Истоки ренессансного мышления в "Божественной комедии" Данте Алигьери тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Курдыбайло, Инга Павловна

  • Курдыбайло, Инга Павловна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 183
Курдыбайло, Инга Павловна. Истоки ренессансного мышления в "Божественной комедии" Данте Алигьери: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. Санкт-Петербург. 2013. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Курдыбайло, Инга Павловна

Оглавление

Введение

Глава I. Норма жизни. Данте и Средневековье

1. Пространство и время в «Комедии» Данте

и средневековый хронотоп

2. «Комедия» Данте и традиция визионерской литературы

3. Структура средневекового космоса

и метафизика в «Комедии» Данте

4. Моральный строй мироздания в «Комедии» Данте

Глава II. Правила жизни. Концепция творчества Данте

1. «Комедия» как поэтическая Сумма теологии

и пророческое видение

2. Государственно-политические чаяния Данте

3. Этико-онтологическое понятие ун1й

Глава III. Искусство жизни. Данте и эпоха Ренессанса

1. Значение творчества Данте для ренессансного гуманизма

2. Поэтическая основа ренессансного мышления

3. Концепция любви как силы, связующей мироздание

4. Элементы платонизма, имплицирующие

дуализм «небесного» и «земного»

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Истоки ренессансного мышления в "Божественной комедии" Данте Алигьери»

Введение

Уже более шести столетий «Божественная комедия» Данте Алигьери продолжает жить в мировой культуре, пробуждая исследовательский интерес к себе, и не исчерпывает свой смысл как всякое настоящее произведение искусства. В своем творчестве Данте смог отразить сложность и противоречивость своего времени, что сделало «Божественную комедию» произведением, выходящим за рамки средневековой мысли и несущим в себе приметы новой возрожденческой культуры, источником для осмысления феномена Возрождения. Сам Данте оказывается той фигурой, в которой можно усмотреть черты ренессансного человека. В целом «Комедия» является важным историко-философским свидетельством рождения нового типа мышления на пороге между Средневековьем и Возрождением.

Наибольшее число исследований как наследия Данте, так и эпохи Возрождения посвящено историческим, культурологическим, искусствоведческим проблемам. В отношении творчества Данте нельзя не отметить имена И. Н. Голенищева-Кутузова и Л. М. Баткина, а также Б. Кроче1; в более широкой перспективе — Ж. Ле Гоффа, И. Хейзинги, Я. Буркхардта, К. Бурдаха, Э. Па-нофского2. Значительно меньше работ обращено к философской проблематике формирования ренессансного миросозерцания и мышления (например, труды К. А. Сергеева, В. В. Бибихина, А. Ф. Лосева, Э. Кассирера3). Еще меньше число исследований, соединяющих миросозерцание и эстетическую сферу (У. Эко, Э. Ауэрбах, Э. Гарэн, П. М. Бицилли4). Необходимо выделить работы таких

1 Голенищев-Кутузов И. Н. Творчество Данте и мировая культура. М., 1971; Баткин Л. М. Данте и его время. М., 1965; Кроче Б. Антология сочинений по философии. СПб., 2003.

2 Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века. СПб., 2003; Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988; Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М., 1996; Панофский Э. Ренессанс и «ре-нессансы» в искусстве Запада. СПб., 2006.

3 Сергеев К. А. Ренессансные основания антропоцентризма. СПб., 2007; Бибихин В. В. Язык философии. СПб., 2007; Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1998; Кассирер Э. Избранное: Индивид и космос. М., 2000.

4 Эко У. Эволюция средневековой эстетики. СПб., 2004; Ауэрбах Э. Данте - поэт земного мира. М., 2004; Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986; Бицилли П. М. Место Ренессанса

авторов, как Э. Жильсон5, Б. Кроче, Ю. М. Лотман, самобытность исследовательской позиции которых не позволяет их свести к означенным темам.

Хотя практически каждый обзор позднесредневековой и возрожденческой культуры так или иначе касается гения Данте, тем не менее, философские основания его мышления не стали предметом систематического исследования, а связь эстетических и философских принципов изучена еще менее. Вероятно, первой научной философской работой Нового времени, посвященной Данте, стала статья «Данте в философском отношении» Ф. В. Шеллинга 1803 года6.

Новизна настоящего исследования состоит в том, что в нем показывается, как, благодаря «Божественной комедии» Данте, в переходе от средневекового образа мышления к ренессансному, поэзис становится фундаментом философствования, чему на сегодняшний день посвящено сравнительно мало научных работ.

Не стремясь определить Данте как средневекового или ренессансного автора, поскольку фигура его пороговая, мы попытаемся показать значение творчества Данте для эпохи Ренессанса. Причем творчество Данте оказывается не просто воспринято в тех или иных аспектах в Ренессансе, но может быть осмыслено нами в его основополагающей роли для формирования ренессансного мышления.

Тема настоящего исследования — поэтическое открытие мира в «Божественной комедии» Данте как основа формирования ренессансного мышления.

Речь идет именно об открытии закрытого7 мира, каковым представляется завершенный, целостный, иерархически устроенный средневековый мир как порядок «держателей» авторитета. Они выступают посредниками в разных иерархиях: светской, ученой и церковной, и скрепляют иерархию в целое, утверждая ее на божественном первоначале.

в истории культуры. СПб., 1996.

5 Жильсон Э. Данте и философия. М., 2011.

6 Шеллинг Ф. В. О Данте в философском отношении // Шеллинг Ф. В. Философия искусства. М., 1966.

7 Бибихин В. В. Язык философии. СПб., 2007. С. 314-316, 319-320.

Схоластическая ученость как порождение логики авторитета на исходе Средних веков стала «дисциплинарным» знанием. Она устанавливала универсальные правила знания и жизни. Поэтическое слово явилось альтернативой этой учености. И в данном случае философия оказывается самим поэтическим словом, а не добавкой к нему в виде «основания». Данте, поэт-философ, выступает провозвестником нового мира, как в земном, так и в духовном порядках бытия (цель «Комедии» -«перевести человечество из убогого состояния в состояние счастья»8). Поэтическое «открытие мира» возникает из стремления самому удостоверить устройство мира и собственное положение в нем. Это становится истоком эпохальных перемен.

Объект исследования - текст «Божественной комедии» Данте Алигьери и его малых произведений, а также релевантные тексты авторов эпохи Возрождения (Боккаччо, Петрарки, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандолы и др.). Текст произведений Данте приводится по итальянскому изданию: Dante Alighieri. La Commedia secondo l'antica vulgata a cura di Giorgio Petrocchi. Edizione nazionale а cura délia Società dantesca italiana. Milano: Amoldo Mondadori Editore, 1966-1967; русский перевод по изданию: Данте Алигьери. Божественная комедия. Новая жизнь: Пер. М. Л. Лозинского и А. М. Эфроса. М.: НФ «Пушкинская библиотека», ООО «Издательство ACT», 2003; Данте Алигьери. Малые произведения. / Изд. подг. И. Н. Толенищев-Кутузов. М.: Наука, 1968.

Предмет исследования — богословские, метафизические, этические, символические основания творчества Данте, формальная и содержательная структура поэтического текста «Божественной комедии». В исследовании также привлекаются релевантные контексты произведений авторов античности, средневековья и эпохи Ренессанса.

Цель настоящего исследования - показать, как «Божественная комедия» Данте становится истоком ренессансного мышления с точки зрения формирования нового поэтического миросозерцания.

8 Данте. Письмо к Кан Гранде делла Скала, 39.

Достижению поставленной цели служит решение следующих задач исследования:

- рассмотреть богословские, метафизические, этические, символические основания творчества Данте в контексте предшествующих традиций (литературной, богословской, метафизической и т.д.) и выделить ряд аспектов, отличающих мышление Данте от средневекового;

- описать философскую специфику поэтического миросозерцания Данте, придающую поэту-сочинителю авторитет, сравнимый с авторитетом богослова, но притом противопоставленный ему именно как авторитет художника, творца слова;

- показать значение творчества Данте для зарождения и формирования ренессансного мышления.

Методология исследования предполагает:

- различение структурного, содержательного и концептуального уровней в прочтении «Комедии», обусловленное тем, что часто средневековые представления даны Данте в содержательном плане в согласии с предшествующей традицией, но модальность и форма их изложения могут выражать принципиально новое отношение к предмету. Обоснованием такого подхода может служить позиция Э. Гарэна9 в этом вопросе. В отношении возможности раздельного анализа структуры и содержания поэтического текста укажем работу С. С. Аверинцева10;

- герменевтический метод, ставший традиционным в истолковании «Божественной комедии» с эпохи Возрождения". Учитываются особенности ренессансного прочтения и толкования произведений Данте в сравнении с принципами средневековой схоластической экзегезы;

- метод привлечения релевантных контекстов, который особенно значим для анализа «Божественной комедии», имеющей энциклопедический характер

9 Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986. С. 298.

10 Аверинцев С. С. Ритм как теодицея // Аверинцев С. С. Связь времен. К., 2005. С. 408-411.

11 Начиная с Бокаччо в 1373 г., а также Бенедетто Варки, Галилео Галилея, Джордано Бруно, Томмазо Кампанеллы и др.

и потому отсылающей к самым разнообразным философским и богословским контекстам на широчайшем временном отрезке (от ранней античности до позднего средневековья);

- используются принципы структурного подхода, предполагающие выделение в тексте элементов, изучение отношений между которыми позволяет выявить их смысл, что особенно существенно для раскрытия символических образов в поэтическом тексте. Привлекаются принципы семиотического анализа художественного текста, обоснованные в работах Ю. М. Лотмана12, В. Н. Топорова13; используются концепции М. М. Бахтина14;

- последовательно применяются: анализ исходного текста произведений Данте; реконструкция концептуальных схем мышления Данте в рамках рассматриваемых проблем; сравнение имеющихся концептуальных схем и обобщение результатов для получения окончательных выводов.

Актуальность. В переломные моменты европейской культуры, когда рушится устоявшееся мировосприятие, когда пророки прежних времен теряют авторитет и прежние философские основания ветшают, внимание приковывают к себе поэты, берущие на себя роль пророка и мудреца, вещающего слово истины человечеству, стоящему на историческом распутье. Так было со времен Еврипида вплоть до Гете и Пушкина - их поэтическое слово легло в основание дальнейшей культурной традиции. Едва ли возможно помыслить греческую философию без греческой трагедии, как не вообразить немецкую философию без Гете и Шиллера.

Эпоха Ренессанса свидетельствует, что время средневекового мира изменилось, но вопрос, как это произошло, остается открытым. Творчество Данте на пороге этого перехода таит в себе определенный ответ, касающийся характера формирования ренессансного мышления.

12 Лотман Ю. М. Заметки о художественном пространстве // Труды по знаковым системам XIX. Ученые записки Тартуского государственного университета. Тарту, 1986.

13 Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983. С. 227-284.

14 Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

Исследование смены парадигм мышления на рубеже эпох, наблюдение рождения нового миросозерцания из образа новой поэтики актуально в виду современной картины европейской культуры. Ее можно характеризовать наступлением «поворотных времен»15, «кризисом современной культуры» и в первую очередь «кризисом классической европейской модели человека»16 или как-то иначе, в любом случае исследование исторических примеров переживания культурой переходных периодов представляет ценность для понимания современной ситуации.

Насколько современная философская проблематика зиждется на антропоцентрических основаниях, начала которых были заложены в эпоху Ренессанса, настолько актуально обращение к творчеству Данте, в миросозерцании которого обнаруживаются истоки ренессансного образа мышления.

Основные тезисы, выносимые на защиту.

1. «Божественная комедия» Данте как «поэтическая сумма» теологии и пророческое видение сохраняет особенности средневековой пространственно-временной структуры мира, выходя при этом за границы его этико-онтоло-гического строя, прежде всего, благодаря авторской позиции Данте как поэта.

2. Поэзия обретает у Данте универсальный характер: она получает теологический статус и претендует на руководство общественно-политической жизнью, основывая эти притязания на личностно-творческом идеале «доблестного» человека.

3. Благодаря «Божественной комедии» Данте происходит поэтическое открытие мира, ставшее основой для формирования ренессансного мышления, которое разворачивается в ренессансном гуманизме, ренессансной концепции универсума любви и ренессансном платонизме.

15 Ахутин А. В. Предисловие // Ахутин А. В. Поворотные времена: Статьи и наброски. СПб., 2005.С. 5-13.

16 Хоружий С. С. Дискурсы внутреннего и внешнего в практиках себя // Московский психотерапевтический журнал. 2003. №3. С. 5-25.

Научная новизна диссертации. В работе

- автор отходит от традиционной содержательной интерпретации «ренес-сансных мотивов» в «Божественной комедии», акцентируя внимание на полном соответствии ее хронотопа средневековым представлениям о мире, что позволяет по-новому взглянуть на значение произведения как своеобразной «поэтической Суммы», давшей современникам Данте целостный образ их мира (imago mundi) и тем самым фактически сделавшей его «картиной» (М. Хайдеггер). При этом принимается во внимание ее авторитет как боговдохновенного сочинения и последующая оценка читателей «Комедии», к которой комментаторская традиция начинает применять те экзегетические принципы, которые прежде использовались только для толкования Св. Писания и богословских текстов;

- прослеживается соотношение апофатики и катафатики в «Комедии», сопоставляются способы выражения личностного визионерского опыта и универсального космологического знания, устанавливается корреляция этих мотивов со структурой поэтического текста;

- предложено толкование понятия virtu в контексте формирования эти-ко-онтологической основы ренессансного мышления, показывается путь развития системы представлений, связанных с куртуазным универсумом любви, в поэтической философии Данте;

- миросозерцание, выраженное в «Божественной комедии» Данте, рассматривается в сравнении с метафизическими основаниями платонизма, показывается ряд платонических импликаций, выводящих метафизику Данте за рамки традиционной средневековой мысли: парадоксальное сосуществование земного рая и рая Небесного, представление о любви как объединяющей мироздание силе, способы соотнесения идеала и действительности.

В целом, поставленная в настоящем диссертационном исследовании проблема обнаружения истоков ренессансного мышления в миросозерцании Данте в «Божественной комедии», насколько нам известно, подробно не разрабатывалась в научной литературе.

Теоретическая значимость работы. Материалы и результаты диссертации могут быть использованы как теоретическая база для дальнейших исследований в области философии, богословия, культурологии, литературоведения, касающихся как непосредственно творчества Данте, так и эпохи Возрождения.

В целом, выводы работы подчеркивают теоретическую значимость творчества Данте для истории философии, раскрывают те метафизические и этические аспекты его творчества, которым в современной науке традиционно уделяется мало внимания.

Практическая значимость работы. Материалы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе при преподавании таких дисциплин как история философии Средневековья и Возрождения, культурология, религиоведение, история литературы, а также в составе специальных курсов, читаемых студентам и аспирантам ВУЗов соответствующих специальностей.

Энциклопедический характер «Божественной комедии» и, соответственно, широкий спектр религиозных, культурных, социальных, политических реалий, которые так или иначе освещаются в работе, может быть привлечен как дополнительный материал в преподавании истории Средних веков и эпохи Возрождения.

Продемонстрированные в работе аспекты соотношения миросозерцания Данте с интеллектуальным ландшафтом Средневековья и Возрождения могут привлекаться для уточнения относительной хронологии и взаимного влияния различных философских, богословских, политических концепций на границе этих эпох, а также в последующие века.

Апробация работы. По теме диссертации опубликованы четыре статьи автора (Курдыбайло [Пукшанская] И. П. «Божественная комедия» Данте Али-гьери как начало ренессансного самосозидания человеческой души // Вестник СПбГУ. Серия 6. Вып. 2. № 6, 2009. С. 120-127; Курдыбайло И. П. Понятие уцй в творчестве Данте Алигьери // История философии: традиции и современность. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. С. 113-124; Курдыбайло И. П. Античный

космос и христианская мистика в поэзии Данте Алигьери // Вестник РХГА. 2011. Т. 12. Вып. 4. С. 187-190; Курдыбайло И. 77. Платонические импликации в описании земного рая в «Божественной комедии» Данте Алигьери // Вестник РХГА. 2013. Т. 14. Вып. 3 (в печати)), и представлен доклад на конференции «Универсум платоновской мысли: наследие Платона и современная философия и культура» в 2011 г. в РХГА.

* * *

Говоря об истоках ренессансного мышления, которые могут быть усмотрены в творчестве Данте, нам важно обратиться к образу мысли поэта, к тому, как он ориентируется в окружающем его мире, отзывается на события, принимает решения. Это образ того, как человек упорядочивает и соизмеряет себя (свой разум, нравственность) с природой, обществом, историческими событиями, со всем окружающим миром. И здесь важно отметить, что разум каждого человека в известной мере оформлен традицией, предшествующей культурой, поэтому выражает то, что является общепринятым, привычным. Соответственно, первая глава «Норма жизни...» освещает тот тип мышления, который составляет «естественную среду», некий способ мыслить все, что ни есть, для Данте как человека средневековья.

В этом отношении, прежде всего, рассматривается хронотоп в «Комедии» Данте, являющийся артикуляцией мира, где «слова» суть образы мира17. Хронотоп в «Комедии» сравнивается с художественным временем-пространством традиционных средневековых литературных форм, и устанавливаются его характерные отличия. Вторым существенным моментом является рассмотрение «Божественной комедии» на фоне средневековой визионерской литературы. Третьим шагом становится сопоставление метафизики и космологии «Комедии» с соответствующими философскими и богословскими концепциями средневековья. Далее описывается моральный строй мироздания в «Комедии» Данте, который и наследует, и развивает средневековую богословскую традицию. Таким

17 Мандельштам О. Э. Разговор о Данте // Мандельштам О. Э. Избранное. Т.2. М., 1991. С. 220-276.

образом, показывается мера преемства Данте средневековых норм мышления и выделяется ряд аспектов творчества Данте, выходящих за границы средневекового мира, в связи с чем ставятся вопросы для дальнейшего рассуждения.

Жизнь каждого человека неповторима в том отношении, что человек, мыслящий оформленным традицией образом, оказывается в изменяющихся индивидуальных обстоятельствах. Здесь встает вопрос о соотношении личности и общества, индивида и истории, человека и культуры. Этому посвящена вторая глава «Правила жизни...», охватывающая творчество Данте в целом. Сначала «Божественная комедия» рассматривается как поэтическая Сумма теологии и пророческое видение. «Комедия» заключает в себе свод знаний универсального характера в сочетании с личностным содержанием мистического опыта, она призвана освятить «правила» жизни, в чем сопоставима со средневековыми суммами. Произведение Данте имеет не только теоретическое, но и практическое значение для обновления общественно-политической жизни. Поэтому далее следует обратиться к государственно-политическим убеждениям Данте. Главным условием человеческого счастья и основой политической философии Данте является учение о мире, которое носит идеалистически-утопический характер. Творческая же роль человека в мироздании поясняется контекстом этической основы мысли Данте, в толковании этико-онтологического понятия у1гй1

Поскольку мир для Данте стал «темным лесом» без «правого пути», то поэт не может жить, не проделав какую-то работу по переосмыслению бытия и согласованию себя с ним. Гений Данте вырабатывает новый тип мышления. Данте является больше чем поэтом, или вернее сказать, свой поэтический талант он развертывает до уровня теолога, философа, политика, благодаря чему сфера художественного творчества Данте расширяется до уровня творческой роли человека в мироздании.

Отличие способов мыслить все, что ни есть, является основанием для различения исторических эпох. Причем способ мышления той или иной эпохи становится виден из другого времени. В третьей главе «Искусство жизни...» раскрывается то, как постепенно поэтическое слово Данте обретает статус

архетипического для ренессансной эпохи, становится словом, артикулирующим новоевропейские вещи. Третья глава - это развертывание смысловых потенций «Комедии» наряду с последующими философскими и культурными явлениями Ренессанса. Ключевой термин для ренессансного отношения к бытию - Ьишапказ, поэтому сначала рассматривается значение творчества Данте для ренессансного гуманизма. Поскольку через поэтику Данте изменяется статус слова, с чем связано начало эпохи Ренессанса, далее выявляется поэтическая основа ренессансного мышления. Поэтизация мира обусловливает ренессансное понимание любви, как силы, связующей мироздание, чему и посвящен дальнейший ход рассуждения. И, наконец, выделяются элементы платонизма, имплицирующие дуализм «небесного» и «земного», с чем связана ренессансная специфика соотношения идеала и действительности. В целом выясняется значение интенции «искусства»

жизни Данте в ходе формирования ренессансного мышления.

* * *

Посмертная слава Данте за два века распространилась на все области, где звучала итальянская речь. Уже с 20-х годов XIV в. начали появляться комментарии к «Божественной комедии»18. Главой дантологии считается Джованни Боккаччо, в 1373 г. начавший читать лекции о Данте. Его слушали внуки тех, кто изгнали поэта из родного города. После 1373 года лектории Данте открылись во многих итальянских городах. Данте читали и объясняли наравне со знаменитыми латинскими писателями. Он стал «автором», классиком, как Вергилий, Овидий или Гораций19. Так складывалось, что Данте и Возрождение стали неразрывны.

Появлялись люди, называющиеся после Петрарки «гуманистами», которые благодаря «Комедии» Данте стали видеть в поэтическом слове больше правды, чем в схоластических упражнениях. Боккаччо в трактате «О природе богов» прямо это обосновывает. В XV веке в Санта Мария дель Фьоре во Флоренции

18 Голеншцев-Кутузов И. Н. Творчество Данте и мировая культура. С. 315.

19 Там же. С. 320.

Доменико ди Микелино создает фреску, иконография которой прямо указывает, что Данте уравнен в правах с автором схоластической «Суммы». Так и Рафаэль в своем «Диспуте о Евхаристии» поместил Данте рядом с Отцами и учеными вселенской Церкви20.

В XV в. появилось несколько изданий «Комедии» и биографий Данте. В XVI в. поэма воспринимается как сокровищница знаний, предвосхищающая открытия Колумба. «Комедия» была народной книгой и источником знания. О ее популярности среди соотечественников Данте в эпоху Возрождения можно судить по словам философа-моралиста Джованни Баттиста Джелли: «Народ славословит ее целыми днями и постоянно; люди среднего состояния хвалят ее ежечасно, высокие и знаменитые умы удивляются ей всякий раз, как созерцают ее»21. Бе-недетто Варки в 1543 году начинает «дантовские чтения», расширяя разговор о «Комедии» до лекций по астрономии, физике, физиологии, алхимии, истории. В XVI веке комментаторов Данте волновали скорее вопросы структуры мироздаз ния и географии, чем проблема воздаяния за грехи, значимая для XIV века.

В XVI веке Данте высоко почитали как поэта и мыслителя Томмазо Кампанелла, Галилео Галилей и Джордано Бруно. «Комедия» оказала большое влияние на автора утопичного «Города Солнца». Кампанелла, подобно Данте, был учителем истины, проповедником своих политических и философских идей. Этого ренессансного мыслителя сближает с Данте и преемственность поэтической техники. Для Кампанеллы Данте был наиболее совершенным воплощением идеала поэта-политика, поэта-борца и проповедника.

О влиянии Данте на последующие столетия можно было бы говорить много. Каждая эпоха воспринимала в творчестве Данте то, что для нее было наиболее важно. Данте и не мог знать, как скажется его слово в дальнейшем. Однако надо признать, что слово поэта, пусть даже и нечаемым для него само-

20 Жебар Э. Мистическая Италия: Очерк из истории возрождения религии в Средних веках. СПб., 1900. С. 296.

21 Голенищев-Кутузов И. Н. Творчество Данте и мировая культура. С. 329.

го образом, но стало действенным изменением мира, каковым является всегда подлинное мышление.

Каждый феномен мышления, культуры непредсказуем. По сути своей мысль, способность мышления неожиданна для себя самой. Поэтому тип мышления каждой эпохи, как и ее культура, парадоксально невозможен по отношению к предыдущей эпохе, из которой он проистекает. В связи с этим мы не стремимся генетически обусловить те или иные характеристики ренессансного типа мышления творчеством Данте, но не можем не находить, что феномен мысли поэта имеет потенциальный характер для формирования ренессансного типа мышления.

Для того чтобы увидеть творчество Данте в его истокополагающем значении для ренессансной эпохи, необходимо осмыслить, как «Комедия» Данте становится событием на границе двух культур - Средневековья и Ренессанса.

Любой цветок неотвратимо вянет

В свой срок и новым место уступает:

Так и для каждой мудрости настанет

Час, отменяющий ее значенье.

И снова жизнь душе повелевает

Себя перебороть, переродиться,

Для неизвестного еще служенья

Привычные святыни покидая, -

И в каждом начинании таится

Отрада благостная и живая.

Все круче поднимаются ступени,

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Курдыбайло, Инга Павловна, 2013 год

Список использованной литературы

1. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997.

2. Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской культурной традиции. М., 1996.

3. Аверинцев С. С. София-Логос. Словарь. Киев, 2006.

4. Аверинцев С. С. Ритм как теодицея // Аверинцев С. С. Связь времен. К., 2005. С. 408-411.

5. Аверинцев С. С. Античный риторический идеал и культура Возрождения И Аверинцев С. С. Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984. С. 348-362.

6. Аверинцев С. С. Две тысячи лет с Вергилием // Аверинцев С. С. Поэты. СПб., 1996. С. 19-42.

7. Андрушко В. А. Феноменология зрения и света в поэзии Данте // Дантов-ские чтения. М., 1987. С. 91-118.

8. Антоний, митр. Сурожский. Материя и дух. Киев, 2007.

9. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1976-1984.

10. Ауэрбах Э. Данте - поэт земного мира. М., 2004.

11. Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западно-европейской литературе. М., 2000.

12. Ахутин А. В. Поворотные времена: Статьи и наброски. СПб., 2005.

13. Байбурин А. К. Некоторые общие соображения о ритуале // Aeqшnox МСМХСШ. М., 1993.

14. Баткин Л. М. Данте и его время. М., 1965.

15. Баткин Л. М. Европейский человек наедине с собой. М., 2000.

16. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М„ 1989.

17. Баткин Л. М. Марсилио Фичино о мире и боге II Баткин Л. М. Итальянское возрождение. Проблемы и люди. М., 1995. С. 269-290.

18. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

19. Бибихин В. В. Язык философии. СПб., 2007.

20. Библейская энциклопедия / Сост. и ред. архим. Никифор (Бажанов). М., 1990 (репр. изд.).

21. Бицилли П. М. Избранные труды по средневековой истории: Россия и Запад. М., 2006.

22. Бицилли П. М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб., 1996.

23. Благолюбие. Св. гора Афон, 2010. Т. 1-2.

24. Боккаччо Дж. Декамерон. М., 1955.

25. Боккаччо Дж. Малые произведения. Л., 1975.

26. Боккаччо Дж. Генеалогия языческих богов // Эстетика Ренессанса: В 2 т. Т. 2.М., 1981. С. 7-68.

27. Бонавентура. Путеводитель души к Богу. М., 1993.

28. Брагинская Н. В. Эон в «Похвальном слове Константину» Евсевия Ке-сарийского // Античность и Византия. М., 1975, сс. 286-305.

29. БурдахК. Реформация. Ренессанс. Гуманизм. М., 2004.

30. Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М., 1996.

31. Вазари Дж. Жизнеописания знаменитых художников, скульпторов и архитекторов. М., Л., 1993.

32. Вида Марко Джироломо. Поэтическое искусство // Эстетика Ренессанса: В 2 т. Т. 2. М., 1981. С. 69-84.

33. Волков С. Диалоги с Иосифом Бродским. М., 1998.

34. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986.

35. Голенищев-Кутузов И. Н. Творчество Данте и мировая культура. М., 1971.

36. Голенищев-Кутузов И. Н. Эпоха Данте в представлении современной науки // Голенищев-Кутузов И. Н. Романские литературы. М., 1975. С. 13-34.

37. Горфункель А. X. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

38. Грабарь-Пассек М. Античные сюжеты и мифы в западно-европейской литературе. М., 1966.

39. Гуковский М. А. Итальянское Возрождение. 2-е изд. Л., 1990.

40. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1965.

41. Данте Алигъери. Божественная комедия. Новая жизнь. М., 2003.

42. Данте Алигъери. Малые произведения. М., 1968.

43. Дворецкий И. X. Греческо-русский словарь. М., 1958.

44. Дворецкий И. X. Латинско-русский словарь. М., 2005.

45. Джемелли А. Францисканство. М., 2004.

46. Дживелегов А. К Творцы итальянского Возрождения: В 2 т. Т. 1. М., 1998.

47. Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений. СПб., 2006.

48. Доброхотов А. Л. Данте Алигьери. М., 1990.

49. Евсевий Кесарийский. Слово василевсу Константину, по случаю тридцатилетия его царствования // Евсевий. Жизнь Константина. М., 1998.

50. Жебар Э. Мистическая Италия: Очерк из истории возрождения религии в Средних веках. СПб., 1900.

51. Жилъсон Э. Данте и философия. М., 2011.

52. Зюмтор 77. Опыт построения средневековой поэтики. СПб., 2003.

53. Исидор Севилъский. Этимологии, или Начала в XX книгах. Книги I—III: Семь свободных искусств. СПб., 2006.

54. Йегер В. Пайдейя. М., 2001.

55. Кампанелла Томмазо. Поэтика // Эстетика Ренессанса: В 2 т. Т. 2. М., 1981. С. 171-216.

56. Кассирер Э. Избранное: Индивид и космос. М., 2000.

57. Кирилл, архиеп. Иерусалимский. Поучения огласительные и тайновод-ственные. М., 1991.

58. Кривушин И. В. Евсевий Кесарийский, отец Церковной истории // Интеллектуальная история в лицах: семь портретов мыслителей Средневековья и Возрождения. Иваново, 1996.

59. Кроче Б. Последняя песнь «Рая» // Кроче Б. Антология сочинений по философии. СПб., 2003. С. 308-314.

60. Кроче Б. Характер и единство поэзии Данте // Кроче Б. Антология сочинений по философии. СПб., 2003. С. 302-307.

61. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века. СПб., 2003.

62. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. Екатеринбург. 2005.

63. Ле Гофф Ж. Рождение Чистилища. М., 2009.

64. Лозинский М. Л. Данте Алигьери // Данте Алигьери. Божественная комедия. М., 2005. С. 7-40.

65. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993.

66. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1998.

67. Лотман Ю. М. Заметки о художественном пространстве // Труды по знаковым системам XIX. Ученые записки Тартуского Государственного Университета. Тарту, 1986.

68. Мамардашвили М. К. Эстетика мышления. М., 2000.

69. Мандельштам О. Э. Разговор о Данте // Мандельштам О. Э. Избранное. Т.2. М., 1991. С. 220-276.

70. Мейлах М. Б. К вопросу о структуре «куртуазного универсума» трубадуров // Труды по знаковым системам VI. Ученые записки Тартуского Государственного Университета. Тарту, 1973. С. 244-264.

71. Новый большой итальянско-русский словарь. / Ред. Г. Ф. Зорько. М., 2008.

72. Олъшки Л. История научной литературы на новых языках. Т. 2. М., Л., 1936.

73. Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика // Панофский Э. Перспектива как «символическая форма». СПб., 2004. С. 213-311.

74. Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. СПб., 2006.

75. Патрици Франческо. Поэтика // Эстетика Ренессанса: В 2 т. Т. 2. М., 1981. С. 123-170.

76. Петрарка Ф. Эстетические фрагменты. Книга писем о делах повседневных. М., 1982.

77. Петров В. В. «О трудностях» ХЬ1 Максима Исповедника: Основные понятия, источники, толкование // Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века. М., 2005.

78. Пико делла Мирандола Дж. Девятьсот тезисов. Т. 1. Тезисы 1-400. СПб., 2010.

79. Пико делла Мырандола Дж. Речь о достоинстве человека // Эстетика Ренессанса: В 2 т. Т. 1. М., 1981. С. 243-306.

80. Пинский Л. Е. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961.

81. Платон. Собрание сочинений в 4 т. М., 1990-1994.

82. Плотин. Вторая эннеада. СПб., 2004.

83. Погоняйло А. Г. «Искусство себя» и Новое время // Фонарь Диогена. Проект синергийной антропологии в современном гуманитарном контексте. М., 2010. С. 306-315.

84. Полуяхтова И. К. Античные боги в «Божественной комедии» Данте и лирике Леопарди // Дантовские чтения. М., 2004. С. 122-135.

85. Рабинович Е. Г. Об «Африке» Петрарки // Петрарка Ф. Африка. М., 1992. С. 211-240.

86. Робертис, Д. de. Постижение блаженства // Дантовские чтения. М., 1990. С. 14-21.

87. Самарина М. С. Данте и францисканская литература. Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 9. 2008. Вып. 4. Ч. II. С. 51-55.

88. Самарина М. С. Данте и готика// Дантовские чтения. М., 2001. С. 151-157.

89. Санктис, Ф. de. История итальянской литературы. М., 1963.

90. Седакова О. А. Земной рай в «Божественной комедии» Данте // Седакова О. А. Стихи. Переводы. Poética. Moralia: Соч. в 4-х т. Т. 2. Переводы. М., 2010. С. 169-220.

91. Сергеев К. А. Ренессансные основания антропоцентризма. СПб., 2007.

92. Сергеев К. А., Слинин Я. А. Диалектика категориальных форм познания: Космос Аристотеля и наука Нового времени. Л., 1987.

93. Скартаццини И. Данте. СПб., 1905.

94. Степанова Л. Г. Итальянская лингвистическая мысль XIV-XVI веков: От Данте до позднего Возрождения. СПб., 2000.

95. Топоров В. Н. Мейстер Экхарт-художник и «ареопагитическое» наследство // Палеобалканистика и античность. М., 1989.

96. Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983. С. 227-284.

97. Топорова А. В. Поэзия нового сладостного стиля // История литературы Италии. Т. 1. М., 2000. С. 199-222.

98. Торубарова Т. В. Поэтическое слово Данте // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2007. № 1-2. С. 155-168.

99. Фичино Марсилио. Комментарий на «Пир» Платона // Эстетика Ренессанса: В 2 т. Т. 1. М., 1981. С. 139-242.

100. Павел Флоренский, свящ. Макрокосм и микрокосм // Павел Флоренский, свящ. Соч. в 4-х томах. Т. 3 (1). М., 2000. С. 440-448.

101. Флоровский Г. В. Восточные отцы V-VIII века. Париж, 1992 (репринт).

102. Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч. I. Вопр. 44-74. Киев, 2003.

103. Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч. II-I. Вопр. 1-48. Киев, 2006.

104. Фрагменты ранних греческих философов. Под. ред. А. В. Лебедева. М., 1989.

105. Франциск Ассизский. Моление блаженного отца об обладании нищетой // Aequinox MCMXCIII. М., 1993.

106. Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1980.

107. Хайдеггер М. Введение в метафизику. СПб., 1998.

108. Хайдеггер М. Учение Платона об истине //Хайдеггер М. Время и бытие. СПб., 2007.

109. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме И Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 192-220.

110. Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988.

111. Хоружий С. С. Дискурсы внутреннего и внешнего в практиках себя // Московский психотерапевтический журнал, 2003, №3. С. 5-25.

112. Шеллинг Ф. В. О Данте в философском отношении // Шеллинг Ф. В. Философия искусства. М., 1966. С. 445-456.

113. Шестаков В. Философия и культура эпохи Возрождения. Рассвет Европы. СПб., 2007.

114. Эко У. Совершенный язык Данте // Эко У. Поиски совершенного языка в европейской культуре. СПб., 2007. С. 43-55.

115. Эко У. Эволюция средневековой эстетики. СПб., 2004.

116. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т. I. М., 2002.

117. AscoliA. R. Dante and the Making of a Modern Author. Cambridge University Press, 2008.

118. Barolini, Teodolinda. Why did Dante Write the Commedia? 11 Barolini, Teodo-linda. Dante and the Origins of Italian Literary Culture. Fordham University Press, New York, 2006; ch. 5, pp. 125-131, and 399.

119. Botterill, Steven. Mysticism and Meaning in Dante's Paradiso II Dante for the New Millennium. New York, Fordham University Press, 2003. P. 143-151.

120. Dante Alighieri. La Commedia secondo l'antica vulgata a cura di Giorgio Petrocchi. Edizione nazionale a cura della Societa dantesca italiana. Milano: Arnoldo Mondadori Editore, 1966-1967.

121. Emison, Patricia A. Creating The "Divine" Artist: From Dante To Michelangelo. Brill, Leiden, Boston, 2004.

122. Farmer S. A. Introductory Monograph // Farmer S. A. Syncretism in the West: Pico's 900 theses (1486). Medieval and Renaissance Texts and Studies. Tempe, Arizona, 1998.

123. Havely, Nick. Dante. Blackwell Publishing, 2007.

124. Mack, Charles R. Looking at the Renaissance. The University of Michigan Press, 2008.

125. Moevs, Christian. The Metaphysics of Dante's Comedy. Oxford University Press, 2005.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.