Реджиналд Блумфилд и его роль в британском садовом искусстве тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Вронская, Алла Генриховна

  • Вронская, Алла Генриховна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 331
Вронская, Алла Генриховна. Реджиналд Блумфилд и его роль в британском садовом искусстве: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2007. 331 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Вронская, Алла Генриховна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Садово-парковое искусство Великобритании конца XIX - начала

XX века.

§1. Великобритания в конце XIX - начале XX века.

§2. Теоретический контекст: значение понятия «старинный английский сад» и различные интерпретации хода исторического развития английского садового искусства в XIX - начале XX веков.

§3. Практический контекст: основные направления садово-паркового искусства Великобритании второй половины XIX - начала XX века.

§4. Творческая биография Р. Блумфилда.

Глава 2. «Формальный сад в Англии» и взгляды Блумфилда на сущность садового искусства.

§1. Теория «английского формального сада».

§2. «Битва стилей» 1892 года.

Глава 3. Практическая деятельность Р. Блумфилда как ландшафтного архитектора.

§1. Первый (ранний) период (1891-1899).

§2. Второй (переходный) период (1899-1904).

§3. Третий (реставраторский) период (1904-1909).

§4. Четвертый {grand manner) период (1909-1914).

§5. Пятый (поздний) период (1916-1920).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Реджиналд Блумфилд и его роль в британском садовом искусстве»

Реджиналд Блумфилд (1856-1942) - одна из ключевых фигур в британском архитектурном мире своего времени. Его многогранные способности проявились не только непосредственно в архитектурном проектировании, но и в садово-парковом и декоративно-прикладном искусстве, архитектурном рисунке. Занимавший на протяжении своей долгой профессиональной деятельности ряд ответственных должностей (в том числе и пост президента Королевского института британских архитекторов1 в 1912-1914 годах), которые он совмещал с активной преподавательской деятельностью, Блумфилд оказал огромное влияние на формирование нескольких поколений английских архитекторов. Более того, Блумфилд является одним из первых профессиональных историков европейской архитектуры, открывшим для современников мир английской архитектуры XVIII века. Кроме того, он - автор двух монументальных томов по истории французской архитектуры (первый посвящен периоду с 1494 по 1661 год, а второй - с 1661 по 1774 год), в течение десятилетий остававшихся основным англоязычным исследованием в этой области. Пионерская деятельность Блумфилда по исследованию английского садово-паркового искусства XVI -начала XVIII веков оказала решающее влияние на последующую историографию этого вопроса. В книге «Известные современные британские архитекторы», изданной в 1931 году, Ч. Г. Реилли, сравнивая Блумфилда с Кристофером Реном, писал: «Я совершенно уверен, что сэра Реджиналда Блумфилда сегодня можно назвать старейшиной архитектурной профессии. Среди архитекторов нет ни одного, кто мог бы помериться с ним интеллектом, тогда как долгий ряд построенных им зданий, который венчает массивные Менин Гейт, обладают открытой силой и мощью, которые нам приятно считать типично английскими качествами» [388, PP. 54, 57].

Кроме того, Блумфилд сыграл ключевую роль в определении направления развития садово-паркового искусства Великобритании (а вслед за ней и всего

1 Royal Institute of British Architects, далее - RIBA. остального мира): его книга «Формальный сад в Англии» (1892) стала не только первым историческим исследованием, посвященным допейзажным английским садам, но и подлинным манифестом сторонников реабилитации регулярного стиля садостроения, который в сознании ее автора и был истинным синонимом выражения «английский сад». Последовавшая вслед за публикацией этой книги полемика Блумфилда с выдающимся садоводом и ботаником У. Робинсоном привлекла к стилистическим вопросам садово-парковой архитектуры внимание общественности, тем самым способствовав популяризации этого искусства и поиску новых путей его развития.

Практическая деятельность Блумфилда как ландшафтного архитектора (за исключением нескольких выдающихся ансамблей) менее известна, чем его теоретические работы, посвященные садовому искусству. Причина этого кроется в кажущейся простоте и безыскусности (по контрасту, например, с изощренными планами Э. Латченса) малых и средних садовых проектов Блумфилда. Простота эта однако, на наш взгляд, объясняется не отсутствием у архитектора творческой оригинальности, а его стремлением подчинить свою практическую деятельность собственной теории «английского формального сада», ключевыми характеристиками которого являлись именно простота и безыскусность. Изучение садово-парковых проектов Блумфилда, таким образом, не только иллюстрирует, но и проясняет основные положения и принципы его теоретической концепции, а практическая и теоретическая деятельность архитектора не должны рассматриваться в отрыве друг от друга.

Свойственные характеру Блумфилда резкость и нетерпимость, которые на раннем этапе карьеры поставили его в эпицентр спора «формалистов» и «пейзажистов», сделав его лидером «формального» движения и обеспечив популярность и заказы, в конце творческого пути архитектора сослужили ему плохую службу. В 1934 году Блумфилд, убежденный сторонник классического стиля, выступил с резкой критикой архитектуры модерна и модернизма в книге с у презрительным названием «Модернизмус». Это выступление, по способу

2 Blomfield, Reginald Т., Modemismus. [S.I.]: Macmillan, 1934. 4 аргументации (чуждость указанных стилей национальному духу) напоминавшее нацистские архитектурные теории,3 прозвучало в эпоху, когда с новым стилем были связаны надежды молодых прогрессивных архитекторов и искусствоведов, и поэтому не было воспринято современниками и подорвало безупречную до того репутацию Блумфилда как арбитра вкуса. В течение нескольких десятилетий после смерти архитектора его имя продолжало оставаться синонимом консерватизма и ретроградства, а историки искусства предпочитали игнорировать его творческое наследие.

Его [Блумфилда] архитектура будет переоткрыта послезавтра» [414, Р. 2], - предсказал автор одного из посвященных архитектору некрологов, опубликованного в январе 1943 года, и он был абсолютно прав. В последние годы, когда модернизм уже не воспринимается в качестве единственно возможного стиля современной архитектуры, критика его Блумфилдом перестала казаться безосновательной. Одновременно пробудился и интерес к его творческому наследию: многочисленным зданиям, садам и книгам по архитектуре и ее истории. Имя архитектора все чаще встречается в докладах на научных конференциях и в статьях в журналах и сборниках.

Данное исследование призвано стать первой работой, в которой комплексно рассматривается деятельность Блумфилда как теоретика и историка садового искусства и ландшафтного архитектора в контексте британской культуры рубежа XIX и XX веков, выявляются особенности его теоретической концепции и их влияние на реальные планировочные решения мастера, а также раскрывается роль Блумфилда в британском садостроении и его вклад в произошедший в 1890-х годах поворот в направлении хода развития этого искусства.

Садово-парковое искусство попало в поле пристального внимания западного искусствоведения лишь в середине 1960-х годов; с тех пор история садостроения (особенно европейского) стала достаточно хорошо разработанной

3 Например, вышедшую в 1932 году книгу К. В. Штрауба «Архитектура в Третьем Рейхе» (Straub, Karl Willy, Die Architektur im Dritten Reich. Stuttgart: Wedekind, 1932). темой, которой посвящено существенное количество публикаций и по которой выходят два периодических научных издания - журналы 'Garden History' в Великобритании (с 1969 года, первоначально как 'Occasional Paper (Garden History Society)') и 'Studies in the History of Gardens and Designed Landscapes' (бывший 'Journal of Garden History') в США (с 1982 года).

Однако внимание большинства исследователей, как правило, сосредоточено на самых ярких страницах истории садового искусства, таких как итальянское Возрождение, французские дворцово-парковые ансамбли эпохи Ленотра и английские пейзажные сады XVIII века. Период второй половины XIX - начало XX века лишь недавно занял достойное место в хронологии садового искусства и стал предметом нескольких самостоятельных исследований.

Наиболее значительными обобщающими работами, посвященными английскому садовому искусству этого времени, следует считать «Викторианские сады» Б. Эллиотта (1986) [302] и «Эдвардианский сад» Д. Оттевилла (1989) [387]. В вышедшей совсем недавно монографии А. Хеймлрайх «Английский сад и национальная идентичность. Конкурирующие стили садового дизайна, 1870-1914» [339], показывается, как идея «английскости» находила свое выражение в различных направлениях английского садово-паркового искусства указанного периода. В этой монографии приводится достаточно подробный анализ книги Блумфилда «Формальный сад в Англии»; также она становится предметом рассмотрения в указанных выше работах Оттевилла и Эллиотта. Созданные архитектором ландшафтные проекты, тем не менее, в основном данными исследователями игнорируются.

Непосредственно творчеству Р. Блумфилда посвящена книга Р. А. Феллоуза «Сэр Реджиналд Блумфилд: эдвардианский архитектор» (1985) [308], однако и в этом исследовании садово-парковые работы Блумфилда рассматриваются крайне эскизно, а основное внимание уделено восстановлению хронологической линии профессиональной карьеры архитектора во всей ее полноте и многогранности. Несмотря на недостаточно проблемный подход автора к исследуемому материалу (что объясняется исключительным объемом этого материала - активная творческая деятельность Блумфилда длилась более полувека), информативную ценность этой единственной посвященной Блумфилду монографии трудно переоценить.

В 2005 году в университете Лондона Дж. Эдгаром была защищена магистерская диссертация по садово-парковому наследию Блумфилда [299]. Эта неопубликованная работа (к сожалению, ограниченная в объеме и охватывающая не все из известных садов архитектора) на сегодняшний день является наиболее полным исследованием садовых проектов Блумфилда, вводящим в научный оборот его неизвестные ранее материалы и проекты.

Наиболее важными исследованиями, позволяющими датировать садовые проекты Блумфилда, являются два списка его проектов, первый из которых (весьма неточный) был опубликован после смерти архитектора его сыном Остином в 'Journal of the Royal Institute of British Architects' в феврале 1943 года [46], а второй приведен в монографии Р. Феллоуза. Эти списки нередко противоречат друг другу и нуждаются в дополнении и уточнении.

Источниками для исследования теоретической позиции и исторической концепции Блумфилда послужили его собственные сочинения: книги «Формальный сад в Англии» (1892), «История архитектуры английского Ренессанса» (1896) и другие, а также статьи в периодических изданиях и предисловие к каталогу акварелей художника Дж. Элгуда (1893).

Ход полемики между Блумфилдом и Робинсоном и реакцию на нее английского общества удалось восстановить по публикациям - рецензиям на книги, новостным заметкам - в различных периодических изданиях того времени: как нейтральных (таких, как 'Edinburgh Review' и 'The Magazine of Art'), так и принадлежащих к одному из «воюющих лагерей»: «садоводческо-ботаническому» ('The Garden', 'Gardeners' Chronicle', 'The Gardeners' Magazine') или архитектурному ('The Builder', 'The Builders' Journal and Architectural Record', 'The Building News and Engineering Journal', 'The Architect' и другим).

Источниками для воссоздания обликов садов Блумфилда послужили, в первую очередь, выполненные нами натурные обследования тех из них, что сохранились до наших дней (Годинтон, Кайторп Корт, Леди Маргарет Холл, Маундсмер Мэнор, Меллерстеин, Нолтон Корт, Олд Меншн, Пойнт Хилл, Салгрейв Мэнор, Старри Корт, Уиттингтон, Уолдешэр Парк, Хилл Холл, Эйпторп). Кроме того, при написании данного диссертационного исследования были использованы архивные материалы: сохранившиеся проекты и видовые рисунки Блумфилда (хранящиеся в архиве Королевского института британских архитекторов4 и в других коллекциях), записные книжки архитектора и старые фотографии - эти материалы предоставляют ценную и достаточно полную информацию по большинству важнейших проектов Блумфилда, несмотря на то, что основная часть его архива была уничтожена им самим в 1940 году [167, Р. 115].

Важным источником для диссертации стали публикации в изданиях конца девятнадцатого - начала двадцатого века, в особенности в журнале 'Country Life'. Опубликованные в этом издаваемом с 1900 года журнале статьи богато иллюстрированы фотографиями: как правило, они носили заказной характер и были посвящены выставляемым на продажу, недавно приобретенным или недавно перестроенным имениям, что позволяет восстановить облик усадеб в переломные моменты их истории. Кроме того, работу над некоторыми (наиболее важными) проектами Блумфилд описывает в своих мемуарах [264].

Исключительную роль в процессе реконструкции поэтапного процесса происходивших в планировке усадеб изменений сыграли крупномасшабные карты Англии, составляемые с 1870х годов национальной картографической службой Ordnance Survey5 (в дословном переводе - Артиллерийская съемка). Сравнение карт разных периодов позволяет датировать изменения усадебных ландшафтов.

Хронологические рамки нашего исследования определены концом XIX -началом XX века. Блумфилд в основном выполнял заказы на строительство загородных усадеб и разбивку садов с 1892 года до начала Первой мировой

4 Royal Institute of British Architects, в дальнейшем - RIBA.

5 В дальнейшем - OS. войны. В историографии британского искусства время творческой активности Блумфилда принято относить к поздневикторианскому (1875-1901) и эдвардианскому (1901-1910) периодам по именам правивших страной монархов - королевы Виктории и короля Эдуарда VII.

Объектом настоящего исследования являются теоретические и практические работы Р. Блумфилда: его книги, статьи и проекты садов. Предмет исследования - творчество Блумфилда на фоне современных ему тенденций британской культуры и садово-паркового искусства: усиления националистических настроений, интереса к национальной истории, реабилитации регулярного метода садостроения.

Целью исследования является комплексный анализ творчества Р. Блумфилда как ландшафтного архитектора, историка и теоретика садово-паркового искусства в контексте британской культуры рубежа XIX и XX веков. Для достижения этой цели нам было необходимо решить несколько задач. Во-первых, нужно было, рассмотрев художественный и интеллектуальный контекст творчества Блумфилда, определить его место и роль в ряду теоретиков и практиков британского садового искусства. Во-вторых, потребовалось проанализировать историческую концепцию развития английского садово-паркового искусства Р. Блумфилда, а также его теорию «формального сада». В-третьих, важно было реконструировать ход полемики «пейзажистов» и «формалистов» 1892 года (спор Блумфилда и Робинсона), выявить причины разногласий, цели и устремления сторон, причины интереса к спору широкой общественности и условия, при которых произошло примирение противников. В-четвертых, было необходимо составить полный перечень садовых проектов Блумфлида и описать важнейшие из них. И, наконец, в-пятых, потребовалось предложить периодизацию деятельности Блумфилда по созданию садовых ансамблей.

В методологическом плане при написании диссертации равное значение придавалось как фактологическому и классифицирующему, так и проблемному и обобщающему подходам. Так, первые проявились в использовании большого количества фактического материала, в том числе ранее не вводимого в научный оборот, и в его классификации; вторые - в осмыслении этого материала и решении на его основе общих проблем. Кроме того, диссертация была написана с опорой на традиционные для отечественного искусствоведения метод историзма и сравнительно-исторический метод. Первый из них применялся при написании третьей главы, в которой творчество Блумфилда-садостроителя разделяется на хронологические периоды, и выделяются их особенности; второй - при написании первой главы, в которой проводится сопоставление между различными направлениями поздневикторианского садово-паркового искусства. Художественно-образный анализ также играл важную роль при написании диссертации: при помощи этого метода в третьей главе воссоздается художественный образ садов Блумфилда и передается их атмосфера.

Новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественном искусствознании рассматривается европейское садово-парковое искусство рубежа XIX - XX веков. Кроме того, данная диссертация является первым комплексным исследованием, в котором рассматриваются обе грани «садового» наследия Блумфилда - как его исторические и теоретические работы, так и выполненные им проекты - и выявляется их взаимосвязь.

Настоящее исследование впервые вводит в оборот отечественной науки материал садово-паркового искусства Великобритании конца девятнадцатого -начала двадцатого веков, который может быть использован при написании комплексных исследований европейского искусства этого периода. Кроме того, сад как символ, как значимое место действия драм и романов, как распространенный живописный сюжет часто упоминается в современных исследованиях различных сфер культуры, и изучение бытовавших в тот период стилей и теорий может иметь значение для литературоведения, театроведения и других гуманитарных наук. Русское предреволюционное садовое искусство и архитектура были тесно связаны с английскими (особенно через так называемый Абрамцевский кружок), и поэтому изучение художественной жизни Великобритании этого периода может способствовать их лучшему пониманию.

Диссертация обсуждена и принята на заседании Отдела классического искусства Запада Государственного института искусствознания РАН при Федеральном агентстве при культуре и кинематографии РФ 17 апреля 2007 года. В ходе подготовки диссертации были сделаны доклады, посвященные обсуждаемым в ней проблемам, в мае 2003 года на Международной конференции молодых ученых «Ломоносов» -9, проходившей в МГУ им. М. В. Ломоносова, в мае 2004 года - на Международной конференции молодых ученых «Ломоносов» -10 (там же), сентябре 2004 года - на конференции «Синтез искусств и рождение стиля» в Царицынском музее-заповеднике (г. Москва), в ноябре 2005 года - на конференции «Западная Европа, XVI век: цивилизация, культура, искусство» в Государственном институте искусствознания (г. Москва). Кроме того, на английском языке были сделаны доклады на XVI конференции аспирантов-искусствоведов, проходившей в апреле 2006 года в университете штата Индиана в г. Блумингтон (США), в июле 2006 года на ежегодной международной конференции Междисциплинарного общества изучения наследия девятнадцатого века в университете города Дарэма (Великобритания) и в июле 2006 года на конференции «Эдвардианцы» в университете графства Хартфордшир (Великобритания).

Диссертация состоит из Введения, трех глав: «Садово-парковое искусство Великобритании конца XIX - начала XX века», ««Формальный сад в Англии» и взгляды Блумфилда на сущность садового искусства», «Практическая деятельность Р. Блумфилда как ландшафтного архитектора», Заключения, списков источников и использованной литературы, а также трех приложений: 1. Полного списка ландшафтных проектов Р. Блумфилда, 2. Списка литературы по его «садовым» проектам, 3. Перевода отрывка из книги Блумфилда «Формальный сад в Англии». Кроме того, диссертация сопровождена иллюстрациями.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Вронская, Алла Генриховна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данного исследования являлось проведение комплексного анализа творчества Р. Блумфилда как ландшафтного архитектора, историка и теоретика садово-паркового искусства в контексте британской культуры рубежа XIX и XX веков. Для достижения этой цели было необходимо дать краткий обзор интеллектуальной, экономической, социальной и художественной жизни Великобритании рубежа веков в том аспекте, в котором эти сферы затрагивали теорию и практику садового искусства. Наиболее важными событиями, происходившими в Великобритании в то время, были рост колониальной империи, Первая мировая война, аграрный кризис и урбанизация в социально-экономическом плане и (во многом как реакция на эти процессы) возникновение движения Искусств и ремесел в плане художественном. Именно участие в деятельности движения Искусств и ремесел предопределило стилистические предпочтения Блумфилда и его интерес к садово-парковому искусству прошлого, и так называемый «формальный» сад несет в себе черты генетического родства с «садом Искусств и ремесел». Другие типы садов эдвардианского периода также имеют с этими двумя типами немало общего, будучи иными вариантами решения той же проблемы: поиска путей выхода из тупика, в который зашло садовое искусство в викторианскую эпоху.

Пути выхода из кризиса капиталистического производства и воспринимавшегося многими как его следствие кризиса викторианского садоводства нередко виделись в возрождении национальных традиций. Тем не менее, как было показано в диссертации, Блумфилд вопреки распространенному мнению вовсе не является «родоначальником» стремления к национальной самобытности в садовом искусстве. Напротив, он продолжает традицию, имеющую длительную историю и опирающуюся на такие авторитетные в английской культуре имена, как Вальтер Скотт. Вклад Блумфилда состоял не в основании движения за возрождение регулярного метода садоводства, как это принято считать, а в его популяризации, выводе из узко исторического контекста и приспособлении к задачам и потребностям современной ему практики садостроения.

Рассмотрение творческой биографии Блумфилда позволяет лучше понять контекст его профессиональной деятельности и найти объяснения его поступкам и эстетическим предпочтениям. Так, тесная связь с движением Искусств и ремесел обусловила особенности архитектурного и садового стиля «раннего» Блумфилда и подтолкнула его к глубокому изучению истории английской архитектуры и садового искусства, а гуманитарное оксфордское образование объясняет проявившуюся позднее склонность архитектора к языку классических форм. Особенности темперамента и характера Блумфилда - его максимализм, критичность и резкость в суждениях - помогают понять, почему именно он встал во главе лагеря «формалистов», возглавив борьбу с человеком, чей возраст, авторитет и общественное положение намного превышали его собственные.

Изучение стилистических предпочтений архитектора позволяет понять особенности восприятия им истории английского садостроения, которая представала перед Блумфилдом в виде постепенного прогрессивного развития от Средневековья к Ренессансу (понимаемому как период с XVI до середины XVIII века) - пику расцвета подлинного «английского» садостроения (особенно в XVII веке), затем неожиданной катастрофы - появлению и повсеместному распространению пейзажного стиля, и дальнейшей последовательной деградации садового искусства. Представления Блумфилда о том, какими были английские сады в этот период «золотого века» (которые не во всем соответствовали исторической правде) продиктовали особенности его теоретической концепции, излагаемой автором в виде развернутого описания «старинных английских» садов, в котором выражения «английские сады XVII века были» и «современные английские сады должны быть» выступают как синонимы.

Большое значение для понимания творчества Блумфилда имеет его полемика с садоводом У. Робинсоном, разгоревшаяся в 1892 году, вскоре после выхода в свет книги первого «Формальный сад в Англии». Основными причинами этой полемики, на наш взгляд, является происходившее в конце XIX века изменение поля профессиональной деятельности архитекторов и садоводов, а также борьба за возрождение синтеза искусств, связанная с появлением нового художественного стиля. Победа в споре досталась представителям компромиссной позиции - творческому тандему Г. Джекил и Э. Латченса -потому, что они смогли возвысить садоводство до статуса изящного искусства и объединить его не только с архитектурой и живописью (что неоднократно осуществлялось и прежде), но и с декоративно-прикладным искусством, что как нельзя лучше соответствовало тенденциям времени. Именно ими был создан «ландшафтный дизайн» в том смысле, в котором это выражение употребляется и по сей день.

Садовое» творчество Блумфилда можно условно подразделить на пять этапов. На первом, или раннем, (1891-1899) этапе происходила выработка творческой манеры архитектора, находившегося под сильным влиянием движения Искусств и ремесел, и были созданы его первые садово-парковые ансамбли. Во время второго этапа (1899-1904) Блумфилд постепенно отходил от стиля Искусств и ремесел и создал первый ансамбль в характерном для него впоследствии стиле grand manner. На протяжении третьего этапа (1904-1909) Блумфилд пробовал свои силы в реставрации садово-парковых ансамблей, дополняя восстановленные им исторические элементы искусными стилизациями. Четвертый период (1909-1914) - время наивысшего расцвета таланта Блумфилда, когда ему представилась возможность проектирования крупных ансамблей в излюбленной им grand manner. И, наконец, к пятому периоду были отнесены немногочисленные послевоенные работы Блумфилда.

Значение теоретической и практической деятельности Блумфилда не только для британского, но и для европейского садово-паркового искусства в целом трудно переоценить. Взгляды архитектора на историю и дальнейшие пути развития этого искусства, выраженные особенно ярко в ходе его полемики с У. Робинсоном, оказали влияние на многих архитекторов-садостроителей (в том числе и за рубежом) и, будучи впитаны и переосмыслены в творчестве Джекил и

Латченса, определили пути развития европейского садового искусства на десятилетия вперед.

Хотя, как было показано в диссертации, Блумфилд, защищая регулярный метод садоводства, лишь развивал идеи своих предшественников, именно ему принадлежит заслуга привлечения к ним широкого внимания общественности, и именно его книге было суждено стать манифестом «формального возрождения». По его стопам (и вполне осознавая и ценя первенство Блумфилда в этой сфере) пошли архитекторы и садоводы других стран - А. Дюшен во Франции, И. М. Ольбрих и П. Беренс в Германии, Ф. Бак и Ж. Форестье в Испании и другие. Большое (хотя и опосредованное творчеством Т. Мосона и Э. Латченса) влияние оказала деятельность Блумфилда и на В. Я. Курбатова - первого (дореволюционного) русского историка садово-паркового искусства.

Так, в 1912 году появился манифест движения по поиску национального стиля в садовом искусстве Франции - книга Люсьена Корпешо «Сады разума. Парки и сады Франции». В предисловии автор писал:

Если бы французскую речь перестали слышать, а нашу литературу - понимать, если бы о имена Корнеля, Боссюэ , Расина, Мольера, Вольтера, Монтескье не вызывали бы больше в душах божественный трепет,. и если бы, однако, не перестал существовать парк Ленотра., сущность и качество духа Франции, чистота и совершенство интеллектуального инструмента, распределенные между величайшими гениями нашего рода, предстали бы в Версале во всем своем блеске. Вот почему террасы Версаля - лучшее место для размышлений о духе Франции. Наша история здесь раскрывается, разворачивается логично и ясно. Все усилия нации, ее труды и даже ее противоречия здесь обретают смысл и упорядоченность в соответствии с планами, в которых чувствуется продуманность. [379, Р. 443]

Родоначальник возрождения регулярного стиля во Франции садовый архитектор Ашиль Дюшен считал, что в 1880-1900-х годах жизнь казалась почти такой же, как и в предшествующий период, но в ней стало меньше роскоши, и она начала делаться проще. Это, по его мнению, привело к упадку пейзажных

68 Боссюэ (Bossuet) Жак Бенинь (1627-1704) - французский писатель, епископ, идеолог галликанства.

164 садов и позволило начать возрождение садов регулярных, «композиция которых ясна, читаема, понятна, иерархична, в которых каждый элемент имеет свою причину и назначение» [294, Р. 8]. Это стремление к простоте, отказ от всего фальшивого, искусственного и излишне дорогого роднит позицию Дюшена с концепцией формального сада Блумфилда.

Кроме того, и Блумфилд, и А. Дюшен считали себя архитекторами, а не садоводами, и открыто заявляли свою позицию. Так, Дюшен писал: «Мы вдохновлялись непосредственно правилами архитектуры и искусства художественного оформления, а не, как почти все школы той эпохи [1880-1900-х годов], практического садоводства. Нашей главной целью является вновь сделать сады архитектурными и декоративными, разбивая их в соответствии с линиями дома» [294, Р. 8].

Но, пожалуй, наиболее знаменательной точкой соприкосновения двух концепций стало то, что и Блумфилд, и Дюшен не стремились к копированию старинных садов, а сознательно пытались воссоздать «дух» эпохи, оставляя за собой право изменить ее «букву». Ашиль Дюшен писал:

Стилевые аспекты проектирования садов и парков не имеют ничего общего с копированием старинных образцов. Каждая композиция ставит принципиально новую проблему. Стоящая перед нами проблема ничем не отличается от той, которую приходилось решать архитекторам прежних эпох, и каждый раз она требовала от них новых творческих решений. Мы не должны копировать их, как и они не копировали друг друга, так как традиция живет только тогда, когда она обновляет свои проявления. [294, Р.9]

Возрождение формального стиля садоводства в Германии проходило под сильным и непосредственным влиянием движения Искусств и ремесел, идеи которого пропагандировались в популярной книге англофила Германа Матезиуса «Английский дом» (1904) [383]. Сад трактовался немецкими художественными деятелями в рамках распространенной в немецком модерне концепции Gesamtwerk - тотального произведения, в котором искусство, природа и быт сливалются в единое целое. Дом «входил» в сад в виде формальной планировки и малых архитекутрных форм; сад - в дом в виде цветочных мотивов в оформлении интерьера, комнатных растений и зимних садов. Немецкие архитекторы разделяли идею Блумфилда о превосходстве в саду искусства над природой. Так, архитектор Питер Беренс писал: «Сад не должен быть коллекцией как можно большего количества сортов и видов растений; напротив, последние должны служить формальным выражением [Formausdruck] определенной художественной идеи. Ботаника и биология, позволяющие лучше познакомиться с жизнью природы, являются важными вспомогательными областями знания [Hilfsinteressen], но ни в коей мере не основой садостроения» [368, Р. 12]. Одними из самых известных примеров садовых ансамблей, возникших на немецкой почве под влиянием творческих идей движения Искусств и ремесел, являются проекты частных садов для Дармштадской художественной колонии, созданные в 1900 году архитекторами П. Беренсом и И. М. Ольбрихом.

Следует отметить, что в Германии, как и в Италии и Испании, на рубеже XIX-XX веков вопросы национальной самоидентификации в садовом искусстве не ставились с такой остротой, как в Англии. Они стали интересовать практиков и теоретиков садового искусства лишь позднее - начиная с 1920-х годов.

В России ведущим историком и теоретиком садово-паркового искусства рубежа веков был В. Я. Курбатов, автор книги «Сады и парки». Как и Блумфилд, Курбатов считал, что лучшие образцы садовой архитектуры были созданы лишь в те века, когда все отрасли культуры сливались воедино; в XIX же веке искусство, как искание красоты, было заброшено, зодчество превратилось в коллекционирование заимствованных, и почти всегда непонятных деталей, а художественная и конструктивная стороны архитектуры оказались разграничены. Выступал Курбатов и против академизма и историзма XIX века. Как и Блумфилд, Курбатов был уверен в том, что без изучения наследия прошлого не может появиться стоящего нового произведения: ведь искусство может развиваться лишь органически, а всякое органическое развитие преемственно.

Большое внимание (не только в «Садах и парках», но и в книге «Естественные парки и охрана природы», в статьях «Зеленые памятники петербургской старины», «О возрождении садовой архитектуры») Курбатов уделял вопросам сохранения и реставрации памятников прошлого. Так, описывая русское садовое искусство времени правления Екатерины II, он сожалел о том, она не ценила сокровищ, оставленных предшественниками, и вместо того, чтобы сооружать новые парки, переделывала и изменяла старые.

Курбатов не задавался целью выработать «русский стиль» в садовом искусстве. Однако на основании различных его сочинений можно составить представление о том, какие именно сады он желал бы видеть в России. Это -сады европейского типа, не являющиеся, однако, простыми подражаниями чуждым оригиналам. По мнению Курбатова, в России успело сложиться собственное садово-парковое искусство, вершиной которого является парк Павловска. При создании регулярных садов он приветствует использование амфитеатров и полукруглых театров, каскадов, невысоких, но изощренно изогнутых лестниц, фонтанов, оград. Характерно, что, говоря о пейзажных парках, Курбатов предостерегает от использования «ложно-естественных приемов Кармонтелля и Кента» [223, Р. 736].

Оценивая влияние Блумфилда на этих и других теоретиков и практиков садового искусства, следует отметить, что оно (преимущественно опосредованное) было концептуальным, а не стилистическим. Отклик у зарубежных современников находили идеи необходимости изучения национального наследия и выработки на его основе нового, самобытного стиля садового искусства (кроме того, всем им свойственно характерное для культуры модерна стремление к синтезу искусств). Поэтому «формальные» сады упомянутых выше мастеров и теоретиков столь непохожи друг на друга: на общую концептуальную схему в них наложены различные региональные особенности и национальные традиции, а также специфика творческого почерка отдельных мастеров. Ольбрих - яркий представитель немецкого модерна, тогда как Дюшен склонялся к классицизму и историзму, а Курбатов вообще отказывался от «формального» сада в пользу пейзажного на том основании, что последний и является подлинным русским типом сада.

Значение Блумфилда для европейского садостроения - в привлечении им внимания к национальным традициям садового искусства и демонстрации того, что эти традиции могут быть оживлены и адаптированы к условиям современности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Вронская, Алла Генриховна, 2007 год

1. Apethorpe Hall: ext view (archt Sir Reginald Blomfield) A58/20.

2. Apethorpe Hall, Northamptonshire, designed (1905-1912) by Sir Reginald Blomfield LS3252, LS3252/1-28.

3. Black Knoll, Hampshire, designed (1899) by Sir Reginald Blomfield 3236-LS 3236/1.

4. Craythorpe Court, Lincolnshire, designed (1899) by Sir Reginald Blomfield 3243-LS 3243/12.

5. Lady Margaret Hall, Oxford, designed (1896-1915) by Sir Reginald Blomfield LS 3284.

6. Leasam, Rye, Sussex, designed (1903) by Sir Reginald Blomfield 32343234/9.

7. Alterations and additions for Mystole House, near Chartham, Kent, designed (1895) by Sir Reginald Blomfield 3200/1.

8. Mellerstain, near Kelso, designed (1898-1912) by Sir Reginald Blomfield3220.

9. Saltcote Place, Playden, Sussex, designed (1906) by Sir Reginald Blomfield 3313-3313/1 .

10. Manoir de la Trinite, Jersey, designed (1912) by Sir Reginald Blomfield 3260-LS 3260/2.

11. Waldershare Park, Kent, designed (1914) by Sir Reginald Blomfield 3253-LS 3253/3.

12. Wretham Hall, Thetford, Norfolk, designed (1913) by Sir Reginald Blomfield LS 3300-LS 3300/6.

13. Wrought iron gates, part of the restoration of house and gardens, Drakelowe Hall, Derbyshire, designed (1906-1912) by Sir Reginald Blomfield LS 3287.

14. Frimley (Surrey): "Yockley", design for house, 1901 PB446/8.

15. Caythorpe Court, Perspective drawing

16. Leasam. Perspective drawing RIBA BAL, PB447/14.

17. Mellerstain (Berwickshire): design for gardens, 1910 РАЗ 10/1.

18. Holburne Museum, Bath, Plan of Grounds PB 446/3 (1).

19. Sidney College as altered to form the Holburne Gallery Bath Reginald Blomfield ARA architect, 1911 PB 446/3 (2).

20. Manoire de la Trinite Jersey for Alhelslaire(?) Riley Esq., Reginald Blomfield ARA Architect PA 446/11 (1).

21. Waldershare (Kent): Waldershare Park, design as rebuilt, 1914 РАЗ 10/3.

22. Wretham (Norfolk): Wretham Hall, design, 1912-13 РАЗ 10/4(3).; Wretham Norfolk as built for Saxton Noble Esq. Reginald Blomfield ARA Architect 1913 [РАЗ 10/4(4)]1.dy Margaret Hall Archives

23. Map I. Blomfield's plan 1896

24. Blomfield's plan for a 'Garden House', 1901

25. Godinton House Preservation Trust27. 'Plan for Gardens at Godinton', Reginald Blomfield, October 1895: G/Blom/3.

26. Paul Blomfield's private collection28. Sulgrave Manor plan1. Литература

27. A. M. C., 'The Architecture of Hartfordshire. The relation of buildings to soil and to the future' // Country Life, 1943, vol., pp. 332-335 (333)

28. Abercombie, Patrick, 'Sturry Court and Garden' // Architectural Review, vol.62,1927, pp. 129-133

29. Allan, Mea, Fisons Guide to Gardens in England, Ireland, Scotland and Wales. London: Frewin, 1970

30. Aslet, Clive, The last country houses, New Haven and London: Yale University Press, 1982

31. Aslet, Clive & Hartley, Christopher, 'Brodick Castle, Isle of Arran' // Country Life, v. 173, 1983, pp. 322-235, 380-38340. 'At Ditton Place' // House and Garden, July 7, 1952, pp. 52-55

32. Badeslade, Thomas, Thirty Six Different Views of Noblemen and Gentlemen's Seats, in the county of Kent, all designed upon the spot, by the late T. Badeslade . and engraved by the best hands, London: H. Chapelle, 1750?.

33. Beautiful gardens of Britain, London: Marshall Cavendish, 1978

34. Bilikowski, Krystyna, Historic Parks and Gardens, Winchester.: [Hampshire County Council], 1983

35. Binney, Marcus & Hills, Anne, Elysian Gardens. Save Britain's Heritage,1979

36. Binney, Marcus, 'Trinity Manor, Jersey, the seat of major John Riley' // Country Life, vol. 180, 1986, pp. 420^25

37. Blomfield, Austin, 'List of buildings designed by Sir Reginald Blomfield, R.A.' // Journal of the Royal Institute of British Architects, February, 1943, pp. 88-89

38. Bolton, Arthur Т., 'Mellerstain, Berwickshire, the Seat of Lord Binning' // Country Life, vol. 38,1915, pp. 648-656

39. Bradley-Hole, Kathryn, Lost Gardens of England (From the Archives of "Country Life"). London: Aurum, 2004

40. Bridge, Martin, Tree-ring analysis of further timbers from the north-west wing, Hill Hall, Theydon Mount, Essex. English Heritage, Ancient Monuments Laboratory, 2002

41. Brown, Jane, The Art and Architecture of English Gardens. New York: Rizzoli, 1989

42. Burton, Neil, 'A complicated harmony' // House & Garden, vol. 41, no. 5 (420), May 1986, p. 122-129

43. Campion, P., 'Boldre, The Old Mansion' // Campion, P., A recent history of Hampshire, Wiltshire, Dorset. Poole : J. Looker, 1922.

44. Carmichael, C.A., 'Brocklesby Park' // The Gardeners' Chronicle, July 11, 1891, pp. 38-40

45. Caythorpe Court & Riseholme Hall: facilities in the countryside. Grantham, Lincolnshire : Rural Business Centre, 1994?.

46. Clifford-Smith, H., 'The George Washington bicentenary: Sulgrave Manor, Northamptonshire' // Country Life, 25 June 1932, pp. 722-728

47. Clifford-Smith, H., Sulgrave Manor and the Washingtons, London: J Cape,193367. 'Contemporary architects and their work: Professor Reginald Blomfield, A.R.A., F.R.I.B.A., F.S.A.' //The Builder, vol. 101 (28 July, 1911), pp. 94-97 (96)

48. Convay, Martin, 'Knowlton Court, Kent, the Residence of Major Elmer Speed' // Country Life, v. 39,1916, 534-540

49. Cowell, Fiona & Green, Georgina, Repton in Essex, Chelmsford, 2000

50. Сох, E.H.M., Wittington, Buckinghamshire, A Residence of Viscount Devonport // Country Life, vol. 62, 1927, 90-95

51. Critchlow, Rex, 'Brocklesby and its garden buildings' // Follies, v. 10 (Spring 1999), no. 4(40), p.6

52. Cruft, Kitty, Dunbar, John and Fawsett, Richard, The Buildings of Scotland: Borders. New Haven and London: Yale University Press, 200673. 'Crunch time at Apethorpe' // Country Life, vol. 197,2003, pp. 148-149

53. Donhead, Caroline, 'Building on good bones', The Sunday Times, (17 April 2005)

54. Edgar, James, Approaching Apethorpe Hall (unpublished, September 2004)

55. Edgar, James, Henry Leonard Campbell Brassey and Apethorpe Hall and Village, Northamptonshire, 1904-1940 (unpublished, January 2005)

56. Elletson, D. H. Chequers and the Prime Ministers, London: Robert Hale,1970

57. Espin, Thomas, A description of the mausoleum, in Brocklesby Park, Lincolnshire. Boston : Printed and sold by J. Hellaby, 1812

58. Farrant, Sue, 'The Development of Landscape Parks and Gardens in Eastern Sussex c. 1700 to 1820: a Guide and Gazetteer // Garden History, Vol. 17, No 2 (Autumn, 1989), pp. 166-180

59. Fforde, lady Jean, Castles in the Air, Brodick: Kilbrannan, 1982

60. Franklin, Robert, 'The House of Brocklesby' // Franklin, Robert, The House of Brocklesby, and Other Poems. Dedicated to the Earl of Yarborough. Hull: Printed by Samuel Dibb & Co., Mytongate, 1844

61. Fry, Peter George Robin Somerset, Chequers: the country home of Britain's Prime Ministers, London: H.M.S.O., 197790. 'The garden at Brodick' 11 Journal of Royal Horticultural Society, 1961, pp. 356-59

62. Greenwood, Christopher, An Epitome of County History, wherein the most remarkable objects, persons and events are briefly treated of. Each county illustrated by a map. Vol. 1. County of Kent, London, 1838

63. Hall, Elizabeth, The Gardens of England. Evolution of Historic Gardens in Kent. Maidstone.: Kent County Council and Kent Gardens Trust, [1995]

64. Harris, John &Pevsner, Nikolaus The Buildings of England: Lincolnshire. Hammondsworth: Penguin Books, 1964 (first edition 1960)

65. Hartley, Christopher, Brodick Castle and Country Park. Edinburgh: National Trust for Scotland, 1987

66. Hartley, Christopher, et al. Brodick Castle, Country Park and Goatfell. Edinburgh: The National Trust for Scotland, 1996

67. Hedley, Gill and Ranee, Adrian, eds., Pleasure Grounds: The Gardens and landscapes of Hampshire, Horndean, Hampshire: Milestone Publications, 1987

68. Hesketh, R.T., 'Chequers Court, Bucks' // The Gardener's Chronicle, vol. 40,1906, pp. 285-286

69. The Historic Parks and Gardens of Kent. Vol. I A to J. Kent Garden Trust and Kent County Council Planning, 1992

70. Historical MSS Commission Architectural History v.2, 1970, item 2247

71. Holme, Charles, ed., The Gardens of England in Midland and Eastern counties. London, Paris, New York: Offices of'The Studio', 1908

72. Horsfield, Thomas Walker, The History, Antiquities, and Topography of the County of Sussex, 2 vols., Lewes: Sussex Press, 1835

73. Houfe, Simon. Godinton. Rochester, 2002

74. Howlett, Bartholomew, Selection of Views in the County of Lincoln. London, 1805

75. Hussey, Christofer, 'Brocklesby Park, Lincolnshire, the seat of the Earl of Yarborough' // Country Life, v. 75, 1934, pp. 192-98, 218-24

76. Hussey, Christopher, 'Godinton Park, Kent' // Country Life, 1962, vol. 132, pp. 1396-1400, 1546-1549,1600-1603

77. Hussey, Christopher, '"Italian Light on English Walls": Two Eighteenth-Century Painted Landscape Rooms' // Country Life, vol. 75,1934, pp. 161-164, 254257, 338

78. Jenkins, J. Gilbert, Chequers; A History of the Prime Minister's Buckinghamshire Home. Oxford: Pergamon Press, 1967

79. Jones, Barbara, Follies and Grottoes, London: Constable, 1974 (first ed.1953)

80. Kip, J. Supplement du Nouveau theatre de la Grande Bretagne, Londres: J. Groenwegen & N. Prevost, 1728122. 'Knowlton Court' // The Historic Parks and Gardens of Kent. Vol. II К to Z. Kent Gardens Trust & Kent County Council Planning, 1992

81. L. W. Lawrence Weaver?., Moundsmere Manor, Basingstoke, the Seat of Mr. Wildfred Buckley // Country Life v.27, 1910, pp. 378-85

82. Leach, Terence R., Lincolnshire Country Houses and their Families, Part 2. Lincoln: Laece Books, 1991128. 'Leasam' // The Architect, December 1908

83. Lipscombe, G., History and Antiquities of the County of Buckinghamshire. London, 1847

84. Little, G. Allan, ed., Scotland's Gardens, Edinburgh: Spurbooks, 1981, pp.225

85. Lloyd, David, and Pevsner, Nikolaus, The Buildings of England: Hampshire and the Isle of Wight. Hammondsmith: Penguin books, 1967132. 'Lockleys' // The Builder, 27 March 1914

86. Lucas, Perceval, Heathfield Memorials, collected from the parish records and other unpublished manuscripts, London: Arthur L. Humphreys, 1910

87. Madan, Falconer, 1851-1935. The Gresleys ofDrakelowe. Oxford: s.n.,1898

88. Major, Norma, The Prime Minister's Country House and its History. London, 1996136. 'Mellerstain, Gordon' // Park Administration no.7, 1968,32-33

89. Mellerstain, Gordon, Berwickshire: Home of the Earl and Countess of Haddington, Pilgrim, 1988

90. Morant, Philip, The History and Antiquities of the County of Essex Chelmsford : s.n., 1816, 2 vols., vol.1, pp. 157-158

91. Muilman, R., A New and Complete History of Essex. By a Gentleman, 6 vols., Chelmsford: L. Hassall, 1770-1772, vol.3, 1770, pp. 391-392

92. Neale, John Preston, Views of the Seats of Noblemen and Gentlemen in England, Wales, Scotland and Ireland, 2nd Series, in 5 vol., London: Sherwood, Jones, and Co, 1824-1829

93. Nairn, Ian and Pevsner, Nikolaus, The Buildings of England: Surrey, Harmondsworth: Penguin Books, second edition, 1971

94. Nairn, Ian and Pevsner, Nikolaus, The Buildings of England: Sussex, Harmondsworth: Penguin Books, 1985 (1st ed. 1965)

95. Newman, John Arthur, North East and East Kent (The Buildings of England), Harmondsworth: Penguin, 1976

96. Newman, John Arthur, West Kent and the Weald (The Buildings of England), Harmondsworth: Penguin Books, 1969

97. Oswald, Arthur, Country Houses of Kent, S.l.: Country Life, 1933

98. Paterson, Allen, Gardens of Britain. Dorset, Hampshire and the Isle of Wight. London: В. T. Batsford Ltd, 1978

99. Pevsner, Nikolaus, The Buildings of England: Northamptonshire, Harmondsworth: Penguin Books, 2nd edition 1973

100. Pevsner, Nikolaus & Radcliffe, Enid, The Buildings of England: Essex, London: Penguin, 1979

101. Pevsner, Nikolaus, Williamson, Elizabeth & Brandwood, Geoffrey K. The Buildings of England: Buckinghamshire. London: Penguin Books, 1994 (first edition 1960)

102. Piyce, Roy, Heathfield Park: A Private Estate and a Wealden Town, Heathfield: Roy Pryce, 1996

103. Recent English Domestic Architecture' //Architectural Review, 1917, vol. 41, p. 61156. 'Report on Apethorpe Hall gardens', Northamptonshire County Council,1997

104. Repton, Humphry, Observations on the Theory and Practice of Landscape Gardening; including some remarks on Grecian and Gothic Architecture, London: J. Taylor, 1803

105. Riley, Athelstan, 'Trinity Manor' // Bulletin of the Societe Jersiaise, #47, 1922, pp. 1-9

106. Roper, Lanning, 'Visiting gardens by sea. The cruise of the Scottish National Trust' // Country Life, Summer Travel Supplement, v. 137, 1965, pp. 125129

107. Russell, John, 'Chequers' (Art Reproduction) // The Photographic Journal, vol. 123 (November 1983)

108. Seymour В. & Warrington, M., Bygone Cranleigh, Chichester: Phillimore & Co. LTD, 1984162. 'Site for brewery HQ' // Maidenhead Advertiser, 6th March, 1981163. 'Site for brewery offices: local views sought' // Maidenhead Advertiser, 27th February, 1981

109. Smith, Harold Clifford, Sulgrave Manor and the Washingtons, S.l.: Cape,1933

110. Snaddon, Brenda, The Last Promenade, Sydney Gardens, Bath. Bath: Millstream Books, 2000

111. Stamers-Smith, Eileen, foreword by Batey, Mavis. The Gardens of Lady Margaret Hall, 1879-1929. Oxford: Lady Margaret Hall, 1999

112. Stamers-Smith, Eileen, 'Sir Reginald Blomfield's design for the garden of Lady Margaret Hall, Oxford', Garden History, Vol. 24, No. 1 (Summer, 1996), pp. 114-121

113. Staray, Martin H., 'Sturry Court' // Sturry: The Changing Scene. Ramsgate: К. H. Mclntonsh, 1972, pp. 51-55

114. Stoud, Dorothy, Capability Brown, London: Country Life LTD, 1975

115. Stroud, Dorothy, Humphry Repton, London: Country Life LTD, 1962

116. Sulgrave Manor, Northamptonshire: the home of George Washington's ancestors, Derby: English Life Publications, 2000

117. Т. H Avray Tipping., 'Apethorpe Hall, Northamptonshire, The Seat of Mr. Leonard Brassey' //Country Life, v. 25,1909, pp. 414-23, 450-59

118. Т. H Avray Tipping?., Chequers Court, Buckinghamshire, the residence of Mr. Arthur Lee, M.P. // Country Life, v.28, 1910, pp. 970-981

119. Taylor, G.C., The Garden at Wittington // Country Life, vol. 64, 1928, 8185

120. Tilden, Philip Armstrong, True Remembrances. The memoirs of an architect. Country Life: London, 1954

121. Tipping, H. Avray, Chequers, Buckinghamshire, the future home of British prime ministers // Country Life, v. 42, 1917, pp. 324-333, 348-355, 372-379

122. Tipping, H. Avray, 'Hill Hall, Essex, the Residence of Mr. Charles Hunter' // Country Life, vol.41, 1917, pp. 448-454,472-477,496

123. Tipping, H. Avray, 'Lockleys, nr. Welwyn, Hertfordshire, the seat of Mrs. Neale' // Country Life, 1920, vol. 48, pp. 48-55

124. Tipping, H. Avray, 'The Old Mansion, Boldre, Hampshire, the Property of Mr. & Mrs. H. G. Alexander' // Country Life, v.60, 1926,350-56

125. Verney, Peter, Gardens of Scotland, London: Batsford, 1976

126. The Victoria History of the County of Essex, vol. IV, Oxford: Oxford University Press, 1956

127. The Victoria History of the County of Northampton, 2 vols., London: Constable, 1906

128. Virtue, George, Picturesque beauties of Great Britain: Essex, Kent: s.n.,1831

129. W., 'Yockley House, Camberley, Surrey, Designed by Professor Reginald Blomfield, A.R.A.' // Country Life, Sept. 30th, 1911, pp. 7*-10*189. 'Waldershare Park, Kent' // The Builder, June 14, 1918

130. Watkins, David, Chequered history of Chequers // Period homes, July 1987, pp.28-29

131. Watts, William. The Seats of the Nobility and Gentry. In a collection of the most interesting and picturesque views engraved by W. W. London: 1779-1786

132. Wright, Tom W. J., Gardens of Britain, v.4 (Kent, East & West Sussex and Surrey), London: Batsford, 1978

133. Wright, Thomas, The History and Topography of the County of Essex, comprising its ancient and modern history, 2 vols., London: Geo. Virtue, 1836201. 'Wypherst, Surrey' // The Builder, July 28, 1911, p. 951. Общие работы

134. Борисова, Е. А. Архитектура Серебряного века. Эстетизация жизненной среды. М., 1999

135. Бэкон, Ф. О садах // Бэкон, Ф. Новая Атлантида. Опыты и наставления нравственные и политические. М., 1962. С. 123-127

136. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. М., 2002

137. Виппер, Б. Р. Английское искусство. Краткий исторический очерк. -М„ 1945

138. Вронская А. Г. «Битва стилей» в английском садовом искусстве рубежа XIX и XX веков Искусство в школе. Общественно-педагогический, научно-методический журнал, №2, 2007. С. 78-80

139. Вронская А. Г. Значение понятия «старинного английского сада» и различные интерпретации хода исторического развития английского садового искусства в XIX начале XX века. - Классическое искусство от Древности до XX века. М., 2007. С. 410-424

140. Вронская А. Г. К вопросу о влиянии европейской художественной мысли на российское садовое искусство конца девятнадцатого начала двадцатого веков. - Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Выпуск 11. Москва, 2006. С. 150-158

141. Вронская А. Г. Наука или поэзия? Популярная ботаника в викторианской Англии. Обсерватория культуры, № 2, 2007. - В печати

142. Вронская А. Г. Синтез архитектуры и садового искусства в творчестве Реджиналда Блумфилда Пространство и время воображаемой архитектуры. Синтез искусств и рождение стиля. (Сборник Царицынского музея). Выпуск 7-8. Москва, 2005. С. 276-288

143. Вронская А. Г. Стилистические аспекты британского садового искусства конца девятнадцатого начала двадцатого веков. - Ежегодник аспирантских работ Государственного Института Искусствознания. Москва, 2005. С. 44-56

144. Каждан, Т. П. К вопросу о изучении русской усадьбы второй половины XIX начала XX века. - Русская усадьба. Вып. 1(17). - М. - Рыбинск, 1994. С. 61-68.

145. Каждан, Т. П. К вопросу о типологии подмосковной купеческой усадьбы последней четверти XIX начала XX в. - Русская усадьба. Вып. 5(21). -М., 1999. С. 47-60.

146. Каждан, Т. П. Некоторые особенности русской купеческой усадьбы конца XIX начала XX в. - Русская усадьба. Вып. 2(18). - М., 1996. С. 78-90.

147. Каждан, Т. П. Художественный мир русской усадьбы. М., 1997

148. Каплун, А. И. Стиль и архитектура. М., 1985

149. Ковалева О. В. О. Уайльд и стиль модерн. М., 2002

150. Курбатов, В.Я. Зеленые памятники петербургской старины. Старые годы. 1909. Март. С. 150-151

151. Курбатои, В.Я. О возрождении садовой архитектуры, Архитектурно-художественный еженедельник. 1914, № 13 (25 июня), № 15 (9 июля)

152. Курбатов, В.Я. Садовая скульптура. Старые годы. 1913. Февраль. С.3.28

153. Курбатов, В.Я. Сады и парки. История и теория садового искусства -Пг„ 1916

154. Моррис, У. Вести ниоткуда, или эпоха спокойствия (пер. Н. И. Соколовой). М., 1962.

155. Нащокина, М. В. Русские усадьбы эпохи символизма. Русская усадьба. Вып. 4(20). - М., 1998. С. 316-345

156. Нащокина, М. В. Садово-парковое искусство // Русское градостроительное искусство. Градостроительство России середины XIX -начала XX века. Книга вторая. М., 2003. С. 54-104

157. Образцова А. Г. Харли Гренвилл-Баркер Человек Театра. СПб., 2006

158. Очерки истории Англии. Средние века и новое время. Под редакцией Г. Р. Левина. М., 1959

159. Пастон, Э. В. Абрамцево. Искусство и жизнь. М., 2003

160. Певзнер, Н. Английское в английском искусстве. СПб., 2004

161. Петрова, Е. В. Философско-эстетические аспекты стиля модерн в архитектуре // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №6, 2001. С. 43-52

162. Ротенберг, Е. И. Западноевропейское искусство XVII века. М., 1971

163. Русская художественная культура второй половины XIX века. Картина мира. М., 1991

164. Русская художественная культура конца XIX начала XX века (18951907). Книга вторая. Изобразительное искусство. Архитектура. Декоративно-прикладое искусство. М., 1969

165. Русская художественная культура конца XIX начала XX века (19081917). Киш а четвертая. Изобразительное искусство. Архитектура. Декоративпо-прикладое искусство. М., 1980

166. Саваренская Т.Ф., Швидковский Д.О., Градостроительство Англии XVII—XVIII веков: Город и природа. (Теоретические основы градостроительства). М., 2001

167. Сарабъянов, Д. В. Стиль модерн. М., 1989

168. Соколов, Б. М. Британская теория пейзажного садоводства и ее место в культуре русского Просвещения // Философский век: Альманах. Вып. 20. Россия и Британия в эпоху Просвещения. Ч. 2. СПб., 2002. С. 193-213

169. Тучков, И. И. От приюта охотников к загородной резиденции. Регулярный парк виллы Ланте в Баньяйя // Искусствознание, №1, 2001, С. 209223

170. Швидковский, Д. О. Архитектура // История искусств стран Западной Европы XIX века. Книга 1. Спб., 2003, С.33-110

171. Швидковский Д. О. Сэр Кристофер Рен и английская архитектура второй половины XVII в. // Мир искусств. Альманах. СПб., 2001. Вып. 4. С. 177— 211

172. Шпет, Г. Г. Коментарий // Диккенс Ч. Посмертные записки Пиквикского клуба. М., 2000

173. А. Е. R., 'The Late Sir Reginald Blomfield, R.A.' // The Builder, January 8, 1943, pp.39-40

174. Allan, Mea, William Robinson: Father of the English Flower Garden, London: Faber, 1982

175. Amherst, Alicia, A History of Gardening in England, London: Bernard Quaritch, 1895

176. Amherst, Alicia (Mrs. Evelyn Cecil) London Parks and Gardens, S.l.: Archibald Constable & Co. Ltd., 1907247.'An Artists' "Free-and-Easy"' // The British Architect May 10, 1889, pp. 334-335

177. Architecture, a Profession or an Art? Thirteen Short Essays on the Qualifications and Training of Architects. Edited by R. N. Shaw and T. G. Jackson, London: J. Murray, 1892

178. Aslet, Clive, The Last Country Houses, New Haven and London: Yale University Press, 1982

179. Austin, Alfred, The Garden that I Love, London: Macmillan and Co., 1894

180. Austin, Alfred, Haunts of Ancient Peace, S.l.: Macmillan, 1902

181. Bate, Jonathan, Romantic Ecology: Wordsworth and the Environmental Trad, London: Routledge, 1991

182. Beach, Joseph Warren, The Concept of Nature in Nineteenth-Century English Poetry, S.l.: [s.n.], 1936

183. Beisly, Sidney, Shakespeare's Garden, London: Longman & Co, 1864

184. Belcher, John, 'The Architectural Treatment of Gardens' // The British Architect June 28, 1889, pp. 459-460

185. Bisgrove, Richard, 'The Battle of 92' // Landscape Design, October, 1992, pp. 9-12

186. Blomfield, Reginald Theodore, The Formal Garden in England, London: Macmillan & Co., 1901 (1st ed. 1892)

187. Blomfield, Reginald Theodore, A History of French Architecture from the reign of Charles VIII till the death of Mazarin, 2 vols., London: G. Bell & Sons, 1911

188. Blomfield, Reginald Theodore, A History of French Architecture from the death of Mazarin till the death of Louis XV, 2 vols., London: G. Bell & Sons, 1921

189. Blomfield, Reginald Theodore, A History of Renaissance Architecture in England, 1500-1800,2 vols., London: George Bell and Sons, 1897

190. Blomfield, Reginald Theodore, Memoirs of an Architect, London: Macmillan & Co, 1932

191. Blomfield, Reginald Theodore, 'On gardens' // The Portfolio, 1889, pp. 231-237

192. Blomfield, Reginald Theodore, 'On gardens' (preparatory note) // Catalogue of a Collection of Water-Colour Drawings Illustrating Gardens, Grave and Gray by George S. Elgood, London: s.p., 1893

193. Blomfield, Reginald Theodore, 'Preface to Second Edition. An Answer to Mr. W. Robinson's "Garden Design and Architects' Gardens", Murray, 1892' // The Formal Garden in England, 2nd ed., London, 1892

194. Blomfied, Reginald, The Touchstone of Architecture, Oxford: Oxford University Press, 1925

195. Boyle (Vere), Eleanor (E. V. B.) Days and Hours in a Garden, London: Elliot Stock, 1884

196. Boyle (Vere), Eleanor (E. V. В.). Seven Gardens and a Palace, London & New York: John Lane, 1900

197. Briggs, M.S., 'Voysey and Blomfield: a study in contrast' // The Builder, vol. 176(1949), pp. 39-42

198. Briggs, M. S., rev. Richard Fellows, 'Blomfield, Sir Reginald Theodore' // Oxford Dictionary of National Biography. Oxford: Oxford University Press, 2004, pp. 262-264

199. Bright, Henry. The English Flower Garden, London: MacMillan and Co,1881

200. Bright, Henry. A Year in a Lancashire Garden, London: Macmillan & Co.,1879

201. Brown, Jane, The Art and Architecture of English Gardens. New York: Rizzoli, 1989

202. Brown, Jane, The English Garden Through the 20th Century, London: Garden Art Press, 1999

203. Brown, J. Gardens of a Golden Afternoon. The Story of a Partnership: Edwin Lutyens & Gertrude Jekyll, London: Allen Lane, 1982

204. Cartwright, Julia Mary, 'Gardens' // The Portfolio, 23, 1892, pp. 211-128

205. Cartwright, Julia Mary, Italian Gardens of the Renaissance, and Other Studies, S.l.: Smith, Elder, 1914

206. Chamberlain, Edith & Douglas, Fanny, The Gentlewoman's Book of Gardening, London: Henry & Co., 1892

207. Crisp, Frank, Mediaeval Gardens, 2 vols., London: Lane, 1924

208. Culler, A. Dwight, The Victorian Mirror of History, New Haven and London: Yale University Press, 1985

209. Curtis, Charles H., The Book of Topiary, London & New York: John Lane,

210. Dale, Peter Allan. The Victorian Critic and the Idea of History, Cambridge, MA: Harvard University Press, 1977

211. Darley, G. Le jardin de cottage en Angleterre // Histoire des Jardins de la Renaissance a nos Jours. P., 1991, pp. 42(M22

212. Daley, Kenneth, The Rescue of Romanticism: Walter Pater and John Ruskin, Athens, OH: Ohio University Press, 2001

213. Davidhazi, Peter. The Romantic Cult of Shakespeare, Basingstoke: Macmillan, 1998291. '"Days and Hours in a Garden". By E.V.B.' // The Builder, vol. 53, July to Dec., 1887, p. 721

214. Dixon, Roger, Muthesius, Stefan, Victorian Architecture, London: Thames and Hudson, 1978

215. Drakulic, Slobodan, Nationalism in a contested time: The age of nationalism hypothesis revisited (unpublished doctoral dissertation, University of Toronto, 2005)

216. Duchene, Achille, Les Jardins de l'Avenir. Hier. Aujourd'hui. Demain, Paris, 1935

217. Dutton, Ralph, The English Garden, S.l.: Batsford, 1937

218. Earle, Alice Morse, Old Time Gardens, London: The Macmillan Company,1902

219. Earle, Alice Morse, Pot-Pourri from a Surrey Garden, S.l.: [s.n.], 1897

220. Earle, Alice Morse, More Pot-Pourri from a Surrey Garden, S.l.: Smith, Elder & Co., 1899

221. Edgar, S. James. The Gardens of Reginald Blomfield (unpublished master's thesis, University of London, Birkbeck College, 2005)

222. Ellacombe, Henry Nicholson, The Plant-Lore and Garden-Craft of Shakespeare, Exeter: s.n., [1878]

223. Elliott, Brent, The Victorian Flower Garden // Tradescant Trust Newsletter, № 52. L., 1994, pp. 27-30

224. Elliot, Brent, Victorian Gardens, London: Batsford, 1986

225. Elliott, Brent, 'The Victorian Language of Flowers' // Plant-Lore Studies, ed. by Roy Vickery, London: Folklore Society, 1984, pp. 61-65

226. Egbert, Donald Drew, The Beaux-Arts Tradition in French Architecture, Princeton, NJ: Princeton University Press, 1980

227. Elisabeth, Charlotte, Floral biography, or, Chapters on flowers, New York: John S. Taylor, 1844

228. Fellows, Richard A., 'Blomfield and the Formal Garden' // Landscape Design, December, 1986, pp. 10-13

229. Fellows, Richard A., Edwardian Architecture: Style and Technology. London: Lund Humphries, 1995

230. Fellows, Richard A., Sir Reginald Blomfield: An Edwardian Architect, London: AZwemmer, 1985

231. Felton, Samuel, Gleanings on Gardens. Chiefly respecting those of the Ancient Style in England, London: E. Wilson, 1829

232. Foster, Francis, Mrs, On the Art of Gardening: a plea for English Gardens of the future, with practical hints for planting them, London: W. Satchell & Co., 1881

233. Fouquier, Marcel, Duchene, Achille, Des divers styles de jardins. Modeles de grandes et petites residences. Sur Part decoratif de jardins. Jardins europeens et jardins orientaux, Paris, 1914

234. Gartenkultur und nationale Identitat: Strategien nationaler und regionaler Identitatsstiftung in der deutschen Gartenkultur / herausgegeben von Gert Groning und Uwe Schneider. Worms: Wernersche Verlagsgesellschaft, 2001

235. Girouard, Mark, Sweetness and Light: The 'Queen Anne' Movement 1860— 1900, Oxford: Oxford University Press, 1977

236. Gradidge, Roderick, Dream houses: The Edwardian ideal, London: Constable, 1980

237. Gray, A. Stuart, Edwardian Architecture, London: Duckworth, 1985

238. Green, D. Blenheim: The Contribution of Achille Duchene and the Ninth Duke // Blenheim, Landscape for a Palace, Gloucester: Sutton and Oxford University Department for External Studies, 1987, pp. 127-132

239. Halliwell-Phillipps, J. O., A first appeal to the public for the preservation of the gardens of Shakespeare, London: s.n., 1861

240. Pleasure Grounds: the gardens and landscapes of Hampshire, Horndean, Hampshire: Milestone Publications, 1987

241. Helmreich, Anne L., The English Garden and National Identity. The Competing Styles of Garden Design, 1870-1914, Cambridge: Cambridge University Press, 2002

242. Hitchmough, Wendy, Arts and Crafts Gardens, London: Pavilion Books,1997

243. Holme, Charles, ed., Old English Country Cottages, S.l.: Studio, 1906

244. Holme, Charles, ed., The Gardens of England in the Northern Counties, S.l.: The studio, 1911

245. Holme, Charles, ed. The Gardens of England in the Southern and Western Counties, S.l.: The studio, 1907

246. Howard, Ebenezer, To-morrow : a peaceful path to real reform, London: Swan Sonnenschein, 1898

247. Howkins, A. The discovery of rural England // Englishness: politics and culture, 1880-1920, London: Croom Helm, 1986, pp. 62-88

248. Hughes, John Arthur. Garden Architecture and Landscape Gardening, London: s.n., 1866

249. Huzlitt, William Carew, Gleanings in Old Garden Literature. London: s.n., 1887

250. Hyll, Thomas, The Gardeners Labyrinth, Oxford: Oxford University Press, 1987 (1st ed. 1577)

251. Jekyll, Gertrude, Children and Gardens, London: Country Life, 1908

252. Jekyll, Gertrude, Garden Ornament, London: Country Life, 1918

253. Jekyll, Gertrude., 'Gardens and Garden Craft' // Edinburgh Review Vol. 184, July-Oct. 1896, pp. 161-184

254. Jekyll, Gertrude, A Gardener's Testament: a Selection of Articles and Notes / Edited by Francis Jekyll & G. C. Taylor, London: Country Life, 1937

255. Jekyll, Gertrude, Home and Garden, S.l.: Longmans, 1901

256. Jekyll, Gertrude, Old West Surrey, S.l.: Longmans, Green, 1904

257. Jekyll, Gertrude, Wall, Water and Woodland Gardens, London: Country Life, 1933

258. Jekyll, Gertrude, Wood and garden: notes and thoughts, practical and critical, of a working amateur, London: Longmans, 1899

259. Jekyll, Gertrude, Weaver, Lawrence, Gardens for Small Country Houses, London: Country Life, 1912

260. Johnson, George William, A History of English Gardening, London: s.n.,362. 'Landscape Gardening' // The Gardeners' Chronicle, vol. 12, Oct.22, 1892,p. 493363.'Landscape Gardening and Park Architecture' // The Builder, vol. 59, Aug.23,1890, pp. 139-141

261. Loudon, John Claudius, An Encyclopedia of Gardening. Comprising the theory and practice of horticulture, floriculture, arboriculture and landscape-gardening London: Longman, Hurst, Rees, Orme, Brown & Green, 1822

262. Lutyens, Robert, Sir Edwin Lutyens: An Appreciation in Perspective. London: Country Life, 1942

263. Macartney, Mervyn, 'The Architectural Treatment of Gardens' // The British Architect, June 28,1889, pp. 460-461

264. Mader, Giinter, Gartenkunst des 20. Jahrhunderts: Garten- und Landschaftsarchitektur in Deutschland, Stuttgart: Deutsche Verlags-Anstalt, 1999

265. Marsh, Jan, Back to The Land: the pastoral impulse in Victorian England from 1880 to 1914, London: Quartet, 1982

266. Massingham, Betty, Gertrude Jekyll: an illustrated life of Gertrude Jekyll, 1843-1932, Aylesbury: Shire Publications, 1975

267. Massingham, Betty, 'William Robinson: A Portrait' // Garden History, Vol. 6, No. 1 (Spring, 1978), pp. 61-85

268. Matthew, H. V. G., Harrison, Brian, eds., Oxford Dictionary of National Biography, Oxford: Oxford University Pres, 2004

269. Mawson, Thomas H., The Art and Craft of Garden Making, S.l.: Batsford, Newnes, 1901

270. McConkey, Kenneth, 'Haunts of Ancient Piece' // Corbett, David Peter, Holt, Yssan, and Russel, Fiona, eds. The Geographies of Englishness: Landscape and the National Past, 1880-1940, London: Paul Mellon Center for British Art, 2002, pp. 65-90

271. Meacham, Standish, Regaining Paradise: Englishness and the Early Garden City Movement, New Haven and London: Yale University Press, 1999

272. Milner, Henry Ernest, The Art and Practice of Landscape Gardening, London: Simpkin Marshall, Hamilton, Kent & Co., 1890

273. Milner, Henry Ernest, 'The Garden in Relation to the House' // The Building and Architectural Record, vol. 5,1897, p. 24

274. Morris, William, The Story of the Unknown Church' II Morris, William, Stories in Prose. Stories in Verse. Shorter Poems. Lectures and Essays, S.l.: Nonesuch P, 1948, pp. 274-282

275. Mosser, Monique, 'Les Duchene et la reinvention de Le Notre' // Histoire des jardins de la Renaissance a nos jours, Paris, 1991, pp. 442-446

276. Mosser, Monique, Jardins "Fin de Siecle" en France: Historicisme, Symbolisme et Modernite // Revue de Г Art, № 129/2000-3, pp. 41-60381.'Mr. Blomfield's address' // Journal of the Royal Institute of British Architects, 28 June 1913, pp. 584-592

277. Mowl, Tim, 'A Garden for the Souls' // House and Garden, # 43 November 1988, pp. 204-206

278. Muthesius, Hermann, Das englische Haus. Entwicklung, Bedingungen, Anlage, Aufbau, Einrichtung und Innenraum, Berlin, 1904

279. Nichols, Rose Standish, English Pleasure Gardens, New York: Macmillan & Co., 1902

280. Ottewill, David, The Edwardian Garden, New Haven and London: Yale University Press, 1989

281. Reilly, Charles Herbert, Representative British Architects of the Present Day, London: Batsford, 1931

282. Rich, M. M., 'Sir Reginald Blomfield, R.A. An Appreciation' // The Architect and Building News, vol. 173 (January to March, 1943), p. 26

283. Richardson, A. E., 'Sir Reginald Blomfield, R. A.' // Journal of the Royal Institute of British Architects, January 1943, pp. 65-67

284. Robinson, William, Alpine Flowers for English Gardens, London: s.n.,1870

285. Robinson, William, Architects Garden Design // The Garden, vol. 41, Aprii 2, 1892, pp. 309-311

286. Robinson, William, The English Flower Garden, 10th ed., London: John Murray, 1906 (1st ed. 1883)

287. Robinson, William, 'A Few Words on Garden Design in relation to "Formal Gardening'" // The Builder, vol. 63, Dec. 24, 1892, pp. 494-495

288. Robinson, William, The Garden Beautiful. Home Woods, Home Landscape, London: John Murray, 1906

289. Robinson, William, Garden Design and Architects' Gardens, London: John Murray, 1892

290. Robinson, William, Gleanings from French Gardens, London: Frederick Warne & Co., 1868

291. Robinson, William, Gravetye Manor: or twenty years' work round an old manor house, S.I.: Murray, 1911

292. Robinson, William, 'Vegetable Sculpture' // The Garden, vol. 41, January 16, 1892, pp. 66-67

293. Robinson, William, The Wild Garden: or, Our groves and shrubberies made beautiful by the naturalisation of hardy exotic plants, Portland, OR: Sagapress/Timber Press, 1994 (1st ed. 1881)

294. Rohde, Eleanour Sinclair, Shakespeare's Wild Flowers, London: Medici Society, 1935402.'The Royal Gold Medal 1913' // Journal of the Royal Institute of British Architects, 28 June 1913, pp. 579-581

295. Royal Institute of British Architects, Directory of British Architects, 18341914, London: Mansell Pub, 1993

296. Ruskin, John, The Seven Lamps of Architecture, New York: Dover Publications, Inc, 1880

297. Saneski, K. N. The Craze of Many // Garden History, vol. 24, № 1. L., 1996, pp. 100-106

298. Schenk, H. G. Hans Georg Artur Victor., The Mind of European Romantics. An Essay in Cultural History, London: Constable, 1966

299. Schilling, Т., Schilling, V. Touch of the Wild // Country Life, Centenary Edition, 3rd April, 1997

300. Scott, Mackay Hugh Baillie, Houses and Gardens, London: G. Newnes,1906

301. Scott, sir Walter, 'On Ornamental Plantations and Landscape Gardening' // Quarterly Review, vol. 37 (1828), pp. 303-344

302. Sedding, John Dando, Garden-Craft Old and New, London: Kegan Paul & Co., 1891

303. Seguin, Lisbeth Gooch, Rural England: Loitering along the Lanes, the Common-sides and the Meadow-Paths with Peeps into the Halls, Farms, and Cottages, Strahan & Co.: London, 1881.

304. Service, Alastair, Edwardian Architecture, London: Thames and Hudson,1977

305. Sieveking, Albert Forbes, The praise of gardens: An epitome of the literature of the garden-art, S.l.: J. M. Dent, 1899414. 'Sir Reginald Blomfield' // The Architects' Journal, January 7, 1943, pp. 25

306. Sitwell, Sir George Reresby, On the Making of Gardens, S.l.: Dropmore P., 1949 (1st ed. 1909)

307. Staley, Allen, The Pre-Raphaelite Landscape, Oxford: Oxford University Press, 1973

308. Strong, Roy, The Renaissance Garden in England, London: Thames and Hudson, 1979

309. Taylor, John Ellon, The Sagacity and Morality of Plants. A sketch of the life and conduct of the vegetable kingdom, London: Chatto & Windus, 1884

310. Tennyson, A. The Poems of Tennyson, 3 vols., Harlow: Longman, 1986, vol. 2, pp. 236-237

311. Teyssot, G. «Un art si bien dissimuie». Le jardin ecleciique et i'imiiation uc la nature // Histoire des jardins de la Renaissance a nos jours, Paris, 1991, pp. 355-365

312. Thomas, Fransis Inigo, 'Gardens' A Paper read at the Royal Institute of British Architects on Wednesday, 14 April 1926. // 'RIBA Journal', 12 June 1926, Vol. XXXII no. 15, p. 403

313. Thomas, Fransis Inigo, 'On Formal Gardens' // The Builder, vol. 63, Dec. 24,1892, pp. 496-499

314. Tipping, Henry Avray, English Gardens, London: Contry Life, 1925

315. Triggs, Harry Inigo, Formal Gardens in England And Scotland, London: Batsford, 1902425. 'Under the title of "Gardens, Grave and Gay".' // The Builder, vol. 64, Jan. 21,1893, p. 45

316. Wahmann, В., 'Le Jardin "Jugendstil" en Allemagne et en Austriche' // Histoire des jardins de la Renaissance a nos jours, Paris, 1991, pp. 450^52

317. Waters, Michael, The Garden in Victorian Literature, Aldershot: Scolar,

318. Watkin, David, The Rise of Architectural History, London: Architectural Press, 1980

319. Watson, Forbes, Flowers and Gardens. Notes on Plant Beauty, London: s.n., 1872

320. Williams, Robert, 'Edwardian Gardens, Old and New' // Journal of Garden History, 13 (1993), pp. 90-103

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.