Религиозно-философская система Ф.А. Голубинского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Романько, Юрий Иванович

  • Романько, Юрий Иванович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Уссурийск
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 161
Романько, Юрий Иванович. Религиозно-философская система Ф.А. Голубинского: дис. кандидат наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. Уссурийск. 2012. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Романько, Юрий Иванович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ИСТОКИ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЙ СИСТЕМЫ Ф.А.ГОЛУБИНСКОГО

1.1. Предметная детерминация

1.2. Социоисторическая и социокультурная детерминация

1.3. Детерминация по традиции

1.3.1. Ф.А.Голубинский и античная философская мысль

1.3.2. Ф.А.Голубинский и философская традиция средневековья

1.3.3. Ф.А.Голубинский и философская традиция Возрождения и Нового времени

1.3.4. Ф.А.Голубинский и немецкая классическая философия

ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ Ф.А.ГОЛУБИНСКОГО

2.1. Структура и содержание философии Ф.А. Голубинского

2.2. Философско-религиозная онтология Ф.А.Голубинского

2.3. Умозрительное богословие Ф.А.Голубинского

2.4. Метафизическая психология Ф.А.Голубинского

2.5. Космология Ф.А.Голубинского

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозно-философская система Ф.А. Голубинского»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Последние полтора десятилетия современное отечественное религиоведение и историко-философская наука сделали большой шаг вперед в осмыслении идейного наследия российской религиозной философии XIX - нач. XX вв. Было опубликовано много исследовательских работ, посвященных философскому наследию представителей школы «всеединства», «нового религиозного сознания», неокантианства, славянофильства, почвенничества и др. В целом, многие аспекты, связанные с проблематикой отечественного религиозного «любомудрия», были достаточно исследованы. Защищено значительное число диссертаций, что объективно является убедительным фактом внимания научной общественности к духовной культурной традиции России.

Вместе с тем, остаются темы в истории отечественной религиозно-философской мысли, которые исследованы недостаточно. В частности, пока еще относительно мало публикаций посвящено истории духовно-академического теизма. Данная тематика представляется одной из наиболее перспективных для философского религиоведения. Во всяком случае, именно духовно-академическая философия имела наибольший уровень сложности и в наибольшей степени обнаруживала в себе признаки системности и концептуальности. среди других направлений религиозно-философской мысли. В связи с этим, важно подчеркнуть - о русской философии европейские исследователи знали главным образом, опираясь на изучение наследия представителей духовно-академического теизма. В частности, в данном контексте можно указать на выдающихся русских философов и богословов, относившихся к московской школе духовно-академического теизма (В.И.Кутневича, Ф.А.Голубинского, В.Д.Кудрявцева-Платонова, И.В.Попова, М.М.Тареева, А.И.Введенского, С.С.Глаголева и др.).

Изучение истории русского духовно-академического теизма остается весьма актуальным. Русская религиозная философия в основном опиралась именно на православно-теистическую традицию, отличавшуюся разнообразием имен и направлений. В этом разнообразии наибольшей глубиной и проработанностью отличалась именно духовно-академическая философская школа, представленная, в первую очередь, преподавателями Московской духовной академии. В данном высшем православном учебном заведении первым по-настоящему выдающимся философом, заложившим основы теистической школы, и создавшем собственную метафизическую систему, был Федор Александрович Голубинский (1797 - 1854).

Родился Голубинский в Костроме, там же окончил в 1813 г. духовную семинарию, после чего год прослужил в ней информатором греческого языка. В 1814 г. он поступил в Московскую духовную академию, по окончании которой был оставлен в ней бакалавром философских наук. В 1822 г. Голубинский был назначен экстраординарным профессором и начал читать студентам курс метафизики и этики. В 1824 г. он в возрасте 27 лет становится ординарным профессором. Тогда же ему поручили читать курс «Введение в философию». В 1828 г. молодой профессор принимает сан священника. На протяжении многих лет он был членом цензурного комитета и активным издателем творений отцов церкви. В 1830 г. по поручению Комиссии духовных училищ Голубинский составил программу по истории философии и сам начал преподавать курс «истории систем философских». В 1842 г. ему вновь поручили чтение курса метафизики и, кроме того, курса истории древней философии. Но тяжелые жизненные обстоятельства (тяжелая болезнь невесты, ранняя смерть жены, смерть в начале 1852 г. сразу двух сыновей) подорвали здоровье Ф.А.Голубинского, и в 1854 г. он подал прошение об отставке. Переживая уход из академии, Голубинский уехал на родину в Костромскую губернию, где заразился холерой и в том же году умер.

Голубинский стремился привить студентам тягу к философскому творчеству. При его непосредственном участии студенты готовили переводы

основных сочинений представителей немецкой классической философии. Особенно серьезно в кружке Голубинского изучались книги Канта. По словам С.К.Смирнова, под руководством Голубинского студенты «философствовали, спорили, помогали друг другу в понимании Кантова учения, трудились над переводом технических слов языка и разбирали системы его учеников». Голубинский и его философская школа неоднократно давали отповедь поверхностным суждениям о немецкой классической философии. В частности, это произошло, когда в журнал Московского университета «Вестник Европы» появилась заметка, в которой Кант, Фихте и Шеллинг объявлялись «помешанными», а их творческое наследие названо «немецкой галиматьей». Известно, что Ф.А. Голубинский вел активную переписку с Фр.Шеллингом, причем немецкий философ считал Голубинского «одним из лучших и талантливых мыслителей своего времени».

Голубинский был, несомненно, самым популярным профессором, среди преподавателей и студентов. Об этом свидетельствуют многочисленные отзывы его современников. По словам русского православного исследователя А.Никольского, «слава о нем, как великом мыслителе, традиционно переходила и среди профессоров от поколения к поколению, и среди студентов от курса до курса, и в восьмидесятые, и даже девяностые годы, среди студентов традиционно передавались о протоиерее Голубинском, рисующие его, как великого мыслителя» [143; 36]. О бескорыстии Ф.А.Голубинского говорит тот факт, что он отдавал половину своего скудного жалования нуждающимся студентам (в основном сиротам). В 1864 г. в Московской духовной академии была учреждена стипендия имени Ф.А.Голубинского, которая выплачивалась в основном сиротам. Один из ее получателей из числа студентов взял себе фамилию выдающегося философа. Этот студент (Евгений Евстигнеевич Голубинский) впоследствии стал крупнейшим историком русской церкви.

Степень научной разработанности проблемы. Ф.А.Голубинского отличала крайняя скромность, и он даже отказался публиковать свои интереснейшие лекции по философским дисциплинам, которые при его жизни

так и не были изданы. Лишь в 1867 г. его бывший студент протоиерей В.Назаревский по имевшимся у него конспектам отпечатал «Лекции по умозрительному богословию», а в 1871 он же опубликовал «Умозрительную психологию» Голубинского. После смерти В.Назаревского его наследниками было предпринято печатание в 1884 г. в московском православном журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения» еще четырех курсов лекций Голубинского, которые в том же году вышли отдельным изданием.

Первые опыты исследования и философской рецепции творческого наследия Ф.А.Голубинского относятся еще к середине XIX века, когда было опубликовано несколько интересных заметок о нем людей, хорошо знавших его лично. В частности, можно указать на публикации С.К.Смирнова [173-175] и Е.Дылевского [79]. В кон. XIX - нач. XX вв. в канун столетнего юбилея Голубинского, его философско-религиозную систему исследовали Я.Н.Колубовский [105-106], А.И.Введенский [32-44], С.С.Глаголев [53-58]. В первые полтора десятилетия XX в. ряд авторов из духовных академий вновь обращаются к творчеству выдающегося профессора-теиста из Московской духовной академии. Так, интересный материал о Ф.А.Голубинском представлен А.И. Никольским [143], А.Даниловским [76]. В послереволюционную эпоху центр изучения наследия Ф.А.Голубинского перемещается за границу, в эмигрантскую среду. Наиболее интересные заметки о Ф.А.Голубинском обнаруживаются у В.В.Зеньковского [92-95] и Г.В.Флоровского [196]. Среди тех, кто продолжал писать о Ф.А.Голубинском в России, можно указать на Г.Г.Шпета [203-204], А.А.Галактионова [52]. В целом, в историко-философской литературе советского периода отношение к Голубинскому как философу-мистику было негативным, он рассматривался однозначно как «реакционный» философ-мистик, отстаивавший ортодоксальные, консервативные позиции в метафизике. Исключение составляет интересная статья А.И.Абрамова, в которой исследуется феномен «русского платонизма», и в данной связи рассматривается философское творчество Ф.А.Голубинского [6].

Новая волна работ о Ф.А.Голубинском связана с переменами в общественной жизни нашей страны начиная с 80-х гг. В частности, можно отметить работы исследователей С.А.Нижникова [142], С.В.Пишуна [155-162], И.В.Цвык [197-198], В.Ю.Пинчук [152-153], Д.В.Леонидова [127-129]. На данном этапе публикации о Ф.А.Голубинском носят характер анализа отдельных аспектов его философской системы, разбираются, в основном, его подходы к онтологической проблематике (С.В.Пишун), а также концептуальная связь его учения с философскими воззрениями классиков немецкого идеализма (А.И.Абрамов [1 - 10]).

Выявленная историографическая ситуация в изучении творческого наследия философа побудила обратиться к системной реконструкции и интерпретации философского учения Ф.А.Голубинского в целом, в рамках диссертационного исследования, определила его цель и основные задачи.

Объектом диссертационного исследования является философское наследие представителя духовно-академического теизма XIX века Ф.А.Голубинского.

Предметом диссертации является религиозно-философская система Ф.А. Голубинского в единстве своего содержания и разнообразии элементов.

Цель и основные задачи исследования.

Общая цель диссертации - реконструкция и интерпретация религиозно-философского учения Ф.А.Голубинского.

Осуществление общей цели исследования подразумевает решение следующих задач:

1. Уточнить место и роль данного мыслителя в русской религиозной философии XIX в.

2. Определить социально-исторические детерминанты, т.е. образовательные, социально-психологические и культурно-исторические условия, которые прямо либо косвенно повлияли на формирование религиозно-философского учения Ф.А. Голубинского.

3. Провести анализ концептуальных истоков философии Ф.А. Голубинского.

4. Исследовать феномен «конструктивного синтетизма» Ф.А. Голубинского, с реконструкцией и интерпретацией основных элементов его религиозно-философской системы: онтологии, гносеологии, метафизической психологии, космологии.

5. Выявить теоретико-концептуальное единство всех составных элементов религиозно-философского учения Ф.А. Голубинского.

Теоретико-методологические основания диссертационной работы составляют общенаучные методы анализа и синтеза, а также феноменологический, герменевтический (переход от целого к части и от части к целому, расширение единства смысла самого текста), биографический и сравнительно-исторический методы.

Текстовый анализ основывается на вычленении из структуры источника ключевых выражений, основных терминов, понятий; идея текста выявляется путем анализа его содержания (теоретический метод).

Феноменологический метод подразумевает реконструкцию теоретических построений Ф.А.Голубинского при исследовании его философских взглядов. Реконструкция взглядов Ф.А.Голубинского была бы невозможна без применения метода ретроспективного моделирования философских учений и направлений, который реализовывался через конкретно-исторический и сравнительно-исторический анализ текстов представителей русской духовно-академической философии XIX в.

Важнейшим принципом в процессе подготовки диссертации являлся актуализация. Следование названному принципу возможно в случае использования логико-концептуального и системного методов, что в конечном итоге направлено на воспроизведение логики самого философско-теистического учения Ф.А.Голубинского.

Кроме того, в определенной степени использовался выдвинутый основателем современной герменевтической теории Х.Г.Гадамером принцип

аппликации, подразумевающий, что понимание текста тяготеет к опосредованию его смыслового содержания современной жизнью, фиксацию того общего, чем наполнен текст, в своей направленности на проблемы современности.

Методология, используемая при анализе религиозно-философских взглядов Ф.А.Голубинского, носит комплексный характер, что обусловлено многообразием аспектов представленной в диссертации темы.

Источниковая база исследования. Анализ религиозно-философского наследия Ф.А. Голубинского с необходимостью предполагает использование следующего круга источников:

1. Собственно философское наследие Ф.А. Голубинского, содержащее в себе записи его лекций, отдельные (хотя и немногочисленные) статьи московского профессора-теиста.

2. Материалы русской философской публицистики, статьи современников Ф.А. Голубинского о его творчестве, рецензии на его публикации.

3. Мемуарная литература, т.е. воспоминания коллег Ф.А. Голубинского,

его студентов и друзей.

4. Позднейшие толкования философского наследия Ф.А. Голубинского, включая тексты о нём философов-эмигрантов, исследователей из Духовных академий (А.К. Старокадомского [181-182], И. Марухняк [136] и др.), работы историков философии советского периода (A.A. Галактионова [52], а также исследователей по истории отечественной философии конца XX - нач. XXI вв. (А.И. Абрамова [1-10], СВ. Пишуна [155-162], ИВ. Цвык [197-198]).

Использование разнообразных источников по творчеству Ф.А. Голубинского требует для аналитика самостоятельности во мнении. В различных изданиях интерпретация работ Ф.А. Голубинского существенно отличалась, что зависело, в первую очередь, от мировоззренческой позиции

самого реципиента.

Существует определённая система исходных материалов для историко-философского исследования, поэтому, на наш взгляд, есть необходимость

ввести в исследовательский оборот максимальное количество источников. Лишь данный исследовательский приём позволит реально оценить смысловое содержание учения Ф.А. Голубинского. Интерпретация и оценка его наследия облегчается тем, что Ф.А. Голубинский в основном не выходил за пределы классической метафизики, его интеллектуальные построения вписываются в логику философствования философов-идеалистов того времени.

Помимо письменных текстов, в контексте изучения творческого наследия Ф.А. Голубинского выделяются поведенческие и устные тексты как тексты самоописания, в совокупности составляющие личностный текст. В этом смысле сама биография Ф.А. Голубинского, его жизненный путь дают интересный материал для исследования.

Научная новизна диссертации состоит в осуществлении реконструкции и интерпретации философской системы Ф.А.Голубинского, репрезентации её теистического характера. В ходе работы над диссертацией автор впервые в философской литературе:

- проводит обоснование философского статуса творческого наследия Ф.А. Голубинского;

- выявляет теоретические истоки религиозной философии Ф.А. Голубинского, показывает степень и характер заимствования московским профессором-теистом ряда концептуальных положений платонизма и аристотелизма, христианского мистицизма, средневековой схоластики, рационализма и эмпиризма Нового Времени;

- проводит сопоставление философского вклада Ф.А. Голубинского с творчеством представителей немецкой классической философии;

- определяет место Голубинского в русской религиозной философии в целом и в московской школе духовно-академического теизма в частности;

дает системный анализ собственно философской концепции Ф.А. Голубинского.

Положения, выносимые на защиту.

1. Ф.А.Голубинский заложил основы московской школы философского теизма, создав собственную систему религиозной метафизики. Ее специфика заключалась в соединении философского и богословского элементов в рамках концепции «конструктивного синтетизма».

2. Специфика религиозно-философской системы Ф.А.Голубинского определена культурно-историческим контекстом, в котором действовали отечественные философы в начале XIX века, институциональным положением самой системы духовно-академического образования.

3. В основу метафизического учения Ф.А.Голубинским положено рассмотрение тесно взаимообусловленных задач: обоснования бытия Абсолюта, рассмотрение его свойств, раскрытия взаимоотношений Абсолюта и мира, Абсолюта и человека. В этом Голубинский следовал классической схеме построения учения об Абсолюте общеевропейской философской традиции.

4. Определение пределов влияния Абсолюта на процесс познания - одна из центральных проблем религиозной философии Ф.А.Голубинского. Голубинский, будучи философом-мистиком, соотносит влияние Абсолюта с наличием у человека «ума», т.е. особой способности к идеальному познанию. Данный уровень познания соотносим у Ф.А.Голубинского с более низшими уровнями - эмпирическим и рациональным, т.е. является онтологически укорененными.

5. Строгое внутреннее содержание космологии, элемента завершающего в системе Ф.А.Голубинского, определяет отношение Идеи Бесконечного к внешней природе, признает Ее высшей Причиной действования сил и законов в мире материальном.

Теоретическое и практическое значение диссертации. Теоретическое значение исследования состоит в том, что его результаты будут способствовать углублению понимания существа духовно-академической философии в России, содействовать адекватному истолкованию наследия представителей московской школы академического теизма, в частности, Ф.А. Голубинского.

Выводы диссертации могут быть использованы при чтении лекционных курсов по философии религии и религиоведению, спецкурсов по отечественной религиозной философии, в ходе работы методологических семинаров по анализу достижений русской интеллектуальной и духовной культуры XIX в.

Апробация работы осуществлена в ходе проведения

- аспирантских теоретических семинаров на базе кафедры философии и социально-гуманитарного образования ДВФУ;

- III Международной научно-практической конференции «Социально-гуманитарное знание: поиск новых перспектив» (г.Пенза, 2009);

- VI Всероссийской научно-практической конференции «Философия отечественного образования: история и современность» (г.Пенза, 2010);

научно-практической конференции «Актуальные проблемы отечественной духовной и интеллектуальной культуры» (г.Уссурийск, 2010);

- II Всероссийской научно-практической конференции «Современная российская наука глазами молодых исследователей» (г. Красноярск, 2012);

- XIV международной научно-методической конференции «Проблемы славянской культуры и цивилизации» (г. Уссурийск, 2012).

Работа обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии и социально-гуманитарного образования Дальневосточного федерального университета (март 2012).

Структура работы. Диссертация включает в себя введение, две главы, заключение и библиографию. Общий объём работы 161 страница.

13

ГЛАВАI

ИСТОКИ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЙ СИСТЕМЫ Ф.А.ГОЛУБИНСКОГО

Подобно ряду исследователей теоретических построений русских философов-теистов, в данной главе мы используем концепцию «тройной детерминации» известного специалиста по истории отечественной философии первой половины XIX в., автора нескольких интересных работ по методологии историко-философского исследования З.А. Каменского [99, 100, 101]. Концептуальная схема Каменского, как нам представляется, даёт возможность наиболее репрезентативного обзора социокультурных и социо-исторических предпосылок метафизического учения Голубинского, и, кроме того, предполагает определение существа собственно философского ядра исследования, а также обязывает назвать круг авторов, чьи идеи оказали существенное влияние на Ф.А. Голубинского как религиозного философа. Можно согласиться с тем, что в теоретической схеме З.А. Каменского присутствуют определённые недоработки, но, как нам представляется, «творческое» отношение к данной схеме может позволить их устранить. Во всяком случае, данная схема уже неоднократно успешно апробировалась, она вполне адекватна поставленным в диссертации задачам.

1.1. Предметная детерминация

Данный параграф имеет задачей определить и уточнить философский статус данной диссертации. Вполне естественно, что Ф.А. Голубинский, будучи священником, поднимал и решал задачи не только философского, но и богословского, теологического характера. Он известен и как автор нескольких богословских сочинений [66, 67]. Следовательно, в работах о Голубинском обязательно используется религиоведческий, историко-биографический, культурологический материал. Но, при всём этом, привлекая различные

источники, тем не менее, в представленном диссертационном исследовании утверждается тезис о том, что деятельность Ф.А. Голубинского как учёного имела в первую очередь философское значение. И одновременно утверждается тесная связь его философии с теологией.

Этому способствовала объективная ситуация, складывающаяся в первой половине XIX века, не только в русской, но и западноевропейской философии. Появляется ряд специальных наук и дисциплин, среди них - философия религии. В России это понятие, «философия религии», появляется в духовных академиях, и корни его находятся в богословии. В тесном с ним взаимодействии в дальнейшем наполняется предметным содержанием и «философия религии», и как понятие, и как философский академический курс.

Философская традиция Московской духовной академии, выдающимся представителем которой был Ф.А.Голубинский, отличалась самостоятельностью и оригинальностью философского содержания. В этом духовном учебном заведении начинает в первой половине XIX века закладываться основа отечественной философии религии. Более того, по утверждению О.Т.Ермишина [86; 122], именно с Ф.А.Голубинского и его лекционных курсов, изданных уже после смерти автора, начинается философская традиция Московской духовной академии.

Метафизика московского теиста представляет собой некий синтез рационального и иррационального компонентов, соединяет в себе дискурсивность и аналитизм с интуитивизмом и даже мистицизмом. В этом синтетическом соединении разных познавательных подходов религиозное начало обретает черты «разумного ведения». Далеко не все православные философы оказались способны к теоретическому смешению, синтезу веры и разума. Некоторые русские теисты придерживались одной из двух крайностей. Условно их можно обозначить как, с одной стороны, «рационализм» или «гносеологический оптимизм» и, с другой стороны, «антирационализм» или «гносеологический негативизм». Первое направление признавало права разума на теоретическое осмысление важнейших

религиозных вопросов. Представителями этой линии являлись Ф.Ф. Сидонский, арх. Иннокентий (Борисов), П.И. Линицкий, М.И. Каринский, А.П. Высокоостровский.

Второе направление существенно ограничивало права дискурса на познание метафизических истин. В какой-то мере к этой по сути «интуитивистской» позиции склонялись П.Д. Юркевич, М.М. Тареев, отчасти В.И. Несмелов. Эти авторы широко применяли так называемый метод ведения, подразумевающий принципиально-субъективный отношение к исторической и психологической феноменологии христианства. Их можно назвать христианскими философами, владеющими опытом этико-мистического изучения новозаветного учения. Противоречия при определении Божества преодолеваются в данном случае с помощью мистических переживаний. Указанные выше православные мыслители остаются носителями традиции духовно-этической мистики, обретающей форму мистики самосознания, мистики «Лица». Христианский философ здесь в личном опыте психологически постигает в себе Образ Божий, уясняет в себе всё живое, отражающее Лик Христа. Душевное ведение как средство познания Божества обязательно должно сопровождаться верой и переживанием, связанным с наполнением в душе чувства любви к Всеблагому Существу. Очевидно, что в таком случае философский дискурс лишь относительно свободен, ибо ограничен религиозным опытом. Здесь метафизика связывается с религиозной тайной.

Крайнюю точку зрения в этом теоретическом смешении разума и веры имел «ранний» П.А. Флоренский, в своём трактате «Столп и утверждение истины» провозглашавший «гносеологический оптимизм» и «теологический рационализм» одним из проявлений безбожия [195].

Ценность Ф.А.Голубинского как религиозного философа состояла в том, что он сумел соединить эти две установки, оставаясь глубоким аналитиком, и одновременно соединяя свой аналитизм с мистическими инспирациями. Он породил целое направление, использовавшее системный метод для реализации интенций своего универсального ума. Вслед за Ф.А. Голубинским подобной

позиции в дальнейшем стал придерживаться его ученик и преемник В.Д. Кудрявцев-Платонов, затем - А.И. Введенский и др.

Собственно, в современной историко-философской науке нет достаточно чётких критериев различения постановки теологической и собственно философской проблематик в русском православном теизме XIX в. Сам феномен теистического умозрения представлял собой религиозно-философскую интерпретацию духовных, психических и материальных процессов. Подобное «смешение» философии и религии, веры и разума было основано на том, что действительно существует круг теоретических вопросов, общих богословию и философии. Эти вопросы касаются самой сути мировых религий, но одновременно являются философскими. Это касается, в частности, метафизики как концептуального оформления учения о конечных, т.е. безусловных, абсолютных началах бытия и познания.

Православные теисты выводили идею человека, учение о назначении и цели его жизни из идеи мира. По их мнению, внутреннюю сущность Абсолюта составляют три лица в своём взаимодействии, имеющих философское толкование как тезис, антитезис и синтез. Мировое развитие в данном контексте выглядит креатурным откровением Бога. Это откровение, как полагали русские теисты, сначала выводит бытие вообще, отличное от Абсолютного бытия, а затем это целостное бытие распадается на множественные элементы и противопоставляется Единому и Нераздельному Богу. Но затем мировое развитие, пройдя через фазу множественности, существуя в бесчисленных формах, вновь возвращается к Абсолюту. Бог, с точки зрения православных теистов, есть причина существования мира, центр, из которого исходит всё мировое бытие. Первым творческим актом Бога, первый «продукт» его творения «из ничто» является, согласно базовым положениям православной метафизики, всеобщее бытие мира, в котором, тем не менее, содержались зачатки будущего раскрытия мира в определённых и множественных формах. Постепенно происходила внутренняя самоорганизация этих форм и происходило отдаление этих определившихся с содержанием форм

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Романько, Юрий Иванович, 2012 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абрамов, А.И. Влияние Шеллинга на русскую духовно-академическую философию [Текст] / А.И. Абрамов // Философия Шеллинга в России. -СПб.: РХГИ, 1998.

2. Абрамов, А.И. Духовно-академическая философия [Текст] / А.И. Абрамов // Малый энциклопедический словарь. - М., 1995. - С. 170-172.

3. Абрамов, А. И. К вопросу о влиянии просветительской философии на духовно-академическую философию в России [Текст] / А.И. Абрамов // Методологические проблемы изучения истории общественной мысли. -Казань, 1990.

4. Абрамов, А.И. Кант в русской духовно-академической философии [Текст] / А.И. Абрамов // Кант и философия в России. - М., 1994. - С. 81113.

5. Абрамов, А.И. Отношение к философии И.Г. Фихте в русской духовно-академической философии [Текст] / А.И. Абрамов // Философия Фихте в России. - СПб., 2000.

6. Абрамов, А.И. Оценка философии Платона в русской идеалистической философии[Текст] / А.И. Абрамов // Платон и его эпоха.- М., 1979.- С. 212-238.

7. Абрамов, А.И. Сборник научных трудов по истории русской философии [Текст] / А.И. Абрамов. - М., 2005. - С.36.

8. Абрамов, А.И. Философы России XIX - XX столетий: биографии, идеи, труды [Текст] / А.И. Абрамов, П.В. Алексеев.- М., 2002. - 883 с.

9. Абрамов, А.И. Фихте и русская духовно-академическая философия [Текст] / А.И. Абрамов // Философия Фихте в России. - СПб., 2000.

10. Абрамов, А.И. Христиан Вольф в русской духовно-академической философии [Текст] / А.И. Абрамов // Христиан Вольф и философия в России.-СПб., 2001.

П.Аврелий Августин Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонского [Текст] / Аврелий Августин. - М., 1991.

12. Акулинин, В.Н. Философия всеединства [Текст] / В.Н. Акулинин. -Новосибирск, 1990.- 49 с.

13. Андреев, Ф. Московская духовная академия и славянофилы [Текст] / Ф. Андреев // Богословский вестник. -1915.-№10.

14. Арсеньев, B.C. Воспоминания [Текст] : дневник/ B.C. Арсеньев. - СПб.: Изд-во им. Н.И. Новикова, 2005. - С.46.

15. Арх. Борис (Плотников). Задачи метафизики [Текст]: введение в курс метафизики; апологетическое исследование / арх. Борис (Плотников). -Харьков, 1889.

16. Арх. Борис (Плотников) Онтология или метафизическое учение о бытии вообще / арх. Борис (Плотников) // Вера и разум. - 1888. -№ 1-2.

17. Арх. Борис (Плотников) Онтология или метафизическое учение о бытие вообще [Текст] / арх. Борис (Плотников) // Вера и Разум: отдел философский. - 1888. - № 6. - С. 263-278; № 8. - С. 380-400; № 12. - С. 585-605; № 17. - С. 177-202; № 19. - С. 273-283; № 22. - С. 446-471.

18. Барсов, Н. К истории проповедей и сочинений Иннокентия, архиепископа херсонского [Текст] / Н. Барсов // Христианские чтения. -1886.- 4.2. -С.752-753.

19. Барсуков, И.П. Жизнь и труды М.П. Погодина [Текст] : кн. 3 / И.П. Барсуков. - СПб., 1890.

20. Бердяев, H.A. Русская идея [Текст] / H.A. Бердяев // О России и русской философской культуре. -М., 1990.

21. Бобров, Е. А. Философия в России [Текст] : материалы, исследования и заметки; вып. 5 / Е.А. Бобров. - Казань, 1901.

22. Борзов, В.Н. Духовно-практический аспект историко-философского знания [Текст] / В.Н. Борзов // Историко-философские исследования: проблемы методологии. - Свердловск, 1988.

23. Борисова, С.Г. Философско-религиозное учение арх. Никанора (А.И. Бровковича) [Текст]: опыт системной реконструкции: дис... канд. фил. наук / С.Г. Борисова.- М., 2002. - 156 с.

24. Бронзов, А. А. Нравственное богословие в России в течение 19 века [Текст] / A.A. Бронзов. - СПб., 1901.

25. Булгаков, В. Современные научно-философские учения о существе души [Текст]: оценка их христианско-религиозной точки зрения на душу, как образ Божий в человеке / В. Булгаков. - СПб., 1898.

26. Буткевич, Т.И. Учение атеистов о религии, и ее сущности [Текст] / Т.И. Буткевич//Вера и Разум. - 1901.- №21.

27. В защиту наших академий [Текст] // Православный собеседник. - 1896. -№9.

28. Ванчугов, В. Очерк истории философии «самобытно-русской» [Текст] / В. Ванчугов.- М.: РИЦ «Пилигрим», 1994.

29. Варварин, В. (В.В. Розанов) К истории проф. М.М. Тареева [Текст] / В. Варварин (В.В. Розанов) // Русское слово. - 1910. - Ms 168,171,172.

30. Варварин, В. (Розанов В.В.) Новый труд о проф. М.М. Тарееве [Текст] / В. Варварин (В.В. Розанов) // Русское слово. - 1908. - №2.

31. Варварин, В. (Розанов В.В.) Отголоски ревизии духовной академии [Текст] /В. Варварин (В.В. Розанов) // Русское слово.-1910.- №32.

32. Введенский, А.И. Вера в Бога, её происхождение и основания: опыт положительного решения вопросов в связи с историко-критическим изучением его в текущем столетии [Текст] / А.И. Введенский. - М., 1891.

33. Введенский, А.И. О православном взгляде на «мистический морализм» [Текст] / А.И. Введенский //Вера и Разум: отдел философский. - 1893. -№17. - С.198-217; №18. - С. 237-257; №19. - С.307-318.

34.Введенский, А.И. О религиозной философии В.Д. Кудрявцева [Текст] / А.И. Введенский // Вера и Разум : отдел философский. - 1893. - №№ 2, 3.

35. Введенский, А.И. О современных задачах воспитанников Духовных академий в области философии [Текст] / А.И. Введенский // Богословский вестник. - 1895. - №10.

36. Введенский, А. И. О характере, составе и значении философии В. Д. Кудрявцева-Платонова [Текст] / А.И. Введенский. - Сергиев Посад, 1893.

37. Введенский, А.И. Очерк современной французской философии [Текст] /А.И. Введенский // Вера и разум: Отдел философский.. - 1893. - №15; № 19. - С.318-328; № 20. - С.329-350.

38. Введенский, А.И. Памяти Виктора Дмитриевича Кудрявцева [Текст] /А.П. Введенский // Богословский вестник. - Сергиев Посад, 1893. - № 2.

39. Введенский, А. И. Протоиерей Ф. А. Голубинский как профессор философии [Текст] / А.И. Введенский // Богословский вестник. - 1897. -№ 12.

40. Введенский, А. И. Протоиерей Ф. А. Голубинский как профессор философии [Текст]: ко дню столетней годовщины его рождения / А.И. Введенский. - Сергиев Посад, 1898.

41. Введенский, А.И. Реальность внешнего мира [Текст] /А.И. Введенский // Вера и Разум: отдел философский. - 1901. - № 12. - С. 468.

42. Введенский, А.И. Религиозная вера как биогенетический принцип в психологии [Текст] / А.И. Введенский //Богословский вестник.-1899.-№ 1.

43. Введенский, А.И. Судьбы философии в России [Текст] / А.И. Введенский. - М.: Типография И. Н. Кушнерева, 1898. - 43 с.

44. Введенский, А.И. Философские очерки [Текст] / А.И. Введенский. -Прага: Пламя, 1924. - 233 с.

45. Визгин, В.П. Научный текст и его интерпретация / В.П. Визгин // Методологические проблемы историко-научных исследований. - М., 1989.

46. Виноградов, В. Основные пункты христианского мировоззрения в системе проф. М.М. Тареева [Текст] / В. Виноградов // Странник. — 1911. -№№5-11.

47. Вторая половина XIX века [Текст]: философская мысль в пореформенной России // Лишаев С.А. История русской философии: ч.П. КнЛ. - Самара, 2006. - С.3-42.

48. Высокоостровский, А. П. О праве Духовных академий присуждать ученые степени по философским наукам [Текст] / А.П. Высокоостровский // Христианское чтение. - 1906. - № 5.

49. Гаврюшин, Н.К. Русская философия и религиозное сознание [Текст] / Н.К. Гаврюшин // Вопросы философии.-1994.- №1.

50. Гаврюшин, Н.К, «Столп церкви» [Электрон, ресурс]: протоиерей Ф.А. Голубинский и его школа / Н.К. Гаврюшин. - Электрон, текст, дан. - М., 2008. - Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/299750.html. - Загол. с экрана.

51. Гаврюшин, Н.К. У истоков русской духовно-академической философии [Текст]: святитель Филарет (Дроздов) между Кантом и Фесслером / Н.К. Гаврюшин // Вопросы философии. - 2003. - №2. - С. 131-139.

52. Галактионов, A.A. История русской философии [Текст] / A.A. Галактионов, П.Ф. Никандров.- М., 1961.

53. Глаголев, С.С. Лекции по богословию [Текст] / С.С. Глаголев.- М., 1898.

54. Глаголев, С.С. Протоиерей Фёдор Александрович Голубинский[Текст] / С.С. Глаголев // Богословский вестник.-1897. -№ 12.- С. 437-482.

55. Глаголев, С.С. Профессор Ф.А. Голубинский: его жизнь и деятельность [Текст] / С.С. Глаголев.- Сергиев Посад, 1898. - 46 с.

56. Глаголев, С. Религия и наука [Текст] / С. Глаголев. - Сергиев Посад, 1900.

57. Глаголев, С.С. Сверхъестественное Откровение и естественное богопознание вне истинной церкви [Текст] / С.С. Глаголев // Вера и разум: отдел философский.- 1899.-№ 10.

58. Глаголев, С.С. Фёдор Александрович Голубинский как православно-христианский философ [Текст] / С.С. Глаголев // Богословский вестник. -1898.-№3.

59. Голубинский, В. Историко-критический очерк философских направлений, возникших по поводу решения вопроса о познании человеческом [Текст]: т. 1. / В. Голубинский // Православный собеседник. - 1887.

60. Голубинский, Д.Ф. Макарий, основатель Алтайской миссии [Текст]: по бумагам Ф.А. Голубинского /Д.Ф. Голубинский // Душеполезное чтение: Ч.З.-1890.

61. Голубинский, Ф. Лекции по философии и умозрительной психологии [Текст] / Ф. Голубинский; пер. с лат. и греч. В.В. Семенов. - СПб.: Изд-во «Тропа Троянова», 2006. - 464с. - (Библиотека самопознания. Русская наука о душе).

62. Голубинский, Ф.А. Лекции философии. Введение в философию и метафизику [Текст]: вып. 1 / Ф.А. Голубинский.- М., 1884.

63. Голубинский Ф.А. Лекции философии. Онтология [Текст]: вып. 2 / Ф.А. Голубинский.-М., 1884.

64. Голубинский Ф.А. Лекции философии. Онтология. Учение о категориях [Текст]: вып. 3/ Ф.А. Голубинский.- М., 1884.

65. Голубинский Ф.А. Лекции философии. Умозрительное Богословие [Текст]: вып. 4 / Ф.А. Голубински. - М., 1884.

66. Голубинский, Ф.А. О конечных причинах[Текст]: письмо 1. / Ф.А. Голубинский // Прибавления к творениям святых отцов: ч.5. - М., 1847.

67. Голубинский, Ф.А. О промысле Божием [Текст] / Ф.А. Голубинский // Странник. - 1862.

68. Голубинский, В.И. Очерк философских направлений, возникших по поводу решения вопроса о познании человеческом [Текст]: т. 3 / В.И. Голубинский // Православный собеседник.- 1871.

69. Голубинский, Ф.А. Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека [Текст]: о конечных причинах / Ф.А. Голубинский, Д.Г. Левитский. - СПб., 1907.

70. Голубинский, Ф.А. Умозрительная психология [Текст]: чтения в ОПДЛ 1889, окт.- дек. / Ф.А. Голубинский // Русская религиозная антропология: т.1; введение. - М., 1997. - С.162-178.

71. Горский, B.C. Историко-философское истолкование текста [Текст] / B.C. Горский.-Киев, 1981.

72. Горский, B.C. Методологический анализ историко-философского знания [Текст] / B.C. Горский. - Киев, 1984.

73. Гунькин, И.В. Онтология в русском духовно-академическом теизме XIX века [Текст]: дис... канд. фил. наук / И.В. Гунькин. - Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2006.-188 с.

74. Гусев, А.Ф. Зависимость морали от религиозной или философской метафизики [Текст] / А.Ф. Гусев. - М., 1986.

75.Давыденко, Н. Святоотеческое учение о душе [Текст] / Н. Давыденко.-СПб., 1909.

76. Даниловский, А. История преподавания философских наук в духовно-учебных заведениях России. М., 1912 // ОР РГБ Ф. 172. МКА. К. 232. Е.Х..10.

77. Дебольский, Г.С. О духовности души человека [Текст] / Г.С. Дебольский // Странник. -1870. -№ 7.

78. Дебольский, Н.Г. Лекции по метафизике [Текст] / Н.Г. Дебольский.-СПб., 1884.

79. Дылевский, Е. «Лекции по умозрительному богословию» прот. Ф.А. Голубинского [Текст] / Е. Дылевский // Странник.- 1869.- № 1.

80. Дьяков, Г. Задачи русской философии [Текст]: историческая справка с ее прошлым; преобладание нравственного и религиозного элемента в идеале ее / Г. Дьяков.- СПб., 1896.

81. Евлампиев, И.И. История русской метафизики в XIX - XX веках. Русская философия в поисках абсолюта [Текст]: ч. 1 / И.И. Евлампиев. -СПб.: Алетейя, 2000. - 415 с.

82. Евлампиев, И.И. История русской метафизики в XIX - XX веках. Русская философия в поисках абсолюта [Текст]: ч. 2 / И.И. Евлампиев. -СПб.: Алетейя, 2000.-413 с.

83. Евлампиев, И.И. История русской философии [Текст] / И.И. Евлампиев. -М., 2002. -С. 224.

84. Ельчуков, А. Феофилакт Русанов и его проповеди [Текст] / А. Ельчуков. -Киев, 1897.

85. Емельянов, Б.В. Этюды о русской философии [Текст] / Б.В. Емельянов.-Екатеринбург, 1995.

86. Ермишин, О.Т. Проблема религии в философской традиции Московской духовной академии [Текст] / О.Т. Ермишин // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2009. -№3. - С. 122-129.

87. Ершов, М.Н. Пути развития философии в России [Текст] / М.Н. Ершов. -Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та.- 1922. - 67 с.

88. Есюков, А.И. Философские аспекты русской богословской мысли второй половины XVIII - начала XIX века[Текст]: дис... канд. фил. наук / А.И. Есюков - Архангельск, 1999. - С. 400.

89. Ефименко, М.Н. Религиозная традиция как предмет социально-философского анализа [Текст]: автореф. дис. на соиск. ученой степени докт. филос. наук. / М.Н. Ефименко-М., 2001.

90. Задорожнюк, И.Е. Сидонский Ф.Ф[Текст] : (о нём) / И.Е. Запорожнюк // Русская философия: словарь. - М., 1995 - С. 440-441.

91. Замалеев, А.Ф. Лекции по истории русской философии [Текст] / А.Ф. Замалеев. - СПб., 1995.

92. Зеньковский, В.В. Апологетика. Христианская вера и современное знание [Текст] / В.В. Зеньковский. - Париж, 1957.

93. Зеньковский, В.В. История русской философии[Текст]: в 2 т.; т. 1. / В.В. Зеньковский.- Ростов-на-Дону, 1999.

94. Зеньковский, В.В. История русской философии [Текст]: в 2 т. / В.В. Зеньковский. - М., 1990.

95.3еньковский, В.В. Основы христианской философии [Текст] / В.В. Зеньковский. - М.: Канон, 1997. - С.560.

96. Иванов, В. Становление богословской мысли в Московской духовной академии [Текст] / В. Иванов // Богословские труды: юбилейный сборник.- М.,1986.

97. Иванов, М.С. Академическое богословие [Текст]: исторический обзор / М.С. Иванов // Журнал Московской патриархии. - 1986. - №7.

98. Иннокентий (Борисов) Сочинения [Текст] / Иннокентий (Борисов). -Киев, 1845.

99. Иннокентий (Борисов) Сочинения[Текст]: т.1. / Иннокентий (Борисов).-СПб., 1907.

100. К истории проповедей и сочинений Иннокентия, архиепископа херсонского [Текст]. - СПб., 1886.

101. Каменский, З.А. Вопросы методологии историко-философского исследования [Текст] / З.А. Каменский // Философские науки.-1970.- № 1.

102. Каменский, З.А. Методология историко-философского исследования [Текст] / З.А. Каменский // Методологические проблемы историко-философской науки. - Воронеж, 1986.

103.Каменский, З.А. О некоторых специальных способах исследования философской школы [Текст] / З.А. Каменский // Проблемы методологии историко-философского исследования: вып. 1.- М., 1974.

104. Князев, В.М. Метафизика духа в русской религиозной философии конца XIX - начала XX века [Текст]: дис... докт. фил. наук / В.М. Князев. -Екатеринбург, 2000. - С. 397.

105. Колубовский, Я.Н. Материалы по истории философии в России [Текст]: кн. 8 / Я.Н. Колубовский // Вопросы философии и психологии. - 1891.

106. Колубовский, Я.Н. Полный список трудов наиболее выдающихся представителей духовно-академической философии XIX века [Текст] / Я.Н. Колубовский // Вопросы философии и психологии. - 1890-1893.

107.Копнин, П.В. К вопросу о методе историко-философского исследования [Текст] / П.В. Копнин // Вопросы философии. - 1967. - №5.

108. Кудрявцев, В.Д. Из чтений по космологии [Текст] / В.Д. Кудрявцев //Вера и разум: отдел философский.- №№ 20,22. - Харьков. - 1891.

109. Кудрявцев, В.Д. Из чтений по философии религии. Деизм [Текст] / В.Д. Кудрявцев //Православное обозрение. - М., 1881.

110. Кудрявцев, В.Д. Из чтений по философии религии. Пантеизм [Текст] / В.Д. Кудрявцев // Православное обозрение. - М., 1881.

111. Кудрявцев, В.Д. Из чтений по философии религии. Теизм [Текст] / В.Д. Кудрявцев //Православное обозрение. - М., 1883.

112. Кудрявцев, Н. Мен де Берран, как метафизик и религиозный мыслитель [Текст] / Н. Кудрявцев // ОР КГУ. Ф.172. 1909. 176 л.

113. Кудрявцев-Платонов, В.Д. Начальные основания философии [Текст]: вып.2 / В.Д. Кудрявцев-Платонов. - М.,. 1890.

114. Кудрявцев-Платонов, В.Д. Об источнике идеи Божества [Текст] / В.Д. Кудрявцев-Платонов // Собрание сочинений: из чтений по философии религии; т.2 - Сергиев Посад, 1892.

115. Кудрявцев-Платонов, В.Д. Онтологическое доказательство бытия Божия [Текст] / В.Д. Кудрявцев-Платонов // Православное обозрение. - Казань, 1885.

116. Кудрявцев-Платонов, В.Д. Собрание сочинений [Текст] : т.1. Вып. 1 / В.Д. Кудрявцев-Платонов. - Сергиев Посад. 1893. С.147

117. Кудрявцев-Платонов, В.Д. Собрание сочинений [Текст]: т.2. Вып. 3./ В.Д. Кудрявцев-Платонов. - Сергиев Посад. 1892.

118.Кудрявцев-Платонов В. Д. Сочинения [Текст]: т. 1/ В.Д. Кудрявцев-Платонов.- Сергиев Посад, 1892.

119.Кудрявцев-Платонов В. Д. Сочинения [Текст]: т. 2. / В.Д. Кудрявцев-Платонов.- Сергиев Посад, 1893.

120. Кудрявцев-Платонов В. Д. Сочинения [Текст]: т. 3 / В.Д. Кудрявцев-Платонов. - Сергиев Посад, 1894.

121. Кудрявцев-Платонов В.Д. Сочинения [Текст]: т.2. Вып.1 /В. Д. Кудрявцев-Платонов. -М., 1892.

122. Кудрявцев-Платонов В.Д. Сочинения [Текст]: т.З. Вып.1 /В. Д. Кудрявцев-Платонов. - М., 1894.

123.Кудрявцев-Платонов, В.Д. Религия, её сущность и происхождение [Текст] / В.Д. Кудрявцев-Платонов // Православное обозрение. -Казань, 1870.-№ 12. С.715-751.

124. Кудрявцев-Платонов, В.Д. Что такое метафизика [Текст] / В.Д. Кудрявцев-Платонов // Вера и Разум: отдел философский.- 1884.- №1 С.1-25; №2.- С.81-96.

125. Левитский, Д.Г. Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека [Текст] / Д.Г. Левитский. - М., 1885.

126. Лекции по введению в круг богословских наук [Текст] // Православный собеседник.- 1899.- № 9.

127. Леонидов, Д.В. Абсолютное бытие в гносеологии православного теизма [Текст] / Д.В. Леонидов // Проблемы славянской культуры и цивилизации: вып.З.- Уссурийск: Изд-во УГЛИ, 2001.

128. Леонидов, Д.В. Гносеология в духовно-академическом теизме XIX века [Текст]: дис.... канд. фил. наук / Д.В. Леонидов. - Уссурийск, 2003.-151 с.

129. Леонидов, Д.В. Проблема взаимоотношения веры и знания в истории христианской философии [Текст] / Д.В. Леонидов // Гуманитарные исследования.- Уссурийск,2002.

130. Линицкий, П.И Об умозрении и отношении умозрительного познания к опыту [Текст]: теоретическому и практическому / П.И. Линицкий.- Киев, 1881.

131. Линицкий, П.И. Обзор философских учений [Текст] / П.И. Линицкий.-Киев, 1874.

132. Лопухин, А.П. Духовные светила XIX века [Текст] / А.П. Лопухин // Странник.- 1911.- № 1.

133. Лосев, А.Ф. Личность и Абсолют [Текст] / А.Ф. Лосев. - М.: Мысль, 1999.-719 с.

134.Лосский, Н.О. История русской философии [Текст] / Н. О. Лосский. -М., 1991.-480 с.

135.Любутин, А.П. Философия и история философии [Текст] / А.П. Любутин // Историко-философские исследования: проблемы методологии.- Свердловск, 1988.

136.Марухняк, И. Религиозно-философское мировоззрение В.Д. Кудрявцева [Текст]: дис... канд. фил. наук / И. Марухняк // ОР РЫБ. Ф.574. Оп.2. Е.х.129. С. 201.

137. Маслин М.А. Русская философия [Текст] / М.А. Маслин.- М., 1995.

138. Метод и план христианской апологетики [Текст] // Чтения в обществе любителей духовного просвещения.- М., 1876.- № 11.- С.434.

139. Митрохин Л.Н. Философия религии [Текст] / Л.Н. Митрохин. - М.: «Республика», 1993. - 416 с.

140. Мочульский, К. Владимир Соловьев [Текст] / К. Мочульский. - Париж, 1936.-С.43.

141.Назаревский, В.Г. Лекции по умозрительному Богословию [Текст] /В.Г. Назаревский. - М.: Изд-во Общества любителей духовного просвещения, 1868.

142. Нижников, С.А. Метафизика веры в русской философии [Текст] / С.А. Нижников. - М.: Изд-во РУДН, 2001. - 301 с.

143.Никольский, А. Русская духовно-академическая философия, как предшественница славянофильства и университетской философии в России [Текст] / А. Никольский // Вера и разум.-1907.- № 9.

144. Новиков, А.И. Методологические проблемы источниковедения истории философии [Текст] / А.И. Новиков// Проблемы методологии социального исследования.- М., 1970.

145.0 физико-телеологическом доказательстве бытия Божия [Текст] / Ф. А. Голубинский, В.Д. Кудрявцев; Е.П. Аквилонов. - СПб., 1905.

146. Остроумов, M. Обзор философских учений [Текст] / М. Остроумов.- М., 1880.

147. Очерк развития русской философии [Текст] // Русская философия: очерки истории. - Свердловск, 1991. - С.404.

148.Панибратцев, A.B. Становление академической философии в России [Текст] / A.B. Панибратцев. - М., 2001.

149. Пантеизм XIX века [Текст] // Чтения в московском обществе любителей духовного просвещения: отдел 1. Т. 3 - М., 1876.

150. Переписка Ф.А. Голубинского с Ю.Н. Бартеневым [Текст] // Русский архив: кн.З.- 1880.

151.Печурина, O.A. Философия в Духовных академиях [Текст] / O.A. Печурина // Начала.- 1993.- № 3.

152.Пинчук, В.Ю. Метафизическая психология в духовно-академическом теизме XIX века [Текст]: дис... канд. фил. наук / В.Ю. Пинчук.- М., 2004. -169 с.

153. Пинчук, В.Ю. Теоретические доказательства бессмертия души человека в православной духовно-академической философии XIX в. [Текст] / В.Ю. Пинчук // Проблемы славянской культуры и цивилизации. - Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2004.- С. 14-16.

154. Письма митрополита Филарета [Текст].- СПб., 1891.

155.Пишун, C.B. Духовно-академический теизм и православные иерархи XIX в. [Текст]: от теологии к религиозно-философскому умозрению / C.B. Пишун // Проблемы славянской культуры и цивилизации: вып.6.-Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2004.- С.3-5.

156. Пишун, C.B. Обоснование бытия Сверхсущего как предмет западноевропейской и русской религиозной метафизики XVIII-XIX веков [Текст] / C.B. Пишун // Гуманитарные исследования: вып. 2.- Уссурийск: УГПИ, 1998.- С.61-69.

157. Пишун, C.B. Православная персонология XIX века в России [Текст] / C.B. Пишун. - Уссурийск, 1996. -431 с.

158.Пишун C.B. Православная персонология и духовно-академическая философия в России XIX века [Текст] / C.B. Пишун.- М.: «Прометей», 1996.

159. Пишун, C.B. Православный философский теизм [Текст]: XIX - начало XX веков / C.B. Пишун, И.В. Гунькин, В.Ю. Пинчук, А.Г. Сахатский.-Владивосток, 2006.

160. Пишун, C.B. Становление и развитие православной персонологии в России на протяжении XIX века [Текст]: дис... докт. фил. наук / C.B. Пишун.-М., 1996.

161. Пишун, C.B. Умеренно-критический реализм как важнейшее направление православной гносеологии [Текст] / C.B. Пишун /У Гуманитарные исследования: вып.1.- Уссурийск: Изд-во УГПИ, 1997.

162. Пишун, C.B. Формирование философской школы в московской духовной академии [Текст]: Ф.А.Голубинский / C.B. Пишун// Гуманитарные исследования: вып. 6.- Уссурийск, 2002. - С 77 - 85.

163. Платонов, A.A. Костромичи в Московской Духовной Академии [Текст] / А.А.Платонов // Благовест (Кострома).- 1990. - №5.

164. Попов, H.A. Игнатий Аврелий Фесслер [Текст]: биографический очерк / H.A. Попов // Вестник Европы.- 1879.- декабрь.

165. Поль, В.А. Философский теизм в Казанской духовной академии [Текст]: опыт системной реконструкции и интерпретации; дис. ... канд. философ, наук / В.А. Поль. - Уссурийск, 2006. - 142 с.

166. Розанов, В.В. Заметки о важнейших течениях русской философской мысли, в связи с нашей переводной литературой по философии [Текст] / В.В. Розанов // Вопросы философии и психологии: кн.З.- 1890.

167. Ростиславов, Д.И. Санкт-Петербургская духовная академия до 1836 г. [Текст] / Д.И. Ростиславов // Вестник Европы. - 1872. - №6.

168.Рункевич, С.Г. Из церковно-общественной жизни второй четверти нашего столетия [Текст] / С.Г. Рункевич. - СПб., 1896.

169. Русская религиозная антропология [Текст]: т. 1. - М.: Московская духовная академия; Московский философский фонд, 1997.

170.Русская философия [Текст]: малый энциклопедический словарь. - М.: Наука, 1995. - 624 с.

171. Светлов, П.Я. О свойствах воли Божией по христианскому учению [Текст] / П.Я. Светлов // Православное обозрение: т. 1. - М., 1891. - № 2,3.

172. Сизенцева, Л.И. Федор Голубинский [Текст]: ученый и мудрец / Л.И. Сизенцева // Жизнь замечательных костромичей XIII-XIX вв.: краеведческие очерки. - Кострома, 2003.

173. Смирнов, К.А. Вера и богословское знание [Текст] / К.А. Смирнов // Православный собеседник.- 1893.-№ 11.

174. Смирнов, С.К. История Московской духовной академии до её преобразования [Текст]: 1814-1870 гг. / С.К. Смирнов.- М., 1879.

175. Смирнов, С.К. Протоиерей Федор Александрович Голубинский [Текст]: биографический очерк / С.К. Смирнов.- М., 1855.

176. Смысл жизни [Текст]: антология. - М.: Прогресс-Культура, 1994.

177. Собрание мнений и отзывов митрополита Филарета [Текст]: т.З. - 1844. - 15 окт. - С.117-118.

178. Соколов, П.П. В.Д. Кудрявцев - Платонов[Текст]: (о нём) / П.П. Соколов. - М., 1893.- Т.1. Вып.1.- С. 154.

179. Соколов, П.П. Речь, сказанная по окончании отпевания В. Д. Кудрявцева-Платонова [Текст] / П.П. Соколов //Кудрявцев-Платонов В.Д. Сочинения: т.1. Вып.1. - М., 1893.

180. Солодов, Н.В. Из архива Ф.А. Голубинского [Текст] / Н.В. Солодов // Труды Нижегородской духовной семинарии: вып.5. - Нижний Новгород, 2007.-С.76.

181. Старокадомский, М.А. Вера и разум как пути богопознания [Текст] / М.А. Старокадомский. - М.,1961.

Ш.Старокадомский, М.А. Опыты умозрительного обоснования теизма в трудах профессоров Московской духовной академии [Текст] / М.А. Старокадомский. - Загорск, 1969. - 311 с.

Ш.Стеллецкий, Н. Князь А.Н. Голицын и его церковно-государственная деятельность [Текст] / Н. Стеллецкий // Труды Киевской духовной академии. - 1900. - №3. - С.513-514.

184. Тареев, М.М. Дух и плоть [Текст] / М.М. Тареев //Богословский вестник.- 1905.- № 1.- С.240-266; С. 435-453.

185. Тареев, М.М. Философия жизни 1891-1916 гг. [Текст] / М.М. Тареев.-Сергиев Пасад, 1916.- С. 119.

186. Татарский, И. Виктор Дмитриевич Кудрявцев [Текст] : (о нём)/ И. Татарский // Вера и разум.- 1892.- №№ 3,5.

187. Тихомиров, П.В. Философия В.Д.Кудрявцева [Текст]: этюд к характеристике / П.В. Тихомиров // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения.- 1894.-№1.

188. Толстой, М.В. Воспоминания о моей жизни и учении с Сергиевском Посаде [Текст]: 1825-1830 / М.В. Толстой // Богословский вестник. -1894. - №12. - С.512-513.

189. Толстой, М.В. Хранилище моей памяти [Текст] / М.В. Толстой // Душеполезное чтение: т.1.- 1891.- С.204-213.

190. Ульрици, Г. Бог и природа[Текст] :т. 1./ Г. Ульрици. - Казань, 1867.

191. Ульрици, Г. Тело и душа [Текст] / Г. Ульрици. - СПб., 1869.

192. Федотов, А. Взаимоотношение веры и знания по воззрениям В.Д.Кудрявцева [Текст]: рукопись / А. Федотов.- Загорск, 1966.

193. Филарет (Дроздов; митр. ) Мнения, отзывы и письма по разным вопросам за 1824-1864 гг. [Текст] / Филарет (Дроздов). - СПб.: Синодальная тип., 1905. - С. 388.

194. Философский энциклопедический словарь [Текст]. - М.: ИНФРА -М, 2004, - 576 с.

195. Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины [Текст] / П.А. Флоренский. - М., 2003.

196. Флоровский, Г.В. Пути русского богословия [Текст] / Г.В. Флоровский. -Киев, 1991.

197.Цвык, И.В. Духовно-академическая философия в России XIX в. [Текст] / И.В. Цвык. - М. 2002.- С. 375.

198.Цвык, И.В. Религиозно-философская система В.Д. Кудрявцева-Платонова [Текст] / И.В. Цвык. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997.- С.112.

199.Чистович, И.А. История Санкт-Петербургской духовной академии [Текст] / И.А. Чистович. - СПб., 1857.

200. Юркевич, П.Д. Идея. Философские произведения [Текст] / П.Д. Юркевич. -М.: Правда. 1990.-С.670.

201. Юркевич, П.Д. Сочинения [Текст] / П. Д. Юркевич. - М., 1990.

202. Юркевич, П.Д. Разум по учению Платона и опыт по учению Канта [Текст] / П.Д. Юркевич Философские произведения. - М.: Правда. 1990.-С. 670.

203.Шпет, Г.Г. Очерки развития русской философии [Текст]: ч. 1. / Г.Г. Шпет. - М.: Правда, 1989. - С. 345.

204. Шпет, Г.Г. Философское наследие П.Д.Юркевича [Текст] / Г.Г. Шпет // Юркевич П.Д. Сочинения.- М.,1990.

205. Шумейко, М.В. Абсолют как категория религиозного сознания в русской духовно-академической философии XIX века [Текст]: дис... канд. фил. наук / М.В. Шумейко. - Благовещенск, 2006.

206.Яковенко, Б.В. История русской философии [Текст] / Б.В. Яковенко. -М., 2003. - С.276.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.