Развитие творческой активности будущего учителя в процессе музыкального образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Михеева, Елена Николаевна

  • Михеева, Елена Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Архангельск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 211
Михеева, Елена Николаевна. Развитие творческой активности будущего учителя в процессе музыкального образования: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Архангельск. 2002. 211 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Михеева, Елена Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Творческая активность будущего учителя как социально-педагогическое явление

1.1. Антропологическая сущность творчества.

1.2. Психолого-педагогические основы творческой деятельности

1.3. Теоретические проблемы развития творческой активности личности.

1.4. Музицирование как средство развития творческой активности будущего учителя музыки.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1.

ГЛАВА 2. Опыт развития творческой активности будущего учителя средствами музыкального образования

2.1. Характеристика опытно-экспериментальной программы «Развитие творческой активности будущего учителя».

2.2. Анализ практики развития творческой активности будущего учителя музыки в условиях педагогического колледжа.

2.3. Динамика развития творческой активности будущего учителя музыки.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие творческой активности будущего учителя в процессе музыкального образования»

Анализ ситуации общественного развития, социально-экономических преобразований в стране свидетельствует о наличии потребности общества в личности, обладающей новым типом мышления, способностью нестандартно и эффективно решать жизненные проблемы. От современного человека требуется умение действовать в ситуации выбора, ставить и достигать поставленные цели, принимать самостоятельные решения. В связи с этим перед системой образования стоит задача формирования творческой личности и воспитания активной жизненной позиции учащегося. Однако используемые в современном образовательном процессе методики и технологии обучения чаще всего предполагают ориентацию учащихся на усвоение готовой информации. Данный подход не стимулирует обучающегося к овладению творческими способами познания.

Изменения в образовательной ситуации актуализируют проблемы подготовки будущего учителя, развития его творческой активности и творческого потенциала в целом. Современный педагог должен обладать не только профессионально значимыми знаниями, умениями и навыками, но и способностью творчески мыслить, проектируя индивидуальные образовательные маршруты учеников (В.Е.Радионов, Н.Ф.Радионова, М.Л.Соколова). Творческий подход к деятельности является основой саморазвития и самореализации личности в быстроменяющихся условиях бытия (Б.Ф.Поршнев).

Проблема развития творческой активности личности рассматривается исследователями в целостном педагогическом процессе (Ф.В.Андреев, Д.Б.Богоявленская, И.И.Ильясов, Ж.А.Зайцева, А.А.Кирсанов, А.А.Малахов, Р.А.Петросова, О.Г.Сущенко, А.Энгельбрехт и др.); в процессе эстетического воспитания (Н.Е.Воробьёв, В.Г.Кухаронак, Г.П.Новикова, Е.Ю.Романова, Н.М.Сокольникова, Е.А.Солнцева, Л.Н.Шульпина и др.); в ходе развития познавательной самостоятельности (Л.Г.Вяткин,

Е.И.Ерёмина, Г.И.Щукина и др.); через использование средств изобразительного искусства (Р.А.Гильман, В.Плюхин и др.); через применение разнообразных методов воспитания и обучения (Г.В.Безюлева, С.Н.Дорофеев, В.Д.Путилин, В.П.Ушачёв и др.), в процессе решения математических задач (В.В.Афанасьев); через развитие творческого потенциала студентов музыкально-педагогических факультетов в системе высших учебных заведений (Н.Л.Белая, О.Л.Головина, А.И.Ковалёв, Г.И.Шевченко, Т.И.Шевченко и др.). Однако в научной литературе не нашли достаточно полного отражения вопросы развития творческой активности будущего учителя музыки в условиях педагогического колледжа.

Как показало наше исследование, в практике обучения студентов фиксируется ряд противоречий:

- между нацеленностью нормативных документов на развитие творческой активности будущего учителя музыки и недостаточным наполнением содержания профессионального музыкального образования материалом творческой направленности;

- между стремлением будущих учителей музыки включиться в процесс продуктивной творческой деятельности и отсутствием условий для творческой самореализации личности (недооценка окружающими значимости ценности продуктов учебно-творческой деятельности, отсутствие специального учебного предмета, способствующего вовлечению в творческую деятельность всех студентов и т.п.);

- между наличием формальных знаний у выпускников колледжа и слабым владением методами самостоятельной работы в новых условиях.

Некоторые подходы к разрешению выявленных противоречий рассматриваются в работах Л.Г.Арчажниковой, Л.А.Баренбойма, Д.Б.Кабалевского, М.Т.Картавцевой, К.Орфа, В.О.Усачёвой, В.И.Шарабурова, Г.И.Шевченко, Т.И.Шевченко, Б.И.Шеломова и др. Однако, несмотря на активные поиски отдельных педагогов-музыкантов, проблема развития творческой активности не разрешена. В исследовании нами предлагается один из вариантов её решения.

Мы рассматриваем творческую активность будущего учителя как высший уровень познавательной активности, как стремление к самосовершенствованию в процессе преодоления привычных норм и способов действий, как проявление самостоятельности и инициативы в процессе поиска и нахождения наиболее эффективных средств для решения педагогической задачи (В.А.Аршавский, М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, Г.М.Коджаспиров, А.Ю.Коджаспирова, А.В.Петровский, В.С.Ротенберг, Г.И.Щукина).

Музыкальное образование способствует развитию творческой активности личности, познанию человеком самого себя как социально-индивидуальной личности (Г.А.Праслова). В процессе музыкального образования творческое развитие будущего учителя неразрывно связано со становлением трёх сфер человеческой психики - рациональной (интеллектуально-практической), эмоциональной (мотивационно-ценностной) и волевой (нравственно-практической). Таким образом, сущность музыкального образования мы рассматриваем в контексте процесса «нарастания» человеческой индивидуальности через проявление творческой активности. Творческая активность будущего учителя музыки развивается в ходе усвоения систематизированных знаний, умений и навыков при соблюдении определённых психолого-педагогических условий, важнейшим из которых является организация системы музыкального обучения с использованием продуктивных видов творческой деятельности как средства достижения намеченной цели.

Эффективность музыкального образования будущих учителей музыки зависит от мотивационно-творческой активности личности: познавательной потребности, гибкости и дивергентности мышления, стремления к творческим достижениям, продуктивности творческой деятельности, умения моделировать различные способы деятельности в соответствии с изменением условий, антиципировать (предвосхищать) возможный ход развития деятельности.

Вовлечение студента в процесс саморазвития, самоизменения и самоактуализации через музицирование (конструирование аккомпанемента, импровизацию, сочинение) является важным условием развития его творческого потенциала в целом. Данные виды деятельности предполагают не только наличие определённого набора знаний, умений и навыков (базовых компонентов деятельности), креативных способностей, но и творческой активности. Неразрывное единство перечисленных компонентов способствует преодолению противоречия современного образования между креативностью и технологичностью, заключающегося в том, что, с одной стороны, недостаточно простого обладания некоторой суммой знаний, требуется постоянная готовность личности к самоизменению, к творчеству. С другой стороны, образование использует технологии, в которых творчество не всегда востребовано, что приводит к схематизации и обезличиванию даже самых передовых идей, превращению их в шаблоны. Именно поэтому развитие творческой активности личности должно быть предметом особого научного внимания. Наше исследование строилось с учётом того, что в настоящее время имеется существенное различие традиционного и новаторского подходов в понимании творчества в учебном процессе как одного из эффективных средств формирования и развития самостоятельности личности.

Актуальность, практическая и социальная значимость развития творческой активности студентов, а также недостаточная теоретическая разработанность проблемы явились основанием для определения темы исследования: «Развитие творческой активности будущего учителя в процессе музыкального образования».

Объект исследования - целостный педагогический процесс подготовки будущего учителя музыки в условиях педагогического колледжа.

Предмет исследования - процесс развития творческой активности будущего учителя средствами музыкального образования.

Цель исследования — выявление, научное обоснование и апробация педагогических условий развития творческой активности будущего учителя музыки средствами музыкального образования.

Гипотеза исследования: развитие творческой активности будущего учителя музыки будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий:

- формирование у будущих учителей музыки положительной мотивации на творческие виды деятельности;

- ориентация педагога — организатора творческого процесса на развитие творческой активности студентов;

- соблюдение принципа сотворчества педагога и студента;

- использование системы средств музыкального образования (конструирование аккомпанементов, импровизация, сочинение), требующей нестандартного подхода к изучению учебного материала в рамках специальных предметов «Основы музицирования» и «Аккомпанемент» (с элементами музицирования);

- включение студентов в активную творческую деятельность.

В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ философских и психолого-педагогических идей о сущности творчества и развитии творческой активности личности; 3. Охарактеризовать психолого-педагогические основы творческой деятельности будущего учителя;

4. Раскрыть педагогические условия развития творческой активности будущего учителя музыки в процессе музыкального образования;

5. Экспериментально проверить эффективность средств музыкального образования (конструирования аккомпанементов, импровизации, сочинения), способствующих развитию творческой активности студентов через приобщение их к продуктивной творческой деятельности.

6. Исследовать особенности организации образовательного процесса, включающего систему форм, средств и методов, направленных на развитие творческой активности будущего учителя музыки;

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами был использован комплекс методов исследования', теоретический анализ философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической, методической литературы; изучение, анализ и обобщение педагогического опыта; педагогический эксперимент; комплексная диагностическая методика по изучению результатов развития творческой активности студентов колледжа (включённое наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование, анализ продуктов творчества студентов, метод самооценки, метод экспертной оценки, метод сравнительного анализа); метод стимулирования творческой деятельности; статистические методы.

Методологической основой исследования явились идеи:

• о творчестве как отражении сущности человека (Н.А.Бердяев, Б.П.Вышеславцев, Р.Мэй, Н.И.Непомнящая, Г.А.Праслова, В.Франкл и др-);

• о закономерностях и процессуальных механизмах творческой деятельности (Д.Б.Богоявленская, В.Н.Дружинин, Я.А.Пономарёв, В.С.Ротенберг, С.Л.Рубинштейн, Л.И.Слитинская, Б.М.Теплов, Е.Л.Яковлева, М.Г.Ярошевский и др.);

• о роли учебно-творческой деятельности в формировании и развитии творческой активности личности (В.И.Андреев, А.И.Доровской, П.И.Пидкасистый, В.Н.Харькин, Г.И.Щукина и др.);

• о значении творчества в деятельности учителя музыки (Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Л.А.Баренбойм, Д.Б.Кабалевский, К.Орф, Н.А.Терентьева, В.О.Усачёва, В.И.Шарабуров, Л.В.Школяр и др.).

Базой исследования явился Архангельский педагогический колледж. В опытно-экспериментальной работе принимали участие студенты музыкального отделения, получающие квалификацию «Учитель музыки, музыкальный руководитель». Для сравнения исследуемых параметров и выявления проблем, связанных с развитием творческой активности, в эксперименте участвовали учителя-практики, стаж которых составил от 1 года до 28 лет (в рамках курсов ИППК).

Этапы и организация исследования. Исследование проводилось с 1997 г. по 2002 г. На первом этапе - диагностико-проектировочном (1997 -1999 г.г.) уточнялась тема и разрабатывалась программа исследования «Развитие творческой активности будущего учителя музыки» (в рамках авторских курсов «Основы музицирования» и «Аккомпанемент» с элементами музицирования), предполагавшая поэтапное решение поставленных задач; выявлялись особенности образовательной ситуации в условиях музыкального отделения педагогического колледжа; изучались творческие возможности студентов, не обучавшихся по экспериментальной программе; анализировался творческий опыт и степень готовности студентов экспериментальной группы к включению их в продуктивную творческую деятельность; выявлялась востребованность введения в учебный процесс творческих видов деятельности (конструирование аккомпанементов, импровизация, сочинение); изучалась литература по теме исследования; определялся понятийный аппарат, формулировалась рабочая гипотеза, составлялась программа опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе - преобразующем (1999 - 2001 г.г.) одновременно с дальнейшей теоретической разработкой проблемы осуществлялась реализация программы «Развитие творческой активности будущего учителя музыки», включавшая в себя проведение индивидуальных уроков, участие студентов во внеурочной концертной деятельности (конкурсы, концерты, выступления в средствах массовой информации), работу со студентами педагогического колледжа, педагогическим коллективом и отдельными педагогами с целью осмысления проблемы и её решения в конкретных условиях, анализ творческой продукции студентов, публикации студенческих работ.

На третьем этапе - аналитико-обобщающем (2001 — 2002 г.г.) проводился анализ опыта развития творческой активности будущего учителя музыки в процессе музыкального образования, обобщение результатов исследования, их систематизация (см. Приложение 1).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Творческая активность в процессе обучения представляет собой высший уровень познавательной активности, характеризующийся стремлением личности к преодолению привычных норм и способов действий. Творческая активность проявляется в готовности студента к самосовершенствованию, самостоятельности и инициативе в ходе решения учебно-творческих задач, в создании нового продукта деятельности.

2. Развитие активности будущего учителя музыки в процессе музыкального образования проходит ряд этапов: ориентационный или репродук-тивно-подражательный (пробуждение интереса студентов к учебно-творческой деятельности); поисково-исполнительский (повышение уровня осознанности и значимости своей творческой продуктивной деятельности); творческий (формирование установки на самостоятельное решение творческих задач и активное включение в продуктивную творческую деятельность).

3. Критериями развития творческой активности будущего учителя музыки являются проявление новизны в творчестве (конструировании аккомпанементов, импровизациях, сочинениях), активность, мотивационная направленность на творчество, самостоятельность в использовании оригинальных способов разрешения проблемных ситуаций, не имеющих однозначных решений.

4. Эффективность развития творческой активности будущего учителя в процессе музыкального образования зависит от:

- ориентации преподавателей и студентов на саморазвитие и самореализацию в процессе совместного овладения творческими видами деятельности;

- включения студентов в учебно-творческий процесс сообразно индивидуального образовательного маршрута;

- системной организации процесса обучения в единстве урочной и внеурочной деятельности студентов на основе поэтапной реализации и корректировки авторской программы «Развитие творческой активности будущего учителя» (в рамках специальных курсов «Основы музицирования» и «Аккомпанемент»).

Новизна научных результатов исследования заключается в научном обосновании творчества как необходимого компонента учебной деятельности; в выявлении объективных и субъективных факторов, влияющих на развитие творческой активности будущих учителей музыки средствами музицирования; в научном обосновании зависимости качества обучения студентов от вовлечения их в продуктивную творческую деятельность.

Теоретическая значимость исследования заключается в методологической характеристике понятия «творческая активность»; в теоретическом обосновании творческого потенциала содержания музыкального образования; в системном рассмотрении развития творческой активности будущих учителей музыки средствами музицирования; в определении педагогических условий развития творческой активности студентов.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и реализации специальной программы «Развитие творческой активности будущего учителя средствами музыкального образования»; в обновлении содержания музыкального образования посредством разработки авторской программы «Основы музицирования» для студентов музыкальных отделений педагогических колледжей, которая может быть использована в работе преподавателей педагогических колледжей, музыкальных училищ, музыкальных факультетов высших учебных заведений. На основе изученного материала и проведённых практических исследований разработан спецкурс для студентов педагогического колледжа «Теоретические основы творческой деятельности».

Достоверность исследования обеспечивается применением лично-стно-ориентированного и деятельностного подходов к анализу явлений педагогической действительности; теоретико-методологической обоснованностью исходных концептуальных положений; целенаправленным использованием взаимодополняющих методов научно-педагогического исследования, адекватных его цели, задачам, гипотезе; обоснованием и практической апробацией системы педагогических условий развития творческой активности будущих учителей музыки средствами музицирования; лонгитюдным характером опытно-экспериментальной работы и личным участием автора в её организации.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на всех этапах научно-исследовательской работы через реализацию в Архангельском педагогическом колледже программы «Развитие творческой активности будущего учителя», публикации статей и тезисов докладов на научно-практических конференциях, выступления на региональной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 2001), научно-практических конференциях в рамках Архангельского педагогического колледжа (1999 -2002), на курсах повышения квалификации учителей музыки, проводимых на базе ИППК г. Архангельска.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений. Список литературы представлен 326 наименованиями.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Михеева, Елена Николаевна

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Анализ опытно-экспериментальной работы, включавшей констатирующий и формирующий эксперимент позволил сделать вывод о том, что проблема развития творческой активности будущего учителя музыки актуальна и требует своего решения в широком масштабе. Исследование образовательной ситуации в педагогическом колледже показало, что имелись необходимые условия для успешности развития творческой активности будущих учителей музыки в процессе музыкального образования. Однако, были отмечены и негативные социальные явления, препятствовавшие развитию творческой активности личности — психологическое воздействие на студентов со стороны отдельных преподавателей, отрицавших ценность как самой творческой деятельности в рамках учебного заведения, так и ценность продуктов творчества студентов.

Было выявлено, что опыт творческой деятельности в форме сочинения, импровизации и конструирования аккомпанементов до начала ОЭР имели только 23,5% участников ОЭР, хотя желание заниматься данными видами творчества было у большинства студентов. Реализации данного желания мешало отсутствие специального предмета, где приобретались бы необходимые знания, умения и навыки музицирования, низкий уровень творческой активности, невключённость студентов в сам процесс творческой деятельности. Кроме того, не все возможности творческого потенциала были изучены и реализованы самими участниками до начала ОЭР. Некоторые из них даже не подозревали о наличии у себя креативных способностей, т.к. не имели опыта творческой деятельности.

В результате проведения ОЭР было подтверждено гипотетическое предположение о том, что вовлечение студентов в процесс музицирования является эффективным средством воздействия на развитие творческого потенциала (как «скрытого», так и «явного») личности через развитие творческой активности при условии, если творческие виды деятельности (конструирование аккомпанементов, импровизация, сочинение) признаются самодостаточными для изучения, а не в качестве дополнительного средства.

Проведённые анкетирования учителей-практиков и студентов убедительно доказали необходимость введения в образовательный стандарт такого синтезирующего предмета, который объединял бы теоретические и практические знания, умения и навыки, ориентированные на практику работы учителя музыки, и одновременно стимулировал бы студентов к творческой активности и самостоятельности в выборе средств работы с музыкальным материалом, формируя навыки свободного переноса ЗУН в новые условия. В условиях ОЭР такими предметами стали «Основы музицирования» и «Аккомпанемент» с элементами музицирования, главной целью которых являлось развитие творческой активности будущих учителей музыки средствами музыкального образования.

Нами подтверждено предположение о том, что только при активном включении личности в творческую деятельность и взаимодействии ряда компонентов (эмоционально-волевого, мотивационного, когнитивного, ценностной ориентации, креативных способностей, личностных качеств, социально-коммуникативных условий) может успешно развиваться творческая активность. Учебно-творческий процесс явился результатом взаимодействия данных компонентов и творческой активности, совокупный эффект от единства которых был несводим к влиянию какого-либо одного из них.

В результате проведённой ОЭР были зафиксированы следующие результаты: высокий уровень творческой активности неуклонно возрастал (с 0% до 35,3%) при тенденции понижения низкого уровня (с 82,4% до 41,2%). При этом выявилась прямая зависимость повышения уровня творческой активности от уровня когнитивного компонента, креативных способностей и мотивационной направленности. Исследование подтвердило тот факт, что когнитивный компонент имеет большое значение для развития творческого потенциала, который даже при наличии творческой активности, но при низком уровне знаний, либо развивается спонтанно, хаотически, находясь в большой зависимости от случайных факторов, либо не развивается вовсе. В нашей ОЭР имелись факты, подтверждавшие данное положение.

В ходе исследования проанализированы факторы, влиявшие на эффективность процесса развития творческой активности или препятствовавшие данному процессу. Важными критериями развития творческой активности участников ОЭР являлись различные формы её проявления: творческие продукты (конструирование аккомпанементов, сочинение, импровизация), участие в различных мероприятиях с демонстрацией собственного творчества, степень самостоятельности и инициативы в процессе поиска и нахождения новых приёмов в решении творческой задачи. Развитие творческой активности невозможно без участия эмоционально-волевого компонента, показателем которого являлась увлечённость творческим процессом, настойчивое стремление к овладению творческими способами деятельности. Программа опытно-экспериментальной работы, состоявшая из трёх этапов, реализована полностью. Каждый этап эксперимента позволял не только подтвердить замысел исследования, делать определённые выводы, но и имел практическую значимость.

На аналитико-обобщающем этапе исследования данные об успешности развития творческой активности будущего учителя музыки рассматривались в динамике по выделенным компонентам (креативному, эмоционально-волевому, мотивационному, когнитивному, ценностному, социально-коммуникативному, самооценочному). Фиксировались тенденции изменения данных показателей применительно к разным этапам эксперимента. В результате была зафиксирована положительная динамика изменений уровней выделенных компонентов.

Таким образом, анализ опытно-экспериментальной работы подтвердил сделанное предположение о том, что наличие педагогических условий и целенаправленная работа по включению студентов в процесс творчества способствуют развитию творческой активности, являющейся главной движущей силой развития творческого потенциала личности в целом, имеющего самые разнообразные формы (от «скрытых» до «явных»). Такими уеловиями являются: включение будущих учителей музыки в активную творческую деятельность на основе сотворчества педагога и студента; мотиваци-онная обеспеченность творческой деятельности студента, характеризующаяся стремлением к переходу к творческим формам обучения и к творческой самореализации; стимулирование педагогом развития творческой активности будущего учителя музыки; наличие знания и опыта творческой деятельности; творческий процесс ассоциируется с ощущением радости и полноты жизни; вокруг студента организована доброжелательная и стимулирующая творческие проявления среда со стороны педагогов, родителей и однокурсников; студент ассоциирует опыт творческой работы с будущей профессиональной деятельностью; использование средств музицирования, активизирующих познавательный процесс в рамках специальных предметов «Основы музицирования» и «Аккомпанемент» с элементами музицирования.

Осуществление программы, направленной на развитие творческой активности будущего учителя музыки в процессе музыкального образования, требует соответствующей подготовки педагогов к систематическому изучению эффективности творческой деятельности, к изучению индивидуальных особенностей студентов, их готовности к творческой деятельности, к сотрудничеству с коллегами и бывшими выпускниками, а ныне учителями музыки, к созданию атмосферы доброжелательности и успеха вокруг обучающегося, к постоянному анализу своей педагогической деятельности, деятельности своих коллег и студентов.

164

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В настоящем исследовании предлагается один из возможных вариантов развития творческой активности будущего учителя музыки в процессе музыкального образования средствами музицирования через вовлечение его в продуктивную учебно-творческую деятельность.

Последовательное решение поставленных задач и целенаправленное использование научно-педагогических методов позволило раскрыть теоретико-методологические предпосылки исследования: философские аспекты сущности творчества, отражающие его роль и значение в развитии человека; психолого-педагогические основы творческой деятельности; теоретические проблемы развития творческой активности личности; значимость средств музыкального образования и влияние педагогических условий на формирование и развитие творческой активности будущего учителя музыки.

Исследование позволило выявить роль новаторского подхода в обучении, особенностью которого является активизация внутренних саморегулирующихся механизмов развития личности в процессе продуктивной творческой деятельности. Данный подход при соблюдении определённых принципов и социально-педагогических условий способствует формированию потребности студента в самостоятельном осмыслении информации и применении её в новых условиях.

Теоретический анализ позволил определить основные понятия исследования: «творчество», «творческая деятельность», «творческая активность», «музыкальное образование», «средства музыкального образования».

Разработанная программа ОЭР и конкретные методики способствовали определению результатов данного исследования. Была внедрена диагностическая карта для каждого студента - участника ОЭР, в которой отражались результаты личностных изменений через взаимодействие творческой активности и различных компонентов личности: креативного, эмоционально-волевого, когнитивного, мотивационного. Анкетирование учителей-практиков и студентов контрольной группы позволило сделать сравнительный анализ некоторых параметров исследования (востребованности практикой навыка самостоятельных творческих действий, необходимости вовлечения в творческую деятельность всех студентов, а не только особо одарённых, необходимости введения в программу музыкального образования специального предмета «Основы музицирования», способствующего развитию творческой активности будущего учителя музыки). Данные исследования позволили сделать вывод о том, что от решения проблемы развития творческой активности зависит развитие творческого потенциала личности в целом. Таким образом, тема исследования актуальна и требует своего всестороннего изучения в широком масштабе.

Исследование выявило ряд трудностей, которые необходимо учитывать, организуя процесс, направленный на развитие творческой активности личности:

1. Непонимание некоторыми членами педагогического коллектива значимости творчества как активной формы воздействия на развитие потенциала личности и противодействие с их стороны, выражавшееся в попытках принизить значимость продуктивной творческой деятельности студентов и ориентации на «главные», по их мнению, предметы в качестве основного направления учебной деятельности.

2. Студенты, обладавшие высоким уровнем креативных способностей, не всегда могли достигнуть хороших результатов в ходе учебно-творческой деятельности из-за большой загруженности учебного плана, требовавшего усвоения значительного объёма формальных знаний, не закрепляемых на практике. Кроме того, мешала и собственная неорганизованность отдельных студентов в плане распределения времени для самоподготовки.

В процессе О ЭР нами подтверждены гипотетические предположения о том, что успешность развития творческой активности будущего учителя музыки зависит от соблюдения педагогических условий: наличия у студента положительной мотивации на творческие виды деятельности; ориентации педагога на развитие творческой активности студента; соблюдения принципа сотворчества педагогов и студентов; использования средств музицирования, требующих нестандартного подхода к изучению учебного материала. Результаты исследования подтвердили то, что, используемая в учебном процессе система средств музыкального образования (конструирование, импровизация, сочинение) эффективно способствовала развитию творческих качеств личности как студента, так и педагога. Для этого необходима организация учебного процесса в рамках специальных предметов «Основы музицирования» и «Аккомпанемент» с включением элементов музицирования. В ходе ОЭР получило подтверждение предположение о том, что качество обучения повышается, если учебный процесс осуществляется в единстве урочной и внеурочной деятельности, ориентирующего студентов на будущую профессиональную деятельность и способствующего реализации творческого потенциала будущих учителей музыки. Данная концепция получила своё подтверждение в ходе ОЭР при организации коллективного творческого дела в условиях индивидуального обучения, результатом которого явились многочисленные выступления студентов с демонстрацией собственных музыкальных сочинений, а также издания нотных сборников «Песенки обо всём» и оперы-сказки «Белоснежка и семь гномов» (294, 307).

Таким образом, в ходе ОЭР цель исследования была достигнута и поставленные задачи решены. Общие выводы работы подтвердили правомерность выдвинутой гипотезы и позволили сформулировать идеи, обогатившие исходные теоретические позиции.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Михеева, Елена Николаевна, 2002 год

1.Адлер А. О нервическом характере. СПб: ACT, 1997. — 385с.

2. Аксёнова И.В. Сочетание репродуктивных, эвристических и исследовательских самостоятельных работ учащихся при обучении химии: Автореферат диссертации на соискание учёной степени к.п.н. М., 1995. 17с.

3. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музгиз, 1961.-272с.

4. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Владос, 2000.-336с.

5. Амонашвили Ш.А. Здравствуй, урок! //Учительская газета. 1987, 5 февраля.

6. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Издательство Казанского ун-та, 1988. 238с.

7. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высшая школа, 1981. 124с.

8. Андреев Ф.В. Формирование творческой активности школьников в контексте совершенствования урока. Автореферат диссертации на соискание учёной степени к.п.н. 13.00.01. Чувашский гос. ун-т им. И.Н.Ульянова, 1998. -27с.

9. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. — 222с.

10. Ю.Апраксина O.A. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. М.-Л.: Академия педагогических наук РСФСР, 1948. — 146с.

11. П.Арнаудов М. Психология литературного творчества. М.: Прогресс, 1970.-654с.

12. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994.-352с.

13. Арсеньев A.C. Парадоксальная универсальность человека и некоторые вопросы психологии и педагогики //Развитие личности, 1998, № 2.

14. Н.Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. М.: Просвещение, 1984. - 111с.

15. Афанасьев В.В. Формирование творческой активности студентов в процессе решение математических задач. Ярославль: ЯГПУ, 1996. 166с.

16. Афанасьев С.П., Коморин C.B. Триста творческих конкурсов. Кострома: РЦ НИТ «Эврика», 1999. 112с.

17. Бабаева Ю.Д. Потенциальная и скрытая одарённость //Начальная школа: плюс-минус, № 3, 2000, С.29-35.

18. Бабанский Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения //Вопросы психологии, 1984, № 1.

19. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности, М.: Знание, 1981.-96с.

20. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Изд. 2-е., доп. Л.: Советский композитор, 1979. 352с.

21. Барташников A.A., Барташникова И.А. Учись мыслить. Харьков: Фолио, 1998.-480с.

22. Басин Е.Я. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1985.-64с.

23. Батаршев A.B. Психология индивидуальных различий: От темперамента к характеру и типологии личности. М.: Гуманит. изд. центр «Вла-дос», 2000. - 256с.

24. Батурина Т.Ф., Кузина Г.И. Введение в педагогическую профессию. 2-е изд., стереотип. М.: Изд. центр «Академия», 1999. 176с.

25. Безюлева Г.В. Психолого-педагогические условия развития творческой активности учащихся в системе «школа — профтехучилище». Автореферат диссертации на соискание учёной степени к.п.н. 13.00.01. М., 1996. 21с.

26. Белая H.JI. Формирование творческой активности студентов музыкально-педагогических факультетов педвузов в процессе индивидуального обучения. 13.00.01. Автореферат диссертации на соискание учёной степени к.п.н. Киев, 1985. 22с.

27. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений, т.2. М.: Издательство Академии наук СССР, 1953. 768с.

28. Белова Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. — 144с.

29. Беннет С., Беннет Р. Играем ожидая. М.: ТКО ACT, 1996. 400с.

30. Бердяев H.A. О назначении человека-М.: Республика, 1993 383с.

31. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. -М.: Правда, 1989.-608с.

32. Бехтерев В.М. Личность художника в рефлексологическом изучении //Содружество наук и тайны творчества. Под ред. Б.С.Мейлаха, М.: «Искусство», 1968. 452с.

33. Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. —399с.

34. Бирюков С.Н. Импровизационность в музыке и её стилевые типы: Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. М., 1980.-192с.

35. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983. 254с.

36. Богоявленская Д.Б., Ильясов И.И. Диагностика структуры одарённости и пути повышения творческой активности учащихся. Научные и методические проблемы работы с умственно одарёнными учащимися //Гуманизация образования. 2000, № 1, С. 196 209.

37. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка //Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. -351с.

38. Большаков A.C. Менеджмент: Стратегия успеха. СПб.: Издательский Дом «Литера», 2001. 224с.

39. Бонфельд М.Ш. Приобщение к музыке как творчество //Синтез познавательного и прекрасного в образовании: Материалы научно-практической педагогической конференции. СПб.: Изд-во «Левша», 2001. -178с., С. 93-96.

40. Борухзон Л.М. Некоторые вопросы обучения импровизации на фортепиано //Учебно-воспитательная работа в фортепианных классах детских музыкальных школ. М.: Советский композитор, 1976. 264с.

41. Борухзон Л.М. О детском музыкальном театре как форме творческого развития ребёнка (из опыта работы) //Музыкальное воспитание в СССР. Вып. 2. Под ред. Л.А.Баренбойма. М.: Советский композитор, 1985. -272с., С. 237-252.

42. Буланова-Топоркова М.В. Формы организации учебного процесса в высшей школе //Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 544с., С.103.

43. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 364с.

44. Буторина Т.С. М.В.Ломоносов и педагогика. Архангельск: Издательство Архангельского государственного технического университета, 2001. 224с.

45. Буш Г.Я. Творчество как диалогическое взаимодействие: Автореферат на соискание учёной степени доктора философских наук. Минск, 1989.-30с.

46. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. М.: Прогресс, 1990.- 187с.

47. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. М.: Издательский центр «Академия», 2001.-352с.

48. Васюкова Е.Е. Развитие познавательной потребности и креативности мышления шахматиста //Психологический журнал. Т. 16, № 1, 1995, М.: Наука. 192с., С.91-101.

49. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. 2-е изд., перераб и доп. М.: Издательство «Ось 89», 2000. - 224с.

50. Вейс П. Абсолютная и относительная сольмизация //Вопросы методики воспитания слуха. Л.: Музыка, 1967. 136с.

51. Ветлугина H.A. Художественный образ и детское творчество //Художественное творчество и ребёнок. Монография. Под ред. Н.А.Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. 288с.

52. Вильчек В.М. Алгоритмы истории. М.: Прометей, 1989. 176с.

53. Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. Л.: «Эго», 1991. 198с.

54. Вол ков И.П. Приобщение школьников к творчеству, М.: Просвещение, 1982. 136с.

55. Вол ков И.П. Учим творчеству //Педагогический поиск, проблемы, находки. Сост. И.Н.Баженова, М.: Педагогика, 1987. 544с.

56. Воробьёв Н.Е. Развитие творческой активности студентов при изучении дисциплин гуманитарного цикла. Волгоград: Перемена, 2001. 183с.

57. Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 2-е изд. М.: Просвещение, 1967. 93с.

58. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994.-101 с.

59. Вяткин Л.Г. Развитие познавательной самостоятельности и творческой активности педагога. Саратов, 2001. 198с.

60. Гильман P.A. Теория и практика развития творческой активности личности студента в системе высшего художественно-педагогического образования. Автореферат диссертации на соискание учёной степени д-ра п.н. 13.00.01. Магнитогорск, 2001. 43с.

61. Гин А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. М.: Вита-Пресс, 1999. -88с.

62. Гиппиус С. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. СПб.: Речь, 2001.-346с.

63. Гиргинов Г. Наука и творчество. М.: Прогресс, 1979. 365с.

64. Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания. М.: ИПРАН, 1994.-224с.

65. Головина О.Л. Влияние воображения на творческую активность учителя музыки //Искусство и образование. 1999, № 3, С.47 52.

66. Гольдентрихт С.С. Творчество как философская проблема //Творчество и социальное познание. М.: издательство МГУ, 1982, С.54

67. Грузенберг С.Д. Психология творчества. Минск: Белтрестпечать, 1923. 69с., с.53 //Харькин В.Н. Импровизация. Импровизация? Импровизация! М.: Магистр, 1997. -288с., С.64.

68. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. 240с.

69. Давыдов В.В. Возрастные аспекты развития всесторонней и гармонической личности //Психолого-педагогические проблемы становления личности в детском возрасте. М., 1980. 456с.

70. Декарт Рассуждение о методе. М.: Академия наук СССР, 1953. —656с.

71. Дидро Д. Систематическое опровержение книги Гельвеция «Человек» //Собрание сочинений в Ют. Т.2. Под общ. ред. И.К.Луппола. М.-Л.: Academia, 1935.-583с.

72. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989. — 207с.

73. Добсаи Л. Метод Кодая и его музыкальные основы //Музыкальное воспитание в Венгрии. Под ред. Л.А.Баренбойма, М.: Советский композитор, 1983.-400с., С.41-63.

74. Додонов Б.И, Структура и динамика мотивов деятельности //Вопросы психологии, 1984, № 4.

75. Долгополов И. Певцы Родины. М.: Молодая гвардия, 1981. -271с.

76. Доровской А.И. Дидактические основы развития одарённости учащихся. М.: Российское педагогическое агентство, 1988. 210с.

77. Дорофеев С.Н. Методы формирования творческой активности. М.; Пенза: Изд-во ПГПУ, 2000. 55с.

78. Дранков B.JI. Многогранность способностей как общий критерий художественного таланта //Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. JL: Наука, 1983. 279с.

79. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 1999. 368с.

80. Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Психологический словарь-справочник. Минск.: Харвест, М.: ACT, 2001. 576с.

81. Дэй JI. Самоучитель по развитию интуиции. Пер. с англ. А.З.Колина. М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Аст-рель», 2001.-208с.

82. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Под ред. В.Н.Панферова. Псков: Издательство Псковского областного института усовершенствования учителей, 1994. — 280с.

83. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989. 189с.

84. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М.: Просвещение, 1986,- 143с.

85. Зощенко М. Повесть о разуме. М.: Педагогика, 1990. 182с.

86. Ильенков Э.В. Проблема идеального //Вопросы философии, М., 1979, №7.

87. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1981.- 192с.

88. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Просвещение, 1989.- 191с.

89. Каганович Г.П. Импровизация и обучение игре на фортепиано. Минск, 1977.- 176с.

90. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М.-.МГУ, 1983.- 168с.

91. Капица П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодёжи //Вопросы философии, №7, 1971, С.60-68. 98.Картавцева М.Т. Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио. М.: Музыка, 1978. 72с.

92. Кирсанов A.A., Зайцева Ж.А. Развитие творческой активности учащихся в педагогическом процессе. Казань, 1995. 102с.

93. ЮО.Кларин В.М. Инновация в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПУ «Эксперимент», 1995, 186с.

94. Кларин В.М. Инновации в обучении: метафоры и модели. М.: Наука, 1997.-222с.

95. Клименко В.В. Как воспитать вундеркинда. Харьков: Фолио; СПб: Кристалл, 1996. 463с.

96. Клименко Л.И. О природе и типах интуиции //Вопросы методологии науки. Вып. 1, Томск, 1971, С.52-61.

97. Ковалёв А.Г. Общая психология. М.: Просвещение, 1981, С.361.

98. Ковалёв А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека. В 2-х томах, т.2. Способности, Л., 1960, 282с.

99. Юб.Ковалёв А.И. Формирование творческой активности будущего учителя музыки в процессе изучения дисциплин музыкально-исполнительского цикла. Автореферат диссертации на соискание учёной степени к.п.н. 13.00.01. Минск, 2001. 20с.

100. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176с.

101. Козырев Ю.П. Импровизация путь к музыке для всех //Музыкальное воспитание в СССР. Под ред. Л.А.Баренбойма, вып.2. М.: Советский композитор, 1985.-272с. С.252-271.

102. Козырева А.Ю. Педагогические аспекты творческого развития личности. 13.00.01. Автореферат диссертации на соискание учёной степени к.п.н. М., 1995.-23,(1) с.

103. Ю.Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность. М.: Издательство ВЛАДОС ПРЕСС, 2001. - 176с.

104. Ш.Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина, 1995.160с.

105. Коменский Я.А. Избранные сочинения в 2-х томах. Т.1. М.: Педагогика, 1982.-656с.

106. З.Кондратенко Ф.Д. Коммунистический труд и эстетическое воспитание. М.: Знание, 1980, С.23-25.

107. Коротяев Б.И. Учение — процесс творческий. 2-е изд., доп. и испр. М.: Просвещение, 1989. 159с.

108. Коршунов A.M. Отражение, познание, творчество //Творчество и социальное познание. Под ред. А.М.Коршунова, С.С.Гольдентрихта. М.:

109. Изд. Московского ун-та, 1982. 256с. С.8

110. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. М.: Московский психолого-социальный институт «Флинта», 1998. 192с.

111. Кряжева H.JI. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1997. 208с.

112. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. М.: Педагогическое общество России, 1999. 121с.

113. Кудрявцев Т.В. Система проблемного обучения //Проблемное и программированное обучение. Под ред. Т.В.Кудрявцева, А.М.Матюшкина. М.: Советская Россия, 1973. 284с.

114. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одарённости. М.: ТЦ «Сфера», 1999. 192с.

115. Кулюткин Ю.Н. Мышление и личность. СПб: АО «Крисмас+», 1995.-22с.

116. Кухаронак В.Г. Развитие творческой активности младших школьников в процессе эстетического воспитания средствами искусства. Автореферат диссертации на соискание учёной степени к.п.н. 13.00.01. Минск, 2001. -19с.

117. Кэдьюсон X., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб.: Питер, 2001.-416с.

118. Лейтес Н.С. Возрастное развитие активности //Психология одарённости детей и подростков. Под ред. Н.С.Лейтеса. М.: Academia, 2000. -336с., С.12-14.

119. Лейтес Н.С. Способности и одарённость в детские годы //Педагогика и психология, № 4, 1984, С.4.

120. Леонтьев А. Развитие идеи самоактуализации в работах А.Маслоу //Журнал «Вопросы психологии», М., 1987, № 3.

121. Лернер И.Я. Творческий процесс //Научное творчество. Под ред. С.Р.Микулинского. М.: Наука, 1969.-448с. С.415.

122. Лисовская В.А. Воспитание творческого потенциала личности воспитателя в педагогическом вузе. Автореферат диссертации на соискание учёной степени к.п.н. 13.00.01. Киев, 1984. 16с.

123. Логинов Е.В. Физиологические основы дифференцированного обучения: Методологический аспект //Непрерывное образование: опыт, проблемы, перспективы. Вып. 1. Ч. 1 «Дифференцированное обучение в школах». Самара, 1997 1998, С.7-22.

124. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-537с.

125. Ломов Б.Ю. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444с.

126. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 127с.

127. Лук А.Н. Учись мыслить. М.: Знание, 1975. 96с.

128. Ляховицкая С. Развитие активности, самостоятельности и сознательности учащегося //Вопросы фортепианной педагогики. Под ред. В.Натансона, вып.З. М.: Музыка, 1971. 334с., С.39 - 67.

129. Ляховицкая С.С. О педагогическом мастерстве. Под ред. Л.Н.Раабена. Л.: Государственное музыкальное издательство, 1963. 48с.

130. Макаренко A.C. Коллектив и воспитание личности. Сост.

131. B.В.Кумарин. Челябинск: Юж.-Урал. Кн. Изд-во, 1988. 261с.

132. Макаровская Ф. Творческое музицирование как метод музыкального воспитания //Вопросы методики начального музыкального образования. Ред.- сост. В.Натансон, В.Руденко. М.: Музыка, 1981. -231с.

133. Малахов A.A. Творческая активность как фактор, определяющий успешность обучения //Педагогические исследования: гипотезы, проекты, внедрения. Курган, 1999. Т. № 3(4). С. 35 - 39.

134. Мальцев С.М. Раннее обучение творчеству — путь к детскому творчеству //Музыкальное воспитание в СССР. Под ред. Л.А.Баренбойма, вып.2. М.: Советский композитор, 1985.-272с. С. 179-236.

135. Мальцев С.М., Розанов И.В. Учить искусству импровизации /Журнал «Советская музыка», 1973, № 10.

136. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. 96с.

137. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.:Просвещение, 1990. 191с.

138. Маркова А.К. Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и её воспитание у школьников. М.: Просвещение, 1983. 186с.

139. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 479с.

140. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности //Вопросы психологии, 1989, № 6. С.29 33.

141. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. 208с.

142. Матюшкин A.M. Психологические основы проблемного и программированного обучения //Проблемное и программированное обучение. Под ред. Т.В.Кудрявцева, А.М.Матюшкина. М.: Советская Россия, 1973.-284с.

143. Матюшкин A.M. Творческая одаренность //Общественные движения и социальная активность молодёжи. Материалы Всесоюзной научной конференции «Человек в системе общественных отношений». М., 1991.1. C.149-159.

144. Матюшкин A.M., Петросян А.Г. Психологические предпосылки групповых форм проблемного обучения. М.: Педагогика, 1981. 246с.

145. Матюшкин A.M., Яковлева Е.Л. Учитель для одарённых //Общественные движения и социальная активность молодёжи. Материалы Всесоюзной научной конференции «Человек в системе общественных отношений», М., 1991. С. 192-201.

146. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977.-240с.

147. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. 367с.

148. Медушевский В.В. Духовные аспекты в содержании музыкального образования //Теория и практика музыкального образования детей. Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др.- 2-е изд. М.: Флинта: Наука, 1999. 336с. С.260 - 289.

149. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. 432с.

150. Мелик-Пашаев A.A. О явном и тайном в детской художественной одарённости //Начальная школа: плюс-минус, № 3, 2000, С. 18 22.

151. Мельникова Е.Л. Работать с одарёнными — здесь и сейчас! //Начальная школа: плюс-минус, № 3, 2000, С.23-28.

152. Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. Изд. 2-е. М.: Музыка, 1079. 70с.

153. Микалко М. Тренинг интуиции. Спб.: Питер, 2001. 192с.

154. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1997. 240с.

155. Михеева E.H. Развитие творческого потенциала личности будущего учителя задача современной педагогики //Инновации в образовании. Материалы 1 педагогических чтений. Под ред. Е.Орловой, Г.Первышина. Каргополь, 2000. - 52с. С.41- 43.

156. Михеева E.H. Развитие творческого потенциала личности средствами музыкального образования // Синтез Познавательного и Прекрасного в образовании. СПб.: Издательство «Левша». 178с. С.101 - 105.

157. Молибог А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. М.: Высшая школа, 1971. — 296с.

158. Моляко В.А. Стратегия решения новых задач в процессе регуляции творческой деятельности //Психологический журнал, М.: Наука, т. 16, № 1, 1995.- 192с. С.84 90.

159. Морозова С.Н. Основные направления и приёмы развития детского творчества в педагогической деятельности Б.Л.Яворского и его учеников

160. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия. Сост. О.А.Апраксина. М.: Просвещение, 1990. 207с. С.113 - 120.

161. Мэй Р. Мужество творить. Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. 128с.

162. Назаров А.Ф. Формирование основ музыкально-импровизационного мастерства в процессе профессиональной подготовки учителя // Проблемная направленность музыкального образования в педвузе: Межвузовский сборник научных трактатов. Саратов, 1982. С.56 62.

163. Назаров А.Ф. Формирование основ педагогической импровизации в процессе профессиональной подготовки учителя музыки. Автореферат диссертации на соискание учёной степени к.п.н. 13.00.02. М., 1984. — 15с.

164. Найденко М.К. Развитие общих творческих способностей студентов вузов культуры. Автореферат диссертации на соискание учёной степени к.п.н. 13.00.05. Л., 1989.- 16с.

165. Неменский Б.М. Роль искусства в системе общего образования. Чему и зачем мы учим? //Начальная школа: плюс-минус, № 1, 2000. 80с. С.3-9.

166. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика. М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. 192с.

167. Никитин A.A. Импровизация как метод обучения начинающих пианистов: Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. Хабаровск, 1981. 12с.

168. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Т.5. М.-Л.: издательство Академии наук СССР, 1952. 567с.

169. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Т.З, кн.2. М.-Л.: изд-во АН СССР, 1951.-439с.

170. Павлов Н. Проектирование образов сферы и сообщества в малом городе //Новые ценности образования: Образование и сообщество. М.: Ин-новатор, 1996. 143с. С.29-40.

171. Парандовский Я. Алхимия слова. Олимпийский диск. М.: Прогресс, 1982.-528с.

172. Перова Л.А. Дифференциация музыкального образования младших школьников в условиях общеобразовательной школы. Автореферат диссертации на соискание учёной степени к.п.н. 13.00.01. Петрозаводск, 1998. 18с.

173. Петровский A.B. Способности и труд. М.: Знание, 1966. — 80с.

174. Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-268с.

175. Петросова P.A. Творческая активность личности в структуре развивающего обучения //Теория и практика развития новых и передовых технологий образования. М., 1996. С.11- 19.

176. Петрушин В.И. Музыкальная психология. 2-е изд., испр. и доп. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 384с.

177. Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. М.: Центр «Педагогический поиск». 2001. — 160с.

178. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 354с.

179. Пинн В. Свет творческого поведения //Учительская газета, 1984, 27 ноября.

180. Ппатон Ион //Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. Сост. А.А.Тахо-Годи, общ. ред. А.А.Тахо-Годи и И.И.Маханькова, М.: Мысль, 1993.-959с.

181. Платон Пир //Платон Федон, Пир, Федр, Парменид. Общ. ред. А.Ф.Лосева, В.Ф.Асмуса, А.А.Тахо-Годи; Примечания А.Ф.Лосева и А.А.Тахо-Годи. М.: Изд-во «Мысль», 1999. 528с.

182. Ппатонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М.: Высшая школа, 1973.-256с.

183. Плюхин В. Развитие творческой активности студентов средствами изобразительного искусства//Начальная школа. 1998, № 4. С.111 — 114.

184. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. М.: Гуманит. центр. ВЛАДОС, 2001.-320с.

185. Пойа Д. Как решать задачу? М.: Учпедгиз., 1961. 207с.

186. Пономарёв Я.А. Психология творения. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. — 480с.

187. Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280с.

188. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палео-психологии). М.: Мысль, 1974. 487с.

189. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество //Педагогика и психология, № 1, 1987, М.: Изд. «Знание». 80с.

190. Путилин В.Д., Ушачев В.П. Психолого-педагогические основы формирования творческой активности школьника. Магнитогорск: Изд-во МГПИ, 1998.-62с.

191. Пушкин A.C. Собрание сочинений в 10-и томах. Т.1. М.: Правда, 1982.-637с.

192. Радионов В.Е. Взаимодействие педагогов и старших школьников: технология и творчество. Л.: РГПУ, 1989. 84с.

193. Радионова Н.Ф. Нетрадиционное педагогическое проектирование. СПб.: СГТУ, 1996.- 140с.

194. Роджерс К. Несколько важных открытий //Журнал «Вестник Московского университета», сер. 14 «Психология», М., 1990, № 2.

195. Роджерс Н. Творчество как усиление себя //Журнал «Вопросы психологии», М., 1990, № 1.

196. Романова Е.Ю. Формирование творческой активности младших школьников в процессе эстетического образования. Автореферат диссертации на соискание учёной степени к.п.н. 13.00.01. Самара, 1999.-24с.

197. Ротенберг B.C. Психофизиологические аспекты изучения творчества //Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Л.: Наука, 1982. 271 с. С.53 - 67.

198. Ротенберг B.C., Аршавский В.В. Стресс и поисковая активность //Вопросы философии, 1979, № 4. С. 117-127.

199. Ротерштейн М.И. Основы музыкального анализа. М.: В ЛАД ОС, 2001.- 112с.

200. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999.-705с.

201. Н.Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. — 191с.

202. Руткевич A.M. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального психоанализа. М.: Политиздат, 1985. 175с.

203. Савенков А.И. У колыбели гения. М.: Педагогическое общество России, 2000.-224с.

204. Салямон Л. О физиологии эмоционально-эстетических процессов //Содружество наук и тайны творчества. Под ред. Б.С.Мейлаха. М.: «Искусство», 1968. -450с. С.290.

205. Симонов П.В. О двух разновидностях непознаваемого психического: под- и сверхсознание //Хрестоматия по психологии художественного творчества. Ред.-сост. А.Л.Гройсман. М.: Издательство Магистр, 1998. -200с. С. 104-114.

206. Симонова Н.М. Экспериментальное исследование структуры мотивации при усвоении иностранного языка в вузе: Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук, М., 1982.- 16с.

207. Скобельцына Е.Г. Развитие творческой активности младших школьников на основе интеграции индивидуального и дифференцированного обучения. Автореферат диссертации на соискание учёной степени к.п.н. 13.00.01. Казань. 2000. 19с.

208. Слитинская Л.И. Бессознательное психическое и творческий процесс //Хрестоматия по психологии художественного творчества. Ред.-сост. А.Л.Гройсман. М.: Издательство Магистр, 1998. 200с. С. 115 - 125.

209. Соколова М.Л. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в вузе. Автореферат диссертации на соискание учёной степени к.п.н. 13.00.01. Архангельск, 2001. 13с.

210. Сокольникова Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания. Автореферат диссертации на соискание учёной степени д-ра п.н. 13.00.01. М., 1997. -43с.

211. Солнцева Е.А. Развитие творческой активности учащихся на основе интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла. Автореферат диссертации на соискание учёной степени к.п.н. 13.00.01. М., 1995. 19с.

212. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х т Т. 2. М.: Академия наук СССР, Институт философии, 1988. - 822с.

213. Спиркин А.Г. О творческой силе человеческого разума. Послесловие //Гиргинов Г. Наука и творчество. М.: Прогресс, 1979. 365с. С.332-352.

214. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М.: ООО Издательство «Совершенство», 1998. — 356с.

215. Столяренко Л.Д. Психолого-педагогическое изучение личности студента //Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. 544с. С.324.

216. Страхов И.В. Психология творчества. Саратов, 1968. 79с.

217. Тамберг Ю.Г. Как научить ребёнка думать. СПб.: Издательство «Михаил Сизов», 1999. 326с.

218. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Издательство Академии наук РСФСР, 1961. 536с.

219. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 544с.

220. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей М.: АНН РСФСР, 1947.

221. Теплов Б.М. Способности и одарённость //Психология. М.: Учпедгиз, 1954.-256с.

222. Терентьева H.A. Музыкальная педагогика и образование. СПб, 1997.- 168с.

223. Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. М.: ЗАО «Бизнес-Школа» Интел-Синтез, 1998. -238с.

224. Толстой JI.H. Кому у кого учиться писать, крестьянским детям у нас, или нам у крестьянских ребят? //Толстой JI.H. ПСС. Под. общ. ред. В.Г.Черткова. Т.8. М.: Художественная литература, 1936. 664с.

225. Тютюнникова Т.Э. Музыка не научная дисциплина //Начальная школа: плюс - минус, № 1, 2000. - 80с. С. 42 - 46.

226. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки: Система обучения К.Орфа. М.: ООО «Издательство ACT», 2001. 94с.

227. Усачёва В.О. Творчество учителя и учащихся на уроке музыки как педагогическая проблема //Музыкальное образование в школе. Под ред. Л.В.Школяр. М.: Академия, 2001. 232с. С. 199 - 216с.

228. Усачёва В.О. Уроки сочинения //Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская, В.О.Усачёва, В.В.Медушевский, В.А.Школяр Теория и методика музыкального образования детей, 2-е изд. М.: Флинта: Наука, 1999. 336с. С.215 - 259.

229. Ушачев В.П. Теоретико-методические ориентиры формирования творческой активности личности школьника. М.: Прометей, 1996. 32с.

230. Файзрахманова Л.Т. Формирование художественно-творческой функции будущего учителя музыки: Автореферат диссертации на соискание учёной степени к.п.н. Казань, 1990. 17с.

231. Фейгин М. Музыкальный опыт учащегося //Вопросы фортепианной педагогики. Вып.З. Под ред. В.Натансона. М.: Музыка, 1971. 334с.

232. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT»; Харьков: Фолио, 2000. 454с.

233. Филипп Г. Импровизация как составная часть фортепианного обучения //Ребёнок за роялем: Педагоги-пианисты социалистических стран о фортепианной методике. М.: Музыка, 1981. 333с.

234. Фоменко Н.Е. Связь творческого познания с особенностями личности младшего школьника: Автореферат диссертации на соискание учёного звания к.пс.н. М., 1980. 17с.

235. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 366с.

236. Фрейд 3. Избранное. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. — 352с.

237. Фрейд 3. Психология бессознательного. Сост. М.Г.Ярошевский. М.: Просвещение, 1990.- 448с.

238. Фрейд 3. Я и «Оно». Книга 2. Тбилиси: Мерани, 1991. 428с.

239. Фридман A.M., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов М.: Просвещение, 1988. — 207с.

240. Фромм Э. Искусство любви. Минск: Полифакт, 1991. 77с.

241. Халабузарь П.В., Попов B.C. Теория и методика музыкального воспитания. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Изд-во «Лань», 2000. 224с.

242. Харькин В.Н. Импровизация. Импровизация? Импровизация! М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. 288с.

243. Хуторской A.B. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.-320с.

244. Цвейг С. Борьба с демоном. М.: Республика, 1992. — 303с.

245. Шарабуров В.И. Совершенствование инструментальной подготовки студентов на музыкально-педагогическом отделении. Куйбышев: Куйбышевский педагогический институт им. В.В.Куйбышева, 1988 — 104с.

246. Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха. М.: Флинта, 1996.-181с.

247. Шацкая В. Жизнь замечательных детей. М., 1990. С.97.

248. Шевченко Г.И. Развитие творческой активности студентов факультетов начальных классов в процессе музыкальной подготовки. Автореферат диссертации на соискание учёной степени к.п.н. 13.00.01. М., 1988.—16с.

249. Шевченко Т.И. Педагогические основы формирования творческой активности при подготовке педагога-музыканта. Автореферат диссертации на соискание учёной степени к.п.н. 13.00.01. М., 1985. 16с.

250. Шеломов Б.И. Детское музыкальное творчество на русской народной основе. СПб.: Композитор, 1997. 224с.

251. Шеломов Б.И. Импровизация на уроках сольфеджио. Л.: Музыка, 1977.-96с.

252. Шиманский А.Г., Шиманская Ю.О. Человек творческий. К новому мировоззрению. Минск.: Экономпресс, 2000. — 304с.

253. Шиянов E.H., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 288с.

254. Школяр Л.В. Идеи развивающего образования в музыкальной педагогике школы //Теория и методика музыкального образования детей /Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. 2-е изд, М.: Флинта; Наука, 1999. 336с. С.47 - 79.

255. Шмалько Ю.В. Формирование музыкального мышления учащегося-музыканта в процессе подбора по слуху и импровизации (на материале работы в классе фортепиано). Диссертация на соискание учёной степени к.п.н. М., 1998.- 134с.

256. Шулевский Н.Б. Диалектика необходимости и свободы в творческой деятельности //Творчество и социальное познание. Под ред.

257. A.М.Коршунова, С.С.Гольдентрихта. Изд. Московского ун-та, 1982. 256с.

258. Шульпина JI.H. Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования. Автореферат диссертации на соискание учёной степени к.п.н. 13.00.01. М., 2001. 14с.

259. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160с.

260. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Под ред.

261. Энгельмейер П.К. Теория творчества. СПб., 1910, С. 158, С. 161. 279.Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа, 1972.-216с.

262. Эфроимсон В.П. Гениальность и генетика. М.: Знание, 1998.62с.

263. Юнг К. Феномен одарённости //Конфликты детской души. М.: Канон, 1995.-333с.

264. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. С.257-285.

265. Юркевич B.C. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность. М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. 136с.

266. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика. 1979.144с.

267. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. 317с.

268. Яковлева E.J1. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Московский психолого-социальный институт, изд. «Флинта»; 1997.-224с.

269. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии //Вопросы психологии, № 6, 1985, с.22 25.

270. Яценко JI.B. Порождающие факторы творчества //Диалектика творческой деятельности. Воронеж: изд. Воронежского ун-та, 1989. 144с.

271. Becker Gr. Some social of the mad gemus controversy //Knowledge and society of culture last a bresent Graenwich 1981.- № 13 - P. 1 — 34.

272. Engelbrecht A. Warum ist die Nacht dunkel und der Himmel blau? //Paedagogik.- 1999.-Jg. 51, N 10.- S. 45-48, 51.

273. Karlson Y.L. Interitance of creative intelligence. Cicago, 1978. P.138.

274. Taylor I.A. The nature of the creative process //Creativiti / Smihh P. (Ed.).- N.Y.: Hastings House, 1959.- P.221 230.

275. Актуальные проблемы общего и профессионального образования //Сборник статей аспирантов и соискателей. Под ред. Т.С.Буториной. Архангельск: Издательство АГТУ, 2002. — 108с.

276. Белоснежка и семь гномов: Детская опера-сказка. Под ред. Е.Н.Михеевой, Архангельск: Издательство КИРА, 2002. — 79с.

277. Введение в философию в 2-х томах, т.2. Под ред. И.Т.Фролова, Э.А.Араб-Оглы, Г.С.Арефьева и др. М.: Политиздат, 1999. 639с.

278. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 0310 «Музыкальное образование». М., 2002.

279. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия. Сост. О.А.Апраксина. М.: Просвещение, 1990. -207с.

280. Импровизация и обучение игре на фортепиано: Методические рекомендации. Сост. Г.П.Каганович, сб. 1-2. Минск, 1977. 86с.

281. Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. Под ред. Т.Галкиной и Э.Лоарера. Пер. с фр. И.Блинниковой. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1999. 296с.

282. Концепция структуры и содержания среднего образования (в 12-летней школе) Проект //Начальная школа: плюс минус, 2000, № 2, 80с.

283. Краткий психологический словарь. Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. Изд. 2-е, расшир., испр. и доп. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. 512с.

284. Музыкальное образование в школе. Под ред. Л.В.Школяр, М.: Издательский центр «Академия», 2001. 232с.

285. Музыкальный энциклопедический словарь. Гл. ред. Г.В.Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1991. 672с.

286. Мышление учителя. Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. М.: Педагогика, 1990. 104с.

287. Педагогика и психология высшей школы. Отв. ред. С.И.Самыгин. Ростов-на-Дону: «Феникс». 1998. 544с.

288. Педагогика. Под ред. П.И.Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. 640с.

289. Песенки обо всём. Под ред. Е.Н.Михеевой, Архангельск: ОГУП «Солти», 2001.-86с.

290. Практическая психология. Под ред. М.К.Тутушкиной, 3-е издание. Перераб., доп., СПб.: Издательство «Дидактика Плюс», 2000. — 334с.

291. Проблемы научного творчества. М.: Наука, 1982. 468с. ЗЮ.Психологический словарь. Под ред. В.В.Давыдова,

292. A.B.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. 448с.311 .Психология и педагогика. Под ред. В.М.Николаенко. М.: МНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. 175с.

293. Психология одарённости. От теории к практике. Под ред. Д.В.Ушакова, М.: Институт психологии РАН, 2000. 96с.

294. Психология. Словарь. Под ред. А.В.Петровского,

295. М.Г.Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 494с.

296. Ребёнок за роялем. Под ред. Я.Достала, М.: Музыка, 1981.-333с.

297. Словарь русского языка: В 4 Т.; т.З. Под ред. А.П.Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1983. 750с.

298. Словарь русского языка: В 4-х Т.; т.2. Под ред. А.П.Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1986. 736с.

299. Словарь русского языка: В 4-х Т.; т.4. Под ред. А.П.Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1984. — 794с.

300. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1982, С. 1322.

301. Толковый словарь русского языка, т.1. Под ред. Д.Н.Ушакова. М.: ОГИЗ, 1935.- 1562с.

302. Театральная энциклопедия. Т.2, М.: Советская энциклопедия, 1963.- 1216с.

303. Учебный словарь сочетаемости слов русского языка. Под ред. П.Н.Денисова, В.В.Морковкина. М.: Русский язык, 1978. 688с.

304. Философия и практика управления и самоуправления. Материалы 9 студенческой научной конференции и 4 педагогических чтений //Сборник статей и тезисов. Под ред. М.Ю.Ананченко, П.Е.Овсянкина.- Архангельск: Издательство СГМУ, 2002.- 132с.

305. Философия. Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.И.Филатова. М.: ТОН, 1997. -432с.

306. Философский энциклопедический словарь. Под ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосееева, С.М. Ковалева, др. М.: Советская энциклопедия, 1983 .-840с.

307. Художественная энциклопедия. Иллюстрированный словарь искусств и художеств. Т.1, СПб, 1886. 496с.

308. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. Сост. Л.А.Баренбойм, М.: Советский композитор, 1978. — 367с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.