Пейзаж в изобразительном искусстве Великого Новгорода второй половины XX - начала XXI века: особенности формирования, эволюция и типология тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Акифьева, Светлана Викторовна

  • Акифьева, Светлана Викторовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 272
Акифьева, Светлана Викторовна. Пейзаж в изобразительном искусстве Великого Новгорода второй половины XX - начала XXI века: особенности формирования, эволюция и типология: дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 2017. 272 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Акифьева, Светлана Викторовна

Оглавление............................................................................................................2

Введение. Общая характеристика работы.........................................................3

Глава I. Условия формирования стилистики и типологии новгородского пейзажа в 1950 - 1960 годы..............................................................................19

1.1. Новгородский пейзаж в контексте советского изобразительного искусства 1950 - 1960 годов..........................................................................19

1.2. Типология новгородской пейзажной живописи 1950 -1960 годов .... 37

1.3. Стилистические особенности архитектурного пейзажа в творчестве новгородских художников в 1950 - 1960 годы............................................47

Глава II. Творческая эволюция художественного языка ведущих мастеров новгородского пейзажа 1970 - 1990 годов......................................................67

2.1. Традиционные и новые качества новгородского пейзажа 1970 - 1980 годов.................................................................................................................67

2.2. Влияние пленэра на формирование авторской стилистики новгородских художников второй половины XX века...............................79

2.3. Пути развития реалистического метода в новгородском пейзаже 1980 - 1990 годов.....................................................................................................97

2.4. Пейзаж в картине 1980 - 1990 годов...................................................109

Глава III. Специфика новгородского пейзажного жанра на современном этапе развития 1990 - 2000 годы....................................................................124

3.1. Концепции и пластические решения в пейзажах новгородских художников на рубеже веков.......................................................................124

3.2. Пейзаж в картинах новгородских художников-символистов...........130

3.3. Синтетический метод создания пейзажной картины на примере творчества А.А. Варенцова..........................................................................138

Заключение.......................................................................................................150

Список литературы:.........................................................................................159

Иллюстрации....................................................................................................166

Список иллюстраций.......................................................................................231

Приложение......................................................................................................239

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Пейзаж в изобразительном искусстве Великого Новгорода второй половины XX - начала XXI века: особенности формирования, эволюция и типология»

Введение. Общая характеристика работы

Актуальность данной работы состоит в выявлении особенностей и определении типологических признаков новгородского пейзажа второй половины XX - начала XXI века, в комплексном изучении произведений, отразивших образные и пластические поиски отечественного искусства. Особенность данной работы состоит в изучении различных аспектов, повлиявших на формирование новгородского пейзажа.

Исторический аспект позволяет выявить связи традиции с новыми направлениями развития реалистического метода; биографический -раскрывает широкий спектр условий, формирующих творческий метод; социальный аспект определяет внешние воздействия общества, власти, идеологии на появление определённых тем и их интерпретацию. Типологический аспект даёт возможность расширить сложившуюся систему пейзажных форм и видов, позволяет ввести новые критерии в анализ пейзажных произведений; стилистический - определяет оригинальность авторских методов и выявляет новые возможности использования художественных средств и пластических систем.

Великий Новгород - уникальный исторический город, сохранивший до наших дней многочисленные памятники древнерусского искусства. В XX веке Новгород развивался как город-музей. В Новгороде работали многие художники, в пейзажах города отразился пристальный интерес художников к логике и гармонии древнего искусства. Пейзажные картины и многочисленные этюды Н.М.Чернышёва и К.С. Петрова-Водкина, его учеников Л.Т. Чупятова и А.Ф. Похомова, а также работы художников О.Э. Браза, С.В. Герасимова, П.П. Кончаловского сохранили различные варианты композиционных решений.

Особую ценность новгородский пейзаж второй половины XX века представляет в качестве «документа», запечатлевшего исторический облик послевоенного города. Во время Великой Отечественной войны Новгород

был оккупирован с 15 августа 1941 по 20 января 1944. После жесточайших боёв город был сдан, а спустя три года, ценой больших потерь освобожден. В 1944 году только восемь домов сохраняли кровельные перекрытия, не осталось ни одного неповреждённого памятника. Большинство храмов превратились в руины, были безвозвратно потеряны росписи многих храмов и не эвакуированные ценности музея. Сразу после освобождения было принято решение о восстановлении города. Среди первых специалистов, вернувшихся в Новгород, были молодые реставраторы и архитекторы, так как требовались специалисты для восстановления. Они составили сообщество профессиональных художников, постоянно живущих и работающих в Новгороде.

Актуальным для современного искусствознания представляется и проблема влияния состава художественной среды на особенности развития искусства региона. Изучение среды позволяет не только выявить вершины регионального искусства этого периода, но, что представляется столь же важным, исследовать подходы и пути их достижения. Новгородская художественная среда - явление уникальное по своему составу. Первые новгородские профессиональные художники - это сотрудники Новгородского музея А.Н. Мантейфель, Т.Н. Гиппиус, архитекторы-реставраторы - Г.М. Штендер, Л.Е. Красноречьев, И.И. Кушнир, художник С.И. Пустовойтов. Можно сказать, что в Новгороде произошло преображение их дарования. Глубокое изучение произведений зодчества, монументальной и станковой живописи подталкивали архитекторов и реставраторов, помимо их профессиональной деятельности к самостоятельному творчеству. Живописные новгородские ландшафты формировали их способность создавать новые художественные произведения. В пейзажах этих художников проявился особый подход - стремление выявить сущность архитектуры, её взаимодействие с ландшафтом, а также выразить в художественном образе непрерывные связи национальной культуры.

После восстановления деятельности «фарфоровых заводов» «Пролетарий», «Возрождение» среда новгородских художников пополнилась специа-

4

листами в области декоративно-прикладного искусства. На выставках они показывали, как предметы фарфора и художественного стекла, так и свои живописные и графические пейзажи, в которых особым качеством являлась живописность и декоративность.

Таким образом, соединение на территории города выпускников различных художественных ВУЗов СССР и представителей нескольких поколений, развивавшихся под влиянием исторической среды города: архитектурных памятников, новгородской живописи, окружающих ландшафтов, насыщенной цветом воздушной среды безусловно повлияло на развитие декоративности и пластической выразительности новгородского пейзажа. В своих произведениях новгородские художники создавали разнообразные интерпретации пейзажных мотивов и тем.

Поиски пластической выразительности в последней четверти XX века и различные эстетические установки при восприятии натурного мотива отразились на смене концепций, способствовали отходу от документальности и повествовательности в пейзаже, формировали различные подходы в решении образа, что привело к появлению авторских стилистических систем новгородских художников: С.И. Пустовойтова, В.С. Рябова, В.Ф. Филипченко, Л.П. Новиковой, Д.В. Журавлёва, Г.В. Горевого, Г.В. Богданова А.А. Варенцова, Ю.Н. Косырева.

Черты своеобразия новгородского искусства этого периода острее всего проявили себя в пейзаже. Под воздействием образов древнерусской архитектуры и живописи, и в результате освоения аналитического опыта европейского искусства, в регулярной работе на пленэре, в новгородском пейзаже второй половины XX века складывается декоративно-синтетическая система. Характерными признаками этой системы являются: осмысление пространства и цвета как средства выразительности, синтез линейной и цветовой композиции, глубокая трансформация объектов, усиление пластических свойств предметов, сочетание различных видов перспективных построений.

Яркие авторские образно-пластические системы новгородских пейза-

5

жистов второй половины XX века мало изучены.

Эта работа является первым опытом комплексного исследования новгородского пейзажа в изобразительном искусстве этого времени, который неизменно сохранял позицию главного жанра в новгородской живописи и графике.

Произведения новгородских графиков и живописцев дают возможность более полно и разносторонне исследовать методы работы художников второй половины XX вв. и выявить роль пейзажной практики в формировании стилистического своеобразия, что и определяет актуальность заявленной темы. Материалы исследования позволят расширить представление об основных тенденциях развития пейзажа в отечественном искусстве ХХ века, о его взаимодействии с другими жанрами. Анализ структуры новгородской пейзажной живописи и графики позволит выявить закономерности ее стилистической и формальной эволюции.

Таким образом, актуальность обращения к особенностям развития новгородского пейзажа второй половины XX века, прежде всего, состоит в изучении культуры отдельной территории России, а также определяется возможностью более полно и разносторонне исследовать условия её формирования, рассмотреть значение пейзажа и рассказать о вкладе новгородских художников в развитие отечественного искусства.

Степень научной разработанности проблемы.

Изучение новгородского пейзажа второй половины ХХ - н. XXI вв. основывается на теоретической базе, созданной в обобщающих искусствоведческих исследованиях. Общие проблемы пейзажного жанра рассматривают в своих фундаментальных трудах А.А. Фёдоров-Давыдов1, О. Р. Никулина2, К.Г. Богемская3, В.С. Манин4 .

1 А.А. Фёдоров-Дывыдов. «Русский пейзаж XVIII - XX века: исследования и очерки». М.: - Советский

художник, 1986, - 224 с.

2 Никулина О.Р. Природа глазами художника: проблемы развития современного пейзажа. М.:- Советский художник, 1982. - 176 с.

Важными источниками для изучения данной темы являются статьи, написанные не только искусствоведами, но и художниками, непосредственными участниками процесса. В 1950-1980 годы на страницах журналов «Художник», «Искусство», «Творчество» обсуждались проблемы художественного процесса, многое из напечатанного остаётся актуальным для искусства начала XXI века. Например, на страницах журнала «Художник», в рубрике «Проблемы современного пейзажа»5, участники круглого стола обсуждают вопросы своеобразия «местных школ», проблемы содержания и формы воплощения современного пейзажа, а также взаимовлияние русской и западно-европейской традиций. В 1980-е годы дискуссия продолжается в статьях Ю.С. Подлясского6, М.Г. Абакумова7, Е.И. Зверькова "Пейзаж и современность"8. В статье Н.С. Костюченко «Жанр

9 "

- картина»9 ставится вопрос о взаимодействии жанров и методов живописи. В рассуждении автора звучит мысль о синтетической основе метода в работе современных живописцев. Эта мысль особенно интересна в контексте изучения специфики метода и развития идей в пейзаже новгородских художников.

В книге «Пейзаж: страницы истории»10 К.Г. Богемская проводит системный анализ жанра, исследуя общую структуру и характер изменений жанра от римских фресок до конца XX века.

На рубеже 1990-2000 гг. В.Полевой11, Е.Дёготь12, Н.Степанян13, В. Фарина14 издают работы, посвящённые общим проблемам искусства XX века. Пейзаж рассматривается в этих работах в контексте развития

3 Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории. М.: - ГАЛАРТ, 1992 - 332 с.

4 Манин B.C. Русская пейзажная живопись. М.: - Белый город. 2000 - 632 с.

5 Проблемы современного пейзажа//Художник, 1976, №9

6 Подлясский Ю. Неисчерпаемость темы//Художник, 1979, № 2

7 Абакумов М. «Актуальность жанра пейзажа»// Художник, 1986, №7

8 Зверьков Е. «Пейзаж и современность»// Искусство, 1976, № 9, с 17-24

9 Костюченко Н. Жанр - картина//Творчество, 1980, №8

10 Богемская К.Г. Пейзаж. М.: Галактика, 1992. - 335 с.

11 Полевой В.М. Двадцатый век . М.: Советский художник, 1989. - 452 с.

12 Дёготь Е. Искусство XX века М.: 2002. - 223 с.

13 Степанян Н. Искусство России XX века. Взгляд из 90-х. М.: Галарт, 2008. - 416с.

14 Фарина В. Искусство 20 века М.: Slovart, 2009. - 333 с.

пластических искусств. В это же время изданы сборники статей, труды отечественных искусствоведов В.Н. Прокофьева15, Г.А. Недошивина16, Н.А. Дмитриевой17, опубликованы статьи Н.М. Тарабукина 1920-х гг., посвящённые пространству в живописи и «пейзажному стилю»18. Изданы новые результаты изучения пейзажного жанра: серии альбомов, посвященные творчеству значительных мастеров живописи, в том числе широкого круга современных художников, переводы работ зарубежных авторов о пейзаже, появляются многочисленные электронные издания.

Среди работ этого периода необходимо выделить монографию B.C. Манина «Русская пейзажная живопись»19. Она имеет энциклопедический масштаб. Автор рассматривает русский пейзаж с XVIII до конца XX века как сферу проявления духовной жизни общества.20

Серьезное исследование стилевого явления в русской пейзажной живописи было проведено в результате подготовки и проведения выставки «Русский импрессионизм: Живопись из собрания Русского музея», сопровождающейся каталогом со вступительными статьями В.Ф. Круглова и В.А. Леняшина21. Важным для нашей работы представляется замечание В. А. Леняшина о характере русского импрессионизма, очень точно определившее, что «русское впечатление обращено к душе больше, чем к глазу», что «через переживание самоуглубленной импрессионистической одержимости художник навсегда утверждает свою связь с ... реальностью, которую будут открывать вновь и вновь последующие поколения»22.

Каталоги Русского музея «Дорога в русском искусстве» и «Времена

15 Прокофьев В.Н. Об искусстве и искусствознании. М.: Советский художник, 1985.

16 Недошивин Г.А. Из истории зарубежного и отечественного искусства. М.: Советский художник, 1990.

17 Дмитриева Н.А. В поисках гармонии. Москва: Прогресс-Традиция, 2009.

18 Тарабукин Н. М. Проблема пространства в живописи. // Вопросы искусствознания. - 1994. - № 1. - С. 319-

336.

19 Манин B.C. Русская пейзажная живопись. М.: Белый город. 2000.

20 Манин B.C. Русская пейзажная живопись. М.: Белый город, 2000. С. 10

21 Русский импрессионизм. Живопись из собрания Русского музея. Каталог Выставки. - СПб.: Palace

Editions, 2000. - 384 с.

22 Леняшин В. А. "...Из времени в вечность». Импрессионизм без свойств и свойства русского

импрессионизма // Русский импрессионизм. Живопись из собрания Русского музея. Каталог Выставки. -СПб.: Palace Editions, 2000. - 384 с. - С. 43-60.

года. Пейзаж в русской живописи»23 также рассматривают эволюцию жанра через призму заявленных в названиях тем.

Изучение современного искусства Новгорода невозможно без обращения к средневековому искусству, которое является и источником, и контекстом развития художников XX-XXI века. Иконы и образцы декоративно-прикладного искусства хранятся в ведущих художественных музеях страны. Они известны широкому кругу российских зрителей. Феномен искусства Новгорода XI - XV веков является предметом исследования многих отечественных учёных. Широко известны труды В.Н. Лазарева24, И.Э. Грабаря25, И.К. Каргера26, С.И. Ямщикова 27, В.Л. Янина.28 С 1980-х годов изданы работы, посвящённые различным аспектам Новгородского искусства XI - XV веков, в том числе по станковой и монументальной живописи Э.А. Гордиенко, Э.Н. Смирнова29.

Искусство древнего Новгорода, под воздействием которого формировалось искусство современное, заслонило собой творчество художников XX века. Круг изданий, посвящённых современному изобразительному искусству Новгорода, крайне ограничен.

Газетные публикации 1950-2000 гг. отражают взгляд современников на творчество художников. В 1950-1970 гг. критические и обзорные статьи в основном писали сами художники. Содержание публикаций было, в первую очередь, сосредоточено на соответствии произведений, представленных на выставках, общественным идеям времени. В контексте обсуждения актуальности произведений возникали и критические статьи, посвященные художественному образу и пластическим проблемам искусства.

Ситуация на некоторое время изменилась в 1980-е годы, когда в

23 Времена года. Пейзаж в русской живописи. - СПб.: Palace Editions, - 2007. - 368 с.

24 Лазарев В.Н. Новгородская иконопись. М.: Искусство, 1981

25 Грабарь И.Э. (Ред.).История русского искусства. Т.2. М.: Искусство, 1954.

26 Каргер И.К. Новгородское зодчество. История русского искусства. Т.2. М.: Искусство, 1954.

27 Ямщиков С. В. Древний Новгород: История. Искусство. Археология. Новые исследования. Сб. статей.:

Изобразительное искусство, 1983.

28 Янин В.Л. Очерки истории средневекового Новгорода http://read24.ru, 2008

29 Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А.Живопись Новгорода XV век. М.: Наука, 1982

Новгороде активно работали с художниками искусствовед Т.В. Володина и журналист Т.Б. Зозуленко. Результатом исследования Т.В. Володиной стал справочник "Новгородские художники"30. Это издание содержит краткие биографические данные художников, а также ссылки на литературу, в основном, на обзорные газетные статьи новгородских журналистов и художников, посвящённые выставкам до 1983 года. В 2015 году вышел дополненный сборник, посвящённый 50-летию НОСХР.

В начале 1990-х годов Т.Б. Зозуленко и Т.В. Володиной в соавторстве была подготовлена к изданию рукопись книги "Изобразительное искусство современного Новгорода", главы из которой, посвященные живописи и графике новгородских художников, публиковались в альманахе "Чело", но книга так и не была издана. В 2002 году Т.В. Володина в своём докладе рассматривала современную пейзажную живопись Новгорода второй половины XX века в аспекте влияния средневекового искусства города на творчество современных художников на примере произведений мастеров «первой волны»31. Краткие характеристики развития направлений новгородского изобразительного искусства Т.В. Володина даёт в каталогах зональных выставок. К достижениям последних лет можно отнести создание каталога выставки выдающегося художника-акварелиста Новгорода С.И. Пустовойтова со вступительной статьёй В.Н. Поветкина.

Кроме этого за 10 лет автор данного исследования подготовила и провела выставки новгородских художников, записала интервью и опубликовала ряд статей, посвящённых проблемам современного художественного процесса и особенностям пейзажного жанра. В 2013-2015 годах работа по исследованию новгородского пейзажа проводилась автором при организации первого в Великом Новгороде частного художественного

30 Володина Т.В Библиографический справочник «Новгородские художники». -Новгород// Новгородская

правда, 1984. - 80 с.

31 Володина Т. В. Влияние культуры средневекового Новгорода на творчество современных художников //

Материалы Всероссийской научной конференции. Исчезающая красота. Проблемы сохранения ценностей культуры в современной России. Великий Новгород - В.Новгород.: МИОН, 2002. - С. 162172.

музея «Мастерская-музей реалистической живописи Александра Варенцова», результатом первого этапа научной деятельности которого стал альбом «Александр Варенцов. Живописный реализм»32. На базе этого музея в 2015 году были организованы пленэры-семинары педагогов-художников, мастер-классы и форумы, программа которых была разработана автором на основе изучения опыта новгородских пейзажистов.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что, несмотря на обширный и разнообразный базовый материал, научной литературы, посвященной исследованию особенностей новгородского пейзажа, крайне мало, и, в отличие от изучения проблем пейзажной живописи в целом, она имеет фрагментарный или обзорный характер. Отсутствуют монографии, посвященные современному искусству Великого Новгорода, нет также научных работ, анализирующих и систематизирующих творчество новгородских мастеров пейзажа.

Объект исследования - пейзаж в изобразительном искусстве Великого Новгорода второй половины ХХ - начала XXI века.

Предмет исследования - особенности формирования, эволюция и типология новгородского пейзажа второй половины ХХ века.

Границы исследования определены серединой 1940-х - началом 2000-х годов. Выявление нижней границы обозначено окончанием Великой Отечественной войны, результатом которой стало тотальное разрушение Новгорода. Восстановительный процесс потребовал приезда специалистов, архитекторов, реставраторов, художников, с появлением которых в Новгороде начался период активного формирования художественной среды. Верхняя граница - 2010-е годы позволяет исследовать состояние пейзажного жанра в современности, сделать выводы об итогах предыдущего столетия и определить перспективы развития жанра в XXI веке.

Гипотеза исследования. Особые черты пейзажного жанра в изобразительном искусстве Великого Новгорода формировались на протяжении всего

32 Акифьева С.В. Александр Варенцов. Живописный реализм. - Спб.: СИНЭЛ.- 78 с.

послевоенного периода, с середины 1940-х годов до начала XXI века. Именно в жанре пейзажа во второй половины XX века были наиболее активно сосредоточены образные и пластические поиски новгородских художников разных направлений. Основные этапы развития новгородского пейзажа соответствовали ведущим тенденциям отечественного искусства, но при этом своеобразие произведений новгородских художников дает возможность рассматривать их творчество как самостоятельное явление. Освоение средств выразительности различных пластических систем древнерусского, отечественного и европейского искусства стало эффективным способом формирования разнообразных концепций в Новгородском пейзаже. Работа на пленэре в исторической среде города и его окрестностях, в непосредственной близости к древним памятникам, над созданием новгородского пейзажа-картины способствовала применению на практике новых выразительных средств и развитию декоративно-синтетического метода.

Цель диссертационного исследования - исследовать эволюцию пейзажного жанра в изобразительном искусстве Великого Новгорода второй половины XX века; изучить типологические и стилистические характеристики пейзажа; рассмотреть особенности новгородского пейзажа и его значение в контексте развития искусства России этого периода

Задачи исследования:

1) выявить факторы, повлиявшие на становление и формирование новгородского пейзажа;

2) изучить творческую эволюцию художественного языка ведущих мастеров новгородского пейзажа;

3) охарактеризовать типологию и специфику стилистических решений новгородского пейзажа.

Методологическая и теоретическая база исследования:

Методологической базой диссертации в культурологическом ракурсе стали исследования Ю.Б. Борева о специфике развития жанров и стилей в

изобразительном искусстве33. В формально-стилистическом анализе -исследования в области изобразительного искусства М.В. Алпатова, Б.Р. Виппера, В.Н. Прокофьева, Д.В. Сарабьянова, В.С. Манина. Формально-стилистический анализ произведений, их пространственной и колористической структуры проводится на основе исследований особенностей восприятия произведений искусства и художественного процесса, представленных в трудах Б.В. Раушенбаха, А.С. Зайцева, Л.В. Мочалова, Н.Н. Волкова, С.М. Даниэля. Анализ типологических концепций в новгородском пейзаже проводится на основе исследования Г.К. Черлинка, в котором вместо распространённого принципа предметной типологии вводится «способ осмысления сюжета»34.

Методика исследования:

Исследование основывается на комплексном анализе художественных произведений новгородских художников. В качестве базового методологического принципа исследования избрано сочетание исторического, типологического и сравнительного методов; сопоставление структуры выразительных средств преемственных образно-стилистических систем: пленэризма, импрессионизма, а также декоративно-синтетической системы и монументального искусства. Метод сравнительного анализа используется для выявления особенных и типических черт новгородского пейзажа данного периода при сопоставлении новгородских пейзажей с произведениями отечественных художников из других регионов.

Источники исследования.

Главными источниками исследования стали произведения и документы второй половины XX вв. из личных архивов новгородских художников и музейных фондов.

Научная новизна диссертации.

Диссертация является первым исследованием на заявленную тему.

33 Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Высшая школа, 2002. - 511с

34 Черлинка Г.К. Пейзаж в советской живописи. М.: Знание, 1984. - 55 с.

Впервые предложена хронология развития пейзажного жанра в Великом Новгороде, где отмечены основные изменения образ но-пластической системы. Различия образовательных систем, в которых воспитывались новгородские художники, и эстетических установок лишали произведения стилистической однородности и способствовали развитию различных форм пейзажных произведений. Интенсивное развитие пейзажного жанра привело к быстрой смене концепций. Документальность архитектурного пейзажа, преобладавшего на начальном этапе, под воздействием пленэра сменилась лиризмом и живописностью в трактовке образа памятника, а уже к концу 1950-х гг. в Новгороде, как и в большинстве регионов, начинает складываться новая современная система декоративно-синтетического пейзажа. Отличительной особенностью являлось то, что новгородские художники в основе синтеза, помимо европейских систем, активно используют древнерусские образцы монументальной живописи и икон. Эта система стала источником формирования своеобразия новгородского пейзажа.

Типологическая структура пейзажного жанра представлена в данной работе с учётом многообразия эстетических установок и пластических концепций новгородских художников второй половины XX века, поэтому имеет развернутый характер. Данный типологический принцип позволил провести более глубокий анализ произведений и сделать вывод, что эволюция в современном пейзаже представляет собой не смену формальных признаков произведений, а преображение и приумножение вариантов образно-пластической системы в целом.

В научный оборот введены архивные документы и материалы

периодической печати, выставок, интервью с художниками, позволяющие

выявить особенности среды развития новгородских пейзажистов второй

половины XX века. Непосредственное общение с авторами и изучение их

коллекций, которые содержат не только этапные произведения, но и

большое количество подготовительного материала, дали возможность

14

проследить стадии развития и характер изменений авторских стилистик, изучить особенности методов работы новгородских художников второй половины XX - начала XXI вв.

Теоретическая значимость диссертации.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что материалы исследования могут расширить представление об основных тенденциях развития пейзажа в отечественном искусстве ХХ века, о его взаимодействии с другими жанрами. На примере творчества новгородских пейзажистов в работе подробно рассматривается пленэрная практика как метод развития авторских стилистических систем. Одной из ключевых проблем, рассмотренных в данной работе, является пластическая система «импрессионизма», освоение которого способствует развитию цветового и тонального видения художника. Анализ авторских произведений и методов работы новгородских художников, построенный на изучении большого количества этюдного материала и комментариях авторов, позволяет выявить новые закономерности стилистической и формальной эволюции пейзажа. Тема исследования открывает перспективы более подробного изучения жанра через региональное искусство России и даёт импульс к изучению жизни и творчества многих талантливых, но неизвестных художников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Акифьева, Светлана Викторовна, 2017 год

Список литературы:

1. Аленов А. Александр Андреевич Иванов. - М., 1980, - 103 с.

2. Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусств. - М.: Советское искусство, 1979. - 286 с.

3. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. / Под общ. Ред. А. М. Кантора. - М.: Эллис Лак, 1997. - 736 с.

4. Аристова В. В. Об эволюции русского пейзажа // Искусство в школе. -1999. - №2. - С. 3-8.

5. Бахтин М.М. «К методологии гуманитарных наук»//Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - С. 340 - 412.

6. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды. - М.: Советский художник, 1981 - 352 с.

7. Володина Т. В. Библиографический справочник «Новгородские художники». - Новгород.: Новгородская правда, 1984. - 109 с.

8. Володина Т. В. Влияние культуры средневекового Новгорода на творчество современных художников // Материалы Всероссийской научной конференции. Исчезающая красота. Проблемы сохранения ценностей культуры в современной России. Великий Новгород -В.Новгород.: МИОН, 2002. - С. 162-172.

9. Базазьянц С. Андрей Васнецов. - М.: Советский художник, 1989 - 144

10.Бирштейн М. Картины и жизнь. - М.: Советский художник, 1990 - 208с.

11.Богемская Н.Г. Развитие жанров в советской живописи. - М.: Знание, 1986. - 332 с.

12.Боданов Е.И. составитель Мастера Советского искусства о пейзаже. - М.: - АХ. СССР, 1963.

13.Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории. - М.: - ГАЛАРТ, 1992 - 332 с.

14.Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. - М.: Советский художник, 1990.

15.Борев Ю.Б. Эстетика. - М.: Высшая школа, 2002. - 511с

16.Бродский Б., Калугин В. М. ... А теперь музей. - М.: Советский художник, 1969 - 70с.

17.Григорьян И.И. Пейзаж в русской живописи. - М.: Олма Медиа Групп, 2008.

18.Горянина Н.И. Валерий Прокофьевич Ефанов. - М.: Советский художник, 1983 - 74 с.

19. Виноградова Е. Ксения Нечитайло. - М.: Советский художник, 1981 - 60с.

20.Воронова О. Владимирские пейзажисты. - М.: Советский художник, 1987 - 208с.

21.Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. - М.: «Издательство В.Шевчук», 2004. - 368 с.

22.Живопись 1917- 1967. 50 лет советского искусства - М.: Советский художник, 1967. - 480 с.

23.Голомшток И. Тоталитарное искусство. - М.: Галарт, 1994. - 296 с.

24.Гапеева В.И., Кузнецова Э. В. "Беседы о художниках" М.-Л.: "Просвещение", 1964 г. - 160 с.

25.ГТГ. Советская живопись 1917 - 1952. М.: Искусство, 1953. - 290 с.

26.Другое искусство. Каталог выставки в ГТГ. М., 1991. -

27.Дали С. Дневник одного гения. М.: Искусство, 1991. - 271 с.

28. Даниэль С.М. «Искусство видеть». М.: - Искусство, 1990. - 223 с.

29. Десятников В.А. Ким Николаевич Бриттов. Л.: Художник РСФСР, 1985. -96 с.

30. Дёготь Е. Искусство XX века. - М.: 2002. - 223 с.

31. Дмитриева Н.А. В поисках гармонии. - М.: Прогресс-Традиция, 2009. -520 с.

32.Живопись /Н.П.Бесчастнов и др. - М.: - Легпромбытиздат, 1993 - 256 с.

33.Зернов Б. А. Предисловие // Рейтерсверд О. Импрессионисты перед

публикой и критикой. - М.: Искусство, 1974. - 300с. - С. 3-28.

34.История русского и советского искусства/ Под ред. Д.В. Сарабьянова. -М., 1979. - 448 с.

35.История русского искусства. Под ред. М.М. Раковой в 2 т. Т.2. Ч. 2. - М., 1981. -1096 с.

36.История русского искусства/ Под ред. И.Э. Грабаря. ТТ. 9 - 11. - М.: Наука, 1962 - 68.

37.Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. М.: Искусство. 1986. - 147 с.

38. Кантор А.М. Предмет и среда в живописи - М.: Советский художник, 1981. - 49 с.

39. Кандинский В.В. 1866 - 1944. Каталог выставки в ГТГ и ГРМ. М., 1989. -

40.Крамской И.Н. Письма, статьи: В 2 т. - М.: Искусство, 1965. Т. 1. - 627 с.

41.Леняшин В.А. Художников друг и советник... - Л.: Искусство РСФСР, 1985. - 315 с.

42.Леняшин В.А. "...Из времени в вечность". Импрессионизм без свойств и свойства русского импрессионизма // Русский импрессионизм. Живопись из собрания Русского музея. Каталог Выставки. - СПб.: Palace Editions, 2000. -384 - С. 43-60.

43.Леняшин. В.А. Единица хранения. Русская живопись - опыт музейного истолкования. СПб: ООО «Артсалон «Золотой век», 2014. - 440 с.

44.Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста. Избранные статьи. Т. 1. - Таллинн, 1992. С. 129-132

45.Луценко Ю. В. Семён Егоров: [альбом-каталог] / Ю.В. Луценко; Нац. художеств. музей Респ. Саха (Якутия); [науч. ред. Г.Г. Неустроев; фоторепрод. В.Г. Баева]. - Якутск: [Якут. край], 2008. - 112 с.

46.Лясковская О.А. Пленэр в русской живописи XIX века. - М.: Искусство, 1966. - 202 с.

47.Малевич К.: художник и теоретик. - М.: Искусство, 1990. - 240 с.

48.Машковцев Н.Г. Из истории русской художественной культуры. - М.: Советский художник, 1982. - 316 с.

49.Манин B. C. Русская пейзажная живопись. - М.: Белый город, 2000. - 603 с.

50.Матисс А. Мир художника: Письма, воспоминания. Статьи. - М., Искусство, 1997. - 416 с.

51.Мартышкина Т. Н. Импрессионизм: от художественного видения к мировоззрению//Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2007. - №304. - С.73-76.

52.Морозов А.И. Конец утопии. Советское искусство 1930-х годов. - М.: Галарт, 1996. - 223 с.

53.Морозов А.И. Поколения молодых: живопись советских художников 1960- 1980-х. - М.: Советский художник, 1989. - 53 с.

54.Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины. - М.: Советский художник, 1983. - 376 с.

55.Никулина О.Р. Природа глазами художника: проблемы развития современного пейзажа. М.: - Советский художник, 1982. - 176 с.

56.Недошивин Г.А. Из истории зарубежного и отечественного искусства. -М.: Советский художник, 1990. - 302с.

57. Осмоловский А.Ф. Самая чистая радость. - М.: Молодая гвардия, 1966. -64 с.

58.Олигеров А.Р. Компьютер. Блеск и нищета нового инструмента для художника. Влияние культуры средневекового Новгорода на творчество современных художников//Материалы Всероссийской научной конференции. Исчезающая красота. Проблемы сохранения ценностей культуры в современной России. - В. Новгород.: МИОН, 2002.

59. Сокольников М.П. Пейзажи Родины: очерки о мастерах живописи. - М.: Изобразительное искусство, 1980. - 128 с.

60.Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб.: Академический Проект, 1999. - 455 с.

61.Петров-Водкин. К.С. Письма. Статьи. Выступления. Документы.: М. Советский художник. 1991.- 384 с.

62. Пространство картины. Составитель Тамручи Н.О. - М.: Советский художник, 1989. - 368 с.

63.Попова Л.Каталог выставки в залах ГТГ.: М., 1990. - 191 с.

64.Поспелов Г.Г. Бубновый валет.: М., 1990. - Полевой В.М. Двадцатый век. М.: Советский художник, 1989. - 452 с.

65. Прокофьев В.Н. Об искусстве и искусствознании. М.: Советский художник, 1985. - 302 с.

66.Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. М.: - Наука, 1980. - 244 с.

67.Русакова А.А. Символизм в русской живописи. СПб.: Искусство, 1995. -451 с.

68.Русакова А.А. Избранные искусствоведческие труды. СПБ.: Алетейя, Государственный Эрмитаж, 2000. - 381с.

69.Русский символизм. Каталог выставки. ГРМ. СПб, 1996. - 88 с.

70.Савкина А.А. Волга в творчестве самарских пейзажистов 1950-1970-х гг. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, 3(1), С. 358-363 Савкина А. А. Декоративные тенденции в пейзажной живописи Самары 1950-1970-х гг. // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Научный журнал. Кострома, 2010. Т. 16. № 3. С. 108-112. ISSN 1998-0817.

71.Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX в. среди европейских школ. М.: Советский художник, 1980. - 258 с.

72.Сарабьянов Д.В. Русское искусство конца XIX - начала XX века. М.: МГУ, 1994. - 320с.

73.Сарабьянов Д.В. Русская живопись. Пробуждение памяти М.: 1998. — 432 с.

74.Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М.: Искусство, 1989. - 294 с.

75.Степанян Н. Искусство России XX века. Взгляд из 90-х. М.: Галарт, 2008. - 416с.

76.Суслов Д.С., Свешников Д.Е. М.: Советский художник ,1956. - 72 с.

77.Тугендхольд Я.А. Из истории западноевропейского русского и советского искусства. - М. Советское искусство, 1987. - 316с.

78.Тарабукин Н. М. Проблема пространства в живописи. // Вопросы искусствознания. - 1994. - № 1. - С. 319-336.

79.Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М.: МГУ, 1993. - 248

80.Тэн И. «Философия искусства». М.: Республика, 1996. - 351 с.

81.Червонная С.М. Современное советское изобразительное искусство:

живопись. - М.: Знание, 1986. - 54 с. 82.Черлинка Г.К. Пейзаж в советской живописи. М.: Знание, 1984. - 55 с.

83.Фарина В. Искусство 20 века М.: Slovart, 2009. - 333с.

84. Фёдоров-Дывыдов А.А. Русский пейзаж XVIII - XX века: исследования и очерки. М.: Советский художник, 1986. - 224 с.

85. Фёдоров-Дывыдов А.А. Русский пейзаж конца XIX - начала XX века. -М.: Искусство, 1974. - 208с.

Чурсин А.В. Особенности техники и технологии живописи в произведениях украинских художников-пленэристов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gramota.net/materials /3/2014/6-2/50.html (дата обращения: 28. 08. 2014).

86.Шашкина М.Д. Жилинский. М.: Советский художник, 1989. - 144с.

87. Энциклопедия символизма. М.: Республика, 1998. - 428с.

Статьи в журналах:

88. Абакумов М. Актуальность жанра пейзажа // Художник. - 1986, №7, с.22-25

89.Востоков Е. Размышления о пейзаже // Искусство. - 1990, №5,

90.Зверьков Е.Н. Пейзаж и современность // Искусство. - 1976, №9, с.17- 24 91.Зингер Е.Неравнодушная природа // Творчество. - 1976, №6, с.12

92.Искусство реализма. //Искусство в школе. - 1999, №2, с.3-8

93.Костюченко Н. Картина - жанр // Творчество. - 1980, №8, с.12-18

94.Мочалов Л. Жанры прошлого, настоящего и ... [Вопросы теории

изобразительного искусства] // Творчество. - 1979, №5, с.18-19

95.Муриниек Л. Найти иное совершенство // Творчество. - 1973, №10 с 11-13

96.Николаев В.А. Феномен пейзажа // Вестник московского университета. Сер.5. География. - 2002, №2

97.Подлясский Ю.В. Неисчерпаемость темы // Художник. - 1979, №3, с.34-37

98.Проблемы современного пейзажа // Художник. - 1976, №9, с. 2 - 13

99.Ягодовская А. Актуальный жанр искусства // - 1970, №9, с.7 Статьи в газетах

100. Необычный подарок // Новгородская правда. - 1968, № 240

101. Иванова Т. Молодость земли // Новгород. - 1978, №10

102. Голышев В. Интервью с художником // Новгородский комсомолец. -1987, №91

103. Зозуленко Т. Этюд об этюде // Новгородский комсомолец. - 1987, № 147

104. Зозуленко Т. С доверием к зрителям // Новгородская правда. - 1988, 10.03

105. Зозуленко Т. О художнике, рукопись

106. Kunstler scuf Hansetuch Beitrag // Lunen/ - 1991, № 149

107. Витражи// Новая Вестфалия. (Германия) - 1993, № 224

108. Тимофеева С. Возвращение в лето // Новгородский университет. - 2003, № 250

109. Зозуленко Т.Б. Речь идёт о будущем. - 1997, № 138

110. Курилова А.В. каждом рисунке солнце // Новгородские ведомости. -2004, №12

111. Прокофьева Е.А. «Мэтр делился накопленным» // Новая новгородская газета. - 2004

Иллюстрации

Особенности формирования новгородского пейзажа в 1950-1960 гг.

1. А.М.Мантейфель, (1906-2001) В разрушенном Кремле.1946 г. Фанера, масло. НГОМЗ

2. А.М. Мантейфель (1906-2001) Церковь Рождества Богородицы на Молоткове. 1946 г. Холст, масло. НГОМЗ

НГМ КП 9561 3. Т.Н. Гиппиус, (1877-1957). Жилище в развалинах по ул. Разважской г. Новгорода. 1946 г. Бумага, акварель. 19х24

НГМ КП 9562 4.Т.Н.Гиппиус, (1877-1957). Жилище в развалинах большого каменного дома в Новгороде. 1946 г.

Бумага, акварель. 19х24

НВ 18599-7 А.М. Мантейфель. Городище. 1945 г. Холст, масло. 80х140 Картина-реконструкция выполнена для первой послевоенной экспозиции Новгородского музея (прим. автора)

НГМ КП 11130 СГ-601 С.И. Пустовойтов, (1921-1995). Московская улица г. Новгорода. 1956 г. Бумага, тушь. 32х48,5; 40х57,2.

7. С.И. Пустовойтов, (1921-1995). Белая башня. Из серии "Старый и новый Новгород". 1950-е гг. Бумага, тушь. 36х40; 40x44,5. НГМ КП 12143 СГ-605

8. С.И. Пустовойтов, (1921-1995). Юго-западные башни Новгородского

Кремля.

Из серии "Старый и новый Новгород". 1950-е гг. Бумага, тушь. 46,5x35. НГМ КП 12146 СГ-471

9. Г.Я. Пустовойтова, С.И. Пустовойтов Зима. 1959 г. Бумага, гуашь. 15,4x21,2. НГМ КП 13348 СГ- 607

10. Г.Я. Пустовойтова, С.И. Пустовойтов. Снег выпал. 1950-е гг. Бумага, гуашь. 29,8x21,6. НГМ КП 13353 СГ-611

11. С.И. Пустовойтов. (1921-1995). Пейзаж. 1968 Бумага, акварель 20x28. Частная

коллекция.

12. С.И. Пустовойтов (1921-1995), Валдайский мотив. 1968 г. Бумага, акварель. 8,6х12,1;19х27. НГМ КП 47239/93

13. Г.М. Штендер, (1927-1992). Параскева Пятница до реставрации. 1950-1960-е гг.

Бумага, акварель. 39x28. НГМ КП 15885

14. Г.М. Штендер. (1927-1992). На Новгородском судоремонтном заводе. 1959 г. Бумага, акварель. 40x53 НГМ КП 12879

15. Л.Е. Красноречьев Церковь Воскресения Христова Мячинского монастыря. 1950-е гг. Бумага, акварель. 29,8х41,6. НГМ КП 46996/2

16. Л.Е. Красноречьев Окраина Торговой стороны. 50-е годы

НГМ КП 46996/5

Декоративно-синтетический пейзаж 1960-х годов

17. В.Ф. Филипченко, (1933-1989). Уголок кремля. 1966. 50Х44. НГОМЗ

18. Л.П. Новикова, (1930-1998). Новгород. Рыбаки. 1961. Холст, масло. 90x140,

НГОМЗ

19. Л.П. Новикова, (1930-1998). Софийский собор. Весна. 1961 г. Холст, масло. 64,0x69,0. НГМ КП 30646

20. Л.П. Новикова, (1930-1998). Нередица. 1967. Холст, масло. НГОМЗ

21. В С. Рябов, (1932-1999). Первые заморозки. 1960. Картон, масло.60х79

22. В С. Рябов, (1932-1999). Перынский скит. 1960-е гг.

23. В С. Рябов,(1932-1999). Дом на берегу озера.1959. Картон, масло. 59х74.

МХКНЗ

24. В.С. Рябов, (1932-1999). Ольхи. Конец 1960-х. Холст, масло. НГОМЗ

25. В С. Рябов, (1932-1999). Белая ночь. 1964. Холст, масло. НГОМЗ

26. В С. Рябов, (1932-1999). Весна волшебная. 1968 г. Холст, масло. НГОМЗ

27. Д.В.Журавлёв, г.р. 1933. Водные ворота Кремля. 1960. Холст, масло. 65х78

28. Д.В. Журавлёв. Оттепель. 1960. Холст, масло. 60х70

29. Д.В. Журавлёв, г.р. 1933. Золотой сентябрь. 1963. Холст, масло. 60x65.

30. Д.В. Журавлёв, г.р. 1933. Набережная у Кремля. 1968. Холст, масло. 100x105.

НГОМЗ.

31. В.М. Чехонадский, (1929-1996). Сумерки. 1969. Холст, масло. 110х150

32. В.М. Чехонадский, (1929-1996). Первый снег.1965. Картон, масло.

33. Г.М. Штендер, (1927-1992). В новгородском Детинце. 1969.

Холст, масло. 110х82

34. Г.М. Штендер, (1927-1992). Воскресенская слобода. 1970. Холст, масло 61х50

35. Л.П.Новикова, (1930-1998) Белая ночь северного города.1974. Холст, масло. 110x130. НГОМЗ.

36. С.И. Пустовойтов, (1921-1995). Антониев монастырь. 1970-е гг.

Бумага, акварель. 62x86

37. С.И. Пустовойтов, (1921-1995). Церковь Петра и Павла в Кожевниках. 1976.

Бумага, акварель

38. С.И. Пустовойтов, (1921-1995). Ярославово дворище. 1977. Бумага, акварель

НГОМЗ

40. В.М. Чеxонадский, (1929-1996). Набережная реки Волxов. 1971.

Холст, масло. 100x112.

41.В.Ф. Филипченко, (1933-1989). Евфимвиевская часозвоння. 1972. Холст, масло.62x75. НГОМЗ

42. В.Ф. Филипченко, (1933-1989). Летний вечер. 1978. Холст, масло. 65x60. НГОМЗ

43.В.Ф.Филипченко, (1933-1989). Церковь в Кремле. 1978. Холст, масло. НГОМЗ

44. В.Ф. Филипченко, (1933-1989). Ярославово Дворище. 1972. Холст, масло. НГОМЗ

45. В.С. Рябов. Осень.1976. Холст, масло. НГОМЗ

46. В.С. Рябов. Кересть. 1980-е гг. Холст, масло. НГОМЗ

47. Г.М. Штендер, (1927-1992). Прощание новгородцев перед битвой с тевтонами.

1980. Картон, масло. МХКНЗ

48. Г.М. Штендер, (1927-1992). Скоро масленица. 1980. Холст, масло.

50. В.М. Чехонадский, (1929-1996). Весна на Хутыни. 1984. Холст, масло. 44,5х47, МХКНЗ

52. В.М. Чеxонадский, (1929-1996). Сентябрьский день - церковь Власия XV век.1990. Холст, темпера, 52x56. МХКНЗ

щ

- —' -

х ' Д* . **

53. Красноречьев Л. Е. Песочня. 1997 г. Бумага, акварель. 39,8х28,3; 42,4х30,5 НГМ КП 46996/7

54. П.И. Городецкий. Торговая сторона. 2009. Бумага, акварель, пастель. 40х50 НГОМЗ

55. С.И. Пустовойтов. Собор Рождества Богородицы. 1990-е гг. Бумага, акварель.

62x86

56. С.И. Пустовойтов. Георгиевский собор. 1990-е гг. Бумага, акварель. 60x75

3.1. Концепции и пластические решения в пейзажж новгородскиx xудожников на рубеже веков

57. А.И. Завьялов, г.р. 1930. Сиреневый вечер.1983. Холст, масло. 90x100. НГОМЗ

58. Г.М. Штендер, (1927-1992). Старый Новгород. Холст, масло. 80x60. МХКНЗ

59. Д.В. Журавлёв, г.р. 1933. Первый снег. 2009. 100х115

60. Д.В. Журавлёв. Майские проводы. 2004. Холст, масло. 70х78 Коллекция

художника.

62. Д.С. Кондратьев. «На обожжённой земле». 2004-2005 гг. Холст, масло. 100x87. МХКНЗ

3.2. Пейзаж в картинах новгородских художников-символистов

63. Е.В. Сущеня. Церковь Андрея Стратилата. Холст, масло. 1970-е гг.

Коллекция художника.

64. Е.В. Сущеня, г.р. 1940. Пейзаж. Холст, мало. 1970-е гг. Коллекция художника.

65. Е.В. Сущеня, г.р. 1940. Ярославово Дворище. 1985. Холст, масло.147x110. Личная коллекция xудожника.

66. Е.В. Сущеня, г.р. 1940 Новгородский кремль. 2006. Холст, мало.110x110. Коллекция xудожника.

67. В.Ф. Трофимов. Реквием. 2008. Холст, масло. 180Х130 В коллекции семьи художника.

68. В.Ф. Трофимов, (1939-2011). Родня. 2004. Холст, масло.150Х 165. В коллекции семьи xудожника

69. В.Ф. Трофимов, (1939-2011). Передел. 2006. Холст, масло. 130Х180 В коллекции семьи xудожника

70. О.В. Гулевич. Утренние сновидения. 2007. Холст, масло. 60х70

71. О.В. Гулевич. Белая ночь. 2009. Холст, масло. 60Х75

72. О.А. Васильев. Геометрический реализм. 2005. Холст, масло. 80x65

73. В.Л. Пепеляева. Пейзаж в Песочкаx. 2010. Холст, масло. 50x55

74. В.В. Булганин. Пейзаж. 2010г. Бумага, темпера.

75. В.В. Булганин. Великий Устюг. 2010 г. Холст, масло

76.Ю.И.Ерышев. Юрьевская слобода. 1998.Холст, масло 100x90

77. А.С. Мищенко. Берег Волxова. 2005. Холст, масло. 80x95

78. А.И. Завьялов, г.р. 1930. Зеленый вечер. 2009. Холст, масло. 30х40

79. А.И. Завьялов. У причала. 2010. Холст, масло. 50х70

80. Г Г. Филиппова, г.р. 1957. Ноябрь. 2005. Холст, масло. 90x100

Коллекция xудожника.

81. Г.Г. Филиппова, г.р. 1957. В феврале. 2005. Холст, масло. 80x90.

Коллекция xудожника.

I

82. В.Артамонов, г.р. 1961. Ночные прогулки. 2009. Холст, масло. 70х60

83. Н.Ю. Золина, г.р. 1977. На дворе март. 2008. Холст, масло. 70х50.

84. О.Н. Саулов, г.р. 1966. Юрьева слобода. Соймы. 2007. Холст, масло. 100х100

85. О.Н. Саулов, г.р. 1966. Улица Разважа вечером. 2010. Холст, масло. 100х100

86. С.В. Акифьева, г.р. 1974. Карельская песня. 2008. Холст, масло. 92x174

87. С.В. Акифьева, г.р. 1974. Октябрь. Новгородские рыбаки. 2009. Холст, масло.

85x217

89. Г.В. Горевой, г.р. 1936. Северный пейзаж. 2009. Холст, масло. 60х65

90. Ю.Н. Косырев, (1961-2010). Март. 1980-е гг Холст, масло. 33х50.Частная коллекция.

91. Ю.Н. Косырев (1961-2010). Страда. 1993г. Холст, масло. 75х100. Частная коллекция.

3.3. Синтетический метод создания пейзажа-картины А.А. Варенцова.

92. А.А. Варенцов. Деревья на берегу Волхова. 1978. Холст, масло. В коллекции

художника.

93. А.А. Варенцов. Сараи на берегу Мсты. 1980. Холст, масло. МХКНЗ

94. А.А. Варенцов. Горячий ключ. Весна. 1977. Коллекция автора.

95. А.А. Варенцов. Весна на Кубани. 1977. Частная коллекция.

97. А.А. Варенцов. Соймы у берега оз.Ильмень. 1979. Коллекция автора.

98. А.А. Варенцов. Солнечный вечер в деревне. 1982. Коллекция автора.

99. А. А. Варенцов. Деревенская улица. 1987. Коллекция автора.

100. А. А. Варенцов. Яркое солнце. 2001. Холст, масло. Коллекция ЧУ «Мастерская - музея реалистической живописи Александра Варенцова».

101.А.А.Варенцов. Коростынь. Белые облака. 1992. Холст, масло. Коллекция Хань

Цзяньминь. Харбин.

102. А.А. Варенцов. Сараи. 1992. Холст, масло. НГОМЗ.

103.А.А.Варенцов. Забытая деревня. 1992. А. А. Варенцов. Сараи. 1992.

Холст, масло. НГОМЗ.

104.А.А.Варенцов. Весеннее солнце. 1992. Холст, масло. НГОМЗ.

105. А.А. Варенцов. Берег Волхова в Старой Ладоге. 1978. Холст, масло. Коллекция художника

106. А.А. Варенцов. Ледоход на Волхове.1979. Холст, масло. НГОМЗ.

107. А.А. Варенцов. Гроза над озером. 1991. Холст, масло. Коллекция художника

108. А.А. Варенцов. Гроза над озером. 1995. Холст, масло. Коллекция Хань

Цзяньминь. Харбин.

109. А.А. Варенцов. Парусники в Юрьево. 1987. ДВП, масло. Коллекция художника.

110. А.А. Варенцов. Парусники в Юрьево. 1995. Холст, масло. Коллекция Хань Цзяньминь

111. А.А. Варенцов. Перынский скит. 1979. Холст, масло. Коллекция художника

112. А.А. Варенцов. Перынский скит. 2000. Холст, масло. Коллекция художника.

114. А.А. Варенцов. Церковь Благовещения в Аркажах 1179. 1995. Холст, масло. 120х120. Коллекция художника

115. А.А. Варенцов. Новгородский Кремль. Весна. (Этюд)1984. Холст, масло.

Коллекция художника.

Ш

116. А.А. Варенцов. Новгородский кремль. Весна. 2003. Холст, масло. Харбин. Галерея Хань Цзяньминь

117. А.А. Варенцов. Бездорожье. 1989. ДВП, масло. Коллекция художника

118. А.А. Варенцов. Бездорожье. 2003. Коллекция художника. (Серебряная медаль Академии художеств 2007 год)

Список иллюстраций

1.А.М.Мантейфель.В разрушенном Кремле.1946 г. Фанера, масло. НГОМЗ

2. А.М. Мантейфель. Церковь Рождества Богородицы на Молоткове. 1946 г. Холст, масло. НГОМЗ

3. Т.Н. Гиппиус. Жилище в развалинах по ул. Разважской г. Новгорода. 1946 г. Бумага, акварель. 19x244.

4. Т.Н. Гиппиус. Жилище в развалинах большого каменного дома в Новгороде. 1946 г. Бумага, акварель. 19x24

5. А.М. Мантейфель. Городище. 1945 г. Холст, масло. 80x140. НВ 18599-7

6. С.И. Пустовойтов Московская улица г.Новгорода. 1956 г. Бумага, тушь. 32x48,5; 40x57,2. НГМ КП 11130 СГ-601

7. С.И. Пустовойтов. Белая башня. Из серии "Старый и новый Новгород".

1950-е гг. Бумага, тушь. 36x40; 40x44,5.

8. С.И. Пустовойтов Юго-западные башни Новгородского Кремля. Из серии "Старый и новый Новгород". 1950-е гг. Бумага, тушь. 46,5x35. НГМ КП 12146 СГ-4719.

9.Г.Я.Пустовойтова, С.И. Пустовойтов Зима. 1959 г. Бумага, гуашь. 15,4x21,2. НГМ КП 13348 СГ- 607

10. Г.Я. Пустовойтова, С.И. Пустовойтов. Снег выпал. 1950-е гг. Бумага, гуашь. 29,8x21,6. НГМ КП 13353 СГ-611

11. С.И. Пустовойтов. Пейзаж. 1968 Бумага, акварель 20x28. Частная коллекция.

12. Пустовойтов С. И. Валдайский мотив. 1968 г. Бумага, акварель. 8,6x12,^19x27. НГМ КП 47239/93

13. Г.М. Штендер. Параскева Пятница до реставрации. 1950-1960-е гг. Бумага, акварель. 39x28. НГМ КП 15885

14. Г.М. Штендер. На Новгородском судоремонтном заводе. 1959 г. Бумага, акварель. 40x53 НГМ КП 12879

15. Л.Е. Красноречьев Церковь Воскресения Христова Мячинского монастыря. 1950-е гг. Бумага, акварель. 29,8x41,6. НГМ КП 46996/2

16. Л.Е. Красноречьев. Окраина Торговой стороны. 50-е годы. НГМ КП 46996/5

17. В.Ф. Филипченко. Уголок кремля. 1966. 50Х44

18. 18. Л.П. Новикова, (1930-1998). Новгород. Рыбаки. 1961. Холст, масло. 90x140, НГОМЗ

19. Новикова Л. П. Софийский собор. Весна. 1961 г. Холст, масло. 64,0x69,0. НГМ КП 30646

20. Л.П. Новикова. Нередица. 1967. Холст, масло. НГОМЗ

21. В.С. Рябов. Первые заморозки. 1960.

22. В.С. Рябов. Перынский скит. 1960-е гг.

23. В.С. Рябов Этюд. 1950-е гг. Картон, масло. МХКНЗ

24. С.Рябов. Ольхи. Конец 1960-х. Холст, масло. НГОМЗ

25.В.С.Рябов Белая ночь. 1964. Холст, масло. НГОМЗ

26. В.С. Рябов. Весна волшебная. 1968 г. Холст, масло. НГОМЗ.

27.Д.В.Журавлёв, г.р. 1933. Водные ворота Кремля. 1960. Холст, масло. 65x78

28.Д.В. Журавлёв. Оттепель. 1960. Холст, масло. 60x70

29. Д.В. Журавлёв, г.р. 1933. Золотой сентябрь. 1963. Холст, масло. 60x65.

30. Д.В. Журавлёв, г.р. 1933. Набережная у Кремля. 1968. Холст, масло. 100x105. НГОМЗ.

31. В.М. Чеxонадский, (1929-1996). Сумерки. 1969. Холст, масло. 110x150

32. В.М. Чеxонадский, (1929-1996). Первый снег.1965. Картон, масло.

33. Г.М. Штендер, (1927-1992). В новгородском Детинце. 1969. Холст, масло. 110x82

34. Г.М. Штендер, (1927-1992). Воскресенская слобода. 1970.Холст, масло 61x50

35.Л.П.Новикова, (1930-1998) Белая ночь северного города.1974. Холст,

масло. 110x130. 36. С.И. Пустовойтов, (1921-1995). Антониев монастырь.

232

1970-е гг. Бум., акварель. 62x86

37. С.И. Пустовойтов, (1921-1995). Церковь Петра и Павла в Кожевникаx. 1976. Бумага, акварель

38. С.И. Пустовойтов, (1921-1995). Ярославово дворище. 1977. Бумага, акварель

39. В.М. Чеxонадский, (1929-1996). Майское утро. 1972. Холст, масло. 100x105. НГ0МЗ40. В.М. Чеxонадский, (1929-1996). Набережная реки Волxов. 1971. Х., масло. 100x112.

41.В.Ф. Филипченко, (1933-1989). Евфимвиевская часозвоння. 1972. Холст, масло.62x75. НГОМЗ

42. В.Ф. Филипченко, (1933-1989). Летний вечер. 1978. Холст, масло. 65x60. НГОМЗ

43.В.Ф.Филипченко, (1933-1989). Церковь в Кремле. 1978. Холст, масло. НГОМЗ

44. В.Ф. Филипченко, (1933-1989). Ярославово Дворище. 1972. Холст, масло. НГОМЗ

45. В.С. Рябов. Осень.1976. Холст, масло. НГОМЗ

46. В.С. Рябов. Кересть. 1980-е гг. Холст, масло. НГОМЗ

47. Г.М. Штендер, (1927-1992). Прощание новгородцев перед битвой с тевтонами. 1980. Картон, масло. 80x100. МХКНЗ

48. Г.М. Штендер, (1927-1992). Скоро масленица. 1980. Холст, масло. 70x160. МХКНЗ.

49. В.М. Чеxонадский, (1929-1996). Ветреный день. 1981. Холст, масло. 100x110. НГОМЗ.

50. В.М. Чеxонадский, (1929-1996). Весна на Хутыни. 1984.Х., масло. 44,5x47, МХКНЗ 51. В.М. Чеxонадский, (1929-1996). Седой кремль. 1980-е. МХКНЗ

52. В.М. Чеxонадский, (1929-1996). Сентябрьский день - церковь Власия XV век.1990.

Холст, темпера, 52x56. МХКНЗ

53. Красноречьев Л. Е. Песочня. 1997 г. Бумага, акварель. 39,8x28,3; 42,4x30,5 54. П.И. Городецкий. Торговая сторона. 2009. Бумага, акварель, пастель. 40x50 НГОМЗ

55. С.И. Пустовойтов. Собор Рождества Богородицы. 1990-е гг. Бумага, акварель. 62x86

56. С.И. Пустовойтов. Георгиевский собор. 1990-е гг. Бумага, акварель. 60x75

57. А.И. Завьялов, г.р. 1930. Сиреневый вечер.1983. Холст, масло. 90x100. НГОМЗ

58. Г.М. Штендер, (1927-1992). Старый Новгород. Холст, масло. 80x60. МХКНЗ

59. Д.В. Журавлёв, г.р. 1933. Первый снег. 2009. 100x115

60. Д.В. Журавлёв. Майские проводы. 2004. Холст, масло. 70x78 Коллекция xудожника.

61. Д.С. Кондратьев. Пейзаж. 1980-е гг. Холст, масло.

62. Д.С. Кондратьев. «На обожжённой земле». 2004-2005 гг. Холст, масло. 100х87. МХКНЗ

63. Е.В. Сущеня. Церковь Андрея Стратилата. Холст, масло.1970-е гг. Коллекция художника.

64. Е.В. Сущеня, г.р. 1940. Пейзаж. Холст, мало.1970-е гг. Коллекция художника.

65. Е.В. Сущеня, г.р. 1940. Ярославово Дворище. 1985. Холст, масло. 147х110. Личная коллекция художника.

66. Е.В. Сущеня, г.р. 1940 Новгородский кремль. 2006. Холст, мало.110х110. Коллекция художника.

67. В.Ф. Трофимов. Реквием. 2008. Холст, масло. 180Х130 В коллекции семьи художника.

68. В.Ф. Трофимов, (1939-2011). Родня. 2004. Холст, масло.150Х 165. В коллекции семьи художника

69. В.Ф. Трофимов, (1939-2011). Передел. 2006. Холст, масло. 130Х180 В коллекции семьи художника

70. О.В. Гулевич. Утренние сновидения. 2007. Холст, масло. 60х70

71. О.В. Гулевич. Белая ночь. 2009. Холст, масло. 60Х75

72. О.А. Васильев. Геометрический реализм. 2005. Холст, масло. 80х65

73. В.Л. Пепеляева. Пейзаж в Песочках. 2010. Холст, масло. 50х55

74. В.В. Булганин. Пейзаж. 2010г. Бумага, темпера.

75. В.В. Булганин. Великий Устюг. 2010 г. Холст, масло

76.Ю.И.Ерышев. Юрьевская слобода. 1998.Холст, масло 100х90

77. А.С. Мищенко. Берег Волхова. 2005. Холст, масло. 80х95

78. А.И. Завьялов, г.р. 1930. Зеленый вечер. 2009. Холст, масло. 30х40

79. А.И. Завьялов. У причала. 2010. Холст, масло. 50х70

80. Г.Г. Филиппова, г.р. 1957. Ноябрь. 2005. Холст, масло. 90х100 Коллекция художника.

81. Г.Г. Филиппова, г.р. 1957. В феврале. 2005. Холст, масло. 80х90. Коллекция художника.

82. В.Артамонов, г.р. 1961. Ночные прогулки. 2009. Холст, масло. 70х60

83. Н.Ю. Золина, г.р. 1977. На дворе март. 2008. Холст, масло. 70х50.

84. О.Н. Саулов, г.р. 1966. Юрьева слобода. Соймы. 2007. Холст, масло. 100x100

85. О.Н. Саулов, г.р. 1966. Улица Разважа вечером. 2010. Холст, масло. 100x100

86. С.В. Акифьева, г.р. 1974. Карельская песня. 2008.Холст, масло.92х174

87. С.В. Акифьева, г.р. 1974. Октябрь. Новгородские рыбаки. 2009. Холст, масло. 85x217

88. О.В. Минкевич, г.р. 1966. Церковь Филиппа. 2006. Холст, масло. 50x58

89. Г.В. Горевой, г.р. 1936. Северный пейзаж. 2009. Холст, масло. 60x65

90. Ю.Н. Косырев, (1961-2010). Март. 1980-е гг. Холст, масло. 33x50.Частная коллекция.

91. Ю.Н. Косырев (1961-2010). Страда. 1993г. Холст, масло. 75x100. Частная коллекция.

92. А.А. Варенцов. Деревья на берегу Волxова. 1978. Холст, масло. 100x80. В коллекции xудожника.

93. А.А. Варенцов. Сараи на берегу Мсты. 1980. Холст, масло. 80x100. МХКНЗ.

94. А.А. Варенцов. Горячий ключ. Весна. 1977. Холст, масло. 70x92.

95. А.А. Варенцов. Весна на Кубани. 1977. Холст, масло. 70x92.

96. А.А. Варенцов. Завтрак рыбаков. Озеро Ильмень. 1979. Картон, масло. 46x55

97. А.А. Варенцов. Соймы у берега оз.Ильмень. 1979. Картон, масло. 46x55

98. А.А. Варенцов. Солнечный вечер в деревне. 1982. Картон, масло. 40x50

99. А. А. Варенцов. Деревенская улица. 1987. Картон, масло. 31x44

100. А.А. Варенцов. Яркое солнце. 2001. Холст, масло. 65x79. Коллекция xудожника.

101.А.А.Варенцов. Коростынь. Белые облака. 1992. Холст, масло. 65x92. Коллекция Хань Цзяньминь. Харбин.

102. А.А. Варенцов. Сараи. 1992. Холст, масло. 6 5х92.НГОМЗ.

103.А.А.Варенцов. Забытая деревня. 1992. А. А. Варенцов. Сараи. 1992. Холст, масло. 65х92. НГОМЗ.

104.А.А.Варенцов. Весеннее солнце. 1992. Холст, масло.65х92. НГОМЗ.

105. А.А. Варенцов. Берег Волхова в Старой Ладоге. 1978. Холст, масло. 80х100.Коллекция художника

106. А.А. Варенцов. Ледоход на Волхове.1979. Холст, масло. 134х184. НГОМЗ.

107. А.А. Варенцов. Гроза над озером. 1991. Холст, масло.65х92. Коллекция художника

108. А.А. Варенцов. Гроза над озером. 1995. Холст, масло. 96х165. Коллекция Хань Цзяньминь. Харбин

109. А.А. Варенцов. Парусники в Юрьево. 1987. ДВП, масло. 40х61 Коллекция художника.

110. А.А. Варенцов. Парусники в Юрьево. 1995. Холст, масло. 120х120. Коллекция Хань Цзяньминь. Харбин.

111. А.А. Варенцов. Перынский скит. 1979. Холст, масло.62х92. Коллекция художника

112. А.А. Варенцов. Перынский скит. 2000. Холст, масло. 100х150. Коллекция художника.

113. А.А. Варенцов. Этюд. Церковь Благовещения в Аркажах. (Этюд)1987. ДВП, масло. 50х55. Коллекция художника

114. А.А. Варенцов. Церковь Благовещения в Аркажах 1179. 1995. Холст, масло. 120х120. Коллекция художника

115. А.А. Варенцов. Новгородский Кремль. Весна. (Этюд)1984. Холст, масло. 89х116.

Коллекция художника.

116. А.А. Варенцов. Новгородский кремль. Весна. 2003. Холст, масло. 150х181.Харбин. Галерея Хань Цзяньминь

117. А.А. Варенцов. Бездорожье. 1989. ДВП, масло. 41х61. Коллекция

xудожника

118. А.А. Варенцов. Бездорожье. 2003. 120x200. Коллекция xудожника. (Серебряная медаль Академии xудожеств 2007 год)

Приложение

Новгородские художники - статьи и сопроводительные тексты С.В. Акифьевой.

Сергей Михайлович Соколов. (1923-1997)

Родился в 1923 году в городе Боровичи Новгородской (бывшей Ленинградской) области. В 1941 году окончил 8 классов Артемовской средней школы поселка Зарубино Любытинского района. С 1941 по 1943 годы служил в рядах Красной Армии, участвовал в боях на Волховском и Сталинградском фронтах. Был тяжело ранен. После выздоровления был слушателем областной годичной партийной школы, затем редактором старорусской газеты «Трибуна». В 1951 году окончил художественно-графическое педагогическое училище в г. Ленинграде, затем, в 1966 году -художественно-графическое отделение Ленинградского государственного педагогического института имени А.И. Герцена. Дипломная работа - серия графических портретов учащихся «Мои друзья». Работал преподавателем рисования и черчения Артемовской средней школы поселка Зарубино Любытинского района 1951-1983 гг. и художником в клубе шахтеров шахты № 2 имени Артема комбината огнеупоров. Награжден орденом Отечественной войны I степени, орденом «Красная Звезда», медалью «За оборону Сталинграда», десятью юбилейными медалями.

«Валентина и Юрий Косыревы. Памяти художников».

О выставке

Валентина и Юрий Косыревы новгородские художники - педагоги ушли из жизни в конце лета 2010

года.

Эта первая персональная выставка - дань памяти таланту замечательные живописцев.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.