Пути совершенствования организационно-творческого процесса в фильмопроизводстве в условиях научно-технического прогресса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 08.00.05, кандидат экономических наук Машковцев, Борис Александрович

  • Машковцев, Борис Александрович
  • кандидат экономических науккандидат экономических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ08.00.05
  • Количество страниц 171
Машковцев, Борис Александрович. Пути совершенствования организационно-творческого процесса в фильмопроизводстве в условиях научно-технического прогресса: дис. кандидат экономических наук: 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда. Москва. 2006. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат экономических наук Машковцев, Борис Александрович

Вступление

Глава 1. Значение инновационной деятельности, как части стратегии развития предприятия. Методы оценки ее эффективности в условиях отраслевой специфики кинопроизводства

§ 1. Инновации, как способ существования кинематографии в рыночных условиях

§2. Сущность инновационной деятельности предприятия, проблемы и плюсы инновационного пути развития предприятий

§3. Методы прогнозирования и оценки результатов инновационной деятельности

Глава 2. Проблемы применения мирового опыта научно-технического прогресса в фильмопроизводстве и его оценки

§1. Историческое развитие кинематографа на базе НТП

§2. Современная организация кинопроцесса в условиях технического перевооружения кинематографии США

§3. Проблемы перехода мирового киносообщества в цифровую

Глава 3. Перспективы проведения инновационной политики в отечественном кинопроизводстве

§ 1. Общая характеристика НТП на современном российском кинорынке

§2. Стратегия модернизации отечественной отрасли кинематографии в современных условиях

§3. Развитие новообразованных киностудий на основе инновационной политики

§4. Оптимизация технологии производства кинопроекта за счет привлечения новейших технологий

§5. Эффект внедрения замкнутого цикла цифрового производства

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», 08.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Пути совершенствования организационно-творческого процесса в фильмопроизводстве в условиях научно-технического прогресса»

Актуальность темы

К моменту начала радикальных организационно-экономических преобразований, внедрения новой модели финансирования отечественного кинематографа киноорганизации не были готовы к реформированию своей деятельности. С одной стороны, был разрушен т.н. «возвратный» механизм финансирования, а кинопрокат и кинопоказ стали автономными сферами по отношению к другим звеньям кинопроцесса, что, в результате, сделало отрасль нерентабельной. С другой стороны, рынок сбыта был быстро захвачен зарубежной и, в первую очередь, американской кинопродукцией, предложившей аудитории принципиально новые жанры и виды зрелища. Стала очевидна разница технологий производства кинофильмов, которую российское кинопроизводство было неспособно скомпенсировать ввиду отсутствия финансовых ресурсов.

Российский рынок кинопоказа сегодня составляют порядка 500 модернизированных кинотеатров (1 ООО кинозалов), треть которых расположена в Москве и Санкт-Петербурге, для сравнения объем рынка Польши составляет 800 кинотеатров. На сегодняшний день российское кинопроизводство уступило свои лидирующие позиции, испытывает жесткую конкуренцию со стороны зарубежных компаний и не имеет возможности масштабной разработки собственных технологий. При этом в последние два года наблюдается рост киносети (прирост рынка за 2005 год, по оценкам компании «Нева-фильм», составит 30%), объемов производства (в 2006 году только с финансовым участием Федерального агентства по культуре и кинематографии планируется завершить 106 полнометражных кинокартин), увеличение кассовых сборов от проката отечественных фильмов, как в абсолютных, так и в относительных величинах (к общему объему сборов от кинопроката на территории России). Оживился интерес частных инвесторов, постепенно растет техническая база отрасли. Кинопроизводители предъявляют к качеству конечного продукта все более серьезные требования. Очевиден и стабильный интерес зрителей к получению качественной услуги кинопоказа и просмотру высококачественных картин, сделанных по последнему слову техники. В условиях конкуренции со стороны телевидения и домашнего видео, кинематографисты должны предлагать зрителю продукт в таком качестве, которое недостижимо в домашних условиях. Основные спады на рынке кинопоказа происходили именно в моменты бурного развития технологий домашних развлечений. Таким образом, постоянная модернизация отрасли становится необходимым условием ее выживания на общем рынке аудиовизуальных услуг. В данной ситуации важно представлять полную картину современной практики управления отраслью, в частности с позиций инноватики, как фактора конкурентной борьбы.

Научная новизна настоящего исследования заключается в следующем:

1. обоснованы и предложены цели (повышение конкурентоспособности российских кинофильмов на внутреннем рынке, интеграция в международный кинопроцесс, рост национального производства и повышение его экономической эффективности) и задачи проведения целенаправленной инновационной политики в рамках модернизации отечественного кинопроизводства, определенные в соответствии со структурой проблем, стоящих перед сферой кинематографии (неудовлетворительная техническая оснащенность студий, отсутствие информационного поля, невозможность конкурентной борьбы на фоне переизбытка на рынке зарубежной высококачественной продукции, отсутствие должного интереса инвесторов к техническому развитию кинопроизводства);

2. проведен сравнительный анализ преимуществ и недостатков цифровых технологий кинопроизводства по отношению к пленочным;

3. разработаны рекомендации по формированию системы показателей эффективности инновационной деятельности кинопредприятий с учетом специфической мотивации и наличия творческого фактора, неподдающегося абсолютному количественному исчислению;

4. разработан механизм формирования инновационной политики в рамках кинопроизводства на базе цифровых технологий, поддающийся адаптации как для построения современного цикла производства отдельных предприятий или проектов, так и для внедрения на федеральном уровне в качестве одного из направлений развития сферы кинематографии в России.

Актуальность проблемы связана с тем, что общепринятая система измерения инновационного эффекта не подходит для оценки новаторской деятельности в отрасли, связанной одновременно с высокотехнологичным производством и сферой культуры, что предполагает сильное вмешательство человеческого фактора в результаты производства. В силу этого ряд количественных оценок может носить либо сравнительный характер, либо базироваться на косвенных показателях.

По этой причине усиливается актуальность анализа зарубежного опыта, т.к. знание большого количества аналогий дает возможность применять метод экстраполяции для прогнозирования отдачи от инновационной политики.

Особое внимание уделено зарубежным и отечественным компаниям, сумевшим, используя достижения НТП, добиться лидерства или сформировать свою собственную нишу на рынке. Данный опыт ценен для российской кинопромышленности тем, что позволяет новым участникам рынка не просто успешно конкурировать, но и получить значительные преимущества за счет обладания уникальными технологиями.

Цель настоящего исследования заключается в разработке комплексной системы планирования инновационной политики как фактора повышения конкурентоспособности кинопредприятий в условиях рыночной экономики.

Для достижения названной цели в работе поставлены следующие задачи:

1. провести исследование теоретических основ формирования инновационной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики и определение методологии оценки ее эффективности;

2. представить анализ и обобщение международной практики планирования и реализации инновационной политики при производстве полнометражных игровых и анимационных кинофильмов, определение организационных и технологических решений, которые целесообразно внедрить в российском кинопроизводстве;

3. проанализировать основные тенденции развития кинопроизводства в России на базе НТП, выявление проблем, препятствующих модернизации и повышению конкурентоспособности отечественной кинематографии;

4. выработать рекомендаций по формированию механизма модернизации российского кинопроизводства на базе привлечения цифровых технологий, на уровне сферы в целом, отдельных кинопредприятий и кинокартин;

5. определить систему оценки эффективности организационно-технологических преобразований кинокомпаний с учетом наличия специфических показателей и творческого фактора.

Степень разработанности проблемы

Появление на российском рынке новых технологических решений сопровождается отдельными целенаправленными кампаниями, в т.ч. пиар-акциями, выставками, семинарами и публикациями, направленными на продвижение и популяризацию того или иного новшества. Но при этом не ставились задачи по общему теоретическому осмыслению процессов перестроения кинопромышленности. Осуществляются частные изменения технологий кинопроизводства на уровне отдельных компаний при отсутствии четко сформулированной общей инновационной политики в рамках сферы кинематографии. Съемочные группы регулярно оказываются в ситуации информационного вакуума, когда возникает проблема незнания или непонимания: какие технологии наиболее рационально решат конкретные творческие задачи. Незнание общих тенденций перестройки современного кинопроизводства приводит в итоге либо к нерациональному использованию доступных ресурсов, неадекватному их выбору, либо к боязни использовать новшества. Неэффективно распределяется бюджет производства, в равной степени - и средства частных инвесторов, и средства государственной поддержки. По причине отсутствия теоретических знаний технологий киностудии легче отказаться от лучшего варианта в пользу традиционного и ей понятного.

Таким образом, необходимость проведения исследования вопросов инновационной политики в кинематографии связана с быстрыми темпами модернизации современного кинопроизводства, важностью своевременной оценки перспектив развития отрасли в России в условиях обострившейся в последние годы борьбы на внутреннем кинорынке.

В последние годы в России общие научные исследования в области инноваций проводили B.C. Келле, Г.Д. Ковалев, И.Г. Минервин, И.Ф. Мухарь, А.В. Пилипенко, академик Р.А. Фатхутдинов, К.П. Янковский, Дж.Гросси (G. Grossi), Дж.Ф. Брандовски (J.F. Brandowski). Хотя их исследования носят общетеоретический характер, они вполне отражают механизмы НТП в кинематографии как экономической системе. Тем не менее, при рассмотрении кинопроизводства как части сферы культуры, применение многих показателей, моделей и системы оценок оказалось невозможным. В силу этого требуется разработка основ методики оценки эффекта инновационной деятельности согласно специфике исследуемой отрасли хозяйства. Для рассмотрения истории процесса и описания общих механизмов кинопроизводства в диссертационном исследовании были использованы материалы специалистов в области кинематографии Э.Ж. Янсона, Г.П. Иванова, И.Е. Кокарева, Б.Н. Коноплева, В.И. Сидоренко, П.К. Огурчикова, Б.И. Криштула, и д.р. Частные вопросы модернизации киноотрасли затрагивают такие специалисты по современным технологиям, как О.С. Березин, A.M. Орлов, С. Розенталь (S. Rosenthal), С. Шур (S. Shur), П. Уилтон (P. Wilton), Д. Дж. Штурман (D.J. Sturman).

Объектом исследования является процесс формирования, реализации и оценки результатов инновационной деятельности киностудий.

В качестве предмета изучения выступает инновационная политика предприятий-лидеров мировой и отечественной сферы производства аудиовизуальной продукции и поставщиков услуг для кинопроизводства.

Практическая значимость результатов работы

Содержащиеся в работе выводы и рекомендации могут быть использованы:

• Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской федерации, другими органами власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в выработке государственных программ поддержки развития кинематографии;

• киностудиями в практике управления кинокомпаниями в России при планировании и проведении мероприятий по модернизации технологии производства картин, выработке инновационной стратегии, как фактора повышения конкурентоспособности, оценке постановочной сложности и планировании производства отдельных кинопроектов;

• отраслевыми образовательными учреждениями в целях преподавания учебных дисциплин при подготовке специалистов в области продюсерства и менеджмента в аудиовизуальной сфере по курсам управления кинопредприятиями, планирования и оценки себестоимости кинопроизводства; оценки эффективности деятельности и конкурентоспособности предприятий.

Апробация результатов исследования

Результаты исследования были апробированы в 2005 году в ходе подготовки предложений Федерального агентства по культуре и кинематографии (Роскультуры) к докладу о результатах и основных направлениях деятельности на период 2006-2007 годы Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкультуры

России), а также в ходе оказания консультационной поддержки формирования докладов о результатах и основных направлениях деятельнсти на период 2006-2008 годы Минкультуры России и Роскультуры.

Материалы исследования легли в основу спецкурса кафедры менеджмента в кино и телевидении экономического факультета Всероссийского государственного института кинематографии (ВГИК) им. С.А. Герасимова «Научно-технический прогресс и его экономические аспекты».

Внедрение результатов исследования

Материалы, составляющие настоящее исследование легли в основу спецкурса «Научно-технический прогресс и его экономические аспекты» на кафедре менеджмента в кино и телевидении экономического факультета Всероссийского Государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова.

Авторские публикации:

Основные положения работы изложены в 5 публикациях общим объемом 6,13 п.л.

Работа имеет следующую структуру:

Первая глава посвящена общей теории инноваций. Экономка кинематографии рассматривается в контексте мировой экономики. Определяется набор показателей эффективности инновационной деятельности, при этом выявляется отраслевая специфика кинопроизводства, требующая индивидуальных показателей эффекта, связанных с наличием творческого фактора.

Во второй главе описываются исторические процессы НТП, иллюстрирующие периоды смены технологических циклов, когда необходимость инновационной политики в кинопроизводстве проявлялась наиболее ярко. Подробно рассматриваются современные технологии, в первую очередь цифровые, с целью ценить целесообразность их применения в современном кинопроцессе.

Третья глава включает анализ современного технико-экономического состояния российского кинопроизводства. Разрабатывается механизм повышения конкурентоспособности отечественных кинопредприятий на базе инновационной деятельности. В качестве базового элемента политики рассматриваются перспективные цифровые технологии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», 08.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», Машковцев, Борис Александрович

Заключение

Основной целью настоящей работы являлось выявление современных тенденций инновационных процессов в кинопроизводстве, оценка их эффективности и влияния на конкурентоспособность кинопредприятий.

Для представления полной картины состояния современного кинопроцесса и определения направлений развития отечественного кинопроизводства, в работе были проведены следующие исследования:

1. обзор современной теории инновационной деятельности предприятия;

2. обзор исторических процессов НТП в кинопроизводстве;

3. освещение современных направлений и проблем внедрения новшеств в кинопроизводство: экономический и социальный эффект их использования;

4. оценка современного состояния российского рынка кинопроизводства и прогнозирование его развития в свете роста влияния цифровых технологий.

Научная новизна работы заключалась в следующем:

5. обоснованы и предложены цели (повышение конкурентоспособности российских кинофильмов на внутреннем рынке, интеграция в международный кинопроцесс, рост национального производства и повышение его экономической эффективности) и задачи проведения целенаправленной инновационной политики в рамках модернизации отечественного кинопроизводства, определенные в соответствии со структурой проблем, стоящих перед сферой кинематографии (неудовлетворительная техническая оснащенность студий, отсутствие информационного поля, невозможность конкурентной борьбы на фоне переизбытка на рынке зарубежной высококачественной продукции, отсутствие должного интереса инвесторов к техническому развитию кинопроизводства);

6. проведен сравнительный анализ преимуществ и недостатков цифровых технологий кинопроизводства по отношению к пленочным;

7. разработаны рекомендации по формированию системы показателей эффективности инновационной деятельности кинопредприятий с учетом специфической мотивации и наличия творческого фактора, неподдающегося абсолютному количественному исчислению;

8. разработан механизм формирования инновационной политики в рамках кинопроизводства на базе цифровых технологий, поддающийся адаптации как для построения современного цикла производства отдельных предприятий или проектов, так и для внедрения на федеральном уровне в качестве одного из направлений развития сферы кинематографии в России.

На основании результатов диссертационного исследования получены следующие выводы и заключения:

1. при формировании инновационной политики кинопредприятиям рекомендуется учитывать необходимость непрерывности инновационной деятельности для того, чтобы достигнуть максимального эффекта, который часто может проявиться только в среднесрочной или долгосрочной перспективе;

2. для достижения наилучшего эффекта инновационной деятельности киностудий желательно внедрять гибкие организационные формы, сочетающие децентрализацию управления в момент освоения новшества, что снижает ненужную нагрузку на высший управленческий персонал, и централизацию при внедрении ключевых нововведений для эффективной координации и оперативного контроля и оценки результатов;

3. анализ современного состояния НТП в мировой кинопромышленности выявил ряд перспективных технологий, применение которых молено рекомендовать российским киноорганизациям, как то: нелинейный монтаж, цифровая киносъемочная техника формата HD, компьютерные визуальные эффекты, системы записи многоканальной фонограммы, электронные носители информации, системы электронного кинопоказа; что выявляет основную мировую тенденцию развития кинотехнологии по пути внедрения цифровых форматов фиксации, обработки и воспроизведения аудиовизуальной информации;

4. в качестве инновационной стратегии для кинокомпаний можно рекомендовать следующие пути, освоенные крупными зарубежными студиями: разовое привлечение глобальной технологии (заимствование технологии) для быстрого завоевания крупного сектора рынка (пример — внедрение звукового кинематографа студией «Уорнер бразерс»), ориентация компании на постоянное планомерное внедрение новшеств за счет параллельного проведения самостоятельной исследовательской работы, апробации ее результатов в собственном производстве и реализации разработок сторонним компаниям (опыт ILM и Weta, лидирующих и в НИОКР в области кинопроизводства, и причастных к созданию ряда высокобюджетных фильмов последних лет), создание и развитие уникального формата фиксации и демонстрации аудиовизуальных материалов (пример корпорации IMAX);

5. анализ основных тенденций развития кинопроизводства в России на базе НТП выявил ряд проблем, требующих скорейшего решения: необходимость обеспечения достаточного уровня финансовой поддержки инновационной деятельности в кинопроизводстве, повышения степени мотивации студий к получению конкурентоспособного продукта, оснащенности отрасли современными технологическими решениями, информированности компаний о новых технологиях;

6. российским кинопредприятиям рекомендуется обратить пристальное внимание на формирование инновационной политики, основанной на схеме производства и распространения кинопродукции в цифровом формате или постепенной интеграции цифровых технологий в цикл традиционного «пленочного» производства;

7. оценка эффекта инновационной деятельности кинопредприятия должна учитывать следующие факторы: необходимость поиска баланса между экономическим и творческим эффектом; вероятность проявления эффекта косвенным образом через увеличение посещаемости, хорошие отзывы критики и т.д.; необходимость расчета эффекта с учетом долгосрочного периода окупаемости и возможности дальнейшего применения нововведения в собственном производстве, либо его реализации другим компаниям.

Таким образом, в диссертационной работе сформулирована и решена актуальная научная задача, направленная на повышение конкурентоспособности кинокомпаний, улучшение качества киноуслуг и стимулирующая динамичное развитие отечественной кинематографии как социально значимой сферы творческой деятельности, влияющей на культурный и образовательный уровень населения. Предложенное научное решение проблемной экономико-организационной задачи имеет важное теоретическое, экономическое и социальное значение.

141

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Машковцев, Борис Александрович, 2006 год

1. Нормативные документы

2. Концепция инновационной политики Российской Федерации на 19982000 годы. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 года №832, г. Москва

3. Концепция развития кинематографии Российской Федерации до 2005 года от 18 декабря 1007 года №1561

4. Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» от 22 августа 1996 года №126-ФЗ

5. Brandowski James F. Corporate imagination plus: Five steps to translate innovative strategies into action New-York: The Free Press; London: Collier Macmillan, 1990

6. Grossi G. Promoting innovation in a big business Ibid, 1990

7. Warner Jack. My first hundred years in Hollywood. Ал authobyography -New-York: Random House, 1965

8. Василевская H. Ф. Развитие технических и изобразительных средств кино в условиях НТР М., 1980

9. Василевский Ю.А. Практическая энциклопедия по технике аудио- и видеозаписи-М., 1996

10. Грачева М.В. Инновационная деятельность в промышленности: теория и практика в странах рыночной экономики и инновационные опросы российских предприятий. М.: РАН ИМЭМО 1994 - 56 с.

11. ИД «Бизнес-пресса», 1998 216 с. \Ъ.Инновации и экономический рост. Отв. ред. Микульский К. - М.: Наука- 2002 377 с.

12. А.Инновационное управление трудом. Межвузовский сборник научных статей, под науч ред. Н.А.Горелова, В.В.Синова СПб, СПбГУЭФ, 2001 - 175 с.

13. Инновационные контуры мировой экономики (прогноз развития на 2000-2015 гг.) Научная программа "Долгосрочное прогнозирование". Рук. программы Мартынов В.А., Дынкин А.А. М.: РАН ИМЭМО -1999-81 с.

14. Лапин Н.И. Актуальные проблемы исследования нововведений. Социальные факторы нововведений в организационных системах: Труды семинара М.: ВНИИСИ, 1980 - с. 5-2224Меморандум Союза кинематографистов РФ Ж. «СКН», №14-16 (197199), 06.12.2004

15. Минервин КГ. Инновационная и конкурентная стратегия корпораций. Научно-аналитический обзор М.: РАН ИНИОН, 1994 - 48 с.

16. Основы предпринимательской деятельности в кинематографии. Под. ред. В.И. Кошкина -М.: 1993

17. Первый век кино. Энциклопедия. Гл.ред. Борсук JL М.: Локид, 1996

18. Пилипенко А.В. Инновационная активность российских предприятий: Условия роста / Российская академия наук. Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова. М.: Маркет ДС, 2003 -432 с.

19. Сидоренко В.И. Планирование факторов производства аудиовизуальной продукции. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук М.: 2000

20. Соколов КВ. Вклад русской науки и искусства в создание кинематографа-М.: АН СССР, 1953

21. Справка о реализации концепции развития кинематографии Российской Федерации до 2005 года и о стратегических направлениях государственной политики в сфере кинематографии на период 20062016 гг.

22. Фатхутдинов Р.Л. Инновационный менеджмент: Учебник, 2-е изд., -М.: Бизнес-школа Интел-Синтез, 2000 624 с.

23. Ъб.Харин А.А., Коленский И.Л. Управление инновациями. Основы организации инновационных процессов. Учеб. пособие / Под ред. Ю.В. Шленова М.: Высшая школа, 2003 - 252 с.

24. Чепайкина Т.В. Выбор инновационных технологических проектов на основе комплексной критериальной модели при формировании госзаказа. Диссертация на соискание степени кандидата экономических наук-М.: 2002

25. Черкасов М.Н. Разработка механизма выбора эффективных инновационных проектов в промышленном производстве. Диссертация на соискание степени кандидата экономических наук. М.: 2002

26. Ъ9.Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. Н.А. Сафронова -М.: Юристъ, 2002 608 с.

27. АО Янковский К.П., Мухаръ И.Ф. Организация инвестиционной и инновационной деятельности — СПб., Питер, 2001 — 448 с.1. Статьи41 .Doyle Odrie. Lord of the Rings. The two Towers, Ж. «Computer Graphics World»

28. Goodman Martin. CGI вытеснит рисованную мультипликацию? Ж. «Animation World Magazine», 2005

29. Gordon Devin. Making "The Polar Express", Ж. «Newsweek», 25 октября, 2004

30. Kenyon Heather. ILM's Seth Rosenthal on Motion Capture, Ж. Animation World Magazine, № 3.11, февраль, 199945 .Pavitt K. Key characteristics of the large innovating firm, Ж. «British journal of management» Chichester etc., 1991

31. Robertson Barbara. The Lord of the Ring, Ж. «Computer Graphics World», декабрь, 2001

32. Sturman David J. A Brief History of Motion Capture for Computer Character Animation. Character Motion Systems, SIGGRAPH 94: Course 9, 1994

33. Березин О.С. Цифровой кинотеатр. Эпизод 1, Ж. "Техника кино и телевидения", № 4, 2003

34. ЪХ.Блохин А., Ивева И., Назин Л. Электронный кинематограф в России -его проблемы и перспективы Ж. «Киномеханик», 2000, №4

35. Геблер Н. Собственная империя. Как евреи изобрели Голливуд — Ж. «Искусство кино», 1999, №№8-12

36. Елисеев Ю., Малинецкий Г., Медведев А., Харин А. Инновационный императив Независимая газета, №88(3203), 28.04.2004

37. Ермакова Е.Ю. IMAX: дорога к звездам и возвращение мечты Ж. «Техника кино и телевидения», 2001, №7

38. Зеленина ЛИ. Размер киноэкрана: влияние на изображение и звук Ж. «Техника кино и телевидения», 1999, №5

39. Киселев И. Технология Dolby Ж. «Киномеханик», 1999, №9

40. Новикова Т. Кинематограф XXI века Ж. «Киномеханик», 1998

41. Периодические издания, содержащие использованные статистические данные66.Action, журнал, М, 2005

42. Бизнес кинотеатров, журнал, М, Metropolitan E.R.A., 2005

43. Бюллетень кинопрокатчика, журнал, М, Metropolitan E.R.A., 2005

44. Кинобизнес сегодня, журнал, М, Экспресс-паблишинг, 2004-2005 10.Кинопроцесс, журнал, М, Кинопроцесс, 20051\.Менеджер кино, журнал, М, Информ кино, 20051. Источники в сети Интернет12.3-D Film and Video http://www.stereo3d.com/3dmovie.htm

45. Episode II: Keeping Pace with Digital Production www.starwars.com, 200180 .Furniss Maureen. Motion Capture http://www.mit.edu/comm-forum/papers/furniss.html81 .Kaufman Debra. Движущая сила Родригеса www.render.ru - 2005 82.

46. Motion Capture Introduction -http://visgraf.impa.br/Proiects/mcapture/intro.html

47. Motion Capture What is it? - http://www.metemotion.com/motion-capture/motion-capture.htm

48. Render.Ru http://www.render.ru

49. Skywalker Sound. The Making of Movie Soundtrackhttp://www.thx.com/skywalker/skywalker.html 96.Sony and Panavision to Deliver First Camera www.starwars.com, 17 ноября 199991 .Technicolor Milestones. http://www.technocolor.com

50. Thoresen Bjorn. Final Fantasy: подробности создания http://www.vfxpro.com 2003

51. United States Department of Labor Bureau of Labor Statistics - Motion Picture and Video Industries - http://www.bls.gov/oco/cg/cgs038.htm

52. Visual Effects Headquarters http://www.vfxhq.com

53. Wake-up Call for Film Industry http://www.cbn.co.za/arc/2003-Mar/art461.asp. март 2003

54. Власов И. Технология Motion Capture. Виртуальные радости -http://nestor.minsk.bv/vr/2000/12/vrO 1215.html 2000

55. Дубинин А. «Робот-оператор Cyber-Cameraman», http://www.tivionica.ru/archiv/996/99653.htm, 2003

56. Кино России http://www.kinoros.ru

57. Корнеев А. "Финальная фантазия" грозит обернуться кошмаром для кинозвезд" http://www.kinoizm.ru, 2001

58. Цифровое кино http://www.digitalcinema.ru/content/press/dtech002.php

59. Robertson Barbara. Месиво монстров www.render.ru

60. Feeny Katherine. Jim Henson's Creature Shop, 'Brotherhood of the Wolf www.vfxpro.ru

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.