Реализация воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в деятельности студентов музыкального колледжа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Куницына, Алевтина Михайловна

  • Куницына, Алевтина Михайловна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Елец
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 233
Куницына, Алевтина Михайловна. Реализация воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в деятельности студентов музыкального колледжа: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Елец. 2012. 233 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Куницына, Алевтина Михайловна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1.Теоретические аспекты реализации воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в подготовке студентов музыкального колледжа

1.1 Сущность понятия «реализация воспитательного потенциала» в

подготовке студентов музыкального колледжа

1.2. Изучение феномена воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони

1.3. Модель реализации воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в подготовке студентов музыкального колледжа

Выводы по первой главе

Глава 2,Опытно-экспериментальное исследование по реализации воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в подготовке студентов музыкального колледжа

2.1. Критерии, показатели и уровни воспитанности студентов музыкального колледжа

2.2. Педагогические условия и технология реализации воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в подготовке студентов музыкального колледжа

2.3. Динамика результатов опытно-экспериментального исследования по реализации воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони

Выводы по второй главе

Заключение

Библиографический список

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Реализация воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в деятельности студентов музыкального колледжа»

Введение

Актуальность исследования. Современная образовательная ситуация, характеризующаяся сменой парадигм, требует акцентирования внимания на формировании духовно-нравственной личности и заставляет по-новому взглянуть на национальные ценности, в основе которых лежит народное творчество. В Законе «Об образовании» Российской Федерации записано, что принципом государственной политики в области образования является «...воспитание гражданственности и любви к Родине, защита национальных культур и региональных традиций в условиях многонационального государства...». В настоящее время народное творчество, связанное с исполнительством на русских народных инструментах, представляет собой огромный неизученный пласт и вызывает большой интерес не только у искусствоведов, фольклористов, этнографов, историков и музыковедов, но и у педагогов. Расширение воспитательного влияния народного музыкального творчества отвечает и стратегическим воспитательным задачам нашего современного общества, которые заключаются в максимальном использовании в образовательном процессе средних специальных заведений всего того, что опирается на прогрессивные народные традиции, что связано с его национальной самобытностью и неповторимостью во всех областях духовной жизни. С целью сохранения и развития национального самосознания актуальным становится поиск и внедрение в процесс подготовки студентов музыкальных специальностей колледжей и вузов, основ национальной музыкальной культуры, благодаря которой осуществляется личностное принятие ими общечеловеческих ценностей, формируется мировоззрение, происходит развитие духовно-нравственных качеств. Все это сказывается на формировании профессиональных качеств личности, её ценностно-смысловой основы.

В городе Ельце вопрос изучения музыкально-исторического наследия связан с бесписьменными музыкальными традициями. Среди них особое место

занимает искусство игры на елецкой рояльной гармони - одной из разновидностей русских национальных гармоник, представляющей региональный музыкальный фольклор города Ельца и его округи на протяжении полуторавековой истории. С ней связана передача духовного опыта поколений, сконцентрированного в народном музыкальном искусстве. В этой связи особую значимость приобретает реализация воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в подготовке студентов музыкального колледжа, представляющая собой сложный многоэтапный процесс постепенного формирования знаний, суждений о региональной народной культуре, личностных качеств, ключевых компетенций, выступающих условием профессионального становления личности будущего музыканта-исполнителя и педагога.

При рассмотрении воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони мы опирались на философскую, психолого-педагогическую, историческую, музыкальную, искусствоведческую, фольклористическую литературу, в которой раскрываются различные точки зрения учёных на изучаемый нами предмет.

Философским основанием изучения русского народного творчества в нашем исследовании стали теории русских философов, В.Г. Белинского, H.A. Бердяева, В.В. Розанова, B.C. Соловьёва, П.А. Флоренского, Н.Г. Чернышевского, а также святителей Т. Задонского, И. Херсонского.

О ценности русской народной музыки и её воспитательных возможностях писали великие русские музыканты XIX в. - В.В. Андреев, А.К. Глазунов, C.B. Рахманинов, H.A. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, а также советские классики - В.А. Гаврилин, Г.В. Свиридов и др.

Особенности народного музыкального инструментального исполнительства в подготовке студентов музыкального колледжа и вуза рассматривались в трудах Б.В. Асафьева, Е.И. Максимова, И.В. Мациевского, А.Н. Сохора, В.В. Стасова.

Воспитательный потенциал русского народного творчества JI.H. Толстой, К.Д. Ушинский, П.А. Флоренский, Н.Г. Чернышевский видели, прежде всего, в духовно-нравственном и эстетическом отражении действительности.

Среди современных учёных изучением воспитательного влияния традиционного народного творчества и использования его в воспитании личности занимались Г.Н. Волков, А.Г. Гмырин, Ф.Р. Зевахин, Н.Г. Куприна, B.C. Кукушкин, В.М. Щуров.

Особенности подготовки студентов музыкального колледжа и вуза нашли отражение в работах Э.Б. Абдуллина, JI.A. Баренбойма, Б.М. Егорова, В.Р. Завьялова, М.И. Имханицкого, Б.Н. Лазарева, А.Н. Малкжова, A.C. Петелина, В.И. Петрушина, Т.Д. Сусловой и др.

Разработанные отечественными учёными методологические подходы (культурологический, аксиологический, личностно-ориентированный, системный, деятельностный и другие) позволяют создать целостную теорию воспитания студентов, в которой рассматриваются следующие аспекты:

- теория формирования личности студента (А.Г. Асмолов,

A.A. Вербицкий, А.Н. Леонтьев, А.П. Тряпицына, Д.И. Фельдштейн,

B.Д. Шадриков, А.К. Шульженко);

- воспитание творческой личности в деятельности студентов (С.П. Баранов, В.П. Кузовлев, A.A. Мелик-Пашаев, А.Ж. Овчинникова, A.C. Петелин, Л.П. Печко, В.А. Сухомлинский, В.Д. Шадриков, Г.М. Цыпин);

- воздействие факторов окружающей культурно-социальной среды региона на воспитание человека (H.A. Кушаев, Ю.С.Мануйлов, Д.А. Пряхин).

Историко-педагогические работы отечественных учёных З.В. Видяковой, А.Н. Джуринского, Д.И. Латышиной, И.Ф. Плетенёвой, П.И. Пидкасистого, З.И. Равкина раскрывают проблемы национального и этнопедагогического воспитания студентов в образовательном процессе колледжа и вуза.

Духовно-нравственное воспитание студентов на основе традиций национальной региональной культуры и педагогического краеведения Елецкого района изучали в своих трудах Н.В. Борисова, C.B. Краснова, Т.Д.Кириченко, О.В. Коротких, И.Ф. Плетенёва H.A. Чистякова.

В настоящее время елецкая рояльная гармонь привлекает всё больше внимания. Её изучением активно занимаются в Белгороде, Москве, Новосибирске, Орле, Санкт-Петербурге, Тамбове и других городах. В ближайшее время в городе Ельце будет начато строительство цеха по производству елецких рояльных гармоней, где активное участие принимает внук елецкого гармониста А.И. Матюхина - К.Н. Матюхин, выпускник Елецкого колледжа искусств и Российской Академии музыки.

Всё вышеизложенное свидетельствует о возрастающем интересе к воспитательным традициям, сконцентрированным в русском народном творчестве и его составляющей - музыкальном фольклоре. Однако до настоящего времени выявляется недостаток теоретических и методических пособий, разработок и рекомендаций по региональному музыкальному инструментальному фольклору, связанному с елецкой рояльной гармонью. У студентов музыкального колледжа невысокий уровень знаний традиций по инструментальному фольклору, истории родного края, что свидетельствует о недостаточной подготовке будущих специалистов к работе по формированию этнопедагогической культуры, связанной с региональным компонентом. Такое положение объясняется тем, что традиционно сложившаяся система воспитания студентов высших и средних специальных учебных учреждений страны распалась. Ввозимые в Россию низкопробные продукты материального и духовного производства преподносятся как достижения мировой культуры, и это психологически оправдывает негативные явления в поведении студенческой молодёжи. Остро ощущается необходимость разработки модели и педагогических условий, реализации которых способствовала бы

воспитанию у студентов духовно-нравственных, патриотических и эстетических качеств на примерах национальной региональной культуры.

Анализ литературы и практический опыт позволили выявить ряд противоречий между:

- объективной потребностью общества в сохранении русской национальной народной культуры, способствующей формированию духовно-нравственных, эстетических и патриотических качеств личности студента, и недостаточным уровнем подготовки студентов музыкального колледжа к её восприятию;

- значением народной музыки, исполняемой на елецкой рояльной гармони, в воспитании студентов музыкального колледжа и неразработанностью модели и педагогических условий реализации воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в подготовке студентов музыкального колледжа;

- воспитательными возможностями елецкой рояльной гармони и отсутствием методик, технологий, разработок и программ в учебно-воспитательном процессе музыкального колледжа.

Данные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: каковы модель, педагогические условия реализации воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в подготовке студентов музыкального колледжа?

Цель исследования: разработать модель и педагогические условия реализации воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в подготовке студентов музыкального колледжа.

Объект исследования: процесс подготовки студентов музыкального колледжа.

Предмет исследования: реализация воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в процессе подготовки студентов музыкального колледжа.

Гипотеза исследования: реализация воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в подготовке студентов музыкального колледжа будет более эффективной, если:

- разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель реализации воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в подготовке студентов музыкального колледжа;

- выявить и реализовать на практике следующие педагогические условия:

• организация преподавателем деятельности студентов по реализации воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони с учётом особенностей воздействия культурно-образовательной среды региона;

• использование музыкальных традиций игры на елецкой рояльной гармони в обучении и воспитании студентов музыкального колледжа;

• вовлечение студентов музыкального колледжа в поисково-краеведческую работу, направленную на раскрытие воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони.

В связи с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

- уточнить содержание понятия «воспитательный потенциал елецкой рояльной гармони»;

- разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель реализации воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в подготовке студентов музыкального колледжа;

- выявить и апробировать на практике педагогические условия реализации воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в подготовке студентов музыкального колледжа;

- разработать содержание авторских программ реализации воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в подготовке студентов музыкального колледжа.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

- концепция воспитательного потенциала народного творчества в образовательном процессе студентов с опорой на гносеологический (С.П. Баранов, А.И. Буров, А.Ж. Овчинникова, E.H. Николаева); аксиологический (Б.В. Асафьев, H.A. Бердяев, А.Г. Здравомыслов, В.П. Кузовлев, Д.С. Лихачёв, Н.Г. Чернышевский, и др.); культурологический (A.A. Ариарский, В.В. Бычков, М.С. Каган, В.П. Кузовлев, Б.Т. Лихачёв,

A.Ф. Лосев, А.Ж. Овчинникова, В.А. Сластёнин, П.А. Флоренский, Н.Е. Щуркова и др.); деятельностный A.C. Базиков, Н.В. Бордовская,

B.П. Кузовлев, А.Н. Леонтьев, A.A. Реан, A.C. Петелин, Д.И. Фельдштейн, Г.М. Цыпин, В.Д. Шадриков, В.А. Школяр); этнопедагогический (Г.Н. Волков, В.О. Ключевский, B.C. Кукушкин, Д.С. Лихачёв и др.) и средовой (Ю.С. Мануйлов, Д.А. Пряхин, И.Б. Стояновская и др.) подходы;

- изучение русских народных инструментов и жанровых основ музыкального инструментального фольклора (Г.И. Благодатов, Ю.Е. Бойков, К.А. Вертков, В.А. Вольфович, H.A. Вороненко, Е.В. Гиппиус, И.В. Мациевский, А.М Мирек, A.A. Новосельский, H.H. Пересада);

- психолого-педагогические аспекты воспитательного потенциала народного музыкального творчества и его ценностно-смысловая направленность (Э.Е. Алексеев, Б.А. Асафьев, H.A. Бердяев, В.А. Вольфович, В.А. Злотников, М.Н. Зыкова, С.Н. Иконникова, П.А. Флоренский);

- теория профессионального становления личности в образовательном процессе (А.Г. Асмолов, А.С.Петелин, В.А. Сластёнин, В.Д. Шадриков);

- роль народно-инструментального искусства в воспитательном процессе (Ю.Т. Акимов, A.A. Банин, К.А. Вертков, М.И. Имханицкий, Е.И. Максимов, В.В. Папонов, В.М. Щуров);

- психолого-педагогические основы музыкально-исполнительской деятельности (Л.А. Баренбойм, O.E. Евлахов, М.М. Ипполитов-Иванов, Е.В. Назайкинский, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов, Г.М.Цыпин);

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы методы исследования:

- теоретические: анализ философской, психо лого-педагогической, методической, фольклористической, этнографической, искусствоведческой литературы;

- эмпирические: наблюдение, беседа, интервьюирование, опрос, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент в его констатирующей, формирующей и контрольной функциях, анализ результатов творческой деятельности студентов Елецкого колледжа искусств им. Т.Н. Хренникова (музыкальное отделение) и студентов музыкально-педагогического факультета Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина;

- статистическая обработка данных, полученных в процессе констатирующего, формирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы (многофункциональный критерий Ф*-угловогопреобразования Фишера).

Экспериментальная база исследования: музыкальное отделение Елецкого государственного колледжа искусств им. Т.Н. Хренникова и музыкально-педагогический факультет Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. В опытно-экспериментальной работе участвовало 159 студентов.

Организация исследования осуществлялась в три этапа:

Первый этап (2004-2005 гг.) - поисково-теоретический — посвящен анализу философской, музыковедческой, психолого-педагогической, методической литературы по изучению воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони.

Второй этап (2005-2009 гг.) - опытно-экспериментальный — организация и проведение констатирующего (определение критериев, уровней, показателей воспитанности студентов, их представлений о воспитательных

возможностях елецкой рояльной гармони) и формирующего экспериментов по разработке модели, педагогических условий и технологии реализации воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в подготовке студентов музыкального колледжа; апробация разработанных программ «Ознакомление с елецкой рояльной гармонью» и «История исполнительства на русских народных инструментах» (раздел, касающийся истории возникновения серии русских национальных гармоник).

Третий этап (2009-2010 гг.) - обобщающий - проведение анализа и систематизации результатов опытно-экспериментальной работы, формулирование основных выводов, техническое оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

- уточнено содержание понятия «воспитательный потенциал елецкой рояльной гармони»;

- разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена модель реализации воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в подготовке студентов музыкального колледжа, включающая методологический, содержательный, диагностический и технологический блоки;

- выявлены, разработаны и апробированы на практике педагогические условия реализации воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в подготовке студентов музыкального колледжа.

Теоретическая значимость исследования:

- уточнено содержание понятий «воспитательный потенциал елецкой рояльной гармони», «подготовка студентов музыкального колледжа» и определены их сущностные характеристики применительно к студентам музыкального колледжа;

- теоретически обоснована реализация воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в подготовке студентов музыкального колледжа с

позиций аксиологического, гносеологического, культурологического, этнопедагогического, деятельностного и средового подходов;

- разработаны теоретические положения содержательного блока модели реализации воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в подготовке студентов музыкального колледжа;

- определено содержание диагностического и технологического блоков модели реализации воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в подготовке студентов.

Достоверность результатов исследования обеспечены обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций; комплексом взаимосвязанных методов исследования, адекватных его целям и задачам; логикой проведения эксперимент; репрезентативностью выборки участников педагогического эксперимента; преемственностью и взаимообусловленностью результатов, полученных на разных этапах исследования.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении в образовательный процесс музыкального колледжа:

- технологии реализации воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в подготовке студентов музыкального колледжа;

- критериев, показателей и уровней воспитанности студентов музыкального колледжа;

- авторских программ: «Ознакомление с елецкой рояльной гармонью» и отдельной части авторской программы по предмету «История исполнительства на русских народных инструментах», касающейся истории возникновения серии русских национальных гармоник. Данные программы могут быть использованы при составлении учебных программ музыкальных учебных заведений среднего звена и музыкально-педагогических факультетов вузов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования нашли отражение в авторских публикациях: научных статьях, опубликованных в г.г. Воронеже, Липецке, Тамбове, Благоевграде (Болгария), Ельце, Костроме, Череповце. Основные результаты исследования апробировались на Международных (Елец-2007г., Липецк-2008 г.), региональных (Липецк-2006 г., Елец-2006 г.), научно-практических конференциях, обсуждались на заседаниях предметно-цикловой комиссии «Инструменты народного оркестра» Елецкого государственного колледжа искусств им. Т.Н. Хренникова, используются в просветительской работе Московского музея гармоники.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Воспитательный потенциал елецкой рояльной гармони - это возможности, средства, факторы, которые могут быть использованы в реализации духовно-нравственных, эстетических, патриотических ценностей в образовательном процессе музыкального колледжа при изучении студентами регионального музыкального фольклора, и самого инструмента, как художественного образца народного искусства.

2. Реализация воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в подготовке студентов музыкального колледжа способствует осознанию нравственных ценностей, воспитывает любовь к малой родине, гражданственность и патриотизм, дает возможность почувствовать свою сопричастность к передающимся из поколения поколение музыкальным традициям народного искусства игры на елецкой рояльной гармони.

3. Модель реализации воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в подготовке студентов музыкального колледжа состоит из четырёх взаимосвязанных блоков:

1) методологический блок включает гносеологический, аксиологический, деятельностный, культурологический, этнопедагогический и средовой подходы, которые предполагают создание и организацию такой

эстетической среды в жизни студента, где народное музыкальное искусство выступает носителем духовно-нравственных ценностей;

2) содержательный блок представляет собой систему, которая опирается на основные положения методологических подходов, основана на субъект-субъектном взаимодействии педагога и студентов и раскрывает сущность различных компонентов воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в подготовке студентов музыкального колледжа: мотивационного (потребности, мотивы, интересы, цели); когнитивного (знания, опыт практической, эмоциональной, творческой деятельности, связанной с восприятием, эмоциями и чувствами, мышлением, воображением, памятью); воспитательного (эстетические, нравственные, патриотические, гражданские качества); ценностно-смыслового (ценностно-смысловые образования: мировоззрение, нравственность, патриотизм; ценности среды, семьи; регионально-художественные особенности);

3) диагностический блок представлен критериями: информированность (показатели: информированность о народном творчестве, о елецкой рояльной гармони); мотивационностъ (показатели: эстетические потребности, эстетический интерес, вкусовые предпочтения и ценностные ориентации); глубина осмысления (понимание значимости регионального музыкального фольклора); эмоциональность (эмоциональная реакция, отзывчивость на музыку, исполняемую на елецкой рояльной гармони). Перечисленные критерии позволили выявить и охарактеризовать следующие уровни: высокий, выше среднего, средний и низкий;

4) технология реализации воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в подготовке студентов музыкального колледжа, описанная в технологическом блоке модели, предусматривает целевой, содержательный, процессуальный и результативный компоненты.

Эффективность реализации воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в подготовке студентов музыкального колледжа обеспечивают следующие педагогические условия:

• организация преподавателем деятельности студентов по реализации воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони с учётом особенностей воздействия культурно-образовательной среды региона;

• использование музыкальных традиций игры на елецкой рояльной гармони в обучении и воспитании студентов музыкального колледжа;

•вовлечение студентов музыкального колледжа в поисково-краеведческую работу, направленную на раскрытие воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони.

Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, библиографический список (223 источника), 4 приложения.

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются объект, предмет, гипотеза исследования, цель и задачи, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, положения, выносимые на защиту, указывается опытно-экспериментальная база, приводятся сведения об этапах работы и внедрения результатов исследования.

В первой главе «Теоретические аспекты реализации воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в подготовке студентов музыкального колледжа» раскрывается сущность понятия «реализация воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони»; представлен анализ теоретических положений исследуемой проблемы, даны определения: «воспитание», «воспитанность», «потенциал», «реализация», «подготовка студентов музыкального колледжа», «деятельность студента музыкального колледжа», «народное творчество»; установлены взаимосвязи этих определений, рассматривается феномен елецкой рояльной гармони. На основании теоретических материалов разрабатываются методологический и

содержательный блоки модели реализации воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в подготовке студентов музыкального колледжа.

Во второй главе «Опытно-экспериментальное исследование по реализации воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в подготовке студентов музыкального колледжа» представлены диагностический и технологический блоки модели реализации воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони; излагается опытно-экспериментальная работа по реализации воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в подготовке студентов музыкального колледжа; определяются критерии, уровни и показатели воспитанности студентов средствами народного регионального музыкального творчества; характеризуются эффективные педагогические условия реализации воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в подготовке студентов музыкального колледжа; разрабатывается технология, выявляются возможности использования экспериментальных программ по предметам «Ознакомление с елецкой рояльной гармонью» и «История исполнительства на народных инструментах» (раздел, связанный с историей возникновения серии русских национальных гармоник).

В заключении обобщаются результаты исследования, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту.

В приложении содержатся материалы опытно-экспериментальной работы, не вошедшие в основной текст диссертации.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЕЛЕЦКОЙ РОЯЛЬНОЙ ГАРМОНИ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА

1.1. Сущность понятия «реализация воспитательного потенциала» в подготовке студентов музыкального колледжа

Воспитательный потенциал елецкой рояльной гармони связан с формированием у студентов-музыкантов важных ценностных качеств - духовно-нравственных, эстетических, патриотических, гражданских. В нашем исследовании основными и ключевыми понятиями данного феномена являются понятия «воспитание», «воспитанность», «потенциал», «воспитательный потенциал», «реализация воспитательного потенциала», «елецкая рояльная гармонь», «подготовка студентов музыкального колледжа».

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Куницына, Алевтина Михайловна, 2012 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абдуллин, Э.Б Методология педагогики музыкального образования [Текст] учеб.для вузов / Э.Б. Абдуллин, Н.В. Морозова, Е.В.Николаева. - 2-е изд.,испр.и доп. -М.: Академия,2006. - 272 с.

2. Акимов,Ю.Т. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне [Текст] / Ю.Т. Акимов. - М.: С. К. 1980. - 112 с

3. Алексеев, Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры [Текст] / Э.Е.Алексеев // Рассуждения о судьбах народной песни / ВНИИ искусствоведения -М.: СК, 1988. - 236

4. Алёшина, Н.К . Соотношение изобразительности и выразительности в искусстве [Текст]/ Н.К. Алёшина // Философские науки. - 1965. - №6. - С.52.

5. Аникин, В.П. Русское народное поэтическое творчество [Текст] / В.П. Аникин. - СПб.: Питер, 2005. - 120 с.

6. Андреева, Г.М. Социальная роль и активность личности [Текст] / Г.М. Андреева. - М., 1980- 243 с.

7. Андреев, Ю.А. Откровенный разговор [Текст]: кн. для уч-ся. - М.: Просвещение, 1986. - 112 с.

8. Ануфриев, Е.А. Социальная роль и активность личности [Текст] / Е.А.Ануфриев. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. - 191 с.

9. Ариарский, М.А. Прикладная культурология на службе развития личности [Текст] / М.А. Ариарский, Г.П. Бутиков // Педагогика. - 2008. - № 8. -С. 9-16.

10. Арутюнян, Ю.В. Этносоциология [Текст] / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дроби-кова, НА. Сусоковов. - М.: Аспект-Пресс, 1998. - 274 с.

11. Арчажникова, Л.Г. Методика музыкального школьного воспита-ния[Текст]: учеб. пособие для студентов Ш-1У курсов заочного вечернего отделения муз.-пед. факультетов / Л.Г. Арчажникова. - М., 1990 - 112 с.

12. Асафьев, Б.В. О народной музыке [Текст];(сост. вступл. ст. и комент. И.И. Земцовского и А.Б. Кунанбаевой) .- Л.: Музыка, 1987. - 247с

13. Асмолов, А.Г. Психология личности.Культурно-историческое понимание развития человека: учебник [Текст] /А.Г. Асмолов. - 3-е изд. испр. и доп. -М.: Академия, 2007. - 528 с.

14. Афанасьева, А.Н. Фольклор [Текст] / А.Н. Афанасьева. - М.: Юрайт, 2007.- 179 с.

15. Базиков, A.C. Музыкальное образование в современной России: основные противоречия и пути их преодоления [Текст] / A.C. Базиков. - Тамбов: ТГМПИ им. C.B. Рахманинова, 2002. - 311 с.

16. Бакеева, H.H. Орган [Текст] / H.H. Бакеева. - М.: Музыка, 1977. - 144 с.

17. Бакланова, Т.И. Народная художественная культура [Текст]: авторские программы. - М.: МГИК, 1999. - 95 с.

18. Банин, A.A. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции [Текст] / A.A. Банин. - М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997. - 248 с.

19. Баранов, С.П. Использование знаков символов в понимании мл. школьниками худ. образа [Текст] / С.П. Баранов, А.Ж. Овчинникова. - М.: МПГУ, 2003.-167 с.

20. Баранов, С.П. Сущность процессов обучения [Текст] / С. П. Баранов. - М.; Просвещение, 1981. - 126 с.

21. Баренбойм, JI.A. Музыкальная педагогика и исполнительство [Текст] / JI.A. Баренбойм. - JL: Музыка, 1947. - 365 с.

22. Баренбойм, J1.A. О музыкальном воспитании в ССС [Текст]/ Л.А.Баренбойм. - M.: CK, 1978. - 486 с.

23. Белканов, H.A. Советская педагогика 1920-х годов в призме педагогической советологии [Текст]: монография / H.A. Белканов. - Елец: ЕГУ, 2002. - 296 с.

24. Белобородова, В.К. Развитие эмоций мл. школьников средствами музыки [Текст] В.К. Белобородова // Сов.педагогика. - 1985. -№6.- С. 29-32.

25. Белозерцев, Е.П. Идея и принципы народности в образовании: современная сельская школа [Текст]: монография/ Е.П. Белозерцев, JI.A. Черных. -Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2003. - 307 с.

26. Бердяев, H.A. Духовные основы русской революции. Статьи 1917-1918г.г. Философия неравенства [Текст] / MCA- PRESS,. 1 l,ruedela Montagne Sainte Genovieve 75005 PARIS 1990. - 599 c.

27. Бердяев, H.A. О человеке, его свободе и духовности [Текст]: избранные труды; ред.- сост. Л.И. Новикова и И.Н. Сиземская. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. - 312 с.

28. Бердяев, H.A. Судьба России [Текст] / H.A. Бердяев. - М.: Изд-во МГУ, 1990.-256 с.

29. Бердяев, H.A. Философия творчества, культуры и искусства [Текст]: в 2-х т. / H.A. Бердяев; сост. P.A. Гальцов. - М.: Искусство, ИПЧ «Лига» 1994. -Т. 1.-542 с.

30. Берне, Р.Развитие «Я-концепции» и воспитание [Текст] / Р. Берне. - М.: Прогресс, 1986.-420 с.

31. Бестужев-Лада, И. Что может дать культурология учителю [Текст] / И. Бестужев-Лада // Народное образование. - 1997. - №6. - С.84-94.

32. Благодатов, Г.И. Русская гармоника [Текст]: очерк истории инструмента и его роли в русской нар. музыкальной культуре под ред. Ф.А. Рубцова / Г.И. Благодатов. - Л.: Музгиз, 1960. - 182 с.

33. 34.Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст]: учеб.пособие / Н.В. Бордовская, A.A. Реан. - СПб.: Питер, 2007. - 304 с.

34. Борев, Ю.В. Эстетика [Текст] / Ю.В. Борев- М.: Политиздат, 1988. - 496 с.

35. Васильева, В.В. Русская народная музыкальная педагогика в современной системе образования [Текст]: дис... канд. пед. наук: 13.00.01 / Васильева Валентина Владимировна. - Мурманск, 2000. - 151 с.

36. Васильцова, З.П. Мудрые заповеди народной педагогики [Текст] / З.П.Васильцова.- М.: Статус, 2006.- 280 с.

37. Вертков, К.А. Русские народные музыкальные инструменты [Текст] / К.А. Вертков. - Л.: Музыка, 1975. - 280 с.

38. Владимирский, С. Аура Фридриха Бушмана [Текст] / С. Владимирский // Аккорд, 2006. - С.56.

39. Волков, Т.Н. Этнопедагогика [Текст]: учеб.пособие для студентов средних и высших пед. учеб .заведений / Т.Н. Волков. - М.: Академия, 1999. -168 с.

40. Вольфович, В.А. Русские национальные инструменты: устные и письменные традиции [Текст] / В.А. Вольфович. - Челябинск: Изд-во Челябинского гос. ин-та культуры, 1995. — 183 с.

41. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Искусство, 1968. - 332 с.

42. Вырщиков, А.Н. Уроки служения Отечеству в пространстве патриотически-ориентированного образования [Текст] / А.Н. Вырщиков. - Волгоград: Авторское перо, 2005.- 269 с.

43. Газарян, С.С. В мире музыкальных инструментов [Текст] / С.С. Газарян. -М.: Просвещение, 1985. - 223 с.

44. Гессен, С.И. Основы педагогики Введение в прикладную философию [Текст] / С.И. Гессен. - М.: Школа «Пресс», 1995. - 254 с.

45. Гиппиус, Е.В. Интонационные элементы русской частушки [Текст] / Е.В. Гиппиус // Советский фольклор: сборник статей и материалов. - 1936. -№4-5.

46. Глиэр, P.M. О профессии композитора и воспитании молодёжи [Текст] / P.M. Глиэр // Советская музыка. - 1954. - № 8. - С. 7.

47. Гмырин, А.Г. Воспитательный потенциал народных традиций приморского Севера в подготовке учителя физической культуры [Текст]: автореф. дис.. .канд. пед. наук / А.Г. Гмырин. - СПб., 1995. - 17 с.

48. Голубева, JI.H. Словарь философских терминов [Текст] / Л.Н. Голубева. -Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2001. - 171 с.

49. Горбунов, B.C. Педагогический алгоритм в системе патриотического воспитания [Текст] / B.C. Горбунов // Дополнительное образование и воспитание. - 2007 - № 2 - С.38 - 41.

50. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология [Текст] / А.Л. Готсдинер. - М.: W.B. Магистр, 1993. - 191 с.

51. Григорович, В.Б. Слово о музыке. Рус. композиторы XIX в. [Текст] / В.Б. Григорович, З.М. Андреева. - М.: Просвещение, 1977. - 303 с.

52. Гусев, В.Е. Эстетика фольклора [Текст] / В.Е. Гусев. - СПб.: Питер, 2007. -173 с.

53. Даль, В.И. Большой толковый словарь русского языка [Текст] / В.И. Даль.

- М.: ACT: Астрель, - 2010. - 815с.

54. Джемс, Уильям. Психология [Текст] / Джемс Уильям. - М.: Педагогика, 1991.-368 с.

55. Диагностика воспитанности младших школьников www.zavuch.info/index/php?

56. Дробикова, Л.М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития [Текст] / Л.М. Дробикова // Советская этнография. - 1985. - № 5. - С. 3 -16.

57. Евлахов, O.A. Проблема воспитания композитора [Текст] / O.A. Евлахов -Л.: CK, 1963.-130 с.

58. Евсеев, C.B. Народные песни в обработке П.И. Чайковского [Текст] / C.B. Евсеев. - М.: Музыка, 1973. - 140 с.

59. Ермаш, Р.Л. Искусство как мышление [Текст] / Р.Л. Ермаш. -М.:Искусство, 1982. - 176 с.

60. Завьялов, В.Р. От фольклора до профессионализма [Текст] / В.Р. Завьялов.

- Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1977. - 48 с.

61. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Текст] / Педагогический Энциклопедический словарь; под ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. — С. 483-500.

62. Земля Липецкая. Историческое наследие культура и искусство. Наследие народов Российской Федерации [Текст]; главн. ред. А. М. Тарунов. - Вып. №3/2003.

63. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]: учеб. для вузов / И.А. Зимняя. - 2-е изд., доп., и перераб. - М.: Логос, 2005. - 384 с.

64. Зиновьев, С.И. Учебный процесс в современной высшей школе [Текст] / С.И. Зиновьев. - М.: Высшая школа, 1975. - 316 с.

65. Злотников, В.А. Эмоциональная специфика художественного образа [Текст] / В.А. Злотников // Учёные записки Пермского гос. ун-та. - 1964. -№124.-С. 89.

66. Зыкова, М.Н. Фольклор как средство психолого-педагогического воздействия на развитие самосознания и формирования самоидентификации школьника [Текст] / М.Н. Зыкова // Мир психологии. - 2004. - №3 (39). -С. 76.

67. Иванников, Б.Д. Разработка регионального компонента государственных образовательных стандартов гуманитарной подготовки бакалавров [Текст] / Б.Д. Иванников // Многоуровневое педагогическое образование. - Вып. 2. - Ставрополь: СГПУ, 1996. - С. 12 - 15.

68. Иванов, Д.Е. Возрождение духовности народа [Текст] / Д. Е. Иванов. -Чебоксары, 1991. - 84 с.

69. Иванов, A.B. Педагогическая система Св. Т. Задонского [Текст]: дис... канд. пед. наук: 13. 00. 01. / Иванов Александр Викторович. - Елец, 2000. -134 с.

70. Иконникова, С.Н. Диалог о культуре [Текст] / С.Н. Иконникова. - Л., 1987.-205 с.

71. Имханицкий, М.И. История исполнительства на народных инструментах [Текст] / М.И. Имханицкий. - М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002. - 35 с.

72. Имханицкий, М.И. Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона [Текст]: учеб. пособие для музыкальных вузов и училищ М.И. Имханицкий.. - М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2004. - 376 с.

73. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века [Текст]: учеб. пособие для пед. учеб. заведений; под общ. ред. А.И. Пискунова. - ТЦ Сфера, 2006. - 496 с.

74. Кабалевский, Д.Б. Педагогические размышления [Текст]: Изб. ст. и докл. / Д.Б. Кабалевский. - М.: Педагогика, 1986. - 190 с.

75. Каган, М.С. Художественная культура как система [Текст] / М. С. Каган // Вопросы социологии искусства. - М., 1980. - 68 с.

76. Каган, М.С. Эстетическое и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе [Текст] / М.С. Каган. - Л.: Знание, 1984. 32с.

77. Казьмин, П.М. Страницы из жизни М. Пятницкого [Текст] / П.М. Казьмин. - Воронеж: Центр.-Черноз. кн. изд-во, 1964. - 60 с.

78. Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст] /П.Ф. Кап-терев.- М.: Педагогика, 1982. - 704 с.

79. Касьянова, К.О. О русском национальном характере [Текст] / К.О.Касьянова. - М.: Институт национальной модели экономики, 1994. -367с.

80. Кириченко, Т.Д. Профессиональное воспитание будущего учителя музыки средствами музыкального фольклора [Текст]: дис... канд. пед. наук: 13.00.01 / Кириченко Татьяна Дмитриевна. - Елец, 2007. - 193 с.

81. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспиро-ва. - 2-е изд. - М.: Изд. Центр Академия, 2005. - 176 с.

82. Козлова, О.Н. Культура в жизни общества [Текст] / О.Н. Козлова // Социально-гуманитарные науки. - 2004. - №6. - С. 102-119.

83. Комарова, Г.А. О понятии «этнопедагогика» в советской этнографии и педагогической науке [Текст] / Г.А. Комарова. - М., 2002. - 213 с.

84. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] / И. С. Кон. -М.:Просвещение, 1989. - 254 с.

85. Константинов, A.A. История педагогики [Текст]: учеб.для студентов пед. ин-тов / H.A. Константинов, E.H. Медынский, М.Ф. Шабаев. - 5-е изд. доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1982. - 447 с.

86. Концепция развития системы образования и подготовки кадров в Ельце (проект) [Текст]. - Елец: Елецкий гос. ун-т, 2002. - 57 с.

87. Копцев, В.К. К глубинам народной культуры [Текст] / В.К. Копцев // Ис кусство в школе. - 1991. - №3. - С. 64—65.

88. Краткий психологический словарь [Текст]; под общ.ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - 432 с.

89. Кузин, В. Особенности эстетического воспитания школьников в условиях возрождения традиций российской культуры и нравственности [Текст] / В. Кузин // Школа. - 1997. - №1. - С. 2.

90. Кузовлев, В.П. Профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе (научно-методический и организационно-педагогический аспекты) [Текст]: монография / В П. Кузовлев. - М.: МПУ, ЕГПИ, 1999. - 131 с.

91. Кузовлев, В.П. Психолого-педагогические основы творческой деятельности [Текст]: монография / В.П. Кузовлев, A.B. Музальков. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2003. - 95 с.

92. Кузьмина, О.М. Профессиональная подготовка учителя к преподаванию музыкального фольклора [Текст]: автореф. дис...канд. пед. наук / Кузьмина Ольга Михайловна. - М., 2006.- 25 с.

93. Кукушкин, B.C. Региональная программа по этнопедагогике [Текст] / В.С.Кукушкин, Л.Д. Столяренко // Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов н / Д: Феникс, 2000. - 448 с.

94. Куликов, Н.М. Школа для трёхрядной гармоники [Текст] / Н.М. Куликов. -М., 1875.-47 с.

95. Культурно-образовательная среда: история и современность, перспективы развития: сборник материалов научно-практической конференции вузов России 7-8 июня 2001 г. [Текст] / отв. ред. Е.П. Белозерцев, редакторы H.A. Белканов, В.Н. Мезинов, A.M. Павленко-- Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2002. - 199 с.

96. Кунин, И.Ф. Николай Андреевич Римский-Корсаков [Текст] / И.Ф. Кунин. -М.: Музыка, 1983.-132 с.

97. Левашова, O.E. Михаил Иванович Глинка [Текст]: монография / O.E. Левашова, - М.: Музыка, 1987. - Кн.1. - 381 с.

98. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст] / А.Н. Леонтьев // Собр. Соч.: в 2 т. - М., 1983. - т. 2. - 320 с.

99. Леонтьев, А.Н. Если б гармоника умела... [Текст] / А.Н. Леонтьев // Елецкий вестник. - 2008. - 21 янв.

100. Лихачёв, Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX - XX веках) [Текст] / Б.Т. Лихачёв. - Самара: СИУ, 1997. - 85 с.

101. Лихачёв, Б.Т. Педагогика [Текст]: курс лекций. Учеб. пособие для студ.студ. пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачёв. -4-е изд. перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2001. - 607 с.

102. Лихачёв, Б.Т. Эстетика воспитания [Текст] / Б.Т. Лихачёв. - М.: Педагогика, 1972.-159 с.

103. Лихачёв, Д.С. Помнить о своих корнях [Текст] / Д.С. Лихачёв // Воспитание школьников. - 1993. - №3. - С. 33-37.

104. Лосский, И.О. Условия абсолютного добра [Текст] / И.О. Лосский. - М.: Политиздат, 1991. — 368 с.

105. Луначарский, A.B. В мире музыки: статьи и речи [Текст] / A.B. Луначарский. -М.: CK, 1958. - 397 с.

106. Лутошкин, А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива [Текст] / А.Н. Лутошкин. - М.: Педагогика, 1988. - 128 с.

107. Макаров, В.В. Музыкальная составляющая культурно-образовательной среды г. Ельца (к. XIX нач. XX в.в.) [Текст]: дис...канд. пед. наук: 13.00.01. Макаров Владимир Викторович. - Елец, 2004. - 148 с.

108. Макаров, А. Шестнадцать гармоней Зиборова [Текст] / А. Макаров // Липецкие известия. — 2007. — 22 сент.

109. Максимов, Е.И. Ансамбли и оркестры гармоник[Текст] /.Е.И. Максимов. -М.:СК, 1974.-174 с.

110. Максимов, Е.И. Гармоника в культурно-просветительной работе как важное средство воспитания трудящихся (на материалах деятельности учреждений культуры в 1920г.) [Текст]: дис... канд. пед. наук: Евгений Иванович Максимов. - М., 1972. - 203 с.

111. Мамонтов, С.П. Основы культурологии [Текст]: учеб. пособие для вузов / С.П. Мамонтов. - М.: Олимп, ИНФРА, 2001. - 320 с.

112. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании [Текст] / Ю.С. Мануйлов; под ред. Академика Новиковой Л.И. - Кустанай: МЦСТ, 1997. - 244 с.

113. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики [Текст] / А. Маслоу. -СПб.: Евразия, 1999. - 432 с.

114. Маслоу, А. Психология бытия [Текст] / А. Маслоу; отв. ред.С.Н. Иващен-ко; пер. с англ. О.О. Чистяков. - М.-Киев: Рефл. - бук: Ваклер, 1997. - 300 с.

115. Мациевский, И.В. Основные проблемы и аспекты изучения народных музыкальных инструментов и инструментальной музыки [Текст] / И.В. Мациевский // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: сб. статей и материалов в 2-х ч. - М.: СК, 1987. - Ч. 1. - 264 с.

116. Медушевский, В.В. Основы духовно-нравственного воспитания и образования в школе [Текст] /В.В. Медушевский. - М.: Изд-во Московской консерватории, 2001. - 44 с.

117. Мелик-Пашаев, A.A. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей [Текст] / А.А.Мелик-Пашаев. -Дубна: Феникс, 2009. - 272 с.

118. Мирек, A.M. Гармоника прошлое и настоящее [Текст] / А. М. Мирек. -М.: Интерпракс, 1994. - 534 с.

119. Мирек, A.M. Из истории аккордеона и баяна [Текст] / A.M. Мирек. - М.: Музыка, 1967. - 196 с.

120. Мудрик, В.А. Социальная педагогика [Текст]: учеб. для студ. пед. вузов под. ред. В .А. Сластёнина / В.А. Мудрик. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд. Центр Академия, 2000. - 200 с.

121. Музыкально-энциклопедический словарь [Текст]; гл. ред. Г.В. Келдыш. -М.: Советская энциклопедия, 1990. - 672 с.

122. Музыкальное воспитание в СССР [Текст]; под ред. Л.А. Баренбойма. -М.:СК, 1978.-Вып.1.-487 с.

123. Мясцова, В.И. Формирование эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников [Текст]: автореф. дис ... канд. пед. наук / В.И. Мясцова. - Елец, 2002. - 21 с.

124. Нагорная, Г.Ю. Развитие этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе [Текст]: дис ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Нагорная Галина Юрьевна. - Ставрополь, 1998. - 185 с.

125. Неизвестный, Э. О синтезе искусств [Текст] / Э. Неизвестный // Вопросы философии. - 1989. - №7. - С. 74.

126. Николаев, В.А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя [Текст]: дис...д-ра пед. наук: 13.00.01 / Николаев Валерий Алексеевич. - М., 1998. - 409 с.

127. Новосельский, A.A. Книга о гармонике [Текст] / А. А. Новосельский. -М.-Л.: Наркомат местн. промышл. РСФСР, 1936. - 92 с.

128. Овчинникова, А.Ж. Онтологический подход к формированию эстетического отношения к действительности у младших школьников [Текст] / А.Ж. Овчинникова. - М.: Прометей, 1999. - 220 с.

129. Овчинникова, А.Ж. Понимание младшими школьниками смысла и значения художественного образа [Текст]: монография / А.Ж. Овчинникова. — М.-Липецк, 2002. - 94 с.

130. Овчинникова, А.Ж. Чувственное и рациональное в эстетическом отношении младшего школьника к действительности [Текст]: монография / А.Ж. Овчинникова. -М.: Прометей, 1994. - 135 с.

131. Овчинникова, А.Ж. Эстетическое отношение к действительности как фактор развития младших школьников [Текст]: монография А.Ж. Овчинникова. - М.: Наука, 1997. - 105 с.

132. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. - Екатеринбург: «Урал-Советы», 1994. - 800 с.

133. Олейник, М.А. Формирование личностно-ориентированного профессионального мышления будущих учителей музыки [Тест]: дис... канд. пед. наук: 13.00.08 / Олейник Марина Алексеевна. - Волгоград, 1998. - 141 с.

134. Остроменский, В.Д. Восприятие как педагогическая система [Текст] / В.Д. Остроменский. - Киев: Музычна Украина, 1975. - 189 с.

135. Отюгова, Т. Рождение музыкальных инструментов (Из истории Ленинградского производственного объединения по изготовлению музыкальных инструментов) [Текст]: очерки / Т. Отюгова, А. Галембо, И. Турков. - Л.: Музыка, 1986. - 192 с.

136. Орлова, А.П. Народные традиции и современные проблемы воспитания [Текст] / А.П. Орлова // Советская педагогика. - 1989. -№7. - С. 106 - 111.

137. Очертовская, Н.Л. Об отражении действительности в музыке [Текст] / Н.Л. Очертовская. - Л.-М.: Музыка, 1972. - 72 с.

138. Панкеев, И.А. Обычаи и традиции русского народа [Текст] / И.А. Панке-ев. - М.: ОЛМА-Пресс, 1999. - 413 с.

139. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов пед. колледжей; под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество, России, 2005. - 608 с.

140. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин [и др.]. - 3-е изд. - М.: Пресс, 2000. - 512 с.

141. Педагогика [Текст]: учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева [и др.]. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 432 с.

142. Педагогическая энциклопедия [Текст]; гл. ред. И.А. Каиров. - М.: Советская энциклопедия, 1968. - 912 с.

143. Пересада, А.И. Оркестры русских народных инструментов [Текст] / А.И. Пересада. - М.: CK, 1985. - 336 с.

144. Петелин, A.C. Профессионально-личностное становление учителя музыки: [Текст] / A.C. Петелин, - Воронеж: ВГПУ, 2005. - 320 с.

145. Петрушин, В.И. Музыкальная психология [Текст]: учеб. пособие В.И. Петрушин. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 384 с.

146. Печко, Л.П. Эстетическая деятельность в системе эстетической культуры старшеклассников [Текст] / Л.П. Печко // Проблемы эстетического воспитания подростков. -М.:Новая школа, 1994. -С.45 - 52.

147. Пискунова, О.В. Творческое задание как способ педагогического управления музыкальной деятельностью студентов педагогического колледжа [Текст]: автореф. дис... канд. пед. наук / Пискунова Ольга Витальевна. -М., 2010-22 с.

148. Плетенёва, И.Ф. Интеграция средней и высшей школы в профессиональном становлении будущего специалиста [Текст] И.Ф. Плетенёва // Процессы интеграции в обучении: межвуз. научлр.— М.: ТЦ Сфера, Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2003. - С.46-50.

149. Плетенёва, И.Ф. Становление дидактики отечественной высшей педагогической школы дореволюционног периода [Текст] / И.Ф. Плетенёва. - М.: Прометей, 1995. - 120 с.

150. Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: учеб.для студентов высш. учеб. заведений / И.П. Подласый. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1999. - 432 с.

151. Покровский, E.H. Детские игры: преимущественно русские [Текст] / E.H. Покровский. - М.: Терра, 1997. - 413 с.

152. Полянский, Г. Вооружённые гармонью [Текст] / Г. Полянский // Комсомольская правда. - 1928. - 27 янв.

153. Попова, И.О. О формировании этнопедагогической культуры будущих педагогов [Текст]: дис... канд. пед. наук: 13.00.08 / Попова Инна Октаевна.

- Астрахань, 2000. - 377 с.

154. Попова, Т.В. Основы русской народной музыки [Текст] / Т.В. Попова. -M.: CK, 1977.-224 с.

155. Попова, Т.В. Русское народное музыкальное творчество [Текст]/Т.В. Попова. -М.: Государственное музыкальное издательство, 1955.-240 с.

156. Проблемы начального образования и подготовки специалистов: Межвузовский сборник научных трудов. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2005. -615с.

157. Пряхин, Д.А. Уникальность историко-культурных территорий как фактор образовательного процесса в регионе (на примере города Ельца и его округи) [Текст]: дис... канд. пед. наук. 13.00.01 / Пряхин Дмитрий Анатольевич. -Елец, 2000.-185 с.

158. Психология музыкальной деятельности [Текст]: учеб. пособие для студентов муз. факультетов высш. пед. учеб. заведений; по ред. Г.М. Цыпина.

- М.: Академия, 2003. - 368 с.

159. Психологический краткий словарь [Текст];под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. -М.: Политическая литература, 1985.- 432 с.

160. Психологический словарь [Текст]; под ред. В.В. Давыдова [и др.]. - М.: Педагогика, 1983. - 478 с.

161. Радциг, С.И. История древнегреческой литературы [Текст] / С.И. Радциг.

- М.: Высшая школа, 1982. - 487 с.

162. Ражников, В.Г. Диалоги о музыкальной культуре [Текст] / В.Г. Ражников. - М.: Классика - XXI, 2004. - 140 с.

163. Реан, A.A. Практическая психодиагностика личности [Текст]: учеб. пособие / A.A. Реан. - СПб: Изд-во СПб ун-та, 2001. - 233 с.

164. Розанов, В.В. Сумерки просвещения [Текст] / В. В. Розанов. - М.: Педагогика, 1990. - 620 с.

165. Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии [Текст] / C.JI. Рубинштейн // Собр. соч: в 2 т. - М.: Педагогика, 1989. - Т.2. - 328 с - Т. 1 - 488 с.

166. Руссо, Ж.Ж. Педагогические сочинения [Текст]: в 2-х т. / Ж.Ж. Руссо; под ред. Г.Н. Джимбадзе. - М.: Педагогика, 1981. - Т.2. - 334 с.

167. Рябов, В.Ф. Искусство как общественная потребность [Текст] / В.Ф. Рябов.-Л., 1977.- 131 с.

168. Свиридов, Г.В. Музыка как судьба [Текст] / Г. В. Свиридов. - М.: Молодая гвардия, 2002. - 171 с.

169. Северинова, Л.И. Формирование этнопедагогической культуры будущего учителя музыки в процессе профессиональной подготовки [Текст]: дис... канд. пед. наук: 13.00.08 / Северинова Лариса Ивановна. - Воронеж, 2006. -241 с.

170. Сергеев, Н.К. Профессиональное становление будущего учителя в условиях учебно-педагогического комплекса (мотивационный аспект) [Текст]: монография. - Волгоград: Перемена, 1997. - 206 с.

171. Сериков, В.В.Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем [Текст] / В.В. Сериков. - М.: Изд. корпорация «Логос», 1999.-272 с.

172. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований [Текст] / М.Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 1986. - 150 с.

173. Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст]: учеб. для студ. высш. и ср. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов,

И.Б. Котова, Е.М. Шиянов [и др.]. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2000. -512 с.

174. Советский энциклопедический словарь [Текст]; под. ред. A.M. Прохорова.

- 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1982. - 1600 с.

175. Соловьёв, B.C. Красота в природе [Текст]: в 2-х т. / B.C. Соловьёв. - М.: 1988.-Т.2.-230 с.

176. Соловьёв, С.М. Чтения и рассказы по истории России [Текст] / С.М. Соловьёв. -М.: Правда, 1989. - 765 с.

177. Сохор, А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки [Текст] / А.Н. Сохор.

- JL: С.К., 1980. - 100 с.

178. Сохор, А.Н. Восприятие и оценка искусства обществом и их воздействие на художественное творчество [Текст] / А.Н. Сохор // Вопросы социологии искусства. - 1980. - С. 41- 58.

179. Сохор, А.Н. Музыка как вид искусства [Текст] / А.Н. Сохор. - М.: Госуд. музык. изд-во, 1961. - 135 с.

180. Степанова, Г.С. Особенности этнического самосознания студентов вуза [Текст] / Г.С. Степанова, Н.М. Трофимова // Педагогика. - 2000. - №3. -С.34-41.

181. Столович, К.А. Природа эстетической ценности [Текст] / К.А. Столович.-М., 1972.-271 с.

182. Строков, К.А. Развитие этнокультурных образовательных технологий в подготовке специалистов художественно-творческого профиля [Текст]: дис ... канд. пед. наук. 13.00.08 / Строков Константин Андреевич. - М., 2000. - 200 с.

183. Суханов, И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений [Текст] / И. В. Суханов. - М.: Политиздат, 1976. - 144 с.

184. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения [Текст]: вЗ-х т. [Текст] /В.А. Сухомлинский-М.: Педагогика, 1979. - Т. 1.-502с.

185. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский. -Киев, 1981.-382 с.

186. Татаркина, Н.И. Формирование духовно-нравственной культуры личности курсантов вузов МВД России [Текст]: дис... д-ра пед. наук. 13.00. 08/ Татаркина Наталья Ивановна. - Елец, 2006. 547 с.

187. Теория и практика педагогического эксперимента [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов; под ред. А.И. Пискунова, Т.В. Воробьёва. - М.: Педагогика, 1979. - 207 с.

188. Теплов, Б.М. Избранные труды [Текст] / Б.М. Теплов // Собр. соч.: в 2-х т. - М.: Педагогика, 1985. - Т. 1. - 328 с. - Т. 2-358 с.

189. Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания [Текст] / Б.М. Теплов // Известия академии пед. наук РСФСР. - 1947. -№11.-С. 11-14.

190. Тихон Задонский, святитель. Наставления о личностных обязанностях каждого христианина [Текст] / Святитель Тихон Задонский. - М.: Изд. Московского Свято-Данилова монастыря, 1999. - 176 с.

191. Тулинова, О.В. Елец - любовь моя. Т.Н. Хренников - встречи на Елецкой земле [Текст] / О.В. Тулинова. - М.: РИФ «Март», 2003. - 238с.

192. Урсу, Д.П. Методологические проблемы устной истории [Текст] / Д.П. Урсу // Источниковедение отечественной истории: сб. статей. М.,1989 - С. 3-32.

193. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании [Текст] / К.Д. Ушинский // Избранные педагогические произведения. - М., 1968. - 272 с.

194. Фельдштейн, Д.И. Трудный подросток [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - 2-е Изд. - М.: Изд. Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК»,2008. - 208 с.

195. Философский энциклопедический словарь [Текст]: под.ред. Л.Ф. Ильичёва, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалёва, В.Г. Панова. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

196. Флоренский, П.А., священник. Сочинения [Текст]: в 4-х т. / П.А. Флоренский. - М.: Мысль, 1994. - Т.1. - 800 с.

197. Флоренский, П.А., священник. У водоразделов мысли [Текст]: приложение к журналу «Вопросы философии» / П. А. Флоренский: в 2-х- Т.2. - М.: Правда, 1990.-446 с.

198. Фохт-Бабушкин, Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления [Текст] / Ю.У. Фохт-Бабушкин - М.: Наука, 1986. - 235 с.

199. Хопрова, Т.А. Сергей Иванович Танеев [Текст]: популярная монография. - Л.: Музыка, 1980. - 104 с.

200. Хренников, Т.Н. Материалы V Съезда Советских композиторов [Текст] Т.Н. Хренников // Советская культура. - 1974. - 3 марта.

201. Цыпин, Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества [Текст] / Г.М. Цыпин. - М.: Сов. композитор, 1998. -384 с.

202. Чернышевский, Н.Г. Сочинения [Текст]: в 2-х т./ Н.Г. Чернышевский. -М.: Мысль, 1986. - Т. 1. - 805 с.

203. Чернышевский, Н.Г. Эстетические отношения искусств к действительности [Текст] / Н.Г. Чернышевский. -М.: Госполитиздат, 1948. - с. 88-89.

204. Чистов, К.В. Народные традиции и фольклор [Текст] / К.В. Чистов. - Л.: Наука, 1986. - 303 с.

205. Чистякова, И.А. Фольклор Липецкой области [Текст] / И.А. Чистякова. -Вып.1. Народные песни, частушки, пословицы и поговорки, детский фольклор. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006. - 186 с.

206. Чучайкина, И.Е. Искусство, как феномен культуры [Текст] / И.Е. Чучай-кина // Социально-политический журнал. - 1994- №8. - С. 110.

207. Шадриков, В.Д. Философия образования и образовательной политики [Текст] / В.Д. Шадриков. -М.: Логос, 1993. - 181 с.

208. Шаповалов, В.К. Этнокультурная направленность российского образования [Текст] / В.К. Шаповалов. -М.: Магистр, 1997. - 160 с.

209. Шахназарова, Н.Г. О национальном в музыке [Текст] / Н.Г. Шахназарова. - М.: Госуд. муз.изд-во (Государственное музыкальное издательство), 1963.- 92 с.

210. Шацкая, В.Н Опыт педагогической деятельности С.Т. Шацкого [Текст] / В.Н. Шацкая, Д.Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 1976. - 198 с.

211. Шпет, Г.Г. Психология национального бытия [Текст] / Г.Г. Шпет; под ред. Т.Д. Марулновской. - Воронеж, 1996. - 363 с.

212. Штофф, В.А. Моделирование и философия [Текст] / В.А. Штофф.-М.-Л., Наука, 1966.-301 с.

213. Шушков, А.П. О мировоззренческом содержании фольклора и некоторых особенностях его выражения [Текст] / А.П. Шушков // Вестник МГУ. -1969.-№5.-С. 55.

214. Щукина, Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1977. - 354 с.

215. Щуркова, Н.Е. Новое воспитание [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М.: Педагогическое об-во. России, 2000. - 117 с.

216. Щуров, В.М. О региональных традициях в русском народном региональном творчестве [Текст] / В.М. Щуров // Музыкальная фольклористика. -М., 1986. - Вып. 3. - С.11 -47.

217. Эстетика [Текст]: словарь; под общ. ред. A.A. Беляева [и др.]. М.: Политиздат, 1989.-447 с.

218. Эстетика [Текст]: учеб. пособие для вузов; под ред. A.A. Радушна. - М.: Библионика, 2006. — 240 с.

219. Якобсон, П.М. Психология чувств [Текст] / П.М. Якобсон. - М.: 1956. -160 с.

220. Якобсон, П.М. Психология художественного творчества [Текст] / П.М. Якобсон. - М.: Знание, 1971. - 46 с.

221. Buschman- Esslingen H.Christian Friedrich Ludwig Buschman der Erfinde der Mund -und der Handharmonika - Trossingen, 1938.

222. Musikinstrument der Welt. Autorenkollektiv. München, 1988. 350 s.

223. Roth August. Geschichte der Harmonika Volkmusik instrumente Essen:Verlag, 1954.- 112 s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.