РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНОГО 3D МОДЕЛИРОВАНИЯ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат наук САБЛИНА НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА

  • САБЛИНА НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 163
САБЛИНА НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНОГО 3D МОДЕЛИРОВАНИЯ: дис. кандидат наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2015. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат наук САБЛИНА НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

1.1. Развитие художественно-творческой активности обучающихся,

как психолого-педагогическая проблема

1.2. Компьютерное 3Э моделирование как средство развития художественно-творческой активности студентов-дизайнеров

1.3. Модель образовательной среды, способствующая развитию художественно-творческой активности студентов-дизайнеров

Выводы по Главе

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, СОДЕЙСТВУЮЩЕЙ РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

2.1. Организация и проведение педагогического эксперимента со студентами-дизайнерами

2.2. Экспериментальная проверка модели образовательной среды способствующей развитию художественно-творческой активности студентов-дизайнеров

2.3. Анализ результатов экспериментальной проверки модели образовательной среды

Выводы по Главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

153

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНОГО 3D МОДЕЛИРОВАНИЯ»

ВВЕДЕНИЕ

Проблема исследования и ее актуальность. Активные преобразования современного общества влекут за собой изменения в сфере образования, направленные на развитие потребностей социума, которые, в свою очередь, предлагают новые стратегии и подходы, в том числе, и в дизайн-образовании. Это отражено в государственных документах, прежде всего, в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению «Дизайн». В нем показана необходимость совершенствования и внедрения современных технологий в процесс подготовки профессиональных кадров в области дизайна.

Дизайнерская деятельность интегрирует в себе различные области знания, от художественной до инженерно-конструкторской. В последнее десятилетние с активным внедрением компьютера в жизнедеятельность человека изменились не только инструменты работы дизайнера, но и вид итогового продукта. Профессиональная среда предъявляет к образованию дизайнера новые требования, а государство определяет образ выпускника, формулируя свои заявки к образованию в виде компетенций. Такая динамика заставляет искать новые образовательные ресурсы с опорой на компьютерные технологии.

3Э моделирование, как один из видов компьютерных технологий помогает студенту-дизайнеру в овладении методов творческой работы, развивает пространственно-образное восприятие и творческое мышление. Компьютерное 3Э моделирование это визуализация проектов, это работа с материалами, съёмочными камерами и освещением, необходимым для получения реалистичного трехмерного проекта. Особенность преподавания компьютерного моделирования в образовательном процессе дизайнеров заключается в том, что студенты получают как общеобразовательные знания, умения и навыки, так и прикладные, то есть умения использовать 3Э моделирование для передачи проектных идей.

Однако проанализировав научно-методические работы в области дизайн-образования, мы видим недостаточное количество исследований, в

которых проектировалась бы целостная система преподавания компьютерного 3Э моделирования, учитывающая как новые условия, продиктованные современным этапом развития общества, так и традиционные задачи подготовки дизайнеров.

Практическое использование в образовательном процессе дизайнеров компьютерного 3Э моделирования диктует необходимость создания обновленной модели образовательной среды, повышающей наглядность, увеличивающей скорость обработки учебной информации, положительно влияющей на развитие способностей обучающихся к осуществляемой творческой деятельности и как следствие способствующей развитию художественно-творческой активности учащихся, которая выступает основным компонентом профессиональных качеств дизайнера.

Степень научной разработанности проблемы. Методологическими ориентирами для нашего диссертационного исследования послужили научные труды посвященные проблеме содержания, форм и методов обучения дизайну в высшем учебном заведении А.В. Богомолова, Е.В. Ильяшевой, Е.Н. Ковешниковой, Ю.Ф. Катхановой, М.Н. Марченко, Р.Ф. Махутдинова, З.А. Хапчаевой и др.

В нашем исследовании использованы материалы по вопросам компьютеризации обучения и применения в учебном процессе новых информационных технологий таких авторов, как О.В.Арефьева, М.М. Головина, И.А. Кулакова, А.Ю. Лихачев, Л.Я. Нодельман, Л.В. Павлова, О.А.Тарасова, М.С. Татаринова, А.Р. Хайруллин и др.

Вопросы развития творческой активности студентов в различных видах деятельности рассмотрены в диссертациях Н.А. Балаевой, С.В. Городецкой, Ю.Н. Калугиной, Е.И. Корзиновой, И.С. Искры, Т.С. Чемодановой и др.

Безусловно, все перечисленные выше исследования создали определенную базу подготовки студентов-дизайнеров, однако они либо не учитывают специфику обучения дизайнеров средствами компьютерного моделирования, либо не связаны с разработкой модели образовательной

среды, способствующей развитию художественно-творческой активности учащихся.

При знакомстве с работами, посвященными проектированию модели образовательной среды, анализе литературы по данной теме мы встречаемся с различными подходами и методами, применяемыми для развития художественно-творческой активности. Вариативность подходов достаточно широка: от характеристики индивидуально-типологических свойств нервной системы и физиологических особенностей до рассмотрения всевозможных интеллектуальных и мотивационно-потребностных компонентов свойств личности. При этом вообще не рассматривались вопросы методики развития художественно-творческой активности студентов-дизайнеров средствами компьютерного 3Э моделирования. Вместе с тем, несмотря на разнообразие теоретического материала, отсутствует четко структурированная система, на базе которой можно было бы выявить специфику развития художественно -творческой активности студентов-дизайнеров.

Таким образом, в результате исследования, выявлено противоречие, продиктованное несоответствием между объективной потребностью современного социума к качественной подготовке будущих дизайнеров, высоком уровне их художественно-творческой активности и существующей системой образования с малым количеством специально разработанных дидактических средств, обеспечивающих это развитие. Данное противоречие определило проблему научно-теоретического обоснования модели образовательной среды, способствующей развитию художественно-творческой активности студентов-дизайнеров средствами компьютерного 3Э моделирования.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что имеющаяся система подготовки дизайнеров недостаточно опирается на современные компьютерные технологии, в том числе на 3Э моделирование, не обеспечивая качественную подготовку будущих дизайнеров к профессиональной деятельности в современных условиях компьютеризации общества.

Недостаточная научная разработанность поставленной проблемы предопределила тему, объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить структуру модели образовательной среды, обеспечивающей эффективное развитие художественно-творческой активности студентов-дизайнеров средствами компьютерного 3Э моделирования.

Объект исследования: содержание и процесс обучения студентов-дизайнеров компьютерному 3Э моделированию.

Предмет исследования: развитие художественно-творческой активности студентов-дизайнеров средствами компьютерного 3Э моделирования.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза эксперимента: развитие художественно-творческой активности студентов-дизайнеров будет более эффективным, если:

• выявлены характеристики художественно-творческой активности, определяющие успешность развития профессиональной деятельности будущих дизайнеров;

• определена модель образовательной среды, способствующая развитию художественно-творческой активности средствами компьютерного 3Э моделирования;

• введена в образовательный процесс студентов-дизайнеров дисциплина «Компьютерное 3Э моделирование».

• используется индивидуально-ориентированный подход в обучении студентов-дизайнеров компьютерному 3Э моделированию.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза определили необходимость решения следующих задач:

1. Исследовать психофизиологические основы художественно-творческой активности с целью выявления и определения условий ее реализации в процессе обучения компьютерному 3Э моделированию.

2. Выявить специфику профессиональной деятельности будущих дизайнеров, определив значение компьютерного 3Э моделирования в осуществлении этой деятельности.

3. Разработать модель образовательной среды способствующей эффективному развитию художественно-творческой активности студентов-дизайнеров на занятиях по компьютерному 3Э моделированию.

4. Разработать учебно-методическое содержание дисциплины «Компьютерное 3Э моделирование».

5. Организовать и провести экспериментальное исследование эффективности модели образовательной среды, способствующей развитию художественно-творческой активности студентов-дизайнеров средствами компьютерного 3Э моделирования.

Методологическую основу исследования составляют положения педагогики и психологии о механизмах развития личности и ее творческих способностей, о реализации творческого начала личности в процессе совместно-продуктивной учебной деятельности; а также современные положения высшего профессионального образования, базирующиеся на концепции индивидуально-ориентированного обучения и компьютерных технологий.

Большое значение для данного исследования составили психолого-педагогические работы Б.Г. Ананьева, А.А. Венгера, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова и др., а также зарубежных ученых С. Вандерберга, Д.Г. Гилфорда, Е. Торранса, где рассмотрены общие подходы к структуре способностей.

В работах психологов Л.С. Выготского, В.И. Кириенко, И.С. Якиманской изложены основные составляющие особенности пространственного представления, творческого воображения и компонентов их структуры.

Методологическими ориентирами данного исследования являются труды таких ученых как Е.В. Бондаревской, О.С. Газмана, В.В. Давыдова, В.В. Серикова, Ю.И. Турчаниновой, И.С. Якиманской, объединенными идеями личностно-ориентированного подхода в обучении.

Теоретической основой являются психологические и педагогические концепции в области педагогики высшей школы В.П.Беспалько, И.А.Зимней, Н.В.Кузьмина, В.А. Сластенина и др.

Методам обучения, от которых в большой степени зависят положительные результаты всего педагогического процесса, посвящены фундаментальные исследования, как в частных методиках преподавания отдельных учебных дисциплин, так и в общей теории педагогики [Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый и др.].

Методы исследования. Для решения поставленных задач на разных этапах опытно-экспериментальной работы использовались следующие методы исследования:

• теоретический анализ научно-методической литературы, публикаций и диссертационных исследований по рассматриваемой проблеме;

• наблюдение, анализ продуктов творческой деятельности;

• опросные методы (анкетирование, беседа, тестирование);

• организация и проведение педагогического эксперимента;

• методы статистической и графической обработки данных эксперимента.

Экспериментальная база и этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось в период с 2009-2014 гг. Основной базой эмпирических исследований и развивающего эксперимента выступил Липецкий государственный педагогический университет (художественно-графический факультет). Исследование также проводилось в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) и Липецком филиале Московской гуманитарно-технологической академии.

Общая совокупность участников исследования составила 315 человек (24 курсы).

Исследование проводилось в период с 2009 по 2014 гг.

Первый этап - (2009-2011 гг.) - направлен на работу с научной, психолого-педагогической, методической, специальной литературой по теме исследования. Проводилось теоретическое осмысление проблемы: изучались теория и практика развития художественно-творческой активности студентов-дизайнеров. Определялись цели и задачи, формулировалась гипотеза исследования, выявлялись и уточнялись критерии, характеризующие уровни развития художественно-творческой активности студентов. Разрабатывались требования к содержанию учебно-методического обеспечения дисциплины «Компьютерное 3Э моделирование». Осуществлялся поиск методических приемов и технологий, способствующих развитию художественно-творческой активности будущих дизайнеров.

Второй этап - (2011-2013) - разрабатывалась модель образовательной среды развития художественно-творческой активности студентов-дизайнеров средствами компьютерного 3Э моделирования: определялась ее структура и функциональная направленность. Рассматривались и обобщались результаты экспериментальной работы, определялись методические рекомендации. В ходе экспериментального исследования было применено сочетание диагностической и методической работы, апробирована выделенная нами модель образовательной среды. Внимательно изучались и прошли апробацию методические разработки содержания дисциплины «Компьютерное 3Э моделирование».

Третий этап - (2013-2014гг), на котором был проведен сравнительный анализ результатов контрольной и экспериментальной групп; осуществлена коррекция разработанной модели образовательной среды и технологии обучения компьютерному 3Э моделированию, обеспечивающей развитие художественно-творческой активности; а также проведена апробация методических рекомендаций, изучение, анализ и систематизация полученных данных; сформулированы выводы диссертационного исследования, проведено оформление результатов исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1. Выявлена структура художественно-творческой активности у студентов-дизайнеров, специфика ее развития средствами компьютерного 3 Э моделирования.

2. Расширены и дополнены данные о развитии художественно-творческой активности студентов-дизайнеров средствами компьютерного 3Э моделирования.

3. Разработана и научно обоснована модель образовательной среды направленной на развитие художественно-творческой активности студентов-дизайнеров с учетом преподавания компьютерного 3Э моделирования в дизайн-образовании.

4. Разработан учебно-методический комплекс дисциплины «Компьютерное 3Э моделирование» с учетом специфики профессиональной подготовки студентов-дизайнеров.

5. Сформулированы требования к системе заданий, способствующие успешному освоению студентами-дизайнерами компьютерного 3Э моделирования с учетом различной степенью сложности, предлагаемые в соответствии с индивидуальным уровнем развития способностей, предусматривающую будущую проектную деятельность учащихся.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Разработана теоретическая модель образовательной среды, направленной на развитие художественно-творческой активности студентов-дизайнеров средствами компьютерного 3Э моделирования.

2. Обоснован предложенный индивидуально-ориентированный подход в обучении студентов-дизайнеров компьютерному 3Э моделированию, способствующий определению индивидуальной траектории развития художественно-творческой активности студентов.

3. Основные положения и выводы могут стать основой для дальнейшей реализации теоретических исследований, нацеленных на развитие художественно-творческой активности студентов-дизайнеров в учебно-творческой деятельности в соответствии с их индивидуальными возможностями и интересами.

Практическая значимость исследования состоит в возможности внедрения в практику подготовки студентов-дизайнеров разработанного учебно-методическое содержания дисциплины «Компьютерное 3D моделирование» способствующей развитию художественно-творческой активности студентов-дизайнеров. Эти разработки могут найти применение в профессиональной подготовке студентов-дизайнеров различных профилей, таких как «Графический дизайн», «Дизайн среды», «Промышленный дизайн», «Web-дизайн» и др.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены методологической точностью исходных теоретических положений; объективным анализом состояния проблемы исследования, адекватных объекту и предмету целям и задачам данной работы; проведением констатирующего и формирующего этапов эксперимента

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты внедрены в образовательный процесс художественно-графического факультета Липецкого государственного педагогического университета и Московского педагогического государственного университета (МШ У), а также на кафедре дизайна и изобразительных искусств Липецкого филиала Московской гуманитарно-технической академии.

Результаты и положения работы опубликованы в реферируемых журналах «Высшее образование сегодня» (2012, 2013гг.), «Преподаватель XXI век» (2012г.); а также докладывались и получили одобрительную оценку VI, VII, VIII международных научно-практических конференциях «Проблемы непрерывного образования: проектирование, управление, функционирование» (Липецк 2008, 2009, 2010 гг.); Международной научно-практической конференции «Проблемы совершенствования художественного образования в условиях модернизации высшей школы» (Липецк 2008г.); Межвузовской научно-практической конференции «Проблемы совершенствования и перспективы развития художественного образования в регионе» (Елец 2009г.); П,Ш областной межвузовской научно-практической конференции «Проблемы совершенствования и перспективы развития художественного образования и

эстетического воспитания в регионе» (Липецк 2010, 2011гг.); Научной сессии по итогам научно-исследовательской работы МПГУ за 2014 год (Москва 2015г)

Основные результаты и положения, выносимые на защиту:

1. Модель образовательной среды способствующей развитию художественно-творческой активности студентов - дизайнеров средствами компьютерного 3Э моделированию.

2. Учебно-методический комплекс дисциплины «Компьютерное 3Э моделирование» включающей: программу дисциплины, комплекс оценочных средств, календарно-тематическое планирование, в структуру которого входят практические задания и упражнения, при выполнении которых необходимо опираться на индивидуально-ориентированный подход (различная степенью сложности, в соответствии с индивидуальным проявлением способностей учащихся при выполнении каждого типа заданий).

3. Диагностический инструментарий исследования уровня развития художественно-творческой активности студентов-дизайнеров.

Оценка достоверности и новизны исследования подтверждается данными экспериментальной проверки модели образовательной среды; разработанного содержания дисциплины «Компьютерное 3Э моделирование» и средств обучения, показавшими высокий уровень развития художественно -творческой активности студентов, принимавших участие в

экспериментальном обучении. Структура и объем диссертации.

Содержание работы изложено на 157 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и интернет-источников и пяти приложений.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

1.1. Развитие художественно-творческой активности студентов-дизайнеров как психолого-педагогическая проблема.

На первоначальном этапе исследования была проанализирована та часть психолого-педагогической и специальной литературы, которая посвящена развитию художественно-творческой активности студентов.

Изучением вопроса активности в учебной и творческой деятельности занимались отечественные и зарубежные педагоги и психологи. В своих исследованиях акцентируют внимание на этой проблеме Б. Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.И. Крупнов, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, В.А. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Н.М. Сокольникова, Б.М. Теплов и другие.

Большинство исследователей рассматривали такие понятия, как «познавательная активность», «творческая активность», «художественно-творческая активность» и др.

Приступая к рассмотрению понятия «художественно-творческая активность», вначале хотелось бы обратиться непосредственно к понятию «активность». Одни исследователи под «активностью» понимают деятельность и взаимодействие вообще (Е.П. Ильин). Другие считают, что «активность»- это мера деятельности. (В.Г.Мордкович).

Психолог Б.Г.Ананьев говорит о том, что активность может выступать базовым понятием по отношению к деятельности [3].

В научной литературе понятие «активность» отличается от «деятельности». Например, К.А. Абульханова- Славская считает, что основное отличие активности от деятельности заключается в том, что деятельность

исходит из потребности в предмете, а активность из потребности в деятельности [1, с.44].

А.И. Крупнов в своих исследованиях говорит о том, что активность может выступать как в форме внутренних процессов, так и в форме внешних их проявлений [70]. Такое понимание активности позволяет выявить ее основную характеристику - потенциальную возможность субъекта к действию.

Активность как качество личности в психолого-педагогической литературе раскрывается с учетом взаимосвязи биологического начала и социального.

Такие исследователи как П.К. Анохин, Н.С. Лейтес рассматривают ее физиологические механизмы, связанные с высшей нервной деятельностью, другие рассматривают ее социальную основу [В.Г. Мордкович]. Но в каких бы аспектах не раскрывалась проблема активности, все они взаимосвязаны.

На современном этапе развития психологической науки существует мнение, что природная основа активности личности не вытесняется социальной, а подчиняется ей и включается в новые системы связей и взаимоотношений [158, с.72].

Человек как личность не просто взаимодействует со средой, а участвует в целенаправленном ее преобразовании, за счет чего происходит преобразование и самой личности. А. Н. Леонтьев говорит о том, что человек может проявлять свою активность только в социальной среде, взаимодействуя с другими людьми. Большую часть того, что он делает, он делает не для себя, а для общества. В свою очередь другие члены общества удовлетворяют потребность личности [78, с.5]. Социальные отношения, ценности, группы являются объектами социальной среды, а личность социальным субъектом. При рассматривании способности социального субъекта к взаимоотношению с социальной средой мы получим социальную активность.

Социальная активность личности является одной из характеристик активности личности вообще. Она представляет собой состояние субъекта, ограниченное его внутренним отношением к взаимосвязи с социальной средой, и проявляется в его поведении.

Реализуясь в различных сферах профессиональной деятельности, в том числе и в художественном творчестве, активность выступает как художественно-творческая. Таким образом, художественно-творческую активность можно рассматривать как один их видов социальной активности.

Проявление активности личности студента творческой специальности (в данном случае специальности «дизайн»), должно заключаться в интенсивной как учебной, так и творческой деятельности.

В дидактике активность характеризуется определенным принципом, согласно которому учебный процесс способствует формированию у учащихся не только определенных знаний, умений и навыков, но и содействует развитию мышления, воображения, инициативности и пр.

Ю.К. Наумов активность студентов в учебном процессе определяет как волевое действие, характеризующее усиленную познавательную деятельность личности [107]. Это интенсивный процесс учения, характеризующийся потребностью личности к профессиональной и интеллектуальной деятельности. Активный студент проявляет интерес к получению знаний, направляет свои усилия на достижение цели.

Но активность, в свою очередь, может носить ситуативный характер, а может перейти в личностное качество. Все зависит от того, насколько устойчиво отношение личности к деятельности. Познавая основы той или иной деятельности, студенту необходимо обладать устойчивой познавательной активность.

Э.Ю.Телегина дает определение познавательной активности как состоянию, которое характеризуется стремлением к учению, проявлению волевых усилий и к умственному напряжению в процессе овладения знаниями [175].

Т.И. Шамова рассматривает познавательную активность с позиции качества деятельности личности, которое проявляется в отношении субъекта к процессу деятельности с овладением знаниями и способами деятельности. Она выделяет три уровня проявления познавательной активности в учебной деятельности:

1-ый уровень - воспроизводящий. Основная характеристика этого уровня заключается в том, что учащийся пытается запомнить и воспроизвести определенные знания по образцу. На этом уровне у ученика отсутствует интерес к углублению полученных знаний.

2-ой уровень - интерпретирующий. Он характеризуется стремлением субъекта обучения овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Особенностью этого уровня является высокая устойчивость волевых усилий.

3-ий уровень - творческий. Характеризуется желанием ученика не только вникнуть в сущность явления, но и найти новый способ для ее познания. Для оценки сформированности этого уровня познавательной активности служит высокий интерес учащегося к осмыслению изучаемых явлений и процессов, самостоятельный поиск решения возникающих проблем в ходе осуществления познавательной деятельности [191].

Проанализировав аспекты познавательной активности, можно сделать вывод, что основным звеном является потребность личности в овладении и приобретении новых знаний.

Если студент не осознает потребности в познавательной, художественной, эстетической потребности, то, как правило, он не проявляет и художественно-творческой активности.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук САБЛИНА НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА, 2015 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 2001. - 335с.

2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. - 3-е изд. - Л.: Наука, 2008.-209с.

3. Ананьев, Б. Г. Психология чувственного познания. - Л.: Изд-во АПН, 2000.- 486с.

4. Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. -124с.

5. Анохин, П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. - М.: Наука, 2008. - 286с.

6. Архитектура: Энциклопедия / Под. ред. В.Л. Глазычев. - М.: АСТ, 2012.-677с.

7. Арефьева, О. В. Профессиональная подготовка студентов-дизайнеров в процессе обучения компьютерной графике : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Арефьева Оксана Викторовна.-Магнитогорск, 2007.- 174 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/2320

8. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. М.: Просвещение, 1999.-208с.

9. Базовый набор программ для работы за компьютером [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.inetkomp.ru/stati/47-baza-pk-prog.html

10. Балаева, Н.А. Формирование творческой активности студентов-дизайнеров в процессе начального обучения живописи: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Балаева Наталья Александровна.- Краснодар, 2009.- 203с.

11. Бахтина, О. В. Педагогические условия развития интеллекта студентов в образовательном процессе педагогического вуза: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01/ Бахтина Ольга Витальевна.- Воронеж, 2007.- 203с.

12. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии.- 2-е изд., перераб. - М.: Педагогика, 2009. - 192с.

13. Бодалев, А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения.- М.: 2008.-315с.

14. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. - М.: Сов. энциклопедия, 2004. - 1600 с., ил.

15. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. - 181с.

16. Бундина, Ю. М. Формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров костюма в университетском образовании: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Бундина Юлия Михайловна.-Оренбург, 2006.-24с.

17. Васильков, Ю. В., Василькова Н. Н. Компьютерные технологии вычислений в математическом моделировании: учеб. пособие / Ю. В. Васильков. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 256с.

18. Веккер, Л. М. Психические процессы: В 3-х т. - Т. 1. - Л.: ЛГУ, 2004. -334с.

19. Венгер, А. А. Психология способностей. - М.: Просвещение, 2003.- 96с.

20. Веников, В. А. Моделирование в науке и технике / В.А. Веников. - М.: Высшая школа, 2006. - 391с.

21. Веников, В. А. Принципы моделирования и высшее образование / В.А. Веников // Вестник высшей школы. - 1972. - № 11. - С. 29-34.

22. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высш. шк., 2006. - 204с.

23. Веретенников, Л. П. Моделирование повышает усвоение // Вестник высшей школы. - 1976. - № 11, с. 23-38.

24. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / под ред. И.С. Якиманской. - М.: Педагогика, 2009. - 223с.

25. Вопросы про ArchiCAD [Электронный ресурс].- Режим доступа: http: //forum.homeideas .ru/thread3273-22.html

26. Восприятие и воображение: Экспериментальные исследования / под ред. Е.И. Игнатьева. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина: Ученые записки, 1963. -№194. - 368с.

27. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика, 2007. - 479с.

28. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - 3-е изд., перераб.- М.: Искусство, 2005. - 379с.

29. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. 5-е изд - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2007. - 1008с.

30. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: кн. для учителя / Л. С. Выготский. 5-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 93с.

31. Гальперин, П. Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления / П.Я. Гальперин, Н.Р. Котик // Вопросы психологии. - 1982. - №5, с. 80-84.

32. Галкина, Т.В., Алексеева, Л.Г. Диагностика и развитие креативности // Развитие и диагностика способностей / под ред. В.Н.Дружинина. - М.: 2011.- 102с.

33. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века: (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Рос. акад. образования, Ин-т теории образования и педагогики. - М.: Совершенство, 2004. - 605с.

34. Голованова, М.М. Развитие профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства в процессе обучения компьютерной графике : дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Голованова Марина Михайловна. - М., 2007. - 227 с. : ил. РГБ ОД,

35. Голубева, Э.А. Комплексное исследование способностей // Вопросы психалогии. - 1986. - N5, с. 18-30.

36. Городецкая, С. В. Развитие художественно-творческой активности студентов 1 -3 курсов художественно-графических факультетов педвузов в процессе изучения орнаментального искусства: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13. 00.02 / Городецкая Светлана Владимировна. - М., 2004. - 29с.

37. Громов, Е.С. Природа художественного творчества: кн. для учителя / Е.С.Громов. - М.: Просвщение, 2006. - 239с.

38. Грузенберг, О.С. Природа художественного творчества. Введение в психологию и теорию / О.С. Грузенберг. - Мн., 1963. -116с.

39. Дворцов, А. Т. Ж. - Ж. Руссо. - М.: Наука, 2008. - 411с.

40. Деркач, А. А. Акмеология: учебное пособие / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. - СПб.: Питер, 2003. - 256с.

41. Дидактика средней школы / под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд.-М.: Просвещение, 2002.- 223с.

42. Дизайн, ПО для дизайна. Какой софт выбрать? [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Autodesk_3ds_Max

43. Дружилов, С.А. Психологические проблемы формирования профессионализма и профессиональной культуры специалиста. -Новокузнецк, ИПК.- 2000. - 127с.

44. Дружилов, С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. - Новокузнецк, Изд-во ИПК.- 2002. - 242с.

45. Жернов, В. И. Педагогика формирования профессиональной направленности личности студента / В. И. Жернов. - Магнитогорск, МаГУ.- 2004 г. - 157с.

46. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. -2-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект, 2003.-336с.

47. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития / Зеер Э.Ф. - 3-е изд., перераб., доп. - М.: Академия, 2009.- 240с.

48. Зеер, Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности.-Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед.ун-т; Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н.А. Демидова, 2002. - 126с.

49. Иванов, В. П., Батраков, А. С. Трёхмерная компьютерная графика / под ред. Г. М. Полищука. — М.: Радио и связь, 2005. — 224с.

50. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев ; [вступит. ст. П. А. Лебедева] ; под ред. А. М. Арсеньева. - М. : Педагогика, 2002. - 704с.

51. Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий.- СПб.: Питер, 2004. -701с.

52. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер, 2009. - 448с.

53. Искра, И.С. Развитие творческой активности студентов-дизайнеров вузов в процессе проектирования: дис. ... канд. пед. наук:: 13.00.02 /Искра Ирина Сергеевна.- М.,2015.-170с.

54. Искусство дизайна — с компьютером и без.: учеб.- справ., изд. - М.: Кудиц Образ, 2004. - 356с.

55. Истомина, И.С. Оценочная деятельность и формирование профессиональной направленности личности студента / И. С. Истомина. -Магнитогорск: МГПИ, 2004. - 175с.

56. Кальвик, Д. 3 D Studio Max 9. Осваиваем на практике. - СПб.: 2006.- 358 с.

57. Калугина, Ю. Н. Развитие художественно-творческой активности студентов педагогических колледжей на занятиях по художественной обработке материалов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02/ Калугина Юлия Николаевна.- М., 2000.- 239c.

58. Катханова, Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графического факультета в графической деятельности: дисс. докт. пед. наук: 13.00.02 / Катханова Юлия Федоровна.- М., 1994. - 410с.

59. Катханова, Ю. Ф., Гудилина, С.И. Инновационная деятельность в области медиаобразования: сб.статей «Образовательные технологии XXI века» (0Т07) / под ред. С.И. Гудилиной, К.М. Тихомировой, Д.Т. Рудаковой. -М.: 2007. - С.60-63.

60. Катханова, Ю. Ф., Нодельман, Л.Я. Содержание и технология обучения компьютерной графике студентов ХГФ // Современные технологии обучения художественно-графическим дисциплинам: сб. науч. трудов. Выпуск 2. - М.: Прометей, 2001.- С.3-9.

61. Катханова, Ю. Ф. Педагогические аспекты развития творческих способностей в графической деятельности учащихся // Теория и практика

обучения начертательной геометрии и черчению в общеобразовательной школе и педагогическом институте. - М.: Прометей, 1993.- С. 29-37.

62. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: изд-во АПН , 2005. 304с.

63. Кирьякова, А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / А. В. Кирьякова. - Оренбург: 1996. - 187 с.

64. Климов, Е. А. Психология: воспитание, обучение: уч. пособие для вузов. -М.: 2000.- 376с.

65. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов . - 2-е изд.- М.: 2004. - 304с.

66. Ковалев, Л. Г. Психология личности. - М.: Владос, 2007. - 322 с.

67. Коваленко, А. Б., Литвинова, Н.И., Моляко, В.А. Психологические проблемы творческой деятельности. - Киев: Знание, 2006. - 16 с.

68. Колесниченко, А. И. Развивающаяся личность и педагогические технологии. - СПб.: 2002. - 94с.

69. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения.- Т.2. - М.: Педагогика, 2002. - 682с.

70. Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования / под ред. В.В. Рубцова. - М., 2006. - 197с.

71. Компьютерная графика и дизайн [Электронный ресурс]: мультимедиа учебник / Ю.Ф. Катханова, Е.Н. Кирьянова, Е.Ю. Дубов. - 2003.- (CD-ROM)

72. Компьютерная графика теория, алгоритмы, примеры [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://compgraphics.info/

73. Корзинова, Е. И. Интегрированные задания по технической графике как средство развития творческих способностей студентов художественно-графического факультета: дис... канд. пед. наук: 13.00.02 / Корзинова Елена Игоревна. - М., 1992. - 196с.

74. Краевский, В.В. Методология педагогического исследования / В.В. Краевский. - Самара : Изд-во СамГПИ, 2004. - 165с.

75. Краткая энциклопедия дизайна / О.И. Нестеренко. - М., 2010. - 316 с.

76. Крупнов, А. И. Психологические проблемы исследования активности человека / А. И. Крупнов // Вопросы психологии. - 2004. - № 3. - С. 6 - 30.

77. Кудрявцев, Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии. -2008. - № 2. - С. 20-30.

78. Кузьмина, Н. В. Структура педагогических способностей / Н. В. Кузьмина. - М.: Высшая школа, 2010.- 123с.

79. Кулакова, И.А. Управление учебно-познавательной деятельностью студентов в процессе предметной подготовки по информатике в условиях информационно-образовательной среды : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Кулакова Ирина Александровна.- Красноярск: 2004.- 154с.

80. Кулевская ЕС. Формирование графической компетенции бакалавров в дистанционном обучении: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13. 00.08 / Кулевская Екатерина Сергеевна . - М., 2011. - 23с.

81. Кулешова, А. И. Формирование профессиональной компетентности графического дизайнера в вузе: дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / Кулешова Александра Игоревна. - Тула, 2009. - 193с.

82. Кыверялг, А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике.-Таллин: Валгус, 2007. - 335 с

83. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 2005. -98с.

84. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избр. тр.- М., Воронеж: МОДЭК, 2003. - 448с.

85. Ленинградская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной / В.Г. Бандорин и др. М.: ВНИИТЭ, 2002.- 101с.

86. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977. - 304с.

87. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М.: Изд-воМГУ, 2005. -30с.

88. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Мысль, 2005. - 573с.

89. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для вузов / под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2000. - 509с.

90. Леонтьев, В.Г. Психологические механизмы мотивации. [Текст]: монография / В.Г. Леонтьев. - Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1992.- 216с.

91. Леонтьев, В.Г. [Текст] / В.Г. Леонтьев // Исследование мотивационной сферы личности: межвузовский сборник научных трудов.- Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1984. - с.7-20.

92. Лернер, И. Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 2004. - 64с.

93. Ли, Дж., Уэр, Б. Трёхмерная графика и анимация. - 2-е изд. - М.: Вильямс, 2012. - 640с.

94. Лихачёв, А.Ю. Способы создания графической информации средствами компьютерных технологий: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13. 00.02 / Лихачев Антон Юрьевич. - М., 2007. - 16с.

95. Лобзин, Ю.А., Рожавский, В. Г. Графический дизайн: учебное пособие. Элективный курс. - М. : ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008. - 288с. : ил.

96. Ломакина, И. С. Оценочная деятельность и формирование профессиональной направленности личности студента / И. С. Ломакина. -Магнитогорск: МаГУ, 2000. -115с.

97. Ломов Б.Ф. Опыт экспериментального исследования процесса воображения \\ Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. \ Под ред. В.Н. Ананьева и Б.Ф.Ломова. М.: Изд-во АПН, 2001.- С.185-191.

98. Лук, А. Н. Психология творчества.- М.: Наука, 2007. - 126с.

99. Лучшие психологические тесты /пер. с англ. Е.А. Дружининой.-Харьков, 2009. - 320с.

100. Маликова, Е.А. Педагогические условия обучения компьютерной графике студентов-дизайнеров в высшем учебном заведении: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Маликова Елена Александровна. - М., 2009. - 207с.

101. Маркова, А. К. Психология профессионализма. - М.,2006.-174с.

102. Маров, М.В. 3 D Studio Max 9. Эффективная работа. - СПб.: 2006. - 906 с., CD.

103. Марченко, М. Н. Компьютерная графика / программы дисциплин специализации (для специальностей 030800 «Изобразительное искусство» и 052400 «Дизайн»). - Краснодар: КубГУ, 2002.- 22с.

104. Марченко, М. Н. Основы трехмерного моделирования объектов в COREL DREAM 3D: учеб. пособие / М. Н. Марченко. - Краснодар: КубГУ, 1998. -51с.

105. Марченко, М. Н. Развитие способностей к дизайнерской деятельности: на материале обучения студентов художественно-графического факультета технической и компьютерной графики : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Марченко Марина Николаевна. - Краснодар: 2002. - 442c.

106. Матвеева, Т. В. Формирование профессиональной культуры дизайнеров средствами композиции в образовательном процессе вуза: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.02 / Матвеева Татьяна Викторовна.- Курск: 2007.-24с.

107. Махутдинов, Р.Ф. Дифференцированная профессиональная подготовка дизайнера в художественном ССУЗе: дисс. канд пед. наук. 13.00.08 / Радик Фаридович.- Казань: 1999.- 215с.

108. Мееров, К. А. Уроки 3 D истории [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.render.ru/books/show_book.php?book_id=285

109. Митина, Л. М. и др., Коррекционно-обучающие программы повышения уровня профессионального развития учителя: учебное пособие/ Л.М. Митина и др.- М.: Московских психолого-социальный институт; 2001. -304с.

110. Михайлов, С. М., Кулеева, JI. M. Основы дизайна: учеб. для вузов / под. ред. С.М. Михайлова.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: «Союз Дизайнеров», 2002. - 240с.

111. Михайлов, С. М. Основы дизайна: учебник для специальности "Дизайн архитектурной среды".- М.: МОДЭК, МПСИ, 2008. - 432с.

112. Момджян, Х. Н. Философия Гельвеция. - М.: 2005.- 248с.

113. Мордкович, В. Г. Активность как философская категория.// Общественно-политическая активность трудящихся.- Свердловск: Изд-во Свердловского гос. ун-та, 2006. - 210с.

114. Московская школа дизайна. Опыт подготовки специалистов в МВХПУ: методические материалы. - М.: ВНИИТЭ, 2001.- 180с.

115. Мультимедийный учебник на CD-ROM: TeachPro 3 ds max 6. - М.: 2008. - 391с.

116. Найн, А. Я., Гостев, А. Г. Психолого-педагогические тесты: учеб. пособие / А.Я. Найн, А. Г. Гостев.- Челябинск: Челяб. гос. пед. ин-т изд-во ЧГПИ, 2000.- 219с.

117. Найн, А. Я., Гостев, А. Г. Проблемы развития профессионального образования: региональный аспект / Найн А. Я., Клюев Ф. Н.- Челябинск: изд-во Челяб. ин-та развития проф. образования, 2003.-261с.

118. Наука в творчестве Л.Н. Толстова //Знак вопроса.- №2.- 2008.- с. 14-17.

119. Наумов, Ю. К. Активность субъекта в познании. - М.: Мысль, 2009. -88с.

120. Неменский, Б. М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2007. - 255с.

121. Немов, P. C. Психология: В 3-х кн./ P.C. Немов.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2005.- кн. 1.- 318с.

122. Нестеренко, О. И. Краткая энциклопедия дизайна. - М.: Молодая Гвардия, 2009. - 336с.

123. Низамов, P. A. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. - Казань.: изд. Казан.ун-та, 2005. - 302с.

124. Новикова, Т. А. Проектирование творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров в университете: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / Новикова Татьяна Алексеевна. - Великий Новгород, 2004. -22с.

125. Нодельман, Л. Я. Технология обучения студентов художественно -графического факультета компьютерной графике: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Нодельман Лев Яковлевич. - М., 2000.- 275с.

126. Нюттен, Ж. Мотивация // Экспериментальная психология: в 5 т. / под ред. М. Фресса, Ж. Пиаже. - М.: Наука, 2005. - т. 5. - 288с.

127. Образовательная среда. Языковая ситуация. Речевая культура [Текст]: монография / В. А. Козырев, В. Д. Черняк.- СПб.: Изд-во РГПУ, 2007. -171с.

128. Общественная активность молодежи / Сост. В. Г. Мордкович.- М.: Молодая гвардия, 2003. - 192с.

129. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок. 57 ООО слов / под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 2006. -794с.

130. Олешникова, М. В. Возрастная психология: конспект лекций.- Санкт-Петербург: 2004.- 81с.

131. Павленкович ОБ. Развитие изобразительных и педагогических способностей студентов художественно-графических факультетов на пленэре: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13. 00.02 / Павленкович Ольга Борисовна. - М., 2011. - 26с.

132. Папанек, В. Дизайн для реального мира.- М.: 2004. - 123с.

133. Патокова, С. В. Концепция реализации личностно-ориенгированного обучения при использовании информационных и коммуникщионных технологий. - М.: 2008. - 134с.

134. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под общей редакцией В.С. Кукушина.-М.: ИКЦ «МарТ», 2006. - 215с.

135. Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского.- М.: Просвещение, 2003.- 456с.

136. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2008. - 640с.

137. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Рос. Энцикл., 2002. - 528с

138. Петровский, В. А. Психология неадаптивной активности. - М.: РОУ, 2002. - 187с.

139. Петров, М. П., Молочков, В.П. Компьютерная графика: учебное пособие.- СПб.: Питер, 2003.-293с.

140. Пигичка, Ю. Л. Компьютерные технологии в учебно-исследовательской деятельности учащихся: групповое исслед. учащимися глобал. проблем современности с использованием новых информ. технологий / Ю. Л. Пигичка. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства, каф. теории и методики естественнонауч. образования, Центр информ. систем обучения, СПб ГУПМ, 2003. - 79 с.

141. Пилипер, A.B. Развитие пространственного мышления студентов художественных факультетов педвузов на занятиях скульптурой: дис... канд. пед. наук: 13.00.02 / Пилипер Алексей Вячеславович. - М., 2008. -138 с.

142. Платонов, К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. - М.: Педагогика, 2006.- 256 с.

143. Поваренков, Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека.- М.: УРАО, 2002. - 160с.

144. Поваренков, Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности / Ю. П. Поваренков. - Ярославль: Канцлер, 2008. -200 с.

145. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева,- М.: Просвещение, 2005. - 380с.: ил.

146. Пономарев, Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. М.: Педагогика, 2005. - 304 с.

147. Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика,

2006. - 280с.

148. Поте, Э., Фридл Д.,Сток, Э. 3D Studio Мах в примерах.- СПб.: 2007.- 425 с.

149. Проблемы формирования профессионализма у студентов ХГФ средствами изобразительного искусства: сб.ст. / Ред. Н.Б. Смирнова. -Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2009.- 284с.

150. Принцип развития в психологии / под ред. Л.И. Анцыферовой.- М., 2008.-368с.

151. Пряжников, Н. С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения / Н. С. Пряжников. - М.: Воронеж, 2007. -91с.

152. Пряжников, Н. С. Оценка эффективности профессионального

самоопределения/ Н. С. Пряжников // Школа и производство. - 2007. -№12. - С.92-95.

153. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение [Текст] / Н. С. Пряжников. - Воронеж, 2006. - 288с.

154. Психология: Словарь /под ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. -2-е изд, ипер и доп. - М.: Политиздат, 2010. - 494с.

155. Психологический словарь [Текст] / авт.-сост. В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 640 с.

156. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова. -М.: ПЕР СЭ, 2000. - 80 с.

157. Развитие творческой активности студентов: опыт, проблемы, перспективы. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 2007. - 159с.

158. Развитие творческой активности студентов: опыт, проблемы, перспективы. Сб. научных трудов. - М.: НИИВШ, 2008. - 172с.

159. Рахимов, А.З. Психодидактика творчества: учебное пособие. Издание 2-е, дополненное.- Уфа: 2012. - 286с.

160. Реан, А. А. Психология изучения личности: учеб. пособие. - СПб.: изд-во Михайлова В. А., 2009. - 288с.

161. Реан, А. А., Коломинский, Я. Л. Социальная педагогическая психология. -СПб.: 2009. - 228с.

162. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст. Проблема становления личности. - М.: Мир, 2004. - 320с.

163. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании [Текст] / И.В. Роберт - М.: Академия, 2003. - 370с.

164. Романенко, Ю.М. К вопросу об онтологии воображаемого // Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы. Сб. научных трудов. - СПб.: СПбГУ, 2002.-С.33-38

165. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2005. - 466 с.

166. Рунге, В.Ф. История дизайна, науки и техники: учебное пособие для студентов архитектурных и дизайнерских специальностей: в 2-х кн..- М.: Архитектура-С, 2006.- кн.1.- 368с.

167. Саблина, Н.А. Особенности организации учебно-познавательной среды, способствующей развитию художественно-творческой активности студентов-дизайнеров / Н.А. Саблина // Высшее образование сегодня. -2013.- №3. - с.64-66.

168. Саблина, Н.А. Развитие воображения как основной компонент профессиональной подготовки студентов-дизайнеров/ Н.А. Саблина // Высшее образование сегодня. - 2012.- №7. - C.52-54.

169. Саблина, Н.А. Развитие воображения студентов-дизайнеров как условие формирования профессиональных качеств / Н.А. Саблина // Преподаватель XXI век. -2012.- №4. - С.132-136

170. Сакулина, Н. П. Развитие художественных способностей. - М.: Изв. АПН, 2001.- 208с.

171. Салуян, О. А. Использование ИКТ на уроках [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.rusdoc.ru/material/3dmax/3dmax_b.zip

172. Синклер, А. Словарь компьютерных терминов. - М. : ACT, 2013. - 421с.

173. Сластенин, В.А., Исаев, И. Ф. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Школа-Пресс, 2007. -512с.

174. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин.- Минск: Харвест, 2007.- 800с.

175. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности.- М.: Аспект - Пресс, 2005. - 271с.

176. Снук, Г. 3D-ландшафты в реальном времени на C++ и DirectX 9. - 2-е изд.- М.: Кудиц-пресс, 2010.- 368с.

177. Сокольникова, H. М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания: Монография / H. М. Сокольникова. - М.: 2007. - 242с.

178. Соловов, А. В. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке / А.В. Соловов // Информатика образования.- 2004.-№7. - С. 21-42

179. Способности и интересы / под. ред. Н.Д. Левитова и В.А. Крутецкого.- М.: Изд-во АПН, 2002.- 307с.

180. Способности и склонности: комплексные исследования / под ред. Э.А. Голубевой; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук. - М.: Педагогика, 2009.- 200с.

181. Тарабрина, И. В. Дизайн в виртуальном пространстве / И.В. Тарабрина: Материалы XI региональной научно-технической конференции «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону».-Ставрополь: СевКавГТУ, 2007.-Том 2.-168с.

182. Тарасова, О.А. Методика обучения трехмерному компьютерному моделированию в курсе информатики профильной школы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02/ Тарасова Ольга Александровна.- СПб., 2005.- 226 с.

183. Телегина, Э. Ю. Психологическая саморегуляция творческой мыслительной деятельности и проблема ее развития в обучении // Вопросы психологии познавательной деятельности школьников и студентов: Межвуз. сб. научных трудов. - М.: МГПИ, 2008. - С. 33-53.

184. Твоя профессиональная карьера [Текст]: учеб. пособие / С. Н. Чистякова. -30-е изд.. - М.: Просвещение, 2006. - 159с.

185. Теплов, Б. М. Избранные труды: в 2-х т. - Т. 1. - М.: Педагогика, 2005.-328с.

186. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий.- М.: Изд-во АПН,

2007. - 536с.

187. Теплов, Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Избранные психологические труды. - М.: МОДЭК, 2009.- 640с.

188. Теплов, Б. М. Способности и одаренность // Ученые записки государственного института психологии.:в 2-х т.-Т.2.- М.: 2003.- 58 с.

189. Ткаченко, В. П. Пространственное воображение и образное моделирование (психологический аспект); [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2006_9_2/doc_pdf/tkach enko.pdf

190. Трофимова, Ю. Л. Психология. - К.: Либидь, 2001. - 325с.

191. Тумим - Альмединген, Н.А. Педагогические опыты и взгляды Р.Оуэна.-М.: 2000.- 398с.

192. Туник, Е. Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности.- СПб.: Иматон,

2008.-58с.

193. Туник, Е. Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. -СПб.: Речь, 2003.-62с.

194. Уральская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в Свердловском архитектурном институте: метод, материалы.- М.: ВНИИТЭ, 1992.- 123с.

195. Фельдштейн, Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. -М.: Педагогика, 2006.-206с.

196. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова.- 6-е изд., перераб. и доп. -М.: Политиздат, 2001. - 560с.

197. Философский энциклопедический словарь.- М.: Юрист, 200. - 469с.

198. Формирование художественно-творческой активности студентов: тематический сб. научн. тр., КазПИ им. Абая. - Алма-Ата: 2004. - 69с.

199. Хайруллин, А.Р. Развитие художественно-творческих способностей будущих учителей изобразительного искусства в процессе изучения курса

компьютерной графики: дис... канд. пед. наук: 13.00.08/ Хайруллин Артур Рамилевич. - Уфа, 2010. - 205 с.: ил.

200. Хапчаева, З. А. Развитие художественного воображения студентов художественно-графического факультета на занятиях по скульптуре: дис. канд. пед. наук: 13.00.02/ Хапчаева Зулейха Аскербиевна. - Карачаевск, 2011.- 162 с.: ил.

201. Харитонов, A. B. Дизайнерское образование в системе классического университета [Электронный ресурс].- Режим доступа: http: // library.sredaboom.ru /history/libr education.htm /27.06.2006.

202. Херн, Д., Бейкер, М. П. Компьютерная графика и стандарт OpenGL.- 3-е изд.- М.: Вильямс, 2010. -1168с.

203. Холодная, М. А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности/ М. А. Холодная // Вопросы психологии.- 1993.-N 1.- С. 32-39.

204. Чередов, И. М. Система форм организации обучения в советской школе.-М.: 2000. - 118с.

205. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека: учебное пособие / В. Д. Шадриков.- 2-е изд., перераб. и доп.-М: "Логос", 2006. -320 с.: ил

206. Шадриков, В. Д. Способности человека.-М.: Изд-во «Институт практической психологи», 2007.-288с.

207. Шадриков, В. Д. Деятельность и способности.- М.: 1994. - 317 с.

208. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности.- М.: Наука, 2002.- 189с.

209. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников.- М.: Педагогика, 2002. -208с.

210. Шимко, В. Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории (средовой подход).- М.: Архитектура С, 2009.- 408с.

211. Шимко, В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование: учеб. пособие/ В.Т. Шимко.- М.: Архитектура С, 2009. - 385с.

212. Шрейдер, Ю. А. Социокультурные и технико-экономические аспекты развития информационной среды // Сб. научн. Трудов. Информатика и культура. - Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 2000.- С. 50 - 82.

213. Шулика, М. А. Воображение, его виды и функции. Понятие творческого воображения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.proza.ru/2007/06/07-75)

214. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 2009. - 160 с.

215. Электронная библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http : //elibrary .rsl.ru/

216. Электронные дидактические средства обучения в современном ВУЗе [Электронный ресурс]: Режим доступа: sgu / faculties/ physical/ departments/ it-physics /international2007 /docs /

217. Энджел, Э. Интерактивная компьютерная графика: вводный курс на базе OpenGL.- 2-е изд.- М.: Вильямс, 2011.- 592с.

218. Эргономика в дизайне среды / В.Ф.Рунге, Ю.П. Манусевич.-М.: Архитектура-С, 2005.- 328с.

219. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение.-М.: Педагогика,

2003. - 104с.

220. Якиманская, К. С. Развитие пространственного мышления школьников / К.С. Якиманская.- М.: Педагогика, 2004. - 240с.

221. Якобсон, П. М. Психология художественного восприятия.- М.: Искусство,

2004.- 85с.

222. Яковлева, Н.О. Концепция педагогического проектирования: методол. аспекты: монография / Н.О. Яковлева. - М.: АТиСО, 2002. -194с.

223. Яндекс - словари. Энциклопедия «Кругосвет» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://slovari.vandex.ni/dïct/krugosvet/article/d/db/l010505.

224. Ярошевский, М. Г. На путях к общей теории творчества // Художественное и научное творчество. - М: Наука, 2002. - 36с.

225. Rheingold H. Virtual Reality. New York: Simon and Schuster, 2004.

226. Guilford Y.P. Factors and factors of personality // Psychol . Bull. 2005. Vol. 82.P. 802-814.

227. Goldstein I.P. The Genetic Graph: Representation for the Evolution of Procedural Knolledge. // Int. G. of Men-machine Studies, - 1999, № 11, P. 51-77.

228. Vandenberg S.G. The hereditary abilities study: Hereditary components in a psychological test battery//American Jornal of Human Genetics, 2007. Vol.1

ПРИЛОЖЕНИЯ

Анкета к самооценки обучающихся

«5» — качество выражено ярко, проявляется очень часто; «4»— качество проявляется в большинстве случаев; «3»— качество проявляется в той же мере, как и не проявляется; «2» — качество чаще не проявляется, чем проявляется; «1»— качество почти или совсем не выражено. Выбрав ответ, в колонке под соответствующей оценкой поставьте знак «+».

5 4 3 2 1

1 Наблюдательный

2 Любознательный

3 Сообразительный

4 Устойчивое внимание

5 Внимание,распределенноена широкое поле деятельности

6 Механическая память (дословное заучивание)

7 Смысловая память (заучивание по смыслу)

8 Хорошо развитая фантазия

9 Организованный

10 Аккуратный

11 Ответственный

12 Организаторские способности

13 Требовательный к себе

14 Требовательный по отношению к другим

15 С амостоятельный

16 Дисциплинированный

17 Настойчивый

18 Решительный

19 Смелый

20 Уверенный в своих силах

21 Способный сдерживать раздражение, гнев

22 Собранный, не теряющийся в сложных ситуациях

23 Честный

24 Трудолюбивый

25 Справедливый

26 Бескорыстный

27 Тактичный

28 Доброжелательный

29 Чуткий

30 Ловкий

31 Выносливый

32 Подвижный

33 Спортивные успехи

34 Успешное выполнение практических заданий на уроках

Оценка уровня развития творческого воображения по выделенным

критериям.

№ п/п Критерии Баллы

высокий средний низкий

1 Художественная выразительность (образность); 5 3-4 1-2

2 Новизна; 5 3-4 1-2

3 Оригинальность реализуемого образа; 5 3-4 1-2

4 Целостность, конкретность; 5 3-4 1-2

5 Продуктивность, вариативность; 5 3-4 1-2

6 Владение приемами создания 3Б модели в определенном компьютерном графическом редакторе; 5 3-4 1-2

7 Осознанность и обоснованность в выборе технических приемов; 5 3-4 1-2

8 Умение использовать в работе различные графические форматы. 5 3-4 1-2

9 Знание основных принципов построения трехмерной сцены; 5 3-4 1-2

10 Грамотное конструктивное решение, позволяющее раскрыть художественный замысел 3Б композиции; 5 3-4 1-2

11 Умение проводить теоретический анализ возможностей того или иного графического редактора. 5 3-4 1-2

Указания к проведению теста Вартегга «Круги»

Тест Вартегга относится к категории экспрессивно - проективных методов исследования личности, это метод незаконченного рисунка. Методика Вартега «Круги»

Инструкция. На бланке нарисовано 20 кругов (рис. 1). Ваша задача состоит в том, чтобы нарисовать предметы и явления, используя круги как основу. Рисовать можно как вне, так и внутри круга, использовать один круг для рисунка. Подумайте, как использовать круги, чтобы получились оригинальные рисунки. Под каждым рисунком напишите, что нарисовано. Рисовать надо слева направо. На выполнение задания дается 5 минут.

Рис.1. Матрица кругов.

Не забывайте, что результаты вашей работы будут оцениваться по степени оригинальности рисунков.

Обработка результатов

1. Подсчитывается показатель беглости мышления — общее количество рисунков, за каждый рисунок дается 1 балл. Средние значения беглости мышления представлены в табл.

Таблица 1. Средние значения показателя дивергентного мышления «беглость»

№ Ф.И. студента

п/

п Архипова Н. Аристова С. Белова Ж. Власова К. Данилова К. Денисов М. Лаврентьева А. Обухова К. Реброва К. Сергеева С. Сарычева М. Ткачева Д. Черных Т. Федоров А.

2. Гибкость мышления — количество классов рисунков, за каждый класс — 1 балл. Полученные результаты сравниваются со средними значениями (табл. 2).

Таблица 2. Средние значения показателя дивергентного мышления «гибкость»

№ Ф.И. студента

п/п А.

Архипова Н Аристова С. Белова Ж. Власова К. Данилова К. Денисов М. а в е л н н е р в а Ла Обухова К. Реброва К. Сергеева С. Сарычева М. Ткачева Д. Черных Т. Федоров А.

Рисунки группируются по классам:

• природа;

• предметы быта;

• наука и техника;

• спорт;

• декоративные предметы (не имеющие практической ценности, использующиеся для украшения);

• человек;

• экономика;

• Вселенная.

3. Оригинальность мышления — за каждый редко встречающийся рисунок — 2 балла.

Указания к проведению фигурного теста Е. Торренса.

СПИСОК № 1. Ответы на задание с указанием номеров категорий и опенок по оригинальности*

0 баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор (37) Лицо, голова человека(1) Очки (8) Птица (летящая),чайка

1 балл (от 2% до 4,99%) (10) Брови, глаза человека (33) Волна, море (4) Животное (морда)(4) Кот, кошка (21) Обчако, туча(58) Сверхъестественные существа (10) Сердце ("любовь")(4) Собака(8) Сова (28) Цветок(37) Человек, мужчина (31) Яблоко

0 баллов (5 % в более ответов)

(24) Абстрактный узор (64) Дерево и его детали (67) Рогатка (28) Цветок

1 балл (от 2% до 4,99%) (41) Буква: Ж, У и др. (13) Дом, строение (60) Знак, символ, указатель (8) Птица: следы, ноги (45) Цифра (37) Человек

0 баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор (53) Звуковые и радиоволны (37) Лицо человека (9) Парусный корабль, лодка (31) Фрукты, ягоды

1 баллов ( от 2% до 4,99%) (21) Ветер, облака, дождь

(7) Воздушные шарики (64) Дерево и его детали (49) Дорога, мост (4) Животное или его морда (48) Карусели, качели (68) Колеса (67) Лук и стрелы (35) Луна (27) Рыба, рыбы (48) Санки (28) Цветы

0 баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор (33) Волна, море (41) Вопросительный знак (4)Змея (37) Лицо человека (4) Хвост животного, хобот слона

1 балл (от 2% до 4.99%)

(4) Кот, кошка (32) Кресло, стул (36) Ложка, половник (4) Мышь (38) Насекомое, гусеница, червяк (1)Очки (8) Птица: гусь, лебедь (27) Ракушка (58) Сверхъестественные существа

(1) Трубка для курения (28) Цветок

0 баллов (5 % и более ответов)

(24) Абстрактный узор (36) Блюдо, ваза. чаша

(9) Корабль, лодка (37) Лицо человека (65) Зонт

1 балл (от 2% до 4,99%) (33) Водоем, озеро (47) Гриб

(10) Губы, подбородок (22) Корзина, таз (31) Лимон, яблоко (67) Лук (и стрелы) (33) Овраг, яма (27) Рыба (25) Яйцо

0 баллов (5 % и более ответов)

(24) Абстрактный узор (15) Лестница, ступени (37) Лицо человека

1 балл (от 2% до 4,99%)

(33) Гора, скала(36) Ваза(64) Дерево, ель (19) Кофта, пиджак, платье(66) Молния, гроза (37) Человек: мужчина, женщина(28) Цветок

0 баллов(5 % и более ответов)

(24) Абстрактный узор (18) Автомашина

(36) Ключ (62) Серп

1 балл (от 2% до 4,99%)

(47) Гриб (36) Ковш, черпак (43) Линза, лупа

(37) Лицо человека (36) Ложка, половник • (62) Молоток (1) Очки (18) Самокат

(60) Символ: серп и молот (48) Теннисная ракетка

0 баллов(5 % и более ответов)

(24) Абстрактный узор (37) Девочка, женщина (37) Человек: голова или тело

1 балл(от 2% до 4,99%) (41) Буква: У и др. (36) Ваза (64)Дерево (11) Книга

(19) Майка, платье (2) Ракета (58) Сверхъестественные существа (28) Цветок (67) Щит

0 баллов(5 % я более ответов)

(24) Абстрактный узор (33) Горы, холмы (4) Животное, его уши (41) Буква М

1 балл (от 2% до 4,99%)

(4) Верблюд(4) Волк(4) Кот, кошка (4) Лиса (37) Лицо человека

(4) Собака (37) Человек: фигура

ФИГУРА 5

\

ФИГУРА Ь

ФИГУРА 8

ФИГУРА 9

0 баллов(5 % и более ответов) (24) Абстрактный узор (8) Гусь, утка (64) Дерево, ель, сучья

(37) Лицо человека(4) Лиса

1 балл (от 2% до 4,99%)

(63) Буратино(37) Девочка (8) Птица (58) Сверхъестественные существа (45) Цифры (37) Человек, фигура

ФИГУРА Ю

СПИСОК № 2. Категории ответов, оригинальность которых оценивается 2 баллами (18) Автомобиль: машина легковая, гоночная, грузовая, повозка, тележка, трактор.

(3) Ангелы и другое божественные существа, их детали, включая крылья.

(1)Аксессуары: браслет, корона, кошелек, монокль, ожерелье, очки, шляпа. (20) Бельевая веревка, шнур.

(41) Буквы: одиночные или блоками, знаки препинания. (7)Воздушные шары: одиночные или в гирлянде.

(39) Воздушный змей.

(33) Географические объекты: берег, волны, вулкан, гора, озеро, океан, пляж, река, утес.

(34) Геометрические фигуры: квадрат, конус, круг, куб, прямоугольник, ромб, треугольник. (24) Декоративная композиция: все виды абстрактных изображений, орнаменты, узоры.

(64) Дерево: все виды деревьев, Б том числе новогодняя ель, пальма.

(49) Дорога и дорожные системы: дорога, дорожные знаки и указатели, мост, перекресток, эстакада.

(4) Животное, его голова или морда: бык, верблюд, змея, кошка, коза, лев, лошадь, лягушка, медведь, мышь, обезьяна, олень, свинья, слон, собака.

(5)Животное: следы.

(53) Звуковые волны: магнитофон, радиоволны, радиоприемник, рация, камертон, телевизор.

(65) Зонтик.

(63) Игрушка: конь-качалка, кукла, кубик, марионетка. (62) Инструменты: вилы, грабли, клеши, молоток, топор.

(46) Канцелярские и школьные принадлежности: бумага, обложка, папка, тетрадь.

(11) Книга: одна или стопка, газета, журнал.

(68) Колеса: колесо, обод, подшипник, шина, штурвал.

(50) Комната или части комнаты: пол, стена, угол.

(22) Контейнер: бак, бидон, бочка, ведро, консервная банка, кувшин, шляпная коробка, ящик. (9) Корабль, лодка: каноэ, моторная лодка, катер, пароход, парусник.

(12) Коробка: коробок, пакет, подарок, сверток.

(54) Космос: космонавт. (16) Костер, огонь.

(23) Крест: Красный крест, христианский крест, могила.

(40) Лестница: приставная, стремянка, трап.

(2) Летательный аппарат: бомбардировщик, планер, ракета, самолет, спутник. (32) Мебель: буфет, гардероб, кровать, кресло, парта, стол, стул, тахта.

(43) Механизмы и приборы: компьютер, линза, микроскоп, пресс, робот, шахтерский молот.

(44) Музыка: арфа, барабан, гармонь, колокольчик, ноты, пианино, рояль, свисток, цимбалы. (6) Мячи: баскетбольные, теннисные, бейсбольные, волейбольные, комочки грязи, снежки. (59) Наземный транспорт - см. Автомобиль, не вводить новую категорию.

1

(38) Насекомое: бабочка, блоха, богомол, гусеница, жук, клоп, муравей, муха, паук, пчела, светлячок, червяк.

(35) Небесные тела: Большая Медведица, Венера, затмение Луны, звезда, Луна, метеорит, комета, Солнце.

(21) Облако, туча: разные виды и формы.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.