Этнокультурное воспитание студентов специальности "музыкальное образование" на основе народного творчества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Ахлестина, Алла Юрьевна

  • Ахлестина, Алла Юрьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Кострома
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 233
Ахлестина, Алла Юрьевна. Этнокультурное воспитание студентов специальности "музыкальное образование" на основе народного творчества: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Кострома. 2005. 233 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ахлестина, Алла Юрьевна

Введение.

Глава 1. Сущность и содержание этнокультурного воспитания.

1.1. Проблемы этнокультурного воспитания в отечественной педагогической науке.

1.2. Этнокультурное воспитание как системно-педагогическая категория.

1.3. Вопросы теории и практики этнокультурного воспитания в системе непрерывного образования.

Глава 2. Особенности этнокультурного воспитания студентов спе- 74 циальности «музыкальное образование»

2.1. Возрастные, социально-психологические особенности студен

§, чества.

2.2. Этнокультурное воспитание студентов как социально-педагогический феномен.

2.3. Национально-региональный компонент в системе подготовки учителя музыки как элемент этнокультурного воспитания студентов.

Глава 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по этно культурному воспитанию студентов специальности «музыкальное образование»

3.1. Модель этнокультурного воспитания студентов на основе народного музыкального творчества

3.2. Социально-педагогические условия этнокультурного воспи

I тания студентов.

3.3. Результаты опытно-экспериментальной работы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнокультурное воспитание студентов специальности "музыкальное образование" на основе народного творчества»

Глобальные перемены в процессе эволюции человеческой цивилизации на рубеже XX—XXI веков, объективные процессы, происходящие в политической, экономической и социально-культурной сферах жизни современного российского общества, требуют особого, пристального внимания к проблеме роста этнического самосознания. Как правило, осознание этносом своей значимости, обращение к своей истории, стимулирующей подъем этнического самосознания, наблюдается в периоды серьезных общественных потрясений.

Одной из актуальных проблем образования является задача формирова-(ф ния этнического самосознания у новых поколений. Воспитательные процессы будут подлинно народными, национальными тогда, когда они смогут обеспечить в своем содержании присутствие духовности народа, его этнического самосознания, когда они вберут в себя этническую культуру, этническую психологию, образ жизнедеятельности, систему духовно-нравственных ценностей представителей своей общности.

Однако, нормы и ценности, оказывающие определяющее воздействие на подрастающее поколение в период его формирования, основываются сегодня либо на традиционно-советской, либо западной модели воспитания, в то {$ время как этнокультурное содержание практически отсутствует. В результате этого процесс социализации современной молодежи сопровождается утратой целостности отечественной культуры. Происходит удаление из обихода целых пластов этнического наследия, искусства, науки, образования, которые якобы не вписываются в современные общественно-политические парадиг-: мы. Этническая культура (традиции, обычаи, обряды, фольклор и т. п.) воспринимается большей частью молодежи как анахронизм, между тем именно она является цементирующим звеном социокультурной преемственности. В ff силу этого без этнокультурной самоидентификации невозможно формирование и развитие у подрастающего поколения глубоких позитивных чувств к истории, традициям своего народа и, в конечном счете, истинной любви к Отечеству. ф В то же время наша молодежь, часто проживающая в поликультурных и полинациональных регионах, сталкивается с проблемой актуализации различий - не только национальных, но и культурных, тендерных, расовых, религиозных.

Игнорирование культурных ценностей и социального опыта различных этнических общностей ведет к усилению среди молодежи агрессивности, распространению шовинистических и националистических идей, ближайшим следствием которых могут стать кровопролитные распри, войны, погромы, терроризм, направленный против мирных граждан.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена современной тенденцией обращения педагогической мысли к разнообразию и богатству этнокультурных традиций, к нравственному опыту многих поколений, к традиционным ценностям, без учета которых воспитание подрастающих поколений на сегодняшний день представляется весьма затруднительным.

В этнической культуре любого народа музыкальное искусство является не только отражением его художественного творчества, но оно имеет и социальную значимость. Для идейного и тематического содержания его произведений (народных песен, эпических повествований, сказов и других созданий словесно-музыкального народного искусства) характерно глубокое отражение жизни народа, его истории, быта, труда, а также сложившегося на этой основе мировоззрения, идеалов, этических и эстетических взглядов, претворенных в ярких национально-самобытных художественных образах.

Социализирующие функции воздействия народного музыкального творчества на личность многообразны: оно может служить средством познания (? объективного мира (знакомство с эпохой, страной, обычаями, традициями и т.д.), средством коммуникации (совместное исполнение народных песен, участие в народных праздниках, обрядах, фестивалях), средством воспитания (отношение человека к обществу и себе, окружающему миру), формируя взгляды, вкусы, идеалы личности (А. Н. Сохор).

В отечественной педагогической науке и практике для решения таких проблем успешно используется этнопедагогическая концепция, созданная Г. Н. Волковым на основе сравнительного анализа развития и функционирования традиционных культур воспитания у различных этносов.

В последние почти три десятилетия после создания новой области педагогического знания на основе этнопедагогической концепции ведутся исследования по следующим направлениям:

- методологические проблемы этнопедагогики и теория национальной школы (Г. И. Батурина, Е. П. Белозерцев, И. Ф. Гончаров, Е. П. Жирков, В. Н. Иванов, К. Ж. Кожахметова, Ш. А. Мирзоев, Т. Н. Петрова, 3. Т. Гаса-нов и др.);

- этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в современных условиях и ее педагогическое обеспечение (Г. Н. Волков, Т. Ф. Кузина, 3. Б. Цаллагова, М. Г. Тайчинов, JI. Н. Мукаева, О. Д. Мукаева, A. JI. Полякова, Т. И. Руднева и др.);

- народные традиции в воспитании подрастающего поколения (В. М. Григорьев, 3. Б. Цаллагова и др.);

- этнопедагогика различных регионов Российской Федерации (A. JI. Бугаева, 3. Б. Цаллагова, Г. Н. Волков, О. Д. Мукаева, Г. П. Айдарова, С. А. Даваев и др.);

- исторические аспекты развития этнопедагогики и сравнительная этнопедагогика (Т. Н. Петрова, В. А. Иванов, JI. И. Федорова и др.).

Однако все перечисленные направления рассматривают этнопедагоги-ческие проблемы, решаемые детскими дошкольными учреждениями, школой или системой дополнительного образования. Ряд проблем этнокультурного воспитания студентов в рамках этнопедагогической концепции в отечественной и зарубежной педагогической науке в последнее десятилетие стали объектом исследований.

Щ В отечественной педагогике советского периода активно исследовался процесс воспитания учащейся молодежи (Г. Д. Аверьянова, Р. Р. Бандура, Н. И. Болдырев, А. С. Бык, О. И. Волжина, Б. 3. Вульфов, А. Г. Давидюк, 3. Д. Джантакова, Е. И. Известнова, Р. М. Капралова, В. И. Кожокарь, JI. В. Кузнецова, А. Ф. Никитин, И. Н. Руссу, Я. В. Соколов, В. А. Сухомлин-ский, А. М. Шаленов, Т. А. Шингерей, Н. И. Щукин, Д. С. Яковлева и др.), но лишь в немногих трудах затрагивались вопросы этнического воспитания студентов.

В педагогической литературе проблемы этнокультурного воспитания чаще всего рассматриваются в плане исследований целей и задач музыкального образования, в качестве составляющего элемента воспитательно-образовательного процесса, нравственного, патриотического воспитания, элемента развития творческого потенциала личности (В. П. Аникин, Б. В. Асафьев, С. С. Балашова, Г. С. Виноградов, JI. В. Горюнова, В. Е. Гусев, М. Н. Мельников, С. И. Миропольский, Е. В. Николаева, JI. П. Карпушина, Л. Л. Куприянова, JI. В. Шамина Б. JI. Яворский и др.). Этнокультурное воспитание студентов специальности «музыкальное образование» на основе народного музыкального творчества специально комплексно не рассматривалось.

Таким образом, можно зафиксировать ряд противоречий:

- между наличием опыта этнокультурного воспитания на определенных этапах многоуровневой российской системы образования и отсутствием научного подхода к построению системы этнокультурного воспитания студентов;

- между разработанностью отдельных аспектов этнокультурного воспитания на основе изучения музыкального народного творчества в различных регионах страны и в Костромской области и недостаточным вниманием к комплексному использованию социально-педагогического потенциала этнокультурного воспитания студентов; между наличием значительного числа исследований, посвященных различным аспектам воспитания студентов на примере народного музыкального творчества, и необходимостью их изучения с позиции этнокультурного воспитания и современных представлений о социокультурном воспитании студенчества.

Необходимость решения перечисленных противоречий обусловила выбор проблемы исследования: при каких социально-педагогических условиях этнокультурное воспитание студентов специальности «музыкальное образоf вание» на основе народного творчества будет эффективным?

Объект исследования: процесс этнокультурного воспитания студентов специальности «музыкальное образование» на основе народного творчества.

Предмет исследования: социально-педагогические условия этнокультурного воспитания студентов специальности «музыкальное образование» на основе народного творчества.

Цель исследования: выявить, обосновать и проверить в ходе опытно-экспериментальной работы социально-педагогические условия этнокультурного воспитания студентов специальности «музыкальное образование».

На основе анализа теории и практики современных подходов к пониманию этнокультурного воспитания, собственного опыта и результатов экспериментального моделирования этнокультурного воспитания студентов нами сформулирована следующая гипотеза: этнокультурное воспитание студентов специальности «музыкальное образование» на основе народного творчества будет успешным, если:

• его процесс строится с учетом исторических, социальных, культурных, национальных и этнических особенностей региона;

• развивается на базе информационного насыщения, эмоционально-творческого воздействия и имеет коммуникативную направленность;

• обеспечивается творческое взаимодействие между субъектами воспитательного процесса в области освоения этнической музыкальной культуры;

• достигается гармонизация профессионально-личностного, творческого роста студентов в процессе развития этнокультурной воспитательной среды.

Исходя из поставленной цели, выдвинутой гипотезы, а также в соответствии с объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:

- выявить основные проблемы и социально-педагогический потенциал этнокультурного воспитания студентов;

- охарактеризовать особенности этнокультурного воспитания студентов специальности «музыкальное образование»;

- определить социально-педагогические условия, при которых этнокультурное воспитание студентов на основе народного творчества будет эффективным;

- смоделировать на основе анализа опытно-экспериментальной работы процесс этнокультурного воспитания студентов специальности «музыкальное образование».

Методологической основой исследования явились следующие концепции: концепция этнопедагогизации целостного процесса воспитания в многонациональном социуме (Г. Н. Волков); концептуальные подходы воспитания духовности, истоки которых лежат в русской философии конца XIX-начала XX веков Н. А. Бердяева, В. С. Соловьева, В. В. Зеньковского, П. А. Флоренского, Н. В. Розанова, С. Н. Трубецкого и др.

Антрополого-гуманистическая концепция (П. Ф. Каптерев, М. И. Дем-ков, М. М. Рубинштейн, В. Н. Сорока-Расинский), которая обосновывает положение об универсальной сущности мирового педагогического процесса и национальной форме его осуществления у разных народов.

Методологические идеи М. М. Бахтина, считавшего, что предметом в методологии гуманитарного познания выступает ценностно-значимый мир человека, основой которого является социально-педагогическая концепция формирования ценностных ориентаций молодежи. Концепция народности в (4) музыкознании, музыкальном просветительстве и педагогике выдающегося ученого-медиевиста, палеографа и музыкального этнографа С. В. Смоленского. Акмеологические концепции и педагогика сотрудничества, ориентированные на целостное развитие человека, на развитие его духовно-нравственного потенциала (Ю. А. Гагин, Н. В. Кузьмина, В. Н. Максимова, А. А. Реан, С. Ф. Эхов и др.). Современные теории социализации, воспитания и развития личности (А.В. Волохов, Б. 3. Вульфов, А. В. Мудрик, М. И. Рожков, Н. М. Таланчук, Д. И. Фильдштейн и др.). Методологическими ориентирами построения модели этнокультурного воспитания студентов в вузе являются такие подходы, как системный, личностный, деятельный, социокультурный, синергетический, комплексный и др.

Для решения поставленных задач использовались различные методы: системного анализа и синтеза психолого-педагогической и социологической литературы; анализ программных и нормативных документов; изучение опыта практической деятельности в области этнокультурного воспитания молодежи и студентов; опытно-экспериментальная работа: включенное наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, технологии сбора информации, ее fU обработки, анализа, оценки, прогнозирования; моделирование процессов.

В исследовании применяются схематические, графические, статистические описания.

Исследование проводилось в несколько этапов:

- на первом этапе (2000-2001 гг.) осуществлялся анализ теоретических подходов к проблеме, изучалась существующая практика, обобщался отечественный опыт этнокультурного воспитания молодежи и студентов;

- на втором этапе (2001-2003 гг.) определялись социально-педагогические условия этнокультурного воспитания студентов, была разработана концепция и начала реализовываться экспериментальная модель процесса этнокультурного воспитания студентов специальности «музыкальное образование» на основе народного музыкального творчества; апробировался спецкурс «Этнокультурное воспитание учащихся на основе музыкального народного творчества (региональный аспект)»; на третьем этапе (2003-2005 гг.) завершилась опытно-экспериментальная работа, корректировалась концепция и модель этнокультурного воспитания студентов, основные положения и выводы, обобщались результаты, оформлялось диссертационное исследование.

Экспериментальной базой исследования стали студенты специальности «музыкальное образование» Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова.

Для анализа состояния этнокультурного воспитания детей и подростков в области и апробации ряда экспериментальных разработок привлекались преподаватели и выпускники музыкально-педагогического факультета Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова; муниципальные общеобразовательные школы г. Костромы и Костромской области; учреждения дополнительного образования: «АРС», «Ровесник», «Алина», «Жемчужина», «Ипатьевская слобода» и др.; фольклорно-этнографические коллективы Костромской области: ансамбль «Нерехтские рожечники», фольклорный ансамбль Вохомского района «Светлица», «Талица» из Колог-рива, «Заигрыш» из Павинского района, фольклорно-этнографический ансамбль областного дома народного творчества «Берегиня», ансамбль «Кост-ромушка» средней школы г. Буя, фольклорный театр Мантуровского района «Ухтубужье»; хоровые коллективы религиозных объединений русской православной церкви и костромской еврейской общины, в которых руководителями или участниками коллективов являются выпускники и студенты музыкально-педагогического факультета.

Достоверность результатов исследования обусловлена опорой на методологические принципы научно-педагогического исследования, комплексным анализом проблемы на междисциплинарном уровне, применением совокупности разнообразных взаимодополняющих методов сбора и обработки эмпирического материала, использованием методик, адекватных изучаемой проблеме, целям, задачам работы, а также достаточной для решения поставленных задач продолжительностью экспериментального исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- выявлены основные проблемы и социально-педагогический потенциал этнокультурного воспитания студентов;

- охарактеризованы особенности этнокультурного воспитания студентов специальности «музыкальное образование;

- определены социально-педагогические условия, при которых этнокультурное воспитание студентов на основе народного творчества будет эффективным;

- на основе анализа опытно-экспериментальной работы создана модель процесса этнокультурного воспитания студентов специальности «музыкальное образование».

Практическая значимость исследования. Разработанная модель этнокультурного воспитания студентов является основой для их творческой деятельности и деятельности художественных коллективов факультета. Значимость определяется и возможностью использования результатов исследования для научного обеспечения процесса этнокультурного воспитания студентов специальности «музыкальное образование».

Использование модели этнокультурного воспитания студентов на основе музыкального народного творчества и выявленных социально-педагогических условий позволит оптимизировать воспитательный процесс в вузах страны.

Содержащиеся в исследовании теоретические положения и практические разработки могут быть использованы в работе не только вуза, но и в общеобразовательных учреждениях, системе дополнительного образования. Материалы спецкурса «Этнокультурное воспитание учащихся на основе музы-(ф кального народного творчества (региональный аспект)» применимы для студентов различных специальностей вуза, педагогических колледжей и музыкальных училищ.

Апробация результатов исследования осуществлялась на всех этапах исследования. Основные положения, выводы диссертации были представлены и обсуждены на заседаниях кафедры хорового дирижирования, кафедры теории и методики преподавания музыки Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова, научной конференции «Национальная культура и защита Отечества» (Кострома, 1998 г.), Всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности» (Екатеринбург, 1999 г.), Международной научно-практической конференции «Провинция как социокультурный феномен» (Кострома, 2000 г.), научно-практическом семинаре учителей школ города «Педагогика встречных усилий: взгляд в будущее» (Кострома, 2002 г.), научно-практической конференции «Преемственность традиций классического музыкального образования молодежи — в XXI век», Всероссийской научно-практической конференции VII Открытого фестиваля преподавателей и студентов музыкальных факультетов вузов России «Традиции и опыт духовно-нравственного воспитания молодежи средствами классического музыкального искусства» (Кострома, 2004 г.).

Личный вклад автора заключается в разработке и обосновании модели этнокультурного воспитания студентов специальности «музыкальное образование» на основе использования народного музыкального творчества; в организации опытно-экспериментальной работы по апробации предложенной if, модели и ее корректировке; определении социально-педагогических условий этнокультурного воспитания студентов; разработке программы и научно-методического комплекса спецкурса «Этнокультурное воспитание учащихся на основе музыкального народного творчества (региональный аспект)» и внедрении его в учебный процесс в КГУ им. Н. А. Некрасова.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Построение этнокультурной воспитательной системы и включение средств народной педагогики в разнообразные формы жизнедеятельности студентов музыкально-педагогического факультета дают возможность для создания целостного воспитательного процесса, способствуют становлению нравственно богатой личности, способной реализовать себя в обществе. Народная педагогика, использующая богатые традиции музыкального народного творчества, имеет ярко выраженную социальную направленность, осуществляет важнейшие функции по социализации, индивидуализации молодежи, обеспечивает возможности для её духовно-нравственного роста.

2. Предложенная модель этнокультурного воспитания студентов, представляющая собой логически последовательную систему соответствующих элементов (миссия университета, концепция этнокультурного воспитания, ее цели, задачи, принципы, программа, содержание этнокультурного воспитания в образовательно-воспитательном процессе, этнокультурная воспитательная среда и педагогическое управление воспитательным процессом), способствует формированию национальной духовной и музыкальной культуры, воспитанию интереса к национальному музыкальному искусству, развитию национального музыкального мышления, возрождению национального самосознания, воспитанию уважения к другим народам и культурам, а также овладению навыками в данном направлении профессиональной педагогической деятельности.

3. Эффективность этнокультурного воспитания студентов специальности «музыкальное образование» обеспечивается созданием социально-педагогических условий, среди которых приоритетными являются: учет исторических, социальных, культурных, национальных и этнических особенностей региона; информационное насыщение, эмоционально-творческое воздействие и коммуникативная направленность воспитательного процесса; творческое взаимодействие между субъектами воспитательного процесса в области освоения этнической музыкальной культуры; гармонизация профессионально-личностного, творческого роста студентов в процессе развития этнокультурной воспитательной среды.

4. Критериями и показателями эффективности этнокультурного воспитания студентов являются когнитивный, определяющий объем, качество, системность знаний в области народного музыкального творчества и народного опыта воспитания, эрудицию, наличие информационной культуры, широту кругозора студентов в сфере народной музыкальной культуры; эмоциональный (мотивационный), характеризующий наличие эмоциональных переживаний и эмоционального отклика в процессе постижения художественно-образного содержания произведений народного музыкального творчества; деятелъностный, указывающий на личную позицию в вопросах этнокультурного воспитания, принятие этнических ценностей и претворение их в социально-значимой этнокультурной воспитательной деятельности.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Кроме текстовых материалов в диссертацию включены схемы, таблицы, рисунки.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Ахлестина, Алла Юрьевна

Выводы к третьей главе

1. Модель этнокультурного воспитания студентов специальности «музыкальное образование» является вариативной, интегративный, в которой на основе единой воспитательной концепции соединены образовательно-воспитательный и организационный модули.

2. Концепция этнокультурного воспитания студентов отражает идеологию и общественные ценности России (глобальные, историко-культурные, национальные, этнические и ценности единства социально-воспитательного пространства), миссию КГУ им. Н. А. Некрасова, а также цели и задачи воспитания. Она призвана направить педагогические усилия факультета на основе использования народных традиций и музыкального народного творчества на осознанный выбор студентов не только пути профессионального и творческого совершенствования, но и на выбор линии социального поведения в решении этнических и национальных проблем, решаемых обществом.

3. Модель этнокультурного воспитания, соединяющая несколько модулей, представляется логически последовательной системой соответствующих элементов, включающих цели, принципы, программу, содержание этнокультурного воспитания, проектирование педагогических технологий и технологий управления образовательно-воспитательным процессом, содержание планов, программ, формирование этнокультурной воспитательной среды и т. д.

4. Программа этнокультурного воспитания студентов строится на традициях народного музыкального творчества и имеет духовно-нравственную, эстетическую и профессиональную составляющие, а также интеллектуальный, эмоционально-волевой, коммуникативный и практически-действенный компоненты.

5. Систему этнокультурного воспитания студентов музыкально-педагогического факультета в образовательном процессе предлагается выстраивать на основе межпредметного синтеза знаний, приобретенных в блоках общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общепрофессиональных дисциплин и дисциплин предметной подготовки. Примером такого синтеза является спецкурс «Этнокультурное воспитание учащихся на основе музыкального народного творчества (региональный аспект)». Основными задачами курса являются формирование у студентов знаний о сущности, содержании, формах и методах этнокультурного воспитания; приобщение студентов к духовно-нравственным ценностям национальных традиций в сфере музыкального образования; формирование ценностного отношения к этническому наследию своего народа, в том числе, к народному музыкальному творчеству; возрождение национального самосознания и развитие национального музыкального мышления у студентов; формирование этното-лерантности и уважения к этнической культуре и представителям иных этнических групп; включение студентов в активную созидательную деятельность духовного и нравственного саморазвития.

6. Этнокультурная воспитательная среда понимается как внешнее окружение факультета, в котором возникают коммуникативные связи между заинтересованными социальными субъектами, целенаправленно создаются социально-педагогические условия для творческой деятельности на базе использования народного музыкального творчества и формируется, таким образом, круг заинтересованных субъектов для совместной деятельности.

Включение в этнокультурную воспитательную среду музыкально-педагогического факультета не только учреждений системы образования, но и учреждений дополнительного образования, учреждений культуры, народных музыкальных творческих коллективов, национальных, религиозных общественных организаций не только способствовало расширению сферы социального действия студентов и преподавателей, но и социализации студентов в социокультурной среде региона.

Ценности региональных культурных традиций, в том числе народных музыкальных, их нравственно эстетический потенциал не только осваиваются во внешней среде студентами, но и становятся их внутренним достоянием.

7. В процессе взаимодействия индивидуальных, групповых и социальных субъектов в трех тесно взаимосвязанных сферах: образовании, развитии творческого потенциала, организации социального опыта студентов на основе единой воспитательной концепции создаются возможности для профессиональной, творческой, инновационной и иной деятельности студентов на основе использования народного музыкального творчества.

8. Социально-педагогическими условиями обеспечения эффективности этнокультурного воспитания студентов специальности «музыкальное образование», подтвержденными в ходе эксперимента являются: учет исторических, социальных, культурных, национальных и этнических особенностей региона; информационное насыщение, эмоционально-творческое воздействие и коммуникативная направленность воспитательного процесса; творческое взаимодействие между субъектами воспитательного процесса в области освоения этнической музыкальной культуры; гармонизация профессионально-личностного, творческого роста студентов в процессе развития этнокультурной воспитательной среды.

180

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый народ в ходе своего исторического развития передает подрастающим поколениям ценности национальной культуры и социального опыта, вырабатывая определенную упорядоченную совокупность взглядов на образовательно-воспитательные процессы. Уникальный воспитательный потенциал, содержащийся в культурно-педагогическом наследии каждого этноса, может быть успешно реализован в образовательно-воспитательном процессе со специфической этнокультурной направленностью.

Проведенное исследование и результаты опытно-экспериментальной работы по моделированию системы этнокультурного воспитания студентов на основе народного творчества подтверждают правомерность выдвинутой гипотезы и позволяют сделать следующие выводы:

1. Этнокультурное воспитание как системно-педагогическая категория, рассматривается как функция человеческого общества, возложенная и на систему образования, направленная на сохранение преемственности и воспроизводства духовной культуры и национальных особенностей народа с целью формирования его этнического самосознания, воспроизводства духовно-нравственного потенциала и качеств личности, воспитания уважения к другим народам и культурам.

2. Цель и задачи этнокультурного воспитания студентов на основе народного музыкального творчества на современном этапе определяются необходимостью формирования национальной духовной и музыкальной культуры, воспитания интереса к национальному музыкальному искусству, развития национального музыкального мышления, возрождения национального самосознания, воспитания уважения к другим народам и культурам, а также овладения навыками профессиональной педагогической деятельности.

3. Анализ теории и практики современных подходов к пониманию этнокультурного воспитания, опыт музыкально-педагогического факультета КГУ им. Н. А. Некрасова и результаты эксперимента по моделированию этнокультурного воспитания студентов на основе использования народного музыкального творчества позволяют сделать вывод о том, что историческое прошлое русского народа свидетельствует об исключительно развитой музыкальной среде его обитания, воспитавшей многие поколения людей. Музыкальное творчество, как художественная форма отражения нравственно-эстетических взглядов народа активно использовалось в педагогике.

4. Этнокультурное воспитание студентов, построенное с учетом исторических, социокультурных, национальных и этнических особенностей страны и региона, учитывающее ментальные стереотипы участников процесса, адаптированное к запросам региональных этнических общностей служит средством приобщения молодого поколения к духовным ценностям своего народа, обеспечивает генетически обусловленную, всесторонне развивающую, фундаментальную сферу профессиональной и музыкальной деятельности.

5. Внедрение многовекового народного педагогического и культурного опыта в организацию этнокультурного воспитания студентов открывает перспективный переход к новой образовательно-воспитательной парадигме, рассматривающей народное музыкальное искусство как транслятор национального мировоззрения и национального характера, национального музыкального языка и как способ социализации.

6. Этнокультурное воспитание студентов как осмысленный, целенаправленный и планомерный процесс решает не только задачи музыкально-эстетического порядка, но и такие социально-важные воспитательные проблемы, как развитие коммуникативных качеств, умение выстраивать межличностные отношения, этику поведения.

7. В основе этнокультурного воспитания студентов лежит социальное действие, ориентированное на создание этнокультурной воспитательной среды, привлечение к этому процессу заинтересованных представителей из системы образования, культуры, общественных организаций и т. д.

8. Модель этнокультурного воспитания студентов музыкально-педагогического факультета, включающая концептуальные основы, цели, задачи и программу представляется как интегрированная. Она объединяет этнокультурное воспитание в образовательном процессе, создание этнокультурной воспитательной среды факультета в регионе и управленческие воздействия по социально-педагогическому обеспечению этих процессов.

9. Управленческие воздействия деканата, кафедр, профессорско-преподавательского состава, творческих коллективов студентов и преподавателей включают каждого субъекта воспитательного пространства в процесс, позволяющий понять уникальность и всеобщность формирования и трансформации отдельных культур, в том числе музыкальной культуры, их социально-историческую обусловленность; создать педагогические условия для ценностно-смыслового взаимодействия между студентами, преподавателями и заинтересованными представителями социума в совместной деятельности в области музыкально-педагогической культуры по достижению целей всеобщего развития (качества личности, качества образовательно-воспитательного процесса, сохранения национальных музыкальных традиций, качества профессиональной подготовки студентов и т. д.)

10. Вуз влияет на качество организованной социокультурной среды через механизмы этнокультурного воспитания. Музыкально-педагогический факультет вносит свой вклад в нравственно-эстетическое воспитание детей и подростков. В системе средств педагогического воздействия музыка занимает особое место, ибо она включает в себя и культуру, и искусство и творчество. Музыка является неотъемлемой частью национальной культуры, она пробуждает эмоциональные, эстетические и нравственные чувства, закрепляет опыт нравственного поведения, в ней находит отражение особенность восприятия мира. Народное музыкальное творчество является одним из самых надежных способов трансляции ценностей русской национальной культуры вступающим в жизнь поколениям.

11. Расширение этнокультурной воспитательной среды, активное участие студентов в творческой, просветительской деятельности в регионе способствует гармонизации профессионально-личностного роста, творческого потенциала студентов и развития образовательно-воспитательной системы. Тем самым обеспечивается не только их дополнительность и взаимодействие, но и оптимизируется процесс социального развития.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ахлестина, Алла Юрьевна, 2005 год

1. Абдуллин Э. Б. Методологический анализ проблем педагогики в системе высшего образования: Уч. пособие. М., 1990. - 160 с.

2. Айнштейн В. О проблеме воспитания в вузе // Высшее образование в России. 1998. - № 3. - С. 75-82.

3. Аксенова А. Ю. К вопросу об исследовании в области воспитания у школьников этнокультурных традиций. // Герценовские чтения; Педагогика новому веку. идеи на будущее. Часть I. СПб.: Образование-Культура, 2000.

4. Аксенова А. Ю. Народная педагогика семейная педагогика // Семейное воспитание: история и современность. - СПб.: Verba Magistri, 2003.

5. Аксенова А. Ю. Роль этнокультурных традиций в нравственном воспитании современных школьников: Автореф. дис. к-та. пед. наук. — СПб., 2004. 20 с.

6. Аксенова А. Ю. Семья и этнос. Этнический портрет семьи // Сб. 67 Гимназия. Семейный портрет. - СПб.: Verba Magistri, 2003.

7. Аникин В. П. Русский фольклор. — М.: Высшая школа, 1987. 286 с.

8. Анисенкова Т. В. Этнопедагогическая подготовка учителя к работе в сельской школе: Автореф. дис. . к-та пед. наук. Москва, 2000. - 14 с.

9. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII в. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. М.: Педагогика, 1985.-363 с.

10. Апраксина О.А. Музыка в воспитании творческой личности // Музыкальное воспитание в школе, вып. 3 / Сост. О. А. Апраксина. М., 1964.

11. Асадулина И. Г. Система управления социальным качеством образования как фактор социокультурной динамики региона. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2002. - 363 с.

12. Асатрян О. Ф. Становление социально-ценностных профессиональных ориентаций учителя музыки в процессе вузовской подготовки: Автореф. дисс. . к-та пед. наук. — Москва, 2000. 24 с.

13. Асафьев Б. В. Избранные труды. Т. 4. - М., 1955. - 439 с.

14. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М., 1973. - 144 с.

15. Асмолов А. Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности // Вопр. психологии. 1992. -№ 1. — С. 5 - 14.

16. Арутюнов С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. — М., 1989.-248 с.

17. Ахлестина А. Ю. Условия сохранения традиций народного музыкального творчества в провинции // Провинция как социокультурный феномен: Сб. науч. трудов участников VIII Межд. Конф. 18-27 мая 2000 года. -Кострома, 2000. С. 42^3.

18. Багдасаръян Н. Г. Инновации в ценностных ориентациях студентов / Н. Г. Багдарасян, JI. В. Кансузян, А. А. Немцов // Социологические исследования. 1995. - № 4. - С. 125-129.

19. Байбородова Л. В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе. — Ярославль, 1997. — 380 с.

20. Басова А. Н. Этнокультурное образование как фактор формирования основ национального менталитета у школьников: Автореф. дис.канд. пед. наук. Кострома, 2002. - 19с.

21. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

22. Бим-Бад Б. М, Петровский А. В. Образование социализации // Педагогика. 1995. -,№ 1. - С. 79-83.

23. Бодалев А. А. О качествах личности, нужных для успешного общения. Избр. труды. - М., 1983. - 280 с.

24. Бондаревская Е. В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 1999. - № 3. - С. 37 — 43.

25. Бочкова JI. М. Социально — педагогическое обеспечение формирования коммуникативной культуры личности студента в вузе: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — Кострома, 2003. — 22 с.

26. Бромлей В. Ю. Этнос и география. М., 1972.

27. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М., 1965.

28. В Доме Отца моего. Сборник статей о роли христианской семьи в религиозном воспитании ребенка. — М.: Храм Трех Святителей на Кулишках, 2001.-304 с.

29. Васильцова 3. П. Мудрые заповеди народной педагогики: Заметки журналиста. М.: Педагогика, 1983. - 144 с.

30. Веселкин Е. А. Культурная антропология США: теория и действительность // Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М.: Наука, 1991.

31. Войтлева Н. А. Музыкально-эстетическое воспитание // Проблемы искусства и этнографии: Сб. научн. статей. Майкоп, 1997.

32. Войтлева Н. А. Формирование культуры личности — актуальная задача воспитания и образования // Ежеквартальный научный журнал АТУ

33. Вестник». Серия: Педагогика. Майкоп, 1998.

34. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.

35. Габдуллша J1. Б. Основа духовности личности в ее национальных корнях. Этнопедагогические традиции формирования культуры межнациональных отношений: Материалы VII Международной научно-практической конференции. Казань, 2000. - 186 с.

36. Галкина Е. М. Методический аспект изучения проблемы этнической идентичности // Духовная культура и этническое самосознание нации.•» Вып. 1.-М., 1990.-С. 57-82.

37. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). — М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 608 с.

38. Глазырина Е. О программе «Ребенок и музыка: опыт диалога» // Искусство в школе. 2000. - № 5. - С. 12-17.

39. Гордеева В. Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников / В. Г. Гордеева, Т. Ф. Поздина II Детский сад от А до Я. 2003. - № 3.

40. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «музыкальное образование». М., 2000. - 22 с.

41. Груздева Н. В. Система управления реализацией регионального компонента образования / Н. В. Груздева, Т. И. Чижова II Развитие образовательных систем и управление качеством образования: Сборник научных статей. СПб.: ЛОИРО, 2002. - 165 с.

42. Гумилев Л. Н. Этносфера: история людей и история природы. -СПб.: ООО «Издательский Дом «Кристалл», 2002. 576 с.

43. Гундаров И. А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизмы, пути преодоления» — М., Эдиториал УРСС, 2001. — 206 с.

44. Гутор В. П. В ожидании реформы. Мысли о задачах музыкального образования. СПб., 1891.

45. Давыдова О. И. Этнопедагогическая подготовка студентов — будущих специалистов дошкольного воспитания: Автореф. дис. к-та. пед. наук. — Барнаул, 2000. — 22 с.

46. Дахужева 3. К. Этнокультурное ориентирование образовательной системы региона: научно-педагогические основы и опыт реального функционирования в республике Адыгея: Автореф. дис. к-та. пед. наук. — Майкоп, 2003. — 27 с.

47. Дашкова И. Д. Функционально-деятельностные характеристики воспитательной деятельности педагога // Классный руководитель. — 2002. —5. -С. 108- 124.

48. Дороганова Л. М. Становление коммуникативности как профессионально-значимого качества личности учителя (в условиях учебно-воспитательного комплекса «Народное пение»): Автореф. дис. . к-та пед. наук. Таганрог, 1999. - 18 с.

49. Джиоева А. Р. К вопросу о развитии национальной школы /

50. A. Р. Джиоева Г. X. Джиоева В. К. Кочисов http:// www.darial-online.ru / 19992/soder.htm.

51. Добролюбов Н. А. Собр. соч. В 9 т. - Т. 1. - М.-Л., 1961. - 595 с.

52. Додонов Р. А. Этническая ментальность: опыт социально-философского исследования. Запорожье: РА «Тандем-У», 1998. - 205 с.

53. Драничников А. Ф. Работа органов и учреждений образования по развитию образования в области // Вестник Костромского государственного педагогического университета. — 1996. — № 3. С. 5 - 10.

54. Драничников А. Ф. Творческое наследие П. А. Флоренского и

55. B. В. Розонова в программе реализации регионального компонента образования / А. Ф. Драничников, Н. Б. Кудинова, Н. А. Саватеева, Е. А. Чугу-нов // Энтелехия. — 2001. — № 1. С. 127 - 132.

56. Дробижева Л. М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика // Советская этнография. 1991. — № 1.1. C. 3-12.

57. Духовная культура и этническое самосознание наций / Отв. ред. Л. М. Дробижева. Вып. 1. - М.: ИЭА РАН, 1990. - 241 с.

58. Духовные основы русского национального воспитания: Хрестоматия. Екатеринбург, 1994.

59. Забелин Е. И. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. Новосибирск, 1992. - 240 с.

60. Захарченко Е. Ю. Педагогическая культура и культурно-образовательная ситуация // Педагогика. № 3. - 1999. - С. 69 — 73.

61. Зимняя И.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта / И.А.Зимняя, Б. Н. Боденко, Т. А. Кривченко и др. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 67 с.

62. Записка о введении преподавания народной музыки в консерваториях и музыкальных училищах // Русская мысль о музыкальном фольклоре. — М.: «Музыка», 1979. 342 с.

63. Иванова Ю. В. Этнос: социокультурная динамика и традиции: Автореф. дис. д-ра. филос. наук. -М., 2000. 49 с.

64. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. -Оренбург, 1999.-290 с.

65. Ильина Е. К. К проблеме артистизма в деятельности учителя музыки // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 17.-М, 1986. — С. 67 70.

66. Иоанн Златоуст. Для чего употребляется пение: из беседы на 41 псалом // О церковном пении: Сб. статей / Сост. О. В. Лада. М., 1997.

67. Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. / Под ред. А. М. Арсеньева. М., 1982.-704 с.

68. Караковский В. Общечеловеческие ценности — основа учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. — 1993. № 2. - С. 4—7.

69. Кахта упанишада // Упанишады. В 3-х кн. - Кн. 2. - М.: Наука, JTa-домир, 1991.

70. Каган В. Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание // Вопросы психологии. 1992. - № 1. - С. 14-21.

71. Карпушина Л. П. Педагогические основы этномузыкального образования: исторический аспект // История музыкального образования как наука и как учебный предмет: Материалы V Международной научно-практической конференции. М., 1999. - С. 113 - 118.

72. Киященко Н. И. О становлении музыкального воспитания в России // История музыкального образования как наука и как учебный предмет: Материалы V Международной научно-практической конференции. М., 1999. С. 350-354.

73. Концепция воспитания студентов педвуза / Под ред. А. Н. Прядехо, М. В. Ретивых. Брянск: БГПУ, 1999.

74. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Вестник образования. 2002. - № 6. - С. 11 - 40.

75. Концепция средней общеобразовательной школы № 2 им. А. С.Пушкина с этнокультурным (русским) компонентом. Сроки действия 2000-2005 гг. / http: //kmk karelia.ru/indexru.htm.

76. Костецкий В. Философские проблемы русской национальной школы // Тропы Антропоса. 2003. - 25 марта / http://www.topos.ru.

77. Костромские песни и наигрыши. Выпуск 1: календарные обрядовые песни / Сост., запись и нотация Кирюшиной Т. В. Кострома, 1993. - 52 с.

78. Кривошапкина О. М Некоторые проблемы разработки и реализации национально-регионального компонента высшего образования в Республике Саха (Якутия) // Наука и образование — 2000. — № 2.

79. Кузьмин М. Н. Национальная школа России в контексте государственной образовательной и национальной политики. М., 1997.

80. Кузьмин М. Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика — 1999. — № 6. С. 3 - 11.

81. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. — М., 1991. 223 с.

82. Лисовский В. Т. Личность студента / Т.В.Лисовский А И. Дмитриев. -Л., 1974. 184 с.

83. Лихачев Д. С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. - № 4. - С. 3 - 6.

84. Российский менталитет: история и современность. СПб., 1993.

85. Макарцева Н. Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры // Педагогика. 1998. - № 1. - С. 81 - 86.

86. Матис В. И. Проблемы национальных отношений. Барнаул, 1994.

87. Маттонис В. П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. — М.: «Музыка», 1988. 86 с.

88. Медынский Е. Н. Внешкольное образование и его значение, организация и техника. М., 1916.

89. Медушевский В. В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства // Преподаватель. — 2001. — № 6 — С. 21 — 26.

90. Миропольский С. И. О музыкальном образовании народа в России и Западной Европы. СПб., 1882. — 265 с.

91. Михайлова М. А. Подготовка студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании школьников: Автореф. дис. . к-та пед. наук. Ярославль, 1999. - 18 с.

92. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности // Материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции, посвященной 40-летию музыкально-педагогического факультета. УрТУ. - Т. 1. - Екатеринбург, 2000. - 142 с.

93. Мудрик А. В. Воспитание и его виды // Психология и педагогика социального воспитания: Материалы научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения А. Н. Лутошкина. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005. - С. 312-314.

94. Мудрик А. В. Воспитание в контексте социализации // Классный руководитель. 2002. - № 5. - С. 79 - 82.

95. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. М.: Институт практической психологии, 1997. - 365 с.

96. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Издательский центр "Академия", 2000. 200 с.101 .Мурзина И. Региональная культура и образование: поле для взаимодействия // Alma mater: Вестник высшей школы. 2002. - № 8. - С. 23-28.

97. Найдорф М. Очерки европейского мифотворчества. Одесса: «Друк», 1999.

98. Науменко Г. М. Дождик, дождик, перестань. Русское народное детское музыкальное творчество. М.: Сов. композитор, 1998. - 192 с.

99. Йеменский Б. М. Эмоционально-образное познание в развитии человека // Вопросы психологии. 1991. - № 3. - С. 9 — 16.

100. Нестерова Н. Б. Ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности. — Екатеринбург, 1984.

101. Николаева Е. В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты. Исследование. — Москва, 2002. — 346 с.

102. Новицкая М. О программе «Мир народной культуры» // Искусство в школе. 1996.-№ 1.-С. 31-34.

103. Образование в поисках человеческих смыслов / Сб. под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ. - 1995. - 216 с.

104. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) / Под ред. 3. И. Равкина. М., 1995.

105. Педагогика высшей школы / Отв. ред. Ю. К. Бабанский. — Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского университета. 1972. - 124 с.

106. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М. — JI., 1932.

107. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.

108. Приоритетные стратегии мониторинга качества воспитания студентов / Под ред. В. И. Андреева Казань: Центр инновационных технологий, 2003.

109. Провинция как социокультурный феномен / Сборник научных трудов участников VIII Международной конференции. — Кострома, 2000. — Т. 4, ч. 4.-59 с.

110. Проект национальной доктрины образования в РФ. — М., 2000. — 7 с.

111. Реан А. А. Человек как субъект воспитания. //Классный руководитель. 2002. - № 5. - С. 83 - 96.

112. Региональная программа по литературе / Сост. JI. Д. Волкова // Региональные программы по общеобразовательным предметам для школ Костромской области. — Кострома. 1995. 200 с.

113. Региональные программы по общеобразовательным предметам для школ Костромской области. — Кострома, 1995. — 280 с.

114. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособ. для студентов высш. уч. зав. М.: Изд-во ВЛАДОС — ПРЕСС, 2004.-384 с.

115. Русская педагогика. Опыт историко-педагогической хрестоматии / Сост. М. Демков. М., 1915.

116. Русские. Этно-социологические очерки. М.: Наука, 1992. — 461 с.

117. Русские. Историко-этнографические очерки. М.: Наука, 1997. -221 с.

118. Русский фольклор: Хрестоматия для высших учебных заведений /

119. Сост. Т. В. Зуева, Б. П. Кирдан. М.: Флинта: Наука, 1998. - 480 с.

120. Румянцева 3. В., Шайдуллина Э. В. О формировании опыта творческой деятельности будущих учителей музыки. — Кострома, 1997. 36 с.

121. Сабиров В. Ш. О национальном самосознании // Имидж. -2003. -№ 3. -/http://image.websib.ru /03/index.html.

122. Современный философский словарь. М., 1999.

123. Садохин А. П. Этнология: Учебный словарь. М.: Гардарики, 2002.

124. Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 304 с.

125. СамарЮ. А. Коренные народы Дальнего Востока как экосоцио-культурная сущность: Дис. .д-ра филос. наук. СПб., - 1996.

126. Сергеева А.А. Воспитание художественного интереса учащихся начальной школы средствами этнического искусства народов Кольского Заполярья: Автореф. дис. к-та пед. наук. Мурманск, 2001. - 23 с.

127. Сластенин В. А. Педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.

128. Социализация личности: исторический опыт советского периода и современные тенденции. М., 1993. - 146 с.

129. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. М. А. Галагу-зовой . М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 416 с.

130. Социологические аспекты изучения музыкального фольклора. -Алма-Ата: Наука, 1978. 92 с.

131. Спутник учителя музыки / Сост Т. В. Челышева. — М., 1993. — 240 с.

132. Степанова Л. А. П. Ф. Каптерев: психолого-педагогические проблемы эстетического воспитания //Педагогика — 1999. № 6. - С. 57 - 61.

133. Стоюнин В. Я. Избр. пед. соч. / Под ред. Н. А. Константинова. М., 1954.-397 с.

134. Субетто А. И. «Корневой человек» П. А. Флоренского и проблема доктрины воспитания в России // Энтелехия. 2002. - № 4. - С. 103 — 106.

135. Суслова Э. К. Воспитание у детей этики межнационального общения // Детский сад от А до Я. — 2003. № 3.

136. Суслова Э. К. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. — № 3.

137. Талипова Л. М. Фольклор в музыкальном воспитании учащихся /

138. Материалы обл. научн.-практ. конф. Ярославль, 2000. - С. 84 - 86.

139. Телъчарова Р. А. Музыка и культура. М., 1986. - 63 с.

140. Теория и методика музыкального образования школьников / Программы для специальности 03.07. 00 Музыкальное образование. М., 1997. — С. 106-159.

141. Теория и практика образования: история и современность / Материалы научно-практического семинара / Отв. ред. JT. В. Вахаев, Ю. В. Ребин-ник, А. Р. Лопатин. Кострома, 2002. - Часть 3. - 68 с.

142. Толстой JI. Н. О народном образовании // Русская педагогика. Опыт историко-педагогической хрестоматии./ Сост. М. И. Демков. М.,1915.

143. Топорова С. Б. К проблеме периодизации музыкально-педагогического образования в России // История музыкального образования как наука и как учебный предмет: Материалы V Международной научно-практической конференции. М., 1999. - С. 88 - 91.

144. Тоторкулова А. Х.-М. Национальные и культурные ценности народов Карачаево-черкесии как фактор воспитания межэтнической толерантности подрастающего поколения //Ярославский педагогический вестник. — 2003,-№3(36).

145. Тоторкулова А. Х.-М. Семейное воспитание как социокультурный феномен //Ярославский педагогический вестник. 2004, - № 3 (40).

146. Учебно-методический центр этнокультурного образования. -/http://www.herzen.spb.ru.

147. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. В 6 т. - Т. 3. / Сост. С. Ф. Егоров. - М., 1988. - С. 245-248.

148. Фольклор музыка — театр: Программы и конспекты занятий дляпедагогов дополнительного образования. / Под ред. С. И. Мерзляковой. М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2003. - 216 с.

149. Хотинец В. Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000. -240 с.

150. Хотинец В. Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека // Вопросы психологии. 2001. - № 5. - С. 60-73.

151. Цыпин Г. Н. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества.-М., 1988.-420 с.

152. Шадриков В. Д. Народная школа / Русские. Историко-этнографичес-кие очерки. М., 1997. - С. 143 - 154.

153. Шайденко Н. А. Теоретические основы системы воспитательной работы в учреждениях среднего и высшего профессионального образования / Н. А. Шайденко, В. Г. Подзолков, 3. Н. Калинина. — Тула, Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2003.

154. Шамина Л. В. Этнографическая парадигма школьного музыкального образования: от «этнографии слуха» к музыке мира // Преподаватель. — 2001.-№6.-С. 21-26.

155. Широкогоров С. М. Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. Шанхай, 1922.

156. Шуртакова Т. В. Формирование мировоззрения студентов средствами искусства. Изд. Казанского университета, 1987. - 107 с.

157. Этнопсихологический словарь / Под редакцией В. Г. Крысько. М., 1999.-343 с.

158. Этническая педагогика: Книга для чтения / Сост.: В. А. Пятин, А. м. Трещев, Г. В. Алексеева и др. Астрахань: Издательство Астраханского педагог. института, 1995. — 476 с.

159. Юдин А. В. Русская традиционная народная духовность. М.: Ин-терпракс, 1994. - 400 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.