Развитие творческой активности студентов-дизайнеров вузов в процессе проектирования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Искра, Ирина Сергеевна

  • Искра, Ирина Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 170
Искра, Ирина Сергеевна. Развитие творческой активности студентов-дизайнеров вузов в процессе проектирования: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2015. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Искра, Ирина Сергеевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

§ 1. Развитие творческой активности студентов-дизайнеров как психолого-

педагогическая проблема

§ 2. Обучение дизайну упаковки и выявление его возможностей для

развития творческой активности студентов

Выводы

ГЛАВА II. ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДИЗАЙНА УПАКОВКИ

§ 1. Исследование исторических и современных тенденций дизайна

упаковки: международный и российский опыт

§ 2. Особенности проектирования дизайна упаковки с позиции технологии,

функции и символики

Выводы

Глава III. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УПАКОВКИ

§ 1. Педагогические условия и методы развития творческой активности студентов в процессе проектирования упаковки: описание и обобщение

результатов экспериментального исследования

§ 2. Критерии оценки творческой активности студентов и методика определения ее уровней сформированности как системного и комулятивного

качества личности

Выводы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие творческой активности студентов-дизайнеров вузов в процессе проектирования»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Важнейшей чертой современного образовательного процесса является его направленность на подготовку личности к активному освоению перемен, развитие потребности в творческом подходе к организации социально-значимой деятельности. К основным изменениям в характере обучения в последние десятилетия относится ориентация на развитие творческого потенциала личности. Особое значение данный подход приобретает в подготовке студентов-дизайнеров. Преподаватели факультетов дизайна заинтересованы в использовании современных образовательных технологий для подготовки успешно решающих профессиональные и жизненные задачи выпускников вуза. В подготовке студентов-дизайнеров проектная деятельность формирует основы профессиональных компетенций. Специфика дизайнерского проектирования - представление каждой вещи не только с точки зрения пользы и красоты, но и во всём многообразии её связей в процессе функционирования, - требуют от выпускника вуза эффективного использования своего творческого потенциала для успешной инновационной деятельности. Задача педагога - создать благоприятные условия, чтобы студенты-дизайнеры могли достигнуть высокопрофессиональной самореализации. В этой связи становится актуальным обучение студентов-дизайнеров проектированию упаковки и развитие у них творческой активности в исследуемом процессе.

Как известно, методика обучения дизайну является частью общей методики преподавания изобразительного искусства, поэтому она основана на общедидактических принципах, а также на общих подходах к обучению изобразительному искусству. В нашем исследовании мы продолжим изучение специфики методики обучения дизайну, выраженную в том, что она направлена на реализацию основополагающих принципов и средств дизайна, а также на решение проектных задач применительно к различным видам дизайн-объектов, в частности дизайна упаковки.

Актуальность темы исследования обусловлена противоречием между

3

возрастающей потребностью общества в творческих дизайнерах, специализирующихся на упаковке, и существующей системой образования, не готовящих таких специалистов на должном уровне.

Данное противоречие служит основанием для выдвижения проблемы нашего исследования: каковы педагогические условия и методика развития творческой активности студентов-дизайнеров в высшей школе в процессе проектировании упаковки?

Степень научной разработанности проблемы:

Базовым материалом для нашего диссертационного исследования послужили труды в области философии, эстетики, семиотики, психологии, теории и методологии дизайн-проектирования Н. Воронова, А. Грашина, Е. Жердева, А. Иконникова, Т. Мазуриной, Ю. Назарова, Ч. Пирса, В. Сидоренко, Н. Соловьёва, С. Хан-Магомедова и др. А также интернет-ресурсы, рекламных агентств, разрабатывающих фирменный стиль, рекламные плакаты, дизайн упаковки и этикеток. Теоретические и практические задачи дизайна в его прикладном, техническом, педагогическом, художественном, а также научном контекстах освещаются в работах В. Рунге, К. Кантора, В. Папанека, И. Розенсона, С. Михайлова и др.

В настоящем исследовании использованы материалы по вопросам методики, технологии и задачам подготовки дизайнеров в высшей школе таких авторов как С.И. Архангельский, Н.М. Сокольникова, Ю.Г. Фокин, И.Ф. Харламов и др.

Вопросы развития творческой активности студентов в средне-специальной и высшей школе в различных видах художественного творчества рассмотрены в диссертациях C.B. Городецкой, Ю.Н. Калугиной, A.B. Марковой, JI.H. Романовой и др.

Концепции креативного обучения и воспитания (В.И. Андреев, И.Б. Ветрова, И.П. Гладилина, Т.С. Комарова, JI.B. Косогорова, Т.Я. Шпикалова и др.) помогли теоретически обосновать и разработать педагогические условия развития творческой активности студентов-дизайнеров.

Недостаток публикаций на тему обучения студентов-дизайнеров проектированию упаковки обусловлен малым количеством исследований теоретических проблем дизайна вообще и проблем преподавания специальных дисциплин по дизайну в высшей школе в частности. Анализ зарубежной и отечественной литературы в области графического дизайна показывает, что, несмотря на всю объемность теоретического материала, отсутствует четко структурированная система, на базе которой можно было бы выявить специфику обучения студентов в вузе дизайну упаковки.

Различным проблемам дизайна упаковки посвятили свои труды М.Е. Бирюкова, O.A. Будникова, Н.Ф. Ефремов, Т.В. Лемешко, Н.Ф. Сбитнева, В.В. Слемзина, И.Н. Смиренный, C.B. Муравьев, A.B. Чуркин и др.

При этом вообще не рассматривались вопросы методики развития творческой активности студентов-дизайнеров в процессе проектирования упаковки в вузе. Недостаточная научная разработанность поставленной проблемы, предопределила тему, объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Цель исследования: разработка психолого-педагогических основ, педагогических условий, содержания, форм и методов развития творческой активности студентов-дизайнеров вузов в процессе проектирования упаковки.

Объект исследования - обучение студентов-дизайнеров проектированию в высшей школе.

Предмет исследования - содержание, формы и методы развития творческой активности студентов в процессе проектирования упаковки в высшей школе.

Научная гипотеза. Развитие творческой активности у студентов-дизайнеров на занятиях по проектированию упаковки в высшей школе будет осуществляться наилучшим образом, если будет обеспечена совокупность следующих условий:

- вырабатывание уверенности в творческих способностях у студентов;

осознание ими необходимости проявления активности в процессе творчества;

5

- обеспечение неразрывной связи теоретического и практического обучения проектированию;

- соблюдение профессиональной последовательности и разработанных методических рекомендаций в процессе проектирования упаковки;

- систематическое введение постепенно усложняющихся проблемных задач и проектных методик в деятельность студентов на занятиях по дизайну упаковки;

- реализация межпредметных связей с другими дисциплинами (компьютерная графика, рисунок, живопись, шрифт) в процессе проектирования упаковки;

- систематический контроль за проектированием студентами упаковки с проведением поэтапных просмотров творческих работ;

- развитие интереса у студентов к дизайнерской деятельности и увлечение их проектированием упаковки.

Задачи:

1. Теоретически обосновать развитие творческой активности у студентов-дизайнеров как психолого-педагогическую проблему.

2. Определить возможности обучения дизайну для развития творческой активности студентов в процессе проектирования.

3. Разработать педагогические условия, обеспечивающие развитие творческой активности студентов-дизайнеров в процессе проектирования упаковки и проверить их эффективность.

4. Изучить и проанализировать исторические и современные тенденции дизайна упаковки: международный и российский опыт.

5. Разработать и экспериментально проверить содержание, формы и методы развития творческой активности студентов-дизайнеров в процессе проектирования упаковки.

6. Разработать критерии оценки творческой активности студентов и методику определения уровней ее сформированности как системного и комулятивного качества личности.

Методологическую основу исследования составляют: положения философии, психологии, педагогики, социологии, посвященные проблеме активности личности, ее психологическим механизмам, а также структуре и специфике художественного творчества, методам педагогического воздействия на его развитие в процессе воспитания и обучения; публикации искусствоведов и теоретиков о дизайне.

Большое значение для данного исследования составили психолого-педагогические изыскания по проблеме творческой активности, таких авторов как: К.А. Абульханова-Славская, Д.Б. Богоявленская, А.И. Крупное, М.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин, Н.Д. Небылицын, В.А. Петровский, С.Л. Рубенштейн, Д.Н. Узнадзе и др., в которых рассматривается структура и динамика, связанных с ней психических процессов, а также различные аспекты ее развития в процессе обучения и воспитания. Педагогические исследования Ю.К. Бабанского, И.Л. Лернера, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина, Н.М. Сокольниковой и др. послужили основой методологии и методики формирования творческой активности студенческой молодежи в условиях высшего образования.

Методологическими ориентирами исследования выступили труды отечественных ученых, объединяемых идеями личностно-ориентированного (Е.В.Бондаревская, В.С.Ильин, А.А.Леонтьев), индивидуально-творческого (О.С.Гребенюк, В.А.Сластенин, Е.И.Шиянов) подходов к исследованию проблем высшего профессионального образования. Особое значение имели работы Л.С. Выготского, Л.С. Кагана, Ломова Б.Ф., Пономарева Я.А. и др., в которых раскрываются движущие силы, условия и механизмы творчества.

Широко использованы работы культурологов в области дизайна (Ж.Бодрияр, О.И.Генисаретский, В.Л.Глазычев, К.М.Кантор, Г.Н.Лола, Ф.А.Львовский, Т.Мальдонадо, С.М.Михайлов, К.И.Рождественский, Н.М.Сокольникова, И.А.Сосунова и др.).

Теоретической основой послужили педагогические и психологические

концепции в области педагогики высшей школы (С.И.Архангельский,

7

В.П.Беспалько, ГА.Бордовский, И.А.Зимняя, И.Ф.Исаев, Н.В.Кузьмина, Г.П.Скамницкая, В.А.Сластенин, Н.Ф.Талызина и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач на разных этапах опытно-экспериментальной работы использовались следующие методы исследования:

- анализ научно-педагогической, методической, искусствоведческой литературы, публикаций и диссертационных исследований по рассматриваемой проблеме;

- изучение и обобщение передового практического опыта преподавания в высших учебных заведениях проектирования упаковки с помощью анализа учебных планов, программ, занятий и творческих работ учащихся, а также беседы с педагогами;

- наблюдения за учебно-творческой деятельностью студентов-дизайнеров на занятиях по проектированию упаковки, систематический анализ их работ и проверка теоретических знаний, путем тестирования, анкетирования;

- разработка и проведение констатирующего и формирующего педагогического эксперимента по выявлению эффективности предлагаемой системы обучения для развития творческой активности в процессе проектирования упаковки.

Экспериментальная база и этапы исследования.

Диссертационное исследование проводилось в период с 2010 г. по 2014 г. Основной базой эмпирических исследований и развивающего эксперимента выступил Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова (факультет дизайна и визуальных искусств). Исследование также проводилось в филиалах МГГУ им. М.А. Шолохова. Общая выборочная совокупность участников исследования составила 140 человек.

Исследование проводилось в три этапа в период с 2010 по 2014 гг.

I этап (2010 г.) - поисково-теоретический: выявлено состояние

проблемы развития творческой активности студентов-дизайнеров в процессе

8

проектирования в научной литературе и педагогической практике. Изучена философская, психолого-педагогическая и искусствоведческая литература, а также обобщен педагогический опыт по проблеме исследования; определено противоречие между потребностями практики и состоянием проблемы на данном этапе; сформулирована гипотеза исследования; определены цели и задачи, экспериментальная база исследования; разработана экспериментальная программа.

II этап (2011-2013 гг.) - опытно-практический: проведены констатирующий и формирующий этапы эксперимента; внедрена экспериментальная программа «Дизайн упаковки»; апробирован комплекс педагогических условий развития творческой активности студентов-дизайнеров в процессе проектирования упаковки; подготовлены статьи по теме исследования.

III этап (2013-2014 гг.) - обобщающий: проведены систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы; подготовлен автореферат и диссертация к защите; разработаны методические рекомендации для преподавателей вузов по развитию творческой активности студентов в процессе проектирования упаковки; опубликованы статьи и пособия по теме исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем внесены существенные дополнения в определение творческой активности у студентов-дизайнеров, определена специфика ее проявления в студенческом возрасте: стремление к новизне, способность быстро находить решения поставленных творческих задач, осуществлять перенос полученных знаний в новую область и др. Творческая активность студентов-дизайнеров рассматривается как системное качество личности, включающее общие свойства социальной активности, и свойства, обусловленные возрастными особенностями студентов, а также особенные черты, характерные лишь для творческой активности проявляемой в процессе проектирования (рассмотрение ее как

меры успешности упаковки). Правомерно исследуемый вид активности

9

считать комулятивной, то есть со временем постепенно концентрирующейся, накапливающейся и развивающейся. Определены и охарактеризованы компоненты творческой активности: мотивационный, операциональный и эмоционально-волевой.

Определены педагогические условия продуктивного развития творческой активности студентов-дизайнеров: вырабатывание уверенности в творческих способностях у студентов; осознание ими необходимости проявления активности в процессе творчества; обеспечение целесообразной последовательности и соблюдение разработанных методических рекомендаций в процессе проектирования упаковки; систематическое введение постепенно усложняющихся проблемных задач и проектных методик на занятиях по дизайну упаковки; реализация межпредметных связей с другими дисциплинами (компьютерная графика, рисунок, живопись, шрифт) в процессе проектирования упаковки; регулярный контроль за проектированием студентов с проведением поэтапных просмотров творческих работ; развитие интереса у студентов к дизайнерской деятельности и увлечение их проектированием упаковки. Творческая активность студентов наиболее эффективно развивается, когда возникает в ней необходимость, создаются условия и возможности для ее проявления. Экспериментально доказано, что при этом необходимо формировать у студентов заинтересованное и ответственное отношение к выполнению задания, осознание ими необходимости проявления активности.

Кроме того, доказано, что проектирование упаковки как творческая деятельность позволяет эффективно развивать творческую активность. При этом студенты должны успешно овладевать такими компонентами дизайна как оригинальность концептуального замысла; формообразование, композиция, цвет, шрифт, стилевое единство, соответствие дизайна упаковки и товара.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что теоретически обоснованы педагогические условия и методика,

способствующая эффективному развитию творческой активности студентов-

10

дизайнеров с личностной и профессиональной точек зрения средствами дисциплины «Дизайн упаковки»; внесен известный вклад в формирование научного знания по проблеме творческой активности как системного и комулятивного качества личности, в частности, специфике ее проявления у студентов-дизайнеров в процессе проектирования упаковки; полученные данные могут быть использованы для дальнейших исследований в областях теории творческой активности, теории обучения проектированию упаковки студентов-дизайнеров.

Практическая значимость исследования состоит в возможности внедрения в практику подготовки специалистов в высшей школе его результатов в виде программы «Дизайн упаковки» и методических рекомендаций, необходимых для развития у студентов-дизайнеров творческой активности.

Развитие творческой активности студентов-дизайнеров обеспечивается формированием профессиональных навыков по проектированию дизайна упаковки, а также развитием творческих качеств личности, ответственного отношения к процессу выполнения задания и полученному результату.

Разработанные методические рекомендации по развитию творческой активности студентов и проектированию упаковки могут быть адаптированы для других видов дизайнерского проектирования в системе высшего, средне-специального и дополнительного образования.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены методологическим обоснованием исходных теоретических положений; объективным анализом состояния проблемы исследования; целью и задачами данной работы соответствующими объекту и предмету; проведением констатирующего и формирующего этапов эксперимента; репрезентативностью экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты диссертационного исследования опубликованы в

статьях в педагогических журналах, сборниках, в том числе рецензируемых

11

научных журналах; в методических пособиях; были представлены и получили положительную оценку на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях, на международном конкурсе студенческих работ по упаковке «Заводной апельсин». Результаты исследования внедрены после проведения эксперимента на факультете дизайна и визуальных искусств МГГУ им. М.А. Шолохова и в его филиалах.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретическое обоснование необходимости развития творческой активности студентов-дизайнеров на занятиях по дизайну упаковки, включающее в себя комплекс основных социальных, художественных и личностных категорий, составляющих проблемное поле творческой активности в современном обществе. Психолого-педагогическая структурно-содержательная характеристика творческой активности студентов высшей школы, а также возрастная специфика ее проявления, заключающаяся в следующем: стремление к новизне, способность быстро находить решения поставленных задач, осуществлять перенос полученных знаний в новую область и др. Творческая активность студентов-дизайнеров рассматривается как системное качество личности, включающее общие свойства социальной активности, и свойства, обусловленные возрастными особенностями студентов, а также особенные черты, характерные лишь для творческой активности проявляемой в процессе проектирования. Правомерно такой вид активности считать комулятивной, то есть со временем постепенно концентрирующейся, накапливающейся и развивающейся. Определены и охарактеризованы компоненты творческой активности: мотивационный, операциональный и эмоционально-волевой. Творческая активность в нашем исследовании одновременно рассматривалась мерой успешности проектирования упаковки.

2. Содержание и задачи программы курса «Дизайн упаковки», разработанные методические рекомендации к этой программе по развитию

творческой активности студентов, базирующиеся на основных теоретических

12

положениях настоящего исследования. Проектирование упаковки как дизайнерская деятельность позволяет эффективно развивать творческую активность, если студенты успешно овладевают такими компонентами дизайна, как оригинальность концептуального замысла; продуктивное формообразование; конструктивная прочность и эргономичность; продуманное композиционное решение; грамотное цветовое решение; стилевое единство упаковки; соответствующая стилю шрифтовая композиция; соответствие дизайна упаковки и упаковываемого товара.

3. Педагогические условия продуктивного развития творческой активности студентов-дизайнеров: вырабатывание уверенности в творческих способностях у студентов; осознание ими необходимости проявления активности в процессе творчества; обеспечение профессиональной последовательности и соблюдение разработанных методических рекомендаций в процессе проектирования упаковки; систематическое введение постепенно усложняющихся проблемных задач и проектных методик на занятиях по дизайну упаковки; реализация межпредметных связей с другими дисциплинами (компьютерная графика, рисунок, живопись, шрифт) в процессе проектирования упаковки; регулярный контроль за проектированием студентов с проведением поэтапных просмотров творческих работ; развитие интереса у студентов к дизайнерской деятельности и увлечение их проектированием упаковки. Творческая активность студентов наиболее эффективно развивается, когда возникает в ней необходимость, создаются условия и возможности для ее проявления.

4. Результаты экспериментального исследования по проблеме развития творческой активности студентов на занятиях по дизайну упаковки, выраженные в количественных и качественных показателях, разработанные группы критериев (отношение к выполнению задания; грамотность и выразительность творческих работ) и методика определения уровней развития творческой активности студентов-дизайнеров высшей школы (высокого,

среднего, достаточного и низкого) подтвердили правильность гипотезы

13

исследования. С методической точки зрения, наиболее важными критериями являются: заинтересованное и ответственное отношение студентов к выполнению задания, а также грамотность и оригинальность дизайна упаковки.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и интернет-источников, приложений.

Глава I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

§ 1. Развитие творческой активности студентов-дизайнеров как психолого-педагогическая проблема

Как известно, основу творческого процесса составляет личностное начало. Само творчество является свойством человеческой личности, признаком определенного этапа ее сформированности. Творчество ценно, поскольку стимулирует развитие и воспитание личности. Главное в творчестве не внешняя активность, а внутренняя - акт создания "идеала", образа мира. Внешняя активность - лишь реализация идеи в окончательном продукте и является второстепенной по отношению к активности внутренней.

Особенности дизайнерского проектирования требуют от выпускника вуза эффективного использования творческого потенциала для успешной инновационной деятельности. Студенты-дизайнеры должны научиться

высокопрофессиональной самореализации, а это невозможно без развития их

1

творческой активности.

Важнейшей чертой современного образовательного процесса является его направленность на подготовку личности к активному освоению социальных перемен, развитие потребности в творческом подходе к организации социально-значимой деятельности. К основным изменениям в характере обучения в последние десятилетия относится ориентация на развитие творческого потенциала личности. Особое значение данный подход приобретает в подготовке студентов-дизайнеров. Преподаватели факультетов дизайна заинтересованы в использовании современных образовательных технологий для подготовки нестандартно решающих профессиональные и жизненные задачи выпускников вуза.

Студент должен испытывать чувство удовлетворения своих растущих и

все более разнообразных познавательных и духовных потребностей как в

учёбе, так и своей повседневной жизнедеятельности. Учение становится

15

частью жизни студента, если оно отвечает его запросам, позволяющим реализовать внутреннюю готовность к развитию самостоятельности, самоутверждению, нравственному становлению. Для студента-дизайнера важнейшее значение приобретает творческая активность, что позволяет говорить о данном явлении как психолого-педагогической проблеме.

Обратимся к известным определениям. Творчество — это высший уровень познания, высшая и наиболее сложная форма деятельности, присущая человеку, предполагающая мобилизацию всех его основных психических процессов, знаний, умений, всего жизненного опыта, духовных, физических сил и порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. В дизайне результатом творчества является создание проектов и объектов, отличающихся оригинальностью, новизной идеи, пользой, прочностью и красотой.

Активность - это особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность.

Творчество и активность неразрывно связаны между собой. Художественно-творческая активность является одним из видов социальной активности, что предусматривает изучение данного феномена в структуре социальной компетентности личности.

Рассмотрим содержание научной категории «художественно-творческая активность» в рамках нашего исследования. Данная категория состоит их двух смыслообразующих центров: активность как таковая и активность художественно-творческая. В научной литературе термин «активность» представлен:

• в широком смысле, как всеобщее системное качество материи, её способность вступать во взаимодействие с самим собой и окружающей средой (В.Г. Мордкович и др.);

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Искра, Ирина Сергеевна, 2015 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (использованная литература и электронные ресурсы)

1. Актуальный дизайн. Упаковка 01. - М.: РИП - Холдинг, 2009. -192 с.

2. Алпеева И. Упаковка—от идеи до готовой конструкции // Тара и упаковка. 2009. № 4. С. 38.

3. «Антикризисная» упаковка для молока и мяса // Тара и упаковка, 2009. № 2-3. С. 78-81

4. Аронов В. Концепции современного дизайна. 1990-2010 - М.: Артпроект, 2011 - 128 с.

5. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. —М.: Педагогика, 1982. - 192 с.

6. Бардала М.В. Развитие художественно-творческой активности учащихся 1-4 кл. в процессе выполнения упражнений на уроках ИЗО. Автореф. дис. канд. пед. н. - М., 2004. - 21 с

7. Бекназарова Е. Universal // packworld.com. — http://www.pakkograif.ru/reader/articles/design/205.php

8. Бекназарова Е. Новые углы// Brand Packaging.-http://www.pakkograif.ru/reader/articles/design/291 .php

9. Беляков С. Искусство создания упаковки: современные технологии маркетинга и дизайна / С. Беляков, Э. Чиган, М. Сташенко // Маркетинговые коммуникации. 2005. № 1. - С. 34-39.

10. Бердышев Б. В., Скуратов В. К., Иванов Ю.Г. Компьютерное моделирование процесса раздувного формования полых изделий из экструзионных заготовок / Б. В. Бердышев, В. К. Скуратов, Ю. Г. Иванов // Пластические массы, 1994. №1. - С. 26-30.

11. Бердышев Б. Компьютерные технологии при производстве полимерной тары / Б. Бердышев // Тара и упаковка. 1995, № 3. - С. 16-17.

12. Вернадская Ю.С. Текст в рекламе: учебное пособие. - М. : Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 174 с.

13. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 245 с.

14. Володина А.Н. Влияние рекламы на формирование отношения потребителя к бренду : дис. ... кандидата психологических наук. - Тамбов : Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина, 2010.-166 с.

15. Визуальные коммуникации в рекламе и дизайне: Монография под ред. Пигулевского В.О. - Харьков: Гуманитарный центр, 2011. - 154 с.

16. Гладилина И.П. Организация самостоятельной работы студентов в процессе формирования творческой профессиональной мобильной личности// Труды Академии. М.: Пограничная академия ФСБ России, 2010. -№ 59. - С. 34-38.

17. Гладилина И.П. Развитие социальной компетентности студенческой молодежи в процессе творческой деятельности// «Фундаментальные исследования», 2011, №8, ч.2, с. 266-268.

18. Гладилина И.П. Педагогическая технология развития творческой одарённости молодёжи в высшей школе. Автореф. дис. доктора пед. н. - М., 2009.-44 с.

19. Городецкая C.B. Развитие художественно-творческой активности студентов художественно-графических факультетов в процессе изучения орнаментов народов мир. Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2004. - 22 с.

20. Гольдштейн Г.Я.,. Катаев A.B. Маркетинг / Учебное пособие для магистрантов. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999. - 107 с.

21. Гришанин Н.В. Текст, символ, миф в семиотическом анализе городской культуры : диссертация ... кандидата культурологии. СПб. 2007. -160 с.

22. Губарева Л.И. Традиции и инновации в упаковке пищевых продуктов, изготовленных с применением нанотехнологий // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Естественные, технические и медицинские науки. Орел: ОГУ. 2008. - С. 113-117

23. Гуревич П.С. Психология рекламы: Учебник. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.-271 с.

24. Дизайн упаковки // Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.pixl .ru/disrek/ desi gn-pack/

25. Дизайн упаковки. Дизайн этикетки // Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.flexogidfp.aaanet.ru/d du.htm

26. Дизайн: Библия упаковки. - М.: РИП-холдинг, 2007. - 301 с.

27. Дизайн упаковки: Форма и оформление. - М.: РИП-холдинг, 2007. -304 с.

28. Джефкинс Ф. Реклама: Учебное пособие для вузов. - М.:

29. Домнин В.Н. Разработка идентичности брендов на основе семантических исследований потребителей : дис.... кандидата экономических наук. СПб.: С.-Петерб. ун-т экономики и финансов. 2009. - 192 с.

30. Дудина Е.П. Семантика и функции лексико-грамматических единиц в рекламе : автореферат дис. ... кандидата филологических наук. Архангельск : Помор, гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. 2006. - 32 с.

31. Еременко А. Потребители любят бренды // Тара и упаковка. 2009. № 6. -С. 47-48.

32. Ефремов Н.В., Лемешко Т.В., Чуркин A.B. Конструирование и дизайн тары и упаковки. - М., МГУП, 2004. - 192 с.

33. Ефремов Н.Ф. Тара и ее производство: Учебное пособие. - М.: МГУП, 2001.-312 с.

34. Ефремов Н.Ф., Гротов A.C., Ефремов Д.Н. Автоматизированное проектирование упаковки. - М.: Из-во Логос, 2008. - 248 с.

35. Жаворонкова Т. Упаковка - не роскошь, а конкурентное преимущество // Бренд-менеджмент. 2003. № 4. - С. 32-35.

36. Журнал «Тара и упаковка», № 1-4, 2000-2014 гг.

37. Запесоцкий Ю.А. Символическая сущность бренда в современной культуре: автореферат дис.... кандидата культурологии. СПб : С.-Петерб. гос.

ун-т культуры и искусств, 2009. -186 с.

141

38. Земсков С.Б. Рекламные коммуникации как инструмент социального управления: диссертация... кандидата социологических наук. Саратов : Сарат. гос. соц.-эконом. ун-т. 2010. - 263 с.

39. История создания брэнда СТОЛИЧНАЯ (Stolichnaya) // Электронный ресурс. - Режим доступа: http://alcoonline.ru/news/4947/29/chast-I-ictoriva-sozdaniya- brenda-stolichnava-Stolichnava/d.sample news

40. Каверин В.А., Феклин К.П. Выбор, изготовление, испытания тары и упаковки. М.: МГУП, 2002. - 260 с.

41. Ковешникова Н.А. Дизайн. История и теория. Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2009. -128 с.

42. Королькова А. Живая типографика. - М.: IndexMarket, 2008. - 146 с.

43. Каверин В.А., Феклин К.П. Выбор, изготовление, испытания тары и упаковки. М.: МГУП, 2002. - 260 с.

44. Калугина Ю.Н. Развитие художественно-творческой активности студентов педагогических колледжей на занятиях по художественной обработке материалов: Автореф. дис. ... канд. пед. н. -М., 2000.-21 с.

45. Карпова С.В. Рекламное дело : учебно-методическое пособие и практикум / С.В. Карпова. М.: Финансы и статистика. 2008. - 224 с.

46. Киселева П. Влияние упаковки на восприятие товара потребителями (Упаковка как элемент маркетинговых коммуникаций) // Маркетинговые коммуникации. 2003. № 6. - С. 2-7.

47. Козина Ю. Воздействие цвета в упаковке // Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.packet.by/articles/Color 2.html

48. Колесникова Л. Форма и содержание: в поисках гармонии // Soldis Communications. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.adme.ru/upakovka/forma-i-soderzhanie-v-poiskah-garmonii-soldis-276/

49. Компания СИМПАК. История упаковки // Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.simpak.ru/for-clients/info/istoriia-upakovki/

50. Компания СИНПАК. Это привлекательно и удобно...// Электронный

142

ресурс.-Режим доступа:

http://sinpack.ru/index.php?option=com content&view=article&id=66:metus-habitasse- sed-interdum-nulla&catid=37 :blog-category&Itemid=109

51. Королева В. Стиль надписи на упаковке в значительной мере может определять успех продукта // Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.primaris.ru/art types.html

52. Корякин К. Цвет и упаковка: как добиться эффективной коммуникации с потребителем // Электронный ресурс. - Режим доступа: http://article.unipack.ru/23083/

53. Кравченко H.A. Развитие инновационного бизнеса: истории успеха // Право. Менеджмент. Маркетинг. № 4. 2009. - С. 12-14.

54. Кузьмина Т.М. Особенности современного американского графического дизайна. - М. МГТА. 1998. - 200 с.

55. Кулагин А. Особенности национального продукта // Искусство упаковки. № 1 (15). 2001. - С. 24-26.

56. Клейников И.В. Дизайн книги: От слов к делу. - М.: Рип-холдинг, 2012.

57. Лаврентьев А.Н, Барышева В.Е. Эксперимент в дизайне: Источники дизайнерских идей. - М.: Университетская книга, 2010.-182 с.

58. Лаптев В.В. Типографика: порядок и хаос. - М.: Аватар, 2008. - 216 с.

59. Лаптев В.В. Просто дизайн. - М.: Аватар, 2008. - 176 с.

60. Лаптев В.В. Модульные сетки: проектирование многополосных изданий. - М.: Аватар, 2009. - 238 с.

61. Лемешко Т.В. Графический дизайн полиграфической упаковки: Автореф. дис. ... канд. пед. н. -М., 2006. -21 с.

62. Лесняк В.И. Графический дизайн (основы профессии), - М.: Издательство: «ИндексМаркет», 2010. - 126 с.

63. Лебедев-Любимов А.Н. Психология в маркетинге. COOL-BRAND-стратегия. СПб: Питер. 2008. - 192 с.

64. Лидвелл Уильям, Холден Критина, Батлер Джилл. Универсальные

принципы дизайна. - СПб: Питер, 2012. - 271 с.

143

65. Линдстром М. Чувство бренда. Роль пяти органов чувств в создании выдающихся брендов. М.: Эксмо. 2006.— 272 с.

66. Лобанова А. 5 способов сэкономить на упаковке, особенности производства упаковки в России и за рубежом // Искусство упаковки. № 2. 2003.-С. 34-38.

67. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция: учеб. Пособие для студентов вузов/ Г.М. Логвиненко. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. - 144 с.

68. Люшер М. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас. Практическое руководство. М: Институт консультирования и системных решений. 2005. - 252 с.

69. Макнейл П. Веб-дизайн. Идеи. Секреты. Советы - Санкт-Петербург: Питер, 2011.

70. Маркова A.B. Формирование творческой активности студентов педагогического вуза в изобразительной деятельности [Текст] / А. В. Маркова, Н. Н. Шевченко // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 554-557.

71. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы: учеб. пособие / науч. ред. М.В. Удальцова. М. : ИНФРАМ; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2008. - 230 с.

72. Мосорова H.H. Философия дизайна : социально-антропологические проблемы : дис.... доктора философских наук. Екатеринбург. 2001. - 335 с.

73. Новые упаковки для разборчивых потребителей // Тара и упаковка. 2011. № 1.- С. 30.

74. Очерки истории становления государственной системы дизайна. Т. 1-2. М..-ВНИИТЭ, 2011.-283 с.

75. Основные принципы успешного дизайна. Эволюция дизайна. От теории к практике. - М.: РИП -Холдинг, 2009. - 271 с.

76. Овчинникова Р.Ю. Дизайн в рекламе. Основы графического проектирования: учебное пособие. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 98 с.

77. Основы рекламы: учебник / под ред. Л.М. Дмитриевой, - М. : Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 351 с.

78. Панкратов Ф.Г. Рекламная деятельность: учебник для высших и средних специальных заведений / Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серюгина, В.Г. Шахурип. М. : ИВЦ Маркетинг, 2008. - 510 с.

79. Пантелеева Н. Играем на чувствах // Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.pakkograffxu/reader/articles/design/l063.рЬр

80. Петросова А. Символика // Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.upakovano.ru/articles/261

81. Плесси Э. Психология рекламного влияния. Как эффективно воздействовать на потребителей / пер. с англ.; под ред. Л. Богомоловой. СПб: Питер. — 272 с.

82. Пронин СВ. Рекламисту о дизайне. Дизайнеру о рекламе. — М. : Бератор.—168 с.

83. Психология формы в рекламе // Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.marketer.ru/adv/proektirovanie-i-realizaciva-reklamnoi-катрапп/р51хо1оггуа- Аэгту-у-геккте/

84. Пушканова Е.А. Влияние рекламы на эмоциональное реагирование в зависимости от контекста: автореферат дис. ... кандидата психологических наук. Ярославль : Ярослав, гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. 2005. - 26 с.

85. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М. 2006. -495 с.

86. Ракитина Л.Б. Культурно-антропологическое содержание рекламного символа : диссертация ... кандидата философских наук. Омск. 2006. - 256 с.

87. Рогожин М.Ю. Теория и практика рекламной деятельности / М.Ю. Рогожин. - М.: Альфа-пресс. 2010. - 208 с.

88. Роль формы и дизайна упаковки в продвижении товара. -http://www.alkor-4.ru/produkciva а!ког-

4/иракоука/го1 Гогту1^1гаупа иракоук1/

145

89. Ромат Е.В. Реклама : учебник для вузов. 7-е изд./ Е.В. Ромат. СПб: Питер. 2008.-512 с.

90. Руденко А. Три основные тенденции мирового рынка 2011 года по версии ШегЬгапё. - http://popsop.ru/45869

91. Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб: Питер Пресс, 2013. - 123 с.

92. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна: Учебное пособие. 3-е изд., -М.: МЗ Пресс, 2005. - 367 с.

93. Самара Тимоти. Структура дизайна. Стильное руководство. - М. : РИП -Холдинг, 2008.-271 с.

94. Самара Т. Эволюция дизайна. От теории к практике. - М.: РИП-холдинг/Яоскрог!, 2009. - 267 с.

95. Саранчева Н.В. Символ как социокультурный феномен : автореферат дис.... кандидата философских наук. Волгоград: Волгогр. гос. мед. ун-т, 2007. - 36 с.

96. Семирухин Л. Содержание в форме // Рв, «Роспатент». http://www.pakkogralf.ru/reader/articles/design/274.php

97. Семирухин Л. Ты Фрейдом можешь и не быть, но колористом быть обязан...// Рв, «Роспатент». -

http://www.pakkograff.ru/reader/articles/design/262.php

98. Сердобинская Т. Креатив в дизайне упаковки // Тара и упаковка. 2011. № 1.,-С. 30-32.

99. Сердобинская Т. Эмоциональное и эстетическое воздействие упаковки на потребителя // Тара и упаковка. 2010. № 4. - С. 39.

100. Смиренный И.Н. Лексикон упаковщика. Терминологический русско-английский словарь-справочник. — М.: Колос, Тара и упаковка, 1998. - 172 с.

101. Современные технологии упаковки в пищевой промышленности // Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.fleimina.ru/inform/pack/packaging/

102. Соловьев Б.А. Основы теории и практики рекламы / Б.А. Соловьев. М. :

146

МИНХ им. Г.В. Плеханова. 2009. - 338 с.

103. Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов; под ред. А.Н. Сухова, A.A. Дергача. - 4-е изд., исп. М. : Академия. 2009. - 600 с.

104. Союзпродоформление - школа отечественной упаковки // Тара и упаковка. 2003. № 4. - С. 122-124.

105. Сокольникова Е.В. Семиотический подход к анализу национальной специфики графического дизайна в процессе подготовки дизайнеров в вузе : диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Сокольникова Елена Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар, ун-т им. М.А. Шолохова] 61 11-13/1250,2011.

106. Сокольникова Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания: монография. - М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 1997. - 233 с.

107. Сокольникова Н. М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01, 13.00.02 : Москва, 1997.-472 с.

108. Сокольникова Н.М. Традиции и инновации обучения дизайнеров в вузе: Педагогический журнал Башкортостана, 2008, № 5. - С. 79-80.

109. Сокольникова Н.М. Формирование цветовой культуры студентов-дизайнеров в процессе изучения проектирования: Сборник статей Межд. научно-практической конференции. МГУКИ, 2008. С. 140—145.

110. Сокольникова Н.М. Экологическая упаковка спасет мир! // Материалы международной конференции «Экологические проблемы глобального мира», М. 26-27 октября, Вестник международной Академии Наук (Русская секция), 2009, С. 24—27.

111. Сокольникова Н.М., Сокольникова Е.В. Семиотический подход к анализу национальной специфики дизайна упаковки в процессе подготовки дизайнеров в вузе// Вестник ОГУ №9 (128), сентябрь, 2011. - С.130-137.

112. Сокольникова Н.М. История стилей в искусстве: учебное пособие для студ. - М.: Гардарики, 2006. - 395 с.

113. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства : в 2 т.: учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений. Т.1 / Н. М. Сокольникова. - 3-е изд.,стер. - М. : Академия, 2009. - 304 с. : ил.,[8]л.цв.вкл. - (Высшее профессиональное образование).

114. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства : в 2 т.: учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений. Т.2 / Н. М. Сокольникова. - 3-е изд.,стер. - М. : Академия, 2009. - 208 с. : ил.,[4]л.цв.вкл. - (Высшее профессиональное образование).

115. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства. М., Академия, 2912. - 256 с.

116. Сычева Е.С. Символизация в рекламных текстах : автореферат дис. ... кандидата филологических наук. - М. : Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. 2008. - 44 с.

117. Сэндидж И. Реклама : теория и практика / И. Сэндидж, В. Фрайбургер, К. Ротцол. - М.: Прогресс. 2009. - 295 с.

118. Титоренко Г.А. Информационные технологии в рекламе / Г.А. Титоренко. - М.: Юнити-Дана. 2008. - 519 с.

119. Торговая реклама и упаковка в России в XIX-XX вв.: Из фондов Государственного исторического музея /сост. Н.Г. Миняйло и др. - М.: ГИМ 1993.-64 с.

120. Упаковка - важнейший инструмент раскрутки новых торговых марок. -http://www.iobvou.ru/arhiv/home%20busines/trademark russia brand doc 022.ht ml

121. Упаковка пищевых продуктов / под ред. Р. Коулза и др.; пер. с англ. яз. под науч. ред. Л.Г. Махотиной. - СПб: Профессия. 2008. - 408 с.

122. Управление проектом в сфере графического дизайна/ Розета Мус, Ойана Эррера и др.; Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 220 с.

123. Устинов В.Б. Учебник дизайна. Композиция. Методика. Практика. Издательство: ACT, Астрель, 2009. - 124 с.

124. Учёнова В.В., Старых H.B. История рекламы: учебник. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 495 с.

125. Учёнова В.В. История отечественной рекламы. 1917-1990: Учебное пособие. - М. : Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 123 с.

126. Хайн Томас. Все об упаковке: Эволюция и секреты коробок, бутылок, консервных банок и тюбиков / Пер. с англ, И. Шаргородской. - СПб.: Азбука-Терра, 1997. - 288 с.

127. Храмкова Е. Разработка инновационного продукта: семь поводов задуматься о будущем еще раз // Business Week, 2006. - С. 23-24.

128. Хромов JI.H. Рекламная деятельность : искусство, теория, практика / JI.H. Хромов. - Петрозаводск : Фолиум, 2008. - 306 с.

129. Хруцкий В.Е. Современная реклама / В.Е. Хруцкий. М. : Финансы и статистика. 2009. - 438 с.

130. Чаудхури А. Эмоции и рассудок : их влияние на поведение потребителя. М.: Изд-во «Группа ИДТ». 2007. - 256 с.

131. Черневич Е. Графический дизайн в России: 1900-2000. — М.: Слово, 2008. - 195 с.

132. Чукчеева E.H. Брэнд как фактор управления поведением потребителей: диссер... канд. соц. наук. - М. : Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. 2006. -125 с.

133. Шервин Д. Креативная мастерская: 80 творческих задач дизайнера, Пер. с англ. - СПб: Питер, 2013. - 124 с.

134. Уэйншенк С. Интуитивный веб-дизайн. - М.: Эксмо, 2011. - 128 с.

135. Эффективность инноваций: комплексный подход к их исследованию // Электронный ресурс. - Режим доступа: http://electrocontrol.net/efektivnost-innovaciy- komplyeksniv-podhod-k-ih-isslyedovanivu

136. Eskilson S. J. Graphie Design: A New History / Stephen J. Eskilson. London: Laurence King Publishing Ltd., 2007. - 246 с.

137. Francisco M. Sourcebook of contemporary graphic design, Harper Collins Design, 2009.-184 c.

138. Emballage-2010 подтверждает: отрасль упаковки вновь набирает обороты // Тара и упаковка. 2011. № 1. - С. 50-51.

139. Ponka S. Упаковка в Японии. Новое прочтение традиций [Текст] / S. Ponka // Просто дизайн. 2004. № 2(11). - С. 12-19.

140. Van Den Berg-Weitzel Lianne, Van De Laar Gaston. Взаимоотношения национальной культуры и коммуникации в дизайне упаковки // Бренд-менеджмент. 2002. №2. - С. 14-22.

141. Bal М. Seeing Signs: The Use of Semiotics for the Understanding of Visual Art. - Cambridge University Press, 1998. - p. 74-93.

142. Bal, M. and Bryson, N. Semiotics and Art History // The Art Bulletin, 1991, June.-p. 174-208.

143. Barthes R. S/Z: An Essay Barthes Roland. - Farrar, Straus and Giroux, 1975.-271 p.

144. Barthes Roland. Camera Lucida. - M.: Ad Marginem, 1997. - 224 c.

145. Buchanan L. Graphically speaking: a visual a-z guide for better designclient communication. - China, 2002. - 246p.

146. Caban G. World Graphic Design: contemporary graphics from Africa, the Far East, Latin America and the Middle East. - Merrel, 2004. - 160 p.

147. Crow, D. Visible signs: An Introduction to Semiotics. -AVA Publishing SA, 2003. - 191 p.

148. Floch, J.-M. Visual Identities (Continuum Studies in Semiotics). -Continuum, 2000. - 182 p.

149. Frutiger A. Signs and Symbols: Their Design and Meaning. - Watson-Guptill Publications, 1998. - 360 p.

150. Georges J. Signs, Symbols and Ciphers: Decoding the Message. -Thames & Hudson, 1999. - 208 p.

151. Hollis R. Swiss Graphic design: The Origins and Growth of an International style 1920-1965. - Laurence King Publishing, 2006. - 272 p.

152. Kozak G., Wiedemann J. Japanese Graphic Now. - Taschen, 2003.-608 p.

153. Kress, G. Reading Images: Grammar of Visual Design. - Routledge, 2006.-291 p.

154. Kunz W. Typography: Macro and Microaesthetics . - Arthur Niggli, 2000,-171 p.

155. Lupton E. Mixing Messages: Graphic design in contemporary culture. — Princeton Architectural Press, 1996. - 176 p.

156. Meggs P. Type&Image: The Language of graphic design. - John Wiley&sons, 1992.-208 p.

157. Mildred F. Graphic Design In America: A Visual Language History. -Abrams/Walker Arts Center, 1989. - 264 p.

158. Poynor R. No More Rules: Graphic Design and Postmodernism. -Laurence King, 2003. - 192 p.

159. Shapiro, Meyer. Words, Script, and Pictures: Semiotics of Visual Language. - G. Braziller, 1996. -199 p.

160. Skolos N. Type, image, message : a graphic design layout workshop / Nancy Skolos, Thomas Wedell. - Gloucester : Rockport Publishers, 2006. -192 p.

161. Visser E. Packing Design: a cultural sign. - Index Book, 2009. - 232 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.