Развитие воспитательного потенциала музыкально-развлекательных программ для молодежи в учреждениях культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Воронин, Игорь Игоревич

  • Воронин, Игорь Игоревич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 213
Воронин, Игорь Игоревич. Развитие воспитательного потенциала музыкально-развлекательных программ для молодежи в учреждениях культуры: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва. 2011. 213 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Воронин, Игорь Игоревич

Введение.

Первая

глава. Теоретические основы развития воспитательного потенциала музыкально-развлекательных программ для молодежи в учреждениях культуры.

§ 1. Научная концепция культурно-досуговой деятельности -методологическая основа развития воспитательного потенциала молодежных музыкально-развлекательных программ.

§ 2. Типология музыкально-развлекательных программ для молодежи в учреждениях культуры.

§ 3. Педагогические условия развития воспитательного потенциала молодежных музыкально-развлекательных программ в учреждениях культуры.

Глава вторая. Совершенствование процесса развития воспитательного потенциала музыкально-развлекательных программ для молодежи в учреждениях культуры.

§ 1. Целостный технологический процесс деятельности музыкально-развлекательных программ для молодежи.

§2. Педагогическая диагностика уровня сформированности общей культуры молодежной аудитории музыкально-развлекательных программ.

§3. Педагогическая регуляция процесса подготовки и проведения музыкально-развлекательных программ для молодежи в учреждениях культуры.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие воспитательного потенциала музыкально-развлекательных программ для молодежи в учреждениях культуры»

Актуальность исследования. Развитие российского общества в условиях радикальных реформ последнего десятилетия XX - начала XXI века привело к ломке устоявшихся ценностей и нравственных ориентиров поведения всех слоев населения России, и, прежде всего, молодежи. Условия социально-культурной адаптации нового поколения россиян оказались под воздействием целого ряда неблагоприятных факторов социально-политического, экономического и социально-культурного характера. Несмотря на пристальное внимание общества и государства к проблемам молодежи до сих пор не удалось переломить тревожные тенденции в сфере общественной самореализации молодых людей, которые оказываются под влиянием ценностей общества потребления, гедонизма (поиска наслаждений), неоправданного риска (поиска «острых» впечатлений). Крайним выражением этих ориентаций становятся асоциальное или криминогенное поведение, различные девиации, личностный негативизм, и как следствие, снижение социальной ответственности молодежи. Это создает предпосылки для серьезных социальных и культурных конфликтов между поколениями, общественными группами, и в конечном итоге, не способствует нормальной социализации личности молодого человека, его полноценной интеграции в общество.

Большинство негативных явлений распространяется в сфере свободного времени молодых людей. Потребность общества в усилении педагогического влияния на сферу досуга делает ее одним из наиболее важных компонентов системы социально-культурного воспитания, одним из результатов которого становится сформированная культура досугового поведения молодежи.

В ряду многочисленных форм и видов досуговой самореализации молодежи особое место занимают музыкально-развлекательные программы. Будучи наиболее распространенными и востребованными молодежной аудиторией, они концентрируют в себе самые сильные стороны молодежной культуры - её энергичность, зажигательность, насыщенность эмоциями, а с другой - имеют мощный потенциал для введения молодого человека в мир музыкального искусства, облеченного в форму яркого и активного зрелища.

Однако при этом музыкально-развлекательные программы могут выступать и как фактор распространения низкопробных музыкальных вкусов, однобоких интересов, ориентированных на ценности массовой культуры. В таком качестве эти программы перестают выполнять миссию полноценной социально-культурной интеграции молодежи, не обеспечивают рост её духовно-творческого и нравственно-этического потенциала. Это создает проблемы не только в социальном, но и в личностном плане, осложняет процесс формирования культуры досугового поведения молодого человека, переводит его в русло негативных и антикультурных проявлений.

Одним из эффективных средств, способных реально противодействовать негативным тенденциям в молодежной среде, становится включение её в целенаправленно организуемую учреждениями культуры культурно-досуговую деятельность, а также в процесс создания музыкально-развлекательных программ, обладающих мощным, но еще не в полной мере востребованным воспитательным потенциалом.

В настоящее время решение задач развития воспитательного потенциала осложняется наличием ряда противоречий между:

- актуализацией требований, которые предъявляются современной ситуацией к уровню культуры досуга молодежи, и недостаточной разработанностью педагогических технологий решения этой проблемы;

- наличием несистематизированного практического опыта по формированию культуры досуга молодежи в учреждениях культуры и недостаточным научно-педагогическим обоснованием подходов к решению данной проблемы, в том числе на основе использования воспитательного потенциала музыкально-развлекательных программ для молодежи;

- многоаспектным . характером воспитательного потенциала молодежных музыкально-развлекательных программ и недостаточно полным научным осмыслением этого потенциала, несводимого только к воспитанию музыкальной культуры молодежи;

- разнообразием форм молодежных музыкально-развлекательных программ и однотипным проведением этих программ в учреждениях культуры, что приводит к снижению воспитательного воздействия на молодежную аудиторию;

- стремлением молодежи быть активным участником процесса организации музыкально-развлекательных программ и недостаточным использованием в учреждениях культуры технологий педагогической регуляции, позволяющих оптимально реализовать социально-культурную активность молодежной аудитории.

Совокупность указанных противоречий позволяет сформулировать проблему, которая конкретизируется в вопросе: каковы организационно-педагогические условия развития воспитательного потенциала музыкально-развлекательных программ для молодежи в учреждениях культуры?

Степень научной разработанности проблемы развития воспитательного потенциала музыкально-развлекательных программ для молодежи в учреждениях культуры определяется обращением исследователей к философским и культурологическим аспектам формирования культуры досуга молодежи, социологическому и психолого-педагогическому анализу процессов социально-культурной деятельности молодежи. При этом ведущая идея, разрабатываемая в современном гуманитарном знании, связана с пониманием досуга как составной части культуры общества, обеспечивающей возможности для полноценной социализации личности. Конкретное отражение результаты этого процесса получают в категории «культура досуга» (А.Д. Жарков, М.А. Ариарский, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, Э.А. Орлова, A.B. Соколов, Э.В. Соколов и др.).

В отечественной педагогике двадцатого столетия всесторонне рассматривались вопросы формирования культуры досуга молодежи в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности (E.H. Медынский, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.), а также уникальности этого возрастного этапа формирования сознания и поведения молодых людей (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, В.Г. Бочарова, Л.П. Буева, И.С. Кон, С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, А.Н. Петровский, В.Я. Суртаев, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

Настоящее исследование осуществлялось на основе идей социально-культурного воспитания подрастающего поколения, представленных трудами М.А. Ариарского, Е.И. Григорьевой, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова, Е.Ю. Стрельцовой, В.Я. Суртаева, Б.А. Титова, В.Е. Трифина, Г.И. Фроловой, В.М. Чижикова, H.H. Ярошенко и Др.

Социальные аспекты организации досуга молодежи нашли отражение в исследованиях Л.А. Акимовой, A.B. Баранова, Л.А. Гордона, И.Ф. Дементьевой, В.Ю. Йонайтис, Э.П. Клопова, А.К. Кодзасова, Ю.Д. Красильникова, Е.А. Котлярова, О.В. Филиппова и др.

На современном этапе осуществлен целый ряд исследований, посвященных педагогическим проблемам молодежного досуга (Л.Ф. Боженко, A.C. Запесоцкий, М.Е. Илле, О.И. Карпухин, В.Т. Лисовский, А.Л.Маршак, К.Г. Мяло, В.Н. Орлов, Б.А. Ручкин, В.В. Скороходов, В.Я. Суртаев, Б.А. Трегубов, А.П. Файн и др.).

В связи с изучением воспитательного потенциала музыкально-развлекательных программ закономерным стало обращение к трудам по музыкальной педагогике (Б.В. Асафьев, H.A. Ветлугина, В.Г. Каратыгин, Л.Т. Мазель, В.В. Медушевский, В.М. Подуровский, Н.В. Суслова, Б.М. Теплов и др.), а также к работам по художественно-образному и сценарно-режиссерскому решению музыкально-развлекательных программ (Д.М. Генкин, А.Д. Жарков, A.A. Конович, О.Л. Орлов, A.B. Силин, Д.В. Тихомиров, Г.С. Тихоновская, А.И. Чечётин и др.).

В последние годы проблематика социально-культурного воспитания молодежи стала предметом многочисленных диссертационных исследований, выполненных в рамках научной специальности 13.00.05 -Теория, методика и организация социально-культурной деятельности (И.И. Алпацкий, P.P. Богачев, И.Н. Григорьев, М.Д. Горнасталев, Ю.Г. Дерябина, Д.В. Кирш, JI.H. Пашкина, И.В. Шубина, Е.Б. Хворова и др.).

При этом культурно-развлекательные программы рассматриваются в диссертациях в основном как телевизионный продукт (С.Н. Акинфеев, E.H. Жаркова, О.В. Касаткин и др.), и лишь в единичных случаях как одна из популярных форм в работе учреждений культуры (И.Г. Гусейнов).

Таким образом, несмотря на многочисленные исследования процессов формирования культуры досуга молодежи, одним из нерешенных вопросов педагогической науки продолжает оставаться проблема реализации воспитательного потенциала музыкально-развлекательных программ, что стало определяющим при выборе темы данной диссертационной работы «Развитие воспитательного потенциала музыкально-развлекательных программ для молодежи в учреждениях культуры».

Объект исследования - воспитательный потенциал музыкально-развлекательных программ для молодежи в учреждениях культуры.

Предмет исследования - педагогический процесс развития воспитательного потенциала музыкально-развлекательных программ для молодежи в учреждениях культуры.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать технологию развития воспитательного потенциала музыкально-развлекательных программ в учреждениях культуры.

Задачи исследования:

-рассмотреть научную концепцию культурно-досуговой деятельности как методологическую основу развития воспитательного потенциала музыкально-развлекательных программ;

- раскрыть сущность и специфику воспитательного потенциала музыкально-развлекательных программ и его возможности по формированию культуры досуга молодежи;

- разработать педагогическую модель развития воспитательного потенциала музыкально-развлекательных программ в учреждениях культуры;

- выявить и экспериментально обосновать педагогические условия формирования культуры досуга молодежи в процессе организации и проведения музыкально-развлекательных программ;

- определить критерии и показатели уровня сформированности культуры досуга молодежной аудитории как интегрированной цели развития воспитательного потенциала музыкально-развлекательных программ;

- разработать и экспериментально апробировать педагогическую технологию развития воспитательного потенциала музыкально-развлекательных программ для молодежи в учреждениях культуры.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что повышение эффективности воспитательного потенциала музыкально-развлекательных программ для молодежи в учреждениях культуры возможно при условии:

- создания в учреждениях культуры комплекса педагогических условий: это учет педагогических принципов открытости, системности, дифференцированности, преемственности, творческого развития; возрастных и личностных особенностей молодежи; поэтапное развитие культуры досуга молодежи; наличие педагогической программы и подготовленных кадров, реализующих художественно-творческую деятельность учреждений культуры; дифференцированный подход, вариативность форм проведения музыкально-развлекательных программ;

- организации целостного технологического процесса создания музыкально-развлекательных программ, который включает систему педагогических функций, принципов и целостности технологического процесса культурно-досуговой деятельности, в единстве всех элементов и компонентов с учетом конкретных условий деятельности учреждения культуры;

- применения методов педагогической регуляции, определяющих оптимальность содержания, формы и воспитательный потенциал музыкально-развлекательных программ в соответствии с задачами повышения уровня культуры досуга молодежи;

- целенаправленного изменения параметров включенности молодежной аудитории в музыкально-развлекательную программу в процессе ее создания и реализации, прежде всего в усвоении ценностных ориентаций и идей.

Методологическую основу диссертационного исследования составили:

- философско-культурологические и социологические идеи о системообразущей роли культуры в развитии общества и личности (Р.Г. Абдулатипов, М.А. Ариарский, А.И. Арнольдов, Л.П. Буева, B.C. Библер П.С. Гуревич, Б.С. Ерасов, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Э.В. Соколов, В.М. Межуев, А .Я. Флиер и др.);

- идеи активности субъекта социально-культурного воспитания (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, И.В. Бестужев-Лада, A.B. Брушлинский, В.В. Давыдов, A.B. Петровский, В.А. Петровский и др.);

- идеи педагогической поддержки развивающейся личности молодого человека (О.С. Газман, H.H. Михайлова, С.М. Юсфин), социально-педагогического обеспечения культурно-воспитательного процесса (И.А. Липский, А.И. Тимонин), формирования социальной компетентности (В.М. Басова), а также положения возрастной и педагогической психологии об особенностях личностного развития молодых людей (И.А. Зимняя, Е.И. Исаев, A.A. Реан, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн и др.);

- идеи целостности и целесообразности развивающей социально-культурной деятельности (А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, М.А. Ариарский,

Ю.Д. Красильников, А.П. Марков, A.B. Соколов, Ю.А. Стрельцов, В.Е. Триодин, В.В. Туев, В.М. Чижиков, H.H. Ярошенко и др.).

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют:

- концепции диалогической природы и многообразия культурных практик (М.М. Бахтин, В.В. Ильин, И.К. Кучинский, Д.А. Леонтьев, Ю.М. Лотман, М.С. Каган и др.);

- теоретические исследования социологии музыки (Т. Адорно и др.) и музыкальной педагогики;

- научные исследования особенностей социализации современной российской молодежи (М.Е. Илле, О.И. Карпухин, В.Т. Лисовский,

A.Л.Маршак, К.Г. Мяло, В.Н. Орлов, Б.А. Ручкин, В.В. Скороходов, Б.А. Трегубов, А.П. Файн и др.), организации воспитательной работы с молодежью (Н.Ф. Басов, A.B. Волохов, Б.З. Вульфов, С.Н. Иконникова,

B.Т. Лисовский, А.Н. Лутошкин, М.И. Рожков, И.И Фришман, С.Е. Хозе, Л.И. Уманский, М.М. Ященко и др.) и специфики молодежной культуры (A.C. Запесоцкий, В.Я. Суртаев и др.);

- концепция личностно-ориентированного подхода в воспитании личности молодого человека (Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, А.К. Колеченко, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, A.A. Реан, Н.Ф. Талызина, А.П. Тряпицына, И.С. Якиманская, В.А. Якунин и др.);

- труды по социологии досуга (Л.А. Акимова, Б.Г. Мосалев и др.), концептуальные работы, раскрывающие сущность культуры досуга личности и специфику ее формирования (А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, Ю.Д. Красильников, О.Ю. Мацукевич, Ю.А. Стрельцов, В.Е. Триодин, H.H. Ярошенко и др.);

- исследования технологии социально-культурной деятельности (Г.К. Селевко, Е.И. Григорьева, А.Д. Жарков, Г.Н. Новикова) и технологии творческого процесса культурно-досуговой деятельности (А.Д. Жарков), организации деятельности учреждений культуры (Л.С. Жаркова).

Методы исследования. Для решения задач и проверки исходной гипотезы использовался следующий комплекс методов: теоретические (изучение и анализ литературы, официальной документации, системный анализ, классификация, моделирование); эмпирические (изучение и обобщение практического опыта учреждений культуры, включенное наблюдение, анкетирование, опытно-экспериментальная работа); качественная и количественная обработка результатов исследования.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечиваются широким использованием данных полученных современной педагогикой, связанных с исследуемой проблемой; всесторонним изучением состояния проблемы развития воспитательного потенциала музыкально-развлекательных программ для молодежи в учреждениях культуры; репрезентативностью экспериментальной базы; использованием современных методов экспериментального исследования, соответствующих поставленным задачам; применением методов математической статистики; положительными результатами опытно-экспериментальной работы; всесторонней проверкой достоверности полученных результатов с помощью процедур, основанных на обсуждении результатов исследования специалистами социально-культурной деятельности.

База исследования. На констатирующем этапе исследования диссертант анализировал деятельность 26 учреждений культурно-досугового типа г. Орла и Орловской области (12 учреждений), г. Химки и Московской области (6 учреждений), г. Рязани и Рязанской области (5 учреждений), г.

Тамбова и Тамбовской области (3 учреждения).

Формирующая часть опытно-экспериментальной работы проводилась на базе Городского Центра культуры (г. Орел) и Учебно-методического центра Орловского государственного института искусств и культуры.

Организация исследования. Исходя из предмета и задач исследования последовательность проведения этапов исследовательской работы была выстроена следующим образом:

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Воронин, Игорь Игоревич

Выводы из второй главы

1. Формирование культуры досуга молодежи в процессе организации музыкально-развлекательных программ осуществляется на основе включения их участников в различные виды культурно-досуговой деятельности, что обеспечивает возможность для реализации дифференцированного подхода, достижения вариативности в выборе форм проведения музыкально-развлекательных программ, усилении развивающего компонента в выборе музыкального материала, его информационно-просветительского сопровождения.

2. Система критериев для оценки комплекса качеств, характеризующих личность и её деятельность, направленную на эффективную организацию своего досуга в контексте организации музыкально-развлекательных программ включает: ценно стно-ориентационный критерий (наличие устойчивых и социально-одобряемых ценностных ориентаций в сфере досуга, в сфере музыкальной культуры; наличие собственных художественно-творческих убеждений в отборе форм организации свободного времени); эмоционально-смысловой критерий (наличие сложившихся знаний о музыке, в том числе современной; уровень познавательно-творческой активности; уровень эмоционально-чувственного удовлетворения от участия в музыкально-развлекательных программах; потребность в новых эмоциональных впечатлениях и знаниях, умениях, навыках, позволяющих наиболее полно осваивать музыкальную культуру; умение программировать свое свободное время); творческо-деятельностный критерий (практические умения художественно-творческой деятельности; стремление к творческой самореализации; владение различными умениями и навыками художественно-творческой деятельности; навык досуговой самоорганизации и ответственного досугового поведения).

3. Эффективная педагогическая программа реализации воспитательного потенциала молодежных музыкально-развлекательных программ в учреждениях культуры, предполагает с одной стороны, педагогическую модерацию и регулирование параметров технологической деятельности учреждений культуры, напрямую определяющих содержание и форму музыкально-развлекательных программ в соответствие с задачами повышения уровня культуры досуга молодежи, а с другой целенаправленное изменение параметров включенности молодежной аудитории в музыкально-развлекательную программу.

164

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая результаты проведенного исследования мы отмечаем, что его выводы подтверждают правомерность выдвинутой гипотезы и положений, выносимых на защиту, что дает основания признать достигнутой поставленную цель и решение задач исследования.

В ходе исследования на большом теоретическом и эмпирическом материале обоснован вывод о том, что особенность воспитательного потенциала современных культурно-досуговых программ заключается в создании ими педагогических условий для удовлетворения потребностей в общении и совместной досуговой деятельности; воспитания социальной активности; участия в позитивно направленной деятельности. Структура воспитательного потенциала включает следующие компоненты: социальная активность, самореализация и позитивно-направленная деятельность детей, подростков и молодежи.

Воспитательный потенциал деятельности учреждений культурно-досугового типа связан, прежде всего, с решением задачи инкультурации и социализации личности. Это отличает творческую деятельность клубов от творческой деятельности других учреждений (например, театрально-зрелищных учреждений). Участвуя в различных творческих занятиях, клубные посетители осваивают те или иные социально-культурные нормы, совершенствуют свой повседневный образ жизни, повышают уровень своей эстетической культуры. Причем клубные учреждения имеют свою специфику в процессе инкультурации и социализации личности благодаря массовости и разнообразию предлагаемых форм культурной деятельности.

Важной характеристикой воспитательного потенциала культурно-досуговых программ на наш взгляд, является то, что в них содержится возможность для перевода внешних требований общества к культуре досуга во внутренние потребности представителей молодого поколения.

Следовательно, саму культуру досуга можно рассматривать как интегрированную цель воспитательного процесса в учреждениях культуры и как результат реализагрш их воспитательного потенгщала.

Культура досуга - совокупность качественных характеристик деятельности молодого человека, отражающих его ценностные ориентации в сфере свободного времяпрепровождения (рекреации, развлечения и саморазвития), что определяет развитие творческого потенциала личности, формирование духовно-нравственных и эмоционально-волевых качеств человека, его чувств, убеждений и привычек, реализации компенсаторных возможностей досуга.

В понятии «культура досуга» органично сочетаются с одной стороны, внешняя оценка действий личности в сфере рекреации, развлечения и развития, которую дает общество (социальные группы), а с другой -внутренний план самооценки личностью собственного опыта досуговой деятельности, являющийся самостоятельным компонентом. Так выделены три уровня «культуры досуга»: 1. Уровень ценностных ориентаций (досуговый запрос (цель), проектируемый личностью относительно терминальных и инструментальных ценностей); 2. Уровень досуговой деятельности (активная реализация личностью досуговых потребностей); 3. Эмоционально-смысловой уровень (оценка обществом и самооценка личностью действий в сфере досуга).

Исходя из этого педагогический потенциал культурно-досуговых программ в учреждениях культуры раскрывается как органичное сочетание базовой функции коммуникации и основных социокультурных функций досуга (функция рекреации, функция развлечения, функция развития), определяющих содержание досуга всех слоев населения, в том числе и молодежи. При этом культура досуга определяется как единство и целостность уровней ценностных отношений личности к каждой из этих функций.

В диссертации показано, что музыкально-развлекательные программы для молодежи, органично объединяющие различные виды искусства, могут реально удовлетворять эстетические и коммуникативные потребности молодых людей. Однако встреча с подлинным искусством, прежде всего с хорошей музыкой, не всегда входит в круг актуальных потребностей молодежной аудитории. Молодежь или не желает «встретиться» с прекрасным, или просто не готова к этой встрече ни эмоционально, ни интеллектуально. Таким образом, возможности искусства в социализации молодежи используются не в полной мере. Именно поэтому необходимо изучать особый воспитательный потенциал культурно-досуговых программ, в том числе музыкально-развлекательных.

В ходе диссертационного исследования всесторонне раскрыта педагогическая сущность процесса формирования культуры досуга как единства базовой функции коммуникации и основных социокультурных функций досуга (функция рекреации, функция развлечения, функция развития), определяющих содержание досуга всех слоев населения, в том числе и молодежи. При этом в диссертации сделан методологический вывод о том, что культура досуга раскрывается как единство и целостность уровней ценностных отношений личности к каждой из этих функций.

Нами сделан вывод о том, что функциональная природа культуры досуга имеет национально-культурную и социально-демографическую специфику, которая наиболее ярко прослеживается в различных возрастных группах населения. Молодежь при этом является особой возрастной группой, которая активно формирует собственную культуру досуга, отличающуюся высокой степенью изменчивости, открытости к новым формам досуга, слабой зависимостью от устоявшихся в обществе классических образцов. Все это дает возможность охарактеризовать сферу досуга молодежи как сферу постоянного эксперимента, в котором новые поколения проверяют социальную, содержательную, организационно-технологическую значимость новых культурных форм. Этот процесс не должен уходить из сферы социокультурной регуляции, которая осуществляется обществом в процессе организации различных форм культурно-досуговой деятельности в учреждениях культуры.

В диссертации показано, что педагогическая регуляция в процессе подготовки и проведения музыкально-развлекательных программ осуществляется через:

- тематические музыкально-развлекательные программы, которые выступают основным средством для постановки воспитательно-образовательной цели, а также решения ряда организационно-методических задач, необходимых для проведения мероприятия;

- руководителя культурного проекта;

- исполнителей, которые непосредственно участвуют в достижении поставленных воспитательных, образовательных и развивающих целей посредством организации музыкально-творческой деятельности;

- зрителей музыкально-развлекательных программ, которые также выступают субъектом данного процесса посредством организации своего культурного досуга, развлечений и отдыха.

Все эти составляющие тесно связаны между собой и не могут друг без друга существовать, хотя реализуют различные задачи, поставленные руководителем музыкально-развлекательной программы.

В диссертации выявлена совокупность педагогических условий, определяющих эффективность воспитательного потенциала музыкально-развлекательных программ в учреждениях культуры, основывается на базовых принципах культурно-досуговой деятельности:

Кроме того, базовым условием становится реализация дифференцированного подхода, в котором полно и всесторонне должны быть учтены возрастные и другие социально-демографические особенности молодежной аудитории. При этом, с позиции педагогической теории социально-культурной деятельности важно указать на необходимость целенаправленного формирования ценностных приоритетов, которые определяют выбор молодыми людьми средств и форм социально-культурной деятельности для досугового общения; для рекреации (снятие утомления восстановление растраченных физических сил и релаксация); развлечения (гедонистическая функция, досуговые занятия, призванные дать человеку возможность повеселиться, прилично провести время, поднять настроение), развития (совершенствование личности в культурном отношении).

Воспитывающий характер музыкально-развлекательной программы осуществляется посредством специальной организации общения педагога-руководителя с участниками мероприятия. В процессе подготовки и проведения программы формируются определенные взгляды, убеждения, отношение и качества личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных понятий, норм и требований.

В диссертации обоснована и разработана авторская типология основных форм музыкально-развлекательных программ, рассчитанных на молодежную непрофессиональную аудиторию (по критерию художественно-деятельностной доминанты):

- пластико-хореографическая доминанта (молодежная дискотека, музыкально-танцевальные вечера, бал);

- информационно-просветительская доминанта (тематический вечер, музыкальная гостиная и др.);

- зрелищно-развлекательная доминанта (гала-концерт, тематический концерт, музыкальная шоу-программа и др.)

- конкурсно-игровая доминанта (музыкальный конкурс, театрализованная музыкальная викторина и др.).

Педагогическую модель реализации воспитательного потенциала музыкально-развлекательных программ для молодежи можно рассматривать как систему педагогических принципов и функций культурно-досуговой деятельности, которые обуславливают всю логику и последовательность организации и проведения музыкально-развлекательных программ в учреждениях культуры.

Реализация воспитывающей функции музыкально-развлекательной программы требует при организации процесса подготовки, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно выбранных задач воспитания на современном этапе развития общества. В современных условиях она предполагает формирование научного мировоззрения, материалистического понимания законов природы, общества и мышления; формирование отношений участников мероприятия к природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим, в конечном итоге выражающихся во взглядах, идеалах, убеждениях; воспитание моральных качеств личности, волевых черт характера и соответствующих социально приемлемых форм поведения. Важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функции при проведении музыкально-развлекательных программ в учреждениях культуры является формирование мотивов познавательной и творческой деятельности, изначально определяющих ее успешность.

В сложном процессе подготовки и проведения, различных культурно-досуговых, музыкально-развлекательных программ специалисты учреждений культуры специалисты имеют дело со многими компонентами, пользуются многими выразительными средствами, приводя их во взаимодействие. От того, насколько они органично связаны, в какой мере служат образному воплощению темы той или иной программы, в конечном счете зависят художественный уровень и степень воздействия на аудиторию.

Одним из важных элементов такой программы является музыка. Ее роль в художественно-образном решении того или иного мероприятия поистине велика. Музыка как ни один другой вид искусства способна с большой силой и всеобъемлющей полнотой передать чувства и мысли, различные эмоциональные состояния человека. Диапазон этих состояний и переживаний, выражаемых музыкой, безграничен.

Следует отметить, что музыкальное оформление музыкально-развлекательной программы представляет определенную трудность. Это связано прежде всего с тем, что вопросы теории и практики музыкального оформления досуговых, музыкально-развлекательных программ почти не разработаны в культуроведческой литературе, кроме некоторых, встречающихся в методических работах. До сих пор не создано ни одного учебного пособия или практического руководства, в котором содержались бы элементарные сведения о закономерностях использования музыки в различных формах культурно-досуговой деятельности.

Прежде всего следует классифицировать музыку. Музыкальное оформление - это включение в музыкально-развлекательную программу музыки всех жанров и форм: вокальной, инструментальной, хоровой, фрагментов симфонических произведений, народной, духовой, эстрадной - в живом звучании и в виде музыкальных фонограмм.

Каждая музыкально-развлекательная программа имеет свои специфические особенности, требующие определенного музыкального решения в соответствии с тем, где она проводится: во дворце культуры, на улице, на стадионе, в парке и т.д. Однако, несмотря на их жанровое разнообразие и условия проведения, музыку в музыкально-развлекательной программе можно классифицировать следующим образом: музыкальный пролог, музыкальный эпизод, музыкальный номер, музыкальный антракт, музыкальный финал, музыка по ходу действия.

Педагогическая специфика процесса формирования культуры досуга заключается в единстве социокультурных функций досуга (функция коммуникации, функция рекреации, функция развлечения, функция развития). Ведущая роль в процессе формирования досуга культуры молодежи принадлежит эффективному использованию потенциала социально-культурной сферы.

Проведенная опытно-экспериментальная работа подтверждает, что эффективная педагогическая программа реализации воспитательного потенциала молодежных музыкально-развлекательных программ в учреждениях культуры, предполагает с одной стороны, педагогическую модерацию и регулирование параметров технологической деятельности учреждений культуры, напрямую определяющих содержание и форму музыкально-развлекательных программ в соответствие с задачами повышения уровня культуры досуга молодежи, а с другой целенаправленное изменение параметров включенности молодежной аудитории в музыкально-развлекательную программу.

Подводя итоги рассмотрения специфики культурно-досуговой деятельности в системе инкультурации и социализации личности, мы приходим к следующему обобщающему выводу - учреждения культуры в настоящее время сохраняют свою уникальность и востребованность в качестве центров и пространств организуемого межличностного общения с использованием разнообразных видов культурной деятельности, обеспечивающих культуротворческую значимость этого общения. В целом эта работа определяется задачами применения разнообразных педагогических методов и технологий, в ряду которых одно из важнейших мест занимает педагогическая регуляция.

Эффективность технологий, в которых реализован потенциал педагогической регуляции зависит в основном от учета разнообразных социкультурных и досуговых ориентаций различных групп населения, построения всей стратегии социально-культурной деятельности на основе функциональной модели досуговых потребностей молодежи, фиксирующей распространенные в повседневной жизнедеятельности типы и формы досугового поведения;

Музыкально-развлекательные программы для молодежи в учреждениях культуры являются уникальным пространством социализации и инкультурации личности, прежде всего благодаря возможности организации разнообразных ситуаций социального взаимодействия культуротворческого характера, способствующих совершенствованию образа жизни молодых людей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Воронин, Игорь Игоревич, 2011 год

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. - 229 с.

2. Абушенко B.JI. Самосознание // Новейший философский словарь / Сост. A.A. Грицанов. Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - С. 672-673.

3. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации : Учебное пособие для студентов вузов / Г. А. Аванесова. -М.: Аспект Пресс, 2006. 236 с.

4. Аверьянов А.И. Психолого-педагогические условия организации социального взаимодействия в театральном объединении подростков: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1994. - 17 с.

5. Адорно Теодор В. Избранное: Социология музыки. М.; СПб.: Университетская книга, 1998. - 445 с.

6. Азарова Р.Н. Социально-педагогическая организация досуга учащейся молодежи: Дис. . доктора педагогических наук: 13.00.05. М., 2005. -373 с.

7. Акимова JI.A. Социология досуга: Учеб. пособие / Л. А. Акимова ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. М. : МГУКИ, 2003. - 123 с.

8. Акинфиев, С.Н. Жанровая структура российского развлекательного телевидения: автореферат дис. . кандидата филологических наук : 10.01.10 / Акинфиев Сергей Николаевич; Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Москва, 2008. - 21 с.

9. Актуальные проблемы развития технологий социально-культурной деятельности. Тамбов, 2002. - 134 с.

10. Актуальные проблемы социально-культурной деятельности / Ред. кол. Т.Г. Киселева (отв. ред.), Б.Г. Мосалев, Ю.А. Стрельцов: Сб. статей. -М.: МГУК, 1995. 121 с.

11. Актуальные проблемы социокультурного менеджмента: Сб. науч. тр. / Под науч. ред. В.М. Чижикова, Г.Н. Новиковой. М.: МГУКИ, 2002. -153 с.

12. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. -М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1996. 494 с.

13. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Изд-во Ленингр. унта, 1968. - 334 с.

14. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания: основы педагогики творчества. Казань, 1988. - 238 с.

15. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. -415 с.

16. Андреева JI.M. Социально-педагогические условия поддержки молодежных инициатив в регионе: Дис канд. . пед. наук: 13.00.02. -Кострома, 2007. 170 с.

17. Антонова И.В. Проблема личностной идентичности // Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Бахрах-М, 2000. - С. 471 - 487.

18. Ариарский М.А. Прикладная культурология. 2-е изд., испр. и доп. -СПБ.: Изд-во «ЭГО», 2001. - 288 с.

19. Ариарский М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. СПб., 2008. - 792 с.

20. Арнольдов А.И. Введение в культурологию: (Новая расширенная редакция). Учеб. пособие. М.: Нар. Акад. культуры и общечелов. ценностей, 1993. - 352 с.

21. Арнольдов А.И. Цивилизация грядущего столетия. Культурологические размышления. М.: Грааль, 1997. - 328 с.

22. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд -во Моск. ун-та. - 1990. -376 с.

23. Афанасьев В.Г. Общество: Системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. - 432 с.

24. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. - 368 с.

25. Бабанский Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. М: Педагогика, 1982. - 192 с.

26. Безрукова О.Н. Социология молодежи: Учебно-методическое пособие. / Факультет социологии СПбГУ. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. -35 с.

27. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. М., 1996.-317 с.

28. Беляева Л.А. Педагогическая деятельности как категория педагогики и философии // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е.В. Ткаченко. Вып. 1. - Екатеринбург, 1995. - С. 36-45.

29. Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1993. - 126 с.

30. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. - 383 с.

31. Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г. Социальное прогнозирование. Курс лекций. М.: Пед. общ-во России, 2001. - 392 с.

32. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х тт. М.: Просвещение, 1979.

33. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: НПО «МО-ДЭК», 1995. - 352 с.

34. Бондаревская Е.В. Феноменологический анализ современных концепций воспитания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. Волгоград, Перемена, 2004. - С.8

35. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. - № 4. - С. 29 -35.

36. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования: логико-методологические проблемы. СПб.: Издательство РХГИ, 2001. - 512 с.

37. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. -181 с.

38. Вазина К .Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства. Челябинск, 1997. - 240 с.

39. Василенко H.H. Социализация молодежи в условиях социокультурного кризиса: Дис. . канд. соц. наук: 22.00.06. -Рост/ н Д., 2004. 158 с.

40. Вачков И.В. Основы психологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Издательство Ось-89, 1999. - 176 с.

41. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. М.: Педагогика, 1988. - 179 с.

42. Вибе Т. А. Педагогика взаимодействия клубного учреждения и молодежного объединения: Автореф. дис. . канд. пед. наук. JL, 1990. - 15 с.

43. Возраст // Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. Спб., 2003. - С. 78-79.

44. Волков В.Б. Тренинг социальной активности. СПб.: Речь, 2005. -184 с.

45. Воловик, А.Ф., Воловик, В.А. Педагогика досуга: Учебник. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. - 240 с.

46. Волощенко, Г.Г. Досуг как явление культуры: генезис и развитие : диссертация . доктора культурологии : 24.00.01 / Кемер. гос. ун-т культуры и искусств. Омск, 2006. - 249 с.

47. Воробьев В.П. Социализация в переходном обществе: Теоретическое моделирование и социокультурный контекст: Дис. . д-ра соц. наук: 22.00.01. Пенза, 2001. - 350 с.

48. Воронин, И.И. История развития досуга в России // Созидательная миссия культуры: сборник научных статей / под науч. ред. Л.С. Жарковой. -М.: МГУКИ, 2008. С. 186 - 190.

49. Воронин, И.И. Педагогическая регуляция в технологической системе культурно-досуговой деятельности // Вестник МГУКИ. М.: МГУКИ, 2009.-№6.- С. 149-153.

50. Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: Взаимодействие. М.: Знание, 1981. - 96 с.

51. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989. - 159 с.

52. Голубева Т.Л. Песня в общении молодежи. М.: Музыка, 1988. - 176 с.

53. Горюнова, Л.О. Социокультурные аспекты формирования музыкальных предпочтений современной российской молодежи: диссертация . кандидата социологических наук: 22.00.06. Саратов, 2004.- 181 с.

54. Гусейнов, И.Г. Реализация воспитательного потенциала развлекательно-игрового общения: диссертация . кандидата педагогических наук : 13.00.05. СПб., 1994. - 163 с.

55. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического экспериментально психологического исследования. -М.: Педагогика, 1986. - 239 с.

56. Данилова О.Н. Социология искусства в новых условиях // Время культуры и культурное пространство: Сборник тезисов докладов международной научно-практической конференции. М.: МГУКИ, 2000.-С. 33-34.

57. Дербенева, Г.В. Воспитательный потенциал современного детского общественного движения : На примере малого города : автореферат дис. . кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ом. гос. пед. ун-т. -Омск, 2004. 22 с.

58. Доманов A.C. Культура досуга как фактор развития личности в культурно-образовательном пространстве вуза: Диссертация кандидата социологических наук: 22.00.06 / Доманов Александр Стефанович; Место защиты: Юж. федер. ун-т. Ростов-на-Дону, 2009. - 155 с.

59. Дуликов В.З. Организационный процесс в социокультурной сфере : Учеб. пособие. / В. 3. Дуликов ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. -М. : МГУКИ, 2003. 87 с.

60. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. -М., 1991.

61. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность с детьми и подростками : Учеб. пособие / И. Н. Ерошенков ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. М. : МГУКИ, 2001. - 202с .

62. Жарков А.Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технологии : Учеб. пособие для вузов культуры и искусств. 4.1 / А. Д. Жарков ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. М. : МГУКИ, 2003.- 187с.

63. Жарков А.Д. Организационно-методические основы культурно-просветительной деятельности: Автореф. дисс. доктора пед. наук: 13.00.05.- Л., 1990.-41 с.

64. Жарков А.Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология. Ч. II - М.: МГУКИ, 2004. - 216 с.

65. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. - 480 с.

66. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие-3-е изд. испр. и доп. М.: МГУКИ, 2003. - 225 с.

67. Жаркова Л.С. Организация деятельности учреждений культуры: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. М.: Издательский дом МГУКИ, 2010. - 396 с.

68. Жаркова Л.С., Жарков А.Д., Чижиков В.М. Социально-культурная деятельность: теория, практика и методика научных исследований: Учебное пособие. М., 1994. -112 с.

69. Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. Динамика ценностных ориентаций молодёжи в период реформ// Молодёжь в условиях социально-экономических реформ: Материалы международной научной конференции. -СПб., 1995. -С.5-13.

70. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2002. - 512 с.

71. Ильинский, И.М. Молодежь и молодежная политика / Игорь Ильинский. М.: Голос, 2001. - 692 с.

72. Исаенко В.П. Лидерская направленность в деятельности специалиста социально-культурной сферы : Моногр. / В. П. Исаенко ; Моск. гос. унт культуры и искусств. М. : МГУКИ, 2002. - 148 с.

73. Исаенко В.П. Детские объединения в клубах. М.: Сов. Россия, 1987. -118с.

74. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. - 184 с.

75. Каган М.С. Философия культуры. СПб: Петрополир, 1996. - 416 с.

76. Казакова А.Г. Современные педагогические технологии в дополнительном профессиональном образовании преподавателей. М.: ИПО, Профиздат. 2000.-200 с.

77. Касаткин, О.В. Досугово-развлекательные телевизионные программы для молодежи как явление молодежной субкультуры: автореферат дис. . кандидата культурологии: 24.00.01 / Гос. акад. славян, культуры. -Москва, 2010. 34 с.

78. Катаев С.Л. Музыкальные вкусы молодежи // Социологические исследования. 1986. - №4. - С.45-54.

79. Квитков М.Г. Педагогические условия самореализации молодежи в общественных организациях: Дисс. . кандидата педагогических наук: 13.00.01. Омск, 2000. - 160 с.

80. Кернерман М.В. Специфика технологии организации концертно-зрелищной программы для молодежи // Вестник МГУКИ. М, 2009. -№6.-С. 77-79.

81. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.

82. Клейберг Ю.А. Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в сфере досуга: Дис. . д-ра педагогических наук: 13.00.05.-СПб., 1995.-430 с.

83. Комиссарова, С.А. Деятельность клубных учреждений в пространстве инкультурации и социализации личности // Вестник московского государственного университета культуры и искусств. М, 2010. - №1. -С. 104- 106.

84. Комиссарова, С.А. Культуротворческий потенциал государственных учреждений клубного типа в современных условиях: автореферат дис. . кандидата культурологии: 24.00.01 / Гос. акад. славян, культуры. -Москва, 2010. 17 с.

85. Комиссарова, С.А. Социально-культурная сущность клубных учреждений // Вестник славянских культур. М.: ГАСК, 2008. - №3-4 (X). - С.159-167.

86. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 254 с.

87. Куликов, Е.М. Музыкальные предпочтения как дифференцирующий и интегрирующий фактор российской молодежной субкультуры: диссертация . кандидата социологических наук: 22.00.06. Ставрополь, 2004. - 165 с.

88. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под научной редакцией академика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова. М.: МГУК, 1998.-461 с.

89. Культурология. XX век. Словарь. Санкт-Петербург: Университетская книга, 1997. - 640 с. - (Культурология. XX век).

90. Левикова С.И. Молодежная культура / С. И. Левикова. М. : Возовская кн., 2002. - 359с.

91. Леныиин, В.П. Формирование массового сознания молодежи в современном обществе: Социально-философский аспект исследования : автореферат дис. . доктора философских наук : 09.00.11 / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Москва, 2004. - 53 с.

92. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

93. Литвак P.A. Педагогические основы деятельности детских общественных объединений в современных условиях: Автореф. дис. д-ра пед наук. Екатеринбург, 1997. - 46 с.

94. Литвак P.A. Социализация личности ребенка в деятельности детских общественных объединений Челябинск, 2000. - 167 с.

95. Лихачев Д.С. Прошлое будущему: Статьи и очерки. - Л., 1985. -198 с.

96. Макаренко A.C. Методика организации воспитательного процесса // Пед. соч.: В 7 т. М.: Педагогика, 1984. - Т. 5. - С. 9-102.

97. Марков А.П. Отечественная культура как предмет культурологии: Учебное пособие для студентов вузов культуры,искусства, педагогических и гуманитарных вузов. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, 1996. -286 с.

98. Марков А.П., Бирженюк Г.М. • Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. Санкт-Петербург, 1997. - 262 с.

99. Махарадзе М.Ш. Интегративное взаимодействие педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры: Автореферат дис. . кандидата педагогических наук. М., 2009. - 24 с.

100. Минюшев Ф.И. Социология культуры. М.: Академ. Проект, 2004. - 272 с.

101. Михайлова Л.И. Социология культуры: учебное пособие. М. ФАИР-ПРЕСС, 1999.

102. Могалюк Е.М. Социально-культурная деятельность молодежных общественных объединений как фактор самореализации личности: Дисс. . кандидата педагогических наук: 13.00.05. Москва, 2001. -210 с.

103. Молодежная культура: Молодежь и проблемы современной художественной культуры. Сб. науч. тр./Ред. сост. С. Н. Добротворский и др. Л.: ЛГИТМИК. 1990. -21 с.

104. Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику. М.: Институт практической психологии, 1997. - 365 с.

105. Мудрик A.B. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

106. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: Словарь-справочник. Омск, 1992. -182 с.

107. Новаторов В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере: Монография. Омск: Омич, 2000. - 288 с.

108. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности. М.: МГУКИ, 2004. - 212 с.

109. Новикова Г.Н. Технология как механизм управления социально-культурной деятельностью. //Актуальные проблемы социокультурного менеджмента. -М., 2002. С. 28-44.

110. Огородников, Ю.А. Искусство и его роль в социализации человека: Социально-философский анализ: Автореф. дис. . доктора философских наук. М., 1996. - 30 с.

111. Оленина Г.В. Педагогические потенциалы социально-культурного проектирования и коммуникационного продвижения добровольческих инициатив учащейся молодежи: Монография. -Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2008. 270 с.

112. Паршиков H.A. Системный подход к основным видам деятельности в вузах культуры и искусства: Монография. М.: МГУКИ, 1999.-209 с.

113. Пашкина Л.Н. Социально-культурные условия воспитания инициативности участников молодежных общественных организаций: Дис. кандидата педагогических наук. Москва, 2010. - 220 с.

114. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B.C. Кукушина. -Серия «Педагогическое образование». Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002. - 320 с.

115. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, JI.C. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 е.: ил.

116. Положение молодежи в России: Аналитический доклад / ЮНЕСКО; М.Л. Агранович (рук. авт. кол-ва), Н.Ю. Королева, A.B. Полетаев, И.В. Селиверстова, И.Ю. Сундиев, A.B. Фатеева. М.,: Издательский комплекс «Машмир», 2005. - 168 с.

117. Развлекательная культура России XVIII-XIX вв.: Очерки истории и теории: Сборник. / Рос. акад. наук, Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры Рос. Федерации; [Ред.-сост. Е.В. Дуков]. СПб.: ДБ, 2000. -520 с.

118. Рыбакова Н.В. Досуг молодежи в культурном пространстве современного города: Автореф. дисс. . канд. философских наук. -Саратов, 2008.-24 с.

119. Рыкова, C.B. Воспитательный потенциал поликультурного образования и его реализация в современной школе : автореферат дис. . кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. Москва, 2005. - 21 с.

120. Саркитов Н.Д. Социальные функции рок-музыки. М.: Вече Аст, 2000. - 340 с.

121. СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. -М.: Народное образование, 1998. -256 с.

122. Сергеев В.К. Молодёжная субкультура в условиях мегаполиса. -М., ИСПИ РАН, 1999. 123 с.

123. Смирнов Г.А. Субъекты культурной политики России : Лекция / Г. А. Смирнов ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. М., 2001. - 30 с.

124. Соколов A.B. Феномен социально-культурной деятельности. -СПб.: СПбГУП, 2003. 204 с.

125. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. Л., 1977. -207 с.

126. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

127. Социальная педагогика: Моногр. / А. И. Арнольдов и др. ; Под ред. В.Г.Бочаровой. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 366 с.

128. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности СПб., 1999 - 222с.

129. Стрельцова Е.Ю. Этнохудожественная культурология : Учеб. пособие. 4.2 / Е. Ю. Стрельцова ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. М. : МГУКИ, 2004. - 199 с.

130. Сукало A.A. Педагогика профилактики социальных отклонений в сфере подростково-молодежного досуга: Дис. . д-ра пед. наук. СПб., 1996.-337 с.

131. Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен: Учебное пособие. Спб.: Изд-во СПбГУКИ, 2003. - 208 с.

132. Суртаев В.Я. Миры культуры глазами молодых: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2004. - 288 с.

133. Суртаев В.Я. Молодежный досуг как социально-педагогическое явление: Дис. . д-ра пед. наук. Спб., 1995. - 332 с.

134. Суртаев, В.Я. Молодежный досуг как социально-педагогическое явление : автореферат дис. . доктора педагогических наук : 13.00.05 / С.-Петербург, гос. акад. кул-ры. Санкт-Петербург, 1995. - 33 с.

135. Суртаев, В.Я. Молодежь и искусство. Санкт-Петербург, 2002. -352 с.

136. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х тт. Сост. О.С. Богданова. В.З. Смаль. М.: Педагогика, 1979.

137. Тесленко А.Н. Организация и самоорганизация молодежи в процессе социализации. -Томск: ИОМ СО РАН; Изд-во «Седиал», 2001.-99 с.

138. Тесленко А.Н. Социализация молодежи: педагогика отношений в социуме. -Алматы-Астана: АГУ им.Абая, Институт управления, 2002. -236 с.

139. Тесленко А.Н. Социализация молодежи: смена парадигм. Монография. -Астана: НИЦ «Евразийство», Изд-во ЕНУ им. Л.Гумилева., 2002. -170 с.

140. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб.: СПбГАК, 1997. - 275 с.

141. Трегубов Б.А. Свободное время как фактор формирования личности студента: диссертация . кандидата философских наук: 09.00.02. Ленинград, 1983. - 249 с.

142. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление Б. А. Трегубов; Калинингр. гос. ун-т. СПб., Изд-во С.Петербург. ун-та, 1991. - 151 с.

143. Турбина, Т.А. Культурно-досуговая деятельность как средство развития социальной активности современных подростков: Автореферат дис. . кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2007. - 19 с.

144. Тюрина Л. А. Культуротворческие технологии как фактор формирования досуговой культуры молодежи: Дисс. . канд. пед. наук. -Тамбов, 2007.- 171 с.

145. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды / Д.И. Фельдштейн. 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. — 672 с.

146. Флиер А .Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие. М.: Академический проект, 2000. - 496 с.

147. Флиер А.Я. Регуляция социокультурная // Культурология. XX век. Словарь. Санкт-Петербург: Университетская книга, 1997. - С. 369-373.

148. Художественная жизнь современного общества: В 4-х т. Т. 2. Аудитория искусства в России: вчера и сегодня / Отв. редактор Ю.У. Фохт-Бабушкин. - Санкт-Петербург: РАН, Гос. ин-т искусствознания, 1997.-213 с.

149. Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). -СПб.: Питер Пресс, 1997. 608с.

150. Чупров В.И. Развитие молодежи: концептуализация понятия // Молодежь России: социальное развитие / Отв. ред. Н.С. Слепцов. М., 1992.-С. 6-22.

151. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т./ Под ред. Н.П.Кузина и др. М.Д980.-Т.1. -304 с.

152. Юрина, Г. А. Воспитательный потенциал педагогических ситуаций : автореферат дис. . кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Галина Александровна Юрина. Москва, 1989. - 18 с.

153. Ярошенко H.H. Социально-культурная деятельность: Парадигмы, методология, теория: Монография. М.: МГУКИ, 2000. - 204 с.189

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.