Культурно-охранительная природа красоты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Девдараидзе, Екатерина Анатольевна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 147
Оглавление диссертации кандидат наук Девдараидзе, Екатерина Анатольевна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СМЫСЛОВОЕ ОСНОВАНИЕ И КУЛЬТУРНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ФЕНОМЕНА КРАСОТЫ
§ 1 КРАСОТА В СИСТЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ
§ 2 Онтологические истоки и основания красоты
§3 Гносеологический потенциал красоты
ГЛАВА II. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ КАРТИНА ПРЕКРАСНОГО
§1 Красота как способ организации древнегреческого полиса
§ 2 Красота — мера воспитания духа и богомерности человека в Средние века
§ 3 Основы рационализации красоты в Ренессансе
§ 4 Социализация красоты: воспитание вкуса
ГЛАВА III. КРАСОТА В СИСТЕМЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
§ 1 Нравственные и религиозные основания красоты
§ 2 Красота как феномен «непрактичности»
§ 3 Утверждение красоты из тотального безобразия мира
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Эстетические воззрения в Учении Живой Этики2005 год, кандидат философских наук Шлемова, Наталья Анатольевна
Красота: онтологические аспекты философского анализа2011 год, кандидат философских наук Сокровищук, Алсу Ахметовна
Эстетическое воспитание в системе воспитательной деятельности семьи и школы: На материале Японии2005 год, кандидат педагогических наук Казначеева, Алена Александровна
Духовно-эстетическое воспитание студентов средствами христианского и светского искусства2005 год, кандидат педагогических наук Базалий, Раиса Викторовна
Идея прекрасного и ее художественное выражение в творчестве Вл.С. Соловьева2007 год, кандидат филологических наук Заболотская, Альбина Равилевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурно-охранительная природа красоты»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется утратой чётких представлений социальной значимости, извращением содержания эстетической системы в целом и «красоты», в частности.
К началу XXI века стало совершенно очевидным, что мировые катаклизмы вызваны не только политическими причинами, но и утратой социальных ценностных ориентиров, утратой человеком самого себя, того, с чем он себя идентифицировал, во что он веровал. Чрезвычайно богатый великими открытиями, свершениями, достижениями, XX век стал и веком бесчисленных разрушительных войн, революций, политических конфликтов, веком уничтожения человека. К тому же материальная сторона жизни и идеалы потребительского общества, оказались не всегда взаимосвязанными с индивидуальным счастьем человека и общества. Неизбежные спутники нашего проживания: стремительно меняющаяся окружающая среда, всепоглощающий рационализм, страдания, болезни, обнищание — препятствуют развитию склонности к созерцательной жизни, творчеству, наслаждению красотой.
Носителями эстетического потенциала (потенциала красоты) являются природа, человек и человеческое общество. Красота жизни, красота творческого труда, красота человеческих отношений - вот из чего слагается прекрасное в искусстве, суть которого заключается в том, что оно соединяет прекрасное с Вечностью, и тем самым сохраняет это прекрасное, даруя человеку надежду. Отражая и сохраняя прекрасное в жизни, искусство бесконечно расширяет эстетический опыт человека и во времени, и в пространстве. Обладая охранительным потенциалом, искусство способно вызывать внутренние «вибрации души» [104,102], и каждая такая вибрация направлена на обогащение внутреннего состояния человека и развитие его внутреннего мира. Таким образом, оно выпрямляет «скомканную человеческую душу» [199, 270], дарит ощущение счастья быть человеком, радует нас видимой для всех нас возможностью быть прекрасными.
Объединяя и возвышая человека во все эпохи, красота, выраженная в искусстве, давала ему средство защиты, способ взаимного понимания и сопереживания, направляла к добру, милосердию и духовному согласию, сохраняла общественный климат, обогащала сущностное человеческое бытие, ставшее несколько выхолощенным выражением: «Красота спасёт мир» [77, 317]. Эта мысль оказалась в наше время не всегда востребованной, а порой просто забыта. Мир, забывший о красоте и благодати, становится жертвой технического прогресса, лишенного нравственного измерения, «ловушка рациональности» угрожает вырождением. Предлагаемые сегодня постиндустриальные модели мира, разрушают ценностно-психологическую основу культуры и ведут к антропологической катастрофе. Средством укрепления духа может стать осознанное развёртывание не только научной, но и эстетический, этической и религиозной систем ценностей.
Степень разработанности проблемы. На основании эстетических идей Платона, Аристотеля, А.-Б. Альберта, И. Канта, А. Шопенгауэра, У. Морриса, Ф. Ницше диссертант раскрывает значение и смысл понятия «красоты», особенности её культурно-охранительной природы, что дает возможность учитывать ее многоаспектность.
Необходимо отметить, что нравственно-охранительная ценность красоты была выявлена диссертантом, благодаря трудам Плотина, Фомы Аквинско-го, Блаженного Августина, Ф. Вольтера, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, И.-Г. Гер-дера, С. Кьеркегора.
Красота как проблема духовности и целостности личности была глубоко разработана в русской философии и литературе: B.C. Соловьевым, Ф.М. Достоевским, JI.H. Толстым, П.А. Флоренским, И.А. Ильиным, Л.П. Карсавиным, C.JI. Франком, E.H. Трубецким, К. Леонтьевым, Н. Фёдоровым, H.A. Бердяевым, В.В. Розановым, В.О. Кандинским.
Взгляды, изложенные в работах М. Хайдеггера, Ж. Делёза, Н.О. Лосско-го, Г. Гордона, Р. Барта, В.И. Самохваловой помогли автору раскрыть гно-
сеологический потенциал красоты. Эмоциональная сфера и внутриличност-ное переживание и сопереживание необходимо рассматривать как важное и необходимые моменты нашего мышления.
Анализируя феномен красоты, как культурно-охранительную ценность, диссертант использует: социально-культурную типологию П.А. Сорокина; культурологические взгляды: Г. Зиммеля, А. Ф. Лосева, С. Лангер, М. С. Кагана, Д. С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, М.М. Бахтина, Т. Куна, Л. Столовича, М.Д. Купарашвили; футуристические идеи Рольфа Иенсена; эстетический анализ красоты Ф.В.Шеллинга, Г.Ф. В. Гегеля, Г.-Г. Гадамера, В.П. Шеста-кова, К. Кантора, Д. Лукача.
При выявлении культурно-охранительной природы красоты существенную роль сыграли взгляды философов-экзистенциалистов: Ж.-П. Сартра, А. Камю, X. Ортега-и-Гассет, К. Ясперса, а также философов-постмодернистов: Ж. Бодрийяра, М. Фуко, Ж. Лакана, У. Эко. Их поэтическое мышление и художественная аргументация использованы как способы смыслообразования.
Специфика темы исследования потребовала обращения и анализа литературно-художественных и поэтических произведений: А. Данте, В. Шекспира, У. Блейка, Ш. Бодлера, Ф.М. Достоевского, М.И. Цветаевой, О.Э. Мандельштама, Г. Гессе, В.А. Солоухина, A.A. Вознесенского.
Проблема диссертационного исследования заключается в обесценивании красоты как фундаментальной ценности общества, в утрате понимания её культурно-охранительной функции.
Объектом исследования является красота как вечная ценность эстетического бытия человека и человечества.
Предметом исследования является культурно-охранительный статус красоты.
Цель исследования заключается в необходимости поиска новых подходов к изучению культурно-охранительной природы красоты, необходимости
актуализации значимости нравственных оснований, гносеологического потенциала в становлении самоценности красоты.
Задачи:
1. Рассмотрение красоты в системе эстетических категорий и понятий;
2. анализ онтологических истоков и основании красоты — как высшего способа обретения духовного опыта и упорядочения мира;
3. исследование гносеологического потенциала красоты, представляющего ценность не только в познании и самопознании, но и смыслотворения;
4. анализ историко-культурных трансформаций феномена красоты: определение красоты как способа организации древнегреческого полиса; обоснование красоты как меры воспитания духа и богомерности человека в Средние века; изучение основ рационализации красоты в Ренессансе; раскрытие социально-охранительного значения красоты, воспитания вкуса в эпоху Просвещения;
/ш и
5. выявление нравственных и религиозных основании красоты как исторически необходимой культурно-охранительной ценности, гармонизирующей предметный мир и духовное бытие человека; определение красоты как феномена «непрактичности», её духовно-обогащающего, культурно-охранительного статуса;
6. утверждение красоты из «тотального безобразия мира», значимости красоты, как созидающей, одухотворяющей силы для человека и общества в целом.
Методологические основы исследования. В ходе исследования были использованы:
• историко-сраенителънй метод, основанный на анализе и сопоставлении понимания сущности красоты, а также её механизмов трансформации на протяжении различных исторических эпох, начиная с античности и заканчивая современностью;
• герменевтический метод используется, как необходимое средство ин-
терпретации и понимания красоты, способствующий раскрытию смысловой культурно-охранительной сущности феномена красоты;
• аксиологический анализ, направленный на раскрытие красоты как высшей духовной охранительной ценности выступает в качестве базовой методологии.
Диссертационная работа состоит в осуществлении аксиологического подхода в изучении культурно-охранительной природы красоты: рассмотрение генезиса, выявление ценности красоты как целостного культурного явления, тесно связанного с культурной картиной мира и моделирующего его своими средствами.
Научная новизна:
1. Введен новый концепт культурно-охранительной природы красоты. На материале отечественных и зарубежных документов исследована культурно-охранительная природа красоты, её влияние на нравственное состояние человека и общества в целом.
2. Показано исключительное значение восстановления глубинных связей между красотой и искусством, красотой и нравственностью, красотой и истиной, что составляет основу культурно-охранительной природы красоты.
3. Разработан ретроспективный анализ красоты (гармонии, равновесия, меры) - как канона, имманентного свойства, лежащего в основе организации мира, обеспечивающего его упорядоченное сохранение и развитие.
4. Определены значимые для современности — гносеологический потенциал красоты, её нравственные основания, а также ценность созерцания, переживания и творения красоты как способа конструкции духовнопози-тивного общественного климата.
Положения диссертации, выносимые на защиту:
• В качестве нового положения диссертант называет — выявление основной культурно-охранительной природы красоты, её способности охранять и оберегать потенциал совершенствования человеческой природы. В
качестве подобных охранительных свойств красоты в диссертации предложен анализ красоты как способа смягчения нравов, «успокоения страстей», воспитания в человеке нравственных качеств характера, новых эстетических вкусов.
• Выявлена преемственность интереса к истокам и проблеме красоты, её культурно-охранительной природы, её влияние на нравственное состояние человека и общества в целом. Об этом писали ещё Платон и Аристотель. Однако в социальном обустройстве в целом в политической, экономической и других сферах жизни красоте никогда не уделялось достойного внимания и почти никогда не придавалось должного значения. Тривиальность, обыденность красоты, очевидность её присутствия, как воздуха, делает её не значительной для серьёзных рефлексий, что в своё время ведёт к утрате данной ценности, замене её безобразным.
• Определено, что охранительная функция красоты усматривается в способности красоты организовать социум. Уже в первобытной культуре красота выполняла социально-организационную и охранительную функции: в системе обрядов, с одной стороны, придавая эстетическое, социально-действенное «облачение» действиям людей, а с другой — формируя сознание каждого члена общества. И сегодня красота выступает в основном как латентное средство общения между людьми и играет охранительную роль в социальном сплочении людей, в борьбе за определённые общественные идеалы. Там, где функции красоты заменяются или искажаются, возникают всевозможные социальные и духовные формы дисгармонии.
• Доказано, что потребность в красоте, творчестве — извечная потребность человека выразить своё духовное происхождение, свою человеческую, глубинную суть, что имеет прямое отношение к стремлению социального самосохранения. Эмоциональная ценность красоты, реализованная в искусстве, срабатывает как инструмент для смягчения нравов, формирования импульсов познавательных возможностей и средства упорядочения хао-
са ощущений. Искусство было и остается орудием общества, с помощью которого оно вовлекает личные стороны нашего существования в круг общественной жизни. Катарсис как имманентное свойство красоты не только успокаивает страсти и страдания, наводит на смирение, но и возрождает и вселяет надежду на гармоничное общественное существование.
• Показано, что чувственное созерцание мира, так же, как и теоретическое мышление представляет собой необходимое условие не только творческой деятельности, но и мыслесостояния человека. Красота нам видится в числе не только в способности организации мысли, но и её творения, так как гармонизирующая способность красоты не может не рождать качественно новые мысли. В диссертации придаётся исключительное значение поэтическому мышлению, в котором продиктовано именно эстетическим потенциалом красоты: сочетать, открыть и переоткрыть смыслы. Культурную значимость красоты мы рассматривали как чувственное свечение идей, которые, по словам М. Хайдеггера, не разъединяют людей, а вдвигают людей вовнутрь их общей принадлежности истине, совершающей в творении.
• Подтверждено, что красота как идеал эстетического совершенства по необходимости оставаясь непостижимой, требует перманентного внимания со стороны общества и каждому поколению ставит в обязанности не только рефлексировать и интерпретировать существующие формы и принципы, но и активно трансформировать их внешние проявления, сохраняя глубинную сущность красоты. Красота - феномен «непрактичности» и нуждается в особой заботе современника. Очевидность её существования сегодня требует анализа и предельно осознанного отношения в процессе распознавания её практических, прежде всего, культурно-охранительных функций.
• В предложенной диссертации предпринята попытка отрефлексировать и актуализировать данную ситуацию в надежде, что осознание социальной роли красоты сделает очевидной её охранительную функцию.
Практическая и теоретическая значимость исследования. Материалы и полученные выводы диссертации, историко-культурный анализ категории «красоты» могут быть использованы в подготовке семинаров в рамках программных курсов по философии искусства, эстетике и литературе, истории и теории мировой и отечественной художественной культуры как для средних, так и для высших учебных заведений в целях эстетического воспитания. Положения, доказываемые в диссертации, представляют еще один шаг к новому взгляду на культурно-охранительную природу красоты. Исследуемая проблема требует дальнейшей конкретизации некоторых практических положений, касающихся духовно-охранительного взаимодействия красоты и человека, способствует инициации дальнейшей разработки, например, теоретических и практических основ арттерапии.
Апробация работы. Результаты исследования представлены в 15 статьях, в 5-ти из них, входящие в перечень изданий, рекомендованных ВАК, в монографиях: «Призвание красоты» (2010) и «Культурно-охранительная природа красоты» (2011), в выступлениях на следующих международных и отечественных научных конференциях: «Анализ гуманитарных проблем современного российского общества: Материалы всероссийской научной Интернет — конференции с международным участием» (Омск, 2005), «Молодежь — наследница Победы» ( Омск, 2005), «Языки культуры: историко-культурный, философско-антропологический и лингвистический аспекты» (Омск, 2009), «Социально-экономические коммуникации в современном обществе» (Омск, 2009), « Теоретические знания — в практические дела ГОУ ВПО» (г. Москва-г.Омск, 2010), «Книга и мировая культура» (Омск, 2008, 2010), «Роль библиотеки в формировании специалиста XXI века» (Омск, 2011).
Структура диссертации определяется поставленной целью и отражает поэтапное решение задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, десяти параграфов, заключения и библиографического списка, оформленного по
ГОСТу [27], включающего 246 источника. Диссертационное исследование изложено на 147 страницах.
ГЛАВА I. СМЫСЛОВОЕ ОСНОВАНИЕ И КУЛЬТУРНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ФЕНОМЕНА КРАСОТЫ
§ 1 Красота в системе эстетических категорий
Что такое красота? В чем её природа и сущность? С постановки этих вопросов и попыток их решения и начинается первоначальная эстетика — философия красоты. Наименование дисциплины (а1а0г|Т1к6д — «чувствующий, чувственный», от аСабгцха — «воспринимающий чувством», «имеющий отношение к чувственному познанию»), изучающей прекрасное, способности человека в познавательной активности, руководствующейся в первую очередь чувством прекрасного, и её самостоятельность начинается с Александра Баумгартена. «Лишь в XVII веке, путём целенаправленного ограничения рационалистических принципов Просвещения удалось утвердить самостоятельные права чувственного познания и тем самым заявить об относительной независимости суждения вкуса от рассудка с его понятиями» [217, 122]. Но эстетическая мысль ко времени появления понятия насчитывала несколько тысячелетий своего существования.
Человеку была присуща интуитивная эстетическая оценка, был присущ эстетический опыт, что находило выражение в зачаточных формах древнего искусства: в наскальных рисунках и мифологических текстах, в культовых обрядах, плясках, ритмической организации труда и т.п. Тайна красоты, тревожащая человечество многие тысячелетия, равносильна тайне жизни. Со времени своего возникновения в древних цивилизациях Востока и в античной Греции - философия стремилась постигнуть мир в целом, законы его бытия и познания. По представлениям древних мыслителей мир обладал таким свойством, как красота (гармония, мера, соразмерность).
В эстетических понятиях и категориях отразились вся гармония и дисгармония я мира, вся история освоения человечеством мира по законам красоты. В них запечатлены важные эстетические характеристики окру-
жающего мира, основные типы эстетического отношения человека к действительности и к себе.
Эстетика исследует теоретически всю сферу эстетического мироощущения человека. Основополагающей категорией эстетики является категория «эстетическое» - как чувственно воспринимаемое и приносящее удовольствие и наслаждение - присуще всем сферам человеческого бытия. И в этом смысле эстетика - философия эстетического. Но эстетическое не сводится к красоте. И без красоты оно не может существовать, «как земная жизнь без солнца» [187, 118]. Эстетическая категория «прекрасное», позволяет оценивать высшие проявления красоты в природе, человеческом существе, творениях разума и рук человека. Прекрасное выступает как положительная, общественно - человеческая ценность и сфера свободы [238, 320— 321]. Для меня прекрасное — эстетическая категория, которая выражает положительную значимость предмета, вещи, явления для каждого человека и всего человечества, а также выражающая степень господства (свободы, меры мастерства) человека над данным предметом.
Прекрасное есть образец гармонической целостности чувственно созерцаемого предмета, идеал, в соответствии с которым рассматриваются все другие эстетические явления. При рассмотрении возвышенного, трагического, комического и др. эстетических категорий прекрасное выступает мерой. Возвышенное - то, что эту меру превышает. Трагическое - то, что свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, часто приводящем к страданиям, разочарованиям, гибели. Комическое - то, что также свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, только это несовпадение разрешается смехом.
В классической эстетике существует тенденция отображать красоту через категорию Прекрасного. Понятие «прекрасное» связано с понятием «красота», но не тождественно с ним. Категория прекрасного обладает более широким, общим значением по отношению к частным понятиям эстетики (кра-
сота, грация, изящное, гармония). В понятии «красота», как и в других эстетических категориях выражено диалектическое единство объективного и субъективного, единичного и универсального Прекрасное — категория, выражающая единство красоты и добра. «Красота - это тело добродетели, т.е., осуществлённая физическая добродетель». Отсюда и развиваемая Ксено-фонтом идея полезности красоты и любви («Пир», 8, 37-39), что человек в любви стремится к добродетели, а эта добродетель приобретает всё больший блеск славы» (там же, 8, 43). Красота - начало дружбы, единения людей и человеческой добродетели (там же, 8, 26- 27). Как эстетическая ценность Прекрасное связано с определённой чувственной формой и обращена к созерцанию или воображению; восприятие Прекрасного носит бескорыстный характер [106, 228-229] в отличие от утилитарно-полезного.
Внешняя, формальная правильность, организованность и гармоничность объекта здесь подчинены и проявляются только в свете нравственного содержания, благожелательного расположения к человеку. Из этого следует, что духовная красота связана с внутренней природой человека, с выражением внутреннего мира (души и переживания) человека.
«С прекрасным, - глубоко замечает Форстер, - объединены понятия целого, гармоничного, совершенного» [95, 518]. С чувственного созерцания начинаются все виды (материальный, духовный, художественный) человеческой деятельности. Эстетика входит в быт, в труд, формируя в человеке начало созидания, совершенствования и способность воспринимать красоту. Эстетическая форма деятельности, по мнению В.И. Филатова, «раскрывает состояние его души» [203, 263]. Прекрасное в человеке и обществе связно, прежде всего, с деятельностью, ее характером и направленностью. Насколько в продуктах и результатах деятельности предметно воплощается человеческая мера, богатство человеческой духовности, насколько целью этой деятельности оказывается человек, настолько она приобретает достоинство
прекрасного. Отсюда следует, что прекрасное выступает как непосредственно воспринимаемая мера человеческой свободы.
Красота - явление чрезвычайно сложное, подобно живому организму, не поддается расчленению, логическому анализу.
Через всю историю эстетической мысли проходит учение о красоте как о гармонии, о «единстве многообразного» и «согласие противоречивого». Красота невозможна без гармонии (созвучия, согласованности, соразмерности), а гармония, рожденная хаосом - есть истинность бытия, созвучность космоса. Она выдвигалась мыслителями Древней Греции в качестве главного качества прекрасного. Красота не распадается на отдельные части и ощущается в единстве. Диалектический характер красоты, подмеченный Гераклитом рассматривал единство многообразия в прекрасном как единство и борьбу противоположностей. Пифагором и его учениками гармония использовалась применительно к мирозданию («всё небо - гармония и число»). В античной культуре высшим проявлением совершенства являлся космос (гармония, упорядоченность мира, симметрия). Человек, по представлениям древних греков, являлся микрокосмом, Вселенная — макрокосмом, и отношения между ними являются отношениями подобия. История искусства, отражающая эстетическое миропонимание различных культур показывает, как изменялось представления о красоте и гармонии.
Так, если в античном искусстве главным принципом гармонии было равновесие, симметрия, простота и ясность, то в стиле барокко, раскрывающем смятение духа, ущербность и противоречие жизни, искусство создает динамические формы, утрачивая простоту и ясность, стремясь к пышным и декоративным средствам выражения. Человек интуитивно ищет гармонию, его восхищают красивый пейзаж, звёздное небо, строение цветка и форма дерева и отталкивают беспорядок, нелогичность и безобразное. Совершенное - полнота всех достоинств, высшая форма красоты и гармонии, превосходная степень положительных эстетических качеств произведения искус-
ства, социального или природного явления [238, 414]. Всё прекрасное в своём роде совершенное, но не всякое совершенное прекрасно. Совершенное имеет эстетическое значение, так как оно - свидетельство гармоничности и целесообразности. Между тем гармоническое начало, в котором мы обнаруживаем разум природы, постигаемый человеческими чувствами, - это лишь одна сторона красоты. Так образ Венеры Милосской, в представлении Г. Успенского, дает возможность понять тот идеал, то совершенство жизни, к которому через искания ума должен прийти человек. Животворная тайна «каменного существа» несет большую радость и счастье, выпрямляет «скомканную человеческую душу», знакомит «с ощущением счастия быть человеком» [199, 270] радует нас видимой для всех нас возможностью быть прекрасными.
С помощью основных чувств: зрения, слуха и ощущения, мы познаем красоту, осуществляя непосредственный контакт с внешним миром. Блеск -«яркий, искрящийся свет, блеск Солнца, блеск молнии, блеск штыков» [152,49], блеск металла, камней и минералов всегда притягивал человека. «Блестящий - великолепный^ превосходный, замечательный» [152,49] — может быть самоценен. Эстетика, осмысляя природу грации, разновидность прекрасного, выраженной в красоте движения человека, сосредоточила внимание на связи внешнего и внутреннего, предметного и духовного. В искусстве понятие «грация» приложено к движению звуков в музыке, мысли и образов в поэзии, линий в графике, человеческого тела в танце. Грацией в римской мифологии (в древнегреческой мифологии - харитами) называли божества юности, прелести, изящества, живущие рядом с музами и близкие Аполлону. Умение танцевать, двигаться входит в понятие о красоте человека. Грациозное - совершенное, но неустойчивое равновесие (Сурио). Грациозное связано с представлением совершенной красоты с неустойчивым равновесием. Изящное - с представлением о простоте предметов, скрытой силе и умеренности.
Оттенок прекрасного - изящное (эстетическое понятие), которое характеризует красоту очертаний предметов, лаконичность форм, особую соразмерность линий, соответствие изысканному вкусу. В природе эта эстетическая форма применима к явлениям утончённым, миниатюрным и изысканным (бабочки, аквариумные рыбки, орхидеи).
Так прелестное - (чувственно-привлекательное, чувственно-прекрасное) как самостоятельная категория выделилось из прекрасного в эпоху Ренессанса. Чем более красота освобождается от физического составляющего и проникается духовным, тем она возвышеннее, а чем более в ней преобладает в ней чувственный элемент, тем она прелестнее (К. Розенкранц). Прелестное - красота, доставляющая физическое удовольствие своей способностью льстить внешним данным (Л. Саккети). Прелестное в искусстве воспевает радости и наслаждения жизни (Лекки). Эта категория основывается не на прежней аскетической, а на новейшей, «индустриальной» философии. Прелестное не заключается в предметах, а избирается художником.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Исторические трансформации идеала красоты античной Эллады: Когнитивный анализ2004 год, кандидат философских наук Егжова, Светлана Евгеньевна
Архитектоника культуры: проблемы этико-эстетического синтеза2008 год, доктор философских наук Симонова, Светлана Анатольевна
Эстетизм как идея синтеза и категория трагического в творчестве Константина Леонтьева2008 год, кандидат филологических наук Бояркина, Наталья Владимировна
Развитие художественно-эстетической культуры учителя средствами театральной педагогики2021 год, кандидат наук Кузнецова Светлана Валерьевна
Проблема культуры в философии Ф.В.Й. Шеллинга2003 год, кандидат философских наук Журавская, Анастасия Александровна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Девдараидзе, Екатерина Анатольевна, 2012 год
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
(монографии, статьи, публикации)
1. Августин, Блаженный. Исповедь III, 8, 15 [Текст] — Цитата по: Богословские труды, сб. 19.—М., 1978.—С. 1-19,71 —264.
2. Адорно, Т. Философия новой музыки [Текст] /Теодор Адорно; пер. с нем.- М. : Логос, 2001.—445с.
3. Аквинский, Фома. Сумма теологии. II-III, 145, 2 [Текст] // История Красоты. / Ред У. Эко.; пер. А. А. Сабашниковой- М.: Слово, 2005.
4. Альберти, Л. Б. Десять книг о зодчестве [Текст] В 2 -х книгах. Т.1. / Леон Бат. Альберти; пер. и коммен. В. Зубова и А. Г. Габричевского.— М. :
«Академия», 1935 — 1937.
5. Альберти, Л.-Б. О живописи. Изобретение и подражание [Текст] // История Красоты / Ред. У. Эко; Пер. А. Сабашниковой.— М. : Слово, 2005.—
С. 180.
6. Антология гнозиса: Современная русская и американская проза, поэзия, графика и фотография.— С-Пб.: Медуза, 1994.— 350с.
7. Антология даосской философии [Текст] / Сост. Б. Б. Виноградский — М., 1994 — 447с.
8. Аристотель. Собрание в 4-х т. Т. 1. [Текст] / Пер. с древнегр. В. Ап-пельрота; ред. Ф. Петровского.— М.: Мысль, 1976.— 550с.
9. Аристотель. Собрание в 4-х т. Т. 4. [Текст] / Пер. с древнегр. В. Ап-пельрота; ред. Ф. Петровского-М.: Мысль, 1984.— 830с.
10. Аршавская, Н. М., Щербакова Л. С. Идеал красоты в разные эпохи // Аршавская Н. М., Щербакова Л. С. Мода, вкус, красота [Текст] — М. : Про-физдат, 1991.—С. 6 —37.
11. Атлас мировой живописи [Текст] — М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2004 — 366с.
12. Банфи, А. Философия искусства [Текст] — М.: Искусство, 1985.— 384с.
13. Барт, Р. Семиотика. Поэтика: Избранные работы [Текст] /Пер. с фр.—
М.: Прогресс, 1994.— 616с.
14. Baumgarten, «Aesthetik».— Бонн, 1907 [Текст] // цит. по изд. : Маркузе Г.Эстетическое измерение. // Маркузе Г. Эрос и цивилизация / Пер. с англ — Киев : Гос. библ. для юношества, 1995.— С. 188.
15. Бахтин, M. М. Вопросы литературы и искусства [Текст] — М, 1975.
16. Бачинин, В.А. Эстетика. Энциклопедический слварь. - СПб, 2005. -288с.
17. Белый, А. А. На рубеже двух столетий [Текст] — М — Л. : Земля и
фабрика, 1930.— 362с.
18. Белый, А. А. Символизм как миропонимание [Текст] М. : Республика,
1994.—527с.
19. Бергсон, А. Творческая эволюция [Текст] — M. : ТЕРРА, 2001. 384с.
20. Бердяев, Н. О назначении человека— М. : «Республика», 1993.— 383с.
21. Бердяев, Н. А. Опыт парадоксальной этики — М. : Фолио, 2003 — 703с.
22. Бердяев, Н. А. Смысл истории [Текст] — М., 1999 — 175с.
23. Бердяев, Н. А. Трагедия и обыденность. Собрание сочинений. T. III Воспроизведено по изданию 1989г. [Электронный ресурс] — Париж:
YMCA-Press, 1989.—714с.
24. Бердяев, Н. И. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) [Текст] // Вопросы философии.— 1989.— № 2.— С. 147-148.
25. Бёрк, Эдмунд. Философские исследования о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного [Текст] — М., 1979.— С. 138.
26. Библер, В. С. Образ простеца и идея личности в культуре средних веков [Текст] // Человек и культура.— М., 1990.— С. 105, 106.
27. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила [Текст] : ГОСТ 7.1-2003. / Межгосударственный Совет по стандартизации и сертификации.— М. : Изд. Стандартов, 2004.— 48 с>— (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
28. Блейк, Уильям. Стихи. 170 [Текст] /Уильям Блейк; Пер. С. Я. Маршака.— М. : Прогресс, 1982.— 559с.
29. Блок, А. А. Избранные произведения.— Л. : Лениздат, 1980.— 640с.
30. Бодлер, Шарль. Об искусстве [Текст] — М. : Искусство, 1986.— 422с.
31. Бодлер, Шарль. Цветы зла. Стихотворения в прозе. Дневники. [Текст]- М. : Высш. школа, 1993.— 511с.
32. Бодрийар, Ж. Забыть Фуко [Текст] / Ж. Бодрийар,— СПб. , 2000.— С.
53-54.
33. Бодрийяр, Ж. От фрагмента до фрагмента [Текст] / Пер. Н. Суслова. [Текст] — Екатерининбург, 2006.— С. 57.
34. Бодрийяр, Ж. Прозрачность зла [Текст] — М., 2007.— С. 19 — 20.
35. Бодрийяр, Ж. Соблазн [Текст] / Пер. с франц. Ал. Гараджи. (Текст).— М.— Екатеринбург, 2000,— 318с.
36. Бондаренко, Ю. Я. Блики красоты в зеркальцах пословиц [Текст] // Бондаренко Ю. Я.Кто на свете всех милее? // Знак вопроса.— 1997.— №3.— С. 68 —72.
37. Борхес, X. Л. Письмена Бога / Хорхес Луис Борхес [Текст] — М. : Республика, 1994.—511с.
38. Борхес, X. Л. Сочинения в 3-х т. Т. 3 [Текст] / Хорхес Луис Борхес,— М. : Полярис, 1997.— С. 424.
39. Бродский, Иосиф. Об одном стихотворении [Текст] / Бродский, Иосиф. // Иосиф Бродский. Соч. в 7 т. Т. 5,— СПб. : Пушкинский фонд, 1997.—С. 186.
40. Булгаков, С. Н. Свет Невечерний: Созерцания и умозрения [Текст] — М.: Республика, 1994.— 414с.— (Мыслители XX в.).
41. Булгаков, С. Н. Сочинения в 2 — х томах. Т. 2. [Текст] — М. , «Наука», 1993.—751с.
42. Вазари, Д. Жизнеописание Леон — Баттисты Альберти, флорентийского архитектора [Текст] // Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих.— М. : «Астрель», 2001.— 559с.
43. Ванслов, В. В. Эстетика романтизма / Ред. А. Михайлов.— М. : «Искусство», 1966.— 404с.
44. Вейдле, В. В. Умирание искусства: Размышление о судьбе литературы
и художественного творчества — С-Пб, 1996.— С. 118.
45. Вид сверху: планета в наших руках [Текст] // Гео.— 2009.— №2.— С.
39-61.
46. Вознесенский, А. Аксиома самоиска.— М.,1990.— 562с.
47. Вознесенский, А. Прорабы духа [Текст] / Вознесенский А.— М. : Советский писатель, 1984- 125с.
48. Волков, Г. Три лика культуры [Текст] — М. : Мол. Гвардия, 1986.—
335с.
49. Вольтер. Эстетика. Статьи, письма, предисловия и рассуждения [Текст] — М. : Искусство, 1974.— С. 269.
50. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] — М. : «Искусство»,
1986.— 341с.
51. Гадамер, Г.- Г. Актуальность прекрасного [Текст] — М. : Искусство, 1991.-367с.
52. Гадамер, Г.- Г. Игра искусства [Текст] // Вопросы философии, 2006— №8.—С. 164-168.
53. Гачев, Г. Националбные образы мира. [Текст] — М., 1998.— 480с.
54. Гегель, Г. В. Ф. Изображение боли [Текст] // История Красоты. / Ред У. Эко.; Пер. А. А. Сабашниковой.— М. : Слово, 2005 - С. 135.
55. Гегель, Г. В. Ф. Философия религии. В 2-х т. Т. 1. [Текст] / Г. В. Ф. Гегель; пер. М. Левиной.— М. : Мысль, 1975,— С. 531-532.— (Фил. наследие).
56. Гегель, Г. В. Ф. Эстетика. В 4-х т. Т. 1. [Текст] — М. : Искусство, 1968.—312с.
57. Гегель, Г. Эстетика. В 4-х т.Т. 2. [Текст] / Г. В. Ф. Гегель.— М. : «Искусство», 1969.— 362с.
58. Гегель, Г. В. Ф. Эстетический акт [Текст] // История Красоты. / Ред. Эко У.; пер. А. Сабашниковой.—М. : Слово, 2005.— С. 318.
59. Гердер, И. Г. Идеи к философии истории человечества / И. Г. Гердер; пер. и прим. А. В. Михайлова.— М. : Наука, 1977.— 703с.
60. Гессе, Герман. Магия книги [Текст] — М. : Книга, 1990.
61. Гессе, Герман. Собрание сочинений в 4-х томах. Том 3. Повести, сказки, легенды, притчи [Текст] / Пер.с нем.- СПб. : Северо-Запад, 1994.— 511с.
62. Гильдберт К., Кун Г. История эстетики — М. : Ин. лит., I960.— 685с.
63. Гильом, Овернский, De anima V, 18: Opera, t. II, 2, suPIli >rleans 1674, p. 143a: Pouillon 1946, p. 272. [Текст] // Цит. по: Эко, Умберто. Искусство и красота в средневековой эстетике; / Пер. с итал. А П. Шурбелева; ред. И. А. Савкин.— СПб. : Издательство «Алетейя», 2003.— С. 12 — 30.
64. Грааль мудрости. В 2-х кН. Кн. 1. Притчи и истории [Текст] / Ред. О. Евтюхов. Т. Трепашко.— СПб. : Речь, 2005.— 302с.
65. Григорьева Т. Красотой Японии рожденный. — М. : Искусство, 1993.
— 463с.
66. Григорьева, Т. Путь японской культуры [Текст] / Т. Григорьева. // Иностранная литература.— 2002.— N 8.— С. 249 — 257.
67. Грэм, Г. Философия искусства [Текст] — М., 2004.— 256с — (Большая библиотека «Слова»).
68. Гулыга, А. Немецкая материалистическая философия XVIII в. о природе эстетического [Текст] — М., 1964.— 414с.
69. Гулыга, А. Эстетика Канта [Текст] // Кант И. Критика способности суждения.— М. : Искусство, 1994. - С. 9 -35.
70. Данте, Алигьери. (1265-1321). Новая жизнь Божественная комедия [Текст] — М. : «Худ. Лит.», 1967.— 686с.
71. Делёз, Ж. Марсель Пруст и знаки [Текст] / Пер. с фр — СПб. : Алетейя,
1999,— 187с.
72. Джентиле, Д. Введение в философиию [Текст] — СПб., 2000.— С. 126.
73. Дидро, Д. Эстетика и литературная критика [Текст] // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5-ти т. Т. 2 - М. : «Искусство», 1962-1970.— С. 309-310.
74. Дорин, М. 3. Литературный цитатник — М. : Прометей, 1992.— 36с.
75. Достоевский на каждый день [Текст] / Сост. Вайнерман В. С.— Омск : «Диалог Сибирь» «Наследие», 1997.— 399с.
76. Достоевский, Ф. М. Братья Карамазовы» [Текст] // Достоевский, Ф. М.
ПССвЗОт.Т. 14,—Л., 1976.
77. Достоевский, Ф. М. Идиот [Текст] // Достоевский Ф. М. ПСС в 30 т. Т.
8.—Л., 1973.
78. Достоевский, Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. Т. 11 [Текст] — Л. : Наука. Ленинградское отделение, 1993.
79. Заховаева, Л. Г. Девальвация личности: Откуда черпать человеческое? (К продолжению разговора: Философия и общество.— 2003. —№3; 2004,-№4.) // Философия и общество.— 2005.- №3.— С. 110 —120.
80. Заховаева, А. Г. Социально-философская парадигма искусства [Текст] // Заховаева А. Г. Искусство: социально-философский анализ.— М. : Ком-
Книга, 2005.— 208с.
81. Защитим имя и наследие Рерихов. Документы. Публикации в прессе.
Очерки. Т. 1. [Текст] —М. : Межд. Центр Рерихов, 2001.— 720с.
82. Землянухина, Л. В. Эстетика, этнография, быт - М. : Легпромиздат, 1994.— 205с.
83. Зеньковский, В. В. История русской философии [Текст] // О России и русской философской культуре.— М.: Наука, 1990.— 527с.
84. Зеньковский, В. В. Эстетические исследования: методы и критерии. [Текст] — М., 1991.
85. Зиммель, Г Избранное в 2-х т. Т.2. Созерцание жизни.— М. : Юрист, 1996.—С. 253 — 254.
86. Зинченко, В. П. Размышления о душе и ее воспитании (час души) [Текст] // Вопросы философии.— 2002,— №2.— С.119 -136.
87. Зульцер, И. Г. // История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. Т. 2. [Текст] — М. : «Искусство», 1969.— С.491.
88. Йенсен, Рольф Общество мечты [Текст] : Как грядущий сдвиг от информации к воображению преобразит ваш бизнес.— Санкт-Петербург : Стокгольмская школа экономики в С.-Петербурге, 2004 — 261с.
89. Ильенков, Э. В. Проблема идеала в философии [Текст] // Вопр. философии.— 1969,—№ 10,—С. 129.
90. Ильин, И. С.С. В 9-ти томах. Т.З.— М.: Русская книга, 1994.— 592с.
91. Искусство Японии с древности до начала XIX в. [Текст] / Текст Н. С. Николаевой.— М.: Диллер, 2000.— 343с.
92. Исповедь Блаженного Августина [Текст] — Цитата по: Богословские труды, сб. 19.—М., 1978.—С. 71 —264с.
93. История Красоты [Текст] / Ред. У.Эко; пер. А. Сабашниковой.— М. : Слово, 2005.— 440с.
94. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5-ти т. Т. 1. Античность. Средние века, Возрождение.— М. : «Искусство», 1962.— 682с.
95. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5-ти т. Т. 2. [Текст] —М. : «Искусство», 1962—1970.—985с.
96. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5-ти т. Т. 3. Эстетические учения Западной Европы и США (1789-1871). XIX в.— М. : «Искусство», 1967.— 1006с.
97. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5-ти т. Т. 4 (первый полутом). Русская эстетика XIX в.— М. : «Искусство», 1962.— 781с.
98. Каган, М. Начала эстетики [Текст]- М. : Искусство, 1964,— С. 218
99. Каган, М. С. Социальные функции искусства [Текст] — Л., 1976.— 36с.
100. Каган, М. С. Философия культуры [Текст] — СП-б, 1996.— 415с.
101. Каган, М. С. Эстетика как философская наука: университетский курс лекций [Текст] — С-Пб : Петрополис, 1997.— 544с.
102. Казу, С., Франки, Э., Франчи А-М. Великие мастера европейского
искусства [Текст] — М. : СЛОВО, 2004.
ЮЗ. Камю, Альберт. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство [Текст] / Камю, Альбер.— М. : Политиздат, 1990 - 415с.
104. Кандинский, В. О. О духовном в искусстве [Текст] — М. : «Архимед», 1992.— 108с.
105. Кант, И. Сочинения в 6-ти т. Т. 2. [Текст] / Пер. с нем. Н. Лосского.—
М. : «Мысль», 1964.—510с.
106. Кант, И. Критика способности суждения [Текст] / Пер. с нем. Н. Лосского.— М.: Искусство, 1994.— 367с.
107. Кант, И. Кант И Критика чистого разума. [Текст] / Пер. с нем. Н. Лосского.— М. : Мысль, 1994.— С. 592с.
108. Кант, И. Сочинения: В 6 т. Т. 2.-М., 1964.
109. Кантор, К. М. Красота и польза. [Текст] — М. : Искусство, 1967.— 278с.
110. Кьеркегор, С. Наслаждение и долг [Текст] — Киев, 1994.— 415с.
111. Кондратов, В. А.Этика.— Чичина, Е. А. Эстетика [Текст] — Ростов на/Д., «Фенкс», 2000.— 509с.
112. Кравченко, А. И. Социальная антропология [Текст] — М., 2003.
113. Кроче, Б. Краткое изложение эстетики [Текст] // Антология сочинений по философии.— СПб. : Пневма, 1999.
114. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе /Пер. С. И. Соболевского [Текст] — М. : Наука, 1993.— 379с.
115. Культурология. Хрестоматия.— Минск : «Тетра Системе», 2006.
116. Купарашвили, М. Д. Бессознательные основы человеческого мышления [Текст] / М. Д. Купарашвили.— Омск : ОмГУ, 1996.— 108с.
117. Купарашвили, М. Д. К вопросу об актуальности православных ценностей [Текст] // Личность. Культура. Общество.— 2004.— Вып. 3 (23) — С. 275 — 284.
118. Купарашвили, М. Д.Сумма трансценденталий: Монография в 2-х частях. Ч. 2. Гносеология разума.— М.— Омск, 2003.— 319с.
119. Купарашвили, М. Д.Сумма трансценденталий: Монография в 2-х частях. Ч. 1. Онтология разума.— М.— Омск, 2003.— 397с.
120. Лазарева, А. Н. Зеньковский В.В. и проблема зла в русской религиозной философии [Текст] // Философские науки.— 2005.— С. 91-94.
121. Лакан, Жак. Телевидение [Текст] / Пер. с французского А. Черногла-зова.— М. : ИТДК «Гнозис», Изд. «Логос», 2000.— 81с.
122. Лангер, Сьюзен. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства [Текст] / Пер. с англ. С. Евтушенко. / Общ. ред. И послесл. В. П. Шестаков- М. : Республика, 2000. -287с.— (Мыслители XX в.).
123. Ларошфуко, Ф., Паскаль, Б., Лабрюйер Ж. Суждения и афоризмы— М.: Политиздат, 1990.— 384с.
124. Ленин, В. И. ПСС. Т.25. [Текст] — М. 1980.— 646с.
125. Леонардо да Винчи. Могущество живописца. Трактат о живописи. 1498 [Текст] // История Красоты. / Ред. Эко У.; Пер. А. Сабашниковой.— М. : Слово, 2005.
126. Леонтьев, К. Восток, Россия и славянство. Т. 1 [Текст] — М., 1985.
127. Литературная теория немецкого романтизма [Текст] / Ред. Я. Берков-ского.— М, 1936.
128. Лихачев, Д. С. Раздумья о России [Текст] — С-Пб. : Логос, 1999 — 318с.
129. Лосев, А. История античной эстетики. Высокая классика. [Текст] — М. : Искусство, 1974,— 573с.
130. Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 2. [Текст] — М., 1994.— 688с - (Вершины человеческой мысли).
131. Лосев, А. Ф. Музыка как предмет логики [Текст] // Из ранних произведений.— М., 1990.
132. Лосев, А. Ф. Форма — Стиль — Выражение [Текст] — М., 1995.
133. Лосев, А. Ф.Страсть к диалектике. [Текст] — М. : «Сов. пис.», 1989.— 320с.
«
134. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения [Текст] — М.: «Мысль», 1982.— 623с.
135. Лосский, Н. О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики
[Текст] — М., 1998,— 432с.
136. Лосский, Н. О. Бог и мировое зло [Текст] — М., 1994.— 432с.—
(Библиотека этической мысли).
137. Лоренцо, Валле. О наслаждении [Текст] // Хрестоматия по мировой художественной культуре.— М. : Аз, 1997.— С. 177-181.
138. Лукач, Д. Своеобразие эстетического. В 4-х т. Т. 2. [Текст] / Пер. с нем.; Ред. К. М. Долгов.— М. : Прогресс, 1987.
139. Лукач, Дьердь. Своеобразие эстетического. В 4-х т. Т. 4. [Текст] / Пер. с нем.; Ред. К. М. Долгов.— М. : Прогресс, 1987.
140. Мандельштам, Осип. Приношение [Текст] // Осип Мандельштам. Сочинения в 2-х т. Т.1.— М. : Худ. лит., 1990.— 638с.
141. Маковский, С. На Парнасе серебряного века» //Русская идея: в кругу писателей и мыслителей русского зарубежья: в 2 т. Т. 2. М., 1994.
142. Мамардашвили, М. Классический и неклассический идеалы рациональности. — М. : Логос, 2004. — 238с.
143. Мареев, С. Н. Ильенков Э. В. [Текст] / Отв. Ред. Е. В. Золотухина-Аболина.— М. : МарТ, 2005 — 111с — (Философы XX в.).
144. Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения. Т. 3 [Текст] — М. : Политиздат,
1988.
145. Маркузе, Г. Эрос и цивилизация. [Текст] / Пер. с англ.— Киев: Гос. библ. для юношества, 1995.
146. Методические указания по дисциплине «Культурология» [Текст] / Л. М. Марцева, В. В. Пластун; Омский гос. ун-т путей сообщения — Омск, 2001.— 23с.
147. Муза в храме науки: сборник стихотворений - М.: Сов. Россия, 1988.-448с.
148. Ницше Ф. Избранные произведения. В 3-х томах. Т. 2. [Текст] — М. :
REFLbook, 1994.—С.97.
149. Ницше, Ф Сочинения в двух томах. Т.1. [Текст] — М. : Мысль,
1990.— 450с.
150. Ницше, Ф. Стихотворения. Философская проза [Текст] — СПб. :
Худ. лит., 1993.— 671с.
151. О красоте. // Мудрость тысячелетий [Текст] — М.: ОЛМА-ПРЕСС,
2005.—С. 393.
152. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1983. - 816с.
153. Ортега-и-Гассет. Восстание масс [Текст] —М. : «Издательство ACT», 2003.—510с.
154. Ортега-и-Гассет. Что такое философия [Текст] —М., 1991.
155. Ошо, Раджниш. И здесь и сейчас [Текст] — М. : «София», 1999.
156. Ошо, Раджниш. Словарь просветления.— СПб. : ИГ «Весь», 2007.— 550с.— (Путь мистика).
157. Паунд, Эзра. Путеводитель по культуре [Текст] / Пер. с англ.; пре-дисл. К. К. Чухрукидзе.— М. : «Русское феноменологическое общество», изд-во «Логос», «Гнозис», 1997.— 192с.
158. Платон. Собрание сочинений в 4-х т. Т. 1. [Текст] — М. : Мысль, 1994.— 860с.— (Философское наследие).
159. Платон. Соч. в 4-х т.Т 2. [Текст]. / Общ. ред. А.Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса.— м. : Мысль, 1993 - 528с.— (Философское наследие).
160. Платон. Соч. в 4-х т.Т 3. [Текст] / Общ. ред. А.Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса.— м. : Мысль, 1994.— 656с.— (Философское наследие).
161. Плотин. Сверхчувственная красота. Энеиды. Y, 8 [Текст] // История Красоты / Ред. У. Эко — М. : Слово, 2005.— С. 184.
162. Плотин [Текст] // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5-ти т. Т. 1.— М. : «Искусство», 1962-1970.— С. 225.
163. Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов [Текст] — М. : Худ. лит., 1974.— 575 е.— (Б-ка В Л).
164. Пригожин, И, Стенгерс, И Возвращенное очарование мира [Текст] // Природа.— 1984.— №2.— С.86 -122.
165. Проблемы человека в западной философии. Переводы. / Общ. ред. Ю. Н. Попова.— М. : Прогресс, 1988.— 552с.
166. Раджниш, Б. И здесь и сейчас [Текст] — М. : «София», 1999 — 430с.
167. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. / Сост. В.Н. Назаров. Н. Г. Сидоров.— М. : Политиздат, 1990.
168. Рерих, Н. Врата в будущее. Сборник [Текст] / Н. Рерих.— М. : ЭКС-
МО — Пресс, 2003.— 383с.
169. Рерих, Н. К. О вечном... [Текст] / Н. Рерих.— М. : Республика,
1994,— 462с.
170. Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия.: Материалы третьего Российского философского конгресса. В 3-х т. Т. 2.— Ростов н
/Д., 2002.
171. Розанов, В. В. О себе и жизни своей [Текст] — М. : Моск. рабочий,
1990.— 876с.— (Голоса времени).
172. Русский эрос или философия любви в России.— М. : «Прогресс»,
1991.-433с.
173. Руссо, Ж.— Ж. Новая Элоиза. Прекрасное в действии [Текст] // История красоты. / Ред. У.Эко; Пер. А. Сабашниковой.— М. : Слово, 2005.— С. 237.
174. Самохвалова, В.И. Антиэнтропийный смысл красоты [Текст] — М., 1991.
175. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм //Сумерки богов. М., 1988. С. 329.
176. Смит, Адам. Теория нравственных чувств [Текст] — М. : Республика, 1997.-351с.
177. Соловьев, В. С. Сочинения в двух томах. 2 — е изд. Т. 1. [Текст] / Общ. ред. и сост. A.B. Гулыги, А.Ф. Лосева; прим. С. Л. Кравца и др.— М. : Мысль, 1990.— 894с.— (Филос. наследие. Т. 111).
178. Соловьев, В. С. Сочинения в двух томах. 2 — е изд. Т. 2. [Текст] / Общ. ред. и сост. A.B. Гулыги, А.Ф. Лосева; Прим. С. Л. Кравца и др.— М. : Мысль, 1990.— 824с.— (Филос. Наследие. Т. 111).
179. Соловьев, В. С. Философия искусства и литературная критика
[Текст] — М. : Искусство, 1991.
180. Солоухин, В. А. Аргумент: Стихи [Текст] — М.: Сов. писатель, 1972.
-111с.
181. Солоухин, В. Стихотворения [Текст] — М.: Современник, 1982. -194с.
182. Сорокин, П. А. Социодинамика культуры [Текст] // Сорокин Пети-рим. Человек. Цивилизация. Общество.— М., 1992.— 1054с.
183. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество.— М., 1992.— 543с.
184. Стендаль. СС в 15 т. Т. 4. [Текст] — М. : Правда, 1959.— 574с.
185. Столович, Л. Прекрасное в жизни и искусстве [Текст] — М. : Политиздат, 1964.—70с.
186. Столович, Л. Жизнь — творчество — человек [Текст] / Лев Столович.— М. : Политиздат, 1985.— 415с.
187. Столович Л. Философия красоты. М.: Политиздат, 1978. - 119с.
188. Столяр, А. Д. Происхождение изобразительного искусства. / А. Д. Столяр [Текст] — М. : Искусство, 1985.
189. Судзуки, Д.Т. Мистицизм христианский и буддистский [Текст] —
Киев, 1996.
190. Сумерки богов: Ф. Ницше, 3. Фрейд, Э. Фром, А. Камю, Ж. П. Сартр
[Текст] — М., 1988.— 398с.
191. Тагор, Р. Сочинения в 8-ми т. Т. 8. Воспоминания. Письма о России. Статьи [Текст] — М. : Худ. лит., 1957.— 351с.
192. Такубоку, И. Лирика [Текст] / И. Такубоку Пер. В. Марковой,— М. :
Дет. лит., 1981.— 89с.
193. Толстой, Л. Н. Что такое искусство? [Текст] // Толстой Л.Н. Собр.
соч.: В 22 т. Т.15. -М., 1983.-292с.
194. Толстой, Л. Н. Собр. соч. в 22 тт. Т. 21 [Текст] — М. : Худ. лит-ра, 1985.
195. Тоффлер, Элвин. Третья волна [Текст] — М., 1999.— С. 579.
196. Трубецкой, E.H. Смысл жизни. / Е. Трубецкой [Текст] — М. : Республика, 1994,—432с.
197. Уайльд, О. Избранные произведения в 2-х т. Т. 2.— М. : Республика,
1993.— 543с.
198. Унжакова, Ириада Николаевна. Выразительность как принцип музыкального бытийствования (опыт феноменалистической онтологии музыки): Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. / науч. рук. докт. филос. наук, проф. М. Н. Щербинин. / И. Н. Унжакова [Текст] — Тюмень, 2006.- 141с.
199. Успенский, Т.Н. Собрание сочинений. В 9-ти т. Т. 1 М. Худ. лит. 1955.
200. Утешение философией и другие трактаты [Текст] / Пер. В. Уколовой и М. Цейтлина.— М., 1990.
201. Федотов, Г. Святые Древней Руси [Текст] — М. : ACT, 2003.— 703с.
202. Федоров, Н. Философия общего дела. В 2-х т. Т.2. [Текст] — М. : «АСТ», 2003,— 589с.
203. Филатов В.И. Социально-онтологические основания целостности человека. Монография. - М - Омск, 2001. - 311с.
204. Филолай (V в. до н. э.). Число [Текст] //Фрагменты досократиков,
D44B4
205. Флоренский, П. Сочинения в 4-х т. Т. 1. [Текст] — М.: Мысль, 1990.— 800с.— («Фил. наследие»).
206. Флоренский, П. Сочинения в 4-х т. Т.2. [Текст] — М. : Мысль, 1996.— 879с.— («Фил. наследие»).
207. Франк, С. Л. Русское мировоззрение [Текст] — СПб.: Наука, 1996.
208. Франк, С. Л. Сочинения [Текст] — М — Минск: ACT, 2000.— 799с.
209. Фромм, Э. Сущность человека, его способность к добру и злу [Текст] // Это человек. Антология.— М., 1995.
210. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. / Пер. с фр. [Текст] — СПб., 1994.— 405с.
211. Фукс, Э. Иллюстративная история нравов: Буржуазный век. [Текст] / Пер.с нем.— М., 1994.—495с.
212. Фукс, Э. Иллюстративная история нравов. Галантный век. [Текст] / Пер.с нем.— М. : «Ренессанса», 1993.— 478с.; ил.
213. Фукс, Э. Иллюстративная история нравов. Эпоха Ренессанса [Текст] / Пер.с нем.- М. : «Ренессанса», 1993.— 511с.
214. Хайдеггер, М. Кант и проблемы метафизики [Текст] — М., 1997.
215. Хайдеггер и поэзия: словесное творчество бытия [Текст] // Вопросы философии.—2006,—№11.—С. 171-178.
216. Хайдеггер, М. Время и бытие: Статья и выступления. / Пер. с нем. [Текст] — М. : Республика, 1993— 447с.— (Мыслители XX в.).
217. Хайдеггер, М. Работы и размышления разных лет. / Пер. с нем. [Текст] - М. : Гнозис, 1993. —464с,
218. Хёйзинга, Иохан. Игра и красота. / Хёйзинга, Иохан [Текст] // Иохан Хёйзинга. Homo Ludens. — М. : Прогресс — Традиция, 1997.— 413с.
219. Хрестоматия по истории западно — европейского театра. Т. 2.— М. , 1955.
220. Цветаева, М. И. Избранное. Стихотворения [Текст] — J1. : СП «Экс», 1990.
221. Цветаева М. И. Об искусстве [Текст] / Цветаева М. И.— М. : Искусство, 1991.-490с.
222. Черняк, Н. А. об онтологическом статусе предметов искусства и особенностях их понимания. //Вестник Ом. ун-та. - 2008. - С. 54-60.
223. Чехов, А. П. Избранные произведения в 3-х т. Т. 3. [Текст] / А. П. Чехов — М. : Худ. лит., 1962.— 620с.
224. Швейцер, А. Культура и этика [Текст] / Пер. с нем.— М., 1973.— С.
51.
225. Швейцер, А. Благоговение перед жизнью [Текст] / Пер. с нем.; сост. А. А. Гусейнов.— М.: Прогресс, 1992.— 573с.
226. Швейцер, А. Жизнь и мысли [Текст] / Пер. с нем.— М. : Республика, 1996. -528с.
227. Шевченко A.K. Проблема понимания в эстетике [Текст] - Киев :
Наукова думка, 1989. - 127с.
228. Шеллинг, Ф. В. Й. Философия искусства [Текст] // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5-ти т. Т. 3- М. : «Искусство», 1967.—С. 155-157.
229. Шестаков, В. П. Катарсис: от Аристотеля до хард рока [Текст] // Вопросы философия,— 2005.— № 9.— С. 97.
230. Шестаков, В. П. Эстетические категории: Опыт систематического и исторического исследования.— М.: Искусство, 1983.— 358 е., табл.— 339с.
231. Шефтелевич, Н. С. Новая японская поэзия [Текст] — М. : изд-во
МГУ, 1982.— 198с.
232. Шиллер, Ф. Избранные произв. в 7-ми т. Т. 6. Статьи по эстетике. Письма об эстетическом воспитании человека [Текст] —М., 1957.
233. Шопенгауэр, А. О внутренней сущности искусства [Текст] // Шопенгауэр, Артур. Мир как воля и представление. В 2-х т. Т. 2.— М. : Наука,
1993.665с.—С. 433.
234. Щербинин, М. Н. Искусство и философия в генезисе смыслообразо-вания (Опыт эстетической антропологии): Монография.— Тюмень : Издательство ТГУ, 2005.— 312с.
235. Эко, У. Искусство и красота в средневековой эстетике [Текст] /Пер. с итал. А П. Шурбелева / Ред. И. А. Савкин — СПб. : Издательство «Але-тейя», 2003.— 372с.— (Серия «Библиотека средних веков»).
236. Эко, У. Средние в. уже начались [Текст] // Ин. лит.— 1994.— №4.— С. 259 — 268.
237. Эстетика. Словарь / Под общ. ред A.A. Беляева и др. - М. : Политиздат, 1989.-447с.
238. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов /Ю.Б. Борев. - М., 2003. - 575с.
239. Это человек: Антология / Сост., вст. ст. П. С. Гуревича.— М. : Высш. шк., 1995.— 320с.
240. Юнг, К. Феномен духа в искусстве и науке [Текст] / Юнг К. — М., 1992.
241. Юнг, Карл Густав [Текст] // Цит. по: Судзуки Д.Т. Мистицизм христианский и буддистский.— Киев, 1996.— С. 199.
242. Ясперс, Карл. Смысл и назначение истории. [Текст] / Пер. с нем.— М. : Республика, 1994.—С. 357-368
243. Heines, Werke/ Zur Geschichte der religion und Philosophie über den Denunzienten.— Aufbau — verlag Berlin und Weimar.— C. 60-61.
244. Барабанов, Д. В. поисках красоты [Электр, ресурс] // Комод.— 2001.— 10.- 13.10. // Internet сайт http://www. ru/people/barabanow/Россия
245. Всемирная история живописи. В 3-х ч. / Вэнди Бэкет. [Электр, ресурс, DVD] — Великобритания: «Союз Видио», 2004.
246. Принцип красоты как научного познания [Электр, ресурс] //Электр, журнал "Исследовано в России".—1999.—№8. (http://zhurnal.mipt.rssi.ru/articles/1999/008.pdf).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.