Религиозный фактор в цивилизационном развитии постсоветского пространства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Баубериков Газиз Жолдасбекович

  • Баубериков Газиз Жолдасбекович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 191
Баубериков Газиз Жолдасбекович. Религиозный фактор в цивилизационном развитии постсоветского пространства: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет. 2017. 191 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Баубериков Газиз Жолдасбекович

Введение

Раздел 1. Религиозный фактор в цивилизационном развитии постсоветского пространства как предмет

социально-философского анализа

Раздел 2. Динамика и стратегии влияния религиозного фактора на цивилизационное развитие постсоветского

пространства

Раздел 3. Основные направления противодействия деструктивному влиянию религиозного фактора на цивилизационное развитие постсоветского пространства

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозный фактор в цивилизационном развитии постсоветского пространства»

Введение

Как духовная составляющая жизнедеятельности общества религия всегда играла одну из ключевых ролей в его становлении и социокультурном развитии. В последнее время религия весьма активно влияет на социальные процессы и выступает весомым фактором формировании национального самосознания, подтверждая слова британского религиоведа и философа К. Армстронга: «религия снова стала той внушительной силой, с которой пришлось считаться любым властям... и, без сомнения, будет играть важную роль во внутренней и внешней политике будущего»1.

Именно сегодня религиозный фактор в числе прочих становится объектом пристального внимания различных исследователей. Это связано с тем, что религиозный фактор напрямую связан с рядом вызовов и угроз современности и оказывает влияние на развитие социальной общности стран постсоветского пространства. Чаще всего религия используется для разжигания межрелигиозной и межнациональной розни, расшатывания конституционного строя различных государств, свержения неугодных политических режимов, осуществления государственных переворотов, то есть активно влияя на цивилизационное развитие любого социума. М.Г. Делягин полагает, что подрыв самоидентификации общества и его цивилизационного развития в условиях современного этапа глобализации, - «неважно, внешней информационной агрессией или же внутренними процессами деградации - автоматически ставит общество на грань уничтожения вне зависимости от состояния экономики, наличия или отсутствия угрозы жизням его членов. Особую роль играют совершенствование и поддержание устойчивой системы ценностей, действенно мотивирующих общество к достижению успеха в глобальной конкуренции»2. В данной ситуации религия выступает как базовая часть духовного наследия цивилизационного единства постсоветского пространства, как идентификационная основа национальной духовной культуры, как фактор,

1 Армстронг К. Битва за Бога: история фундаментализма. М., 2013. С. 13.

2 Делягин М.Г. Мировой кризис: общая теория глобализации. М., 2003. С. 751-752.

играющий значительную роль в сохранении и развитии самобытности государств в условиях нарастающих перемен. Выделение и обоснование религиозного фактора как социально-исторического и социокультурного феномена дает возможность разработать меры по укреплению духовных основ жизнедеятельности стран постсоветского пространства и разрешить многие конфликтные проблемы сохранения и развития их цивилизационного единства.

Вышеперечисленные обстоятельства подчеркивают значимость избранной темы, актуальность которой более конкретно обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, возрастанием влияния религии, религиозной идеологии на характер геополитического противоборства, резким ростом количества религиозных организаций, изменением численности основных конфессиональных групп населения Земли, их пассионарности и пр. Современная ситуация общественного развития характеризуется многообразием возможностей духовно-религиозного выбора, в которых личность и целые социальные группы зачастую теряются. Они в условиях когнитивного диссонанса не могут совместить свои личные представления с групповыми. Данная ситуация ведет не только к чувству неопределенности личности, но и к социальному кризису общества.

В указанных обстоятельства проблема исследования феномена религии, религиозного фактора как элемента транснациональной среды мирового цивилизационного развития выдвигает на повестку дня перед личностью и социумом проблемы переоценки исторического опыт, сущности социальных практик в контексте определения стратегий бытия в настоящем и будущем, формирования проектов и смыслов будущего развития общество постсоветского пространства.

Во-вторых, созданием и активной реализацией различных религиозно окрашенных онтологических проектов глобализации, таких как «WASP», «исламский халифат», «Талибан», распространением и утверждением религиозно-идеологических концепций организаций типа «Хизбут-Тахрир», «Братья-мусульмане», «Хезболла» и др.

На постсоветском пространстве в силу определенных причин со стороны западных стран предпринимаются мощные попытки навязывания гражданам бывших советских республик в качестве фундамента цивилизационного развития деструктивных образцов личности и общества западной цивилизации. На практике это ведет к нестабильности личности (распад личности и неспособность развития), общества и государства (социальный и политический хаос). Уязвимой социальной группой является молодежь в силу незрелости разума и отсутствия духовного опыта. Широко распространяются негативные религиозные практики и идеи.

Указанная проблема затрагивает непосредственно саму возможность существования той или иной цивилизационной общности на постсоветском пространстве, характер их развития. Эта проблема ставит вопросы о сохранении и преемственности религиозных идеологий, практик, отношений и организаций в контексте бытия личностей, обществ и государств постсоветского пространства.

В-третьих, необходимостью научного анализа разработки и внедрения информационно-коммуникативных технологий деструктивного воздействия на индивидуальное и групповое сознание верующих, которые рядом своих параметров обладают большим манипуляторным потенциалом и несут в себе опасности, вызовы и угрозы развитию цивилизационных процессов на постсоветском пространстве. Также следует признать наличие субъектов мировой политики, использующих религиозные противоречия между различными культурами для разжигания национальной ненависти, ксенофобии и даже в самой крайне форме - войны, которой придается особый «священный» характер.

В ряде случаев религия способствует возрождению и развитию цивилизационного самосознания личности и народов. Но в то же время наблюдается тенденция деструктивного влияния на цивилизационные процессы постсоветского пространства со стороны ряда религиозных организаций и движений, которые используются в качестве средства поглощения сегментов постсоветского пространства конкурирующими цивилизациями современности.

Этим обусловлена потребность в раскрытии основных духовно-религиозных вызовов и угроз для цивилизационного развития стран постсоветского

пространства, раскрытии и обосновании тенденций и динамики влияния религиозного фактора на развитие общества как на личностном, так и на социальном уровнях.

В-четвертых, необходимостью всестороннего учета религиозных особенностей различных народов постсоветского пространства для выстраивания отношений взаимоуважения и сотрудничества во имя достижения целей экономической интеграции, позитивного политического взаимодействия и укрепления культурных связей и отношений между народами. Решение указанной задачи настоятельно требует выявления основных моделей проявления религиозного фактора на постсоветском цивилизационном пространстве, установления характера их субъектности, места и роли в цивилизационных процессах. В связи с вышеизложенным напрашивается потребность определения перспективных направлений противодействия деструктивному влиянию религиозного фактора на цивилизационное развитие стран постсоветского пространства. Выработка и обоснование данных направлений обусловлены необходимостью обеспечения духовной безопасности личности, общества и государства постсоветского пространства в цивилизационного развития.

Таким образом, в настоящее время проблема изучения религиозного фактора в цивилизационном развитии постсоветского пространства приобретает особое значение, поскольку она непосредственно связана с сохранением духовной идетичности, самобытности и независимости стран и составляет один из важнейших аспектов развития цивилизационных отношений современного мира.

Степень научной разработанности проблемы. Уровень социально-философского осмысления религиозного фактора в цивилизационном развитии постсоветского пространства можно представить на основе анализа имеющихся теоретических источников, объединив их в три группы.

Первую группу составляют работы отечественных и зарубежных авторов, в которых рассматриваются вопросы взаимосвязи и взаимодействия религии и общества, при этом религия считается основой построения человеческого социума и является объединяющим и скрепляющим стержнем социального единства человеческого общества. Так, в работах Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова,

М. Вебера, Э. Дюркгейма, И.А. Ильина, К. Зиммеля, К. Манхейма, Т. Парсонса, Ю.А. Сибирцевой, В.С. Соловьева, Л.А. Тихомирова и других обстоятельно проанализирована специфика религии как средства сплочения людей и их социальной интеграции, как источника формирования патриотизма, общественных отношений и гражданственности, неотъемлемой частью социальных состояний и отношений1.

По мнению таких исследователей, как Е.И. Аринин, C.B. Джораев, Н.М. Емельянова, М.Н. Ефименко, A.B. Журавский, Г.М. Керимов, А.В. Малашенко, Д.М. Угринович, М. Хатами и других религиозность является элементом человеческой души, способствуя достижению идентичности в процессе социализации, являясь одной из центральных движущих сил развития человека и общества2.

Привлекают внимание работы исследователей, в которых раскрывается методология анализа роли религии как основы ценностно-нормативного порядка,

-5

способствующей сохранению мира и согласия в обществе . Это способствовало расширению научных представлений о современных духовно-нравственных и

1 См.: Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. СПб., 1907; Булгаков С.Н. Сочинения в 2-х т. М., 1993; Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994; Дюркгейм Э. Метод социологии // Западно-европейская социология XIX - начала ХХ вв. М., 1996; Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 2002; Зиммель Г. К социологии религии //Г. Зиммель Избранное: в 2-х т. Т. 1. Философия культуры. М., 1996; Манхейм К. Диагноз нашего времени /пер. с нем. и англ. М., 1994; Парсонс Т. Социальная система. М., 1995; Сибирцева Ю.А. Религиозный фактор в трансформационном пространстве современного российского общества: автореф. дис. ...канд. филос. наук. Архангельск, 2005; Соловьев В.С. Россия и Вселенская церковь. М., 1911; Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. М., 2011 и др.

2 См.: Аринин Е.И. Философия религии: принципы сущностного анализа: монография. Архангельск, 1998; Джораев C.B. Государственно-церковные отношения в России: автореф. дис. ...канд. филос. наук. М., 1997; Емельянова Н.М. Ислам и культурная традиция в Центрально-Северном Кавказе / Мусульмане изменяющейся России. М., 2002; Ефименко М.Н. Религия. Традиция. Общество. Опыт социально-философского анализа российского религиозного развития: монография. Оренбург, 2001; Журавский A.B. Ислам. М., 2004; Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. М., 1998; Хатами М. Ислам, диалог и гражданское общество. М., 2001 и др.

3 См., например: Духовные аспекты бытия: сб. науч. тр. / под ред. П.Е. Матвеева. Владимир, 2000; Переяшкин А.В. Религиозный фактор в современной мировой политике: автореф. дис. .канд. полит. наук. Пятигорск, 2015; Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и культура: монография. М., 2007; Хомутцов С.В. Введение в философию духа: монография. Барнаул, 2006 и др.

религиозных процессах в странах постсоветского пространства, а также состоянии и направленности развития религиозной жизни их граждан.

Идеи и концепции работ данной группы обогащают современные научные знания о религии как духовном факторе цивилизационного развития личности и социальных общностей, их жизнедеятельности. Они использованы в диссертации в качестве теоретической основы социально-философского анализа религиозного фактора в цивилизационном развитии постсоветского пространства.

Вторая группа работ посвящена исследованию места, роли и влияния религиозного фактора на современное общество, в частности на постсоветское пространство в рамках системного подхода. В данном контексте чрезвычайно актуальными становятся научные разработки, посвященные религиозным аспектам цивилизационного развития, международных отношений и государственной политике в области обеспечения духовной безопасности; взаимодействию религиозных акторов с государствами и между собой, с одной стороны, и использовании ими религиозного фактора для достижения своих целей и интересов, с другой. В трудах данной группы содержательно исследованы различные аспекты влияния религиозного фактора на жизнь общества, изучена степень религиозности населения, проведен анализ влияния религиозного фактора на сферы национальной и информационной безопасности общества и др.1

В данной группе необходимо выделить работы2, исследующие влияние религиозного фактора на политику, конструктивные и деструктивные аспекты

1 См.: Белоусов С.С. Религиозный фактор и проблема безопасности Юга России: монография. Ростов н/Д, 2010; Гаврилов Ю.А. Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах). М., 2008; Давлетшин К.Д. Взаимодействие национального и религиозного факторов в культуре и быту: на примере народов Поволжья и Приуралья, традиционно исповедующих ислам: автореф. дис. .д-ра филос. наук. М., 1998; Ихенова О.С. Этнокультурные факторы религиозности: динамика и особенности проявления в поликонфессиональном обществе: автореф. дис. ...канд. филос. наук. М., 1998; Кулаков А.В. Религиозный фактор и национальная безопасность России: автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 2006; Кривошеев С.А. Сетевая война. Религиозный фактор. Троицк, 2013; Микрюков В.О. Религиозный фактор в современном терроре: автореферат дис. .канд. филос. наук. М., 2009; Мчедлов М. П. Религия в самосознании народа: религиозный фактор в идентификационных процессах: монография. М., 2008; Носков Ю.Г. Религиозный фактор и духовная безопасность: монография. М., 2000; Станкевич Г.В. Религиозный фактор современного политического процесса: монография. Ставрополь, 2012 и др.

См., например: Бабкина С.Э. Движения политического ислама в Северной Африке. М., 2000; Воронцов С.А. Особенности взаимодействия политической и религиозной систем:

взаимодействия политики и религии, изучающие взаимосвязи религии и социально-политических структур.

Следует обратить внимание на работы, в которых авторы обстоятельно исследуют проблематику религиозного экстремизма, деструктивную и религиозно-экстремистскую направленность религиозных организаций, а также предлагают определенные меры по противодействия их деструктивному влиянию на цивилизационное развитие стран постсоветского пространства1.

Во всех без исключения работах подчеркивается мысль о том, что религия выступает духовным источником функционирования жизнедеятельности общества и личности. Это во многом способствовало расширению научных представлений о цивилизационных процессах постсоветского пространства, состоянии и направленности развития в нем религиозной ситуации, а также формированию ценностных ориентаций граждан стран.

Третью группу составляют работы ученых, в которых обстоятельно анализируются проблемы динамики влияния религиозного фактора на цивилизационное развитие постсоветского пространства под влиянием различного рода условий и причин2, а также обозначены и содержательно

философско-методологический анализ. Ростов н/Д., 2000; Ераносян В.А. Религиозный фактор в системе информационной безопасности России: военно-политический анализ: автореф. дис. .канд. полит. наук. М., 2003; Каратуева E.H., Рыжов О.В., Сальников П.И. Политический терроризм: теория и современные реалии: монография. М., 2001; Козлов М.В. Религиозный фактор в политическом радикализме: автореф. дис. .канд. полит. наук. М., 2013; Красиков А. А. Религиозный фактор в европейской и российской политике: исторический аспект. М., 2000; Наумец А.Б. Влияние религиозного фактора на возникновение политического экстремизма и терроризма // Современный терроризм: состояние и перспективы. М., 2000; Тузов Н.В. Этнический и религиозный факторы политической стабильности Российской Федерации: автореф. дис. .канд. полит. наук. М., 2009 и др.

1 См.: Антонян Ю.М. и др. Этнорелигиозный терроризм / под ред. Ю.М. Антоняна. М., 2006; Бажан Т.А. Оппозиционная религиозность. Красноярск, 2000; Кафтан В.В. Терроризм как социальный феномен современности: автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 2004; Крывельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. М., 1999; Сажин В.И., Телякавов М.П. Экстремизм как объект политологического исследования. М., 2003; Муминов А.И. Религиозный экстремизм как угроза современному обществу: социально-философский анализ: автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 2007; Хоффман Б. Терроризм взгляд изнутри. М., 2003 и др.

См.: Али Т. Столкновение цивилизаций: крестовые походы, джихад и современность. М., 2006. Герейханов Г.П. Религиозная ситуация на Северном Кавказе и ее учет в управленческой деятельности органов и войск ФПС России: автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1999; Залужный А.Г. Современные проблемы противодействия экстремистской деятельности в сфере государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений // Правовые проблемы государственно-конфессиональных отношений в современной России, М., 2004;

охарактеризованы наиболее приемлемые для стран постсоветского пространства в условиях глобализации направления противодействия деструктивному влиянию религиозного фактора на цивилизационное развитие постсоветского пространства1. Реализация данных направлений, как представляется, позволит выступить в качестве важнейшего условия дальнейшего поступательного цивилизационного развития стран постсоветского пространства.

Анализ работ данной группы имеет важное методологическое значение для более детального изучения проблемы религиозного фактора в современных условиях и выработки действенных мер по противодействию деструктивному его влиянию на цивилизационное развитие постсоветского пространства.

Оценивая весомый вклад указанных и других авторов в разработку проблемы религиозного фактора в цивилизационном развитии постсоветского пространства, отметим, что их труды закладывают теоретические и методологические ориентиры для исследования обозначенного феномена современной действительности. При этом важно подчеркнуть, что анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что изучение проблемы религиозного фактора в цивилизационном развитии постсоветского пространства еще не стало предметом целостного и систематического социально-философского анализа. Это и предопределило выбор темы исследования, его объекта и предмета.

Кудрявцев А.И. Проблемы правового противодействия экстремистским проявлениям в деятельности религиозных объединений // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты: материалы конференции. М., 2005; Свистухина А.С. Православие как фактор современных российских трансформаций. Основные проблемы и концепции. М., 2011; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций М., 2005; Этнический и религиозный факторы в формировании и эволюции российского государства / отв. ред. Т.Ю. Красовицкая, В.А. Тишков. М., 2012 и др.

1 См., например: Абрамян Е.А. Судьба цивилизации: что нас ожидает в XXI веке. М., 2007; Кара-Мурза С.Г. Демонтаж народа. М., 2007; Орлова И.Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и перспектива. М., 1998; Россия и Запад в начале нового тысячелетия //Отв. ред. А.Ю. Большакова. М., 2007; Религиозный фактор национальной безопасности Республики Беларусь: материалы круглого стола 15 марта 2012 г. Мн.: «Бонем», 2012 г. Саркисянц М.А. Россия и мессианизм. К «русской идее» Н. Бердяева. СПб., 2005; Стиглиц Дж.Ю. Ревущие девяностые. Семена развала. М., 2005; Тен Ю.П. Культурология и межкультурная коммуникация. Ростов н/Д, 2007; Тренин Д.А. Интеграция и идентичность. Россия как «Новый Запад». М., 2006; Уткин А.И. Мировой порядок XXI века. М., 2001; Фукуяма Ф. Великий разрыв. М., 2003; Юрьев М. Третья Империя. Россия, которая должна быть. СПб., 2007 и др.

Объектом диссертационного исследования выступает цивилизационное развитие постсоветского пространства. Предметом исследования - содержание, динамика и стратегии влияния религиозного фактора на цивилизационное развитие постсоветского пространства в контексте формирования основных направлений противодействия его деструктивному воздействию на совершенствование цивилизационных отношений постсоветского пространства.

Авторская концепция состоит в социально-философском анализе существенных признаков, содержания и особенностей религиозного фактора, его динамики и стратегий влияния на цивилизационное развитие стран постсоветского пространства в современных условиях.

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении содержания и специфики религиозного фактора и его влияния на цивилизационное развитие постсоветского пространства в современных условиях, выработке на этой основе основных направлений противодействия деструктивному влиянию религиозного фактора на цивилизационное развитие стран постсоветского пространства, а также в обосновании приоритетных теоретических и практических рекомендаций в целях сохранения духовной уникальности, самобытности и независимости стран в контексте развития цивилизационных отношений современного мира.

Предмет исследования и его цель предопределили постановку и решение следующих научных задач:

- уточнение и анализ содержательных характеристик религиозного фактора, его специфики и роли в цивилизационном развитии постсоветского пространства;

- рассмотрение динамики и основных тенденций влияния религиозного фактора на цивилизационное развитие стран постсоветского пространства;

- характеристика основных стратегий влияния религиозного фактора на цивилизационное развитие стран постсоветского пространства;

- определение и обоснование основных направлений противодействия деструктивному влиянию религиозного фактора на цивилизационное развитие постсоветского пространства.

Научная новизна диссертационного исследования выражена в следующих положениях и выводах:

- рассмотрены и уточнены содержательные черты религиозного фактора, его специфика и роль в цивилизационном развитии постсоветского пространства;

- проанализированы динамика и основные тенденции влияния религиозного фактора на цивилизационное развитие постсоветского пространства;

- раскрыты и обоснованы содержательные элементы основных стратегий влияния религиозного фактора на цивилизационное развитие постсоветского пространства;

- выработаны и обоснованы основные направления противодействия деструктивному влиянию религиозного фактора на цивилизационное развитие постсоветского пространства.

Теоретическая значимость работы состоит в углублении и расширении социально-философских знаний о сущности, содержании и особенностях воздействия религиозного фактора на цивилизационное развитие постсоветского пространства в условиях кризиса идентичности современного общества, что позволяет использовать материал в полной мере для формирования модели поступательного развития стран постсоветского пространства в рамках глобализационных и цивилизационных процессов современности.

Материал исследования имеет значимость и в плане приобретения квалифицированной информации о содержании и закономерностях функционирования и влияния религии на духовный мир личности в современном обществе. Воспитание граждан стран постсоветского пространства должно опираться не только на практические императивы модернизации и совершенствования жизни каждого человека, но и на более точное и всестороннее знание духовно-религиозного мира индивида. Основные положения, обобщения и выводы диссертации могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе по проблемам идентичности, религиозности и цивилизационного развития в трансформирующихся социумах, при исследовании кризисных феноменов в современном обществе, поиске и реализации путей и направлений успешного преодоления кризисных явлений, опираясь на мировоззренческое обновление личности и общества.

Практическая значимость исследования состоит в необходимости совершенствования системы противодействия деструктивному влиянию религиозного фактора на цивилизационное развитие постсоветского пространства, распространению идей, негативно влияющих на целостность и позитивную жизнедеятельность общества, выработке мер по сохранению цивилизационной независимости и национально-культурной самобытности любого общества, принятии на различных управленческих уровнях научно обоснованных решений по повышению эффективности усилий в сфере национальной и духовной безопасности личности, общества и государства. Положения и выводы диссертационного исследования могут иметь практическое значение для деятельности органов государственной власти всех уровней, общественных организаций, военных кадров в системе управления социумом и воспитания личности, а также научных организаций, педагогических коллективов, проводящих исследования в области духовной жизни социальных групп и личности.

Методология и методы исследования включают в себя идеи и концепции представителей отечественной и зарубежной философской мысли, которые раскрывают исходные составляющие функционирования и развития цивилизации на постсоветском пространстве, исследуют проблемы человека и общества, духовности, мировоззрения и религиозности личности, духовно-нравственного и ценностного базиса индивида и социальных групп, их места и роли в жизни личности, общества и государства. В работе представлены итоги изучения и осмысления влияния религиозного фактора на цивилизационное развитие постсоветского пространства в современных условиях, изложенные в научно-теоретических разработках, документах и материалах государственных органов и общественных организаций России и стран бывшего Советского Союза, в материалах научно-практических конференций и семинаров, диссертационных исследованиях, публикациях в научных журналах, средствах массовой информации, связанных с темой исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Баубериков Газиз Жолдасбекович, 2017 год

Список литературы

1. Алексеев В.И. Роль церкви в создании русского государства: период централизации. - СПб.: Бельведер, 2004. - 280 с.

2. Али Т. Столкновение цивилизаций: крестовые походы, джихад и современность. - М.: Астрель: ACT, 2006. - 528 с.

3. Андреев О.А. Духовное возрождение личности через анализ мировых религий. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 320 с.

4. Антонян Ю.М. и др. Этнорелигиозный терроризм / под ред. Ю.М. Антоняна. - М.: Аспект-Пресс, 2006. - 319 с.

5. Арестов В.Н. Религиозный экстремизм: содержание, причины и формы проявления. - Харьков: Вища школа, 1987. - 152 с.

6. Аринин Е.И. Философия религии: принципы сущностного анализа: монография. - Архангельск: изд-во Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, 1998. - 297 с.

7. Армстронг К. Битва за Бога: история фундаментализма / пер. с англ. -М.: Альпина нон-фикшн, 2013 г. - 502 с.

8. Арутюнян Ю.В. Трансформация постсоветских наций: по материалам этносоциологических исследований Института этнологии и антропологии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая. - М.: Наука, 2003. - 207 с.

9. Атлас современной религиозной жизни России: в 3 т. - М.: Летний Сад, 2005. - 686 с.

10. Бабкина С.Э. Движения политического ислама в Северной Африке. - М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2000. - 340 с.

11. Бажан Т.А. Оппозиционная религиозность. - Красноярск: Сибирский юридический МВД России, 2000. - 371 с.

12. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий: истоки, сущность, влияние на молодежь Запада. - М.: Наука, 1983. - 224 с.

13. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. - СПб.: изд-ие М.В. Пирожкова, 1907. - 233 с.

14. Бунтовский С. Украинская химера. Финал антирусского проекта. - М.: Яуза-пресс, 2015. - 352 с.

15. Ваджра А. Самоубийство Украины. Хроника и анализ катастрофы. - М.: Яуза-пресс, 2015. - 432 с.

16. Вайс М. Исламское государство: армия террора: пер. с англ. - М.: Альпина нон-фикшн, 2016. - 346 с.

17. Вакулинчук Н.А. Неофашизм: экономическая система, глобализация. -Киев: «Ор1яни», 2003. - 326 с.

18. Васильченко А.В. Аненербе. «Наследие предков» без мифов и тайн. -М.: РИПОЛ классик, 2005. - 432 с.

19. Васильченко А.В. Арийский миф III Рейха. - М.: Яуза-Пресс, 2008. - 512 с.

20. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. - Ивано-Франковск: Ист-Вью, 2002. - 352 с.

21. Вебер М. Избранное. Образ общества. - М.: Юрист, 1994. - 702 с.

22. Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. 2-е изд., доп. и испр. - М.: РОССПЭН, 2006. - 656 с.

23. Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания / под ред. М.П. Мчедлова, Ю.А. Гаврилова, В.В. Горбунова и др. - М.: «Культурная революция», 2007. - 343 с.

24. Веремчук В.И. Социология религии. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 254 с.

25. Воронов И.В. Основы политико-правового ограничения социально-политического экстремизма как угрозы национальной безопасности Российской Федерации: автореф. дис. ...канд. полит. наук: 23.00.02 / Воронов Игорь Владимирович. - Москва, 2003. - 28 с.

26. Воронцов А.В. Почему Россия была и будет православной. - М.: Вече, 2006. - 317 с.

27. Воронцов С.А. Особенности взаимодействия политической и религиозной систем: философско-методологический анализ: автореф. дис. ...канд. филос. наук: 09.00.06 / Сергей Алексеевич Воронцов. - Ростов-на-Дону, 2000. - 21 с.

28. Вторые Торчиновские чтения: Религиоведение и востоковедение: материалы научной конференции (Санкт-Петербург, 17-19 февраля 2005 г.) / сост. и отв. ред. С.В. Пахомов. - СПб.: изд-во СПбГУ, 2005. - 332 с.

29. Гаврилов Ю. А., Шевченко А. Г. Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания. - М.: Культурная революция, 2007. - 368 с.

30. Гаврилов Ю.А. Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах). - М.: Институт социологии РАН, 2008. -415 с.

31. Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. Ислам и православно-мусульманские отношения в России в зеркале истории и социологии. - М.: Культурная революция, 2010. - 312 с.

32. Гараджа В.И. Социология религии. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - 239 с.

33. Герейханов Г.П. Религиозная ситуация на Северном Кавказе и ее учет в управленческой деятельности органов и войск ФПС России (философско-политологический анализ): автореф. дис. .канд. филос. наук: 09.00.10 / Герейханов Гаджи Пирмурадович. - Москва, 1999. - 25 с.

34. Глобальные проблемы современности: религиозная идеология (реферативный сборник). - М.: ИНИОН, 1989. - 221 с.

35. Государственно-церковные отношения в России: материалы круглого стола / РАУ, Гуманитарный центр, Центр проблем философии, истории религии, свободы совести (ФИРСС). Редколлегия: Н.А. Трофимчук, В.И. Ефременко, Ф.Г. Овсиенко. - М.: Луч, 1993. - 134 с.

36. Государственно-церковные отношения в России: опыт прошлого и современное состояние. - М.: РАГС, 1996. - 252 с.

37. Гуревич П.С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. - М.: Знание, 1985. - 64 с.

38. Давлетшин К.Д. Взаимодействие национального и религиозного факторов в культуре и быту: на примере народов Поволжья и Приуралья, традиционно исповедующих ислам: автореф. дис. .д-ра филос. наук: 09.00.06 / Давлетшин Кутдус Давлетович. - Москва, 1998. - 342 с.

39. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. - М.: «Книга», 1991. - 576 с.

40. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. / Составление и комментарии Ю. А. Белова / Отв. ред. О. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2008. - 816 с.

41. Дворкин А.В. Сектоведение: тоталитарные секты. Опыт систем исследования. - Н. Новгород: изд-во Братства во имя св. князя Александра Невского, 2007. - 813 с.

42. Денисенко П.А. Современная религиозная ситуация в Российской Федерации и ее Вооруженных силах: автореф. дис. .канд. филос. наук: 09.00.11 / Денисенко Петр Александрович. - Москва, 1997. - 21 с.

43. Егорцев А.Ю. Тоталитарные секты: свобода от совести. Статьи, документы, журналистские расследования деятельности нетрадиционных религиозных организаций в современной России. - М.: изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1997. - 108 с.

44. Ельчанинов А., Флоренский П., Эрн В. История религии. - М.: Русский путь, 2004. - 256 с.

45. Емельянова Н.М. Ислам и культурная традиция в Центрально-Северном Кавказе. - М.: «Росспэн», 2002. - 335 с.

46. Ераносян В.А. Религиозный фактор в системе информационной безопасности России: военно-политический анализ: автореф. дис. .канд. полит. наук: 23.00.02 / Ераносян Владимир Максимович. - Москва, 2003. -25 с.

47. Ефименко М.Н. Религия. Традиция. Общество. Опыт социально-философского анализа российского религиозного развития: монография. -Оренбург: изд-во ОГПУ, 2001. - 296 с.

48. Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века. - М., 1989. -187 с.

49. Жолужев С., Плотников В. Влияние древних религий на современные общественные корпорации. - М.: Зебра Е, 2007. - 190 с.

50. Жуковский В.И., Копцева Н.П., Пивоваров Д.В. Визуальная сущность религии. - Красноярск: изд-во КрГУ, 2006. - 460 с.

51. Журавский A.B. Ислам. - М.: изд-во «Весь мир», 2004. - 224 с.

52. Зайцева А.Б. Религиозный фактор в социальном управлении регионом: на материалах республики Бурятии: автореф. дис. ...канд. социол. наук: 22.00.08 / Зайцева Анжела Борисовна. - Москва,1999. - 24 с.

53. Залужный А.Г. Современные проблемы противодействия экстремистской деятельности в сфере государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений // Правовые проблемы государственно -конфессиональных отношений в современной России. - М.: Приоритет, 2004. - 242 с.

54. Зеленков М.Ю. Религиозные конфликты: проблемы и пути их решения в начале XXI века (политико-правовой аспект): монография. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007. - 244 с.

55. Золотарев О.В. Государство, политика и религия: эволюционный процесс. - М.: ВАГШ, 1999. - 172 с.

56. Иваненко С.Г., Трофимчук Н.А. Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды. - М.: Знание, 1991. - 62 с.

57. Иваненко С.И. Религия и бизнес: Бог помогает предпринимателям, которые его чтут. - М.: Философская книга, 2009. - 272 с.

58. Иконникова Г.И., Иконникова Н.И. Цивилизационный сдвиг -действительность или возможность? - М.: изд-во «ФОРУМ», 2009. - 320 с.

59. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. - М.: «Русская книга», 2002. - 1092 с.

60. Ильин И.А. Религиозный смысл философии. - М.: АСТ, 2003. - 694 с.

61. Империя и религия: К 100-летию Петербургских религиозно-философских собраний 1901-1903 гг.: Материалы Всероссийской конференции. - СПб.: Алетейя, 2006. - 280 с.

62. Ислам и христианство: на пути к диалогу: к 40-летию принятия декларации Nostra aetate / (под ред. А. Журавского). - М.: Библейско-Богословский ин-т св. апостола Андрея, 2006. - 75 с.

63. Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь. Т. 1. - М.: Восточная литература, 2006. - 655 с.

64. История всемирного христианского молодежного движения в России / И. А. Алексеева. - М.: Аиро-XXI, 2007. - 151 с.

65. Ихенова О.С. Этнокультурные факторы религиозности: динамика и особенности проявления в поликонфессиональном обществе: автореф. дис. ...канд. филос. наук: 09.00.06 / Ихенова Ольга Степановна. - Москва, 1998. -24 с.

66. Канаев С.З. Роль религиозного фактора в формировании национальной психологии: автореф. дис. ...канд. филос. наук: 09.00.06 / Канаев Серикжан Зиаданович. - Москва,1991. - 19 с.

67. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. От начал до наших дней. - М.: Алгоритм, Эксмо, 2008. - 1204 с.

68. Катасонов В. Ю. Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации» / Научный редактор О. А. Платонов. Изд. 4-е, дополненное. -М.: Институт русской цивилизации, 2015. - 1120 с.

69. Катасонов В.Ю. Религия денег. Религиозно-философские основы капитализма. - М.: Кислород, 2013. - 408 с.

70. Кафтан В.В. Терроризм как социальный феномен современности: автореф. дис. .канд. филос. наук: 09.00.01 / Кафтан Виталий Викторович. -Москва, 2004. - 24 с.

71. Кашеваров А. Православная Российская Церковь и советское государство (1917-1922 гг.). - М.: изд-во Крутицкого подворья, 2005. - 440 с.

72. Кемаль А. ИГИЛ. Зловещая тень Халифата. - М.: Алгоритм, 2015. - 224 с.

73. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. - М.: Леном, 1999. -303 с.

74. Колодиж Б.Н. О роли СМИ в диалоге этнокультур и формировании межэтнической толерантности в современном российском обществе. -Ярославль: Ассамблея народов России, Российское общество социологов, 2004. - 95 с.

75. Кондратьев Ф.В. Психолого-психиатрические аспекты проблемы сектантства // Тоталитарные секты - угроза XXI века: Материалы международной научно-практической конференции. - Н.Новгород: изд-во Братства во имя св. князя Александра Невского, 2001.

76. Красиков А.А. Религиозный фактор в европейской и российской политике: исторический аспект. - М.: XXI век - Согласие, 2000. - 134 с.

77. Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. - М., 1999. - 95 с.

78. Кудрявцев А.И. Проблемы правового противодействия экстремистским проявлениям в деятельности религиозных объединений // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты: материалы конференции. -М., 2005. - 624 с.

79. Кузьмин С. Л. «Скрытый Тибет. История независимости и оккупации» -СПб.: Издание А.А. Терентьева, 2010. - 544 с.

80. Кулаков В.В. Религиозный фактор и национальная безопасность России: на материалах Южного Федерального округа: автореф. дис. .канд. филос. наук: 09.00.13 / Кулаков Владимир Васильевич. - Москва, 2006. - 25 с.

81. Кунде Й. Корпоративная религия. - СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004. - 272 с.

82. Кураев А. Церковь и молодежь: неизбежен ли конфликт? - СПб.: Русский остров, 2004. - 451 с.

83. Курочко М.М. Паноплия войны как методология анализа гибридных войн // Гибридные войны XXI века: материалы межвузовского круглого стола 29.01.2015 г. - М.: Военный университет, 2015.

84. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. - М.: Эксмо, 2007. - 896 с.

85. Лобазова О.Ф. Православное миропонимание как ресурс социальной солидарности: монография. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2009. - 144 с.

86. Лобазова О.Ф. Эволюция религиозности в России. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2008. - 192 с.

87. Малашенко А.В. Ислам для России. - М: РОССПЭН, 2007. - 189 с.

88. Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. - М.: Московский центр Карнеги, 1998. - 222 с.

89. Малышева Д.Б. Религиозный фактор в вооружённых конфликтах современности: развивающиеся страны Азии и Африки в 70-80 годы. - М.: Наука, 1991. - 192 с.

90. Мамаладзе М.С. Религиозный фактор в мировой политике: роль исламских международных организаций в глобализирующемся мире: на примере организации Исламская Конференция: автореф. дис. ...канд. полит. наук: 23.00.04 / Мамаладзе Марина Сулхановна. - Санкт-Петербург, 2008. -22 с.

91. Манацков И.В. Политический терроризм: региональный аспект: автореф. дис. ...канд. филос. наук: 09.00.10 / Манацков Игорь Валентинович. - Ростов-на-Дону, 1998. - 25 с.

92. Маркович М. С. Православие и новый мировой порядок. Перевод с сербского и комментарии д.ф.н., проф. И. А. Чароты. - Мн.: Православное братство во имя Архистратига Михаила, 2004. - 111 с.

93. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О религии (сборник). - М.: Политиздат, 1983. - 368 с.

94. Медведев Д.М. Стабилизационный и конфликтогенный потенциал религии в современном политическом процессе: автореф. дис. ...канд. полит. наук: 23.00.02 / Медведев Даниил Мануэлевич. - Тула, 2009. - 26 с.

95. Микрюков В.О. Религиозный фактор в современном терроре: автореф. дис. .канд. филос. наук: 09.00.13 / Микрюков Владимир Олегович. -Москва, 2009. - 22 с.

96. Митрофанова А.В. Религиозный фактор в мировой политике и проблема «цивилизации» // Век глобализации. - 2008. - № 1. - С. 109-119.

97. Митрохин Л.Н. Контроль сознания и методы подавления личности: хрестоматия. - М.: изд-во Харвест, 2004. - 624 с.

98. Митрохин Л.Н. Религии «Нового века». - М., Советская Россия, 1985. -157 с.

99. Митрохин Л.Н. Философия религии. - М.: Республика, 1993. - 543 с.

100. Муминов А.И. Религиозный экстремизм как угроза современному обществу: социально-философский анализ: автореф. дис. .канд. филос. наук: 09.00.11 / Муминов Ахмад Исматович. - Москва, 2007. - 20 с.

101. Мчедлов М.П. Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России. - М.: Научная книга, 2005. - 382 с.

102. Мюрид Э. ИГИЛ. «Исламское государство» и Россия. Столкновение неизбежно? - М.: Книжный мир, 2016. - 256 с.

103. Найдина Т.В. Террористический дискурс в социальных практиках современности (социально-философский анализ): автореф. дис. ...канд. филос. наук: 09.00.11 / Найдина Татьяна Владимировна. - Москва, 2016. - 24 с.

104. Население Республики Казахстан. Итоги Национальной переписи населения Республики Казахстан 2009 года. Т. 1. Статистический сборник / под ред. Смаилова А.А. - Астана, 2011. - 242 с.

105. Незнанова А.В. Политическая пехота нового мирового порядка // Гибридные войны XXI века: материалы межвузовского круглого стола 29.01.2015г. - М.: Военный университет, 2015. - С. 74-78.

106. Никифорова М.Е. Планетарное католичество: Ватикан и глобализация. -М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 320 с.

107. Никонов А.П. Опиум для народа. Религия как глобальный бизнес-проект. - СПб.: Питер, 2009. - 344 с.

108. Новые религиозные культы, движения организации в России: словарь-справочник. - М.: изд-во РАГС, 1997. - 140 с.

109. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: справочник. - Белгород: изд-во Миссии отдела Московского патриархата РПЦ, 1997. - 272 с.

110. Носков Ю.Г. Социально-философский анализ воздействия религиозного фактора на национальную безопасность: автореф. дис. ...д-ра филос. наук: 09.00.03 / Носков Юрий Геннадьевич. - Москва, 2000. - 25 с.

111. Осмаев А.Д. Роль религиозного фактора в чеченском кризисе конца XX

- начала XXI вв // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - 2008. - № 5. - Т. 7. - С. 136-140.

112. Ответственность религии и науки в современном мире / Серия «Богословие и наука». - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. - 300 с.

113. Панарин А. С. Православная цивилизация в глобальном мире. - М.: Алгоритм, 2002. - 496 с.

114. Перетолчин Д.Ю. Мировые войны и мировые элиты. Предисловие А.И. Фурсова. - М.: Книжный мир, 2014. - 416 с.

115. Платонов О.А. Тайное мировое правительство. Война против России. -М.: «Родная страна», 2014. - 352 с.

116. Плеханов С.Н. Раскрытая ладонь. Ага^ан и его мюриды. - М.: Книжный мир, 2008. - 206 с.

117. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. - М.: Республика. - С. 195.

118. Православие и религии Востока: сборник статей. - М.: Лепта-Пресс, 2005. - 621 с.

119. Пылаев М.А. Западная феноменология религии: теоретико-методологические основания и перспективы построения религиоведения как науки о святом. - М.: РГГУ, 2006. - 95 с.

120. Рагузин В.Н. Роль религиозного фактора в международных отношениях.

- М.: изд-во РАГС, 1998. - 100 с.

121. Религиозные организации: Центры и региональные структуры (Москва, Россия, страны СНГ и Балтии). Справочник. - М., Департамент по делам печати и информации правительства Москвы, 1996. - 128 с.

122. Религиозные практики в современной России: сборник статей / под ред. К. Русселе и А. Агаджаняна. - М.: Новое издательство, 2006. - 400 с.

123. Религия в современной информационной политике: Двадцать бесед Ф. Щипкова с российскими обозревателями о том, кто и как пишет о религии на страницах современных СМИ. - М.: Пробел-2000, 2005. - 180 с.

124. Религия и глобализация на просторах Евразии / под ред. А. Малашенко и С. Филатова. - М.: Росспэн, 2009. - 341 с.

125. Религия и политика в XX веке. - М.: ИВИ РАН, 2006. - 278 с.

126. Роткин Н.В. Особенности морально - психологического обеспечения войск (сил) в условиях гибридных военных действий // Гибридные войны XXI века: материалы межвузовского круглого стола 29.01.2015 г. - М.: ВУ, 2015. - С. 191-192.

127. Рубрук Г. Путешествие в Евразийские степи. - Алматы: ИД «Кочевники», 2003. - 240 с.

128. Рыжов Ю. Ignoto Deo: Новая религиозность в культуре и искусстве. -М.: Смысл, 2006. - 328 с.

129. Рыклин М. Коммунизм как религия. Интеллектуалы и Октябрьская революция. - М.: Новое литературное обозрение, 2009. - 128 с.

130. Рябова И.Т. Влияние конфессионального фактора на развитие культуры общества (на материалах православия в России): автореф. дис. ...канд. филос. наук: 09.00.11 / Рябова Ирина Тимофеевна. - Москва, 1996. - 24 с.

131. Сажин В.И., Телякавов М.П. Экстремизм, как объект политологического исследования. - М.: Пограничная академия ФСБ РФ, 2003. - 312 с.

132. Сибирцева Ю.А. Религиозный фактор в трансформационном пространстве современного российского общества: автореф. дис. ...канд. филос. наук: 09.00.11 / Сибирцева Юлия Александровна. - Архангельск, 2005. - 24 с.

133. Синявский А.Д. Основы советской цивилизации. - М.: Аграф, 2002. -464 с.

134. Ситников А.В. Влияние православия на институты власти и гражданского общества в современной России: автореф. дис. ...д-ра филос. наук: 09.00.14 / Ситников Алексей Владимирович. - Москва, 2012. - 26 с.

135. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. (Ответ. редактор М. Бурдо, С.Б. Филатов) - СПб.; М.: Университетская книга, Логос, 2004. - Т.1 - 328 с., - Т.2. - 480 с., 2005. -Т.3. - 464 с., 2006. - Т.4. - 366 с.

136. Соловьёв В. С. Россия и Вселенская церковь. М.: изд-во ТПО «Фабула», 1991. - 448 с.

137. Таранюк Ж.П. Религия и политика: трансформация институциональных форм взаимодействия: автореф. дис. ...канд. полит. наук: 23.00.02 / Таранюк Жан Петрович. - Москва, 2013. - 24 с.

138. Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории. - М.: Директ-Медиа, 2011. - 1606 с.

139. Тойнби А. Исследование истории: цивилизации во времени и пространстве. - М.: изд-во «АСТ МОСКВА», 2009. - 863 с.

140. Тойнби А. Постижение истории: сборник / пер. с англ. Е.Д.Жаркова. -М.: изд-во «Айрис-пресс», 2004. - 640 с.

141. Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 544 с.

142. Тоталитарные секты - угроза XX века: сб. материалов научно-практической конференции. - Н. Новгород: изд-во Братства во имя св. князя Александра Невского, 2001. - 300 с.

143. Тощенко Ж. Т. Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция: этносоциологические очерки. - М.: изд-во РГГУ, 1997. - 214 с.

144. Угринович Д.М. Философские проблемы критики религии: о специфике религии и ее месте в общественном сознании. - М.: изд-во Московского государственного университета, 1965. - 349 с.

145. Уткин А. И. Новый мировой порядок. - М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. -640 с.

146. Федеральный закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ с комментариями. - М.: Филинъ, 1998. - 44 с.

147. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: АСТ, Мидгард, 2005. -576 с.

148. Хатами М. Ислам, диалог и гражданское общество. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. - 240 с.

149. Хоффман Б. Терроризм: взгляд изнутри. - М.: Ультра, 2003. - 264 с.

150. Цибулькин В. В., Лысюк И. П., СС Аненербе: рассекреченные файлы. -М., 2010. - 288 с.

151. Чотаев З.Д. Государственная политика в религиозной сфере и основные религиозные течения в Кыргызстане: методическое пособие. - Бишкек: Государственная комиссия по делам религий Кыргызской Республики (ГКДР КР), 2015. - 90 с.

152. Шапарь В.Б. Психология религиозных сект. - Минск: Харвест, 2004. -384 с.

153. Шахов М.Н. Теоретические проблемы современного терроризма. - М.: ИБПИТ, 2003. - 277 с.

154. Шварц Г. Религия денег: Пути выхода из кризиса капитализма: Сценарий будущего. - СПб.: Изд-во Вернера Регена, Немецкая школа коучинга и медитации; Gera; VWR-Verlag, 2013. - 232 с.

155. Шевцов В.М. Диалог мировых религий как важнейшее условие обеспечения национальной безопасности // Пространство и время. - 2012. -№ 1 (7). - С. 82-86.

156. Шпенглер О. Закат Европы. - Ростов на Дону: Феникс, 1998. - 637 с.

157. Эпштейн М. Новое сектантство: Типы религиозно-философских умонастроений в России (1970-1980-е годы). - Самара: Бахрах-М, 2005. -181 с.

158. Этнические и религиозные конфликты в Евразии: в 3-х кн. Книга 1 (Центральная Азия и Кавказ) / под общ. ред. А. Малашенко. - М.: Весь мир, 1997. - 204 с.

159. Юнусов А.С. Исламская палитра Азербайджана. - Баку: «Адильоглы», 2012. - 86 с.

160. Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения. - М.: Космополис, 1994. - 224 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.