Комплексный подход в обучении студентов-дизайнеров инженерному проектированию тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Мизевич, Сергей Григорьевич

  • Мизевич, Сергей Григорьевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 215
Мизевич, Сергей Григорьевич. Комплексный подход в обучении студентов-дизайнеров инженерному проектированию: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2007. 215 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Мизевич, Сергей Григорьевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ИНЖЕНЕРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

1.1. Методология дизайн-образования в высшей школе.

1.2. Психолого-педашгические аспекты инженерного проектирования.

1.3. Моделирование комплексного подхода к обучению студентов-дизайнеров инженерному проектированию.

Выводы по 1 главе.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ ИНЖЕНЕРНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ.

2.1. Цели, задачи и методы экспериментального исследования.

2.2. Содержание экспериментального обучения инженерному проектированию будущих дизайнеров.

2.3. Результаты экспериментального исследования и их анализ.

Выводы по 2 главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Комплексный подход в обучении студентов-дизайнеров инженерному проектированию»

Проблема исследования и ее актуальность. В качестве основного фактора корректировки профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологии, рынка труда, а также перспективные потребности их развития (Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, с. 12). Однако техника, искусство, архитектура, наука, развитие экономики на сегодняшний день не могут делать эффективные шаги в своем развитии без дизайнерского сопровождения, поскольку эти виды деятельности непосредственно связаны с дизайнерской деятельностью, которая играет важную роль в улучшении окружающей предметной среды и человеческой жизни.

Деятельность дизайнера всегда является проектной. У студента-дизайнера она формируется методами и средствами инженерного проектирования, активизируя их профессиональную мобильность, компетентность, позволяя более уверенно войти в социум. В этой деятельности в обязательном порядке присутствует большой арсенал художественно-графических средств инженерно-проектной графики (в том числе компьютерной), цвет, колорит, композиция и др.

Вместе с тем, инженерное проектирование в дизайнерской деятельности не может считаться полностью «упорядоченным» в связи с тем, что большинство ее видов сравнительно молодо. Относительная нестабильность этой деятельности объясняется принадлежностью к сфере искусств, где превалирует свобода творчества при отсутствии определенных рамок регламентации.

По нашему мнению, при изучении основ инженерного проектирования именно творческая деятельность должна занять определенное место в дизайн-образовании с целью внесения ясности в представлении о проектируемом объекте на базе творческого его осмысления. Однако будучи внутренне свободным, творчество дизайнера внешне обусловлено целым рядом ограничений. Наращивая, как деятель искусства культурный потенциал общества, он обязан следовать социально-экономическим, функциональным, технологическим и другим законам и требованиям, причем, с учетом многообразия целей для каждой инженерно-проектной ситуации. А цели часто бывают противоречивые и даже взаимоисключающие. Поэтому в содержании дизайн-образования присутствуют различные источники знаний - из области архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, техники, экономики, социологии, прикладных наук, эргономики, а также созданные опытом проектной деятельности, собственно дизайнерские технологии.

На наш взгляд, эффективное осуществление проектной деятельности зависит от специальной подготовки студентов-дизайнеров, понимаемой нами как совокупность внешних и внутренних условий, позволяющих грамотно и ответственно решать задачи в области инженерного проектирования, реализуя свой творческий потенциал. Идея о том, что проектные умения формируются и совершенствуются в процессе предметной деятельности, является основополагающей для нашего исследования.

Сознание необходимости инженерного проектирования, т.е. осознанная мотивация, стимулирует творческую активность обучающихся. Причем, мотивация к творческой и преобразующей деятельности может иметь как внешние, так и внутренние условия. Внешние условия инженерной проектной деятельности - это материально-техническая база, в которой работает студент-дизайнер. Внутренние условия включают в себя личностные качества специалиста дизайнера, которые приобретаются в процессе обучения, а также собственный опыт как результат различной проектной деятельности. И те и другие условия влияют на будущую профессиональную компетентность студента-дизайнера.

Кроме того, успешное решение педагогических задач в сфере дизайнобразования мы видим в разработке комплексного подхода к обучению будущих дизайнеров инженерному проектированию. Под комплексным подходом (от лат. сотр1ехш — связь, сочетание) мы понимаем способы построения содержания обучения и его организации на основе единого связующего звена, например, на основе проектных заданий. На наш взгляд, комплексный подход складывается в противовес разобщенности изучения учебных дисциплин и отдельных тем, в которых связи между ними строятся на формально-логической основе. В нашем случае элементом объединения учебного процесса вокруг интересующего студента-дизайнера учебного материала могут быть естественные жизненные ситуации.

Итак, исследование сущности проектной деятельности привело нас к мысли об адекватности инженерного проектирования комплексному подходу к организации обучения студентов-дизайнеров. Именно он позволяет рассмотреть учебный процесс в системе взаимосвязанных элементов, обеспечить интеграцию полученных знаний и умений студентов в единое профессиональное поле деятельности, что способствует формированию у них целостного представления о будущей профессии.

Следование принципам последовательности и непрерывности обучения при комплексном подходе предполагает дифференциацию содержания обучения инженерному проектированию по уровням обучения. Это обусловлено спецификой содержания учебного материала и позволяет осуществлять контроль над формированием профессиональной компетенции студентов, а не оценивать их знания по отдельным разделам дисциплины. Данный подход предусматривает также формирование целей, задач, условий обучения, технологии, обеспечивающих определенный уровень готовности будущих дизайнеров к проектной деятельности.

В предлагаемом исследовании мы рассматриваем согласование содержания процесса обучения инженерному проектированию студентов-дизайнеров с его организационной структурой, методами и средствами инженерного проектирования, которые должны обеспечить развитие творческого потенциала будущих дизайнеров и целостность педагогического процесса. Мы полагаем, что подготовка к инженерному проектированию для будущей профессиональной работы дизайнеров будет способствовать развитию творческих способностей за счет реализации межпредметных связей, умение разрабатывать новые варианты изделий от идеи до ее воплощения в готовом виде. Реализуя творческую, инженерно-практическую направленность обучения будущих дизайнеров, мы оказываем влияние на формирование их проектной культуры и развитие личности.

Анализ научно-методических исследований, посвященных совершенствованию процесса обучения студентов-дизайнеров инженерному проектированию в соответствии с требованиями государственного стандарта, позволил обобщить наиболее значительные его характеристики: предметность, социальность, системность, целостность видения проблемы, анализ, синтез, интеграция знаний и др. При этом, вопросы отбора содержания и методических подходов к обучению инженерному проектированию раскрыты в работе И.И.Баннова.

Проектное обучение, как условие развития личностных качеств рассмотрены О.А.Булавенко. Он же отмечает ее воспитывающий, развивающий и экспериментальный характер. В исследовании А.П.Гавриленко рассматриваются приемы формирования художественно-конструкторских умений будущих дизайнеров в процессе их профессиональной подготовки. И.И.Ляхов видит процесс проектирования в структуре функционирования человеко-машинных систем. Исследования Н.В.Матяш посвящены психологии проектной деятельности в условиях технологического образования.

Большой вклад в теорию и практику дизайн-образования внесен Г.М.Салтыковой. Технология, направленная на развитие способностей студентов к дизайнерской деятельности предложена М.Н.Марченко. Вопросы эстетического отношения студентов-дизайнеров к своей профессиональной деятельности в процессе вузовского обучения исследовала В.Г.Телегей.

Место и роль дизайна в системе художественной культуры определил С.О.Хан-Магомедов. Общетеоретические подходы к раскрытию сущности художественно-графического творчества студентов отражены в работах Л.Н.Анисимовой, Ю.Ф.Катхановой, А.И.Ковешникова, Е.И.Корзиновой, ВВ.Корешкова, В.С.Кузина, В.К.Лебедко, В.В.Степаковой, Н.К.Шабанова, Е.В.Шорохова и др.

Сравнительно новым явлением в осуществлении инженерной проектной деятельности, в том числе в обучении студентов-дизайнеров, стала возможность использования информационных и коммуникационных технологий. В связи с этим расширилась сфера применения дизайнерских знаний при инженерном проектировании с использованием графических компьютерных программ. Вопросами применения компьютерных технологий в проектно-конструкторской деятельности занимались такие исследователи, как А.И.Берх, А.А.Добряков, Е.Б.Коблякова и др.

Вместе с тем, анализ теории и практики обучения инженерному проектированию показал, что до настоящего времени отсутствует достаточно четкое представление о содержательной, процессуальной и межпредметной характеристике понятия «инженерно-проектная деятельность». Еще недостаточно изучено влияние междисциплинарных и внутри дисциплинарных знаний на эффективность обучения инженерному проектированию.

Практически отсутствует научно-методическое обеспечение процесса формирования инженерно-проектных умений будущих дизайнеров в процессе их обучения. Таким образом, от нерешенности данной проблемы в значительной мере страдает качество профессиональной подготовки будущих дизайнеров, у них слабо развивается эмоционально-оценочное отношение к действительности, недостаточно сформированы умения инженерной проектной деятельности, которые должны закладываться у них уже в период обучения в высшем учебном заведении. В этом видится актуальность данной проблемы.

Актуальность исследования связана также с наличием противоречия между современными требованиями к профессиональной компетентности дизайнера в инженерно-проектной деятельности, следовательно, необходимостью подготовки будущих дизайнеров в области инженерно-технологического проектирования и недостаточным решением этой проблемы в практике работы высших учебных заведений.

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для формулировки проблемы исследования «Комплексный подход в обучении студентов-дизайнеров инженерному проектированию».

Цель диссертационного исследования - решение поставленной проблемы.

Объект исследования - учебная деятельность студентов-дизайнеров в процессе изучения инженерного проектирования.

Предмет исследования - комплексный подход к обучению инженерному проектированию студентов-дизайнеров на основе разработанного курса «Инженерно-технологическое обеспечение дизайна».

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что если в обучении студентов-дизайнеров инженерному проектированию использовать комплексный подход, то эффективность обучающего процесса в значительной мере повысится в связи с тем, что данный подход в обучении обладает следующими системными качествами и новизной, а именно:

• в первой части системы уточнены и значительно расширены цели, задачи, содержание и технология обучения, направленные на формирование определенного уровня готовности будущих дизайнеров к проектной деятельности. При этом содержание учебного процесса дано на основе экспериментальной авторской программы «Основы инженерно-технологического обеспечения дизайна», в которой сочетаются различные способы построения материала, а организация занятий осуществляется на основе связующего звена - проектных заданий, элементом объединения которых являются известные студентам жизненные ситуации. Обучение рассматривается с позиций единства взаимосвязанных элементов, интегрированных в единое поле проектной деятельности;

• во второй части наряду с использованием известных в педагогической науке методов применяются специально разработанные познавательные, игровые методы, личный показ, групповые и индивидуальные формы деятельности обучающихся;

• в третьей части (средства обучения) активно применяются компьютерные технологии, пособия на бумажных носителях, модели и др.

В процессе обучения обеспечивается его целостность, решаются задачи развития творческого потенциала студентов, действуют принципы последовательности и непрерывности учения, осуществляется реализация межпредметных и внутрипредметных связей (основ черчения и начертательной геометрии, технического рисунка, перспективы, компьютерной графики, цветоведения, композиции и др.).

Исходя из общей цели, выдвинутой гипотезы, учитывая состояние проблемы в педагогической науке и практике, были поставлены следующие задачи исследования:

1. Провести анализ научно-методических исследований, принципов, методов, условий, средств обучения, способствующих эффективному обучению инженерному проектированию будущих дизайнеров.

2. Разработать, обосновать и экспериментально проверить комплексный подход к обучению студентов-дизайнеров инженерному проектированию, как методическую систему, на базе учебной дисциплины «Инженерно-технологическое обеспечение дизайна».

3. Разработать критерии оценки и уровня сформированности инженерно-проектных умений студентов, позволяющих выявить динамику их развития.

4. Экспериментально проверить эффективность комплексного подхода к обучению студентов-дизайнеров инженерному проектированию.

Методологической основой исследования явились: философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений и процессов окружающего мира; психолого-педагогические исследования особенностей формирования социально-деятельностной, творческой личности студентов; диалектическое понимание инженерно-проектного творчества как деятельности, порождающей нечто качественно новое, отличающееся не только новизной, но и оригинальностью; идеи гуманизации и интеллектуализации образования; системный, индивидуально-творческий, инновационный подходы к проблеме профессионального становления будущего дизайнера средствами инженерного проектирования.

Для решения поставленных задач и проверки, выдвинутых в диссертационной работе теоретических положений был использован комплекс следующих методов: анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы; обобщение педагогического опыта преподавателей высшей школы и собственной работы в вузе; наблюдения за ходом учебной деятельности студентов-дизайнеров и преподавания специальных дисциплин; беседы; анализ проектных работ студентов; педагогический эксперимент; тестирование и анкетирование; количественный и качественный анализ информации, полученной в ходе эксперимента.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

• разработан, теоретически обоснован и экспериментально проверен комплексный подход к обучению студентов-дизайнеров инженерному проектированию, включающий сочетание способов построения содержания обучения с его организацией на основе связующего звена -проектных заданий, элементом объединения которых являются известные студентам жизненные ситуации. При этом обучение рассматривается с позиции системности и единства взаимосвязанных элементов, интегрированных в единое поле проектной деятельности.

• предложены методы, методические приемы (познавательные, игровые, личностный показ), формы деятельности (групповые и индивидуальные), средства обучения (компьютерные технологии, пособия на бумажных носителях, модели и др.), при использовании которых повышается эффективность профессиональной подготовки будущих дизайнеров;

• разработано и экспериментально проверено содержание курса «Инженерно-технологическое обеспечение дизайна», в котором цели, задачи, условия и технологии обучения направлены на формирование определенного уровня готовности будущих дизайнеров к инженерно-проектной деятельности;

• доказано, что процесс обучения инженерному проектированию должен быть согласован со структурой, методами и средствами профессионального проектирования с целью обеспечения целостности педагогического процесса, развития творческого потенциала студентовдизайнеров, а также формирования умений разрабатывать варианты изделий от идеи до ее воплощения в готовом виде;

• выявлено, что творческая и инженерно-практическая направленность обучения может осуществляться за счет реализации межпредметных и внутрипредметных связей (основ черчения и начертательной геометрии, технического рисунка, перспективы, компьютерной графики, цветоведения, композиции и др.).

Теоретическая значимость результатов исследования определяется тем, что внесен вклад в разработку научно-педагогических основ использования комплексного подхода к обучению будущих дизайнеров инженерному проектированию. Реализация разработанного содержания курса «Инженерно-технологическое обеспечение дизайна» получила свое развитие и конкретизацию применительно к обучению студентов-дизайнеров на основе установленных межпредметных связей с дисциплинами профессионального цикла. Полученные результаты исследования обогащают теоретические положения профессиональной подготовки будущих дизайнеров и могут быть использованы в разработке смежных проблем следования принципам последовательности и непрерывности обучения при параллельной его дифференциации по уровням обучения, позволяя осуществлять контроль над последовательным формированием профессиональной компетенции студентов.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные материалы исследования могут быть использованы для совершенствования процесса обучения студентов-дизайнеров инженерному проектированию, а также при разработке, корректировке и модернизации учебных образовательных программ по ряду смежных дисциплин. Материалы и результаты исследования могут найти применение в системе повышения профессиональной педагогической квалификации преподавателей, работающих со студентами-дизайнерами в высших учебных заведениях.

Достоверность и обоснованность научных положений, выводов, рекомендаций обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, использованием совокупности методов, адекватным задачам и логике исследования, разнообразием источников информации, опытом работы автора в качестве преподавателя вуза, воспроизводимостью результатов опытно-экспериментальной работы в аналогичных условиях вузовской практики, контрольным сопоставлением полученных результатов с существующей образовательной практикой подготовки студентов-дизайнеров к будущей профессиональной деятельности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Комплексный подход к обучению студентов-дизайнеров инженерному проектированию, включающий содержание дисциплины «Инженерно-технологическое обеспечение дизайна», а также педагогические условия, при которых развиваются инженерно-проектные умения будущих дизайнеров, осознается значимость их профессионального будущего.

2. Научно-обоснованный и подтвержденный ходом исследования вывод о том, что сформированность инженерно-проектных умений студентов (умение ставить задачу, умение выполнять действия, умения анализировать результаты и др.) на определенной стадии обучения предопределяет их готовность к самореализации в будущей профессиональной деятельности.

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа с 2003-2006 годы.

Первый этап (2003-2004 гг.) - поисково-теоретический. В этот период осуществлялось ознакомление с проблемой исследования, выявлялась ее актуальность. Производился анализ существующих научных исследований в области дизайна-образования. Изучался опыт работы преподавателей, организация обучения студентов-дизайнеров в различных высших учебных заведениях. Определялась методология и методика экспериментального исследования. Анализировались результаты исследований по вопросам теории процесса обучения, изучалась педагогическая и методическая литература, накапливался материал на основе обобщения практического опыта, формулировалась гипотеза исследования.

Второй этап (2004 - 2005 гг.). На этом этапе разрабатывался план экспериментальной работы, способы и средства развития инженерной проектной деятельности студентов-дизайнеров, проводились локальные эксперименты, определялись оценочные критерии и диагностика формирования готовности студентов к инженерной проектной деятельности. Выявлялись эффективные формы организации занятий, их соотношение по объему, чередование методов, способствующих развитию проектных способностей, логического анализа, синтеза и творческого мышления студентов. Уточнялись теоретические позиции, моделировалась и проводилась экспериментальная работа по апробации комплексного подхода к обучению студентов инженерному проектированию.

Третий этап (2005 - 2007 гг.) - проводился анализ и систематизация теоретического и экспериментального материала, обобщались результаты исследования, разрабатывались дидактические требования к методическому обеспечению процесса обучения, формулировались основные выводы по главам и в целом по всему исследованию, оформлялся текст диссертации.

Базой исследования был Московский педагогических государственный университет, художественно-графический факультет, студенты специальности «Дизайн».

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе экспериментального обучения инженерному проектированию студентов 3, 4 и 5 курсов специальности «Дизайн» художественно-графического факультета МШУ на основе курса «Инженерно-технологическое обеспечение дизайна».

Положения диссертации, материалы исследования и полученные результаты заслушивались на заседаниях кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна Московского педагогического государственного университета, Ученом совете художественно-графического факультета, докладывались на научно-практических конференциях по итогам научно-исследовательских работ Mill У (2004-2006 гг.), межвузовских научно-практических конференциях и семинарах «Образовательные технологии XXI века (Москва, 2005, 2006 гг.), «Концептуальные основы совершенствования художественно-графического образования» (Липецк, 2004 г.), на международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании» («ИТО - Черноземье - 2006») (Курск), а также внедрялись автором в учебно-образовательный процесс подготовки будущих дизайнеров специальности «Дизайн».

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Мизевич, Сергей Григорьевич

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

1. Исследование характера мотивации в начале изучения студентами курса «Основы инженерно-технологического обеспечения дизайна» позволило установить, что:

1) большинство студентов (58%) осознают важность изучения инженерно-проектных знаний и умений для своей профессии, данный результат указывает на широкие возможности для проведения педагогического эксперимента по профессионально-направленному обучению инженерному проектированию студентов специальности «Дизайн»;

2) у 20% студентов положительные мотивы учения и труда ситуативны, кратковременны и заключаются в интересе к знаниям прикладного характера;

3) 19% обучаемых имеют мотивацию, характеризующуюся усилением долга, познавательного интереса, мотивов самообразования и труда;

4) 3% студентов в полной мере осознают важность и имеют желание изучения инженерно-проектной деятельности.

2. Реализация поставленных образовательных целей позволило обеспечить изучение инженерной проектной деятельности, познакомила с методологией проектной инженерной деятельности, развития понятийного аппарата, применяемого к анализу объектов проектирования, сформировать профессиональную мобильность студентов-дизайнеров. Реализация воспитательной цели позволила сформировать ценностное отношение к изучению инженерно-проектной деятельности, способность к познанию и культуру мышления в целом.

3. Среди наиболее оптимальных форм проведения занятий нами выделены: лекции, практические занятия, научные студенческие конференции, самостоятельная работа студентов и др. При этом выдвижение перед студентом межпредметных задач, готовность к диалогу, как к методу усвоения учебного материала, поиск средств и способов продуктивной коммуникации значительно активизировало процесс формирования инженерно-проектной компетенции. В качестве нового объекта познания выступали связи между отдельными элементами знаний из различных учебных дисциплин -начертательной геометрии, компьютерной графики, рисунка, цветоведе-ния и др.

5. Самостоятельная работа студентов была наиболее эффективной при соблюдении следующих условий: о обеспечение правильного сочетания объема аудиторной и самостоятельной работы; о методически правильную организацию работы студентов в аудитории и вне ее; о обеспечение студентов необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий; о контроль за самостоятельной работой студентов-дизайнеров; принятие мер, поощряющих студента за ее качественное выполнение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проведенного исследования, мы пришли к следующим выводам:

1. Теоретический анализ научно-методических исследований, принципов, методов, условий, средств обучения, способствующих эффективному обучению инженерному проектированию будущих дизайнеров, показал, что до настоящего времени отсутствует достаточно четкое представление о содержательной, процессуальной и межпредметной характеристике понятия «инженерно-проектная деятельность». Еще недостаточно изучено влияние междисциплинарных и внутри дисциплинарных знаний на эффективность обучения инженерному проектированию. Практически отсутствует научно-методическое обеспечение процесса формирования инженерно-проектных умений будущих дизайнеров в процессе их обучения. От нерешенности этих вопросов в значительной мере страдает качество профессиональной подготовки будущих дизайнеров. У них слабо развивается эмоционально-оценочное отношение к действительности, недостаточно сформированы умения инженерной проектной деятельности, которые должны закладываться у них уже в период обучения в высшем учебном заведении.

2. Экспериментальное исследование показало, что более качественное обучение студентов-дизайнеров инженерному проектированию осуществляется при использовании комплексного подхода, как методической системы на базе учебной дисциплины «Основы инженерно-технологического обеспечения дизайна». Данный подход в обучении обеспечивает его целостность, решаются задачи развития творческого потенциала студентов, действуют принципы последовательности и непрерывности учения, осуществляется реализация межпредметных и внутрипредметных связей (основ черчения и начертательной геометрии, технического рисунка, перспективы, компьютерной графики, цветоведения, композиции и др.).

3. Экспериментальная проверка гипотезы исследования позволила сделать вывод о том, что реализация в учебном процессе комплексного подхода к обучению студентов-дизайнеров инженерному проектированию имеет методическую состоятельность за счет построения содержания обучения с его организацией на основе связующего звена - проектных заданий, элементом объединения которых являются известные студентам жизненные ситуации. При этом обучение должно рассматриваться с позиции единства взаимосвязанных элементов, интегрированных в единое поле проектной деятельности.

4. Выделена система форм и методов организации занятий по инженерному проектированию для студентов-дизайнеров, включающая лекции, практические занятия, семинарские занятия, научные студенческие конференции, самостоятельная работа студентов с литературой и др.

5. Педагогическая эффективность разработанного курса подтверждена экспериментально, поскольку возросла мотивация студентов к изучению инженерного проектирования, повысился уровень усвоения знаний, сформировались умения по решению профессионально-значимых задач, необходимых для обеспечения проектной деятельности будущего дизайнера.

6. Доказано, что процесс обучения инженерному проектированию должен быть согласован со структурой, методами и средствами профессионального инженерного проектирования с целью обеспечения целостности педагогического процесса, развития творческого потенциала студентов-дизайнеров, а также формирования умений разрабатывать варианты изделий от идеи до ее воплощения в готовом виде.

7. Акцентированное внимание развитию профессионально необходимых умений также дало свои результаты: студенты в процессе беседы смогли обосновать значимость умений, которыми необходимо овладеть. Стремление к формированию конструктивных, прогностических, коммуникативных, рефлексивных и других умений получило реализацию на практических занятиях в процессе планирования и обсуждения заданий для самостоятельной работы, в ходе выполнения коллективных и индивидуальных проектов.

8. Полученные материалы исследования могут быть использованы для совершенствования процесса обучения студентов-дизайнеров инженерному проектированию, а также при разработке, корректировке и модернизации учебных образовательных программ по ряду смежных дисциплин.

Материалы и результаты исследования также могут найти применение в системе повышения профессиональной педагогической квалификации преподавателей, работающих со студентами-дизайнерами в высших учебных заведениях. При этом проблема обучения инженерному проектированию требует дальнейших теоретических и экспериментальных исследований в свете новых информационных и педагогических технологий, рационального использования современных методов, методических приемов и средств обучения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Мизевич, Сергей Григорьевич, 2007 год

1. Абрамов A.A. Проектирование и реализация курса физики для дизайнеров в процессе обучения в вузе. Н. Новгород, 2006.

2. Артемьев Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. -М.:Наука, 1977 180 с.

3. Альтшуллер Г.С, Верткин И.М. Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности. Минск: Беларусь, 1994. - 480 с.

4. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1991. - 225 с.

5. Антонов Н.С. Слагаемые знаний. Архангельск: Сев. - Зап. кн. изд-во, 1969.- 152 с.

6. Аронов В.Г. Традиции дизайнерского образования в Великобритании //Труды ВНИИТЭ, вып.50, М. -1989, - С.13-27.

7. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1980.-368 с.

8. Балланд Т. В. Аксиологические аспекты дизайна: Автореф. дис. . кан. филос. наук., М., 2004. - 16 с.

9. Барташевич A.A., .Мельников А.Г Основы художественного конструирования, Минск, "Вышэйшая школа", 1978. 200 с.

10. Бейер В.И. Графическая грамотность и педагогический рисунок //журн. Внешкольное образование. -Пг.:Изд. Петроград, 1919.

11. И. Беликов В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников: Дис. .док. пед. наук. Магнитогорск, 1995. - 315 с.

12. Беликов В.А., Хлоповский О.С., Шеблеева С.В. Основы педагогических проблем: пособие для аспирантов и соискателей. Магнитогорск: МГПИ, 1999. -40 с.

13. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Бес-палько. М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

14. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Отв. ред. акад. Б.М. Кедров. Ростов: Изд-во Ростов, университета, 1983.- 176 с.

15. Богоявленская Д.Б. Путь к творчеству. М.: Знание, 1981.- 156 с.

16. Большой энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1991.-Т2.

17. Бондарев Ю.А. Педагогические условия развития готовности старшеклассников к инженерному творчеству в процессе факультативного обучения: Автореф. дис.канд. пед. наук Калининград, 2001. - 16 с.

18. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. М., 1999. — 213 с.

19. Бондуристый Ф.Ф. Оптимизация обучения художественному проектированию в системе спец. подготовки учителя ИЗО в педвузах. М.: МПГУ, 2001. - 190 с.

20. Бурилова С.Ю. Межпредметная интеграция в учебном процессе технического вуза: Автореф. дис. кан. пед. наук. Новосибирск, 2001. - 16 с.

21. Бутакова Н.Ю. Научные основы развития инженерно-проектной деятельности студентов технического вуза: Автореф. Дис.докт. пед. наук -Калининград, 2001. 42 с.

22. Венгер JI.A. Психология способностей. М.:3нание,1973.- 93с.

23. Викулина М.А. Личностно-ориентированный подход в педагогике: теоретическое обоснование и пути реализации /М.А. Викулина: — Учебное пособие. Н. Новгород: НГЛУ им. H.A. Добролюбова, 2004. - 296 с.

24. Викулииа М.А. Проектирование и реализация личностно-ориентированного процесса подготовки педагогов в вузе: Автореф. дис. д. п. н./ М.А. Викулина: Оренбург, 2001. 40 с.

25. Волков И.П. Учим творчеству. М.; Педагогика, -1982. - 85 с.

26. Воронов Н. О сегодняшнем понимании дизайна (запоздалое предисловие). //Дизайн. Сборник научных трудов. Вып.4, М., 1996, - 142 с.

27. Высокий В.А. Макетные методы в системе автоматизированного проектирования городской застройки: Автореф. дис.канд. техн. наук М., 2003.-18 с.

28. Гавриленко А.П. Формирование художественно-конструкторских умений будущих дизайнеров в сфере их профессиональной подготовки на материале изучения спецкурса «Архитектоника объемных форм»: Автореф. дис.канд. пед. наук Курск, 2006. -16 с.

29. Гамоюнов К.К. Совершенствование преподавания технических дисциплин. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. - 206 с.

30. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. - 128 с: ил.

31. Гершунский Б.С. Философия образования / Б.С. Гершунский. М.: Флинта, 1998.-432 с.

32. Глазкова И.В. Методические основы преподавания начертательной геометрии на факультете технологии и предпринимательства педвузов с основами дизайна: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1999. -17 с.

33. Горский Д.П. Определение. М.: Мысль, 1974. - 311 с.

34. Горюнова Ю.А. Феномен дизайна в культуре социума: Автореф. дис. .канд. фил ос. наук М, 2003 - 16 с.

35. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 052400 «Дизайн». М. 1997, - 16 с.

36. Гречухина Т. И. Организационно-педагогические условия создания «ситуации успеха» в жизнедеятельности старшеклассников на основе проектной деятельности: Автореф. дис.канд. пед. наук Тюмень, 2002. -16 с.

37. Давлетбаева P.M. Моделирование и реализация технологии интегратив-ной графической подготовки: Автореф. дис.канд. пед. наук Казань, 2002. -16 с.

38. Денисова А.Л. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий / Автореф. дис. . док. пед. наук, М., 1994. - 32 с.

39. Дижур A.JL, Мунипов В.М. Художественное конструирование: состояние и перспективы. М.: Знание, 1976. - 64 с.

40. Дизайн в высшей школе. М.: Труды ВНИИТЭ, 1994. - 49 с.

41. Дизайн и эстетическое воспитание //Техническая эстетика, 1986, № 4, -С.16-18.

42. Дмитриев В.Г. Педагогические условия технологической подготовки будущего учителя: Автореф. дис.канд. пед. наук Уфа, 2001. -16 с.

43. Добро Л.Ф. Интегративный подход к обучению общей физике: Автореф. дис.канд. пед. наук Краснодар, 1999. - 16 с.

44. Добряков A.A. Инженерно-психологическое обеспечение творческих форм проектно-конструкторской деятельности: Автореф. дис.канд .психолог, наук М., 1997. - 40 с.

45. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.М. Никольской. М.: Совершенство, 1997. - 204 с.

46. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей (по материалам зарубежных исследований) // Вопросы психологии. -1975. N25.- С. 116-176.

47. Захарова О.В. Теоретические основы и методика подготовки проектировщиков в условиях гуманитаризации предметно-пространственной среды: Автореф. дис. .канд. архитектуры М, 2006. - 16 с.

48. Зиновкина М.М., Подкатилин JI.B. Основы инженерного творчества и компьютерная интеллектуальная поддержка мышления (Азбука ТРИЗ). -М., 1997. -267 с.

49. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. Учебное пособие. М.: Гайдарики, 2002. - 431 с.

50. Зыбайлов JI.K. Software и художник: феномен взаимодействия// Компь-юАрт, 1997, № 11, С. 89-90.

51. Иванов А.В. Я б в дизайнеры пошел. // Компьюарт, № 8, 1998. С. 2627.

52. Иванов Г.И. Формулы творчества или как научиться изобретать. М.: Просвещение, 1994. -208 с.

53. Иванов Т.Ю., Прихотько В.И. Теория организации. СПб.: Питер, 2004. - 269 с.

54. Ильяшева Е.В. Подготовка будущих учителей технологии к проектной деятельности: Автореф. дис.канд. пед. наук Магнитогорск, 2001. - 16 с.

55. Калинина И.О. Система формирования профессиональных конструктивно-графических умений у будущих специалистов архитекторов-дизайнеров: Автореф. дис. .канд. пед. наук М, 2005. -16 с.

56. Караваев П.А. Подготовка будущих учителей технологии к руководству творческими техническими работами (проектами) школьников: Автореф. дис. .канд. пед. наук Коломна, 2000. - 16 с.

57. Каримова И.С. Формирование проектно-образного мышления студентов-дизайнеров средствами графики: Автореф. дис. .канд. пед. наук -Хабаровск, 2005-16с.

58. Красильников В.Д. Опыт проектирования и строительства. -М.; Жираф, 2004. 80 с.

59. Катханова Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графического факультета в графическойдеятельности: Дисс. .док. пед. наук. 1994. - 502 с.

60. Квач Н.В. Подготовка педагогов профессионального обучения специальности «дизайн интерьера»: Автореф. дис.канд. пед. наук Н. Новгород, 2005. -16 с.

61. Ковешников А.И. Композиция в пропедевтическом курсе дизайна. -М.: Прометей, 1991.-402 с.

62. Ковешникова Е. Н. Теория и методика художественного профессионального образования на материале подготовки дизайнеров: Автореф. дис. .док. пед. наук. М., 2000.-41 с.

63. Козлов В.И. Модель специалиста учителя ИЗО. М.: Прометей, 2001.-207 с.

64. Количенко А.К. Энциклопедия педагогических технологий // Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2001. - 368 с.

65. Корзинова Е.И. Создание учебных заданий важный компонент профессиональной подготовки студентов ХГФ //Научные труды МПГУ им. В.И. Ленина. Серия: Гуманитарные науки. - М.: Прометей, 1995. -С.182.

66. Коськов М.А. Предметное творчество. СПб: ТОО Фирма Икар, 1996. -72 с.

67. Краевский В.В. О гуманизации и гуманитаризации образования //Па пороге XXI века: Образование и культура / Под ред. И.В. Бестужева Лады.-М., 1996.-210 с.

68. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения // Методологический анализ. М.: Педагогика, 1977. - 264 с.

69. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. - 153 с.

70. Кузьмин H.H., Жидкина Т.С. Методика преподавания ручного труда вмладших классах. М.: Академия, 2005. - 256 с.

71. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1972.

72. Кузовлев В.П. Преподавание в вузе: наука и искусство // Педагогика. -2000. №1. -С. 52-58.

73. Куликов А. Г. Формирование проектных умений учащихся старших классов: Автореф. дис. канд. пед. наук Магнитогорск, 2000. - 17с.

74. Лазарев B.C., Коноплина Н.В. Деятельностный подход к проектированию целей педагогического образования // Педагогика. 1999. - № 6. - С. 12-18.

75. Лазарев E.H. Дизайн машин. М., 1988, - 248 с.

76. Лебедко В.К. Новый взгляд на роль пространственных представлений в творческом развитии художника-педагога// Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. М.: Прометей, 1997.-С. 231-232.

77. Леднев, B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы //Ленинградская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной// Методические материалы ВНИИТЭ, М., 1990,-100 с.

78. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во1. Моск. ун-та, 1981. 584 с.

79. Лоте Д.С. Вопросы заимствования и упорядочения иноязычныхтерминов. М.; Наука.!982 - 149с.

80. Линькова Н.П. Способности к техническому конструированию //Вопросы психологии. М., 1971. № 3. - С. 97-111.

81. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии //Методологические проблемы социальной психологии. М.: Просвещение, 1975.-235 с.

82. Максимова В.П. Межпредметные связи в процессе обучения.-М.:1. Просвещение, 1988. 192 с.

83. Малиновская Л.П. Вопросы формирования дизайнерского мышленияна уроках изобразительного искусства в начальных классах (Постановка проблемы и пути ее разрешения). Тернополь, 1993. - 183с.

84. Марченко М.Н. Развитие способностей и дизайнерской деятельности на материале обучения студентов художественно-графического факультета технической и компьютерной графике: Автореф. дис. . док. пед. наук -М., 2003.-40 с.

85. Матяш Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования.// Педагогика, М., 2000. №4. - С.4 -38.

86. Методика художественного конструирования. М.:ВНИИТЭ, 1978. -150 с.

87. Методические и справочные материалы по внедрению развивающих технологий в профессиональное образование. М.: ИРПО РФ, 2000.-280 с.

88. Методы педагогических исследований /Под ред. А.И. Пискунова. -М.: Педагогика, 1979. 254 с.

89. Минервин Г.Б. Архитектоника промышленных форм. -М.:ВНИИТЭ, 1970.-196 с.

90. Михайлов С. Дизайн городской среды феномен современной проектно-художественной культуры. // Дизайн. Сборник научных трудов. Вып.4, - М., 1996,- 142 с.

91. Монахова Г.А. Теория и практика проектирования учебного процесса как ведущего компонента в профессиональной деятельности учителя: Автореф. дис.д-ра пед. наук М.: МГПУ, 2000, - 36 с.

92. Московская школа дизайна. Опыт подготовки специалистов в МВХПУ // Методические материалы ВНИИТЭ, М.: 1991, - 180 с.

93. Назаров Ю.В. Понятие "форма" в философии, искусствознании, дизайне. // Дизайн. Сборник научных трудов. Вып.4, М., 1996, - С. 1326.

94. Наумов В.П., Куликов А.Г Основы проектной деятельности. Учебноепособие./Под ред. Симоненко. Магнитогорск: МаГУ, 2001. - 150 с.

95. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М.: Молодая гвардия, 1994.-334 с.

96. Нешумов Б.В., Щедрин Е.Д. Художественное проектирование. М.:1. Просвещение, 1979. 174 с.

97. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественноготворчества. М.: изд-во МГУ, 1972. - 343 с.

98. Новикова Т.А. Проектирование творческого и образовательного пространства и подготовка дизайнеров в университете: Автореф. дис. канд. пед. наук Великий Новгород, 2005. -17 с.

99. Очерки о школе дизайна // Техническая эстетика, № 12,1987. С. 1-12.

100. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. 2-е изд. доп. и пере-раб. - М.: Просвещение, 1987. - 208 с.

101. Папанек В. Дизайн для реального мира // Пер. с англ. М.: Д.Аронов, 2004.-416 с.

102. Пейдж Дж. Воображение и методы проектирования /Дж. Пейдж. -пер. с анг. М, 1966. - 211 с.

103. Петровский A.B. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. A.B. Петровского. М.: МГУ, 1986. - 300 с.

104. Пидкасистый П.И. Педагогика и психология //П.И.Пидкасистый, Б.И. Коротяев. М.: Знание, 1985. - 79 с.

105. Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. - 215 с.

106. Подгорецкая H.A. Изучение приемов логического мышления у взрослых. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 150 с.

107. Постников Н.О. Графический дизайн в системе эстетического воспитания школьников среднего и старшего подросткового возраста на урокахизобразительного искусства: Автореф. дисканд. пед. наук-М., 1995. 16 с.

108. Профессиональная педагогика / С.Я. Батышев, М.Б. Яковлева, В.А. Скакун и др. Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование»,1997.-512 с.

109. Пузанов В.И. Дизайнерская модель культуры //Техническая эстетика, 1989, №11,-С.16-19.

110. Раппопорт С.Х. Эстетика. М.: Просвещение, 2000.Т. 1

111. Роберт И.В. Учебный курс "Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании" // Информатика и образование. 1997, №8, С.77 - 80.

112. Российская педагогическая энциклопедия: Б 2тт /Гл.редактор В.В. Давыдов - М: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 608 с.

113. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком,1998.-688 с.

114. Рубинштейн CJI. Бытие и сознание. //Избранные философско-психологические труды. -М.: Наука, 1997. 463 с.

115. Салтыкова Г.М. Научно-методическое обоснование системы обучения школьников дизайну на базе черчения: Автореф. дис. канд. пед. наук -М., 2005,- 16 с.

116. Саранов A.M. Инновационный процесс как фактор саморазвития современной школы: методология, теория, практика //A.M. Саранов. -Монография. Волгоград, 2000. - 259 с.

117. Сафина JI.A. Формирование творческого стиля деятельности дизайнера в системе дополнительного профессионального образования: Автореф. дис. канд. пед. наук-Казань, 2005. -16 с.

118. Сборник «Образование 21 века: проблемы и перспективы» //Под ред. Зинченко В. Рига, Эксперимент, 2002. - 336 с.

119. Серов С.И. Дизайнер. М., 2003. №2. - С. 6.

120. Сидоренко В.Ф. Методика художественного конструирования. Дизайнпрограмма. M., 1987. - 247 с.

121. Сидоренко В.Ф. Модель опережающего образования: К вопросу о перестройке системы подготовки дизайнеров // Техническая эстетика.1986. №9-С. 18-20

122. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин.

123. М.: Педагогика, 1980. 96 с.

124. Сластенин В.А. О проектировании содержания высшего педагогического образования // Преподаватель. 1999. № 5. - С. 3-9.

125. Словарь иностранных слов: 18 е изд., стер. М.: Рус. яз., 1989. - 624 с.

126. Соловьева В.В. Содержание информационно-технологической подготовки дизайнеров (на примере специальности 0514 дизайн): Автореф. дис. . канд. пед. наук-М., 1999. - 16 с.

127. Соловьева В.В., Черенков П.С. Настольные издательские системы и дизайн публикаций, Нальчик, 1995, - 19 с.

128. Соловьева В.В. Компьютерная графика для художников и дизайнеров. Первое знакомство, Нальчик, 1997, - 19 с.

129. Солсо P.JI. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. -600 с.

130. Степанов Г.П. Школа ленинградского дизайна // Техническая эстетика, №5,1985,-С. 10-13.

131. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.

132. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. - 343 с.

133. Тангян С.А. Высшее образование в перспективе XXI столетия // Педагогика. -2000. №2.-С. 3-11.

134. Тарабрина И.В. Формирование профессиональной культуры студентов-дизайнеров в вузе: Автореф. дис. . канд. пед. наук Ставрополь, 2006. -16 с.

135. Тарасенко В.В. Самоорганизация фрактального способа освоения коммуникаций сложного мира и образование. //Синергетический подход в образовании, СПб., 1996. - 300 с.

136. Теория и практика педагогического эксперимента //Под ред. А.И.Пискунова, Г.В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 207 с.

137. Теплов Б.М. Ум полководца. //Избранные труды. Т.1 М.: Педагогика, 1985. - 329 с.

138. Томилин О.Б. Высшая школа и XXI век: что за горизонтом? //Преподаватель. 1999. № 5. - С. 10-12.

139. Торпшна И.Б. Формирование профессиональной компетентности будущих дизайнеров по костюму на материале художественного проектирования школьной одежды: Автореф. дис. . канд. пед. наук Курск, 2003. -16 с.

140. Тхагапсоев Х.Г, Горшоков A.M. Колледж дизайна. Нальчик, 1995, -30 с.

141. Тхагапсоев Х.Г. Дизайн как феномен культуры и образования. Нальчик, 1997, - 40 с.

142. Тхагапсоев Х.Г. Философия образования: проективно-эстетическая парадигма. Нальчик, 1996, - 50 с.

143. Уральская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в Свердловском архитектурном институте // Методические материалы ВНИИТЭ, М., 1991,-116 с.

144. Усова A.B. Дидактические основы формирования у студентов обобщенных умений и навыков // Совершенствование педагогической работы в вузе. Челябинск: Челябинский политехнич. ин-т, 1979. - С. 156-167.

145. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. Т.2 М.: Педагогика, 1988. - 510 с.

146. Формирование учебной деятельности студентов //Под ред. В.Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. - 240 с.

147. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. -M.: Просвещение, 1991. 288 с.

148. Фролова C.B. Формирование инженерно-технической компетенции будущего специалиста-дизайнера: Автореф. дис. . канд. пед. наук Великий Новгород, 2003, - 16 с.

149. Хан-Магомедов С.О. ВХУТЕМАС и ИНХУК: К проблематике становления сферы дизайна в 20-е годы/. // Техническая эстетика. 1980. № 12.-С. 3-8.

150. Хан-Магомедов С.О. О месте и роли дизайна в системе художественной культуры // Техническая эстетика, 1985. №7. - С. 1-4.

151. Хан-Магомедов С.О. У истоков советского дизайна // Техническая эстетика.- 1980. №2-С. 4.

152. Харитонова A.A. Дидактические основы формирования логических операций при изучении научных понятий (на примере естественно-математических дисциплин): Автореф. дис. .канд. пед .наук. М., 1997. -22 с.

153. Харьковская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в ХХПИ //Методические материалы ВНИИТЭ, М., 1992, - 116 с.

154. Хилл П. Наука и искусство проектирования /пер. с англ./. -М.: Мир, 1973.-262 с.

155. Холмянский Л.М. Макетирование и графика в художественном конструировании. М.: Просвещение, 1978. - 23 с.

156. Холмянский Л.М., Щипанов А.С Дизайн. М.: Просвещение, 1985. - 237 с.

157. Художественное конструирование /Под ред. З.Н. Быкова, Г.Б. Минерви-на. М.: Высшая школа, 1986. - 240 с.

158. Царева СЕ. Обучение решению текстовых задач, ориентированных на формирование учебной деятельности младших школьников. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. - 136 с.

159. Чапаев П.К. Основные позиции интегративно-целостного подхода /Н.К. Чапаев // Образование и наука. 1999. № 2 (2). - С. 143-142.

160. Чекалева Н.В. Педагогические основы учебной деятельности в вузе: Учебное пособие. Омск: Изд-во ОГПИ, 1993. - 92 с.

161. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд-во корпорация "Логос", 1994.-320 с.

162. Шалютин С. М. Язык и мышление. М.: Знание, 1980. - 64 с.

163. Шахов В.И. Формирование педагогического мышления у студентов педвуза: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1992. - 25 с.

164. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории. М.: Архитектура - С, 2003. - 296 с.

165. Шишов С.Е. Методология и технология разработки государственных образовательных стандартов общего среднего образования //Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук, М., 1997, - 200 с.

166. Шорохов Е.В. Композиция. Учебник для студентов ХГФ педвузов. -М.: Просвещение, 1986. 287 с.

167. Шпара П.Е. Техническая эстетика и основы художественного конструирования. К.: Вища шк. Головное изд-во, 1984. - 200с.: ил.

168. Шумилин А.Т. Проблемы творчества, М., 1989, - 143 с.

169. Шамова Т.И. Управление образовательными системами. Учебное пособие. М.: Академия, 2002. - 384 с.

170. Энциклопедия профессионального образования: В 3 х т. / Под ред. С.Я. Батышева. - М., АПО, 1998. - 568 с.

171. Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М: Высшая школа, 1982. - 223 с.

172. Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся /И.С. Якиманская //Вопросы психологии, 1999. №3.—С. 64-77.

173. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов: Учебное пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Изд-во Корпорация "Логос", 1994. - 156 с.

174. Якунин В.И., Лагерев В.В. Перестройка и задачи кафедр начертательной геометрии и инженерной графики // Начертательная геометрия и инженерная графика. 1990. - Вып.15. - С. 5-10.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.