Развитие педагогических традиций античности в деятельности социально-культурных учреждений тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Фесенко, Андрей Васильевич

  • Фесенко, Андрей Васильевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 173
Фесенко, Андрей Васильевич. Развитие педагогических традиций античности в деятельности социально-культурных учреждений: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва. 2002. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Фесенко, Андрей Васильевич

Введение.

Глава 1. Характеристика историко-педагогических традиций античной культуры.

§1. Диалектика развития античных образовательных концепций

§2. Роль античных образовательных методик в формировании мировоззренческой культуры.

Глава 2. Методики развития историко-педагогических традиций в деятельности социально-культурных учреждений.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие педагогических традиций античности в деятельности социально-культурных учреждений»

Актуальность проблемы. Одной из уникальных и наиболее эффективных социокультурных сфер, сдерживающих антидуховные и асоциальные процессы, является образование. Оно призвано обеспечивать разностороннее и своевременное интеллектуальное развитие человека, культивировать навыки самообразования для творческой самореализации личности, формировать целостное научное мировоззрение. Одной из самых широких сфер образования является сфера дополнительного образования. Она представлена целой сетью студий, кружков, школ, клубов и других социально-культурных институтов, куда ежегодно поступают сотни детей, чтобы пополнить свои знания об окружающем мире и встретить единомышленников. Дополнительное образование — это мощный инструмент реализации просветительных и образовательных функций социально-культурной деятельности, сфера общественной практики, в которой реализуется социально-культурная деятельность.

Любое учреждение дополнительного образования (школа, кружок, студия, клуб и т. д.) составляет целостность с учреждениями среднего общего образования (школами) и в то же время по целому ряду обстоятельств является альтернативной им:

1) структурная организация внешкольного учреждения более гибкая, легко поддающаяся изменениям;

2) приоритетность субъектной позиции ребенка или подростка в организации жизнедеятельности внешкольного учреждения свидетельствует о наличии широких возможностей его воспитательной системы;

3) внешкольные учреждения, являясь специально созданным воспитывающим социумом, дают детям возможность интенсивного проживания в иной социальной среде, возможность получения опыта иной жизни;

4) педагогический процесс, организованный в условиях детского внешкольного учреждения, в отличие от педагогического процесса в школе, позволяет апробировать различные модели и методики педагогического воздействия.

Одной из важнейших задач учреждений дополнительного образования всегда являлось формирование мировоззренческой культуры детей и подростков. Эта задача в современных социокультурных условиях обрела особую актуальность, поскольку за последние годы не только изменился окружающий нас мир, с его новыми ценностями, но и сами люди, их отношение друг к другу, к обществу, государству, природе. Можно, например, констатировать новый всплеск интереса к космосу, но это совершенно иной интерес, нежели в 60-х годах XX века, на заре космической эры. В переломные моменты истории, в кризисные периоды всевозможных реформ люди ищут в слове «космос» избавление от своих страданий, обращаясь за помощью к различным «целителям», «докторам оккультных наук», пополняя ряды тоталитарных сект, объявляющих, что они получают целительную энергию и чудодейственную силу из космоса. В условиях социальной неустроенности массовое сознание оказывается почвой культивации всякого рода предрассудков, которыми проще заменять и объяснять неудовлетворенность существующим порядком вещей. Как правило, в периоды такой неустроенности находится множество «учителей», «мессий», «посланцев божиих» при ближайшем рассмотрении оказывающихся весьма непросвещенными, низкообразованными, а порой и криминальными личностями.

В ряду причин, приводящих к такому положению, мы видим также проблему низкой мировоззренческой грамотности и потери духовности. Под духовностью часто понимают религиозность, эрудированность, интеллигентность. По нашему мнению, духовность, прежде всего, неотделима от ощущения человеком неотъемлемости от Природы, Мира, Вселенной, от стремления к высшим ценностям и идеалам Смысла, Истины, Добра, Красоты. Подобно абстрактной теореме, на первый взгляд, совершенно оторванной от потребностей жизни, такое понимание естественнонаучной сущности духовности приводит к следствиям, позволяющим правильно интерпретировать образованность, религиозность, интеллигентность (последняя с этой позиции видится, очевидно, прежде всего, как умение личности уважать другие личности и ценности).

Воспитание в человеке возвышенного отношения к Миру, по нашему мнению, неотделимо от фундаментальной социально-культурной проблемы, которую можно обозначить как формирование космического мышления. Это -комплексная проблема, поскольку космическое мышление можно рассматривать как научное воззрение на строение и эволюцию Вселенной и представление о Человеке Разумном (как результате эволюции нашей Вселенной) и Человеке Ответственном, сознательно возлагающим взятую на себя ответственность за настоящее и будущее Разума. Поскольку под мировоззрением понимается система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, образованная на основе естественнонаучных, социально-исторических, технических и философских знаний, то возникает необходимость определения дисциплины, максимально интегрирующей все эти аспекты. Такой дисциплиной, по нашему убеждению, является астрономия. Оперируя совершенно непривычными пространственно-временными масштабами, эта наука исследует сложнейшие явления и процессы во Вселенной, пытается осмыслить строение и эволюцию нашего мира как единого целого. Сейчас знание основ астрономии необходимо подрастающему поколению, чтобы выработать осознанное отношение к широко про-погандируемым магии, уфологии, астрологии, чтобы иметь четкую позицию в отношении многочисленных тоталитарных сект.

Вселенная - предмет вдумчивого и постепенного созерцания и постижения. Поэтому необходимо заботиться о том, чтобы процесс приобщения людей к Вселенной начинался как можно раньше, желательно с детства, о чем писал еще Я.А.Коменский. В обстановке, когда происходит «утечка мозгов» из науки, уменьшается в нашей стране удельная численность молодых ученых, сокращается приток молодежи в науку, особенно актуальна работа с детьми. Астрономическое дополнительное образование детей, формирующее научную картину мира, увлечение их романтикой познания тайн Вселенной - одно из важнейших социально-педагогических направлений.

Одним из важнейших источников обогащения образовательных технологий, в том числе в сфере дополнительного образования детей, является исторический опыт, накопленный в сфере культуры, просвещения и досуга народами множества стран и континентов. Этот опыт дает возможность эффективно использовать в досуговой сфере методические приемы, применявшиеся в минувшие исторические эпохи. В этом отношении, невозможно переоценить опыт античной культуры. Многие, впервые научно обоснованные, информационно-развивающие и идейно-эмоциональные средства, формы и методы образования были разработаны в античности и развиты в Византии, посредством которой были перенесены на Русь. На примере античной культуры особенно четко прослеживается связь астрономической картины мира с другими компонентами мировоззрения. Это особенно важно в технологическом плане, поскольку античная педагогика содержала все критерии технологичности. Критерий концептуальное™, определял целерациональную направленность античного педагогического действия, которая осуществлялась в рамках философских учений. При всем многообразии философских школ античности, в их основе лежали единые представления о Мире как о гармоничном и прекрасном произведении искусства. В современном образовании нет надежной основы для формирования целостной картины мира, поскольку этот процесс тесно связан с формированием философского фундамента и входит в систему целей дополнительного астрономического образования: формирование космического мышления, удовлетворение интереса детей к космосу, реализация индивидуального развития и становления личности с учетом демократических и гуманистических преобразований, требуемых социумом. Критерий содержательности выражается в том, что философская и педагогическая функции античного воспитания вбирали в себя научно-практические ориентиры, направленные на познание собственного внутреннего мира, познание Вселенной путем обращения к уникальным духовным возможностям человека, осмысление космологической ответственности человека. Античная культура выработала четкую логику построения учебного процесса и систему изложения учебного материала, в этом выражается критерий системности, предполагающий логику изложения дидактического материала. Разработанная античностью схема последовательности обучения применяется и в настоящее время: начальная школа, средняя школа, высшая школа. Соответственно, дидактический материал выстраивался в такой же последовательности — от простого к сложному. Управляемость выражалась в том, что философский фундамент позволял античным педагогам целенаправленно строить учебный процесс. Неповторимое и специфическое наследие античной педагогики органично связано с античной методикой в области развития личности во всех отношениях. Отражая в себе типичные черты синкретичного сознания, античная педагогика диалектично охватывала человека в целом и каждого в отдельности: его чувства, мысли, действия, поступки, в совокупности совершенствуя интеллектуальную, моральную, эстетическую стороны жизни человека. И сами понятия «метод», «методика» были определены в античную эпоху. Греческое слово methodos означает «научное исследование», «способ исследования», «путь», «наука». Слово methodika переводится, как «методические принципы». Античная педагогическая культура шла по пути формирующего образования, позволяющего человеку решать любые интеллектуальные задачи. Идеалом для античности был всесторонне развитый человек, гражданин, находящийся в гармоничном единении с Миром, понимающий себя как его неотъемлемая часть — это критерий эффективности. Процессуальность выразилась в преобразовательно-воздействующей широте античной педагогики, которая опиралась на отчетливо выработанные методы, средства и технологию, основанные на синкретизме. Синкретичный характер обеспечивал реальную возможность всестороннего и гармоничного воздействия на личность, одновременно научая ее и чувствовать, и мыслить, и действовать в духе высокой культуры. В этом смысле правомерна историческая преемственность технологии античной педагогики, служащая формированию подлинной духовной культуры личности, ее мировоззренческой культуры. Результаты достижений античных методик применялись педагогами в различных сферах и в течение длительного времени, что свидетельствует об их воспроизводимости. В качестве примера, можно привести диалог, который был развит в античности и используется в настоящее время как обязательный элемент социотренинга людей разных возрастов и профессий.

Сказанное выше, приводит нас к мнению не только о возможности, но и необходимости обогащения современного дополнительного образования античной педагогической методикой. Обращение к этому опыту оправдано еще и потому, что при современной необходимости формирования космического мышления, мы обращаемся к культуре, где это мышление было не только сформировано, но и являлось отличительным признаком.

Степень научной разработанности проблемы. Изучению истории античной педагогики посвящены исследования таких историков и педагогов как А. Г. Бекштрем, М. JI. Гаспаров, JI. Я. Жмудь, Г. Е. Жураковский, Ф. Ф. Зелинский, О. Цыбульский, Ю. А. Шичалин.

Ряд вопросов, связанных с изучением особенностей античной педагогики, затрагивался в работах зарубежных филологов и педагогов: П. Абельсон, В. Йегер, А.-И. Марру, Р. Барроу, А. Гуинн.

Возможности и необходимости обращения к античному педагогическому опыту посвящены труды, таких как Н. И. Новиков, К. Д. Ушинский, Э. М. Суханова, М. С. Кобзев, Н. А. Горбачев, Э. Т. Ардаширова.

К этой проблеме обращались А. Дистервег, Я. А. Коменский, Ю. Крижа-нич, Б. Макин.

Современные проблемы формирования научного мировоззрения рассматриваются в исследованиях педагогов: О. И. Дониной, И. JT. Кухтина, Е. П. Левитана, Б. Г. Пшеничнера, Е. К. Страута, астрономов: В. Г. Сурдина, А. Д. Урсул, Т. А. Урсул.

В связи с тем, что ликвидация астрономической безграмотности является насущной социокультурной проблемой, важную роль для нашего исследования сыграли труды исследователей истории и теории социально-культурной и культурно-досуговой деятельности: А. Д. Жаркова J1. С. Жарковой, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, Ю. А. Стрельцова, В. М. Чижикова.

Теоретико-методологической основой исследования послужили положения философов, психологов, педагогов о всестороннем гармоничном развитии личности в процессе познания Вселенной.

Для решения поставленных в исследовании проблем правомерно обращение к трудам и сохранившимся текстовым фрагментам древнегреческих и древнеримских философов, астрономов и педагогов.

Методологически важными для данного диссертационного исследования явились труды по античной культуре таких исследователей, как М. Л. Гаспа-ров, А. Ф. Лосев, Ю. А. Шичалин, раскрывающие основные принципы античности как типа культуры, подчеркивающие доминирование эстетического подхода в античном воспитании. При разработке проблем освоения педагогического опыта античности методологически значимыми были концепции Т. Э. Ар-дашировой, А. Дистервега, Я. А. Коменского, А. Ф. Лосева, А.-И. Марру, К. Д. Ушинского, указавшие на необходимость интенсивного использования в воспитательном процессе историко-педагогического опыта.

При анализе современного состояния и методики астрономического образования важными были исследования О. И. Дониной, Е. П. Левитана, К. А. Порцевского, Б. Г. Пшеничнера, Е. К. Страута, А. Д. Урсул, показавшие исключительную важность непрерывности процесса формирования мировоззренческой грамотности населения на всех уровнях, начиная с дошкольного возраста и необходимости гуманизации и гуманитаризации дополнительного естественнонаучного образования.

Анализ этих работ убедил нас в том, что, что до сих пор не существует исследований, в которых были бы рассмотрены античные методы и формы обучения применительно к дополнительному образованию и не определены сами методы античной педагогики. Не претендуя на всестороннее рассмотрение проблемы, мы предприняли попытку рассмотреть эти вопросы.

Объект исследования: Деятельность современных социально-культурных учреждений.

Предмет исследования: Процесс развития историко-педагогических традиций античности.

Цель: Создание модели образовательной деятельности, построенной на педагогических принципах античной культуры.

Задачи:

- Определить сущность, характерные черты и особенности педагогического опыта античной культуры в области естественнонаучного образования.

- Установить типологию и динамику развития античных естественнонаучных образовательных методик.

- Выявить в процессе опытно-экспериментальной работы эффективность использования античных методик в дополнительном образовании в деятельности социально-культурных учреждений.

- Разработать учебно-методические материалы и рекомендации по астрономии для учреждений дополнительного образования.

Методы исследования: анализ античных письменных источников; анкетирование; анализ документов; опытно-экспериментальная работа; интервьюирование; наблюдение (включенное и невключенное).

Гипотезой исследования является предположение о том, что в силу своей мировоззренческой направленности важнейшим предметом в системе общего естественнонаучного и гуманитарного образования является астрономия, освоение ее основ отвечает требованиям к уровню образованности человека XXI века.

Активное развитие традиций античной педагогики позволит:

- сделать современное дополнительное образование важнейшим фактором в развитии личности ребенка;

- эффективно формировать и повышать уровень мировоззренческой культуры ребенка;

- способствовать развитию творческой и познавательной активности детей.

- повысить эффективность усвоения учебного материала.

Научная новизна. Впервые создана типология и выявлены тенденции развития античных методов и форм обучения, прослежена их эволюция,* впервые выявлены их открытые и латентные заимствования в современном дополнительном образовании. Доказана эффективность их применения в некоторых высокотехнологичных областях (например, обучение космонавтов). В процессе опытно-экспериментальной работы установлена эффективность ряда античных методов обучения и контроля в современном дополнительном образовании. Введены в научный оборот античные методики, которые ранее никогда не использовались.

Практическая значимость. Разработаны и внедрены в практику дополнительного образования авторские учебно-методические материалы по астрономии (учебный план, авторская программа и др.), опирающиеся на межпредметные связи в русле гуманизации и гуманитаризации образования. Материалы исследования могут использоваться в учебно-педагогической деятельности при изучении курсов истории педагогики, а также применяться в практической педагогической деятельности по освоению исторического педагогического опыта.

На защиту выносятся:

- утверждение о том, что без освоения историко-педагогических традиций невозможно вывести дополнительное образование в ряд ведущих факторов развития личности; Типология и динамика развития античных методик устанавливались по древнегреческим и латинским источникам, большинство из которых впервые переведены на русский язык автором.

- методы формирования мировоззренческой грамотности (основанной на изучении астрономии), засвидетельствованные в исторических документах и педагогических концепциях прошлого (на примере античной педагогики): сократический диалог, катастеризмы (сюжетная организация фигур созвездий), эпистолярный жанр, доксографический тест ("мнения философов"), театрализация, перипатетика, симпосии, схолии (комментирование), элементы дидактической поэзии;

- междисциплинарная концепция содержания и принципов организации деятельности внешкольной образовательной деятельности в области астрономии, основанная на историко-педагогическом опыте античной культуры;

- учебная программа, построенная на основе античных педагогических принципов: синкретизм, панэстетизм, калокагатия,

- обоснование применения античных методик обучения и контроля знаний в современной педагогической практике, в реализации межпредметного подхода в обучении, в процессе формирования научного мировоззрения.

Апробация работы. Основное содержание исследования отражено в выступлениях на научно-практической конференции молодых ученых МГУК «Духовные ценности и молодое поколение» в 1998 году; на межрегиональном семинаре «Наглядность в преподавании МХК, предметов гуманитарного цикла, дошкольного и начального общего образования» в 1998 году в г. Москве; на научно-практической конференции «Факторы и средства педагогической поддержки развития подростков в условиях временного детского коллектива» в ВДЦ «Орленок» в 1999 году; на семинаре учителей физики Северного АО г. Москвы «Наглядность в преподавании физики и астрономии»; на научно-практической конференции «Влияние деятельности педагогов на расширение познавательных интересов подростков» в 2000 году в ВДЦ «Орленок».

Материалы и результаты исследования внедрены в учебный процесс астрономических кружков Московского планетария (г. Москва),

Структура диссертации определяется логикой исследования и включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Фесенко, Андрей Васильевич

Выводы к первой главе Подводя общий итог анализу специфики и содержательных основ античного астрономического образования, отметим, что в эту эпоху были разработаны и теоретически обоснованы многие принципы образования и воспитания. Рассмотренные нами черты античной астрономии как учебной дисциплины, позволяют сделать следующие выводы:

Тесная связь астрономии с музыкой, изобразительными искусствами, грамматикой, литературой, геометрией, арифметикой и т. д. играла важную роль в воспитании целостной, гармонически развитой личности, основанной на принципе калокагатии.

Отношение общества к астрономическому образованию менялось в соответствии с изменениями, происходившими в духовной жизни общества, от признания традиционных форм к отвержению натурфилософских подходов и, далее, к признанию педагогической обоснованности и целесообразности изучения астрономии. Отрицательная реакция на занятия астрономией проявлялась в кризисные периоды (например, Пелопоннесская война). В целом динамику этих взглядов можно соотнести с тремя неравными по продолжительности периодами.

I. Ахейский период. Развитие земледелия и мореплавания.

II. Натурфилософская революция и реакция на нее.

III. Распад полисной системы. Формирование эллинистических научных и педагогических центров.

Эту эволюцию претерпевало не только отношение к астрономии как к учебной дисциплине, но и методы ее преподавания. В гомеровскую эпоху (IX в. до н. э.) основные мнемонические правила ориентирования по звездам, определение условий видимости светил в разные времена года, связь небесных явлений с календарем, известные еще с крито-микенских времен, оформились литературно в героическом эпосе. Дальнейшее развитие это направление получило в дидактическом эпосе Гесиода (VII в. до н. э.) и оформилось в содержании как парадигма астрономического образования. Примерно совпадает по времени появление астрономических загадок Клеобулины, носящих аллегорический характер и обнаруживающие сходство с аллегориями Гомера.

Школьное изучение произведений Гомера и Гесиода в последующие периоды (с V в. до н. э.), потребовало разработки комментариев к астрономическим пассажам этих, а впоследствии и других авторов. С развитием натурфилософских учений появились новые методы подачи астрономического материала. Первоначальная форма философского эпоса сменилась прозаической формой. Реакция на натурфилософскую революцию привела к предпочтению традиционных Гомера и Гесиода. С появлением философских школ и расцветом софистики стали развиваться различные методы обучения астрономии. Особенно широкое распространение получили диалоги. Философские воззрения на природу вселенной проникли и на театральные подмостки. Соединение драматической поэзии с философией и астрономией, сценическая интерпретация астральных мифологических сюжетов явились новым методом. Оформление философских школ, привело к созданию новых образовательных форм, а именно - к средовому подходу. Античные источники позволяют сделать вывод, что астрономическая тематика была популярна и в досуговых занятиях.

Стремление эллинистических монархов к развитию наук и исскуств, привело к образованию крупных научных центров, таких как Александрия, Пергам, Родос. Развитие техники привело к созданию нового наглядного средства обучения — планетария. Расцвет эллинистической литературы оказал влияние на астрономическое образование. Вновь становится популярным дидактический эпос, но, в отличие от дидактики Гесиода, новый эпос Арата не столь поучителен, однако содержит в себе отпечаток философии стоицизма. Подобные тенденции прослеживаются и у других эллинистических поэтов. Астральная семантика становится определенным симптомом эллинистической культуры, так, например, группы выдающихся ученых и поэтов назывались «Плеядами» - в честь звездного скопления Плеяд [63, с. 48]. Римское астрономическое образование в основе своей следовало греческим образцам. У Римлян появляется свой Гомер - Вергилий, свой Платон - Цицерон. На латинской почве продолжают развиваться дидактическая поэзия и диалог. Хронологию античных методик мы представляем в следующей таблице.

Заключение

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу. На основе полученных данных мы можем утверждать, что интересная, эмоционально привлекательная образовательная деятельность в области астрономии, обогащенная методами античной педагогики и базирующаяся на междисциплинарных связях, позволяет делать занятия астрономией более содержательными, занимательными и интересными, способствуя нравственному и эстетическому воспитанию, значительно расширяя кругозор учащихся.

Тема освоения исторического педагогического опыта чрезвычайно обширна и имеет богатые перспективы. В данной работе были рассмотрены лишь важнейшие аспекты освоения подобного опыта на примере античной педагогики, применительно к сфере дополнительного астрономического образования. Разумеется, наше исследование не было исчерпывающим, поскольку его целью было, прежде всего, показать принципиальную значимость более широкого обращения к античному педагогическому наследию.

Проведенное исследование показало, что в античную эпоху астрономия занимала важное место среди других учебных предметов (см. 1.1.). Однако отношение к астрономии и образованию в этой области менялось в зависимости от социально-политической ситуации того или иного периода истории античности. Исходя из этого обстоятельства, мы предприняли попытку определить хронологию и типологию античных методов обучения астрономии (см. 1.2.). Исследование опиралось на обширное количество античных письменных источников и показало, что в античный период европейской истории было разработано достаточно много методов обучения астрономии. В целом, мы констатируем доминирование эстетического подхода к изучению астрономии в Древней Греции и Риме и литературно-художественный характер астрономии как учебной дисциплины.

Опираясь на подход к осмыслению места астрономии в античных воспитательных системах, разработанный в главе 1, в следующей главе мы обратились к детальному рассмотрению особенностей современных методик преподавания астрономии в учреждениях дополнительного образования (2.1). Исследование показало, что в современной образовательной деятельности явно и латентно проявляются некоторые методы и формы обучения, которые были распространены в греко-римском мире. К таковым мы относим акростих, стихотворные мнемонические правила, катастеризмы, элементы дидактической поэзии.

В главе 1 было показано, что в античную эпоху астрономия не изучалась в изоляции от других предметов. Ее отличительной чертой был междисциплинарный синкретизм, обусловленный синкретизмом античного мышления. Это обстоятельство позволяло применять астрономические знания в самых разных сферах деятельности человека. Современная учебная астрономия отличается отсутствием подобного межпредметного подхода, который декларируется в теории, но весьма слабо проявляется в педагогической практике. В данной работе на конкретном материале было показано, что античные методы обучения астрономии весьма эффективны именно при рассмотрении межпредметных связей и применимы не только в работе с детьми в учреждениях дополнительного образования, но и в такой сложной области как обучение космонавтов астронавигации. Таким образом, очевидно, что заимствование педагогических идей прошлого может способствовать обогащению современных методик обучения астрономии.

В главе 2. 2. нами были рассмотрены, на экспериментальном материале, возможности применения в учебном процессе таких методов и форм обучения и контроля как сократический диалог (майевтика), катастеризмы, перипатетика, схолии, симпосии, эпистолярный жанр, доксографическое тестирование. Исследование показало, что эти формы и методы не только эффективны, но и предпочитаются самими детьми. Экспериментальные занятия по астрономии, проведенные с использованием некоторых античных методов и форм обучения и контроля позволили привить детям интерес, помимо астрономии, к различным областям человеческого знания: философии, литературе, изобразительному искусству, истории. На основе экспериментальных данных была разработана учебная программа, опирающаяся на межпредметные связи, и в большей степени, чем это обычно бывает, на гуманитарные предметы. В частности курс истории астрономии, вместо традиционных шести часов, преподается в течение трех лет. Для работы по данному курсу нами были составлены тесты (аналог античной доксографи) и сборник задач, источником для которых явились античные греческие и римские тексты. Таким образом, цель достигнута, задачи решены.

Для современных педагогов, по нашему мнению, необходимо обращению к античному педагогическому опыту в области астрономии как ценнейшему источнику обогащения собственного индивидуального опыта.

Не следует соотносить астрономию только с физикой и математикой, напротив следует видеть в ней фундаментальную синкретичную дисциплину, раздел философии, явление культуры. Именно такой синкретизм позволяет показать ученикам астрономию не как науку, оторванную от жизни, а как науку о мире, в котором есть жизнь и есть смысл. Наше исследование ни в коей мере не может считаться исчерпывающим. В качестве перспективы можно указать на следующие вопросы:

- насколько эффективны античные методы обучения в дистанционном образовании;

- применимы ли античные методы обучения в синтезе с современными технологиями планетариев;

- совместимы ли античные методы и формы обучения астрономии с формой «уроков из космоса», когда занятия проводят космические экипажи, находящиеся в полете.

Поиск ответа на эти вопросы, а также более глубокая разработка положений, сформулированных в нашей работе, открывают перспективы для дальнейшего изучения исторического педагогического опыта и его освоения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Фесенко, Андрей Васильевич, 2002 год

1. Авсоний. Стихотворения ( пер. М. JI. Гаспарова ) М., 1993.

2. Акимова J1. И. Ферейские фрески (опыт реконструкции мифо-ритуальной системы). Дисс. докт. искусствознания.- М., МГУ, 1993.

3. Аммиан Марцеллин. Римская история.- СПб., 1994.

4. Анненский И. Ф. Таврическая жрица у Еврипида, Руччелаи и Гете // Гермес. Т. 7.- СПб., 1910.

5. Античная лирика.- М., 1968.

6. Антология педагогической мысли христианского средневековья.- М.,1994.

7. Аппиан. Римские войны.- СПб., 1994.

8. Ардаширова Э. Т. Духовная культура и эстетическая педагогика античности.- Уфа. 1993.

9. Аристотель. Сочинения в 4-х томах (пер. С. А. Жебелева). Т. 4.- М.,1983.

10. Аристофан. Комедии; Фрагменты (А. Пиотровского).- М., 2000.

11. И. Бакланова Т. И. Педагогика художественной самодеятельности.-М.: МГИК, 1992.

12. Бекштрем А. Г. Школьное дело у древних греков. // Гермес. Т. 7.-СПб., 1910.

13. Блаватская Т.В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура.- М., 1976.

14. Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии.-М., 1991.

15. Васильева Т. В. Афинская школа философии. М., 1985.

16. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. и др. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей.- М., 1997.

17. Гаспаров М. J1. Записи и выписки. М., 2000.

18. Гаспаров М. JI. Избранные труды. Т. 1.- М., 1997.

19. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века.- М., 1998.

20. Гесиод. Труды и дни // Эллинские поэты в переводах В. В. Вересаева,- М., 1963.

21. Гигин. Астрономия, (пер. А. И. Рубана).- СПб., 1997.

22. Гигин. Мифы ( пер. Д. Торшилова ).- СПб., 1997.

23. Гиппократ. Избранные книги ( пер. В. И. Руднева ).- М., 1994.

24. Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян.- СПб., 1995.

25. Глазычев В. JT. Гемма Коперника. Мир науки в изобразительном искусстве." М., 1989.

26. Головня В. В. История античного театра.- М., 1972.

27. Гомер. Илиада, (пер. Н. Гнедича), Одиссея (пер. В. А. Жуковского).-М., 1982.

28. Гончарова Т. В. Еврипид.- М., 1984.

29. Гора П. В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988.

30. Гришин Ю. А. Внеклассная и учебная работа по астрономии.- М.,1990.

31. Громов М. Н. Памятники древнерусской литературы как источник изучения раннего этапа отечественной педагогики // Просвещение и педагогическая мысль Древней Руси.- М., 1983.

32. Гуманитарные аспекты современного астрокосмического образования (сборник).-Н-Новгород. 1997.

33. Гусейнов Г. Ч. Аристофан.- М., 1988.

34. Дашевский Г. М. Небесные явления по Арату // Историко-астрономические исследования вып. XX.- М., 1988.

35. Дашевский Г. М. Слава звезд и слава поэта // Небо, наука, поэзия. Античные авторы о небесных светилах, об их именах, восходах, заходах и приметах погоды.- М.,1992.

36. Дильс Г. Античная техника.- M.-JL, 1934.

37. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения.- М., 1956.

38. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, пер. М.Л.Гаспарова.- М.: 1986.

39. Донина О. И. Концептуальные основы аэрокосмического образования в массовых образовательных учреждениях. Ульяновск, 1999.

40. Донина О. И. Концептуальные основы аэрокосмического образования. Ульяновск, 2000.

41. Егунов А. Н. Атрибуция и атетеза в классической филологии. // Древний мир и мы.- СПб., 1997.

42. Ерошенков И. Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях.- М.: МГУК, 1994.

43. Ерошенков И. Н. Основные направления культурно-воспитательной деятельности с детьми и подростками.- М.: МГУК, 1997.

44. Жаркова Л. С., Жарков А. Д., Чижиков В. М. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований. М., 1994.

45. Жарков А. Д. Культурно-досуговая деятельность — целостный технологический процесс. Культура Россини на рубеже столетий. Тезисы докладов международной научно-практической конференции 22-23 февраля 1996 года. Вып. 2.- М.:'МГУК, 1996.

46. Житомирский С.В. «Небесный глобус» Архимеда. Историко-астрономические исследования вып. XIV,- М.: 1978.

47. Жмудь Л. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагорействе. -СПб., 1994.

48. Жулинская Э. В. Введение в педагогическую систему Я. А. Коменско-го и Ю. Крижанича. // Человек Культура - Общество в концепции Яна Амоса Коменского.- М.: 1997.

49. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики.- М.,1963.

50. Задачи совершенствования астрономического образования в СССР, (сборник)- М., 1984.

51. Зайцев А. И. В поисках возрождения. // Греко латинский кабинет № 1.1992.

52. Зелинский Ф. Ф. Умершая наука// Из жизни идей. Т.З.- СПб., 1910.

53. Зелинский Ф. Ф. Древнегреческая религия.- Киев. 1993.

54. Зелинский Ф. Ф. Образовательное значение античности // Из жизни идей. Т.2.- СПб., 1911.

55. Зелинский Ф. Ф. История античной культуры,- СПб., 1995.

56. Зигель Ф. Ю. Методика некоторых форм внешкольной работы по астрономии. Дисс. канд. пед. наук.- М.: 1952.

57. Иршмер Й., Йоне Р.Словарь античности. М., 1993.

58. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем). Пер. с нем. М. Н. Ботвинника.- М.: 1997.

59. Каждан А. П. Византийская культура.- СПб., 1997.

60. Казанский Н. Н. Греческое уркро<;- «игра в слова» в поэзии и в жизни // Philologia classica вып. 5. Межвузовский сборник.- СПб.: изд-во С-Петербургского университета.- 1997.

61. Каллистов Д. П. Античный театр.- JL, 1970.

62. Каменыциков Н. Астрономические задачи.- СПб., 1923.

63. Карпенко Ю. А. Названия звездного неба. М., 1985.

64. Кауров Э. Н. Астрономическая основа пространственной ориентации мустьерских погребений // Древняя астрономия: небо и человек.-М., 1997.

65. Кацман Н. Вторая московская олимпиада по латинскому языку среди учащихся 5-11 классов // Лицейское и гимназическое образование № 3 стр.111113.

66. Квятковский А. П. Поэтический словарь. М., 1966.

67. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: МГИК, 1993.

68. Киселева Т. Г. Теория досуга за рубежом. М.: МГИК, 1992.

69. Клейн J1. С. Анатомия Илиады. -СПб., 1998.

70. Кобзев М. С., Горбачев Н. А. Сократовский метод обучения.- Саратов.1991.

71. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т.-М.,1938.

72. Концепция дополнительного образования детей // Внешкольник №1,1996.

73. Кофанов JI. JI. Роль звездного неба в авгуральном праве // Древняя астрономия: небо и человек. М., 1997.

74. Куртик Г. Е. Астральная символика в древней Месопотамии III тыс. до н. э. // Древняя астрономия: небо и человек. 1997.

75. Кухтин И. Л. Освещение вопросов астрономии на уроках истории в V-VII классах. // Преподавание астрономии в школе.- М., 1952.

76. Латышев В. В. Греческие древности. В. 2х. т.- СПб., 1997.

77. Левитан Е. П. Проблемы современной методики преподавания астрономии в советской средней школе. Дисс. канд. пед. наук.- М., 1965.

78. Левитан Е. П. Стратегия методического поиска // Земля и Вселенная №1, 1985.

79. Левитан Е. П. Основы обучения астрономии.- М., 1987.

80. Левитан Е.П. Описательная астрономия и гуманитаризация образования. // Земля и Вселенная, № 1, 1990.

81. Левитан Е. П. Научные основы методики и система средств обучения астрономии в школах и профтехучилищах. Дисс. на соиск. уч. степени доктора пед. наук. М., 1991.

82. Левитан Е. П. Научные представления о Вселенной — основа космического мышления и сознания //Земля и Вселенная №3, 1993.

83. Литаврин Г. Г. Как жили византийцы.- СПб., 1997.

84. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии.- М., 1993.

85. Лосев А. Ф. Античная философия и общественно-исторические формации // Античность как тип культуры.- М., 1988.

86. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Аристотель жизнь и смысл.- М., 1982.

87. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996.

88. Лурье С. Я. Очерки по истории античной науки. М.-Л., 1947.

89. Луцкий В. К. История Московского планетария. М., 1952.

90. Луцкий В.К. История общественных астрономических организаций в СССР.-М., 1982.

91. Манилий. Астрономика (пер. Е. М. Штаерман).- М., 1994.

92. Марру А.-И. История воспитания в античности,- М., 1998.

93. Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV-XV вв.- СПб., 1997.

94. Молчанов А. А. Таинственные письмена первых европейцев.- М.,1980.

95. Набоков М.Е. Очерк истории преподавания астрономии в средней школе в России и в СССР. ИАИ вып. I.- М., 1955.

96. Набоков М. Е. Методика преподавания астрономии.- М., 1955.

97. Новиков Н. И. Избранные педагогические сочинения.- М., 1959.

98. Овидий. Собрание сочинений в 2 томах.- СПб., 1994.

99. От глиняной таблички к университету: образовательные системы Востока и Запада в эпоху древности и средневековья // Под ред. Т. Н. Матулис. М.: РУДН, 1998.

100. Пави П. Словарь театра. -М., 1991.

101. Павсаний. Описание Эллады. В 2х т.- М., 1994.

102. Платон. Сочинения, тт. 1-4.- М., 1972.

103. Плутарх. Застольные беседы.- М., 1990.

104. Подосинов А. В. Латинский язык в школе. История, задачи и методика преподавания.- М., 1996.

105. Подосинов А. В. Ex oriente lux. Ориентация по сторонам света в архаичных культурах.- М., 1999.

106. Поляковская М. А., Чекалова А. А. Византия быт и нравы.- Свердловск: Изд-во Уральского ун-та. 1989.

107. Пшеничнер Б. Г., Войнов С. С. Внеурочная работа по астрономии. -М., 1988.

108. Радциг С. И. История древнегреческой литературы,- М., 1977.

109. Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль.- M.-JI., 1949.

110. Рожанский И. Д. Анаксагор.- М., 1972.

111. Самодурова 3. Г. К вопросу о существовании монастырских школ в Византии в VIII-XII вв.// Византийский временник № 56(81) 1995.

112. Светоний. О жизни цезарей.- СПб., 1998.

113. Святский Д.О. Очерки истории астрономии в древней Руси. ИАИ. Вып. VII, IX- М., 1961 1963.

114. Секст Эмпирик. Сочинения: В 2 т. ( пер. А. Ф. Лосева ).- М., 1976.

115. Селиверстова Л.И., Каменец А.В. Общественно организованное любительство проблемы, перспективы.- М., 1991.

116. Семенов А. Ф. Обучение и школьная жизнь в Древней Греции. Варшава, 1915.

117. Сенека. Трагедии ( пер. С. Ошерова ).- М., 1991.

118. Страбон. География ( пер. Г. А. Стратоновского ).- М., 1994.

119. Стрельцов Ю. А. Общение в сфере свободного времени.- М., 1991.

120. Стрельцов Ю.А. Общение как социокультурный процесс // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности.- М., 1995.

121. Сурдин В.Г. Астрономические олимпиады.- М., 1995.

122. Сурдин В. Г. Астрономическое образование: традиции и новые технологии // Земля и Вселенная № 1 1997.

123. Суханова Э. М. Педагогика как наука и искусство воспитания- М.: МГУК, 1997.

124. Урсул А.Д., Урсул Т.А. На пути к "устойчивому" освоению Вселенной. Земля и Вселенная, N 1, 1996, с.39-46.

125. Ушинский К. Д. Педагогические сочиненеия : В 6 т. М., 1990.

126. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989.

127. Фролова JT. А. Слово в драматическом спектакле (история и современность).- М.: МГУК, 1996.

128. Хильми Г. Ф. Поэзия науки. М., 1970.

129. Цицерон. Диалоги.- М., 1994.

130. Чижиков В. М. Досуг как проблема и проблема досуга // Культура России на рубеже столетий тезисы докладов международной научно-практической конференции 22-23 февраля 1996 года, вып.2.- М.: МГУК, стр. 107-108.

131. Шабалина Н. К. Дидактические стихи и сказки. Новосибирск, 1999.

132. Шичалин Ю. А. Комментарий к классическому произведению как вид учебного текста (на материале античных комментариев к Платону) // Проблемы школьного учебника. Сб. ст. Вып.19. М., 1990.

133. Шичалин Ю. А. Философия в классическом образовании // Лицейское и гимназическое образование №3 1998.

134. Шичалин Ю. А. Статус науки в орфико-пифагорейских кругах // Вопросы натуральной философии №1 1998.

135. Шичалин Ю. А. История античного платонизма. М., 2000.

136. Шубинский В. С. Формирование диалектического мышления у школьников.- М., 1979.

137. Эстон М. Ренессанс.- М., 1998.

138. Ямвлих Халкидский. Жизнь Пифагора (пер. Б. В. Черниговского). -М., 1997.

139. Янковский А. И. Раннегреческая тирания и возникновение трагедии // Античный мир.- СПб., 1998. Стр. 109-116.

140. Abelson P. The Seven Liberal Arts.- New York. 1906.

141. Arbeau Th. Orchesographie.-Paris. 1888.

142. Archimedis Opera Omnia, ed. J. L. Heiberg. Vol., 2. 1831.

143. Barrow R. Plato and education.- London. 1976.

144. Bernhardy G. Eratosthenica.- Berolini. 1822.

145. Boll F. Globen // Real Encyclopadie der klassischen Altertumswissenschafit, Bd 7. Stuttgart. 1920.

146. Clarke M. Higher education in the ancient world.- Albuquergue.1971.

147. Democritus operum fragmenta, ed. Mullachius.- Berolini. 1843.

148. Eratosthenis catasterismorum reliquiae, ed. C. Robert Berlin. 1963.

149. Eudoxi ars astronomica qualis in charta Aegyptiaca superset.- Kiel 1887.

150. Euripides. Tragoedie. ed. A. Nauck. Vol. 1-3, Lipsiae. 1860-1885.

151. Fragmenta Callimachus. ed. R. Pfeiffer. Vol. 1., Oxford: Clarendon Press,1949

152. Goethe J. W. Uber das Lehrgedicht//Goethes Werke. Bd 11. Berlin. 1981.

153. Gwynn A. Roman education from Cicero to Quintilian.- New York. 1966.

154. Mersenne M. Harmonie universelle. Vol., 2. Paris. 1963.

155. Mette H.J. Sphairopoiia.- Munchen. 1936.

156. Novum testamentum graece. Stuttgart. 1996.

157. Pollux Julius. Onomasticon. ed. E. Erich.- Lipsiae. 1931.

158. Quintiliani institutio oratoria, ed. L. Radermacher. I-II. Lipsiae. 19071935.

159. Scholia in Aristophanem, ed. D. Holwerda. Groningen. 1977.

160. Sheedan W., Armstrong M. Moon over Marathon // Astronomy. № 12,1996.

161. Teague F. Bathsua Makin, Woman of learning.- Bucknell. 1998.

162. Theon Smirnaeus. De Astronomia, ed. Th. Martin.- Parisiis. 1849.

163. Testimonia, ed. H. Diels and W. Kranz, Die Fragmente der Vorsokratiker, vol. 1.-Dublin. 1966.

164. Tragicorum graecorum fragmenta, ed. A. Nauck.- Lipsiae. 1882.

165. Tragicorum graecorum fragmenta, ed. B. Snell.- Gottingen. 1971.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.