Ценностная специфика рыцарского идеала и его культурные формы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Орлова, Екатерина Игоревна

  • Орлова, Екатерина Игоревна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 192
Орлова, Екатерина Игоревна. Ценностная специфика рыцарского идеала и его культурные формы: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2009. 192 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Орлова, Екатерина Игоревна

Введение

Глава I. Ценностный потенциал западноевропейского сред- 14 невекового рыцарства

§ 1. Становление социокультурного института рыцарства

§ 2. Связь аристократического этоса с рыцарским идеалом

§ 3. Проблема существования рыцарства в России

§ 4. Специфика рыцарства в сравнении с восточными воинскими культурами

Выводы по главе I

Глава II. Формирование культуремы рыцарственности

§ 1. Социокультурное закрепление идеала рыцарственности в рыцарском романе

§ 2. Образ рыцаря в мировоззрении романтиков

§ 3. Трансформация представлений о рыцарстве в культу- 120 ре XX столетия

Выводы по главе II

Глава III. Семиотика игры в рыцарство

§ 1. Атональность и текстуальность рыцарской культуры

§ 2. Современная игра в рыцарство в контексте массовости 144 и элитарности

Выводы по главе III

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ценностная специфика рыцарского идеала и его культурные формы»

Актуальность темы исследования. Проблемой исследования являются генезис, культурная специфика и многообразие воплощений западноевропейского рыцарско-аристократического идеала. Рыцарство как элитарное военное сословие средневековой Европы относится к таким феноменам культуры, о которых массовое историческое сознание продолжает сохранять память, актуализированную в стереотипах, мифах и моделях обыденного поведения. Более того, рыцарство постоянно присутствует в жизни современного массового человека в виде метафор, универсальных архаических сюжетов, ценностных суждений, эпитетов, символов.

В современной культурологии стало актуальным исследовать исторические типы субкультур и социокультурных групп. Это обусловлено прогрессирующей дифференциацией культуры, с одной стороны, и проблемой фрагментации идентичности современного человека, с другой. Исследование субкультур, как правило, носит феноменологический характер и ограничивается определением временных рамок, поведенческих черт и указанием на социально-психологические особенности выражения определенных индивидуальных и групповых потребностей.

В этой связи представляется актуальным исследование идеологии социокультурных групп. По отношению к западноевропейскому рыцарству такой идеологией является рыцарственность (совокупность культурных принципов, задающая определенную поведенческую модель), приобретшая самостоятельное значение и транслированная в дальнейшем развитии культуры в иные социальные группы.

В современной культуре понятия «рыцарь», «рыцарское поведение» стали архетипическими. Современные молодые люди, в отличие от поколения их отцов, не только читают и смотрят фильмы о рыцарях, но пластически воплощают образ рыцаря в инсценировках, пытаясь не символизировать, а реконструировать атрибуты средневековой эпохи. Игровой характер освоения ушедших культурных стилей необходимо рассматривать в контексте проблемы нивелирования социальной иерархии в современной культуре.

Во второй половине XX столетия граница между массовым и элитарным окончательно стёрлась, исчезновение духовной вертикали оказалось существенной потерей для культурного самосознания. Потребность в социальной структурности, отличной от экономической стратификации и бюрократической субординации, проявляется сегодня в различных культурных формах, и в первую очередь - эстетических, текстуальных и игровых экс-плуатациях идей и образов предшествующих эпох. Высшие ценности не поддерживаются теперь развитым религиозным сознанием, они требуют себе замещения в виде репрезентации в игре и в искусстве.

Современная культура предоставляет молодому поколению совершенно новые возможности для самореализации и для достижения психологического комфорта вне привычных рамок социальной, национальной или этнической самоидентификации. Виртуальные миры, освоенные молодёжными субкультурами, становятся сегодня доступными и для людей старших поколений. Поэтому изучение их идеологии и проводимого ими культурного отбора позволяет выявить возможности дальнейшего развития общества в целом в период постиндустриальной цивилизации.

Тема данной работы позволяет внести вклад в решение таких актуальных проблем культурологии, как соотношение уникального и универсального в культуре, культурного смысла социальных и духовных иерархий, значения личностных образцов для формирования больших культурных стилей.

Степень разработанности проблемы. История и специфика рыцарства — тема, имеющая в гуманитарных науках давние традиции изучения. Вместе с тем в последние десятилетия она переживает определенный ренессанс. Исследования А. Борста, Р. Барбера, Д. Барни, Ж. Дюби, JL Женико, Р.

Килгура, П. Ван-Люйна, Ж. Флори и других1 вскрыли новые пласты этой проблематики, выявили оригинальные подходы к пониманию феномена рыцарственности.

В 1919 году вышла книга Й. Хёйзинги «Осень средневековья», имеющая подзаголовок «Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах». Автору, одному из первых культурологов, удалось представить средневековую историю в её повседневности, описать эмоциональные переживания, свойственные человеку средневековья. Й. Хёйзинга полагал, что если история - это прежде всего культура, то историк — не бесстрастный созерцатель, фиксирующий «то, что было», но ее со-творец. Определяя общее понятие игры, И. Хейзинга использовал значительный круг данных, относящихся к истории средневекового рыцарства. Рыцарский образ жизни представлялся ему явлением явно выраженной «игровой» природы, в смысле восприятия «игры» как последовательной антитезы «обыденной жизни», а рыцарский идеал, по его мнению, выражался «по большей части в фантазии и фикции» . Голландский культуролог делает весьма продуктивные для понимания сути рыцарственности замечания: «Рыцарство никогда бы не сделалось жизненным идеалом на период нескольких столетий, если бы оно не заключало в себе высокие социальные ценности. И именно в самом преувеличении благородных и фантастических взглядов была его сила. Душа Средневековья, неистовая и страстная, могла быть управляема единственно тем, что чрезвычайно высоко ставила идеал, к которому тяготели ее устремления»3.

Один из самых авторитетных историков XX века Жак Ле Гофф4 рассматривает средневековый Запад в заданных им параметрах пространства

Обзор литературы конца 60—70-х гг. XX века см. в статье: Бессмертный Ю. Л. Рыцарство и знать X—XIII вв. в представлениях современников // Сб. ИНИОН АН СССР «Идеология феодального общества в Западной Европе: проблемы культуры и социально-культурных представлений средневековья в зарубежной историографии». М., 1980, с. 196—220.

2 Хёйзинга Й. Осень Средневековья. М.: Наука, 1988. С. 61.

3 Там же.

4 Ле Гофф Ж. Другое средневековье. Екатеринбург, 2000; Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. М., 2001;//е Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. времени, материальной культуры и социальной иерархии, что позволяет ему понять как отдельного человека в его ментальности и повседневности, так и специфику всей духовной культуры средневековья.

Видный польский философ и социолог, специалист в области исторической социологии морали М. Оссовская публикует книгу «Буржуазная мораль» (1956), а следом - «Рыцарский этос». Вторая книга является анализом аристократического нравственного идеала, который преобладал в общественном сознании античности и средневековья. М. Оссовская рассматривает моральные нормы в контексте личностного образца — образа личности, который считается достойным подражания, является объектом притязаний, принят в данном социуме в качестве идеала. Личностный образец — важное понятие социологии культуры, в разработку которого большой вклад внесла сама М. Оссовская, — является ключевым в её исследованиях добуржуазной и буржуазной морали. Автор изучает прежде всего моральные черты личностного образца, но рассматривает их в единстве с другими, морально нейтральными признаками, которые в совокупности и образуют то, что она фиксирует с помощью древнегреческого термина «этос». Методологическая значимость работ М. Оссовской для нашей диссертации обусловлена плодотворностью содержащихся в них этических обобщений.

Книга итальянского исследователя Ф. Кардини, исследующего историю духовной культуры средневековья, её менталитет, социальную психологию и мироощущение, «Истоки средневекового рыцарства» появилась в 1981 г. Автор работает на стыке многих наук: социальной, экономической и культурной истории, археологии, истории техники и материальной культуры, военного дела. Он исходит из понимания рыцарства как особого социального и юридического явления и как определенной культурной реальности, типа мировосприятия и мироощущения, своеобразной «движущей идеи» эпохи.

Важной вехой в изучении средневековой духовной культуры стали работы представителей «Новой исторической школы» (М. Блок, JI. Февр), а также их последователей в России (О. А. Добиаш-Рождественская, А. Я. Гуревич, В. П. Даркевич, А. Л. Ястребицкая, Ю. Л. Бессмертный, Н. И. Басовская и др.). Огромный вклад в изучение проблем рыцарственности внес видный представитель школы "Анналов" Ж. Дюби. В работах, посвященных раннему средневековью, автор исследовал процессы становления рыцарства во Франции5.

Во второй половине XX века появляются комплексные работы, рассматривающие историю западноевропейского рыцарства с различных точек зрения и изучающие различные стороны его жизни. К подобным трудам относится книга "Рыцарь и рыцарство" американского исследователя Р. Барбе-ра6, освещающая главные проблемы становления рыцарства и его идеологии на протяжении всего средневековья. Книга состоит из пяти частей: в первой и второй частях ("Феодальный воин" и "Рыцарство и литература") рассматривается процесс формирования рыцарства и его идеологии. А три последние ("Рыцарство в действии", "Рыцарство и религия", "Рыцарство и государство") посвящены его общественному функционированию и взаимоотношениям с другими социально-политическими институтами. В заключительной части затрагивается проблема упадка рыцарства в XIV - XV вв.

Книга М. Кина "Рыцарство" посвящена исследованию средневековых войн. Автор в первую очередь останавливается на вопросе об уровне реальной опасности на войне в XIV веке, считая, что такая опасность была весьма существенной, несмотря на прочные доспехи, которые носили рыцари и существующий кодекс чести, предписывающий брать противников в плен, а не убивать. Далее автор рассматривает вопрос, касающийся странствующих рыцарей: насколько в позднем средневековье культ странствующего рыцаря соответствовал общественным и политическим нуждам своего времени, и как в умах современников культ странствующего рыцаря уживался с пониманием

Дюби Ж. Рыцарство // Трехмастная модель, или представления средневекового общества о себе самом / Пер. с фр. Ю.А. Гинзбург. М., 2000. С.262 - 275

6 Barber R. The knight and chivalry. N-Y., 1970.

7 Кин M. Рыцарство / Пер. с анг. И. А. Тогоевой. М., 2000. вится популярным направлением исследований. Автор монографии «Субкультуры и этносы в художественной жизни» К. Б. Соколов утверждает, что любая субкультура состоит из единства картины мира и образа жизни12. Т. Б. Щепанская говорит о единстве коммуникативного (типы межличностных связей, структура сообществ, формы общения и т.п. — социальный уровень культуры) и знакового (культурный код - в том числе арго, вербальный фольклор, атрибутика, символика и мифология вещественного мира, телесности, пространства и времени - то есть «язык» культуры и в целом её картина мира) уровней культуры13. В книге С. И. Левиковой «Молодежная субкультура» системно рассмотрены и классифицированы самые важные субкультурные движения XX века.14

Объект исследования - феномен рыцарственности в средневековой культуре, романтизме и массовой культуре XX века.

Предмет исследования - ценностные характеристики рыцарского идеала, представляющего своеобразную ценностную и знаковую систему, способную к исторической модификации и сохранению значимости в более поздних и неавтохтонных культурах.

Целью настоящей работы является культурно-философский анализ специфики рыцарского идеала, рассматриваемого в единстве его нравственных, эстетических, социальных и экзистенциальных характеристик. Реализация этой цели требует решения следующих задач:

1. Описать генезис и этапы становления рыцарского идеала в европейской культуре.

2. Выявить систему ценностей рыцарского идеала, его нравственные и эстетические характеристики.

3. Показать специфику рыцарского идеала, сопоставив институты военной элиты, возникшие в восточных культурах, с европейским рыцарством.

12 Соколов К. Б. Субкультуры и этносы в художественной жизни. СПб., 1996

13 Щепанская Т. Б. Система: тексты и традиции субкультуры. М.: ОГИ, 2004.

14 Левикова С. И. Молодежная субкультура: Учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.

4. Выявить роль романтического искусства и философии в процессе оформления рыцарского идеала в культурему.

5. Проанализировать экзистенциальные смыслы и культурную сущность игр в рыцарство в практике современных субкультур.

Теоретическими и методологическими основаниями диссертационной работы являются исторический, междисциплинарный, компаративный, системный подходы, диалектический метод, интерпретативный анализ. Теоретической базой настоящего исследования послужили идеи, сформулированные в области теории и истории культуры JI. Г. Иониным, В. П. Бранским, А. Я. Гуревичем, М. Оссовской, Й. Хёйзингой, А. В. Михайловым, И. С. Коном, М. С. Каганом. В выяснении уникальных и универсальных черт феномена рыцарственности мы использовали принципы феноменологического и универсалистского подхода к культуре А. Вебера.

Для понимания современной культурной ситуации методологическое значение имели идеи Г. Зиммеля, Т. Веблена, Дж. Фейблмана, 3. Баумана, Ф. Тенбрука, выдвинутые в сфере социологии культуры. Так под культурными формами в диссертации понимаются исторически изменчивые и исторически обусловленные единицы репрезентативной культуры, которая, по определению Ф. Тенбрука, «. .вырабатывает идеи, значения и ценности, которые действуют в силу их фактического признания. Она охватывает, следовательно, убеждения, . оценки, картины мира, идеи и идеологии, которые воздействуют на социальное поведение в той мере, в какой члены общества либо активно их разделяют, либо пассивно признают»15.

В работе используются принципы социокультурной динамики А. Моля, к концепции которого восходит термин «кулътурема» - это семиотическое понятие, используемое для анализа и классификации устойчивых, одинаково интерпретируемых обширным сообществом формальных проявлений культуры.

15 Tenbruck F.H. ReprAsentative Kultur // Sozialstrukiur und Kultur / Hrsg. von H. Haferiump. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1990. S 29. того, какие ужасы и преступления могут быть связаны с действиями таких рыцарей по отношению к мирным жителям.

Лишь в последние годы в российской историко-культурологической 8 науке стала развиваться антропология рыцарской культуры , исследующая различные аспекты рыцарства через т.н. "человеческий фактор" с помощью различных смежных наук: истории, культурологии, философии, политологии, социологии, психологии и др. Новые подходы в изучении западноевропейского рыцарства продемонстрировал "Круглый стол" ассоциации медиевистов и историков раннего Нового времени по теме "Средневековое европейское дворянство: от рыцаря к придворному"9, состоявшийся в 1997 г., а также ежегодный сборник Российской академии наук "Казус"10.

Редколлегия журнала «Одиссей» в апреле 2002 г.провела конференцию «Рыцарство: реальность и воображаемое». В 2004 году вышел номер журнала, куда вошли переработанные тексты докладов и выступлений дискуссии, прошедшей на конференции11.

Таким образом, до сих пор рыцарство изучалось как конкретное историческое или культурное явление. С нашей точки зрения, в вышеназванных работах остался не исследованным многоаспектный идеал рыцарственности, сложившийся в европейском средневековье, переживший несколько культурных трансформаций и окрасивший современное общественное представление о благородном человеке.

Проблема изучения ролевых игр (инсценировок средневековых турниров и битв; моделирования альтернативной реальности по образцу рыцарского романа или художественного текста фэнтези) в настоящее время стано

8 Ефимова Е. Рыцарство. М., 2003; Богословский J1. Бусидо II Удар Солнца или Гири - чувство чести / Сост. B.C. Пинхасович. М.-СПб., 1999; Военно-историческая антропология. Предмет, задачи, перспективы развития. М., 2002.

Хачатурян Н. А. Статус западноевропейского дворянства, его внутренняя стратификация и социальные потенции II Бюллетень Всероссийской ассоциации медиевистов и историков раннего нового времени. » М., 1997. №8. С. 21 -24; Тушина Г. М. Некоторые аспекты исследования средневекового рыцарства Прованса (XII -XIV вв.) в современной медиевистике / Там же. С. 24 - 30.

10 Казус. Индивидуальное и уникальное в истории. Вып.4 / Под ред. Ю. Л. Бессмертного и М. А. Бой-цова. М., 2002.

11 Одиссей: Человек в истории: 2004: Рыцарство: Реальность и воображаемое; История России: Quo vadis?; Маленькие радости Большого террора и др. (под ред. Гуревича А. Я.). М.: Наука, 2004. - 511 с.

Научная новизна исследования состоит в том, что в данной работе впервые рассматривается не изученная ранее проблема развития во времени рыцарственности как феномена культурного сознания, стиля и стилизации. В диссертации вычленяется в качестве самостоятельного предмета исследования рыцарский идеал, то есть набор культурных принципов, задающий определенную модель поведения и являющийся идеологическим ядром жизненного стиля всех рыцарских субкультурных форм. Работа открывает новые перспективы в сфере изучения экзистенциальных переживаний человеческой личности в связи с селекцией культурных образцов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Рыцарский идеал - культурный образец или совокупность ценностей специфического стиля жизни, сформировавшийся в средние века в процессе становления европейского нобилитета. В силу трёхстадийного формирования объединяет идеализированные поведенческие признаки конного воина, защитника церкви и придворного.

2. Рыцарский идеал представляет собой аристократический пер-фекционистский комплекс таких черт, как знатное происхождение, воинская доблесть (храбрость, искусность в бою, великодушие к противнику), честь и верность, щедрость, одухотворенность, куртуазность. По своим содержательным и формальным характеристикам это идеал «человека благородного».

3. В средневековых воинских культурах универсальными составляющими являются социальная роль воина-защитника, важность эстетизма и символики знаков отличия. Европейское рыцарство уникально в следующих моментах: формирование антропологического идеала благородного человека, теоцентриче-ские представления о мире; высокая ценность межсословной дистанции и неутилитарного поведения.

4. Процесс трансформации рыцарственности в культурему осуществился в эпоху романтизма за счёт привнесения в неё ощущения личной свободы, мистицизма, обострённого чувства собственной уникальности, ценности любовного страдания, особого отношения к смерти, темы личной судьбы и предназначения.

5. Инсценировки рыцарских сюжетов XX века и современности являются одним из множества вариантов полистилистической массовой игровой деятельности. Современная игра в рыцарство характеризуется приоритетами телесности и эстетизма.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования состоит в расширении представлений об антропологической, экзистенциальной, нравственной и эстетической базе формирования современной европейской культуры. Положения диссертационного исследования могут способствовать более глубокому пониманию системности как европейской, так и отечественной культур.

Материалы диссертации могут найти применение в преподавании культурологии, истории, философии, литературоведческих дисциплин, в дальнейших научных исследованиях. Концепция, разработанная в диссертации, может использоваться (как педагогическая технология) в педагогической антропологии, одной из важных задач которой является воспитание благородного человека с чувством собственного достоинства.

Апробация работы. Основные идеи, положенные в основу исследования, докладывались на аспирантских семинарах кафедры теории и истории культуры Волгоградского государственного педагогического университета. Полученные выводы обсуждались на Международных научно-практических конференциях «III Серебряковские чтения» (Волгоград, 2006), «IV Серебря-ковские чтения» (Волгоград, 2007), «V Серебряковские чтения» (Волгоград, 2008); III межрегиональных исторических чтениях, посвященных памяти проф. Б. С. Абалихина (Волгоград, 2006), IV Всероссийской научно-практической конференции «Традиционное общество: неизвестное прошлое»

Челябинск, 2008); Втором российском культурологическом конгрессе «Культурное многообразие — от прошлого к будущему» (Санкт-Петербург, 2008).

Основные положения диссертации нашли отражение в 14 публикациях.

Объём и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Орлова, Екатерина Игоревна

Выводы по главе III

Рыцарственность в своей исторической средневековой форме культурного идеала обладала рядом игровых черт, однако в своей сущности и целостности игрой не являлась. Олицетворением игровой составляющей рыцарской культуры стали средневековые турниры, потому что именно в них формализация всех игровых аспектов достигала максимума.

Современная массовая культура, создавая инсценировочные формы для воплощения антропологического идеала человека виртуального, использует игровые, телесные и символические элементы исторического рыцарства. Таким образом, рыцарский идеал, в XIX веке переродившийся в культурему, в XX веке стал источником формального варианта для культурной инсценировки.

Современные молодёжные субкультуры «ролевиков», «толкиени-стов» и «реставраторов» эксплуатируют внешние характеристики рыцаря и средневековой повседневной и праздничной жизни вообще. Самым популярным сюжетом инсценировок рыцарственности в массовой культуре является поиск Грааля. В этом сценарии заложена основа всей будущей фэнтези-традиции, базис игровой индустрии с ее адекватным ответом на массовую тягу к героическому подвигу, приключениям, походам в неизведанное с высокой целью.

Помимо субкультурных воплощений инсценировок рыцарственности, современная повседневность включает следующие формальные элементы рыцарственности: благородное поведение в бою (сегодня формально, в виде этикетных норм, используется в профессиональной сфере спортсменов, политиков, юристов, бизнесменов и др.); преклонение перед Дамой (в современной цивилизации превратилось в безапелляционную, априорную обязанность мужчины восхищаться и уступать женщине, что не только не смягчило традиции патриархальной дискриминации, а лишь усугубила её, так как речь в этом игровом сценарии не идет об уважении женщины за что-либо конкретное);

- выбор борьбы и преодоления в качестве личностных экзистенциальных установок; использование обширной семиотической системы (выбор игровых имён, изготовление костюмов, реконструкция оружия, изучение древней символики и её имитирование).

На современную культуру большее влияние оказывает не исторический портрет рыцарства, а романтическая культурема рыцарственности. Поэтому многие понятия и черты - такие, как честь, благородство, великодушие, чувство собственного достоинства, верность долгу и самопожертвование прочно связаны в нашем сознании с рыцарским ценностями и представлениями о рыцарском образе жизни.

В истории культуры существует ряд примеров, когда для удовлетворения потребностей человека в игре не хватало естественных средств, и общество находило формы, в которых реальность и игра тесно переплетались, создавая яркие культурные феномены. В XX столетии, которое характеризуется одновременным существованием множества жизненных стилей (в отличие от традиции средневековья и канона романтизма) и формированием типа человека виртуального, культурные инсценировки замещают обретение стационарной идентичности.

Современное увлечение рыцарскими сюжетами является своеобразной потребностью в социальной иерархической упорядоченности, и в практике молодёжных субкультур обретением возможности личного самосовершенствования путем самопреодоления, самоперерастания.

Это постмодернистский (то есть существующий только в искусстве в форме чувственного выражения и художественных проектов) «возврат» к старым антропологическим идеалам и культурным образцам. Использование известных образцов и сюжетов для культурных инсценировок выполняет функцию архивирования исторической памяти человечества (в форме игры во всю прежнюю историю).

Заключение

Рыцарство представляет собой уникальный европейский культУРнь1И институт, сложившийся на базе воинской феодальной культуры, под восПить1 вающим влиянием католической церкви, сформировавшей идею социальной элитарности воина, повлиявшую на специфический рыцарский этос и kotvU1-^1^ символов.

Рыцарство является предметом исторического и культурфилософсКО го интереса, который практически никогда не угасал, так как существо^аНйе этого феномена тесно связано с важнейшими экзистенциальными и антроИоЛО гическими основаниями культуры. В этом аспекте главным является 1ГроСЛе живание сменяемости ролей образа рыцаря в ценностной траектории, 1С°Т° рую выстраивают различные проекты европейского человека: от хрисХ^^нИ на и авантюриста до современного конформиста, склонного к образоваИИому эгоизму и эстетизированному гедонизму.

Особенностью культурологического изучения рыцарского идеала ется сложное переплетение реалий и представлений в судьбе этого военно-аристократическое сословие, тип ведения воины, кодекс куртуазность, идея личной доблести и чести, внешняя телесная эстетика 010 жеты рыцарских мифов и романов, мистические образы и т.д. Таким обр^^оМ' изучая идею рыцарственности, культуролог имеет дело с комплексом р^3^0 образных феноменов культуры.

В нашем исследовании выделено три культурные формы рыцарс^^370 идеала:

1) Исторически исходная, присущая средневековому европейсвс£1>:1У1У рыцарству (рыцарский идеал в эту эпоху задает поведение, является лиг*^^"0 стным образцом, которому подражают).

2) Образ рыцаря в романтизме XIX - XX веков (культурема, имеюХЗЗ^51 идеологический характер и являющаяся реакцией на ценности буржуаз^з^^1)" Романтическая культурема рыцарства объединяет результаты восприя рыцарственности на всех уровнях: формальном, информационном, гносеологическом, эмоционально-чувственном, этическом и духовном.

3) Игра в рыцарство в молодёжных субкультурах XX века и современной массовой культуре. Она является одной из множества культурных инсценировок, а также временным «бегством» в виртуальный мир, как следствие неудовлетворенности собственной культурой.

Нами рассмотрены три исторических эпохи, внутри которых формировались собственные антропологические идеалы («человек благородный», «человек свободный» и «человек виртуальный»). Соответственно и рыцарский идеал в эти исторические периоды меняла свои культурные формы (от рыцарского идеала к культуреме рыцарственности, а затем к игре в рыцарство или инсценировке рыцарственности).

Каждая культурная форма рыцарского идеала транслирует собственный набор характерных черт. Рыцарский средневековый идеал — набожность, силу, верность, гармонию внешнего и внутреннего, честь, славу, знатность; романтическая культурема - свободу, утонченность, индивидуализм, воспевание судьбы и смерти, любовь-страдание; культурная инсценировка XX века и современности — телесность, эстетизм, иронию.

Рыцарский идеал в разные культурные эпохи отличают различные содержательные нормативы. В средневековье он ориентирован на нравственность, в романтизме — на спиритуализм, в XX веке и современности — на телесность.

В средние века рыцарственность использует форму кодирования в виде традиции (возможности выбора у средневекового субъекта нет, существует единственный жизненный стиль). Эпоха романтизма предлагает несколько жизненных стилей и возможность их выбора, которая однако блокируется романтическим идеалом свободного человека и поэтому рыцарственность кодируется в виде канона. В современной массовой культуре выбору человека доступен длинный ряд жизненных стилей, в одном из которых закодирована рыцарственность.

Средневековье и эпоха романтизма являлись моностилистическими культурами, то есть рыцарственность в качестве идеала в первой и культуре-мы во второй обладала внутренней связностью и, кроме того, активно разделялась обществом. XX столетие и современность предстали полистилистической культурой, в которой произошло «снятие» иерархии культурных форм и ценностей.

В нашем исследовании проанализированы демонстративные аспекты культурных форм рыцарского идеала. В средневековье, когда важную роль играла война, таким символом была демонстрация физической силы, позже в эпоху куртуазности — демонстративный досуг; в романтизме принадлежность к избранным (свободным бунтарям) проявлялась также посредством демонстративного досуга, позже, в наше время — путем демонстративного потребления.

Институты прекращают свое существование, но сформированные ими коллективные представления гораздо более устойчивы. Это и произошло с феноменом рыцарственности, который обрёл в европейской романтической культуреме дополнительные яркие черты свободы, индивидуальной судьбы и особого отношения к смерти, а в аспектах современной повседневности, игрового массового поведения и инсценирования - телесности, эстетизма, иронии.

Историческое рыцарство обладало четко выстроенной и организованной идеологией, этические нормы и принципы выкристаллизовывались на протяжении довольно длительного времени и являлись регулятором деятельности рыцарей практически во всех сферах общественно-политической жизни. Рыцарская идеология наложила весомый отпечаток на функционирование человеческой жизни в европейском средневековье и в Новом времени. Её культурный резонанс во многом определяет характер антропологических ценностей европейца XIX столетия, а также символику культурных инсценировок XX века и современности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Орлова, Екатерина Игоревна, 2009 год

1. Августин А. Против академиков // Антологии мировой философии: В 4 т. М.: Мысль, 1969. Т. 1. С. 5 - 87.

2. Аверинцев С. С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. — 1988. — № 7. — С. 210—220.

3. Аверинцев С. С. Поэты. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. — 364 с.

4. Аверинцев С. С. Размышления над переводами Жуковского // Аверинцев С. С. Поэты. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. — С. 137—165.

5. Альтернативная культура : энциклопедия / сост. Дм. Десятерик. — Екатеринбург : Ультра.Культура, 2005. — 213 с.

6. Андреев А. П., Селиванов А. И. Западный индивидуализм и русская традиция // Философия и общество. — 2001. — № 4. — С. 98—126.

7. Апресян Р. Г. Нормативные модели моральной рациональности // Мораль и рациональность. М.: Институт философии, 1995. С. 94 118.

8. Ауров О. В. Образ жизни кастильского рыцаря XIII века // Вопросы истории. — 2003. — № 8. — С. 56—68.

9. Багдасаров В. Р. Запорожское рыцарство XV—XVIII вв. // Общественные науки и современность. — 1996. —№ 3. — С. 112—122.

10. Басов И. И. Западноевропейское рыцарство XII—XV вв. в евразийском историко-культурном контексте: этика противоборства (Опыт сравнительно-исторического исследования) : дис. . канд. ист. наук : 07.00.03 : Басов — Армавир, 2005. —259 с.

11. Басовская Н. И. Идеи войны и мира в западноевропейском средневековом обществе // Средние века. Вып. 53. М., 1990. С. 44- 51.

12. Бауман 3. Индивидуализированное общество / 3. Бауман. — М. : Логос, 2002. 390 с.

13. Бачинин В. Культурема // Бачинин В. Энциклопедический словарь. Культурология. — М.: Изд-во Михайлова В. А., 2005. — С. 129 131.

14. Бедье Ж. Роман о Тристане и Изольде / Ж. Бедье. — JL : «Художественная литература», 1938. 220 с.

15. Бердяев Н. А. Смысл истории. Новое средневековье / Н. А. Бердяев. — М. : Канон+, 2002. 447 с.

16. Бердяев Н. А. Судьба России: Сочинения. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 2000. С. 581 599.

17. Бессмертный Ю. JI. Вновь о трубадуре Бертране де Борне // Одиссей. Человек в истории. — М., 1995. — С. 142 150.

18. Бессмертный Ю. JI. Жизнь и смерть в Средние века / Ю. JI. Бессмертный. — М.: Наука, 1991. —280 с.

19. Бессмертный Ю. JI. Рыцарское счастье — рыцарское несчастье (Западная Европа XII—XIII вв.) // В своем кругу. Индивид и группа на Западе и Востоке Европы до начала Нового времени. — М.: Изд-во ИВИ РАН, 2003. — С. 51—88.

20. Бессмертный Ю. JI. Странное счастье рыцаря // Казус. Индивидуальное и уникальное в истории. — М., 2002. — Вып. 4. — С. 53—72.

21. Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры / П. М. Бицилли. — СПб.: Мифрил, 1995. 243 с.

22. Блок М. Феодальное общество // Блок М. Апология истории или ремесло историка. — М.: Наука, 1986. — С. 280 347.

23. Богословский JI. Бусидо // Удар Солнца или Гири — чувство чести / сост. В. С. Пинхасович. — М. : Росийская государственная библиотека; СПб. : ЛЕТНИЙ САД, ТОРГОВО-ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ, 1999. С. 5 17.

24. Бонналь Н. Толкиен. Мир чудотворца / Н. Бонналь. — М.: София, 2003. — 378 с.

25. Бондарко Н. А. Проблема долга в лирике миннезингера Фридриха фон Хаузена // Средние века. — Вып. 60. — М. : Наука, 1997. — С. 288—296.

26. Бордонов Ж. Повседневная жизнь тамплиеров в XIII веке / Ж. Бордонов. — М. : Молодая гвардия, 2004. 256 с.

27. Бранский В. П. Искусство и философия : роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи / В. П. Бранский. — Калининград : Янтарный сказ, 1999. 704 с.

28. Брюнель-Лобришон Ж. Повседневная жизнь во времена трубадуров XII— XIII веков / Ж. Брюнель-Лобришон, К. Дюамель-Амадо. — М. : Молодая гвардия, 2003. 416 с.

29. Буганов А. В. Воин-герой в исторической памяти русских // Мужской сборник. — Вып. 2 — М., 2004. — С. 197—204.

30. Васин П. Игрушки русских рыцарей // Родина. — 2003. — № 11. —С. 106—110.

31. Веблен Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. — М. : Прогресс, 1984. — 367 с.

32. Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб.: Унивеситет-ская книга, 1999. 565 с.

33. Веселовский А. Н. Введение // Бедье Ж. Роман о Тристане и Изольде. — Л. : «Художественная литература», 1938. — С. 25—53.

34. Вовк О. В. 100 великих рыцарей / О. Вовк. — М. : Вече, 2005. 480 с.

35. Войтин В. Русское рыцарство // Оренбургская неделя. — 2000 — № 31.

36. Гарбузов Д. В. К феноменологии культурно-исторических форм христианской цивилизации // Известия ВГПУ — Волгоград. — 2005. — № 2 (11). — С. 32 41. — (Социально-экономические науки и искусство).

37. Гартман Н. Эстетика. М.: Изд-во иностранной литературы, 1958.

38. Гвардини Р. Конец Нового времени // Самосознание культуры и искусства XX века. Западная Европа и США. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. С. 181.

39. Гейне Г. Введение к «Дон Кихоту» // Гейне Г. Собр. соч. В 10 т. Т. 7. — М.—Л. : Гослитиздат, 1958. — С. 136-137.

40. Гене Б. История и историческая культура средневекового Запада / Б. Гене. — М.: Языки славянской культуры, 2002. 496 с.

41. Генон Р. Царь мира // Вопросы философии. — 1993. — № 3. — С. 97— 133.

42. Гопман В. Л. Дороги в Средиземье (Толкиноведение в начале третьего тысячелетия) // Новое литературное обозрение. — 2004. — № 67. — С. 64— 79.

43. Гордин М. А. Любовные ереси. Из жизни российских рыцарей / М. А. Гордин. М. : Издательство Пушкинского Фонда, 2002. — 208 с.

44. Грам А. Быть самураем : древние рыцарские кодексы в современной жизни / А. Грам. — М. : Крылов, 2007. 256 с.

45. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры // Гуревич А. Я. Избранные труды. В. 2 т. Т. 2. — М. : ЦГНИИ РАН, 1999. С. 11 123.

46. Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников / А. Я. Гуревич. — М. : Искусство, 1989. 368 с.

47. Гуревич А. Я. Средневековая литература и ее современное восприятие : о переводе «Песни о Нибелунгах» // Из истории культуры средних веков и Возрождения. — М. : Наука, 1976. С. 276-314.

48. Гуревич А. Я. Средневековый мир : культура безмолвствующего большинства / А. Я. Гуревич. — М. : Искусство, 1990. — 395 с.

49. Давыдович В. Е. Теория идеала / В. Е. Давыдович. — Ростов н/Д, 1983. — 160 с.

50. Дальбинова Н. Г. Военные традиции в культуре Японии (культурно-религиоведческий анализ самурайской традиции) : автореф. дис. . канд. философ. Наук. — Чита, 2006.

51. Даркевич В. П. Народная культура средневековья / В. П. Даркевич. — М. : Наука, 1988.-344 с.

52. Джонсон Р. Мы. Источник и предназначение романтической любви / Р. Джонсон. — М. : Издательство ГИЛЬ-ЭСТЕЛЬ, 1998. 32 с.

53. Добиаш-Рождественская О. А. Крестом и мечом : приключения Ричарда I Львиное Сердце / О. А. Добиаш-Рождественская. М. : Наука, 1991. — 108 с.

54. Добиаш-Рождественская О. А. Культура западноевропейского средневековья / О. А. Добиаш-Рождественская. — М. : Наука, 1987. 352 с.

55. Дюби Ж. Европа в средние века / Ж. Дюби. — Смоленск : Полиграмма, 1994.-211 с.

56. Дюби Ж. Куртуазная любовь и перемены в положении женщин во Франции XII в. // Одиссей. Человек в истории. М., 1990. С. 90 96.

57. Дюби Ж. Рыцарство // Трехчастная модель, или представления средневекового общества о себе самом / пер. с фр. Ю.А. Гинзбург. — М., 2000. — С. 262—275.

58. Екадумов А. И. Толкин // Всемирная энциклопедия : философия XX век / главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М. : ACT ; Минск : Харвест : Современный литератор, 2002. —- С. 778—780.

59. Ерофеев В. В. Мир баллады // Воздушный корабль. Литературные баллады. М.: Издательство «Правда», 1986. С. 3 — 16.

60. Ефимов А. Элитные группы, их возникновение и эволюция // Знание — сила, — 1986.—№ 1. —С. 56-64.

61. Ефимова Е. Рыцарство / Е. Ефимова. — М. : Евролинц; Киев : Б.и., 2003. -226 с.

62. Жуков К. Рыцари Запада и Востока // Родина. — 2003. — № 5—6. — С. 135-138.

63. Запорожская Сечь : рыцарский орден Днепра. — М : Эксмо : Алгоритм, 2004. 608 с.

64. Захаров В. Император Павел I и Орден святого Иоанна Иерусалимского / В. Захаров. — М.: Алетейя, 2007. 284 с.

65. Зеленкова И. Л., Беляева Е. В. Этика. Мн.: ТетраСистема, 2001. 368 с.

66. Земсков В. Б. Хроники Конкисты Америки и летописи взятия Сибири в типологическом сопоставлении 11 Латинская Америка. 1995. № 3. С. 93.

67. Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV — первой трети XVI в. / А. А. Зимин. — М. : Наука, 1988. 350 с.

68. Иванов К. А. Средневековый замок и его обитатели / К. А. Иванов. — СПб. : Петербургский учебный магазин, 1907. 125 с.

69. Иванов К. Многоликое Средневековье / К. Иванов. — М. : Алетейя, 1996. -432 с.

70. Ионин Л. Г. Идентификация и инсценировка // Социологические исследования. — 1995. — № 4. — С. 3—14.

71. Ионин Л. Г. Новая магическая эпоха // Постмодерн — новая магическая эпоха: сб. ст. / под ред. Л. Г. Ионина. — Харьков: Харьковский национальный ун-т им. В. И. Каразина, 2002. С. 3 18.

72. Ионин Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие / Л. Г. Ионин. — М. : Логос, 2000. 431 с.

73. История западноевропейской литературы : Средние века и Возрождение : учебник для филолог, спец. вузов / М. П. Алексеев и др. — М. : Высшая школа : Издательский центр «Академия», 1999. 462 с.

74. Кабаков Р. И. «Повелитель колец» Дж. Р. Р. Толкина и проблема современного литературного мифотворчества : автореф. дис. . канд. филолог. Наук. —Л., 1989.

75. Каган М. С. Философия культуры / М. С. Каган. — СПб. : Петрополис, 1996.-416 с.

76. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства / Ф. Кардини. — М. : «Прогресс», 1987. 384 с.

77. Карповский А. С. Субкультура рыцарства в контексте политической и правовой культуры средневековой Европы : дис. . канд. Культурологи. М., 2003.

78. Карсавин JI. П. Культура средних веков / Л. П. Карсавин. — Киев : Символ AirLand, 1995. 208 с.

79. Кёнингсбергер Г. Средневековая Европа : 400-1500 годы / Г. Кёнингсбер-гер. — М.: «Весь мир», 2001. 371 с.

80. Кин М. Рыцарство / Морис Кин ; пер. с англ. И. А. Тогоевой. — М. : Науч. мир, 2000. — (Университетская библиотека. История). 516 с.

81. Кирюхина Е. М. Средневековое рыцарство и его отображение художниками-прерафаэлитами // XII Чтения памяти профессора Сергея Ивановича Архангельского. Ч. 1. — Н. Новгород, 2001. — С. 137—146.

82. Кленшан Пюи дю Филипп де. Рыцарство / Пюи дю Филипп де Кленшан. — СПб. : Евразия, 2004. 192 с.

83. Книга Самурая / Перевод на русский: Р. В. Котенко, А. А. Мищенко. СПб.: Евразия, 2000. 320 с.

84. Кондаков И. В. Элитарная культура // Культурология : XX век : энциклопедия. — СПб.: Университетская книга, 1998. С. 544—561.

85. Конрад Н. И. Запад и Восток / Н. И. Конрад. — М. : Наука, 1966. 496 с.

86. Контамин Ф. Война в Средние, века / Ф. Контамин. — СПб. : Ювента, 2001.-414 с.

87. Крестоносцы. — М.: «Росмэн», 2000. 111 с.

88. Кудруна. — М.: «Наука», 1983.-400 с.

89. Кузьмина В. Д. Рыцарский роман на Руси / В. Д. Кузьмина. — М. : Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького, 1964. 344 с.

90. Ле Гофф Ж. Символический ритуал вассалитета // Ле Гофф Ж. Другое средневековье. — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2000. С. 211—262.

91. Jle Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого / Ж. Ле Гофф. — М. : Издательская группа «Прогресс», 2001. 440 с.

92. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф. — М. : Издательская группа «Прогресс», «Прогресс—Академия», 1992. — 370 с.

93. Левандовский А. П. Карл Великий : через империю к Европе / А. П. Ле-вандовский. — М.: Молодая гвардия, 1995. 262 с.

94. Левикова С. И. Молодежная субкультура : учеб. пособие / С. И. Левикова. — М. : ФАИР-ПРЕСС, 2004. 608 с.

95. Левин В. А. Воинское служение православных христиан // Современная православная теология : проблемы соотношения христианских и общечеловеческих ценностей : сб. науч. трудов. — Орёл: Изд-во ОГУ : ПФ «Картуш», 2007. —С. 100—104.

96. Леонтьев К. Н. Византизм и славянство // Русский индивидуализм. Сборник работ русских философов XIX XX веков. М.: Алгоритм, 2007. С. 23 — 36.

97. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: Изд. Моск. университета, 1980.

98. Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе об индивидуализме. М.: Владимир даль, 2000.-331 с.

99. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. 367 с.

100. Лоуэнталь Д. Прошлое — чужая страна / Д. Лоуэнталь. — СПб. : «Владимир даль», 2004. — 624 с.

101. Лотман Ю. М. Декабрист в повседневной жизни (Бытовое поведение как историко-психологическая категория) // Лотман Ю. М. Избр. статьи в 3-х т. Т.1: Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн: Изд. «Александра», 1992. С. 298.

102. Лотман Ю. М. Избранные статьи. Т. III. Таллинн: Александра, 1993. — 308 с.

103. Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России // Социологические исследования. — 2002. — № 10. — С. 79-88.

104. Лучицкая С. И. Культура и общество западноевропейского средневековья / С. И. Лучицкая. — М. : «Интерпракс», 1994. 112 с.

105. Люблинская А. Д. Структура сословного представительства в средневековой Франции // Вопросы истории. — 1972. — № 1. С. 100-113.

106. Малинин Ю. П. Рыцарская этика в позднесредневековой Франции (XIV—XV вв.) // Средние века. — М. : Наука, 1992. — Вып. 55. — С. 195— 213.

107. Малов В. И. Рыцари / В. И. Малов. — М. : ACT /Астрель, 2004. 480 с.

108. Малов В. Тайны средневековых рыцарей / В. И. Малов. М. : Издательство Оникс, 2005. — (Библиотека открытий) - 256 е.: ил.

109. Мелетинский Е. М. Средневековый роман : происхождение и классические формы / Е. М. Мелетинский. — М.: Наука, 1983. 269.

110. Мельвиль М. История ордена тамплиеров / М. Мельвиль. — СПб. : Евразия, 2000.-415 с.

111. Мельникова Е. А. Меч и лира. Англосаксонское общество в истории и эпосе / Е. А. Мельникова. — М.: Мысль, 1987. 203 с.

112. Мэлори Т. Смерть Артура. М.: Наука, 1974. 799 с.

113. Михайлов А. Д. Роман и повесть Высокого Средневековья // Средневековый роман и повесть. — М.: Художественная литература, 1974. С. 5-28.

114. Михайлов А. Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе / А. Д. Михайлов. — М. : Издательство, 2006.

115. Моль А. Социодинамика культуры / А. Моль. — М. : Комкнига, 2005. — 418 с.

116. Муравьева М. Г. Война против самих себя: сексуальное насилие и рыцарственность в Англии раннего нового времени // Мир и война : культурные контексты социальной агрессии / под ред. И. О. Ермаченко, JI. П. Репиной. — М.: ИВИ РАН, 2005. — С. 58—77.

117. Муравьева М. Г. Словарь тендерных терминов / М. Г. Муравьева. — М: Информация — XXI век, 2002. 256 с.

118. Мэттьюз Дж. Традиция Грааля / Дж. Мэттьюз ; пер. с англ.. — М. : Изд-во Трансперсон, ин-та, 1997. — (Духовные традиции). 158 с.

119. Назаров В. Честь боярская. Существовало ли рыцарство на Руси в XIII— XV веках? // Родина. — 2003. — № 12. С. 52—55.

120. Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. II С. 422 — 451.

121. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла : отдел девятый : что аристократично // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. — Т. 2 — М. : Мысль, 1990. — С. 379— 404.

122. Общности и человек в средневековом мире. М.; Саратов : ИВИ, 1992.

123. Одиссей: Человек в истории: 2004: Рыцарство: Реальность и воображаемое; Ис-тория России: Quo vadis?; Маленькие радости Большого террора и др. (под ред. Гуревича А.Я.). М.: Наука, 2004. — 511 с.

124. Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения : быт, нравы, идеалы. М.: Юристъ, 1996. 576 с.

125. Ортега-и-Гассет X. Человек в XV веке // Человек. 1992. № 3. С. 36 49.

126. Павленко В. Г. Европейское рыцарство: учеб. пособие / В. Г. Павленко, Р. В. Николаев. — Кемерово : Кемер. гос. ун-т, 1998. 160 с.

127. Панченко А. М. Рыцарская идея в похоронном обряде петровской эпохи // Из истории русской культуры. Том III : XVII — начало XVIII века. — М. : Языки русской культуры, 2000. — С. 584—619.

128. Пастуро М. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей круглого стола / М. Пастуро пер. с фр. М. О. Гончар ; научн. ред. Т. Д. Сергеева. — М. : Молодая гвардия, 2004. 239 с.

129. Пашуто В. Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М.: Наука, 1950.- 197 с.

130. Поиьои Э. Повседневная жизнь Европы в тысячном году / Э. Поньон. — М.: Молодая гвардия, 1999. 382 с.

131. Порьяз А. Мировая культура: Средневековье / А. Порьяз. — М. : OJIMA-ПРЕСС, 2001.-479 с.

132. Пуришев Б. И. Вальтер фон дер Фогельвейде и немецкий миннезанг // Вальтер фон дер Фогельвейде. Стихотворения. — М. : Наука, 1986. — С. 223—273.

133. Пушкин А. С. О ничтожестве литературы русской // Поли. собр. соч.: В 16 т. М.: Изд-во АН СССР, 1949. Т. 11. С. 268.

134. Репина JI. П. Социальная память и историческая культура средневековой Европы (к итогам работы над проектом) // Диалог со временем. — Вып. 12 — М.: Эдиториал УРСС, 2004. — С. 5—19.

135. Ретюнских Л. Т. Философия игры / Л. Т. Ретюнских. — М. : Вузовская книга, 2002. — 256 с.

136. Руа Ж. Ж. История рыцарства / Ж. Ж. Руа. — М. : Алетейя, 1996. 248 с.

137. Рыбаков Б. А. Пётр Бориславич. Поиск автора «Слова о полку Игореве». М.: Индрик, 1991.-267 с.

138. Рыцари : энциклопедия. — М : Росмэн, 2000. 111 с.

139. Рыцарские ордена : с крестом и мечом : антология. М. : Эксмо : Алгоритм, 2004. 384 с.

140. Рыцарский нравственный идеал // Этика : учебник / под общ. ред. А. А. Гусейнова и Е. Л. Дубко. — М. : Гардарики, 2000. С. 246—257.

141. Секеринский С. С. Дворянская вольность и царская служба: «наследие Петра» против идей Монтескье и Констана // В раздумьях о России (XIX век). М.: Археографический центр, 1996. С. 345—365.

142. Синицын А. Ю. Самураи — рыцари Страны восходящего солнца : история, традиции, оружие / А. Ю. Синицын. — М. : Паритет, 2001. — 352 с.

143. Сказания о русских витязях / авт.-сост. А. Лидин. Ростов н/Д : Феникс ; СПб : Издательство «Северо-Запад», 2007. — (Древний мир). - 446 с.

144. Смирнов А. Г. Культура европейского рыцарства: культурный идеал и реальность : автореф. дис. . канд. Культурологи. — М., 2008.

145. Смирнов А. А. Роман о Тристане и Изольде // Бедье Ж. Роман о Тристане и Изольде. — Л.: Художественная литература, 1938. — С. 3—25.

146. Соловьев Вл. Три силы // Соловьев Вл. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1990. С. 30.

147. Сосновская Е. А. Понятие долга в японской моральной традиции // Человек. — 2008. — № 1. С. 132-145.

148. Степанов Г. В. Дон Кихот : персонаж и личность // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. Т. 38. № 6. — М., 1979. — С. 513 - 520.

149. Строева К. Не просто фантастика. Конвент любителей фантастики и ролевых игр «ЗИЛАНТКОМ». 5-8 ноября 2004 г. Казань // Новое литературное обозрение. — 2005. — № 2.

150. Сушкова И. Из истории рыцарства Южной Франции (тамплиерство и альбигойство) // Сумеречная зона Электронный ресурс. М., 2004. - Режимдоступа: http://tyone.kulicliki.com/reliuion/occult/k-night.htrnl

151. Тайны, скрытые забралом : энциклопедический путеводитель по истории рыцарства. — М. : Современник, 2002. 416 с.

152. Тайные общества и секты. Культовые убийцы, масоны, религиозные союзы и ордена, сатанисты и фанатики / подгот. текста Н. И. Макаровой. — Минск : Литература, 1996. 624 с.

153. Тейс Л. Наследие каролингов. Новая история средневековой Франции. М. : Скарабей, 1993. — Т. 2. — 272 с.

154. Тургенев И. С. Гамлет и Дон-Кихот (Речь, произнесенная 10 января 1860 года на публичном чтении, в пользу Общества для вспомоществования нуждающимся литераторам и ученым) // Тургенев И. С. Сочинения в 12-ти тт. М.: Издательство "Наука", 1980.

155. Тушина Г. М. Некоторые аспекты исследования средневекового рыцарства Прованса (XII — XIV вв.) в современной медиевистике / / Бюллетень Всероссийской ассоциации медиевистов и историков раннего нового времени. М., 1997. №8. С. 24 30.

156. Тушина Е. А. О брачно-семейных представлениях французского рыцарства (По материалам героических песен) // Историческая демография докапиталистических обществ Западной Европы. — М., 1988. —С. 135—145.

157. Уоллес-Хедрилл Дж. М. Варварский Запад. Раннее Средневековье 400— 1000 / Дж. М. Уоллес-Хедрилл. — СПб.: Евразия, 2002. 222 с.

158. Успенская Е. Н. Раджпуты: рыцари средневековой Индии / Е. Н. Успенская. — СПб. : Евразия, 2000. 384 с.

159. Фергюсон А. Золотая осень английской рыцарственности : исследование упадка и трансформации рыцарского идеализма / А. Фергюсон. — М. : Евразия, 2004. 352 с.

160. Флори Ж. Идеология меча : предыстория рыцарства/ Ж. Флори. — СПб. : Евразия, 1999.-313 с.165Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в Средние века / Ж. Флори пер. с фр. Ф. Ф. Нестерова. — М.: Молодая гвардия, 2006.

161. Фогельвейде Вальтер фон дер. Стихотворения / Вальтер фон дер Фо-гельвейде. — М.: Наука, 1986. — 380 с.

162. Френкель Р. Г. Эпическая поэма «Кудруна», её истоки и место в средневековой немецкой литературе // Кудруна. М. : Наука, 1983. — С. 292—369.

163. Фридман Р.А. Любовная лирика трубадуров и ее истолкование // Учен, зап. Рязан. гос. пед. ин-та. М., 1965, Т. 34. С. 87-417

164. Хальбвакс М. Социальные классы и морфология / М. Хальбвакс. М. : Алетейя, 2000.-510 с.

165. Хачатурян Н. А. Статус западноевропейского дворянства, его внутренняя стратификация и социальные потенции // Бюллетень Всероссийской ассоциации медиевистов и историков раннего нового времени. М., 1997. №8. С. 21-24.

166. Хейзинга Й. Осень средневековья / Й. Хейзинга. — М. : Наука, 1988. -418 с.

167. Хейзинга Й. Политическое и военное значение рыцарских идей в позднем средневековье // Человек. — 1997. — № 5. С. 69-79.

168. Хитрун Н. В. Универсальная природа возрождения культурно-исторических явлений : автореф. дис. . канд. философ, наук. — Н. Новгород, 2005.

169. Христолюбивое воинство. Православная традиция русской Армии. — М. : Военный университет : Независимый военно-научный центр «Отечество и Воин» : Русский путь, 1997. 494 с.

170. Хюбнер Б. Произвольный этос и принудительность эстетики / Б. Хюбнер пер. с нем.. — Минск : Пропилеи, 2000. 152 с.

171. Чавчанидзе Д. Л. Куртуазный поэт на исходе рыцарской эпохи // Вальтер фон дер Фогельвейде. Стихотворения. — М. : Наука, 1986. — С. 273— 296.

172. Чемберлен Б. Вся Япония. СПб., 1905.

173. Шипилов А. В. Была ли честь? // Человек. — 2007. — № 6. — С. 94— 104.

174. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 2. М.: Мысль, 1998. 606 с.

175. Штейн A. JI. Дон Кихот — вечный спутник человечества / A. JI. Штейн. — М. : Едиториал УРСС, 2002. 96 с.

176. Щеглова JI. В. Проблема синтеза в романтической мысли // Синтез в мировой художественной культуре : материалы 3-ей науч.-практ. конф., посвящ. памяти А. Ф. Лосева. — М, 2003. — С. 35—38.

177. Щепанская Т. Б. Система : тексты и традиции субкультуры / Т. Б. Ще-панская. — М. : ОГИ, 2004. 286 с.

178. Эко У. Полный назад! «Горячие войны» и популизм в СМИ. М.: Эксмо, 2007. 352 с.

179. Элита и этнос Средневековья. — М. : Инст. всеобщ, ист. РАН, 1995.

180. Эпштейн М. Н. Слово и молчание : метафизика русской литературы : учеб. пособие для вузов / М. Н. Эпштейн. — М. : Высшая школа, 2006. — 559 с.

181. Ямамото Цунэтомо. Хагакурэ // Книга Самурая / перевод на русский: Р. В. Котенко, А. А. Мищенко. — СПб. : Евразия, 2000. 320 с.

182. Ястребицкая А. Л. Западная Европа XI—XIII веков : эпоха : быт : костюм / А. Л. Ястребицкая. — М.: Инфра, 1978. 472 с.

183. Rosa mystica : поэзия и проза российских тамплиеров : антология / сост. А. Никитин. — М. : Аграф, 2002. 336 с.

184. Barber R. The knight and chivalry / R. Barber. — N-Y., 1970.

185. Beeler J. Warfare in Feudal Europe. Ithaca Lnd. 1972.

186. Brian R. Price, Isn't Chivalry Dead?! in AKA SCA Brion Thornbird ap Rhys, Earl and Knight, OL September 14, 1995.

187. Hecker H. Rittertum in Osteuropa: Annaherungen an ein fragliches hiso-risches Phanomen // Das Ritterbild im Mittelalter und Renaissance / Hg. H.S. Her-briiggen. Dtisseldorf, 1985. S. 15 190.

188. Koch H. W. Medieval Warfare. Lnd, 1978.

189. Monluc Blaise de. Commentaires 1521-1576. Lyon, 1593. Т. I.

190. Tenbruck F. H. ReprAsentative Kultur // Sozialstrukiur und Kultur / Hrsg. von H. Haferiump. — Frankfurt am Main : Suhrkamp, 1990.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.