Реализация исповедальной интенции в разных типах дискурса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.19, кандидат наук Пригарина, Анна Сергеевна

  • Пригарина, Анна Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Волгоград
  • Специальность ВАК РФ10.02.19
  • Количество страниц 229
Пригарина, Анна Сергеевна. Реализация исповедальной интенции в разных типах дискурса: дис. кандидат наук: 10.02.19 - Теория языка. Волгоград. 2012. 229 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Пригарина, Анна Сергеевна

Оглавление

Введение

Глава 1. Исповедь как жанр религиозного дискурса

1.1. Конститутивные признаки исповеди

1.2. Коммуникативные стратегии исповеди

1.3. Функциональная специфика исповеди

1.4. Типология исповеди

1.4.1. Классификация исповеди по структуре

1.4.2. Классификация исповеди по тематике

1.4.3. Классификация исповеди по хронотопу

1.4.4. Классификация исповеди по возрастным и тендерным особенностям

1.4.5. Классификация исповеди по социальной роли исповедующегося

1.4.6. Классификация исповеди по состоянию здоровья исповедующихся

1.5. Соотношение исповеди с другими жанрами религиозного дискурса

1.5.1. Исповедь и молитва

1.5.2. Исповедь и проповедь

Выводы по 1 главе

Глава 2. Исноведальность в автобиографии, дневнике, мемуарах

2.1. Исповедь и покаяние в теологии и художественной литературе

2.2. Характеристики исповедальной интенции

2.3. Характеристики исповедальности в жанре автобиографии

2.4. Характеристики исповедальности в жанре дневника

2.5. Характеристики исповедальности в жанре мемуаров

Выводы по 2 главе

Заключение

Библиография

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Реализация исповедальной интенции в разных типах дискурса»

Введение

Данное диссертационное исследование посвящено

прагмалингвистическим характеристикам исповеди, которая рассматривается как один из жанров религиозного дискурса, и как источник исповедальной интенции, находящей реализацию в литературных жанрах автобиографии, дневника, мемуаров.

Актуальность выбранной тематики определяется следующим:

1. Исповедь представляет собой ключевой жанр религиозного дискурса, вместе с тем ее конститутивные признаки, функциональная специфика, стратегии построения и развития, а также особенности реализации исповедальной интенции еще не выступали предметом особого анализа;

2. Рассмотрение жанра исповеди осуществляется в теологии, философии, психологии, социологии, литературоведении; синтез различных аспектов изучения в одном лингвистическом исследовании позволяет расширить потенциал лингвистической теории за счет привлечения достижений в смежных областях знаний;

3. Исповедь занимает специфическое место в жанровом пространстве религиозного дискурса, что предопределяет, с одной стороны, ее тесное взаимодействие с жанрами молитвы и проповеди, а с другой, влияние исповеди на функционирование последних;

4. Исповедальная интенция, выступающая центральным компонентом исповеди, оказывается намного шире порождающего ее жанра и, претерпевая некоторые модификации, приобретает специфические формы реализации вне религиозного контекста;

5. Исповедальная интенция находит своеобразное преломление в жанрах литературной автобиографии, дневника и мемуаров, что определяется внутренней природой данных жанров.

Состояние научной разработанности проблемы. Вопросы, связанные

3

со степенью разработанности исследуемой проблемы, можно разделить на несколько групп:

Первая группа связана с исследованием религиозного дискурса в целом; вопросы религиозного дискурса привлекали внимание филологов (Н.Д. Арутюнова (Арутюнова 1990, 1992,1999), Р. Водак (Водак 1997), Е.В. Грудева (Грудева 1999), Л.П.Крысин (Крысин 1996), Н.Б. Мечковская (Мечковская 1998, 2004), В.И. Карасик (Карасик 1998, 1999, 2002), O.A. Прохватилова (Прохватилова 1999), А.Д. Шмелев (Шмелев 2002), H.H. Розанова (Розанова 2003), Е.В. Бобырева (Бобырева 2007)); философов (А.К. Адамов (Адамов 2001, 2004), С.Ф. Анисимов (Анисимов 1970, 1988), H.H. Бердяев (Бердяев 1999, 2003), Ю.А. Кимелев (Кимелев 1998), А.Ф. Лосев (Лосев 1982, 1991, 1994), В.А. Ремизов (Ремизов 1997), Э. Фромм (Фромм1992)), культурологов (А.К. Байбурин (Байбурин 1993), И. Гофман (Гофман 2000), А.И. Кравченко (Кравченко 2002), А.Н. Bahm (Bahm 1992)) и

ДР-

Вторая группа связана с исследованием отдельных жанров и более частных аспектов религиозного дискурса: системы жанров религиозного дискурса в целом (Худякова 2009), жанров молитвы и проповеди (Прохватилова 1999), коммуникативно-композиционного содержания современной православной проповеди (Кузьмина 2006), проповеди как жанра литературы (Левшун 1992), молитвы как речевого жанра (Мишланов 2003), храмовой проповеди (Розанова 2003, Салахова 2006); отдельные аспекты жанра исповеди рассмотрены в исследовании Е.В. Артамоновой (Артамонова 2008).

К третьей группе могут быть отнесены работы, связанные с изучением

теологического аспекта феномена исповеди: исповедь как теологический

феномен попадала в поле зрения таких исследователей, как В. Воробьев

(Воробьев 2005), А. Мень (Мень 1991), П. Мещеринов (Мещеринов 2004), Г.

Нефедов (Нефедов 2002), А. Сурожский (Сурожский 2005), Иоанн

Крестьянкин (Крестьянкин 1999), Игнатий Брянчанинов (Брянчанинов 2002),

4

Иоанн Кронштадский (Кронштадский 1999) и др.

И, наконец, в четвертую группу мы включили работы, связанные с рассмотрением вопросов исповедальности в художественной литературе: М.В. Михайловой рассматривались вопросы литературной исповеди (Михайлова 1997), О.Э. Душиным изучались проблемы соотнесения исповеди и совести в западноевропейской культуре 13-14 вв. (Душин 2006), П.Г. Тарасовым исследовано исповедальное начало в христианском мировоззрении (Тарасов 2008), Д.С. Петровых исследовал личностный статус покаяния в аспекте философской антропологии (Петровых 2003). Исповедальность в литературе, в произведениях отдельных авторов, рассматривалась в работах В.И. Чудиновой (Чудинова 2001), И.В. Раковой (Ракова 2003), А.Б. Криницына (Криницын 1995), С.И. Патрикеева (Патрикеев 1999), М.А. Жирковой (Жиркова 1997), А.Д. Степанова (Степанов 2005), Т.В. Садовниковой (Садовникова 2004) и др.

В числе исследований исповеди как литературного жанра следует отметить работы Г. Миша (Misch 1969), С. Цвейга (Цвейг 1992), Ж. Дерриды (Derrida 1972), Ю. Хабермаса (Хабермас 2000). С точки зрения культурологи исповедь рассматривали JI.M. Баткин (Баткин 2000), М.М. Бахтин (Бахтин 1986), В.Л. Рабинович (Рабинович 1991), М.С. Уваров (Уваров 1992, 1998). Психологическое осмысление феномена исповеди представлено в работах психолога Т.А. Флоренской (Флоренская 2001).

Объектом данного исследования выступает исповедальная интенция как жанрообразующая характеристика общения.

В качестве предмета изучения выступает жанровая специфика данной интенции в ее религиозном и литературном выражении (автобиография, дневник, мемуары).

В основу выполненного исследования положена следующая гипотеза: исповедальная интенция представляет собой сложное эмоционально-волевое образование, определяющее построение жанра исповеди в религиозном дискурсе и специфически трансформирующееся в литературных жанрах.

Целью работы является характеристика вербального воплощения исповедальной интенции в ее религиозном и литературном выражении.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- выявить конститутивные признаки исповеди;

- охарактеризовать жанровый статус исповеди в религиозном дискурсе;

- определить коммуникативные стратегии исповеди;

- построить типологию исповеди;

- выявить специфику реализации исповедальной интенции в религиозном дискурсе и литературных жанрах автобиографии, дневника и мемуаров.

Научная новизна работы состоит в установлении базовых характеристик исповеди как религиозного феномена, определении места исповеди в едином жанровом пространстве религиозного дискурса, в установлении связи исповеди с другими жанрами религиозного дискурса, в построении типологии исповеди, установлении стратегий ее развития и специфики выполняемых функций, в определении специфики исповедальной интенции, а также в выявлении особенностей ее реализации вне религиозного контекста, в литературных жанрах автобиографии, дневника и мемуаров.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что данная работа вносит вклад в развитие теории дискурса, характеризуя один из жанров религиозного дискурса (исповедь); уточняет прагмалингвистическую теорию, определяя сущность жанрообразующей интенции и типы дискурсивной трансформации подобной интенции в литературных жанрах.

Практическая ценность работы заключается в том, что полученные результаты могут найти применение в лекционных курсах по языкознанию, стилистике русского и английского языков, межкультурной коммуникации, в спецкурсах по теории дискурса, прагмалингвистике, социолингвистике и психолингвистике.

Материалом исследования послужили текстовые фрагменты исповедей на русском и английском языках, представленные в религиозной литературе и требниках; а также текстовые образцы литературной исповеди (на русском и английском языках). Всего проанализировано 3500 соответствующих текстовых фрагментов.

В работе использованы методы понятийного, интерпретативного и контекстуального анализа, интроспекции, ассоциативного эксперимента.

Теоретической базой для проведения данного исследования послужили работы отечественных и зарубежных лингвистов в области философии (А.К. Адамов, С.Ф. Анисимов, H.A. Бердяев, Ю.А. Кимелев, А.Ф. Лосев, В.А. Ремизов, Э. Фромм), культурологии (А.К. Байбурин, И. Гофман, А.И. Кравченко, А.Н. Bahm), теории дискурса (Н.Д. Арутюнова, Р. Водак, Е.В. Грудева, Л.П. Крысин, Н.Б. Мечковская, A.B. Олянич, O.A. Прохватилова, H.H. Розанова, Е.И. Шейгал, А.Д. Шмелев), лингвоконцептологии (С.Г. Воркачев, Е.В. Бабаева, В.И.Карасик, В.В. Колесов, H.A. Красавский, М.В. Пименова, Г.Г. Слышкин, И.А. Стернин) и т.д.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Исповедь представляет собой один из жанров религиозного дискурса, конститутивными признаками которой являются сакральность, метаконфессиональность, покаянная направленность, апеллятивность, ритуализованность.

2. Исповедь является вторичным, институциональным, жесткоритуализованным речевым жанром и соотносится в религиозном дискурсе с жанрами молитвы и проповеди.

3. Исповеди как жанру религиозного дискурса свойственны следующие коммуникативные стратегии: общедискурсивные (коммуникативная, организующая, объясняющая, обрядовая) и частножанровые (молитвенная, исповедальная, содействующая, утверждающая, призывающая, контролирующая, оценивающая).

4. Типология исповеди строится на основании следующих признаков: структура, тематика, хронотоп, возраст и тендер, церковный статус и

состояние здоровья исповедующегося.

5. Исповедальная интенция, генерируемая в религиозной исповеди, находит разнообразные способы актуализации вне религиозного контекста, обнаруживая специфические формы реализации в литературных жанрах автобиографии, дневника и мемуаров, что позволяет определить указанные жанры как исповедь-презентацию, исповедь-констатацию и исповедь-воспоминание.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были изложены на научных конференциях: «Актуальные проблемы современной лингвистики и лингводидактики» (Волгоград 2007), «Инновационные идеи в теории практике обучения иностранным языкам» (Волгоград 2007), «Коммуникативные аспекты современной лингвистики и

лингводидактики» (Волгоград 2008).

По теме исследования опубликовано 14 работ (в том числе 4 в журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки)

общим объемом (4.05 п.л.).

Объем и структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (266 источников), а также четырех приложений. Общий объем диссертационного исследования составляет 229 страниц, в том числе 193 страницы основного текста.

Глава 1. Исповедь как жанр религиозного дискурса 1.1. Конститутивные признаки исповеди

В настоящее время вопросы религиозного дискурса и различные аспекты последнего продолжают оставаться в центре внимания исследователей. Религиозный дискурс представляет собой «специализированную клишированную разновидность общения, обусловленную социальными функциями партнеров и регламентированную как по содержанию, так и по форме» (Бугаева 2003: 391). В.И. Карасик выделяет следующие компоненты дискурса (любого дискурса, следовательно, и религиозного): цели, участники, ценности, стратегии, тематика, жанры и разновидности, прецедентные тексты, дискурсивные формулы (Карасик 2002). Центральное место отводится хронотопу (месту и времени общения).

Базовым местом религиозной коммуникации считается храм, однако религиозное общение в широком понимании не ограничивается стенами храма; хотя данное утверждение неверно по отношению к так называемым религиозным таинствам, к числу которых относится и исповедь. В отношении исповеди как раз можно говорить о четко фиксированном месте и времени совершения. Исповедь как определенное религиозное таинство совершается в храме (место) и во вполне определенное время - как правило, по завершении литургии. Таким образом, хронотоп исповеди оказывается четко очерчен и относится к наиболее общим и фиксированным моментам ее существования.

Исповедь представляет собой один из жанров религиозного дискурса. По классическому определению М.М. Бахтина, речевые жанры представляют собой определенные, относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний (Бахтин 1996).

С точки зрения коммуникативного подхода, жанр - специфическая модель структурно-композиционной и языковой организации некоторой коммуникативной разновидности текстов с экстралингвистической основой (Гвенцадзе 1986). В.В. Смирнов представляет жанр как «тип отражения действительности и организации материала для решения конкретной задачи средствами, предоставленными автору видом творчества, его особенностями и возможностями» (Смирнов 2002: 28). JI.E. Кройчик трактует жанр как форму материала, выраженную с помощью специфических структурно-композиционных признаков (Кройчик 2000). А.А. Тертычный понимает под жанром (анализируя журналистский жанр) устойчивый тип публикаций, объединенных определенными схожими дифференциальными признаками (Тертычный 2006). По мнению А. Вежбицкой, «речевые жанры, выделенные данным языком, являются...одним из лучших ключей к культуре данного общества» (Вежбицкая 1997: 111). Речевые жанры организуют нашу речь почти так же, как ее организуют грамматические формы и синтаксические структуры. «Мы научились отливать нашу речь в жанровые формы, и, слыша чужую речь, мы уже с первых слов угадываем ее жанр, предугадываем определенный объем, определенное композиционное построение...то есть с самого начала мы обладаем ощущением речевого целого, которое затем только дифференцируется в процессе речи... Если бы не существовало жанров, общение было бы невозможно» (Бахтин 1986: 271-272).

В литературоведении жанр понимается как «конкретная разновидность

текстовых произведений, объединенных общей целеустановкой, сходными

композиционными формами и тематической одноплановостью» (Чернявская

2005: 103). Ряд авторов при определении речевого жанра исходит из понятия

текста: «речевые жанры — это устойчивые тематические, композиционные и

стилистические типы не высказываний, а текстов» (Федосюк 1997: 104).

Жанрами русской речи М.Ю. Федосюк считает только жанры, содержащие

оценочный компонент, поддерживаемый данной культурой. Таким образом,

при типологизации речевых культур большое значение имеет изучение

10

жанров, которые поддерживаются в одной культуре и не поддерживаются в другой (Федосюк 1997).

С точки зрения теории коммуникации, жанр - «горизонт ожиданий для слушающих и модель построения для говорящих» (Гайда 1986: 24). При восприятии любого типа дискурса огромное значение имеет так называемое жанровое ожидание, которое настраивает коммуниканта на ту или иную типовую ситуацию общения. «Речевой жанр определяется тем, кто, кому, зачем, о чем и как говорит, учитывая то, что было и что будет в общении» (Шмелева 1995: 63); это «определенный речевой стереотип» (Москвин 2005: 71).

В рамках лингвокультурной концептологии речевой жанр является «полем реализации определенного спектра социальных ценностей и основанных на них лингвокультурных концептов» (Слышкин 2004: 178). В пределах одной культуры и единого языкового сознания могут сосуществовать различные коммуникативные ценности - таким образом, можно говорить и о разных системах речевых жанров, воплощающих данные ценности. Система жанров закрепляет систему ценностей данного социума: с одной стороны, за каждым жанром стоит своя система ценностей, а с другой стороны, сами жанры представляют собой ценность для коммуникации и общества в целом. По мнению А. Вежбицкой, именно речевые жанры помогают осмыслить культуру данного общества (Вежбицкая 1997).

Согласно коммуникативно-деятельностной концепции, жанр рассматривается как «вербальное оформление типичной ситуации социального взаимодействия людей» (Дементьев, Седов 1998: 8). С психолингвистической точки зрения речевой жанр как некая ментальная модель представляет собой «специфический вид структурной организации памяти» (ван Дейк 1989: 95); каждый носитель языка владеет определенным набором жанров, которые составляют его жанровую компетенцию. Наличие хорошо разработанной системы жанров облегчает речевую деятельность

носителя языка, таким образом, люди «оказываются зависимы от жанра» (Карасик 1992: 134).

Жанры рассматриваются в разных аспектах: общефилологическом (М.Ю. Федосюк, Т.В. Шмелева), дискурсивном (И.Н. Борисова, М.Л. Макаров), стилистическом (М.Н. Кожина, Т.В Матвеева), психолингвистическом (К.Ф. Седов), культурологическом (А. Вежбицкая, В.И. Карасик), риторическом (О.Б. Сиротинина), социопрагматическом (В.В. Дементьев, К.А. Долинин), коммуникативно-деятельностном (В.Е. Гольдин), когнитивном (А.Г. Баранов).

Как показали результаты исследования, в настоящее время в лингвистике нет единого подхода к определению самого понятия жанр. Поскольку для нашей работы центральным является характеристика жанров религиозного дискурса, то вслед за Е.В. Бобыревой мы определяем жанр как вербальное оформление типичной ситуации взаимодействия людей, совокупность текстовых произведений, имеющих сходные композиционные

1 и с* о

формы, объединенных единои целью и до определенной степени одинаковой или близкой тематикой, реализующихся в типичной коммуникативной ситуации (Бобырева 2007) - данное определение жанра, на наш взгляд, отражает существенные особенности рассматриваемых нами религиозных жанров.

Точно также как нет единого подхода к определению понятия жанр, в современном языкознании нет и однозначной классификации жанров. Выделяются виды жанров, исходя из: тематики (сказка, житие, мемуары, бытовая повесть, баллада, детектив и т.д.); используемых средств образности (ода, памфлет, басня, бурлеск, пародия и т.д.); типа композиции (эпистолярный жанр, белый стих, сонет, рондо и т.д.); размера (роман, повесть, новелла, поэма, стихотворение и т.д.) и т.п. Однако ни одна из существующих классификаций не может охватить всю систему жанров, однозначно определив место того или иного литературного произведения в данной системе.

На наш взгляд, всеобъемлющая классификация жанров должна учитывать тематику литературного произведения, структурные особенности построения, интенционную направленность, историчность, а также функциональную направленность. Важным представляется то, а) как формируется конкретный жанр, б) какие социальные предпосылки вызывают его к жизни, в) каковы основные признаки его конструирования, г) как протекает существование жанра с периода его становления до периода распада (или до нынешнего этапа существования).

Все жанры могут быть расклассифицированы на первичные и вторичные, информативные и фатические, риторические и нериторические, конвенциональные и неконвенциональные, простые и сложные и т.п. Т.В. Шмелева группирует все жанры с учетом трех критериев в зависимости от того, с «каким миром» связана коммуникативная цель жанра— миром информации, миром реальных событий и оценок или миром социальных отношений (Шмелева 1997) - и выделяет информативные, императивные, оценочные и этикетные речевые жанры.

В.Е. Гольдин выделяет типы речевых жанров в их связи с такими типизированными языком формами осмысления мира, как ситуация, событие, поступок. «Наиболее естественно связывать категорию жанра с категорией ситуации как формы, структуры события» (Гольдин 1997а: 32). Таким образом, довольно часто говорят о разговоре, ответе, извинении, объяснении, споре и т.п. как о речевых жанрах. К. Бринкер, принимая во внимание критерий функциональности, предлагает выделять информативные, апеллятивные, облигативные, фатические и декларативные жанры (Вппкег 1997).

Как отмечалось, вопрос о жанровой специфике религиозного дискурса достаточно сложней. Сложность выделения жанров в рамках религиозного дискурса определяется: а) особым характером коммуникации, поскольку осуществляется общение человека с Богом или Бога с человеком, при этом

любое высказывание перерастает свои границы и становится событием;

13

б) сложным характером иллокутивного потенциала, совокупности интенций, обнаруживающих довольно сложные конфигурации (Карасик 2002). Различные речевые образцы религиозного дискурса представляют собой комплексные образования, сочетающие информативные и фатические, апеллятивные и декларативные модели.

Е.В. Бобырева классифицирует жанры религиозного дискурса по ряду оснований: а) по степени институционалъности (жанры, занимающие различное место на шкале институциональной\религиозной коммуникации); б) по субъектно-адресатным отношениям (жанры, представляющие общение «институт- гражданин», «гражданин- институт», «институт -институт»); в) по социокультурной дифференциации жанров религиозного дискурса (особенности построения одного и того же жанра в различных типах социума\в различных конфессиях); г) по событийной локализации (заутренняя, вечерняя служба, покаяние, крещение и т.п.); д) по функциональной направленности (ориентационные, ритуальные и агональные религиозные жанры); е) по полевой структуре религиозного жанрового пространства (жанры, находящиеся в центре и на периферии религиозного дискурса). Кроме того, при описании жанров религиозного дискурса Е.В. Бобырева использует термины первичные и вторичные жанры.

Критерием разграничения первичных и вторичных жанров по М.М. Бахтину является «простота :: сложность»: «...первичные жанры - простые, сложившиеся в условиях непосредственного речевого общения (реплики бытового диалога, частное письмо и т.п.). Вторичные (сложные) жанры — романы, драмы, научные исследования всякого рода, большие публицистические произведения и т.п.— возникают в условиях более сложного и относительно высокоразвитого культурного общения (преимущественно письменного) - художественного, научного, общественно-политического» (Бахтин 1986: 252).

Применяя разграничение на первичные и вторичные жанры к

религиозному дискурсу, Е.В. Бобырева к числу первичных относит жанры

14

молитвы, псалма, притчи, акафиста, составляющие основу религиозной сферы общения. Тогда как вторичные жанры религиозного дискурса определяются как образцы, которые носят респонсивный характер и представляют собой комментирование, обсуждение, интерпретацию первичных образцов религиозного дискурса (бытовые разговоры о религии, беседы на религиозные темы, проповедь, исповедь, пасторские беседы и т.д.). Все без исключения первичные образцы религиозного дискурса подвержены множественным интерпретациям, многие из них представляют собой не просто речевые реакции, а определенные религиозные действия. Вторичным жанрам религиозного дискурса присущ ряд характеристик: а. маргинальное положение в жанровом пространстве на пересечении с другими видами дискурса; б. респонсивный характер в системе «стимул — реакция» (вторичные жанры всегда являются компонентом реакции); в. цитатный (отсылочный) характер - это жанры, в которых происходит преобразование первичного текста; «вторичные тексты представляют собой объяснение и своеобразный комментарий к существующим и действующим текстам» (Рождественский 1996: 250).

На наш взгляд, жанровое пространство религиозного дискурса действительно настолько разнопланово, что довольно трудно выбрать единое основание для составления полной классификации жанров. Исследуя жанры религиозного дискурса и определяя место исповеди в нем, мы, в свою очередь, предлагаем дифференциацию жанров религиозного дискурса по ряду оснований.

Поскольку религиозный дискурс отличает наличие жесткого ритуала, все жанры религиозного дискурса можно классифицировать по степени ритуализованности (наличию строго установленной структуры, формы, стратегий развития, определяемых, а вернее предопределяемых ритуалом). Итак, по степени ритуализованности мы выделяем:

а. жесткоритуализованные жанры - жанры, в которых ритуал имеет

первостепенное значение. Жанр в данном случае может быть представлен в

15

виде определенного фрейма или сценария. К числу жесткоритуализованных жанров, на наш взгляд, может быть отнесена литургия (важнейшая церковная служба суточного круга, совершающаяся, как правило, утром), а также исповедь (в частности, исповедь общая), выступающая объектом рассмотрения в нашей работе.

б. жанры средней степени ритуализоеанности - жанры, в построении и развитии которых ритуал также значим, однако, в ходе построения конкретного жанрового образца возможны некоторые отступления от установленного ритуала (например, молитва). Молитва, в частности христианская молитва, развивается по четко определенному сценарию: «восхваление Бога - просьба, обращенная к Богу - обещание, которое человек дает Богу». Однако данная структура не является единственно возможной. Тогда как средняя часть данного фрейма - просьба человека к Богу - присутствует в любой молитве, начальная и конечная части (восхваление Бога и обещание Богу) представляют собой факультативные компоненты.

в. жанры слаборитуализованные (или неритуализованные) - те жанры, в построении и развитии которых ритуал либо вообще не важен, либо играет незначительную роль. В качестве слаборитуализованного (а вернее практически неритуализованного) жанра религиозного дискурса выступает проповедь.

Таким образом, согласно предложенной нами классификации, исповедь относится к числу жесткоритуализованных жанров. Необходимо пояснить, что, говоря о жесткой ритуализации, мы имеем в виду не содержание данного жанра (общеизвестно, что исповедь является таинством, а следовательно, ее содержательный план открыт лишь человеку, совершающему таинство, священнослужителю, принимающему исповедь и Богу), а некий фрейм, сценарий, по которому строится, развивается исповедь.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Пригарина, Анна Сергеевна, 2012 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Адамов A.K. Ноосферная философия. - 2-е изд., перераб. - Саратов: Научная книга, 2004. - 275 с.

2. Алефиренко Н.Ф. Речевой жанр, дискурс, культура // Жанры речи: сб. науч. ст. - Саратов: Наука, 2007. - Вып. 5. - С. 44 - 55.

3. Алпатов В.М. Проблема речевых жанров в работах М.М. Бахтина // Жанры речи: Межвуз. сб. науч. тр. - Саратов: «Колледж», 2002. - Вып.З. - С. 92-103.

4. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. (Критика христианского истолкования и использования ценностей жизни и культуры). - М.: Мысль, 1970.- 183 с.

5. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль, 1988.-253 с.

6. Антюхов A.B. Русская мемуарно-автобиографическая литература XVIII в. (Генезис. Жанрово-видовое многообразие. Поэтика): автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - М., 2001. - 28с.

7. Артамонова Е.В. Жанры русской речи: исповедь, просьба о прощении, принесение извинения: автореф. дис. ... канд. фил. наук. - Казань, 2008. -18 с.

8. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1990. - С. 136-137.

9. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метофоры. - М.: Наука, 1990а. - С. 5-32.

10. Арутюнова Н.Д. Жанры общения // Человеческий фактор в языке: Коммуникация, модальность, дейксис. - М.: Наука, 1992. - С. 52-56.

11. Арутюнова Н.Д. Национальное сознание, язык, стиль // Лингвистика на исходе XX века: Тез. докл. междунар. конф. Т.1. - М.: Изд-во МГУ, 1995. -С. 32-33.

12. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 896 с.

13. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы. - 3-е изд. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 383 с.

14. Архимандрит Лазарь. Грех и Покаяние последних времен. - Изд. Московского подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1995. - 112 с.

15. Астемиров А., Кудаев Р. О покаянии в исламе. [Электронный ресурс] URL: http://islam-book.info/zakon-obryadi/pokayaniya-tauba/ (дата обращения: 18.01.2011).

16. Бабаева Е.В. Культурно-языковые характеристики отношения к собственности (на материале немецкого и русского языков): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Волгоград, 1997. - 22 с.

17. Бабаева Е.В. Отражение ценностей культуры в языке // Язык, коммуникация и социальная среда. - Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2002. - Вып. 2. -С. 25-34.

18. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. - СПб.: Наука, 1993. -459 с.

19. Баранов А.Г. Когниотипичность текста (к проблеме уровней абстракции текстовой деятельности) // Жанры речи: Сб. науч. ст. - Саратов: Изд-во Гос. УНЦ «Колледж», 1997. - Вып.1. - С. 4-12.

20. Баранов А.Г. Концепт в дискурсивной деятельности // Жанры речи: Межвуз. сб. науч. тр. - Саратов: Изд-во Гос. УНЦ «Колледж», 2005. - Вып. 4. - С. 76-84.

21. Баранов А.Н. Аксиологические стратегии в структуре языка: Паремиология и лексика// Вопросы языкознания. - 1989. - № 3. - С. 74-90.

22. Барахов В. Жанр литературного портрета в творчестве М.Горького: Автореф. дис.... канд. филол. наук. - М., 1960. - 19 с.

23. Барахов В. Литературный портрет: (Истоки, поэтика, жанр). - Л.: Наука, 1985.-312 с.

24. Барахов В. Жанр художественной автобиографии в историческом развитии // Славянские литературы: X Международный съезд славистов: София, сентябрь 1988: Доклады советской делегации. - М.: Наука, 1988. - С. 166-178.

25. Барсов Н.И. Спорные вопросы из истории первобытной христианской проповеди. - СПб., 1886.-411 с.

26. Баткин JI.M. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно- исторических основаниях и пределах личного самосознания. - М.: РГГУ, 2000. -1005 с.

27. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. -444 с.

28. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Литературно-критические статьи. - М.: Худож. лит., 1986а. - С. 428-472.

29. Бахтин М.М. Человек в мире слова. - М.: Изд-во Роу, 1995. - 140 с.

30. Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т.5.- М.: Русские словари, 1996. -

302 с.

31. Беллерт И. Об одном условии связности текста // Новое в зарубежной лингвистике. - М.: Прогресс, 1978. - Вып. 8. (Лингвистика текста) - С. 172207.

32. Белявский М.Т. Воспоминания, дневники, частная переписка // Источниковедение истории СССР. - М.: Высшая школа, 1981. - С. 237-249.

33. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. T.I. / Предисл. P.A. Гальцевой. - М.: Искусство, Лига, 1994. - 542 с.

34. Бердяев H.A. Новое религиозное сознание и общественность. - М.: КАНОН+, 1999.-464 с.

3 5. Бердяев H.A. Дух и реальность. - М.: Едиториал УРСС, 2003 .-680 с.

36. Бердяев H.A. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. - М.: Фолио, 2003а. - 160 с.

37. Берестнев Г.И. Иконичность добра и зла // Вопросы языкознания. -1999.-№ 4.-С. 99-113.

38. Боброва О.Б. Дневник К.И. Чуковского в историко-литературном контексте.: дис. ... канд. филол. наук. - Волгоград, 2007. - 196 с.

39. Бобырева Е.В. Религиозный дискурс: ценности, жанры, стратегии (на материале православного вероучения): монография. - Волгоград: Перемена,

2007.-375 с.

40. Богданов Е. В. Об актуальности исповеди // Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова. Мат-лы межд.конф. - СПб.: Изд-во Института Человека РАН (СПб Отделение), 1997. - С. 14-17.

41. Богданова Е.В. Языковые особенности жанра дневника // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота,

2008. - № 1 (1): в 2-х ч. Ч. I. - С. 28-33.

42. Богун Н.А. Исповедь и исповеданье // Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова. Мат-лы межд. конф. - СПб.: Изд-во Института Человека РАН (СПб Отделение), 1997. - С. 33-36.

43. Борботько В.Г. Принципы формирования дискурса: от психолингвистики к лингвосинергетике. - M.: URSS, 2006. - 286 с.

44. Борисова И.Н. Нарратив как диалогический жанр // Жанры речи. -Саратов: «Колледж», 2002. - Вып. 3. - С. 245-262.

45. Брянчанинов И. В помощь кающемуся. - М.: АКСИОС, 2002. - 32 с.

46. Бугаева И.В. О религиозно-проповедническом стиле в русском языке // Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ. - М.: ПСТБИ, 2003. - С. 390394.

47. Вежбицкая А. Речевые жанры // Жанры речи. - Саратов: Изд-во Гос. УЕЗД «Колледж, 1997. - Вып. 1. - С. 99-111.

48. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. - М.: Рус. словари, 1997а. -416 с.

49. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков - М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. - 180 с.

50. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. -М.: Языки славянской культуры, 2001. - 288 с.

51. Вежбицкая А. Речевые жанры (в свете теории элементарных смысловых единиц) // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. - М.: Лабиринт, 2007. - С. 68-80.

52. Верещагин Е.М. Библеистика для всех. - М.: Наука, 2000. - 281 с.

53. Водак Р. Язык. Дискурс. Политика. - Волгоград: Перемена, 1997. -139 с.

54. Вопросы на исповеди взрослых христиан. - М.: Изд-во Ступина, 1897. -158 с.

55. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. - 2001. - № 1. - С. 64-72.

56. Воробьев В .В. Лингвокультурология (теория и методы): Монография. -М.: Изд-во РУДН, 1997.-331с.

57. Воробьев В. Покаяние, исповедь, духовное руководство // Путь покаяния: Беседы перед исповедью. - М.: Даниловский благовестник, 2005. -С. 133-208

58. Гайда С. Проблемы жанра // Функциональная стилистика: Теория стилей и их языковая реализация. Межвуз. сб. науч. тр. - Пермь: Перм. ун-т, 1986.-С. 22-28.

59. Гайда С. Жанры разговорных высказываний // Жанры речи. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1999. - Вып. 2. - С. 103-111.

60. Галич A.A. Украинская писательская мемуаристика (Природа, эволюция, поэтика): Автореф. дис. ... д-ра. филол. наук. - Киев, 1991. - 34с.

61. Галкин Д., свящ. Пояснения к таинствам исповеди и святого причастия. - Спб.: Сатисъ, 2001. - 48 с.

62. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М.: Наука, 1981.-140 с.

63. Гапека Л.М., Лашкевич A.B. Личный дневник как жанр сублитературы: проблема структуры и функции «diary» в контексте межкультурной коммуникации // Синтез документального и

художественного в литературе и искусстве: Сб. ст. и мат-лов Межд. науч. конф. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2007. - С. 391-396.

64. Гвенцадзе М.А. Коммуникативная лингвистика и типология текста. -

Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1986. - 315 с.

65. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - Л.: Советский писатель, 1971.-462 с.

66. Голубцов B.C. Воспоминания, дневники, частная переписка // Источниковедение истории СССР. - М: Высшая школа, 1981. - С. 465-481.

67. Гольдин В.Е. Теоретические проблемы коммуникативной диалектологии: Дис. в виде научного доклада ... д-ра филол. наук. - Саратов, 1997. - 52 с.

68. Гольдин В.Е. Имена речевых событий, поступков и жанры русской речи // Жанры речи: Сб. науч. статей. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997а.-Вып. 1.-С. 23-34.

69. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. - М.: Изд-во «Лабиринт», 2008.-320 с.

70. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни/Пер. с англ. и вступ. статья А.Д. Ковалева. - М.: «КАНОН-пресс-Ц», 2000. - 304 с.

71. Гроссман Л. П. Библиотека Достоевского. - Одесса: Книгоизд-во A.A. Ивасенко, 1919. - 160 с.

72. Грудева Е.В. Религиозная сфера и церковно-проповеднический стиль // Русский язык: история и современное состояние: Мат-лы всерос. науч. конф., посвящ. 90-летию со дня рожд. A.A. Дементьева. - Самара: Изд-во Самарского гос. пед. ун-та, 1999. - С. 187-191.

73. Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. - М.: Прогресс, 1989. -312 с.

74. Дементьев В.В. Вторичные речевые жанры: онтология непрямой коммуникации // Жанры речи. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1999. -Вып. 2.-С. 31-46.

75. Дементьев В.В. Непрямая коммуникация и ее жанры. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. - 248 с.

76. Дементьев В.В. Коммуникативная генристика: речевые жанры как средство формализации социального взаимодействия // Жанры речи. -Саратов: Изд-во ГосУНЦ Колледж, 2002. - Вып. 3. - С. 18-40.

77. Дементьев В.В. О типологизации неязыковых коммуникативных смыслов // Стереотипность и творчество в тексте. - Пермь: Изд-во Пермск. ун-та, 2002а. - Вып. 5. - С. 31-62.

78. Дементьев В.В. Аспекты проблемы «жанр и культура» // Жанры речи: сб. науч. ст. - Саратов: Наука, 2007. - Вып.5. (Жанр и культура) - С. 5-20.

79. Дементьев В.В., Седов К.Ф. Социопрагматический аспект теории речевых жанров: Учебное пособие. - Саратов: Изд-во Саратовского пед. инта, 1998.-С. 8-22.

80. Демьянков В.З. Текст и дискурс как термины и как слова обыденного языка // Язык. Личность. Текст: Сборник к 70-летию Т.М. Николаевой. - М.: Языки славянских культур, 2005. - С. 34-55.

81. Детская исповедь (пособие для родителей). - Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, 2006. - 64 с.

82. Долинин К.А. Проблема речевых жанров через 45 лет после статьи Бахтина // Русистика: Лингвистическая парадигма конца XX века. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1998. - С. 35-46.

83. Долинин К.А Речевые жанры как средство организации социального взаимодействия // Жанры речи. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1999. -Вып. 2.-С. 7-13.

84. Древнерусская автобиография / Сост. Ю.П. Зарецкий. Приложение к сборнику «Средние века». - М.: Академический проект, 2008. - 191 с.

85. Духовная лечебница или что нужно знать о таинстве исповеди// Библиотека Благовеста. - 1996. - №2. - С. 4 - 135.

86. Душин О.Э. Исповедь и совесть в западноевропейской культуре XIII-XVI веков: дис. ... д-ра философ, наук. - СПб., 2006. - 280 с.

87. Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения // Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М.: Канон, 1995. - С. 286-305.

88. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. -М.: Канон+, 1998. - С. 175-231.

89. Егоров О.Г. Литературный дневник XIX века (История и теория жанра): дис.... д-ра филол. наук. - М., 2003. - 360 с.

90. Елизаветина Г.Г. Жанровые особенности автобиографического повествования (Герцен, Руссо, Гёте) // Герцен - художник и публицист. - М.: Художественная литература, 1977. - С. 4-20.

91. Елизаветина Г.Г. Становление жанров автобиографии и мемуаров // Русский и западноевропейский классицизм. Проза. - М.: Наука, 1982. - С. 235-263.

92. Емелях Л.И. Христианские таинства. - Л.: Лениздат, 1977. - 159 с.

93. Жиркова М.А. Исповеди в романе Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы": дис... канд. филол. наук. - СПб.,1997. - 146 с.

94. Зарецкий Ю.П. Автобиография в средние века? (Об авторстве некоторых «житий» ХП-ХУ1 вв.) // Метафизика исповеди. Пространство исповедального слова: Мат-лы межд. конф. - СПб.: Изд-во Института Человека РАН, 1997. - С. 84-86.

95. Захаренкова О.С. Жанровые особенности современной проповеди на материале текстов красноярских и железногорских священнослужителей //Лингвистический ежегодник Сибири. - Красноярск: Краснояр. гос. ун-т., 2004.-Вып. 6.-С. 169-176.

96. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. - М.: Русский язык, 1979. - 240 с.

97. Земская Е.А. Городская устная речь и задачи ее изучения // Разновидности городской устной речи. - М.: Наука, 1988. - С. 5-44.

98. Иванчикова Е.А. Синтаксическая дифференциация типов художественного повествования (по роману Достоевского «Бесы») // Русский язык. Языковые значения в функциональном и эстетическом аспектах. Виноградовские чтения XIV-XV. - М.: Наука, 1987. - С. 161-175.

99. Искатель непрестанной молитвы, или Сборник изречений и примеров из книг Священного Писания и сочинений богомудрых подвижников благочестия о непрестанной молитве. - М.: Правосл. братство иконы «Неопалимая купина», 1991. - 222 с.

100. Исупов К.Г. Исповедь: к определению термина // Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова. Мат-лы межд. конф. - СПб.: Изд-во Института Человека РАН (СПб Отделение), 1997. - С. 7-9.

101. Казанский Н. Исповедь как литературный жанр // Вестник истории, литературы, искусства / РАН, Отд-ние ист.-филол. наук; гл. ред. Г.М. Бонгард-Левин. - М.: Собрание, 2009. - Т.6. - С. 73-90.

102. Караева Л.Б. Английская литературная автобиография: трансформация жанра в XX веке: автореф. дис. ... д-ра. филол. наук - М., 2010. - 37 с.

103. Карасик В.И. Язык социального статуса. - М.: Ин-т языкознания РАН; Волгогр. гос. пед. ин-т, 1992. - 330 с.

104. Карасик В.И. Языковая личность и категории языка // Языковая личность: проблемы значения и смысла: Сб. науч. тр. - Волгоград: Перемена, 1994. - С. 25 - 35.

105. Карасик В.И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты: Сб. науч. тр. /ВГПУ, ПМПУ. - Волгоград-Архангельск: Перемена, 1996. - С. 3-16.

106. Карасик В.И. О категориях дискурса // Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты: Межвуз. сб. науч. тр. -Волгоград-Саратов: Перемена, 1998. - С. 185-197.

107. Карасик В.И. Религиозный дискурс // Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики: Сб. науч. тр. -Волгоград: Перемена, 1999. - С. 5-19.

108. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. -Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.

109. Керн К., архимандрит. Православное пастырское служение. - СПб.: САТИСЪ, 2000. - 384 с.

110. Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. - M.: Nota Bene, 1998. - 424 с.

111. Кожина M. H. Речевой жанр и речевой акт // Жанры речи: Сборник научных статей. - Саратов: Изд-во Гос. УНЦ «Колледж», 1999. - Вып.2. - С. 52-61.

112. Кожина M. Н. Некоторые аспекты изучения речевых жанров в нехудожественных текстах // Стереотипность и творчество в тексте. - Пермь, 1999а. - С. 22-40.

113. Кожинов В.В. Жанр // Литературный энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - С. 106-110.

114. Колесов В.В. Жизнь происходит от слова. - Спб: Златоуст, 1999. - 368 с.

115. Колесов В.В. Язык и ментальность. - Спб.: Петербургское востоковедение, 2004. - 240 с.

116. Колядич Т. Мгновенья, полные как годы. (Двадцатые годы ввоспоминаниях писателей): Уч. пособие. - М.: Прометей, 1993. - 90 с.

117. Колядич Т. М. Воспоминания писателей: Проблемы поэтики жанра.-М.: Мегатрон, 1995. - 278 с.

118. Котляревский С. Марк Аврелий: [вступ. очерк] // Аврелий Марк. Наедине с собой. Размышления. - М.:М. и С.Сабашниковы, 1914. - С. IX-LVI.

119. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. 3-е изд. -М: Академический Проект, 2002. - 496 с.

120. Кравченко A.B. Место концепта в соотношении языка, сознания и мышления // Жанры речи: Межвуз. сб. науч. тр. - Саратов: Изд-во Гос. УНЦ «Колледж», 2005. - Вып. 4. - С. 84-102.

121. Красавский H.A. Эмоциональные концепты в немецкой и русской линтвокультурах: Монография. - Волгоград: Перемена, 2001. - 495 с.

122. Крестьянкин И., архим. Опыт построения исповеди. - М.: Сретенский монастырь, 1999. - 202 с.

123. Криницын А.Б. Формы исповеди в романах Ф. М. Достоевского: дис... канд. филол. наук. - М., 1995. - 204 с.

124. Кройчик JI.E. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста. Ред.-сост. С.Г. Корконосенко - СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. - 272 с.

125. Кронштадтский И. Мысли христианина о покаянии и святом причащении: [Самопознание. Гордость. Злоба. Грехи плоти. Исповедь. Пост]. - М.: Паломник, 1999. - 78 с.

126. Крысин Л.П. Религиозно-проповеднический стиль и его место в функционально-стилистической парадигме современного русского литературного языка // Поэтика. Стилистика. Язык и культура: Сб. памяти Т.Г. Винокур. - М.: Наука, 1996. - С. 135-138.

127. Кузнецов М. А. Мемуарная проза // Жанрово-стилевые искания современной советской прозы. - М.: Наука, 1971. - С. 120-149.

128. Кузьмина К.А. Структурные и языковые особенности проповеди как речевого жанра: автореф. дис. ... канд. фил. наук. - СПб., 2006. - 23 с.

129. Левицкий Л.А. Мемуары // Краткая литературная энциклопедия. Т.4. -М.: Советская энциклопедия, 1967. - 762 с.

130. Левшун Л.В. Проповедь как жанр средневековой литературы: (На материале древнерусских рукописных и старопечатных сборниках): автореф. дис... канд. фил. наук. - М., 1992. - 20 с.

131. Лежен Ф. В защиту автобиографии. Эссе разных лет // Иностранная литература. - 2000. - №4. - С. 110-122.

132. Лежен Ф. «Когда кончается литература?», беседа с Е. Гальцевой от 28 окт. 2000 г. // Автобиографическая практика в России и во Франции: сб.ст. под ред. К. Вьолле и Е. Гречаной. - М.: ИМЛИ РАН, 2006. - С. 261-275.

133. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. - СПб.: Алетейя, 1998. - 160 с.

134. Лоренц К. Эволюция ритуала в биологической и культурной сферах // Природа. - 1969.-№ 11.-С. 42-51.

135. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 481 с.

136. Лосев А.Ф. Философия имени. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 269 с.

137. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991.

- 525 с.

138. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. - М.: Мысль, 1993. - 958 с.

139. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. - М.: Мысль, 1994. - 920 с.

140. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. - М.: Гнозис, 1992. - 270 с.

141. Макаров М.Л. Коммуникативная структура текста. - Тверь: Изд-во ТГУ, 1990.-53 с.

142. Макаров М.Л. Интерпретативный анализ дискурса в малой группе. Тверь: Тверск. гос. ун-т, 1998. - 200 с.

143. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. - М.: Гнозис, 2003. - 277 с.

144. Марков С.М. Зачем человеку исповедь? - М.: Политиздат, 1978. - 87 с.

145. Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий.

- Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1990. - 172 с.

146. Матвеева Т. В. К лингвистической теории жанра // Collegium. - Киев, 1995. - № 1-2. - С. 65-71.

147. Мень А. Таинство, слово и образ. - Л.: Ферро-Логос, 1991. - 208 с.

148. Мечковская Н.Б. Язык и религия. - М.: Фаир, 1998. - 352 с.

149. Мечковская Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура. - М.: Академия, 2004. - 432 с.

150. Мещеринов П., игум. О таинстве покаяния [Электронный ресурс].

URL: http://kiev-orthodox.org/site/spiritual/1318/ (дата обращения: 14.07.2010).

205

151. Мещеринов П., игумен Беседы о вере и Церкви. - М.: Даниловский благовестник, 2004. - 280 с.

152. Михайлова М.В. Молчание и слово (таинство покаяния и литературная исповедь) // Метафизика исповеди. Пространство исповедального слова. Мат-лы межд. конф. - СПб.: Изд-во Института Человека РАН, 1997. - С. 9-14.

153. Михайлова Ю.Н. Религиозная православная лексика и ее судьба (по данным толковых словарей): автореф. дис. ... канд. филол. наук. -Екатеринбург, 2004. - 20 с.

154. Мишланов В.А. Молитва как речевой жанр // Прямая и непрямая коммуникация: сб. науч. ст. / ред. В.В. Дементьев. - Саратов: Изд-во Гос. УНЦ «Колледж», 2003. - С. 290-302.

155. Москвин В.П. К соотношению понятий «речевой жанр», «текст» и «речевой акт» // Жанры речи: Межвуз. сб. науч. тр. - Саратов: Изд-во Гос. УНЦ «Колледж», 2005. - Вып. 4. - С. 63-76.

156. Мысли епископа Феофана Затворника о покаянии // Журнал Московской Патриархии. - 1962. - N 3. - 46 с.

157. Настольная книга священнослужителя. Том 5. - М: Изд. Московской Патриархии, 1986. - 814 с.

158. Нефедов Г., протоиерей. Таинства и обряды православной церкви: Учеб. пособ. по Литургике. - изд 2-е. - М.: «Паломникъ», 2002. - 316 с.

159. Николина Н. «Страстная энергия памяти» (Композиционно-речевое своеобразие романа В.В. Набокова «Другие берега») // Рус. яз. в шк. - 1999. -№ 2.- С. 77-84.

160. Николина Н. Поэтика русской автобиографической прозы. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 424 с.

161. Николина H.A. Филологический анализ текста: учебное пособие. - М.: Академия, 2003. - 179 с.

162. Новожилова A.M. Петербургские дневники Зинаиды Гиппиус («Синяя книга», «Черные тетради», «Черная книжка», «Серый блокнот»): проблемы поэтики жанра: автореф. дис. ... канд. фил. наук. - СПб., 2004. - 22 с.

163. О силе молитвы (по руководству с. Иоанна Кроштадского). - М.: Типография Т-ва И.Д. Сытина, 1905. - 31 с.

164. Олянич О.В. Презентационная теория дискурса. - Волгоград: Парадигма, 2004. - 506 с.

165. Опыт построения исповеди. Пастырские беседы о покаянии в дни Великого поста: на основе бесед архимандрита Иоанна (Крестьянкина). - М.: Отчий дом, 2004. - 143с.

166. Оскоцкий В.Д. Дневник как правда // Вопросы литературы. - 1993. -№5.-С. 3-58.

167. Патрикеев С.И. Исповедь в поэтике русской прозы первой трети XX в.: Проблемы жанровой эволюции: дис... канд. филол. наук. - Коломна, 1999. -181 с.

168. Пейтер М. Жанровые особенности христианского радиовещания. -Одесса: Новая литература, 1996. - 364 с.

169. Пестов Н.Е. О молитве. - М.: Православное братство Св. апостола Иоанна Богослова, 2003. - 190 с.

170. Петровых Д.С. Личностный статус покаяния как проблема философской антропологии: дис... канд. философ, наук. -М., 2003. - 158 с.

171. Пименова М.В. Концепты внутреннего мира (русско-английские соответствия): Дис. ... докт. филол. наук. - СПб, 2001. - 497 с.

172. Пименова М.В. Душа и дух: особенности концептуализации. -Кемерово: ИПК «Графика», 2004. - 386 с.

173. Пискунов В. Чистый ритм Мнемозины: Мемуары русского «серебряного века» и русского зарубежья. - М.: Знание, 1992. - 64 с.

174. Поляк Д.М. Жанр дневника и проблемы его типологии: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Алма-Аты, 2004. - 32 с.

175. Православный молитвослов и псалтирь. - М.: Изд-во Моск. патриархии, 1993. - 256 с.

176. Православный молитвослов. - М.: Артос-Медиа, 2003. - 112 с.

177. Практическая энциклопедия православного христианина. Основы церковной жизни. - СПб.: Православное издательство «Сатисъ», 2003. - 330 с.

178. Прохватилова O.A. Провославная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи. - Волгоград: Волгогр. гос. ун-т, 1999. - 362 с.

179. Прохватилова O.A. Современная православная духовная речь и русский риторический идеал // Мир Православия: сб. науч. ст. - Волгоград, 2004.-Вып. 5.-С. 428-446.

180. Рабинович B.JI. Человек в исповедальном жанре // О человеческом в человеке. - М.: Политиздат, 1991. - С. 298 - 326.

181. Ракова И.В. Речевые черты жанра литературной исповеди второй половины XIX века: дис... канд. филол. наук. - СПб., 2003. - 235 с.

182. Ремизов В.А. Духовность как культурная ценность личности // Философские науки. - 1997. - № 2. - С. 158-161.

183. Робинсон X. Изложение проповеди. - Baker Book House, 1980. - С. 151 -178.

184. Розанова H.H. Сфера религиозной коммуникации: храмовая проповедь // Современный русский язык: Социальная и функциональная дифференциация. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - С. 341-356.

185. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. - М.: ЧеРо, 1996. -288 с.

186. Рожкова Н.Е. Военные мемуары как история и как литература // Литературная учеба. - 2009. - № 1. - С. 194-197.

187. Руднев В.П. Божественный Людвиг. Витгенштейн: Формы жизни. - М.: Прагматика культуры, 2002. - 256 с.

188. Руднев В.П. Философия языка и семиотика безумия. Избранные работы. - М.: Территория будущего, 2007. - 528 с.

189. Садовникова Т. В. Исповедальное начало в русской прозе 1960-х годов: На материале жанра повести: дис... канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2004. - 204 с.

190. Салахова А.Г.-Б. Речевые стратегии и средства их реализации в современных христианских немецкоязычных проповедях: дис. ... канд. фил. Наук. - Челябинск, 2006. - 213 с.

191. Сафронов А.Г. Психология религии: Монография. - К.: Ника-Центр, 2002. - 224 с.

192. Седов К. Ф. Жанр и коммуникативная компетенция // Хорошая речь. -Саратов: Изд-во Гос. УНЦ «Колледж», 2001. - С. 107-117.

193. Седов К. Ф. Жанры повседневного общения и хорошая речь // Хорошая речь. - Саратов: Изд-во Гос. УНЦ «Колледж», 2001а. - С. 118-131.

194. Седов К.Ф. Человек в жанровом пространстве повседневной коммуникации // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. -М.: Лабиринт, 2007. - С. 14 - 26.

195. Синякова Л.Н. «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского за 1876 г. как идейно-художественное единство: автореф. дис. ... канд. фил. наук. - Томск, 1988.- 19 с.

196. Сиротина И.Л. Культурологический потенциал мемуарного источника: поиски новой парадигмы // Метафизика исповеди. Пространство исповедального слова. Мат-лы межд. конф. - СПб.: Институт Человека РАН, 1997.-С. 78-84

197. Сиротина И.Л. Культурологическое источниковедение: проблема мемуаристики // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Мат-лы межд. науч. конф. - Санкт-Петербург. Серия «Symposium». Выпуск №12. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - С. 226-232.

198. Сиротинина О.Б. Некоторые размышления по поводу терминов «речевой жанр» и «риторический жанр» // Жанры речи: Межвуз. сб. науч. тр. - Саратов: Изд-во Гос. УНЦ «Колледж», 1999. - Вып. 2. - С. 20-31.

199. Скиргайло Т.О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров. - М.: Русское слово, 2006. - 352 с.

200. Слышкин Г. Г. Лингвокультурный концепт как системное образование // Вестник ВГУ, Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». -2004. -№1.- С. 29-34.

201. Слышкин Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. - М.: Academia, 2000. - 128 с.

202. Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты: Дис. .....д-ра филол.наук. - Волгоград, 2004. - 323 с.

203. Слышкин Г.Г. Речевой жанр: перспективы концептологического анализа // Жанры речи: Межвуз. сб. науч. тр. - Саратов: Изд-во Гос. УНЦ «Колледж», 2005. - Вып. 4. - С. 34-50.

204. Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики. Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 288 с.

205. Смольнякова И.Л. О принципах классификации современной мемуарной литературы // Проблемы реализма. - Вологда: Изд-во Вологодск. ун-та, 1979. - Вып.4. - С. 148-154.

206. Смольнякова И.Л. Советская мемуарно-автобиографическая проза семидесятых годов (Художественное своеобразие. Традиции. Тенденции развития): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - JL, 1982. - 24с.

207. Степанов А. Д. Проблемы коммуникации у Чехова: монография. - М.: Языки славянской культуры, 2005. - 400с.

208. Стернин И.А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры // Этнокультурная специфика языкового сознания: Сб. науч. ст. -М.: Российская Академия Наук, Институт языкознания, 1996. - С. 97-112.

209. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. - Воронеж: Полиграф, 2001.-252 с.

210. Сутаева З.Р. Жанровые особенности автобиографической и мемуарной прозы (на материале творчества A.C. Пушкина, П.А. Вяземского, Н.Г. Чернышевского): автореф. дис.. канд. филол. наук. - М., 1998. - 22 с.

211. Сурожский Антоний Радость покаяния // Путь покаяния: беседы перед исповедью. - М.: Даниловский благовестник, 2005. - С. 11-29.

212. Тарасов П.Г. Исповедальное начало в христианском мировоззрении: дис... канд. философ, наук. - Белгород, 2008. - 201 с.

213. Тарасова H.A. «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского 1876 г.: творческая эволюция и история текста: автореф. дис. ... канд. фил. наук. -Петрозаводск, 2001. - 17 с.

214. Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика XVIII - первой половины XIX в.: От рукописи к кн. - М.: Наука, 1991. - 286 с.

215. Тартаковский А. 1812 год и русская мемуаристика: Опыт источниковедческого изучения. — М.: Наука, 1980. - 312 с.

216. Тертычный A.A. Жанры периодической печати: учеб. пособие для вузов. - Изд. 3-е испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 319 с.

217. Трыков В. П. Французский литературный портрет XIX века: автореф. дис... д-ра филол. наук. - М., 1999. - 32 с.

218. Уваров М.С. Архитектоника исповедального слова: Монография. -СПб.: Алетейя, 1998. - 246 с.

219. Уваров М.С. Текст как исповедь // Язык и текст: онтология и рефлексия. Silentium. - СПб., 1992. - С. 1-12.

220. Федосюк М.Ю. Нерешенные вопросы речевых жанров // Вопросы языкознания. - 1997. - № 5. - С. 102-120.

221. Флоренская Т.А. Диалоги о воспитании и здоровье: духовно ориентированная психотерапия. - М.: Школьная Пресса, 2001. - 96 с.

222. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1990. - 272 с.

223. Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992. - 430 с.

224. Фриче В.М. К вопросу о повествовательных жанрах пролетлитературы // Печать и революция. - 1929. - № 9. - С. 8-26.

225. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. -СПб.: «Наука», 2000. - 384 с.

226. Хоружий С. С. Опыты из русской духовной традиции. - М.: Изд-во Парад, 2005. - 448 с.

227. Худякова Г.П. Уровни исповедальности: раскаяние и покаяние // Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова. Мат-лы межд. конф. - СПб.: Изд-во Института Человека РАН (СПб Отделение), 1997. -С. 23-25.

228. Худякова Г.П. Исповедальный жанр в русской литературе [Электронный ресурс] // Сибирская православная газета. - 2007. - № 9. URL: http://www.ihtus.ru/092007/st09.shtml (дата обращения: 14.07. 2010)

229. Худякова Е.С. Социальная обусловленность системы жанров и жанровой компетенции в церковно-религиозной сфере: автореф. дис. ... канд. фил. наук. - Пермь, 2009. - 19 с.

230. Цвейг С. Три певца своей жизни: Казанова, Стендаль, Толстой: Пер. с нем. - М.: Республика, 1992. - 367с.

231. Чернявская В.Е. Дискурс как объект лингвистических исследований // Текст и дискурс. Проблемы экономического дискурса: сб. науч. тр. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2001. - С. 11-22.

232. Чернявская В.Е. Дискурс и дискурсивный анализ: традиции, цели, направления // Стереотипность и творчество в тексте: Межвуз. сб. науч. тр. -Пермь: Перм. гос. ун-т, 2002. - С. 122-136.

233. Чернявская В.Е. Тип текста в социокультурной перспективе // Жанры речи: Межвуз. сб. науч. тр. - Саратов: Изд-во Гос. УНЦ «Колледж», 2005. -Вып. 4.-С. 102-112.

234. Чудинова В.И. Поэтика исповеди в рассказах и повестях А. П. Чехова 80-х - начала 90-х годов: дис... канд. филол. наук. - М., 2001. - 209 с.

235. Чулюкина М.Г. Дневник как жанр публицистики: предметно-функциональные особенности: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2009. - 22 с.

236. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. - М.: ИТДГК «Гнозис», 2004. - 326 с.

237. Шмелев А.Д. Русская языковая модель мира: Материалы к словарю. -М.: Языки славянской культуры, 2002. - 224 с.

238. Шмелева T.B. Речевой жанр: опыт общефилологического осмысления // Collegium. - Киев, 1995. - № 1-2. - С. 57-71.

239. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи: Межвуз. сб. науч. тр. - Саратов: Изд-во Гос. УНЦ «Колледж», 1997. - Вып. 1. - С. 88-98.

240. Щурова В.В. «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского: типология, жанр, антропология: автореф. дис. ... канд. фил. наук. - Воронеж, 2005. - 21 с.

241. Bahm A.J. The world's living religions. - California, Fremont: Jain

publishing company, 1992. - 384 p.

242. Brinker К. Linguistische Textanalyse. Eine Einführung in Grundbegriffe und Methoden. - Berlin: Erich Schmidt, 1997. -214 s.

243. Bruss E. W. Autobiographical Acts. - Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 1976. - p. 10 - 11.

244. Derrida J. La pharmaice de Plato // Derrida J. La disseminiation. - Paris., 1972.-P. 71-196

245. Dijk T.A.van Studies in the pragmatics of discourse. - The Hague: Mouton, 1981.-331 p.

246. Dijk T.A.van News as discourse. - Hillsdale (NS.) ebc., 1988. - 200 p.

247. Dijk T.A.van Discourse as interaction in society // Discourse as social interaction/ed. by T.A.van Dijk - London: SAGE Publications Ltd, 1997. - P. 1-37.

248. Dürkheim E. Les formes elementaires de la vie religieuse. - Paris: Alcan, 1912.-647 p.

249. Finney B. The Inner I: British Literary Autobiography of the Twentieth Century. - New York: Oxford University Press, 1985. - 286 p.

250. Goffman E. Frame analysis: An essay in the organization of experience. -New York: Harper and Row, 1974. - 629 p.

251. Gusdorf G. Conditions and Limits of Autobiography //Autobiography: Essays Theoretical and Critical. Ed. by J. Olney. - New Jersey: Princeton University Press, 1980. - P. 28-48.

252. Hellbeck J. Fashioning the Stalinist Soul: The Diary of Stepan Podlubny (1931-1939) // Stalinism: New Directions / Ed. by Sheila Fitzpatrick. - New York, 2000.-P. 77-116

253. Hellbeck J. The Diary Between Literature and History: A Historian's Critical Response // Russian Review. - 2004. - № 63 (October). - P. 621-629.

254. Lejeune Ph. L'autobiographie en France. - Paris: Colin, 1971. - 272 p.

255. Malvern J. We're all sinners but the gates to Hell are marked His and Hers // The Times - February 18. - 2009.

256. Mileant A., bishop. The sacrament of Confession (Remedy for a sick soul). -Canada: Holy Trinity Orthodox Mission, 2001. - 25 p.

257. Misch G. Geschichte der Autobiografie. - Frankfurt-am-Main: Verlag G. Schulte-Bulmke, 1969. 4 Bd.

258. Olney J. Autobiography and the Cultural Moment// Autobiography: Essays Theoretical and Critical. - Princeton: Princeton Un-ty Press, 1980. - P. 18

259. Pascal R. Design and truth in autobiography. - London: Routlege & Kegan Paul, 1960. - 202 p.

260. Peterson L.X. Victorian autobiography. The tradition of self-interpretation. -New Haven; London: Yale University Press, 1986 - p. 94

261. Pilling J. Autobiography and Imagination: Studies in Self-Scrutiny. -London: Routledge and Kegan Paul, 1981.

262. Shumaker W. English autobiography: its emergence, materials and forms. -Berkeley; Los Angeles: University of California Press, 1954.

263. Spengemann W. C. The Forms of autobiography : episodes in the history of a literary genre. - Mich.: Ann Arbor, 1980.

264. Starobinski J. The Style of Autobiography // Autobiography: Essays Theoretical and Critical. Ed. by J.Olney. - Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1980. - p. 73 - 83

265. Swales J.M. Genre Analysis: English in academic and research settings. -Cambridge, N.Y.: Cambridge University Press, 1991.-260 p.

266. Todorov T. The origin of genres // New literary history. - Volume VIII. -Autumn 1976. - Number 1. - P. 159-170.

Список лексикографических изданий:

1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Советская энциклопедия, 1969. - 608 с.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / Вступ. ст. A.M. Бабкина - М.: ГИС, 1956. - Т. 1-4. - Набрано и напеч. со 2-го изд., 1880-1882 г. - Т. 1: А-3. - LXXXVIII, 699 с. - Т. 2: И-О. - 779 с. - Т. 3: П. -555 с. - Т. 4: P-V. - 683 с.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Советская энциклопедия, 1972. -847 с.

4. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / Сост. В.В Виноградов, Г.О. Винокур, Б.А. Ларин и др. Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Русские словари, 1994.

5. Философский энциклопедический словарь / Подгот. А.Л. Грекулова и др. Редкол.: С.С. Аверинцев [и др.] - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 815 с.

6. Христианство. Энциклопедический словарь / Под ред. С.С. Аверинцева и др. В 3 т. Т. 2. - М.: Большая Российская энкциклопедия, 1995. - С. 246.

Список источников

1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. -Брюссель: «Жизнь с Богом», 1973. - 2357 с.

2. Достоевский Ф.М. Униженные и оскорбленные / Собрание сочинений в двенадцати томах. Т.4. - М.: Изд-во «Правда», 1982. - 381 с.

3. Достоевский Ф.М. Бесы / Собрание сочинений в пятнадцати томах. Т.7. - Л.: «Наука» Ленинградское отделение, 1990. - с. 7 - 664.

4. Кэбот М. Дневники принцессы / пер. с англ. Е.К. Денякиной. - М.: Пушкинская библиотека: ACT, 2005. - 287 с.

5. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени / Избранное. - Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1976.-С. 181-315

6. Макаров Ю.В. Моя служба в Старой Гвардии. 1905-1917. - Буэнос-Айрес: Доррего, 1951. - 383 с.

7. Мень А. Общие исповеди // Библиотека священника Якова Кротова [Электронный ресурс] URL: http://krotov.info/librarv/13 m/myen/ (дата обращения 09.06.2007).

8. Пастернак Б.Л. Люди и положения (автобиографический очерк) / Избранное. В 2-х т. Т. 2. Проза; Стихотворения / Сост., подгот. Текста и коммент. Е.В. Пастернак и Е.Б. Пастернака; Худож. Л.О. Пастернак. - М.: Худож. Лит., 1985. - с. 224-276.

9. Полная исповедь по десяти заповедям Божиим и заповедям блаженства. - Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, 2006. - 102 с.

10. Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения в трех томах. Т.З. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961.-727 с.

11. Смит Л. Дж. Дневники вампира. Пробуждение / пер. с англ. М.К. Кондратьева. - Спб.: Астрель - Спб., 2009. - 196 с.

12. Таунсенд С. Тайный дневник Адриана Моула (начатый в возрасте тринадцати с половиной лет) / пер с англ. Е. Полецкой. - М.: Фантом Пресс, 2001.- 156 с.

13. Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? / вступ. Ст. А.Меня; Послесл А. Панченко; Подгот. Текста, коммент. Г.Галаган. - Л.: Худож. Лит., 1990. - С. 31-113.

14. Требник. Последование о исповедании. - Београд: Изда]е: Светч apxnjepejcKH синод српске православие цркве Београд, 1983. - с. 69-85.

15. Филдинг X. Бриджит Джонс. Грани разумного / пер. с англ. А.Н.Москвичева. - М.: Амфора, 2009. - 360 с.

16. Франклин В. Избранные произведения / Общ. ред. и вступ. статья. М.П. Баскина. - М.; Д.: Государственное изд-во политической литературы, 1956. -С. 418-554.

17. Чинопоследование исповеди. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001. - 52 с.

18. Юсупов Ф. Мемуары в двух книгах. До изгнания. 1887-1919. В изгнании. / Полный перевод с французского Елены Кассировой. - М.: ЗАХАРОВ, 2001.- 430 с.

19. Steel D. The Gift. - NY: Dell Publishing Group Inc., 1996. - 275 p.

Образец Общей исповеди

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.