Развитие познавательного интереса младших школьников на занятиях по художественному оформлению изделий знаками (пасами): На материале Республики Коми тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Поберезкая, Вита Федоровна

  • Поберезкая, Вита Федоровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 211
Поберезкая, Вита Федоровна. Развитие познавательного интереса младших школьников на занятиях по художественному оформлению изделий знаками (пасами): На материале Республики Коми: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2003. 211 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Поберезкая, Вита Федоровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ЗНАК КАК ОБРАЗ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ (ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ).

1.1. МОДЕЛЬ И ЗНАК - КАК ИНФОРМАНТЫ.

1.2. ЗНАК - ПАС ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОФОРМЛЕНИЮ (НА МАТЕРИАЛЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ).

1.3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЗНАКА.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1:.

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОФОРМЛЕНИЮ ТРАДИЦИОННЫХ ИЗДЕЛИЙ НАРОДА КОМИ ЗНАКАМИ (ПАСАМИ) В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.

2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

2.2. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

2.3. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ КОМИ.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2:.

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ НАРОДА КОМИ НА ЗАНЯТИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ЗНАКАМИ (ПАСАМИ).

3.1. ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ЗНАНИЙ О ДПИ НАРОДОВ КОМИ И УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

3.2. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ.

3.3. ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА - КОНТРОЛЬНЫЙ.

ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ:.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие познавательного интереса младших школьников на занятиях по художественному оформлению изделий знаками (пасами): На материале Республики Коми»

Проблема исследования и ее актуальность.

Среди важнейших задач, выдвигаемых перед школой, первостепенное место занимают задачи значительного повышения эффективности эстетического воспитания и художественной культуры, традиций различных поколений.

Специфическая задача эстетического воспитания и художественного образования заключается в формировании творческой, эстетически развитой личности, личности в ее неповторимой индивидуальности.

В настоящее время искусствознание, эстетика и педагогика рассматривают национальное искусство как один из основных компонентов духовной культуры, представляющих совокупность знаний, опыта народа, являющихся важнейшим средством, развивающим и закрепляющим народные традиции обучения и воспитания.

Приобщение к национальной культуре, изучение народного декоративно-прикладного искусства коми в начальной школе являются актуальным и своевременным. Значение данной проблемы определяется все более возрастающей ролью народного искусства в художественно-эстетическом и духовно-нравственном воспитании школьников.

Народное декоративно-прикладное искусство может служить эффективным средством воспитания и обучения детей в общеобразовательной школе, если оно тесно связано с образами родной природы, с отражением жизненного уклада народа, с его культурой и искусством. Декоративно-прикладное искусство народов коми, в котором отражается окружающая природа, жизнь, быт, национальная культура, является богатым источником для формирования различных сторон личности школьников и руководства его художественно-эстетическим воспитанием. Национальная культура коми является неразрывным звеном мировой культуры. Задача нынешнего поколения состоит в том, чтобы сохранить уникальную культуру и искусство народов коми.

Важным и целесообразным является введение в учебный и воспитательный процесс по художественному оформлению изделий, изобразительному искусству, художественному труду углубленного изучения особенностей народного промысла и декоративно-прикладного искусства той местности, в условиях которой проживают учащиеся, а также разработка методики преподавания занятий по художественному оформлению изделий младшими школьниками знаковым декором народов коми, учитывая особенности региона.

На наш взгляд, эффективность приобщения к народному декоративно-прикладному искусству будет высокой, если сформировать познавательный интерес учащихся к национальной культуре коми.

В нашем исследовании опора будет на такие понятия как: орнамент (узор) - пас (знак, имеющий функциональное предназначение) и познавательный интерес.

Определение знака, как философской категории, мы обнаружили в научных исследованиях таких авторов, как Г.М. Андреева, В.Г. Белинского, Ю. Виртувия, М.В. Гамезо, А.Ф. Лосева,

B.Б. Мироманова, Н.Н. Поддьякова, В.А. Штоффа, Ю.А. Шрейдера, И. Фридрих и другие ученых.

Психологи Б. Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С.Выготский, Г.А. Глотова, Г.А. Глотова, Е.И. Игнатьев, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Н.Г. Салминой, Е.Е. Сапогова,

C.Л. Рубинштейн и другие разрешают проблему развития познавательного интереса как психологическую категорию потребности, мотива, лежащих в основе деятельности учащихся.

Проблема развития познавательного интереса к народной культуре нашла широкое отражение и раскрытие теоретических основ стимуляции познавательного интереса в работах ученых педагогов Н.С. Боголюбова, М.А. Данилова, B.C. Кузина, А.К. Марковой, Н.Г. Морозовой, Н.А. Половниковой, Н.М Скаткина, А.С. Хворостова, Г.И. Щукиной, Т.Я. Шпикаловой и других.

Проблемам использования декоративно-прикладного искусства, как народного, так и профессионального, в качестве средств развития познавательного интереса учащихся посвящены исследования многих учёных педагогов, связанных с методикой обучения и воспитания. В их числе следует отметить научные работы В.Ф. Канева, B.C. Кузина, В.В. Корешкова, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я.Шпикаловой и других.

Работы ученых А.К. Байбурина, Н.В. Белицер, J1.С. Грибовой, К.Ф. Жакова, Л.Н. Жеребцова, Г.Н. Климовой, В.И.Лыткина, Д.А. Несанелис, В.А. Оборина, Г.Н. Чагина, В.А. Семенова и других, дают большой этнографический материал по Республике Коми для использования его на практике, в частности педагогической.

Анализ педагогической, психологической, методической литературы показывает, что проблема обучения народному искусству различных народов разработана и освещена с достаточной полнотой, однако вопросы, затрагивающие проблему развития познавательного интереса к этой культуре в процессе обучения младших школьников особенно средствами традиционного декорирования до настоящего времени не имеют достаточных научно-методических разработок. Если в некоторых школах и даются занятия по декоративно-прикладному искусству, то это происходит стихийно, случайно, либо по необходимости, например, к предстоящему юбилею или на выставку рисунков о родном крае, с целью отчета.

В результате отсутствия и слабой развитости познавательного интереса школьников к культуре народов коми, и, в частности, к народному декоративно-прикладному искусству, в значительной мере страдает качество художественного образования и эстетического воспитания молодежи, ее общей культуры. В этом заключается актуальность исследуемой нами проблемы. Следовательно, работа по развитию познавательного интереса к национальной культуре коми в процессе обучения младших школьников требует своего обоснования и раскрытия в специальном исследовании теоретических, методических и практических вопросов.

Возрождение, сохранение и развитие народных традиций - одна из актуальных педагогических задач, выдвинутая нашим обществом. Глубинная преемственность культурных традиций и современности возникнет только тогда, когда ребенок начнет осваивать традиции с самого малого возраста. Поэтому нужно уже в начальном звене школьного образования формировать в детях уважительное отношение к национальной культуре и развивать интерес к познанию культуры, традиций и декоративно-прикладного искусства народов коми.

Целью исследования является разработка средств и методов развития познавательного интереса к культуре народов коми на занятиях по художественному оформлению прикладных изделий знаками (пасами).

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс на занятиях младших школьников по художественному оформлению изделий традиционными знаками (пасами).

Предмет исследования - средства, методические приемы и условия процесса развития познавательного интереса к национальной культуре народов коми на занятиях по художественному оформлению изделий знаковым декором (пасами).

Методологической основой исследования являются научные труды ведущих специалистов в области психологии и педагогики, учебные программы и учебные пособия по методикам трудового обучения и технологии, изобразительного искусства и исследования по этнографии и краеведению.

Задачи исследования:

Изучить труды ведущих специалистов, психологов, искусствоведов, художников-педагогов, методистов трудового обучения и технологии, изобразительного искусства по проблеме развития познавательного интереса младших школьников средствами знакового декора.

Раскрыть характеристику познавательного интереса к декоративно-прикладному искусству в процессе обучения младших школьников художественному оформлению традиционных изделий знаками (пасами);

Выявить учебно-методические возможности художественной деятельности, определить содержание, формы и методы развития познавательного интереса учащихся младших классов к национальной культуре коми;

Теоретически обосновать и практически разработать систему упражнений и заданий с пасами на занятиях по развитию познавательного интереса к национальной культуре коми;

Разработать и апробировать экспериментальную программу, направленную на развитие познавательного интереса младших школьников к национальной культуре коми средствами традиционного декора.

В результате предварительного знакомства с теорией вопроса, анализа методов преподавания художественного оформления, анализа практических работ младших школьников была выдвинута следующая гипотеза:

Развитие познавательного интереса младших школьников к национальной культуре народов коми будет происходить наиболее эффективно, если.

1. будут созданы определенные предпосылки качественного изменения содержания обучения традиционному искусству в районах Крайнего Севера, в частности республики Коми, а именно, народное искусство, имеющее самобытные многовековые традиции, будет отражено в содержании обучения полно и всеобъемлюще, так как оно служит эффективным средством, отражающим окружающую природу, быт, национальную культуру, и является богатым источником для формирования и развития различных сторон личности школьника;

2. В учебно-воспитательный процесс включить разработанную нами методику развития познавательного интереса младших школьников средствами знакового декора (пасами), которая включает в себя: а), цели, задачи и содержание программы «развитие познавательного интереса у младших школьников на занятиях по художественному оформлению изделий знаками (пасами)»; б), принципы, формы, методы, методические приемы, условия направленные на развития познавательного интереса у младших школьников средствами знакового декора; в), средства обеспечения учебно-воспитательного процесса (технические средства обучения, наглядные пособия и т.п.), то это позволит приобщить приобщения детей к традиционной культуре народов коми.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялись следующие методы исследования:

1) изучение и анализ научных трудов по философии, психологии, педагогике, теории изобразительного искусства, эстетике, искусствоведению, этнографии; анализ программ по технологии, изобразительному искусству, художественному труду в начальной школе; изучение состояния преподавания художественного оформления традиционных изделий в начальной школе и экспериментальное преподавание с целью проверки, выдвинутой гипотезы;

2) изучение педагогического опыта;

3) наблюдение за учащимися в процессе их художественной деятельности средствами народного декора, беседы сучащимися;

4) анализ детских работ, направленных на выявление знаний о жизни и быте народов коми и на выявление познавательного интереса к национальной культуре данного народа;

4) естественный педагогический эксперимент;

6) обработка полученных данных и обобщение результатов педагогического исследования.

Этапы исследования. Исследование проводилось в общеобразовательных школах г. Сыктывкара №1, 36, 25, 38 и № 1, 2 с. Выльгорт, Сыктывдинского района Республики Коми. Эксперимент охватил учащихся 2-4 классов. Исследование состояло из трех этапов:

1 этап (1994 - 1997 гг.) определялась проблема, предмет и задачи исследования; был проведен анализ литературы по теме исследования.

2 этап (1997 - 2000 гг.) осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, проводились констатирующий и формирующий этапы эксперимента.

3 этап (2000 - 2002 гг.)- осуществлялась систематизация и обобщение результатов исследования и оформление диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1) впервые раскрыта характеристика познавательного интереса к национальной культуре коми в процессе обучения художественной деятельности младших школьников и использованы знаковые средства (пасы);

2) выявлены педагогические средства и условия, способствующих эффективному развитию познавательного интереса к национальной культуре народа коми в процессе обучения младших школьников художественной деятельности с использованием традиционных знаков;

3) научно-обоснована, разработана и экспериментально проверена эффективная методика развития познавательного интереса к национальной культуре народов коми в процессе обучения младших школьников художественной деятельности средствами традиционного декора (пасами), которая включает в себя: а), цели, задачи и содержание программы «развитие познавательного интереса у младших школьников на занятиях по художественному оформлению изделий знаками (пасами)»; б), принципы, формы, методы, методические приемы, условия направленные на развития познавательного интереса у младших школьников средствами знакового декора; в), средства обеспечения учебно-воспитательного процесса (технические средства обучения, наглядные пособия

Теоретическая значимость исследования:

Внесен определенный вклад в науку методику преподавания народного декоративно-прикладного искусства народов коми.

Полученные результаты исследования могут быть применены при дальнейшем проведении исследований по развитию познавательного интереса к национальной культуре других народов.

Практическая значимость исследования:

Разработана и экспериментально проверенна методика по развитию познавательного интереса младших школьников к национальной культуре коми средствами знакового декора могут быть использованы в общеобразовательных школах республики Коми.

Программа, позволяющая в определенной последовательности использовать пути, средства и условия, способствующие развитию познавательного интереса к национальной культуре коми, может оказать учителям практическую помощь в организации процесса обучения.

Материалы исследования могут быть использованы для корректировки учебных планов и программ по художественной деятельности, при написании учебников и учебных пособий для школ.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на теоретические положения психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по развитию и воспитанию детей, экспериментальной проверкой положений данного исследования в условиях средней общеобразовательной школы, объективным анализом полученных исходных и конечных результатов исследования, проверкой эффективности предложенных приемов, условий, путей и средств обучения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развивать познавательный интерес младших школьников средствами традиционного декора к народному декоративно-прикладному искусству народов коми необходимо, так как это повысит качество художественного образования и эстетического воспитания детей, ее общей культуры.

2. Методика проведения занятий по развитию познавательного интереса младших школьников знаковыми средствами (пасами), включающая занятия по художественному оформлению изделий традиционными знаками, систему постепенно усложняющихся графических упражнений по изучению традиционного знакового декора (пасов), наглядные пособия, технические средства обучения.

Апробация и внедрение. Основное содержание и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогики и методики начального образования и научных конференциях Коми государственного педагогического института и Республиканского института развития образования. Разработанный нами материал вводился в курс лекций дополнительной специальности «Декоративно-прикладное искусство» в Сыктывкарском педагогическом колледже №1 и на факультете дополнительной педагогической специальности по специальности «Обслуживающий труд. Умелые руки», а также использовался на годичных курсах повышения квалификации педагогов дополнительного образования в Республиканском институте развития образования и переподготовки кадров.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Поберезкая, Вита Федоровна

Выводы по 3 главе:

На первом этапе педагогического эксперимента констатирующий, была проведены такие методы научного исследования: анкетирование и наблюдение за деятельностью учащихся.

После анализа анкет выяснилось, что уровень знаний детей о декоративно-прикладном искусстве народа коми в экспериментальной группе - 59,15%, а в контрольной - 41,2% уровень сформированности познавательного интереса - низкий.

Вторым этапом педагогического эксперимента являлся формирующий этап. Цель которого - развитие познавательного интереса у младших школьников к декоративно-прикладному искусству народа коми средствами знакового декора. Для этого нами была разработана программа «По художественному оформлению изделий знаками (пасами) для учащихся начальных классов». Нами были разработаны занятия по художественному оформлению изделий знаковым декором изделий младшими школьниками; критерии оценок практической работы учащихся. Во время проведения формирующего эксперимента детей знакомили с фактическим материалом (готовыми изделиями, фотографиями изделий.), устным народным творчеством народа коми; с пасом, как основным элементом геометрического орнамента использованного коми при оформлении различных изделий быта у коми.

Третий этап педагогического эксперимента - контрольный. При проведении контрольного анкетирования мы также пользовались таким методом исследования, как анкетирование и наблюдение за деятельностью учащихся, что позволит сделать вывод об уровне сформированности и показателях развития познавательного интереса (высокий, средний, низкий и интеллектуальный, волевой, эмоциональный): в экспериментальной группе высокий (95%), в контрольной - низкий (10,3%).

В процессе анкетирования младших школьников наблюдалось: отсутствие усталости, с удовольствием отвечали на поставленные вопросы, интересовались результатами анкетирования. Уровень знаний младших школьников приобретенных в ходе обучения по программе вырос. Значит, уровень сформированности познавательного интереса - высокий. Общий уровень знаний, графических умений и уровень познавательного интереса к декоративно-прикладному искусству народа коми у учащихся вырос в экспериментальной группе, а в контрольной понизился.

Эксперимент, направленный на развитие познавательного интереса на занятиях по оформлению изделий знаковым декором у младших школьников, можно считать проведенным успешно.

Заключение

В условиях духовного возрождения общества создались определенные предпосылки качественного изменения содержания образования в районе Крайнего Севера, в частности республики Коми. В этой связи народное декоративно-прикладное искусство, имеющее самобытные многовековые традиции, должно быть отражено в содержании полно и всеобъемлюще. Народное декоративно-прикладное искусство служит эффективным средством воспитания и обучения детей в общеобразовательной школе, т.к. в нем отражается окружающая природа, быт, национальная культура является богатым источником материала для формирования различных сторон личности школьников и руководства его художественной деятельностью.

Эта проблема решается путем изменения мотивации учебной деятельности, а именно - развития познавательного интереса у младших школьников у традиционной культуре народов коми через оформление изделий знаками (пасами).

Под познавательным интересом художественной деятельности мы понимаем избирательную направленность личности на искусство, на художественно-творческую деятельность, на освоение эстетического опыта как обобщенного отражения окружающей действительности, который способствует формированию способности усваивать любой объект в форме эстетического отношения к нему.

Развитие познавательного интереса мы предложили осуществить и этнографическом маериале республики Коми -декорирование изделий знаками (пасами). Под знаком мы будем понимать - любой материальный чувственно воспринимаемый элемент действительности, выступающий в определенном значении и используемый для хранения и передачи некоторой идеальной информации о том, что лежит за пределами этого материального образования. В контексте нашего исследования мы рассматривали в качестве знака любое графическое построение, если этому построению предписывается значение заместителя реального предмета. Среди графических знаков выделили индивидуальные условные знаки - графические построения, используемые ребенком по сути и не имеющие в своей материальной основе ничего общего с обозначаемым предметом. Пасы это графические знаки, припомощи которых народы коми выражали свое отношение к окружающей действительности. Так как пасы не однородны функционально, то смысловую сторону знака мы не рассматривали.

Анализ педагогической, психологической, методической литературы показал, что проблема обучения национальному искусству различных народов разработана и освещена с достаточной полнотой, однако вопросы, затрагивающие проблему развития познавательного интереса к национальной культуре народов коми в процессе обучения младших школьников художественной деятельности в начальных классах до настоящего времени не были разработаны. В школах Северного региона, слабо проводится работа по приобщению детей к культуре того народа, на территории которой проживают учащиеся, педагоги не знакомят последовательно и систематически учащихся общеобразовательных школ с жизнью и бытом народа коми, его проблемами. Не разработаны методики, способствующие развитию познавательного интереса к национальной культуре коми, и не разработаны методические указания по проведению данных занятий. Не подготовлены педагоги в школах по осуществлению данной проблемы.

Разрабртанная нами методика, в ходе экспериментального исследования, показала, что эффективно развивает познавательный интерес младших школьников к культуре народов коми как в учебной работе, так и во внеурочной.

149

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Поберезкая, Вита Федоровна, 2003 год

1. Закон об образовании РФ //Редакция 1996 г. закона "Об образовании". Глава 12. Реформа российского образования /национальная доктрина.

2. Амбров Н.К. Раннеземлевычегодский культурный символ «ромб с крючками» // Сов.археология. -1965. №3

3. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., АПН РСФСР, 1960. - 468 с.

4. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы // Уч. Зап. ЛГУ. Сер. "Психология" Л.,1959.

5. Ананьева Н.Н. Развитие познавательного интереса и творческих способностей у детей в авторских начальных школах России второй половины XIX века // автореферат дис. канд. пед. наук // М.: изд-во МГУ, 2000. - 16 с.

6. Анненский И.Ф. Книги отражений М.: Наука, 1979.

7. Антонов В.И. Символ и его роль в познании, //дисс. канд. философ.наук. М.: изд-во МГУ, 1980. - 198 с.

8. Арутюнов С.А. У берегов Ледовитого океана. М., 1984.

9. Атунов П.Р., Бабкин Н.И., Васильев Ю.К. Связь трудового обучения с основными науками. М., 1983.

10. Ю.Афанасьев А.П. Топонимия республики Коми. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1996. - 208 с.

11. П.Бабанский Ю.К., Поташкин М.М. Оптимизация педагогического процесса. М., 1984.

12. Баготеев К.Б. Аналогии и модели в познании. Новосибирск: Наука, 1981.-320 с.

13. И.Байбурин А.К. Жилище в обрядах. Сыктывкар, 1993.

14. Банников В. Н. Педагогические условия развития художественного интереса учащихся детской школы искусств назанятиях декоративно-прикладного искусства, //автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2000. - 18 с.

15. Барадулин В.А. Художественная обработка дерева. М., 1986.

16. Барадулин В.А. Художественная обработка дерева. М., 1986.

17. Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя. //Вопросы психологии. 1990. - №2 С. 153 - 159.

18. Батищев Г.С. Деятельная сущность человека, как философский принцип // проблема человека в современной философии. М.: Наука, 1963. - 144 с.

19. Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников. М., 1981.

20. Белинский В.Г. Собрание сочинений в трех томах. М., 1948. -Т.1.-456 с.

21. Белицев Н.В. Народная одежда удмуртов М., 1951.

22. Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов Коми (.) Т.И.Э., 1958. -Т.45. -269 с.23.Белов В.И. Лад. М., 1982.

23. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М., 1989.

24. Бибилер B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. - 399 с.

25. Богоявленская Д.Б. К анализу процесса познания /Всесоюзный симпозиум по логике науки. Киев, 1966.

26. Богоявленская Д.Б. Путь к творчеству. М., 1981.

27. Будякова Т.П. Развитие знаково-символической деятельности в дошкольном возрасте, //автореферат дисс. канд. псих. наук. М.: изд-воМГУ, 1989.- 16 с.

28. Бурикова В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. М., 1986.

29. Буров Г.М. В гостях у далеких предков. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, -1968. - 74 с.

30. Василенко В.М. Народное искусство. М.,1974. - 293с.

31. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: учеб.-метод. пособие/ под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Покровской. М.:ВЛАДОС, 2000. - 272 с.

32. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М., 1982. -135 с.

33. Вопросы методов педагогических исследований /под ред. М.Н. Скадкина. М., 1973.

34. Вопросы этнографии народа Коми /сборник/. Сыктывкар, 1985.

35. Воронов B.C. О крестьянском искусстве. Избранные труды. М., 1972.

36. Вундт В. Миф и религия. СПб. -1913.

37. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М.: Просвещение. - 1967. - 93 с.

38. Выготский Л.С. Психология искусства. М., - 1974. - 293 с.

39. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций: Из неопубликованных трудов. М.,1960.

40. Гамезо М.В. Знаки и знаковое моделирование в познавательной деятельности. Психологическое исследование познавательной функции знаков //дис. доктора психол. наук. М.: 1977. - 348 с.

41. Гамезо М.В., Ломов Б.Ф., Рубихин В.Ф. Психологические аспекты методологии и теории знаковых систем. М.: Наука, 1972, 226 с.

42. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо Психо - Логос. -М.: Просвещение. - 1995. - 480 с.

43. Геллер Э. Слова и вещи. М., - 1962.

44. Глотова Г.А. Человек и знак. Семиотико-психологические аспекты онтогенеза человека. Свердловск, изд-во УГУ. - 1990. - 256 с.

45. Голан А. Миф и символ. М. 1976. - 152 с.

46. Голубева Л.А. Символы солнца в украшениях финно-угров (Древняя Русь и славяне). М., - 1978. - С.18-75.

47. Горошко А. Я. Методика формирования художественных интересов сельских школьников 1-4 классов на материале русского народного декоративно-прикладного искусства, //автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1992.-16 с.

48. Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. -М., 1980. -237с.

49. Грибова Л.С. Пермский звериный стиль. М.: Наука. - 1975. - 148с.

50. Грибова Л.С., Савельева Э.А Декоративно-прикладное искусство народов коми. М.: Наука. - 1980. - 239 с.

51. Грибова Л.С., Савельева Э.А. Народное искусство коми. -Сыктывкар. 1992. - 74 с.

52. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М., 1986. -238 с.

53. Даркевич В.М. Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси. //Сов. археология. 1960. - №6 - С.56-57.

54. Дягилева Л.С. Формирование познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности //диссерт.канд.пед.наук. М., 1976. - 234 с.

55. Доронин П.Г. Письменность и литература коми до Октябрьской революции. 4.1. Архив Коми НЦФ1, сп11, д.231

56. Дранникова Н.В. Изучение фольклора русского Севера. //Литература в школе. 1994. - №5 - 94 с.

57. Древнекомипромысловый календарь /серия препринтов «Научные доклады» Вып.164 Сыктыкар, 1987.

58. Дурасов Г. Тайны старого узора народного творчества. //Юн. худ-к.- 1983.-№8-С.24-27.

59. Дыхание Пармы, /составитель В.А. Латышева. Сыктывкар. -1991. -286 с.

60. Егоров С.Ф. Методологические идеи К.Д. Ушинского в процессе обретения педагогикой статуса науки. //Педагогика. 1999. - №6 - С.75-83.

61. Жаков К.Ф. Этнографический очерк. //Под шум северного ветра. -Сыктывкар. 1990. - 315 с.

62. Жегалова С.К. О русском народном искусстве. //Юн. худ-к. 1994. - №11-12.

63. Жегалова С.К. Русская народная живопись. М., - 1982.

64. Жеребцов Л.Н. Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами. Сыктывкар. -1981.

65. Жеребцов Л.Н. Крестьянское жилище в Коми АССР. Сыктывкар: Коми кн. изд-во. -1971.

66. Жеребцов Л.Н. Хозяйство, культура и быт удорских коми в XVIII -начале XX вв. М.: Наука. - 1972.

67. Жеребцов Л.Н., Конаков Н.Д., Королев Н.С. Из жизни древних Коми. Сыктывкар. - 1985. - 113 с.

68. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие. -Ростов-на-Дону: Феникс. 1997. - 480 с.

69. Знак и общение /отв.ред. Брудный А.А. Фрунзе, ИЛИМ, 1974. -116с.

70. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности. М., -1961.

71. Игнатьев Е.И., Громов М.Д., Лукин Н.С. Психология. М.: Просвещение, 1965. - 344 с.

72. Изделия народных мастеров и умельцев. Каталог. Сыктывкар. -1991. -27 с.

73. Искусство современной росписи по дереву и бересте Севера, Урала и Сибири, /сб. научных трудов/ отв. редактор Черкасова Н.В. -М„ 1985. - 151 с.

74. Каган М.С. Начала эстетики. М., 1964. - 210 с.

75. Казакевич В.М., Поляков В.Н. Основы методики трудового обучения. М., 1983.

76. Канев В.Ф. Береста в руках детей и учителя. Сыктывкар, 1992. -80с.

77. Канев В.Ф. Ведение хозяйства и художественные промыслы северян Ненецкой тундры. Нарьян-Мар, 1993.

78. Канев В.Ф. Приобщение учащихся к этнокультуре народов Севера средствами прикладного искусства (автореферат док.д). М., 1995.

79. Канев В.Ф., Сухинский С.А. Узор по дереву. Сыктывкар, 1990.

80. Кацнельсон С.Д. Содержание слова, значение и обозначение. -М-Л., 1965.

81. Климова Г.Н. Местные названия орнаментальных мотивов у народов Коми (этнография и фольклор коми). Сыктывкар, 1976. -Вып.17 - С.91-95.

82. Климова Г.Н. Текстильный орнамент коми. Кудымкар: Коми-Пермятское изд-во, 1995. - 132 с.

83. Климова Г.Н. Узорное вязание коми. Сыктывкар, 1978.

84. Кочешков Н.В. Эстетические традиции ДПИ народов Крайнего Севера и Востока СССР (XVIII XIX вв.). - М., 1989.

85. Крупник И.И. Арктическая этноэкология М., 1989.

86. В.С. Психология. М.: Высшая школа, 1974. - 280 с.

87. Кузнецова Е. Жанровые сценки на русских прялках //Юный художник, - 1991. - №3.

88. Культурные традиции народов Сибири. П., 1986.

89. Левков Ю.Я. Формирование познавательных интересовучащихся во внеурочное деятельности. М.: Вологодский госпединститут, 1982. -88 с.

90. Легенды и сказания народа коми /альбом репродукций графических работ В.Г. Игнатова/ Сыктывкар, 1985.

91. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975, 304 с.

92. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. -185 с.

93. Лимеров П.Ф. Мифология загробного мира. Сыктывкар, 1998. -125 с.

94. Лихачев Д.С. Прошлое будущему //статьи и очерки - Л.: Наука, 1985.- 574 с.

95. Ломов С.П. Формирование художественных потребностей учащихся 4-6 классов средствами изобразительного искусства, /автореферат диссертации кандидата педагогических наук/ М., 1986.

96. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: изд-во МГУ, 1982.

97. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976, 367с.

98. Лосев А.Ф. Философия имени. М.: МГУ, 1990. - 269 с.

99. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. 1990. -287с.

100. Лыткин В.И. Древнепермский язык М., 1952.

101. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 96 с.

102. Мельникова Е.А. Скандинавские рунические надписи М., 1977. - С.142- 169.

103. Методы педагогических исследований (П/л А.И. Пискунова, Т.В. Воробьев) М., 1979.

104. Микулинская М.Я. Развитие творческого мышления учащегося М., 1989.

105. Микушев А.К. Эпос северных коми зырян. /В книге: Тезисы международного конгресса финно-угроведов/ - Таллин, 1970. - Т.2 -103 с.

106. Милерон Е.А. Формирование трудовых умений и навыков

107. Мироманов В.Б. Малая история искусств М., Искусство, 1973.-476 с.

108. Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. М.: Академия пед.нау РСФСР. - 1961. - 224 с.

109. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.

110. Народная роспись Северной Двины /автор составитель О.В. Круглова. М., 1987.

111. Народные игры //Стригунок. - 1998 - № 2 - С. 15

112. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры (теория и практика). М., 1983.

113. Некрасова М.А. Современное народное искусство. Л.: Художник РСФСР, 1980. - 206 с.

114. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. Кн. для учителя. 2-е изд., прераб. и доп. -М.: Просвещение, 1987. -255с.

115. Несанелис Д.А., Семенов В.А. Природное и культурное в ориентации сельских поселений конец XIX - начало XX вв. на Европейском северо-востоке // региональная научно - практическая конференция: человек и среда его обитания. Тез. докл. - Л., 1989.

116. Никифорова О.И. Исследования по технологии художественного творчества. М., 1972.

117. Носов М.М. Художественные бытовые изделия якутов XVIII начала XX в. - Якутск, 1988.

118. Оборин В.А. Древнее искусство Прикамья. Пермский звериный стиль. Пермь: Пермское кн. изд-во, 1976.

119. Оборин В.А., Чагин Г.Н. Чудские древности Рифея. Пермский звериный стиль. Пермь, 1988.

120. Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера. М., 1989.

121. Орнамент народов Крайнего Севера: (метод. Рекомендации). Магадан, 1972 - 55 с.

122. Павлов И.П. Полн. собр. Соч., т.З, кн.1. М., 1951. - 360 с.

123. Патрушев B.C. Финно-угры России. Йошкар-Ола, 1992.

124. Педагогика /Сластенин В.А, Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. М.: Школьная Пресса, 2002. - 512 с.

125. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение. - 1969. - 659 с.

126. Подготовка художников-конструкторов //Техническая этика, 1966.-№12-С.8-9.

127. Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте, /под ред. Л.И. Божович М.: Известия АПН РСФСР вып.73. - 1955.

128. Полунина В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. М., 1989.

129. Полынская И. Н. Формирование интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству: //Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998.16 с.

130. Практикум по общей и экспериментальной психологии. Учеб. Пособие /В.Д. Балин, В.К. Гайда, и др.; Под общей ред. А.А. Крылова. Л.: изд-во Ленингр. ун-та, 1987. - 255 с.

131. Прикладное искусство народов Коми: Программа (проект). -Сыктывкар, 1992. 17с.

132. Расскажи береста //Наука и жизнь, 1992, №1 - 22 с.

133. Рафенко В.Я. Народные художественные промыслы. М.,1988.

134. Резников J1.0. Гносеологические вопросы семиотики. -М.,1964.

135. Родники Пармы /научно-попул. сборник/ Сыктывкар, ч. I1989. 171с.

136. Родники Пармы /научно-попул. сборник/ Сыктывкар, ч. II1990. 185 с.

137. Родники Пармы /научно-попул. сборник/ Сыктывкар, ч. Ill -1994. - 180 с.

138. Романова Г.Н. Берестяные изделия Коми, /труды ИЯЛИ Коми филиала АН СССР Сыктывкар, 1976. - вып. 17.

139. Романова Г.Н. Традиционные домашние ремесла и кустарные промыслы Коми (конец XIX начало XX вв.). - Л., 1975.

140. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. В 2-х т. М.: Педагогика, 1989. - т.1 - 548 е., т.2 - 322 с.

141. Русское искусство XVIII начало XIX вв. Материалы исследования /сборник. - М., 1971. - 180 с.

142. Рыбаков Б.А. Орнамент сквозь века: народное творчество //Юн. художник. 1980. - №2.

143. Рыбаков Б.А. Язычество Древних Славян. М., 1997.

144. Рыбаков Б.А. Происхождение и семантика ромбического орнамента /сб. Музей нар. искусства и художественных промыслов, -М., 1972. вып. 5,- С.127-134.

145. Савельева Э.Н. Происхождение народа коми //Родники Пармы. Сыктывкар, 1989.

146. Савельева Э.Н., Королев К.С. По следам легендарной чуди. -Сыктывкар, 1990.

147. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: изд-во МГУ, 1988.-288 с.

148. Сапогова Е.Е. Ребёнок и знак. Тула: Приокское кн. изд-во, 1993-264 с.

149. Семенов В.А. Истоки некоторых элементов удмуртского женского наряда по данным археологии. Ижевск, 1983.

150. Семенов В.А. Традиционная духовная культура коми-зырян: Ритуал и символ (семиотика культуры) /учебное пособие по спецкурсу/. Сыктывкар, 1991. - С.80.

151. Семенова Т.С. Народное искусство и его проблемы. М., 1977.-247 с.

152. Скаткин М.Н. Методологические и методика пед. исследований. М., 1986. - С.156.

153. Смирнов А.А. Детские рисунки /хрестоматия по возрастной психологии/, под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Мудке. М.,1980.

154. Соколова Т.М. Орнамент почерк эпохи. - М.: Аврора, 1972. -172 с.

155. Стеблин-Каменский И.М., Семенов В.Н. Несколько замечаний о персонификации у коми северного ветра // семиотика культуры, тезисный доклад III всесоюзной летней школы семинара. -Сыктывкар, 1991.

156. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методов рисуночного письма. М., 1996. - 96 с.

157. Сухомлинский В. Интерес к учению важнейший стимул учебной деятельности учащихся //Советская педагогика, 1952 г., №4, С.34.

158. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: МГУ, 344 с.

159. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду/В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. М.:- Просвещение, 1985,- 255 с.

160. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду/В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. М.:- Просвещение, 1985. 255 с.

161. Теория и практика педагогического эксперимента /А.И. Пискунова, Г.В. Воробьев. М., 1979.

162. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания.//В кн.: Вопросы художественного воспитания. М.: изд. АПН РСФСР, 1947. - вып. 11. - С.7 - 26.

163. Теребихин Н.М., Семенов В.А. Семантика традиционной деревенской среды. Сыктывкар, 1985.

164. Торопов В.Л. Керамическая игрушка и работа с глиной. -Сыктывкар, 1992.

165. Традиционная культура и быт народа коми. М., 1978 - 78 с.

166. Традиционная культура коми. Этнографический очерк. -Сыктывкар, 1994.

167. Третьякова О.В. Функции символического языка культуры в моделировании инвариативной структуры личностно-ориентированного урока// автореферат дисс. канд. пед. наук // -Ростов-на Дон, 2000. 24 с.

168. Туголуков В.А. Кто вы, юкагиры? М., 1979.

169. Уваров Л.В. Образ, символ, знак. Минск, 1967.

170. Ульяновский монастырь у зырян. Сыктывкар, 1994.

171. Уханова И.Н. Народное Декоративно прикладное искусство северо-русских народов конца XVII середины XIX вв. /автореферат дисс. док. ист. наук. - Л., 1985.

172. Фишман О.М. Берестяная утварь русского и финно-угорского населения. СПб., 1992.

173. Флеров А.В. Материаловедение и технология художественной обработки материалов. М., 1981.

174. Флоренский П.А. Культ, религия, культура /Богословские труды/ М., 1977. - 102с.

175. Фольклор и этнография /сборник/. Л., 1974.

176. Формирование мотивации учения: Кн. Для учителя /Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. М.: Просвещение, 1990. -192 с.

177. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. М., 1983. - 255 с.

178. Фрей Г. О роли моделей в познании. М.,1963.

179. Халезова Н., Дронова О. Влияние орнамента на выразительность рисунков старших дошкольников /дошкольное воспитание. -1986. №6.

180. Харламов И.Ф. Педагогика. Минск, Университетское, 2002.- 560 с.

181. Хомич Л.В. О содержании понятия «этнические процессы». -СЭ, 1969. №5.

182. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.

183. Хороших П.П, Гемуев .Н. Берестяные изделия селькупов. -Новосибирск, 1980.

184. Циврян Т.В. К семантике пространственных и временных показателей в фольклоре /сб. статей по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1973. -113 с.

185. Чебоксаров Н.Н. Этногенез коми по данным антропологии. -СЭ, 1946. №2.

186. Чеснов Л.В. Лекции по исторической этнологии: учебное пособие. М: Просвещение, 1998. -400 с.

187. Чисталев П.И. Коми сигудок и русский гудок. Таллин, 1980- С.38-40.

188. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. /под. Ред. Кузина Н.Н., Скаткиной М.Н. М.: Педагогика, 1980 - т.2.f 416с.

189. Шестаков В.Д. Искусство и дети. М., 1969.1195. Шипунова А.В. Народное искусство коми (резьба по дереву)доклады по этнографии географического общества СССР, вып.У. Л., 1967.

190. Шорохов Е.В. Композиция. М.: Просвещение, 1986. - 285 с.

191. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М.: Просвещение, 1979. - 192 с.

192. Шрейдер Ю.А. Логика знаковых систем. М.: Знание, 1974.

193. Штофф В.А. Введение в методологию научного познания. -Л.: изд-во ЛГУ, 1970. 190 с.

194. Штофф В.А. Моделирование и философия. М.-Л.: Наука,1966 300 с.

195. Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. -М.: Высшая школа, 1978. 271 с.

196. Штофф В.А. Роль моделей в познании. Л.: изд-во ЛГУ, 1963 - 128 с.

197. Шубинский Педагогика творчества учащихся. М., 1988.

198. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988 - 208 с.

199. Щукина Г.И. Психолого-педагогические основы формирования познавательных интересов у учащихся. Л., 1967.

200. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов у учащихся в процессе обучения. М.: Просвещение, 1962.

201. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника -М.: Знание, 1974 64 с.

202. Этнография фольклор Коми /труды института языка, литературы и истории. Сыктывкар, 1972. - №13. -175 с.

203. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979.

204. Якобсон П.Н. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1966. 291 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.