Развитие системы социально-культурного воспитания студентов в гуманитарном вузе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат наук Батищев, Игорь Владимирович

  • Батищев, Игорь Владимирович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 211
Батищев, Игорь Владимирович. Развитие системы социально-культурного воспитания студентов в гуманитарном вузе: дис. кандидат наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2014. 211 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Батищев, Игорь Владимирович

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР ГУМАНИЗАЦИИ

СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

1.1. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ КАК СОЦИАЛЬНАЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА: ОСНОВНЫЕ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

1.2. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО

ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

1.3. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА

ГЛАВА II МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1. ДИАГНОСТИКА АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО

ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

2.3. РЕАЛИЗАЦИЯ И ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие системы социально-культурного воспитания студентов в гуманитарном вузе»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Проблема социально-культурного воспитания молодежи сегодня является темой многих международных конференций, встреч, дискуссий, в которых постоянно звучит тревога, связанная с теми сложными процессами, которые происходят в современной информационной цивилизации. Для России, переживающей период сложных преобразований, переосмысления многих сложившихся идеологических стереотипов, проблема социально-культурного воспитания молодежи, формирования у нее тех духовно-нравственных ориентиров, которые обеспечат процесс позитивного развития нашего общества, позволят преодолеть негативные тенденции, которые всегда усиливаются в переходные периоды общественного развития, чрезвычайно значима.

Для современного исследователя — философа, социолога, культуролога, психолога, педагога и т. д. - очевидно, что молодежь, чье становление происходит в сложных условиях цивилизационного кризиса, остро нуждается в духовных ориентирах, которые способствуют глубинному проникновению в сущность происходящих на современном этапе процессов, в логику социокультурного развития. Им необходимо понять действие «механизмов», влияющих на выбор того или иного сценария социокультурного развития общества. И, конечно, в такой сложный период человек очень отчетливо осознает необходимость в национальной и личностной самоидентификации, обусловливающей как чувство причастности к отечественной культуре, так и уважение к культуре других народов.

Эти задачи необходимо совместными усилиями решать всем культурным институтам нашей страны и, конечно, системе высшего образования, в которой происходит не только профессиональное, но и духовно-нравственное становление личности будущего специалиста, формируются его мировоззренческие позиции, решается проблема его социально-психологической адаптации в системе «личность -

социокультурная среда». То есть осуществляется процесс его социокультурного становления, формирования социокультурной компетентности, являющий собой обретение личностных социокультурных смыслов и ценностей, становящихся ориентирами, которыми он руководствуется в своих духовных поисках, в своей жизни и деятельности.

Сегодня, когда мир распахнул свои границы, когда практически не существует «занавес» (если не считать ограниченное количество стран, сохраняющих его в силу сложившихся идеологических запретов), разделяющий различные страны и народы, когда каждый молодой человек вправе выбирать наиболее благоприятную среду для реализации своих творческих сил, возникает у многих (достаточно образованных, активных, креативных) молодых людей иллюзорное ощущение полной свободы, возможности легко и просто решить все свои проблемы, если удачно выбрать место для строительства своего профессионального и духовного мира.

Но насколько это ощущение соответствует реальности? Действительно ли достаточно удачно определить место для приложения своих профессиональных компетенций, и проблема творческой самореализации и самоактуализации будет решена? Необходимо понять, где в глобализирующемся мире находится та точка, в которой глобальное и самобытное не противоречат друг другу, а обретают гармонию? И где граница, за которой чувство свободы, необходимое человеку, перерастает в чувство отчуждения, равнодушия, безразличия к своим духовным корням, в устремленность исключительно в сторону тех материальных благ, которые навязчиво предлагает современная цивилизация? Что порождает эту социальную болезнь? Какова природа «вируса», вызывающего бездуховность, черствость, леность, отсутствие потребности в совершенствовании окружающего мира и в самосовершенствовании, потерю эстетических, духовных и нравственных ориентиров?

Чтобы в полной мере осмыслить сложившуюся ситуацию, не только ответить на множество постоянно возникающих вопросов, но и научиться

успешно решать их, необходимо усиление социокультурной направленности в профессиональной подготовке каждого специалиста, независимо от избранной им сферы деятельности. Ведь каждый человек осуществляет свою деятельность в определенном социокультурном пространстве, которое оказывает непосредственное влияние на его становление, а он, в свою очередь, осуществляя ту или иную деятельность, определяет направленность дальнейшего развития, происходящего в этом пространстве.

Если ему присуще чувство социального интереса, социальной ответственности, социальной активности, то свободный выбор направления жизни и деятельности, осуществляемый человеком, будет всегда позитивным. Это обращает к проблеме ценностей личности, которая, по мнению JI.A. Микешиной, самым непосредственным образом связана «с такой задачей как преодоление чрезмерной абстрактности самой категории субъекта, ситуации, при которой в философии реальной жизни процесс человеческого познания полностью заменен предельными абстракциями, результаты оперирования с которыми безоговорочно экстраполируются на реальный процесс познавательной деятельности»1.

По-видимому это является одной из причин того, что до сих пор не преодолены противоречия, которые были сформулированы еще H.A. Бердяевым, а на современном этапе развития культуры обрели еще большую остроту:

• между социализацией и индивидуализацией личности;

• между нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку;

• между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ее организме2

Убежденность в том, что сегодня необходимо активно искать пути для преодоления этих противоречий, что нужно «не только дать самые

1 Микешина Л.А. Эпистемология ценностей. - М.: РОССПЕН, 2007. С.5.

2 Бердяев, Н. Смысл творчества / Н. Бердяев. - М., 2006. C.C. 153.

современные знания, но и помочь сформировать такие гражданские качества, которые особенно ценны в условиях продвижения страны к социальному

л

государству и гражданскому обществу» (то есть, максимально направить научную мысль в сторону процессов, происходящих в реальной жизни), стала основанием для выдвижения проблемы развития системы социально-культурного воспитания студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза в качестве темы диссертационного исследования.

Степень изученности проблемы.

Как справедливо замечает один из великих философов XX века Б. Рассел, «с того времени как люди стали способны к свободному размышлению, их действия в бесчисленных важных аспектах оказались в зависимости от их теорий относительно природы мира и человеческой жизни и от теорий о том, что такое добро и что такое зло. Это так же верно относительно настоящего времени, как и относительно прошлого. Чтобы понять эпоху или нацию, мы должны понять ее философию, мы должны сами в некоторой степени быть философами. Здесь налицо взаимная обусловленность: обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и, наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства»4.

И действительно от глубокой древности и до наших дней философия, а также родившиеся в ее недрах и обретшие самостоятельность антропология, эстетика, культурология, социология, как и психология, общая педагогика и педагогика искусства, обращены к становящейся личности, ее взаимодействию с социальной средой, ее способности творить новое социокультурное пространство на основании не только профессиональных знаний, но и сформированных мировоззренческих представлений, убеждений, системы ценностей, то есть, на основании полученного социокультурного воспитания и обретенного социокультурного опыта.

3 Российский государственный социальный университет. - М.: Изд. РГСУ, 2007. С.З.

4 Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. - Спб., 2001. С. 23.

Именно поэтому проблема воспитания подрастающего поколения изначально является одной из центральных идей философской мысли, поскольку стремление к истине, заложенное в сущности понятия «философия», означает, в первую очередь, стремление к обретению миропонимания, к постижению мироздания, а это стремление свойственно каждой становящейся личности. Для выявления принципов осуществления социально-культурного воспитания и древнему мыслителю и современному исследователю необходимо решить для себя «существуют ли возвышенный и низменный образ жизни, или все образы жизни являются только тщетой? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и как мы его можем достичь? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высокой оценки, или же к добру необходимо стремиться, даже если Вселенная неотвратимо движется к гибели?»5.

Как справедливо замечает В. Виндельбанд, «развитие греческой науки совпало с периодом разложения первоначального религиозного и нравственного мировоззрения, а философия не только придала со временем более глубокое значение о назначении и задачах человека, но и превратила также учение об идеальном образе жизни в существенную часть и даже в основу науки. Таким образом, философия получила в период эллинизма намеченное уже ранее (софистами и Сократом) практическое значение выработанного на научных началах искусства жить»6

Для глубокой древности искусство жить заключалось исключительно в обретении навыков выживания в огромном и непонятном мире. А это требовало осмысления его законов, попытка чего выражена в мифах всех народов, проживающих на планете Земля. Такое желание владело представителями милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), которые в VI веке до н.э. в своих исследованиях природы вышли далеко за рамки «выживания» и обратились к области метафизики, к абстрактным

5 Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. - Спб., 2001. С.23.

6 Виндельбанд В. История философии. - Киев, 1997. С.11.

размышлениям о бытии, «взаимоотношениях» Земли, Солнца, Луны, о причинах движения планет.

В VI веке до н.э. в ряде греческих городов возникает пифагорейский союз (основатель Пифагор из Самосы), целью которого был подъем нравственной и религиозной жизни. Воспитание нравственной личности — важнейшая задача, поставленная союзом, просуществовавшим до IV столетия до н.э. К идеалам нравственности обращена философская мысль Сократа. Виндельбанд называет его «философом повседневной жизни» , которого бесконечно волновала проблема воспитания нравственной личности, разумной, способной анализировать и осмысливать окружающий мир, определять свое место в нем. В воззрениях Сократа индивидуум обретает право на самостоятельное суждение, а достоинство человека определяется не занимаемым им местом, а его личностными качествами — уровнем знаний, широтой интересов, стремлением быть полезным и нужным членом человеческого сообщества. Такого человека следовало растить и воспитывать.

Антисфен, один из старших друзей Сократа, разрабатывает собственную теорию добродетели, которую он трактует как разумный образ жизни. Его идеи воспитания заключаются в обучении становящейся личности искусству жить разумно, что, по его мнению, гарантирует счастье и удовлетворенность. Поэтому в иерархии ценностей Антисфена добродетель объявляется не просто высшим, а единственно подлинным благом. Воспитание личности, таким образом, являет собой воспитание добродетели, хотя точного определения добродетели в своей теории он не дает. В его трактовке добродетель заключается в достижении независимости от окружающего мира, которую он видит в отсутствии потребностей, в полном отказе от благ, цивилизации. Таких идей придерживался и Диоген, являющий собой пример неприятия всех «мнимых» благ, но при этом признающий значимость благ духовных в воспитании подрастающего поколения.

7 Виндельбанд В. История философии. - Киев, 1997. С.65.

В противоположность кинической философской школе (основателем ее и был Антисфен из Афин, к ней относится также Диоген), представители гедонизма (Аристипп, Гегезий) объявляют добродетелью способность к наслаждению, а воспитание заключается в обучении разумному отношению к наслаждениям жизни, пониманию того, какие из них достойны образованного, умного и мыслящего человека. В творчестве Платона (ученика и продолжателя идей Сократа) педагогическая идея создания общности нравственных идеалов, духовного союза как связующего звена этой общности, - основная задача воспитания. Воплощенная им в учебно-воспитательной работе сократовская идея диалога в воспитании творческой личности по сей день остается актуальной для педагогической науки. Характерно, что у учеников Сократа — Платона и Аристотеля — уже явственно звучит убежденность в том, что нравственное достоинство человека проявляется не само по себе, а в определенной общественной среде, в определенном социальном пространстве и времени. В их учениях уже дано представление о деятельности, о творчестве, разворачивающихся в определенных социокультурных условиях. Воспитание личности, согласно их учениям, это обучение искусству жить в этих конкретных условиях, формированию «деятельного разума» (Аристотель), способного постигать сущность бытия, поскольку «высшей ступени своего развития разумная сущность человека достигает в познании»8, а идеалом является становление как путь к социально-этическим идеалам.

Если логику Аристотеля В. Виндельбанд относит к систематическому периоду, то эллинско-римскую философию он называет этическим периодом, напоминая о том, что «этическая жилка, которая проходит через всю философию этого периода, имеет еще ту особенность, что центром тяжести исследований этой эпохи является индивидуальная этика»9.В учении Эпикура идеалом воспитания является устремленность к эстетической утонченности жизни, духовные наслаждения, несомненно, выше физических, но и

8 Виндельбанд В. История философии.-Киев, 1997. С. 133.

9 Там же. С. 142.

физические (в разумной мере) тоже присутствуют в жизни нормального человека. Его гедонизм разумен, поскольку направлен на отказ от мнимых ценностей и наслаждение подлинными. В учении Эпикура уже существует представление о принципе необходимости и достаточности, о разумных пределах, в которых эти принципы реализуются. В стоической этике Цицерона воспитание должно служить возвышению души, которая стремится стать частью идеального сообщества духовных существ, обладающих высоким нравственным достоинством и сознающих свои обязанности перед всеми членами этого сообщества.

Необходимость возвышения души — это и основная идея Средневековья, поскольку убеждение в изначальной греховности человека безраздельно владеет мыслителями этого времени. Достаточно вспомнить, что один из величайших представителей религиозно-философской мысли Средневековья св. Августин настолько был во власти этой идеи, что считал «будто новорожденные младенцы — отродья сатаны»10. Естественно, что с первого дня своей жизни необходимо безжалостно выкорчевывать из них то, что предпослано дьяволом и обращать их к подлинным ценностям, то есть к Богу. Это основное направление воспитания в пространстве средневековой культуры.

Не столь категоричен, как многие мыслители Средневековья, был, по выражению Б. Рассела, один «из самых обаятельных людей, каких только знает история»11 Св. Франциск Ассизский, для которого служение проповедничеству и добрым делам стало делом всей его жизни. Обет бедности, провозглашенный им и его последователями, должен был служить примером в воспитании подлинной духовной и нравственной личности. «Как святой, Франциск не имел себе равных; что делает его единственным в своем роде среди святых, так это непосредственность его счастья, бесконечная широта любви и поэтический дар. Добро он творил, казалось бы, всегда без

10 Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. - - Спб., 2001. С.438.

11 Там же. С.535.

всяких усилий, как будто на пути его не стояла никакая человеческая грязь»12. В этом и заключался секрет его «системы воспитания».

Последователем идей св. Франциска был Р. Бэкон, сформулировавший четыре причины невежества, которые необходимо преодолевать в процессе обучения и воспитания. Таковыми являются: 1) преклонение перед авторитетом, недостойным такого отношения к себе; 2) влияние привычки, которая позволяет человеку не задумываться над тем, насколько разумно он поступает в данной конкретной ситуации; 3) подверженность влиянию невежественной толпы (то есть отсутствие самостоятельной позиции); 4) скрытие собственного невежества под маской несомненной мудрости. Бэкон призывал своих современников обретать знания и мыслить критично, таковыми были его идеалы воспитания и самовоспитания.

Эпоха Возрождения открывает новые горизонты в осуществлении социально-культурного воспитания личности, идеи гуманизма прочно занимают ведущее место в философской мысли. В своей знаменитой сатире «Похвальное слово Глупости» Э. Роттердамский предлагает своим современникам руководство по самовоспитанию, поскольку портрет Глупости, раскинувшей свои сети через моря и континенты и захватившей в них значительную часть человечества, заставляет каждого читателя внимательно взглянуть на самого себя. Новое время требовало нового взгляда на человека. В философии Декарта появляется обоснование рефлексии, что очень важно в становлении человеческой личности. Путь постижения истины — это путь осмысления, путь самосознания, отсюда знаменитый девиз Декарта: «Я мыслю, следовательно я существую».

Согласно воззрениям Спинозы, «мы составляем часть целой природы, порядку которой мы и следуем. Если мы ясно и отчетливо осознаем это, то та наша часть, которая определяется как разумеющая способность, то есть лучшая наша часть, найдет в этом полное удовлетворение и будет стремиться

12 Там же. С.536.

пребывать в нем»13. Такое понимание целостности всего сущего, возможность задолго до рождения науки синергетики осмыслить взаимосвязанность и взаимообусловленность всех явлений в системе «Человек-мир» являет собой прорыв в новое философское пространство, где проблема социально-культурного воспитания личности обретает новое звучание, направляя человека к поиску целостности, единения с миром, позитивного взаимодействия с ним. В философии Гоббса огромное значение придается разуму. По его мнению, разум не есть свойство врожденное, развитие его требует значительной работы, как и достижение счастья, поскольку счастье он трактует как постоянное движение к некоей цели. По его мнению, от рождения все люди равны, а то, чем они становятся — это результат работы над самим собой.

В философии вождя английского Просвещения Дж. Локка важную роль играет мысль о необходимости милосердия и снисхождения друг к другу, то есть о необходимости терпимости, он убежден в том, что «при различии мнений всем людям следовало бы соблюдать мир и выполнять общий долг человечности и дружелюбия»14, в этом видит философ сущность социально-культурного воспитания позитивно настроенной личности. А для Д. Юма очевидно, что «никто не станет сомневаться в том, что многие из естественных добродетелей имеют тенденцию содействовать общественному благу. Кротость, благожелательность, милосердие, великодушие, беспристрастие — все эти добродетели находятся на первом плане среди нравственных качеств и обычно называются социальными добродетелями, что подчеркивает их тенденцию содействовать общественному благу»15.

Все большее внимание уделяется нравственным принципам, которые П. Бейль называет «вечными», а Вольтер, признавая то, что они присущи человеку, тем не менее считает, что необходимо учить ими пользоваться, что нравственное воспитание — это процесс обретения нравственного опыта.

13 По Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. - Спб., 2001.С.676.

14 Там же. С.714.

15 Юм Сочинения в двух томах. Т.1. - М., 1996. С.615.

Источником познания Ж.Ж. Руссо объявляет чувства человека, именно там он ищет истоки нравственности и морали. В работах Шефтсбери и Хатчесона теория чувств обретает еще более определенное звучание, в своих исследованиях они устремляются к воплощению идеи слияния этического и эстетического начал.

И. Кант в своих работах обосновывает необходимость и достоинство нравственного закона. Социально-культурное воспитание, согласно Канту, это путь к высочайшей нравственности, когда человек исполняет этот закон не из каких-то мелких, выгодных соображений, а из уважения к себе как представителю человеческого рода. Основа этого закона — уважение к достоинству каждого человека, выполнение нравственного закона — долг каждого человека, а следовательно, «нравственная жизнь человека есть выполнение завета долга в борьбе с наклонностями»16, в то время как эстетическое начало воплощается в самом человеке, поскольку «истинный идеал эстетического суждения есть человек. Изображение идеала дает искусство, способность к эстетическому творчеству... Великий художник творит не по общим правилам... он оригинален и неподражаем. Гений есть

1 7

ум, творящий подобно природе» . Таким образом, художественно-эстетическое переживание, возникающее при обращении к произведениям высокого искусства, открывает путь к постижению не только этического, но и эстетического идеала, что очень важно в процессе осуществления социально-культурного воспитания.

Эстетические мотивы пронизывают философское творчество немецких идеалистов. В работах И. Шиллера, Шеллинга, И Фихте, Ф. Шлегеля и др. сильнейшим средством воспитания нравственности является эстетическая жизнь человека, то знание-переживание, которое он обретает в процессе общения с великим искусством. В философии А. Шопенгауэра жизнь — это страдание, поэтому важнейшая сторона нравственного воспитания — это сострадание, сопереживание, соучастие. Именно это чувство свидетельствует

16 Виндельбанд, В. История философии. - Киев, 1997. С.466.

17 Там же. С.475.

о том, что личность вступила на путь нравственного становления. А зрелость

личности, по мнению философа, «это дело опыта, и, следовательно, 18

времени» и, естественно, воспитания.

В работах современных исследователей также значительное внимание уделяется различным аспектам социально-культурного воспитания личности. Так в работах JI.C. Зориловой социально-культурное становление личности рассматривается в контексте поиска духовных идеалов в науке, культуре и искусстве. Теории и методике развития педагогических способностей у будущих специалистов социально-культурной деятельности посвящены работы Т.В. Христидис. В исследованиях JI.C. Майковской рассматривается феномен этнокультурной толерантности как значимый аспект социально-культурного становления личности. Мировоззренческие основы этого процесса освещаются в работах А.Я. Айзенберга, А.И. Арнольдова, A.A. Аронова, В.А. Волобуева, JI.C. Жарковой. JI.A. Калашникова рассматривает процесс формирования социальной зрелости личности как педагогический феномен, более того она считает, что «социальная зрелость» может рассматриваться как один из критериев качества образования19. Сходной точки зрения придерживается и A.M. Егорычев. С.А. Архарова обращается в своих работах к процессу формирования нравственных ценностей у будущих педагогов-психологов, что также непосредственно связано с осуществлением социокультурного воспитания личности.

Н.Ю. Падылин определяет основы формирования социального здоровья старшеклассников в социокультурной воспитательной среде современной школы. И.А. Федосеева анализирует развитие системы социального воспитания студенческой молодежи на основе тендерного подхода. В работах Н.С. Ющенко представлен процесс формирования социальной ответственности в обучении и воспитании будущих эстрадных вокалистов. A.B. Березняк и H.A. Береза, Н.М. Брунчукова обращаются к

18 Шопенгауэр, А. Сочинения в двух томах. T.2. - М., 2001. С.488.

19 Калашникова Л.А. Зрелость как социальный критерий качества образования и воспитания личности на каждом ее возрастном эиапе // Актуальные проблемы социальной педагогики: методология, теория, практика: сб. научных трудов. - М., 2012. С.52.

проблеме коммуникативной компетентности, которая, несомненно, является частью социокультурного воспитания личности.

Художественное переживание представлено в работах А.Н Малюкова, А.П. Цилинко как фактор познания и самопознания. Формированию досуговых потребностей подростков из семей социального риска посвящены работы O.A. Зайкной, которая предлагает решать эту проблему на основе социокультурного проектирования. Социально-педагогическому

сопровождению воспитания подростков из неполных семей — работы Е.А. Скидановой. Формированию ценностно-патриотических ориентаций — работы H.A. Аркатовой, Е.А. Есиной, С.И. Кулинина.

Большое количество работ посвящено роли искусства в социально-культурном воспитании личности. Так в работах Б.М. Неменского искусство предстает как форма познания и организации жизни, а в работах А.И. Щербаковой феномен музыкального искусства раскрывается в контексте становления и развития культуры, в исследованиях Г.Г. Коломиец музыкально-эстетическое воспитание молодежи рассматривается с позиции аксиологического подхода, ею выдвинута концепция ценности музыки как субстанции и способа ценностного взаимодействия человека с миром. Формированию музыкальной культуры посвящены работы В.В. Кудрявцевой.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Батищев, Игорь Владимирович, 2014 год

Список литературы

1. Абдуллин, Э.Б. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Текст / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Прометей, 2003. - 223 с.

2. Адорно, Т.В. Проблемы философии морали. Текст / Т.В. Адорно. - М.: Изд. «Республика», 2000. - 239 с.

3. Алексеев, А. Кто есть кто в российской рок-музыке. Текст / А. Алексеев. - М.: ACT, АСТРЕЛЬ, ТРАНЗИТКНИГА, 2006. - 559 с.

4. Алексеев, П.В. Социальная философия: учебное пособие. Текст / П.В. Алексеев. - M.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 256 с.

5. Алексеев, C.B. Все религии мира. Энциклопедический справочник. Текст / C.B. Алексеев, Г.А. Елизаров. - М.: Вече, 2007. - 592 с. ил.

6. Альтернативная культура: Энциклопедия. Текст / Сост. Д. Десятерик. -Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005. - 240 с.

7. Амонашвили, Ш.А. О педагогике творящей. Текст / Амонашвили, Ш.А. //Творческая педагогика накануне нового века. Материалы I научно-практической конференции 31 марта-2 апреля 1997 г. - М.: Mill У, 1997. - С. 17-19.

8. Ануфриева, Н.И. Системный подход в музыкальном образовании в контексте педагогических инноваций. Текст / Н.И. Ануфриева // Философия музыки и музыкального образования как научное направление. Сборник научных статей.- М.: РГСУ, Вашингтон: Гирш. 2010. - С. 65-76.

9. Ануфриева, Н.И. Народное художественное творчество в контексте философско-культурологических категорий. Текст // Философия музыки и музыкального образования как научное направление. Сборник научных статей. Часть 3.- М.: РГСУ, Вашингтон: Гирш. 2012. - С. 155 — 166.

10. Апрелева, В.А. Музыка как выражение и предвосхищение культуры. Текст / В.А. Апрелева - СПб.: Инфо-да, 2004. - 380 с.

11. Аркатова, H.A. Музыкальное краеведение как средство формирования нравственно-патриотической культуры студента педагогического колледжа.

Текст / H.A. Аркатова //Подготовка современного учителя музыки: опыт, проблемы, решения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 6-8 апреля 2004 г. - Смоленск: ООО «Принт-Экспресс», 2004. -С. 52-54

12. Аронов, A.A. Пушкин в истории русской культуры. Текст / A.A. Аронов. - М.: Экон-Информ, 2007. - 184 с.

13. Архарова, С.А. Современное видение проблемы формирования нравственных ценностей личности. Текст / С.А. Архарова // Вестник МГУКИ. 2013.- №1. - С. 166-171.

14. Асташев, Д.А. Смысловые грани феномена «музыка» в учениях Античности и европейского Средневековья. Две лекции по «Истории музыки» / Д.А. Асташев. - М.: МГУКИ, 2007. - 38 с.

15. Бадмаев, Б.Ц. Психология обучения речевому мастерству. Текст / Б.Ц. Бадмаев, A.A. Малышев. - М.: Владос, 2002. - 224 с.

16. Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании. Текст / В.И. Байденко // Высшее образование в России, 2004. Выпуск №11. - С. 3.-13.

17. Батищев, И.В. Социокультурное воспитание молодежи в образовательном пространстве современного вуза. Текст / Батищев И.В. // Научно-практический журнал «Человеческий капитал» № 11 (59) 2013. — С. 94-97.

18. Батищев, И.В. Социокультурное воспитание современной молодежи как объект научного исследования, Текст / И.В. Батищев // Научно-практический журнал «Человеческий капитал» № 11 (59) 2013. - С.28-31.

19. Батищев, И.В. Социокультурное воспитание в духовном становлении современной молодежи. Текст / И.В. Батищев // Казанская наука № 1. Казанский Издательский Дом, 2014. - С. 207-210.

20. Батищев, И.В. Художественно-эстетическое переживание в становлении и социализации личности в современном пространстве культуры. Текст / И.В. Батищев // Научно-практический журнал «Человеческий капитал» № 2 (62) 2014.-С. 61-63.

21. Батищев, И.В. О формировании основ педагогического опыта будущего учителя музыки на довузовском этапе в средних специальных учебных заведениях. Текст / И.В. Батищев // Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности: Материалы 1-й Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 29-31 марта 2001 г /Урал.гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 2001. TI. - С.58-59.

22. Батищев, И.В. Формирование мотивационно-ценностного отношения личности специалиста-музыканта к профессионально-педагогической деятельности. Текст / И.В. Батищев // Управление системой социальных ценностей личности и общества в мире изменений (краткосрочные и долговременные горизонты): Материалы международного психологического конгресса. Кострома, 23-24 октября 2003 г. Том I. - М.: Кострома: КГУ им. Некрасова, 2003. - С. 49-53.

23. Батищев, И.В. Профессиональное становление будущих военных дирижеров как фактор совершенствования их музыкально-эстетического образования. Текст / И.В. Батищев // Становление музыкальной культуры специалиста в условиях педагогического образования. Материалы II межрегиональной научно-практической конференции. - Липецк: ЛГПУ, 2005.-С. 65-69.

24. Батищев, И.В. Искусство в постижении и созидании картины мира. Текст / И.В. Батищев // Культура. Духовность. Общество. Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 7 ноября 2014 г. - С.217-221.

25. Батищев, И.В. Феномен преемственности в осуществлении социокультурного воспитания молодежи, Текст / И.В. Батищев // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. Сборник материалов XXXV Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 10 ноября 2014 г. - С. 172-176.

26. Батищев, И.В. Профессиональное и духовно-нравственное становление молодежи в условиях глобализирующегося мира. Текст / И.В. Батищев //

Музыка в информационном пространстве культуры III тысячелетия: проблемы, мнения, перспективы: сборник научных трудов. Выпуск IX - М.: РГСУ, 2014. - С.54-60.

27. Бергер, Л.Г. Эпистемология искусства. Текст / Л.Г. Бергер. - М.: Русский мир, 1997. - 432 с.

28. Бердяев, Н. Смысл творчества. Текст / Н. Бердяев. - М.: Хранитель, 2006. -414 с.

29. Береза, H.A. Сущность и структура профессионально-коммуникативной культуры дизайнера. Текст / H.A. Береза // Ученые записки РГСУ. - 2011. - №7 (95).-С. 181-184.

30. Березняк, A.B. Современное образование и проблема коммуникативной компетентности. Текст / A.B. Березняк // Дипломатическая служба. Вып. 8. -М.: 2006. - С.73-77.

31. Бернстайн, л. Концерты для молодежи. Текст / Л. Бернстайн. - Л.: Советский композитор, 1990. - 232 с.

32. Болотов, В.Х. Выдающиеся представители русской социально-философской мысли первой половины XX века. Текст / В.Х. Болотов, A.M. Кумыков. - М.: Гелиос АРВ, 2002. - 480 с.

33. Бокань, Ю.И. К идеалам гуманитарной цивилизации. Текст / Ю.И. Бокань // Творческая педагогика накануне нового века. Материалы I научно-практической конференции 31 марта-2 апреля 1997 г. - М.: МПГУ. - С.3-10.

34. Бонфельд, М.Ш. Музыка. Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства. Текст / М.Ш. Бонфельд. - М., 1991. -125 с.

35. Брюсов, В. Собрание сочинений. Т.З. Текст / В. Брюсов. - М.: Художественная литература, 1974. - 696 с.

36. Брунчукова, Н.М. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности будущих учителей музыки. Текст / Н.М. Брунчукова // Подготовка современного учителя музыки: опыт, проблемы, решения.

Материалы Всероссийской научно-практической конференции 6-8 апреля 2004 г. - Смоленск: ООО «Принт-Экспресс», 2004. - С.64-66.

37. Бьюзен, Т. Могущество вербального интеллекта. Текст / Т. Бьюзен. - Мн.: Попурри, 2004. - 320 с.

38. Бьюзен, Т. Могущество Социального Интеллекта. Текст / Т. Бьюзен. -Мн.: Попурри, 2004. - 208 с.

39. Бьюзен, Т. Могущество Духовного Интеллекта. Текст / Т. Бьюзен. - Мн.: Попурри, 2004. - 240 с.

40. Бычко, В.В. Эстетика. Текст / В.В. Бычков. - М.: Академический проект, 2009. - 452 с.

41. Вардзелашвили, Ж.А. К вопросу о формировании чувства толерантности у студентов педагогических вузов. Текст / ЖА. Вардзелашвили // Творческая педагогика накануне нового века. Материалы I научно-практической конференции 31 марта-2 апреля 1997 г. - М.: МПГУ, 1997. - С.37-39.

42. Василькова, Ю.В. Лекции по социальной педагогике. Теория и история. Текст / Ю.В Васильева. - М.: Перспектива, 2006. - 736 с.

43. Вейнингер, О. Последние слова; Пол и характер: Сборник. Текст / О. Вейнингер — Мн.: ООО «Попурри», 1997. - 416 с.

44. Великие мысли великих людей. Антология афоризма. В 3-х томах. Том 1. Древний мир. Текст / Сост. И.И. Комарова, А.П. Кондрашов. - М.: «РИПЛ-КЛАССИК», 1998. - 512 с.

45. Великие мысли великих людей. Антология афоризма. В 3-х томах. Том 3. Х1Х-ХХ века. Текст / Сост. И.И. Комарова, А.П. Кондрашов. - М.: «РИПЛ-КЛАССИК», 1998. - 736 с.

46. Видгоф, Л.М. Москва Мандельштама. Книга-экскурсия. Текст / Л.М. Видшф. - М.: ОГИ, 2006. - 480 с.

47. Виндельбанд, В. История философии. Текст / В. Виндельбанд. - Киев: «Ника-центр», «Вис-С», 1997. - 560 с.

48. Волченко, В.Н. Проблемы образования XXI века. Текст / В.Н. Волченко // Творческая педагогика накануне нового века. Материалы I научно-

практической конференции 31 марта-2 апреля 1997 г. - М.: МПГУ, 1997. - С. 11-15.

49. Воронина, Н.И. Лики провинциальной культуры. Текст / Н.И. Воронина. - Саранск: Изд. «Красный Октябрь», 2004, - 232 с.

50. Выготский, Л.С. Психология искусства. Текст / Л.С. Выготский - М.: педагогика, 1987.-341 с.

51. Гачев, Г.Д. Космо-Психо-Логос. Текст / Г.Д. Гачев. - М.: Академический проект, 2007. - 511 с.

52. Гегель, Г.В.Ф. Феноменология духа. Текст / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Академический проект, 2008. - 767 с.

53. Гобозов, И.Л. Социальная философия. Текст / И.Л. Гобозов. - М.: Академический проект, 2007. - 352 с.

54. Гоголь, Н.В. Духовная проза. Текст / Н.В. Гоголь. - М.: «Русская книга», 1992. - 560 е., 1.л. Порт., 16 л. ил.

55. Горбунова, М.А. Формирование художественного кругозора школьников как необходимое условие их всестороннего развития. Текст // М.А. Горбунова, C.B. Егорова // Тенденции развития региональных систем общего и профессионального музыкального образования: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (14-15 ноября 2002 г.) -Саранск, 2003. - С. 161-164.

56. Горбунова, М.А. Развитие художественного опыта подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях. Текст / М.А. Горбунова. Автореф. дис. на соиск. уч. степ., к.п.н. - М.:ИХО РАО, 2007. - 24 с.

57. Григорьев, A.A. Искусство и нравственность. Текст / A.A. Григорьев. -М.: Современник, 1986. - 351 с.

58. Григорьев, А. Эстетика и критика. Текст / А. Григорьев. - М.: Искусство, 1980.-496 с.

59. Гуляницкая, Н.С. Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. Текст / Н.С. Гуляницкая. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 432 с.

60. Даль, В.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль. - М.: ЭКСМО, 2006. - 616 е., ил.

61. Даривханы, JI. Сущность эстетического воспитания с учетом своеобразных этнических проявлений в мироощущении. Текст / JI. Даривханы // Творческая педагогика накануне нового века. Материалы I научно-практической конференции 31 марта-2 апреля 1997 г. - М.: МИГУ, 1997. - С. 71 - 73.

62. Дидро, Д. Эстетика и литературная критика. Текст / Д. Дидро. - М.: «Художественная литература», 1980. - 659 с.

63. Егорычев, A.M. Формирование социальной зрелости личности учащихся в условиях воспитательной системы гимназии. Учебно-методическое пособие. Текст / A.M. Егорычев, Л. А. Калашникова. - М.: МГПУ, 2012. - 87 с.

64. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества. Текст / Л.Б. Ермолаева-Томина. - М.: Академический проект, 2005. - 304 с.

65. Есина, Е.А. Патриотический потенциал литературных памятников Куликовского цикла / Е.А. Есина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - №3. - С. 276-279.

66. Есина, Е.А. Формирование патриотизма у студентов вузов культуры и искусства в процессе изучения древнерусской литературы. Текст / Е.А. Есина. Авт. дис. на соиск. уч. степ. к. п н. - М.:МГУКИ, 2009. - 24 с.

67. Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии. Учебное пособие. Текст / М.: ИД «ФОРУМ»; ИНФРА-М, 2006. - 192 с.

68. Жидков, B.C. Культурная политика России. Текст / B.C. Жидков, К.Б. Соколов. - М.: Академический проект, 2001. - 592 с.

69. Жуков, В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований. Изд. 2-е перераб. и допол. В Зт. Т. 1.Россия на рубеже тысячелетий: социология экономики и политики. Текст (1985-2005) / В.И. Жуков. - М.: Изд. РГСУ, 2007. - 556 с.

70. Жуков, В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований. Изд. 2-е перераб. и допол. В Зт. Т.2. Социология глобальных процессов. Текст / В.И. Жуков. - М.: Изд. РГСУ, 2007. - 676 с.

71. Жуков, В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований. Изд. 2-е перераб. и допол. В Зт. Т.З. Философия и социология образования и культуры. Текст / В.И. Жуков. - М.: Изд. РГСУ, 2007. - 614 с.

72. Жуков, В.И. РГСУ в 2008-2009 учебном году. Фундаментальные основы дальнейшего инновационного развития. Текст / В.И. Жуков. - М.: Изд. РГСУ, 2009.- 110 с.

73. Зайцев, A.C. Направления оптимизации творческого развития и социализации подростков в условиях школьного театра. Текст / A.C. Зайцев // Профессиональное развитие специалиста: современные педагогические подходы и технологии: Сб. Материалов межвузовской научно-практической конференции. - М.: ВШК, 2009. - С. 84-94.

74. Закутский, В.И. Музыкальное исполнительство как творческий процесс / В.И. Закутский // Музыкально-эстетическое воспитание в России: традиции и новаторство: Материалы научно-практической конференции / Под ред.

B.И. Закутского, Л.С. Майковской. -М.: МГУКИ, 2008. С. 13-20.

75. Зорилова, Л.С. Поиск духовных идеалов личности в науке, культуре и музыкальном искусстве. Текст / Л.С. Зорилова. - М.: Альма-Матер: Академический проект, 2008. - 253 с.

76. Зуев, Д.Д. На пути к подлинной духовности (Антология Гуманной Педагогики как средство формирования духовной культуры учителя). Текст / Д.Д. Зуев // Творческая педагогика накануне нового века. Материалы I научно-практической конференции 31 марта-2 апреля 1997 г. - М.: МПГУ, 1997. - С. 29-36.

77. Иванов, С.П. Психология художественного действия субъекта. Текст /

C.П. Иванов. - М: Изд. Московского психолош-социального института, Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2003. - 640 с.

78. Изард, К.Э. Психология эмоций. Текст / К.Э. Изард. - М., СПб. и др.: ПИТЕР, 2006. - 464 е., ил.

79. Ионин, Л.Г. Социология культуры. Второе издание. Текст / Л.Г. Ионин. -М.: Логос, 1998. - 280 с.

80. Кабалевский, Д. Творческие встречи, очерки, письма / Д. Кабалевский. М.: Изд. «Советский композитор», 1974. - 397 с.

81. Каган, М.С. Эстетика как философская наука. Университетский курс лекций. Текст / М.С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1997. - 544 с.

82. Каган, М.С. Избранные труды в VII томах. Том I. Проблемы методологии. Текст / М.С. Каган. - Спб.: ИД «Петрополис», 2006. - 356 с.

83. Каган, М.С. Избранные труды в VII томах. Том. II. Теоретические проблемы философии. Текст / М.С. Каган. - Спб.: ИД «Петрополис», 2006. -660 с.

84. Казакова, И.С. Развитие интереса к классической музыке у студентов педагогического колледжа. Текст / И.С. Казакова // Подготовка современного учителя музыки: опыт, проблемы, решения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 6-8 апреля 2004 г. - Смоленск: ООО «Принт-Экспресс», 2004. - С.33-35.

85. Казурова A.C. Проблемы государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования: опыт и перспективы. Текст / A.C. Казурова. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 93 с.

86. Калашникова, Л.А. Формирование социальной зрелости личности как педагогический феномен. Текст /Л.А. Калашникова //Сибирский педагогический журнал: научно-практическое издание. - Новосибирск, 2009. -№7.-С. 155-162.

87. Калашникова, Л.А. Зрелость как социальный критерий качества образования и воспитания личности на каждом ее возрастном этапе. Текст / Л.А. Калашникова // Актуальные проблемы социальной педагогики: методология, теория, практика: сб. научных трудов. - М., 2012. - С. 52-57.

88. Каменец, A.B. Основы культурной политики. Учебник. Текст / A.B. Каменец. - М.: Перспектива, 2012. - 147 с.

89. Карпушина, С. История мировой культуры. Учебник для вузов. Текст / С. Карпушина, В. Арпушин. - M.:Nota bene, 1998. - 536 с.

90. Киргизова, J1.B. Система художественно-эстетического воспитания. Текст / JI.B. Киргизова // Материалы Всероссий научно-практической конференции 6-8 апреля 2004 г. - Смоленск: СПК, 2004. - С.76-81.

91. Киященко, Н.И. Эстетика — философская наука. Текст / Н.И. Киященко — М.: Изд. Дом «Вильяме», 2005. - 592, ил.

92. Киргизова, JI.B. Система художественно-эстетического воспитания. Текст / JI.B. Киргизова // Подготовка современного учителя музыки: опыт, проблемы, решения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 6-8 апреля 2004 г. - Смоленск: ООО «Принт-Экспресс», 2004. -С. 76-80.

93. Клюева, Г.Н. Особенности творческого развития детей с ограниченными возможностями в школах искусств. Текст / Г.Н. Клюева, H.H. Митракова, М.С. Щетинина, Е.С. Дикаева, Н.Ю, Щетинина. - Омск: Изд. ОмГТУ, 2000. -56 с.

94. Князь Владимир Одоевский. Дневник. Переписка. Материалы. Текст / Ред. - сост. М.П. Рахманова. - М.: Изд. «Дека-ВС», 2005. - 524 с.

95. Кобозева, И.С. Теория и практика музыкально-просветительской деятельности в условиях дополнительного образования: программа и методические рекомендации курса по выбору. Текст / И.С. Кобозева, О.В. Милицина. - Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2007. - 33 с.

96. Коломиец, Г.Г. Музыкально-эстетическое воспитание. Аксиологический подход. Монография. Текст / Г.Г. Коломиец. - Оренбург: Изд. «Южный Урал», 2001.-240 с.

97. Коломиец, Г.Г. Концепция ценности музыки как субстанции и способа ценностного взаимодействия человека с миром. Текст / Г.Г. Коломиец. Автор.

дис. на соиск уч. ст. док. философ, наук. - М.: Изд. МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006. - 44 с.

98. Коляденко, Н.П. Синестезия в музыкально-эстетическом воспитании. Текст / Н.П, Коляденко // Творческая педагогика накануне нового века. Материалы I научно-практической конференции 31 марта-2 апреля 1997 г. -М.: МПГУ, 1997. - С. 58-59.

99. Кон, И.С. В поисках смысла: Личность и ее самосознание. Текст / И.С. Кон - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

100. Кондин, Б,И. Музыка как фактор гуманизации образовательного процесса в современном техническом вузе. Текст / Б.И. Кондин. - Автор, дис. на соиск. учен. ст. к.п.н. - СПБ.: Изд. РГПУ им. А,И. Герцена, 2012. - 24 с.

101. Коновалова, Г.Н. Роль оценки в формировании личности студента. Текст / Г.Н. Коновалова // // Материалы Всероссий научно-практической конференции 6-8 апреля 2004. - Смоленск: СПК, 2004. - С.94-96.

102. Коновалова, Г.Н. Музыка в студенческой субкультуре СГИФК. Текст / Г.Н. Коновалова // // Материалы Всероссий научно-практической конференции 6-8 апреля 2004. - Смоленск: СПК, 2004. - С.103-106. ЮЗ.Корнев, Д.В. Влияние фольклора на формирование этнической толерантности подростков. Монография.Текст / Д.В. Корнев. - М.: УЧ «Перспектива», 2013. - 136 с.

104. Корсакова, И.А. К вопросу о кризисе музыкальной культуры. Текст // Философия музыки и музыкального образования как научное направление. Сборник научных статей. Часть 2. - М.: РГСУ, Вашингтон: Гирш. 2011. - С. 111 — 119.

105. Корсакова, И. А. Семиотика выразительных средств и коммуникативных особенностей рок-музыки. Текст // Философия музыки и музыкального образования как научное направление. Сборник научных статей. Часть 3. -М.: РГСУ, Вашингтон: Гирш. 2012. - С. 167 — 176.

106. Костина, A.B. Национальная культура. Этническая культура. Массовая культура. «Баланс интересов» в современном обществе. Текст / A.B. Костина. - М.: «Либроком», 2013. - 216 с.

107. Костриков, К.Н. Музыка в художественном пространстве отечественной культуры. Часть I. Истоки. Текст / К.Н. Костриков, А.И. Щербакова. -М.:Перспектива, 2009. - 256 с.

108. Костриков, К.Н. Музыка в художественном пространстве отечественной культуры. Часть II. Становление. Текст / К.Н. Костриков, А.И. Щербакова. -М. гПерспектива, 2010.

109. Кострикова, Д.К. Музыка как источник знания-переживания. Текст / Д.К. Кострикова // Система ценностей современного общества. Новосибирск: ЦРИС, 2010. - С. 68-73.

110. Кострикова, Д.К. Музыкальная культура в формировании мировоззрения личности. Текст / Д.К. Кострикова. Автореф. диссертации на соискание ученой степени кан. философ, наук. - М.: Изд. РГСУ, 2010. - 23 с.

111. Кузнецов, П.С. Социологическая теория социальной адаптации. Текст / П.С. Кузнецов. Дис. на соиск. уч. ст. д.с.н. - Саратов, 2000. - 335 с.

112. Кустова, Л.С. Тайна национального характера. Текст / Л.С. Кустова. - М.: Икар, 2003 - 164 с.

113. Крысько, В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. Текст / В.Г. Крысько. - Мн.: Харвест, 2004. - 688 с.

114. Кузнецова, А.Г. Использование методов арт-педагогики в воспитательной работе с детьми. Текст / А.Г. Кузнецова // Человеческий капитал. - 5 (41). - 2012. - С. 189-191.

115. Кузнецова, А.Г. Формирование основ нравственной воспитанности младших школьников средствами арт-педагогики в социокультурном пространстве организации дополнительного образования. Авт. Дис. На соиск. уч. ст. к.п.н. Текст / А.Г. Кузнецова. - М.:РГСУ, 2013. - 24 с.

116. Кукина, Е.М. Мир русского искусства. Энциклопедический словарь. Текст / Е.М. Кукина. - М.: Русский язык - Медиа, 2005. - 484 е., 38 с. ил.

117. Кулинин, С.И. Формирование ценностно-патриотических ориентаций у будущих менеджеров социально-культурной деятельности в вузах. Текст / С.И. Кулинин. Автор, диссер. на соиск. ученой ст. к.п.н. - М.: МГУКИ, 2013. -24 с.

118. Лазарев, М.А. Профессиональное становление студентов в высшей школе. Текст / М.А. Лазарев // Образовательное пространство: вызовы XXI века. Материалы международной научной конференции (24 марта, 2012 г., Москва) — М.: МИДПО, 2012. - С. 54-57.

119. Лазарев, М.А. Освоение художественной культуры в профессиональном становлении современного учителя. Текст / М.А. Лазарев. Автор, диссер. на соиск. ученой ст. к.п.н. - М.: ИХО РАО, 2013. - 24 с.

120. Левяш, И.Я. Культурология. Текст / И.Я. Левяш. - Мн.: Тетра - Системе, 1998.-544 с.

121. Лихтенберг, Г.К. Афоризмы / Т.К. Лихтенберг. - М.: Наука, 1963. - 344 с.

122. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). Текст. - СПб.: «Искусство-СПб.», 2008. - 413 с.

123. Майерс, Д. Социальная психология. 7-е издание. Текст / Д. Майерс. - М., СПб. и др.: ПИТЕР, 2013. - 800 е., ил.

124. Майковская, Л.С. Феномен этнокультурной толерантности в музыкальной культуре и образовании. Монография /Л.С. Майковская. - М.: Граф-Пресс, 2008. - 260 с.

125. Малахова, И.А. Развитие личности в двух частях. Часть 2. Художественно-творческая деятельность. Текст / И.А. Малахова. - Мн.: Беларуская наука, 2003. - 152 с.

126. Малюков, А.Н. Теоретические основы формирования художественной культуры у подростков. Учебное пособие. Текст / А.Н. Малюков. - М.: Прометей, 1993. - 144 с.

127. Малюков, А.Н. Формирование художественной культуры подростка в процессе воспитания ценностного отношения к искусству. Текст / А.Н.

Малюков. Атореферат дис. на соиск. уч. ст. доктора пед. наук. - М.: МПГУ,

1996. - 39 с.

128. Мандельштам, О.Э. Об искусстве. Текст / О.Э. Мандельштам. - М.: Искусство, 1995. - 416 е., порт.

129. Манн, Ю. В поисках живой души. Писатель — критика — читатель. Текст / Ю. Манн. - М.: Книга, 1984. - 415 с.

130. Мардахаев, JI.B. Социальная педагогика. Новый образовательный стандарт. Курс лекций. Текст / JI.B. Мардахаев. - М.: Изд. МГСУ, 2002. - 256 с.

131. Медушевский, В.В. Музыкальное произведение и его культурно-генетическая основа. Текст / В.В. Медушевский //Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа. Сб.статей. Сост. И.А.Котляревский и др. - Киев: Музычна Украина, 1988. - С.5-17.

132. Медушевский, В.В. Грядущее искушение педагогики. Текст / В.В. Медшевский // Творческая педагогика накануне нового века. Материалы I научно-практической конференции 31 марта-2 апреля 1997 г. - М.: МПГУ,

1997. - С. 47-50.

133. Мелешкина, Е.А. Методика художественной идентификации музыкального сочинения как фактор оптимизации процесса освоения произведений композиторов-романтиков. Текст / Е.А. Мелешкина // Философия музыки и музыкального образования как научное направление. Сборник научных статей.- М.: РГСУ, Вашингтон: Гирш. 2010. - С. 87-94.

134. Мелешкина, Е.А. Романтическое мировоззрение как историко-культурный феномен. Текст / // Философия музыки и музыкального образования как научное направление. Сборник научных статей. Часть 2.- М.: РГСУ, Вашингтон: Гирш. 2011. - С. 120-125.

135. Микешина, JI.A. Эпистемология ценностей. Текст / JI.A. Микешина. -М.: РОССПЕН, 2007. - 439 с.

136. Минаев, Е.А. Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства. Текст / Е.А. Минаев. - М.: музыка, 2000. - 392 с. с илл.

137. Миронова, И.А. К вопросу о фундаментальных основах музыкальной психологии. Текст / И.А. Миронова // Психология и музыкознание: проблемы восприятия, мышления, творчества - по материалам научно-практических конференций — Тула: ТМУ им. A.C. Даргомыжского, 2001. - С.50-52.

138. Молоствова, И.Е. Поликультурная коммуникация и задачи современного музыкального образования. Текст // Философия музыки и музыкального образования как научное направление. Сборник научных статей.- М.: РГСУ, Вашингтон: Гирш. 2010. - С. 95-104.

139. Музыкальное воспитание в современном мире. Материалы IX конференции Международного общества по музыкальному воспитанию (ИСМЕ). - М.: Советский композитор, 1973. - 416 с.

140. Музыкальное искусство и культура: наблюдения, анализ, рекомендации. Вып. 3. Текст /Отв. ред. И.Н. Гомиеров. - Новосибирск: Изд. Новосибирской государственной обл. библиотеки, 1997. - 208 с.

141. Мухаметзянова, Р .С. Эстетическое воспитание детей как фактор социализации в поликультурной среде. Авт. дис. на соиск. уч. ст. к.п.н. Текст / P.C. Мухаметзянова. - М.ИХО РАО, 2013. - 24 с.

142. Назайкинский, Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания. Текст / Е.В. Назайкинский //Восприятие музыки, Сб. статей. -М.: Музыка, 1980. -С. 91-110.

143. Назайкинский, Е.В. Музыковедческое слово и музыка. Текст / Е.В. Назайкинский // Творческая педагогика накануне нового века. Материалы I научно-практической конференции 31 марта-2 апреля 1997 г. - М.: МПГУ, 1997.-С. 51-52.

144. Назарчук, A.B. Трансцедентальная прагматика К.-О. Апеля и понятие коммуникативного сообщества. Текст / A.B. Назарчук // Теория коммуникации в современной философии. - М.: Прогресс — Традиция, 2009. - С.24-47.

145. Неменский, Б.М. Искусство как форма познания и организации жизни. Текст / Б.М. Неменский // Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том 1. Приложение 9. - М.: ИХО РАО, 2012.- 100 с.

146. Николаев, Е.И. Система организации занятий в музыкальной студии. Текст / Е.И. Николаев, З.Ф. Агеенкова. - //Материалы Всероссий науч.-практ. конференции 6-8 апреля 2004. - Смоленск: СПК, 2004. - С.92-94.

147. Ниорадзе, В.Г. Интегративность и творчество в педагогическом процессе. Текст / В.Г. Ниорадзе // Творческая педагогика накануне нового века. Материалы I научно-практической конференции 31 марта-2 апреля 1997 г. - М.: МПГУ, 1997. - С. 40 -43

148. Ницше, Ф. О пользе и вреде истории; Сумерки кумиров; Утрення заря: Сборник / Ф. Ницше. - Мн.: ООО «Попурри», 1997. - 512 с.

149. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Русский язык, 1001. -916 с.

150. Окладникова, Е.А. Социология культуры: учебное пособие. Текст / Е.А. Окладникова. - Спб.: Бизнесс-Пресса, 2008. - 312 с.

151. Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека. Текст / А.Б. Орлов. - M.:ACADEMA, 2002. - 272 с.

152. Падылин, Н.Ю. К вопросу о воспитании социально здоровой личности выпускника общеобразовательной школы. Текст / Н.Ю. Падылин, Н.И. Никитина // Ученые записки РГСУ. - 2012. - №9. - С.86-89.

153. Падылин, Н.Ю. Формирование основ социального здоровья старшеклассников в социокультурной воспитательной среде школы. Текст / Н.Ю. Падылин. Автореферат дис. на соиск. учен. степ, к.п.н. - М.:РГСУ, 2013. -22 с.

154. Пивницкая, О.В. Русский песенный фольклор и его освоение детьми. Текст / О.В. Пивницкая // Педагогическое образование и наука. - М., 2007 -№2. - С.28-29.

155. Пивоваров, Д.В. Философия религии. Текст / Д.В. Пивоваров. - М.: Академический проект, 2006. - 640 с.

156. Платек, Я. Верьте музыке. Текст / Я. Платек. - М.: Советский композитор, 1989. - 352 е., ил.

157. Платон Собрание сочинений в четырех томах. Т.2. Текст / Платон — М.: Мысль, 1993. - 528 с.

158. Пожидаев, Г. Дмитрий Борисович Кабалевский. Текст / Г. Пожидаев. -М.: Музыка, 1970. - 80 с.

159. Полторацкая, И.Л. К вопросу о педагогическом значении искусства пения. Текст / И.Л. Полторацкая // Подготовка современного учителя музыки: опыт, проблемы, решения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 6-8 апреля 2004 г. - Смоленск: ООО «Принт-Экспресс», 2004. - 11-13.

160. Полюдова, E.H. Педагогические условия становления эстетического опыта подростков при изучении искусства. Текст / E.H. Полюдова. Авт. Дис. На соискю уч. ст. к.п.н. - М.: ИХО РАО, 2007. - 24т с.

161. Пряшникова, М.П. Из истории русской музыкальной культуры XVIII века. Сборник статей. Текст / М.П. Пряшникова. - М.: МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2010. - 260 с.

162. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Текст / Автор-сост. В.А. Мижериков. -Ростов н/Д: изд. «Феникс», 1998. - 544 с.

163. Ранк, О. Эстетика и психология художественного творчества / О. Ранк // Психология художественного творчества. Хрестоматия. - Минск: Харвест, 2003.-С. 5-21.

164. Рапацкая, Л.А. Русская художественная культура. Текст / Л.А. Рапацкая. - М.: Владос, 1997. - 608 с. с илл.

165. Рассел,Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. Текст / Б. Рассел. -СПб.: Изд. «Азбука», 2001. - 960 с.

166. Рогов, Е.И. Эмоции и воля. Текст /Е.И. Рогов. - М.: Владос, 2001. - 240 е.,

167. Рогов, Е.И. Психология общения. Текст / Е.И. Рогов. - М.: Владос, 2003

- 336 с. с илл.

168. Рожина, JI.H. Развитие эмоционального мира личности. Текст / JI.H. Рожина. - Мн.: «Вышейшая школа», 2003. - 272 с.

169. Росенко, М.Н. и др. Основы этических знаний. Текст / М.Н. Росенко и др. - СПб.: Лань, 1998. - 256 с.

170. Российский государственный социальный университете. - М.: Изд. 43 РГСУ, 2007. - 36 с.

171. Российская цивилизация /Под ред. М.В. Мчедлова. - М.: Академический проект, 2003. - 656 с.

172. Руднев, В.П. Словарь культуры XX века. Текст / В.П. Руднев. - М:. -АРГРАФ, 1997. - 384 с.

173. Ручимская, C.B. Феномен просветительства в профессиональной подготовке педагога-музыканта. Текст / C.B. Ручимская. Диссертация на соискание ученой степени к.п.л. - М.: Изд. РГСУ, 2010. - 202 с.

174. Рыбин, В.А. Гуманизм как этическая категория. Текст / В.А. Рыбин. - М.: Логос, 2004. - 270 с.

175. Рыбкина, Т.В. Двигательные механизмы музыкального восприятия. Текст //Психология и музыкознание: проблемы восприятия, мышления, творчества - по материалам научно-практических конференций — Тула: ТМУ им. A.C. Даргомыжского, 2001. - С. 52 — 55.

176. Рябикова, O.A. Преемственность в профессиональном образовании. Текст / O.A. Рябикова // Материалы Всероссий научно-практической конференции 6-8 апреля 2004. - Смоленск: СПК, 2004. - С.86-87,

177. Савенкова, Л.Г, Пространство воображения человека в пространстве мира и природы. Текст / Л.Г. Савенкова // Творческая педагогика накануне нового века. Материалы I научно-практической конференции 31 марта-2 апреля 1997 г. - М.: МПГУ, 1997. - С. 60-61.

178. Середа, В.П. Основные принципы интегральной методики музыкального воспитания. Текст / В.П. Середа // Творческая педагогика накануне нового

века. Материалы I научно-практической конференции 31 марта-2 апреля 1997 г. - М.: МПГУ, 1997. - С. 43 — 46.

179. Силяева, Е.Г. Тенденции формирования этической культуры личности. Текст / Е.Г. Силяева // Творческая педагогика накануне нового века. Материалы I научно-практической конференции 31 марта-2 апреля 1997 г. -М.: МПГУ, 1997 — С. 23-25.

180. Скрыпник, В.Р. Ценностный мир личности в условиях духовного кризиса. Текст //Творческая педагогика накануне нового века. Материалы I научно-практической конференции 31 марта-2 апреля 1997 г. - М.: МПГУ, 1997.-С. 26 — 28.

181. Славина, Е.В. К вопросу об информационном потенциале музыкального искусства // Философия музыки и музыкального образования как научное направление. Сборник научных статей.Часть 2.- М.: РГСУ, Вашингтон: Гирш.

2011.-С. 89-99.

182. Славская, А.Н. Личность как субъект интерпретации. Текст / А.Н. Славская. - Дубна: Феникс, 2002. - 240 с.

183. Слуцкая, И.И. Гуманитарная культура в формировании эстетических и этических идеалов личности. Текст /И.И. Слуцкая. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии. -М.: Изд. РГСУ. -24 с.

184. Слуцкая, И.И. Дух пророчества в творчестве художников прошлого и настоящего как выражение охранительной функции искусства. Текст / И.И. Слуцкая // Философия музыки и музыкального образования как научное направление. Сборник научных статей.Часть 3.- М.: РГСУ, Вашингтон: Гирш.

2012.-С. 219 — 225.

185. Соловьев, B.C. Избранное. Текст / B.C. Соловьев. Составители A.B. Гулыга, С.Л. Кравец. - М.: Советская Россия, 1990. - 496 с.

186. Соломова, Н.Е. Духовно-нравственное развитие детей и юношества в процессе творчества. Текст / Н.Е. Соломова // Творческая педагогика накануне нового века. Материалы I научно-практической конференции 31 марта-2 апреля 1997 г. - М.: МПГУ, 1997. - С. 53 — 55.

187. Сохор, А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // В сб.: Проблемы музыкального мышления /А.Н. Сохор. -М.: Музыка, 1974. - С. 59-74.

188. Станиславский, К .С. Моя жизнь в искусстве. Текст / К.С. Станиславский. - М.: Вагриус, 2003. - 508 с.

189. Строганова, Т.В. Мировоззренческие основы концепции эстетического развития личности в России третьего тысячелетия. Текст /Т.В. Строганова //Творческая педагогика накануне нового века. Материалы I науч.-практич. конференции 31 марта-2 апреля 1997г. -М.:МПГУ, 1997. -С. 20-22.

190. Соловьева, Г.В. «Наполним музыкой сердца, устроим праздники из буден...» Текст / Г.В. Соловьева // Материалы Всероссийской научно-практич. конференции 6-8 апреля 2004 г. - Смоленск: СПК, 2004. - С.66-68.

191. Столярова, Т.А, Субъекты инновационной деятельности: виды и мотивация. Текст /Т.А. Столярова //Ученые записки РГСУ. №3 (59). - М.: РГСУ, 2008. -С. 80-85.

192. Стрельцова, Е.Ю. Русская фольклористика. Монография. Текст / Е.Ю. Стрельцова. - М.: МГУКИ, 2005. - 189 е., ил.

193. Таранов, П. С. Сокровищница дерзаний / П.С. Таранов. - М.: ACT, 2000. -480 е., ил.

194. Толстой, JI. Закон насилия и закон любви: О пути, об истине, о жизни. Текст / Л. Толстой. - М: РИПОЛ КЛАССИК, 2004. - 944 е.: ил.

195. Толерантность в культуре и процессе глобализации. - М.: Гуманитарий, 2010.-488 с.

196. Торопова, A.B. Генезис музыкального феномена психики. Текст // Философия музыки и музыкального образования как научное направление. Сб. науч. статей. Часть 3.- М.: РГСУ, Вашингтон: Гирш. 2012. - С. 128 — 134.

197. Фадеева, С.А. Воспитание музыкой: монография. Текст / С.А. Фадеева. -Н. Новгород: НГЦ, 2005. - 108 с.

198. Федосеева, И.А. Преподаватели высшей школы в условиях инновационного образования в России / И.А. Федосеева // Социокультурные

детерминанты и мотивационные основы развития личности. Мат. всерос. научно-прак. Конфер., посвященной 80-летию В.Г. Леонтьева. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. - С. 70-73.

199. Федосеева, И.А. Национальная система социального воспитания в России: тендерный аспект. Монография. Текст / И.А. Федосеева. -Новосибирск «Архивариус-Н», 2012.- 120 с.

200. Философия культуры. Текст / Под ред. М.С.Кагана, Ю.В.Перова, В.В. Прозерского, Э.Л.Юровской. - С.-П.: Лань, 1998. - 448 с.

201. Франк, С. Предмет знания. Душа человека. Текст /С. Франк. - Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. - 992 с.

202. Фромм, Э. Бегство от свободы. Человек для себя. Текст / Э. Фромм. - М.: Изд. ACT, 2004. - 571 с.

203. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности. Текст / Э. Фромм. -М.: ACT, 2006. - 635 с.

204. Фромм, Э. Личность в современной культуре. Текст / Э.Фромм // Психология личности. Т.1. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом: «Бахрах-М», 2008.-512 с.

205. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства. Текст / В.Н. Холопова. - М.: МГК им. П.И.Чайковского, 1994. - 248 с.

206. Холопова, В.Н. Софии с любовью. Фестиваль Софии Губайдулиной. К юбилею композитора. Текст / В.Н. Холопова. - М.: Министерство культуры Российской Федерации, МГАФ, МГК им. П.И. Чайковского, 2011. - 28 с.

207. Хорунженко, K.M. Культурология: Структурно-логические схемы / K.M. Хорунженко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 336 с.

208. Хрестоматия по психологии художественного творчества. Изд. 2-е. Текст / Ред.-сост. А.Л. Гройсман. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. - 200с.

209. Христидис, Т.В. Теория и методика развития педагогических способностей у будущих специалистов социально-культурной деятельности. Текст /Т.В. Христидис. -Авт. дис. на соиск. учен. степ, д.п.н. - М., 2006. -49 с.

210. Цилинко, А.П, Художественное переживание как фактор познания и самопознания. Текст / А.П. Цилинко // Современное музыкальное образование: перспективы развития: Материалы всероссийской научно-практической конференции. - Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2006. -С.131-134.

211. Цыпин, Г.М. Личностно-профессиональное развитие как психологическая категория и как процесс. Текст / Г.М. Цыпин // Материалы Всероссийской научно-практической конференции 6-8 апреля 2004 г. -Смоленск: СПК, 2004. - С.4-7.

212. Человек. Добродетели и пороки, достоинства и недостатки. Текст /Авт-сост. В.В. Марасин. - М.: «АСТ», Донецк: «Сталкер», 2002. - 556 с.

213. Чижикова, Е.В. Психолого-педагогические основы развития профессиональной направленности студентов в вузе культуры. Текст / Е.В. Чижикова // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. труд. - Вып.4. - М.: МГУКИ, 2003. - С. 87-96.

214. Шеллинг, В.Ф, Философия искусства. Текст / В.Ф. Шеллинг. - М.: Мысль, 1999. - 608 с.

215. Шестаков, В.П. Эсхатология и утопия. Очерки русской философии и культуры: Уч. пособие. Тект / В.П. Шестаков. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 208 с.

216. Щербакова, А.И. Философия музыкального искусства и образованияв подготовке современного педагога-музыканта: монография. Текст / А.И. Щербакова. - М.ГРАФ-ПРЕСС, 2007. - 320 с.

217. Щербакова, А.И. Музыка. Человек. Культура: опыт социально-философского анализа: монография. Текст / АИ. Щербакова. - Изд. РГСУ, 2009. - 306 с.

218. Щербакова, А.И. Личность в постижении звучащего пространства бытия: опыт социально-философского анализа. Текст / А.И. Щербакова // Философия музыки и музыкального образования как научное направление. Сборник научных статей.- М.: РГСУ, Вашингтон: Гирш. 2010. - С. 54-64.

219. Щербакова, А.И. Обращаясь к истокам: социально-философский анализ музыки в контексте истории, теории и методологии культуры. Текст //Философия музыки и музыкального образования как научное направление. Сборник науч. статей. Часть 2.- М.: РГСУ, Вашингтон: Гирш. 2011. -С. 75-88.

220. Эмерсон, Р. Нравственная философия. Текст / Р. Эмерсон. -Мн.:Харвест, М.: АСТ, 2001.-384 с.

221. Этнопсихологические проблемы Вчера и Сегодня. Текст — Мн.:Харвест, 2004. - 496 с.

222. Юдина, М.В. Вы спасетесь через музыку. Литературное наследие. Текст / М.В. Юдина. - М.: Классика-ХХ1, 2005. - 412 е., ил.

223. Юм, Д. Сочинения в двух томах. Т.1. Текст / Д. Юм. - М.: Изд. «Мысль», 1996. - 733 с.

224. Юм, Д. Сочинения в двух томах. Т.2. Текст / Д. Юм. - М.: Изд. «Мысль», 800 с.

225. Юнг, К.Г. Дух в человеке, искусстве и литературе. Текст / К.Г. Юнг. -Мн.: Харвест, 2003. - 384 с.

226. Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии. Текст. - Мн.: «Современное Слово», 1998. - 768 с.

227. Ющенко, Н.С. Музыка в структуре межличностного общения. Текст / Н.С. Ющенко // Сборник материалов выступлений на IX международном социальном конгрессе «Страны БРИК в условиях выхода из глобального кризиса: потенциал и проблемы консолидации» (25-26 ноября 2009 г.) - М.: РГСУ, 2009. - С. 249-250.

228. Ющенко, Н.С. Музыкально-эстетическая среда обитания в становлении личности нашего современника. Текст / Н.С. Ющенко // Сборник материалов XII Международного социального конгресса «Демографическая реальность и демографическая политика: проблемы, пути решения (27 ноября 2012 г.). -М.: РГСУ, 2012. - С. 467-468.

229. Яковлев, Е.Г. Эстетика. Учебное пособие. Текст / Е.Г. Яковлев. - М.: КНОРУС, 2013.-448 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.