Развитие творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Любимова, Лариса Александровна
- Специальность ВАК РФ13.00.05
- Количество страниц 215
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Любимова, Лариса Александровна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАСТНИКОВ МОЛОДЕЖНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ.
1. 1 Сущность и специфика развития творческого потенциала личности в социально-культурной сфере.
1.2 Молодежные социокультурные объединения как субъекты социально-культурной деятельности.
1. 3 Роль направленности личности в развитии творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАСТНИКОВ МОЛОДЕЖНЫХ СО- МО ЦИОКУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ.
2. 1 Педагогические условия развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений.
2. 2 Результаты апробации опытно-экспериментальной модели развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК
Педагогический потенциал клубных объединений любителей джаза в развитии художественного творчества молодежи2012 год, кандидат педагогических наук Денежко, Ирина Владимировна
Организационно-педагогические условия социализации личности в деятельности молодежных общественных организаций2002 год, кандидат педагогических наук Кирш, Дмитрий Викторович
Развитие творческой активности участников клубных объединений любителей моды2013 год, кандидат педагогических наук Поплёвина, Вера Александровна
Социально-культурные условия воспитания инициативности участников молодежных общественных организаций2010 год, кандидат педагогических наук Пашкина, Людмила Николаевна
Социально-культурная профилактика экстремизма в молодежной среде2015 год, доктор педагогических наук Кузьмин, Алексей Владимирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений»
Актуальность исследования. Одной из проблем, находящихся сегодня в фокусе гуманитарных наук, является исследование личностного творческого потенциала, выяснение его конкретного содержания, специфических тенденций развития, взаимоотношений с другими личностными компонентами. В связи с этим все более пристальное внимание уделяется рассмотрению взаимообусловленности социально-культурной сферы и личности, в частности, наличию педагогических условий развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений, максимально способствующих их самореализации.
Общественно-государственная поддержка молодежных социокультурных объединений находит отражение в законах, нормативных актах и направлена на формирование и укрепление правовых, экономических, организационных условий для гражданского становления и социально-культурной самореализации молодежи. К ним относятся: «Положение о любительском объединении» (1986 г.), Закон РФ «Об общественных объединениях» (1995 г.), «Положение о государственном и муниципальном учреждении культурного типа» (2003 г.), «О государственной поддержке молодежных и общественных объединений». Целесообразность изучения проблемы развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений обусловлена реализацией Федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005 гг.)», Концепцией Федеральной целевой программы «Культура России (2006-2010 гг.)» и Областной целевой программы «Культура Тамбовской области (2006-2010 гг.)», которая станет долгосрочным механизмом развития социально-культурной сферы региона.
Источником нового знания о воспитании творчески активной молодежи, развитии и реализации ее творческого потенциала являются изданные сборники статей и публикаций, материалы научных и практических конференций (Всероссийская научно-практическая конференция «Современное молодежное, детское движение и государство» (Москва, 2000), II международный конгресс «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» (Минск, 2003), Всероссийская конференция работников сферы молодежной политики (Москва, 2005).
Организация социально-культурной деятельности, способствующая актуализации творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений, все чаще осознается исследователями как острая необходимость сегодняшнего дня. Социально-экономические, материальные трудности, низкая мотивация руководителей объединений, недостаточное использование педагогического потенциала социально-культурной деятельности негативно влияют на качество учебно-воспитательного процесса в молодежных социокультурных объединениях, снижают общий уровень развития творческого потенциала молодежи, приводят к угасанию у неё интереса к культуротворческой деятельности. Это обусловило поиск педагогических условий развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений.
Анализ степени научной разработанности проблемы позволяет констатировать, что формирование и развитие творческих возможностей человека - это фундаментальная проблема для всей совокупности гуманитарных наук.
Среди современных исследователей в области философии, раскрывающих сущность и природу творчества, первостепенное значение имеют работы С.А. Букш, В.А. Григорьева, В.В. Зотова, П.Ф. Кравчук, В.Ф. Овчинникова, JI.B. Яценко и др.
Значительный опыт изучения творчества накоплен в отечественных психолого-педагогических исследованиях (К.А. Абульханова-Славская, JI.C. Выготский, Н.С. Лейтес, А.Н. Лук, A.M. Матюшкин, A.A. Мелик-Пашаев, В.Н. Мясищев, В.Д. Шадриков и др.), в том числе творческого потенциала личности (Г.С. Альтшуллер, Е.А. Глуховская, В.В. Давыдов, М.В. Колосова, В.А. Моляко, Г.Л. Пихтовников, В.Г. Рындак, Т.А. Саламатова, Д.Б. Эльконин и др.).
Возможности и развитие творческих способностей личности в условиях социально-культурной среды, использование ее педагогического потенциала рассмотрены в работах специалистов социально-культурной деятельности (А.И. Арнольдов, Т.И. Бакланова, А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красиль-ников, Е.А. Сергеев, Е.И. Смирновой, Ю.А. Стрельцов, T.JL Якубовская и др.).
Широкий круг вопросов, связанных с проявлениями творческой активности молодежи, затрагивают современные исследователи культуры -A.C. Запесоцкий, С.Н. Иконникова, Э.А. Куруленко, В.Т. Лисовский, Э.В. Соколов, В.Я. Суртаев.
Изучению направленности личности посвящены работы: в философской литературе - Г.А. Давыдовой, М.С. Кагана, Н.М. Морозовой, В.Ф. Овчинникова, А.Т. Шумилина; в психологической - Д.Б. Богоявленской, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, С.Б. Каверина, А. Маслоу, И.М. Матюшкина, Ю.М. Орлова, Г.Т. Щукиной; в педагогической - В.И. Андреева, B.C. Шубинского; в социально-культурной деятельности - Т.И. Баклановой, Е.И. Григорьевой, М.И. Долженковой, В.П. Исаенко, И.П. Калошиной, Ю.Е. Окуневой.
Наше внимание привлекли диссертационные исследования И.Н. Ерошенкова, В.К. Крючека, Е.М. Могалюк, Т.С. Поздняковой, П.А. Попова, C.B. Тетерского, посвященные различным аспектам учебно-воспитательной работы в молодежных социокультурных объединениях, а также работы В.Г. Выткалова, С.Ю. Гацук, А.П. Маркова, Е.В. Пушкиной, С.Б. Синецкого по проблемам социально-культурного творчества молодежи.
Несмотря на достаточно высокий научный интерес к проблеме развития творческого потенциала молодежи в условиях социально-культурной деятельности, изучена она еще недостаточно. Это позволяет констатировать ряд противоречий:
- между выдвигаемыми обществом требованиями к социальной активности, инициативности молодежи и реальными условиями жесткого менеджмента, характерного для современного социально-экономического развития России;
- между потребностью общества в воспитании инициативной, творческой, социально-адаптированной личности и недостаточной разработанностью в теории социально-культурной деятельности условий интенсификации субъектных проявлений участников молодежных социокультурных объединений;
- между стремлением молодого человека к актуализации своих способностей, потенциальных возможностей и дефицитом дифференцированных куль-туротворческих программ, адресованных данной возрастной страте.
Выявление данных противоречий позволило ориентировать исследование на определение педагогических условий развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - творческий потенциал участников социокультурных объединений.
Предмет исследования - педагогические условия развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений.
В основу данного исследования положена гипотеза, согласно которой развитие творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений мы понимаем как непрерывный, целенаправленный процесс актуализации личностных возможностей, механизмов саморазвития и самореализации при доминирующей роли формирования творческой направленности личности. В условиях социально-культурной деятельности развитие творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений будет протекать успешно, если:
- данный процесс осуществляется на основе интегративного, синергетиче-ского подходов, обеспечивающих самоорганизацию, саморазвитие и самореализацию в творческой деятельности молодежного социокультурного объединения;
- обеспечивается комплексный характер учебно-воспитательного процесса молодежного социокультурного объединения, включающий научное, учебно-методическое обеспечение; оптимальное сочетание форм и методов обучения в ходе теоретических, практических, тренинговых занятий;
- реализуется целенаправленная педагогическая программа развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений.
Задачи исследования:
- обобщить данные гуманитарных наук относительно природы и сущности творческого потенциала личности;
- рассмотреть содержание и специфику деятельности молодежных социокультурных объединений;
- выявить психолого-педагогические особенности формирования творческой направленности личности в условиях социально-культурной деятельности;
- определить структуру и педагогические условия развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений;
- теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую модель развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений.
Теоретико-методологическую основу исследования составили идеи си-нергетического и интегративного подходов, имеющие цель создания педагогических условий развития творческого потенциала личности в процессе социально-культурной деятельности.
В работе автор опирался на положения о социально детерминированной сущности творческой деятельности и развития человека, проявляющихся в высшей степени его активности, инициативы и самодеятельности (Г.С. Бати-щев, С.Н. Иконникова, М.С. Каган); об определяющем значении деятельности в формировании направленности личности (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).
Исходным стимулом для разработки проблем развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений послужила концепция культуротворческих возможностей социально-культурной деятельности (М.А. Ариарский, Т.И. Бакланова, Г.М. Бирженюк, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Кра-сильников, А.П. Марков, И.А. Новикова, В.Я. Суртаев, Б.А. Титов, H.H. Яро-шенко), а также ряд теоретических положений о развитии творческого потенциала личности в психологии, педагогике (В.И. Андреев, A.M. Матюшкин, Я.А. Пономарев и др.).
Методы исследования:
- теоретические: анализ фундаментальных научных разработок в области философии, педагогики, психологии, социологии, культурологии, учебно-методических материалов по проблеме исследования;
- эмпирические: тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа, анализ результатов творческой деятельности; диагностические методы: метод педагогического эксперимента, реализующий задачи констатирующего и формирующего характера.
Основной базой опытно-экспериментальной работы были: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Тамбовский колледж искусств, Профессиональный лицей №3 города Кирсанова, Тамбовской области.
Всего на различных этапах эксперимента исследованием было охвачено около 700 человек.
Организация исследования осуществлялась в несколько этапов:
Первый этап (2001-2002 гг.) теоретический анализ научной и учебно-методической литературы, изучение законодательных и нормативных документов, периодической, методической, педагогической печати по проблеме исследования, определение методологических и методических подходов к решению проблемы, проведение социологического опроса.
Второй этап (2002-2003 гг.) формирование общей концепции научно-педагогического исследования; анализ результатов социологического исследования; разработка модели и программы опытно-экспериментальной работы.
Третий этап (2003-2005 гг.) проведение формирующего эксперимента в экспериментальных группах; сбор, обработка и теоретическое обобщение результатов опытно-экспериментальной работы; разработка методических рекомендаций; подведение итогов опытно-экспериментальной работы.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- обобщены и систематизированы теоретико-методологические подходы, разработанные в философии, психологии, педагогике относительно природы и сущности творческого потенциала личности (онтологический, способностный, деятельностно-организационный, развивающий, аксиологический, энергетический, интегративный, синергетический);
- рассмотрены особенности деятельности молодежных социокультурных объединений, заключающиеся в определении их характерных признаков (коллективный и целенаправленный характер действий или инициатив; единство ценностных ориентаций участников; групповая идентичность как осознанное самоопределение участников объединения; наличие социально-психологической оппозиции; различие внутренних и внешних норм и правил; организационное оформление), функций (развивающая, информационно-просветительная, культуротворческая, обеспечения социально-психологической принадлежности, индивидуализации) и разработке их классификации (в зависимости от путей включения молодых людей в социальные отношения и удовлетворения их интересов, от количества участников и условий внутригруппово-го взаимодействия, от содержания деятельности);
- определены психолого-педагогические особенности формирования творческой направленности личности как фактора развития ее творческого потенциала, выражающиеся в положительном ценностном отношении, потребностях, мотивах, установках на инициативную социально значимую деятельность;
- конкретизирована структура и разработан критериальный аппарат оценки развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений, а также определены педагогические условия, способствующие этому: наличие образца креативного поведения, сотворчество участников и руководителя социокультурного объединения, субъектная позиция в творческой деятельности, создание творческой атмосферы;
- теоретически обоснована и экспериментально апробирована педагогическая модель развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений, включающая принципы, цели, задачи, структурные компоненты, педагогические факторы и условия, критерии, параметры и уровни развития творческого потенциала личности.
Теоретическая значимость исследования заключается:
- в расширении теоретических психолого-педагогических основ социально-культурной деятельности посредством обоснования особенностей формирования творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений, базирующихся на выявлении приоритетных научных подходов к данному феномену, определении наиболее общих структурных компонентов и уровней его развития;
- в уточнении понятия «молодежное социокультурное объединение», под которым подразумевается группа молодых людей, сплоченных общими социально-культурными интересами и увлечениями, потребностями, едиными целями и задачами своей деятельности, общим типом поведения;
- в определении комплекса педагогических условий, способствующих разработке и реализации программы развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений, ориентированной на самоактуализацию и саморазвитие личности;
- в разработке педагогической модели развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений, позволяющей оптимизировать технологии социально-культурной работы с молодежью.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложена модель развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений. Материалы исследования могут быть использованы:
- в учебно-воспитательном процессе среднего общего и дополнительного, среднего и высшего профессионального образования по специальностям 071301 -Народное художественное творчество, 050601 - Музыкальное образование, 070108 - Музыкальное искусство эстрады, 071401 - Социально-культурная деятельность;
- при разработке молодежных программ регионального и локального уровней для общеобразовательных и культурно-досуговых учреждений;
- в деятельности учреждений социальной защиты, центрах социально-психологической адаптации и реабилитации молодежи;
- в системе переподготовки и повышения квалификации руководителей молодежных социокультурных объединений, преподавателей учреждений дополнительного образования.
На защиту выносятся следующие положения:
1) о сущности творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений, понимаемого как интегративная целостность социальных и природных возможностей молодого человека, способствующая возникновению его субъективной потребности в саморазвитии и самореализации в процессе социально-культурной деятельности;
2) о специфике и содержании деятельности молодежных социокультурных объединений, различающихся по характерным признакам, функциям и направлениям работы, в числе которых обучающие, творческие, молодежные инициативы, объединения клубного типа, неформальные группы, команды;
3) о сущности и специфике творческой направленности личности, рассматриваемой как интегральное свойство участника молодежного социокультурного объединения, являющееся мощным психолого-педагогическим фактором, способствующим эффективному раскрытию и реализации его потенциальных возможностей;
4) педагогическая модель развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений, способствующая укреплению их интереса к процессам самопознания, росту личностной направленности и самооценки, формированию субъектной позиции в творческой деятельности.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем обсуждения на научных конференциях «Державинские чтения» (Тамбов, 20032004), на региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития технологий социально-культурной деятельности» (Тамбов, 2002); на межвузовской научно-практической конференции «Модернизация образования в современном мире» (Москва-Тамбов, 2004); на международных конференциях: «Культурное пространство России: проблемы и перспективы развития» (Тамбов, 2004), «Образовательные технологии в вузах культуры и искусства: опыт, проблемы, перспективы» (Тамбов, 2004), «Мировая культура XX века: проблемы осмысления и изучения в современном социуме» (Тамбов, 2005); на межрегиональной научно-практической конференции «Человек как главное национальное богатство страны» (Санкт-Петербург, 2006); на всероссийских научно-практических конференциях: «Оценка качества образования в вузе культуры и искусств: методические проблемы, опыт, перспективы» (Казань, 2005), «Современные социокультурные процессы: проблемы, тенденции, новации» (Казань, 2006).
Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс ГОУ СПО «Тамбовский колледж искусств» - народного коллектива, хореографического ансамбля «Дивертисмент», Профессионального лицея №3 города Кирсанова-молодежного социокультурного объединения «Театр мод».
Основные положения и результаты исследования отражены в 14 научных публикациях автора общим объемом 4,7 п.л.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК
Театральное творчество как средство патриотического воспитания молодежи2006 год, кандидат педагогических наук Шигапова, Ильсеяр Ильдусовна
Технологии социально-культурной деятельности как фактор развития творческих способностей участников самодеятельного театрального коллектива2009 год, кандидат педагогических наук Дюков, Максим Леонидович
Формирование социокультурных ценностных ориентаций учащихся в контексте деятельности молодежных общественных объединений и организаций2006 год, кандидат педагогических наук Даянова, Динара Павловна
Развитие творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединениях вуза2010 год, кандидат педагогических наук Жернокова, Наталия Александровна
Развитие воспитательного потенциала молодежных общественных организаций средствами социально-культурной деятельности2008 год, кандидат педагогических наук Герлах, Ирина Витальевна
Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Любимова, Лариса Александровна
Выводы по 2 главе
Результаты экспериментальной работы позволяют сформулировать основные условия и механизмы развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений. Констатирующий эксперимент выявил несбалансированность культуротворческих интересов и потребностей молодежи, заниженную самооценку личности, снижение качества организации творческой деятельности в молодежных социокультурных объединениях. Абсолютное большинство участников опроса (92%) считает необходимым формирование и развитие творческого потенциала молодежи. В тоже время значительная часть (30%) респондентов не стремится заниматься творческой деятельностью, кроме того, треть участников опроса отметили необходимость кардинальных изменений в содержании художественного вопитания и образования молодежи. Опрос продемонстрировал очевидную потребность большинства респондентов заниматься творчеством, однако, круг творческих интересов молодых людей достаточно узок. Приоритетным направлением в учебно-воспитательной работе молодежных социокультурных объединений должны стать технологии, активизирующие творческую направленность молодых людей. В ходе опроса выявлены доминирующие личностные качества, способствующие творчеству (высокая сила воображения (22%), хорошая слуховая и зрительная память (19%), способность отказаться от привычных методов решения творческих задач (16%)). По мнению большинства респондентов (64%) существует необходимость в широком применении инновационных технологий работы с участниками молодежных социокультурных объединений, содержание которых направлено на актуализацию творческого потенциала личности, стимулирование творческих достижений, формирование положительной оценки, осознание себя субъектом творческой деятельности. Опрос продемонстрировал явную неспособность традиционных социально-культурных институтов удовлетворить стремления современной молодежи к самовыражению и оригинальности в выборе форм проведения свободного времени. В связи с этим важнейшими направлениями оптимизации социально-культурных процессов являются:
• изменение культурной политики на региональном уровне;
• создание условий, стимулирующих развитие творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений;
• преодоление стереотипных форм и методов взаимоотношений руководителей и участников социокультурных объединений;
• улучшение материальной базы в социально-культурной сфере.
На решение комплекса данных проблем была ориентирована разработанная педагогическая модель развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений. Экспериментальная апробация данной модели осуществлена через внедрение в учебно-воспитательный процесс народного коллектива, хореографического ансамбля «Дивертисмент» Тамбовского колледжа искусств и молодежного социокультурного объединения "Театр мод» программы развития творческого потенциала личности. Данная программа включала теоретическую, практическую часть и самостоятельную работу участников эксперимента, процесс продвижения членов экспериментальных групп фиксировался с помощью комплекса надежных тестовых методик. Эффективность программы проверялась путем сравнения условно выделенных показателей в контрольной и экспериментальных группах. В ходе экспериментального внедрения были получены результаты, свидетельствующие об эффективности предложенной программы. В частности, высокий уровень развития творческого потенциала продемонстрировало 43,7% и 35,3% участников экспериментальных групп, в то время как в контрольной группе 25%. В экспериментальных группах существенно уменьшилось количество респондентов, имеющих низкий уровень развития творческого потенциала - до 12,5% и 11,8%, по результатам контрольной группы - приблизительно 25%. Таким образом, изменение названных позиций в ходе формирующего эксперимента, на наш взгляд, свидетельствует о росте творческой направленности участников молодежных социокультурных объединений, усилении ее личностной самооценки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе анализа научной литературы по проблеме творчества и развития творческого потенциала стало возможным сделать вывод о том, что единой теории творчества не существует. Творчество рассматривается нами как деятельность, имманентно включенная в социокультурную сферу жизнедеятельности молодого человека, в которой он самореализуется как саморазвивающийся субъект на основании общественных и личностных ценностных установок. Результат творчества может состоять не только в создании какого-либо продукта, но и в развитии самого субъекта творчества. Степень реализации сущностных сил человека в процессе творческой деятельности становится критерием творчества.
Анализ и систематизация психолого-педагогических подходов к определению сущности понятия «творческий потенциал личности» позволили нам сформулировать следующие положения, определяющие развитие творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений:
• творческий потенциал есть интегративная целостность социальных и природных возможностей человека, создающих его субъективную потребность в саморазвитии и самореализации в процессе социально-культурной деятельности;
• творческий потенциал развиваем и, являясь результатом развития, в свою очередь, становится предпосылкой каждого нового этапа качественного изменения личности. В процессах развития какого-либо объекта или явления присутствуют моменты формирования некоторых его составляющих, а в процессах формирования объекта или явления на некоторых стадиях наблюдаются моменты развития отдельных его составляющих. Это же относится и к процессам развития творческого потенциала личности, предполагающим поступательное движение. Развитие творческого потенциала молодежи в социально-культурной сфере мы понимаем как непрерывный, целенаправленный и закономерный процесс актуализации личностных возможностей, знаний и умений, механизмов саморазвития и самореализации, при доминирующей роли формирования творческой направленности личности;
• творческий потенциал не сводится исключительно к природным ресурсам и резервам личности, а включает те образования, которые сформировались у нее в результате социализации, обучения и воспитания;
• в структуре творческого потенциала мы условно выделяем мотива-ционный, когнитивный, операционально-деятельностный, аффективный компоненты, которые в совокупности определяют характер его развития и реализации в процессе социально-культурной деятельности. Компонентный состав рассматривается нами с позиций интегративного и синергетического подходов к воспитанию творческой личности, так как затрагивает ее различные стороны: направленность, ценностные ориентации, область представлений, мотивов, отношение, поведение.
В данной работе особое внимание уделено рассмотрению сущности и специфики молодежных социокультурных объединений. В ходе исследования была уточнена формулировка понятия «молодежное социокультурное объединение», под которым подразумевается группа молодых людей, сплоченных общими социально-культурными интересами и увлечениями, потребностями, едиными целями и задачами своей деятельности, более или менее прочными отношениями и взаимодействием, общим типом поведения.
Широкий диапазон профиля и содержания деятельности молодежных социокультурных объединений предопределил множество подходов к их классификации:
- в зависимости от путей включения молодых людей в социальные отношения и удовлетворения их интересов - объединения, имеющие своей главной задачей удовлетворение интересов и потребностей молодых людей, передачу им знаний, умений и навыков и через это включение их в социальную практику; молодежные объединения, создаваемые для реализации какой-либо социально ценной идеи (цели), имеющие регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в Уставе или другом учредительном документе те, выраженную структуру и фиксированное членство; объединения клубного типа, предлагающие различные виды творческой деятельности, с помощью которой включают молодых людей в социально-культурную практику; спонтанно образующиеся молодежные объединения, которые отличаются саморегуляцией своей деятельности;
• в зависимости от количества участников и условий внутригруппового взаимодействия молодежные социально-культурные объединения делятся на малые, средние и большие;
• по содержанию деятельности в числе объединений выделяют следующие группы: общественно-политические; производственно-технические; естественно-научной направленности; физкультурно-оздоровительной направленности; коллекционеров-собирателей; художественной направленности, которые в свою очередь делятся на два подвида: учебно-творческие и искусствоведческие.
Обобщение вышеназванных классификаций позволило выделить характерные признаки (коллективный и целенаправленный характер действий или инициатив; единство ценностных ориентаций участников; групповая идентичность как осознанное самоопределение участников объединения; наличие социально-психологической оппозиции; различие внутренних и внешних норм и правил; организационное оформление) и функции (развивающая, информационно-просветительная, культуротворческая, функция обеспечения социально-психологической принадлежности, функция индивидуализации) молодежного социокультурного объединения как субъекта социально-культурной деятельности.
Данное исследование позволило констатировать, что направленность личности на творческую деятельность в социально-культурной сфере - одна из существенных сторон общей направленности, интегральное качество личности, которое характеризуется избирательно-положительным отношением к творческим видам деятельности, выражается в потребностях, интересах, склонностях, установках, а также способствует целостному формированию основных умений и навыков, составляющих творческий потенциал. В результате анализа исследований, касающихся, проблем развития творческого потенциала и формирова ния творческой направленности участников молодежных социокультурных объединений, нами был сделан вывод, согласно которому творческая направленность личности рассматривается как интегративное целостное свойство личности молодого человека, являющееся мощным психолого-педагогическим фактором, способствующим эффективному раскрытию и реализации ее творческих потенциальных возможностей в процессе деятельности молодежных социокультурных объединений.
В ходе исследования была теоретически обоснована и экспериментально проверена педагогическая модель развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений. При разработке модели мы опирались на условно выделенные в теоретической части исследования компоненты творческого потенциала личности: мотивационный, когнитивный, операцио-нально-деятельностный, аффективный. На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческого потенциала личности определен выбор критериев и сопряженных с ними показателей для выявления уровней развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений.
Проанализировав материалы исследований в области влияния среды на развитие творческого потенциала молодых людей, нами были выделены следующие педагогические факторы:
• психолого-педагогические, включающие в себя мотивационно-потребностную сферу личности (направленность), ее творческое саморазвитие, которое нами рассматривается как процесс самопознания, самовоспитания, самореализации; формирования соответствующего сознания, отношений и поведения;
• организационно-педагогические, подразумевающие социально-культурную деятельность как целостный, системный процесс, включающий в себя творческую направленность, взаимодействие участников и руководителя социокультурного объединения друг с другом и средствами обучения; осознание руководителем объединения и молодым человеком потребности рынка в профессионалах, обладающих творческим стилем деятельности; использование новейших методик подготовки молодых людей к творческому саморазвитию;
• социально-педагогические факторы: молодежные социокультурные объединения как социальные институты воспитания, запрос рынка образовательных услуг в социально-культурной сфере, общественно-ценностный характер преобразующей творческой деятельности в социально-культурной сфере.
Определение факторов развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений позволило нам спрогнозировать педагогические условия, способствующие эффективности развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений. К ним были отнесены: наличие образца креативного поведения руководителя молодежного социокультурного объединения, сотворчество участника и руководителя молодежного социокультурного объединения, субъектная позиция в творческой деятельности, создание творческой атмосферы.
В работе отмечается, что реализации данных педагогических условий способствует ряд подходов и принципов, влияющих на изменение традиционного учебно-воспитательного процесса в социокультурном объединении. Наиболее продуктивными, с нашей точки зрения, являются: синергетический и иинтегративный подходы. Эффективность экспериментальной модели обусловлена применением основных принципов развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений, концептуальное обоснование которых дано в теории творческого саморазвития (Андреев В.И.) и теории социально-культурной деятельности (Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д., Титов Б.А.): принцип всеобщности и доступности, самодеятельности, систематичности и целенаправленности, социально-культурной преемственности, творческого саморазвития, творческой самореализации, педагогической поддержки. Исследуя проблему развития творческого потенциала личности и организуя опытно-экспериментальную работу, мы опирались также на общедидактические принципы: научности, наглядности, доступности, прочности, сознательности и активности, связи теории с практикой.
Исходя из гипотезы исследования о возможности развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений, актуализируя процесс формирования их творческой направленности в условиях социально-культурной деятельности, мы разработали и апробировали педагогическую программу. Её целью было создание педагогических условий для развития творческого потенциала молодых людей; развитие творческой индивидуальности и в практическом и в теоретическом отношении; формирование устойчивой мотивации на творческую активность; формирование собственного опыта творческой деятельности; закрепление осознанного состояния субъекта творческой деятельности. Результатом проведенных занятий в ходе формирующего эксперимента, стало преобладание среднего и высокого уровней во всех компонентах творческого потенциала участников экспериментальных групп. Сравнительный анализ результатов формирующего эксперимента позволил установить, что высокого уровня развития творческого потенциала достигли 43,75% и 35,3% участников экспериментальных групп, в то время как в контрольной группе 25%. В экспериментальных группах существенно уменьшилось количество испытуемых, имеющих низкий уровень развития творческого потенциала до 12,5% и 11,8%, по результатам контрольной группы - приблизительно четверть участников.
Таким образом, достигнутая позитивная динамика результатов экспериментальной работы свидетельствовала об эффективности предложенной педагогической программы, ориентированной на создание комплекса педагогических условий для целенаправленного развития и реализации творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений. Предложенная методика может быть широко внедрена в практику социально-культурной работы с молодежью.
Результаты, полученные в ходе диссертационного исследования и экспериментальной работы, позволили сделать вывод о том, что развитие творческого го потенциала молодых людей требует использования педагогических ресурсов социально-культурной деятельности молодежных объединений, обеспечивающих свободу выбора, добровольность, самодеятельную активность, нерегламентированность, вариативность, демократический стиль взаимоотношений субъектов учебно-воспитательного процесса.
Многоаспектность проблемы развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений предполагает ее дальнейшее исследование в различных аспектах. Так, требуют дальнейшего изучения такие вопросы, как подготовка руководителей молодежных социокультурных объединений к организации совместной деятельности по развитию творческого потенциала у участников различных возрастных групп; изучение влияния инновационных культуротворческих технологий в социально-культурной сфере на формирование потребности в творческой деятельности; разработка тренинго-вой методики по снятию стереотипов в творческой деятельности участников молодежных социокультурных объединений; изучение процесса развития творческого потенциала личности, интегрирующего все виды и формы учебно-воспитательной работы не только в молодежных социокультурных объединениях, но и в образовательных учреждениях.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Любимова, Лариса Александровна, 2006 год
1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. -М.: Наука, 1980.-335 с.-С. 260-263.
2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. -М.: Мысль, l99l.-299c.-C.77.
3. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии. Пер. с нем. / А. Адлер. СПб. и др.: Питер: Питер принт, 2003. - 248 с.
4. Айзенк, Г.Ю. Проверь свои способности /Г.Ю. Айзенк. М.: Педагогика-Пресс, 1992. - 176 с.
5. Александров, А.Д. Творческая сущность человека /А.Д.Александров // Человек в зеркале наук. СПб., 1993. - С. 158.
6. Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука: Серия «Кибернетика» / Г.С. Альтшуллер. М.: Сов. радио, 1979. - 175 с.
7. Ананьев, Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта / Б.Г. Ананьев // Человек и общество. JL, 1967. - Вып.2. - 245 с.
8. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. Л.: ЛГУ, 1968. -339 с.
9. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества / В.И. Андреев. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. - 236 с.
10. Андреев, В.И. Пакет из десяти тестов на оценку интеллектуальности, конкурентоспособности и творческого потенциала личности / В.И. Андреев. -Казань, 1992.-С. 18-21.
11. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев. Казань: Издательство Казан, ун-та, 1996. - 567 с. - С. 431.
12. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
13. Антипин, П.В. Четыре типа адаптации к рынку труда и перспективы социального расслоения в России / П.В. Антипин // Социологический журнал.- 1996. № 3/4. - С. 218-226.
14. Анцыферова, Л.И. Системный подход в психологии личности / Л.И. Анцыферова // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. - С. 61-78.
15. Ариарский, М.А. Прикладная культурология / М.А. Ариарский. СПб.: Эго, 2001.-287с.-С. 144-163.
16. Арсентьев, Е.А. Молодежные организации современной России /Е.А. Арсентьев //Преподавание истории в школе. 2005. - №7. - С. 1724.
17. Артемьева, Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности / Т.И. Артемьева // Психология формирования и развития личности. -М.: Издательство «Наука», 1981.-289 с.
18. Бабанский, Ю.К. Активизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы / Ю.К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
19. Бакланова, Т.И. Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности: учебное пособие / Т.И. Бакланова. М., 1992. -103 с.-С. 51-55.
20. Басов, М.Я. Избранные психологические произведения /М.Я. Басов. М.: Педагогика, 1975. - 432 с.
21. Батищев, Г.С. Введение в диалектику творчества / Г.С. Батищев. — СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. 464 с.
22. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. М.: Искусство, 1979. - 182 с.
23. Бердяев, H.A. Самопознание / Н.А.Бердяев. М.: ЭКСМО-пресс, 1997. -620 с.
24. Бирженюк, Г.М. Основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ /Г.М. Бирженюк, А.П. Марков. -СПб., 1992.-187 с.
25. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству / Д.Б. Богоявленская. М.: Знание, 1981.-96 с.
26. Бодалев, A.A. Личность и общение: Избранные труды / A.A. Бодалев. М.: Педагогика, 1983.-271 с.
27. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Бо-жович. М.: Просвещение, 1968. - 464 с. - С. 96.
28. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна. Воронеж, 1995.-352 с.
29. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 20. - М., 1978. - С. 428.
30. Браже, Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя / Т.Г. Браже // Педагогика. 1993. - №2. - С. 70-74.
31. Брушлинский, A.B. Мышление и прогнозирование / A.B. Брушлинский. -М.: Мысль, 1979.-230 с.
32. Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л.П. Буева. М., 1968. -С.145.
33. Букш, С.А. Творчество как вид социальной деятельности: автореф. дисс. . канд. филос. наук / С.А. Букш. М., 1998. - 23 с.
34. Вазюлин, В.А. Логика истории. Вопросы теории и методологии / В.А. Вазюлин. М., 1988. - С. 32-45.
35. Веденов, A.B. Личность как предмет психологической науки /A.B. Веденов//Вопросы психологии. 1956.-№1.-С. 19-33.
36. Вибе, Т.А. Педагогика взаимодействия клубного учреждения и молодежного объединения: автореф. дис. . канд. пед. наук / Т.А. Вибе. Л., 1990. -15 с.
37. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. М.: МГУ, 1990. - 283 с.
38. Волков, Ю.Г. Социология молодежи: учебное пособие /Ю.Г.Волков. -Ростов н/Д, 2001. С. 144.
39. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; Под. ред. В.И. Добренькова. М.: Гардарика, 2002. - 428 с.
40. Ворович, Р.В. Творческая самореализация студенческой молодежи в процессе социальной адаптации: автореф. дисс. . канд. пед. наук / Р.В. Ворович. М., 2003. - 24 с.
41. Выготский, JT.C. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. СПб.: Союз, 1997. - 96 с. - С. 5.
42. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. М.: Педагогика-пресс, 1996. - 536 с.
43. Гацук, С.Ю. Внеучебные формы развития творческого потенциала студентов вузов культуры: дисс. . канд. пед. наук / С.Ю. Гацук. СПб., 1999. -177 с.
44. Гегель Эстетика в 3-х т. / Гегель. М.: Искусство, 1968.
45. Глотова, Т.А. Творческая одаренность личности. Проблемы и методы исследования / Т.А. Глотова. Екатеринбург, 1992. - 217 с.
46. Глухова, С.Г. Развитие творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности: дисс. . канд. пед. наук / С.Г. Глухова. М., 1997. -254 с.
47. Глуховская, Е. А. Развитие творческого потенциала старшего школьника в учебной деятельности: дисс. . канд. пед. наук /Е.А. Глуховская. Оренбург, 1997.-249 с.
48. Гнатко, Н.М. Проблема креативности и явления подражания / Н.М. Гнатко. М.: Прогресс, 1994. - 117 с.
49. Грановская, P.M. Творчество и преодоление стереотипов / P.M. Грановская, Ю.С. Крижанская. СПб.: OMS, 1994.-465 с.
50. Грановская, P.M. Элементы творческой психологии / Р.М.Грановская. Л.: Издательство ЛГУ, 1984. - 392 с.
51. Гребенюк, О.С. Педагогика индивидуальности. Курс лекций / О.С. Гребенюк. Калининград: Калининградский университет, 1995. - 94 с.-С. 32.
52. Григорьев, В.И. Человек культура - творчество - природа: гармония или конфликт? / В.И. Григорьев // Человек как философская проблема: Восток - Запад. -М., 1991.-С. 181.
53. Григорьева, Е.И. Неформальные объединения молодежи в социальной жизни общества /Е.И. Григорьева //Материалы Всерос. науч.-практич. конференции «Молодежь в XXI веке: социальное участие». Тамбов: ТГУ им. Г.Р.Державина, 2000. - 201 с. - С. 78-82.
54. Гумилев, JI.H. Этногенез и биосфера Земли / JI.H. Гумилев. М., - Люберцы: ТОО «Мишель» и К, 1993. - 389 с.
55. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования /В.В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
56. Даниленко, Л.Д. Ориентация старшеклассников на творческую деятельность: автореф. дисс. . канд. пед. наук / Л.Д. Даниленко. СПБ., 1997. -24 с.
57. Демин, М.В. Природа деятельности / М.В. Демин. М., 1984. - 168 с.
58. Джидарьян, И.О. Категория активности и ее место в системе психологического знания / И.О. Джидарьян // Категории материалистической диалектики в психологии. М., 1988. - С. 56-88.
59. Джидарьян, И.О. Эстетическая потребность / И.О. Джидарьян. М., 1976.
60. Диалектика и теория творчества / Под ред. С.С. Гольдентриха, A.M. Кошу нова. М., 1987. - 200 с.
61. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег. — М.: Учпедгиз, 1956. 374 с. - С. 98.
62. Доронкина, Е.Г. Теоретические основы досуга / Е.Г. Доронкина // Социальнокультурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы. М.: МГУК, 1997.-С. 24-35.
63. Дуранов, М.Е. Педагогика воспитания и развития личности учащегося /М.Е. Дуранов, И.М. Дуранов, В.И. Жернов, О.В. Лешер. Магнитогорск: МГПИ, 1996.-315 с.
64. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебно-методическое пособие для студентов вузов культуры и искусств /А.Д.Жарков. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство МГУК; ИПО Профиздат, 2002. - 287 с.
65. Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: учебное пособие / А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, В.М. Чижиков. М.: МГУК, 1994.-112 с.
66. Запесоцкий, A.C. Гуманитарная культура как фактор индивидуализации и социальной интеграции молодежи: автореф. дисс. . д-ра культурологии / A.C. Запесоцкий. СПб., 1996. - 46 с.
67. Запесоцкий, A.C. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции / A.C. Запесоцкий. СПб., 1996. -348 с.
68. Запорожец, A.B. Избранные психологические труды: в 2 т. /A.B. Запорожец / Под. Ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986.-Т.1. - 316 с.
69. Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомыслов. М.: Политиздат, 1986. - 223 с.
70. Зинченко, В.П. Перцептивные и мыслительные элементы творческой деятельности / В.П. Зинченко // Вопросы психологии. 1986. - №2. - С. 27-35.
71. Зотов, В.В. Взаимосвязь интеллекта и творческого потенциала в социализации и самореализации личности: автореф. дисс. . канд. филос. наук /В.В. Зотов. Курск, 1997. - 18 с.
72. Иванов, П.И. Психология / П.И. Иванов. 3-е изд. - М., 1959. - 403 с.
73. Иконникова, С.Н. Социология молодежных проблем коммунистического воспитания: учебное пособие / С.Н. Иконникова. Ленинград, 1988. - 78 с. -С. 9.
74. Ионин, Л.П. Социология культуры /Л.П. Ионин. 2-е изд. - М.: Логос, 1998.-278 с.
75. Исаенко, В.П. Развитие лидерской направленности специалиста социально-культурной сферы в процессе дополнительного образования (методология, теория, технологии): дисс. . д-ра пед. наук. / В.П. Исаенко. М., 2002. -437 с.
76. Каверин, С.Б. О психологической классификации потребностей / С.Б. Каверин // Вопросы психологии. 1987. - №6. - С. 87-94; 121-129.
77. Каган, М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа / М.С. Каган. М.: Наука, 1974. - 328 с.
78. Калошина, И.П. Психология творческой деятельности: учебное пособие для вузов / И.П. Калошина. М.: ЮНИТИ-Дана, 2003. - 430 с.
79. Кант, И. Критика способности суждения / И. Кант. Пер. с нем. М.: Искусство, 1994. - 367с. - (История эстетики в памятниках и документах).
80. Карпухин, И.О. Сделала ли молодежь свой выбор? (К проблеме социализации молодого поколения современной России) / И.О. Карпухин // Социологические исследования. 2000. - №3. - С. 180-192.
81. Карпухин, И.О. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения / И.О. Карпухин //Социологические исследования. 2000. - №5. -С.125- 129.
82. Кирьякова, A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей / A.B. Кирьякова. Оренбург: ОГПИ, 1996. - 190 с.
83. Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: учебное пособие / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. М.: Изд. МГУК, 1995. - 136 с.
84. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. -М.: МГУКИ, 2004. 509 с.
85. Ковалев, А.Г. О системе психологического воздействия / А.Г. Ковалев //Психология воздействия: проблемы теории и практики. Сборник науч. трудов. М., 1989. - С. 4-43.
86. Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1970. - 391 с.
87. Колесникова, Е.В. Эстетическое самовоспитание и развитие творческого потенциала будущего инженера: автореф. дисс. . канд. филос. наук / Е.В. Колесникова. Киев, 1989. - 19 с. - С. 9.
88. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / Я.А. Коменский. М.: Педагогика, 1982. Т.1. - 656 с.
89. Кон, И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. М.: Политиздат, 1978. - 367 с.
90. Константиновский, Д.Л. Молодежь в системе образования: динамика неравенства / Д.Л. Константиновский // Социологический журнал. 1997. - № З.-С. 92-123.
91. Колосова, М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: автореф. дисс. . канд. пед. наук / М.В. Колосова. -М., 1994.-23 с.
92. Корнилов, К.Н. Психология / К.Н. Корнилов, A.A. Смирнов, Б.М. Теплов. -М., 1948.-456 с.
93. Коробкова, В.В. Формирование готовности подростков к развитию своего творческого потенциала в процессе учебно-познавательной деятельности / В.В. Коробкова. Пермь, 2001. - 176 с.
94. Коршунов, A.M. Отражение, познание, творчество и социальное назначение / A.M. Коршунов. М., 1982. - 192 с. - С. 8.
95. Кравчук, П.Ф. Формирование творческого потенциала личности в системе высшего образования: автореф. дисс. . д-ра филос. наук. Курск, 1992. -35 с.
96. Кротова, Ю.Н. Педагогика досуга в англоязычных странах / Ю.Н. Кротова. -СПб.: СпбГАК, 1994. 163с.
97. Крысько, В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах / В.Г. Крысь-ко. Мн.: Харвест, - М.: ACT, 2000. - 284 с.
98. Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н.В. Кузьмина. -Д.: Знание, 1985.-32 с.
99. Кукушкин, П.Н. Методологическое значение понятия «социальная активность» / П.Н. Кукушкин // Общее и особенное в методологии социальных исследований. Методологические проблемы общественных наук. — Л., 1986. -С.154-156.
100. Культурно-досуговая деятельность: учебник / Под науч. ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. М.: МГУК, 1998. - 462 с.
101. Кулюткин, ЮЛ Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности: ценностно-смысловой анализ / Ю.Н. Кулюткин; СПб. ун-т педагогического мастерства. СПб.: СПб ГУПИ, 2001. - 83 с.
102. Куруленко, Э.А. Развитие творческих способностей подростков в клубе / Э.А. Куруленко. Л, 1981. - 206 с.
103. Левитов, Н.Д. Вопросы психологии характера / Н.Д. Левитов. М.: Просвещение, 1969. - 469 с.
104. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность школьников: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н.С. Лейтес. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 320 с.
105. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
106. Леонтьев, А.Н. Потребности. Мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев. М., 1971. -315с.
107. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н.Леонтьев. М.: Издательство Моск. ун-та, 1972. - 575 с.
108. Лепилина, Л.И. Психолого-педагогические условия формирования качеств творческой личности средствами театра в условиях технического лицея: автореф. дисс. . канд. пед. наук / Л.И. Лепилина. -М, 1996. 18 с.
109. Лепуонюс, A.A. Психолого-педагогические особенности организации клубных форм деятельности в любительских молодежных объединениях: авторф. дисс. . канд. пед. наук / A.A. Лепуонюс. Л., 1989. - 15 с.
110. Ш.Лешер, В.Ю. Развитие творческого потенциала подростка в учреждении ф дополнительного образования: автореф. дисс. . канд. пед. наук
111. В.Ю. Лешер. Оренбург, 2000. - 21 с.
112. Лисовский, В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социальных исследований российской молодежи) / В.Т. Лисовский // Социологические исследования. -1998. -№ 5. С. 98-104.
113. З.Ломов, Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б.Ф. Ломов. М.: Педагогика, 1991. - 297 с.
114. Лук, А.Н. Теоретические основы выявления творческих способностей: научно-аналитический обзор / А.Н. Лук. М.: ИНИОН АН СССР, 1979. - С. 10-31.- (Серия «Науковедение за рубежом»).
115. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. М.: Наука, 1979. - 127 с.
116. Луков, Г.Д. Психология / Г.Д. Луков, К.К. Платонов. М., 1964. - 344 с.
117. Магун, B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности / B.C. Магун. Л., 1983. - 237 с.
118. Майер, Г.В. Клубы по интересам. Продолжение традиций /Г.В. Майер, В.В. Жданов // Студенчество: диалоги о воспитании. 2003. - №4. - С. 1821.
119. Маркарян, Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуре ф / Э.С. Маркарян. Ереван, 1973. - С. 13-15.
120. Марков, А.П. Самодеятельные молодежные объединения: методическиематериалы и рекомендации к спецкурсам и спецсеминарам для слушателей факультета повышения квалификации преподавателей / А.П. Марков. Л., 1988.-79 с.
121. Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. М., 1976. - Т.46, ч.1. - С.476.Ф
122. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу / Под общ. ред. Г.А. Белла, А.Н. Киричука, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 1999. - 424 с.
123. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу //Пер. с англ. A.M. Татлы-баевой. СПб.: Евразия, 1999. - 479 с.
124. Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / A.M. Матюшкин //Вопросы психологии. 1982. -№4.-С. 5-17.
125. Матюшкин, A.M. Концепция творческой одаренности / A.M. Матюшкин // Вопросы психологии. 1989. - № 6. - С. 23-33.
126. Матюшкин, A.M. Психологические закономерности мышления в проблемном обучении / A.M. Матюшкин //Советская педагогика. 1969. -№9. - С. 24-32.
127. Мелик-Пашаев, A.A. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье / A.A. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. М., 1995. - 126 с.
128. Мелик-Пашаев, A.A. Педагогика искусства и творческие способности / A.A. Мелик-Пашаев. М., 1981.-225 с.
129. Мельников, И.Г. Свободное время студентов: сущность и функции / И.Г. Мельников // Современные проблемы формирования культуры молодежи. -М., 1989.-С. 15.
130. Мерлин, B.C. Лекции по психологии мотивов человека / B.C. Мерлин. -Пермь, 1971.- 120 с.
131. Митеч, П. Социология лицом к лицу с проблемами молодежи / П. Митеч. -Софии, 1988.-76 с.
132. Млае, К.Т. Время выбора: Молодежь и общество в поисках альтернативы / К.Т. Млае. М.: Политиздат, 1991. - С. 111.
133. Могалюк, Е.М. Социально-культурная деятельность молодежных общественных объединений как фактор самореализации личности: автореф. дисс. . канд. пед. наук / Е.М. Могалюк. М., 2001. - 24 с.
134. Молодые исследователи о молодежном движении: сборник научных статей / Науч. ред. и сост. Э.Ш. Камалдинова. М., 2003. - 192 с.
135. Моляко, В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности / В.А. Моляко // Вопросы психологии. 1994. - №5. - С. 86-95.
136. Мосалев, Б.Г. Досуг: методология и методика социологических исследований / Б.Г. Мосалев. -М.: Изд-во МГУК, 1995. 96 с.
137. Москвина, JI. Психологические методы диагностики творческого развития личности / JI. Москвина. Самара: Венета, 1990. - С. 21-24.
138. Москвичева, JI.H. Эстетическое развитие личности и ее творческий потенциал / JLH. Москвичева. М.: Знание, 1985. - 64 с.
139. Мясищев, В.Н. Психология отношений /В.Н. Мясищев //Под ред. А.А Бодалева. М., - Воронеж, 1995. - 356 с.
140. Нечаев, H.H. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе / H.H. Нечаев. М., 1985. - 112 с. - С. 113.
141. Новаторов, В.Е. Культурно-досуговая деятельность / В.Е. Новаторов. Омск,1992.-182 с.
142. Новикова, И.А. Организация досуга подрастающего поколения в США: традиции и современность: автореф. дисс. . доктора пед. наук. СПб., 1992.36 с.
143. Овчинников, В.Ф. Диалектика репродуктивной и продуктивной деятельности в развитии творческого потенциала субъекта труда: автореф. дисс. . д-ра философ, наук / Н.Е. Овчинников. М., 1982. - 31 с.
144. Овчинников, В.Ф. Научно-технический прогресс и развитие творческого потенциала работников производства / Н.Е. Овчинников. JL: Изд-во Ленинградского ун-та, 1974. - 214 с. - С. 6-7.
145. Овчинников, Н.Е. Социализм и активность личности в рабочем коллективе /Н.Е. Овчинников. -Петразаводск, 1975. С. 12-13.
146. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова // Российская академиянаук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1998. - 846 с.
147. Окунева, Ю.Е. Технологии формирования патриотической направленности личности подростка в условиях клубного объединения: автореф. дисс. . канд. пед. наук / Ю.Е. Окунева. М., 2005.
148. Орлов, A.C. Социология рекреации /А.С.Орлов. М.: Наука, 1995.- 148 с.
149. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991. - 287 с.
150. Орлов, Ю.М. Восхождение к индивидуальности / Ю.М. Орлов. М., 1991. -287 с.-С. 54.
151. Пихтовников, Г.Л. Творческий потенциал молодого рабочего: состояние и пути реализации в производственном коллективе: автореф. дисс. . канд. филос. наук / Г.Л. Пихтовников. М., 1989. - 18 с
152. Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид / Платон // Общ. ред. А.Ф. Лосева. -М.: Мысль, 1999.-528 с.
153. Платонов, К.К. Структура развития личности / К.К. Платонов. М.: Наука, 1986.-255 с.
154. Платонов, Ю.П. Психологические параметры направленности личности и уровень профессиональной деятельности / Ю.П. Платонов // Психологические аспекты изучения направленности личности учащейся молодежи. Новосибирск, 1988. - С. 91-99.
155. Поздняков, В.М. Творческий потенциал личности: обоснование сущности и подходов к изучению / В.М. Поздняков // Становление человека в творчестве: тематический сборник.-М., 1994.-258 с.-С. 183-184.
156. Пономарев, Я.А. Исследование творческого потенциала человека /Я.А. Пономарев // Психологический журнал. 1991. - Т. 12. - №1. - С. 312.
157. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. -М.: Просвещение, 1976. 280 с.
158. Пономарев, Я. А. Психология творения. Избранные психологические труды /Я.А. Пономарев. — М.: Московский псих.-соц. институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 1999. 475 с.
159. Попов, П.А. Психолого-педагогические условия совершенствования деятельности молодежных неформальных объединений любителей музыки: автореф. дисс. канд. пед. наук / П.А.Попов. М., 1988. - 16 с.
160. Персианов, P.M. Социально-экономические проблемы технического творчества в развитом обществе / P.M. Персианов. JI., 1977. - С. 23.
161. Психология. Словарь / Под. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. -М., 1990. 495 с. - С. 276, 219.
162. Роджерс, К. Творчество как усиление себя / К. Роджерс // Вопросы психологии.- 1990.-№1. С. 164-168.
163. Рубинштейн, СЛ. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. М.: Учпедгиз, 1946. - 636 с.
164. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973.-423 с.
165. Русский космизм. Антология философской мысли / Сост. С.Г. Семенов, А.Г. Гачева. М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 190 с.
166. Ручкин, Б.А. Молодежь и становление новой России / Б.А. Ручкин // Социологические исследования. 1998. - №5. - С. 90-98.
167. Рындак, В.Г. Формирование творческого потенциала учителя (теория и диагностика) / В.Г. Рындак. М.: Инст. ТП.МИ. 1994. - 114 с.
168. Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства / А.И. Савенков. М.: Педагогическое общество России, 1999. - 220с.
169. Саламатова, Т.А. Актуализация творческого потенциала личности в процессе изучения педагогических дисциплин: На примере высшей школы, автореф. дисс. . канд. пед. наук / Т.А. Саламатова. Екатеринбург, 1999. -21 с.
170. Сальцева, C.B. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования: монография / C.B. Сальцева. Оренбург: Изд-во ОПТУ, 1996. - 150 с.
171. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. - 264 с.
172. Сергеев Е.А. Становление и развитие профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы: дисс. . д-ра пед. наук / Е.А. Сергеев. -М., 2000.-459 с.
173. Симонов, В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя / В.П. Симонов. М., 1995. - 189 с.
174. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Минск, 2001. -С. 261, 422.
175. Смирнова, Е.И. Клубные объединения: учебное пособие для студентов институтов культуры / Е.И. Смирнова. М.: Просвещение, 1977. - 160 с. - С. 21.
176. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. 4-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 1632 с. - Из содерж.: Молодежь. - С. 824.
177. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие / Под науч. ред. проф. Е.И. Григорьевой. Тамбов: Першина, 2004.-512 с.-С. 99-110.
178. Создание общественных объединений в образовательных учреждениях начального профессионального образования (Из опыта работы Российского Союза Молодежи). М., 2003. - 232 с.
179. Соколов, A.B. Феномен социально-культурной деятельности / A.B. Соколов СПб.: СПбГУП, 2003.-204 с.
180. Соколов, М.В. Профессиональная направленность будущих учителей на занятиях по декоративно-прикладному искусству: теория и практика формирования: монография / М.В. Соколов. М.: Прометей, 2002. - 216 с.
181. Соколов, Э.В. Культура и личность / Э.В. Соколов. Л., 1972. - 228 с.
182. Соколов, Э.В. Рациональное использование времени и культура досуга
183. Э.В. Соколов // Социология культуры. Методология и практика культурно-просветительной деятельности. JI.: ЛГИК, 1982. - С. 15-25.
184. Сообщение главы администрации обрасти О. Бетина о положении в области и основных направлениях ее социально-экономического развития на заседании областной Думы // Тамбовская жизнь: общественно-политическая газета. -2005. Апрель (№ 83). - С. 1-2.
185. Социализация и творческое развитие личности /Под ред. проф. В.Г. Рындак. Ориенбург, 2000. - 315 с.
186. Столин, В.В. Самосознание личности /В.В. Столин. М.: Изд-во МГУ, 1983.-286 с.
187. Стрельцов, Ю.А. Социальная педагогика досуга: учебное пособие /Ю.А. Стрельцов. -М.: МГУК, 1996. 128 с.
188. Суртаев, В.Я. Социокультурное творчество молодежи: методология, теория, практика / В.Я. Суртаев. СПб., 2000. - 208 с.
189. Сухо дольский, Г.В. Основы психологической теории деятельности / Г.В. Суходольский. Л.: ЛГУ, 1988. - 166 с.
190. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. Киев, 1969.-С. 153.
191. Тафель, P.E. Проблемы измерений творческих способностей / P.E. Тафель // Социология культуры. М., 1975. - Вып. 2. - С. 200-232.
192. Тетерский, C.B. Воспитание социальной инициативности детей и молодежи: автореф. дисс. . д-ра пед. наук / C.B. Тетерский. Тамбов, 2004. - 39 с.
193. Тимакова, А.Ю. Формирование у студентов мотивационной направленности на творческую педагогическую деятельность: автореф. дисс.канд.пед. наук. Смоленск, 2001. - 15 с.
194. Титов, Б.А. Условия педагогики сотворчества в организации художественной деятельности подрастающего поколения / Б.А. Титов // Организационно-педагогические основы перестройки культурно-просветительной работы.-Л., 1988.-С. 121-131
195. Титов, Б.А. Организация и методика работы детского самодеятельного объединения / Б.А. Титов. JL: ЛГИК, 1991. - 72 с.
196. Титов, Б.А. Досуговые объединения как фактор социализации детей, подростков, юношества: автореф. дисс. . д-ра пед. наук / Б.А. Титов. СПб.,1994.-40 с.
197. Титов, Б.А. Социализация детей, подростков, юношества в сфере досуга / Б.А. Титов. СПб.: Изд-во СПАК, 1996. - 273 с.
198. Трегубов, Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление / Б.А. Трегубов. СПб., 1991.-С. 33.
199. Триодин, В.Е. Клуб и свободное время /В.Е. Триодин. М.: Профиздат, 1982.-136 с.
200. Узнадзе, Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки / Д.Н. Узнадзе. Тбилиси, 1961.-210 с.
201. Ушинский, К.Д. Педагогическая антропология: собрание сочинений в 11т. / К.Д. Ушинский. М., 1950. Т.З. - С. 248.
202. Фромм, Э. Иметь или быть? / Э. Фромм // Пер. с англ. Н.И. Войспунской. -М.: Прогресс, 1986. 238 с. - С. 177.
203. Хакен, Г. Синергетика / Г. Хакен. М.: Мир, 1985. 404 с.
204. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность /X. Хекхаузен //Научное ред., перевод с англ. на рус. яз. Д.А. Леонтьева, Б.М. Величковского. М.: Смысл; СПб. и др.: Питер: Питер принт, 2003. - 859 с.
205. Цукерман, B.C. Народная культура как социальное явление: автореф.ф дисс. . д-ра филос. наук / B.C. Цукерман. Свердловск, 1984. - 39 с. - С.31.
206. Цукерман, B.C. Народная художественная культура в условиях социализма: учебное пособие / B.C. Цукерман. Челябинск, 1989. - 135 с. - С. 4850.
207. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Г.А. Цукерман. Рига: «Эксперимент», 1995. - 239 с.
208. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности / В.Д. Шадриков. М.: Логос, 1994.-320 с.
209. Шаталова, Н.И. Самореализация личности как социальный феномен (на примере любительской культурной деятельности): автореф. дисс. . канд. филос. наук / Н.И. Шаталова. Свердловск, 1979. - 23 с. - С. 12-13.
210. Шеллинг, М. Философия искусства / М. Шеллинг / Пер. с нем. П.С. Попова. М.: Мысль, 1999. - 607 с.
211. Шумилин, А.Т. Проблемы теории творчества / А.Т. Шумилин. М.: Высшая школа, 1989. - 141 с.
212. Щепаньский, Я. Элементарные понятия социологии /Я. Щепаньский // Общ. ред. и послеслов. A.M. Румянцева. М.: Прогресс, 1969. - 240 с. -С. 117.
213. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. — М.: Педагогика, 1988. 208 с.
214. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин // Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. - 554 с.
215. Ядов, В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / В.А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.-С. 89-105.
216. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон. М.: Просвещение, 1969. - 317 с.
217. Яковлева, Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста / Е.Л. Яковлева // Вопросы психологии. 1994. -№5.-С. 37-43.
218. Яковлева, Е.Л. Развитие творческого потенциала личности как цель образования / Е.Л. Яковлева // Мир психологии. 1996 . - №2. - С. 145-151.
219. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева. М.: Флинта, 1997. - 224 с.
220. Ярошенко, H.H. Теоретические основы культурно-воспитательной деятельности с детьми и подростками. Лекция по разделу курса «Культурновоспитательная деятельность с детьми и подростками» / Н.Н. Ярошенко. -М., 1997.
221. Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория: монография / Н.Н. Ярошенко. М.: МГУКИ, 2000. - 204 с. ф 221. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию
222. В.А. Ясвин. М.: Смысл, 2001. - 217 с.
223. Яценко, JI.B. Порождающие факторы творчества / JI.B. Яценко // Диалектика творческой деятельности: межвузов, сб. науч. трудов. Воронеж: ВГУ, 1989. - С. 27-42.
224. Taylor, C.W. How many types of gifiedness can your program tolerate? «J of creative behavior», 1978, vol. 12, №1. - P. 39-51.
225. Torrance, E.P. The Nature of Creativity as Manifest in its Nesting / E.P. Torrance // The Nature of Creativity /Sternberg R.J. (Ed.). Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988. - P 48.
226. Torrance, E.P. Guiding creative talent /E.P.Torrance. Englewood Gliffs, W.J.: Prentice-Holl, 1964. - 210 S.
227. Thurstone, L.L. Creative talent: applications of psychology / L.L. Thurstone (Ed.). -N.Y.: Harper and Row, 1952. P. 18-37.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.