Библейско-поэтологическая система принципов в цикле Джона Донна «Божественные поэмы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Шевченко Сергей Александрович
- Специальность ВАК РФ10.01.03
- Количество страниц 248
Оглавление диссертации кандидат наук Шевченко Сергей Александрович
Введение
Глава 1.Религиозно-богословская парадигма метафизической поэзии Джона Донна
1. Идейно-поэтологическая эволюция Джона Донна
2. Религиозные стихотворения Джона Донна в библейском контексте
3. Библейские аллюзии в триптихе Джона Донна как результат действия принципа sola Scriptum
4. «Divine grammar» в «Божественных поэмах» Джона Донна
5. Специфика поэтического переложения ветхозаветной книги Джона Донна «Плач Иеремии»
Выводы
Глава II. Эсхатологические и сотериологические основы поэтики Джона Донна (на материале циклов «Венок сонетов и «Священные сонеты»)
1. Библейско-богословский парадокс как структуро- и смыслообразующий элемент цикла Джона Донна «Венок сонетов»
2. Эсхатолого-сотериологический контекст цикла «Священные сонеты»
Выводы
Глава III. Литургико-богословская телеология поэмы Джона Донна «Литания»
1. Литургическая специфика поэмы Джона Донна«Литания»
2. Образы церкви торжествующей в поэме Джона Донна «Литания»
3. Образы церкви воинствующей в поэме Джона Донна «Литания»
Выводы
Заключение
Библиография
189
Приложение
Приложение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Библейский контекст поэзии Джона Донна и Джорджа Герберта2010 год, кандидат филологических наук Волкова, Анна Геннадьевна
"Благочестивая" лирика Джона Донна в интеллектуальном и поэтическом контексте2004 год, кандидат филологических наук Магомедова, Инна Ивановна
Парадигмы образа женщины в "элегиях" и "песнях и сонетах" Джона Донна2010 год, кандидат филологических наук Скиба, Инна Васильевна
Религиозно-философские аспекты творчества Джона Донна2000 год, кандидат филологических наук Макаров, Владимир Сергеевич
Метафизическая поэзия в американской литературной традиции2006 год, доктор филологических наук Половинкина, Ольга Ивановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Библейско-поэтологическая система принципов в цикле Джона Донна «Божественные поэмы»
ВВЕДЕНИЕ
Парадоксальность поэзии барокко является одной из самых завораживающих и привлекательных сторон данной эпохи: «риторическая заданность жанра и стиля, повторение мотивов и образов в стихотворениях многих поэтов не только не делают их чтение менее интересным» [Шаулов 2007: 3], но какой-то поразительной магнетической силой притягивают и удерживают внимание читателя. Секрет такого воздействия кроется в том, что «эта поэзия сосредоточена на осмыслении и переживании важнейших для человека любого времени и любого социума бытийных контроверз, сталкивающих родо-видовые и индивидуально-окказиональные ориентиры самосознания и самоопределения в мире» [Шаулов 2007: 3]. Именно поэтому «в барокко поэтический дух был духом причащения к состоянию нарастающего апокалиптического напряжения мира, поэтому главными темами поэзии барокко были Смерть и Спасение» [Гильманов 2007: 8]; именно барокко, предвосхитив магистральные проблемы современного мира и человечества, «открыло парадигмальный характер игры, однако, не только в эстетическом плане, но и в онтологическом и антропологическом, как своеобразную игру мира с Жизнью и Смертью» [Гильманов 2007: 17].
В этом плане особый интерес представляет обращение к творчеству английского поэта-метафизика XVII в. Дж. Донна, а конкретнее, к его «Божественным поэмам» («Divine poems»). Внимание к теолого-интеллектуальному наследию Донна обусловлено прежде всего тем, что религиозная поэтическая словесность поэта репрезентируется в неразрывной связи, в синтезе многовековых христианских традиций и поэтической традиции человечества, начиная с античности и заканчивая современными ему тенденциями.
Религиозно-философский аспект творчества великого английского метафизика, как и всего наследия поэта в целом, впервые был затронут с момента выхода в свет комментированного издания стихотворений Донна под редакцией Г. Дж. Грирсона в 1910-е годы. Ученый обратил внимание на глубину теологических и философских познаний Дж. Донна и на сходство между большинством мотивов ранней лирики поэта и трудами итальянских неоплатоников. Грирсон в своей классической работе «Лирика и поэмы метафизиков XVII века» [Grierson 1922] заострил внимание, во-первых, на исследовании творчества Дж. Донна в контексте английского литературного процесса периода XVI-XVII вв., во-вторых, на специфике богословия Донна-священника, в-третьих, на известности и популярности его трактатов в среде европейской экзегетико-теологической элиты.
Работа Грирсона спровоцировала появление ряда важных и интересных, прямо противоположных по своему духу исследований. В 1919 году в Париже вышла работа М.П.Рамсей «Джон Донн и средневековые учения» [Ramsay 1919], в которой предпринималась попытка показать близость Донна-мыслителя к средневековой традиции. К трехсотой годовщине смерти Донна исследователь, наряду с иными крупнейшими донноведами, участвовала в создании сборника «Венок Джону Донну», получив, следовательно, возможность очередной раз проанализировать и синтезировать открытые исследователем в поэтике Донна черты «средневекового», «схоластического» мировосприятия: «полноту и универсальность его схоластической системы ... веру в силу интеллекта и философию слова (перевод наш. - С.Ш.)» [Ramsay 1939: 109];причем среди основных причин, заставивших поэта обратиться к средневековому религиозно-философскому мировоззрению, указывались: «естественная гибкость и живость его (Донна. - С.Ш.) ума...необходимость изучения веры и защиты Церкви Англии.» [Ramsay 1939: 109]. В этом исследовании поэт
5
впервые рассматривался и как философ, и как богослов, одинаково интересующийся данными проблемами на протяжении всего творческого пути. К числу заслуг исследователя можно отнести тот факт, что все названные исследователем черты поэтологического миросозерцания Донна до сих пор не оспариваются другими учеными.
Совершенно иной точки зрения придерживается Т.С. Элиот в эссе «О метафизических поэтах», вышедшем в 1927 году. Рассматривая философско-религиозную специфику поэтики Джона Донна лишь как его стремление следовать средневековым традициям недостаточно, потому что это сделало бы его в глазах современников автора статьи «заурядным философом». Элиот за основу своего труда взял положения, которые наиболее точно, по его мнению, передают суть именно поэтологического мировидения поэта. Таким положением стала мгновенно получившая популярность в научной среде идея о кризисе художественного сознания, ставшая магистральной для литературы и мировоззрения со второй половины XVII века. Фигуру Донна Элиот в культурологическом контексте стал рассматривать как фигуру предкризисную, а созданное им метафизическое направление в английской литературе - последним аутентичным опытом творчества без "примеси" рефлективной поэзии, которая вместо преображения реальности, уничтожившей связь между эмотивным и рациональным планом, описывала ее. Восхищаясь жаждой поиска гармоничного идеала в течение всего творческого пути Донна и его стремлением синтезировать поэзию с реальностью таким образом, чтобы любое творческое проявление всенепременно оказывалось для поэта важнейшим жизненным свершением, изменением жизни в такой же степени, что и самовыражением, Элиот писал: «Метафизики обладали механизмом чувствительности, который можно исключить из любого вида опыта ... мысль для Донна была опытом сама по себе...» [Eliot 1971: 48].
В1931 г. Элиот несколько видоизменяет направление своей мысли, доказывая существование разрыва между чувством и разумом у Донна. В философском контексте этот разрыв стал предвестником заката средневекового взгляда на мироустройство, а сам поэт, с точки зрения Элиота, является антисхоластом, чья цель состоит не во включении всех онтологических аспектов мира в некую стройную совокупность, а в их оправдании через переосмысление их как залога равновесия сил в мире. Однако для Элиота Донн как философ и теолог малозначителен: «его ум более склонен к полемике или юриспруденции, нежели к философии и богословию...» [Eliot 1938: 9], так как Донн становится самим собой именно в хаотичности своего поэтического творчества.
Таким образом, несмотря на то, что подходы М.П. Рамсей и Т.С.Элиота грешили определенной схематичностью, они тем не менее впервые представили читателю целостный образ поэта, не разделенный оппозицией культурной принадлежности либо к средневековой, либо к ренессансной эпохам.
Оба указанных пути исследования были переосмыслены в работе ученого последующего поколения Л. Бредволда «Религиозная мысль Донна в отношении средневековых и более поздних традиций» [Bredvold 1925],автора, которой анализирует философскую проблематику творчества поэта: соотношение веры и знания в сопряжении с тайнами бытия и спасения, реакцию Донна на популярность философии науки Н. Коперника, Г. Галилея, Ф. Бэкона, И. Кеплера и т.д., озвучив при этом особенности биографического подхода к творчеству поэта, основанного на внимании к передаче мировидения поэта в его поэзии. Концепция Бредволда рассматривает творчество Дж. Донна, как занимающее промежуточное положение по отношению к средневековым и ренессансным традициям.
Отчасти продолжают исследования Л. Бредволда труды Ч. М. Коффина «Донн и Новая Философия»[Coffin 1937] и М. Ф. Молони «Преодоление средневековья Дж. Донном» [Moloney 1944], заостряющие внимание на отходе Донна от традиции Средних веков. Соотношение средневекового и ренессансного понимается Молони, как оппозиция таинственной эстетики средневековья, начало которой - иерархическая концепция мира и синкретический натурализм времен эпохи Возрождения, нашедшие свое оправдание в идее нового хаоса, согласно которой абсолютно все реалии равны по своему значению и могут заменять друг друга. В основном Молони критикует идею Рамсей о синтезе в творчестве Донна, который напоминает ему томистский вариант схоластических «сумм». Для него уход из католической церкви, совершенный поэтом, неминуемо означает смерть философии, «распавшейся на личностные чувства» [Moloney 1944: 72]. Донн выбирает «греческую идеологию с ее поклонением форме с ее более поздними элементами эротики» [Moloney 1944: 163]вместо трансцендентальности средневекового мировидения. Все это ведет его к скептицизму и отказу (хотя и временному) от решения научных и религиозно-философских проблем его эпохи.
Необходимо обратить внимание на анализ богословского контекста «Годовщин» Л. Марцем [Martz 1962], связавшим впервые лирику Донна с религиозной ситуацией в современной Донну Европе. В поздних произведениях поэта он видит следы строгой иерархической системы, позаимствованной, видимо, из практики молитвы Игнатия Лойолы. Средневековое богословие, ставшее основой данной практики, теперь, по мнению Марца, отступило на задний план и используется, как особый духовный инструментарий.
Ближе к середине двадцатого века меняются ориентиры для
донноведов. В контексте философии поэта это стало просматриваться в идее
8
постоянного заострения внимания на оригинальности творческого пути Донна. Э. Симпсон и Дж. Поттер публикуют первое десятитомное издание проповедей Донна с комментариями [Potter, Simpson 1953-1962], в котором доказывают схожесть интерпретации большинства тем лирики раннего творческого периода, духовной прозы и поздних поэтических циклов поэта. Основной темой в изучении поэзии Донна в 1950-1960-е гг. становится идея «вечного поиска истины» цельным сознанием поэта как философа, богослова и клирика.
Еще в 1930-х годах на это обратила внимание Э. Симпсон: «Найти Истину среди множества вещей, чтобы увидеть через ее призму как все течет и изменяется ... Это была цель, которую Донн поставил в начале своего творчества и пронес ее через всю свою жизнь...» [Potter, Simpson 1953-1962: 62]. Этот факт отнюдь не означал полного отхода от концепции сознания Донна, предложенной Элиотом; позже эти две идеи достигли определенного синтеза: постоянный поиск истины определяет хронологические рамки и многозначность ее осознания и переосмысления. В исследовании У.Нелли подобный синтез становится знаком особой диалектичности мировидения поэта, изучающего разнонаправленность мира и не стремящегося к искажению основ мира через его отрицание: «Донн способен судить обо всем в мире благодаря врожденному остроумию» [Nelly 1969: 89].
Не принимая во внимание всю противоречивость рассмотренных выше
концепций, большинство исследователей приняли тезис о невозможности
использовать оценочный подход применительно к культурным парадигмам.
Сам Донн не имел цели возродить средневековое мышление или задержать
любой ценой распад ренессансного мировидения, но имел цель создать на их
фундаменте свой поэтический идеал мироздания. Пример подобного подхода
к поэзии Донна демонстрирует Э.Симпсон, которая изучала тему синтеза
средневекового и ренессансного мистицизма, идей античной эпохи с элемен-
9
тами, привнесенными христианством, из которых складывается вся картина, сохраненная Донном в неприкосновенности: «Тайна Донна - это глубокое чувство базового единства всех вещей, осознаваемых как единое ... Это лежит в корне обнаружения сходства между вещами, на первый взгляд прямо противоположно отличающимися друг от друга ...» [Симпсон 1970,Alter 1985, Alvarez 1967]. Дж. Лишмен писал о применении Донном методов схоластиков для выражения личностного эмпирического знания, а не для воссоздания культуры эпохи Средних веков или ее копирования [Leishman 1968: 133].
Указанные исследования англоязычного донноведения показывают, как формировалась научная мысль в 40-50-е годы двадцатого века. Они объединены фундаментальной темой уникальности поэтического, теологического и философского творчества поэта. На следующем исследовательском этапе, когда вышли в свет академические издания поэтического творчества Дж. Донна, составленные Х. Гарднер вместе с У. Милгейтом [Donne 1967, 1978], а также биография поэта, написанная Р. Болдом и завершенная У. Милгейтом, фигура поэта окончательно заняла место среди классиков английской поэзии. Классическими стали и труды Х. Гарднер [Donne 1965, 1978], основанные на анализе миропонимания Донна как единого феномена (с чертами средневековья и ренессанса), в котором иерархически выделяются аспекты амбивалентных веяний, при этом все они соподчинены главной цели - необходимости обретения истины как таковой.
Бурю обсуждений в донноведении вызвала работа Дж. Кэри «Джон
Донн: Жизнь, Мысли и Творчество» [Carey 1981], изданная в 1981 году.
Английский исследователь утверждал, что область религиозно-философских
исканий Донна - это и есть связующее звено раннего творчества и лирики, а
также проповедей более позднего периода. На тот момент подобную идею
высказывали уже несколько раз, но найденная исследователем связь между
10
Донном-поэтом и Донном-гражданином, тесно переплетенными друг с другом подспудным страхом религиозного притеснения и стремлением к службе на благо государства, стала причиной обвинений во фрейдизме. Концепция, предложенная исследователем, сводила творчество поэта к стремлению обретения конфессионально-богословского покоя и представляла собой на самом деле прямо противоположное фрейдизму явление. При этом основание самого научного труда лежит в плоскости популярной во 50-е годы двадцатого столетия психологии веры.
Исследование Дж. Кэри является исключением из общей парадигмы развития донноведения третьей четверти XX в. В 1980-1990 гг.решение общих поэтологических проблем пришло на смену историко-литературоведческим исследованиям и вопросам периодизации творчества поэта. Подобная смена интересов в научной среде стала необходима, чтобы, рисуя облик «нового» Донна, можно было учитывать большее количество факторов его мировидения и, следовательно, вплотную приблизиться к разгадке тайны его личности и творчества. Исследовательские работы М. Т. Хестера, изучавшего лирическое творчество Донна, как проявление мировидения автора в пространстве установленных моделей мысли и поведения, являются характерными для донноведения тех лет [Hester 1982].
Основным итогом западного донноведения стал вывод о том, что религиозные и эстетическо-философские аспекты биографии и творчества Донна тесно спаяны между собой и являются гарантом единства его духовных поисков, они становятся магистральной чертой его поэтики вообще.
Для отечественного донноведения актуальность упомянутых выше проблем представляется также естественной. До середины 60-х гг. в отечественной науке магистральным был взгляд Р.И.Самарина, интерпретировавшего лирику Донна, как постепенный отход от
и
«прогрессивных традиций Возрождения» [Самарин, Виппер 1951, Самарин 1973, Виппер 1969, Виппер 1990, Сафронова 1982а, Сафронова 19826, Анкист 1966, Артамонов 1978, Барокко в авангарде 1993, Вельфлин 1996, Гвардини 2000, Гилилов 1997], что стало причиной невозможности исследования философско-богословских аспектов творчества как «реакционных». Однако с 70-х гг. положение резко начало изменяться. Положительное влияние на этот процесс оказала отмеченная в научном мире 400-летняя годовщина поэта. Ряд англистов-донноведов (В. Захаров, А. Нестеров, С. Макуренкова) задались целью найти место Донна не только в английской, но и в мировой литературе; изучить некоторые черты его поэтологии, тесно связанные с эстетико-философскими идеями эпохи барокко - например, образ человека-микрокосма и тему любви.
В последнее десятилетие двадцатого века отечественное донноведение совершило заметный скачок вперед. Тезис о «двух Доннах», просуществовавший в России на тридцать лет дольше, чем в Европе и США, наконец уступил первенство концепции «единства поиска».
Благодаря цитированию Э. Хемингуэем в романе «По ком звонит колокол» и переводам И. А. Бродского творчество Донна по праву заняло свое место в сфере интересов отечественных литературоведов, что заложило основу для наложения характерных черт постмодернистской поэтики на поэтику английской метафизической школы. Отечественное и европейско-американское понимание метафизики, ее значение применительно к русской поэзии и возможное обращение к ней в будущем сведены в систему в статье И. О. Шайтанова [Шайтанов 1998] и докторской диссертации И. А. Иконниковой [Иконникова 2000].
Изданная в 1994 году монография «Джон Донн: поэтика и риторика»
[Макуренкова 1994] С. А. Макуренковой и ее предшествующие труды
[Макуренкова 1979, Макуренкова 1989] обращают внимание на различные
12
аспекты лирики Дж. Донна в их связи со спектром практически всего гуманитарного и естественнонаучного знания эпохи барокко: риторикой, натурфилософией, логикой и отчасти богословием. Такие черты поэтики Донна, как, например, риторическая структура стихотворения в целом или соотношение мотивов смерти и жизни, впервые были освещены в отечественной науке. При этом сама работа претендует на попытку целостной научной работы, основанной, с одной стороны, на биографических аспектах и, с другой стороны, на глубочайшем анализе поэтического текста и стоящего за ним религиозно-эстетического смысла.
Во многом наследником подобного типа работы стал труд А. Нестерова «Джон Донн: портрет на фоне эпохи» [Нестеров 1997а], опубликованный в 1997 году. Аспекты биографии поэта соседствуют в ней с исследованием структуры и образных рядов поэтических произведений. Автор проводит аналогии с творчеством «школы ночи» У. Рали, с Corpus Hermeticum Дж. Бруно, Дж. Ди и Парацельса. Потребность в присутствии биографического контекста для адресанта обусловлена прежде всего тесной связью между плоскостями жизни и творчества поэта. В последующих работах ученого эти мысли нашли логическое завершение [Нестеров 2000а, Нестеров 2000б, Нестеров 1999, Нестеров 1997б].
Совершенно особое место в современной англистике принадлежит докторской диссертации А. Н. Горбунова [Горбунов 1993] как наиболее фундаментальному исследованию творчества Дж. Донна не только в контексте английской, но и мировой литературы.
В.С. Макаров в своей диссертации «Религиозно-философские аспекты лирики Дж. Донна», написанной в 2000-м году, обращается к «идее мира как целостного организма, создающей основу для понимания ключевого места человека в мироздании, и интерпретации этой идеи в творчестве Донна» [Макаров 2000].
Первую попытку осмысления поэзии Дж. Донна в литургическом аспекте предприняла И.И. Магомедова. В ее исследовании «"Благочестивая" лирика Джона Донна в интеллектуальном и религиозном аспекте» [Магомедова 2005] цикл Донна «Венок сонетов» рассматривался, как поэтический вариант гимнографического сборника «Октоих» (осмогласие).
В исследовании А. Г. Волковой «Библейский контекст в поэзии Джона Донна и Джорджа Герберта» [Волкова 2010] «Божественные поэмы» Дж. Донна рассматриваются в контексте соотношения с писаниями Ветхого и Нового Заветов. Однако исследователем допускается ряд грубых необоснованных богословских ошибок, которые необходимо исправить.
Актуальность диссертации обусловлена обращением к малоизученному циклу Донна «Божественные поэмы» как уникальному феномену поэтического творчества эпохи барокко, наполненного не только эстетико-философской, но и догматико-экзегетической составляющей.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем впервые осуществляется комплексный анализ, разбор и сопоставление поэтического текста и текста Священного Писания с соответствующими сюжетами и мотивами, символами и образами в контексте эгзегетико-теологической парадигмы католической и протестантской направленности.
Материалом для исследования послужил корпус стихотворений Донна «Божественные поэмы».
Объектом исследования стал поэтический цикл «Божественные поэмы» Дж. Донна, а предметом - система библейско-поэтологических принципов в данном цикле.
Целью данного диссертационного исследования является изучение библейско-поэтологической системы принципов «Божественных поэм»
Дж.Донна в контексте догматической специфики католической и англиканской церквей. Достижение цели предполагает решение нескольких конкретных задач:
- выявить наличие в «Божественных поэмах» Дж. Донна вероучительных принципов католицизма и протестантизма;
- исследовать специфику семиосферы «Божественных поэм» Дж. Донна путем составления частотного словаря цикла;
- проанализировать «Божественные поэмы» Дж. Донна в контексте протестантского принципа sola scriptura;
- выявить наличие и специфику молитвенных структур в «Божественных поэмах» Донна;
- исследовать тексты Донна на предмет наличия в них идеи Церкви как богочеловеческого организма;
-изучить влияние языка Священного Писания на образно-семантическую и формально-поэтическую организацию художественной системы Донна.
Вышеизложенными целью и задачами определяются методы исследования: стиховедческий [Гаспаров 1984, Гаспаров 1989, Гаспаров 1995, Гаспаров 1997, Лотман: интернет-ресурс, Федотов 2002] и дедуктивный методы, техника медленного чтения (close riding of the text), теолого-эгзегетический ([Гадамер 1988, Обозрение пророческих книг Ветхого Завета 1998, Флоренский 2003, Флоренский 2004, Фома Кемпийский 1999, Франциск Ассизский 1995, Франциск Сальский 2002, Христианство и русская литература 2002, Святой Розарий 2005, Святой Франциск и Россия 2008, Исследуйте Писания... 2004, Истоки францисканства. 1996, Карминьяк 2005, Григорий Нисский 1999, Григорий Нисский 1998, Иоанн Дамаскин
1997, О'Коллинз 2014, Райт 2010а-л, Райт 2011, Ролофф 2011]1 и др., сравнительно-исторический и культурологический метод [Эко 2004], опирающийся на опыт школы «биографии идей» ([Панофски 1999, Lovejoy 1936]), статистический метод.
Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что ее результаты позволяют дополнить сведения об истории английской метафизической поэзии, демонстрируют догматико-богословские доминанты творчества Дж. Донна в контексте его жизненного пути. Данное исследование может помочь уточнить вопрос о связи поэтического слова и догматических принципов церквей западно-христианской парадигмы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его материалов и результатов в разработке специальных курсов по истории западноевропейской литературы XVI-XVП вв., а также спецкурсов, посвященных поэтическим переложениям и специфике перевода староанглийских текстов.
Апробация работы. Основные положения исследования обсуждались на заседании кафедры исторического языкознания, зарубежной филологии и документоведения Балтийского федерального университета им. И. Канта, были изложены в виде докладов на научной конференции посвященной памяти В.И. Грешных (г. Калининград, 2013), «XXVI пуришевских чтениях» (г. Москва, 2014), «Международных филологических чтениях» (г. Смоленск, 2014), «Коллоквиуме молодых языковедов» (г. Прага, 2015), а также в лекциях в рамках курса «Религиоведение». По материалам диссертационного
1См. об этом также: [Руло 1991, Скуполи 2009, Соколов 2001, Солиньяк 2006, Сорокин 2003, Стюарт 1997, Храпченко 1982, Чекалов 2004 Чекалов 2001, Чистяков 2002,Щедровицкий 2001, Юнгеров 2006, Ютен 2005, Бломберг 2005,Вайнгрин 2002, Вайс 2001, Верещагин 2000, Гальперин 2007, Десницкий 2007,Джемелли 2004, Керов 2007, Киприан (Керн) 1997, Кольвенбах 2002, Коваль 2004, Пинский 2002, Новоселов 2003].
исследования опубликовано шесть статей, входящих в список рецензируемых изданий ВАК.
Положения диссертации, выносимые на защиту:
1. «Божественные поэмы» Дж. Донна в содержательном и формальном аспектах содержат вероучительные принципы протестантизма и католичества (традиция розариев, мариелогические молитвы, литания), при этом догматико-религиозной доминантой становится новообразующаяся догматика англиканства. Стремясь ее легализовать, Дж. Донн создает «Божественные поэмы» как попытку вероучительной книги («Книга общих молитв» в поэтической форме.
2. Язык Священного Писания и его строй влияют на образно-семантическую иформально-поэтическую организацию религиозно-художественной системы Донна. Поэт, стремясь к максимальной близости к библейскому тексту, манифестирует тем самым себя как англиканина.
3. В циклах «Священные сонеты» и «Литания» сборника Дж. Донна «Божественные поэмы» наблюдается предельная литургичность, которая, с одной стороны, восходит к идее о парусии, а, с другой стороны, к идееоЦеркви как богочеловеческом организме.
4. Формально-догматическая акцентуация текстов Священного Писания в «Божественных поэмах» Донна свидетельствует об идейной близости его религиозно-художественной системы с основными принципами как католической, так и протестантсткой герменевтики.
ГЛАВА I. РЕЛИГИОЗНО-БОГОСЛОВСКАЯ ПАРАДИГМА МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ ДЖОНА ДОННА
1. Идейно-поэтологическая эволюция Джона Донна
С того момента, когда человек впервые осознал свою онтологическую бесконечность, признал противостояние земной и небесной реальности, возникает понятие метафизического.
В античной космологии идея запредельности связывалась прежде всего с пространством Аида, царства теней. В христианской культурной парадигме - в противовес языческому многобожию - запредельное реализуется в идее ураноцентрической иерархии, основу которой составляет триединый Бог. Иначе говоря, на разных ступенях религиозной эволюции (от монотеизма к пантеизму и наоборот) понятие метафизического претерпевало определенные трансформации, связанные с неизбежным изменением аксиологических констант.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
"Малые поэмы" Эдмунда Спенсера в контексте художественных исканий елизаветинской эпохи2008 год, доктор филологических наук Бурова, Ирина Игоревна
Трансформация библейских сюжетов в поэмах Ф.Н. Глинки2024 год, кандидат наук Дроздова Алина Олеговна
Метафизический стиль в поэзии Иосифа Бродского2012 год, кандидат наук Снегирев, Илья Александрович
Рецепция поэзии Джона Донна в русской литературе2000 год, кандидат филологических наук Нестеров, Антон Викторович
Английская Библия и становление стиля метафизической поэзии2009 год, доктор филологических наук Егорова, Людмила Владимировна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Шевченко Сергей Александрович, 2015 год
БИБЛИОГРАФИЯ 1. Научная литература
1. Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М.: Наука, 1996. 448 с.
2. Аникст А. Ренессанс, маньеризм и барокко в литературе и театре Западной Европы // Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве XV - XVII вв. М.: Прогресс, 1966. С. 34-48.
3. Артамонов С. Д. История зарубежной литературы XVII-XVIII вв. М.: Просвещение, 1978. 517 с.
4. Архипова К. А. Семантико-прагматические особенности обращения в текстах молитвы (на материале англоязычных молитвенных текстов): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2013. 24 с.
5. Барышникова И.Ю. Призвание пророка: современная интерпретация устойчивого библейского мотива // Перспективы развития науки и образования. Тамбов: Литера, 2013. С. 16-19.
6. Барышникова И.Ю. Роль христианской символики в поэтическом описании сидящего на престоле Творца (Откр. 4, 2-11) (на примере произведений В.А. Жуковского, А.Н. Майкова, И.А. Бунина, А.А.Фета) // Теория и практика общественного развития. Краснодар: 2012. № 3. С. 392 -397.
7. Барышникова И.Ю. Природа как выразитель славы Божией в поэтических переложениях 18 псалма // VIII Пасхальные чтения. М., 2011. С. 21-24.
8. Барышникова И.Ю. Покаянный канон святого Андрея Критского: два варианта поэтических переложений // VII Пасхальные чтения. М., 2010 . С.121-131.
9. Барышникова И.Ю. Роль церковнославянизмов в поэзии иеромонаха Романа. // Гуманитарные науки и православная культура. Москва -Ярославль, 2003. С. 221-222
10. Барокко в авангарде: Тезисы и материалы конференции «Авангард в барокко». М.: МГУ, 1993. 132 с.
11. Булгаков С.Н. Апокалипсис Иоанна. М.: Православное Братство Трезвости "Отрада и Утешение" , 1991. 350 с.
12. Бломберг К. Интерпретация притчей. М.: Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея, 2005. 380 с.
13. Браун Р. Введение в Новый Завет. Том I. М.: Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея, 2007а. 450 с.
14. Браун Р. Введение в Новый Завет. Том II. М.: Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея, 2007б. 571 с.
15. Вайнгрин Д. Введение в текстологию Ветхого Завета. М.: Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея, 2002.113 с.
16. Вайс М. Библия и современное литературоведение. Метод целостной интерпретации. М.: Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея, 2001. 445 с.
17. Васечко В. Сравнительное богословие. М.: ПСТГУ, 2012. 112 с.
18. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. СПб., 1915.
19. Верещагин Е.М. Библеистика для всех. М., Наука, 2000. 281 с.
20. Виппер Ю.Б. XVII век в мировом литературном развитии. М.: Наука, 1969. 499 с.
21. Виппер Ю. Б. Творческие судьбы и история (О западноевропейских литературах XVI - первой половины XIX века). М.: Наука, 1990. 354 с.
22. Волкова А. Г. Библейский контекст поэзии Джона Донна и Джорджа Герберта: Дис. ... канд. филол. наук. М., 2010. 239 с.
23. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Ком. Книга, 2007. 144 с.
24. Гаспаров М.Л. Вопреки размеру подлинника (Мильтон, Донн, Томпсон) / Альманах переводчика. М.: ЯСК, 2001. 344 с.
25. Гаспаров М.Л. Избранные статьи. О стихе. О стихах. О поэтах. М.: НЛО, 1995. 720 с.
26. Гаспаров М.Л. Избранные труды. О стихах. М.: НЛО, 1997. Т. II.
504 с.
27. Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха. М., Наука, 1989. 302 с.
28. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха: метрика, ритмика, строфика. М.: Наука, 1984. 319 с.
29. Гвардини Р. Конец Нового времени. Попытка найти свое место // Самомознание культуры и искусства XX века. Западная Европа и США. М., СПб., 2000. С. 169 -228.
30. Гилилов И. Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна великого Феникса. М.: Международные отношения, 1997. 512 с.
31. Гильманов В.Х. Симон Дах и тайна барокко. Калининград: Терра Балтика, 2007. 312 с.
32. Горбунов А. Н. Джон Донн и английская поэзия XVI-XVII веков: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 1989. 48 с.
33. Горбунов А. Н. Поэзия Джона Донна, Бена Джонсона и их младших современников // Английская лирика первой половины XVII века. М., 1989. С. 5 - 75.
34. Горбунов А.Н. Категория времени и концепция любви в английской поэзии рубежа XVI-XVII веков // Шекспировские чтения 1990. М., 1990. С. 68-88.
35. Горбунов А.Н. Три великих поэта. М.: Изд-во МГУ, 2010. 316 с.
36. Григорий Нисский, святитель. Изъяснение Песни Песней Соломона. М.: Изд-во им. св. Игнатия Брянчанинова, 1999. 479 с.
37. Григорий Нисский, святитель. О надписании псалмов. М.: Изд-во им. св. Игнатия Брянчанинова , 1998. 144 с.
38. Грицанов А. А., Семенова В. Н. Протестантство. Минск: Белкнига, 2006. 319 с.
39. Даниелю Ж. Богословие иудеохристианства // Символ. № 9, 1983. С. 28-29.
40. Данн Д. Джеймс. Новый взгляд на Иисуса. Что упустил поиск исторического Иисуса. М.: Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея, 2009а. 207 с.
41. Данн Д. Джеймс. Единство и многообразие в Новом Завете: исследование природы первоначального христианства. М.: Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея, 2009б. 523 с.
42. Деррида Ж. Позиции. М.: Академический проект, 2007. 160 с.
43. Джемелли А. Францисканство. М.: Духовная библиотека, 2004.
507 с.
44. Десницкий А. Поэтика библейского параллелизма. М.: Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея, 2007. 554 с.
45. Захаров В.В. Опыт классификации «Песен и сонетов» Джона Донна. // Анализ стилей зарубежной художественной и научной литературы. Вып. 2. Л., 1980. С. 21-30.
46. Захаров В.В. О некоторых особенностях «трудного стиля» Джона Донна // Анализ стилей зарубежной художественной и научной литературы. Вып. З. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1982.С. 107-118.
47. Егорова Л.В. Английская Библия и становление стиля метафизической поэзии: Дис. ... д-ра филол. наук. М., 2009. 356 с.
48. Иконникова Е. А. Типология метафизического в поэзии (на основе английской и русской литераутры): Дисс.... д-ра филол. наук. Сахалин, 2000. 312 с.
49. Иоанн Дамаскин. Творения. М.: Мартис, 1997. 351 с.
50. Исследуйте Писания... К познанию Библии (Ветхий и Новый Завет). Ред. Епископ Александр (Милеант). М.: Русский Хронографъ, 2004. 384 с.
51. Истоки францисканства. М.: Духовная библиотека, 1996. 1060 с.
52. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. В 3 т. М.: USA, 1997. 1700 с.
53. Карулидзе З.Л. Феномен остроумия в поэзии Джона Донна: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тбилиси, 1984. 34 с.
54. Карминьяк Ж. Рождение синоптических Евангелий. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 2005. 160 с.
55. Керов В. Л. Францисканцы во Франции XIII - первой половины XIV века. Петр Иоанн Оливи и спиритуалы. М.: Экон-Информ, 2007. 352 с.
56. Киприан (Керн), архимандрит. Литургика, гимнография и эортология. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1997. 152 с.
57. Коваль А. Н. Вольница аллегоризма и логическая воля: два полюса мышления Гвиго II Картузианца // Точки / Puncta, № 3-4, июль -декабрь,2004. С. 78 - 109.
58. Кольвенбах П-Х. Опыт Христа у Игнатия Лойолы // Точки / Puncta, № 3-4, июль - декабрь, 2002. С. 9 - 22.
59. Косиков Г. К. Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы // Методологические проблемы филологических наук. М.: Наука, 1987. 234 с.
60. Красавченко Т.Н. Английская литература XVII века в англоязычном литературоведении. // Современные зарубежные исследования по литературе XVII-XVIII веков: Сб. обзоров. Вып.1. М., 1981. с.133-164.
61. Красавченко Т.Н. Изучение барокко в современном литературоведении. // Современные зарубежные исследования по литературе XVII-XVIII веков: Сб. обзоров. Вып.1. М., 1981. C. 3-14.
62. Красавченко Т.Н. Литература европейского барокко в английских и американских исследованиях 1970х годов. // Современные зарубежные исследования по литературе XVII-XVIII веков. Сб. обзоров. Вып.1. М., 1981. C.15-36.
63. Кузанский Н. Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Просвет, 1979. 959 с.
64. Кузьмина Н. А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. М.: КомКнига, 2007. 272 с.
65. Лебедев Н. И. Сочинение Оригена против Цельса. Опыт исследования по истории литературной борьбы христианства с язычеством. М., 1878.
66. Лойола И. Святые Духовные упражнения. Духовный дневник. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. 376 с.
67. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста [электронный ресурс]. URL: http: //sbiblio. com/biblio/archive/lotman_analis
68. Лотман Ю.М. и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. 547 с.
69. Магомедова И. И. «Благочестивая» лирика Джона Донна в интеллектуальном и религиозном аспекте: Дис. ... канд. филол. наук. М., 2005. 200 с.
70. Магомедова И. И. «Терновый венец»: начало религиозной поэзии Джона Донна // Anglistica. М., 2000. Вып. 8. С. 37-50.
71. Макуренкова С.А. Был ли Джон Донн Джоном Донном? // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. М., 1989. № 2. C.74-77.
72. Макуренкова С.А. Джон Донн: Поэтика и риторика. М.: Academia,1994. 207 с.
73. Макуренкова С.А. Позднее творчество Шекспира и английская поэзия первой половины XVII в. (На материале светской лирики Джона Донна): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1979. 25 с.
74. Михайлов А.В. Языки культуры. М.: Изд-во СПбГУ «Языки русской культуры», 1997. 480 с.
75. Морозов А.А. Из истории осмысления некоторых эмблем в эпоху Ренессанса и барокко (Пеликан) // Миф. Фольклор. Литература. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1978. С. 38 - 66.
76. Морозов А.А., Софронова Л.А. Эмблематика и ее место в искусстве барокко // Славянское барокко. М., 1979. С. 13 - 38.
77. Миркина З. Два начала века // Нева, № 9, 2004. С. 207-216.
78. Надъярных М. Изобретение традиции, или метаморфозы барокко и классицизма // Вопросы литературы. 1999. № 4. С. 77 - 109.
79. Непомнящий B.C. Пушкин. Русская картина мира. М.: Наследие,
1999. 543 с.
80. Нестеров А. В. Рецепция поэзии Джона Донна в русской литературе: Дис ... канд. филол. наук. М., 2000. 192 с.
81. Нестеров A. В. Теология сквозной метафоры. К вопросу о целостной интерпретации «Сонета XIV» из цикла «Благочестивые сонеты» / Англистика: Сб. статей по культуре и литературе Великобритании. Тамбов,
2000. С. 23-32.
82. Нестеров А. В. К последнему пределу. Джон Донн: портрет на фоне эпохи // Литературное обозрение. М., 1997. № 5. С. 12-26.
83. Нестеров А. Русскоязычная библиография Джона Донна // Литературное обозрение. М., 1997. № 5. 51 с.
84. Нестеров А. Шекспир и "язык птиц" // Контекст 9. Литературно-философский альманах. М., 1999. № 4. С. 284 - 308.
85. Нестерова О. Е. Allegoria Pro Typologia: Ориген и судьба иносказательных методов интерпретации Священного Писания в раннепатристическую эпоху. М.: ИМЛИ РАН, 2006. 293 с.
86. Новоселов М. А. Догмат и мистика в Православии, Католичестве и Протестантстве. М.: Лепта-Пресс, 2003. 384 с.
87. Обозрение пророческих книг Ветхого Завета. Сост. А.Хергозерский. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 1998. 238 с.
88. О'Коллинс Дж. Вера в воскресенье. Значение и обещание воскресшего Иисуса. М.: Изд-во ББИ, 2014. 216 с.
89. Ориген. О началах. Самара: Крикет,1993. 320 с.
90. Панофски Э. Idea: К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. СПб.: СПБГУ, 1999. 315 с.
91. Покорны П., Геккель У. Введение в Новый Завет. Обзор литературы и богословия Нового Завета. М.: Изд-во ББИ, 2012. 798 с.
92. Пахсарьян Н. Т. XVII век как «эпоха противоречия»: парадоксы литературной целостности // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000. М.: Academia, 2001. С. 40-69.
93. Пинский Л. М. Ренессанс. Барокко. Просвещение. - М.: Наука, 2002. 829 с.
94. Плавскин З. И. История зарубежной литературы XVII века. М.: Наука, 1999. 178 с.
95. Половинкина О. И. Метафизическая поэзия в американской литературной традиции: Дис. ... д-ра филол. наук. М., 2006. 490 с.
96. Половинкина О. «Родственность Гюисмансу». Джон Донн и «конец века» // Вопросы литературы. 2008. № 3. С. 188-212.
97. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.: Прогресс, 1979. 215 с.
98. Райт Н.Т. Воскресенье Сына Божьего. М.: Изд-во ББИ, 2011. 911 с.
99. Райт Н. Т. Матфей. Евангелие. Популярный комментарий. М.: Изд-во ББИ, 2010а. 311 с.
100. Райт Н. Т. Марк. Евангелие. Популярный комментарий. М.: Изд-во ББИ, 2010б. 218 с.
101. Райт Н. Т. Лука. Евангелие. Популярный комментарий. М.: Изд-во ББИ, 2010в. 308 с.
102. Райт Н. Т. Иоанн. Евангелие. Популярный комментарий. М.: Изд-во ББИ, 2010г. 296 с.
103. Райт Н. Т. Павел. Послания к галатам и фессалоникийцам. Популярный комментарий. М.: Изд-во ББИ, 2010д. 170 с.
104. Райт Н. Т. Павел. Пастырские послания. Популярный комментарий. М.: Изд-во ББИ, 2010ж. 168 с.
105. Райт Н. Т. Павел. Послания из тюрьмы. Популярный комментарий. М.: Изд-во ББИ, 2010з. 202 с.
106. Райт Н. Т. Ранние христианские письма. Популярный комментарий. М.: Изд-во ББИ, 2010и. 166 с.
107. Райт Н. Т. Павел. Послание к римлянам. Популярный комментарий. М.: Изд-во ББИ, 2010к. 243 с.
108. Райт. Н. Т. Павел. Послания к коринфянам. Популярный комментарий. М.: Изд-во ББИ, 2010л. 430 с.
109. Райт Н. Т. Павел. Послание к евреям. Популярный комментарий. М.: Изд-во ББИ, 2010м. 161 с.
110. Райт Н. Т. Откровение от Иоанна. Популярный комментарий. М.:
19/
Изд-во ББИ, 2010н. 182 с.
111. Ролофф Ю. Введение в Новый Завет. М.: Изд-во ББИ, 2011. 256 с.
112. Руло Ф. Святой Игнатий Лойола и восточная духовность // Символ, № 26, 1991. С.195 -205.
113. Саврей В. Я.Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М.: КомКнига, 2006. С. 419—547.
114. Самарин Р. Донн и "поэты-метафизики"// История всемирной литературы. М., 1987. Т. 4. С. 181 - 183.
115. Самарин Р. Трагедия Джона Донна // Самарин Р. Этот честный метод. М.: Издательтво МГУ, 1974. С. 221-244.
116. Сафронова Л.А, Липатов А.В. Барокко и проблема истории славянских литератур // Барокко в славянских культурах. М., 1982. С. 3 - 13.
117. Сафронова Л.А. Принцип отражения в поэтике барокко// Барокко в славянских культурах. М., 1982. С. 78 - 101.
118. Святой Розарий. Розариевый сборник. М.: Гатчина, 2005. 302 с.
119. Святой Франциск и Россия. Францисканские чтения. СПб.: Издательство РСХГА, 2008. 217 с.
120. Серегин А. В. Гипотеза множественности миров в трактате Оригена «О началах». М.: Наука, 2005. 197 с.
121. Сикари А. Портреты святых. Милан - Москва: Христианская Россия, 1991. В 2. Т.1. 223 с.
122. Силюнас В. Стиль жизни и стили искусства (испанский театр маньеризма и барокко). СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. 468 с.
123. Скуполи Л. Брань духовная, или Наука о совершенной победе самого себя. СПб.: Азбука-классика, 2009. 448 с.
124. Соколов В. В. Средневековая философия. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 352 с.
125. Солиньяк Э. «Краткий компендий» «Сборника упражнений» Гарсии Хименеса де Сиснероса как один из источников «Духовных упражнений» Игнатия Лойолы // Символ, № 50, 2006. С.91 - 125.
126. Сорокин А. Введение в Священное Писание Ветхого Завета. Киев: Пролог, 2003. 472 с.
127. Стюарт Д. Экзегетика Ветхого Завета. СПб.: Библия для всех, 1997. 125 с.
128. Соловьев В.С. Энциклопедический словарь. Т. 23. СПб.. 1898.
129. Словарь Нового Завета. Т. 1: Иисус и Евангелия. М.: Издательство ББИ, 2010а. 827 с.
130. Словарь Нового Завета. Т. 2: Мир Нового Завета. М.: Изд-во ББИ, 2010б. 960 с.
131. Уолтон А. Жизнеописание доктора Джона Донна, покойного настоятеля собора св. Павла в Лондоне // Звезда. 2001. № 5. С. 82-104.
132. Федотов О. И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха. Кн. 2: Строфика. М.: Владос, 2002. 274 с.
133. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи. М.: «ООО. Изд-во «ACT», 2003. 640 с.
134. Флоренский П. А. Философия культа. М.: Мысль, 2004. 685 с.
135. Фома Кемпийский. О подражании Христу. М.: Истина и жизнь, 1999. 224 с.
136. Франциск Ассизский, св. Сочинения. М.: Изд-во францисканцев,1995. 288 с.
137. Франциск Сальский. Руководство к благочестивой жизни. Гродно: Гродненская Римско-Католическая Епархия, 2002. 248 с.
138. Храпченко М. Б. Художественное творчество, действительность, человек. М.: Советский писатель, 1982. 416 с.
139. Христианское вероучение. Догматические тексты учительства церкви III-XX вв. Спб., 2002. 245 с.
140. Христианство и русская литература. Сборник четвертый. М.: Наука, 2002. 535 с.
141. Чекалов И. И. Ранние упоминания об английских «поэтах-метафизиках» в русских журналах // Вопросы литературы, 2004. №2 4. С. 302-312.
142. Чекалов К. А. Маньеризм во французской и итальянской литературах. М.: Наследие, 2001. 208 с.
143. Чистяков Г. П. Над строками Нового Завета. М.: Истина и жизнь, 2002. 340 с.
144. Шайтанов И. Уравнение с двумя неизвестными. Поэты-метафизики Джон Дойн и Иосиф Бродский // Вопросы литературы.1998. № 6. С. 3 - 39.
145. Щедровицкий Д. В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево. В 3 т. М.: Теревинф, 2001. 1088 с.
146. Эко У. Эволюция средневековой эстетики. Спб.: Азбука-классика, 2004. 288 с.
147. Эткинд Е. Разговор о стихах. СПб.: Детгиз, 2004. 240 с.
148. Юнгеров П.А. Вероучение Псалтири, его особенности и значение в общей системе библейского вероучения. Киев: Пролог, 2006. 176 с.
149. Ютен С. Повседневная жизнь алхимиков в Средние века. М.: Молодая гвардия, 2005. 244 с.
150. A New History of the Book of Common Prayer. With a rationale of its offices. L., 1951. - 699 р.
151. Alter R. The Art of Biblical Poetry. Edinburgh., 1985.- 228 p.
152. Alvarez A. The School of Donne. NY., 1967. 158 p.
153. Barth K. Die Theologie Calvins[The Theology of John Calvin] (in German). Tubingen., 1995.
154. Bouwsma W.J. John Calvin: A Sixteenth-Century Portrait, New York., 1988.
155. Edgecombe R. Sweetnesse Readie Penn'd: Imagery, Syntax and Metrics in the Poetry of George Herbert. Salzburg, 1980.
156. Gardner H. The Religious Poetry of John Donne // John Donne. A Collection of critical essays. N.J., 1962.
157. Gardner, Helen. The Religious Poetry of John Donne // John Donne. A Collection of critical essays. N.J., 1962.
158. GrantP. Images and Ideas in Literature of the English Renaissance. L.,
1979.
159. Greek-English New Testament. - Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 1971.
160. Jackson R. S. John Donne's Christian Vocation. Northwestern University Press Evanston, 1970.
161. Helm P. John Calvin's Ideas. Oxford., 2004.
162. Hesselink I. Calvin's theology. Cambridge., 2004
163. Huges R.E. The progress of the Soul. The Interior Gareer of John Donne. NY., 1968.
164. Lovejoy A. O. The Great Chain of Being: A Study of the History of an Idea. Cambridge.,1936.
165. Martz L.L. The poetry of meditation: A study in English religious literature of 17-th century. L., 1955.
166. Miller John H., Fundamentals of the Liturgy. L.,1960.
167. Parker T. H. Calvin: An Introduction to His Thought. London.,1995.
168. Praz M. Donne's Relation to the Poetry of his Time // Garland for John Donne. 1631-1931. Cambridge,1931.
169. Saint Bernard His Meditations: or Sighes, Sobbes, and Teares, upon our Saviours Passion. London, 1634.
170. Teller J. Memebers of his body: Christ's passion and community in early modern English poetry, 1595-1646. Notra Dame, 2005.
171. The thirty-nine articles of religion of the Church of England Интернет-ресурс [url.]: http://www.ccel.org/ccel/schaff/creeds3.iv.xi.html
172. The yong mans gleanings. Gathered out of divers most zealous and devout fathers. London, 1613.
2. Художественная литература
1. Донн Джон. Стихотворения и поэмы. М.: Наука, 2009.
2. Донн Джон. По ком звонит колокол. М.: Aengma., 2004.
3. Donne J. The collected poems of John Donne. Wordsworth., 2002.
4. DonneJ. The Divine Poems. Oxford, 1978.
5. Donne J. The Satires, Epigrams and Verse Letters. Oxford, 1967.
6. Eliot T.S. The Varieties of Metaphysical Poetry: the Clark lectures at Trinity College, Cambridge, 1926, and the Turnbull lectures at the Johns Hopkins University, 1933. N. Y., 1993.
7. Eliot T.S. Mr. Read and M. Fernandez: a review // The New Criterion. 1926. V. 4. №4. P. 755-756.
8. Eliot T.S. Donne in Our Time. L., 1937.
9. Woolf V. The Common Room. Second Series. London, 1935.
10.The Sermons of John Donne. E.M. Berkeley & Los Angeles: University of California Press. 10 vols. 1953-62.
11. Библия короля Иакова. [URL]: Интернет-ресурс: http://bible.ucoz.com/load/biblija_v_raznykh_formatakh_skachat_besplatno/ skachat_polnuju_bibiliju/biblija_korolja_iakova/3-1-0-160
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Частотный словарь поэтического цикла Джона Донна «Божественные поэмы»
abbess 1
abel 1
able 1
abound 1
above 6
abridgement 2
abroad 2
abstain 1
abundance 1
abused 1
academy 1
accept 2
accomplish 2
accuse 1
action 1
active 1
adam 4
adamant 1
addition 1
address 1
adhere 1
adjudge 1
admire 3
admit 4
adopted 1
adoption 1
advance 2
advantage 1
adventure 1
adversary 1
affection 4
affliction 5
afford 3
affright 1
again 18
age 3
aggravate 1
agony 2
ague 2
aguish 1
alas 5
alchemist 2
alien 1
alike 1
alive 2
allegiance 1
alleluia 1
allow 6
almost 2
alms 1
along 1
aloud 1
already 2
altar 3
alter 1
always 3
amazing 1
ambassador 2
ambit 1
ambitious 1
amendment 1
amongst 3
amorous 2
amplest 1
anchor 6
ancient 1
angel 13
anger 2
annunciation 1
anointed 1
antipode 1
anxious 1
apoplexy 1
apostle 2
apparel 1
apparent 1
appear 4
applied 1
applying 2
appoint 1
approach 1
argue 1
aright 1
arise
ark 1
arm
art 1
ascending 1
ascension 1
ask 1
assign 1
assure 1
assyrian 1
astronomer 1
attend
attire
aught 1
author
ave 1
avert 1
awaken 1
away 1
back
bad
banishment 1
baptism 1
baptist 1
bar 1
bare 1
base 1
batter
bay 1
beam 1
bear 1
bearing 1
beat 1
beauteous 1
6
1
5
beauty 5
because 9
become 4
bed 1
before 18
beg 2
begin 9
behind 1
behold 8
believe 2
beloved 1
below 4
bend 2
beneath 1
benighted 1
bent 1
best 9
bestow 1
betray 3
betroth 2
better 6
between 1
betwixt 1
beware 1
bill 1
bird 2
birth 1
bitter 1
bitterness 2
black 6
blasphemous 1
bless 6
blest 3
blind 6
blood 21
blot 1
blow 5
blushing 1
boar 1
bodie 3
body 8
bold 2
bondage 2
bone 5
bony 1
book 5
bore 2
born 5
borne 1
both 16
bought 1
bounty 1
bow 2
bowel 2
brain 2
brave 1
breach 2
bread 5
break 4
breast 5
breath 1
breathe 1
bred 1
bribe 1
bright 2
bring 4
broad 1
broke 3
brook 1
brother 2
brought 1
buffet 1
built 1
bull 1
burn 6
burst 1
burthen 1
business 2
busy 1
buy 1
call 13
calling 2
calvary 1
canst 3
captive 4
carbuncle 1
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.