1966 - 656 с.
139. История всемирной литературы / Гл. редкол. Г. П. Бердников, А. С. Бушмин, Ю. Б. Виппер. Т. 2. / Под ред. Х. Г. Короглы, А. Д. Михайлов. М.: Наука, 1985 - 816 с.
140. История Европы. В 8-ми тт. Т.2. Средневековая Европа. М.: Наука, 1992. - 808 с.
141. История мировой культуры. Наследие Запада: Античность -Средневековье - Возрождение. М.: РГГУ, 1998. - 428 с.
142. История Франции. В 3х тт. Т. 1. М.: Наука, 1972. - 532 с.
143. История французской литературы / Глав. ред.: чл.-кор. В. М. Жирмундский, акад. А. Н. Толстой, акад. М. А. Шолохов и др. Т. 1. М.: Л.: АН СССР, 1946. - 583 с.
144. Каплан А. Б. Психологическая характеристика различных типов абсолютных монархов (историко-биографический аспект) // Средние века. -Вып.58. - М. - Наука. - 1995. - С. 171-172.
145. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. Сретенск: МЦИФИ, 2000. - 352 с.
146. Карсавин Л.П. Культура средних веков. М: 1995. - 223 с.
147. Карчалов В.В. Полководцы X - XVI в.в. М.: ДОСААФ СССР, 1989. - 334 с.
148. Кёнигсбергер Г. Средневековая Европа. 400 - 1500 гг. М.: Весь, 2001. - 384 с.
149. Кин М. Рыцарство / Пер. с анг. И. А. Тогоевой. М.: Научный мир, 2000. - 520 с.
150. Кирюхина Е. М. Рецепция Средневековья в культуре и общественной жизни Англии второй половины XIX-XXI веков. Нижний Новгород: Растр, 2017. - 273 с.
151. Кирюшкина В. В. Проблема интерпретации текста и метод анализа искажений в системе культурологи // Вопросы культурологии. -2009. - № 6. - С. 26-29.
152. Кирюшкина В. В. «Автор», «гений», «поэт» как категории авторского самосознания английских писателей XVIII века // Культура и искусство. - 2018. - № 1. - С. 16-23.
153. Классы и сословия средневекового общества / Под ред. З. В. Удальцовой. М.: МГУ, 1988. - 216 с.
154. Ковалевский С. Д. К вопросу о понятии «военная демократия». // Средние века. - Вып. 46. - М. - АН СССР, Институт всеобщей истории. -1983.-С. 198-213.
155. Контамин Ф. Война в Средние века / Пер. с фр. Ю. П. Малинин, А. Ю. Карачинский, М. Ю. Некрасов; под ред. Ю. П. Малинина. СПб.: Ювента, 2001. - 416 с.
156. Кополев Л. З. Чужие. (Пер. с нем. С.В. Оболенской) // Одиссей. Человек в истории. - 1993. - М. - 1993. - С.8-18;
157. Косминский Е. А. Лекции по истории средних веков. М.: Учпедгиз, 1938. - 479 с.
158. Куглер Б. История крестовых походов. Ростов-на-Дону: Феникс,1998. - 512 с.
159. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. Сретенск: МЦИФИ, 2000. - 368 с.
160. Ле Гофф. Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада / Пер. с фр. С.В. Чистяковой и Н.В. Шевченко; под ред. В.А. Бабинцева. Екатеринбург, Изд-во Урал. ун-та, 2000. - 328 с.
161. Ле Гофф. Ж. Средневековый мир воображаемого. М. : Прогресс, 2001. - 440 с.
162. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.: Атеист, 1930. -
344 с.
163. Лот Ф. Последние Каролинги / Пер. с фр. Ю. Ю. Дягилевой. СПб.: Евразия, 2001. - 320 с.
164. Лотман Ю. М. Динамическая модель семиотической системы // Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 464 (Труды по знаковым системам. Т. 10: Семиотика культуры). Тарту: ТГУ, 1978. - 148 с.
165. Лучицкая С. И. Араб глазами франка (Конфессиональный аспект восприятия мусульманской культуры).//Одиссей. Человек в истории. - 1993. - М. - 1993. - С.19-37
166. Лучицкая С. И. Мусульмане в иллюстрациях к хронике Гийома Тирского: визуальный код инаковости.//Одиссей. Человек в истории. 1999. -М. - 1999. - С.245-270
167. Лучицкая С. И. Мусульмане и христиане в Святой земле (частная жизнь западноевропейских рыцарей сквозь призму взаимных представлений мусульман и христиан) // Человек и его близкие на Западе и Востоке Европы (до начала нового времени). М.: 2000. С.105-122.
168. Лучицкая С. И. Образ другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб.: Индрик, 2001. - 412 с.
169. Лучицкая С. И. Образ Мухаммада в зеркале Латинской Хроники ХП-ХШ в.в.//Одиссей. Человек в истории. - 1994. - М. - 1994. - С.182-195;
170. Люблинская А. Д. источниковедение истории средних веков. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1955. - 374 с.
171. Люблинская А. Д. Структура сословного представительства в средневековой Франции // Вопросы истории. - 1972. - №1. - С. 100-113.
172. Люшер А. Французское общество времён Филиппа-Августа. / Пер. с фр. Г. Ф. Цыбулько СПб., Евразия, 1999. - 413 с.
173. Малинин Ю. П. Рыцарская этика в позднесредневековой
Франции // Средние века. - Вып. 55. - 1992. - С. 195-213
282
174. Малинин Ю. П. Средневековый «дух совета» // Одиссей. Человек в истории. 1992. - М. - 1994. - С. 176-192.
175. Мельникова Е.А. Меч и лира. Англосаксонское общество в истории и эпосе. М.: Мысль, 1987. - 206 с.
176. Михайлов А. Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики и стилистики. М.: Наследие, 1995. - 360 с.
177. Михайлова А. Д. Старофранцузская городская повесть «фаблио» и вопросы специфики средневековой пародии и сатиры. М.: Наука, 1986. -352 с.
178. Поньон Э. Повседневная жизнь Европы в тысячном году / Пер. с фр. Э.М. Драйтовой. М.: Молодая гвардия, 1999. - 392 с.
179. Портных В. Крестовые походы в Палестину (1095-1291). Аргументы для привлечения к участию. СПб.: Алетейя. 2017. - 224 с.
180. Пруст М. У Германтов / пер. с фр. Н. М. Любимова. С-Пб.: Амфора, 1999. - 665 с.
181. Пти-Дютай Ш. Феодальная монархия во Франции и Англии X -XIII вв. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1938. -426 с.
182. Разин Е.А. История военного искусства. Том 2. История военного искусства VI — XVI вв. СПб.: ООО «Издательство Полигон», 1999. - 656 с.
183. История крестовых походов / Пер. с англ. Е. Дорман. М.: Крон-Пресс, Oxford University Press, 1998. - 495 с.
184. Ронин В. К. Франки, вестготы, лангобарды в VI - VIII в.в.: политические аспекты самосознания.//Одиссей. Человек в истории. 1989. -М. - 1989. - С.60-75.
185. Ронин В.К. Бельгийцы и россияне: некоторые различия в менталитете.// Одисей. Человек в истории. 1989. - М. - 1989. - С.287-305.
186. Руа Ж.Ж. История рыцарства. 2-е изд. М.: Алетейа, 2001. - 248 с.
187. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.:
Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993. - 656 с.
283
188. Сидорова Н. А. О некоторых проблемах исследования средневековой культуры Франции // Вестник истории мировой культуры. 1961. - №6. - С. 73-90.
189. Сказкин С. Д. Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века. М.: Изд-во Моск. ун, 1968. - 377 с.
190. Смирнов С. 1250-й. Высокое Средневековье // Знание - сила. -1987. - №7. - С. 54-63.
191. Соколов В. В. Средневековая философия. М.: Высш. школа, 1979. - 448 с.
192. Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. М.: Наука, 1977. - 342 с.
193. Средневековая Европа глазами современников и историков. Книга для чтения в пяти частях. / Отв. ред. А. Л. Ястребицкая. Ч. III. Средневековый человек и его мир. М.: Интерпракс, 1995. - 396 с.
194. Стеблин-Каменский М.И. Заметки о становлении литературы: (к истории художественного вымысла) // Проблемы сравнительной филологии: Сб. статей к 70-летию чл.-корр. АН СССР В. М. Жирмунского. М.; Л., 1964. С. 401-407.
195. Стеблин-Каменский М.И. Саги как исторический источник // Рыдзевская Е. А. Древняя Русь и Скандинавия в К-Х^ вв.: (материалы и исследования). М.: 1978. С. 18-28.
196. Токвиль Алексис де. Демократия в Америке / Пер. с франц. В. П. Олейника, Е. П. Орловой, И. А. Малаховой, И. Э. Иванян, Б. Н. Ворожцова; Предисл. Гарольда Дж. Ласки; Комм. В. Т. Олейника. М.: Прогресс, 1992. -554 с.
197. Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка/Пер. с англ. - М.: Весь Мир, 2000. - 296 с.
198. Тьерри О. Рассказы из времен Меровингов. СПб.: Иванов и Лещинский, 1994. -336 с.
199. Удальцова З. В., Котельникова Л. А. Власть и авторитет в средние века // Византийский временник. - 1986. - Т. 47. - С. 3-16.
200. Фавтье Р. Капетинги и Франция / Пер. с фр. к.и.н. Г. Ф. Цыбулько. СПб.: Евразия, 2001. - 320 с.
201. Февр Л. Бои за историю. М.: Наука, 1991. - 632 с.
202. Флори Ж. Идеология меча. Предыстория рыцарства/ Перев. с фран. М. Ю. Некрасов, науч. ред. к.и.н. Ю.П. Малинин. СПб.: Евразия, 1999. - 314 с.
203. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. - 448 с.
204. Хёйзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры./Пер., сост. и вступ. ст. Д.В. Сильвестрова; коммент. Д.Э. Харитоновича. М.: Прогресс - Традиция, 1997. - 416 с.
205. Хёйзинга Й. Осень Средневековья / Пер. Д. В. Сильвестрова. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2011. - 768 с.
206. Шкуратов В. А. Историческая психология. Ростов-н/Д., 1994. -
505 с.
207. Шпаковский В.О. Рыцари Средневековья. V-XVII вв. М.: Просвещение, 1997. - 128 с.
208. Эмерсон Р. Эссе. М.: Художетвенная литература, 1986. - 639 с.
209. Яковлев В.В. История крепостей. СПб.: Полигон, 1995. -318 с.
210. Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI - XIII в.в. Эпоха. Быт. Костюм. М.: Искусство, 1978. - 196 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.