Музыкальное искусство как средство формирования опыта духовно-практической деятельности студента педагогического колледжа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Шемякова, Наталья Аркадьевна

  • Шемякова, Наталья Аркадьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Оренбург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 261
Шемякова, Наталья Аркадьевна. Музыкальное искусство как средство формирования опыта духовно-практической деятельности студента педагогического колледжа: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Оренбург. 2015. 261 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Шемякова, Наталья Аркадьевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ДУХОВНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

1.1. Формирование опыта духовно-практической деятельности студента колледжа как педагогическая проблема

1.2. Педагогический потенциал музыкального искусства в формировании опыта духовно-практической деятельности студента колледжа

1.3. Технология формирования опыта духовно-практической деятельности

студента педагогического колледжа посредством музыкального искусства

Выводы по первой главе

Глава 2.0ПЫТН0-П0ИСК0ВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОПЫТА ДУХОВНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

2.1. Диагностика сформированное™ опыта духовно-практической деятельности студентов педагогического колледжа

2.2. Реализация технологии формирования опыта духовно-практической деятельности в условиях педагогического колледжа

2.3.Анализ результатов опытно-поисковой работы

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкальное искусство как средство формирования опыта духовно-практической деятельности студента педагогического колледжа»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Изменения, происходящие в общественно-политической и социокультурной жизни России, предъявляют новые требования к характеру образования, воспитания и деятельности молодого поколения. В Законе об образовании, «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года» ключевыми вопросами являются «создание основы духовного развития России», условий для социализации и эффективной самореализации молодёжи, развития её потенциала. Музыкальное искусство, воздействующее на сознание и чувства, обладающее возможностью формирования целостности человека (М. М. Бахтин, А. Ф. Лосев), показывающее человеку «те возможности величия, которые есть у него в душе» (Ralph Emerson), связано с созданием духовных ценностей и производством духовных смыслов. Этот воспитательный потенциал музыки актуален на всех ступенях образования, в том числе и профессионального. Восприятие произведений высокого искусства, их исполнение ведет к формированию у студентов опыта деятельностного участия в создании ценностей духовной культуры, их сохранении и преумножении, то есть опыта духовно-практической деятельности. Такого рода опыт человек может получить на этапе профессионального образования в педагогическом колледже.

Степень научной разработанности проблемы. Для настоящего исследования были значимы работы, в которых рассмотрена категория «опыта» как основы всякой деятельности, результата освоения материального мира, основанного на практике, чувственно-эмпирической формы познания действительности (В. А. Кондратов, С. Б. Токарева); предложены подходы к изучению понятия «деятельность» (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А. В. Брушлинский, Г. Ф. Гегель, Е. Ф. Губский, М. С. Каган, Г. М. и А. Ю. Коджаспировы, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Мещеряков, В. Н. Сагатовский, П. Г. и Г. П. Щедровицкие, Э. Г. Юдин); раскрыты положения теории духовно-практической деятельности, её структуры и содержания (А. С. Белых,

Э. Дюркгейм, Г. Е. Зборовский, Л. Н. Коган, А. К. Уледов); проведены исследования в области педагогических технологий (М. В. Кларин, В. М. Монахов, Г. К. Селевко); обоснованы концептуальные положения музыкального образования (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, М. Г. Арановский, Б. В. Асафьев, Л. Л. Бочкарёв, Д. Б. Кабалевский, Л. А. Мазель, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, В. И. Петрушин, А. Н. Сохор, Б. М. Теплов, В. Н. Холопова, Г.М. Цыпин, Л. В. Школяр).

В последние годы проблема влияния музыкального искусства на развитие и духовное становление личности является предметом диссертационных исследований: обосновано влияние музыкального искусства на процесс гуманизации общества (Н. Ю. Ташлыкова, 1998) и становление идентичности личности (О. А. Успенская, 2005), изучены условия формирования музыкальной культуры личности средствами национального музыкального искусства (С. Г. Степанова, 2006), изучалась роль музыкального искусства в формировании патриотических чувств будущего учителя начальных классов (И. М. Салпыкова,

2009) и развитие духовности личности (Т.В.Чхиквадзе, 2011). Изучены структура и содержание процесса формирования опыта профессиональной деятельности у будущих учителей в процессе педагогической практики (А. Н. Саврасова, 2006), творческой деятельности учащихся (Н. В. Мартилова,

2010), научно-исследовательской и преподавательской деятельности аспирантов в послевузовском образовании (М.М.Алексов, 2010), творческо-конструкторской деятельности у обучающихся НПО (Э. Р. Гайнеев, 2011).

Вместе с тем проблема интеграции процессов духовно-нравственного воспитания студентов колледжа и их музыкально-эстетического развития, формирования средствами музыкального искусства опыта духовно-практической деятельности не получила до настоящего времени должного теоретического осмысления. Постановка проблемы связана с выявлением ряда противоречий между:

- объективной потребностью современного общества в личности, способной сохранять, преумножать и транслировать ценности духовной культуры

человечества, и недостаточной обращенностью системы образования к формированию опыта духовно-практической деятельности личности на всех этапах образовательного процесса;

- духовным потенциалом музыкального искусства и недостаточной разработанностью педагогических механизмов его реализации в процессе формирования опыта духовно-практической деятельности у студентов педагогического колледжа;

- потребностью практики образования в научно-методическом обеспечении процесса формирования опыта духовно-практической деятельности у студентов педагогического колледжа и отсутствием соответствующих педагогических технологий.

Обозначенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: найти эффективные пути формирования опыта духовно-практической деятельности студента педагогического колледжа посредством музыкального искусства.

Сформулированная проблема обусловила выбор темы исследования: «Музыкальное искусство как средство формирования опыта духовно-практической деятельности студента педагогического колледжа».

Цель: обосновать педагогическую технологию формирования опыта духовно-практической деятельности у студентов педагогического колледжа средствами музыкального искусства.

Объект исследования: процесс формирования опыта духовно-практической деятельности студента педагогического колледжа средствами музыкального искусства.

Предмет исследования: технология формирования опыта духовно-практической деятельности студента средствами музыкального искусства.

Гипотеза: музыкальное искусство, обладающее возможностями обогащения деятельности субъектов образовательного процесса личностно-значимыми смыслами и способами духовного взаимодействия, становится средством формирования опыта духовно-практической деятельности студента, если:

- освоенные личностью этические, эстетические, нравственные и духовные нормы будут воплощены в процессе восприятия, исполнительства, творчества посредством определенной художественной интерпретации при создании художественного продукта;

- технология формирования опыта духовно-практической деятельности студентов средствами музыкального искусства, как определенный алгоритм действий, заданный педагогом, будет выстроена в последовательности: от формирования отношения студента к себе как субъекту духовно-практической деятельности через художественное общение с композитором и исполнителем (квазиобщение) в процессе восприятия музыкального произведения, общение с сокурсниками и преподавателями-наставниками - в процессе музыкального дискурса, до формирования личностной позиции «Я - слушатель», «Я -исполнитель», «Я - автор» и критически-рефлексивного отношения к результатам своих действий с последующим развитием целеполагания и включения в новые виды духовно-практической деятельности;

- уровни, учитывающие динамику развития опыта духовно-практической деятельности студентов, будут отражать проявление интереса к музыкальному искусству, активную включенность в процесс восприятия, исполнения музыкальных произведений, мотивацию на создание художественного продукта и осознание социальной значимости результата своей деятельности.

Задачи исследования:

1 .Уточнить содержание понятия «опыт духовно-практической деятельности студента колледжа».

2.Обосновать педагогические возможности музыкального искусства как средства формирования опыта духовно-практической деятельности студента колледжа.

3 .Разработать и обосновать этапы технологии формирования опыта духовно-практической деятельности студента колледжа и содержание работы на каждом из них.

4.Определить критерии, показатели, демонстрирующие степень сформированности опыта духовно-практической деятельности студента колледжа посредством музыкального искусства.

5.Проверить результативность педагогической технологии формирования опыта духовно-практической деятельности студента колледжа посредством музыкального искусства.

Методологическую базу исследования составили концептуальные основы аксиологического (А. В. Кирьякова, В. А. Сластёнин), личностно ориентированного (Е. В. Бондаревская, Э. Ф. Зеер, К. Роджерс, В. В. Сериков) и деятельностного (Б. Г. Ананьев, М. С. Каган, В. А. Кондратов, А. Н. Леонтьев, Э. Г. Юдин) подходов; концептуальные теории музыкального образования (М. Г. Арановский, Б. В. Асафьев, А. Н. Сохор, Г. М. Цыпин), определяющие содержание и логику процесса формирования опыта духовно-практической деятельности студента посредством музыкального искусства.

Теоретической основой исследования являются:

— на философском уровне - идеи, связанные с религиозными (Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, С. А. Рачинский, В. Франкл, Э. Фромм), экзистенциальными (С. Кьеркегор, К. Ясперс), аксиологическими (Н. Гартман, М. Шелер), социальными (Р. Ф. Лифшиц) концепциями духовности человека;

— на общенаучном уровне - парадигмальные исследования духовного опыта (Т. Г. Русакова, С. Б. Токарева); теория общения как обмена духовными ценностями и диалогического общения (М. М. Бахтин, В. С. Библер, В. М. Межуев); положения теории духовно-практической деятельности, её структуры и содержания (В. Г. Афанасьев, А. С. Белых, В. Л. Бенин, Э. Дюркгейм, Л. Н. Коган, Т. В. Науменко, А. К. Уледов); концепции педагогических технологий (М. В. Кларин, В. М. Монахов, Г. К. Селевко);

— на конкретно-научном уровне - обоснования значимости искусства в духовном развитии личности (Б. Т. Лихачев, В. В. Медушевский, Б. П. Юсов); концептуальные положения теории музыкального образования о роли восприятия музыки и исполнительского искусства в становлении личности (Э. Б. Абдуллин,

О. А. Апраксина, И. В. Арябкина, М. Г. Арановский, Б. В. Асафьев, JL J1. Бочкарёв, Д. Б. Кабалевский, С. М. Каргапольцев, А. Г. Недосекина, А. Н. Сохор, В. Н. Холопова, Г. М. Цыпин, JI. В. Школяр).

Эмпирическая база исследования. Базой для опытно-поисковой работы были выбраны ГБОУ СПО «Педагогический колледж» г. Бузулука, ГБОУ СПО «Бузулукский музыкальный колледж», ГБОУ СПО «Педагогический колледж г. Бугуруслана». В исследовании было задействовано 150 студентов колледжа. Констатирующий эксперимент реализован на выборке 180 человек (студенты 1-2-х курсов средних профессиональных образовательных учреждений). Формирующий этап опытно-поисковой работы осуществлялся в условиях естественного учебного процесса «Педагогического колледжа» г. Бузулука (на выборке 56 студентов).

Исследование проводилось с 2007 по 2014 гг. в несколько этапов, задачи каждого из которых определяли комплекс используемых исследовательских методов.

На первом этапе (2007-2008 гг.) изучались теоретические основы проблемы, обобщался передовой опыт, анализировалось состояние образовательного процесса в педагогических и музыкальном колледжах, систематизировался личный опыт. Основными методами исследования на данном этапе стали теоретический и сравнительно-сопоставительный анализ философской, искусствоведческой и психолого-педагогической литературы; осмысление и обобщение педагогического опыта; беседа, наблюдение, анкетирование, выдвижение гипотез, прогнозирование.

На втором этапе (2009-2013 гг.) была проведена опытно-поисковая работа по проверке и уточнению гипотезы, корректировке методов исследования, систематизировались и обобщались полученные данные. Основные методы исследования: опрос, беседа, анкетирование, педагогическое наблюдение, эксперимент, количественный и качественный анализ результатов эксперимента, теоретическое моделирование.

На третьем этапе (2013-2014 гг.) анализировались, обобщались и интерпретировались результаты опытно-поисковой работы, формулировались выводы и оформлялись материалы научного исследования. Основными методами стали методы математической обработки данных, анализ, обобщение и систематизация материалов.

Научная новизна результатов исследования:

1. Уточнено содержание понятия «опыт духовно-практической деятельности студента колледжа» как знания, переживания и умения, приобретаемые в процессе восприятия, создания, сохранения, воспроизведения и трансляции духовных ценностей, определяющие социально-положительную направленность действий и поступков студентов.

2. Разработана технология формирования опыта духовно-практической деятельности студента средствами музыкального искусства, включающая этапы: побудительно-мотивационный (задачи: формирование отношения студента к себе как субъекту духовно-практической деятельности, стимулирование мотивации на личностное самораскрытие); ориентировочный (задачи: организация взаимодействия студента с явлениями музыкального искусства - художественное общение с композитором и исполнителем (квазиобщение) в процессе восприятия музыкального произведения, с сокурсниками и преподавателями-наставниками -в процессе музыкального дискурса); процессуальный (задачи: формирование личностной позиции «Я - слушатель», «Я - исполнитель», «Я - автор», необходимой для интериоризации-экстериоризации ценностей духовной культуры в духовно-практической деятельности); контрольно-корректирующий (задачи: формирование критически-рефлексивного отношения к результатам своих действий как слушателя, исполнителя и автора с последующим развитием целеполагания и включения в новые виды духовно-практической деятельности).

3. Выявлены методы (интерактивное взаимодействие с носителями музыкальной культуры, наблюдение за музыкой, эмоциональное воздействие, интонационно-стилевое постижение музыки, музыкальный диалог, стимуляция музыкальной деятельности, беседа, дискуссия, моделирование художественно-

творческого процесса, самоанализ, самооценка, рефлексия) и организационные формы (лекция-концерт, презентация кружков и факультативов, индивидуальное собеседование, групповое обсуждение, музыкальные лектории и гостиные, встреча с творческими коллективами, групповые и индивидуальные занятия, творческий показ), а также педагогические ситуации (ценностного самоопределения и морального выбора, творческого поиска оригинальных решений и способов действия для достижения цели, ситуация перенесения опыта художественной деятельности в другие сферы), создаваемые искомыми методами в рамках указанных форм.

3. Определены педагогические условия реализации технологии формирования опыта духовно-практической деятельности студента колледжа посредством музыкального искусства в образовательном процессе: создание культурно-образовательной среды в процессе обучения в колледже; организация ситуации свободы выбора студентом вида духовно-практической деятельности; стимулирование самостоятельного выбора студента на участие в разнообразных видах внеурочной и внеклассной музыкальной деятельности; включение студента в духовное содействие (сотрудничество) с окружающими (со-мыслие, сочувствие, со-переживание, со-творчество) в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений, создания творческих проектов.

Теоретическая значимость результатов исследования: 1 .Доказано, что музыкальное искусство может выступать средством формирования опыта духовно-практической деятельности студентов, так как позволяет им осваивать гуманистические, культурные и духовные смыслы произведений классической музыки (высокого искусства) и воплощать духовно-нравственные представления, сформировавшиеся в процессе восприятия музыки, в собственные художественные продукты.

2. Определены принципы формирования опыта духовно-практической деятельности студентов: педагогические (диалогичности, ценностного самоопределения, сотрудничества) и принципы музыкального образования (направленность музыкальных занятий на духовное развитие личности

обучающихся, увлечённость, активность и сознательность занятия музыкальным искусством).

3. Установлена взаимосвязь мотивационно-целевого, ценностно-ориентационного, операционально-деятельностного и оценочно-результативного компонентов опыта духовно-практической деятельности студента колледжа с критериальными показателями сформированности опыта духовно-практической деятельности студентов в целом: мотивационным (мотивы-интенции, мотивы-цели слушания и исполнения музыкальных произведений), ментальным (содержание/знаний о духовных ценностях музыкального искусства, понимание смысловой нагрузки музыкального произведения), операциональным (эмоциональная сторона и техническая сторона музыкальной деятельности, личная ответственность за качество её результата), оценочным (адекватность и прогностичность оценки результатов музыкальной деятельности на основе рефлексии).

Практическая значимость исследования.

1. Выявлены уровни сформированности опыта духовно-практической деятельности студента колледжа (творческий, продуктивный, репродуктивно-продуктивный, репродуктивный).

2. Предложено методическое обеспечение формирования опыта духовно-практической деятельности студента колледжа средствами музыкального искусства (методическое пособие «Музыкальная гостиная», методические рекомендации «Основы духовной музыки», программа студенческого дискуссионного клуба «Современное музыкальное искусство»).

3. Разработаны рабочие программы факультативных занятий «Хоровое пение», «Сольное пение» для студентов педагогического колледжа.

Обоснованность и достоверность результатов исследования и полученных выводов подтверждается методологической аргументированностью исходных теоретических положений, в основу которых положены аксиологический, деятельностный и личностно ориентированный подходы; обеспечена комплексным изучением проблемы исследования; соответствием

логики исследования его целям, задачам и предмету; совокупностью адекватных специфике исследуемого объекта методов исследования, результатами опытно -поисковой работы; статистической значимостью и выверенностью данных, полученных в ходе педагогического эксперимента.

Апробация результатов исследования и внедрение их в практику. Основные положения диссертационного исследования и полученные результаты были представлены на международных (Красноярск, 2014; Оренбург 2010, 2014; Челябинск, 2013; Актюбинск, 2007; Самара, 2005), всероссийских (Красноярск, 2010; Бузулук, 2009; Бузулук-Оренбург, 2005), межрегиональных (Бузулук, 2010; Оренбург, 2010) конференциях, нашли отражение в публикациях научных статей, тезисов, докладов, коллективных монографий (Оренбург, 2006; Екатеринбург, 2010; Бузулук, 2011; Красноярск, 2011, 2014; Москва, 2014), обсуждались на заседаниях кафедры художественно-эстетического воспитания факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» (Оренбург 2008-2014 г.); педагогических советах и методических объединениях в педагогическом колледже г. Бузулука и Бузулукском музыкальном колледже.

Полученные в ходе исследования результаты внедрялись лично автором в ГБОУ СПО «Педагогический колледж» и ГБОУ СПО «Бузулукский музыкальный колледж» г. Бузулука. Разработанные автором методические рекомендации для студентов «Основы духовной музыки», по проведению музыкальных гостиных и сценарии творческих программ нашли применение в учебном процессе образовательных организаций г. Бузулука, Бугуруслана, Оренбурга.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Опыт духовно-практической деятельности, интегрируя знания, переживания и умения, приобретаемые личностью в процессе восприятия, создания, сохранения, воспроизведения и трансляции духовных ценностей, определяет социально-положительную направленность действий и поступков. К компонентам этого опыта относятся: мотивационно-целевой (осознанное и эмоционально-ценностное отношение к деятельности), ценностно-

ориентационный (знание системы художественно-выразительных средств музыкального искусства обеспечивает «множественное и концентрированное воздействие» (по Л. Мазелю)), операционально-деятельностный (переживание содержания музыкального произведения, осознание его социальной значимости и личностной ответственности за качество результата исполнения), оценочно-результативный (ценностное и оценочное отношения к результату свой деятельности, планирование дальнейших действий на основе рефлексии).

2. Музыкальное искусство является средством формирования опыта духовно-практической деятельности студентов, так как позволяет им осваивать гуманистические, культурные и духовные смыслы произведений классической музыки и воплощать духовно-нравственные представления, сформировавшиеся в процессе восприятия высокого искусства, в собственные художественные продукты.

3. Педагогическая технология формирования опыта духовно-практической деятельности студента колледжа средствами музыкального искусства базируется на принципах, обусловливающих реализацию аксиологического, личностно ориентированного, деятельностного подходов: педагогических (диалогичности, ценностного самоопределения, сотрудничества) и музыкального образования (направленность музыкальных занятий на духовное развитие личности обучающихся, увлечённости, активности и сознательности), методах и формах музыкального образования. Последовательность этапов технологии (побудительно-мотивационный, ориентировочный, процессуальный и контрольно-корректирующий) обусловлена совершенствованием опыта духовно-практической деятельности от квазиобщения (с автором, исполнителем) и реального общения (с однокурсниками, педагогами) до создания художественных проектов и оценки результатов своих действий как слушателя, исполнителя и автора.

4. Эффективность применения технологии обеспечивается реализацией следующих педагогических условий: создание культурно-образовательной среды - актуализация её воспитательных, коммуникативных и рефлексивных

возможностей; организация ситуации свободы выбора студентом вида духовно-практической деятельности; стимулирование самостоятельного выбора на участие в разнообразных видах внеурочной и внеклассной музыкальной деятельности, позволяющих студентам осваивать смысл музыкальных произведений и воплощать собственные духовно-нравственные представления в художественные продукты; организация духовного содействия (сотрудничество) с окружающими педагогами и сверстниками (со-мыслие, со-чувствие, со-переживание, сотворчество) в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений, создания творческих проектов.

5. Разработана система критериев (мотивационный, ментальный, операциональный, оценочный) и показателей (мотивы-интенции, мотивы-цели слушания и исполнения музыкальных произведений, содержание знаний о духовных ценностях музыкального искусства и понимание смысловой нагрузки музыкального произведения, эмоциональная сторона и техническая сторона музыкальной деятельности, личностная ответственность за качество её результата, адекватность и прогностичность оценки результатов музыкальной деятельности на основе рефлексии), позволяющая вести мониторинг формирования у студентов колледжа опыта духовно-практической деятельности.

Личный вклад автора состоит в осуществлении теоретического анализа процесса формирования опыта духовно-практической деятельности студентов колледжа и положений педагогического исследования (обоснованы педагогические средства музыкального искусства; определении этапов формирования опыта духовно-практической деятельности студентов; выявлении организационно-педагогических условий эффективной реализации исследуемого процесса); проведении опытно-поисковой работы по проблеме исследования, обобщении и систематизации полученных результатов; разработке диагностических методик; публикации научных статей в сборниках, материалах, очном и заочном участии в научно-практических конференциях различного уровня.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, представлены: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования, показывается научная новизна, уточнена теоретическая и практическая значимость работы, излагаются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы формирования опыта духовно-практической деятельности студента колледжа средствами музыкального искусства» проведён анализ научной литературы, позволяющий определить методологические подходы к исследованию проблемы, рассмотрены ключевые понятия, уточнено рабочее определение понятия «опыт духовно-практической деятельности студента», обоснованы критерии и показатели, определены этапы исследуемого процесса, выявлены возможности музыкального искусства как педагогического средства в процессе формирования опыта духовно-практической деятельности студента.

Во второй главе «Опытно-поисковая работа по формированию опыта духовно-практической деятельности студента средствами музыкального искусства» представлена логика организации и содержание исследования, описан диагностический инструментарий исследуемого феномена, которые обеспечивали эффективность процесса формирования опыта духовно-практической деятельности студента, представлена динамика результатов исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Шемякова, Наталья Аркадьевна, 2015 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений/ Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия»,2004. -336с.

2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб.пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип / Г.С. Абрамова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672 с.

3. Абульханова - Славская, К. А. Некоторые особенности эстетического переживания(психологические подходы к проблеме)// Взаимосвязь методологической и методической подготовки учителя музыки: Материалы II международно-практической конференции/ Отв.ред. Э.Б.Абдуллин, Е.Н.Николаева. - М.,1994. - С.22-23.

4. Абульханова - Славская, К.А. Рубинштейновская категория субъекта и ее различные методологические значения // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. - М.: ПЕР СЭ, 2002.-С. 34-50.

5. Августин, А. Исповедь. — М.: Канон +, ОИ «Реабилитация», 2000. —

464 с.

6. Акиндинова, Т. А. Эстетический феномен в философской систематике Николая Гартмана/ Глава 23. Феноменологический анализ искусства // История эстетики: Учебное пособие / Ответственные редакторы: д. филос. н. В.В. Прозерский, д. филос. н. Н.В. Голик. — СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2011. — С. 617—623.

7. Александров, И.А. Философская концепция высшего образования: к постановке новых образовательных моделей /И.А. Александров// Философия образования. - 2002. - №5. -С.59 - 62.

8. Алексов, М.М. Формирование опыта научно-исследовательской и преподавательской деятельности аспирантов в послевузовском образовании:

автореф. дис. ...канд.пед.наук: 13.00.02/ Алексов Михаил Матвеевич. -Краснодар,2010. - 24с.

9. Алимская, Л.Ф. Музыкальное образование младших школьников: основы музыкально-педагогического общения: учебно-методическое пособие/Л.Ф. Алимская. —Балашов: изд - во «Николаев», 2005. — 56с.

10. Андреев, Д.Л. Роза мира/Д.Л.Андреев.- М., Эксмо, 2006.-186с.

11. Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений/ И.П. Андриади-М.:«Академия», 1999. - 160с.

12. Ананьев, Б.Г.. О проблемах современного человековедения / Б.Г.Ананьев-М., 1977. -380с.

13. Анисимов, О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления/ О.С.Анисимов. - М.: Экономика,1991. - 415с.

14. Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление /С.Ф.Анисимов.-М.: Мысль, 1988. -253с.

15. Апраксина, O.A. Методика музыкального воспитания в школе:: учеб. пособие для студентов пед. ин — тов /O.A. Апраксина. — М. : Просвещение, 1983.— 224с.

16. Арановский, М.Г. Музыкальный текст: структура и свойства[Электронный ресурс]/М.Г. Арановский - М.: Композитор, 1998. -[Режим доступа]:/ http://www.forumklassika.ru/showthread. php.

17. Аристотель. Политика // Соч.: В 4т. - М.,1984. -Т.4.

18. Арябкина, И.В. Ценностные смыслы подготовки будущих учителей начальной школы к взаимодействию с младшими школьниками в условиях педагогического ВУЗа/И.В. Арябкина, О.Ю. Марковцева// Новое в психологических исследованиях. -2014. - № 2. - С. 191 - 197.

19. Асмолов, А.Г. Культурно - историческая психология и конструирование миров/ А.Г. Асмолов. - М. : Москва - Воронеж. -1996.

20. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс: Книги первая и вторая/Б.В.Асафьев. - 2-е изд. — Л.: Музыка, 1971. — 376 с.

21. Асмолов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление/С.Ф. Асмолов - М.:Мысль,1988. -253с.

22. Афанасьев, В.Г. Человек в управлении обществом/ В.Г.Афанасьев -М.: Политиздат, 1977.-382с.

23. Базиков, A.C. Музыкальное образование в современной России: основные противоречия и пути их преодоления /A.C. Базиков. Тамбов, Тамбовский гос. муз. - пед.ин - т, 2002. - 311с.

24. Бахтин, М.М. Искусство и ответственность / М.М.Бахтин // Литературно-критические статьи. М. - 1986. - С. 3.

25. Белозеров, С.М. Организация внутреннего мира человека и общества. Теория и метод композиций/ С.М.Белозёров. - М.: Алетейя, 2002 - 766с.

26. Белый, А. Символизм как миропонимание/ А. Белый. - М.: Республика, 1994. - 528с.

27. Белых, A.C. Картина мира как функциональный мировоззренческий продукт - [Электронный ресурс] /A.C. Белых// Режим доступа: htt://dynamics.lg.ua/ Book2000/10kartina.ht.

28. Белых, A.C. Педагогическая система ВУЗа как фактор профессионального развития. - [Электронный ресурс] /A.C. Белых// Режим доступа://httdynamics. lg.ua/ Book2000/10kartina.ht.

29. Бем, H.A. Формирование опыта проектной деятельности студентов педвуза средствами компьютерных технологий: автореф. дис. ...канд.пед.наук: 13.00.08/ Бем Наталья Александровна. - Пенза, 2007. - 23с.

30. Бенин, В.Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ/В.Л.Бенин. - Уфа: БГПИ, 1997. - 131с.

31. Бернстайн, Л. Концерты для молодёжи/ Л.Бернстайн. Л.,Сов.композитор,1991. -232с.

32. Бердяев, H.A. Судьба России: Сочинения / H.A. Бердяев; сост., вступ. ст. и коммент. В.В. Шкоды. - М.: Эксмо-пресс; Харьков: Фолио, 2001. - 735 с.

33. Блинова, Г.П. Народная художественная культура: русские народные праздники и обряды: (Теория и история): Учеб. пособие для студентов гос. ун-тов и ин-тов культуры / Г.П. Блинова. - М.: МГУК, 1997. - 95с.

34. Бодина, Е.А. Воспитательная функция музыки эволюция и современные тенденции реализации: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Бодина Елена Андреевна. - М., 1992. - 265с.

35. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) /Л.И. Божович. - М.: «Просвещение», 1968. -464 с.

36. Бокачев, И.А. Духовность в контексте социально-философского анализа: дис. ... д-ра фил.наук: 09.00.11/ Бокачев Иван Афанасьевич.- М., 2000. -299с.

37. Большая Советская энциклопедия. В 30т. Т.22./ гл. ред.А.М. Прохоров. - 3-е изд. -М.: Советская энциклопедия, 1975. -628с.

38. Бондаревская, Е.В.Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования /Е.В. Бондаревская// Педагогика. -1997. - №4. -С.11 - 17.

39. Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник/ Ю.Б. Борев - М.: Высш.шк.,2002. —

511с.

40. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография /H.A. Борытко; науч. ред. Н. К. Сергеева. — Волгоград: Перемена, 2001,—181 с.

41. Бочкарёв, Л.Л. Психология музыкальной деятельности/Л.Л.Бочкарёв. -М.: «Институт психологии РАН», 1997. -350с.

42. Брушлинский, A.B. Вопросы методологии и теории субъекта/ A.B. Брушлинский // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. A.B. Брушлинского, М.И. Воловиковой. -М.: ПЕР СЭ, 2002. - С. 9-33.

43. Бурцева, Е.А. Проблема духовного бытия: экзестенциально-феноменологический подход: автореф. дис. ...канд.фил.наук:09.00.01/ Бурцева Екатерина Александровна. - Иваново, 2007. - 22с.

44. Бычков, Ю.Е. Введение в музыкознание. Курс лекций, (вып. 1) [Электронный ресурс] /Ю.Е. Бычков // РАМ им. Гнесиных. -2000. - Режим доступа: http://yuri317.narod.ru/wwd/lex2_05.htm.

45. Василюк, Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. - М..МГУ, 1984. - 240 с.

46. Вайзер, Г.А. Отношение старшеклассников к проблеме смысла жизни // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: материалы III-IV симпозиумов. - М., 2001. - 222с.

47. Варламова, А.Я. Школьная адаптация подростков/ А.Я.Варламов. -Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. - 144с.

48. Вицинский, A.B. Психологический анализ процесса работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением/ A.B. Вицинский // Известия АПН. РСФСР. -1950.-вып. 25.

49. Власова, Т.И. Духовность как вектор в преодолении гуманитарного кризиса современной цивилизации / Т.И. Власова // Известия Волгоградского гос. пед. ун - та. Пед. науки. - 2011. - № 1.

50. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. М. -1967. - 360с.

51. Волков, A.M., Микадзе, Ю.В., Солнцева Г.Н. Деятельность: структура и регуляция. Психологический анализ/ A.M. Волков, Ю.В. Микадзе, Г.Н. Солнцева. -М.: МГУ, 1987.-216 с.

52. Волков, И.П. Цель одна - дорог много: Проектирование процессов обучения/ И.П. Волков. - М.: Просвещение, 1990. - 159с.

53. Воспитательная деятельность педагога: учеб.пособие для студ. высш. учеб. завед. / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, H.JI. Селиванова;

под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.

54. Выготский, JI.C. Проблема возраста // Собр. соч. в 6т. М.: Педагогика, 1984.-T.4-c.259.

55. Гайнеев, Э.Р. Формирование опыта творческо-конструкторской деятельности у обучающихся учреждений начального профессионального образования: автореф. дис. ...канд.пед.наук: 13.00.08/Гайнеев Эдуард Робертович. - Ульяновск, 2011. - 22с.

56. Гегель, Г.В.Ф. Философия духа// Соч. - М.: Госполитиздат, 1956. -T.III. -С.95

57. Губский, Е.Ф., Кораблёва, Г.В., Лутченко, В.А. Философский энциклопедический словарь/ Е.Ф. Губский. Г.В. Кораблёва, ВА. Лутченко - М.: ИНФРА - М., 2005. -320 с.

58. Давидович, В.Е., Аболина, Р. Кто ты человечество? теоретический портрет/В.Е. Давидович, Р. Аболина.-М.:Мол.гвардия,1975. - 174 с.

59. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования/В.В.Давыдов. -М.: Педагогика, 1986. - 240с.

60. Давыдов, В.Н. Теория деятельности и социальная практика /В.Н.Давыдов // Вопросы философии. - 1996. - №5.

61. Давыдов, Ю. Искусство как социологический феномен/ Ю. Давыдов. -М.: Наука, 1968. -18 с.

62. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 - х томах/В.И.Даль. - М.: Русский язык, 2003. - 4т.

63. Даншпок, А.Я.. Кондаков A.M., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России/ А.Я Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков. -М.: Просвещение, 2014. -24с.

64. Демакова, И.Д. С верою в ученика: Особенности воспитательной работы клас. руководителя: Кн. Для учителя: Из опыта работы / И.Д. Демакова. -

М.: Просвещение, 1989. - 2007 с. - (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения).

65. Демакова, И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: Вопросы теории /И.Д.Демакова. - Казань: АПК и ПРОРФ, 2003 - 248с.

66. Дехаль, С.Г. Обогащение опыта целеполагающей деятельности старшеклассников во временном детском коллективе: автореф. дис...канд. пед. наук 13.00.0/Дехаль Светлана Георгиевна-Новосибирск, 2005. -24 с.

67. Дмитриева, Н. А., Литература и другие виды

искусства, в кн.: Краткая литературная энциклопедия в 4т./ H.A. Дмитриева -М„ 1967.-233 с.

68. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе : учеб. для студентов сред. пед. учеб. заведений / Л.Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. — М. : Академия, 2000. — 240 с.

69. Добровольская, Л. В. Приобщение младших школьников к музыкальным традициям казахского народа: автореф. дис. канд.пед.наук:13.00.02 / Добровольская Лиана Валерьевна. - Екатеринбург., 2013. -24 с.

70. Должанский, А.Н. Краткий музыкальный словарь/ А.Н. Должанский. -издание: 7-е. - Издательство: Лань - 2007. - 448 с.

71. Долинская Е.Б. Музыкальная наука: отечественная историография XX века. История современной отечественной музыки: учеб.пособие для музыкальных вузов / под ред. М.Е. Тараканова. -М.: Музыка, 2005,—Вып. 3.

72. Дюркгейм, Э. Социология и теория познания //История психологии XX век / Под ред.П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. - М.: Академический проект, 2003. - (Серия «Gaudeamus). - С. 352-384. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyclilib.ru/ inc/absid.phpabsid=T6130.

73. Горбачев, A.JI. Психологические условия и механизмы духовно-нравственного развития личности студентов: автореф. ...канд. псих.наук: 19.00.07 / Горбачёв Александр Львович - Нижний Новгород, 2009. - 24с.

74. Евгеньева, А.П. Словарь русского языка. В 4-х томах /Главный редактор А.П.Евгеньева. -М:, «Русский язык», 1987. - 4т.

75. Егоров, А.Г. Искусство и общественная жизнь. Состояние близко к хорошему/ А.Г. Егоров. - М., Советский писатель, 1959. - 408с.

76. Ежеленко, В.Б. Теория педагогического метода. Педагогические средства/ В.Б. Ежеленко //Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научно-педагогический журнал. (Санкт-Петербург, июнь 2001).ART 835 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www. emissia. spb. su/offline/2001/835.htm.

77. Еренкова, H.B. Обогащение духовного опыта студента в культурно-динамической среде колледжа: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01/ Еренкова Наталья Владимировна. - Оренбург, 2013. - 256с.

78. Ермолаева, М.В. Психология развития: методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения/ М.В.Ермолаева. Гл. ред. Д.И. Фельдштейн. - 4-е изд., стереот. - (Библиотека психолога). - Воронеж, 2000. -376с.

79. Ефимова, Е.М. Аксиологический подход как методологическая основа формирования социальной устойчивости профессионала НТМЬ-[Электронная версия документа]/ Е.М.Ефимова.// Оригинал. - Режим доступа: http ://www. sgu.ru/fi les/nodes/63395/Efimova. pdf.

80. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб.пособие для студ. высш. учеб.заведений/ В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 208с.

81. Закон 273-Ф3 "Об образовании в РФ" 2015 - [Электронная версия документа]. - Режим доступа: assessor, ru/zakon/273-fz-zakon

82. Затямина, Т.А. Развивающий потенциал музыкальной деятельности ребенка: процессуальный аспект / Т.А. Затямина // Известия. - 2009. - №1. - С. 27 -31.

83. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов./ И.А.Зимняя. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. -М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 384с.

84. Зинченко, В.П., Мунипов, В.М. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник [Электронный ресурс]/ Ред. В.П.Зинченко. — М.: Логос, 2001. — 356 с. - Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/MZE-2001/MEC-001.HTM.

85. Изучение личности школьника учителем. / Под ред. З.И.Васильевой, Т.В. Ахаян, М.Г. Казакиной, Н.Ф. Радионовой и др. - М.: Педагогика, 1991. - 136 с. - (Библиотечка учителя и воспитателя).

86. Ильенков, Э.В. Философия и культура. / Э.В. Ильенков. - М., Политиздат, 1991. -464с.

87. Ильин, И.А. О сопротивлении злу силою// Собр. соч.: В 10 т. -М.,1995.

88. Ильин, И.А. Аксиомы религиозного опыта / И.А. Ильин. - М.: ACT, 2002. -586с.

89. Иоффе, А.И. Статьи по истории культуры. / Пер., сост. и вступ. ст. Д.В. Сильвестрова; Коммент. Д. Э. Харитоновича. - М.: Прогресс. - Традиция, 1997. -155с.

90. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы// Программно-методический материалы. Музыка. Начальная школа/ Сост. Е.О.Яременко. -М., Просвещение, 2001. - С.27.

91. Каган, М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике / М.С. Каган. - Л. , Изд-во Ленинградского университета, 1971. -764с.

92. Каган, М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе / М. С. Каган // Музыка в школе. — 1987. — № 4.

93. Каган, М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного исследования)/ М.С. Каган. - М.: Политиздат, 1974. -328с.

94. Кант, И. Критика чистого разума: Соч.: В 6 т./ И.Кант. -М.:, Мысль, 1964,- 6т.

95. Каргапольцев, С.М. Педагогическая аксиология радости / С.М. Каргапольцев // Вестник ОГУ. 2011. - № 4. - С.4.

96. Карпов, A.B. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. — 2003.— Т. 24.— № 5.— С. 45 - 57.

97. Кветной, М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы/М.С. Кветной - Саратов, 1974.

98. Кирьякова, A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография / A.B.Кирьякова. - Оренбург, 1996. -187с.

99. Киященко, Н.И. Искусство и всестороннее развитие личности // Новый человек. - Алма-Ата, 1966.

100. Киященко, Н.И. Современная Россия: потери и обретения духовного поиска / Н.И. Киященко // Полигнозис. -1998. - № 2.

101. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии(анализ зарубежного опыта)/ М.В. Кларин. - Рига: НПЦ «Эксперимент», 1998. -180с.

102. Коган, Л.Н.Теория культуры: монография/ Л.Н.Коган. -Екатеринбург, 1992 .

103. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. «Педагогический словарь»/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров- М.: Издательский центр «Академия», 2000. -37с.

104. Коженкова, A.C. Знаковая природа музыки / A.C. Коженкова // Молодой ученый. — 2012. — №1. — С. 159 - 162.

105. Коломиец, Г.Г. Искусство как способ быть в мире или к вопросу о коммуникативной функции искусства./ Г.Г.Коломиец// Вестник ОГУ. - 2007. - № 7. - С.158.

106. Кон, И.С. Психология старшеклассника/ И.С.Кон// Хрестоматия по возрастной психологии. -М.,Просвещение,1996. - 192.

107. Конопкин, O.A. Психологические проблемы саморегуляции деятельности/ О.А.Конопкин. -М., 1980. -256с.

108. Кондратов, В.А. Новейший философский словарь / В.А.Кондрашов. -Ростов н /Д.: Феникс,2005. - 436с.

109. Корольков, A.A. Русская культура: философия истоков/ А.А.Корольков. - Бийск: Бия, 2007. - 224 с.

110. Краткий психологический словарь/ Под.ред. A.B. Петровского , М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. - 432с .

111. Краевский, В.В. Проблема научного обоснования обучения: методологический аспект/ В.В.Краевский. - М.:Педагогика,1977. - 287с.

112. Критская, Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка// Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа/Сост.Е.О.Яременко. - М.: Просвещение. 2001. - 185 с.

113. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие/ Г.Ю.Ксензова - М.: Педагогическое общество России, 2000. -224с.

114. Ксенофонтова, А.Н. Педагогическая теория речевой деятельности: монография. / А.Н. Ксенофонтова. - М.: Аспект Пресс, 2010.-166 с.

115. Культура педагогической деятельности учителя: методология, теория, опыт и перспективы развития: Монография/ Соколова Л.Б., Белая Г.В., Пустовалов В.М., Ермакова Г.Г.; под.ред. Л.Б. Соколовой.-Оренбург: Издательство ОГПУ, 2001. - 256с.

116. Куприна, Н. Г. Стилевой подход как путь ценностного освоения содержания произведений искусства студентами педагогического вуза / Н. Г. Куприна // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 4. - С. 255 - 261.

117. Кусжанова, А.Ж. К теории образования: философские и социологические проблемы/ А.Ж. Кусжанова - Оренбург, Политехнический институт, 1993. - 140с.

118. Кьеркегор, С. Жизнь. Философия. Христианство / Сост. и пер. с англ. И. Басс. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. — 243 с.

119. Лагутин, А.И. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе: учеб. пособие/ А.И.Лагутин - М.: Музыка, 2005. -175с.

120. Лекторский, В.А. Субъект, объект. Познание/ В.А.Лекторский. - М.: Наука, 1980. - 358с.

121. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

122. Леонтьев, А.Н. Философия психологии. Из научного наследия /Под ред. А. А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. - 288 с.

123. Лист, Ф., Ф. Шопен / Ф.Лист. -М.: Музгиз, 1958. - 232с.

124. Лотман, Ю.М. История и типология русской культуры: Семиотика и типология культуры. Текст как семиотическая проблема. Семиотика бытового поведения. История литературы и культуры/ Ю.М.Лотман. - СПб.: Искусство-СПБ, 2002. — 768 с.

125. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста/ Ю.М.Лотман. — М.: Искусство, 1970. — 269с.

126. Лосев, А.Ф. Основной вопрос философии музыки/ А.Ф. Лосев// Философия. Мифология. Культура. - М., 1991 - С. 315 - 336.

127. Лосев, А.Ф. Строение художественного мироощущения/ А.Ф. Лосев //Начала. Религиозно - философский журнал. -1993. - №2. -С. 8.

128. Мазель, Л.А. О природе и средствах музыки: теоретический очерк/ Л. А. Мазель. -М.: Музыка, 1991. - 2 - е изд. - 80 с.

129. Мазель, Л.А., Цуккерман, В.А. Анализ музыкальных произведений/ Л.А. Мазель, В.А. Цуккерман. -М.: Музыка, 1967. - 752с.

130. Максакова, В.И. Педагогическая антропология/ В.И.Максакова. -Москва, Academa, 2001. - 200с.

131. Маркс, К. Капитал. Соч. в Т. 23. // Маркс К., Энгельс Ф. - М.: Эксмо, 2013.-т.1.

132. Малышев, И.В. Диалектика эстетического/ И.В. Малышев. -М.: Пробел, 2006. - 302 с.

133. Мартилова, Н.В. Формирование опыта творческой деятельности учащихся на основе изучения прикладного ландшафтоведения в профильном географическом образовании: дис. ...канд.пед.наук: 13.00.02/ Мартилова Наталья Викторовна. - Н.Новгород. - 2010. - 24с.

134. Медушевский, В.В. «О содержании понятия «адекватное восприятие» //Восприятие музыки: Сб.статей. -М.: Музыка. 1980. -С. 141 -155.

135. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки/В.В. Медушевский.-М.: Музыка, 1976. -6с.

136. Межуев, В.М. Ценности и смыслы современной культуры // Современное состояние культуры и общества: особенности и перспективы развития России/ В.М.Межуев. - М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2013. - С.З - 21.

137. Мещеряков, Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь/ Под.ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2003 . -672с.

138. Милехин, A.B. Социализация и её особенности в юношеском возрасте/ A.B. Милехин// Вестник практической психологии образования. - 2008. - 4(17) - октябрь - декабрь.

139. Монахов, В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса: монография /В.М. Монахов - Волгоград: Перемена, 1995. - 152с.

140. Музыкальное образование в школе: учеб. пособие для студ. муз.фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Л.В.Школяр, В.А.Школяр, Е.Д.Критская и др.; Под ред. Л. В.Школяр. -М.: Издательство центр «Академия», 2001. - 232с.

141. Музыкально-просветительская работа в прошлом и современности (к 90-летию учреждения Г.Л. Болычевцевым «Народной консерватории» в Курском крае): Материалы международной научно-практической конференции/Гл. ред. М.Л. Космовская. Отв. ред. С.Е. Горлинская, Л.А. Ходыревская. - Курск: Изд. Курск.гос. ун-та, 2010. - 451 с.

142. Музыкальная форма/ Под. ред. Ю.Н. Тюлиной. - М.: «Музыка». -1965.-394 с.

143. Надолинская, Т.В. Игры-драматизации на уроках музыки в начальной школе/ Т.В. Надолинская- М.: Владос, 2003. - 232с.

144. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. -М.: Музыка, 1972. - 383с.

145. Натев, А. Искусство и общество/ А. Натев-М.,1966. -219с.

146. Науменко, Т.В. Журналистика как система деятельности: сущность, содержание, формы. - Режим доступа: http ://www.uprav.biz/materials/management/view/l 919.html.

147. Недосекина, А.Г. Принципы построения системы художественного воспитания студентов в ВУЗе нехудожественного профиля/ А.Г.Недосекина//Вестник ВЭГУ. - 2012. - №3. - С.47.

148. Немов, P.C. Психология: Учеб.для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики/ P.C. Немов. - 3-е изд. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 632 с.

149. Немов, P.C. Психология: Словарь - справочник: В 2ч. / Немов P.C. -М.: Изд. - во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. - В 2-х ч. - 364с.

150. Низамутдинова, С.М. Педагогическое творчество В.К. Мержанова в контексте проблем современного музыкального образования: автореф. дис. канд.пед.наук: 13.00.02/ Низамутдинова Светлана Маратовна - М., 2013. -26 с.

151. Никандров, Н.Д. Ценности как основа целей образования/ Н.Д.Никандров //Педагогика. -1998. -№3.

152. Никитина, H.H. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / H.H. Никитина, Н.В. Кислинская. -М.: Academia, 2004. - 224 с.

153. Никифоров, A.JI. Деятельность, поведение, творчество/А.Л. Никифоров// Деятельность: теории, методология, проблемы. -М., 1990. - 52-69 с.

154. Новикова, Л.И. Воспитательное пространство: опыт и размышления/ Л.И.Новикова, Н.В.Кулешова. - М.: НИИ Теории образования и педагогики РАО, 1996.-269с.

155. Образование, общество, учитель: традиции и инновации: сб.науч. статей /науч. ред. В.Г. Рындак; ред.кол.: Л.М.Митяева, С.А.Писарева, Л.Б.Соколова, И.В. Власюк; Мин-во образования и науки Рос. Федерации, Оренб. гос. пед.ун-т. - Оренбург: Изд-в ОПТУ, 2010. - 432с.

156. Огурцов, А.П., Юдин Э.Г. Деятельность Философский энциклопедический словарь/Редкол. : С.С. Аверинцев, Э.А. Apaö-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. - 2 - е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 160с.

157. Ожегов, С.И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова.— 4-е изд., дополненное.—М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.

158. Орлов, Г. Древо музыки. / Г.Орлов. - 2-е изд. - СПб.: Композитор,2005. - 440с.

159. Осеннева, М.С. Теория и методика музыкального воспитания/ М.С. Осеннева. - Москва. Изд.центр «Академия»,2012 - 264с.

160. Остроменский, В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема/В.Д. Остроменский. - Киев, «Музична Украина», 1975. - 199с.

161. Парадигма. Очерки философии и теории культуры. Выпуск 4. / Под редакцией проф. М. С. Уварова - СПб.: Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2006. Вып. 4. — 176 с.

162. Педагогика: Большая современная энциклопедия/ Сост.Е.С. Рапацевич. -Мн: «Соврем.слово», 2005. -720с.

163. Педагогика. / Под ред. И.П. Пидкасистого.-М., Пед. общество России,2001. -640с.

164. Педагогика: Учеб.пособие / В.Г. Рындак, Н.В.Алехина, И.В.Власюк, и др.; Под ред. проф. В.Г. Рындак. - М.: Высш. шк., 2006. - 495 с.

165. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, E.H. Шиянов. -3-е изд. -М.: Школа-Пресс, 2000 -512с.

166. Педагогика музыкального образования: Проблемы и перспективы развития III Международная научно-практическая очно-заочная конференция (г.Нижневартовск, 19—20 апреля 2011 года)/ Отв. ред.Э.Б. Абдуллин.— Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011.—283 с.

167. Педагогика искусства: история, теория и практика: Сборник научных трудов / Науч. ред. Н.Г. Тагильцева, М.Ю. Самакаева; Урал. гос. пед.ун-т. -Екатеринбург, 2010. - 150с.

168. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб.пособие для студ.высш. учеб. заведений/ В.И.Петрушин. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1999. - 176 с.

169. Печко, Л.П. Накопление и активизация культурного и эстетико художественного опыта в педагогическом процессе (средний и старший возраст) // «Эстетический опыт личности как условие освоения культуры в образовательном процессе школы и вуза». Сб. научных трудов. // ГУИХО РАО. ВГПУ. -М.: Смысл, 2003. -С. 125-143.

170. Платонов, K.K. Система психологии и теория отражения/ К.К. Платонов. -М.: Наука, 1982. - 310с.

171. Побежимова, З.А. Драматизация как средство формирования коммуникативной культуры будущего педагога: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02./ Побежимова Зоя Александровна. - Екатеринбург, 2007. - 223с.

172. Подласый, И.П. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. завед. / И.П. Подласый.-М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 368 с.

173. Поселянин, Е. Идеалы христианской жизни / Е.Поселянин. -Издательство Сретенского монастыря , 2005. - 429 с.

174. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» (04 октября г.). (Электронная версия документа). - [Режим доступа]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_97368/

175. Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа /Сост. Е.О. Яременко. - М.: Дрофа, 2001. - 288 с.

176. Позднякова, O.K. Организация научно-исследовательской работы студентов по проблемам нравственного воспитания: Дипломная работа по педагогике: Учебно-методическое пособие / O.K. Позднякова. - Самара: СГПУ, 2006. - 188с.

177. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика/ Под ред. Г.М. Цыпина. - Москва. Academa, 2003. - 367с.

178. Психология подростка. Полное руководство для психологов, педагогов и родителей/ Под редакцией A.A. Реана. - М. «0лма-пресс»,2003. -80с.

179. Психология развивающейся личности/ Под ред. А.В.Петровского, Москва «Педагогика» 1987. -238с.

180. Раппопорт, С.Х. Искусство и эмоции / С.Х. Раппопорт. - Москва: Музыка, 1968. - 160 с.

181. Рачинский, С.А. Сельская школа. Сборник статей / С.А. Рачинский. -М.: «Педагогика», 1991 -217с.

182. Реан, A.A. Психология подростка. Полное руководство для психологов, педагогов и родителей / Под редакцией А.А.Реана. - М. «Олма-пресс»,2003. -84с.

183. Ржепянская, И.В. Некоторые особенности формирования нравственной культуры личности в условиях глобализации / И. В. Ржепянская // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. -2013.-№ 2.-С. 122-126.

184. Роджерс, К.К. Взгляд на психотерапию: становление человека/ К.К. Роджерс. -М. «Прогресс», 1994. -480с.

185. Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии/ С.Л.Рубинштейн. -СПб. : Питер Ком, 2000. - 688с.

186. Рубинштейн, С.Л. О сознании и деятельности человека/ С.Л.Рубинштейн. -М.:«Педагогика»: 1973. -422с.

187. Русакова, Т.Г. Обогащение духовного опыта студента колледжа в процессе приобщения к народной песенной культуре [Электронный ресурс] / Т.Г. Русакова, Н.К. Полукарова // Письма в Эмиссия. Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters): электронный научный журнал (Санкт-Петербург, март 2008). ART 1242. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www.emissia. org/offline/2008/1242.htm.

188. Русакова, Т.Г. Становление духовного опыта личности в младшем школьном возрасте/ Т.Г. Русакова // Педагогика. - 2009 - №2. - С.35.

189. Русакова, Т.Г. Эстетическая развивающая среда образовательного учреждения поликультурного региона: компоненты, функции, критерии оценки / Т.Г. Русакова, Т.А. Бреусова // Вестник Оренбург.гос. ун-та. -2011. - №9 (128). -С. 125- 129.

190. Рыбакова, Е.Л. Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России: диссерт. ... докт. культурологии: 24.00.01./ Елеонора Львовна Рыбакова. - Санкт - Петербург, 2007. -340с.

191. Савин, Н.В. Педагогика: уч. пособие для педучилищ/ Н.В.Савин. -М.: Просвещение, 1978. - 351с.

192. Саврасова, А.Н.Формирование опыта профессиональной деятельности будущих учителей в процессе педагогической практики: автореф. дис....канд.пед.наук: 13.00.08/ Саврасова Анна Николаевна. - Санкт-Петербург, 2006. - 24с.

193. Сагатовский, В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях: Антропология. - СПб.: ООО «Петрополис», 1999.-288с.

194. Сагатовский, В.Н. Философские основы анализа человеческой деятельности /В.Н. Сагатовский // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Тез. Всес. Конф. - Симферополь, 1983.

195. Садыкова, С.А. Духовно-нравственное становление личности студента в процессе внеучебной деятельности: автореф. дис. ...канд. пед. наук13.00.01./ Садыкова Сауле Алтынбаевна. - Оренбург, 2012. - 24с.

196. Салпыкова И.М. Патриотическое воспитание будущего учителя начальных классов посредством музыкального искусства: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01./ Салпыкова Индира Маратовна. - Казань,2009. - 22с.

197. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: уч. пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

198. Селиванов, B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 336с.

199. Сериков, В.В. Субъективная реальность педагога/ В.В.Сериков// «Педагогика». - 2005. - №10. - С.55.

200. Сериков, В.В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы: монография. / В.В. Сериков. - М.: Изд-во Тюмен. гос. ун-та., 1998. -182 с.

201. Сластёнин, В.А., Каширин, В.П. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./ В.А. Сластёнин. В.П.Каширин. -Москва. Academa, 2001. -480с.

202. Сластёнин, В.А. «Педагогическое образование: вызовы XXI века»: доклад на международной научно-практической конференции./ В.А. Сластёнин. -Москва, 16-17 сентября 2010.

203. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Психология развития человека/ В.И. Слободчиков, Е.И.Исаев. -Москва «Школьная пресса», 2000. - 450с.

204. Слободчиков, В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъектности. - М.: Школа Пресс, 1995. - С. 183.

205. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / Сост. П.В. Степанов. Изд. 2-е, доп. иперераб. -М.: Педагогическое общество России, 2002.

206. Смольская Ю.В. Педагогическая филармония как активная форма приобщения учащихся к музыке//Педагогика искусства: электронный научный журнал. - 2011. - №3. -Режим доступа: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-3-2011/smolskay а-10-09-2011. pdf.

207. Соколова, Л.Б. Формирование культуры педагогической деятельности/ Л.Б.Соколова. - Оренбург ОГПУ. -1999. -280 с.

208. Соловцова, И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии: учеб.-метод. пособие для педагогов и студентов / И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. - 160 с.

209. Сохор, А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки /А.Н.Сохор. -Л.: «Советский композитор», 1983. -303с.

210. Сохор, А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия// Проблемы музыкального мышления/ Сост. М.Г. Арановский. -М. Музыка, 1974. - С.59 - 74.

211. Средства массовой коммуникации и современная художественная культура.— М.: Искусство, 1983. - 311с.

212. Субетто, А.И. Проблема качества высшего образования в контексте глобальных национальных проблем общественного развития. (Философия качества образования)/ А.И. Субетто. - СПб.; М.; Красноярск, 1999. -87с.

213. Станиславский, К.С. Работа актёра над собой: дневник ученика/ К.С. Станиславский. -М.: Артист. Режиссер. Театр,2008. - С.85.

214. Степанова, С.Г. Формирование музыкальной культуры школьников средствами национального музыкального искусства (На материале Республики Бурятия): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / Степанова Светлана Геннадьевна. -Улан-Удэ, 2006.-185 с.

215. Стравинский, И. Ф.Хроника моей жизни/ И.Ф.Стравинский. -2-е изд. -М.: Композитор, 2005. -464 с.

216. Суворова, Г.А. Психология деятельности: учебное пособие/ Г.А.Суворова, В.Н.Дружинин. - М.: ПЕРСЭ, 2003 г. - 176 с.

217. Суходолъский, Г.В. Основы психологической теории деятельности. JL, 1988Теоретико-методическая проблема современного воспитания: Сб.науч.тр/ Под ред. Н.К.Сергеева, Н.М. Борытко. - Волгоград: Перемена, 2004. -420с.

218. Тагильцева, Н. Г. Современный учитель музыки: проблемы профессиональной подготовки / Н. Г. Тагильцева // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2011. - № 3 (92). - С. 125 - 134.

219. Ташлыкова, Н.Ю. Музыкальное искусство как фактор гуманизации: дис. ... кан. фил.наук: 09.00.11 / Ташлыкова Наталья Юрьевна.- Москва,1998. -162с.

220. Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сб. науч. тр./Под ред. Н.К.Сергеева, Н.М. Борытко. - Волгоград: Перемена, 2004.

- 420с.

221. Токарева, С.Б. Проблема духовного опыта и методологические основания анализа духовности / С.Б. Токарева. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003.

- 256 с.

222. Толокнеева, Е.И. Формирование ценностного отношения подростков к музыкальному искусству как условие профилактики музыкального фанатизма в подростковой среде: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01/ Толоктеева Елена Ивановна.-Ставрополь. 2007. - 205с.

223. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей/ Б.М. Теплов // Полное издание. - М.: Наука,2003. - 384с.

224. Уледов, А.К. Духовная жизнь общества: проблемы методологии исследования/ А.К. Уледов. -М.: Мысль, 1980. -272с.

225. Уледов, А.К. Структура общественного сознания/ А.К. Уледов - М.: Мысль, 1968(гл.2.). - 330с.

226. Успенская, O.A. Влияние музыкального воздействия на становление идентичности личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Успенская Оксана Александровна. - Новосибирск, 2005. - 26с.

227. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2т / К.Д. Ушинский. -М.: Педагогика, 1974. - 2т. -1024с.

228. Ушинский, К.Д.Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии/ К.Д. Ушинский. - Москва - Ленинград: Академия педагогических наук, 1950. - Т.8.

229. Фарман, И.П. Социально-культурные проекты Юргена Хабермаса/ И.П. Фарман. -М.: РАН, 1999. - 68с.

230. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:www.edu.ru/2011.

231. Фельдштейн, Д.И., Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. Избранные труды. / Д.И. Фельдштейн. -М.: МПСИ, флинта, 2004. - 672с.

232. Фельдштейн, Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития/ Д.И. Фельдштейн. - М.: МПСИ; Воронеж: МО ДЕК, 2010.

-16с.

233. Философский энциклопедический словарь/ ред.-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. — М.: ИНФРА-М, 2002. —506с.

234. Философский энциклопедический словарь/ Гл. Редакция: Л.Ф.Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М.Ковалёв, В.Г.Панов. -М.: Сов. Энцикл., 1983. -814 с.

235. Философский энциклопедический словарь. Education and Society in the New Russia.-N.-Y., 1994.-341.

236. Фихте, И.Г. Избранные произведения/ И.Г.Фихте.- М., 1916. - Т. 1.

237. Франки, В.Э., Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. —М.: Прогресс, 1990. — 368 с.

238. Фрейд, 3. О психоанализе: Пять лекций/ З.Фрейд // Хрестоматия по истории психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - С. 148 - 183.

239. Фромм, Э. Душа человека, ее способность к добру и злу = The Heart of Man, its genius for good and evil (1964) / Э. Фромм, перевод В. А. Закса. -Москва: Act, Астрель, 2010. - 256 с.

240. Халабузарь, П.В. Теория и методика музыкального воспитания : учеб.пособие / П.В. Халабузарь, В. С. Попов. — СПб. : Лань, 2000. — 224 с.

241. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства/ В.Н. Холопова. - Изд. «Лань», 2000. - 307с.

242. Хрестоматия по психологии художественного творчества. /Ред.-сост. А. Л. Гройсман. - Издание 2-е. -М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. - 200 с.

243. Художественно-педагогическое образование XXI века: анализ состояния и стратегия повышения качества профессиональной подготовки. Материалы международной научно-практической конференции / Науч. редактор Н.Г. Тагильцева. - Екатеринбург, 2007. - 13 - 14 февраля.

244. Хуторской, A.B. Современная дидактика: учебник для вузов/ A.B.Хуторской. -СПб.: Питер, 2001. - 544с.:ил. - (Серия «Учебник нового века»).

245. Челнокова, E.B. Роль духовного опыта в осознании человеком смысла

жизни: дис..... канд ,фил.наук:09.00.13/Челнокова Елена Викторовна. - Москва,

2011.-173с.

246. Чернилевский, Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе/Д.В. Чернилевский, О.К.Филатов. - М.: Экспедитор, 1996. -288с.

247. Четырнадцать нестандартных моделей детского досуга (литературная гостиная, музыкально-художетвенный салон и другие формы внеклассной работы / авт.- сост. Е.А. Смолина. - Волгоград: Учитель, 2003. - 128 с.

248. Чхиквадзе, Т.В.Духовность личности: сущностные признаки, структура и особенности проявления у студентов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01/Чхиквадзе Тинатин Владимировна - Москва, 2011. - 195с.

249. Чудновский, В. Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» / В.Э. Чудновский // Психол. журн,- 1995. - Т. 16. -№ 2. -С. 15-26.

250. Цыпин, Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы суждения, мнения. Пособие для учащихся/Г.М.Цыпин. — М.: Интерпракс, 1994.

— 384с.

251. Шадриков, В.Д. Системогенетический подход к проблеме развития/ В.Д. Шадриков // Системогенез учебной и профессиональной: сборник научных трудов V всероссийской научно-практической конференции - Ярославль. - 2011.

- 23 - 24 ноября.

252. Шадриков В.Д. Происхождение человечности: Учебное пособие. / В.Д. Шадриков. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 200 с.

253. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения: учебник для нач. проф.образования; учеб. пособие для сред. проф.образования / Г.М. Шеламова- 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. -176 с.

254. Шелер, M. Положение человека в космосе(пер. А. Ф. Филиппова) // Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П. С. Гуревича; Общ.ред. Ю. Н. Попова. — М.: Прогресс, 1988. — С. 31—95.

255. Шеллинг, Ф.В.И. О мировой душе. Сочинение: в 2 т./Ф.В.И. Шеллинг. -М.: Мысль, 1989.-531с.

256. Шепель, В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология/ В.М.Шепель. - М.: Народное образование, 1999. -432 с.

257. Шиллер, Ф. Письма об эстетическом воспитании .Собр. соч.: в 7 т. / Ф. Шиллер-М.: Мысль, 1957. -7т.

258. Школяр, Л.В. Идеи развивающего образования в музыкальной педагогике школы // Теория и методика музыкального образования детей / Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д. и др.2 - е изд. - М.: Флинта; Наука, 1999. -336с.

259. Шпрангер, Э. Психология юношеского возраста/ Э. Шпрагер // Педология юности. -28-е год. - М. - Л.: Литература, 1968.

260. Штайнер, Р. Искусство эвритмики в лекциях и высказываниях/ Р.Штайнер. -М.: Парсифаль, 1996. -255с.

261. Штумпф, С.П. Духовность как социокультурный феномен: аксиологическая направленность и перспективы развития: автореф. дис. ...к.ф.н.: 09.00.11 /Штумпф Светлана Петровна. - Иркутск, 2007. - 20с.

262. Щедровицкий, Т.П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности//Разработка и внедрение автомотизированных систем в проектировании. -М.,1975.

263. Щербакова, А.И. Музыка и музыкальное образование в обретении художественно-эстетического опыта: к проблеме художественно-эстетического и духовно-нравственного становления личности в пространстве культуры: сб. материалов I Международ, науч. - практ. конф.: в 3-х ч./А.И. Щербакова // Наука и современность. - Новосибирск: СИБПРИНТ, 2010. -Ч. 3. - С.72 - 77.

264. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе / Г.И.Щукина. -М.: Просвещение. 1986. -144с.

265. Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника/ Н.Е. Щуркова - М. : Педагогическое общество, 1998. -48с.

266. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 1971. - №4.

267. Эмерсон, Р.У. Нравственная философия. Опыты. Представители человечества. Серия: Классическая философская мысль. /Р.У. Эмерсон. - Москва: ACT, 2001.-80с.

268. Энциклопедический словарь юного музыканта / Сост. В.В. Медушевский, О.О. Очаковская. -М.: Педагогика, 1985. - 352с.

269. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис/Э. Эриксон. - М.: «Прогресс», 1996. - 344с.

270. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. Для учителя /Сост. Г.С. Лабковская. - М.: Просвещение, 1983. - 304с.

271. Юсов, Б.П. Стратегия взаимодействия искусств в воспитании школьников / Сост. Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева //Теория музыкального образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320с.

272. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1999. - 96 с.

273. Якобсон, П.М. Психология художественного творчества/ П.М. Якобсон. -М.: Знание , 1971. - 46с. (Новое в жизни, науке, технике: искусство).

274. Besseler Heinrich. Dasmusikalisch Hörender Neuzeit.-Berlin, 1959. S.12-

14

275. Hartmann N. Ästhetik. — Berlin: DeGruyter, 1953.

276. Education and Society in the New Russia.-N.-Y., 1994.-341p.

277. Thomas W. The unadjusted girl. Boston, 1923. P. 1

278. Vernon Lee. Music and its Lovers. - 1932 .

279. Wundt, Wilhelm Probleme der Psychologie der Völker Verlag Kosmos m

280. Jaspers K Philosophische Autobiographie // Jaspers K Werk und Wirkung München, 1963.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.