Религиозный экстремизм: содержание, причины и формы проявления, пути преодоления тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.06, кандидат философских наук Арестов, Василий Николаевич

  • Арестов, Василий Николаевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1984, Киев
  • Специальность ВАК РФ09.00.06
  • Количество страниц 188
Арестов, Василий Николаевич. Религиозный экстремизм: содержание, причины и формы проявления, пути преодоления: дис. кандидат философских наук: 09.00.06 - Философия религии. Киев. 1984. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Арестов, Василий Николаевич

Специальность 09.00.06 - научный атеизм

Д И ССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель -доктор философских наук В.А.ЗОЦ

Киев

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕЩЕНИЕ.3

Раздел I. Причины существования и формы проявления религиозного экстремизма в СССР.14

Раздел П. К вопросу об определении сущности религиозного экстремизма в советском обществе . . 46- 5ц Раздел Ш. Характеристика социальной структуры групп верующих, находящихся под влиянием религиозного экстремизма . 55

Раздел 1У.Религиозный экстремизм как форма проникновения буржуазно-клерикальных взглядов в социалистическое общество .103

Раздел У. Молодежь как объект буржуазно-клерикальных спекуляций .136

Раздел У1.Проблемы пресечения религиозного экстремизма и идеологического противодействия ему.154

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозный экстремизм: содержание, причины и формы проявления, пути преодоления»

Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, состоянием современной идеологической борьбы двух противоположных систем, в ходе которой империализм средствами психологической войны стремится решить одну из задач подрыва единства советского народа - возбудить вражду и ненависть между верующими и неверующими гразданами на почве их отношения к религии и атеизму. Как известно, основной принцип политики КПСС и Советского государства по отношению к религии, церкви и верующим определен В.И.Лениным: "Единство., действительно революционной борьбы угнетенного класса за создание рая на земле важнее для нас, чем единство мнений пролетариев о рае на небе"

Ццеологический противник пытается внести в сознание некоторой части верующих советских граждан фальсифицированное понимание марксизма-ленинизма, неприязненное отношение к нему. В этой связи важное значение имеет мировоззренческий аспект проблемы, поскольку одна из целей спецслужб империализма - поднять значимость религии в обществе победившего научно-материалистического мировоззрения.

В политическом плане подрывные центры империализма пытаются делать акцент на яюбы имеющих место в СССР нарушениях прав верующих, стремясь тем самым подорвать авторитет нашей страны в глазах мирового общественного мнения. Вынуждает их к этому "страх перед растущей притягательной силой реального социализма, его достижений во всестороннем удовлетворении материальных и духово ных потребностей трудящихся, в развитии демократии" . Запад, * Ленин В.И. Социализм и религия. - Полн.собр.соч,, т. 12, с. 146.

2 Черненко К.У. КПСС и права человека. - М. , 1982, с. 6. подчеркивалось на ХХУ1 съезде КПСС "пускает в ход целую систему средств, рассчитанных на подрыв социалистического мира, его разрыхление" Определенное место в этой системе занимает попытка посеять сомнения в прогрессивности нравственных идеалов коммунизма, отождествить их с религиозной концепцией морали, отрешение воспитать неуважение к советскому праву, подтолкнуть верующих к нарушениям закона.

Проблема религиозного экстремизма актуальна и в плане научно-теоретическом, ибо речь идет об остаточном явлении в духовной жизни общества развитого социализма, требующем глубокого изучения.

Важность этой проблемы подчеркнута в докладе тов.К.У.Черненко на июньском /1983 г./ Пленуме ЦК КПСС, где указывается: "Многочисленные идеологические центры империализма стремятся не только поддерживать, но и насаждать религиозность, придать ей антисоветскую, националистическую направленность. Особая ставка де 2 лается на религиозных экстремистов" .

Вопросы противодействия идеологическим диверсиям империализма и повышения уровня идейной убежденности трудящихся нашли свое отражение и дальнейшее развитие в выступлениях и речах Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР тов.К.У.Черненко на внеочередном февральском /1984ц/' и очередном апрельском /1984 г./ Пленумах ЦК КПСС, перед избирателями Куйбышевского района г.Москвы 2 марта 1984 года.

На повестке дня в области идеологической работы партии сто-1 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. - М., 1981, с. 9. 9

Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы. - Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 г. - М. , 1983, с. 60. ит, таким образом, вопрос разоблачения и пресечения религиозного экстремизма, а перед марксистско-ленинской философией и ее составной частью - научным атеизмом поставлена задача изучения сущности религиозного экстремизма, причин и форм его проявления, путей преодоления.

Степень научной разработки проблемы. Перечень специальных работ по данной проблеме незначителен. Специальные крупные исследования, посвященные религиозному экстремизму, отсутствуют. Однако е 70-е годы этой проблеме стали уделять пристальное внимание И.Й.Бражник и Э.Г.Филимонов Эти исследователи, как и диссертант, опираются на труды старейшины советского сектанто ведения А.И.Клибанова , удостоенного в 1983 году за свои фунда-I Бражник И.И. Правовые основы атеистического воспитания детей и подростков. - М., 1973 ; Социальная сущность сектантского экстремизма. - М., JE974 ; Свобода сов1ст1 - конституц!йне право ра-дянських громадян. - К., 1978 ;Д!ти, релШя, закон. - К., 1979 ; Религиозный экстремизм: антиобщественное содержание, противоправные подстрекательские действия. - К., 1979 ; 0 сущности религиозного экстремизма. - В сб.: Кому это выгодно? К., 1980 ; Религиозный экстремизм: попрание прав верующих. - Наука и религия, 1981, В I; Взаемозв"язок правового f атегстичного виховання. -К., 1982 ; Право, религия, атеизм. - К., 1983; ФилимоновЭ.Г. Новые тенденции в идеологии и деятельности современного сектантства. -М., 1977 ; Кризис веры и религиозный экстремизм. - Наука и религия, 1980, J£ 2 ; Христианское сектантство и проблемы атеистиче-f ской работы. - К., 1981; Социальная и идеологическая сущность религиозного экстремизма. - М., 1983. р

Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России. - М., 1965 ; Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. - М., 1973 ; ментальные работы звания лауреата Государственной премии СССР. Они обратили внимание на существование религиозного экстремизма, подчеркнули, что он тесно соприкасается с вопросами политики, идеологии, права, морали, отношения к обществу и государству, указали на антиобщественную сущность экстремизма под религиозным прикрытием.

Вопросам критики буржуазного клерикализма и использования им религиозного экстремизма в подрывной деятельности против СССР уделяет большое внимание Э.И.Лисавцев, обоснованию несостоятельности религиозно-экстремистской фальсификации положения религиозных организаций и верующих в СССР - В.А.Куроедов. Отдельные аспекты проблемы религиозного экстремизма освещены в работах А.В.Белова, Н.С.Гордиенко, В.В.Коника, Г.С.Лялиной, Л.Н.Митрохина, А.Т.Москаленко, П.Л.Яроцкого и других. Большой эмпирический материал дает выходящий с 1980 года в Издательстве политической литературы сборник "Аргументы", а также ряд сборников и документально-публицистических книг других издательств.

Однако необобщенным остается содержание деятельности нахот дящихся под влиянием религиозного экстремизма групп верующих , их социальный состав, недостаточно глубоко вскрыты причины существования экстремизма в условиях советского общества, формы проявления и тенденции изменения форм экстремизма в зависимости от социально-экономических изменений в нашей стране, практически отсутствуют научные рекомендации по борьбе с этим негативпродолжение ссылки со стр. 5: Из мира религиозного сектантства. - М., 1974. Для краткости диссертант вводит термин "религиозно-инситатив-ные группы" /от франц. ¿куг?«-"^0*- возбуждение, подстрекательство/. ным явлением.

Целью диссертационного исследования является: выяснение причин существования религиозного экстремизма в социалистическом обществе, факторов, способствующих его проявлению; анализ состава религиозно-инситативных групп, их психологии и взглядов ; раскрытие содержания и сущности религиозного экстремизма как комплексного явления, охватывающего вопросы политики, идеологии, психологии, права, этики; обобщение опыта наиболее эффективных форм и методов по преодолению религиозного экстремизма.

Для достижения поставленной цели автор считал необходимым решить в процессе исследования следующие задачи;

- исследовать эволюцию религиозного экстремизма на основе анализа документов буржуазно-клерикальных подрывных центров, религиозно-экстремистских противозаконных изданий и конкретных действий религиозных экстремистов ; раскрыть формы и методы деятельности буржуазно-клерикальных центров и религиозных экстремистов в содержательном, методическом и организационном плане, направленной на внесение в сознание некоторой части верующих антиобщественных взглядов и настроений, на удержание под своим влиянием этих верующих; подвергнуть критике буржуазно-клерикальную и религиозно-экстремистскую фальсификацию марксистско-ленинского атеистического наследия, научных основ политики КПСС и Советского государства по отношению к религии, церкви и верующим; обобщить методику атеистической и политико-воспитательной работы, направленной на преодоление религиозного экстремизма, его разоблачение, изоляцию и пресечение.

Теоретико-методологической основой данной работы явились, презде всего, труды К.Маркса и Ф.Энгельса "Святое семейство", "Немецкая идеология", книга Ф.Энгельса "Положение Англии. Английская Конституция", работы В.И.Ленина "Что делать?", "Революционный авантюризм", "Основной тезис против эсеров", "К деревенской бедноте", "Социализм и религия", "Союз лжи", "О продовольственном налоге" и другие, и которых исследованы, в частности, социальная сущность буржуазного понимания свободы совести, истоки буржуазного клерикализма, классовое содержание идеологических концепций буржуазного общества, разработаны научные основы политики Коммунистической партии по отношению к религии, церкви и верующим.

В диссертации использовались документы съездов КПСС, Пленумов ЦК КПСС, доклады, речи, статьи тов.К.У.Черненко, Ю.В.Андропова и других видных деятелей Коммунистической партии и Советского государства по идеологическим вопросам.

Диссертационное исследование выполнено на широкой источниковедческой основе, включающей работы советских и зарубежных авторов - специалистов в области идеологической борьбы, права, научного атеизма.

Соискателем критически проанализированы официальная религиозная литература, церковные проповеди, рукописи религиозного содержания.

В работе использованы данные конкретно-социологических исследований, в том числе проведенных автором в 1978-1982 гг. в ряде религиозно-инситативных групп.

Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации:

- на основе впервые осуществленного критического анализа ряда буржуазно-клерикальных и религиозно-экстремистских изданий и документов доказано, что религиозный экстремизм выполняет функции проводника буржуазно-клерикальных идей в социалистическом обществе ;

- сделан вывод, что религиозный экстремизм в СССР не есть постоянное и массовое явление, развивающееся по восходящей, для него характерна этапность /экстремизм на социальной базе в 20-е годы, спад в 30-е, полное отсутствие в 40-50-е, рецидив в 60»

70-е, кризис в 80-е/; буржуазно-клерикальные идеи воспринимают и распространяют единицы верующих, в силу чего глобальная цель подрывных империалистических центров - создать в СССР религиозно-политическую оппозицию - обречена на провал ;

- дано определение религиозного экстремизма как деятельности религиозно-профитирующих * и фанатичных элементов по внесению в сознание верующих буржуазно-клерикальных идей, возникшей на почве кризисного состояния религии в СССР, проявляющейся в антиобщественных взглядах и поступках, инспирированной империалистической пропагандой, объективно служащей интересам мирового империализма е его противоборстве с социализмом;

- введено понятие "религиозно-инситативные группы" для обозначения микрообъединений верующих той или иной конфессии, находящихся под влиянием буржуазно-клерикальных идей, привнесенных в их сознание религиозными экстремистами и подстрекаемых последними к противозаконным действиям;

- показаны причины существования и проявления религиозного экстремизма в советском обществе: наличие буржуазно-клерикальных центров, ведущих подрывную деятельность по созданию религиозно-политической оппозиции в СССР; кризисное состояние религии в условиях социалистического общества, вызывающее, как одну из форм реакции на него, религиозный экстремизм; целенаправленные действия религиозных экстремистов на изоляцию обманутых ими верующих 1 От франц. - в значении "извлечь прибыль, выгоду". от окружающего мира, отказ от любого участия в общественной жизни, крайняя узость социальных связей членов религиозно-инситатив-ных групп; недостатки в области коммунистического воспитания в целом и научно-атеистического в особенности;

- дана характеристика социального состава верующих из рели-гиозно-инситативных групп, позволяющая установить причины восприятия ими антиобщественных взглядов ;

- показано, что в религиозно-инситативных группах отмечается возврат к традиционализму, фанатизму и мистицизму в религиозном мировоззрении и практике религиозной деятельности;

- раскрыты формы и методы антиобщественного воспитания детей и молодежи в религиозно-инситативных группах и семьях, разработаны рекомендации по повышению эффективности воспитательной атеистической работы с этой категорией молодежи ;

- обосновано, что успех в работе по преодолению религиозного экстремизма может быть достигнут на основе системного подхода к решению проблемы посредством воспитания политической и правовой культуры верующих, организации индивидуальной воспитательной работы с ними; формирования общественного мнения путем создания обстановки гласности и осуждения противозаконной деятельности религиозных экстремистов на собраниях трудовых коллективов и сходах населения по месту жительства, через подачу разоблачающих материалов средствами массовой информации и целевую лекционную пропаганду.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в непосредственно практической деятельности партийных, советских и общественных организаций по преодолению религиозного экстремизма, а также в процессе преподавания курса "Основы научного атеизма" /при изучении темы "Современные религии"/ в вузах. Фактический материал работы, ее основные выводы могут представлять интерес для пропагандистов научно-атеистических знаний.

Они использовались автором в процессе проведения занятий со студентами Харьковского госуниверситета, в методических пособиях, подготовленных в помощь лекторам, пропагандистам и преподавателям общественных наук /"Религиозные объединения на территории Харьковской области.", Харьков, 1980; "Гарантия свободы совести", Харьков, 1981 и др./, партийными комитетами предприятий г.Харькова - заводов им.Малышева, моторостроительного "Серп и молот", тракторного им.Орджоникидзе и др. при разработке комплексных планов идеологической, политико-воспитательной работы на XI пятилетку.

Положения диссертации отвечают задаче дальнейшего усиления наступательной борьбы против враждебных марксизму-ленинизму теорий и концепций, поставленной перед обществоведами на ХХУ1 съезде КПСС и июньском /1983 г./ Пленуме ЦК партии. Проведенный критический анализ идеологии и практики религиозного экстремизма имеет значение для дальнейших научно-исследовательских работ по этой проблеме. Основные выводы и положения диссертационной работы направлены на повышение теоретического и совершенствование методического уровня критики враждебной идеологии, на усиление нашей контрпропаганды в свете решений ХХУТ съезда партии и июньского /1983 г./Пленума ЦК КПСС.

Апробация результатов исследования. Выводы и положения диссертации были обсуждены и одобрены на заседаниях кафедры философии Харьковского госуниверситета и ученого совета Межреспубликанского филиала Института научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС в г.Киеве в 1982-1983 гг.

Положения и выводы апробированы в Харьковской, Архангельской и Белгородской областях:

- при подготовке и проведении более 50 собраний трудовых коллективов и 10 сходов населения, посвященных обсуждению и осуждению противозаконной деятельности религиозных экстремистов, прошедших в течение 1978-1983 гг. ;

- посредством чтения 15 циклов лекций на предприятиях, в организациях и учреждениях, в которых работают члены религиозно-ин-ситатиЕНых групп, многочисленных выступлений на областных, городских, районных, заводских и других семинарах партийного, советского, профсоюзного, комсомольского, пропагандистского актива в течение 1978-1983 годов.

Результаты исследования апробированы также:

- путем опубликования в республиканской и областной периодической печати более 20 пропагандистских статей, проведения циклов телевизионных и радиопередач, посвященных критике и разоблачению религиозного экстремизма ;

- подготовкой и изданием монографии, пяти брошюр и одной статьи. Брошюра "Баптисты-раскольники - кто они?" получила положительную рецензию в журнале "Людина 1 св!т" /г.Киев/, № I, 1982 ; монография "Баптизм без маски" и брошюра "Жизнь во лжи" -в газете "Друг читача" /г.Киев/, № 6 от 9.02.1984 года ;

- введением вопроса "ХХУ1 съезд Компартии Украины об улучшении атеистического воспитания и усилении борьбы с религиозным экстремизмом" в программу курса научного атеизма, читаемого автором в Харьковском госуниверситете ;

- в индивидуальной работе с членами религиозно-инситативных групп.

- 13

Структура работы. Диссертация состоит из введения, шести разделов, заключения и списка основной использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия религии», Арестов, Василий Николаевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопросы широкого развертывания инициативы и творчества масс, самого активного включения их в решение узловых проблем общественной жизни всегда находились и находятся в центре внимания работы партии. Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР тов. К.У.Черненко в речи на апрельском /1984 г./ Пленуме ЦК КПСС отметил: "Этого мы добивались и когда принимали меры, необходимые для ускорения роста нашей экономики. И когда направили силы партии на решительное улучшение идеологической деятельности. Эту линию мы будем вести и впредь"

Одной из помех, стоящей на пути выполнения поставленных партией грандиозных задач в деле дальнейшего продвижения к коммунизму является религиозно-идеалистическое мировоззрение, препятствующее формированию нового человека. Тов.К.У.Черненко, говоря о реформе школы, акцентировал внимание на том, что "учебный процесс должен в гораздо большей мере стать носителем мировоззренческого содержания", и подчеркнул, что "призвание школы -формировать у учащихся марксистско-ленинскую убежденность, способность к самостоятельному, творческому мышлению, развивать сознание своей ответственности за судьбы социалистической Родины.

И, конечно, прививать стойкий иммунитет к чуждым нам взглядам и р нравам" .

Диаметрально противоположные взгляды и линию поведения как молодежи из семей верующих, так и самим верующим пытаются навя

1 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 года, с. 6.

2 Там же, с. 18.

- 172 зать религиозные экстремисты и стоящие за ними "покровители" из зарубежных буржуазно-клерикальных подрывных центров.

Б силу этого проблема религиозного экстремизма находится на острие идеологической борьбы и требует к себе пристального внимания исследователей.

Актуальность проблемы вызвала необходимость осуществления философско-социологического анализа религиозного экстремизма, его генезиса и эволюции, причин проявления в социалистическом обществе. Б диссертации также дан анализ религиозной и околорелигиозной деятельности, раскрыты специфика религиозного сознания верующих из религиозно-инситативных групп, их социальный состав, показаны причины отхода некоторой части верующих от лояльных позиций по отношению к Советскому государству, восприятия ими ложных взглядов и представлений на социалистические общественные отношения . Тема работы требовала изучить специфику и механизм негативного влияния религиозно-экстремистских установок на сознание верующих из религиозно-инситативных групп и вытекающее из этого сознания отношение к труду, общественной жизни, морали; подвергнуть критике попытки использования с целью религиозно-экстремистской обработки рядовой части верующих фальсификации подлинного содержания советского законодательства о религиозных культах; дать анализ организационной и культовой деятельности, направленной на закрепление в сознании рядовых верующих ложных представлений о подлинных ценностях социалистического общества.

В' контрпропагандистскую задачу исследования входило изучение системы связей подстрекателей и организаторов религиозного экстремизма с подрывными буржуазно-клерикальными центрами Запада, разоблачение непосредственной связи мезду антикоммунистичесними и антисоветскими инсинуациями буржуазных "религиоведов" и "советологов" с одной стороны, и попытками извращения истинного положения религии, церкви и верующих в СССР религиозными экстремистами, с другой, на основе изучения противозаконных изданий и проповеднической деятельности, клеветнических писем и заявлений; требовалось дать отпор совместной фальсификации буржуазно-клерикальными идеологами и религиозными экстремистами ленинского атеистического наследия, научных основ политики КПСС и Советского государства по отношению к религии, церкви и верующим.

Пристальное внимание лидеров экстремизма к проблеме смены и выработка ими мер противостояния глубокому и необратимому кризису религии е СССР обязывали автора раскрыть это подобие системы, показать, что для религиозного и антиобщественного воспитания детей и молодежи в религиозно-инситативных группах практикуется грубый нажим на семью, применение методов от психологического до откровенно физического воздействия на несформировавшееся детское сознание, внесение идей лжегероики и псевдоромантики в сознание учащейся молодежи из религиозных семей с целью противопоставления своих взглядов влиянию методов обучения и воспитания в советской школе.

В диссертации раскрыты и обоснованы наиболее эффективные средства и методы работы партийных, советских и общественных организаций по преодолению религиозного экстремизма, что позволяет исследованию иметь прямой выход в практику научно-атеистического воспитания.

В то же время следует отметить необходимость дальнейшего широкого и глубокого изучения явления религиозного экстремизма, поскольку в условиях борьбы с ним он меняет формы и методы противозаконной деятельности. Так, на повестке дня стоит вопрос бо

- 174 лее глубокого, всестороннего анализа деятельности вышедших на регистрацию в органах власти автономных групп, которые в значительной степени сохранили проэкстремистские взгляды и настроения, а подход к оценке их деятельности в достаточной степени не выработан.

В конце 70-х - начале 80-х годое подрывные центры империализма начали экспорт в СССР "учений" нетрадиционных религий /кришнаиты, саньясины, тантристы и др./ с целью мировоззренческого разложения советской интеллигенции. Это также требует пристального внимания советской философской науки и научно-атеистической практики.

Заслуживает особого внимания проблема противодействия религиозному экстремизму в сфере Боепитания детей и юношества из семей верующих. В ряде учебных заведений страны накоплен некоторый опыт такого противодействия, однако этот опыт не обобщен, под него не подведена необходимая теоретическая база.

Требуют специального изучения и обобщения роль и место культурно-просветительных учреждений в деле воспитания чувств гравданственности и советского патриотизма у находящихся под влиянием религиозного экстремизма верующих граждан, совершенствования других форм воспитательного воздействия средствами культурно-просветительной работы.

Решение этих проблем будет во многом способствовать не только преодолению религиозного экстремизма, но и освобождению части советских людей от религиозного мировоззрения в целом, выполнению поставленной партией задачи по формированию нового человека.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Арестов, Василий Николаевич, 1984 год

1. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М. : Госполитиздат, 1956. - 690 с.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство или критика критической критики. Соч. 2-е изд., т. 2, с. 3-230.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 11-544.

4. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 46, ч. П, с. 5-521.

5. Энгельс Ф. Положение Англии. Английская Конституция. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. I, с. 618-642. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества. Полн. собр.соч., т. I, с. 347-534.

6. Ленин В.И. Протест российских социал-демократов. Полн. собр.соч., т. 4, с. 163-176.

7. Ленин В.И. Проект программы нашей партии. Полн.собр.соч,,т. 4, с. 211-239.

8. Ленин В.И. Что делать? Полн.собр.соч., т. 6, с. 1-192.

9. Ленин В.И. Основной тезис против эсеров. Полн.собр.соч., т. 7, с. 51-55.

10. Ленин В.И. К деревенской бедноте. Полн.собр.соч., т. 7, с. 129-203.

11. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. -Полн.собр.соч., т. 12, с. 99-105.

12. Ленин В.И. Социализм и религия. Полн.собр.соч., т. 12, с. 142-147.

13. Ленин В.И. Конференция заграничных секций РСДРП. Полн. собр.соч., т. 26, с. 161-167.

14. Ленин Б.И, Союз лжи. Поли.собр.соч., т. 31, с. 217-220. 16. Ленин Б.И. Государство и революция. - Полн.собр.соч., т.33, с. 1-120.

15. Ленин Б.И. Записка Ф.Э.Дзержинскому с проектом декрета о борьбе с контрреволюционерами и саботажниками. Полн.собр. соч., т. 35, с. 156-158.

16. Ленин В.И. Речь на I Всероссийском съезде работниц 19 ноября 1918 г. Полн.собр.соч., т. 37, с. 185-187.

17. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Полн.собр.соч., т. 41, с. 298-318.

18. Ленин В.И. 0 продовольственном налоге. Полн.собр.соч., т. 43, с. 205-245.

19. Ленин В.И. А.М.Горькому. Ноябрь 1913. Полн.собр.соч., т. 48, с. 230-233.

20. Ленин В.И. Н.П.Горбунову. Полн.собр.соч., т. 52, с. 237. 23* Ленин Б.И. Предложения к проекту постановления Пленума

21. ЦК РКП/б/ о пункте 13 программы партии. Полн.собр.соч., т. 54, с. 440.

22. Материалы ХХУТ съезда КПСС. М. : Политиздат, 1981. - 223с.

23. Материалы ХХУ1 съезда Компартии Украины. Киев : Политиздат Украины, 1981. - 149 с.

24. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 года. М. : Политиздат, 1983. - 80 с.

25. Материалы внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС 13 февраля 1984 года. М. : Политиздат, 1984. - 32 с.

26. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 10 апреля 1984 года. М. : Политиздат, 1984. - 31 с.

27. Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения. Постановление ЦК КПСС от 10 ноября 1954 г. -КПСС в резолюциях., т. 2. - М. : Политиздат, 1971. - с.516-520.

28. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26апреля 1979 г. М. : Политиздат, 1979. - 15 с.

29. Конституция /Основной Закон/ Союза Советских Социалистических Республик. М. : Политиздат, 1978. - 62 с.

30. Положение о религиозных объединениях в Украинской ССР. Ведомости Верховного Совета Украинской Советской Социалистической Республики, № 46, 18 ноября 1976 г.

31. О религии и церкви.- М. : Политиздат, 1981. 176 с.

32. Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи. М. : Политиздат, 1983. - 320 с.

33. Андропов Ю.В. Идеологическая диверсия отравленное оружие империализма. - Избранные речи и статьи. М. : Политиздат, 1983, с. 161-168.

34. Андропов Ю.В. Речь на Пленуме ЦК КПСС 22 ноября 1982 года. -Избранные речи и статьи. М. : Политиздат, 1983, с. 209-218.

35. Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР. Избранные речи и статьи. М. : Политиздат, 1983, с. 5-19.

36. Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. Избранные речи и- 178 статьи. М. : Политиздат, 1983. с. 231-249.

37. Андропов Ю.В. Речь на Пленуме ЦК КПСС, 15 июня 1983 года. Избранные речи и статьи. М. : Политиздат, 1983; с. 284-299.

38. Бонч-Бруевич В.Д. Избранные атеистические произведения. -М. : Мысль, 1973. 343 с.

39. Бонч-Бруевич В.Д. Избранные сочинения в 3-х т^, т. I. -М. : Изд-во Академии наук СССР, 1959. 410 с. Крупская Н.К. Вопросы атеистического воспитания. - М. : Изд-во Академии пед.наук РСФСР, 1961. - 176 с.

40. Русаков К.В. Обострение идеологической борьбы на мировой арене и политическое воспитание трудящихся. Коммунист, 1982, № 16, с. 32-46.

41. Черненко К.У. Избранные речи и статьи. 2-е изд., доп. -М. : Политиздат, 1984. - 670 с.

42. Черненко К.У. КПСС и права человека. М. : Издательство Агентства печати Новости, 1982. - 296 с.

43. Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года. М. : Политиздат, 1983, с. 2766.

44. Черненко К.У. Речь на Пленуме ЦК КПСС 13 февраля 1984 года. Материалы внеочередного Пленуме Центрального Комитета КПСС 13 февраля 1984 года. - М. : Политиздат, 1984. -с. 7-22.

45. Черненко К.У. Народ и партия едины. Речь на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г.Москвы 2 марта 1984 года. М. : Политиздат, 1984. - 30 с.

46. Черненко К.У. Речь на Пленуме ЦК КПСС 10 апреля 1984 года.- 179

47. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 10 апреля 1984 года. М. : Политиздат, 1984, с. 5-21.

48. Щербицкий В.В. ХХУ съезд КПСС о совершенствовании социалистического образа жизни и формировании нового человека. -М. : Политиздат, 1977. 255 с.

49. Щербицкий В.В. Избранные речи и статьи. М. : Политиздат, 1978. - 624 с.

50. Актуальные проблемы идеологической борьбы на современном этапе. К.: Политиздат Украины, 1980. - 255 с.

51. Андреева Г.М. Социальная психология. М. : Изд-во МГУ, 1980. - 415 с.

52. Андрианов Н.П. Советский образ жизни и атеистическое воспитание. М. : Политиздат, 1981. - 63 с.

53. Антонов Б.Г. Под маской борцов за права человека. Киев : Политиздат Украины, 1979. - 142 с.

54. Антисоветизм на службе империализма. М. : Мысль, 1976. -273 с.

55. Ануфриев Л.А. Религия и жизнь: вчера и сегодня. Одесса: Маяк, 1978. - 239 с.

56. Аргументы.- М. : Политиздат, 1980. 192 с.

57. Аргументы. М. : Политиздат, 1981. - 127 с.

58. Аргументы. М. : Политиздат, 1982. - 144 с.

59. Арсеньев В.А. Данилов В.И. Баптисты-раскольники кто они? - Харьков; Прапор, 1980. - 88 с.

60. Артемов В.А. Психологическая война в стратегии империализма. М. : Международные отношения, 1983. - 144 с.

61. Атеистический словарь. М. : Политиздат, 1983. - 558 с.

62. Барменков А.И. Свобода совести в СССР. М. : Мысль, 1979. -223 с.

63. Безпальчий В.Ф. Праця та релгГ1Я. Кигв : Наукова думка, 1981. - 207 с.

64. Белов A.B. Адвентизм. 2-е изд. - М. : Политиздат, 1973. -239 с.

65. Белов A.B. Секты, сектантство, сектанты. М. : Наука, 1978. - 151 с.

66. Белов A.B. Карпов A.B. Под флагом антисоветизма. М. : Знание, 1970. - 63 с.

67. Белов A.B. Шилкин А.Д. Идеологические диверсии империализма и религия. М. : Знание, 1970. - 47 с.

68. Белов A.B. Шилкин А.Д. Западные религиозные центры на службе антикоммунизма. М. : Знание, 1974. - 64 с.

69. Белов A.B., Шилкин А.Д. Диверсия без динамита. 2-е изд. -М. : Политиздат, 1976. - 184 е.

70. Бражник И.И. Правовые основы атеистического воспитания детей и подростков. М. : Знание, 1973. - 46 с.

71. Бражник И.И. Социальная сущность сектантского экстремизма.-М. : Знание, 1974. 39 с.

72. Бражник I.I. Д1ти, рел1г1я, закон. Ки1*в: Пол Увидав Укради, 1979. - 126 с.• Бражник И.И. Религиозный экстремизм: антиобщественное идеологическое содержание, противоправные подстрекательские действия. Киев : Знание, 1979. - 19 с.

73. Бражник И.И. Религиозный экстремизм: попрание прав верующих. Наука и религия, 1981, № I, с. 17-19.

74. Бражник I.I. Взаемозв"язок правового i ате Этичного вихо-вання. Khib: Знания, 1982г - 48 с.

75. Бражник И.И. Право, религия, атеизм. К. : Наукова думка, 1983. - 206 с.- 181

76. Буб"яков I.T., Косянчук P.C. Громадянськ1 обов"язки i ре-л1г1йна Bipa. Ки'£в : Шштвидав Укради, 1980. - 76 с.

77. Великович Д.Н. Проблемы свободы совести и современная идеологическая борьба. М. : Знание, 1979. - 64 с.

78. Великович Д.Н. Современный капитализм и религия. М. : Политиздат, 1984. - 238 с.

79. Веселов В.И., Владимиров А.Д. За ширмой святости. Донецк : Донбасс, 1981. - 103 с.

80. Виноградов А.И. Свобода совести и религия. М. : Знание, 1969. - 46 с.

81. Вистунов Е.И. Тютрюмов М.И. Лица без масок. Д. : Лениз-дат, 1980. - 168 с.

82. Выблая Д.И. Цена доверия. Днепропетровск : Проминь, 1982. -127 с.

83. Голинков Д.Л. Крушение антисоветского подполья в СССР. -2-е изд. М. : Политиздат, 1980. - Кн.1-я. - 335 с ; Кн.2-я-399 с.

84. Гордеев В.Б., Плотников В.И. Современная идеологическая борьба. М. : Политиздат, 1983. - НО с.

85. Гордиенко Н.С. Атеизм и религия в современной борьбе идей.-Л. : Лениздат, 1982. 175 с.

86. Грушин Б.А. Мнение о мире и мир мнений. М. : Политиздат, 1967. - 400 с.

87. Гольст Г.Р. Религия и закон. М. : Юридическая литература, 1975. - III с.

88. Дмитрук К.Е. С крестом и трезубцем. М. : Политиздат, 1980. - 224 с.

89. Захаров М.Ф. Герасименко В.К. Цветаев В.Д. Куда зовут "братья во Христе". Симферополь : Таврия, 1978. - 64 с.- 182

90. Зоц В.А. Культура, религия, атеизм. М. : Политиздат, 1982. - 158 с.

91. Иванов А.И. Социализм и свобода совести. М. : Знание, 1972. - 55 с.

92. Индивидуальная работа с верующим. М. : Мысль, 1974. -198 с.

93. Как прекрасен этот мир, посмотри. Донецк : Донбасс, 1980. - 107 с.

94. Кандидов Б. Церковь и февральская революция. М. : 0ГИЗ-ГАИЗ, 1934. - 95 с.

95. Кандидов Б. Церковь и шпионаж. М. : ОГИЗ-ГАИЗ, 1938. -120 с.

96. ЮТ.Кантеров И.Я. Клерикальный антикоммунизм. М. : Наука, 1979. - 143 с.

97. Категории исторического материализма. М. : Мысль, 1980. -351 с.

98. Кашуба М.В. Антикомун13м сучасного ун1атства. Khïb : Знания, 1981. - 48 с.

99. Ю4.Кирюшко Н.И. Рыбачук Н.Ф. Атеизм, труд, культура. Личностный аспект. Киев : Наукова думка, 1981. - 246 с.

100. Юб.Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России. -М. : Наука, 1965. 348 с.

101. Юб.Клибанов А.И. Митрохин Л.Н. Кризисные явления в современном баптизме. М. : Знание, 1967. - 62 с.

102. Ю7.Клибанов А.И. Из мира религиозного сектантства. М. : Политиздат, 1974. - 255 с.

103. Ю8.Кейзеров Н.М. Политическая культура социалистического общества. М. : Мысль, 1982. - 79 с.

104. Клочков В.В. Религия, государство, право. М. : Мысль,1978. 287 с.

105. НО. Клочков В.В. Закон и религия. М. : Политиздат, 1982. -160 с.

106. I* Колесник М. Свобода coBiCTi i рел^гШний екстрем1зм. -Людина i CBiT, 1983, й 6, с. 22-26.

107. Коник В.В. Иллюзии свидетелей Иеговы. М. : Советская Россия, 1981. - 176 с.

108. ПЗ. Коник В.В. Тайны религиозных миссий. М. : Молодая Гвардия, 1980. - 143 с.

109. Косуха ПЛ. Рел1г1я в планах антикомун1зму. Khib : По-Л1твидав УкраХни, 1980. - 88 с.

110. Кому это выгодно? Киев: Политиздат Украины, 1980. -141 с.

111. Критика религиозного сектантства. М. : Мысль, 1974. -263 с.

112. Куроедов В.А. Религия и закон. М. : Знание, 1970. - 61 с.

113. Куроедов В.А. Советское государство и церковь. М. : Знание, 1976. - 79 с.

114. Куроедов В.А. Торжество ленинских принципов свободы совести. Наука и религия, 1978, J& I, с. 2-5.

115. Куроедов В.А. Неотъемлемая конституционная норма социалистического государства. Коммунист, 1980, № 5, с. 45-55.

116. Куроедов В.А. Религия и церковь в советском обществе. -Изд.2-е, доп. М. : Политиздат, 1984. 256 с.

117. Левнин В., Юрьев Г. Отделенцы. Кто они? Ставрополь, 1975. - 87 с.

118. Ленсу М.Я. Кто такие "инициативники"? Минск : Беларусь, 1981. - 36 с.

119. Лисавцев Э.И. Критика буржуазной фальсификации положения1251261271281291.O131132,133,134,135,136,137,- 1814 религии в СССР. М. : Мысль, 1975. - 316 с. Лисавцев Э.И. Религия в борьбе идей. - М. : Политиздат, 1975. - 64 с.

120. Лисавцев Э.И. Социалистический принцип свободы совести и положение церкви в СССР. Вопросы научного атеизма. Вып. 22. М. : Мысль, 1978, с. 147-158.

121. Лисавцев Э.И. Религия и борьба идей в современном мире. -М. : Знание, 1981. 64 с.

122. Лобовик Б.О. Рел1Г1ЙН1 погляди, почуття, поклонгння. Ки-1в : Шштвидав Украгни, 1970. - 83 с. Лялина Г.С. Баптизм: иллюзии и реальность. - М. : Политиздат, 1977. - 175 с.

123. Лялина Г.С. Новые тенденции в идеологии баптизма. М. : Знание, 1979. - 64 с.

124. Медведев В.А. Развитой социализм: вопросы формирования общественного сознания. М. : Политиздат, 1980. - 272 с. Митин А.Н. В плену мистики и мнимых ценностей. - М. : Московский рабочий, 1981. - 80 с.

125. Митрохин Л.Н. Баптизм. 2-е изд. М. : Политиздат, 1974, -263 с.

126. Москаленко А.Т. Пятидесятники. М. : Политиздат, 1973. -100 с.

127. Огрызко H.И. Дети и религия. Л. : Лениздат, 1970. - 151с.

128. Онищенко A.C. Социальный прогресс, религия, атеизм. К. : Наукова думка, 1977. - 256 с.

129. Партийная организация и атеистическое воспитание. М. : Политиздат, 1975. - 254 с.

130. Платонов К.К. Психология религии. М. : Политиздат, 1967. - 239 с.

131. Подоляк B.Q. Баптизм: криза в1ровчення. К. : Полгтвидав Укра'1ни, 1978. - 120 с.

132. Правда о правах человека. М. : Политиздат, 1977. - 160с.

133. Путинпев Ф.М. Политическая роль и тактика сект. М. : 0ГИЗ-ГАЮ, 1935. - 476 с.

134. Радченко В.А. Громадська думка i рел1Г1йн1 пережитки. Ки-ïb : Шштвидав Укра&и, 1978. - 88 с.

135. Религия в век научно-технического прогресса. М. : Политиздат, 1979. - 185 с.

136. Религия в планах антикоммунизма. М. : Мысль, 1970. - 222с.

137. Ротовський A.A. Шштика евангел1зацГ1 : цШ mhhmî i реаль-нi. К. : Знания, 1983. - 46 с.

138. Свобода совести в социалистическом обществе. Вопросы научного атеизма. - Вып. 27. - М. : Мысль, 1981. - с. 5250.

139. Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования. Л. : Изд-во ЛГУ, 1979. - 288 с.

140. Современная буржуазная философия и религия. М. : Политиздат, 1977. - 376 с.

141. Сулацков A.A. Пишут письма провокаторы. Алма-Ата : Казахстан, 1973. - 216 с.

142. Сулацков A.A. Лики баптизма. Алма-Ата : Казахстан, 1982,360 с.

143. Терской А.H. У сектантов. М. : Политиздат, 1965. - 151с.

144. Уледов А.К. Общественное мнение советского общества. М.: Соцэкгиз, 1963. - 391 с.

145. Уледов А.К. Структура общественного сознания. М. : Мысль, 1968. - 324 с.

146. Федоренко Ф.И. Секты, их вера и дела. М. : Политиздат, 1965. - 360 с.

147. Филимонов Э.Г. Баптизм и гуманизм. М. : Мысль, 1968. -184 с. fr

148. Филимонов Э.Г. Кризис веры и религиозный экстремизм. -Наука и религия, 1980, № I, с. 26- 28.

149. Филимонов Э.Г. Христианское сектантство и проблемы атеистической работы. К. : Политиздат Украины, 1981. - 183 с.

150. Филимонов Э.Г. Социальная и идеологическая сущность религиозного экстремизма. М. : Знание, 1983. - 63 с.

151. Шильдяшов И.М. Религия в Сибири и атеистическое воспитание. Новосибирск : Наука, 1982. - 207 с.

152. Эзрин Г.И. Государство и религия. М. : Политиздат, 1974. - 135 с.

153. Яблоков И.Н. Методологические проблемы социологии религии. М. : Изд-во Моск.ун-та, 1972. - 133 с.

154. Яблоков И.Н. Социология религии. М. : Мысль, 1979. -182 с.

155. Яковлев H.H. ЦРУ против СССР. М, : Молодая гвардия, 1979. - 287 с.

156. Яроцкий П.Л. Эволюция современного иеговизма. К. : Политиздат Украины, 1981. - 143 с.

157. Яшин П.П. Идеология и практика евангельских христиан-бап- 187 тистов. Харьков : Прапор, 1981. - 87 с.

158. Библия. Издание Московской патриархии, 1976. - 1372с.

159. Библия и наука. Апологетический сборник. Изд. Международная Библейская Литература, б.г.б.м. - 224 с.

160. Братский вестник. 1955, № 3.

161. Братский вестник. 1956, Л I.

162. Братский вестник. 1963, № 3.

163. Братский вестник. 1977, № 6.

164. Братский вестник. 1978, № 5.

165. Братский вестник. 1981, № 5. 177» Братский листок. - 1965, № I.

166. Братский листок. 1965, № 2-3.

167. Братский листок. 1973, }Ь 7-8.

168. Братский листок. 1973, të I.

169. Братский листок. 1975, № 2.

170. Братский листок. 1981, № I. 183« Братский листок. - 1981, № ft„

171. Вестник истины. 1976, № 2.

172. Вестник истины. 1977, № 4.

173. Вестник истины. 1977, Л 2-3.

174. Вестник истины. 1980, № I.

175. Вестник спасения. 1966, № I.

176. Грехэм Б. Мир с богом. Корнталь, ФЕТ : Свет на Востоке, 1961. 239 с.

177. Документы Второго Всесоюзного съезда родственников узников ЕХБ в СССР. Б.м., гектограф, 1970.

178. Евангельский призыв, гектограф, 1964, № I.

179. Журнал Московской патриархии. 1977, № 4.

180. К читателям газеты "Днепр вечерний". Б.м.,1980, № 16 с.- 18'8

181. Настольный календарь церкви христиан адвентистов седьмого дня. М. : 1979.

182. Основы истины. Вероисповедание Всесоюзной церкви верных адвентистов седьмого дня. Часть I, б.г., б.м., 221 с.

183. Ответ ВЦ ВСАСД госатеисту Бражнику. Б,м., 1981. - 16 с.

184. Открытое письмо № 7. Б.м., 1979. - 44 с.

185. Открытое письмо Л 13.- Б.м., 1980. 19 с.

186. Открытое письмо № 14. Б.м., 1981. - 29 с.

187. Песнь возрождения. Б.м., 1978. - 556 с.

188. Правда о религии в России. Московская патриархия, 1942. - 457 с.

189. Рогозин П.П. Существует ли загробная жизнь? Б.г.б.м. -210 с.

190. Симфония. Изд.3-е. Издание Миссионерского союза "Свет на Востоке". Корнталь, ФРГ, 1971. - 1277 с.204. Христианин, 1927, № 3.

191. Чекалов И.В. Основы христианской этики. Календарь ЕХБ, 1980. - с. 59-67.206. „У-С^-и-Ь сот-^и^^г1 г</оъ€Ы. елс/г сь. Тлх £>ее/»у?г

192. Архив кафедры философии Харьковского госуниверситета им.А.М.Горького /КФ ХГУ/. ф.1, оп. I, ж. 21, л. 1-48.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.