Формально-содержательные модели исповеди в древнерусской литературе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Степина, Алена Николаевна

  • Степина, Алена Николаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 133
Степина, Алена Николаевна. Формально-содержательные модели исповеди в древнерусской литературе: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2012. 133 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Степина, Алена Николаевна

литературе................................................................................. 10

1.2. Оформление поэтики жанра в «Исповеди» Августина Блаженного.......19

1.3. Последователи традиции Августина Блаженного. Развитие и трансформация жанра исповеди в литературе.................................... 29

Глава 2. Поэтика литературной исповеди

2.1. Литературная исповедь как особая модель публичного покаяния и самовыражения: ее цели и адресаты.................................................. 38

2.2. Основные формально-содержательные модели литературной исповеди 47

2.3. Монолог, обладающий внутренней диалогизацией, как приоритетный способ функционирования формально-содержательных моделей исповеди в художественном тексте.........................................................................................................58

Глава 3. Формально-содержательные модели литературной исповеди в древнерусских памятниках ХН-ХУИ веков

3.1. Исповедь в Древней Руси: религиозная и литературная преемственность

от Византии, самобытность древнерусских исповедальных текстов..........66

3.2. Реализация моделей исповедь-проповедь и исповедь-автобиография в литературном наследии Владимира Мономаха..............................................73

3.3. Элементы литературной исповеди в памятниках Киевского периода 85

3.4. Исповедальные интерполяции в древнерусских произведениях о походе князя Игоря..............................................................94

3.5. «Моление» и «Слово» Даниила Заточника как реализация модели исповедь-самовыражение....................................................................................104

3.6. «Житие» протопопа Аввакума как особая синтетическая модель

литературной исповеди...............................................................110

Заключение........................................................................................................118

Список использованных источников....................................121

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формально-содержательные модели исповеди в древнерусской литературе»

Введение

Жанр литературной исповеди обобщает уникальный культурный опыт, накопленный за двухтысячелетнюю историю существования христианства. Оставаясь частью сакральной, религиозной стороны жизни, исповедь благодаря выдающимся представителям Средневековья стала полноценным жанром западноевропейской литературы. Традиция, во многом подготовленная Августином Блаженным в конце IV века, крепла и развивалась. Литературная исповедь постепенно отмежевалась от религии, превращаясь в эстетически самоценный художественный феномен.

В древнерусской книжности путь формирования жанра исповеди был несколько иным. Принятие христианства предопределило теснейшую связь литературы с православной традицией. Христианское мировоззрение оказывало прямое влияние на формы эстетического освоения мира. Строгий отбор литературного материала сковывал индивидуальную инициативу, ограничивал авторскую свободу. Средневековая русская литература была традиционалистской или нормативной: устойчивые этикетные формулы не давали широкой возможности для саморефлексии личности, без которой немыслима литературная исповедь. В таких условиях о полноценном функционировании жанра говорить сложно. Становление литературной исповеди в древнерусских текстах связано с постепенным усилением авторской доминанты, расширением автобиографической составляющей и пространства для саморефлексии, усложнением индивидуально-авторского стиля. Для характеристики подобных исторически и художественно обусловленных трансформаций в диссертации вводится понятие формально-содержательных моделей литературной исповеди и разрабатывается их подробная классификация. Из богатого древнерусского наследия выделяются произведения, которые содержат исповедальные монологи неординарных личностей, имеющие совершенно разные целевые установки: от покаяния перед Богом до назидания.

Многогранность исповеди обуславливает наличие разных подходов к ее исследованию. Исповедь как религиозный феномен эпизодически изучалась историками, богословами, культурологами, философами и, в меньшей степени, литературоведами. Однако реализованные древнерусских памятниках формально-содержательные модели ее литературного инварианта, рассматриваемые как один из значимых этапов формирования полноценного жанра, до сих пор остаются фактически неизученными.

Актуальность диссертационной работы обусловлена отсутствием в современной медиевистике специального научного исследования о функционировании литературной исповеди как модели авторского самовыявления в древнерусских книжных текстах, а также недостаточной изученностью жанра литературной исповеди в обозначенном темой научном аспекте.

Цель диссертационной работы заключается в исследовании формально-содержательных моделей литературной исповеди, функционирующих в древнерусских текстах ХП-ХУП веков.

В соответствии с данной целью в диссертации ставятся следующие задачи:

- разработать классификацию основных формально-содержательных моделей литературной исповеди;

выявить структурно-содержательные особенности исповеди на основе классического текста Августина Блаженного;

- исследовать поэтику литературной исповеди с точки зрения структуры, адресности, целей;

- рассмотреть принципы организации литературной исповеди как особого монолога, обладающего внутренней диалогизацией;

- исследовать специфические особенности формально-содержательных моделей литературной исповеди в древнерусских текстах.

Предметом исследования являются основные формально-содержательные модели литературной исповеди, функционирующие в памятниках Древней Руси.

Объект изучения - древнерусские памятники, в которых наиболее ярко проявилось личностное начало: сочинения Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», Летописные повести о походе князя Игоря, «Послание» Климента Смолятича, «Притча о человеческой душе...» Кирилла Туровского, «Поучение Моисея к простой чади», «Послание» Якова-черноризца к князю Дмитрию Борисовичу, «Моление» («Слово» - в другой редакции) Даниила Заточника», «Житие» протопопа Аввакума, а также текст «Исповеди» Августина Блаженного.

Методология данного исследования представляет собой системное единство историко-генетического, историко-функционального,

сравнительно-типологического и культурологического методов. Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды ученых -представителей разных научных школ. Фундаментальные исследования жанра исповеди в литературе принадлежат М.М.Бахтину, М.С.Уварову, Л.М.Баткину, В.Л.Рабиновичу, западным исследователям: Дж.Куддону, В.Бенету, Дж.Шипли, Т.Дуди, С.Спендер. Как литературный факт исповедь получила серьезное обоснование в работах И.А.Агаповой, П.Ю.Нешитова,

B.А.Карпунина, П.Г.Тарасова. В отдельных статьях рассматривают исповедь в литературе и культуре М.В.Михайлова, Н.А.Богун, К.Г.Исупов, А.В.Суховский, Т.В.Садовникова. В теоретической части исследования уделено внимание трудам по исторической поэтике: Д.С.Лихачева,

C.С.Аверинцева, А.Н.Веселовского, М.Б.Храпченко, М.Л.Андреева, М.Л.Гаспарова, П.А.Гринцера, А.В.Михайлова. В диссертации также были использованы работы публикаторов текстов русских исповедей и историографов: А.И.Алмазова («Тайная исповедь в православной восточной церкви. Опыт внешней истории»), М.В.Корогодиной («Исповедь в России в XIV-XIX веков»), - —

Научная новизна. В диссертации разрабатывается классификация основных формально-содержательных моделей на основе исследования генезиса литературной исповеди и особенностей её поэтики. Впервые объектом изучения литературной исповеди становятся памятники древнерусского периода.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Литературная исповедь - лиро-эпическая модель повествования, организующим центром которой становится сам автор (логика рассказа подчинена саморефлексии). В повествовании, ведущемся от первого лица, сообщается о реальных событиях в жизни человека, передаются внутренние переживания, связанные с совершением греха и стремлением его искупить. Факультативными в подобном тексте являются элементы проповеди, автобиографии, а также покаяния - как возможного завершения исповеди. Одной из главных целей литературной исповеди является стремление автора к самовыражению.

2. «Исповедь» Августина Блаженного определила основные особенности поэтики литературного жанра. Структура текста средневекового богослова дала начало различным формально-содержательным моделям исповеди, активно функционирующим в мировой литературе.

3. Основными формально-содержательными моделями литературной исповеди являются: исповедь-проповедь, исповедь-самовыражение, исповедь-автобиография, исповедь-эстетическая игра.

4. В древнерусской литературе жанр исповеди находится в процессе формирования. Эволюция формально-содержательных моделей исповеди происходит вследствие усиления авторской доминанты, усложнения стиля произведений, постепенного перехода к индивидуально-авторскому повествованию.

Теоретическая значимость исследования заключается в составлении подробной классификации формально-содержательных моделей

литературной исповеди и ее проецирования на тексты древнерусского периода с целью проследить формирование жанра литературной исповеди.

Научно-практическая значимость. Содержание и выводы работы могут оказаться плодотворными для дальнейшего исследования исповеди в древнерусской литературе, а развернутая классификация исповедальных моделей стать основой для анализа текстов подобной направленности. Результаты исследования могут быть использованы в практике вузовского образования для составления учебных программ, пособий, лекционных курсов и спецкурсов по истории древнерусской литературы и теории литературы.

Структура и объем исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Каждая глава членится на отдельные параграфы.

Содержание работы: В первую главу входят три параграфа, посвященные формированию жанра литературной исповеди, анализу его основных источников; в ней подробно рассматривается произведение Августина Блаженного, окончательно оформившее его поэтику. Намечаются пути развития исповедального жанра в западноевропейской литературе.

Во второй главе дается определение жанра, разрабатывается развернутая классификация основных формально-содержательных моделей литературной исповеди. Также предметом рассмотрения выступает собственно литературный исповедальный монолог, обладающий внутренней диалогизацией.

В третьей главе выявляются особенности функционирования и эволюции формально-содержательных моделей исповеди в древнерусских текстах с ярко выраженным личностным началом.

Апробация результатов. Основные положения диссертационной работы обсуждались в рамках научного объединения аспирантов кафедры русской и зарубежной литературы РУДН, а также прошли апробацию в качестве докладов на научных конференциях в Ставрополе, Пятигорске,

Саратове, Санкт-Петербурге, Москве. Материалы диссертации изложены в 5 публикациях.

Статьи в журналах, включенных в перечень периодических изданий, рекомендованных ВАК РФ для публикации работ, отражающих содержание кандидатских диссертаций:

1. Исповедь как жанрообразующий компонент «Жития» протопопа Аввакума // Научно-теоретический журнал «Религиоведение», №4. -Благовещенск: Амурский государственный университет, 2009. Тираж 500 экз. - с. 156-160.

2. Можно ли считать исповедью «Моление» Даниила Заточника? //

«Вестник РУДН», №1. - М.: РУДН, 2011. Тираж 500 экз. - с. 5-10.

3. Исповедь, проповедь и автобиография - три столпа текста Августина Блаженного // Научно-теоретический журнал «Религиоведение», №1. -Благовещенск: Амурский государственный университет, 2011. Тираж 500 экз. - с. 89-94.

Научные статьи:

4. Исповедь как форма самовыражения личности // материалы III Международной конференции, посвященной 100-летию социальной психологии «Личность в межкультурном пространстве». - Москва: РУДН, 2008. Тираж 250 экз. - с. 156-160

5. Журнал Печорина как своеобразная форма исповеди // «Опыты» (сборник научных статей аспирантов и студентов). - М.: РУДН, 2009. Тираж 100 экз. - с. 37-44

- выступление на тему «Нравственно-христианская концепция Августина Блаженного в его исповеди» в рамках ежегодной научной конференции «Дни славянской письменности и культуры» [см. программу студенческой научной конференции «Идеалы и поэтика памятников древнерусской культуры в контексте политических и культурных связей с другими народами»].

Глава 1. Генезис жанра литературной исповеди.

1.1. Интенции религиозного покаяния как основного источника исповеди в литературе.

Исследование жанра литературной исповеди невозможно без обращения к её главному источнику - религиозному обряду, таинству, духовной потребности человека.

Слово покаяния, признания в совершенных грехах, преступлении заповедей, законов, непреложных для верующего, предопределено существованием монотеистических религий. Восприятие высшего начала как мерила всего происходящего на земле, предполагает покаянное обращение к Нему человека. В христианстве оно со временем канонизировалось и укоренилось в форме исповеди.

Смиренное покаяние перед Богом характерно для многих религий, в том числе и крупнейших - иудаизма, ислама. Мольба, обращенная к Аллаху - Тауба, регулярно совершается мусульманином до тех пор, пока он не достигнет полного покаяния. Тауба обращена напрямую к Аллаху без посредничества священника. В буддизме обряда исповеди нет, однако есть стремление к постижению «благородных истин» - своего рода заповедей. Усвоив их, становишься на верный путь и больше не совершаешь ошибок. Движение к истине и есть своего рода покаянное действо, заключающееся в отрешении от прежних ошибок. Таким образом, практика преодоления греха в буддизме и исламе имеет несколько иную форму, отличную от христианского таинства покаяния.

Для христианина исповедь - единственная возможность диалога с Богом, путь к обретению Высшей милости. По определению известного историка А.И.Алмазова, исповедь «со стороны человека - полное сердечное раскаяние в содеянных им по крещении грехах; со стороны же Бога -невидимое и таинственное прощение этих грехов кающемуся... По

совершении таинства христианин снова делается невинным и освященным, каким он вышел из купели крещения» [25 : 2-3].

Однако сам обряд исповеди (признание своих грехов перед Богом и священником) - это лишь результат долгой и болезненной работы души, заключающейся в покаянии, осознании человеком совершенных проступков и принятии ответственности за прошлое.

Для более глубокого осмысления понятия покаяние обратимся к этимологии слова, которая как нельзя лучше отражает сущность этого явления. Семантика слова «покаяние» в словаре В.И.Даля тождественна «исповеди» - как признанию в проступках, отречению от прежней, греховной жизни, то есть совпадает с современным пониманием. Весьма интересно значение производящего слова - «каяться», оно значительно отличается от производного. В том же «Словаре живого великорусского языка» есть следующее определение:

«Каяться - сознавать проступокъ свой, жалЪть о том, что самъ сдЪлалъ; корить самого себя, со смиреншемъ. || Сознаваться кому въ своихъ грЪхахъ. || ИсповЪдываться

[4В : 101].

В этимологическом словаре М.Р.Фасмера находим такую статью:

каять, -ся, окйятъ «порицать», укр. кйяти кого «упрекать», ст.-слав. к<мж СА, каити СА «каяться», болг. пая се, сербо-хорв. KajaTH «(ото)мстить», словен. kájati «порицать», чеш. káti se «каяться, раскаиваться в ч.-л.», польск. kajac si§, в.-луж. kaé so, н.-луж. kajaá se «каяться». || Связано чередованием гласных с цена (см.), родственно др.-инд. cáyatS «мстит, наказывает», авест. кау- «оплатить, каяться», ói-kayat «пусть он раскается, накажет, отомстит», kaBná «наказание, месть», kafra- ср. р. «воздаяние, уплата», греч. ■uva), гомер. tí veo (*tcvFo)) «плач^, каюсь», notvr¡ «покаяние, наказание»; см. Бернекер 1, 469; Розвадовский, RO 1, 105; Младенов 235; Гофман, Gr. Wb. 368. Едва ли более вероятно сближение с кто, т. е. первонач. «говорить: как (я мог это сделать)»; см. Вайан, RES 22, 189 и сл.

[137 :т.2, с.216].

«Каяться» имеет сразу два различных смысла. Первый - корить, упрекать (отсюда - «окаянный»). Получается, что исконное значение слова с

постфиксом -ся: порицать, осуждать, корить себя за содеянный грех, воздавать самому себе наказание. Однако в процессе анализа литературных текстов необходимо помнить, что возможно употребление слова «каять» в исконном смысле, не связанном с исповеданием.

В целом же в этимологии слова схвачена суть нравственной позиции христианина, указано на большую духовную, порой мучительную работу, предшествующую исповеди. Она заключается в самоосуждении, осознании собственных прегрешений, готовности отречься от подобных деяний и дать обещание впредь не совершать поступков, ставших причиной покаяния.

Иоанн Креститель в Евангелии от Матфея говорит: «покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» [121 : Матф. 3, 2]. Те же слова произносит и Христос. Однако большинство исследователей-богословов расценивает их не как напутствие к исповеди, а как призыв отречься от прошлой жизни (язычества), открыться новой вере. Исконно для этого призыва использовался древнегреческий термин «метанойя», дословно - «перемена ума» (покаяние в нашем понимании), обозначающий духовно-нравственные изменения в человеке, отказ от греховных деяний, в котором и заключается главная цель исповеди.

Вместе с тем, покаяние не избавляет от дальнейшего нарушения Божьего закона, хотя в идеале совершение исповеди и предполагает подобное. На деле же вся жизнь человека проходит в непрерывной борьбе с грехом. Поэтому в христианской культуре исповедь, особенно предсмертная, занимает одно из ключевых мест. Только исповедавшись, можно получить прощение и надеяться на спасение.

После краткого обоснование цели и смысла исповеди обратимся к ее участникам. О главном адресате покаянного слова рассуждает исследователь А.В.Суховский в работе «От «Исповеди» Августина к бедствиям Абеляра»: «Если мы говорим об исповедании греха, - пишет он, - то исповедь направлена к тому, против кого мы согрешили. По учению Библии, любой грех, совершаемый человеком, - это грех перед Богом, а раз так, то и

исповедоваться он должен перед Богом» [118]. Классическим примером подобной исповеди, по мнению А.В.Суховского, является пятидесятый псалом Давида: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое... Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во славесех Твоих, и победиши внегда судити Ти...». Судить и освобождать человека от греха властен только Всевышний. Перед ним каждый христианин держит ответ. Подобное признание перед Господом и есть исповедь в чистом виде, которая, как правило, является итогом жизни или её отрезка, заключает в себе оценку совершенного, осмысление и раскаяние в грехах.

Сакральная природа богочеловеческого диалога - исповеди адресованной Творцу, не исключает участия в ритуале священника. В традиционном христианском понимании обряд исповеди вне церкви и без ее служителя невозможен. Исповедь определяется как «...свободное признание отцу духовному во всех содеянных грехах с верою в милосердие Божие и надеждою на полное очищение» [41 : 24]. Священник, принимающий исповедь, «вместе с исповедующимся переживает, молится, кается, сочувствуя грешнику, и вместе с ним несет на себе бремя его грехов... И хранит тайну исповеди, которая умирает вместе со священником» [41 : 16].

Сопровождать человека на пути покаяния завещал апостолам воскресший Иисус Христос. Он обращается к ученикам с такими словами: «кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, тому останутся» [121 : Иоанн, 20, 23]. Эти слова свидетельствуют о наделении продолжателей Его дела устроения Церкви на земле особенной властью - разрешения грехов по доброй воле кающегося.

Несмотря на столь серьезную роль священнослужителя в таинстве исповеди, он остается лишь свидетелем соединения верующего с Богом. Это со всей очевидностью доказывает фрагмент современного покаянного чина -молитва, читаемая православным священником во время исповеди: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое, не усрамися, ниже

убойся, и да не скрыеши что от мене: но не обинуяся рцы вся, елика соделал есн, да приимеши оставление от Господа нашего Иисуса Христа». Современный исследователь М.В.Михайлова определяет роль исповедующего следующим образом: «Священник не является ни действующим лицом, ни судьею, ни зрителем. Он свидетельствует, означает Богу совершившееся усилие покаяния, кающемуся - событие помилования и прощения» [96 : 10-11]. Совершенно очевидна роль священника как медиатора, обращающегося к Богу с просьбой услышать слово покаяния.

У А.И.Алмазова в труде «Тайная исповедь в православной восточной церкви. Опыт внешней истории» находим указание на еще одну функцию принимающего исповедь: «...при апостольском совершении сакраментального покаяния, несомненно, имело место и поучение. Дидактический элемент в апостольском богослужении, как элемент внешний, занимал едва ли не первенствующее место» [25 : 25]. Эта исторически сложившаяся особенность исповедального обряда определила близость исповеди и проповеди, сделала эти виды религиозной практики неразлучными. Проповедь появилась во многом благодаря участию духовного лица. Она была необходимой по той причине, что еще в Средневековье духовник нес ответственность за утаенные грехи его чада. Об этом рассказывает М.В.Корогодина в работе «Исповедь в России в XIV -XIX»: «...за нераскаянные грехи наказание понесет не только сам грешник, но и духовник, на исповеди у которого кающийся скрыл прегрешения» [71 :

7].

Очень важно в этой связи заметить, что и само слово «исповедать» исконно также имеет два смежных смысла, которые обозначены в Евангелии: «Итак всякого, кто исповедает Меня перед людьми, того исповедаю и Я пред Отцом моим Небесным», - говорит Христос [121 : Матф., 10, 32]. Согласно церковно-славянскому словарю, исповЪдаше - это «прославлеше, слава, велич1е, открытое признаше, объявленше, учение вЪры» [106 : 228]. Очевидна тонкая грань между исповедью как покаянием и исповедью-

проповедью, осознание которой весьма важно для наших последующих наблюдений над текстами: исповедание как прославление Христа перед людьми (проповедь) и исповедание как прославление Христа в себе (покаяние, обещание жить в соответствии с заповедями, измениться).

Обратимся к современному, традиционному пониманию слова. В словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой исповедь определяется как:

«1. Признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи от имени церкви и Бога, церковное покаяние.

2. Откровенное признание в чем-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах» [101 : 253].

Покаяние: «1. Добровольное признание в совершенном поступке, в ошибке. 2. То же, что исповедь» [101 : 549].

Исходя из представленных дефиниций, можно сделать вывод, что исповедь и покаяние рассматриваются составителями словарей как синонимы. Подобное сближение понятий совершенно справедливо применительно к религии. Покаяние как «состояние бескомпромиссного самоосуждения за свои прошлые грехи и стремление впредь упорно бороться со своими страстями» [143 : 30] - обязательное условие христианской исповеди.

Современный исследователь метафизики исповеди М.С.Уваров разграничивает семантику этих понятий. В его работе «Архитектоника исповедального слова» разъясняется: «Покаяться в чем-либо и произнести текст исповеди - это разные уровни, разные смыслы проблемы. Исповедь, например, может воплотиться в молчании - акте православной исихии». [135 : 13]. Покаяние представляется исследователю движением человеческой души, внутренним переживанием, а сам акт исповедания - его результатом, вербализированным итогом. Основная цель исповедующегося состоит именно в искреннем духовном покаянии, а исповедь — лишь необходимый

ритуал, без которого, однако, акт покаяния в грехах остается незавершенным. Именно таким итогом покаяния может стать и художественное произведение, воплотившее движение души автора.

Однако в литературоведении и культурологии есть и иные точки зрения. М.В.Михайлова в работе «Молчание и слово» настаивает на невозможности существования исповеди в литературе. По ее мнению, то, что написано или даже сказано, не имеет ничего общего с внутренним покаянием: «Церковную исповедь можно вынести за пределы не только эстетической деятельности, но и речи вообще. Никакие слова не нужны Богу», - считает автор статьи [96 : 2]. Между тем факт записи, словесного оформления слова покаяния за исключением первого и единственного адресата - Бога - предполагает еще и читателя.

«Присутствие другого с его неотъемлемой познавательной, этической и эстетической активностью неизбежно разрушает исповедь как событие тайного, уединенного предстояния Богу» [96 : 4]. Эту точку зрения гораздо ранее высказал М.М.Бахтин, по мнению которого «несказанное ядро души может быть отражено только в зеркале абсолютного сочувствия» [29 : 431]. Безусловно, литературная исповедь - это не сокровенный уединенный диалог с Господом, а скорее монолог автора-героя, обращенный игЫ е1 огЫ. Однако, исповедь в литературе вполне функциональна. Этому есть немало доказательств -художественных текстов, реализующих жанр исповеди, к исследованию которых обратимся ниже.

Чтобы подвести черту в этой полемике, отметим, что, хотя слово исповеди и отражает внутреннюю работу духа, оно заключает в себе и определенный жизненный опыт и обретает силу только будучи высказанным. Именно вербально воплощенное покаяние есть настоящая исповедь. Подкрепляют эту точку зрения и исторические корни исповеди, которая изначально не была таинством, а совершалась публично.

А.И.Алмазов упоминает, что исповедь как богослужебное действо существовала еще в дохристианском культе и у язычников, и у иудеев.

Наиболее оформившиеся сведения об исповеди датируются II-III веками. «Во времена апостольские обозначаются два вида покаяния: тайного, перед священником, и открытого, публичного, пред всем обществом церковным...» [38 : 240]. При публичной исповеди грешники прилюдно рассказывали о совершенном прегрешении и получали отпущение грехов или отлучались на какое-то время от богослужений.

Однако, страшась долгого публичного покаяния, люди стали утаивать свои грехи, и исповедь постепенно потеряла всякий смысл. Как следствие, появляется тайная исповедь, которая, по мнению А.И.Алмазова, постепенно утверждается к IV веку. «Тайной исповеди... подлежали грехи маловажные, обычные, исповеди же публичной - грехопадения тяжкие, исключительные» [25 : 45]. Предположительно, публичной исповеди подлежали вероотступничество, блуд и убийство.

Процесс перехода к исповеди как таинству был весьма длительным. Только в конце IV века епископ константинопольский Нектарий упразднил должность пресвитера для публичного покаяния, тем самым позволив прихожанам, внимая голосу своей совести, самим решать, когда им исповедоваться. В целом же полный отказ от публичной исповеди происходит значительно позднее - в начале V века, когда публичную практику заменил обряд исповедания настоятелю или духовному наставнику. Исповедь, наконец, стала таинством.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Степина, Алена Николаевна, 2012 год

Список источников:

1. Абеляр П. «История моих бедствий» и другие произведения. - М.: АН СССР, 1959 (интернет-библиотека: http://lib.aldebaran.ru).

2. Блаженный Августин. Об истинной религии. Теологический трактат. -Минск: Харвест, 1999. - 1599 с.

3. Боэций С. «Утешение философией» и другие трактаты. - М.: Наука, 1990. -414с.

4. Летописные повести о походе князя Игоря // Памятники литературы Древней Руси. XII век. - М., Худ. лит., 1980. - 704 с.

5. Моление Даниила Заточника // Памятники литературы Древней Руси XII век. - М.: Художественная литература, 1980. — 704 с.

6. Памятники мировой литературы. Петрарка. Автобиография. Исповедь. Сонеты. Перевод М.Гершензона и Вяч. Иванова. - М.: Типо-литография Т-ва И.Н.Кушнеревъ и К0, 1915. - 283 с.

7. Памятники мировой эстетической мысли в пяти томах. Том первый: Античность. Средние века. Возрождение. Под ред. М.Ф.Овсянникова. - М.: АН СССР, 1962.-684 с.

8. Песнь о Роланде. - М., Худ. лит., 1958. - 272 с.

9. Платон. Сочинения в 4-х томах. Под ред. А.Ф.Лосева и В.Ф.Асмуса, т. 1. - СПб.: С-Петерб. ун-т, 2006. - 631 с.

10. Памятники литературы Древней Руси. Х1-начало XII века. М., Худ. лит., 1978. - 494 с.

11. Поучение Владимира Мономаха // Памятники литературы Древней Руси. Х1-начало XII века. М., Худ. лит., 1978. - 494 с.

12. Послание Климента Смолятича // Памятники литературы Древней Руси. XII век. М., Худ. лит., 1980. - 704 с.

13. Из «Притч» и «Слов» Кирилла Туровского // Памятники литературы Древней Руси. XII век. М., Худ. лит., 1980. - 704 с.

14. Слово о князьях // Памятники литературы Древней Руси. XII век. М., Худ. лит., 1980.-704 с.

15. Поучения к простой чади // Памятники литературы Древней Руси. XII век. М., Худ. лит., 1980. - 704 с.

16. Послание Якова-черноризца к князю Дмитрию Борисовичу // Памятники литературы Древней Руси. XIII век. М., Худ. лит., 1981. - 616 с.

17. Протопоп Аввакум. Житие (Вступительная статья: В.Е.Гусев. «Протопоп Аввакум Петров - выдающийся русский писатель XVII века»). - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. - 478 с.

18. Руссо Ж.-Ж. Исповедь. // Руссо Ж.-Ж. Избранное. - М.: Терра, 1996. - 664 с.

19. Слово о полку Игореве // Памятники литературы Древней Руси. XII век. Москва, Худ. лит, 1980. - 704 с.

20. Тертуллиан Квинт Септимий Флорент Избранные сочинения под ред. А.А.Столярова. - М.: Прогресс, 1994. - 448 с.

•¿¡■k-kifki;

Список использованной литературы:

21. Аверинцев С.С. Авторство и авторитет // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. - М.: Наследие, 1994.-с. 105-125.

22. Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Гринцер П.А., Михайлов A.B. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. - М.: Наследие, 1994.-с. 3-38.

23. Агапова И.А. Исповедальность как принцип творчества Д.Г.Россетти: культурологический анализ. Дисс. канд. фил. наук - Саранск: Мордовский гос. ун-т им. Н.П.Огарева, 2006. - 182 с.

24. Алексеев A.A. Проблема духовного реализма в русской классической литературе XIX века // Дергачевские чтения - 98: Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. - Екатеринбург: УГУ, 1998.-с. 22-24.

25. Алмазов А.И. «Тайная исповедь в православной восточной Церкви. Опыт внешней истории», т. 1. - Одесса: Типо-литография штаба одесского военного округа, 1894. - 604 с.

26. Артемьева Т.В. Случай Руссо: исповедь или эксгибиционизм? // сборник материалов международной конференции "Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова". - Спб.: С-Петерб. отделение Ин-та человека РАН, 1997.- 120 с.

27. Баткин JI.M. "Не мечтайте о себе": О культурно-историческом смысле "Я" в "Исповеди" Бл.Августина. - М.: РГГУ, 1993. - 77 с.

28. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Собрание сочинений в 7 томах. - М.: Институт мировой литературы им. М.Горького РАН, изд. Русские словари. Языки славянской культуры, 2003. Т.1. - с. 69263.

29. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского/ Проблемы творчества Достоевского. -М.: Next, 1994. - 179 с.

30. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.-445 с.

31. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худ. лит., 1975. - 809 с.

32. Белинский В.Г. Статьи о классиках. -М.: Худ. литература, 1973. - 606 с.

33. Берман Б.И. Читатель жития (Агиографический канон русского средневековья и традиция его восприятия) // Художественный язык Средневековья. - М.: Наука, 1982. - 272 с.

34. Бобров А.Г. Каяла // Энциклопедия «Слова о полку Игореве». Т. 3. - Спб: Дмитрий Буланин, 1995. - с. 183-185.

35. Богданов Е.В. Об актуальности исповеди // сборник материалов международной конференции "Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова". - Спб.: С-Петерб. отделение Ин-та человека РАН, 1997.-с. 14-16.

36. Богун H.A. Исповедь и исповеданье // сборник материалов международной конференции "Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова". - Спб.: С-Петерб. отделение Ин-та человека РАН, 1997.-с. 33-35.

37. Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) online. Обзор Третьего издания «Большой советской энциклопедии», выпущенной издательством «Советская энциклопедия» в 1969 - 1978 годах, http://bse.sci-lib.com/

38. Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А. Энциклопедический словарь, т. XXIV. -СПб: Брокгауз-Эфрон, 1898. - 958 с.

39. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - Л.: Художественная литература, 1940. - 649 с.

40. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтический речи. Поэтика - М.: АН СССР, 1963.-253 с.

41. Владимиров А.И. Зачем нужна исповедь? - М.: Издательство православного Братства Святителя Филарета Московского, 2004. - 69 с.

42. Гаспаров М.Л. Поэзия и проза - поэтика и риторика // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. - М.: Наследие, 1994.-е. 126-160.

43. Гаспаров Б.М. Поэтика «Слова о полку Игореве». М., Аграф, 2000. - 608 с.

44. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - Л.: Художественная литература, 1971. - 463 с.

45. Ганстрем Е.Э. Почему митрополита Климента Смолятича называли «философом» // ТОДРЛ, т. XXV. - М.; - Л.: АН СССР, 1953, с. 20-28.

46. Гринцер П.А. Стиль как критерий ценности // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. — М.: Наследие, 1994.-е. 160-222.

47. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература. - М.: МИРОС, 1992.-253 с.

48. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: ЭКСМО, 2006. - 896 с.

49. Дмитриев Л.А. Глагол «каяти» и река Каяла в «Слове о полку Игореве» // ТОДРЛ. Т. IX. - М.; - Л.: АН СССР, 1953. - с. 30-39.

50. Добин Е.А. Герой, сюжет, деталь. - М-Л.: Сов. писатель, 1962. - 408 с.

51. Древняя русская литература. Сост. Н.И.Прокофьев. - М: Просвещение, 1980.-399 с.

52. Дуди Т. Исповедь и общность в романе. - Луизиана: Государственный университет в Луизиане, 1980. - 289 с.

53. Евангельский текст в русской литературе 18-20 вв. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. - Петрозаводск, 1994. - 552 с.

54. Емельянова Л.М. Исповедь как ступень самопознания человека // сборник материалов международной конференции "Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова". - Спб.: С-Петерб. отделение Ин-та человека РАН, 1997. - с. 25-31.

55. Епископ Павел. От святой купели и до гроба. Краткий устав жизни православного христианина. - Авдеевка, Приморской области: Монастырская печатня, 1915. - 65 с.

56. Еремин И.П. Ораторское искусство Кирилла Туровского // Труды отдела древнерусской литературы, т. 18. - М.; -Л.: АН СССР, 1962. - с. 50-58.

57. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. -Петрозаводск, 1995. - 288 с.

58. Жирмунская Т. Библия и русская поэзия // Юность. - 1994,- № 1,2.

59. Зарецкий Ю.П. Автобиография в средние века? (Об авторстве некоторых "житий" ХН-ХУ1 вв.) // сборник материалов международной конференции "Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова". - Спб.: С-Петерб. отделение Ин-та человека РАН, 1997. - с. 84-86.

60. Звозников А. Гуманизм и христианство в русской литературе XIX века. — М: ЕГУ, 2001. -210 с.

61. Ибатуллина Г. "Слово Покаянной исповеди и текстовое сознание"// http://www.examen.rn/db/examine/catdoc id/85496CE02DAlA006C3256A5E006 39CBB/rootid/BCD8A4FC4/defacto.html

62. Исупов К.Г. Исповедь: к определению термина // сборник материалов международной конференции "Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова". - Спб.: С-Петерб. отделение Ин-та человека РАН, 1997.-с. 7-9.

63. Кандауров О. Автопортрет как исповедальный жанр // Красная книга культуры?-М., 1989.-с. 189-201.

64. Кантор В. «Дневник писателя... Жанр публичной исповеди» Журнальный зал/Вопросы литературы, 2007 № 1. http://magazines.russ.ru/voplit/2007/l/

65. Кантор В. «Принцип христианского реализма» или Против утопического своеволия // Вопросы литературы, 1998. - № 6. http://magazines.russ.ru/voplit/l 998/6/

66. Карпунин В.А. Возможна ли исповедь не как литературный жанр и не как правдивый самоотчет, а как истинный самоотчет? // сборник материалов международной конференции "Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова". - Спб.: С-Петерб. отделение Ин-та человека РАН, 1997.-с. 44-49.

67. Карсавин Л.П. Святой Августин и наша эпоха // Августин: pro et contra/ Сост. Р.Светлов, В.Селиверстов. - СПб: РХГИ. - с. 389-398.

68. Келле В.Ж. Духовность и интеллектуальное начало культуры. Заметки // В перспективе культурологи: повседневность, язык, общество. - М., 2005. -221 с.

69. Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. в IX т. Т. II. М.: Мысль, 1988. - 296 с.

70. Коровин В.И. Творческий путь Лермонтова. - М.: Просвещение, 1973. -292 с.

71. Корогодина М.В. Исповедь в России в XIV-XIX вв. - Спб: Дмитрий Буланин, 2006. - 584 с.

72. Котельников В.А. О христианских мотивах у русских поэтов // Литература в школе. -1994.- N3.-c.3-10.

73. Котельников В.А. Православные подвижники и русская литература. На пути к Оптиной. - М., 2002. - 382 с.

74. Куделин А.Б. Автор и традиционалистский канон // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. - М.: Наследие, 1994. - с. 222-267.

75. Кудрявцев Ю.Г. Бунт или религия (о мировоззрении Ф.М.Достоевского). - М.: МГУ, 1969. - 171 с.

76. Кусков В.В. История древнерусской литературы. - М.: Высшая школа, 1966.-230 с.

77. Левидов А.М. Автор-образ-читатель. - Л.: Ленинградский университет, 1977. - 400 с.

78. Левшун Л.В. История восточнославянского книжного слова Х1-Х1У вв. -Минск: Экономпресс, 2001. - 352 с.

79. Лингвистический энциклопедический словарь: Диалогическая речь. Монологическая речь. - М., 1990. - 685 с.

80. Литературный энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1987.- 751 с.

81. Лихачев Д.С. Великое наследие. - М.: Современник, 1975. - 366 с.

82. Лихачев Д.С. Вопросы идеологии феодалов в литературе Х1-Х1П вв. // т. 10. - М.; -Л.: АН СССР, 1954. - с. 76-91.

83. Лихачев Д.С. Зарождение и развитие жанров древнерусской литературы // Исследования по древнерусской литературе. - Л., 1986. - с.79-95.

84. Лихачев Д.С. Историческая поэтика древнерусской литературы. Смех как мировоззрение. - СПб.: Алетейя, 2001. - 583 с.

85. Лихачев Д.С. «Пирогощая» «Слова о полку Игореве» // «Слово о полку Игореве» и культура его времени. - Л.: Худ. лит., 1978. - с. 270-287.

86. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - Л., 1971. - 414 с.

87. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. - М.: Худ. лит., 1985.- 528 с.

88. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. -525 с.

89. Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры // Избранные статьи. Т. 1. Таллинн, 1992. - С. 129-132.

90. Лукьянов С.А. Роль христианства в становлении нравственного облика героя древнерусской литературы XI - начала XV веков. Симферополь, Крымск. архив, 1995. - 57 с.

91. Манн Ю.В. Русская литература XIX в. Эпоха романтизма. - М.: Аспект Пресс, 2001.-447 с.

92. Манн Ю.В. Автор и повествование // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. - М.: Наследие, 1994.-с. 431-481.

93. Матвейчев О. Феномен исповеди в истории культуры // Сайт Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне http://www.ioannp.ru/publications/156247

94. Медведев В.В. Сцена солнечного затмения в «Слове о полку Игореве» // Исследования «Слова о полку Игореве». Л., Наука, 1986. - с. 75-80.

95. Мелетинский Е.М., Неклюдов С.Ю., Новик С.Е. Статус слова и понятие жанра в фольклоре // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. -М.: Наследие, 1994. - 39-104.

96. Михайлова М.В. Молчание и слово (таинство покаяния и литературная исповедь) // сборник материалов международной конференции "Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова". - Спб.: С-Петерб. отделение Ин-та человека РАН, 1997. - с. 9-14.

97. Михальская А. К., Основы риторики. Мысль и слово. - М.: Просвещение, 1996.-416 с.

98. Мочульский К.В. Великие русские писатели XIX века. - СПб: Алетейя, 2001. - 160 с.

99. Нешитов П.Ю. Метафизика религиозного сознания (протопоп Аввакум) // Дисс. на соиск. уч. ст. канд. фил ос. наук. СПб: Санкт-Петербургский гос. унт, 2006.- 181 с.

100. Николаева О. Православие и свобода. - М., 2002. - 398 с.

101. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: 2001.-944 с.

102. Панченко А. М. Русская история и культура: Работы разных лет. СПб.: Юна, 1999.-518 с.

103. Пиккио Р. История древнерусской литературы. - М.: Кругь, 2002. - 352 с.

104. Пиккио Р. «Слово о полку Игореве» как памятник религиозной литературы Древней Руси // ТОДРЛ. Т. 50. СПб, 1997. - с. 430-444.

105. Плюханова М.Б. О некоторых чертах личностного сознания в России XVII века // Художественный язык Средневековья. - М., 1982. - с. 190-192.

106. Полный церковно-славянский словарь. Сост. священник, магистр Григорий Дьяченко. - М.: Издательский отдел Московского патриархата, 1993.- 1159 с.

107. Поляков М.Я. В мире идей и образов: историческая поэтика и теория жанров. - М., 1983. - 367 с.

108. Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси XI-XIII вв. (исследования, тексты, переводы). - СПб.: Наука, 1992, - с. 217.

109. Поспелов Г.Н. Эстетическое и художественное. - М.: МГУ, 1965. - 360 с.

110. Поспелов Г.Н. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 1978. - 351 с.

111. Поспелов Г.Н. Типология литературных родов и жанров. - М.: \\ Вестник Моск. ун-та. - Серия 9. Филология. - 1978. - №4. - с. 12-18.

112. Потемкин В. Вступительная биографическая статья к собранию сочинений Августина Блаженного «Об истинной религии». - Минск: Харвест, 1999. с. 4-24.

113. Помазанский Михаил, протопресвитер. Мысли о православии. - М., 2004. - 624 с.

114. Рабинович В.JI. Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух. -М.: Книга, 1991.-496 с.

115. Ревякин А.И. История русской литературы XIX века (первая половина). -М.: Просвещение, 1977. - 559 с.

116. Романтизм. Вечное странствие // ред. Н.А.Вишневская, Е.Ю.Сапрыкина. -М.: Наука, 2005.-398 с.

117. Романенко Ю.М. Метафизическое значение понятия "метанойа" // сборник материалов международной конференции "Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова". - Спб.: С-Петерб. отделение Ин-та человека РАН, 1997. - с. 35-39.

118. РУССКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНТЕРНЕТ-университет http://www.i-u.ru/biblio/archive/karabushenko_elitilogija/02.aspx Суховский A.B. «От «Исповеди» Августина к бедствиям Абеляра».

119. Садовникова Т.В. «Исповедальное начало в русской прозе 1960-х годов (на материале жанра повести)» // Дисс. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук. Екатеринбург: Уральский гос. ун-т им. М. Горького, 2004. - 204 с.

120. Сазонова Л.И. Литература средневековой Руси в контексте Slawia Ortodoxa: теоретические и методологические проблемы исследования жанров // Славянские литературы. Культура и фольклор славянских народов / XII Междунар. съезд славистов (Краков, 1988). Докл. российск. дел. - М.: Наука, 1988.-с. 5-21.

121. Святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа. - Свердловск: Урал-Советы, 1991.-252 с.

122. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Отв. ред. Д.С.Лихачев, т. 1. - Л.: Наука, 1987, - с. 494.

123. Словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 1974. - 509 с.

124. Словарь-справочник «Слова о полку Игореве». / Сост. В.Л. Виноградова. Вып. 1 - 5. М.; Л., Наука, 1965 -1978. Т. 2.

125. Современный словарь-справочник по литературе. Сост. и науч. ред. С.И.Кормилов. - М.: Олимп: ООО «Фирма «Издательство ACT»», 1999. - 704 с.

126. Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М. :Просвещение, 1993. - 162 с.

127. Сырцова E.H. Философско-мировоззренческие коннотации поэтики «Слова о полку Игореве»// «Слово о полку Игореве» и мировоззрение его эпохи. Киев, Наукова думка, 1990. - с. 56-60.

128. Тарасов П.Г. Исповедальное начало в христианском мировоззрении, дисс. канд. фил. наук. - Белгород, 2008. - 228 с.

129. Тафинцев А.И. Возможно ли покаяние? // сборник материалов международной конференции "Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова". - Спб.: С-Петерб. отделение Ин-та человека РАН, 1997.-с. 19-23.

130. Творогов О.В. Литература древней Руси. - М.: Просвещение, 1981. - 128 с.

131. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. - М.: Просвещение, 1971. -448 с.

132. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 334 с.

133. Трубецкой E.H. Миросозерцание Блаженного Августина // Об истинной религии. Теологический трактат. Приложение. - Минск: Харвест, 1999. - с. 1522-1560.

134. Тульчинский Г.Л. Исповедь: бытие-под-взглядом, или Философический эксгибиционизм // сборник материалов международной конференции "Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова". - Спб.: С-Петерб. отделение Ин-та человека РАН, 1997. - с. 39-44.

135. Уваров М.С. Архитектоника исповедального слова. - Спб.: Алетейя, 1998. - 243 с.

136. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. - М.: Прогресс, 1978. - 325 с.

137. Фасмер М.Р. Этимологический словарь русского языка в 4 т., т.2 - М.: Прогресс, 1986. - 671 с.

138. Федотов О.И. Основы теории литературы, ч. 1. - М.: Владос, 2003. - 269 с.

139. Фромм Э. Человек: кто это такой? // О человеке. Вып. 1: (Пространство и время, любовь и вера в его жизни). Сборник. - М., 1991. с. 11-12

140. Хализев В.Е. Теория литературы. -М.: Высшая школа, 2002. - 438 с.

141. Черная Т.К. Русская литература 19 века (ч. 1). Поэтика художественно-индивидуальных систем в литературном процессе. — Ставрополь: СГУ, 2004. - 624 с.

142. Шелемова А.О. Жанровые элементы воинской повести в «Слове о полку Игореве» // Филологическая наука и школа (диалог и сотрудничество). Сборник трудов по материалам III Научно-методической конференции. - М.: Русская школа, 2010. - с. 15-17.

143. Шполянский М. Как приготовиться к исповеди и причастию. - М.: Отчий дом, 2005. - 67 с.

144. Штайн К.Э., Петренко Д.И. Русская метапоэтика. Учебный словарь. -Ставрополь: СГУ, 2006. - 604 с.

145. Шюре Э. Великие посвященные. Очерк эзотеризма религий. - Калуга. 1914.-323 с.

146. Щербакова М.Н. Исповедальные образы русской романтической драмы // сборник материалов международной конференции "Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова". - Спб.: С-Петерб. отделение Ин-та человека РАН, 1997. - с. 67-72.

147. Cuddon J.A. The penguin dictionary of literary terms and literary theory. — London: Penguin books, 1999. - 991 c.

148. Benêt W.R. The reader's encyclopedia. An Encyclopedia of World Literature and the Arts. - New York: Thomas Y. Crowell company, 1948. - 282 c.

149. Shipley J.T. Dictionary of world literary terms. - Boston, 1970. - 466 c.

150. Spender S. The making of the poem. - London, 1955. - 234 c.

151. Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 томах Собрание сочинений в 7 томах. - М.: Институт мировой литературы им. М.Горького РАН, изд. Русские словари. Языки славянской культуры, 2003.

152. Полное собрание русских летописей. Т. 2, Ипатьевская летопись. -Петроград: Первая петроградская трудовая артель печатников, 1923. - 320 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.