Развитие мирового кинобизнеса в условиях глобализации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 08.00.14, кандидат наук Калабихина, Екатерина Андреевна

  • Калабихина, Екатерина Андреевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Москва
  • Специальность ВАК РФ08.00.14
  • Количество страниц 169
Калабихина, Екатерина Андреевна. Развитие мирового кинобизнеса в условиях глобализации: дис. кандидат наук: 08.00.14 - Мировая экономика. Москва. 2017. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Калабихина, Екатерина Андреевна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.2. Специфика кинобизнеса в контексте формирования цепочки создания стоимости

1.3. Изменения в структуре инвесторов кинобизнеса в условиях глобализации

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО КИНОБИЗНЕСА

2.1. Возрастание роли кинобизнеса в мировой экономике и ее инновациях

2.2. Национальные модели развития кинобизнеса

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ КИНОБИЗНЕСА В РОССИИ

3.1. Институциональная основа поддержки российской киноиндустрии

3.2. Основные факторы, сдерживающие развитие кинобизнеса в России

3.3. Рекомендации по совершенствованию государственной поддержки развития кинобизнеса в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1. Список объединений европейских стран

Приложение 2. Статистические таблицы «Развитие мирового

кинобизнеса»

Приложение 3. Частные рейтинги стран по показателям развития кинобизнеса

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Мировая экономика», 08.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие мирового кинобизнеса в условиях глобализации»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Глобализация - одна из существенных характеристик развития современного мирового хозяйства -оказывает влияние на функционирование всех отраслей хозяйства, в том числе, на такую значительную отрасль с точки зрения экономических, социальных, культурных аспектов развития общества, как киноиндустрия. В настоящее время важным представляется ответить на вопросы, в какой степени мировой кинобизнес включен в процесс глобализации; как глобализация влияет на развитие кинобизнеса; какие вызовы под влиянием глобализации формируют новый облик мирового кинобизнеса в контексте интернационализации человеческого капитала и финансовых потоков, роста конкуренции, ускорения информатизации экономики. Актуальность данного исследования вызвана также тем, что в нем затрагиваются вопросы развития кинопроизводства в России, в стране, которая является мощным игроком на рынке мирового кинопроизводства, но находится на новой стадии развития после краха государственной системы финансирования и дистрибуции кино. Исследование направлений государственной поддержки совершенствования развития кинопроизводства в России с учетом лучшего опыта стран с традиционно развитой киноиндустрией представляется актуальным.

Степень разработанности проблемы. Вопросы изучения социально-экономической природы, факторов и последствий глобализации обширно представлены в литературе, в том числе у таких иностранных авторов, как Бауман З.,Тоффлер Э., Тоффлер Х., Тарговски А., Кастельс М. и других. Сущность и черты глобализации подробно освещены в российских работах Бабурина С.Н., Кулакова М.В., Мазура И.И., Осьмовой М.Н., Римашевской Н.М., Чихун Л.П., Чумакова А.Н. и многих других. Основоположниками различных концепций в области анализа рынков (Акерлоф Г.А. и др.), анализа и управления бизнесом (Котлер Ф., Портер М. и др.) создана основа для исследования конкретных отраслевых бизнесов. Подходы к развитию и

финансированию кинобизнеса анализируются у Березина О.С., Иванова Г.П.,

3

Ирвинга Д.К., Кролла А., Мухиной М., Огурчикова П.К., Падейского В.В., Ри П., Роднянского А.Е., Сидоренко В.И. Однако вопросы развития мирового кинобизнеса в условиях глобализации изучены слабо.

Цель исследования. На основе анализа национальной и международной статистики выявить основные направления развития мирового кинобизнеса в условиях глобализации.

Для реализации этой цели в работе ставятся и решаются следующие

задачи:

• Провести теоретический анализ влияния глобализации на развитие мирового кинобизнеса и определить его роль в этом процессе.

• Выявить особенности цепочки создания стоимости в кинобизнесе. Классифицировать инвесторов кинобизнеса с учетом контекста глобализации.

• Изучить динамику развития мирового кинобизнеса в контексте глобального рынка кинофильмов и национальных рынков в странах с традиционно развитой киноиндустрией. Разработать методологию и апробировать глобальный рейтинг развития кинобизнеса.

• Выделить и классифицировать модели развития кинобизнеса в странах с традиционно развитой киноиндустрией.

• Изучить особенности развития кинобизнеса в России в современных условиях и на основе опыта исследованных стран разработать предложения в области государственной поддержки совершенствования развития кинопроизводства в России.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования в работе является мировой кинобизнес. В качестве предмета исследования рассматриваются основные тенденции развития мирового кинобизнеса в условиях глобализации.

Теоретические и методологические основы исследования.

Теоретическую основу диссертации составили фундаментальные работы

зарубежных и отечественных авторов в области глобализации мировой

4

экономики, развития отраслей экономики, в том числе, развития кинобизнеса, современные концепции стратегического маркетинга и менеджмента, среди них, концепция цепочки создания стоимости. Исследование проведено с помощью методов системного и сравнительного статистического анализа. В ходе аналитической работы использовался широкий спектр качественных и количественных методов, аналитические, графические методы исследования, в том числе, SWOT-анализ, индексный метод, ранжирование и другие.

Информационной базой исследования послужили статистические данные Американской ассоциации кинопроизводства, Европейской аудиовизуальной обсерватории, Министерства культуры РФ и Росстата; законодательные и нормативные документы; рабочие аналитические материалы киностудии Мосфильм; данные различных исследований, открытых статистических и вторичных источников информации о бюджетах фильмов и кассовых сборах. Статистические расчеты проведены с использованием программы MS EXCEL.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Выявлены и систематизированы основные факторы глобализации, влияющие на развитие мирового кинобизнеса: становление и усиление роли глобальных ТНК в сфере кинобизнеса, интенсивный рост мирового кинобизнеса и объемов международной торговли услугами и продуктами данной отрасли, создание региональных и мировых центров кинобизнеса, интернационализация и рост многообразия инвестиционных моделей в кинобизнесе, интеграция и объединение экономических ресурсов кинокомпаний на уровне стран и регионов, рост объемов и числа форматов ко-продукции в кинобизнесе. Показано, что продукция кинобизнеса является глобальной и раскрыты ее характерные особенности.

2. Уточнены теоретические положения концепции цепочки

создания стоимости в кинобизнесе в условиях глобализации. Разработана

авторская классификация инвесторов в кинобизнесе с учетом критерия

5

требования возврата денежных средств и критерия вовлеченности в процессы глобализации. К новым типам инвесторов в условиях глобализации относятся инвесторы и инвестиционные площадки, обладающие признаками интернационализации и признаками исключительного использования информационных технологий. Предложен комплексный подход к статистическому анализу развития мирового, регионального и национального кинобизнеса, позволяющий оценить сравнительную привлекательность регионов с позиции развития кинобизнеса и степень вовлечения регионального кинобизнеса в мировой рынок товаров и услуг в киноотрасли в условиях глобализации. Разработана методология глобального рейтинга развития кинобизнеса и выполнена статистическая процедура ранжирования стран в отношении развития кинобизнеса с учетом его чувствительности к характеристикам экономической глобализации и качества жизни населения в контексте потребления продукции кинобизнеса согласно разработанной методологии.

3. Выделены четыре модели развития кинобизнеса: частные вертикально-интегрированные компаний-мейджеры с минимальным участием государства (США); преимущественно вертикально-интегрированные компании с высокой долей прямого государственного участия (Франция); горизонтально-интегрированные компании с высокой долей прямого государственного (федерального и муниципального) участия (Германия); преимущественно горизонтально-интегрированные компании с косвенным государственным участием (Великобритания).

4. На основе изученного мирового опыта и выявленных проблем развития кинобизнеса в современной России предложены авторские рекомендации по совершенствованию государственной поддержки развития отечественного кинобизнеса, которые включают: поддержку национальных производителей в создании ко-продукции и продвижение российского кино на внешнем рынке; внедрение проектного подхода и независимой оценки в

отношении субсидируемых государством фильмов; борьбу с пиратством в

6

условиях глобализации; поддержка разнообразия видов инвесторов для повышения конкуренции и институционального развития среды кинобизнеса; формирование спроса на российское кино через социальные сети.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость диссертации состоит в развитии концепции цепочки создания стоимости применительно к кинобизнесу в условиях глобализации, в разработке глобального рейтинга развития кинобизнеса, классификации инвесторов и моделей развития кинобизнеса.

Практическая значимость работы состоит в системном описании современной ситуации в киноотрасли как на мировом уровне, так и в странах с традиционно развитой киноиндустрией, в том числе, в России. Предложения по преодолению недостатков развития российской киноотрасли могут быть приняты в качестве основы реформирования и совершенствования данной отрасли.

Область исследования: Диссертационная работа соответствует паспорту специальности 08.00.14 «Мировая экономика», в том числе: 1. Всемирное хозяйство, его структура, закономерности и современные тенденции развития; 17. Мировой рынок товаров и услуг: тенденции развития, отраслевая и фирменная структура. Организация и техника международной торговли; 29. Участие России в международном разделении труда. Формирование и перспективы развития экспортного потенциала и импортных потребностей российской экономики. Возможности улучшения международной производственной специализации России.

Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на

международных научных конференциях, в частности, на Международной

конференции «Ломоносовские чтения-2016» и на Международных

конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов»,

проводившихся в МГУ в 2014, 2015 гг.; на Всероссийской научно-

практической конференции "Владимирский тракт - дорога к новым

технологиям в туризме" во Владимире в 2015 году; на международной

7

конференции «Форум Россия 2012. Кино и деньги: инвестиции в кино, телевидение и новые медиа» в Москве в 2012 году.

Материалы диссертационного исследования были использованы в разработке аналитической записки для проведения SWOT-анализа развития киностудии «Мосфильм» в 2013 году; при создании аналитического доклада по международным кинорынкам для исследовательской кинокомпании «MovieResearch» («Универс-Консалтинг») в 2014 году и чтении курса «Мировая экономика, экономика стран и регионов» на экономическом факультете МГУ имени М.В.Ломоносова в 2013-2016 гг.

Основные положения и результаты диссертации изложены в десяти опубликованных работах (6,5 п.л.), в том числе в пяти научных журналах, входящих в перечень ВАК (2,8 п.л.).

Логика и структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений, изложенных на 169 страницах, включая рисунки, таблицы, приложения и библиографию из 148 источников. Поставленная цель исследования определила следующую логику и структуру диссертации.

В первой главе приводится теоретический анализ основных черт глобализации, влияющих на развитие мирового кинобизнеса, развивается концепция цепочки создания стоимости на разных этапах производства фильма и выявляются основные типы инвесторов в кинобизнесе в условиях глобализации.

Во второй главе изучается динамика развития мирового кинобизнеса в контексте глобального рынка кинофильмов и национальных рынков в странах с традиционно развитой киноиндустрией, разрабатывается глобальный рейтинг развития кинобизнеса, дается классификация национальных моделей развития кинобизнеса.

В третьей главе диссертации детально разбираются особенности развития кинобизнеса в России в современных условиях и на основе

мирового опыта разрабатываются предложения по совершенствованию государственной поддержки развития отечественного кинобизнеса.

В заключении резюмируются полученные результаты и обобщаются выводы, сделанные в предыдущих частях работы.

ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ МИРОВОГО КИНОБИЗНЕСА

1.1.Глобализация хозяйственной деятельности и роль кинобизнеса в этом процессе

Глобализация является очень сложным, многоплановым процессом. В научных исследованиях глобализация - объект междисциплинарного интереса. Именно поэтому существует значительное число определений этого явления и выделения его позитивных и негативных черт. Одни авторы считают, что глобализация - это новая глобальная картина мира, которая носит неуправляемый и самостоятельный характер; подчеркивается усиление дерегулирования социально-экономических отношений [Бауман, 2005]. Глобализм представляется капитализмом, раздвигающим границы в эпоху электронного оборота товаров и услуг [Bledsoe, 2001]. Другие авторы считают, что глобализация имеет упорядочный и универсальный характер, с различными сферами влияния на экономику, социум и другие процессы мирового порядка [Бабурин и др., 2011; Тоффлер, Тоффлер, 2007]. Одни аворы пишут о волнах глобализации, описывая историю этого процесса на протяжении нескольких столеий [Targowski, 2014], другие подчеркивают, что активная стадия современной глобализации началась в 1980-х годах двадцатого столетия [Осьмова, 2006]. В целом глобализация являет собой процесс открытого экономического и культурного обмена, взаимодествие стран, фирм, народностей, социальных групп в едином пространстве мира; интеграцию товаров, людей, идей национальных государств в мировую экономику. Глобализация мировой экономики - это современная всемирная стадия интернационализации мирового хозяйства [Осьмова (ред.), 2014]. Последнее определение представляется наиболее точным, поскольку не перечисляет отдельные стороны глобализации, не несет в себе отношенческие позитивные и негативные характеристики процесса, а объективно и широко предлагает смотреть на современный процесс глобализации через призму усиления взаимодействия международных связей

всех стран в первую очередь в экономической сфере.

10

Чаще всего под единым глобальным пространством понимается пространство интернет технологий, аудиовизуальных средств коммуникации, порожденных научно-техническим прогрессом [Кастельс, 2000; Мартин, 2001]. Развитие технологий дало толчок к многократному снижению цен на продукты и услуги в сфере транспорта, связи и информационных технологий - ведущих отраслей в развитии глобального мира. Например, стоимость перевозки океанским транспортом упала более, чем в 3 раза с 1920 по 1990 гг.; стоимость перевозки авивтранспортом - в 6 раз с 1930 по 1990 гг.; стоимость трех минут межконтинентального телефонного разговора - в 150 раз, а цена компьютера почти в 2000 раз с 1960 по 2000 гг. [Targowski, 2014].

Технологии сделали возможным существование самого кинобизнеса. Кинобизнес активно использует технологии в целях создания и распространения своего продукта, донесения (культурной) информации до всех слоев населения по всему миру. Охват аудитории колоссален из-за экономической доступности данного вида продукта - кинофильма. Относительно низкая стоимость тиражирования продукции даже на заре развития кинобизнеса сделало этот вид культурной продукции массовым. Это всегда привлекало политиков с точки зрения возможности воздействия на умы. В.И.Ленин говорил в контексте важности пропаганды коммунистических ценностей и достижений: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино» [Болтянский, 1933]. Роль кинобизнеса в распространение современной западной культуры также трудно переоценить.

Кинобизнес можно отнести к отраслям, играющим в глобализационных

процессах лидирующую роль. Кинобизнес (и шире - медиасфера) - это часть

современной глобальной цифровой среды («цифрового разума») наряду с

инфосферой (коммуникационные системы, базы данных, сети),

киберпростанством (Интернет и веб-технологии) и сферой глобальных идей

и кибердействий [Targowski, 2014]. Некоторые авторы дают опредление

глобализации, используя критерий формирования глобальной массовой

культуры, в которой кино играет ключевую роль, наряду с критериями

11

формирования наднациональных учреждений и транснациональных корпораций в политике и экономике, возникновением глобально-однородного образа жизни [Глобалистика, 2006, 165].

Один из основных экономических эффектов глобализации - появление глобального потребительского рынка [Римашевская, 2002]. Кинобизнес одним из первых формирует глобальный потребительский рынок, широко исполшьзуя информационные технологии.

Кинофильм - это первая ласточка глобализации, так как соответствует многим признакам глобальной продукции. Глобальный продукт, основанный на информационных технологиях, не имеет физического износа в процессе использования, подвержен быстрому моральному устареванию, малозатратно копируется, без препятствий пересекает национальные границы [Кулаков, Чихун, 2016].

Не стоит игнорировать и влияние, оказываемое киноиндустрией на глобальные в современном мире отрасли в сфере потребления: отрасль промышленности (автомобльная, текстильная, парфюмерная, пищевая отрасли и пр.), отрасль туризма (кинотуризм, place placement) [Калабихина, 2015; Калабихина, 2016г]. А также на само сознание людей в целом в области потребительского, демографического поведения, использования времени досуга и поведения на рынке труда. Кинобизнес является активным участником глобализации мировой экономики. Кинобизнес вносит свой вклад в преобразование мирового пространства в единую зону перемещения информации и идей, товаров и услуг, капитала и финансовых потоков.

Основными темами в изучении процесса глобализации стали сюжеты,

связанные с усилением роли глобальных ТНК, с интенсивным ростом

мировой торговли, с регионализацией экономики на фоне глобализации, с

финансовой глобализацией, с конвергенцией [Бабурин и др., 2011]. Выделяя

экономичексие аспекты глобализации следует подчеркнуть следующие

характеристики развития современного мирового хозяйства: а) становление и

усиление роли глобальных ТНК, б) интенсивный рост мирового хозяйства и

12

мировой торговли, в) создание региональных и мировых центров в разных отраслях, г) финансовая глобализация, д) интеграция и объединение экономических ресурсов на уровне стран и регионов. Мировые кинопроцессы подвержены тем же глобальным изменениям, что и мировая экономика, так как являются неотемлемой ее частью.

Роль ТНК в киномире играют компании-мейджоры: «ХХ век Фокс», «Парамаунт Пикчерс», «Уолт Дисней» и другие известные киногиганты, -являющиеся рынкообразующими финансовыми компаниями по кинопроизводству. Они преобладают в основном в Голливуде и распространяют свое влияние на мировые киноцентры европейского, латиноамериканского и азиатского регионов при помощи франшиз. Например, российская кинокомпания «Централ Партнершип» является дистрибьютором фильмов кинокомпании «Парамаунт Пикчерс» на территории России. Это не единственный функционал данной кинокомпании, но один из основных.

Большинство крупных кинокомпаний производят и другую аудиовизуальную продукцию (радио- и телепрограммы и другое). В списке главных кинокомпаний аудиовизуального рынка состоят Universal Pictures (США), Walt Disney Studios (США), Sony Pictures (Япония), TF1 (Франция), Warner Bros. (США), 20th Century Fox (США), ARD (Германия), Paramount Pictures (США), BBC Group (Великобритания) и пр.

Как и все глобальные рынки, рынок аудиовизуальной продукции и услуг (куда входит рынок кинопродукции) поделен на несколько главных стран-участников: США, Европа, Япония и другие страны мира. Более 50% данного рынка приходится на аудиовизуальный рынок США. В денежном эквиваленте в 2013 году аудиовизуальный рынок США оценивался в 260 млрд. долларов США. Страны Европы занимают второе место на аудиовизуальном рынке мира, около 20% всей продукции и услуг и немного более 70 млрд. долларов США. Мировой аудиовизуальный рынок в 2013 году составил почти 400 млрд. долларов США [Европейская аудиовизуальная обсерватория, 2014].

Интенсивный рост мирового кинобизнеса и рост продаж фильмов в другие страны - важная черта глобализации данной сферы мирового хозяйства. Только с 2005 по 2013 год ежегодное количество выпущенных художественных фильмов в мире выросло с 4642 до 7610 единиц (увеличение произошло на 63,9%; видео формат не учитывается). В мировом кинобизнесе участвует уже около 100 стран. В 2013 году ежегодные кассовые сборы десяти ведущих стран по этому показателю в мире достигли 26,9 млрд. долларов США [Diversity..., 2016], в 2015 году - 29 млрд. долларов США [Европейская аудиовизуальная обсерватория, 2016]. На европейском континенте кассовые сборы в 2013 году составили 7,7 млрд. евро, в 2016 году - почти 8,3 млрд. евро, количество проданных билетов выросло с 1,55 до 1,67 штук на душу населения в год [Mediasalles, 2017].

Концентрация кинобизнеса высока: 5 стран-лидеров (Индия, США, Китай, Япония, Франция, Великобритания) производят более 50% фильмов. Не все страны одинаково успешны в экпорте своих фильмов. Но пример кинобизнеса США (крупнейших компаний-мэйджеров) в отношении экспорта фильмов впечатляет. По данным Европейской аудивизуальной обсерватории, доля американского кино в прокате в большинстве европейских странах составляет более 50%. Создание новых национальный киноиндустрий может быть основано на экспорте фильмов одновременно с ростом совместного производства фильмов. Яркий пример: китайская киноиндустрия (Чайновуд). Индийское кино популярно во многих странах азиатского и африканского региона.

В современном мире растет число региональных центров кинобизнеса.

Если несколько десятилетий назад Голливуд был известен как мировой центр

кинобизнеса, то сегодня региональные центры оспаривают место лидера с

Голливудом по числу ежегодно выпускаемых художественных фильмов.

Возникли мощные центры кинобизнеса в Индии (Боливуд), Китае

(Чайновуд), Японии, в ряде европейских стран, в Республике Корея.

Ежегодный выпуск фильмов сегодня составляет в Индии - около 1700-1900

14

фильмов в год, в Китае и США - по 700-800 фильмов в год, в Япония - 600 фильмов в год, во Франции, Южной Кореи, Великобритании - 250-300 фильмов в год, в Германии, Испании, Италии - около 200 фильмов в год. Появился новый центр кинобизнеса в Нигерии (Ноливуд) - около 2000 фильмов в год, однако пока он работает в основном в видео формате (авторская оценка по данным ЮНЕСКО, американских и европейских статистических агентств).

Под финансовой киноглобализацией понимается интеграция капиталов, унификация финансовых услуг и таможенных процедур, а также распространение инновационных финансовых инструментов и электронных технологий при производстве кинопродукции и в процессе дистрибуции в разных странах (с учетом ноых форматов - видео по запросу и пр.). Они преобладают в кинобизнесе по всему миру. Ускорился темп совершения межвалютных сделок и в этой сфере. Растет степень интернационализации и разнообразие форм инвестирования в кинопроекты.

Ярким примером интеграции и объединения ресурсов в мировом кинобизнесе, наиболее очевидной чертой глобализации, является рост доли совместного производства. Даже в США около 13% фильмов произведены в этом формате. В некоторых европейских странах доля ко-продукции занимает половину и более от всего количества выпущенных фильмов: Бельгия, Ирландия, Нидерланды - 50-80%, Швейцария, Франция, Германия -40-50% [Diversity..., 2016].

Формат ко-продукции становится наиболее распространненым для

съемочного процесса: вовлекаются новые участники кинопроцесса,

денежные средства разделяются между ними, что помогает улучшать

конечное качество кинопродукта и охват его распространения в разных

странах. Например, фильм, созданный ко-продуктивным методом во

Франции, России и Беларуси, будет оплачен из бюджетов инвесторов всех

трех страновых кинопроизводств, появится возможность делать более

технологичные съемки, нанимать «звездных» актеров. Будет гарантирован

15

экранный (иногда телевизионный) показ на территории этих трех стран, а не в одной стране-производителе, что позволит собрать большее количество денежных средств и окупить затраченные финансовые вложения на производство кинокартины.

Ко-продукция выполняет одну из главных ролей глобализации: развитие международного разделения труда и мобильность человеческого капитала. Чтобы снять фильм, необходимо задействовать большое количество рабочего и творческого персонала. Под творческим персоналом понимаются: режиссеры, операторы, продюсеры, актеры, художники, - те, кто создает процесс видеоряда. Рабочий персонал представляют администраторы съемочной группы, бухгалтерия, осветители, монтажники сцены, водители и прочие. Как правило, творческую группу на фильм, снимаемый несколькими странами, набирают международную. Рабочий персонал, в основном, нанимают на месте съемок, то есть в стране, где на данный момент идет съемочный процесс. Ко-продукция поднимает экономику нескольких стран сразу: дает возможность международного найма персонала, дополнительные рабочие места в каждой стране, развивает инфраструктуру (транспорт, средства связи) в той местности, где проходят съемки.

В Германии есть законодательный опыт привлечения международных съемок на немецкой территории. В данной стране государство платит деньги кинопроизводителям (необязательно гражданам Германии) за съемки фильмов на их территории. Главная цель такого квотирования - деньги возвращаются в бюджет Германии с прибылью [Калабихина, 2016в]. Например, фильм Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки» был частично снят на немецкие деньги (6,8 млн. евро) [Гурков, 2011].

Похожие диссертационные работы по специальности «Мировая экономика», 08.00.14 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Калабихина, Екатерина Андреевна, 2017 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Законодательные и нормативные документы

1. Общие положения ФЗ РФ от 22 августа 1996 года «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».

2. Приказ Минкультуры РФ от 21 ноября 2008 г. №198 «Об утверждении Положения о Департаменте кинематографии Министерства Культуры Российской Федерации».

3. Положение об основах хозяйственной деятельности и финансировании организаций культуры и искусства. Утверждено постановлением правительства Российской Федерации от 1995 г. №669.

4. Постановление Правительства РФ от 27.02.2016 №143 «Об утверждении правил выдачи, отказе в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильм и Правил ведения Государственного реестра фильмов».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. №1215 «О Федеральном фонде социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии».

6. Государственная программа РФ «Развитие культуры и туризма» на 20132020гг. - ч. 1 - 239с.

7. Налоговый Кодекс РФ Статья 149, пункт 2, подпункт 21, от 22 июля 2005 года (№119-ФЗ) «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)».

8. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. №1216 «Об утверждении правил предоставления в 2010 году из федерального бюджета субсидий на поддержку кинематографии».

9. Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на поддержку кинематографии; Постановление Правительства РФ №38 от 26.01.2016.

10. Приказ Министерства Культуры РФ от 07 февраля 2011 г. №52 «Об организации работы по предоставлению субсидий организациям кинематографии в 2011 году".

11. Приказ Министерства Культуры РФ от 30 декабря 2011 г. №1459. "Об утверждении Положения о Департаменте государственной поддержки кинематографии Министерства культуры Российской Федерации".

12. Распоряжение Правительства №326-р от 29.02.2016 «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года».

13. Распоряжение Правительства РФ от 18.09.2002 № 1299-р «О развитии российской кинематографии».

14. Федеральная целевая программа «Культура России (2001-2005 годы)».

15. Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2011 годы)».

16. Федеральный закон № 187-ФЗ от 02.07.2013 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях" (последняя редакция).

17. Федеральный Закон № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

18. Федеральный Закон №359-ФЗ от 14.12.2015 «О федеральном бюджете на 2016 год».

19. Федеральный Закон №126-ФЗ от 22.08.1996 г. «О государственной поддержке кинематографа Российской Федерации». Статьи 8,9 ФЗ.

Монографии, статьи, аналитические доклады, статистические сборники

20. Аналитический доклад о состоянии киноотрасли России, материалы Конференц-форума кинематографической общественности «Российская киноиндустрия 2009». М., 2010.

21. Бабурин С. Н., Мунтян М. А., Урсул А. Д. Глобализация в перспективе устойчивого развития. М. : Магистр : ИНФРА-М, 2011.

22. Бакулев Г.П. Англо-русский и русско-английский кинематографический словарь: ок. 4500 слов и выражений с толкованием. М.: ТрансАрт, 2010. 250с.

23. Бауман Зигмунт. Индивидуализированное общество/Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Логос, 2005.

24. Болтянский Г. Ленин и кино. М., 1925 г., стр. 16-18, цит. по: «Советское Кино» № 1-2 1933.

25. Борисевич Р. интервью журналу «Кинобизнес сегодня». URL: http: //шшш.кок1еЬе1111т.ги/рге55/1п1егу1еш8/5/(дата обращения: 06.04.2011).

26. Владимир Мединский о ключевых планах на год кино. Интервью // URL: https://гестпит.ги/пе\У5/сикига/2035478.html (дата обращения: 01.02.2017).

27. Геворкян Н. Интервью (компания «Совэкспортфильм»). URL: http: //www.kinorinok. pгoficinema.гu/mainnews/maгkets/detai1 .php?ID=8 7925 (дата обращения: 06.04.2011).

28. Глобалистика. Международный междисциплинарный энциклопедический словарь. / Гл.ред. И.И.Мазур, А.Н.Чумаков. М.-СПб.-Н.-Й.: ИЦ «ЕЛИМА», ИД «Питер». 2006.

29. Гурков А. Почему немецкие налогоплательщики субсидировали Квентина Тарантино. URL:http://www.dw-wor1d.de/dw/artic1e/0,,5707325,00.htm1 (дата обращения: 26.12.2011).

30. Джонсон Б. Как финансировать свои проекты через специальные фонды?. Материалы «Форума России 2012», 4.02.2012 г., Секция «Кино и деньги».

31. Добрынина Е. Кто должен платить за российское кино?, Русская служба ВВС, цитата К. Разлогова из статьи от 15.01.2010г. // URL: http://www.ЬЬc.co.uk/гussian/Ьusiness/2010/01/100115 rnssia film ^шйу Ь iidget.shtml (дата обращения: 24.03.2012г.)

32. «Жужуащий» мракетинг. URL: http://www.bzzagent.com/ (дата обращения: 11.12.2011).

33. Зегонова О. Счетная палата проверит средства на кино. Интернет ресурс Infox.ru, статья от 19 марта 2010г. // URL: http://infox.ru/afisha/cinema/2010/03/19/Schyetnaya palata pr.phtml (дата обращения: 01.02.2012).

34. Иванов Г.П., Огурчиков П.К., Сидоренко В.И. Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

35. Ивашковская И.В., Кукина Е.Б., Пенкина И.В. Экономическая добавленная стоимость. Концепции. Подходы. Инструменты// Журнал корпоративные финансы. 2010. №2 (14). С. 103-108.

36. Ирвинг Дейвид К., Ри Питер В. Продюсирование и режиссура короткометражных кино- и видеофильмов / Пер. с англ. С.И. Бойченко и др. М.: ГИТР, 2008. 416 с.

37. Исследования компании «Невафильм» при участии «RFILMS» и «Гротек» для европейской аудиовизуальной обсерватории, 2010.

38. Калабихина Е.А. Финансирование кинобизнеса в период кризиса // Международная научная конференция «Ломоносовские чтения-2016». «Экономическая наука и развитие экономических школ» (к 75-летию экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова): Сборник статей / Под ред. А.А.Аузана, В.В.Герасименко. М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2016а. С. 1435-1440.

39. Калабихина Е.А. Инвестирование в кинобизнесе: типы инвесторов, направления инвестиций и риски в кинобизнесе // Общество и экономика. 2016б. №10. С. 113-127.

40. Калабихина Е.А. Роль продюсера в снижении рисков финансирования кинопроекта // Научное обозрение. 2016в. №11. С. 222-228.

41. Калабихина Е.А. Маркетинг в сфере финансирования киноиндустрии: мировой опыт // Маркетинг в России и за рубежом. 2016г. №3. С. 63-70.

42. Калабихина Е.А. Киноиндустрия как средство развития туризма // Тезисы к Конференции "Владимирский тракт - дорога к новым технологиям в

туризме", 12-14.06.2015 / научный журнал "Новая экономика и региональная наука", №2, Владимир, 2015. С. 58-59.

43. Калабихина Е.А. Инвестирование в киноиндустрию в России // Образование. Наука. Научные кадры. - М.: «Юнити-Дана», 2014а. №1. С. 172-174.

44. Калабихина Е.А. Финансирование кинобизнеса в странах с развитой киноиндустрией // Материалы Международного молодежного научного форума «Л0М0Н0С0В-2014» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2014б. — 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).

45. Калабихина Е.А. Рейтинг развития и финансирования кинопроизводства в странах с развитой киноиндустрией // Вестник МГУ, серия "Экономика". 2013а. №6. С.48- 60.

46. Калабихина Е.А., Талагаева А.В. и др. Структура трансформации национальных экономик в процессе глобализации. Отв. Ред. Чихун Л.П. // «МАКС Пресс», М., 2013б. С. 48-60.

47. Калабихина Е.А. Развитие и финансирование кинопроизводства в странах с развитой киноиндустрией // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2012. Т.4. №1(7). С.93-129.

48. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

49. Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.И.Юткевич; Редкол.: Ю.С. Афанасьев, В.Е. Баскаков, И.В. Вайсфельд и др. М.: Сов. энциклопедия, 1986.

50. Киноиндустрия Российской Федерации. Исследование компании «Невафильм» при участии «Rfilms» для Европейской Аудиовизуальной Лаборатории, ноябрь 2009.

51. Киноиндустрия Российской Федерации. Исследование компании «Невафильм» при участии «Rfilms» для Европейской Аудиовизуальной Лаборатории, ноябрь 2010.

52. Кинопроизводство и ко-продукция в России. Экспорт российских фильмов за рубеж. Публикация Европейской аудиовизуальной обсерватории, 2016.

53. Киностатистика 2008: Статистический сборник. М.: Издательский дом ООО «Роликс», 2009.

54. Кичин В. Цель жизни - жить. Андрей Кончаловский о том, куда идет кино и общество. URL:http://www.rg.ru/2011/01/11/konchalovskiy.html (дата обращения: 26.12. 2011).

55. Котлер Ф. Основы маркетинга. М., СПб., К.,: Издательский дом «Вильямс», 2001.

56. Кролл А. «Продюсирование кино/ часть 1: Финансирование кинопроектов - две части единого процесса». URL: http: //snimifilm. com/statyi/aleksei-krol-prodyusirovanie-kino-chast-1-finansirovanie-kinoproektov-dve-chasti-edinogo-prot (дата обращения: 22.08.2010).

57. Куприна Н. Пусть Достоевский несет великую идею за свои деньги. 02.03.2010// URL: http://slon.ru/russia/pust dostoevskiy neset velikuyu ideyu za svoi den-297084.xhtml (дата обращения: 23.03.2012г.).

58. Кулаков М.В., Чихун Л.П. Экономическое развитие. Теория и практика: Учебник [для вузов] // М.В. Кулаков, Л.П. Чихун. Москва: Экономика, 2016. 493 с.

59. Курьянов Е.И. Англо-русский словарь по средствам массовой информации. М.: Московская международная школа переводчиков, 1993.

60. Мартин Г. П. Западня глобализации: атака на процветание и демократию / Г.-П. Мартин, Х. Шуманн. М.: Альпина, 2001. 335 с.

61. Мастерство продюсера кино и телевидения: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Продюсерство кино и телевидения» и другим кинематографическим специальностям / под ред. П.К. Огурчикова, В.В. Падейского, В.И. Сидоренко. М., Юнити-Дана, 2008. 863с.

62. Материалы компании «СТС media». URL: http: //www.proficinema.ru/mainnews/exhibitions/Rodnynsky.pdf (дата обращения: 02.11.2007).

63. Мосгорсуд навсегда заблокировал Rutor.org // URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2675345 (дата обращения: 01.02.2017).

64. МТС заключила альянс с «Централ Партнершип»// «РБКdaily». URL: http://www.broadcasting.ru/newstext.php?news id=74753 (дата обращения: 22.02.2011).

65. МТС замешивает Fox и Sony в омлет. URL:http://www.bfm.ru/artides/2010/07/05/mts-zameshivaet-fox-i-sony-v-omlet.html (дата обращения: 26.12.2011).

66. Мухина М. Международная дистрибуция фильмов: невозможное возможно?.

URL: http: //www. kinorinok.proficinema. ru/mainnews/markets/detail. php?ID=8 7925 (дата обращения: 08.01.2012).

67. Мухина М. Материалы Круглова стола «Антикризисные стратегии финансирования кинопроизводства». URL: http: //www.proficinema.ru/mainnews/exhibitions/detail. php?ID=54236

http: //www.giab-online.ru обращения: 18.03.2016).

'2007/2/17 Peshkov12.pdf (дата

72. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость/ Майкл Портер; Пер. с англ. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 715 с.

73. Попов Н.И., Третьяк О.А. Управление сетями: новые направления исследований// российский журнал менеджмента. 2008. Том 6, № 4. С. 7582.

74. Профессия - продюсер кино и телевидения. Практические подходы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Продюсерство кино и телевидения» и другим кинематографическим специальностям / под ред. В.И. Сидоренко, П.К. Огурчикова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 711 с.

75. Производство и дистрибуция кинофильмов в США // Режим доступа: http: //www. cinema. artpragmatica. ru/context/research/ (дата обращения: 25.02.2015).

76. Римашевская Н.М., Галецкий В.Ф., Овсянников А.А. Население и глобализация. М.: Наука, 2002. 322с.

77. Роднянский А.Е. Выходит продюсер. Манн, Иванов и Фербер, 2013. 288 с.

78. Российский кинобизнес: современность и перспективы. Материалы научно-практической конференции. М.: ВГИК, 2011. 161 с.

79. Российский статистический ежегодник. Москва, 2011. 2012. 2013. 2014. 2015. 2016.

80. Россия в Eurimage: окно в Европу прорублено// «Профсинема» от 30.06.2011 г. URL: http: //www.proficinema.ru/mainnews/festival/detail .php?ID=109191 (дата обращения: 21.03.2012).

81. Современные проблемы кинобизнеса. Материалы международной научно-практической конференции. М.: ВГИК, 2012. 217 с.

82. Состояние российской кинематографии в 2015 году. Отчет Минкультуры. URL: http: //www.proficinema.ru/mainnews/exhibitions/detail. php?ID=54236 (дата обращения: 22.12.2016).

83. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство. Перевод: М. Султанова. М.: АСТ, 2007.

84. Финансирование Киноиндустрии - опыт Европы. URL:http://www.studю-videoton.ru/Theory/opitevropa.html.

Ресурсы удаленного доступа (Интернет-источники)

85. АНКО. Официальный сайт URL:http://np-anko.ru. (дата обращения

09.04.2015).

86. Ассоциации DVD-издателей. Официальный сайт URL:http://www.advdp.ru. (дата обращения 18.04.2015).

87. Бюллетень кинопрокатчика. URL: www.kinometro.ru. (дата обращения

27.02.2016).

88. Газета.ру. Интерент-ресурс URL:http://www.gazeta.ru. (дата обращения

27.02.2017).

89. Гильдия продюсеров России. Официальный сайт URL:http://www.kinoproducer.m. (дата обращения 18.04.2015).

90. Кинокадр. Интернет-ресурс. URL:http://www.kinokadr.ru. (дата обращения: 12.12.2012).

91. Киножурнал «Искусство кино». Официальный сайт URL: http: //kinoart. ru. (дата обращения: 11.10.2013).

92. Киножурнал «Кинобизнес сегодня». Официальный сайт URL: http://www.kinobusiness.com/(дата обращения 17.02.2017).

93. Кандагар. Официальный сайт кинофильма URL:http://www.kandagarfilm.ru. (дата обращения: 11.12.2011).

94. Кинопоиск. Интернет-ресурс URL:http://www.kmopoisk.ru. (дата обращения 27.02.2017).

95. КиноСоюз. Официальный сайт URL: http://www.kinosoyuz.com. (дата обращения: 11.10.2013).

96. Киностудия «Ленфильм». Официальный сайт.

URL:http://www.lenШm.ru/service/(дата обращения 18.01.2017).

155

97. Киностудии имени Горького. Официальный сайт. URL:http://www.gorkyfilm.ru. (дата обращения 18.10.2016).

98. Клуб кинематографистов на сайте Facebook.com. URL:https://apps.facebook.com/movie_club/.(дата обращения: 11.10.2013).

99. Министерство культуры РФ. URL: http://mkrf.ru/ministry/struktura/detail.php?ID=196298 (дата обращения 27.02.2017).

100. Невафильм. Интернет-ресурс URL: http: //research.nevafilm.ru. (дата обращения: 11.12.2011).

101. РИА «Новости». Интернет-ресурс URL:http://ria.ru. (дата обращения 17.02.2017).

102. Российская газета, официальный сайт, 2011. https://rg.ru/2011/08/24/german.html (дата обращения 27.02.2017).

103. РСКП. Официальный сайт URL:http://рскп.рф. (дата обращения 18.04.2015).

104. Сайт статистики киносборов в РФ. URL: http://www.kinobusiness.com/ (дата обращения 18.04.2016).

105. Сайт мультфильмов про трех богатырей. URL:http://www.3bogatyrja.ru. (дата обращения 18.04.2015).

106. Сайт статистики кинематографии США. URL: http://www.the-numbers.com/movies. (дата обращения 20.08.2016).

107. Сеанс. Официальный сайт киножурнала URL: http://seance.ru. (дата обращения: 11.12.2011).

108. Сообщество национальных кинотеатральных организаций «Киноальянс». Официальный сайт. URL:http://www.kinoalliance.ru. (дата обращения 19.04.2015).

109. Союз кинематографистов РФ. Официальный сайт. URL:http://www.unikino.ru. (дата обращения 18.04.2015).

110. Фонд «Studiostar». Официальный сайт

URL:http://www.studiostar.ca/finance.html. (дата обращения 18.04.2015).

156

111. Фонд Eurimages. Официальный сайт URL:http://www.coe.int/t/dg4/eurimages. (дата обращения 21.09.2016).

112. Фонд кино. Официальный сайт. URL: http://www.fond-kino.ru. (дата обращения 18.01.2017).

113. Централ Партнершип. Сайт компании URL:http://www.centpart.ru. (дата обращения 18.04.2015).

114. Электронная энциклопедия Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org. (дата обращения 18.01.2017).

115. Celluloid Dream. Сайт компании URL:http://www.celluloid-dreams.com/company_profile. (дата обращения 18.04.2015).

116. CFO Russia. Интернет-ресурс URL:http://www.cfo-russia.ru. (дата обращения: 11.10.2013).

117. Cinemotion. Официальный сайт URL: http: //www. cinemotionlab. com/inspire/121. (дата 11.04.2015). «HiddenMarketing». Официальный сайт URL:http://hiddenmarketing.ru. (дата обращения: 11.12.2011).

118. Inforor.ru. Интернет-ресурс URL:http://inforotor.ru. (дата 11.10.2013).

119. Investrum. Официальный сайт фонда URL: http://www.investrum.com. (дата обращения 18.04.2015).

120. Ostrow and company. Официальный сайт фонда URL: http://www.ostrowandcompany.com. (дата обращения 18.04.2015).

121. Out of obscurity. Официальный сайт фонда URL: http://www.outofobscurity.com. (дата обращения 18.04.2015).

122. RuData.ru. Интернет-ресурс, отдел «Энциклопедия кино».

URL:http://www.rudata.ru/w/index.php. (дата обращения: 11.12.2011).

123. The Statistic portal. URL: https://www.statista.com/statistics/187069/north-american-box-office-gross-revenue-since-1980/ (дата обращения 17.02.2017).

124. UniFrance. Сайт компании URL:http://www.unifrance.org. (дата обращения 18.04.2015).

компании обращения компании

обращения:

Источники на иностранных языках

125. 2010 Special 301 Report. Prepared by the Office of the United States Trade Representative, Ambassador Ron Kir. 2010.

126. Akerlof G.A. The Market for "Lemons": Quality Uncertainty and the Market Mechanism. P.488-500// The Quarterly Journal of Economics, v.84, August 1970.

127. Competitive Feature Film Festival // Режим доступа: http: //www.fiapf. org/-intfilmfestivals sites.asp (дата обращения: 15.03.2015).

128. Diversity and the film industry. An analysis of the 2014 UIS Survey on Feature Film Statistics. UNESCO Institute for Statistics. Information paper No.29, March 2016.

129. Economic Contribution of the Motion Picture & Television Industry to the United States. MOTION PICTURE ASSOCIATION OF AMERICA, 2011.

130. Economic Contribution of the Motion Picture & Television Industry to the United States. MOTION PICTURE ASSOCIATION OF AMERICA, 2017.

131. European Audiovisual Observatory. Yearbook 2008. Film, Television and Video in Europe, Vol.3, Film and Home video, European Audiovisual Observatory, Strasbourg, 2008.

132. European Audiovisual Observatory. Yearbook 2014. Film, Television and Video in Europe, Film and Home video, European Audiovisual Observatory, Strasbourg, 2014.

133. European Audiovisual Observatory. World Film Market Trends. Focus 2009. 2009.

134. European Audiovisual Observatory. World Film Market Trends. Focus 2016. 2016.

135. Goldberg M. Warner Bros. to Release Films on Premium VOD Service 60 Days after Theatrical Release. 2.02.2011. URL: http://collider.com/warner-bros-premium-vod-service/74139/ http: //www.rg.ru/2011/08/24/lenfilm.html (дата обращения: 20.03.2012).

136. Jowitt, Ken. New World Disorder: The Leninist Extinction. Berkeley: University of California, 1992. 342 pp.

137. Ma, Liye and Montgomery, Alan and Smith, Michael D. The Dual Impact of Movie Piracy on Box-Office Revenue: Cannibalization and Promotion (February 24, 2016). URL: https://ssrn.com/abstract=2736946 (дата обращения: 9.02.2017).

138. Mediasalles. DGT Online Informer. No. 136. 9 February 2017. URL: http://www.mediasalles.it/dgt online/DGT online informer.htm (дата обращения: 9.02.2017).

139. McClintock P. Global Box Office Hit $32.6 Bil in 2011, Fueled by Exploding International Growth. The Hollywood Reporter. 22.03.2012. URL: http://www.hollywoodreporter.com/news/global-box-office-china-international-growth-326-303324 http://www.rg.ru/2011/08/24/lenfilm.html (дата обращения: 23.03.2012).

140. Porter, M.E. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance, Free Press, New York, 1985.

141. See the future. Top industry clusters in 2040 revealed. Economic Views: Future industry clusters. PwC, 2010.

142. Targowski, Andrew. From Globalization Waves to Global Civilization// Comparative Civilizations Review: Vol. 70: No. 70, Article 7. 2014. Available at: http://scholarsarchive.byu.edu/ccr/vol70/iss70/7

143. Three scenarios for the TV market in 2020. Migration to the Web picking up speed. IDATE NEWS 471, 18 June 2009.

144. The British film and television industries—decline or opportunity? Volume I: Report. The Authority of the House of Lords, Committee on Communications, 24 January 2010, London: The Stationery Office Limited. 2010.

145. Theatrical Market Statistic Report. MOTION PICTURE ASSOCIATION OF AMERICA, 2011.

146. Theatrical Market Statistics. MOTION PICTURE ASSOCIATION OF

159

AMERICA, 2015.

147. United States Trade Representative. April 30, 2010.

148. Variety (daily or weekly). 5700 Wilshire Boulevard, Suite 120, Los Angeles, CA 90036: (213)857-6600.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.