Русская православная церковь и проблемы войны и мира тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.06, кандидат философских наук Яшин, Виктор Васильевич
- Специальность ВАК РФ09.00.06
- Количество страниц 170
Оглавление диссертации кандидат философских наук Яшин, Виктор Васильевич
ВТЩЕЯИЕ 3
Раздел I. УЧАСТИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕНСВИ В БОРЬБЕ ПРОТИВ УГРОЗЫ ЯДЕНЮЙ ВОЙНЫ - ВАЖНЕЙШИЙ АСПЕКТ ЕЕ СОВДАЛШО-ШШЬ
ТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 14
Раздел П. КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ОСНОВ МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 55
Раздел Ш. ЕДИНСТВО ВЕРУЮЩИХ И НЕВЕРУЮЩИХ
В БОРЬБЕ ЗА МИР 92
Раздел 1У. УЧЕТ В НАУЧНО-АТЕИСТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЕ УЧАСТИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАШОЙ ДЕНБИ В АНТИВОЕННОМ ДВИЖЕНИИ 121
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК
Политика Советского государства в отношении Русской Православной церкви в 1940-1980-х гг.: центр и местные власти: На материалах Мурманской области2005 год, кандидат исторических наук Грашевская, Оксана Викторовна
Русская Православная Церковь в Орловском крае: 1917-1953 гг.2009 год, кандидат исторических наук Перелыгин, Анатолий Иванович
Критический анализ модернистских тенденций в русском православном богословии1984 год, кандидат философских наук Макаров, Борис Феофанович
Политика советской власти в отношении религии и церкви в деревне Северо-Запада России в конце 1920-х - 1930-е гг.2002 год, кандидат исторических наук Проскурина, Алла Владимировна
Государственно-церковные отношения в СССР и России: Проблемы религиозной безопасности, 60-90-е гг.1997 год, кандидат исторических наук Ливцов, Виктор Анатольевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русская православная церковь и проблемы войны и мира»
Растущая угроза ядерной войны, нависшая над человечеством, вызвала мощный подъем массового антивоенного движения. Участие религиозных организаций в антивоенном движении имеет большое значение и учитывается коммунистическими и рабочими партиями в политике, направленной на сплочение всех миролюбивых сил*
Сейчас впервые в истории человечества возникла ситуация, когда мир оказался на грани ядерного уничтожения. На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС подчеркнуто, что "нависшая над миром угроза ядерной войны побуждает по-новому оценить основной смысл деятельности всего коммунистического движения. Коммунисты всегда были борцами против угнетения и эксплуатации человека человеком, а сегодня они боротся еще и за сохранение человеческой I цивилизации, за право человека на жизнь" .
Углубление общего кризиса капитализма, кризис буржуазной идеологии обусловливают все более активное обращение буржуазных политиков к религии. Пришедшие к власти милитаристские круги во главе с Рейганом в США пытаются использовать религию в своих целях, призывая к "крестовому походу" против стран социализма, объявляя СССР "средоточием зла", главной угрозой миру и безопасности народов. Агрессивные круги империализма стремятся использовать религиозные чувства широких масс верующих в целях подхы-ва единства антивоенных оил, оправдания гонки вооружений и агрессивного политического курса империализма.
Миллионы людей, в том числе и верующих, осознав глубину пропасти, к которой толкают человечество авантюристические кру^-ги империализма, все активнее включаются в антивоенное, антиракетное движение. В авангарде этого движения идут народы Со
I. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. - М.,1983, с.20.
- 4 ветского Союза и социалистических стран*
В антивоенное движение вливаются сейчас новые слои и группы, в том числе представители церкви, бизнесмены, парламентарии, военнослужащие* Опыт разрядки в 70-е годы наглядно показал всем, в том числе и религиозным кругам, что миролюбивые силы планеты в борьбе за мир могут достичь многого*
Постепенное осознание верующими осложняющейся в мире ситуации привело к току, что большинство религиозных организаций, учитывая чаяния всех миролюбивых людей, в том числе и верующих, их стремление к миру, их горячую заинтересованность в предотвращении ядерной войны, принимают активное участие в борьбе за мир, расширяя ее масштабы и размах* В то же время необходимо отметить, что отнюдь не все религиозные организации и религиозные деятели являются поборниками мира, имеются и такие, которые поддерживают политику империализма* Как отмечается в статье "Международная политика социализма: единство слова и дела", "не составляет секрета, что в связи с активизацией церкви как в ней самой, так и вне ее оживились попытки использовать эту ситуацию в антидемократическом духе* Поэтому коммунисты считают, что принципиальная идейная политика не только возможна в данном случае, но и необходима* Церковь может способствовать стремлению масс к миру и социальной справедливости, не злоупотребляя оказанным ей на этой почве доверием и, в частности, не используя его для политического экспансионизма"-1-*
Активизация религиозных организаций в антивоенном движении обусловливает необходимость анализа природы этого явления, перспектив его развития и оценки,, поскольку здесь возникает проблема сотрудничества людей различных мировоззрений* Полити
I* Коммунист, 1983, № 8, с. 64* ка нашей партии направлена на объединение всех миролюбивых сил в борьбе против угрозы ядерной войны. КПСС высоко ценит вклад религиозных организаций в дело сохранения мира на земле и считает, что мировоззренческие расхождения не являются преградой для практического участия верующих и церкви в антивоенI ном движении*
Как отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме Щ КПСС, "многочисленные идеологические центры империализма стремятся не только поддерживать, но и насаждать религиозность, придать ей антисоветскую, националистическую направленность"*• В связи с этим представляется важным постоянно анализировать и учитывать изменения в сознании и настроениях верующих, в социально-политической ориентации религиозных организаций. Главная задача при этом не дать возможности силам реакции внести раскол по религиозному признаку в рады антивоенного движения.
Активное участие в деле консолидации религиозных сил в антивоенном движении принимают религиозные объединения, действующие в СССР. Среди религиозных организаций нашей страны самой влиятельной и крупной является Русская православная церковь (ГПЦ). ". Ясская православная церковь, - отмечал председаг-тель Совета по делам религий при Совете Министров СССР В.А.Куро-едов, - стала лидером прогрессивного религиозного мира, участвующего в борьбе за разоружение, за установление подлинно справед2 ливых отношений между государствами" .
НЩ является активным участником антивоенного движения с 1948 года. В последние годы ШЦ выступает инициатором религиозных миротворческих мероприятий международного масштаба. Таких, например, как Всемирная конференция "Религиозные деятели за
1. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г., с. 60.
2. Журнал Московской патриархии, 1983, № 2, с. 16 (в дальнейшем - ШП). прочный мир, разоружение и справедливое отношение между народами", состоявшаяся в 1977 г. в Москве, и Всемирная конференция "Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы" (Москва, 1982 г»). Ее представители принимают участие в конференциях, конгрессах, в различных религиозных и светских форумах, посвященных проблемам борьбы за предотвращение ядерной войны» Деятели ШЦ активно действуют в этом направлении в экуменическом движении, широко пропагандируя свою позицию в отношении проблемы войны и мира и выступая против попыток использования империалистами религии в целях оправдания политики агреосии. Активно участвуя в международных христианских организациях, таких, как Всемирный Совет церквей, Конференция европейских церквей, Христианская мирная конференция, в которых проблема борьбы за мир занимает все большее место, НЩ вносит свой вклад в дело борьбы за предотвращение ядерной войны, укрепление международной безопасности и мирного сотрудничества.
В своих выступлениях на различных религиозных международных конференциях представители НЩ поддерживают миролюбивую политику Советского правительства, его внешнеполитические инициативы, направленные на упрочение мира, на обуздание гонки вооружений, осуждают агрессивную политику милитаристских кругов СМ и НАТО, разоблачают антисоветизм и антикоммунизм, призывают верующих к активным совместным действиям со всеми людьми доброй воли против угрозы ядерной войны.
НЩ прилагает свои усилия к тому, чтобы противостоять попыткам клерикальных кругов расколоть религиозные силы, участвующие в антивоенном движении, посеять вражду и недоверие к религиозным деятелям и организациям, выступающим против милитаристского курса правящих кругов Запада. НЩ своей миротворческой деятельностыо способствует активизации движения сторонников мира, вовлечению в их ряды миллионов верующих капиталистических и развивающихся стран.
Анализ причин и оценка миротворческой деятельности НЩ требуют глубокого философского осмысления процессов эволюции и модернизации идеологии церкви и ее позиции по главнейшей проблеме современности - устранению нависшей над миром угрозы ядерной войны. Исследование проблем места и роли НЩ в общественном движении миролюбивых сил весьма актуально. В создавшейся крайне опасной для дела мира обстановке необходимо объединение всех потоков антивоенного движения. Поэтому актуален вопрос дальнейшего укрепления единства действий верующих и неверующих против угрозы ядерной войны. Это тем более важно, что империалистические круги пытаются помешать участию верующих в антивоенном движении. На ХХУ1 съезде КПСС отмечалась готовность КПСС сотрудничать со всеми миролюбивыми силами: ".мы будем активно поддерживать все шаги, полезные для дела мира и демократии. В условиях нынешнего осложнения международной обстановки сотрудничество с социал-демократами, с профсоюзами, с религиозными кругами, со всеми демократическими, миролюбивыми силами в* вопро--сах предотвращения войны и укрепления мира представляется нам важным"* •
В то же время участие НЩ в борьбе за мир отнюдь не снимает задачи усиления научно-атеистической пропаганды, в частности, по вопросам, связанным с проблемой войны и мира. Повышение эффективности научно-атеистического воспитания трудящихся настоятельно требует исследования проблемы участия НЩ в борьбе за мир и религиозного обоснования этой деятельности в целях
I. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. - М. ,1981, с. 19. разработки рекомендаций по организации и содержанию научно-атеистической пропаганды. Совместные дейотвия верующих и неверующих в борьбе против политики правящих кругов США. и других стран НАТО имеют большое политическое значение, но это не означает каких-либо идеологических уступок, какого-либо синтеза марксизма и религий,
ШЦ стремится вписаться в общество развитого социализма, пропагандируя свою точку зрения по проблемам культуры, морали, социального и научно-технического прогресса, патриотизма и т.д., пытаясь тем самым усилить свое влияние на советских людей. Этой цели служит и ее позиция в отношении вопросов войны и мира.
Деятели ШЦ обосновывают свои миротворческие позиции религиозными мотивами, что накладывает свой отпечаток на их интерпретацию путей исключения войны из жизни общества и установления прочного мира между народами.
Исходя из этого, диссертант сосредоточил внимание на следующих проблемах: сочетание миротворчества ИЩ с борьбой против антисоветизма и клерикального антикоммунизма; особенности православного "богословия мира", т.е. богословского обоснования миротворческой деятельности ШЦ; причины, обусловившие последовательную миротворческую деятельность ИЩ; дальнейшее укрепление единства действий верующих и неверующих в антивоенном движении и учет позиций НЩ по вопросам войны и мира в научно-атеистической пропаганде.
Состояние исследования проблемы. Исследованием христианского учения о войне и мире и миротворческой деятельности религиозных организаций, в особенности НЩ, занимались многие советские ученые, что нашло свое отражение в советской научно-атеистической литературе. К их числу следует отнести таких, как
Е.М.Брисов, В.И.Волгин, Н.С.Горциенко, Н.А.Ковальский, Н.П.Красников, В.Ф.Крестьянинов, Ю.В.Крянев, В.А.Куроедов, П.К.Курочкин, Ю.А.Левада, Э.И.Лисавцев, В.А.Нолоков, А.А.Николаев, М.П.Новиков, А.Ф.Окулов, Ф.Н.0лещук, Д.И.Сидоров, Г.А.Сзг глобов, В.Е.Титов, Н.В.Федорович1.
Диссертант, опираясь на труды указанных ученых, продолжает исследование миротворческой деятельности и ее богословского обоснования христианскими организациями, главным образом НЩ. По нашему мнению,"богословие мира" и миротворческая деятельность НЩ, особенно в последнее десятилетие, пока еще не получили в атеистической литературе достаточно полного освеще
I. См.: Брисов Е.М. Борьба за мир и религия. - В сб.: О некоторых особенностях современной религиозной вдеологии.
- М. ,1964; Гордиенко Н.С. Современное православие. - М., 1968; его же. Критика новых тенденций современного православия. - Л. ,1974; Горциенко Н.С., Курочкин П.К. Основные особенности эволюции религии и церкви в условиях социалистического общества. - В сб.: Вопросы научного атеизма. Вып. 25. - М., 1980; Гощиенко Н.С. Эволюция русского православия: (20-80-е годы XX столетия). - М.,1984: Ковальский Н.А. Ватикан и мировая политика. - М.,19ь4: его же. Религиозные силы и борьба за мир и разоружение (в ежегоднике "Религии мира"). - М.,1982; Красников Н.П. Эволюция социальной концепции православия. - Вопросы истории, 1970, 9; его же. Социально-этические воззрения русского православия. - В сб.: Вопросы научного атеизма, вып. 21. - М., 1977: его же. Православная этика: прошлое и настоящее. -М. ,1981; Крестьянинов Б.Ф. 0 христианском пацифизме. - М., 1971s Крянев Ю.В. Христианский эвд-менизм. - М., 1980; Куроедов В.А. Религия и церковь в советском обществе. - М., 1984; Курочкин П.К. Эволюция совремэиного правосла вия. - М. 1971; Левада Ю.А. Современное христианство и социальный прогресс. - М.,1962; лиеавцев Э.И. Эволюция политической ориентации Русской православной церкви: Дис. .д-ра философ, наук. - М., 1977; Молоков В.А. Философия современного православия. - Минск, 1968; Николаев А.А. Политическая и идеологическая позиция Русской православной церкви в вопросах войны и мира: Дис. .канд.философ, наук.
- м., 1970; Новиков М.П. Православие и современность. -М., 1965: Кризис современного православного богословия. г М., 1979; Тупики православного модернизма. - М. 1979; Окулов А.Ф. Социальный прогресс и религия. - М.,1982; Олещук Ф.Н. Война и мир. - М.,1964; Сидоров Д.И. Война и религия. - М., 1961; Суглобов Г.А. Союз креста и меча. -М., 1969; Титов В.Е. Православие. - М.,1967; Федорович Н.В. В.И.Ленин об отношении религии к вопросам войны и мира.
- Л. ,1970; и др. ния. В своем большинстве опубликованные работы отдельных авторов затрагивают в целом борьбу религиозных организаций за мир, без выделения и определения места и роли в этом движении НЩ. Исключение составляет кандидатская диссертация А.А.Николаева "Политические и идеологические позиции Русской православной церкви в вопросах войны и мира". Данная работа была написана в 1970 году и, естественно, не могла учесть многообразие эволюционных процессов в миротворческой деятельности и идеологии православной церкви, вызванных происходящими изменениями в общественной жизни в наше время. Подход НЩ к проблемам войны и мира в современный период характеризуется реалистичной оценкой причин гонки вооружений, угрозы ядерной войны и всех вытекающих последствий. В отличие от традиционного подхода к проблеме войны и мира, современная позиция церкви не сводится только к молитвенному соучастию и нравственному осуждению, а ориентирована на конкретные действия православных верующих.
По мнению диссертанта, наибольший интерес представляет изучение причин, обусловивших активное участие НЩ в антивоенном движении в последние два десятилетия. Необходимость исследования данной проблемы связана с решением задачи дальнейшего укрепления единства действий верующих и неверующих в борьбе за мир, а также потребностями совершенствования научно-атеистической пропаганды, критики встречающихся у некоторых авторов ошибочных оценок миротворческой деятельности НЩ и других религиозных объединений, действующих в СССР.
Цель и задачи исследования. Диссертант ставит своей целью:
- проанализировать причины и характер активизации миротворческой деятельности НЩ;
- сформулировать некоторые рекомендации для научно-атеи
- II стической пропаганды по этим вопросам»
В связи с этим в диссертации решаются следующие задачи:
- выяснить место и роль НЩ в современном антивоенном движении;
- дать оценку миротворческой деятельности НЩ;
- показать значение борьбы за мир и предотвращение ядерной войны для укрепления единства верующих и неверующих;
- критически проанализировать модернизированное богослов-: ское обоснование этой деятельности.
Научная новизна диссертации состоит в том, что автор:
- анализирует деятельность НЩ, направленную на объединение религиозных сил в целях совместных действий в защиту мира;
- прослеживает динамику развития миротворческой деятельности НЩ (с 40-х годов по настоящее время), выделяет основные этапы этой деятельности, особо сосредоточив внимание на последнем этапе;
- показывает борьбу НЩ на международной арене против клерикального пацифизма, занимающегося лишь проповедями о благости мира, в то же время выступающего против антивоенного движения и фальсифицирующего положение религии и церкви в СССР;
- раскрывает некоторые новые моменты в "богословии мира", , заключающиеся в отказе от традиционных установок церкви в отношении войны и мира*
С этой целью диссертант изучил материалы крупнейших религиозных миротворческих мероприятий, организованных по инициативе ИЩ, и выступления представителей православного духовенства в международных религиозных организациях и форумах, посвященных актуальным проблемам современности; документы встреч, собеседований, консультаций, высказывания крупнейших религиозных деятелей и богословов по проблемам войны и мира, инициати
- 12 вы НЩ, направленные на активизацию деятельности религиозных объединений, действующих в СССР, в борьбе за мир, и их влияние на религиозные круги капиталистических и развивающихся стран.
Практическая значимость диссертации определена конкретными рекомендациями для дальнейшего утепления единства действий верующих и неверующих в борьбе за мир в сочетании с задачами научно-атеистической пропаганды и в связи с участием ШЦ в борьбе за обуздание гонки вооружений и устранение военной угрозы.
Практический интерес представляет анализ материалов религиозных форумов, модернизированного православного "богословия мира". Теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в курсах по научному атеизму в вузах, а также в лекциях дня массовой аудитории.
Теоретической и методологической основой диссертации явились произведения классиков марксизма-ленинизма; решения съездов партии, постановления ЦК КПСС, решения Пленумов ЦК КПСС; документы международных совещаний коммунистических и рабочих партий; теоретические положения, содержащиеся в трудах руководителей партии и Советского правительства; труды советских исследователей по проблемам войны и мира, атеизма и критики религии.
В качестве источников для критического анализа концепций "богословия мира" ИЩ использованы: "Журнал Московской патриархии", "Богословские труды", выступления видных православных богословов, документы и материалы всемирных конференций религиозных деятелей, состоявшихся в Москве в 1977 и 1982 годах.
Структура диссертации соответствует логике ее содержания, обусловлена целями и задачами исследования, необходимостью анализа миротворческой деятельности церкви, с одной стороны, и учета ее в научно-атеистической пропаганде, с другой. Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка литературы по исследуемой проблематике.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК
Критический анализ православной концепции цивилизации1984 год, кандидат философских наук Пушкин, Сергей Николаевич
Отношения Советского государства и Русской православной церкви на Дальнем Востоке в период 1941-1964 гг.2006 год, кандидат исторических наук Чурилина, Тамара Ивановна
Взаимоотношения государственных органов власти и Русской православной церкви в 1940-е-1960-е гг. XX века: на материалах Ставропольского края2008 год, кандидат исторических наук Макарова, Елена Александровна
История взаимодействия Русской православной церкви с экуменическим движением: конец XIX – начало XXI в.2013 год, доктор исторических наук Ливцов, Виктор Анатольевич
Критический анализ богословского учения о добре и зле (на материалах русского православия)1984 год, кандидат философских наук Егоркин, Владимир Георгиевич
Заключение диссертации по теме «Философия религии», Яшин, Виктор Васильевич
- 147 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С победой Великого Октября - главного события XX века обозначился поворот в международной политике к демократическое миру, который заложил основы для полного устранения войн.
Первым Декретом Советской власти явился ленинский Декрет о мире. И это отнюдь не случайно, ибо наша Коммунистическая партия, выражая интересы рабочего класса и всего трудового народа, с момента создания четко и ясно, как никакие другие партии, обозначила свои программные цели. Их конечноедостижение немыслимо без прочного мира на земле, без активного мирного сотрудничества, крепнущей дружбы народов.
Великий Октябрь коренным образом изменил систему международных отношений. Отныне она определялась уже не всевластием империализма, а борьбой и соревнованием двух социально-экономических систем - социализма и капитализма. С окончанием второй мировой войны, развязанной крайне агрессивными кругами германского империализма, Советский Союз, следуя ленинским заветам, на всех сессиях ООН и других международных форумах ведет решительную борьбу за всеобщее и полное разоружение, выдвигает программу запрещения производства и испытания ядерного оружия. Главным во внешней политике КПСС и Советского правительства по отношению к капиталистическим странам была и остается борьба за утверждение принципов мирного сосуществования государств с различным социальным строем.
Международная деятельность КПСС и Советского правительства находит подцержку среди миролюбивых сил планеты, в числе которых: , находятся и многие религиозные организации.
Обострение международной обстановки привело к активизации религии в современном мире, к выходу религии на политическую
- 148 арену* Политизация религии есть реальный факт в жизни современного общества»
В связи с этим фактом в научно-атеистической пропаганде требуется глубокий анализ деятельности и идеологического обоснования миротворчества религиозных организаций» Немаловажно и то, что имеются религиозные организации в капиталистических странах, активно поддерживающие политику социалистических стран-.: в вопросах войны и мира, хотя совсем недавно, в 50-е годы, некоторые из них считали коммунистов слугами дьявола» Возникает проблема дифференцированной оценки социально-политической ориентации церкви в капиталистических, развивающихся и социалистических странах, места и роли религиозных организаций в решении социально-политических проблем современности»
Анализ миротворчества религиозных организаций может быть точным только при условии учета особенностей эволюции социально-политической деятельности и воззрений церквей»
В 50-е годы церкви в капиталистических странах или поддерживали политику империализма, или обходили молчанием вопросы войны и мира, за исключением несколький акций протестов против угрозы войны» В 60tre годы появляется небольшое число религиозных организаций (в основном, в социалистических странах), выступающих за мир» В 70-е годы миротворческое движение охватило большинство церквей, как христианских, так и нехристианских, а в 80-е годы это движение становится массовым и активным»
Особое место в миротворчеством движении принадлежит русской православной церкви, самого крупного религиозного объединения нашей страны» В связи с этим в научно-атеистической пропаганде целесообразно показывать вклад русского православия в антивоенное движение» В то же время немаловажно заметить, что на
- 149 путь изменения политической позиции, обновленши и приспособления к социалистическому обществу русская православная церковь вступила после длительного сопротивления органам Советской власти, лишь после; уяснения иерархами церкви положения о прочности и непоколебимости нового государственного отроя. Эволюция православия проходила по трем направлениям:
1) изменение политической ориентации;
2) изменение социальной позиции церкви;
3) обновление альтовой и богослужебной практики.
Процесс политической переориентации русского православия начался в 20-е годы и завершился во время Великой Отечественной войны.
Социальная переориентация проходила более вяло и обозначилась лишь в годы войны, когда нужно было обосновать и выразить отношение церкви к фашистской Германии, Во время Великой Отечественной войны Ясская православная церковь фактически определила свою социально-политическую позицию, которая выразилась в патриотическом движении.
Гусская православная церковь, включившись в движение сторонников мира, постепенно, под воздействием объективных условий, усиливала свою миротворческую деятельность. Если в 50-60-е годы главным средством в достижении мира являлась для церкви молитва, то начиная с 70-х годов православное духовенство взяло курс на практическое участие верующих в борьбе за мир. Стремление церкви откликаться на происходящие в мире события, приближение ее к современности нашло свое отражение и в богословии, в том числе в "богословии мира". Представляется важным в научно-атеистической пропаганде показывать изменения социального содержания "богословия мира". Большая часть работы по теоретическое обновлению была проведена в 60-е г. и затем в 70-е годы. В настоящее
- 150 время вдет дальнейший процесс развития "богословия мира" на основе, которая была заложена ранее. Курс на сочетание традиционализма с модернизмом сейчас характеризуется более аргументированным обоснованием "богословия мира". Поэтому немаловажно при критическом анализе "богословия мира" в то же время раскрывать его позитивное содержание.
Проблематика социально-политической сферы очень широка, но главной проблемой является проблема войны и мира. С этой проблемой связаны и другие проблемы: колониализма, расизма, апартеида, прав человека, экологии, социального и научного прогресса и др. Русская православная церковь, несмотря на религиозную мотивацию, в практическом плане реалистически подходит к решению этих проблем. В связи с этим важно различать и разграничивать идеологический и политический аспекты в деятельности и богословии русского православия по социально-политическим проблемам современности. Что касается главной проблемы современности - проблемы войны и мира, то достижение мира является целью iyc-ской православной церкви.
В теоретическом, идеологическом плане коммунистическая и религиозная идеология несовместимы, хотя в миротворческой деятельности русской православной церкви имеется большое позитивное содержание. Целесообразно в научно-атеистической пропаганде к каждому движению в рамках религии подходить конкретно, видеть, как относится церювь к обществу и в каком обществе она действует, какую деятельность проводит.
Следовательно, к религии и церкви маркоизм настоятельно требует подходить на основе следующих принципов: непримиримость марксистской и религиозной идеологий; подчинение борьбы с религией борьбе за коммунизм; свобода вероисповедания; единство верующих и неверующих в борьбе за мир и социальный прогресс.
- 151
Немаловажно уделять больше внимания пропаганде философии оптимизма социалистического общества, способствовать совместной борьбе за мир верующих и неверующих. Убедительная научно-атеистическая пропаганда должна быть нацелена на разъяснение всего комплекса факторов, влияющих на решение проблемы войны и мира.
Марксистско-ленинское мировоззрение создает оптимистическое настроение. Наша философия мира есть философия оптимизма.
Представляется важным в научно-атеистической пропаганде учитывать то обстоятельство, что миротворческая деятельность Русской православной церкви на международной арене способствует укреплению ее позиций внутри страны. Политическая переориентация церкви внешне породила неправильное мнение о безвредности религии в социалистическом обществе. В связи с этим заметно ослабло критическое общественное мнение в отношении религии и церкви в стране, тем более тогда, когда мы подчеркиваем факт участия церкви в борьбе за мир. Поэтому в научно-атеистической работе следует усилить пропаганду проблем войны и мира с показом в этом направлении роли КПСС, Советского правительства, выдвигающих подлинно мирные инициативы, отражающие интересы всех миролюбивых людей нашей планеты. Научно-атеистическую пропаганду по проблемам войны и мира целесообразно проводить о учетом миротворческой деятельности русской православной церкви.
Научно-атеистическая пропаганда нуждается в более глубоком анализе социально-политической деятельности русской православной церкви и ее религиозной мотивации. Дело состоит не столько в негативной критике религиозной мотивации, сколько в утверждении марксистско-ленинской точки зрения по международным проблемам. В научно-атеистической пропаганде по проблеме войны и мира целесообразно выдвигать на первое место опыт,
- 152 практику совместных действий верующих и неверующих в борьбе за мир, т.к. не всегда подчеркивание религиозного характера основ миротворчества способствует укреплению союза верующих и неверующих.
Смысл нашей работы состоит в расширении горизонта миротворчества, в показе марксистско-ленинского понимания проблем войны и мира.
Мировоззренческое расхождение между религиозной и коммунистической идеологиями не может быть преградой для политического сотрудничества верующих и неверующих в решении актуальных проблем современности.
В прессе и научно-атеистической литературе в последнее время много пишут о миротворчестве религиозных организаций Запада и мало освещается участие религиозных организаций нашей страны в борьбе за мир. За последние три года по линии общества "Знание" не выпущено ни одной брошюры и разработки, связанной с миротворчеством религиозных организаций СССР и русского православия, в частности.
Отмечая выступления религиозных организаций Запада в защиту мира, таких, как выступления американских и западногерманских епископов, их пастырские послания по вопросам войны и мира, мы вместе с тем не анализируем их идеологические позиции, которые практически не изменились.
Справедливо отмечает Э.И.Лисавцев, что "на словах церковные иерархи и теологи всегда отмежевывались от политики, заявляя, что церковь и они сами "не от мира сего". Однако факты говорят о том, что религиозные организации никогда не стояли и не стоят ни вне, ни над политикой. С одной стороны, слишком глубоко вросли они на Западе в эксплуататорское общество, слишком заинтересованы в осуществлении политических и социальных
-153 программ правящих классов, с другой - они вынуждены уступать натиску широких масс верующих, требующих поддержки церковью политики в защиту мира, за разрядку, разоружение, против неот колониализма, за социальный прогресс" .
В советской печати и в научно-атеистической литературе недостаточно критикуется клерикальный пацифизм» Религиозные деятели, стоящие на этих позициях, осуждая войны как абсолютное зло, стремятся навязать мнение верующим о военной угрозе со стороны Советского Союза и этим самым препятствуют единству действий религиозных объединений в антивоенном движении.
Представляется важншбольше критиковать попытки администрации США. во главе с Рейганом и его сторонников религиозного объяснения милитаристской политики, в основе которой лежит ложный тезис о том,что с коммунистами не может быть диалога, т.к. у них нет нравственных ценностей, потому что они не верят в бога, и отношение к ним должно быть с позиции силы.
В связи с этим целесообразно в научно-атеистической пропаганде показывать стремление Доской православной церкви нейтрализовать западную реакционную буржуазную пропаганду, разоблачая фальсификацию по вопросу о позиции Русской православной церкви по проблеме войны и мира. Данный поворот церкви вполне закономерен, т.к. и священнослужители, и верующие являются составной частью советского общества, и для них, так же как и для всех советских людей, характерно стремление к укреплению мира. Поэтому важно в научно-атеистической пропаганде избегать двух крайностей:
- как переоценки роли 1усской православной церкви в антивоенном движении,
I. Лисавцев Э.И. Современная идеологическая борьба и религия.
- В кн.: Атеистическое воспитание., с.215.
- 154
- так и недооценки миротворческой деятельности Доской православной церкви.
Причины, заставившие русскую православную церковь выполнять не только религиозные, но и светские функции, кроются в обострении международной обстановки по вине милитаристских кругов, в качестве ответной реакции, вызвавшей активизацию антивоенного движения, вне которого церковь ни по объективным* ни по субъективным причинам быть не могла»
Научно-атеистическая пропаганда нуждается в исследованиях религиозных концепций мира.
Как известно, христианство не располагает единой концепцией мира. К тоцу же христианство используется и для защиты мира и против мира, поэтому участие христиан в борьбе за мир обусловлено, естественно, не библейскими заповедями, а чисто человеческими земными интересами, окрашенными в религиозный цвет. С одной стороны, религиозное обоснование ограничивает миротворческую деятельность, а с другой стороны, на практике под воздействием требований времени собственные богословские щдеи изменяются. Особенно наглядно влияние на церковь . шетской проблематики в настоящее время. Церковь сейчас признает реальные причины современных социально-политических явлений, но она эти причины представляет производными, вторичными. Главной же причиной войн и несправедливости остается все тот же грех. Гонка вооружений есть, по их мнению, следствие греха. Используя тезис о священном даре жизни, богословы под него подводят религиозный, подтекст. Поэтому важно широко пропагандировать тезис, что мир - это не дар божий, а конкретный результат совместных действий всех миролюбивых сил, в том числе и верующих. Большое значение в этом плане имеет разъяснение вопросов внешней политики Советского государства.
- 155
Весьма полезным для научно-атеистической пропаганды является участие марксистов в религиозных миротворческих форумах и их выступления перед религиозными деятелями. Примером могут служить выступления на Московской международной религиозной конференции (1982 г,) председателя Советского комитета Защиты мира т, Ю.А.Жукова, т.т. Г.А.Арбатова, А.А.Баева.
Смысл этих выступлений имеет большое политическое значение. Очень важно донести до сознания религиозных деятелей-представителей различных религий и религиозных кругов правду о социализме, о той огромной деятельности в защиту мира, которую проводят КПСС и Советское правительство вместе со всем советским народом.
Вопросы научно-атеистического воспитания трудящихся должны найти достойное место в вдейно-воспитательной работе. Данное требование выдвинуто самой жизнью. В докладе на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС товарищ К.У.Черненко подчеркнул, что "нельзя ослаблять работу и с такой специфической группой населения, как верующие. Под влиянием религии еще остается часть людей и часть, прямо скажем, не такая уж малая""*".
I. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г., с. 60.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Яшин, Виктор Васильевич, 1984 год
1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма
2. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и его компании,- Маркс К., Энгельс Ф, Соч., 2-е изд., т.2, с. 3-230.
3. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.З, с. 1-4.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителен Фейербаха, Б.Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.З, с. 7-544.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с. 419-459.
6. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.13, с. 5-9.
7. Маркс К. Маркс Арнольду Гуге, 30 ноября. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., &-е изд., т.27, с. 368-370.
8. Маркс К. Запись беседы К.Маркса с корреспондентом газеты "Chicago Tribune ". Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.45, с. 467-477.
9. Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с. 306-314.
10. Энгельс Ф. Лкщвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. марке К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 21, с. 269-317.
11. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.22, с. 465-492.
12. Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956. - 689 с.
13. Маркс К. и Энгельс Ф. Об атеизме, религии и церкви. м.: Мысль, 1971. - 534 с.
14. Ленин В.И. Социализм и религия. Полн.собр. соч., т.12, " с. 14 2—147 • •
15. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии. -Полн.собр.соч., т.17, с. 415-426.
16. Ленин В.И. Классы и партии в их отношении к религии и церкви. Полн.собр.соч., т.17, с. 429-438.
17. Ленин В.И. Положение и задачи социалистического Интернационала. Полн.собр.соч., т.26, с. 36-42.
18. Ленин В.И. Социализм и война (Отношение РСДШ к войне).- Полн.собр.соч., т.26, с. 307-350.
19. Ленин В.И. Военная программа пролетарской революции.- Полн.собр.соч., т.30, с. I3I-I43.
20. Ленин В.И. Война и революция. Лекция 14(27) мая 1917 г. Полн.собр.соч., т.32, с. 77-102.
21. Ленин В.И. Речь на митинге в Пресненском районе 26 июля1918 г. Полн.собр.соч., т.36, с. 535-536.
22. Ленин В.И. Доклад на П Всероссийском съезде коммунистических организаций народов Востока 29 ноября 1919 г. Полн. собр.соч., т.39, с. 318-331.
23. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма. Полн. собр.соч., т.45, с. 23-33.
24. Официально-документальные материалыа) Документы КПСС и Советского государства
25. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1978. - 144 с.
26. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М.: Юрид. лит., 1980. - 61 с.
27. Материалы УЛ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1977. - 256 с.
28. Материалы ХХУТ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. - 223 с.
29. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.
30. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 26-27 декабря1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 31 с.
31. Материалы внеочередного Пленума Центрального Комитета
32. КПСС, 13 февраля 1984 г. М.: Политиздат, 1984. - 32 с.
33. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля1984 г. М.: Политиздат, 1984. - 31 с.
34. Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения. Постановление Щ КПСС, 10 ноября 1954 г.- В сб.: О религии и церкви., с. 61-66.
35. О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции: Постановление ЦК КПСС, 31 января 1977 г. В
36. Кн.: Коммунистическая партия Советсколю Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 8-е. доп. и испр. М.: Политиздат, 1978, т.12, с.425-446.
37. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановлении ЦК КПСС, 26 апреля 1979 г.- В кн.: КПСС в резолюциях., т.13, с. 353-368.
38. О 110-й годовщине со дня рождения Владимира Ильича Ленина: Постановление ЦК КПСС, 13 декабря 1979 г. В кн.: КПССв резолюциях., т.13, с. 531-542.
39. О очередных задачах по дальнейшему улучшению идейно-воспитательной и организационно-партийной работы в современных условиях: Постановление ЦК КПСС, 27 октября 1981 г.
40. В сб.: Об идеологической работе КПСС: Сборник документов. 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1983, с. 352-356.
41. О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик: Постановление Щ КПСС 19 февраля 1982 г. В сб.: Об идеологической работе КПСС.,с. 360-374.
42. О 80-летии Второго съезда РСДРП: Постановление Щ КПСС,31 марта 1983 г. В сб.: Об идеологической работе КПСС., с. 379-388.
43. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы: Проект ЦК КПСС. Правда, 1984,4 января.
44. Об идеологической работе КПСС: Сборник документов. 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1983. - 544 с.б) Материалы международных совещаний коммунистических и рабочих партий
45. Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Москва, 1969. Прага: Изд-во Мир и социализм, 1969. - 878 с.
46. Труды руководителей Коммунистической партии и Советского государства.
47. Черненко К.У. Избранные речи и статьи. 2-е изд., доп. - И.: Политиздат, 1984. - 670 с.
48. Черненко К.У. Народ и партия едины: Речь на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г.Москвы 2 марта 1984 г. М.: Политиздат, 1984. - 30 с.
49. Щербщкий В.В. ХХУ съезд КПСС о совершенствовании социалистического образа жизни и формировании нового человека.- М.: Политиздат, 1977. 25й с.
50. Пономарев Б.Н. Учение Карла Маркс руководство к действию: Доклад на торжественном заседании в Москве, посвященном 165-летию со дня рождения и 100-летию со дня смерти Карла Маркса. - Правда, 1983, 31 марта.
51. Пономарев Б.Н. Современная обстановка и роль демократической печати. Коммунист, 1983, №17, с. 3-19•
52. Гусаков К.В. Обострение идеологической борьбы на миров ей арене и политическое воспитание трудящихся: Докл. на Всесоюз. науч.-практ. конф. в Таллине (12-14 октября 1982 г.).- М.: Политиздат, 1982. 47 с.
53. Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1983. - 320 с.
54. Брежнев Л.И. Актуальные вопросы идеологической работы КПСС. 2-е изд., доп. В 2-х т. - М.: Политиздат, 1979, т. I - 591 е., т.2 - 639 с.4. Книги
55. Антеев М.В. Клерикальный антикоммунизм. М.: Знание,
56. Андреев М.В. Марксисты и христиане: диалог. М.: Политиздат, 1983. - 64 с.
57. Атеизм и религия в современной борьбе идей: (Сборник стаг тей /Ред. коллегия: В.Й.Гараджа (пред.) и др.). Киев: Политиздат Украины, 1975. - 481 с.
58. Белов А., Шилкин А. Диверсия без динамита. 2-е изд., пе-рераб. и доп. - М.: Политиздат, 1976. - 193 с.
59. Белов А.В. Карпов Д.А. Под Флагом антисоветизма. М.:1. Знание, 1980. 64 с.
60. Белов А.В. Святые без нимбов. М.: Сов. Россия, 1983. -216 с.
61. Беленький М.С. О мифологии и философии Библии. М.: Наука, 1977. - 167 с.
62. Бречак И.М. Критика религиозной концепции происхождения человека. М.: Знание, Х980. - 64 с.4.9» Великович Л.Н. С крестом и атомной бомбой: (Церковь и вой~ на). М.: Мин. обороны, I960. - 99 с.
63. Великович Л.Н. Религия идеологическое оружие империалистов. - М.: Воениздат, 1961. - 106 с.4 .II. Великович Л.Н. Церковь и социальные проблемы в современ-:иом капиталистическом обществе. М.: Мысль, 1970. - 287 с.
64. Великович Л.Н. Религия в современной идеологической борьбе. М.: Моск. рабочий, 1981. - 128 с.
65. Великович Л.Н. Современный капитализм и религия. М.: Политиздат, 1984. - 238 с.
66. Гагарин А.П. 0 христианской религии и нравственности. -Смоленск: Кн. изд., I960. 67 с.
67. Гараджа В.И. Научная и христианская интерпретация истории. М.: Знание, 1980. - 64 с.
68. Гольденберг М.А. Клерикальный антикоммунизм. Кишинев: Штиинца, 1979. - 178 с.
69. Горциенко Н.С., Носович В.И., Харахоркин Л.Р.Современное православие и его идеология. М.: АН СССР, 1963. - 205 с.
70. Гордиенко Н.С. Совремзнное православие. М.: Мысль, 1968,
71. Гордиенко Н.С. Современный экуменизм. М.: Наука, 1972.
72. Гордиенко Н.С. Критика новых тенденций современного православия. Л.: Знание, 1974. - 32 с.
73. Горциенко Н.С., Комаров П.М., Курочкин П.К. Политиканы от религии: Правда о "русской зарубежной церкви". М.: Мысль, 1975. - 192 с.
74. Горциенко Н.С., Курочкин П.К. Особенности модернизации современного русского православия. М.: Знание, 1978.
75. Гордиенко Н.С. Эволюция современного православия. М.: Знание, 1980. - 61 с.
76. Гордиенко Н.С., Новиков М.П. Современная идеологическая борьба и религия. М; Знание, 1980. - 40 с.
77. Горциенко Н.С. Атеизм и религия в современной борьбе идей. Л.: Лениздат, 1982. - 175 с.
78. Горциенко Н.С. Эволюция русского православия (20-80-е годы XX столетия). М.: Знание, 1984. - 64 с.
79. Грекулов Е.Ф. Православная церковь враг просвещения. -М.: АН СССР, 1962. - 192 с.
80. Григорян М.М. Курс лекций по истории атеизма. М.: Мысль, 1970. - 231 с.
81. Доля В.Е. Современное православие и мораль; (Критика этической доктрины русской православной церкви). Львов:
82. Изд-во Львовск. ун-та, 1968. 113 с.
83. Зуев Ю.П. От страдания к счастью. М.: Моск. рабочий,1977. 96 с.
84. Зуев Ю.П. Псевдогуманизм христианской проповеди любви к ближнему. М.: Знание, 1978. - 64 с.
85. Кантеров И.Я. Клерикальный антикоммунизм. М.: Наука, 1979. - 144 с.
86. Клочков В.В. Религия, государство, право. М.: Мысль,1978. 287 с.
87. Ковальский Н.А. Ватикан и мировая политика. Организация внешнеполитической деятельности католической церкви.- М.: Междунар. отношения, 1964. 280 с.
88. Ковальский Н.А. Эволюция социальной доктрины церкви.- М.: Знание, 1974. 64 с.
89. Ковальский Н.А. Церковь и проблемы мира. М.: Знание,1976. 64 с.
90. Ковальский Н.А. Религиозные организации и проблемы современной безопасности и сотрудничества. м.: Знание,1977. 64 с.
91. Коновалов Б.Н. Развитие массового атеизма в СССР. М.: Знание, 1973. - 44 с.
92. Копанвда М.М. Критика концепции "коммунистического христианства" современного русского православия. Харьков: Виша школа, изд-во Харьк. ун-та, 1974. - 145 с.
93. Копаница М.М. Особенности современной социальной концепции русского православия. Киев: Знание, 1979. - 48 с.
94. Красников Н.П. В погоне за веком: (Отражение социальных процессов в богословских трудах и проповеднической деятельности православных священнослужителей). М.: Политиздат, 1968. - 160 с.
95. Красников Н.П. Политическая и социальная переориентация ^сской православной церкви. Саранск: Морцов. кн. изд-во,
96. Красников Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее.- М.: Политиздат, 1981. 96 с.
97. Красников Н.П. Критический обзор социально-этического содержания "Ифрнала Московской патриархии" (1979-1980 гг.).- М.: Знание, 1984. 48 с.
98. Краснов А.В. Критика концепции исторического процесса: (На материалах русского православия). М.: Мысль, 1966.
99. К^естьянинов В.Ф. О христианском пацифизме. М.: Знание,
100. Крывелев И.А. Ленин о религии. М.: Изд-во АН СССР, I960.- 239 с.
101. Крывелев И.А. Маркс и Энгельс о религии. М.: Наука, 1964.- 207 с.
102. Крывелев И.А. Новые толкования Библии. М.: Знание, 1974.- ©4 с.
103. Крывелев И.А. История религий: Очерки в двух томах. М.:
104. Мысль, 1975-1976. T.I 415 е., т.2 - 419 с.
105. Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. М.: Политиздат, 1982. - 255 с.
106. Крывелев И.А. Русская православная церковь в первой четверти XX века. М.: Знание, 1982. - 64 с.
107. Крянев Ю.П. Противоположность христианской идеологии и научного коммунизма. М.: Высшая школа, 1961. - 175 с.
108. Крянев Ю.П. Христианский экуменизм. М.: Политиздат, 1980. - 160 с.
109. Куроедов В.А. Религия и закон. М.: Знание, 1970. - 61 с.
110. Куроедов В.А. Советское государство и церковь. М.: Знание, 1976. - 79 с.
111. Куроедов В.А. Религия и церковь в Советском государстве.- М.: Политиздат, 1982. 263 с.
112. Куроедов В.А. Религия и церковь в советском обществе. -2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1984. - 256 с.
113. Курочкин П.Е. Критика современного русского православия.- М.: Знание, 1963. 48 с.
114. Курочкин П.К. Социальная позиция русского православия. М.: Знание, 1969. - 31 с.
115. Курочкин П.К. Эволюция современного русского православия.- М.: Мысль, 1971. 270 с.
116. Ласковская М.П. Христианская религия в наши дни. М.: Моск. рабочий, 1981. - НО с.
117. Левада Ю.А. Современнае христианство и социальный прогресс. М.: Соцэкгиз, 1962. - 208 с.
118. Лисавцев Э.И. Критика буржуазной фальсификации положения религии в СССР. 2-е изд., - М.: Мысль, 1975. - 316 с.
119. Лисавцев Э.И. Религия в борьбе идей. М.: Политиздат, 1975. - 64 с.
120. Лисавцев Э.И. Религия и борьба идей в современном мире.- М.: Знание, 1981. 64 с.
121. Лисавцев Э.И. Современная идеологическая борьба и религия. БД.: Знание, 1982. - 64 с.
122. Мальцев Г.В. Спасая корабль веры: Очерки эволюции современного русского православия. Новосибирск: Западно-ииб. кн. изд-во, 1981. - 103 с.
123. Мартыненко Н.И. Атеистическая работа среди последователей православия. Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 1976.- 148 с.
124. Михайлов Г.А., Зуев Ю.П. Критика богословской фальсификации истории России. М.: Знание, 1977. - 64 с.
125. Молоков В.А. Философия современного православия: Критический очерк. Минск: Высшая школа, 1968. - 238 с.
126. Момцжян М.Х. Коммунизм и христианство. М.: Знание, 1970.- 62 с.
127. Мчедлов М.П. Современная борьба идей и религия. М.: Знание, 1977. - 64 с.
128. Мчедлов М.П. Религия и современность. М.: Политиздат, 1982. - 272 с.
129. Никишов С.И. Ленинская -критика философских основ религии.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. 372 с.
130. Никишов С.И. Пропаганда атеизма на современном этапе.- М.: Знание, 1976. 61 с.
131. Никольский Н.М. Избранные произведения по истории религии.- М.: Мысль, 1974. 269 с.
132. Никольский Н.М. История русской церкви. 3-е изд. - М.: Политиздат, 1983. - 448 с.
133. Новиков М.П. Православие и современность. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. - 253 с.
134. Новиков М.П. Новые тенденции в идеологии и деятельности православия. М.: Знание, 1971. - 32 с.
135. Новиков М.П. Современный религиозный модернизм. М.: Знание, 1973. - 63 с.
136. Новиков М.П., Дмитриева Н.К. Богословская фальсификация общественных явлений. М.: Знание, 1975. - 63 с.
137. Новиков М.П. Тупики православного модернизма. М.: Политиздат, 1979. - 167 с.
138. Новиков М.П. Кризис современного православного богословия.- М.: Знание, 1979. 64 с.4#86. Окулов А.Ф. Научное мировоззрение и атеистическое воспитание. М.: Политиздат, 1976. - 87 с.
139. Окулов А.Ф. Социальный прогресс и религия. М.: Мысль, 1982. - 191 с.
140. Олещук Ф.Н. Играло ли христианство в истории человечества прогрессивную роль. М.: Моск. рабочий, 1940. - 44 с.
141. Олещук Ф.Н. Неизбежна ли война. М.: Госполитиздат, 1956. - 64 с.
142. Олещук Ф.Н. Война и мир. М.: Моск. рабочий, 1964. -54 с.
143. Осипов А.А. Катехизис без прикрас: Беседы бывшего богослова с верующими и неверующими о книге, излагающей ооно-вы православной веры. М.: Госполитиздат, 1963. - 328 с.
144. Пищик Ю.Б. В век искушений. М.: Московский рабочий, 1972. - 128 с.
145. Проблемы войны и мира: Критика современных буржуазных социально-философских концепций. М.: Мысль, 1967.- 462 с.
146. Решетников Н.А. Библия и современность. М.: Мысль, 1968. - 302 с.
147. Селиванов П.Д. Партийное руководство атеистическим воспитанием. М.: Политиздат, 1973. - 144 с.
148. Сидоров Д.И. Война и религия. М.: Воениздат, I96I.-I70c.
149. Суглобов Г.А. Союз креста и меча: (Церковь и война). -М.: Воениздат, 1969. 145 с.
150. Тарасов К.Е. Идеология современного православия. М.: Знание, I9S3. - 47 с.
151. Брисов Е.М. Борьба за мир и религия. В кн.: 0 некоторых особенностях современной религиозной идеологии.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1964, с. I05-I2I.
152. Великович Л.Н. Религия и современная идеологическая борьба. В сб.: Вопросы научного атеизма. Вып. 12.- ГО.: Мысль, 1971, с. 21-42.
153. Горциенко Н.С., Курочкин П.К. Основные особенности эволюции религии и церкви в условиях социалистического общества. В сб.: Вопросы научного атеизма. Вып. 25. - Ы.: Мысль, 1980, с. 223-243.
154. Данилов Д.Г. Общественное мнение в условиях социализмакак фактор преодоления религиозности. В кн.: Проблема атеистического воспитания. - Л.: Лениздат, 1974. с. 6479.
155. Жуков Е.М. Роль религии в мировой истории. Наука и религия, 1975, № 2, с. 18-21.
156. Йорген Е. Епископы осуждают ядерную войну. Проблемы мира и социализма, 1983, $ 2, с. 77-79.
157. Ковальский Н.А. Коммунисты и католики: некоторые проблемы сотрудничества. В кн.: Борьба классов и современный мир. Рабочий класс и массовые общедемократические движения. -М.: Главная редакция восточной литературы, Наука, 1971,с. 38-60.
158. Ковальский Н.А. Религиозные силы и борьба за щр и разоружение. В кн.: Религии мира и современность /Ежегодник 1982. - М.: Главная редакция восточной литературы, Наука, 1982, с. 46-59.
159. Ковальский Н.А. Борьба против военной угрозы и религиозныесилы. Междунар. жизнь, 1983, №6, с. 47-54.
160. Ковальский Н.А. Расширение антивоенной борьбы. Наука и религия, 1983, № 7, с. 60-64.
161. Коновалов Б.Н. Союз воинствующих безбожников. В сб.: Вопросы научного атеизма. Вып. 4. - М.: Мысль, 1967, с. 63-94.
162. Красников Н.П. Эволюция социальной концепции православия.- Вопросы истории, 1970, № 9, с. 16-33.
163. Красников Н.П."Социально-этические воззрения русского православия. В сб.: Вопросы научного атеизма. Вып. 21.- М.: Мысль, 1977, с. 37-52.
164. Красников Н.П. Эволюция православной этики. Наука и религия, 1979, № 7, с. 16-19.
165. Красников Н.П. Социально-политическая позиция православной церкви в I905-I9I6 годах. Вопросы истории, 1982,9, с. 30-41.
166. Куроедов В.А. Из истории взаимоотношений Советского государства и церкви. Вопросы истории, 1973, № 9, с. 15-31.
167. Курочкин П.К. Культ страдания в современном православии.- В кн.: Нравственность и религия. М.: Наука, 1964, с. 59-77.
168. Лисавцев Э.И. Современная идеологическая борьба и религия.- В кн.: Атеистическое воспитание: Вопросы и ответы /Сост. В.М.Кувенева. Под общ. ред. В.П.Поляничко. М.: Политиздат, 1983, с. 211-225.
169. Мчедлов М.П. Религия, церковь, политика. Коммунист, 1982, № 14, с. 90-101.
170. Окулов А.Ф. Социальный прогресс и религия. В сб.: Вопросы научного атеизма. Вып. 4. - М.: Мысль, 1967, с. 445-453.
171. Окулов А.Ф. Ленинская программа воинствующего материализма и атеизма. В сб.: вопросы научного атеизма. Вып.13.- М.: Мысль, 1972, с. 49-62.
172. Рекклинг Э. Научно-техническая революция и протестантская этика. В кн.: Религия в век научно-технической революции /Под ред. В.Гараджи (СССР), О.Клора (ГДР). - М.: Политиздат, 1979, с. 69-83.
173. Собакин В., Шапошников В. Важный фактор в пользу мира. Коммунист, 1983, № 12, с. 93-101.
174. Средин Г.В. Ленинское учение о мире, войне, армии и современность. Вопросы философии, 1980, Ж4, с. 59-74.
175. Фуров В.Г. Советское государство и церковь. В сб.: Во-п-41п^осы научного атеизма. Вып. 5. М.: Мысль, 1968, с.275.29.
176. Холл Г. Кто противостоит потому времени. Проблемы мира и социализма, 1983, № 9, с. 7-8.
177. Шейнман М.М. Обновленческое движение в русской православной церкви после Октября. В сб.: Вопросы научного атеизма. Вып. 2. - М.: Мысль, 1966, с. 41-65.6. Диссертации
178. Гегепшдзе Д.В. Современное грузинское православие: эволюция социально-политической ориентации. Дис. .д-ра филос, наук. - Тбилиси, 1981. - 326 с.
179. Красников Н.П. Социально-этические воззрения русского ' православия: (Критический анализ). Дис. .д-ра филос. наук. - М.: АОН при ЦК КПСС, 1976. - 452 с.
180. Лисавцев Э.И. Эволюция политической ориентации русскойправославной церкви: (Критика буржуазно-клерикальной фальсификации). Дис. .д-ра филос. наук. - М.: АОН при ЦК КПСС, 1977. - 418 с.
181. Николаев А.А. Политические и идеологические позиции русской православной церкви в вопросах войны и мира. -Дис. .канд. филос. наук. М.: АОН при ЦК КПСС, 1970.- 163 с.
182. Тимофеев В.Д. Идеологические проблемы вовлечения верующих трудящихся в борьбу за социальный прогресс. Дис. .д-ра филос. наук. - М.: АОН при ЦК КПСС, 1972. - 523 с.7. Авторефераты
183. Бабий М.Е. Проблемы свободы совести в современной идеологической борьбе: Автореф. дис. .канд. филос. наук,-М.: АОН при ЦК КПСС, 1980. 23 с.
184. Зуев Ю.П. Критика христианского культа страдания: Автореф. дис. .канд.фшгас. наук. М.: АОН при Щ КПСС, 1970.- 21 с.
185. Курочкин П.К. Эволюция современного русского православия: Автореф. дис. .д-ра филос. наук. М.: АОН при , КПСС, 1970. - 44 с.
186. Михайлов Г.А. Критика современной богословской концепции роли православия в истории России: Автореф. дис. .кавд. филос. наук. М.: АОН при ЦК КПСС, 1973, - 20 с.
187. Периодическая печать а) газеты
188. Правда: Орган ЦК КПСС. 1976-1984.
189. Известия: Орган Президиума Верховного Совета СССР. 19761984.
190. Голос Родины: Еженедельная газета Советского общества по культурным связям с соотечественниками за рубежом (общество "Родина"), 1984, № 9, февраль.
191. Ленинградская правда, 1984, 19 февраля.
192. International Herald Tribune, Zurich, 1983, 10/8.86. Raiter» 1983, 3/8.
193. Sudost Tagespost, Graz(A), 1983, 10/8. Daily Telegraph, 1983, 4/8.- 168 -б) Журналы
194. Коммунист Теоретический и политический журнал Щ КПСС. 1976-1984.
195. Проблемы мира и социализма Теоретический и информационный журнал коммунистических и рабочих партий. 1976-1984.
196. Вопросы^^илосо|)ИИ^Журнал Института философии Академии
197. Международная жизнь Ежемесячный научно-политический журнал. 1980-1984.
198. Наука и религия, Ежемесячный научно-:, популярный атеистический жрнал ордена Ленина Всесоюзного общества "Знание", 1970-1984.
199. Вопросы истории. Ежемесячный журнал. Изд-во "Правда", 1970-1984.
200. Церковно-богооловокая литератураа) книги
201. Алекский, патриарх Московский и всея ?уси. Слова, речи, послания, обращения, статьи. Т.ПЫУ. М.: Изд-во Москов- • ской патриархии, 1957, т.З - 112 е.; 1963, т.1У - 235 с.
202. Библия: Книги священного писания Ветхого и Нового завета.- М.: Изд-во Московской патриархии, 1983. 1372 с.
203. Всемирная конференция "Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы", Москва, 10-14 мая 1982 г. М.: Изд. Московской патриархии, 1983.- 231 с.
204. За сотрудничество и мир между народами: Конференция представителей всех религий в СССР, Загорск, июль 1969 г.- М.: Агентство печати Новости, 1972. 136 с.
205. Николай, митрополит Крутицкий и Коломенский. Речи о мире. 3 вып. 1955-1957.;- М.: Изд. Московской патриархии, 1958.- 130 с.
206. Поместный Собор Русской Православной Церкви. 30 мая -2 июня 1971 г.: Документы и материалы, хроника. М.: Изд. Московской патриархии, 1972. - 320 с.
207. Правда о^религии в России. М.: Изд. Московской патриархии,
208. Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами: Материалы Всемирной конференции, Москва, 6-10 июня 1977 г. М,: Отдел внешних церковных сношении Московского патриархата, 1978. - 183 с.
209. Русская православная церковь в борьбе за мир: Постановления, послания, обращения, призывы, речи и статьи. 1948-1950 гг.- М.: Изд. Московской патриархии, 1950. 120 с.б) периодические издания
210. Богословские труды. М.: Изд. Московской патриархии, 1968-1983, сб. 4-24.
211. Журнал Московской патриархии. М.: Изд. Московской патриархии, 1943, № I; 1944, № 4; 1945, № 10; 1964,. № 9; 1966, № 5: 1968, № 8; 1969, }Ь 3; 1970, № 2; 1973, № 5; 1979т 1983, № lb I-I2.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.