Реализация концепта "искусство" как проявление идиостиля писателя: на материале произведений Э.Т.А. Гофмана и М.А. Булгакова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.19, кандидат филологических наук Грибова, Наталья Николаевна
- Специальность ВАК РФ10.02.19
- Количество страниц 216
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Грибова, Наталья Николаевна
Введение.
Глава I. Концепт и пути его изучения в современной филологии.
§ 1. Понятие «концепта».
§ 2. Лингвокультурный концепт «искусство».
§ 3. Художественный концепт «искусство».
Выводы по I Главе.
Глава II. Реализация концепта «искусство» как проявление идиостиля писателя.
§ 1. Концепт «искусство» в аспекте фреймового анализа.
1.1. Фрейм «искусство» в произведениях Э.Т.А. Гофмана.
1.2. Фрейм «искусство» в произведениях М.А. Булгакова.
Выводы по II Главе.
Глава Ш. Особенности синтетической прозы Э.Т.А. Гофмана и М.А.
Булгакова.
§ 1. Синестезия как языковое явление.
§ 2. Синтез на текстовом уровне.
Выводы по III Главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК
Культурологическое прочтение Э.Т.А. Гофмана на рубеже XX-XXI вв.: онтологизм фантастического2008 год, доктор философских наук Лаптева, Ирина Валерьевна
Религиозно-философская рефлексия в творчестве Э.Т.А. Гофмана2016 год, кандидат наук Храмушина София Игоревна
Мегаконцепт `творчество` в поэтической модели мира Д.А. Пригова2011 год, кандидат филологических наук Зырянова, Марина Николаевна
«Фрейм «Музыка» в английском художественном тексте на материале произведений Э. Бёрджесса »2020 год, кандидат наук Коробко Людмила Владимировна
Лингвокультурное значение лексемы "глаза" и его реализация в произведениях М.А. Булгакова "Собачье сердце" и "Роковые яйца"2013 год, кандидат наук Першукова, Светлана Валентиновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Реализация концепта "искусство" как проявление идиостиля писателя: на материале произведений Э.Т.А. Гофмана и М.А. Булгакова»
Диссертационная работа «Реализация концепта «искусство» как проявление идиостиля писателя (на материале произведений Э.Т.А. Гофмана и М.А. Булгакова) посвящена проблеме изучения комплексного художественного концепта, отмеченного культурной спецификой и его репрезентации в индивидуально-авторской картине мира.
Изучение концептуальной структуры художественного произведения приобретает особую значимость для анализа содержательного пространства текста и его интерпретации.
Не получившим достаточно широкого освещения является аспект межъязыкового сопоставительного анализа, отражающий связи с историей культуры, ментальностью. Интерес к проблемам хранения и использования информации языковой личности, специфике языкового сознания, к особенностям этнического миромоделирования, отражаемого языковой системой, обусловливает актуальность изучения отдельных концептов и их реализации в художественных картинах мира.
Обращение к понятию концепта не только расширяет рамки содержательного анализа языковых явлений, открывает новые аспекты взаимодействия лингвистики, когнитологии, культурологии, психологии, философии, оно является научно ценным и для изучающих иностранный язык, поскольку овладение языком невозможно без учёта культурных концептов конкретного этноса.
Таким образом, актуальность работы связана 1) со значимостью изучения концептуальной структуры художественного произведения для анализа семантического пространства текста и его интерпретации, 2) с определением особенностей этнической картины мира, 3) с научной ценностью понятия концепта для изучающих язык и культуру этноса.
Выбранный предметом исследования художественный концепт «искусство» является категорией универсальной, включенной в контекст мировой культуры и значимой межкультурной единицей, ориентированной на эстетическую информацию.
Объектом исследования выступают средства языковой и семантической экспликации концепта.
Мы, вслед за Ю.С. Степановым, стремимся показать не только объективные представления о реальности, но и «гипотезы, создаваемые об этой реальности наиболее выдающимися членами общества». [Степанов, 1997: 47]. Поэтому для анализа были выбраны художественные тексты авторов - представителей нескольких видов искусств, воплотивших в своём творчестве эстетический принцип «синтеза искусств». На этот признак указывают многие исследователи (А.Б. Ботникова, И.Б. Бэлза, А.С. Дмитриева, Д.В. Житомирский, Д. Кертис, Б. Соколов, JI.B. Славгородская, Ф.П. Фёдоров и другие)
Новизна исследования определяется тем, что «искусство» рассматривается с позиций комплексного лингвокулътурного концепта, который включает в себя все виды художественных и пластических искусств (живопись, литература, музыка, театр, пение, танцы, скульптура, архитектура, ювелирное искусство). Концепт «искусство» является средством репрезентации художественного сознания писателей, профессионально проявивших свою одарённость во многих сферах искусства. Его реализацией на языковом уровне служит лексика, имплицитно или эксплицитно отражающая связи с различными видами искусств, а на уровне чувственно-ассоциативном — синестезия.
Цель исследования - выявить специфику содержания концепта «искусство» и его реализацию в индивидуально-авторской картине мира.
Конкретные задачи исследования сводятся к следующему: ~ рассмотреть современные теории концепта и определить базовые принципы исследования; ~ исследовать концептуальную структуру: • описать концепт «искусство» при помощи фреймового анализа;
• выявить средства его репрезентации в художественных текстах;
• исследовать явление синестезии как реализацию концепта на чувственно-ассоциативном уровне;
• сопоставить концептуальные структуры, значимые для идиостиля писателей, и установить языковые различия в способах их репрезентации;
• выявить картину мира, отражённую в контексте творчества Э.Т.А. Гофмана и М.А. Булгакова.
Важнейшая категория анализа, реконструкции и описания индивидуально-авторской картины мира - концепт как ментальное образование, с помощью которого передаются и в котором хранятся сведения о мире.
Ключевым в работе является понятие художественного концепта как представления лингвокулътурного концепта в индивидуально-авторской картине мира, под которым, согласно определению В.И. Карасика, понимается основной элемент культуры, «выражающий объективное содержание слов, имеющий смысл и потому транслируемый в различные сферы бытия человека, в частности преимущественно понятийного (наука), преимущественно образного (искусство) и преимущественно деятельностного (обыденная жизнь) освоения мира». [Карасик, 2002: 147].
В целом, мы придерживаемся мнения известных учёных о том, что лингвокультурный концепт — это условная ментальная единица, детерминированная культурой (Н.Д. Арутюнова, А. Вежбицкая, С.Г. Воркачёв, В.И. Карасик, В.В. Колесов, Д.С. Лихачёв, С.Х. Ляпин, Ю.С. Степанов, Л.О. Чернейко и др.).
Исследование проводится на материале прозаических текстов Э.Т.А. Гофмана (немецкие тексты) и М.А. Булгакова; (Гофман - повесть «Крошка Цахес» (1818г.), роман «Житейские воззрения кота Мурра» (1819-21гг.), Булгаков — повесть «Собачье сердце» (1925г.), роман «Мастер и Маргарита» (1929-1940гг.). Это стилистически значимые контексты, включающие языковые номинанты, репрезентирующие концепт «искусство», полученные путём сплошной выборки из прозаических текстов М.А. Булгакова и Э.Т.А. Гофмана. Хронологический период времени охватывает конец XVIII - начало XIX века (творчество Э.Т.А. Гофмана) и XX век (творчество М.А. Булгакова).
Анализируемых контекстов по текстам Булгакова - 744, по произведениям Гофмана — 662.
Возможность сопоставления и проведения лингвистического анализа по текстам исследуемых авторов следует из работ исследователей-литературоведов (А.Б. Ботниковой, И.Б. Бэлза, А.С. Дмитриевой, Д.В. Житомирского, Д. Кертис, Б. Соколова, JI.B. Славгородской, Ф.П. Фёдорова), указывающих на взаимосвязи писателей по различным направлениям (творческому - соотнесённость мотивов, сюжетов, эстетических принципов, художественной структуры текстов; биографическому — широта творческого диапазона и музыкальные предпочтения авторов; выбору литературного направления). В них отражены некоторые аспекты исследования специфики эстетической функции языка, художественного текста, интертекстуальности, а также представлена авторская концепция видения мира через принцип «синтеза искусств».
Вопрос об эстетических связях Э.Т.А. Гофмана и М.А. Булгакова будет рассмотрен в специальном разделе исследования.
В качестве основного лингвистического метода в работе используется: фреймовый анализ, с которым сочетаются - фоносемантический, семантико-стилистический, элементы логико-семантического и компонентного анализа, а также описательный и сопоставительный методы.
Теоретическая значимость определяется раскрытием в работе значимости концепта «искусство», который, с одной стороны, реализует эстетические идеалы, играющие важную роль в ментальности народа и, с другой, может выступать активным компонентом идиостилей писателей как реализация их языковой картины мира. Исследование служит дальнейшему развитию когнитивного подхода к идиостилю, моделирования индивидуально-авторской картины мира писателей.
Практические результаты исследования могут быть использованы в лингвистическом, литературоведческом, искусствоведческом анализе, связанном с интерпретацией художественного произведения; в процессе преподавания иностранного языка при изучении культурных концептов, языка и стиля писателя на гуманитарных факультетах, для развития образного и ассоциативного мышления и формирования эстетического вкуса учащихся общеобразовательных школ. Положения, выносимые на защиту:
1. Концепт «искусство» является особенно значимым для функционирования национальной картины мира, так как реализует эстетические идеалы носителей языка, служащие важным компонентом их языковой картины мира. Данный концепт отражает духовный опыт этноса, репрезентирует национально маркированную категорию прекрасного в ментальности каждого из народов, и тем самым служит углублению нравственных и эстетических представлений носителей национальных языков. В силу названных свойств концепт «искусство» играет значительную роль в реализации идиостилей Э.Т.А. Гофмана и М.А. Булгакова.
2. Способом ментальной репрезентации концепта выступает фрейм «искусство», структурированный субфреймами «музыка», «живопись», «театр», «литература», «пение», «танцы», «скульптура», «архитектура», «ювелирное искусство».
3. Языковая фиксация концепта «искусство» на лексико-семантическом уровне составляет его понятийное пространство, реализацией на чувственно-ассоциативном уровне становится синестезия.
4. Вербализация художественного концепта в тексте произведений Э.Т.А. Гофмана и М.А. Булгакова отражает индивидуально-авторское мировосприятие, опосредованное культурой. Исследование способов языковой и понятийной репрезентации позволяет выявить связи компонентов текста с его концептуальной целостностью и определить особенности идиостиля Э.Т.А. Гофмана и М.А. Булгакова, которые заключаются в следующем:
• музыка в картине мира обоих писателей представлена и как физическое явление, и как художественный субстрат, объективирующий музыкальные образы (особенно активно в творчестве Э.Т.А. Гофмана), и как один из видов искусства;
• средства вербализации субфрейма «музыка» у Гофмана обогащаются специальной терминологией классической музыки, имеющей распространение в профессиональном языке, у Булгакова - музыкальными терминами, перешедшими в разряд общеупотребительных. В идиостиле Гофмана определяющими моделями образного отражения действительности являются метафорические, для Булгакова же характерны такие образные реализации, как метонимия и сравнение.
• субфреймы «живопись», «театр», «литература», «пение», «танцы», «скульптура», «архитектура», «ювелирное искусство» выступают с двух позиций: как художественный язык и как вид искусства; реализация слотов этих субфреймов в произведениях Э.Т.А. Гофмана связана с общеромантическими традициями и апелляцией к интеллектуальному восприятию читателя (наименования классических произведений разного типа, жанров, интертекстуальность, символический подтекст цветовосприятия и т.п.), у М.А. Булгакова лексические номинанты являются общеупотребительными, а интеллектуальное восприятие реализовано философско-религиозным подтекстом (цитирование, интертекстуальность, аллюзии, расширение семантики и символики цветономинаций).
5. Авторы используют универсальные приемы эстетического, стилистического, языкового и структурного взаимодействия репрезентантов различных видов искусств и общеязыковых средств для расширения концептуального (содержательного) пространства текста. В семантическом пространстве языка произведений концепт «искусство» интерпретируется с двух противопоставленных позиций: искусство как «призвание, высшая духовная сфера» и искусство как «ремесло, род занятий», связанный с житейскими представлениями. Концепт «искусство», вербализованный в текстах писателей, выражает центральную идею гармоничности мира искусства как высшей эстетико-интеллектуальной сферы деятельности.
6. Сопоставление концептов «искусство» в произведениях М.А. Булгакова и Э.Т.А. Гофмана позволяет заключить, что своеобразие в экспликации концептов состоит в преимущественном использовании определенных типов тропеических оборотов и конструкций. Это опосредовано профессиональной деятельностью каждого из писателей, имеющих непосредственное отношение к миру искусства, индивидуальными ассоциациями и традиционными для каждой из национальных культур (феномен классической музыки и колокольного звона, характерный для немецкой культуры, и феномен песни - для русской культуры).
Интерпретация целого ряда вопросов по теме работы изложена на Всероссийской конференции молодых ученых «Филология и журналистика в начале XXI века» (Саратов, 2006, 2007, 2008); на 8-й Международной научной конференции «Язык и мышление: психологические и лингвистические аспекты» (Ульяновск, 2008); I, II и III Региональной научно - методической конференции «Российское общество: от стабилизации к развитию» (Маркс, 2007, 2008, 2009), а также в статьях:
1. Грибова Н.Н. Межъязыковые стилистические связи в художественных текстах М.А. Булгакова и Э.Т.А. Гофмана // Филологические этюды. Вып. 10, ч. III, Саратов, 2007. С. 163-168.
2. Грибова Н.Н. Понятие лингвокультурного концепта (на примере концепта «искусство» в немецком и русском языках) // Российское общество: от стабилизации к развитию. Саратов, 2007. С. 74-77.
3. Грибова Н.Н. Гиперконцепт «искусство» в художественных произведениях М.А. Булгакова и Э.Т.А. Гофмана // Филологические этюды. Вып. 11, ч. III. Саратов, 2008. С. 132-136.
4. Грибова Н.Н. Национальная специфика репрезентации лингвокультурного концепта (на материале концепта «искусство» в романе Э.Т.А. Гофмана «Записки кота Мурра») // Российское общество: от стабилизации к развитию. Вып. 2. Балаково; БФ СГСЭУ, 2008. С. 25-28.
5. Грибова Н.Н. Синестезия как способ реализации концепта «искусство» в произведениях М.А. Булгакова и Э.Т.А. Гофмана // Язык и мышление: психологические и лингвистические аспекты. Материалы XVIII Междунар. научн. конф. М.; Ульяновск, 2008. С. 176-179.
6. Грибова Н.Н. Концепт «искусство» в немецкой и русской концептосферах (на материале произведений Э.Т.А. Гофмана и М.А. Булгакова) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Ч. 1, № 1 (1) Тамбов, 2008. С. 80-82.
7. Грибова Н.Н. Понятийный слой концепта «искусство» (на материале произведений М.А. Булгакова) // Вестник Челябинского государственного университета. Вып. 27, № 36. Челябинск, 2008. С. 40-45.
8. Грибова Н.Н. Способы передачи синестетической информации в художественных произведениях М.А. Булгакова и Э.Т.А. Гофмана // Филологические этюды. Вып. 12, ч. III. Саратов, 2009. С. 124-128.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и наглядных приложений (таблицы).
Во введении даётся общая характеристика работы, обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи работы, её теоретическая значимость и научная новизна.
В первой главе выявляются теоретические вопросы, даётся классификация и расшифровка понятий, связанных с решением поставленных задач. Определяется понятие концепта, характеризуются различные подходы и методы его изучения в современной филологии, а также описываются комплексный лингвокультурный концепт «искусство» и художественный концепт «искусство», намечаются пути их анализа в данном исследовании.
Вторая и третья главы реализуют применение теории к практическому анализу концептов: обосновывается сопоставление выбранных для анализа произведений путем исследования особенностей синтетической прозы авторов; посредством фреймового анализа описывается художественный концепт «искусство», выявляются средства его репрезентации в художественных текстах и специфика функционирования в индивидуально-авторской картине мира.
В заключении подводятся итоги исследования, делаются общие выводы, раскрывающие теоретическую значимость работы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК
Концептосфера романа М.А. Булгакова "Белая гвардия"2013 год, кандидат филологических наук Кадырова, Наталья Сергеевна
Перцептивная картина мира И.А. Бродского: лингвокогнитивный аспект2010 год, кандидат филологических наук Мельникова, Елена Васильевна
Языковая объективация семантической сферы «искусство» в поэтических текстах Ю. Левитанского, Б. Окуджавы и Д. Самойлова2019 год, кандидат наук Матвеева Наталья Николаевна
Линейное время как концепт английской языковой каритины мира 14-15 в.в.: На материале произведений среднеанглийского периода2006 год, кандидат филологических наук Ларионова, Инна Александровна
Реминисценции и их функции в романе Э.Т.А. Гофмана "Житейские воззрения кота Мурра"2012 год, кандидат наук Цегловска, Людмила Александровна
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.