Религиозно-философские аспекты творчества Джона Донна тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.05, кандидат филологических наук Макаров, Владимир Сергеевич
- Специальность ВАК РФ10.01.05
- Количество страниц 207
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Макаров, Владимир Сергеевич
Введение.
Глава первая. Человек как центр религиозно-философского поиска в творчестве Джона Донна.
Глава вторая. Синтез философских антиномий как элемент воссоздания целостности мироздания.
2.1. Дух и плоть.
2.2. Вера и разум.
Глава третья. Концепция Церкви как единства человечества с Богом и миром в творчестве Донна.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК
Библейско-поэтологическая система принципов в цикле Джона Донна «Божественные поэмы2015 год, кандидат наук Шевченко Сергей Александрович
"Благочестивая" лирика Джона Донна в интеллектуальном и поэтическом контексте2004 год, кандидат филологических наук Магомедова, Инна Ивановна
Рецепция поэзии Джона Донна в русской литературе2000 год, кандидат филологических наук Нестеров, Антон Викторович
Философская поэзия С. Т. Колриджа1999 год, кандидат филологических наук Саркисова, Наринэ Мартиросовна
Эволюция драматургии Чарлза Уильямса2005 год, кандидат филологических наук Маркова, Ольга Евгеньевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозно-философские аспекты творчества Джона Донна»
Вопрос о взаимодействии философских традиций Средних веков и Возрождения в английской литературе последнего десятилетия XVI и начала XVII веков неоднократно и неоднозначно рассматривался в англоязычном и мировом литературоведении. Во многом это было связано с продолжающимися и по сей день дискуссиями о борьбе литературных стилей - позднего Ренессанса, маньеризма, зарождающегося барокко в литературе эпохи. На протяжении многих десятилетий общим местом в мировом литературоведении, как известно, была трактовка литературного процесса рубежа веков как отступления от поэтики Возрождения, возвращение к «средневековому миросозерцанию».
В нашу задачу не входит опровержение этого уже неоднократно опровергнутого мнения. Еще в середине нынешнего столетия оно было преодолено большинством западных ученых. В фундаментальных исследованиях, таких, например, как работы П.Кристеллера1, была показана глубинная связь между философией, литературой, политической и юридической мыслью, образованием Средневековья и Возрождения. Кристеллер, в частности, указал на такие общие для двух эпох черту мировоззрения, как иерархический синтез начал, воспринимаемых в последующие века как разнородные: «душа» и «тело», наука и религия, вера и разум; на четкость и законченность модели мира в сознании человека, на общность античных истоков Средневековья и Возрождения (Платон, Аристотель, неоплатонизм) при решающем влиянии христианства на оформление европейской культуры.
Согласно концепции единства двух эпох, «ренессансный гуманизм возник отнюдь не на развалинах средних веков, а, наоборот, в плотном средневековом окружении, когда средневековая цивилизация продолжала жить активной жизнью, претерпевая процесс сложного развития»2. Новому осз мыслению подверглись термины «маньеризм», «барокко», «постВозрождение», так как, не оспаривая сам факт обостренного ощущения кризиса в произведениях поэтов и философов рубежа ХУ1-ХУН веков, его уже невозможно было однозначно объяснять, опираясь лишь на идею сознательного отхода авторов от поэтики Возрождения. Кроме того, в силу прочности и многоплановости преемственных традиций, существовавших между Средневековьем и Возрождением, исследование литературных произведений XV-XVII веков стало невозможно без учета широкого общекультурного контекста его создания. Литературоведы все чаще стали обращаться к считавшимся прежде «второстепенными» аспектам творчества, прежде всего к философским и религиозным, справедливо полагая их принципиально важными для изучения как в широком смысле мировоззрения автора, так и собственно его поэтики.
Этот процесс может быть прослежен и применительно к изучению наследия Джона Донна (1572-1631) в зарубежном и отечественном литературоведении с точки зрения религиозных и философских аспектов его творчества. На протяжении последнего столетия исследователи по-разному подходили к решению вопроса о взаимовлиянии собственно литературных, научных, философских и религиозных традиций Средних веков и Возрождения в творчестве Джона Донна.
Основоположники научного осмысления творчества Донна - критики и литературоведы викторианской эпохи (Э.Госс3, Г.Морли4, Дж.Сейнтсбери5) впервые сформулировали проблемы его изучения, оставшиеся основными для ученых последующих поколений. Основной из них, по мнению большинства исследователей, долгое время оставалась так называемая проблема «Джека и доктора», основанная на дословном понимании цитаты из письма Донна своему другу сэру Роберту Кэру. Разбирая рукописи перед поездкой на континент в качестве капеллана посольства лорда Донкастера, Донн оставил одну из них - трактат «ВюШапаШз», посвященный проблеме самоубийства и возможного оправдания его с религиозных позиций, Кэру, написав в сопроводительном письме, что трактат нельзя печатать, но лучше и не уничтожать, несмотря на то, что «it was written by Jack Donne. and not by Doctor Donne.»6. Для литературоведов, начиная с викторианской эпохи, это отчасти ироническое признание стало символом раздвоенности творческого сознания поэта: с одной стороны, это ренессансная стихия, где господствуют парадокс и этический релятивизм, с другой, это позднее «религиозное» творчество поэта, полное библейских и схоластических аллюзий, вызванное обращением и покаянием «Донна-повесы» ('Donne the rake'). Отсюда следуют выводы о преобладании тех или иных жанров у «раннего» или «позднего» Донна и общей тональности творчества. Как писал Дж.Сейнтсбери, в целом ход его развития можно сравнить с постепенным превращением храма Диониса и Афродиты в христианскую церковь («a tem-pie of Dionysius and Aphrodyte . turned into Christian church») . Проблема «Джека» и «доктора», как видим, с самого начала получает актуальный для нашего исследования характер: если «Джеку» достается все или почти все изучаемое поэтическое наследие, то «доктор» оказывается ученым богословом, вычеркнутым из истории английской поэзии.
Показательно, что проповеди Донна, как и его письма, в данную эпоху вызывали интерес ученых больше как возможный источник фактического материала для более глубокого изучения его поэзии, которая также изучалась избирательно. Предпочтение отдавалось так называемым «ранним любовным циклам» - «The Elegies», «The Songs and Sonnets», «Сатирам», a также «Священным сонетам» как иллюстрации «поздней лирики» Донна, причем не всегда осознавался факт искусственного разделения стихотворений на циклы, предпринятый издателями уже после смерти Донна. Редкие сравнения развития той или иной темы в стихотворениях и проповедях в большинстве случаев оказывались не в их пользу последних из-за их перегруженности «богословскими аспектами». Стоит, однако, вспомнить, что еще Кольридж призывал к изучению проповедей не на основе поэтики «любовных стихотворений» Донна, а в 1841 один из обозревателей американского журнала «Арктур» высказал схожую мысль: «We like to read the theology of Donne by the light of his earlier love poems. To hold his life up to the vulgar sot or take it as an illustration of the converting power of religion, is to misunderstand not only Donne, but the spirit of Christianity itself. .»8.
Поворотным моментом для изучения философских аспектов творчества Донна, как и всего наследия поэта в целом, явилось первое комментированное издание его стихотворений, предпринятое Г.Дж.Грирсоном в 1910-е годы. Известный ученый, издатель, университетский профессор впервые после Кольриджа обратил внимание на глубину богословских и философских познаний Донна, на связь между многими мотивами ранней лирики Донна и трудами европейских гуманистов, особенно флорентийских неоплатоников. Грирсон, в своей классической монографии «Metaphysical Lyrics and Poems of the XVII century»9 обратил внимание на особое место Донна в литературном процессе XVI-XVII веков, на обостренное внимание современников к богословию Донна-проповедника, на широкую известность его трактатов среди европейских теологов и философов.
Работа, выполненная Грирсоном, послужила отправной точкой для ряда противоречивых по отношению друг к другу исследований. В 1919 в Париже на французском языке выходит диссертация М.П.Рамсей «John Donne et les doctrines medievales»10, где делается попытка доказать принадлежность Донна-мыслителя скорее к средневековой, чем к ренессансной традиции. К трехсотлетней годовщине смерти поэта Рамсей, наряду с другими крупнейшими специалистами, была приглашена участвовать в сборнике «Венок Джону Донну», получив таким образом возможность еще раз суммировать увиденные ею в поэтике Донна черты «средневекового», «схоластического» мировосприятия: «completeness and universality of his scholastic system. faith as intellectual act; the philosophy of word»11, причем в качестве причин, побудивших Донна обратиться к средневековому мировосприятию указывались: «natural bent of his mind,. the need of examining his faith,. the obligation to defend the positions of the Church of England»12. В таком освещении Донн впервые представал как «поэт-философ» и «поэт-богослов», одинаково интересующийся указанными проблемами как в «ранний», так и в «поздний» период. Нет необходимости доказывать уникальность и значение этого исследования, заметим лишь, что все указанные М.П.Рамсей черты миросозерцания Донна до сих пор не вызывают сомнения у ученых. Некоторые аспекты их интерпретации мы также постараемся раскрыть в данном исследовании.
Полемичной по отношению к диссертации М.П.Рамсей стала другая эпохальная работа - эссе Т.С.Элиота «О метафизических поэтах», вышедшее в 1927 году в литературном приложении к «Тайме» Элиота, включенное им впоследствии в сборник «Священный лес», а в 1931 полемика с Рамсей продолжилась на страницах «Венка Джону Донну». Полагая недостаточным рассмотрение философского аспекта поэтики Донна лишь как следование поэта средневековым традициям, что превратило бы его из гениального поэта в «заурядного философа» Элиот основал свою работу на тех положениях, которые, как виделось ему, точнее передают суть именно поэтического ми-ровидения Донна. Таким положением стала мгновенно получившая широкую известность идея кризиса художественного сознания, так называемого «распада восприятия» («dissociation of sensibility»), поразившего литературу и мировоззрение в целом, начиная с середины XVII века. Донн, таким образом, в культурологическом смысле оказался для Элиота фигурой предкризисной, а вся «метафизическая школа» - уникальным последним опытом творчества, не поддававшимся наступлению «reflective poetry», описывающей, а не преображающей реальность, разорвавшей связь между чувством и мыслью. «The metaphysics possessed a mechanism of sensibility which could de
• 13 vour any kind of experience. A thought for Donne was an experience itself.» -писал Элиот, выказывая восхищение единством и силой поиска идеала на протяжении всего творчества Донна, его способностью не разделять поэтическую мысль и реальность, так что любой акт творчества непременно становился для поэта жизненным поступком, преобразованием жизни в той же степени, что и самовыражением.
Впрочем, в статье 1931 г. Элиот несколько изменил свою концепцию, доказывая наличие «трещины» («manifest físsure») между мыслью и чувством уже у Донна. В философском смысле эта «трещина» стала знаком распада средневековой концепции мироздания, а сам Донн у Элиота предстает как анти-схоласт, чей разум устремлен не к «сумме», включению всех реалий мира в единую иерархическую систему, а к их парадоксальному оправданию, сохраняющему discordia мира: В целом для Элиота значение Донна как философа и богослова невелико: «his mind (is) legal and controversial rather than philosophical and theological.»14, поскольку он «оригинален в беспорядочности» своей поэзии.
Таким образом, как М.П.Рамсей, так и Т.С.Элиот, при всем различии их подходов, достаточно одинаково преодолевали стереотип «двух Доннов», соединяя «Джека» и «доктора» в постоянном следовании либо канонам. «мистической эстетики средневековья», либо общим тенденциям развития миросозерцания эпохи. Оба подхода, хотя и грешили некоторой схематичностью, но впервые представляли читателю целостный, не разделенный между «средневековым» и «ренессансным» образ поэта. Применительно к Донну оба исследователя показали условность и неточность выделения «собственно литературных», «философских», «религиозных» аспектов творчества.
Оба возможных пути исследования были приняты и развиты в последующих работах. К ним прежде всего нужно отнести работу Л.Бредволда «The religious thought of Donne in relation to medieval and later traditions»15, вышедшую в 1925 г., где исследователь предпринял попытку анализа большинства философских проблем творчества Донна - соотношение веры и знания в постижении тайн бытия (рассмотрены традиции Дунса Скота, Ансельма Кентерберийского, Оккама, Помпонацци), реакцию поэта на популярность «новой философии» Бэкона, Коперника, Кеплера и др., высказав, однако, идею «биографического», т.е. основанного на постоянном внимании к выражению мировоззрения поэта в его стихах, метода изучения. Сущность концепции Бредволда - указать на промежуточность положения Донна по отношению к средневековым и ренессансным традициям, на важность изучения мировоззрения Донна как предшественника Декарта и Паскаля.
Преемственным по отношению к нему было исследование Ч.М.Коффина «Donne and the New Philosophy»16, к которому мы обратимся во второй главе исследования, а также работа М.Ф.Молони «John Donne his
• • 17 flight from medievalism» , акцентирующая внимание на разрыве Донна со средневековой традицией. Взаимодействие средневекового и ренессансного начал видится ему как борьба «мистической эстетики» средневековья, основанной на иерархической концепции мироздания, впрочем «умирающей после Данте», и «языческого натурализма» Возрождения, берущего начало в идее господства «нового хаоса», где все реалии равны и взаимозаменяемы. Острие критики Молони направляет против высказанной Рамсей идеи дон-новского «синтеза», который напоминает ему схоластические «суммы», особенно их томистский вариант. Для него разрыв с католицизмом, совершенный Донном, неминуемо значит разрыв с его философией, смерть филосо
18 фии как таковой, «disintegrated into personal feelings» . Вместо «трансцендентальное™» средневекового мировоззрения, по мнению Молони, Донн выбирает «the Greek ideology with its worship of form, later transformed into carnality»19. Это ведет к «победе» в нем поэта, к этическому скептицизму, временному отказу от решения научных, философских и других проблем эпохи. Таким образом формируется миросознание «Джека», сохранившееся у Донна - как доказывает Молони - и впоследствии, и лишь в силу необходимости скрытое под обликом «доктора».
Следует также отметить анализ религиозно-философского смысла
Годовщин» профессором Л.Марцем , впервые связавшим творчество Донна с религиозной ситуацией эпохи. Во многих произведениях поэта он находит черты строго выдержанной иерархической структуры, заимствованной из католической практики медитаций, в частности, представленной в «Духовных упражнениях» Лойолы. Средневековая философия, во многом подготовившая эту идею, теперь, по мнению Марца, отступила на второй план и используется прежде всего как «арсенал инструментов».
Начиная с конца 1940-х годов, происходит очередная смена ориентиров для исследователей творчества Донна. В философском плане это проявляется в утверждении уже не принадлежности Донна тому или иному типу миросозерцания, но в постоянном акцентировании внимания на уникальности пути Донна. Именно в это время наносится серьезный удар по обновленному варианту концепции «Джека» и «доктора». Дж.Поттер и Э.Симпсон начинают публиковать десятитомное комментированное издание проповедей Донна21, где показывают сходность толкования многих тем в ранней поэзии и поздней духовной прозе поэта, выходят научные издания всех трактатов Донна, готовятся новые издания его стихов. Своеобразным знаменем новой эпохи в изучении творчества Донна становится идея «вечного поиска истины», предпринятым уже не последовательно «Джеком» и «доктором», а единым, цельным сознанием поэта, философа и богослова.
Одной из первых, еще в 1930-х, обратила на этот феномен внимание Эвелин Симпсон: «То find the One beyond the many, to trace the permament through the ever-changing. this was the quest in which Donne set forth early and continued late till death overtook him.» . Это, разумеется, не означало полного отхода от элиотовской идеи сознания Донна как «controversial mind»; впоследствии обе концепции достигли своеобразного симбиоза: вечный поиск истины определяет постепенность и неоднозначность ее постижения, что, например, в исследовании У.Нелли становится знаком «диалектично-сти» мировоззрения Донна, видящего противоречия мира и не желающего искажать мироздание путем их игнорирования: «Donne (acts) as able judge summoning to the bar of his wit every shade of opinion» .
Несмотря на все различия концепций, большинство ученых выдвинули тезис о неприемлемости оценочного подхода к культурным эпохам. Донн, по их мнению, не стремился воссоздать средневековое мышление или удержать от распада ренессансное мировосприятие, но создать на их основе свой идеал мироустройства. Так, Э.Симпсон указывает на сочетание в средневековом и ренессансном мистицизма античных и внесенных христианством элементов, из которых в итоге выстраивается единая картина, в целости сохраненная Донном: «Donne's mysticism only as deep sense of underlying unity of all things, consciousness of one beyond the many. That lies in the root of discovering resemblance between things apparently unlike.»24. Дж.Лишмен говорит об использовании Донном схоластических идей для выражения собственного опыта, скорее чем для воскрешения средневековой культуры или для паро
25 дирования ее .
Приведенные примеры дают возможность видеть формирование единой линии англоязычного донноведения в 1940-е - 50-е годы, в пределах которой работы объединены идеей уникальности единого «поэтико-философского» творчества целостной личности. В последующую эпоху, когда вышли комментированные издания поэзии Донна, подготовленные Х.Гарднер26 и У.Милгейтом27, а также фундаментальная биография Донна, доведенная Р.Болдом до последней главы и завершенная У.Милгейтом28, Донн окончательно занял место среди классиков английской литературы.
29
Классическими стали и исследования Х.Гарднер , основанные на анализе мировоззрения Донна как целостного феномена средневеково-ренессансного типа, в котором иерархически различаются черты разнородных влияний, но все они подчинены необходимости обретения истины.
Можно заметить, что идея «единства творческого поиска», отрицающая концепцию «Джека» и «доктора», до сих пор остается краеугольным и камнем большинства исследований творчества поэта. Так, в 1970е Барбара Харди обратила внимание на «сплетение» образности, связанной с эмоциональным и рациональным мировосприятием ('tender well-arm'd feeling brain', 'a naked thinking heart') в произведениях Донна, от «Песен и сонетов» до проповедей, что позволило ей сделать примечательный вывод: «(Donne) plainly speaks from and to human complexity»30. К такому же выводу приходит Д.Новарр десятилетием ранее, анализируя роль «анатомии» как рассмотрения иерархии мира в его нынешнем состоянии: «Donne more typically showed the wholeness of his mind by allowing us to see all the parts that made up the
• • * 31 whole, and the inner and outer tensions of mind.» .
Шумный резонанс в науке вызвала книга Джона Кэри «John Donne: Life, Mind and Art»32, вышедшая в 1981. Английский ученый выдвинул идею, что именно в религиозно-философских исканиях Донна следует искать нить, связующую «Песни и сонеты» и «Элегии» со «Священными сонетами» и проповедями. К этому времени такой взгляд уже не был новым, но характерная для метода автора связь между Донном-поэтом и Донном-человеком, объединенными прежде всего подсознательным страхом религиозного преследования и стремлением к государственной службе, вызвала ряд обвинений во фрейдизме. По сути же, концепция Кэри, сводящая творчество поэта к необходимости обретения религиозного покоя, представляет собой обратное фрейдизму явление, а само исследование лежит в русле популярной во второй половине века психологии религии.
Однако в целом работа Дж.Кэри явилась скорее исключением из общей тенденции развития донноведения. В 1980х -90х годах отошли на второй план биографические исследования, вопросы датировки стихотворений, а в центре внимания оказались более общие проблемы. Смена фокуса необходима, чтобы очертить новый облик Донна - поэта и человека, учитывая как можно больше факторов его мировоззрения и таким образом приблизиться к постижению его личности. Более характерными, например, оказались работы
М.Т.Хестера, рассматривавшего произведения Донна, в частности, «Сатиры» как проявление мировоззрения автора в пределах установленных моделей мысли и поведения33.
Как можно видеть, итогом обращения западных ученых к наследию Донна за сто лет стал прежде всего вывод, что религиозные, эстетические и философские искания Донна неотделимы друг от друга, обеспечивают единство его духовного поиска, становятся неотъемлемой чертой его поэтики и до того охватывают все его существо, что этот поиск, как и само имя - Донн -становится общим для «Джека» и «доктора».
Для отечественной науки актуальность этих проблем также представляется бесспорной. Если до середины 1960-х годов в науке господствовала концепция Р.И.Самарина, рассматривавшего творчество Донна как отступничество от «прогрессивных традиций Возрождения»34, что, помимо прочего, обусловило невозможность изучения философских и религиозных аспектов творчества как «реакционных», то, начиная с 1970-х, положение начало меняться. Некоторое влияние на это оказала широко отмеченная в научном мире 400-летняя донновская годовщина. Ряд исследователей - В.Захаров, В.Хрипун, С.Макуренкова - обратились к изучению места Донна в английской и мировой литературы, некоторых черт его поэтики, тесно связанных с философскими и религиозными идеями эпохи: образу человека-микрокосма, проблеме любви и ее интерпретации в раннем и позднем творчестве поэта. Однако по понятным причинам изучение поздней лирики Донна, а также проповедей, оставалось невозможным до второй половины 1980-х годов.
В последние десять лет отечественное донноведение совершило значительный скачок вперед, во многом, правда, еще отставая от западных ученых. Концепция «двух Доннов», просуществовавшая в России почти на тридцать лет больше, чем на Западе, наконец уступила место концепции «единства поиска».
Донн, во многом под влиянием цитаты Хемингуэя и переводов Бродского, занял свое место в русской культуре, что, наряду со значительными достоинствами, обусловило и ряд недостатков, в том числе наложение черт постмодернистской поэтики на поэтику «метафизической школы». Отечественные и зарубежные понимания термина «метафизический», его смысл применительно к русской поэзии и возможное использование в будущем, суммированы в вышедшей несколько лет назад статье И.О.Шайтанова35.
Вышедшая в 1994 году монография С.А.Макуренковой «Джон Данн: поэтика и риторика»36 представила разнообразные аспекты творчества поэта в их связи с современной ему риторикой, натурфилософией, логикой, отчасти богословием - почти всем спектром гуманитарного и естественного знания эпохи. Многие черты поэтики Донна, такие, как мотив смерти, риторическая структура стихотворения, впервые получили осмысление в отечественной науке, и сама работа в целом явилась попыткой целостного исследования, основанного одновременно на учете биографических фактов, анализе текста и стоящего за ним религиозного и философского смысла. Однако, к сожалению, автор не ставил себе задачу очертить, хотя бы и не подробно, общие основы мировоззрения поэта, отчего работа все же носит несколько фрагментарный характер.
Во многом продолжением такого типа исследования стала статья А.Нестерова «Джон Донн: портрет на фоне эпохи», опубликованная в 1997 . Биографические данные в ней соседствуют с изучением структуры и образности ряда стихотворений путем приведения параллелей с творчеством «школы ночи», герметическими трактатами Дж.Ди, Дж.Бруно, Парацельса и др. Необходимость биографического контекста для русского читателя пока еще очевидна и обусловлена прежде всего признаваемой всеми исследователями тесной связью между жизнью поэта и его творчеством.
Особое место в современной отечественной науке принадлежит моно
-з о графии А.Н.Горбунова как наиболее глубокому исследованию места Донна в английской и мировой литературе, соединения разнородных влияний в его поэтике и личностном опыте, а также философских сторонах мировоззрения.
Наше обращение к данной теме, таким образом, обусловлено рядом факторов ее актуальности. В первую очередь, для отечественной науки в последние годы новым типом работы является целостное исследование поэтического творчества на основе привлечения как биографических данных, так и философских аспектов работы автора над произведением. Во-вторых, такой тип исследования особенно оправдан при изучении литературы указанного периода, так как большинство жанров еще не потеряли синкретической связи с типами произведений, которые в настоящее время считаются лежащими вне собственно литературной сферы. В-третьих, творчество Донна сравнительно недавно стало предметом внимания отечественных исследователей, и поэтому совершены лишь несколько попыток анализа его религиозных и философских аспектов.
Актуальность избранной темы обусловлена рядом факторов. В первую очередь, для отечественной науки всегда актуальным было исследование поэтического творчества на основе привлечения как биографических данных и собственно текстологического анализа, так и философских аспектов работы автора над произведением. Во-вторых, такой тип исследования особенно оправдан при изучении литературы указанного периода, так как некоторые, особенно поэтические, жанры еще не потеряли синкретической связи с типами творчества, которые в настоящее время считаются лежащими вне собственно литературной сферы (философскими и богословскими трактатами, проповедями) .
Вследствие этого основная цель нашей работы - рассмотреть проявление в творчестве Донна сложившейся в его миропонимании схемы мировой иерархии, уделяя внимание ее звеньям пропорционально их важности. Мы попытаемся указать на наиболее общие положения, служащие основой концепции мироздания в творчестве Донна. Это становится возможным только путем рассмотрения наследия поэта и проповедника в контексте философских и религиозных традиций Средних веков и Возрождения.
В работе поставлен ряд задач: показать ключевое положение человека в мироздании (а также важность этого факта для поэтики Донна) на примере трактовки кризиса мировой иерархии и ее восстановления; исходя из интерпретации сходных тем и образов в условно определяемом «раннем» (1590-е -нач. 1600-х) и «позднем» (1610-е - 20-е) творчестве поэта, раскрыть единство его творческого пути, в том числе проследить тематическое сходство между типологически различными жанрами в поэтическом и прозаическом наследии Донна. Также ставится задача указать на некоторые черты в трактовке идей и образов, роднящие мировоззрение Донна с положениями, высказанными богословами, от отцов Церкви до деятелей Реформации и современных Донну англиканских теологов, философами, поэтами.
Предметом исследования в первую очередь станут стихотворные произведения Донна, однако вышесказанное определило необходимость привлечения обширного контекста писем, проповедей и трактатов Донна, а также данных средневековой и ренессансной философии и богословия.
Наше исследование, будучи предпринято в целом в рамках литературоведческого анализа, неизбежно включает в себя ряд особых методологических подходов. Подробный анализ развития в стихотворении тех или иных идей или тем обусловлен тесной связью мысли Донна со схоластическими традициями логического мышления и уместен в том случае, если стихотворение является концептуально важным и развитие в нем той или иной темы может способствовать постижению анализируемого понятия. Эта сложность развития темы и диалогическое построение стихотворения, приводящее читателя через множество ложных гипотез к одной, истинной, отмечена многими исследователями.
В первой главе нашего исследования мы обратимся к идее мира как целостного организма, создающей основу для понимания ключевого места человека в мироздании, и интерпретации этой идеи в творчестве Донна.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК
Истоки ренессансного мышления в "Божественной комедии" Данте Алигьери2013 год, кандидат наук Курдыбайло, Инга Павловна
Религиозная поэзия Джона Донна: Особенности стиля и образной системы2001 год, кандидат филологических наук Хохлова, Юлия Леонидовна
"Малые поэмы" Эдмунда Спенсера в контексте художественных исканий елизаветинской эпохи2008 год, доктор филологических наук Бурова, Ирина Игоревна
Метафизическая поэзия в американской литературной традиции2006 год, доктор филологических наук Половинкина, Ольга Ивановна
Типология жанра мистерии в английской и русской драматургии первой половины ХХ века: Ч. Уильямс, Дороти Сэйерс, К. Фрай и Е. Ю. Кузьмина-Караваева1998 год, кандидат филологических наук Емельянова, Татьяна Владимировна
Заключение диссертации по теме «Литература народов Европы, Америки и Австралии», Макаров, Владимир Сергеевич
К заключению.
1 Baker-Smith D. Op. cit. -p.414.
1 Empson W. Op.cit. - p.85.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Макаров, Владимир Сергеевич, 2000 год
1. The Works of John Donne. The Wordsworth Poetry Library, 1994. - 300 p. Donne J. The Complete Poetry and selected Prose (ed. by J.Hayward). -London: the Nonesuch Press, 1935.
2. John Donne: The Divine Poems. / ed. Gardner H. Oxford, 1978.
3. John Donne: The Elegies and the Songs and Sonnets. / ed. Gardner H. Oxford, 1965.
4. John Donne: The Epithalamions, Anniversaries, and Epicedes. / ed. Milgate W.-Oxford, 1978.
5. John Donne: The Satires, Epigrams and Verse Letters. / ed. Milgate W. -Oxford, 1967.
6. The Life and Letters of John Donne. / ed. Gosse E. In 2 vols. - London,1964.
7. English Prose. Selections by H.Craik. In 4 vols. - London, Macmil-lan,1894. - 513 p.1.ighton R. The Works. Edinburgh, 1961.
8. The Collected Works of Sir Thomas Browne /ed. G. Keynes. In 4 vols. -Oxford, 1964.
9. The Works of Jeremy Taylor. L., 1931. Walton I. The Lives. - L., 1927.
10. Patrologia. Seria graeca. / ed. J.Migne. 145 vols. - Paris, 1843-53. Patrología. Seria Latina. / ed. J.Migne. - 160 vols. - Paris, 1846-55. История эстетики (Памятники мировой эстетической мысли). - В 5 тт. -М., 1962-64.
11. Памятники средневековой латинской литературы IX-XII веков. М.,1972.
12. Труды бл.Августина. В 10 тт. - Киев, 1910-15. Эстетика Ренессанса. - В 2 тт. - М., 1981.
13. Теоретико-методологическая литература. Gordon D.J. The Renaissance Imagination. Chapel Hill, 1975. Kristeller P. O. Renaissance Thought: The Classic, Scholastic, and Humanistic Strains, rev. ed. -N.Y., 1961;
14. Kristeller P. 0. Renaissance Thought II: Papers on Humanism and the Arts , rev. ed.-N.Y., 1980;1.vejoy A.O. The Great Chain of Being: A Study of the History of an Idea. Harvard University Press, 1936.
15. Mazzeo J.A. Renaissance and Revolution: The Remaking of European Thought. Cambridge, 1966.
16. Tillyard E.M.W. The Elisabethan World Picture. L.: Chatto & Windus,1943.
17. Косиков Г. А. Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы. // Методологические проблемы изучения литературы. М., 1987. - С.150-185.
18. Ellrodt R. Neoplatonism in the Poetry of Spenser. L., 1978.
19. Fletcher A.S. Allegory: The Theory of a Symbolic Mode. Chapel Hill,1964.
20. Fowler A. Triumphal Forms: Structural Patterns in Elizabethan Poetry. -Oxford, 1970.
21. Grierson H.J.C. Metaphysical Lyrics and poems of the XX century. Oxford, 1925.
22. Johnson S. Cowley // Idem, Lives of the British Poets. London, 1828. Hardison O.B. The Enduring Monument: A Study of the Idea of Praise in Renaissance Theory and Practice. - Westport (Conn.), 1973.
23. Sinfield A. Literature in Protestant England, 1560-1660. Durham, 1983. Smith H. Elizabethan Poetry: A Study in Conventions, Meaning, and Expression. - York, 1952.
24. Smith J. On Metaphysical Poetry // Determinations / ed. F.R. Leavis London, 1934.
25. White H. The Metaphysical Poets. Minneapolis, 1983.b) Творчество Донна.
26. Andreasen N.J.C. John Donne: The Conservative Revolutionary. Princeton, 1967.
27. Bald R.C. John Donne: a Life. Oxford, 1970.
28. Baker-Smith D. Donne's Critique of True Religion // John Donne: Essays in
29. Celebration. L., 1972. - pp.340-351.
30. Bond R.B. John Donne and the Problem of 'Knowing Faith' / Mosaic. -1981. -#14.-pp.25-35.
31. Bredvold L. The religious thought of Donne in relation to medieval and later traditions. // Studies in Shakespeare, Milton & Donne. Michigan univ. Press, 1925. -pp.230-271.
32. Carey J. Donne: Life, Mind and Art. L., 1981. - 312 p. Coffin C.M. John Donne and the New Philosophy. - Morningside Heights, NY: Columbia University Press, 1937.
33. Crashaw E. The Hermetic Elements in Donne's Poetic Vision. // John Donne: Essays in Celebration. L., 1972. - pp.200-214.
34. Duyckinck E.A. Dr.Donne//Arcturus. NY, June 1841.-pp.34-41. Eliot T.S. Donne in Our Time. // A Garland for John Donne / ed. Th.Spencer). - Gloucester (Mass.), 1938. - p.3-15.
35. Eliot T.S. The Metaphysical Poets // Eliot T.S. Selected Essays. L., 1971. -p.34-52.
36. Empson W. Donne and the New Philosophy. Cambridge, 1993. Hardy B. Thinking and Feeling in The Songs and Sonnets. // John Donne. Essays in Celebration. - pp.110-119.
37. Hester M.T. «Kinde pitty» and «brave scorn». Durham, 1982. Hughes R.E. The Progress of the Soul. The religious career of Donne. - New York, 1968.- 154 p.
38. Hunt C. Donne's Poetry: Essays in Literary Analysis. N.Y., 1969. Gardner H. The Religious Poetry of John Donne // Donne J. The Divine Poems. - Oxford, 1957. -pp.I-XLV.
39. Grant P. Augustinian Spirituality and the Holy Sonnets of John Donne. // Essays in Literary History. 1971. - #38. - pp.542-61.
40. Jackson R.S. Donne's Christian Vocation. Evanston, 1970.
41. John Donne: a Collection of Critical Essays. / ed. H.Gardner. Oxford,1966.
42. Novarr D. The Disinterred Muse. Ithaca & London, 1980. Martz L. John Donne in Meditation: The Anniversaries. -N.Y., 1970.
43. Martz L. The Poetry of Meditation: A Study in English Religious Literature. Revised ed. - Yale University Press, 1962.
44. Moloney M.F. John Donne His Flight from Medievalism. Urbana, 1944. Morley H. A first sketch of English literature. - London, Macmillan, 1893.950 p.
45. Potter G. Donne: Poet to Priest. NY, 1957. Ramsay M.P. John Donne et les doctrines medievales. - Paris, 1919. Ramsay M.P. Donne's Relation to Philosophy. // A Garland for John Donne. -pp.51-65.
46. Raspa A. Time, History and Typology in Donne's 'Pseudo-Martyr' // Renaissance and Reformation. 1987. - #11. - p. 175-83.
47. Saintsbury G. Donne. In: English Prose. Vol.11. - Macmillan, 1894. -p.8593.
48. Sernhenn C.B. John Donne, Poet in the Pulpit. // New Essays on Donne. -Salzburg, 1977.-pp.253-260.
49. Smalling M. Donne's medieval aesthetics // New Essays on Donne.1. C.82.
50. Smith A.J. The Dismissal of Love, or was Donne a Neoplatonic Lover? // John Donne. Essays in Celebration. pp.256-270. Warnke F. John Donne. Boston, 1987.
51. Zunder W. The Poetry of John Donne: Literature and Culture in Elisabethan and Jacobean Period. Brighton, 1982.
52. Березкина B.M. Из истории жанра эссе в английской литературе. // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1984. - №6. - С.24-30.
53. Березкина В.М. Язык концептов: «Экстаз» Джона Донна. // Языковая норма и вариативность. Сборник научных трудов. Днепропетровск, 1984. -С.32-38.
54. Горбунов А.Н. Джон Донн и английская поэзия XVI-XVII веков. М.: изд-во МГУ, 1993.
55. Горбунов А.Н. Категория времени и концепция любви в английской поэзии рубежа XVI-XVII веков. // Шекспировские чтения 1990. М.,1990. -С.68-88.
56. Горбунов А.Н. Поэзия Джона Донна, Бена Джонсона и их младших современников. //Английская лирика начала XVII века. М.,1989. - С.5-72.
57. Захаров В.В. О некоторых особенностях «трудного стиля» Джона Донна // Анализ стилей зарубежной художественной и научной литературы. -Вып.З. Л., 1982. - С.107-118.
58. Захаров В.В. Опыт классификации «Песен и сонетов» Джона Донна. // Анализ стилей зарубежной художественной и научной литературы. Вып.2. -Л., 1980. - С.21-30.
59. Захаров В.В. Сатирический фрагмент Джона Донна «Путь души». // Анализ стилей зарубежной художественной и научной литературы. Вып.1. -Л., 1978. - С.51-62.
60. Иванов Вяч. В. О Джоне Донне и Иосифе Бродском. // Иностранная литература. 1988. - №9. - С.180-181.
61. Карулидзе З.Е. Феномен остроумия в поэзии Джона Донна. Тбилиси, 1984.- 94 с.
62. Красавченко Т.Н. Английская литература XVII века в англоязычном литературоведении. // Современные зарубежные исследования по литературе XVII-XVIII веков. Вып.1. Сборник обзоров. М.: изд-во АН СССР, 1981.-С.133-164.
63. Красавченко Т.Н. Изучение барокко в современном литературоведении. // Современные зарубежные исследования по литературе XVII-XVIII веков. Вып.1. Сборник обзоров. М.: изд-во АН СССР, 1981.- С. 3-14.
64. Красавченко Т.Н. Литература европейского барокко в английских и американских исследованиях 1970х годов. // Современные зарубежные исследования по литературе XVII-XVIII веков. Вып.1. Сборник обзоров. М.: изд-во АН СССР, 1981.- С. 15-36.
65. Макуренкова С.А. Был ли Джон Донн Джоном Донном? // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1989. - №2. - С.74-77.
66. Макуренкова С.А. Джон Данн: поэтика и риторика. М.: Academia,1994;
67. Макуренкова С.А. Об особенности метафоры цвета у Донна и Шекспира. // Лингвистические единицы, конструкции и текст. Новосибирск: Наука, 1989. -С.61-67.
68. Макуренкова С.А. Проблема источниковедения и история критики творческого наследия Джона Донна // Лингвистические единицы, конструкции и текст. Новосибирск: Наука, 1989. - С.76-119.
69. Макуренкова С.А. Творчество Шекспира и Донна в системе эстетических взглядов С.Т.Кольриджа. // Шекспировские чтения 1990. М.,1990. -С.166-177.
70. Нестеров А. Джон Донн: портрет на фоне эпохи. // Литературное обозрение. 1997. - №5. - С. 12-26.
71. Ренессанс, барокко, классицизм. М.: Наука, 1966.
72. Самарин P.M., Виппер Ю.Б. Курс лекций по истории зарубежных литератур XVII века. М.: изд-во МГУ, 1951. - 313 с.
73. Самарин P.M. Трагедия Джона Донна. // Вопросы литературы. 1973. -№3. - С.162-178.
74. XVII век в мировом литературном развитии. /Ред. колл.: Ю.Б.Виппер, Н.И. Конрад и др. М.: Наука, 1969.
75. Хохлова Ю. Первая и вторая «Годовщины» Джона Донна: Основные проблемы, темы и образы. // Материалы V Лафонтеновских чтений. СПб., 1999.-С.112-114.
76. Хрипун В.А. Джон Донн в курсе лекций по истории зарубежных литератур XVII века. // Вопросы методики преподавания литературы в вузе. -Днепропетровск, 1972. С.81-87.
77. Хрипун В.А. Лирический герой Джона Донна («Песни и сонеты»). // Актуальные вопросы курса истории зарубежных литератур XVII века. -Днепропетровск, 1974. С.80-98.
78. Шайтанов И.О. Поэты-метафизики: Джон Донн и Иосиф Бродский // Вопросы литературы. 1998 . - №6. - С.3-40.
79. Труды по философии и богословию.
80. Collinson P. The Elizabethan Puritan Movement. Cambridge, 1967. Coulter J. A. The Literary Microcosm: Theories of Interpretation of the Later Neoplatonists. - L., 1976. - 232 p.
81. Debus A.G. The English Paracelsians. Cambridge, 1965.
82. Dickens A.G. Reformation and Society in Sixteenth Century Europe. L.,1966.
83. Elisabeth I / ed. Smith L.B. Cambridge, 1980.
84. Forerunners of the Reformation: The Shape of Late Medieval Thought. / ed. ObermanH. A.-L., 1981.
85. Johnston G. The Doctrine of the Church in the New Testament. L., 1943.
86. Kirk G.S. Myth: Its Meaning and Functions in Ancient and Other Cultures. -NY., 1974.
87. Klibansky R. The Continuity of the Platonic Tradition During the Middle Ages. Cambridge, 1939.
88. Knowles D. The Evolution of Mediaeval Thought. Cambridge, 1962. Leff G. Medieval Thought: St. Augustine to Ockham. - Cambridge, 1983. Marrou H.I., St. Augustine and His Influence Through the Ages. - Paris,1957.
89. Marshall J.S. Hooker and the Anglican Tradition. L., 1963. Medieval Philosophy: From St. Augustine to Nicholas of Cusa. / eds.Wippel J.F. and Wolter A.B. - Cambridge, 1969
90. Miller J.H. Fundamentals of the Liturgy. L., 1960.
91. Neoplatonism and Early Christian Thought / eds. Blumenthal H.J. and Markus R.A. — N.Y., 1981.-432 p.
92. Neoplatonism and Christian Thought / ed. O'Meara D.J. Oxford, 1982. Pachter H.M. Paracelsus: Magic into Science. -N.Y., 1951. Rostvig M.-S. The Happy Man: Studies in the Metamorphoses of a Classical Ideal, 2nd ed. - 2 vols. - L., 1962.
93. Shorey P. Platonism, Ancient and Modern. Cambridge, 1938. Smith W. T. Augustine: His Life and Thought - N.Y., 1980. Taylor H.O. Thought and Expression in the Sixteenth Century. - 2nd rev. ed. - 2 vols. - N.Y., 1959.
94. Wippel J.F. Metaphysical Themes in Thomas Aquinas. NY., 1984. Woolf R. The English Religious Lyric in the Middle Ages. - Oxford, 1968; Yates F.A. Astraea: The Imperial Theme in the Sixteenth Century. - Cambridge, 1975.
95. Флоренский П.А. Макрокосм и микрокосм // Символ. Париж . - №28.- июль 1982.5. Справочная литература.
96. Arnold D. The New Oxford Companion to Music, 1983. vol.2.
97. The Cambridge Companion to Aquinas. // eds. N. Kretzmann and E.Stump.- Cambridge, 1993.
98. Cyclopaedia of biblical literature by J.Clintock and J.Strong. In 11 vols.1.ndon, 1868-77.
99. Helps to study of the Bible. Oxford, s.a.
100. The Oxford Companion to English Literature. Oxford, 1994. - 1024 p.1. РОСС/^СКАЙ. ífittWf-M
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.