Влияние этнопедагогических знаний на эстетическое воспитание младших школьников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Джантотаева, Марина Энверовна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 209
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Джантотаева, Марина Энверовна
Введение "
Глава 1. Сравнительная интерпретация влияния произведений разно национального художественного прикладного искусства на эстетическое воспитание младших школьников
1.1. Методологические и психолого-педагогические основы проблемы эстетического воспитания
1.2. Общечеловеческое и национально-специфическое в декоративно-прикладном искусстве народов Северного Кавказа
1.3. Истоки и пути развития разно национального декоративно-прикладного искусства Северного Кавказа
Глава 2. Соотношение эстетических знаний, умений и навыков в процессе познавательной деятельности учащихся младших классов
2.1. Особенности познавательной деятельности учащихся младших классов
2.2. Современная характеристика задач эстетического воспитания
2.3. Педагогические условия развития эстетических знаний, умений и навыков
Глава 3. Технологии развития эстетических знаний, умений и навыков у младших школьников через народное искусство
3.1. Диагностика -уровня эстетической подготовленности учащихся младших классов
3.2. Стимулирование развития эстетической культуры учащихся младших классов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству народов Северного Кавказа
3.3.Мегодика работы кружка 174 Заключение 190 Литература
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства1999 год, кандидат педагогических наук Кадыйрова, Ляйсан Хабибулхаковна
Эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства адыгов2007 год, кандидат педагогических наук Адзинова, Фатима Станиславовна
Художественно-эстетическое образование будущих учителей начальных классов в контексте народной культуры: На материале Республики Дагестан2000 год, доктор педагогических наук Казилов, Гаджиахмед Насрутдинович
Формирование у школьников знаний и умений по художественной обработке изделий народного декоративно-прикладного искусства1998 год, кандидат педагогических наук Монахова, Галина Михайловна
Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в формировании эстетической культуры подростков1997 год, кандидат педагогических наук Никитин, Геннадий Андреевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние этнопедагогических знаний на эстетическое воспитание младших школьников»
В современном обществе имеется большое противоречие между направленностью социально-экономического курса на будущее страны и отсутствием должного внимания к тем, кто будет жить в этом будущем -детям. Следствием нестабильности общественной жизни, разрушения духовных идеалов прошлого стало падение нравственности и духовности, культ денег и личного благополучия; отчуждение от духовных ценностей, от искусства, народных традиций. Наш век поставил человечество перед острой проблемой спасения культурной памяти. Это не просто спасение памятников старины, но и" сохранение, естественное развитие органичных типов культуры. К ним в первую очередь относятся культуры малых народов, народное искусство всех регионов.
В чем же ценность, актуальность народного искусства для современности? Ведь еще совсем недавно, два-три десятилетия назад провозглашался его конец; казалось, что век индустрии навсегда покончил с ручным трудом, вытеснил ремесленника, тем более, народного мастера, народные традиции. Однако время сделало очевидным не только плоды технического прогресса, но и тот огромный ущерб, который нанесен природе, национальной и мировой культуре; в конечном счете - человеку, его нравственному, духовному, физическому здоровью. В центре всех проблем встал вопрос духовности человека, без чего, как оказалось, невозможно решить проблемы экологии - и природы, и культуры, и нравственного, и эстетического воспитания, ведь, в конечном счете - главный вопрос времени - сохранение жизни на земле. В такой контекст современных проблем включился и вопрос народного искуства как органического типа культуры. Возникает необходимость разработки нового уровня его научного познания. Утвердившийся подход - только как к бытовой культуре прошлого и только материальной не отвечает сегодняшнему дню. Вопрос народного искусства не может быть ограничен сферой ремесла, или решаться как вопрос занятости человека в свободное время, хотя и это важно.
В январе 1995 года президентом КБР В.М. Коковым было издано распоряжение "О развитии народных художественных промыслов", которое предусматривало разработку конкретной программы по их государственной поддержке. А в марте 1998 года принято постановление Правительства КБР "О мероприятиях по сохранению, возрождению и развитию народных художественных, промыслов и ремесел Кабардино-Балкарии на период до 2005 года". (65, с.4)
Казалось бы, начало для конкретной работы в этой области уже положено, но ни в селениях, ни в городах ощутимых результатов пока не видно. Понятно, что трудностей здесь немало. Фактически на сегодняшний день дело возрождения народного искусства все еще остается в руках одиночек мастеров-энтузиастов, которые и не дают засохнуть его корням. Многие ученые, педагоги-практики осознают эту ситуацию и проявляют большую заинтересованность в возрождении народных художественных промыслов и дальнейшем их развитии.
В настоящее время происходит обновление народного образования, в том числе и начальной школы в направлении максимального удовлетворения интелллектуальных и духовных потребностей личности, так как гуманизация общества требует от педагогической науки и школы создания условий, обеспечивающих формирование эстетического отношения как системного образования. Прежде всего, это касается начальной школы, которая призвана обеспечить базу для последующего эстетического развития учащихся.
Обращение к искусству, народной культуре, их воспитательной силе в школе может -способствовать гуманизации социальных отношений в обществе, передаче новым поколениям высших человеческих ценностей, формированию нравственных качеств личности, ее духовному развитию и совершенствованию. В народном искусстве наиболее полно аккумулируется опыт поколений. Всегда оно было неразрывно связано с жизнью в самых разных своих проявлениях. Праздничное, поэтическое начало, заложенное в его глубинах, стало необходимым, близким и понятным современному поколению.
Богатому этническому составу населения Северного Кавказа соответствует богатство культурных национальных традиций народного искусства. Однако в монографических и диссертационных исследованиях авторов этого региона недостаточно отражена данная проблема. Анализ работы общеобразовательных школ также выявил отсутствие целенаправленной системной работы по обучению младших школьников народному декоративно-прикладному искусству.
Недостаточная разработанность проблемы преемственности народных художественно-педагогических традиций и их значения для эстетического воспитания подрастающего поколения и потребность практики школ определили актуальность нашего исследования и обусловили выбор темы, которая сформулирована следующим образом: "Влияние этнопедагогических знаний на эстетическое воспитание младших школьников".
Целью исследования является определение сущности и содержания процесса эстетического воспитания младших школьников на основе влияния народных художественно-педагогических традиций.
Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства народов Северного Кавказа.
Предмет исследования - процесс влияния этнопедагогических знаний на эстетическую воспитанность учащихся.
Гипотеза" исследования - содержание и методы обучения основам народного декоративно-прикладного искусства Северного Кавказа в начальной школе окажут эффективное воздействие на эстетическую воспитанность учащихся, если: а) источниками эстетического воспитания будут служить средства народного искусства, имеющие как национальную, так и общечеловеческую ценность; б) развитие эстетических знаний, умений и навыков будет основано на приоритетных направлениях интегративного подхода: на межпредметных связях и на воспроизведении совокупного интеллектуального, нравственного, гражданского и культурного потенциала общества; в) будут использоваться этнорегиональные художественно-педагогические традиции в эстетическом воспитании.
Для доказательства данной гипотезы необходимо решение следующих задач:
1) Выявить жизнеспособные, сохраняющие общечеловеческую значимость источники эстетического воспитания, закрепленные в содержании народной педагогики Северного Кавказа.
2) Выявить и раскрыть психолого-педагогические основы развития эстетических знаний, умений и навыков младших школьников в процессе занятий народным декоративно-прикладным искусством.
3) Показать возможности использования традиций эстетического воспитания, накопленных народами Северного Кавказа, в современной практике начального образования.
Методологической основой исследования явились основные положения эстетики как составной части философии; принцип связи теории и практики; аксиологический подход, отражающий закономерности формирования ценностных ориентаций личности; культурологический подход, рассматривающий исследуемые ценности в контексте культуры национальной, а через нее и общечеловеческой. Также важное значение имел для нас деятельностный подход в обучении.
Теоретической основой послужили философские научные труды Д.Н. Джола, JI.A. Зеленова, М.С. Кагана, И. Канта, B.C. Корниенко, Ю.Г.
Нигматуллина, В.Н. Разова, В.Н. Самохина, Г. Ширматова и др.; труды психологов В.В. Давыдова, А.Б. Ительсона, Е.Н. Кабановой-Меллер, B.C. Кузина, В.Н. Мясищева, Д.Н. Овсянико-Куликовского, Б.М. Теплова, C.JI. Рубинштейна и др. Рассматриваемая нами проблема нашла отражение в г работах педагогов Ю.Б. Алиева, Б.А. Альмухамбетова, С.А. Аничкина, А.В. Бакушинского, Г.Н. Волкова, Н.Д. Деминой, М.А. Ершовой, Б.Т. Лихачева, А.Ж. Овчинниковой, П.М. Якобсона и др. В вопросах изучения истоков и путей развития народного искусства Северного Кавказа мы опирались на труды историков-кавказоведов С.М. Броневского, Е.И. Козубского, Е.И. Крупнова, О.В. Маргграфа, В.И. Марковина, Б.Б. Пиотровского, Б.Е. Хижнякова и др.; искусствоведов Ю.К. Беджанова, Г.Г. Газимагомедова, А.Я. Кузнецовой, Д.М. Магомедова и др. Методы исследования: г
1) теоретический анализ философской, историко-этнографической, художественной, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме; 2) изучение национальных обычаев и художественно-педагогических традиций народов Северного Кавказа, связанных с эстетическим воспитанием; 3) наблюдения за учебным процессом, творческой деятельностью учащихся и педагогов; 4) беседы, анкетирование и интервьюирование; 5) психолого-педагогический развивающий эксперимент; 6) изучение продуктов деятельности школьников (эскизов, художественных поделок, и т.п.)
Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе (1996-1997гг.) осуществлялся анализ педагогической, психологической, методической и искусствоведческой литературы с целью изучения истории проблемы исследования, с целью использования в диссертации отдельных педагогических методов и приемов, народных традиций воспитания, адаптированных к конкретным условиям опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе (1997-1998гг.) проводилась подготовительная работа к основному эксперименту в школах г. Карачаевска с целью предварительного выявления уровня эстетических знаний, умений и навыков N учащихся младших классов и проверки своих отдельных методических, экспериментальных разработок. Анализ литературных источников, включая диссертационные исследования, инструктивные материалы продолжился и на этом этапе, логически завершившись разработкой экспериментального содержания программы работы кружка по народному декоративно-прикладному творчеству; методики эксперимента и педагогических методов, приемов и средств эстетического воспитания и развития младших школьников в процессе работы над произведениями народного декоративно-прикладного искусства Северного Кавказа.
На третьем этапе (1999-2000гг.) проводился повторный констатирующий эксперимент по разработанным нами уровням и критериям эстетической воспитанности младших школьников и формирующий эксперимент. Сущность методики эксперимента заключалась в проведении обучения по специально разработанной программе в экспериментальном кружке с установкой на эффективное художественно-эстетическое развитие школьников по разработанным нами методическим рекомендациям при постоянном сравнении с обычным, традиционным обучением в контрольном кружке. В конце эксперимента проводились итоговые, сравнительные занятия, обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, формулировались выводы исследования, осуществлялось оформление диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем: находит психолого-педагогическое обоснование реализация эстетических способностей младших школьников в ходе занятий по народному декоративно-прикладному искусству;
- выявлены и раскрыты педагогические условия развития эстетических знаний, умений и навыков; определен воспитательный потенциал занятий народным декоративно-прикладным творчеством; разработаны критерии для оценки уровня эстетической воспитанности младших школьников; разработана программа и содержание кружковой работы по народному прикладному творчеству.
Теоретическая значимость. Обосновано положение о том, что взгляды народа на эстетическое воспитание дополняют современную науку подлинно научными, апробированными временем знаниями, заключающими в себе гармоническое единство национальных и общечеловеческих гуманистических традиций; обоснована целесообразность и возможность эстетического развития младших школьников в процессе освоения народного декоративно-прикладного искусства Северного Кавказа
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
1) оно может стать основой для дальнейших исследований этнопедагогических традиций в эстетическом воспитании;
2) разработанная методика обучения основам народного декоративно-прикладного искусства создает реальную основу эстетического воспитания учащихся начальных классов;
3) на базе созданной программы работы кружка могут быть разработаны спецкурсы и факультативы;
4) отдельные выводы и методические рекомендации могут явиться дополнением при изучении предметов педагогики, психологии, этики и эстетики в системе высшего педагогического образования.
Достоверность научных результатов обеспечена широкой источниковой базой исследования, соответствием методов исследования задачам работы,,апробацией результатов. Научные выводы и методические рекомендации получены в результате теоретико-практического исследования психологов, методистов самых различных направлений и школ, что позволяет говорить о достоверности и объективности проделанной работы. На защиту выносятся:
1) Источники эстетического воспитания, отраженные в педагогике народов Северного Кавказа.
2) Психолого-педагогические условия, необходимые для успешного развития эстетических знаний, умений и навыков младших школьников.
3) Воспитательный потенциал разнообразных художественных форм декоративно-прикладного искусства, воплощающих в себе эстетические воззрения народов Северного Кавказа.
4) Содержание и методика работы кружка по народному декоративно-прикладному творчеству.
Апробация и внедрение в практику. Основные положения и результаты исследования были получены в ходе работы организованных нами экспериментальных кружков на базе Кабардино-Балкарского Центра научно-технического творчества учащихся г. Нальчика и школ г. Карачаевска.
Ход исследования и выводы обсуждались на кафедре педагогики и психологии Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета, на семинарах аспирантов, докладывались на ежегодных итоговых научно-практических конференциях университета (Карачаевск, 1999 г.), на региональных и межвузовских конференциях (Карачаевск, 1998,2000 г.), на семинаре учителей профильных школ г. Нальчика (1999 г.)
Результаты исследования внедрялись в учебно-воспитательный процесс ряда школ г. Нальчика, г. Карачаевска и Карачаевского района.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Развитие творческой активности учащихся 5-7 классов в процессе формирования художественных умений и навыков средствами народного декоративно-прикладного искусства2000 год, кандидат педагогических наук Мырзаканов, Мадвакас Сексембаевич
Развитие изобразительного творчества учащихся общеобразовательных школ в региональных условиях (на примере Карачаевского и Балкарского народов)2011 год, доктор педагогических наук Блимготова, Мадина Ильясовна
Формирование творчества учащихся 1-4 классов в процессе ознакомления с русским народным костюмом на уроках изобразительного искусства1998 год, кандидат педагогических наук Резанова, Ольга Владимировна
Художественно-эстетическое воспитание подростков средствами народного декоративно-прикладного искусства: На материале Республики Калмыкия2003 год, кандидат педагогических наук Артаева, Гиляна Владимировна
Народное прикладное искусство в трудовом воспитании младших школьников1998 год, кандидат педагогических наук Кондратьева, Елена Порфирьевна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Джантотаева, Марина Энверовна
Заключение.
Итоги проведенного исследования дают основание для следующих выводов:
1) Декоративно-прикладное искусство - одно из ярких воплощений творческой силы народа, способствующее формированию и раскрытию многосторонне развитой личности. Образовательно-воспитательная сущность народного декоративно-прикладного искусства заложена в изначальной связи человека с природой, в художественном отражении национального образа жизни, который проявляется также в системе этнических традиций, народном мировоззрении, нравственно-эстетических нормах.
2) Использование народных художественно-педагогических традиций в современной практике эстетического воспитания способствует воспитанию уважения к региональному искусству, а также к инонациональным культурным традициям других народов; выработке у учащихся способности осмысливать общечеловеческие и национальные духовные ценности в их взаимодействии; воспитанию гордости за свой народ, любви к Родине.
3) Поскольку развитое эстетическое восприятие предполагает способность к эстетическим суждениям, при помощи которых вырабатываются правильные эстетические представления и понятия, то эстетическое развитие неразрывно связано с развитием познавательных способностей, культура чувства вырабатывается в ходе постоянного сопутствующего^ей познавательного процесса, познание и чувство взаимно обогащаются. Большое внимание уделялось развитию у детей эстетических чувств, уточнению и обогащению их эстетических представлений и понятий. И не только на занятиях декоративно-прикладным искусством, но и путем организации систематических и целенаправленных наблюдений прекрасного в природе, труде, быту, искусстве. Жизненность и доступность содержания, последовательность в преподнесении знаний и привлечение большого наглядного материала обеспечили успешное и сознательное усвоение учащимися эстетических представлений и понятий. В результате целенаправленного обучения у младших школьников активно развивались познавательные процессы, совершенствовалась наблюдательность, обострялось внимание, укреплялась зрительная память. Благодаря воспитанию культуры эстетического восприятия, у детей заметно прявлялась особенная эмоциональная чувствительность к пропорциям, ритму, цвету и другим компонентам прекрасного. Это в дальнейшем оказало большое влияние на содержание и качество детских работ, способствовало повышению общего уровня развития детей, что вполне убедительно показала проведенная нами экспериментальная работа.
4) Из анализа полученных результатов исследования видно, что детям вполне доступны начальные понятия об основных закономерностях N народного декоративно-прикладного искусства, о качествах эстетически значимой вещи: о соответствии художественной формы вещи ее практическому назначению, о зависимости художественной формы от материала и технологии его обработки, а также понятие об эмоциональной выразительности вещи.
5) Проведенные исследования показывают, что младшие школьники способны не только воспринимать содержание декоративно-прикладного искусства, но и активно познавать свойственные ему средства художественной выразительности, а также сознательно использовать их в декоративных творческих работах. Декоративно-прикладное творчество близко интересам и соответствует возможностям младших школьников. Благодаря непосредственному участию ребенка в преобразовании материальной среды по законам красоты оно активно формирует эстетические знания, умения и навыки, закладывает основы творческой личности.
6) Предложенная нами система обучения детей младшего школьного возраста на занятиях народным декоративно-прикладным искусством строилась в соответствии с особенностями развития детской психики и основными принципами педагогики: научности, связи обучения с жизнью, воспитывающего обучения, сознательного и прочного усвоения знаний, систематичности и последовательности обучения, доступности и наглядности изучаемого материала.
7) В процессе формирования эстетических умений и навыков нами широко использовались следующие основные виды упражнений: а) Упражнения по образцу. Здесь главное внимание и усилия младших школьников направлялись на точное воспроизведение воспринятого и понятого образца, на выработку правильных умений. Повторное выполнение однородных практических действий не требовало еще от учащихся проявления полной самостоятельности. На этой ступени обучения отрабатываемые практические действия приобретали свойства первично приобретенного умения, они совершались при сосредоточении произвольного внимания и волевых усилий, под контролем сознания, проявляющегося в постановке цели, в обдумывании способов выполнения операций, достигаемых результатов, б) Тренировочные упражнения. Имели целью закрепление, повторение теоретического материала, совершенствование первично приобретенного умения и формирования N навыка. Особенностью этого этапа являлось то, что при выполнении учащимися упражнений осуществлялся постепенный переход от воспроизведения ими знаний и практических действий по образцу к самостоятельному применению их в новых, изменяющихся условиях, в различных ситуациях. Это побуждало детей к активной мыслительной деятельности, исключающей возможность следования только готовым, ранее приобретенным или продемонстрированным учителем образцам. Происходила специализация совершаемых операций, закономерный переход от осмысленного к привычному выполнению действий, то есть формировались навыки. в) Творческие упражнения. Доведение исполнительских качеств до автоматизма дало возможность сосредоточить внимания на творчестве. Рациональное использование школьниками усвоенного материала в изменяющихся условиях сопровождался сосредоточием их внимания, волевых усилий, преодолением встречающихся трудностей, вызывающих эмоциональные переживания, положительное и ответственное отношение к заданиям. Все это содействовало успешному развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности мышления, памяти, внимания, воображения, расширению познавательных и творческих возможностей.
8) Ценность эстетического воспитания путем включения младших школьников в трудовой процесс по созданию художественной вещи заключалась в том, что он - труд, оказывал огромное влияние на формирование творческих сил младших школьников, раздвигал рамки их представлений о жизни, воспитывал художественный вкус и активизировал процесс познания объективной действительности. Кроме того, двигательные упражнения, правильно организованный посильный труд способствовал физическому воспитанию учащихся. Известно, например, что многие виды ручного труда развивают мышцы рук, плеч, ног, формируют правильную осанку, обработочные работы улучшают кровообращение, дыхание, физически укрепляют организм учащихся в целом. Все это обеспечило всестороннее развитие сил и способностей школьников и, как показало исследование, повышение успеваемости.
9) Обогащение содержания обучения осуществлялось на основе единства учебных и творческих задач, что дало возможность ярко проявиться детским способностям при систематическом руководстве учителя декоративно-прикладной деятельностью учащихся. В применяемой нами методике обучения делалась опора на расширение средств обучения, таких, как привлечение качественного наглядного материала, применение диапозитивов. Чтобы добиться от детей определенного эмоционального отношения, вызвать в их воображении тот или иной образ, мы вводили на занятиях прослушивание пластинок, кассет с записями народной музыки.
10) Так как наряду с усвоением эстетических знаний, умений и навыков, эстетическое развитие предполагает одновременное использование их в собственном творчестве, в повседневной жизни, мы в ходе работы постоянно напоминали о связи народного декоративно-прикладного творчества с жизнью, бытом. Характер образов и мотивов народного декоративно-прикладного искусства неразрывно связан со свойственными ему задачами преображения среды, окружающей человека и его самого в соответствии с представлениями о добре и красоте. Поэтому мы знакомили детей с бытом, традициями народов Северного Кавказа, сказками, музыкой, пословицами и поговорками.
11) Расширение личного опыта ребенка, повышение эстетической восприимчивости, усиление интереса и вследствие этого улучшение качества декоративных работ может быть достигнуто при условии связи с другими предметами, что способствует более успешному усвоению этих предметов. Этот фактор мы использовали повсеместно в нашей экспериментальной работе.
Одной из основных задач эстетического воспитания является подготовка учащихся к жизни, а процесс жизни, как говорят психологи, представляет совокупность, точнее систему сменяющих друг друга деятельностей. В деятельности осуществляется процесс передачи и усвоения социального опыта, формирования всех качеств личности, в том числе и эстетических. Философы и психологи отмечают, что каждому возрасту соответствует определенный ведущий тип деятельности и наиболее продуктивное обучение тому или иному виду деятельности зависит от возрастных возможностей ребенка. Мы с уверенностью можем сказать, что художественно-педагогические традиции народов Северного Кавказа, эстетическая деятельность по восприятию и созданию детьми произведений по мотивам народного творчества соответствуют интересам и возможностям младших школьников и могут заслуженно занять видное место в современной системе эстетического воспитания. Занятия народным декоративно-прикладным искусством органично включают в себя различные виды человеческой деятельности: преобразовательную, познавательную, оценочную, воспитательную, коммуникативную, игровую. Объединяя в себе различные характеристики, будучи познавательным отражением действительности и ее оценкой, материальной конструкцией и особого рода л знаковой системой, выражением неповторимого духовного мира народа в таком содержательном качестве как декоративность, народное искусство, раздвигая границы своего воздействия, становится мощным средством нравственно-эстетического воспитания. На основе духовного общения между народным искусством и ребенком осуществляется реальное воздействие на личность, на ее эстетические установки, не всегда осознаваемые вкусы и сознательные идеалы, а через них - на поведение и деятельность. Именно поэтому выработка у учащихся способности чувствовать и понимать эстетические начала народного декоративно-прикладного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры его быта, труда, человеческих отношений.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Джантотаева, Марина Энверовна, 2000 год
1. Айбазова М.Ю. Проблема эстетического воспитания в народной педагогике Карачая. Дис. канд. пед. наук Пятигорск, 1997 г.
2. Акопова А.Б. Эстетическое воспитание учащихся начальных классов во внеклассной работе. Дис. канд. пед. наук. Баку, 1965 г.
3. Активизация творческой деятельности детей младшего школьного возраста: Сб. научных трудов. Свердловский пед. ин-т. Свердловск, 1984 г.
4. Алиев Ю.Б. Основы эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1986
5. Алимбеков А. Формирование у будущих учителей готовности к эстетическому воспитанию младших школьников на прогрессивныхNтрадициях народной педагогики. Дис. канд. пед. наук Москва, 1990 г.
6. Альмухамбетов Б.А. Эстетическое воспитание учащихся IV-VII классов средствами национального изобразительного искусства. (На материалах школ Казахской ССР). Дис. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1990 г.
7. Андреева В.А. Формирование эстетической оценки на уроках курса "эстетическое воспитание" в профессионально-технических училищах. Автореферат. Ленинград, 1975 г.
8. Аничкин С.А. Условия формирования эстетических способностей у младших школьников. Дис. докт. пед. наук Свердловск, 1970 г.
9. Байрамбеков М.М. Содержание и методы обучения основам народного искусства Дагестана в начальной школе. Дис. канд. пед. наук М., 1993 г.
10. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.: "Культура и просвещение", 1922 г.
11. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Новая Москва, 1925г.
12. Батракова С.П. О природе идейности искусства. М.: "Искусство", 1960 г.
13. Беджанов Ю. К. Народное декоративно-прикладное искусство: учебное пособие. Карачаевск, 1993 г.
14. Белик А.П. Эстетика и современность, М.,1967 г.
15. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. М.: изд. АН СССР, 195357гг., т. VII.
16. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений.- М., 1955, т.9.
17. Бибилейшвили Л.Д. Общепедагогические основы формирования личности младшего школьника. Дис. канд. пед. наук. Тбилиси, 1986 г.
18. Благонадежина Л.В. Отношение детей к искусству и его возрастное развитие. "Вопросы психологии", 1968, №4.
19. Боголюбов Н. Традиции учат детей. "Художник", 1973, №5.
20. Броневский С.М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе, ч.2, М., 1823 г.
21. Брюсова Н.Я. Борьба за художественное воспитание в школе. "Искусство в школе", Главсоцвос, 1927, №1.
22. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. М., 1956 г.
23. Вакуленко Е.Г. Педагогические условия обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству. Автореферат дис.канд.пед.наук.-Краснодар, 1998 г.
24. Взаимодействие культур и эстетическое развитие личности. Под ред. М.М. Хайруллаева, Ташкент, изд-во "Фан", 1980 г.
25. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Под ред. И.Т.Огородникова.- Чебоксары: Чувашское книгоиздательство, 1974 г.
26. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М.: Просвещение, 1982 г.
27. Вопросы дидактики и психологии начального обучения. Мат-лы научного совещания. Ленинград, 1959 г.
28. Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся в обучении. Сб. трудов. М., 1978 г.
29. Газимагомедов Г.Г. Современное декоративно-прикладное искусство Дагестана. Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1992 г.
30. Гегель. Соч. M.-JL, Соцэкгиз, 1929 г.
31. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. Изд.2, М.: МГУ, 1977 г.
32. Горький М. Собр. соч. в 30 т., М., ГИХЛ, 1930, т.24.
33. Горький М. Собрание сочинений, т.27, ГИХЛ, М., 1953 г.
34. Горяева Н.А. Нравственно- эстетические основы приобщения школьников к народному декоративному искусству. Дис. канд. пед. наук. -М, 1991 г.
35. Грегори Р.Л. Разумный глаз, М., 1972 г.
36. Гуртуева М.Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа, Нальчик: "Эльбрус", 1997 г.
37. Гусарова И.Л., Ходькова А.И. Эстетическое воспитание в д\с. (учебное пособие). Ленинград, 1974 г.
38. Дауге А. Искусство и творчество в воспитании. М.: тип. Тов-ва И.Н.Кушнарева и К , 1911 г.
39. Демина Н.Д. О системе эстетического воспитания учащихся. Рига: "Звайгзне", 1978г.
40. Джола Д.Н. Эстетическое отношение человека к действительности как предмет эстетического воспитания. Дис. канд. фил. наук. Киев, 1973 г.
41. Джонназаров X. Эстетическое воспитание учащихся на занятиях по ручному труду. Автореферат дис. канд. пед. наук. Фрунзе, 1970 г.
42. Дмитриева Н.А. Вопросы эстетического воспитания. М.: "Искусство", 1956 г.
43. Елатомцева И.М. Роль декоративного искусства в эстетическом воспитании учащихся. Автореф. дис. канд. пед. наук. Минск, 1965 г.
44. Ершова М.А. Художественно- эстетическое воспитание школьников в кружках по обработке текстильных и войлочных материалов. Дис. канд. пед. наук. М., 1988 г.
45. Загазежев М.Г. Очерки по адыгской народной педагогике, Нальчик: "Эльбрус", 1996 г.
46. Зеленое JI.A. и Г.И. Куликов. Методологические проблемы эстетики. М. Выс. шк., 1982 г.
47. Зеленов JI.A., Кеда Е.К. Все знать, все уметь. Горький, 1966 г.
48. Зись А. Иркусство и эстетика. Введение в искусствоведение. М.: Искусство, 1967 г.
49. Зубачевская Н.А. Формирование эстетических интересов младших школьников средствами искусства. Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1995 г.
50. Ивочкина Н.В. "Коррекционные возможности народной игры". Начальная школа №11-12, 1998 г.
51. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. М., Известия АПН РСФСР, вып. 76., 1996 г.
52. Игнатьева А.В. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования на примере изготовления мягкой игрушки. Дис. канд. пед. наук М., 1999 г.
53. Ильина Г.А. Педагогика: Курс лекций. Уч. пособие для студентов пед. инст-в. М.: Просвещение, 1984 г.
54. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Сост. А.П. Ершова, Е.А. Захарова и др., М.: Просвещение, 1991 г.
55. Искусство народных художественных промыслов Северного Кавказа: вопросы истории и современного развития. Тезисы докладов региональной научно- практической конференции. Махачкала, 1986 г.
56. Исследование художественных интересов школьников. Под общей редакцией Е.В.Квятковского и др. М.: Педагогика, 1974 г.
57. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII века. Под ред. Б.Б. Пиатровского. М.,"Наука", 1988 г.
58. Ительсон А.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. Владимир, 1972 г.
59. Кабанова-Меллер Е.Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М., 1962 г.
60. Кавалерова Н.А. Эстетическое воспитание в условиях сельской школы. Автореферат дис. канд. пед. наук Киев, 1975 г.N
61. Каган М.С. Курс лекций по марксистско-ленинской эстетике, Изд-во ЛГУ, 1971 г.
62. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974 г.
63. Камаков А.О. Эстетическое воспитание учащихся 4-6 классов средствами декоративно- прикладного искусства. Дис. канд. пед. наук. М., 1983 г.
64. Кант И. Сочинения в 6-ти т., т.5, М., 1966 г.
65. Кишев А. "Кабардино-Балкарская правда", №158, 12.08.2000.
66. Киященко^ Н.И., Лейзеров Н.Л. Теория отражения и проблемы эстетики. М.: Искусство, 1983 г.
67. Коваленко П.Ю. Теоретические основы и методика проведения бесед об изобразительном искусстве в 1-8 классах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Автореферат дис. канд. пед. наук, -М., 1997г.
68. Козубский Е.И. Очерк кустарных промыслов в Дагестанской области, Тифлис, 1902 г.
69. Кондратенко Д. Эстетическое как отношение. М.: "Искусство", 1964 г.
70. Конышева^Н.М. Программа по трудовому обучению для 1-4 классов начальной школы "Художественный труд". Начальная школа №10, 1998 г.
71. Корниенко B.C. О сущности эстетического познания. Изд-во Сибирского отд. АН СССР, Новосибирск, 1962 г.
72. Краткий словарь по эстетике. Под ред. М.Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1983г.
73. Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М.:Изд-во АН СССР, 1960 г.
74. Крупская Н.К. Доклад на 1 Всероссийской конференции преподавателей русского языка и литературы. "Об искусстве и литературе". М.-Л., "Искусство", 1963 г.
75. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: "Просвещение", 1972 г.
76. Кузин B.C. Психология. М.: Выс. Школа, 1974 г.
77. Кузнецова А.Я. Народное искусство карачаевцев и балкарцев. Нальчик: Эльбрус, 1982 г.
78. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. -М., 1988 г.
79. Куницын Г.И. Общечеловеческое в литературе. М., 1980 г.
80. Кустарная промышленность России, СПб, т.З, 1913 г.
81. Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьника. М.: Просвещение, 1983 г.
82. Ладур М.Ф. Искусство для миллионов. Заметки художника. М.: Сов. Художник, 1972 г.
83. Ленин В.И. Философские тетради, 1947 г.
84. Леонтьев А.Н. "Очерки психологии детей", Ж. "Советская педагогика", 1963, №1.
85. Лихачев Б.Т. Эстетика детской жизни. Вологда, 1968 г.
86. Лихачев Б->Т, Воспитание у школьников эстетического отношения к действительности. Дис. докт. пед. наук Вологда, 1968 г.
87. Лихачев Б.Т. Эстетика детской жизни. Вологда, 1968 г.
88. Логика, этика, эстетика. Ученые записки Ивановского пед.института. Иваново, 1966, №36.
89. Локтева Л.В. Эстетическое развитие младших школьников в процессе обучения. Дис. канд. пед. наук М., 1965 г.
90. Луначарский А.В. Воспитательные задачи Советской школы. Сб. статей М., АПК, РСФСР, 1958 г.
91. Магомедов Д.М. Народные художественные промыслы Северного Кавказа: традиции и современность. Махачкала, 1988 г.
92. Мальбахов" Б.Х. Кабардинское народное, декоративное искусство. -Нальчик: Эльбрус, 1984 г.
93. Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Изд.З, Нальчик: "Эль-Фа", 1999 г.
94. Маргграф О.В. Очерк кустарных промыслов Северного Кавказа с описанием техники производства. М., 1882 г.
95. Марковин В.И. Культура племен Северного Кавказа в эпоху бронзы (II тысячелетие до н.э.). М., 1960 г.
96. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Маркс К. Энгельс Ф. Соч", т.42
97. Марксистско-ленинская эстетика. М., 1966 г.
98. Мартынов Ф. Магический кристалл. Свердловск, 1971 г.
99. Мезенцев П. Эстетическое восприятие, Кишенев: Госиздат Молдавии, 1958 г.
100. Меквабшвили и др. Учебник для педагогических факультетов пединститута. Тбилиси: Ганатлеба, 1971 г.
101. Меликсетян А.С. Эстетическое воспитание в общеобразовательной средней школе средствами декоративного прикладного искусства. Автореферат дис. канд. пед. наук М., 1969г.
102. Менчинская Н.А. Психология усвоения понятий. М., "Известия", АПН РСФСР, вып.61., 1954 г.
103. Методологические проблемы теоретико-прикладного исследования культуры, М., НИИ1ИК, 1988 г.
104. Монгуш К.К. Художественно- эстетическое воспитание школьников в условиях тывынского села. Автореферат дис. канд. пед. наук М.,1997 г.
105. Мясищев В.Н. Способности и потребности. "Психология. Способности и потребности". Ученые записки ЛГУ, вып. 19. Изд. Ленингр. ун-та, 1960 г.
106. Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. Материалы Всесоюзной с международным участием научно-творческой конференции. Под ред. М.А. Некрасовой и К.А. Макарова. М., 1991 г.
107. Невзорова Н.К. Формирование у учащихся знаний, умений и навыков по художественно-прикладным видам работ в процессе трудового обучения в IV-VI классов. Дис. канд. пед. наук М., 1985 г.
108. Нигматуллина Ю.Г. Национальное своеобразие эстетического идеала. Дис. докт. фил. наук. Казань, 1970 г.
109. Никитин Г.А. Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в формирований эстетической культуры подростков. Дис. канд. пед. наук -Чебоксары, 1997 г.
110. Никитина Н.Ф. Элементы народного творчества в эстетическом воспитании младших школьников. Тбилиси, 1974 г.
111. Овсянико-Куликовский Д.Н. Вопросы психологии и творчества. М.,СПб, 1902 г.
112. Овсянико-Куликовский Д.Н. Психология национальности. Петроград, 1922 г.
113. Овчинников Г.С. Усвоение знаний и развитие младших школьников. -Челябинск, 1985 г.
114. Овчинникова А.Ж. Эстетическое отношение к действительности как фактор развития младших школьников. М., 1997 г.
115. Оразбаев Ж.М. Эстетическое воспитание младших школьников на прогрессивных традициях народной педагогики. Дис. канд. пед. наук М., 1988 г.
116. Острогорский В.П. Письма об эстетическом воспитании. М.: "Вестник воспитания", 1908 г.
117. Пантелеев Г.Н. и др. Декоративное искусство детям. - М.: Просвещение, 1976 г.
118. Пастухов ^ П.И. Задачи эстетического воспитания. "Вопросы философии", 1960, №2.
119. Педагогика. Лекции для студентов. В 2-х частях. Составитель В.В. Макаев. Пятигорск, 1992 г.
120. Педагогика. Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983 г.
121. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. инст. Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров и др., М.: "Просвещение", 1968 г.
122. Педагогическая энциклопедия. Под ред. И.А. Каирова и Ф.Н. Петрова -в 4 т. М.: Сов. энц-я, 1968 г.
123. Пилипенко Д.Г. Исследование эстетико-воспитательных возможностей занятий декоративным искусством в общеобразовательной школе. Дис. канд. пед. наук. М., 1975 г.
124. Полозова Т.Д. Педагогика, уч. пособие для студентов пед. инст-в. М., "Просвещение", 1968 г.
125. Поспелов Г. Эстетическое и художественное. М.,1965 г.
126. Проблемы взаимодействия национальных культур в СССР и современные народные художественные промыслы. Сб. трудов. М., 1984 г.
127. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. Под ред. Давыдова, М. г Педагогика, 1978 г.
128. Психологический словарь. Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца и др., М., 1983 г.
129. Психология. Учебник под ред. К.Н. Корнилова, А.А. Смирнова, Б.М. Теплова, М., Учпедгиз, 1948 г.
130. Психолого-педагогические вопросы обучения и эстетического воспитания. (Под ред. Я.И. Ханбикова), Казань, 1957 г.
131. Разов В.Н., "Вестник МГУ, Серия "Философия". 1967, №2.
132. Разумный В.А. Основы марксистско-ленинской эстетики. М., Госполитиздат, 1961 г.
133. Рвачева В.К. Формирование эстетических представлений и понятий младших школьников. Дис. канд. пед. наук М.,1969 г.
134. Ростовцева Н.Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Просвещение, 1974 г.
135. Рубинштейн М.М. Эстетическое воспитание детей. Изд-е 3-е, исправленное. М.: Изд-во Т-ва Думнов, наел. бр. Салаевых, 1924 г.
136. Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии. М., Учпедгиз, 1946 г.
137. Рубинштейн C.J1. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957 г.
138. Рубинштейн C.J1. Принципы и пути развития психики. М., 1959 г.
139. Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1973 г.
140. Румянцев Ji.E. Эстетическое воспитание в начальной школе. М.: "Народный учитель", 1913 г.
141. Самохин В.Н. Эстетическое восприятие: вопросы методологии и критики. М.: Мысль, 1985 г.
142. Скатерщиков В.К. Эстетическая культура советского человека. М.: изд. "Сов. Россия", 1964 г.
143. Скворцов Э.Г. Традиции чувашского народного искусства в художественном образовании младших школьников. Дис. канд. пед. наук. -М., 1996 г.
144. Скильский^ Д.М. Изучение народного декоративно- прикладного искусства в школе как средство развития творческих способностей учащихся. Дис. канд. пед. наук. М., 1973 г.
145. Советский энциклопедический словарь. Под ред. A.M. Прохорова 3-е издание. - М.: Советская энциклопедия, 1985 г.
146. Современные проблемы теории эстетического воспитания и критика буржуазных концепций. М.,1973 г.
147. Сорокина А.И. ж. "Советская педагогика", 1963, №1.
148. Стасов В.В. Избр. произв. В 10 т., М., Изд-во Акад. Худ-в СССР, 1952.
149. Столович JI.H. Предмет эстетики. М., 1961 г.
150. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. Хрестоматия поNпедагогике. Сост. С.Н. Полянский. М.: Педагогика, 1972 г.
151. Сюзева В.Ф. Исследование вопросов эстетического воспитания на уроках ИЗО в начальных классах. (Декоративная работа). Дис. канд. пед. наук. М., 1971 г.
152. Теоретические основы процесса обучения в советской школе (под ред. В.В. Краевского.) М.: Просвещение, 1989 г.
153. Теоретические основы процесса обучения в советской школе. Под ред. Краевского В.В., М.: Просвещение, 1989 г.
154. Taitbout de Marigny. Voyages on Gircassie. Odessa et Simpheropol, 1836.
155. Ткемаладзе A.A. Проблема эстетического суждения (О соотношении эстетической оценки и эстетического переживания). Дис. канд. пед. наук. -Тбилиси, 1968 г.
156. Ткемаладзе А.А. Проблемы эстетического познания. Дис. докт. пед. наук. Тбилиси, 1983 г.
157. Торшилова Е.М. Роль установки в формировании типов и уровнейэстетического и художественного восприятия младших школьников. М., 1979 г.
158. Традиции и современность в искусстве народных художественных промыслов Северного Кавказа. Сб. научных трудов. М., 1987 г.
159. Туракулов А.Э. Народное декоративно-прикладное искусство в системе эстетического воспитания школьников. Дис. к. пед. наук. Душанбе, 1993 г.
160. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения, т.2, Учпедгиз, 1954 г.
161. Ушинский К.Д. Собрание соч. M.-JL, 1950, т.8.
162. Фейербах Л. Избранные философские произведения, М., Госполитиздат, 1955, т.2.
163. Филлипова В.А. Формирование эстетических интересов старшеклассников. Дис. канд. пед. наук. М., 1973 г.N
164. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста, М., Учпедгиз, 1956 г.
165. Хансон С.П. Эстетическое воспитание и методика лепки на уроках труда в начальных классах. Автореферат дис. канд. пед. наук М., 1969 г.
166. Хасанов Р. Народное декоративное искусство Узбекистана как средство эстетического воспитания детей младшего школьного возраста. Автореферат дис. канд. пед. наук Ташкент, 1970 г.
167. Хижняков Б.Е. Кустарные промыслы Северного Кавказа. Ростов-на-Дону, 1929 г.N
168. Чебышева В.В.Психология трудового обучения.- М,Просвещение,1969.
169. Челпанов Г.И. Очерк психологии. М., 1926 г.
170. Шабалов С.М. Вступительная статья к книге A.JI. де Арисменди "Педагогика и Марксизм", М., изд-во "Прогресс", 1965 г.
171. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.
172. Ширматова Г. Взаимовлияние и взаимообогащение национальных культур и развитие эстетического восприятия. Дис. канд. фил. наук. -Ташкент, 1974 г.
173. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика. Адыгское отделениеN
174. Краснодарского книжного издательства, Майкоп, 1989 г.
175. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. 2-е изд. доп. и перераб. М.: Просвещение, 1979 г.
176. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. М., 1962 г.
177. Эстетическое воспитание в начальной школе. (Под ред. В.Н. Шацкой), -М., 1959 г.
178. Эстетическое воспитание в школах-интернатах. Некоторые формы внеклассных занятий в начальных классах. М., изд. АПН РСФСР, 1961 г.
179. Юсов Б.П. Проблема художественного воспитания и развития школьников. Дис. докт. пед.наук М., 1984 г.
180. Якобсон П.М. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. М., изд. АПН РСФСР, 1955 г.
181. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964 г.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.