Религиозный экстремизм как угроза духовной безопасности российского общества: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Лонский Ярослав Александрович

  • Лонский Ярослав Александрович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2023, ФГКВОУ ВО «Военный университет имени князя Александра Невского» Министерства обороны Российской Федерации
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 183
Лонский Ярослав Александрович. Религиозный экстремизм как угроза духовной безопасности российского общества: социально-философский анализ: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГКВОУ ВО «Военный университет имени князя Александра Невского» Министерства обороны Российской Федерации. 2023. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Лонский Ярослав Александрович

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА

В АСПЕКТЕ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОГО СОЦИУМА

РАЗДЕЛ II. СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА

В РОССИЙСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ

РАЗДЕЛ III. ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА И НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЕМУ В СОВРЕМЕННОМ

РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозный экстремизм как угроза духовной безопасности российского общества: социально-философский анализ»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Религиозный экстремизм в современном мире, представляющий одну из самых опасных социальных, моральных и политических проблем, в настоящее время проявляется в форме либо масштабной перманентной войны, либо систематических террористических актов, совершаемых вооруженными и обученными международными террористами. Порождая и развивая безнравственные взгляды и принципы, религиозный экстремизм возбуждает гражданское недоверие, ненависть, вражду, распри на религиозной основе, что, безусловно, наносит вред интересам отдельной личности или целого общества.

К сожалению, проблема религиозного экстремизма является актуальной и для современного многонационального, поликонфессионального российского общества, имеющего противоречия как во взаимоотношениях внутри конфессий и между ними, так и в основных сферах общественной жизни: экономической, социальной, духовной и политической. Всё это является благоприятной средой для проявления религиозно-экстремистских идеологий, в том числе крайней его формы - терроризма.

Религиозный экстремизм, являясь социально деструктивным явлением современности, представляет серьёзную опасность не только территориальной целостности и стабильному социально-политическому развитию нашего государства, но и духовной безопасности российского общества.

В условиях отсутствия общенациональных идей, объединяющих общество, своеобразной формой идеологии, определяющей духовную составляющую для значительного числа граждан России, начинает выступать религия, являющаяся также и элементом самоидентификации. Именно поэтому для обеспечения духовной безопасности преодоление религиозно-экстремистских проявлений является первостепенной задачей государственной политики.

Актуальность данного исследования определяется также следующими обстоятельствами.

Во-первых, потребностью социально-философского анализа феномена религиозного экстремизма как угрозы духовной безопасности российского общества. С активизацией религиозной жизни страны всё чаще отмечается усиление связи между религией и политикой, между религиозностью и светскостью, в том числе во взаимоотношениях государства с различными религиозными организациями, а также прямое участие религиозных организаций в решении тех или иных вопросов обеспечения духовной безопасности. Это обстоятельство требует изучения специфики религиозного подхода в обеспечении духовной безопасности со стороны государства, учёт которой поможет выработать общую программу действий страны и выстроить стратегии совместного противодействия (государства и традиционных конфессий) религиозному экстремизму.

Во-вторых, важностью понимания того, что социально-экономическая и политическая стабильность российского общества напрямую обусловлена складывающимися социально-политическими, межэтническими и межрелигиозными отношениями. Духовная жизнь общества всегда тесно связана с разными формами национально-этнической культуры. Но национальные и религиозные идеи, смыкаясь с сепаратизмом, приводят к выражению религиозного экстремизма в крайней его форме - этнорелигиозного терроризма, что в будущем может привести к распаду страны по этноконфессиональному признаку. Государство стало чаще сталкиваться с вызовами различных религиозных организаций, способствующих размыванию традиционных культурных ценностей и угрожающих духовной безопасности российского общества.

В-третьих, необходимостью изучения средств, способов, методов и технологий деятельности религиозно-экстремистских группировок в информационной сфере. В век цифровизации и информационных войн Интернет является основным информационно-пропагандистским каналом, используемым практически всеми международными, национальными террористическими и экстремистскими организациями. Учитывая доступность и популярность

социальных сетей в молодёжной среде, экстремистские организации захватывают умы молодых людей, вербуя их. Современное виртуальное пространство позволяет субъектам религиозного экстремизма довольно легко проводить идеологическую обработку молодёжи, меняя ценностные ориентиры, поведенческие установки; манипулировать сознанием не только отдельного человека, группы, но в некоторых случаях и общественным сознанием, изменяя национальный менталитет, культуру, а самое главное, морально-психическое состояние людей.

В-четвёртых, необходимостью переосмысления различных сторон религиозной жизни, особенно тех негативных проявлений, которые создают или могут создавать опасность для духовной жизни общества и на этой основе поиска и обоснования направлений и мер противодействия вызовам и угрозам со стороны религиозного экстремизма духовной безопасности российского общества.

Степень научной разработанности проблемы. С известной степенью условности весь имеющийся публикационный материал по проблеме возможно разбить на группы: философские источники, частнонаучные исследования и электронные ресурсы.

Первая группа источников включает философские исследования, в которых рассматривается взаимосвязь духовной безопасности и религиозного фактора в современном российском обществе, в том числе и религиозного экстремизма1.

С целью более эффективного исследования для определении такой категории как «дух» («духовность»), «духовная безопасность» их взаимосвязи с религиозным фактором использовано наследие: античных философов - Платон2,

1 См.: Носков Ю.Г. Религиозный фактор и духовная безопасность: моног. Москва: ВУ, 2000.; Хвыля-Олинтер А.И. Духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи, общества. -М., «Даръ», 2008; Тонконогов А.В. Философия духовной безопасности современной России: Монография. М., 2013; Сыроваткин А.Н. Деструктивное влияние нетрадиционных религиозных движений на духовную безопасность современного российского общества: автореф. дис. ...канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2013.

2 См.: Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2 / Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; Примеч. А. Ф. Лосева и А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1993.

Аристотель1; восточных (византийских) учителей Церкви - Климента Александрийского2, Оригена3, Василия Великого4, Григория Нисского5, Афанасия Великого6, Григория Богослова7; западных (римских) учителей Церкви - Аврелия Августина8 и Фомы Аквинского9; представителей немецкой классической философии - Гегеля10 и Канта11; русской религиозной философии: П.Д. Юркевича12, В.С. Соловьёва13, Е.Н. Трубецкого14, Н.А. Бердяева15.

В отечественной науке среди ранних работ, посвященных проблемам исследования сущности и особенностей революционного экстремизма, можно отметить труды H.A. Бердяева16, И.А. Ильина17, Тихомирова1, С.Л. Франка2 и др.

1 См.: Аристотель. Сочинения. В 4 т. (Серия «Философское наследие»). М.: Мысль, 1975— 1983. Т. 1. / Ред. и вступ. ст. В. Ф. Асмуса.1975.

2 См.: Климент Александрийский. Строматы. В 3 т. / Подг. текста, пер., пред. и комм. Е. В. Афонасина. — СПб., Изд-во Олега Абышко, 2003. Т. 1. Кн. 1 - 3; Т. 2. Кн. 4 - 5; Т. 3. Кн. 6 - 7.

3 См.: Ориген. О началах. / Пер. с лат. текста Руфина. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Origen/o nachalah/#0 5 (дата обращения 20.01. 2022).

4 См.: Св. Василий Великий «Толкование на книгу пророка Исаии». Электронный ресурс. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij Velikij/tolkovanie na knigu proroka Isaii/ (дата обращения 20.01. 2022).

5См.: Нисский Г. «Об устроении человека». Электронный ресурс. URL:

https://azbyka.ru/otechnik/Grigorii_Nisskii/ob_ustroenii_cheloveka/ (дата обращения 25.08. 2017).

6 См.: Св. Афанасий Великий «Творения»: В 3 т. Том 1: Творения апологетические, догматико-полемические и историко-полемические. Учение святого Афанасия Великого о Святой Троице. М.: Сибирская Благозвонница, 2015.

7 См.: Св. Григорий Богослов Избранный творения / Сост., предисл. В. Буреги. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.

8 См.: Аврелий Августин «Исповедь». Изд-во: Даръ. 2007.

9 См.: Фома Аквинский. Сумма теологии. Сумма против язычников (отрывки). // Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969. Т. 1, ч. 2.

10 См.: Гегель Г.В.Ф. Философия права / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1990.

11 См.: Кант И. Спор факультетов / Пер. с нем. Ц.Г. Арзаканяна, И.Д. Копцева, М.И. Левиной; -Калининград: Издво КГУ, 2002.

12 Юркевич П.Д. Сердце и его значение в дуовной жизни человека по учению слова Божия. Электронный ресурс. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pamfil_Yurkevich/serdtse-i-ego-znachenie-v-duhovnoj-zhizni-cheloveka-po-ucheniyu-slova-bozhija/ (Дата обращения 20.01. 2022).

13 Соловьёв В.С. Духовные основы жизни. URL https://predanie. ru/book/74521 -duhovnye-osnovy-zhizni/#/toc1 (Дата обращения 20.01. 2022).

14 См.: Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. Изд-во: Астрель. 2011.

15 См.: Бердяев, Н.А. О фанатизме, ортодоксии и истине [Электронный ресурс] / Н.А. Бердяев //Человек. - № 9. - 1997. - Режим доступа : http://yro.narod.ru/bibliotheca/Berdiaev.htm (дата обращения : 20.07.2018).

16 См.: Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. СПб.: Азбука, 2016.

17 См.: Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.2 Кн.2. М.: Русская книга, 1993.

В данных трудах анализируется влияние традиционных религиозных конфессий и нетрадиционных религиозных типов мировоззрения на духовную безопасность России, а также вскрываются причины распространения религиозного экстремизма в российском обществе.

Особый интерес из современных работ представляет исследование А.Н. Сыроваткина, делающего попытку консолидировать в рамках термина «нетрадиционные религиозные движения» (далее «НРД») такие понятия как «секта», «тоталитарная секта», «культ», «деноминация», «новая религия». Автор определил сущностные признаки «НРД», причины распространения на российской почве, а также раскрыл их типологию. Однако исследователь не относит «НРД» к религиозному экстремизму, хотя и полагает, что некоторые из них имеют деструктивную направленность по отношению к обществу и личности3. А.И. Хвыля-Олинтер считает, что деструктивные культы и секты могут являться базой религиозного экстремизма, а также пытается найти имманентные корни экстремизма в вероучительных доктринах традиционных конфессий4. Исследователь полагает, что деструктивные религиозные организации проявляют свой разрушительный потенциал в двух направлениях: действия, направленные на ослабление, нарушение или разрушение духовного, психического или физического состояния личности, т.е. деятельность религиозных культов, целью которой является разрушение позитивных явлений и процессов в человеке, автор определяет как «внутреннюю деструктивность»; а также действия, совершаемые в отношении созидательных традиций, норм, культуры, традиционного вероисповедании, сложившихся социальных структур общества, называя их «внешней деструктивностью»5. Ю.Г. Носков выявляет

1 См.: Тихомиров Л.А. В подполье: Очерки из жизни рус. революционеров 70—80 гг.: Пер. с фр. Санкт-Петербург: Друг народа, 1907.

2 См.: Франк С.Л. Религиозно-исторический смысл русской революции. Электронный ресурс. URL: http://www.odinblago.ru/frank_smisl_revolucii (дата обращения: 20.02.2017).

3 Религиозно-политический экстремизм: сущность, причины, формы проявления, пути преодоления. Научная монография / Под общей ред. проф. Яхьяева М. Я. - М.: Парнас, 2011. С. 71.

4 Хвыля-Олинтер А.И. Духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи, общества. -М., «Даръ», 2008. С. 125.

противоречивый характер влияния религиозного фактора на духовную безопасность.

С одной стороны, традиционные религии укрепляют духовность, культуру, национальное самосознание народов России. С другой, наблюдается некий раскол единого пространства государства по национально-религиозному признаку. Активизация религиозно-экстремистских организаций в нашей стране, усугубляя духовный кризис, способствует обострению противоречий в религиозной и политической сферах1. По мнению А.В. Тонконогова воздействие религиозного экстремизма на духовную безопасность российского общества детерминировано следующими обстоятельствами: во-первых - нация не понимает истинной цели своего развития и своего духовного предназначения2; во-вторых -деструктивными процессами в самой духовной сфере3; в-третьих - усилением глобализационных процессов в мире4.

Для выявления такого специфической разновидности экстремизма, характерного для российского общества, как атеистический экстремизм диссертант обращается к трудам учёных, философов, политических деятелей, публицистов: В.И. Ленина5, С.П. Мельгунова6, А.З. Штейнберга7, Л.Л. Регельсона8, протоирея Владислава Цыпина9, Ф.М. Достоевского1, С.Н. Булгакова2 и др.

1 Носков Ю.Г. Религиозный фактор и духовная безопасность: моног. Москва: ВУ, 2000. С. 127133.

2 Тонконогов А.В. Философия духовной безопасности современной России: Монография. М., 2013. С. 129.

3 Там же. С. 39.

4 Там же. С. 138.

5 Ленин В.И. Письмо Горькому. Электронный ресурс. URL: http://libelli.ru/works/48-1.htm (дата обращения: 20.08.2017); Письмо В.И. Ленина В.М. Молотову для членов Политбюро ЦК РКП(б) о необходимости борьбы с реакционным духовенством и мещанством и проведения кампании по изъятию церковных ценностей. [Электронный ресурс]. URL: http://lenin.rusarchives.ru/dokumenty/pismo-vi-lenina-vm-molotovu-dlya-chlenov-politbyuro-ck-rkpb-o-neobhodimosti-borby-s (Дата обращения: 19.02.2020).

6 См.: Мельгунов С.П. «Красный террор в России. 1918-1923. М., 1990.

7 См.: ШтейнбергИ. З. Нравственный лик революции. М.: Кучково поле. 2017.

8 См.: Регельсон Л.Л. Трагедия Русской Церкви (1917-1945). М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1996.

9 См.: Цыпин В., протоирей. История Русской Православной Церкви. М: Изд-во Учебного комитета РПЦ, 2004.

Вторая группа источников - это собственно социально-философские исследования, касающиеся тех или иных аспектов религиозного экстремизма.

Феномен религиозного экстремизма рассматривается здесь как сложное, многоуровневое явление со своей системой социальных связей и взаимодействий. При помощи социально-философского анализа авторы выявляли сущностные и содержательные особенности религиозного экстремизма в общественных практиках как феномена социальной реальности современности, а также исследовали отношения и связи данного явления с другими сферами окружающей реальности. Раскрыты основные причины и факторы, специфические закономерности, обуславливающие становление и развитие религиозного экстремизма как деструктивной формы социальных отношений. Важную роль исследователи уделили динамическому аспекту проявления религиозного экстремизма в российском социуме, который отражает особенности быстрого изменения современного общества, его «текучести», постоянной трансформации.

Так, А.А. Хоровинников рассматривает религиозный экстремизм как некую крайность в ценностях, установках и поведении человека, включенного в различные модели действительности, подразумевающую наличие агрессии и деструктивной деятельности, а, с другой, - как особую форму отчуждения, направленную на уничтожение регулярной идентичности.3 Схожего мнения придерживается и Н.Д. Махмадиев, который определяет религиозный экстремизм через феномен отчуждения, возникающий в период социально-экономических кризисов, революций и реформ и проявляющийся в отказе человека и общества от своей традиционной культуры, традиций и духовных ценностей.4

1 См.: Достоевский Ф.М. Бесы. М.: Эксмо, 2014. - 704 с.; Достоевский Ф.М. Идиот. СПб.: Азбука, 2013.

2 См.: Булгаков С.Н. Религия человекобожия у Л. Фейербаха // Два града. Исследование о природе общественных идеалов. СПб., 1997. С. 15-50.; Булгаков С.Н. Карл Маркс как религиозный тип (Его отношение к религии человекобожия Л. Фейербаха) // Два града. Исследование о природе общественных идеалов. С. 51-70.

3Хоровинников А.А. Экстремизм как социальное явление: философский анализ: автореф... канд. филос. наук. Саратов, 2007. С. 15 - 16.

4 Махмадиев Н.Д. Социальные корни религиозного экстремизма в Таджикистане: автореф. дис. .канд. филос. наук. Душанбе, 2012. С. 14 -15.

Исследователи С.З. Якубова1 и М.Я. Яхъяев2 полагают, что в основе религиозного экстремизма лежит фанатизм как деструктивная форма религиозного сознания.

С.И. Чудинов3, А.М. Кадиева4, В.В. Кафтан5 рассматривают религиозный экстремизм в качестве деструктивной религиозной идеологии, которая отличается от нормальной традиционной религиозности крайним радикализмом.

В трудах А.И. Муминова и В.П. Беркута религиозный экстремизм определяется через деятельностный подход, подчёркивается, что в его основании лежит радикализированная социальная деятельность6.

Некоторые исследователи считают религиозный экстремизм особым состоянием религиозности. Так, В.О. Микрюков приходит к выводу, что террор, использующийся современными религиозными экстремистами, - это особое состояние религиозности, основанное на идее жертвенности; крайняя ответная мера части религиозного сообщества глобализационным процессам7. А.В. Римский отмечает, что специфическое состояние религиозности, являющееся сущностью религиозного экстремизма, проистекает из попытки преодолеть рамки институциональной религиозности8.

В.В. Гурский видит в религиозном экстремизме деструктивную форму социальных отношений, считая, что в основе данного явления современности

1 Якубова С.З. Феномен экстремизма в аспекте трансформаций общественного религиозного сознания: автореф. дис. .канд. филос. наук. Ставрополь, 2017. С. 9-10.

2 См.: Яхъяев М.Я. Религиозный фанатизм как социально-исторический феномен: автореф... докт. филос. наук. Махачкала, 2006.

3 Чудинов С.И. Экстремизм в глобальном обществе риска: монография. М.: ФЛИНТА : Наука, 2016. С. 44.

4 Кадиева А.М. Религиозный экстремизм: сущность, причины, пути преодоления: автореф. дис. .канд. филос. наук. Махачкала, 2008. С. 7.

5 Кафтан В.В. Идеологические основания террористической деятельности // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2014. № 1 (13). С. 38-42.

6 Муминов А.И. Религиозный экстремизм как угроза современному обществу (социально-философский анализ): автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 2007. С. 10.; Беркут В.П. Экстремизм в молодёжной среде: монография. Балашиха: ВТУ, 2011. С. 36.

7 Микрюков В.О. Религиозный фактор в современном терроре (социально-философский анализ): автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 2009. С. 15-21.

8 Римский А.В. Культурно-экзистенциальные трансформации религиозного экстремизма: автореф. дис. .канд. филос. наук. Воронеж, 2012. С. 9.

лежат религиозные ценности1. Схожей позиции придерживается К.В. Геворкова, указывая, что характерной чертой религиозного экстремизма выступает закрепление «нормативно-ценностного противостояния своей «истинной» религии по отношению к внешнему миру»2.

Изучая социокультурные корни религиозного экстремизма, Ю.В. Ахромеева выделяет внутренние и внешние факторы, где внутренний фактор -это сама доктрина, отражающая религиозное учение, а внешний фактор -

социальные, культурно-исторические условия, способствующие возникновению,

3

утверждению и распространению доктрины3.

Надо отметить, что многие авторы, независимо от профессиональной сферы деятельности и раскрывающихся ими аспектов феномена религиозного экстремизма, пришли к общим выводам: во-первых, данное явление всегда носит социальный характер, проявляющийся в общественной жизни; во-вторых, религиозный экстремизм отрицает социальные нормы, ценности и институты, сложившиеся в обществе; в-третьих, проявляет нетерпимость, вражду к инакомыслящим, посягая на жизнь и здоровье людей. Однако в указанных работах уделено недостаточное внимание влиянию религиозного экстремизма на духовную сферу жизнедеятельности общества, на то, какие угрозы религиозный экстремизм несёт духовной безопасности российского общества. Поэтому целью нашего исследования является рассмотрение влияния религиозного экстремизма как социально опасного феномена на духовную безопасность современного российского общества.

Третья группа - наиболее широкая, представленная трудами ученых частнонаучных направлений, характеризуется широтой и разноплановостью решаемых задач в исследовании религиозного экстремизма. Имеется значительное количество самых разнообразных подходов в определении

1 Гурский В.В. Религиозный экстремизм как форма социальных отношений (на примере российского общества): автореф. дис. ...канд. филос. наук. Челябинск, 2012. С.6.

2 Геворкова К.В. Эктремизм: универсальные черты и спектр формообразований (социально-философский анализ): автореф. дис. .канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2011. С. 13.

3 Ахромеева Ю.В. Социокультурные основы религиозного экстремизма: автореф. дис. .канд. филос. наук. Воронеж, 2009. С. 6.

религиозного экстремизма, отдельных аспектов этого сложного явления, рассматриваемых в частных науках: юриспруденции, психологии, педагогики, социологии, политологии, истории, религиоведении.

В основе юридического подхода (Р.Р. Абдулганеев1, С.В. Козлов2, В.А. Бурковская3, С.Е. Пролетенкова4, М.М. Градусова5, С.В. Воронцова6 и др.) религиозный экстремизм рассматривается как один из видов преступной противоправной деятельности социально-опасных субъектов. Исследователи пытаются выработать юридические механизмы совершенствования законодательства по противодействию религиозному экстремизму на основе уже имеющегося Федерального закона «О противодействии экстремисткой деятельности». Учёные, рассматривающие религиозный экстремизм с юридическо-правовой стороны, главные причины роста экстремистской деятельности видят в несовершенстве законодательства, регулирующего правовое противодействие религиозному экстремизму, низкой эффективности деятельности подразделений внутренних дел по предупреждению распространения религиозного экстремизма, ненадлежащим контролем за процессом обучения в образовательных учреждениях, а также в росте религиозных объединений, выраженной в достаточной лёгкости регистрации религиозных организаций в министерстве юстиции.

1 Абдулганеев Р.Р. Религиозный экстремизм как один из дестабилизирующих факторов современного общества // Закон и право. 2011. № 2. С. 74-76.

2 См.: Козлов С.В. Юридические механизмы обеспечения религиозной безопасности: автореф. дис. .канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2006.

3 См.: Бурковская В.А. Криминальный религиозный экстремизм: уголовно-правовые и криминологические основы противодействия: автореф. дис. ... док. юрид. наук. М., 2006.

4 См.: Пролетенкова С.Е. Административно-правовое регулирование противодействия религиозному экстремизму в Российской Федерации: автореф. дис. ... док. юрид. наук. М., 2013.

5 См.: Националистический и религиозный векторы в экстремизме и терроризме: уголовно-правовой и криминологический анализ: монография / М.М. Градусова, В.А. Мазуров, Д.П. Потапов, В.В. Снесарь, А.Ю. Труфанов. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2010.

6 См.: Водько Н.П., Воронцова С.В. Правовые основы борьбы с организованной преступной деятельностью террористической направленности: монография. М.: МАДИ, 2017.

Политологический подход в осмыслении феномена религиозного экстремизма, заявленный в работах Е.Н. Плужникова1, Е.П. Олифриенко2, М.К. Арчакова3, А.Ф. Телякаевой4, И.С. Сайфулина5, М.М. Мчедловой6, подразумевает под этим социально опасным явлением насильственное изменение основ конституционного строя и захват власти в стране, рассматривая религиозный фактор в качестве идеологической, организационной поддержки экстремистов. При этом авторы считают религиозный экстремизм формой политических стратегий, где в качестве консолидирующего начала выступают религиозные идеи, ценности и лозунги. Любой конфликт, возникающий на религиозной почве, рассматривают только во взаимосвязи с политическими интересами и целями. Также исследователи-политологи вместо термина «религиозный экстремизм» вводят новый термин «религиозно-политический» экстремизм, тем самым подчёркивая, что у субъектов религиозного экстремизма главной целью выступают политические мотивы - захват власти насильственными методами и установление собственной системы ценностей, окрашенной в религиозные краски.

Педагогический ракурс религиозного экстремизма, заявленный в работах К.В. Кузнецова7 и Т.К. Мухиной1, включает в себя усвоение знаний, выработку

1 Плужников Е.Н. Понятие экстремизма в религии и его проявления в современной России //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2010. №1. с. 71-78.

2 См.: Олифриенко Е.П. Молодёжный религиозный экстремизм в современной России и пути его преодоления (на материалах Северо-Кавказского Федерального округа): автореф. дис. .канд. полит. наук. Краснодар, 2012.

3 См.: Арчаков М.К. Политический экстремизм в России: сущность, проявления, меры противодействия: автореф. дис. .док. полит. наук. Екатеринбург, 2016.

4 См.: Телякаева А.Ф. Толерантная политическая культура как фактор противодействия этническому и религиозному экстремизму в современной России (на примере Оренбургской области): автореф. дис. .канд. полит. наук. Саратов, 2015.

5 Сайфулин И.С. Взаимодействие принципов толерантности и факторов религиозного экстремизма в политической системе современной России // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2014. № 6 (45). С. 114-119.

6 См.: Мчедлова М.М. Место религии в социально-политическом процессе: цивилизационные основания и основные тенденции: автореф. дис. .док. полит. наук. Москва, 2011.

7 См.: Кузнецов К.В. Формирование умений антинропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов - будущих специалистов с педагогической направленностью профессиональной деятельности: автореф. дис. .канд. пед. наук. Москва, 2012.

умений и навыков антипропаганды этого социально опасного феномена в молодёжной среде, а также предусмотрение мер по недопущению вовлечения молодых людей в религиозные секты.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лонский Ярослав Александрович, 2023 год

Список использованной литературы

1. Абдулагатов, З.М. Зарубежное исламское образование как фактор радикализации исламского сознания мусульман России (на примере республики Дагестан) // ИАЭК. 2019. №3. С. 412 - 434. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnoe-islamskoe-obrazovanie-kak-faktor-radikalizatsii-islamskogo-soznaniya-musulman-rossii-na-primere-respubliki-dagestan (дата обращения: 19.02.2022).

2. Абдулганеев, Р.Р. Религиозный экстремизм как один из дестабилизирующих факторов современного общества // Закон и право. 2011. № 2. С. 74-76.

3. Абдулганеев, Р.Р. Религиозный экстремизм: криминологический и уголовно-правовой аспекты: монография. — Казань: Казанский юридический институт МВД России, 2015. 186 с.

4. Августин Аврелий. «Исповедь». Изд-во: Даръ. 2007. 146 с.

5. Аквинский Фома. Сумма теологии. Сумма против язычников (отрывки). // Антология мировой философии: В 4 т. Т. 1, ч. 1 и ч. 2. М., «Мысль», 1969. 936 с.

6. Аксакалова, Ж.К. влияние сект на семью http: //www.rusnauka. com/11 _NPE_2012/Psihologia/ 12_108369.doc.htm (дата обращения 12.02.2022)

7. Александрийский Климент. Строматы. В 3 т. / Подг. текста, пер., пред. и комм. Е. В. Афонасина. СПб., Изд-во Олега Абышко, 2003. Т. 1. Кн. 1 - 3. 544 с.; Т. 2. Кн. 4 - 5. 336 с.; Т. 3. Кн. 6 -7. 368 с.

8. Аналитический центр при правительстве РФ // Социальный бюллетень. 2018. Май. 54 с.

9. Антонян, Ю. М. Этнорелигиозный терроризм. М.: Аспект Пресс, 2006.

318 с.

10. Антюхов, Ю.В. История значения понятия экстремизма в России до легализации термина в отечественном законодательстве (историческая ретроспекция) // Ученые записки Орловского государственного университета.

Серия: гуманитарные и социальные науки. Орёл: изд-во: Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева. №6 (69). 2015. С. 11 - 16.

11. Арестов, В.Н. Религиозный экстремизм: содержания, причины и формы проявления, пути преодоления: моногр. Харьков: «Вища школа», 1987. 149 с.

12. Аристотель. Сочинения. В 4 т. (Серия «Философское наследие»). М.: Мысль, 1975 - 1983. Т. 1. / Ред. и вступ. ст. В. Ф. Асмуса. 1975. 552 с.

13. Арчаков, М.К. Политический экстремизм в России: сущность, проявления, меры противодействия: автореф. дис. ...док. полит. наук. Екатеринбург, 2016. 35 с.

14. Ахромеева, Ю.В. Религиозный экстремизм: сущность и характерные черты // Серия «Социально-гуманитарные науки». Выпуск №1 (3), 2014. С. 86-87.

15. Ахромеева, Ю.В. Социокультурные основы религиозного экстремизма: автореф. дис. .канд. филос. наук. Воронеж, 2009. 19 с.

16. Балагушкин, Е. Г., Шохин, В. К. Религиозный плюрализм в современной России: новые религиозные движения на постсоветском этапе // Мир России. 2006, № 2, С. 62 - 78.

17. Балагушкин, Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ / Ч. 1. М.: ИФ РАН, 1999. 244 с.

18. Балагушкин, Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ / Ч. 2. М.: ИФ РАН, 2002. 248 с.

19. Баринова, Г.В. Инвалидность как социальное явление современной России / Г.В. Баринова. Саратов: ИЦ «Наука», 2015. 189 с.

20. Баринова Г.В., Лонский Я.А. Религиозный экстремизм и его основные сущностные признаки // Журнал философских исследований. Т.4. № 4, 2018. С. 21 - 25.

21. Батагова, Л.Х. Религиозный экстремизм и проблемы этноконфессиональной толерантности на Северном Кавказе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 118. С. 288 - 295.

22. Безбородов, М.И. Профилактика религиозного экстремизма как важная составляющая сохранения мира и обеспечения безопасности. URL: https://petrsu.ru/files/2012/09/f7631_1.pdf (дата обращения 25.03.2020 г.)

23. Безнадежных, Т.И., Макенов, М.М. Социально-экономическое регионов России: проблемы и пути решения // Региональная экономика: теория и практика. 2017. № 3. 541-552.

24. Безносов, Д. С., Почебут, Л. Г. Психологические аспекты экстремизма и терроризма // Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2010. Вып. 1. С. 287 - 299.

25. Бекренёв, Ю.В., Бекренёва, А.Ю. Заработная плата, доходы и проблемы бедности в Росии: социально-экономические аспекты // Журнал «Теоретическая экономика». № 4. 2018. С. 117 - 134.

26. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. СПб.: Азбука, 2016. 224 с. URL: http://www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1937_042_2.html (дата обращения: 20.08.2017).

27. Бердяев, Н.А. О фанатизме, ортодоксии и истине [Электронный ресурс] / Н.А. Бердяев // Человек. № 9. 1997. Режим доступа: http: //yro .narod.ru/bibliotheca/Berdiaev.htm (дата обращения: 20.07.2018).

28. Беркут, В.П. Экстремизм в молодёжной среде: монография. Балашиха: ВТУ, 2011. 169 с.

29. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Большая Рос. энцикл. ; СПб. : Норинт, 1997, 1999, 2001, 2004. 1456 с.

30. Борисов, С.В. Преступления экстремистской направленности: проблемы законодательства и правоприменения: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2012. 484 с.

31. Булгаков, С.Н. Карл Маркс как религиозный тип (Его отношение к религии человекобожия Л. Фейербаха) // Два града. Исследование о природе общественных идеалов. С. 51 - 70.

32. Булгаков, С.Н. Религия человекобожия у Л. Фейербаха // Два града. Исследование о природе общественных идеалов. СПб., 1997. С. 15 - 50.

33. Бурковская, В.А. Криминальный религиозный экстремизм: уголовно-правовые и криминологические основы противодействия: Автореф. дис. ... док. юрид. наук. М., 2006. 56 с.

34. В ваших детях бесы / Lenta.ru Электронный ресурс. URL: https://lenta.ru/articles/2021/05/31/sect/ (дата обращения 11.02.2022)

35. В ЕСПЧ открыто производство по заявлению общины Украинской Православной Церкви села Птича 2 апреля 2019 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5403087.html (дата обращения: 27.02.2022).

36. В МИД Франции отреагировали на публикацию карикатур на крушение А321 в Charlie Hebdo // РЕН-ТВ, 6 ноября 2015; Главный редактор «Шарли Эбдо» Жерар Биар ответил на обвинение Кремля в кощунстве // «Эхо Москвы», 6 ноября 2015 (дата обращения 12.02.2022).

37. В Петербурге задержали русского исламиста. URL: https://www.rbc.ru/spb_sz/21/08/2013/5592a89e9a794719538d02f9 (дата обращения 18.02.2022).

38. В России на четверть выросло за год число преступлений экстремистской направленности // Интерфакс Россия. 18.01.2022 г. URL: https://www.interfax-russia.ru/main/v-rossii-na-chetvert-vyroslo-za-god-chislo-prestupleniy-ekstremistskoy-napravlennosti (дата обращения 23.01.2022).

39. В России стало больше бедных. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/07/29/807554-v-rossii-bolshe-bednih (дата обращения: 17.12.2019).

40. В Совбезе РФ прогнозируют серьёзную активизацию террористов // Российская газета. URL: https://rg.ru/2020/10/20/v-sovbeze-rf-prognoziruiut-sereznuiu-aktivizaciiu-terroristov.html (Дата обращения: 10.04.2021).

41. В Югре самая напряжённая межнациональная ситуация в России Электронный ресурс. URL: http://union-press.ru/rubrics/aktualno/728 (Дата обращения: 24.02.2020)

42. Варданян, А. В., Кулешов, Р.В. Генезис экстремизма и терроризма в России как ретроспективный аспект криминалистического научного познания

Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. №3(31), 2015. С. 40 - 45.

43. Варданян, А.В., Кулешов, Р.В. Некоторые факторы, предопределяющие генезис этнорелигиозного экстремизма и терроризма, а также их актуализацию на современном этапе развития общества // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 2 (25). С. 151-154.

44. Верная дорога либо к убийству, либо к смерти. Мусульмане России и Украины реагируют на войну. Электронный ресурс. URL: https://www.kavkazr.com/a7vernaya-doroga-libo-k-ubiystvu-libo-k-smerti-musuljmane-rossii-i-ukrainy-reagiruyut-na-voynu/31742422.html (дата обращения: 10.03.2022).

45. Вертий, М.Ю., Скворцова, Т. А., Семенцов, А. М. Религиозный экстремизм как политико-правовой феномен // Философия права. 2007. № 1. С. 114-119.

46. Водько, Н.П., Воронцова, С.В. Правовые основы борьбы с организованной преступной деятельностью террористической направленности: монография. М.: МАДИ, 2017. 164 с.

47. Ворошилин, С.И. Личностные предпосылки вовлечения личности в тоталитарные религиозные культы // Тюменский медицинский журнал. Суицидология и аддиктология. № 1. 2013. С. 42 - 43.

48. Выступление Владимира Путина на заседании клуба «Валдай». URL: https://tass.ru/politika/12727931 (дата обращения: 16.01.2022, 09.03.2022).

49. Вьюгин, О.В. Историческая роль этатизма // Газета«Ведомости». 6 апреля 2017. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion7articles/2017/04/07/684573-istoricheskaya-rol (дата обращения: 08.02.2020).

50. Гайнутдин, Р. Диалог - это не дань моде на межрелигиозную дипломатию. URL: http://www.muslim.ru/articles/278/7958/ (дата обращения: 13.10.2018).

51. Галихузина, Р.Г. Мусульманские интернет-ресурсы в Татарстане в системе профилактики экстремизма // Вызовы религиозного экстремизма в

глобализирующемся мире: коллективная монография. Казань: Фолиант, 2017. 232 с.

52. Галицкая, И. А., Метлик, И. В., Соловьев, А. Ю. О предупреждении внедрения нетрадиционных религиозных объединений и культов деструктивной направленности в учебные заведения / Методические рекомендации для директоров школ и работников органов управления образованием. Директор школы. 2000. № 4. С. 97 - 127.

53. Галицкий, В. Мигранты и проблемы экстремизма // Научно-аналитический журнал Обозреватель — Observer. 2007. № 4. С. 79—89.

54. Гальперин, Б.И. Религиозный экстремизм: Кто есть кто. - К.: Политиздат Украины, 1989. 133 с.

55. Геворкова, К.В. Эктремизм: универсальные черты и спектр формообразований (социально-философский анализ): автореф. дис. .канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2011. 28 с.

56. Гегель, Г.В.Ф. Философия права / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1990. 524 с.

57. Глава Антитеррористического центра СНГ: террористы используют усталость от пандемии. Электронный ресурс. URL: https://tass.ru/interviews/8823371?utm_source=google.com&utm_medium=organic& utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com (дата обращения: 11.03.2022).

58. Глаголев, В.С. Церковный раскол как культурно-исторический феномен / // Религия, конфессии, общество и государство: история и современность взаимоотношений: сб. материалов межрегион. науч. конф., посвящ. Междунар. дню толерантности. Владимир: Аркаим, 2018. С. 13 - 22.

59. Гобозов, И.А. Иррационализм и современное общество // Материалы шестой международной научной конференции по проблемам безопасности и противодействия терроризму. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. 11-12 ноября 2010 г. Том 1. Материалы пленарного

заседания и заседаний по тематике противодействия терроризму. М.: МЦНМО, 2011. С. 56-60.

60. Градусова, М.М., Мазуров, В.А., Потапов, Д.П. и др. Националистический и религиозный векторы в экстремизме и терроризме: уголовно-правовой и криминологический анализ: монография. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2010. 399 с.

61. «Грех Каина». РПЦ на грани раскола из-за спецоперации на Украине. Электронный ресурс. URL: https://nsn.fm/ukraine/raskol-ili-imitatsiya-kuraev-dopustil-chto-moskva-razreshila-upts-govorit-pro-greh-kaina. (Дата обращения: 10.03.2022).

62. Григорьева, М.А., Секач, М.Ф., Савицкий, А.А. Психология экстремизма и терроризма // Человеческий капитал, № 2 (98), 2017. С. 3 - 6.

63. Гурский, В.В. Религиозный экстремизм как форма социальных отношений (на примере российского общества): автореф. дис. .канд. филос. наук. Челябинск, 2012. 26 с.

64. Дело Варвары Карауловой: любовь, ислам и три несостоявшихся замужества // ВВС Русская служба, 17 ноября 2016 г. Электронный ресурс URL: http://www.bbc.com/russian/ features-38019006 (дата обращения 18.02.2022).

65. Дзуцев, Х.В., Дибирова, А.П. Место религиозной идеологии в мировоззрении современного северокавказского общества Российской Федерации: этносоциологический анализ. Программа и материалы массового опроса населения республик СКФО: Монография. - Москва-Владикавказ: ИСПИ РАН; СОГУ им. К.Л. Хетагурова, 2016. 212 с.

66. Добаев, И.П. Исламский радикализм: сущность, идеология, политическая практика: автореф. дис. .док. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2003. 36 с.

67. Достоевский, Ф.М. Бесы. М.: Эксмо, 2014. 704 с.

68. Достоевский, Ф.М. Идиот. СПб.: Азбука, 2013. 640 с.

69. Духовной неграмотностью выстлана дорога в ИГИЛ // Многонациональная Россия. ЦКЬ: http://regions.ru/news/2558098/ (дата обращения: 19.02.2020).

70. Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими. Электронный ресурс. Ц^: http://www.fsb.ru/fsb/npd/terror.htm. (дата обращения: 22.04.2020).

71. Ерёмин Д.Н. Политический экстремизм в России: криминалистические аспекты (на примере Северо-Кавказского региона) // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2010. Вып. 9. С.167 - 171.

72. Ефанова, Е.В. Практики политического насилия в российском измерении // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4: История 2012. № 2 (22). С. 126 - 131.

73. Жители Центральной Азии прислушиваются к призывам ИГ // ГолосИслама.ги, 3 июня 2015 г. ЦКЬ: http://golosislama.com/news.php?id=26861 (дата обращения 18.02.2022)

74. Журавский, А.В. Религиозный экстремизм в конфликте интерпретаций. ШЬ: https: //www.sova-center.rU/religion/publications/2003/10М1225/ (дата обращения: 13.10.2018).

75. Забарчук, Е.Л. Религиозный экстремизм как одна из угроз безопасности российской государственности // Журнал российского права. 2008. № 6. С. 3 -10.

76. Забияко, А.П. Экстремизм религиозный. // Религиоведение / Энц. словарь. М.: Академический Проект, 2006. С. 1220 - 1221.

77. Захарова, М.В. Еще кто-то Шарли? // РИА Новости; В Госдуме призвали Францию дать оценку карикатурам на крушение А321 // Интерфакс (дата обращения 12.02.2022).

78. Заявление прокуратуры ЯНАО о ликвидации религиозной в организации «Нур Ислам» ДУМ Азиатской части России. Т/ф 4-22-50, от 13 апреля 2011, №8-1127-11.

79. Зиновьев, А.А. Коммунизм как реальность. М.: Астрель, 2008. 768 с.

80. Зорин, В.Ю. Мусульмане России: реалии формирования гражданской идентичности // Россия и мусульманский мир. 2017. №1. С. 18 -29.

81. Иванов, В.В. Распространение радикальных течений ислама в среде русского населения Поволжья и его последствия // Ислам и государство в России: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвящённой 225-летию Центрального духовного управления мусульман России — Оренбургского магометанского духовного собрания. Уфа, 22 октября 2013 г / под общей ред. А.Б. Юнусовой. Уфа: ГУП РБ Уфимский полиграфкомбинат, 2013. С. 219 - 225.

82. Иванов, Е.А., Исаев, Л.М., Шишкина, А.Р. Исламское высшее образование в России: локальный опыт и влияние Ближнего Востока // Азия и Африка сегодня. 2022. Выпуск №1. C. 5 - 14. URL: https://asaf-today.ru/s032150750018302-4-1/ DOI: 10.31857/S032150750018302-4 (дата обращения: 19.02.2022).

83. Игнатенко, А.А. Может ли экстремизм быть религиозным? [Электронный ресурс] // Независимая газета. 2003. 2 апреля. URL: http://www.ng.ru/problems/2003-04-02/4_true.html (дата обращения: 03.03.2019).

84. Ильин, И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.2 Кн.2. М.: Русская книга, 1993. - 478 с.

85. Имам аль-Бухари, Сахих аль-Бухари // Перевод А. Нирша. Глава: 2, Вера Хадис №13. URL: https://ahadith.co.uk/sahihbukhari.php (дата обращения 02.02.2022).

86. Искусство и экстремизм // Эфир «Радио свободы» 20 августа 2008. URL: https://www.svoboda.org/a/461523.html (дата обращения 08.03.2022).

87. Исмагил-хазрат Шангареев URL: https://www.svoboda.org/a/126816.html (дата обращения 13.02.2022).

88. История терроризма в России в документах, биографиях, исследованиях / сост. О.В. Будницкий. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 576 с.

89. Кавказский узел. https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/267145/ (дата обращения 05.02.2022).

90. Кадиева, А.М. Религиозный экстремизм: сущность, причины, пути преодоления: автореф. дис. .канд. филос. наук. Махачкала, 2008. 22 с.

91. Казначеев, А.В. История ислама на Северном Кавказе: Начало XIX-XX вв.: автореферат дис ... канд. ист. н.. Пятигорск, 2002. 19 с.

92. Кант, И. Спор факультетов / Пер. с нем. Ц.Г. Арзаканяна, И.Д. Копцева, М.И. Левиной; Калининград: Издво КГУ, 2002. 286 с.

93. Кантеров, И.Я. Новые религиозные движения (введение в основные концепции и термины). Владимир: изд-во Владим. Гос. ун-та, 2006. 386 с.

94. Кафтан, В.В. Идеологические основания террористической деятельности // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2014. № 1 (13). С. 38 - 42.

95. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.06.2020), ст. 20.3. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34661/e3620d183bd6d1fe2ab8 b0c912809857217325a2/ (дата обращения 29.06.2020 г.)

96. Козлов, С.В. Юридические механизмы обеспечения религиозной безопасности: Автореф. дис. .канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2006. 24 с.

97. Козырева, П.М., Смирнов, А.И. Масштабы и динамика социально-экономического неравенства в современной России // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып.16 / отв. ред. М. К. Горшков. М.: Новый Хронограф, 2018. С. 290 - 318.

98. Колотуша, В.В. Силовое принуждение: типология и факты // Электронное научное издание Альманах «Пространство и время». Т.3. Выпуск 2. 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7silovoe-prinuzhdenie-tipologiya-i-faktory (дата обращения: 08.02.2020).

99. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации: Утверждена Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г. //

Российская газета. URL: https://rg.ru/2009/10/20/zakon-dok.html (дата обращения: 13.10.2018).

100. Конь, Р.М. Введение в сектоведение. Нижний Новгород: Нижегородская Духовная семинария, 2008. 496 с.

101. Корнилова, О.А. Маргинальная личность как предпосылка формирования студенческого экстремизма: автореф. дис. .док. псих. наук. Москва, 2012. 42 с.

102. Коршунов, А.В. Проблемы изучения духовной безопасности российского общества в современной научной литературе // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 2. С. 121-126.

103. Косорукова, Е.В. Религиозный и молодежный экстремизм как негативные явления в современной России: монография. Казань: КЮИ МВД России, 2012. 207 с.

104. Кривельская, Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. М., 1999. 268 с.

105. Крылов, А.А. Экономические аспекты антитеррористической защищённости // Вестник Московского университета МВД России. №8. 2011. С. 60 - 61.

106. Кубякин, Е. О. Молодёжный экстремизм в условиях глобализации информационно-коммуникационной среды общественной жизни: автореф. дис.... д-ра социол. наук. Краснодар, 2012. 49 с.

107. Кудряшова, И.В. Религиозный терроризм: Концептуальные проблемы политического анализа // Политическая наука. М., 2018. № 4. С. 54-68.

108. Кузнецов, К.В. Формирование умений антинропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов - будущих специалистов с педагогической направленностью профессиональной деятельности: автореф. дис. .канд. пед. наук. Москва, 2012. 20 с.

109. Кузьмин, А. В. Профилактика экстремизма в процессе организации социально-культурного взаимодействия // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 8 (100). С. 152-157.

110. Кулешова, Н.С. Исламский радикализм как фактор дестабилизации мировой политической ситуации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия История и политические науки. 2018. № 3. С. 153-160.

111. Ленин, В.И. Письмо Горькому. URL: http://libelli.ru/works/48- 1.htm (дата обращения: 20.08.2017).

112. Лонский Я.А. Атеистический экстремизм как alter ego религиозного экстремизма. // Вестник ТвГУ. 2017. № 1. С. 80.

113. Лонский Я.А. Идейно-теоретическая и практическая составляющая религиозного экстремизма // Вестник МГОУ. Серия: Философские науки. 2019. № 3. С. 38.

114. Лопаткин, Н.Ю. Религиозный экстремизм в Российской Федерации как угроза национальной безопасности России (проблемы предупреждения) // материалы Всероссийской научной конференции, 4 декабря 2009 г., Москва (текст + электронный ресурс) / Центр пробл. анал. и гос.-упр. проект. М.: Научный эксперт, 2010. С. 583-594.

115. Национальная безопасность: научное и государственное управленческое содержание: материалы Всероссийской научной конференции, 4 декабря 2009 г., Москва (текст + электронный ресурс) / Центр пробл. анал. и гос.-упр. проект. М.: Научный эксперт, 2010. 736 с.

116. Лункин, Р.Н. Влияние украинского фактора на внешнюю политику Русской Православной Церкви // Современная Европа. 2020. № 4. С. 155-164.

117. Малашенко, А., Старостин, А. Ислам на современном Урале. М: Московский центр Карнеги, 2015. URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F_1409755032/Materialy.VIII.Mezhdunarodnoj.tjurkologi cheskoj.konferencii.Islam.i.tjurskij.mir.pdf (дата обращения 18.02.2022).

118. Мархинин, В.В., Удалова, И.В. Динамика этносоциальных процессов в Югре: влияние миграции (по материалам социологических опросов 2004-2014 гг.). // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Философия. 2015. Т. 13, вып. 2. С. 8996.

119. Махмадиев, Н.Д. Социальные корни религиозного экстремизма в Таджикистане: автореф. дис. .канд. филос. наук. Душанбе, 2012. 23 с.

120. МВД РФ ФКУ «Главный информационно-аналитический центр». Состояние преступности в России за январь-декабрь 2019 года. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/19412450/ (Дата обращения: 20.02.2020).

121. МВД сообщило о росте на треть связанных с терроризмом преступлений // Ведомости / Общество. 21.01.2021 URL: https://www.vedomosti.ru/society/news/2021/01/21/854919-mvd-soobschilo-o-roste-na-tret-svyazannih-s-terrorizmom-prestuplenii-v-2020-godu (дата обращения 23.01.2022).

122. Межрелигиозный совет России призвал запретить ваххабизм. РИА Новости. Электронный ресурс. URL: https://ria.ru/20180328/1517450189.html. (Дата обращения: 12.03.2022).

123. Мельгунов, С.П. Красный террор в России. 1918-1923. М., 1990. 207 с.

124. Миграция из Средней Азии приобретает угрожающие масштабы // Ритм Евразии. URL: https://www.ritmeurasia.org/news--2019-06-26--migracija-iz-srednej -azii-priobretaet-ugrozhajuschie-masshtaby-43461. (дата обращения: 15.05.2020).

125. Микрюков, В.О. Религиозный фактор в современном терроре (социально-философский анализ): автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 2009. 24 с.

126. Может ли экстремизм быть религиозным? // Независимая газета. 2003. 2 апреля. URL: http://www.ng.ru/problems/2003-04-02/4_true.html (Дата обращения: 20.08.2018).

127. Муминов, А.И. Религиозный экстремизм как угроза современному обществу (социально-философский анализ): автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 2007. 19 с.

128. Мухина, Т.К. Педагогические условия предупреждения вовлечения молодёжи в религиозные секты: автореф. дис. .канд. пед. наук. Смоленск, 2008. 21 с.

129. Мчедлова, М.М. Место религии в социально-политическом процессе: цивилизационные основания и основные тенденции: автореф. дис. .док. полит. наук. Москва, 2011. 56 с.

130. Назиров, Д. Проблемы терроризма, религиозного экстремизма и пути их преодоления: автореф. дис. на соискание учёной степени док. филос. наук. Душанбе. 2009. 47 с.

131. Националистический и религиозный векторы в экстремизме и терроризме: уголовно-правовой и криминологический анализ: монография / М.М. Градусова, В.А. Мазуров, Д.П. Потапов, В.В. Снесарь, А.Ю. Труфанов. -Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2010. 399 с.

132. Национальный антитеррористический комитет. Террористические и экстремистские организации и материалы. URL: http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html (Дата обращения: 06.02.2019, 24.02.2020).

133. Нисский, Г. Об устроении человека. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorii Nisskij/ob ustroenii cheloveka/ (Дата обращения 25.08. 2017).

134. Ницше, Ф. Человеческое, слишком человеческое. - Изд-во: «Мысль», М. 1990. 195 с.

135. Новопашин, А. Тоталитарные секты - угроза семье / Новосибирский Епархиальный вестник Спецвыпуск, посвященный году семьи. Май 2006 год. URL: http://www.orthedu.ru/nev/spez-06/10.htm (дата обращения 11.02.2022)

136. По статистике, сейчас в России действуют более 80 крупных тоталитарных сект. URL: https://www.1tv.ru/news/2007-05-20/207842-po statistike seychas v rossii deystvuyut bolee 80 krupnyh totalitarnyh sekt (дата обращения 11.02.2022)

137. Новый Завет: Евангелие от Матфея. URL: http://www.patriarchia.ru/bible/mf/10/index.html (дата обращения 02.02.2022)

138. Носков, Ю.Г. Религиозный фактор и духовная безопасность: моног. Москва: ВУ, 2000. 141 с.

139. Нуруллаев, А. А. Межконфессиональный диалог как фактор гуманизации межрелигиозных и межнациональных отношений. Электронный ресурс. URL: https://rusoir.ru/03print/03print-01/03print-01-06/ (Дата обращения: 12.03.2022).

140. О предупреждении внедрения нетрадиционных религиозных объединений и культов деструктивной направленности в учебные заведения / Методические рекомендации для директоров школ и работников органов управления образованием. Директор школы. 2000. № 4. http s: //mo smetod.ru/metodiche skoe-pro stranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/protivodejstvie-vliyaniyu-sekt/o-preduprezhdenii-vnedreniya-netraditsionnykh-religioznykh-ob-edinenij-i-kultov-destruktivnoj-napravlennosti-v-uchebny.html (дата обращения 02.02.2022).

141. О сущности религиозного экстремизма и фундаментализма и мерах по противодействию этим явлениям. Режим доступа: https://www.mirniy.ru/info/anti_terror/5723-o-suschnosti-religioznogo-ekstremizma-i-fundamentalizma-i-merah-po-protivodeystviyu-etim-yavleniyam.html (дата обращения: 20.01.2022).

142. Об активизации борьбы с ОУНовским подпольем на территории области: директива Управления НКВД и НКГБ УССР по Ровенской области № 19/6257 от 28 июля 1943 г.

143. Обращение священнослужителей русской православной церкви с призывом к примирению и прекращению войны. URL: https://docs.google.eom/forms/d/1yOGuXjdFQ1A3BQaEEQr744cwDzmSQ1qePaa Bi4z6q3w/viewform?edit_requested=true (Дата обращения: 10.03.2022).

144. ОБСЕ попросят оценить карикатуры Charlie Hebdo на брюссельские теракты. URL: https://lenta.ru/news/2016/03/24/no_charlie/ (09.03.2022 г.)

145. Овчинникова, А.И., Фоминская, М.Д. Религиозная безопасность России и роль права в её обеспечении // Северо-Кавказский юридический вестник. 2014, №3. С. 8-16.

146. Оганесян, С.С., Михайлов, В.К. Проблемы правового содержания права на свободу совести и вероисповедания, а также определения религиозного экстремизма // Право и современные государства. 2015. № 3. С. 27-36.

147. Олифриенко, Е.П. Молодёжный религиозный экстремизм в современной России и пути его преодоления (на материалах СевероКавказского Федерального округа): автореф. дис. .канд. полит. наук. Краснодар, 2012. 27 с.

148. Ольшанский, Д.В. Психология терроризма. Изд-во: Питер, 2002 г. 288

с.

149. Омаров, Б. М. Пропаганда религиозного экстремизма в интернете: проблемы противодействия и пути их решения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 26. С. 6 - 10.

150. Организации, признанные террористическими на основании решений Верховного Суда Российской Федерации // Официальный сайт Антитеррористического центра СНГ. ШЬ: https://www.cisatc.org/. (Дата обращения: 24.05.2020).

151. Ориген. О началах. / Пер. с лат. текста Руфина. Электронный ресурс. ШЬ: https://azbyka.rU/otechnik/Origen/o па^а!аЫ#0 5 (дата обращения 20.01. 2022).

152. Парфенова, Н.Б. Теологическое обоснование понятия «духовная безопасность» // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2016. № 3. С. 193 - 199.

153. Перечень некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». URL:https://minjust.ru/nko/perechen_zapret (дата обращения: 24.02.2020).

154. Пикулёва, О.А. Этика межнационального и межконфессионального взаимодействия: педагогические вызовы современности // Создание

воспитательной антиэкстремистской и антитеррористической среды в современном вузе: Материалы Международной научно-практической конференции 14-15 апреля 2016 года /под ред. В.Е. Быданова; СПбГТИ(ТУ). 2016. С. 46-56.

155. Письмо В.И. Ленина В.М. Молотову для членов Политбюро ЦК РКП(б) о необходимости борьбы с реакционным духовенством и мещанством и проведения кампании по изъятию церковных ценностей. [Электронный ресурс]. URL: http://lenin.rusarchives.ru/dokumenty/pismo-vi-lenina-vm-molotovu-dlya-chlenov-politbyuro-ck-rkpb-o-neobhodimosti-borby-s (дата обращения: 19.02.2020).

156. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2 / Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; Примеч. А. Ф. Лосева и А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1993. 528 с.

157. Плужников, Е.Н. Понятие религиозного экстремизма и его проявления в современной России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2010. № 1. С. 71 - 78.

158. Повесть временных лет / пер. Д.С. Лихачева. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hrono.info/dokum/1000dok/povest2.php (дата обращения: 19.02.2020).

159. Постнов, А.В. Нетрадиционные течения в мусульманском сообществе (Умме) в Российской Федерации в 1990-е - начале 2000-х гг.: историко-политический анализ.: автореф. дис. ... канд. ист. наук : Саранск, 2011.

160. Почебут, Л.Г., Безносов, Д.С. Ассертивность и толерантность в межкультурном взаимодействии // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 3. С. 8 - 19.

161. Приезжих меньше не становится. Подпольные мечети, давка и косые взгляды: как в Москве живут миллионы мусульман? 11 ноября 2021 г. URL: https://moslenta.ru/city/moskve-nuzhny-mecheti-ignorirovat-eto-ne-poluchitsya-zampred-soveta-muftiev-rossii-o-problemakh-musulman-v-stolice.htm (дата обращения 18.02.2022).

162. Пролетенкова, С.Е. Административно-правовое регулирование противодействия религиозному экстремизму в Российской Федерации: Автореф. дис. ... док. юрид. наук. М., 2013. 59 с.

163. Пугающий прогноз: когда ислам захватит Европу. 05 декабря 2017 г. URL: https://www.gazeta.ru/social/2017/12/04/11032304.shtml (дата обращения 18.02.2022).

164. Пылев А.И. Об идеологических течениях басмаческого движения в Средней Азии в начальный период (1918-1920 гг.) // Вестник СПбГУ. Сер.: История. 2003. Вып. 2 (№10). С. 29 - 34.

165. Райзберг, Б.А., Лысенко, А.А. Экстремизм: истоки проявления и способы противодействия: Монография. М.: Изд-во Московского психолого-социального университета, 2015. 94 с.

166. Рахматулина, Н. Г. Религиозный экстремизм: проблемы, пути противодействии: монография. Ставрополь: Сервис школа, 2010. 160 с.

167. Регельсон, Л.Л. Трагедия Русской Церкви (1917-1945). М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1996. 631 с.

168. Резникова, А.В. К вопросу о противодействии национальному и религиозному экстремизму в рамках поликультурного образовательного пространства // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. С. 679.

169. Яхъяев М.Я. Религиозно-политический экстремизм: сущность, причины, формы проявления, пути преодоления: монография. М.: Парнас, 2011. 296 с.

170. Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России / Отв. Ред. И сост. С. Б. Филатов. - М.; СПБ.: Летний сад, 2002. 488 с.

171. Решетников, М.М. Наброски к психологическому портрету террориста. URL: http://anthropology.ru/ru/text/reshetnikov-mm/nabroski-k-psihologicheskomu-portretu-terrorista (дата обращения: 13.03.2021).

172. Римский, А.В. Культурно-экзистенциальные трансформации религиозного экстремизма: автореф. дис. .канд. филос. наук. Воронеж, 2012. 26 с.

173. Романенко, Н.М. Особенности восприятия телеинформации школьниками Романенко Н.М. Педагогика. 2003. № 4. С. 46-49.

174. России нужен свой "Аль-Азхар" с богословами Сирии - исламовед. URL:https://ria.ru/20140710/1015401818.html (дата обращения 14.04.2022).

175. РПЦ строит по три храма в сутки. А количество больниц и школ в России ежегодно сокращается. URL: https://www.znak.com/2019-05-27/rpc_stroit_po_tri_hrama_v_sutki_kolichestvo_bolnic_i_shkol_v_rossii_ezhegodn o_rezko_sokrachaetsya (дата обращения 18.02.2022).

176. Румер-Зараев М.: Религия без тайны // Блоги Радио Свобода, 12 июля 2017 г. URL: https://www.svoboda.org/a/28577060.html (дата обращения 18.02.2022).

177. Русанова, О.А. Этнорелигиозный экстремизм как социальное явление в российском обществе (на примере Северокавказского региона): автореф. дис. .канд. соц. наук. Москва, 2004. 24 с.

178. Рушди С. Шайтанские аяты (Сатанинские стихи). URL: https://www.livelib.ru/book/1002966355-shajtanskie-ayaty-sataninskie-stihi-salman-rushdi (дата обращения 12.02.2022).

179. Сабитова, Ш.А., Турысбек, А.К. Роль СМИ в сфере противодействия проявлениям экстремизма. URL: https://articlekz.com/article/18954 (дата обращения 12.03.2022 г.).

180. Саид Бурятский, он же Александр Тихомиров // Новая газета, 5 марта 2010 г. URL: https://novayagazeta.ru/articles/2010/03/05/4415-said-buryatskiy-on-zhe-aleksandr-tihomirov (дата обращения 18.02.2022).

181. Сайфулин, И.С. Взаимодействие принципов толерантности и факторов религиозного экстремизма в политической системе современной России // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2014. № 6 (45). С. 114 - 119.

182. Сафонов, Д.В. Межрелигиозный совет России как институт взаимодействия в формирования политики социального согласия. // Среднерусский вестник общественных наук, том 13. № 4, 2018. С. 155 - 172.

183. Св. Афанасий Великий «Творения»: В 3 т. Том 1: Творения апологетические, догматико-полемические и историко-полемические. Учение святого Афанасия Великого о Святой Троице. М.: Сибирская Благозвонница, 2015. 864 с.

184. Св. Василий Великий «Толкование на книгу пророка Исаии». Электронный ресурс. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilii Velikij/tolkovanie na knigu proroka Isaii/ (дата обращения 20.01. 2022).

185. Св. Григорий Богослов. Избранный творения / Сост., предисл. В. Буреги. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. 400 с.

186. «Свидетели Иеговы» включены в список запрещенных в России организаций. URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=67938 (дата обращения: 14.02.2022).

187. Свод Законов Российской Империи. Том XIV. 1890 г. URL: http://civil.consultant.ru/reprint/books/169/16.html. (дата обращения: 01.09.2018).

188. Священный Коран. Ат-Тауба, СУРА 9 // Текст, перевод и комментарии: Йусуф Али «The Holy Qur'an», 1938 г.

189. Сизов, А.А., Шахбазов, Р.Ф. Противодействие религиозному и национальному экстремизму. Курск: ЗАО «Университетская книга». 2016. 134 с.

190. СМР: число мечетей в РФ превысило 7 тысяч - это беспрецедентный рост. URL: https://ria.ru/20141117/1033687343.html (дата обращения 18.02.2022).

191. Соболь, Т.С. Современный уровень и качество жизни населения России // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2018. № 2 (25). С. 7 - 14.

192. Соборное уложение 1649 года, Указ Алексея Михайловича 1653 года, Воинский устав Петра I 1716 года.

193. Совет муфтиев России. 19 февраля 2022 г. URL: https://muslim.ru/articles/281/8580/(дата обращения: 19.02.2022).

194. Современный политический экстремизм, Москва: РОСПЭН. 2009. URL: http://www.ekstremizm.ru/biblioteka/knigi/item/227-lichnost-psihologiya-ekstremizm. (дата обращения: 18.10.2018).

195. Соловьёв, В.С. Духовные основы жизни. URL https://predanie.ru/book/74521-duhovnye-osnovy-zhizni/#/toc1 (дата обращения 20.01. 2022).

196. Ставрополье превращается в Косово: конфликты русских и мигрантов. URL: https://www.mk.ru/social/2013/04/11/839978-stavropole-prevraschaetsya-v-kosovo-konfliktyi-russkih-i-migrantov.html (дата обращения: 24.02.2020).

197. Старосельцева, М. М., Пелюх, Е. И. Религиозный экстремизм: интерпретация понятия? // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2012. № 2. С. 57-60.

198. Суслонов, П.Е., Гурский, В.В. Религиозный экстремизм в системе социальных отношений: монография. Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2014. 115 с.

199. Сущий, С.Я. Этнодемографическая структура населения Астраханской области - динамика постсоветского периода и перспективы первой половины XXI века // Этнокультурная ситуация региона: варианты и перспективы развития. Саратов. 2017. С. 105 - 113.

200. Сыроваткин, А.Н. Деструктивное влияние нетрадиционных религиозных движений на духовную безопасность современного российского общества: автореф. дис. .канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2013. 23 с.

201. Ташкентская Декларация ШОС от 24 июня 2016 года. URL: http://www.infoshos.ru/ru/?id=132. (дата обращения: 27.07.2020).

202. Телякаева, А.Ф. Толерантная политическая культура как фактор противодействия этническому и религиозному экстремизму в современной России (на примере Оренбургской области): автореф. дис. .канд. полит. наук. Саратов, 2015. 25 с.

203. Тихомиров, Л.А. В подполье: Очерки из жизни рус. революционеров 70—80 гг.: Пер. с фр. — Санкт-Петербург: Друг народа, 1907. 176 с.

204. Томчак, Е.В. Политические и идеологические факторы международного терроризма на рубеже XX-XXI вв..: автореф. дис. ... канд. ист. наук: М., 2008. 25 с.

205. Тонконогов, А.В. Философия духовной безопасности современной России: Монография. М., 2013. 212 с.

206. Торосян, Д.Р. Роль религиозного фактора, традиционных, духовно-нравственных ценностей в социализации российской молодёжи в условиях глобализации: автореф. дис. .канд. соц. наук. Москва, 2010. 30 с.

207. Трофимова, З.П. Английские философы XX века о религиозном экстремизме // [Электронный ресурс] http://pravmisl.ru/index.php?id=1394&option=com_content&task=view (дата обращения 19.08.2019).

208. Трубецкой, Е.Н. Смысл жизни. Изд-во: Астрель. 2011. 400 с.

209. Угроза ИГИЛ: пути противодействия национально-религиозному экстремизму: сборник информационно-аналитических материалов / М.: Московское бюро по правам человека, 2016. 160 с.

210. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации от 2021 г., N 27, ст. 5351, п. 92 (Часть II) URL: http : //pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=602263723&rdk=&backlink=1 (дата обращения 13.01.2022).

211. Указ Президента Российской Федерации от 05.12.2016 г. № 646. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc= 1 &nd= 102417017 (Дата обращения: 25.04.2020).

212. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/95521/ (дата обращения: 13.10.2018).

213. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://kremlin.ru/acts/bank/36512/page/2 (дата обращения: 21.10.2018).

214. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683. URL: http://base.garant.ru/71296054/ (дата обращения: 26.06.2021).

215. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1990 г. № 1060-I «Об объявлении чрезвычайного положения в Нагорно-Карабахской автономной области и некоторых других районах»). URL: https://dokipedia.ru/document/5296785 (дата обращения 28.12.19 г.).

216. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Ст. 178. 1886 г. URL: https://www.prlib.ru/item/459770 (Дата обращения: 01.09.2018).

217. Устинкин, С.В., Куконков, П.И., Морозова, Н.М. Роль социальных неравенств в формировании очагов межэтнического напряжения // Власть. 2018. № 1. С. 24 - 32.

218. Фаизов, Г.Б. Ислам и государство: единство, противоборство, конвергенция: монография. Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. С. 48 - 50.

219. Федеральный список экстремистских материалов, пункты 1170-1176 // Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации. URL: https: //minj ust.ru/ru/extremist-materials?field_extremist_content_value=&page=5. (Дата обращения: 21.04.2020).

220. Филимонов, Э.Г. Нетрадиционные религии и культы в России // Религии народов современной России: словарь. М., 2002. С. 301 - 302.

221. Филимонов, Э.Г. Социальная и идеологическая сущность религиозного экстремизма. М.: Знание, 1983. 64 с.

222. Философия: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики. / Под ред. А.А. Ивина. 2004. 1072 с.

223. Франк, С.Л. Религиозно-исторический смысл русской революции. URL: http://www.odinblago.ru/frank smisl revolucii (дата обращения: 20.02.2017).

224. Хвыля-Олинтер, А.И. Духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи, общества. - М., «Даръ», 2008. 640 с.

225. Ходжаев, Х.Х. Политическая культура молодёжи как сдерживающий фактор религиозного радикализма: автореф. диссер. канд. полит. наук.: Душанбе. 2018. 29 с.

226. Хоровинников, А.А. Экстремизм как социальное явление: философский анализ: автореф... канд. филос. наук. Саратов, 2007. 28 с.

227. Цыпин, В., протоирей. История Русской Православной Церкви. М: Изд-во Учебного комитета РПЦ, 2004. 958 с.

228. Челищев, В.И. Фундаментализм и фундаменталисты монография. -М.: изд-во РГСУ, 2010. 528 с.

229. Чижик, П.И. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности государства: моног. Москва: ВУ, 2000. 180 с.

230. Число жертв парижских терактов выросло до 130. 20 ноября 2015. URL: https://lenta.ru/news/2015/11/20/130/ (дата обращения 12.02.2022).

231. Число молодых заключенных в колониях России за 13 лет сократилось в четыре раза. Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/7945593 (дата обращения 11.03.2022 г.)

232. Что такое программа «200 храмов». URL: https://www.kommersant.ru/doc/2774791 (дата обращения 18.02.2022).

233. Чудинов, С.И. Экстремизм в глобальном обществе риска: монография. М.: ФЛИНТА: Наука, 2016. 180 с.

234. Штейнберг, И. З. Нравственный лик революции. - М.: Кучково поле. 2017. 416 с.

235. Юркевич, П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pamfil_Yurkevich/serdtse-i-

ego-znachenie-v-duhovnoi-zhizni-cheloveka-po-uchenivu-slova-bozhiia/ (Дата обращения 20.01. 2022).

236. Яблоков, И.Н. Толерантная культура как основа непринятия религиозного экстремизма // Материалы шестой международной научной конференции по проблемам безопасности и противодействия терроризму. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. 11-12 ноября 2010 г. Том 1. Материалы пленарного заседания и заседаний по тематике противодействия терроризму. М.: МЦНМО, 2011. С. 219 - 222.

237. Якубова, С.З. Феномен экстремизма в аспекте трансформаций общественного религиозного сознания: автореф. дис. .канд. филос. наук. Ставрополь, 2017. 30 с.

238. Яхъяев, М.Я. Причины радикализации ислама в современном мире // Исламоведение. Изд-во: ДГУ. 2012. №2. С. 4 -14.

239. Яхъяев, М.Я. Религиозно-политический экстремизм: сущность, причины, формы проявления, пути преодоления: монография. М.: Парнас, 2011. 296 с.

240. Яхъяев, М.Я. Религиозный фанатизм как социально-исторический феномен: автореф... докт. филос. наук. Махачкала, 2006. 48 с.

241. Beyond the caliphate: Foreign Fighters and the Threat of Returnees. The Soufan Center. October 2017. P. 10-11.

242. Charlie Hebdo изобразил раненого парижанина танцующим и пьющим шампанское. URL: https://lenta.ru/news/2015/11/17/charlie5/ (дата обращения: 12.02.2022).

243. Charlie Hebdo переопубликовал карикатуры на пророка / ВВС News/ Русская служба. 01.09.2020. URL: https://www.bbc.com/russian/news-53987391 (дата обращения 12.02.2022).

244. Iraq: Taking stock: The arming of Islamic State (англ.) = Iraq: Taking stock: The arming of Islamic State // Amnesty International First : Доклад. — L.: Amnesty International, International Secretariat, 2015. 7 декабря. С. 44. (дата обращения 02.02.2022).

245. Liebman C. S. Extremism as a religious norm // Journal for the Scientific Study of Religion, Vol. 22, No. 1 (Mar., 1983), p. 75-86.

246. Nia Malika-Henderson Anti-Muslim film director in hiding, following Libya, Egypt violence // Washington Post, 12 September 2012 г. (дата обращения 12.02.2022).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.