Творческое задание как способ педагогического управления музыкальной деятельностью студентов педагогического колледжа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Пискунова, Ольга Витальевна
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 215
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Пискунова, Ольга Витальевна
Введение.
Глава 1. Проблема творческого задания в контексте концепции развивающего музыкального образования.
1.1. Психолого-педагогические подходы к проблеме управления музыкальной деятельностью учащихся.
1.2. Подходы к педагогическому управлению музыкальной деятельностью в истории отечественного образования.
1.3. Творческое задание в профессиональной подготовке будущего учителя.
Выводы по главе 1.
Глава 2. Развитие музыкальной деятельности студентов педагогического колледжа с помощью творческих заданий.
2.1. Теоретические основы управления музыкальной деятельностью студентов с помощью творческих заданий.
2.2. Методика развития музыкальной деятельности студентов педагогического колледжа с помощью творческих заданий.
2.3. Экспериментальное исследование развития музыкальной деятельности студентов педагогического колледжа в процессе выполнения творческих заданий.
Выводы по главе 2.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Музыкально-творческое развитие будущих учителей музыки в процессе обучения композиции2004 год, кандидат педагогических наук Гладышева, Ольга Олеговна
Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования2007 год, доктор педагогических наук Красильников, Игорь Михайлович
Формирование умений педагогического общения у студентов (на материале музыкально-педагогических факультетов)1985 год, кандидат педагогических наук Плешкова, Надежда Ивановна
Метод музыкального моделирования в преподавании музыкально-теоретических дисциплин: на материале курса гармонии в музыкально-педагогическом училище/колледже2008 год, кандидат педагогических наук Чумак, Татьяна Григорьевна
Процесс углубления профессионально-личностного потенциала учащегося в контексте непрерывного образования: на материале занятий музыкой2012 год, доктор педагогических наук Смирнов, Александр Владимирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творческое задание как способ педагогического управления музыкальной деятельностью студентов педагогического колледжа»
Актуальность исследования и степень разработанности его проблемы. Важнейшим компонентом профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа, определяющим уровень будущей профессиональной деятельности учителя музыки в школе или музыкального руководителя дошкольных учреждений, является учебная музыкальная деятельность. На ее развитие направлены ряд специальных дисциплин педагогического колледжа: музыкальный инструмент, сольфеджио, гармония, хоровой класс, практика работы с хором, вокальный класс и др. Успешность развития музыкальной деятельности в рамках этих дисциплин во многом связана с эффективностью педагогического управления. В этой связи проблема творческого задания как способа педагогического управления музыкальной деятельностью приобретает особое значение, поскольку данная деятельность имеет творческую природу, а творческое задание является наиболее эффективным способом постижения этой природы.
Понятие «творческое задание» своему появлению обязано теории развивающего обучения (JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), а его применение связывается как с развитием творческих способностей учащихся, так и с индивидуализацией их обучения, учетом их интересов и склонностей. Данная проблематика > применительно к обучению в педагогическом колледже находится в поле зрения ряда исследователей: Т.Ю. Вишневской, Г.Ю. Капустиной, И.В. Коваленко, В.В. Михалевой и др. авторов.
В последнее время в сфере художественного образования по проблеме творческого задания ведутся дискуссии (A.A. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, Г.В. Кудина, Л.Г. Савенкова, В.А. Школяр, В.О. Усачева, И.М. Красильников, Е.А. Смолина и др.). В этих дискуссиях затрагивается как содержательный аспект проблемы «учить творчеству», так и методические вопросы развития творческих способностей школьников. Что же касается проблемы творческого задания в системе профессиональной подготовки будущего учителя музыки, то в научно-методической литературе работ, специально посвященных этой проблеме, нет. Хотя в некоторых диссертационных исследованиях и монографиях рассматриваются ее отдельные аспекты (Я.Я. Бирзкопс, О.О. Гладышева, В.В. Михалева, И.Т. Рустамова, Т.Г. Чумак и др.). Творческие задания, представленные в этих работах, применяются для развития ряда творческих способностей, связанных с исполнительской или композиторской деятельностью на учебных предметах музыкального цикла, с восприятием музыки в курсе методики музыкального образования. Эти задания нередко отличаются своей узкоспециальной направленностью и не обеспечивают в достаточной степени развития музыкальной деятельности студентов.
Рекомендации, дающиеся в этих разработках, не позволяют в целом обеспечить переход к методике преподавания музыки как живого образного искусства (Д.Б. Кабалевский), которая способствует постижению «тайн» творчества, совершению самостоятельных «открытий», обеспечивает эффективное освоение музыкальной деятельности, в т.ч. студентами педагогического колледжа на специальных музыкальных дисциплинах.
Но как учитель приобщит ребенка к творческой музыкальной деятельности, если сам не овладел ею в полной мере? Усиление креативного начала в учебно-музыкальной деятельности будущего педагога-музыканта поэтому становится особенно значимым, а творческое задание как наиболее адекватный природе этой деятельности способ педагогического управления ею приобретает актуальность в качестве предмета научно-методического исследования.
Противоречие между значимостью творческого задания как способа педагогического управления музыкальной деятельностью студентов педагогического колледжа и недостаточной научно-методической разработанностью этого вопроса лежит в основе проблемы исследования.
Она заключается в выявлении научно-методических закономерностей применения творческого задания в качестве способа педагогического управления музыкальной деятельностью студентов педагогического колледжа.
Объект исследования - музыкальная деятельность студентов педагогического колледжа на специальных дисциплинах.
Предмет исследования — процесс педагогического управления музыкальной деятельностью студентов педагогического колледжа посредством творческих заданий.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать пути развития музыкальной деятельности студентов, способствующие воспитанию их творческой активности, на основе творческих заданий различных видов и уровней сложности, форм сотрудничества преподавателей и студентов.
Исходя из объекта, предмета и цели определены задачи исследования:
1. Проанализировать различные подходы к проблеме педагогического управления музыкальной деятельностью будущих педагогов-музыкантов и творческому заданию как одному из способов ее организации.
2. Теоретически обосновать процесс управления музыкальной деятельностью студентов посредством творческих заданий.
3. Разработать и апробировать комплекс творческих заданий, направленный на развитие музыкальной деятельности студентов педагогического колледжа.
Гипотеза исследования: творческие задания окажутся эффективным способом педагогического управления музыкальной деятельностью студентов педагогического колледжа в том случае, если:
- учебный процесс на разных музыкальных дисциплинах будет опираться на произведения музыкальной классики, ориентировать студентов на музыкальное творчество в триединстве деятельности композитора, исполнителя и слушателя;
- задания будут выстроены по степени сложности (пропедевтические, репродуктивно-творческие, исследовательские), соответствовать «зоне актуального и ближайшего развития» (JI.C. Выготский) студентов и направлены на их будущую профессиональную деятельность; методика их применения будет направлена на формирование и развитие творческих музыкальных способностей студентов, постижение музыки как живого образного искусства и опираться на разные формы сотрудничества преподавателя и студента (введение в деятельность, имитируемые действия, саморегулируемые действия).
Методологической основой исследования явились: законы кибернетики как науки об управлении (Н. Винер, К.Э. Шеннон, Г. Клаус, В.И. Кнорринг) и развитие их идей в разных областях гуманитарного знания (Б.Г. Ананьев, Г.Л. Ержемский, A.B. Лилов, И.Б. Гутчин, Р.Ф. Зарипов, В.Г. Злотников, Л.Г. Бояджиева и др.); теория развивающего обучения (Л.С. Выготский,.В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин) и ее преломление в концепции развивающего музыкального образования (Л.В. Школяр);
- интонационная теория музыки (Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский);
- положения о значении творческой деятельности в развитии личности в трудах крупнейших музыкантов-просветителей и педагогов XX в. (К. Орф, 3. Кодай, Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский, Н.Я. Брюсова, С.Т. и В.Н. Шацкие, Г.Г. Нейгауз, Н.И. Голубовская, Н.Л. Гродзенская, H.A. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский и др.).
Методы исследования:
Изучение литературы по проблеме исследования; анализ практики преподавания музыкально-теоретических и музыкально-исполнительских дисциплин в педагогических колледжах; педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос студентов и преподавателей, проведение педагогического эксперимента; интерпретация и обобщение полученных в процессе исследования результатов, анализ творческих работ студентов, статистический анализ итоговых данных.
Научная новизна исследования:
1. Обоснована необходимость и целесообразность применения творческого задания как ведущего способа педагогического управления учебной деятельностью студентов педагогического колледжа на различных музыкальных дисциплинах.
2. Разработан комплекс творческих заданий, направленных на приобщение студентов к композиторской, исполнительской и слушательской деятельности, а также на освоение связанных с этими видами деятельности компетенций.
3. Выявлена специфика творческих заданий для студентов педагогического колледжа, связанная с особенностями их будущей профессиональной деятельности, и осуществлена классификация творческих заданий по формам сотрудничества преподавателя и студента (введение в деятельность, имитируемые действия, саморегулируемые действия), а также по видам и уровням сложности.
4. Разработана и экспериментально проверена методика развития музыкальной деятельности студентов педагогического колледжа с помощью творческих заданий, включающая комплексный метод, методы метафорического мышления, рефлексии, конструирования музыкально-теоретических подтекстовок, коллективной танцевальной импровизации, профессионально-моделирующих заданий, обучения в сотрудничестве и др.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- предложен принцип построения музыкально-творческих заданий для студентов педагогического колледжа на основе специфических составляющих их будущей профессиональной деятельности (исполнение и аранжировка музыкальных произведений, импровизация, сочинение, подбор по слуху, аккомпанирование пению детей, игра с ними в ансамбле музыкальных инструментов и пр.).
- произведено распределение творческих заданий для студентов педагогического колледжа по видам музыкальной деятельности (композиторские, исполнительские, слушательские), по форме сотрудничества преподавателя и студента (введение в деятельность: «Мастер и подмастерье», имитируемые действия: «Секреты мастера», саморегулируемые действия: «Творческая мастерская»), по степени сложности (пропедевтические, репродуктивно-творческие, творческие (исследовательские).
- предложена классификация методов развития музыкальной деятельности студентов педагогического колледжа с помощью творческих заданий по трем направлениям: формирование и развитие их творческих музыкальных способностей, постижение музыки как живого образного искусства, стимулирование учебно-творческой деятельности;
- разработана диагностика творческих музыкальных способностей студентов педагогического колледжа и выявлены уровни их развития: условно репродуктивный (стереотипность действий, отсутствие стремления к варьированию музыкального материала), репродуктивно-творческий (поверхностное проявление эмоциональности, недостаточно чистое интонирование), творческий, исследовательский (стремление к яркому и разнообразному выражению своих «музыкальных высказываний», оригинальность, ассоциативность, самостоятельность).
Практическая значимость исследования определяется возможностью широкого применения разработанных в исследовании творческих заданий, отличающихся по формам сотрудничества преподавателя и студента, по видам и уровням сложности, при разработке методик, составлении учебных программ по разным музыкальным дисциплинам и пособий для обучения студентов педагогического колледжа. Разработанная автором методика развития музыкальной деятельности студентов педагогических колледжей с помощью творческих заданий и диагностики творческих музыкальных способностей студентов данных учреждений может войти составной частью в лекционные и семинарские занятия учебного курса «Методика музыкального воспитания» в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях, а также найти применение в процессе проведения курсов повышения квалификации работников музыкального образования.
Достоверность исследования определяется его методологической базой, включающей кибернетические, психологические, педагогические и музыкальные концепции и теории, актуальные для разработки, заявленной в диссертации проблематики; целенаправленным анализом накопленного в художественном образовании передового опыта по проблеме творческого задания; опорой на многолетний личный преподавательский опыт автора исследования в общеобразовательных, музыкальных школах и педагогических колледжах; применением разнообразных исследовательских методов сбора информации, обработки и анализа полученных данных; результатами опытно-экспериментальной работы, подтвердившими эффективность предложенной методики развития музыкальной деятельности студентов с помощью творческих заданий.
Этапы исследования: На первом этапе (2000-2006 г.г.) были проанализированы различные подходы к проблеме творческого задания в музыкальной деятельности учащихся в системе общеобразовательных и музыкальных школ, а также в средних специальных учебных заведениях; изучались педагогические условия, способствующие возрастанию личностного смысла в совершаемых действиях студентов в процессе освоения учебной музыкальной деятельности; изучалась научно-педагогическая литература по теме исследования; была определена тема исследования, сформулирована гипотеза, намечены цель, задачи, методологическая основа и методы исследования.
На втором этапе (2006-2008 г.г.) - разрабатывалась система творческих заданий, предлагаемых студентам на специальных музыкальных дисциплинах; разрабатывалась диагностическая оценка развития творческих музыкальных способностей студентов педагогического колледжа.
На третьем этапе (2008-2010 г.г.) — проводился констатирующий и формирующий эксперименты, а также контрольный срез, позволяющий судить об эффективности предложенной в исследовании методики развития музыкальной деятельности студентов педагогического колледжа с помощью творческих заданий; обрабатывался, систематизировался и обобщался полученный в ходе педагогического эксперимента материал; формулировались выводы; результаты исследования оформлялись в виде текста диссертации.
Апробация результатов исследования. Основные положения исследования прошли апробацию на Международной конференции «Д.Б. Кабалевский — композитор, ученый, педагог». К 100-летию со дня рождения д.Б. Кабалевского (Москва, 13-18 декабря 2004 г.) (Москва: РАО ИХО, 2004); на V-ой Международной научно-практической конференции 4-7 октября 2005 г. «Педагогический процесс как культурная деятельность» (Самара, 2005); на Международной научно-практической конференции «Эмоциональный компонент эстетического образования: проектирование, реализация и оценка», посвященной 10-летию музыкального отделения ТГПУ им. Л.Н. Толстого (11-13 апреля 2006 г.) (Тула, 2006); на IV (XI Ukr. «ЕРТА») Международной конференции «Славянская музыка в просветительской деятельности педагога» (27 ноября-3 декабря 2006 г.) ХНПУ им. Г. Сковороды (Харьков, 2006); на II Всероссийской научно-практической конференции «Развитие непрерывного образования» (23-24 апреля 2009 г.) КГПУ им. В.П. Астафьева (Красноярск, 2009); на III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 5-летию Института дополнительного образования и повышения квалификации «Развитие непрерывного образования» (25-26 марта 2010 г.) КГПУ им. В.П. Астафьева (Красноярск, 2010); на заседаниях лаборатории музыкального искусства Учреждения РАО «Институт художественного образования»; на заседаниях методических советов Валуйского педагогического колледжа и Воронежского музыкально-педагогического колледжа.
Внедрение результатов исследования осуществлено в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования: Валуйском педагогическом колледже, Воронежском музыкально-педагогическом колледже и Воронежском областном училище культуры.
База исследования: музыкальные отделения Валуйского педагогического колледжа и Воронежского музыкально-педагогического колледжа. Исследованием было охвачено 180 студентов и 19 педагогов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Музыкально-творческое задание определяется как способ педагогического управления, направленный на создание учащимися музыкального продукта и связанный с развитием их творческой активности и возрастанием личностного смысла в совершаемых учебных действиях.
2. Творческое задание отвечает природе учебно-музыкальной деятельности студентов колледжа и служит эффективным способом управления ею при следующих педагогических условиях: организация учебного процесса на разных музыкальных дисциплинах как творческой музыкальной деятельности в неразрывном единстве ее композиторской, исполнительской и слушательской сторон; создание эмоционального настроя на приобщение к музыкальному творчеству и освоение связанных с ним компетенций.
3. Успешность развития музыкальной деятельности студентов педагогического колледжа определяется применением комплекса творческих заданий различной типологии: по форме сотрудничества преподавателя и студента: «мастер и подмастерье» (введение в деятельность, разделение действий между преподавателем и студентом), «секреты мастера» (имитируемые действия, поддержанные действия), «творческая мастерская» саморегулируемые действия, самопобуждаемые действия, самоорганизуемые действия, партнерство); по степени сложности: пропедевтичесие, репродуктивно-творческие, творческие исследовательские); по виду музыкальной деятельности (композиторские, исполнительские, слушательские).
4. Повышению эффективности педагогического управления музыкальной деятельностью будущего учителя способствует применение классических произведений музыкального искусства для творческих заданий различных видов и уровней сложности, форм сотрудничества преподавателя и студента.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (119 источников) и приложений. Общий объем-215 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Взаимосвязь различных видов художественной деятельности в процессе обучения игре на фортепиано: На материале учебных занятий в детской школе искусств2001 год, кандидат педагогических наук Сударчикова, Лилия Геннадиевна
Теория и практика творческой лаборатории педагога-музыканта в системе непрерывного довузовского художественного образования2010 год, доктор педагогических наук Смирнов, Александр Владимирович
Теория и методика дирижерско-хоровой подготовки студентов к музыкально-просветительной деятельности1996 год, доктор педагогических наук Безбородова, Людмила Александровна
Профессионально-личностное становление учителя музыки в многоуровневой системе образования2006 год, доктор педагогических наук Петелин, Анатолий Степанович
Формирование творческой активности студентов музыкально-педагогических факультетов педвузов в процессе индивидуального обучения1985 год, кандидат педагогических наук Белая, Наталья Леонидовна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Пискунова, Ольга Витальевна
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
1. Творческое задание отвечает- природе учебно-музыкальной деятельности студентов колледжа и служит эффективным способом управления ею при следующих педагогических условиях: организация учебного процесса на разных музыкальных дисциплинах как творческой музыкальной деятельности в неразрывном единстве ее композиторской, исполнительской и слушательской сторон; создание эмоционального настроя на приобщение к музыкальному творчеству и освоение связанных с ним компетенций.
2. Успешность развития музыкальной деятельности студентов педагогического колледжа с помощью творческих заданий зависит от применения комплекса творческих заданий, связанных с особенностями их будущей профессиональной деятельности и сгруппированных по видам музыкальной деятельности (композиторские, исполнительские, слушательские), по форме сотрудничества преподавателя и студента (введение в деятельность: «Мастер и подмастерье», имитируемые действия: «Секреты мастера», саморегулированные действия: «Творческая мастерская»), по степени сложности (пропедевтические, репродуктивно-творческие, творческие (исследовательские).
3. Эффективность применения творческих заданий на занятиях по музыкальным дисциплинам со студентами педагогического колледжа определяется применением следующих методов и приемов: индивидуальный подход, метод забегания вперед и возвращения к пройденному музыкальному материалу, комплексный метод, метод рефлексии, метод сравнения, метод ошибок, метод ' конструирования музыкально-теоретических подтекстовок, метод исследования нотного текста, метод образного видения, метод придумывания, метод метафорического мышления, метод наведения, метод наблюдения музыки, метод импровизации, метод мысленной оркестровки фортепианного сочинения, метод профессиональномоделирующих заданий (направленный на формирование самопобуждаемых действий студентов), метод обучения в сотрудничестве (совместные действия студента и преподавателя), метод проектов, метод создания специфических ситуаций будущей профессиональной деятельности, метод ансамблевого музицирования и др.; прием «музыкальный детектив», игра-мозаика (лото -сборка нотного текста), приемы различных подтекстовок, прием «из уст в уста» (коллективная вокальная импровизация на заданную мелодию), стихотворные импровизации перед занятиями хора, сольфеджио, прием «музыкальная беседа» (образно-игрового вхождения в музыку), интонационно-пластические этюды, двигательно-слуховые импровизации, импровизация на основе музыкального образа пьесы через разыгрывание придуманных ситуаций, прием «художественная модель», (создание аккомпанемента к одноголосным мелодиям), прием создания «эскизов инструментальных переложений» изучаемых пьес, прием дирижирования нотного текста разучиваемой пьесы как оркестровой партитурой, прием сочинения «пьес-действий»: коллективная танцевальная импровизация, элементы драматизации, инсценировка и др.
4. Применение вышеописанного комплекса творческих заданий, методов и приемов в процессе проведения педагогического эксперимента позволило достичь высокого уровня развития музыкальной деятельности у студентов и способствовало усилению их мотивации к будущей работе учителя. Результаты опытно-экспериментальной работы, таким образом, подтвердили высокий потенциал творческого задания как способа педагогического управления музыкальной деятельностью студентов педагогического колледжа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе выполнения поставленных в исследовании задач в заключении нами сделаны следующие выводы, подтверждающие положения гипотезы и намечающие перспективы дальнейших научных разработок.
1. Творческое задание как способ педагогического управления в контексте различных, порой диаметрально противоположных исторических подходов к учебно-музыкальной деятельности в наибольшей мере отвечает задаче развития творческой активности, самостоятельности обучаемых и их музыкальной деятельности в целом.
2. Процесс управления музыкальной деятельностью студентов педагогического колледжа с помощью творческого задания обусловливается их эмоциональной настроенностью на приобщение к музыкальному творчеству и связанных с ним знаний, умений и навыков; применением разнообразных типов- творческих заданий: по форме сотрудничества преподавателя и студента (введение в деятельность, поддерживающие действия, саморегулируемые действия), по степени сложности (репродуктивные, репродуктивно-творческие, творческие), по виду музыкальной деятельности (композиторские, исполнительские, слушательские).
3. Методика развития музыкальной деятельности студентов педагогического колледжа с помощью творческих заданий включает три группы методов: 1) направленные на развитие творческих способностей студентов (комплексный метод, метод метафорического мышления, метод рефлексии и др.); 2) воплощающие идею постижения музыки как живого образного искусства (интонационно-пластические этюды, методический прием прелюда, прием дирижирования музыкального текста разучиваемой пьесы как оркестровой партитурой и др.); 3) стимулирующие учебно-творческую деятельность студентов (метод профессионально-моделирующих заданий, метод обучения в сотрудничестве, метод ансамблевого музицирования и др.)- Применение произведений «золотого фонда» музыкального искусства в качестве материала различных творческих заданий обогащает представления студентов о творческих действиях и открывает возможность использования его в будущей профессиональной деятельности.
4. Разработанная диагностическая методика (составление и анализ «портфолио творческих заданий») выявила высокий уровень развития музыкальной деятельности у студентов, охваченных формирующим экспериментом. Проведенное в их группе анкетирование позволяет сделать вывод об усилении их мотивационно-смысловой направленности к будущей профессии учителя музыки, музыкального воспитателя. Полученные экспериментальные данные, таким образом, подтверждает выдвинутое диссертантом положение о высокой эффективности педагогического управления музыкальной деятельностью студентов педагогического колледжа с помощью творческого задания.
Проведенное исследование открывает перспективы научных разработок в двух направлениях. Первое из них связано с выявлением возможностей педагогического управления с помощью творческого задания музыкальной деятельностью студентов вузов и учащихся основного и дополнительного образования. Второе определяется потенциалом творческого задания в качестве способа управления литературной, изобразительной, хореографической и. другими видами художественной деятельности студентов и учащихся.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Пискунова, Ольга Витальевна, 2010 год
1. Абросимова Т.Н. Содержание и формы организации музыкально-педагогического образования учителей начальных школ России конца XIX — начала XX: Дисс. . канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Самар. Гос. Пед. ун-т.— Самара, 1999.- 165 с.
2. Айзенштадт С. А. «Детский альбом», П.И. Чайковского». — М.: Издательский дом «Классика — XXI», 2006. — 80 с.
3. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства // Психология художественного творчества: Хрестоматия / Составитель К.В. Сельчонок. Библиотека практической психологии. — Мн.: Харвест, 2003. — С. 452-464.
4. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. колледжа и студентов вузов: В-2 т. / Общ. ред. В.Г. Безрогова, О.И. Варьям; М.: АО Аспект Пресс, 1994. 253 с.
5. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. - 224 с.
6. Асафьев Б. В. Путеводитель по концертам. (Словарь наиболее необходимых музыкальных терминов и понятий) / Ред. Т.Н. Ливанова. М.: Сов. композитор, 1978. - 200 с.
7. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология». М.: Знание, 1987. - 80 с.
8. Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики. М.: Музгиз, 1956.-167 с.
9. Баренбойм JI.A. Путь к музицированию. Исследование. 2-е изд., доп. -Л.: Советский композитор, 1979. - 352 с.
10. Баренбойм JI.A. За полвека / Очерки. Статьи. Материалы. — Л.: Советский композитор, 1989. 368 с.
11. Батенкова JI.A. Музыкально-педагогическая компетентность студентов факультета начальных классов: проблемы управления // Модернизация художественного образования: Материалы Международной конференции
12. Д.Б. Кабалевский композитор, ученый, педагог». К 100-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского / Под ред. Е.Д. Критской, М.С. Красильниковой.- М.: ИХО РАО, 2004. С. 224-226.
13. Батуринская Т.Н. О музыкально-педагогической деятельности C.B. Смоленского // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Составитель O.A. Апраксина. Б-ка учителя музыки. М.: Просвещение, 1990.- С. 38-42.
14. Бир Ст. Кибернетика и управление производством. М.: Госполитиздат, 1963.-54 с.
15. Бирзкопс Я.Я. Творческая деятельность как средство формирования фортепианно-испол-их качеств: Автореф. дисс. . канд. пед. наук: 13. 00. 08 -М, 1979.-15 с.
16. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.
17. Бочкарев JT.JJ. Психология музыкальной деятельности. М.: Изд. «Инст-т психологии РАН», 1997. - 352 с.
18. Бражников М.В. Статьи о древнерусской музыке. Л.: Музыка, 1975. -264 с.
19. Бражников М.В. Древнерусская теория музыки. JL: Музыка, 1972. — 298 с.
20. Васильев В.В., Г.М. Анохина. Современные педагогические технологии. -Воронеж: ВОИПКРО, 2003. 53 с.
21. Ветлугина H.A. Музыкальное воспитание и развитие ребенка: Дисс. . доктора пед. наук / АПН СССР НИИ дошк. воспит М., 1967. - 703 с.
22. Винер Н. Человек управляющий / Серия «Психология классика». -СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
23. Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред.В.В. Давыдова. — М: ACT: Астрель, 2010.-671 с.
24. Галеев Б.М. Цветной слух // Музыкальная энциклопедия: В 6 т. М.: Советская энциклопедия, 1982. - Т. 6. - С. 108-109.
25. Гладышева О.О. Музыкально-творческое развитие будущих учителей музыки в процессе обучения композиции: Автореф. дисс. . канд. пед. наук: 13.00.08 / ИХО РАО. М., 2004. - 21 с.
26. Горлинская С.Е. Программа A.M. Абазы по пению в эстетическом образовании народных школ (на примере Льговсого уезда конца XIX) // Искусство и образование. 2007. - №4. - С. 111-114.
27. Горлинский В.И. Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: Актуальные проблемы переходного периода. -М.: Педагогика, 1999. 119 с.
28. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб.: OMS, 1994. - 192 с.
29. Гребнев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучение в школе // Педагогика. 1994. - №5. - С. 47-50.s
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.