Развитие творческой активности старшеклассников в процессе довузовской подготовки к профессиональной туристской деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Сухова, Галина Васильевна

  • Сухова, Галина Васильевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2001, Б. м.
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 124
Сухова, Галина Васильевна. Развитие творческой активности старшеклассников в процессе довузовской подготовки к профессиональной туристской деятельности: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Б. м.. 2001. 124 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Сухова, Галина Васильевна

Введение

Глава 1. Теоретические предпосылки исследования»

1.1. Проблема довузовской подготовки в педагогических исследованиях

1.2. Сущность и содержание творческой активности в психолого-педагогических исследованиях.

1.3. Особенности довузовской подготовки в лицейских классах туристской направленности.

Глава 2. Дидактические основы развития творческой активности старшеклассников в процессе довузовской подготовки»

2.1. Модель развития творческой активности старшеклассников.

2.2. Исследование возможностей развития творческой активности старшеклассников в содержании довузовской подготовки.

2.3. Характеристика эффективных методов и форм развития творческой активности старшеклассников в процессе довузовской подготовки

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие творческой активности старшеклассников в процессе довузовской подготовки к профессиональной туристской деятельности»

В современных условиях организации в России производства, науки и образования для полноценной подготовки специалистов вузам необходим абитуриент, обладающий целым рядом качеств, наличие которых обусловлено преимущественно уровнем школьного образования. На фоне обострения проблемы совмещения качества подготовки выпускников школ с современными потребностями высшего профессионального образования особую актуальность приобретает задача повышения уровня школьной подготовки на основе преемственности общего среднего и высшего профессионального образования.

Практический поиск адекватных данной задаче форм взаимодействия вузов и школы привел к возникновению и повсеместному распространению структур довузовской подготовки школьников. Необходимыми условиями их эффективного функционирования является как разработка основ системы довузовской подготовки в целом, так и теоретическая и практическая проработка ее отдельных аспектов, к которым, на наш взгляд, следует отнести и вопросы контроля качества довузовской подготовки.

Вопрос о качестве образования был актуальным всегда, однако в последние годы наблюдается обострение данной проблемы. Существенные политические, экономические и социальные изменения, произошедшие в нашей стране за последние десятилетия, повлекли за собой серьезные изменения в системе образования. Закон РФ «Об образовании» перенес в конкретные образовательные учреждения решение целого ряда вопросов, связанных с содержанием и формами образования. Вследствие этого последние годы отмечены переходом от единообразия учебных программ, учебников, форм организации учебного процесса к их разнообразию. В этих условиях приобретают особую актуальность проблема оценки качества образования как часть более общей проблемы управления качеством образования на всех этапах непрерывного образования, в том числе и в довузовской подготовке.

Довузовская подготовка стала объектом педагогических исследований сравнительно недавно. В разработку проблемы довузовской подготовки внесли вклад С.А. Бешенков, В.Ф. Глушкова, Б.С. Гершунский, B.C. Леднев, С.М. Годник, A.JI. Денисова, А.Д. Батуева, З.Д. Жуковская, И.И. Мельников, А.П. Сманцер и другие исследователи, в работах которых рассматриваются различные аспекты преемственности школы и вуза в системе непрерывной профессиональной подготовки специалистов (программы, стандарты, формы взаимодействия, вступительные экзамены и многое другое). Социологические аспекты довузовской подготовки нашли отражение в работах Э.Е. Чекановой и В.Н. Ярской. Различные аспекты проблемы довузовской подготовки, ее сущность, содержание, технологические реализации в учебном процессе школы рассматриваются в диссертационных исследованиях: И.И. Мельникова , Глушкова В.Ф., Филиппова Д.Е., Федорова В.М., Волковой Е.Е., Лакшеевой В.Д.

В современном демократическом государстве любая сфера деятельности человека, прежде всего, рассматривается с социально-экономических позиций. Данное положение касается и системы образования в частности. Сейчас предъявляемые требования к системе образования в России носят именно социально-экономический характер, так как образование рассматривается как экономическая услуга, которая должна удовлетворять основным требованиям, таким, как: 1) экономическая рентабельность; 2) конкурентоспособность; 3) социальная мобильность; 4) социальная адаптация; 5) разносторонность предлагаемых знаний; 6) подготовка не только высоко квалифицированного специалиста, но высоко развитой личности и т.п. Таким образом, в изменившейся парадигме образования, в том числе и профессионального, значительное внимание уделяется личностно-ориентированному подходу, результатом которого является творческое развитие личности. Для творчества характерны такие признаки, как новизна (ключевой признак), умение действовать самостоятельно и оригинально, сочетание и преобразование знаний и умений, преодоление стереотипов и пр.

Большинством авторов творчество рассматривается не только как результат, но и как процесс, внутренне связанный и детерминированный во всех звеньях. Истинное творчество неизбежно должно приводить к развитию личности. Критерий развития личности, культуры и общества в целом - неотъемлемый атрибут творчества.

Представленное выше освещение точек зрения на понятие "творчество" показывает, что пока нет единства во взглядах на определение сущностной характеристики, на выделение основных признаков творчества. Такое положение в значительной мере объясняется глобальностью и сложностью проблемы, требующей комплексного исследования. Разработка различных аспектов проблемы творчества необходима, она продиктована самой жизнью.

Творческая активность личности становится значимым компонентом профессионального образования. Цель довузовской подготовки состоит не только в том, чтобы привести в соответствие знания выпускников школы с требованиями вступительных экзаменов вуза, но и развить творческие стороны личности как базис успешного профессионального развития будущего специалиста.

В то же время, проблема формирования творческой активности в процессе довузовской подготовки к туристской деятельности оказалась неисследованной, что и определило выбор темы нашего исследования: «Развитие творческой активности старшеклассников в процессе довузовской подготовки к профессиональной туристской деятельности».

Объект исследования: процесс подготовки старшеклассников к профессиональной туристской деятельности.

Предмет исследования: методы и формы развития творческой активности старшеклассников в процессе довузовской подготовки.

Цель исследования: разработать методы и формы развития творческих способностей старшеклассников в процессе довузовской подготовки.

Гипотеза исследования: условия и средства довузовской подготовки будут способствовать развитию творческой активности старшеклассников, если: будет определено содержание довузовской подготовки, обеспечивающее развитие творческой активности старшеклассников; будет выявлено и обосновано применение методов и форм развития творческой активности старшеклассников в процессе дифференциации обучения, основанных на индивидуальном и коллективном видах деятельности; будет разработана модель развития творческой активности старшеклассников, раскрывающая структуру, содержание, методы, формы на основе взаимосвязи теории и практики в процессе изучения профильных предметов в структуре довузовской подготовки;

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

1. На основе изучения психолого-педагогической литературы провести анализ структуры творческой активности старшеклассников.

2. Определить условия развития творческой активности старшеклассников в содержании довузовской подготовки старшеклассников (на примере туристского вуза).

3. Выявить и обосновать применение методов и форм развития творческой активности учащихся 10-11 класссов.

4. Разработать модель развития творческой активности старшеклассников и определить критерии оценки ее эффективности.

Методологической основой исследования выступают концепции воспитания и развития личности; положения о необходимости гуманизации образования, о ведущей роли деятельности как факторе развития личности; диалектическое положение о всеобщей связи и целостности явлений, причинно-следственных связях.

Структура, логика и ведущие идеи нашего исследования базируются на концепции личностно-деятельностного подхода в обучении и развития познавательной активности учащихся, творческой деятельности.

Методы исследования: теоретический анализ философской, психологической, педагогической, специальной, справочной литературы по проблеме исследования; опрос (анкетирование, интервьюирование); беседа, прямое и косвенное наблюдение; диагностические методы (тестирование, самоанализ, самооценка, экспертная оценка); моделирование; организация педагогического эксперимента с последующей обработкой полученных результатов.

Исследование проводилось в несколько этапов (1999-2002 г.г.) на базе Наро-Фоминского филиала Российской международной академии туризма.

На первом этапе (1999-2000) осуществлялся анализ философской, современной психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме. В процессе теоретического осмысления проблемы определялись исходные параметры, методология и методика исследования, понятийный аппарат. Проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2000-2001) разрабатывалась модель развития творческой активности старшеклассников. Проводился формирующий эксперимент, который сопровождался проведением контрольных срезов, последующим анализом, систематизацией, обобщением полученных данных.

На третьем этапе (2001-2002) осуществлялась подготовка методических рекомендаций, оформление результатов исследования, оформление диссертации.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1 .На основе анализа философской, психолого-педагогической и специальной литературы выявлены и уточнены сущность, принципы и тенденции развития творческой активности старшеклассников, которая рассматривается как индивидуальный познавательный, мотивационный, организаторский и межличностный потенциал, позволяющий личности до достаточно высокого уровня развивать свои способности в соответствующих видах социальной деятельности, в процессе ознакомления с профессиональными знаниями и умениями, общения и взаимодействия с людьми.

2.Определены условия развития творческой активности старшеклассников в содержании довузовской подготовки старшеклассников ( например, такие, как: включение в содержание обучения исследовательского материала; разработка системы проектных заданий творческого характера на межпредметной основе; включение обучающихся в поисковую деятельность; включение в процесс обучения проблемных практических ситуаций из сферы профессиональной туристской деятельности и др.).

3. Разработана модель развития творческой активности школьников на основе взаимосвязи теории и практики профильных предметов довузовской подготовки, раскрывающая дидактический, деятельностный и личностный аспекты этого процесса.

4. Обоснованы и экспериментально проверены методы развития творческой активности старшеклассников (такие, как: проблемное изложение, эвристический, частично-поисковый), организационные формы обучения (индивидуальная, разновидности коллективной формы: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая), формы организации занятий (проблемная лекция, семинар, класс-лаборатория и т. п.).

Практическая значимость исследования: разработаны методические рекомендации по развитию творческой активности старшеклассников в процессе довузовской подготовки .

На защиту выносятся:

1. Модель развития творческой активности старшеклассников в процессе дифференциации обучения на основе взаимосвязи теории и практики профильных предметов довузовской подготовки старшеклассников, раскрывающая дидактический, деятельностный и личностный аспекты этого процесса.

2. Эффективные условия развития творческой активности старшеклассников в содержании довузовской подготовки старшеклассников (на примере туристского вуза).

3. Совокупность методов и форм развития творческой активности старшеклассников в процессе довузовской подготовки.

Апробация результатов исследования. Ход и результаты исследования на различных его этапах обсуждались на международных, всероссийских и региональных конференциях, совещаниях, семинарах по проблемам допрофессионального образования в институтах повышения квалификации, на педагогических и методических советах образовательных учреждений, а также в процессе разработки программы развития профессионального образования в г.Наро-Фоминске Московской области. I

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Сухова, Галина Васильевна

Выводы пв-2 главе.

1. Основными компонентами, определяющими структуру модели являются: теоретическая и практическая деятельность (теория и практика) субъектов учебного процесса, объединенных на основе взаимосвязей и общей цели развития творческой активности.

Субъектом деятельности, как известно, является человек, активно проявляющий себя в деятельности, способный самостоятельно реализовать деятельность во всей ее полноте от момента целеполагания и мотивации до получения и оценки результата [247, с.44].

Представленные в данной модели структурные компоненты не являются единственно возможными.

В соответствии с целью исследования рассмотрены принципы организации взаимосвязи теории и практики в развитии творческой активности учащихся. В модели развития творческой активности старшеклассников в процессе довузовской подготовки мы выделили следующие аспекты: "Дидактический", "Деятельностный", "Личностный".

2. Как следует из анализа дидактической литературы, творческий уровень обучения предполагает использование следующих методов: словесно-логические методы формирования понятий, их свернутые и развернутые описания; словесно-логические методы формулирования законов, принципов, теоретических положений и их логическое обоснование и доказательство; словесно-логические методы формулирования правил и практических рекомендаций. Дидактический набор методов познавательной деятельности учащихся определяется спецификой изучаемых предметов, уровнем подготовки учащихся, их возможностями, возрастными и индивидуальными особенностями и целями обучения. В развитии творческой активности учащихся роль логических методов настолько возрастает, без их использования решить поставленные задачи невозможно. На творческом уровне ученики вынуждены добытые знания определенным способом конструировать и развертывать, то есть облекать их в словесную, логическую и грамматическую форму.

Таким образом, на творческом уровне овладения знаниями логические методы имеют три области использования: область логического описания явлений, область логического объяснения, область формулирования предписаний по управлению изучаемых процессов. Границы же их использования в учебном процессе обуславливаются спецификой изучаемого предмета, уровнем подготовки учащихся и их возрастными возможностями.

3. Эффективность развития творческой активности учащихся в процессе довузовской подготовки к профессиональной туристской деятельности во многом зависит от выбора адекватных цели методов и форм обучения.

Заключение

Проведенное диссертационное исследование и результаты экспериментальной работы привели к следующим выводам, подтверждающим положения гипотезы:

1. На основе анализа философской, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме определены сущность и содержание понятий "творчество", "творческая активность", "творческий потенциал личности" и уточнены их характеристики применительно к довузовской подготовке старшеклассников в лицейских классах туристской направленности.

2. Реализация процесса развития творческой активности старшеклассников обеспечивается моделью развития творческой активности старшеклассников на основе взаимосвязи теории и практики содержания обучения с учетом специфики профессиональной туристской деятельности. Динамичность модели реализуется за счет развития творческого потенциала путем перехода с более низких уровней творческой активности на более высокие.

3. Проведен анализ исследовательской деятельности учащихся, разработана система проблемных практических ситуаций (на примере учебных дисциплин экономического цикла) с исследовательским компонентом.

4. Определены эффективные формы и методы учебно-творческой деятельности, стимулирующие развитие творческой активности старшеклассников (коллективные формы: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая; методы проблемного обучения: проблемное изложение, эвритический, исследовательский; формы организации занятий: проблемная лекция, зачет, экскурсия, мастер-класс, выставка-конкурс и т.п.).

5. На основе теоретического анализа выявлены признаки творческого потенциала личности, его структура; определены и охарактеризованы признаки творческой активности учащихся; дана качественная характеристика критериев оценки развития уровней творческой активности (стимульно-продуктивный, эвристический, креативный) для каждого из признаков.

Ill

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Сухова, Галина Васильевна, 2001 год

1. Авдулова Т.Г. Пробуждать потребность в творчестве // Школа и производство, 2000. № 5, с.54-55.

2. Авторизованная педагогика.- М.: Акад. Изд-во МЭГУ, 1999. 184 с.

3. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. Монография. Изд-во Казанского ун-та, 1988. - 239 с.

4. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационый курс. Книга 1. Казань, 1996. - 566 с.

5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -386 с.

6. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства: Пер. с англ. М.: Прометей, 1994. - 352 с.

7. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. Сб.статей. М.: Искусство, 1968. - 654 с.

8. Астахов И.Б. Эстетика. М.: Московский рабочий, 1971. - 439 с.

9. Афанасьев В.Г. Человек, компьютер, творчество // Советская педагогика. 1991. - № 5. - с.56-57.

10. Ю.Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Метод, основы) . М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

11. П.Бердяев Н.А. О назначении человека. М.:Республика, 1993. - 201 с.

12. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. -Т.1. М.: Искусство, 1994. - 542 с.

13. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление. М.: Ин-т философии РАН, 1993. - 196 с.

14. Библер B.C. Мышление как творчество М.: Политиздат, 1975.-399 с.

15. Бине А. Измерение умственных способностей: Пер. с фр./ Подгот. Вал.А.Луков, Вл.А.Луков. СПб.: СОЮЗ, 1998. - 432 с.

16. Блахут А. Роль эстетического воспитания в развитии творческих способностей личности: Дис. . канд.пед.наук. Киев, 1984. - 189 с.

17. Блонский П.П. Избранные педагогические исследования. М.: 1964. -547 с.

18. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд. Ростовского ун-та, 1983. - 176 с.

19. Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях профессионально-деятельностной парадигмы. В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. - с.328-349.

20. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. - 96 с.

21. Большаков А.В., Грехнев B.C., Добрынина В.И. Основы философских знаний. М.: Общество "Знание" России, 1997. - 256 с.

22. Большая советская энциклопедия. В 30 т.т. / Гл. ред. А.М.Прохоров. -М.: БСЭ, 1976.

23. Боно Э. де. Серьезное творчество. В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности М.:Молодая гвардия, 1997 - с.90-95.

24. Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала учителя // Советская педагогика. 1989. - № 8. - с.89-94.

25. Брушлинсикй А.В. О субъекте мышления и творчества. В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. - М.: Молодая гвардия, 1997. - с.39-56.

26. Буторина Т.С. Педагогическая регионология. Научно-метод. пособие. -Архангельск: АО ИППК, 2000. 68 с.

27. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения (Сост. Л.Н.Литвин, Н.Т.Бритаева. М.: Педагогика, 1987. - 400 с.

28. Введение в психодиагностику: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений/ Под ред.К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. М.: Изд.Центр Академия, 1998. - 192 с.

29. Венгер Л.А. Педагогика способностей. -М.: Знание, 1973,- 117 с.

30. Вислогузова М.А., Сушкова Ф.Б. Технология подготовки к творческой педагогической деятельности. М.: Изд-во КРУ С, ФТ и П Mill У, 1995. -70 с.

31. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчествоб Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я.Шпикаловой, Г.А.По-ровской. М.: ВЛАДОС, 2000. - 272 е., ил.

32. Воловикова М., Трофимов А. Возвращение к себе. Психология. Символ. Культура. М.: РАО. Ин-т психологии, 1995. - 191 с.

33. Вульсфсон Б.Л. Сравнительная педагогика. Развитие образования в современном мире (программа спецкурса) // Педагогика, 1995. № 6, с.107-113.

34. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика в системе современного научного знания. // Педагогика, 1998. № 2, с.79-89.

35. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб.: Союз, 1997.-96 с.

36. Выготский Л.С. Психология искусства -М.: Искусство, 1965.- 676 с.

37. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. В сб.: Исследования мышления в советской психологии. -М.: Наука, 1960. с.236-277.

38. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л.А.Венгера. М.: Педагогика, 1976. - 256 с.

39. Геронимус Т.М. "Серая" технология или "яркий" дизайн ? // Школа и производство, 2001. № 2, с.7-9.

40. Гирева Л.Д. Творческий потенциал учителя как одна из приоритетных национальных ценностей отечественного образования. В кн.:

41. Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания / Под ред. З.И.Равкина. М.: РАО, 197. - с.262-312.

42. Глотова Г.А. Творчески одаренная личность. Проблемы и методы исследования: Учебное пособие. Екатеринбург: Уральский ун-т, 1992. - 128 с.

43. Глубокова Е.Н. Коллективная творческая деятельность студентов как фактор профессиональной подготовки будущего учителя: Дис. канд.пед.нуак. JL, 1989. - 178 с.

44. Глуховская Е.А. Развитие творческого потенциала старшего школьника в учебной деятельности: Дис. . канд. пед. наук. Оренбург, 1997. - 250 с.

45. Громкова М.Т. Образование стимул саморазвития личности // Педагогика, 1993, № 3, с.21-24.

46. Громкова М.Т. Педагогические основы образования взрослых. М.: МСХА, 1993.-165 с.

47. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986.-239 с.

48. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование, 2001. - 128 с.

49. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура (теоретические очерки). СПб.: СПГИТМ и К, 1993. - 112 с.

50. Гутчин И.Б. Кибернетические модели, творчества. М.: Знание, 1969. -63 с.

51. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии, 1992. № 1, с. 22-33.

52. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -544 с.

53. Декоративно-прикладное искусство в системе эстетического воспитания. М.: Изд-во Прометей, МГПИ, 1990. - 168 с.

54. Деятельность преподавателя педвуза: проблемы совершенствования: Учебное пособие / Под ред. И.Е.Курова. Горький: ГГПИ, 1988.-100 с.

55. Диалектика деятельности и культура. Киев: Наукова думка, 1983. -296 с.5 7. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики: Учебное пособие / Под ред. М.Н.Скаткина. М.: Просвещение, 1982.-319с.

56. Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. М.: Роспедагентство, 1998. - 21 с.

57. Дудецкий А.Я. Теоретические основы воображения и творчества. — Смоленск: Гос.пед.ин-т, 1974. 153 е., ил.

58. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления: Пер. с англ. Н.М.Никольской. М.: Совершенство, 1997. - 208 с.

59. Дьяченко В. Развивающее обучение и развитие личности // Народное образование, 1998. № 7, с. 159-167.

60. Дьяченко В.К. Коллективно-групповые способы обучения // Педагогика, 1998. № 2, с.43-45.бЗ.Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. - 160 с.64.3агвязинский В.И. Учитель как исследователь. -М.: 1980. 87 с.

61. Закон Московской области "Об образовании". М., 1996. - 12 с.

62. Закон Российской федерации "Об образовании". М., 1996. - 23 с.

63. Зеленое JT.A. процесс эстетического отражения. М.: Искусство, 1969. -175 с.68.3ись А.Я. Философское мышление и художественное творчество. М.: Искусство, 1987. - 252 с.

64. Зорина Л.Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования // Педагогика, 1996. № 4, с. 105-109.

65. Ивин А.А. Основание логики оценок М.: Изд-во МГУ, 1970.-229 с.

66. Изард К.Э. Психология эмоций: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. - 464 е., ил.

67. Илиади А.Н. Формирование эстетического поля человеческой деятельности и его практическая природа. // Проблемы этики и эстетики, Вып.2, ЛГУ 1975. с. 13-24.

68. Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. М.: Изд.Рос. открытого гос. ун-та, 1992. - 140 с.

69. Интеграция науки и практики в развитии творческого потенциала личности учителя и ученика / Материалы республиканской конференции. Оренбург, 1993. -400 с.

70. Интеграция педагогической науки и практики в развитии творческого потенциала учителя и ученика: Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. Комсомольск-на-Амуре, 1996. - 131 с.

71. Каган М.С. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории. Л.: Художник РСФР, 1961. - 160 с.

72. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). -М.: Политиздат, 1974. 328 с.

73. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (Нормальный подход). М.: Изд. МГУ, 1983. - 168 с.

74. Кальней В.А., Шишов С.Е Технология мониторинга качества обучения в системе "учитель ученик". Методическое пособие для учителя. - М.: Роспедагентство, 1999. - 86 с.

75. Кант И. Критика способности суждения. Соч. В 6-ти т. М., 1966. - т.5. - 564 с.

76. Каргин А.С. Народная художественная культура: Учебное пособие. -М.: Гос.респ. центр русского фольклора, 1997. 288 с.

77. Кириллов В.К. Теоретические основы межпредметных связей в профессионально-педагогической подготовке учителей в вузе: Дис. . доктора пед.наук. М., 1990. - 419 с.

78. Клименко В.В. Психологические тесты таланта. Харьков: Фолио, 1996.-414 с.

79. Колесникова Е.В. Эстетическое воспитание в развитии творческого потенциала будущего инженера: Автореф.дис. . канд.пед.наук. Киев, 1989.-21 с.

80. Концептуальные основы образовательной области "Технология" / Под ред. Ю.Л.Хотунцева. М.: РАО, 1999. - 43 с.

81. Корниенко B.C. О законах красоты. Харьков: Изд-во ХГУ, 1970. - 224 с.

82. Кравчук Р.Ф. Формирование творческого потенциала личности в системе высшего образования: Дис. . доктора пед.наук. М., 1992. -334 с.

83. Краевский В.В. Повышение квалификации педагога. Что это значит сегодня ? -Бийск, 1996. 51 с.

84. Краткий словарь современных понятий и терминов / Н.Т.Бунимович, Г.Г.Жаркова, Т.М.Корнилова и др. сост., общ. ред. В.А.Макаренко. М.: Республика, 1995. - 510 с.

85. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества: Книга для учителя. М.: Народное образование, 1996. - 344 е., ил.

86. Крылова Н.Б. Эстетический потенциал культуры. М.: Прометей, 1990. -143 с.

87. Кубланов Б. Эстетика и психология. В кн.: Содружество наук и тайны творчества. - М.: Искусство, 1968. - с.99-113.

88. Кудрявцев Т.В. Внедрение принципа проблемности в обучение. М., 1968.-36 с.

89. Кузин B.C. Психология. Учебник. М.: АГАР, 1997. - 304 е., ил.

90. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985.-32 с.

91. Кузьмина Н.В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития // Гуманизация образования, 1995. № 1, с.41.

92. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.- 128 с.

93. Ю2.Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательнойдеятельности. Л., 1972. - 263 с. ЮЗ.Кыверялг А.А. Методы исследований в профессиональной педагогике.- Таллинн: Валгус, 1980. 334 с.

94. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск: Пелинг, 1993. - 56 с.

95. Левина М.М. Основы технологии профессионального педагогического образования. Минск: Академия последипломного образования. - 1998.- 344 с.

96. Юб.Левчук З.С. Формирование готовности к профессиональному творчеству у студентов педвуза: Дис. . канд.пед.наук. Минск, 1991. -178 с.107 .Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд.- М. Политиздат, т.25-646 с.

97. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1997.-304 с.

98. Леонтьев А.Н. Человек и культура. М., 1961. - 319 с.

99. ПО.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

100. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. - 64 с.

101. Лихачев Б.Т. Педагогика. М.: Прометей, 1996. - 462 с.

102. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М.Педагогика, 1972.-159 с.

103. Личность: Внутренний мир и самореализация. Идеи. Концепции. Взгляды./ Сост. Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухотская СПб: Изд-во ин-та образования взрослых; изд-во Тускарора, 1996. - 175 с.

104. Логинова Л.Г. Роль эстетического фактора в формировании творческой активности личности: Дис. . канд.филос.наук. М.5 1989. -236 с.

105. Лозовой В.А., Пугина Н.Н. Культура личности, интеллект, творчество. В кн.: Интеллектуализация общества и творчество. Новосибирск: Арсенал, 1991. - с.91-110.

106. Лук А.Н. Эмоции и личность. М.: Знание, 1982. -" на уроках труда во втором классе. - М.: АРКТИ, 2001. - 48 с.

107. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. М.: Просвещение, 1984. - 143 с.

108. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. -192 с.

109. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956. - VIII. - 689 с.

110. Матюшкин A.M. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. М.: Школа-Пресс, 1993. - 127 с.

111. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. -- № 6. - с.29-33.

112. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. -М.: Педагогка. 1975,- 368 с.

113. Мацкевич В. Полемические этюды об образовании. Лиепая, 1993. -288 с.

114. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М.: Искусство в школе, 1995. - 144 е., ил.

115. Мерзлякова М.Г. Развитие творческого потенциала педагогов в процессе проектирования личностно ориентированной системыобразования в средней школе: Дис. канд.пед.нуак. СПб. 1995. 187с.

116. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. — М.: Мир, 1966.-351 с.

117. Мосалев Б.Г. Досуг: методология и методика социологических исследований: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1995.-96 с.

118. Муравьева Г.Е. Дидактическое проектирование: Монография. Шуя: Изд-во ШПГУ, 2000. - 84 с.

119. Мухин М.И. В.А Сухомлинский о воспитании всесторонне развитой личности // Педагогика, 1991. № 9, с. 104-110.

120. Мухин М.И. В.А.Сухомлинский о роли труда в развитии личности // Школа и производство, 1998. № 4, с.3-7.

121. Мышление учителя. Личностные механизмы и понятийный аппарат /Под ред.Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. М.: Педагогика, 1990.-104 с.

122. Мясищев В.Н. О связи склонностей и способностей. В сб.: Склонности и способности. - М.: Изд-во ЛГУ, 1962. - 125 с.

123. Национальные ценности образования: история и современность / Под ред. З.И.Равкина. М., 1996. - 230 с.

124. Ниренберг Д.И. Искусство творческого мышления: Пер. с англ. -Минск: Попурри. 1996. 240 с.

125. Новиков A.M. Вектор становления творческой личности // Школа и производство. 1999. -- № 3. - с.2-4.

126. Новиков A.M. Национальная идея России.-М.: ЭГВЕС, 2000.-8 с.

127. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ.ред. Г.В.Бурменской, В.М.Слуцкого. -М.: Прогресс, 1991. 376 с.

128. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Сов.энциклопедия, 1970.142.0конь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968. -208 с.143 .Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997, 1997. - 416 с.

129. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П.И.Пидкасистого. М.: Роспедагентсто, 1996. - 602 с.

130. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шия-нов. -М.: Школа-Пресс, 200. 512 с.

131. Педагогические теории и системы: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост.М.В.Крулехт. СПб: Акцидент, 1998. - 48 с.

132. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972.-312 с.

133. Полонский В.М. Понятийно-терминологический аппарат педагогики // Педагогика, 1999. № 8, с.16-23.

134. Пономарев Я.А. Психология творения. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж, 1999. - 480 с.

135. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. - 280 с.151 .Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса. В сб.: Исследование проблем психологии творчества. М., 1983. - с.47-76.

136. Поташник М.М. Педагогическое творчество. М., 1988. - 189 с.

137. Психология и педагогика. Учебное пособие/ под.ред. К.А.Абуль-хановой, Н.В.Васиной, Л.Г.Лаптева, В.А.Сластенина. М.: Изд-во Совершенство, 1998. - 320 с.

138. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С.Лейтеса. -М.: Изд.Центр Академия, 1996. 416 с.15 5.Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В.Ушакова. М.: ИП РАН, 2000. - 96 с.

139. Разумный В. А. Образование на рубеже третьего тысячелетия (основополагания интегративной педагогики). М.: Межд.пед.академия,ин-т переподготовки работников культуры, искусства и туризма. 1999. -65 с.

140. Разумный В. А. Художественная педагогика. М.: Ин-т переподготовки работников иск-ва, культуры и туризма, 1999. - 74 с.

141. Родчанин Е.Г., Зязюн Н.А. Гуманист. Мыслитель. Педагог: Об идеалах В.А.Сухомлинского. -М.: Педагогика, 1991. 112 с.

142. Розет И.М. Психология фантазии. Мн.: Университетское, 1991.-341 с.

143. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т.т., 1998.

144. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-276 с.

145. Рузавин Г.И. Математизация научного знания. -М., 1981 104 с.

146. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): Монография. — М.: Педагогический вестник, 1997. 244 с.

147. Рындак В.Г. Школа в условиях обновления. М., 1993. - 165 с.

148. Рындак В.Г., Мещерякова Л.В. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе освоения педагогических инноваций). М.: Педагогический вестник, 1998.- 116с.

149. Ряховских Н.Д. Взаимосвязь теории и практики как средство развития творческого потенциала будущего учителя: Дис . канд.пед.нуак. -Оренбург, 1998. 199 с.

150. Северикова Н.М. А.В Луначарский о воспитании: Метод, пособие. -М.: Высшая школа, 1990. 190 с.

151. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

152. Симонов П.В. Что такое эмоция ? М.: Наука, 1966. - 93 с.

153. Скворцов К.А. Методические основы формирования творческого мастерства учителя трудового обучения на синтезе декоративно-прикладного искусства и технического творчества: Автореф. дис. . доктора, пед. наук. М., 1997. - 35 с.

154. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов Энциклопедия, 1982.

155. Стернберг Р., Григоренко Е. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента. В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. — с. 111-126.

156. Стернберг Р., Григоренко Е. Учись думать творчески ! В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. - с.186-213.

157. Творчество как средство развития способностей студентов: тезисы докладов республиканской научно-методической конференции. Рига, 1989.-28 с.

158. Творчество педагога в науке и практике: тезисы докладов научно-практической конференции. М.: 1993. - 34 с.

159. Теплов Б.М. Способность и одаренность .// Избранные труды, в 2 т. Т.1 М., 1985. с.

160. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1969. - 304 с.

161. Ушаков Д.В. Одаренность, интуиция, творчество. В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. - с.78-89.

162. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. - 512 с.

163. Философский энциклопедический словарь / Под ред. И.Т.Фролова. -М.: Изд-во политической литературы, 1986.

164. Философский энциклопедический словарь. 2-ое изд. -М., 1989.

165. Харламов И.Ф. О педагогическом мастерстве и новаторстве// Советская педагогика. 1992. - № 7-8. - с.11-15.183 .Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М.:ВЛАДОС, 2000,320 с.

166. Шаронин Ю.В. Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в системе непрерывного образования (синергетический подход). М.: МГИУ, 1998. - 321 с.

167. Шепель В.М. Ортобиотика: Слагаемые оптимизма. М.: Авиценна, ЮНИТИ, 1996. - 295 с.

168. Шмаков С. Какой должна быть коллективная творческая деятельность // Народное образование, 1999. № 5, с. 194-200.

169. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Учеб. пособие для студ. педвузов. М.: - Р-на-Д.: Феникс, 1996. - 544 с.

170. Шнирман А.Н. Коллектив и развитие личности школьника. Ученые записки. Д.: Изд. ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1962. - 68 с.

171. Энциклопедия профессионального образования / Под ред. С.Я.Батышева. В 3-х т. М.: АПО, 1999.

172. Энциклопедия профессионального образования. В 3-х т.т. /Под ред. С.Я.Батышева. М.: АПО, 1998.

173. Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа, 1979. -200 с.

174. Яковлева Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск, 1991. — 128 с.

175. Яковлева Н.М. Теория и практика педагогического творчества. -Челябинск, 1987.-68 с.

176. Maslow A. Motivation and Personality. N-Y., 1954.

177. Torrance E.P. Edication and creative potential. Minneapolis, 1963.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.